Анализ политического события. Что наиболее важно в последних политических событиях для России? Духовная жизнь и развитие мировой культуры

Развитие мировой истории не было линейным. На каждом её этапе были события и периоды, которые можно назвать «переломными». Они меняли и геополитику, и мировоззрение людей.

1. Неолитическая революция (10 тыс. лет до н.э. - 2 тыс. до н.э.)

Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд. Главным ее содержанием Чайлд назвал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7­-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тысяч лет до н.э.

2. Создание Средиземноморской цивилизации (4 тыс. до н.э.)

Средиземноморский регион был очагом появления первых цивилизаций. Появление Шумерской цивилизации в Месопотамии относят к 4-му тысячелетию до н. э. В том же 4-м тысячелетии до н. э. египетские фараоны объединили земли в долине Нила, и их цивилизация быстро расширилась через Плодородный полумесяц на восточное побережье Средиземного моря и далее по всему Леванту. Это сделало страны Средиземноморья, такие как Египет, Сирия и Ливан частью колыбели цивилизации.

3. Великое переселение народов (IV-VII вв.)

Великое переселение народов стало переломным этапом истории, определившим переход от античности к Средним векам. О причинах Великого переселения ученые спорят до сих пор, но его последствия оказались глобальными.

На территорию слабеющей Римской империи переселились многочисленные германские (франки, лангобарды, саксы, вандалы, готы) и сарматские (аланы) племена. Славяне дошли до побережья Средиземноморья и Балтики, заселили часть Пелопоннеса и Малой Азии. Тюрки достигли Центральной Европы, арабы начали завоевательные походы, в ходе которых им покорился весь Ближний Восток до Инда, Северная Африка и Испания.

4. Падение Римской империи (V в.)

Два мощных удара – в 410 году вестготов и в 476 году германцев – сокрушили, казалось бы, вечную Римскую империю. Это поставило под угрозу достижения античной европейской цивилизации. Кризис Древнего Рима не пришел внезапно, а долгое время вызревал изнутри. Военный и политический упадок империи, начавшийся в III веке, постепенно привел к ослаблению централизованной власти: она больше не могла управлять разросшейся и многонациональной империей. На смену античному государству пришла феодальная Европа с ее новым организующим центром – «Священной Римской империей». Европа на несколько веков погрузилась в пучину смуты и раздора.

5. Раскол церкви (1054 г.)

В 1054 году произошел окончательный раскол христианской церкви на Восточную и Западную. Его причиной стало желание папы Льва IX получить территории, которые подчинялись патриарху Михаилу Керулларию. Результатом спора стали взаимные церковные проклятия (анафемы) и публичные обвинения в ереси. Западная церковь получила название римско-католической (римская всемирная церковь), а восточная - православной. Путь к Расколу был долгим (почти шесть веков) и начался с так называемой Акакиевской схизмы 484 года.

6. Малый ледниковый период (1312-1791 гг.)

Начало Малого ледникового периода, который начался в 1312 году, повлекло за собой целую экологическую катастрофу. По оценкам специалистов, за период с 1315 по 1317 годы из-за Великого голода в Европе вымерла почти четверть населения. Голод был постоянным спутником людей на протяжении всего Малого ледникового периода. За период с 1371-го по 1791 годы в одной только Франции было 111 голодных лет. В одном только 1601 году в России от голода из-за неурожаев вымерло полмиллиона жителей.

Однако Малый ледниковый период дал миру не только голод и высокую смертность. Он также стал одной из причин рождения капитализма. Источником энергии стал уголь. Для его добычи и транспортировки начали организовываться цеха с наемными рабочими, что стало предвестием научно-технической революции и рождения новой формации общественной организации - капитализма.Некоторые исследователи (Маргарет Андерсон) также связывают заселение Америки с последствиями Малого ледникового периода - люди ехали за лучшей жизнью из «оставленной Богом» Европы.

7. Эпоха Великих географических открытий (XV-XVII вв.)

Эпоха Великих географических открытий коренным образом расширила ойкумену человечества. Кроме этого, она создала возможность для ведущих европейских держав максимально использовать свои заокеанские колонии, эксплуатируя их человеческие и природные ресурсы и извлекая из этого баснословную прибыль. Некоторые ученые также напрямую связывают триумф капитализма с трансатлантической торговлей, породившей торгово-финансовый капитал.

8. Реформация (XVI-XVII века)

Началом реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
Процесс реформации породил множество так называемых Протестантских войн, серьезно повлиявших на политическое устройство европы. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году.

9. Великая французская революция (1789-1799)

Разразившаяся в 1789 году Великая французская революция не просто превратила Францию из монархии в республику, но и подытожила крах старого европейского порядка. Ее лозунг: «Свобода, равенство, братство» еще долго будоражил умы революционеров. Французская революция не только заложила основы демократизации европейского общества – она предстала как жестокая машина бессмысленного террора, жертвами которого стали около 2 млн. человек.

10. Наполеоновские войны (1799-1815)

Неуемные имперские амбиции Наполеона на 15 лет погрузили Европу в хаос. Все началось с вторжения французских войск в Италию, а завершилось бесславным поражением в России. Будучи талантливым полководцем, Наполеон, тем не менее, не гнушался угрозами и интригами, которыми подчинил своему влиянию Испанию и Голландию, а также убедил вступить в союз Пруссию, но затем бесцеремонно предал ее интересы.

В ходе Наполеоновских войн на карте появились Королевство Италия, Великое герцогство Варшавское и целый ряд других мелких территориальных образований. В окончательных планах полководца был раздел Европы между двумя императорами – им самим и Александром I, а также ниспровержение Британии. Но непоследовательный Наполеон сам свои планы и менял. Поражение в 1812 году от России привело к краху наполеоновских замыслов и в остальной Европе. Парижский мирный договор (1814) вернул Францию в ее прежние границы 1792 года.

11. Промышленная революция (XVII-XIX вв.)

Промышленная революция в Европе и США позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества к индустриальному. Условным началом этого процесса принято считать изобретение парового двигателя в Англии во второй половине XVII века. Со временем паровые двигатели стали использовать в производстве, а затем и в качестве движущего механизма для паровозов и пароходов.
Основными достижениями эпохи Промышленной революции можно считать механизацию труда, изобретение первых конвейеров, станков, телеграфа. Громадным шагом стало появление железных дорог.

Вторая мировая война шла на территории 40 стран, и в ней принимало участие 72 государства. По некоторым подсчетам в ней погибло 65 млн. человек. Война заметно ослабила положение Европы в общемировой политике и экономике и привела к созданию двухполярной системы в мировой геополитике. Часть стран в ходе войны смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия. В странах Восточной Европы, занятых советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Вторая мировая война также привела к созданию ООН.

14. Научно-техническая революция (сер. XX века)

Научно-техническая революция, наступление которой принято относить к середине прошлого века, позволила автоматизировать производство, доверив контроль и управление производственными процессами электронике. Серьезно повысилась роль информации, что также позволяет говорить об информационной революции. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Год назад мы слушали новогодний бой курантов с ощущением, что живем в совершенно новой стране, однако 2015-й по насыщенности даст фору даже бурному 2014-му. После осенних терактов, начала операции в Сирии, кризиса в отношениях с Турцией российская новостная повестка сливается с глобальной геополитической. А события начала года на этом фоне кажутся случившимися давным-давно. «Лента.ру» вспоминает важные вехи уходящего года.

Минские соглашения 12 февраля

Бурная осень 2015-го несколько заслонила события начала года, но не будем забывать, что переговоры в Минске стали одним из самых масштабных дипломатических «слетов» за последние годы. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд перед Минском посетили Киев и Москву, а глава немецкого государства - еще и Вашингтон, для консультаций с президентом США Бараком Обамой. Лидеры «нормандской четверки» - президент России Владимир Путин, президент Украины Петр Порошенко, Меркель и Олланд - непрерывно совещались в минском Дворце независимости в течение 16 часов.

К концу года можно констатировать, что выработанное с таким трудом соглашение де-факто не работает. Режим прекращения огня постоянно нарушается с обеих сторон, обмен пленными на основе принципа «всех на всех» так и не проведен, а местные выборы на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР отодвинуты на февраль 2016 года.

Убийство Бориса Немцова

Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Политических лидеров такого уровня в России не убивали, пожалуй, вообще никогда. Бывший вице-премьер в правительстве Сергея Кириенко, один из самых медийных персонажей оппозиционного лагеря, вызывавший симпатию не только соратников, но и противников, был застрелен в ночь на 28 февраля на Большом Москворецком мосту. Убийцы до сих пор не установлены. После этой трагедии оппозиционный марш «Весна», запланированный на 1 марта, превратился в марш памяти Немцова - самое массовое в минувшем году «уличное» мероприятие в Москве.

Невосполнимая потеря для РПР-ПАРНАС: Немцов был самым известным среди сопредседателей партии, именно благодаря ему парнасовцы прошли в 2013 году в Ярославскую областную думу, и именно депутатский мандат Немцова обеспечит партии право выдвигать кандидатов на выборах в Госдуму без сбора подписей. Так что на парламентских выборах-2016 оппозиции без харизмы и популярности Немцова придется туго.

Перенос выборов в Госдуму

Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

«Час икс» для российского политического истеблишмента в одночасье сместился с декабря 2016 года на 18 сентября. Идею предложила в мае ЛДПР, после непродолжительных межфракционных консультаций она была оформлена в виде законопроекта, внесена в Госдуму и принята большинством голосов. Дольше всего уговаривали КПРФ, но так и не уговорили: лидер компартии Геннадий Зюганов был согласен на компромиссный вариант - октябрь-ноябрь, с тем чтобы агитационный период и дебаты приходились на осень, а не на период отпусков и «бархатный сезон». В конце концов законопроект приняли без участия коммунистов, которые, в свою очередь, пожаловались на него в Конституционный суд, но безуспешно.

Федеральных выборов в сентябре в России до сих пор не было, поэтому какой эффект окажет перенос даты на расклад сил в новом парламенте - никто не знает. Совсем недавно считалось, что оппозиция может недобрать голосов: электорат коммунистов уедет на дачи копать картошку, электорат либералов еще не вернется с заграничных морей. Однако после запрета на полеты в Египет и Турцию версия с морями трещит по швам.

Сыроцид от Минсельхоза

Фото: Управление Россельхознадзора по Белгородской области / РИА Новости

Зрелище, достойное пера сюрреалиста: под бульдозеры полетели деликатесные «санкционные» сыры, помидоры, персики и даже гуси - все те продукты, которые с августа 2014 года запрещено ввозить в Россию и которые тем не менее тонким ручейком продолжали течь через границу в холодильники доморощенных гурманов.

Грандиозная утилизация началась 6 августа, ее предложил глава Минсельхоза Александр Ткачев, а соответствующий указ подписал президент Владимир Путин. Давка сыров не раз вызывала протесты политиков и общественников, уж слишком гротескно выглядит уничтожение продуктов в России.

Победа КПРФ на выборах губернатора Иркутской области

Коммунист Сергей Левченко, уже претендовавший на пост главы региона в 1997-м и 2001 годах, минувшей осенью разбил шаблон «управляемости выборов». Мало того что 13 сентября он вышел с единороссом вице-губернатором Иркутской области во второй тур, чего в России ни разу не случалось с момента восстановления выборов глав регионов в 2012 году, - Левченко еще и выиграл этот второй тур, набрав 56,4 процента голосов избирателей. После этого про заранее предрешенные результаты выборов говорить стало как-то даже неудобно.

Военная операция в Сирии

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ

О том, что Россия будет разыгрывать сирийскую карту, шептались давно, но окончательное решение было принято только 30 сентября: в этот день Совет Федерации официально одобрил начало операции. Сомнений в важности этого события быть не может: по данным ФОМ, 23 процента россиян считают войну в Сирии и бомбардировки баз террористов организации «Исламское государство» (ИГ, террористическая организация, запрещенная в России решением суда) главным событием 2015 года не только в общероссийском, но и в мировом масштабе.

А вот как эта военная операция отразится на российской внутренней политике, судить пока трудно. Ждут ли президента Путина новые лавры главного борца с терроризмом? Заявка на это была сделана еще во время выступления на Генассамблее ООН, когда Путин призывал сформировать глобальную антитеррористическую коалицию. Ответы на эти вопросы мы получим уже в новом году.

Теракт на борту А321

Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters

Следовавший из Египта в Санкт-Петербург самолет компании «Когалымавиа» упал на Синайском полуострове на севере Египта 31 октября. На его борту находились семь членов экипажа и 217 пассажиров, в том числе маленькие дети. Самому младшему пассажиру, Дарине Громовой, было всего десять месяцев. В первые дни после трагедии высказывалось огромное количество версий произошедшего, однако подтвердилась самая страшная - теракт. Сейчас уже известно, что самолет был взорван бомбой небольшой мощности, которую террористы заложили под одно из кресел в конце салона по правому борту. Египет к концу декабря стал отрицать версию о теракте, однако было уже поздно: полеты в страну с 6 ноября приостановлены, российские туристы из региона оперативно вывезены, а традиционно популярные среди россиян курорты опустели.

Прощайте, курорты!

Катастрофа российского бомбардировщика Су-24 на границе Сирии повлекла за собой целую цепь событий: отношения с Турцией моментально испортились, были введены санкции, в том числе продуктовое эмбарго, закрыты российско-турецкие культурные центры. Но самым, пожалуй, серьезным для внутренней российской жизни станет остановка туристических поездок в Турцию. Недорогие курортные туры по системе «все включено» в страну с хорошим сервисом и гарантированно теплым климатом стали за последние десять лет обязательным элементом «потребительской корзины» среднего класса. И самыми хитовыми направлениями были как раз Турция и Египет. Теперь их больше не будет, и далеко не все россияне смогут их заменить турами в стремительно дорожающую по мере проседания курса рубля Европу.

Энергоблокада Крыма

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Попытка продуктовой блокады полуострова, предпринятая осенью крымско-татарскими националистами, оказалась детскими игрушками по сравнению с попыткой вырубить в Крыму свет. Полуостров остался без электричества в ночь на 22 ноября в результате подрыва опор ЛЭП, по которым электроэнергия поставлялась с Украины. До этого, в ночь на 20 ноября, таким же образом были разрушены опоры двух других ЛЭП. Ответственность за подрывы никто на себя не взял, однако подходы к разрушенным конструкциям были блокированы представителями запрещенного в России «Правого сектора» и непризнанного меджлиса крымско-татарского народа.

Оказалось, что энергоблокада - это серьезное оружие зимой даже в таком мягком, почти средиземноморском климате, как крымский. Однако российские власти отреагировали почти молниеносно: уже 2 декабря на полуострове был запущен энергомост, первая нитка которого начала поставлять электроэнергию из Краснодарского края. А в ночь на 8 декабря были восстановлены поставки энергии с Украины через Херсонскую область. Тем не менее кадры живущего при свечах Крыма останутся одними из самых ярких в уходящем году.

Возвращение «фактора Ходорковского»

Фото: imago stock&people / Global Look

Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, освобождаясь два года назад из колонии после помилования президентом Путиным, обещал политикой не заниматься. Однако не удержался. 9 декабря на пресс-конференции бывший олигарх заявил, что после смерти матери (Марина Филипповна скончалась в августе 2014 года) не считает себя связанным «аполитичными» обязательствами. До этого Ходорковский уже предлагал себя в качестве «президента переходного периода». Спустя некоторое время против него возбудили дело по подозрению в причастности к убийству мэра Нефтеюганска Владимира Петухова в 1998 году.

Это не единственное в прошедшем году упоминание «фактора Ходорковского» в российской политике. Еще в 2014 году по искам бывших акционеров ЮКОСа были вынесены решения о компенсациях, которые должна выплатить Россия: 1,86 миллиарда евро по решению ЕСПЧ и неслыханная сумма в 50 миллиардов долларов по решению Гаагского арбитража.

В июне судебные приставы Бельгии и Франции приступили к аресту счетов и ревизии российского госимущества для выплаты этих компенсаций. Аресты удалось снять, но осадок остался. В России на всякий случай приняли в связи с этим закон, согласно которому решения международных судов можно не выполнять, если они противоречат Конституции.

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Студенты в силу возраста, как правило, уже обладают определенным политическим опытом, достаточно информированы. Они хотят знать не на уровне конспекта лекций, а глубже: понять, что происходит в стране и мире; разобраться в политике государства, гражданами которого они являются; найти ответы на сложные вопросы своего политического бытия, прояснить свою политическую позицию; принять какое-либо (лично для себя) политическое решение. Помочь им в этом наша задача.

На преподавании политологии сказывается и влияние сугубо обыденных, зачастую негативно окрашенных представлений («политика – это зло», «не для средних умов», «демократия – власть народа» и т.п.) и то и дело раздающихся сентенций, вроде: «я вне политики». Эти особенности политической социализации студентов требуют от преподавателя организации не пассивного усвоения готового знания, а активной поисковой учебной деятельности на уровне отработки уже имеющихся у большинства слушателей в результате повседневного опыта навыков политического анализа.

Перед ними ставится задача: при содействии со стороны преподавателя постараться соединить теорию и практику, усвоить навыки политического анализа, без чего не обойтись ни профессиональному политику, ни рядовому избирателю, собирающемуся на выборы.

Эта задача решается сначала лектором при раскрытии такого «политикообразующего» понятия как «социальный интерес». С ним студенты уже сталкиваются на социологии при изучении темы «Социальная стратификация». Да и на основании своих жизненных наблюдений могут выявить сущностные интересы различных социальных групп, вытекающие из их положения в социально-классовой структуре общества. То что политика – это борьба интересов, студенты понимают может быть еще только на интуитивном уровне; приводя примеры из реальной политической практики прошлого и настоящего они в состоянии дополнить рассказ преподавателя. Так делается первый шаг к освоению навыков политического анализа. Важно уже на первой лекции показать, что любое политическое явление затрагивает реальные интересы людей. Быть вне политики – значит, не осознавать свои интересы и не уметь их отстаивать.

Семинарское занятие позволяет в какой-то мере отработать и закрепить этот навык. Для этих целей, как нам представляется, лучше всего подходит метод анализа конкретных политических ситуаций (кейс-стади). Не повторяя характеристики этой технологии обучения, известные по методической литературе, отметим особенности ее применения на семинарском занятии по политологии.

1. Само понятие «политическая ситуация» является одним из основных в политической науке. Политическая ситуация – это некое фиксированное текущее событие, обстановка, явление. Изменение политической ситуации составляет суть политических процессов. Анализ политических ситуаций в развитии, причем достаточно долговременном, их сопоставление, обобщение дает основу для построения политических прогнозов и практических рекомендаций.

Политическую ситуацию составляют порядок (соотношение) расстановки социально-политических сил в обществе с учетом их реального веса, характер их взаимодействия, а также внешние по отношению к политической борьбе факторы – экономические показатели, внешняя политика, даже природные явления и катаклизмы.

2. Для анализа политической ситуации студентам предлагается следующий план (к нему студенты подводятся по ходу чтения лекций).

2) охарактеризовать их социальные интересы, выяснить их политические ориентации, изучить программные установки (если речь идет о политических партиях и общественных движениях);

6) понять, кому могут быть выгодны (не выгодны) данная ситуация и ее изменение;

7) спрогнозировать политические последствия этого события, то есть, к каким изменениям могут привести дальнейшие действия всех заинтересованных субъектов;

8) определить собственную позицию в данной ситуации, диктуемую осознанным интересом, иначе говоря, выработать собственное политическое решение, которое могло бы лечь в основу реального политического поведения студента, когда он станет одним из участников политического события.

3. Выбор ситуации для анализа студенты осуществляют самостоятельно либо по подсказке преподавателя. При этом не следует предоставлять студентам уже готовый материал (иметь кейсы на все случаи жизни). Почему? Во-первых, политическая жизнь динамична. Гораздо более интересно будет происходить обсуждение текущих событий, затрагивающих повседневные интересы людей, в том числе самих студентов. Во-вторых поиск и сбор максимально возможного объема информации о событии становится хорошей формой самостоятельной работы студентов, позволяет им оперировать различными источниками и средствами такой информации. В-третьих, преподаватель всегда имеет определенный набор кейсов, которые он приводит на лекциях, что облегчает для студента анализ собственных примеров по предложенной схеме. «Задача студента или слушателя – настроиться на работу с информацией в проектном, а не в текущем режиме хроникера,- отмечает Сащенко Н.П.- Слушатель не обязан запоминать все факты и цифры. Он должен научиться за большим объемом информации… увидеть тенденцию, уловить направление, почувствовать нюансы и наметить основной алгоритм действий (1,485).

4. Иногда студенты выбирают для анализа историческое событие. Это оправданно с разных точек зрения. Во-первых, студенты сами устанавливают межпредметные связи; во-вторых, вспоминают и расширяют свои познания по истории; в-третьих, в их распоряжении всегда достаточный объем информации; в-четвертых, имеются уже устоявшиеся оценки этого события и в науке и в общественном сознании. Однако, таким выбором не стоит злоупотреблять, чтобы не ускользала специфика собственно политологического подхода.

5. Иногда, чтобы задать тон и придать интригу обсуждению, преподаватель позволяет студентам анализировать «придуманное» событие, которого не было, но его наступление возможно и тем более желаемо, например, в нем кровно заинтересованы сами студенты (повышение стипендий, введение определенных льгот при поступлении в вуз и т.п.). Подобные события, как показывает практика, обсуждаются более оживленно, да и они помогают студентам лучше понять и сформулировать «свой» интерес. Таким образом уже в учебной аудитории происходит процесс политической социализации студента.

6. Для анализа лучше брать не любое событие (отпуск президента страны – тоже политическое событие), а то, которое связано с принятием закона или иного нормативно-правового акта. Во-первых, так студенты начинают понимать преходящий, социально обусловленный характер права, что любой закон есть результирующая интересов, сталкивающихся в политической борьбе, учатся распознавать эти интересы; во-вторых, для политологов большую практическую и эвристическую ценность имеют те политические ситуации, отношения, которые возникают в результате реализации тех или иных политических решений.

7. Преподаватель может обратить внимание на актуальность политических прогнозов. При этом, учитывая познания студентов по истории, полезно использовать метод исторических аналогий при ответе на п.7 плана анализа политического события. Так, студентов может заинтересовать сообщение преподавателя о том, что кровавые события в Москве в октябре 1993 г. и последовавший за ними роспуск советов можно было бы предположить еще в 1988 г., сопоставив лозунги «перестройки» с лозунгами «демократической контрреволюции» начала 1920-х г.г. После этого студенты самостоятельно находят исторические аналогии для объяснения современных политических событий (обычно связывают Кавказскую войну 19 века и ввод российских войск в Чечню в 1994 г.).

8. Хотя метод кейс-стади не является игровым, элементы игры в нем присутствуют. Преподаватель может при соответствующей подготовке студентов предложить им в процессе обсуждения ситуации в микрогруппе смоделировать работу парламентского комитета, а общегрупповую дискуссию мы иногда представляем как парламентские слушания. В таком случае студенты в своих микрогруппах могут взять на себя роли членов, лидеров парламентских фракций.

Если студенты знают методы политических технологий, задание можно расширить, предложив им продумать дополнительно мероприятия по сопровождению выработанных в микрогруппе политических решений. Таким образом, наряду с аналитической работой, студенты могут спроектировать собственный кейс и даже его смоделировать на практике в рамках учебной деловой игры.

Все это позволяет воссоздать в условиях учебного занятия атмосферу настоящей политической борьбы со столкновением интересов с той лишь разницей, что если политические решения становятся законом для всех, то в учебной аудитории рождается личный выбор, с которым студент вступит в мир политики.

Освоение элементарных навыков политического анализа помогает студентам занять активную жизненную позицию, без чего немыслимо становление гражданского общества в России.

Литература

1. Политология. М., РАГС. 2004.

Опубликовано: Метод кейс-стади в курсе политологии //Наука – агропромышленному производству и образованию: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию УГАВМ - 16-17 марта 2005: Сб. науч. тр. - г. Троицк: УГАВМ, 2005. С.203-206

Предварительный просмотр:

Методические указания по выполнению

самостоятельной работы «Анализ политической ситуации»

Выберите ту ситуацию, которая затрагивает повседневные интересы людей, в том числе вас самих (например, отмена льготных проездных). Вам необходимо найти и собрать как можно больше информации о событии из различных источников и средств такой информации: газет, журналов, аналитических передач, Интернета и т.п. Возможен анализ «придуманного» события, которого не было, но его наступление возможно и тем более желаемо, например, в нем кровно заинтересованы вы сами (повышение стипендий, введение определенных льгот при поступлении в вуз и т.п.).

Для анализа лучше брать событие, которое связано с принятием закона или иного нормативно-правового акта.

Проанализируйте политическую ситуацию по следующему плану.

1) Выявить все социальные группы, организации, политические силы, чьи интересы прямо или косвенно затрагиваются данным событием;

2) охарактеризовать их социальные интересы, выяснить их политические ориентации, изучить программные установки;

3) определить их политический вес, то есть объем и качество ресурсов политического влияния, находящихся в их распоряжении, по отношению к существующей политической системе;

4) выявить, кто с кем блокируется и ради чего;

5) определить влияние всех внешних факторов;

6) понять, кому выгодны (не выгодны) данная ситуация и ее изменение;

7) спрогнозировать к каким изменениям могут привести дальнейшие действия всех заинтересованных субъектов;

8) определить собственную позицию в данной ситуации, диктуемую осознанным интересом и форму собственного участия в ней.

В процессе обсуждения ситуации в микрогруппе смоделируйте работу парламентского комитета. В таком случае в своих микрогруппах вы можете взять на себя роли членов, лидеров парламентских фракций. Перед занятием необходимо изучить регламенты заседаний комитетов Госдумы РФ и парламентских слушаний, распределить роли, подготовить выступления на общегрупповой дискуссии, которая будет проводиться по модели парламентских слушаний

Продумайте дополнительно мероприятия по сопровождению выработанных в микрогруппе политических решений, их пропаганде, используя для этого различные политические технологии.

Используйте эти методические указания для подготовки политинформации.


  • Политика - это благородное занятие или «грязное дело»?
  • Почему общество не может нормально жить без власти?
  • Есть ли польза от политических партий?
  • Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

Сфера политики . Эта тема дает представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим каждодневно: политическая организация, политклуб. Газеты и радио рассказывают о политике, о политических новостях. Слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

Что же такое политика? Это слово греческого происхождения, и означало оно искусство управления государством, государственные дела. А в наше время слово «политика» стало более широким по своему значению. В предшествующих темах говорилось о том, что общество имеет сложную структуру. Между различными общественными классами, большими группами людей, занимающими определенное положение в обществе, между нациями, государствами складываются разнообразные отношения. Политикой называется деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Но вам уже известно, что эти отношения охватывают различные сферы, например экономику. Так, между феодалом, владеющим землей, и эксплуатируемым безземельным крестьянином имеют место экономические отношения. А если отношения между социальными группами касаются власти, государства, то налицо отношения в сфере политики. Значит, политика - это участие в делах государства: определение формы государства, задач, содержания его деятельности. (С материалом о государстве вы познакомитесь в следующем параграфе.)

Вспомните, как возникли государства в Древнем мире (Египет, Индия, Китай, Греция, Рим) и в Средневековье. Государственная власть позволяла рабовладельцам и феодалам подчинять своей воле массы рабов и крестьян.

В разных общественных группах, в соответствии с их положением, возникает различное отношение к государству, к правительству. Отсюда и борьба за влияние на государственные дела. Все это и есть сфера политики.

Политическая власть . Когда мы говорим о власти вообще, то понимаем ее так: кто-то осуществляет власть, т. е. властвует, управляет, отдает приказы, а кто-то подчиняется, эти приказы выполняет. Такие отношения мы встречаем в жизни постоянно: например, между офицером и солдатом, инспектором ГИБДД и водителем автомашины, учителем и учеником. Власть в этих случаях небеспредельна, она ограничена строго определенными функциями офицера, инспектора, учителя. Но в рамках этих функций каждый из названных служащих имеет право отдавать приказы, распоряжения, выдвигать требования, а солдат, или водитель, или ученик обязаны этим требованиям подчиняться. Когда это необходимо, те, кто имеет власть, могут применить санкции (т. е. наказать того, кто не выполняет распоряжения, или, быть может, поощрить за их добросовестное выполнение).

Политическая власть распространяется на все общество, ее приказы, директивы (руководящие указания), требования относятся не к отдельным лицам, а к большим социальным группам, ко всем проживающим в границах данного государства. В свою очередь, все те, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять; те лица или группы, которые властвуют, имеют возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию. Конечно, лучше, если властители имеют авторитет, население с готовностью подчиняется их требованиям.

Политическая власть играет большую роль в любом современном обществе. Задачи, которые она выполняет, влияют на различные сферы общественных отношений. Именно политическая власть осуществляет руководство обществом в целом. Она определяет основные направления развития страны, разрабатывает и принимает решения, нацеленные на устранение назревших проблем. Власть осуществляет повседневное управление важнейшими процессами, происходящими в обществе. К числу задач, выполняемых властью, относится и поддержание стабильности, предотвращение социальных потрясений, создающих угрозу жизни и благосостоянию граждан.

Итак, власть - важнейший элемент общественной организации. Она позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и ее использование для проведения той или иной политики .

Политические организации . В своем стремлении воздействовать на государственную власть каждая социальная группа исходит из своих интересов. Конечно, у каждого человека есть личные интересы, но у больших групп возникают общие, групповые интересы. Вспомним о противоречиях, которые еще на заре своего развития породил капитализм. Если рабочие вынуждены продавать свою рабочую силу, то все они заинтересованы продать ее дороже, т. е. получить большую заработную плату. Капиталисты, напротив, стремились получить большие прибыли и, следовательно, платить рабочим поменьше. В этом случае борьба рабочих и капиталистов является экономической. Но когда интересы рабочих или капиталистов хотят провести, воплотить в жизнь через государственную власть, тогда борьба между ними переходит в область политики. Политика - это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь через государство интересов больших групп людей.

Кто же выражает интересы той или иной общественной группы? Кто определяет цели и способы борьбы за общие интересы людей, входящих в данную группу? Могут ли, например, все рабочие страны собраться и определить задачи и методы борьбы за свои интересы? Или все капиталисты? Очевидно, что это невозможно. Да и не все хотят этим заниматься.

Активные представители различных общественных групп объединяются в политические организации, выражающие интересы этих групп и участвующие в политической жизни. Различные общественные объединения, клубы, союзы, массовые движения ставят перед собой определенные цели и стремятся тем или иным способом повлиять на власть. Некоторые из таких движений решают ограниченные задачи и существуют недолго. Наибольшую роль в политической борьбе играют политические партии. Чем они отличаются от других организаций?

Во-первых , политическая партия стремится не только к участию в политической жизни, но и к завоеванию власти или участию в осуществлении власти, чтобы, используя возможности власти, добиваться достижения поставленных целей.

Во-вторых , политическая партия, в отличие от временных объединений, ставит перед собой долговременные задачи и существует достаточно протяженный период времени.

В-третьих , политическая партия имеет не только центральные, но и местные организации, т. е., как правило, четкую организационную структуру, закрепленную партийным уставом.

В-четвертых , политическая партия, в отличие от политических клубов и кружков, стремится создать для себя массовую опору, т. е. распространить свое влияние на большое число людей, и добиться, как правило, поддержки избирателей на выборах в представительные органы власти.

В-пятых , политическая партия объединяет людей, имеющих близкие взгляды на социальные проблемы, объединенных единой мыслью о государственном и общественном устройстве; общие для членов партии идеи обычно излагаются в партийной программе.

Партии обосновывают политические цели, разрабатывают способы борьбы за власть, стремятся завоевать поддержку больших масс людей.

Поскольку социальные группы многообразны, то многообразны и их интересы. В тех странах, где имеются условия для выражениях этих интересов (т. е. в демократических странах), существует не одна, а несколько различных политических партий. При этом они конкурируют друг с другом в борьбе за влияние на избирателей.

Когда у власти одна партия, которая проводит определенную политику (или, как еще говорят, политическую линию), то другие партии, несогласные с этой политикой, критикуют правящую партию, находясь к ней в оппозиции. Они разрабатывают собственную политическую линию как возможный вариант вместо той, которую проводит власть. Критикуя политику партии власти и предлагая избирателям свой вариант политики, оппозиция рассчитывает прийти к власти на очередных выборах.

Деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей, называется многопартийностью.

В современном мире в различных странах существует большое количество политических партий. Среди партий в США особенно влиятельны две - республиканская и демократическая; также две ведущие партии и в Великобритании: консервативная и лейбористская - наиболее крупная рабочая партия страны.

В нашей стране в начале XX в. тоже существовало несколько партий. В дальнейшем многие годы оставалась одна партия - коммунистическая. В настоящее время возникли новые политические партии, которые стремятся к тому, чтобы народ голосовал на выборах за их представителей, чтобы через них влиять на деятельность органов власти.

Роль политики в жизни общества . Политика играет большую роль в развитии общества. От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни различных общественных групп, их благосостояние, доступны ли станут им достижения культуры, увеличится степень их свободы или ее ликвидируют вовсе.

В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства людей. Подлинно демократическое государство призвано заботиться обо всех общественных группах, учитывать интересы всех наций и народностей. Однако способы, очередность, темпы решения стоящих перед обществом задач могут быть различными. Поэтому возникают политические споры, дискуссии: какие общественные группы нуждаются в первоочередной помощи? Какая экономическая политика дает скорейшее улучшение жизни народа? Каким образом учесть интересы одних национальностей, не ущемив при этом интересы других? Как обеспечить внешнюю безопасность страны?

От решения в политике этих и многих других вопросов зависит, хуже или лучше будут жить люди в дальнейшем. Поэтому споры по различным вопросам политики, политическая борьба занимают заметное место в жизни общества и находят отражение на страницах газет, экранах телевизоров, на митингах и собраниях. В конечном счете сторонники различных политических решений, разные политические организации стремятся, чтобы государство проводило политику, отвечающую их интересам. Почему? Потому что государство распоряжается огромными денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресечь нарушение закона.

В наши дни главный вопрос политической жизни России - вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни общества, последовательности преобразований. Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания и конференции для обсуждения своих целей и задач, которые бы, по их мнению, наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа, для определения способов влияния на политику государства, для решения вопроса об участии в работе органов власти. Члены партии организуют митинги и другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целей; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию за них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; высказывают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы.

Политика - дело каждого? Что же необходимо для успешной политической деятельности? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему заниматься политической деятельностью,- знание политической жизни: общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Когда человек вступает в политическую организацию, ее цели становятся его личными целями. Невозможно заниматься общественно-политической деятельностью, не будучи убежденным, что она принесет людям добро, что она нужна обществу. Убежденный человек вызывает доверие к себе со стороны других людей.

Необходимо также выработать в себе умение политического действия, которое включает в себя: а) умение ясно и убедительно изложить свои взгляды другим людям, выслушать и понять иную точку зрения, разобраться в сути спора, защитить свои убеждения; б) умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его; в) организаторские умения, способности правильно распределить поручения, проверить их выполнение. Все эти умения могут быть выработаны в практической деятельности, при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру. Политическими деятелями должны становиться люди высокой общей и политической культуры, целеустремленные и волевые, с организаторскими способностями, а главное - искренне стремящиеся к общественному благу, страстно желающие другим людям добра.

    Основные понятия

  • Политика, политическая власть, политическая партия, многопартийность.

    Термины

  • Политическая организация, оппозиция.

Вопросы для самопроверки

  1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?
  2. Что входит в сферу политики?
  3. Каковы признаки любой власти?
  4. В чем главные особенности политической власти?
  5. Почему в обществе возникают политические организации?
  6. Что такое политическая партия? Зачем создаются политические партии?
  7. При каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни?

Задания

  1. Подумайте, нет ли противоречия между двумя утверждениями: политика - это отношения между классами; политика - это участие в делах государства.

    Объясните свой ответ.

  2. Вспомним время Петра I, основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?
  3. В дискуссии высказаны две точки зрения: политикой может заниматься каждый человек; политикой не может заниматься любой человек, а лишь тот, который обладает качествами политического деятеля.

    А какова ваша точка зрения? Аргументируйте ее.

  4. Перечислите политические партии, которые вам известны. Укажите, какие политические цели они ставят перед собой и каково ваше отношение к этим целям. Объясните свою позицию.
  5. Назовите политические события последнего времени, которые вас обрадовали и которые огорчили. Почему?
  6. Иногда человек заявляет: «Я вне политики! Я политикой не интересуюсь!» Выскажите ваше отношение к такой позиции.
  7. Соберите материалы газет о политической деятельности высших органов нашего государства, различных политических организаций. Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным. Почему?

Домашнее задание № 5 1) Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопрос. Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Итак, "политика", судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. Можно заниматься "политикой" - то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них - как в качестве политика "по случаю", так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно также, как и при экономическом ремесле. Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на "политическом собрании", произносим "политическую" речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками "по совместительству" являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным "делом жизни"... Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые "работают" на нее лишь во время сессий... Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить "для политики", либо жить "за счет" политики и "политикой". М.Вебер. "Политика как призвание и профессия" Используя содержание текста, заполните таблицу Типы политиковХарактеристикаПример123 2) Как вы понимаете выражение "жить политикой"? 3) Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения: 1) "Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства"; 2) "Политики не должны прикрывать неприглядные, а порой и незаконные поступки благими целями". Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента. СуждениеАргументы "за"Аргументы "против"12Какое суждение наиболее близко вам? Почему? Дополнительное задание (на выбор!): 4) Сделать сообщение о политических событиях текущей недели и ответить на следующие вопросы: почему представленные события вы считаете политическими? Какие политические силы в них участвовали? Какие интересы отстаивали? 5) Соберите материалы из газет о политической деятельности высших органов власти нашего государства, различных политических организаций. Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным и почему?