Боевое крещение: какое российское оружие впервые применялось в Сирии. Новое российское оружие в Сирии

Идет третья мировая война и подкрепление бандитам в Пальмиру прибыло не простых пять тысяч боевиков, но это хорошо вооруженная и обученная армия, руководимая подготовленными в наших Советских академиях бывшими иракскими генералами.

«x-true info» – «Боевые вертолеты и самолеты почти непрерывно проносились над головами врагов и наносили по ним удары по всему образовавшемуся фронту. Десятки террористов были ликвидированы ракетно- бомбовыми…»

То, что самолеты «проносятся над головами врагов» - мне понятно, а вот у вертолетов в обязанностях - зависнуть на определенной высоте и оттуда работать по террористам из пулеметов прицельным огнем, а когда они на поле боя работают по-самолетному, то конечный результат у них не важнецкий: из пяти тысяч боевиков только: «Десятки террористов».
У американцев с этим вопросом:
«…вертолет ведет огонь либо на очень маленькой скорости, либо вообще зависнув. При этом у вертолета достаточно большая высота, не одна сотня метров… Если у боевиков были бы крупнокалиберные пулеметы типа ДШК или зенитные установки Зу-23-2, вряд ли «Апач» смог бы позволить себе такое удовольствие»
(«Крокодилы» без «аллигаторов» ВПК).

Такая «ноша» высотой «не одна сотня метров» не для вертолетов Ми-24/28, их удел по скудности запаса мощности работать только на малых высотах и больших скоростях, что они и делают: «На другом ролике «игиловцы» показали ударный вертолет Ми-35 ВКС России, участвующий в контртеррористической операции. На кадрах винтокрылая машина очень низко несется над землей» (x-true info).

Дальше, больше: у Ми-28 при стрельбе из пушек прицельность – хуже некуда. Пушка отнесена от осей (вертикальной и горизонтальной) на максимально возможное расстояние (снизу в носовой части), к тому же пушка - от БМП, у которой очень сильная отдача. Показывали работу этой пушки с Ми-28 по телевизору, так приборная доска от стрельбы смотрится стиральной, но не приборной доской, поэтому тут о какой-то прицельности и речи быть не может. Например, у Ка-52 такая пушка установлена с правой стороны в центре масс, и его прицельность существенно точнее.
«Рассказывает командир БУГ (Боевая ударная группа на вертолетах Ка-50 в чеченской войне) полковник Александр Рудых: «Пушка 2А42 - это вообще песня. С расстояния в три с половиной километра снаряды ложатся буквально в "десятку". Соответственно боеприпасы экономятся».
Для настоящей вертолетной работы в режиме висения на этой войне есть смысл задействовать боевые вертолеты Ка-29, у которых статический потолок =3700м. не на бумаге (Ми-28), а в воздухе! Да и загрузки он берет гораздо больше, что заметно повысит КПД боевого вылета. По сообщениям СМИ боевики на танках и пикапах с крупнокалиберными пулеметами подошли к Пальмире, вот тут и должен зависнуть вертолет типа Ка-29 на высоте в 2км. и уничтожать танки с пикапами. Один такой вертолет на современном поле боя будет стоить звена вертолетов Ми-24/28.

Почему «зависнуть на 2км», потому что зенитная установка 3у-23-2 способна поражать цели только до высоты =1,5км. и этих двух км. будет вполне достаточно для прицельной и спокойной отработки экипажа по террористам. А от ракет «земля-воздух» у наших вертолетов на данный момент имеется защита «БКО «Президент-С».
Кстати, в Афганистане вертолет Ми-24 из-за отсутствия запаса мощности двигателей взлетал не по-вертолетному, как ему положено по конструкции, а с носового колеса, чему потом научили и милевского летчика-испытателя Г.Р. Карапетяна.

С тех пор по инерции наши боевые вертолеты и работают только на малых высотах.

А что там Ка-52?

Для высокоманевренного и с большим запасом мощности на него возложены другие обязанности.
«Сокрушающий «Аллигатор» в Сирии»
«Мы их слышим. Если взлетела пара «Аллигаторов», значит, сейчас приземлится или пойдёт на взлёт пассажирский или военно-транспортный самолёт. Здесь уже не ошибёшься. Экипажи Ка-52 прикрывают на глиссаде захода на посадку и на взлёте все воздушные суда, прибывающие и вылетающие с авиабазы Хмеймим. Необходимость этого продиктована особыми условиями выполнения специальных задач в Сирии. В случае огневого воздействия на воздушное судно основная задача экипажей «Аллигаторов» – прикрыть его и уничтожить цель противника, которая находится на огневой позиции на земле. Как говорят в таких случаях, взять огонь на себя.

Но есть и другие задачи, которые выполняют экипажи вертолётов Ка-52. Не секрет, что в небе Сирии происходили, увы, и нештатные, чрезвычайные ситуации. И вот в случае их возникновения для спасения и эвакуации экипажа, терпящего бедствие, вылетает поисково-спасательный Ми-8 со специально подготовленной группой на борту, который сопровождается парой «Аллигаторов». Экипажи ударных вертолётов обеспечивают прикрытие выполняющего поиск, спасение и эвакуацию вертолёта Ми-8 на всех этапах – от взлёта до посадки в заданном районе и от взлёта до посадки на аэродроме Хмеймим. При этом они уничтожают, при необходимости, обнаруженные огневые точки противника.

– Задачи, которые мы выполняем, – говорит командир экипажа, – очень важны, но нельзя забывать о главном предназначении нашего ударного вертолёта. Уничтожая живую силу террористических группировок, он берёт на себя функцию штурмовика. Мы можем поражать не только легкобронированные цели, но и укреплённые объекты, танки. И у нас имеется для выполнения этих задач соответствующее вооружение. Применяя противотанковые управляемые ракеты, мы способны поразить 900-мм броню».
(Александр Колотило, газета «Красная звезда, 27.10. otvaga).

Из этого интервью видно, что летчик с Ка-52, в отличие от летчиков Ми-24, не боится встречного стрелкового огня при использовании ПТУРов.

Летчик с Ми-24: «После выполнения удара НУР теоретически должен открываться огонь из пушки, после чего выполняется резкий отворот или противозенитный маневр. Но на практике, если противник отвечает огнем, пушку лучше пропустить, а сразу отворачивать», – делится секретами тактики летчик» («Крокодилы» без «аллигаторов» ВПК).

А вообще в моей голове не укладывается: как можно серийно и давно выпускать боевой вертолет с летными характеристиками середины прошлого века, да еще сырой, не доведенный до нужного состояния? Двигатели у Ми-28Н вроде бы современные ВК-2500, но мощность их ограничена до старых ТВ3-117, потому что редукторы могут гнать стружки. Даже при ограниченной мощности по этой причине в апреле этого года такой «боевой» вертолет убил сразу двух высококлассных летчиков, а также и ранее дважды убивал по летчику и тоже высокого класса, героев России.
Сегодня в Сирии в ход любая старая техника: и МиГ-23, и Су-22 (экспортная версия старого-престарого Су-17), и старые советские танки и приносят соответствующую пользу в изгнании врагов. В том же духе используются и вертолеты Ми-28Н и тоже приносят пользу.

Но «польза»-то бывает разной. В настоящее время вертолеты к месту боевых действий должны подходить на скорости 360к/ч, но не 260к/ч, как сегодня. Были случаи, когда американские боевые вертолеты «Апач» на такой скорости в Югославии и Ираке сбивались крестьянами из охотничьих винтовок.

А вертолеты с высокими скоростными характеристиками предлагались фирмой «Камов» еще в прошлом веке, но чтобы не подорвать авторитет вертолетов «Ми», эти проекты под разными хитромудрыми предлогами были отклонены. Как они пригодились бы в той же Пальмире вместо устаревших и слабеньких на поле боя Ми-24/28.
Ниже привожу снимки этих настоящих бойцов современной войны, способных зависать на высоте, недосягаемой для стрелкового оружия и уничтожать террористов всеми возможными видами оружия, в том числе и противотанковыми управляемыми ракетами.

Винтокрыл В-100, экипаж два человека, боевая нагрузка 3т, динамический потолок 6500м.
максимальная скорость 450к/ч, радиус действия 700км.

Вертолет В-50 вертолет продольной схемы, способный быстро перебросить десант в горячую точку. Расчетная скорость -400к/ч.
ар нанесёт, и
Гораздо бóльшая польза была бы от боевой пары вертолетов из Ка-52 и Ка-50, чем от пары Ми-28Н, которые не боятся ударов по хвостовой балке. Десантно-ударные вертолеты Ми-24 давно пора бы заменить на более мощные и скоростные типа В-50; по уничтожению бронетехники на поле боя должны работать высокоскоростные винтокрылы типа В-100, тогда и потерь будет гораздо меньше и результат гораздо выше. А им на смену должны придти еще более совершенные и современные, высокоскоростные Ка-92, Ка-102 и Ка-90!

А «Ми»?

Конструкторам МВЗ, единственному КБ, которому регулярно выделялись громадные суммы из Госбюджета на «НИРы» и «НИОКРы», так что «флаг им в руки» и пусть строят правдашние современные вертолеты, а не перелицовывают Ми-24, потому что изношенное старьё новым уже никогда не будет как его не перекраивай.

Виталий Беляев

Спустя неделю после начала специальной операции Воздушно-космических сил России против террористической группировки «Исламское государство», в Интернет попали первые кадры боевого применения наших вертолетов. На видео, снятом 7 октября боевиками, вертолеты Ми-24П российских ВКС оказывали поддержку сирийским войскам под Эль-Латамной. Позднее работа наших вертолетчиков была отмечена и на других участках сирийского фронта. Сразу же возник вопрос почему же российское командование решило использовать в Сирии «старичков» «двадцатьчетвертых», а не новые Ми-35М, Ми-28Н или Ка-52. В данной статье мы постараемся ответить на этот вопрос, рассмотрев различные аргументы «за» и «против».

Используемый ВСК РФ в Сирии вертолет Ми-24П прошел обкатку боевыми действиями в Афганистане, Чечне и Южной Осетии, поэтому избавлен от детских болезней роста, присущих всем новым машинам. Вертолет еще со времен Афгана прекрасно адаптирован к действиям в условиях жаркого климата и повышенной запыленности, что чрезвычайно важно на ближневосточном театре боевых действий. Тот же Ка-52 еще не принимал участие в боевых действиях в пустынных условиях, в отличие от МИ-35 и Ми-28, имеющихся на вооружении армии Ирака, поэтому его первая боевая обкатка в столь сложных условиях, возможно, была бы связана с определенными трудностями.

Ми-24П является транспортно-боевым вертолетом, который в случае необходимости может быть использован для эвакуации экипажей, сбитых боевиками (либо потерпевших аварию по техническим причинам) летательных аппаратов. Увы, исключать такую возможность нельзя, поэтому десантный отсек «двадцатьчетверки», вмещающий восемь человек или же четверо носилок, вполне может пригодиться. Ка-52 не имеет десантного отсека, а Ми-28Н может быть использован для эвакуации лишь в крайнем случае, т.к. его технический отсек мало приспособлен для перевозки людей.

Главным же преимуществом Ми-24П перед «коллегами» является его огневая мощь. Вертолет кроме двухствольной пушки ГШ-30К имеет шесть точек подвески для управляемого и неуправляемого вооружения, на которых можно разместить противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), неуправляемые авиационные ракеты (НАР), бомбы, а также подвесные топливные баки (ПТБ). Опыт боев с незаконными вооруженными формированиями в Афганистане и Чечне показал, что основным оружием вертолета являются НАРы, которые предпочтительнее всего использовать против живой силы противника, особенно когда атакованный враг пытается рассредоточиться. Для ПТУР не так много целей, т.к. боевики не так насыщены бронированной и автомобильной техникой, как регулярная армия. Тем не менее, считаем, что управляемые ракеты обязательно должны быть на подвеске вертолета в количестве нескольких штук.

Поскольку российские бомбардировщики наносят бомбовые удары не только на линии соприкосновения сирийских войск и игиловцев, но и в тылу «Исламского государства», то в случае необходимости эвакуировать экипажи Су-34 очень пригодится возможность использовать подвесные баки на подвеске вертолетов. При этом сохраняется возможность применения всей номенклатуры вооружений (ПТУР, НАР), которая понадобится для уничтожения боевиков, пытающихся захватить сбитых летчиков в плен.

Оптимальная подвеска вооружения на Ми-24П вероятно такова: несколько ПТУР на двух пилонах и блоки НАР на четырех пилонах. В случае необходимости работы на большом удалении от базы вариант подвески может быть следующим: ПТУР на двух пилонах, блоки НАР на двух пилонах, ПТБ на двух пилонах. В любом из этих вариантов вертолет способен оказать серьезное огневое воздействие на противника.

Теперь рассмотрим его конкурентов. Что Ми-35М, что Ми-28Н имеют всего 4 точки подвески, соответственно, их огневая мощь слабее, чем на старшем собрате, а при работе на большом удалении от базы номенклатура вооружений будет ослаблена еще и за счет подвески ПТБ, оставив под ПТУР или НАР всего два пилона. У Ка-52 шесть точек подвески, как и у Ми-24П, но управляемые ракеты для этого вертолета, по некоторым данным, еще не прошли весь цикл испытаний. Как нам кажется, неразумно было бы отправлять на войну вертолет, который лишен возможности атаковать бронеобъекты и укрепленные огневые точки боевиков управляемым оружием.

Также на возможность отправки Ми-28Н в Сирию могла повлиять августовская катастрофа одного из вертолетов этого типа на показательных полетах во время соревнований «Авиадартс». Несомненно, до конца работы комиссии, расследующей это происшествие, было бы неправильно использовать в зоне боевых действий машину, возможно имеющую проблемы с исправностью материальной части.

Конечно, у вертолетов нового типа (Ми-28Н, Ка-52) улучшены возможности работы «по земле» самостоятельно, не прибегая к помощи авианаводчиков, а также выше вероятность уклониться от атаки с использованием ПЗРК, но, похоже, российское Министерство обороны решило, что использование проверенной годами машины, обладающей большим количеством вариантов с подвеской оружия и большими эвакуационными возможностями, в данной ситуации будет предпочтительнее. Учитывая, что до сей поры особой частоты применения ПЗРК боевиками не наблюдалось, возможно, в этом есть резон.

«Военная приемка» продолжает цикл программ о работе наших военных в Сирии. На этот раз герои программы - вертолетчики. Это их задействуют в случае проведения поисково-спасательных операций, они прикрывают с воздуха ближайшие подступы к нашей военной базе Хмеймим, они выполняют массу других задач, рискуя жизнью, тестируя на прочность себя и свою боевую технику.О том, кому и как покоряется сегодня небо этой далекой восточной страны, лопасти каких вертолетов режут пластами горячий сирийский воздух и как в этих непростых условиях живут и служат российские офицеры-вертолетчики, расскажет Помощь идет с неба Лучшие в России летчики, штурманы, борттехники, многие из которых не раз участвовали в воздушной части парада на Красной площади в Москве, сегодня здесь, в Сирии, выполняют реальные боевые задачи. Так, группа поисково-спасательной парашютно-десантной службы авиабазы Хмеймим готова в любое мгновение вылететь на помощь нашим летчикам, попавшим в беду на территории региона. Счет идет не на минуты - на секунды: первым к борту вертолета бросается экипаж поисково-спасательной службы, за ним - спасатели, врач, личный состав группы огневого прикрытия. Вертолет, которому предстоит вылетать в опасный район, защищен, как летающая крепость: на блистерах у летчика-штурмана и у командира экипажа - броня, за спиной - бронелисты. Кроме того, экипаж выполняет полет в бронежилетах, а все, кто находится в машине, в том числе медики, вооружены.
В случае со спасением экипажа подполковника Олега Пешкова в район, откуда поступил тревожный сигнал, вылетал точно такой же вертолет. В тот момент никто не знал, что в районе, где предстояло искать наших летчиков, террористы устроят засаду… Теперь понятно, для чего на поиск группа вылетает полностью экипированная и вооруженная.
В Сирии все полеты винтокрылых машин проходят на минимальной высоте. Это необходимо, чтобы не попасть под огонь вражеских ПЗРК. Кстати, в наших вертолетах заложена функция, включив которую ниже введенной отметки, машина не опустится. Воюют в Сирии наши вертолетчики также на предельно малых высотах. В одном из населенных пунктов сирийские правительственные войска не могли выбить террористов, после чего запросили поддержки с воздуха. Ударные Ми-24 из состава российской группировки подошли «впритирку» к земле и выпустили ракеты. Штурм поселка был делом решенным.
Боевая «карусель» - Он может практически вертикально взмывать вверх, затем разворачиваться, зависать и молнией падать вниз. Работа пилотов - ювелирная: в нижней точке этой «карусели» вертолет летит на высоте пять метров на скорости 200 км/ч. Виртуозная работа летчиков проявляется не только в мастерстве высшего пилотажа. К примеру, в Сирии без всяких тренировок нужно пролететь в ночи больше часа по неизвестной территории и оказаться у цели с точностью до пяти секунд. Как отмечают сами авиаторы, такая точность нужна для согласованности действий с наземной частью операции: опоздание может обернуться человеческими жертвами.
Еще одна важная задача вертолетчиков в Сирии - сопровождение. Именно ударные вертолеты обеспечивают защиту самолетов российской военно-транспортной авиации, использующих аэродром Хмеймим. Защита эшелонированная: на малых высотах за нее отвечают вертолеты, на больших - истребители Су-30СМ и Су-35. По словам штурмана вертолета Ми-28Н, в воздухе они находятся на расстоянии примерно 50-200 м от сопровождаемого борта ВТА, прикрывая его на глиссаде при посадке либо на взлете. Задача - выявить источник огневого воздействия, чтобы локализовать и уничтожить его.
На земле, в небесах, на море Другое дело - спасение на море. В экипировку летчиков, помимо обязательного в боевых условиях стрелкового вооружения, входит быстронадувная лодка. Она обеспечивает попавшему в беду пилоту возможность находиться на поверхности воды. Заметив спасательный вертолет, летчик зажигает дымовую шашку оранжевого дыма. Для экипажа вертолета-спасателя главное - заметить этот сигнал, но самое сложное - удержать на месте машину во время подъема пострадавшего. По словам Александра, командира вертолетной эскадрильи сводного авиаполка авиабазы Хмеймим, морская поверхность не дает возможности «уцепиться взглядом», здесь нет ориентиров «привязки». Направление выдерживается по курсовой системе, высота - по радиовысотомеру. Штурман и борттехник в этот момент выполняют роль наводчиков.
Стоит отметить, что учения для воздушных спасателей проводятся в Сирии систематически. Кроме того, все вертолетчики, прежде чем попасть в район боевых действий, проходят курс спецподготовки в 344-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке. Как отмечает начальник центра полковник Андрей Попов, по результатам работы в Сирии выявились новые приемы, новые тактические ходы. Все это доводится до летного состава при проведении учебных мероприятий. В числе таких новых тактических приемов, отмечает офицер, - применение средств поражения по наземным целям с выходом на цели с ходу.
Ведь вертолет Ми-28 может как самостоятельно отыскивать цель, так и наводиться на нее авиационным наводчиком. «Ночной охотник» (так еще называют Ми-28Н) в Сирии часто используют именно ночью. Взлет производится в режиме светомаскировки, пилот работает с прибором ночного видения.Ночью могут проводиться и спасательные операции. Правда, только на земле. В море - только днем. Причина все та же - пилоту трудно сориентироваться над морской поверхностью. Что же касается технологии спасения, то она отработана до мелочей. С борта вертолета спускается спасатель, цепляет попавшего в беду человека за обвязку. Ведь пилот, потерпевший крушение, может быть травмирован или вообще находиться без сознания. Через пару секунд оба - и спасатель, и спасенный им пилот - оказываются в воздухе, а затем и на борту вертолета.

Российский Ми-28 в районе Пальмиры

Сирийский опыт применения военных вертолетов позволил найти и отработать новые тактические приемы по преодолению средств ПВО, сообщил начальник боевой подготовки армейской авиации ВКС России генерал-майор Олег Чесноков.

«Особенности применения армейской авиации в любом локальном конфликте, в том числе, и сейчас в Сирии, тщательно анализируются. Выявляются сильные и слабые стороны как в подготовке летного состава, так и в эксплуатации авиационной техники - в зависимости от географии выполнения задач и особенностей обстановки. Найдены и отработаны новые тактические приемы по преодолению средств ПВО противника и решению огневых задач», - сказал он.

Чесноков добавил, что на основе этого анализа в Центре боевого применения армейской авиации в Торжке разрабатываются рекомендации летному составу, которые направляются в войска и «учитываются в ходе дальнейшей боевой плановой подготовки», передает РИА «Новости».

Кроме того, он сообщил, что новейшая модификация вертолетов Ми-28УБ «Ночной охотник» начнет поступать в российские войска с 2017 года.

«В настоящее время опытные образцы вертолета с двойным управлением Ми-28УБ с положительными результатами прошли государственные испытания», - сказал Чесноков.

Он пояснил, что сначала Ми-28УБ поступят в 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке, а затем пойдут в строевые авиачасти ВКС.

«Опыт эксплуатации вертолетов Ми-28Н показал необходимость выпуска вертолетов данного типа с двойным управлением, и сейчас летчики и преподаватели Торжокского центра уже прошли переучивание на данную модификацию», - добавил генерал-майор. Ми-28Н «Ночной охотник» (в экспортном варианте - Ми-28НЭ) является ударным вертолетом, предназначенным для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.

Чесноков также сообщил, что «Вертолеты России» создали летающую лабораторию - демонстратор перспективного скоростного вертолета. Главным в конструкции летающей лаборатории ПСВ являются лопасти несущего винта. Новые конструктивные решения при их создании позволяют увеличить максимальную скорость вертолета Ми-28 на 13%, на вертолетах типа Ми-35 - на 30%».

Сейчас ведутся летные испытания, в которых получен промежуточный результат - «достигнута скорость горизонтального полета 360 км/ч в сочетании с низким уровнем вибрации и нагрузок на конструкцию летающей лаборатории», отметил Чесноков.

«Скорость ПСВ по сравнению с известными образцами ударных вертолетов будет увеличена в 1,5 раза до 400-500 км/ч», - напомнил он.

Более 50 новых вертолетов, включая Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-35, Ми-8АМТШ «Терминатор», Ми-26, Ансат-У, поступили с заводов-изготовителей в части армейской авиации за первые три квартала текущего года. Ееще более 10 единиц техники будет поставлено до конца года, передает ТАСС.

«Все запланированные на год мероприятия, включая учения подразделений армейской авиации различного уровня, авиационное обеспечение межвидовых учений, участие в международных учениях и армейских играх, освоение поступающих новейших образцов авиационной техники, совершенствование летного мастерства личным составом, подготовку молодых летчиков, были выполнены и с очень хорошими результатами» – заявил он.

На прошлой неделе глава Минобороны Сергей Шойгу сообщил, что операция в Сирии выявила ряд конструктивных и производственных недостатков российской военной техники.

В середине июля начальник Генштаба вооруженных сил России генерал армии Валерий Герасимов поручил до конца года устранить недостатки российской военной техники и оружия, которые были выявлены в ходе операции в Сирии.

14 апреля в ходе прямой линии Путин признал, что в ходе операции ВКС России в Сирии у отечественной военной техники вскрылось немало недостатков, однако в целом она показала себя блестяще, из-за чего на российское оружие резко возрос спрос за рубежом.

11 мая пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что основной выявленной в Вооруженных силах России проблемой в ходе операции в Сирии стала работа техники, этот опыт анализируется для дальнейшего ее совершенствования.

12 мая заместитель гендиректора «Вертолетов России» по производству и инновациям Андрей Шибитов сообщал, что холдинг согласовывает с Минобороны программу модернизации боевых вертолетов на основе опыта их эксплуатации в Сирии.

В ходе военной операции в Сирии Вооруженные силы России испытали в бою множество новейших образцов российского оружия и техники. В то же время впервые применялись в бою машины, стоящие на вооружении не один десяток лет. Впрочем, обо всем по порядку.

Стратегический ракетоносец Ту-160 "Белый лебедь" с ракетами Х-101

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 "Белый лебедь", которые на Западе называют Blackjack, начали эксплуатировать еще в 1987 году. Однако первое боевое применение "лебедей" состоялось именно в Сирии в 2015 году.

Сейчас у России имеется 16 таких самолетов, но вскоре на вооружение должны поступить до 50 модернизированных машин.

Грозный ракетоносец, который считается средством ядерного сдерживания, уничтожал террористов обычными боеприпасами - авиабомбами КАБ-500 и крылатыми ракетами Х-101 .

Про последние стоит сказать отдельно, так как в Сирии они также применялись впервые. Это крылатые ракеты нового поколения, обладающие фантастической дальностью полета - 5500 километров, в несколько раз больше, чем у европейских и американских аналогов. В пространстве ракета ориентируется при помощи комбинированной системы навигации: инерциальная плюс ГЛОНАСС. Х-101 летает в диапазоне высот от 30 метров до 10 километров, незаметна для радаров и очень точна - максимальное отклонение от цели на предельной дальности не превышает пяти метров. В отличие от предшественниц, ракета может уничтожать и подвижные цели. Масса осколочно-фугасной боевой части Х-101 400 килограммов. Ядерный вариант ракеты, Х-102, несет боеголовку мощностью 250 килотонн.

По мнению ряда экспертов, применив в Сирии стратегическую авиацию, Россия опробовала новую стратегию, совершив революцию в военном деле.

Малые ракетные корабли проекта "Буян-М" с ракетами "Калибр"

Малые ракетные корабли проекта 21631 "Буян-М" являются многоцелевыми кораблями класса "река-море". В состав их вооружения входят артиллерийская установка А-190, пулеметные установки калибров 14,5 и 7,62 миллиметра, а также зенитный артиллерийский комплекс "Дуэт", и противокорабельные крылатые ракеты "Калибр-НК" и "Оникс". Автономное плавание такого корабля может продолжаться до десяти суток.

За время войны в Сирии крылатые ракеты "Калибр" успели не только пройти боевое крещение, но и приобрести статус всемирно известных. Попадания этих ракет по целям, снятые беспилотников, а также видеозаписи их пусков стали одной из визитных карточек ВМФ России.

В отличие от зарубежных конкурентов, "Калибры" могут летать в широком диапазоне скоростей от дозвуковых до превышающих скорость звука в три раза. Наведение на конечном участке траектории осуществляется при помощи помехозащищенных активных радиолокационных головок самонаведения.

Ракеты способны преодолевать любую противовоздушную и противоракетную оборону. Полет происходит на высоте от 50 до 150 метров, а при подходе к цели ракета снижается до двадцати метров и наносит удар, который невозможно предотвратить. Полет ракет производится по сложной траектории с изменением высоты и направления движения. Это дает ей возможность подходить к цели с любого неожиданного для противника направления.

Что касается точности попадания, тут уместно выражение "бьет в яблочко". К примеру, экспортный вариант "Калибра" стреляет на 300 километров и уничтожает цель диаметром 1-2 метра. Понятно, что у ракет, используемых ВМФ России, точностные характеристики еще выше.

В Сирии пуски "Калибров" осуществлялись с малых ракетных кораблей "Углич", "Град Свияжск", "Великий Устюг", "Зеленый Дол" и "Серпухов" (а также с кораблей других типов и подводных лодок).

Российские крылатые "Калибры" уже стали головной болью для США - ведь в противокорабельном варианте они более эффективны, чем американские "Томагавки", а их размещение на судах малого водоизмещения создает для потенциальных противников много сложностей .

Управляемые снаряды "Краснополь"

В Сирии для ликвидации террористов впервые использовались российские управляемые артиллерийские снаряды "Краснополь". Дальность стрельбы современных модификаций "Краснополя" составляет 30 километров. Масса взрывчатого вещества в боеприпасах этого типа составляет от 6,5 до 11 килограммов.

Одной из основных особенностей машины является ее высокая маневренность. Кроме того, "Ночной охотник" может выполнять боевые задачи в любое время суток.

Бронированная кабина вертолета защищает экипаж от 20-мм снарядов и бронебойных пуль. Броней также защищены самые важные системы вертолета. Ми-28Н оборудован РЛС, расположенной над втулкой винта. Применение данного комплекса позволяет эффективно осуществлять поиск, обнаружение, распознавание и поражение наземных и воздушных целей. Вертолет вооружен 30-мм автоматической пушкой. Также он может нести управляемые (противотанковые) или неуправляемые (против пехоты и легкой техники) ракеты "воздух-земля". Предусмотрена и возможность установки ракет "воздух-воздух", что позволяет Ми-28УБ уничтожать не только самолеты и вертолеты, но и малогабаритные беспилотники и даже крылатые ракеты. Вертолет имеет четыре точки подвески и, помимо прочего, может использоваться для постановки минных заграждений.

Два таких вертолета находились на борту авианосца "Адмирал Кузнецов" во время сирийского похода. Там Ка-52К поднялся в воздух и осуществил пробные пуски ракет.

Ка-52К "Катран" является корабельной версией Ка-52 "Аллигатор" и предназначен для патрулирования, огневой поддержки десанта при высадке на берег, решения задач противодесантной обороны на переднем крае и в тактической глубине в любое время суток.

От базовой версии корабельный "Катран" отличается наличием укороченного складного крыла, которое было доработано под размещение тяжелого вооружения, и механизма складывания лопастей, что позволяет ему компактно располагаться в трюме.

Тем не менее, несмотря на "миниатюрные габариты", Ка-52К имеет грозное вооружение. Это торпеды, глубинные бомбы и крылатые противокорабельные ракеты.

На вертолете установлены лазерно-лучевая система наведения оружия и система обработки видеоизображений "Охотник". Оптико-электронный комплекс "Витебск" защищает "Катран" от поражения ракетами с инфракрасными головками самонаведения.

Танк Т-90

Впрочем, Ту-160, Ми-28Н и "Адмирал Кузнецов" - не единственные хорошо известные "старички", впервые замеченные в бою в Сирии.

Впервые Т-90 были применены сирийскими войсками в провинции Алеппо в 2016 году.

Кроме того, в Сирии впервые испытали секретное оружие Т-90 - комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1", предназначенный как раз для защиты танка от ПТУР.

Сирийские танкисты очень высоко оценили возможности Т-90. Единственным его недостатком они назвали отсутствие кондиционера , что затрудняет ведение боя в условиях пустыни.

Недавно стало известно, что танк был модернизирован с учетом сирийского опыта.

Броневики "Тайфун"

Новый российские бронеавтомобили "Тайфун" также впервые опробовали в Сирии. В начале 2017 года там заметили бронемашину "Тайфун-К" .

К63968 "Тайфун-К" представляет собой бескапотный многофункциональный модульный автомобиль. В модификации для перевозки личного состава может вмещать до 16 человек. Высадка десанта может осуществляться как с помощью рампы, так и через дверь. Кабина машины защищена усиленной броней. Предусмотрена также установка бронещита на лобовое стекло.

Новому броневику не страшны даже некоторые виды РПГ. От этих "убийц танков" машину спасают специальные навесные элементы, которые надежно защищают экипаж от кумулятивных струй. Колеса "Тайфуна" пуленепробиваемы и оснащены специальными противовзрывными вставками.

Масса полностью снаряженного "Тайфуна" - 24 тонны, длина корпуса - 8990 миллиметров, а ширина - 2550 миллиметра. 450 лошадиных сил двигателя позволяют броневику передвигаться со скоростью 110 километров в час.

Машина построена по колесной формуле 6х6, что позволяет ей с легкостью преодолевать бездорожье, снеговые заносы и любые другие виды препятствий. В Сирии "Тайфуны" используются не только для ранспортировки личного состава, но и, к примеру, для доставки гуманитарной помощи.