Царь воды океанов морей. Водяной царь в мифологии, фильмах и сказках для детей

(Царь Водяник, Поддонный царь, Заморский царь ) - персонаж русских народных сказок: хозяин дна морского, повелитель всех вод, владыка над подводными обитателями, владелец несметных сокровищ. Обычно он изображается царём, причём упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц. Дворец Морского царя, сделанный из хрусталя, серебра, золота и драгоценных камней, помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Когда он пляшет и развлекается - на море шторм и поднимается буря. Встречается в былинах о Садко и народных сказках, причём не только русских, но и норвежских.

Облик царя

Морской царь «имеет венец из морского папоротника; разъезжает по морям в раковине везомой морскими псами: в одной у него руке весло, знак укрощения волне, в другой же острога, знак их возбуждения».

Вот как описал морского царя М. Ломоносов в «Петрияде»:

В недосягаемой от смертных стороне,

Между высокими кремнистыми горами,

Что мы по зрению обыкли звать мелями,

Покрытый золотым песком простерся дол:

Столпы вокруг его огромные кристаллы,

По коим обвились прекрасные кораллы.

Главы их сложены из раковин витых,

Превосходящих цвет дуги меж туч густых,

Что кажет укротясь нам громовая буря;

Помост из аспида и чистого лазуря,

Палаты из одной изсечены горы;

Верхи под чешуей великих рыб бугры;

Уборы внутренни покров черепокожных

Бесчисленных зверей во глубине возможных,

Там трон - жемчугами усыпанный янтарь,

На нем сидит волнам седым подобный Царь.

В заливы, в океан десницу простирает,

Сапфирным скипетром водам повелевает.

Одежда царская - порфира и виссон,

Что сильные моря несут ему пред трон.

Морской царь любит повеселиться, для чего утонувших музыкантов созывает к себе во дворец, где музыканты начинают играть, а водяной царь пляшет под их музыку.

Народный образ

В былинах он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.

Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке. Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные , с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.

Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj , известна, например, в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.

Предположение о финском влиянии

По предположению В. Ф. Миллера, на былинный образ Морского царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти (фин. Ahti ), так же как на гусляре Садко - отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне). Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо, упавшей с лодки музыкантаВяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице, иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев - Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вяйнямёйнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо).

По представлениям карел Олонецкой губернии, водяник (называвшийся ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король ) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.

Озеро

Сфера влияния: Упоминания: Былина «Садко», сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», «Морской царь и Елена Премудрая», «Скорый гонец» Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Братья: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Сёстры: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Супруг(а): Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Дети: Василиса Премудрая и ещё 12 морских дев Связанные персонажи: Садко , морские девы Иллюстрации на Викискладе К:Википедия:Ссылка на Викисклад отличается от свойства Викиданных‎

Морско́й царь (Царь Водяник, Поддонный царь, Заморский царь ) - персонаж русских народных сказок: хозяин дна морского, повелитель всех вод, владыка над подводными обитателями, владелец несметных сокровищ. Обычно он изображается царём, причём упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц . Дворец Морского царя, сделанный из хрусталя, серебра, золота и драгоценных камней, помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень -озере. Когда он пляшет и развлекается - на море шторм и поднимается буря. Встречается в былинах о Садко и народных сказках, причём не только русских, но и норвежских .

Облик царя

Морской царь «имеет венец из морского папоротника; разъезжает по морям в раковине везомой морскими псами: в одной у него руке весло, знак укрощения волне, в другой же острога, знак их возбуждения» .

Вот как описал морского царя М. Ломоносов .

В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон - жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская - порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.

М. Ломоносов, «Петрияда»

Морской царь любит повеселиться, для чего утонувших музыкантов созывает к себе во дворец, где музыканты начинают играть, а водяной царь пляшет под их музыку.

Народный образ

В былинах он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.

Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке . Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа , который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные , с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки .

Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj , известна, например, в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах , в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.

Предположение о финском влиянии

По предположению В. Ф. Миллера , на былинный образ Морского царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти (фин. Ahti ), так же как на гусляре Садко - отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне). Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо , упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо , добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице , иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев - Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вяйнямёйнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо).

По представлениям карел Олонецкой губернии , водяник (называвшийся ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король ) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя , такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых , с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.

В кино

См. также

  • Черномор - персонаж поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Напишите отзыв о статье "Морской царь"

Примечания

Литература

  • Афанасьев А. Н. . - М .: Индрик, 1994. - Т. 1. - 840 с. - ISBN 5-85759-009-4.
  • Глинка Г. А. // Древняя религия Славян. - Миттава: Типография И. Ф. Штефенгагена и Сына, 1804. - С. 119-121. - 151 с.
  • Морской царь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Морской царь

– О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
– У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
– А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
– Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...
Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба...
Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх...
Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять.
И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой...
– Ты в порядке, милая? – прозвучал рядом ласковый мамин голос.
Я тут же ей как можно увереннее улыбнулась и сказала, что, конечно же, я в полном порядке. А у самой, от всего происходящего кружилась голова, и душа уже начинала «уходить в пятки», так как я видела, что ребята понемногу начинают на меня оборачиваться и, хочешь-не-хочешь, мне приходилось быстренько брать себя в руки и «установить» над своими разбушевавшимися эмоциями «железный контроль»... Я была основательно «вышиблена» из своего привычного состояния и, к большому стыду, совершенно забыла про Стеллу... Но малышка тут же постаралась о себе напомнить.
– А ты ведь говорила, что у тебя нет друзей, а их вон даже сколько?!.. – удивлённо и даже как-то чуть-чуть расстроено, спросила Стелла.
– Это не те друзья, которые настоящие. Это просто ребята, с которыми я рядом живу или с которыми вместе учусь. Они не такие, как ты. А вот ты – настоящая.
Стелла сразу же засияла... А я, «отключённо» ей улыбаясь, лихорадочно пыталась найти какой-то выход, абсолютно не зная, каким образом из этого «скользкого» положения выйти, и уже начинала нервничать, так как ни за что не хотела обижать свою лучшую подругу, но наверняка знала, что скоро моё «странное» поведение обязательно начнут замечать... И опять посыпятся глупые вопросы, на которые у меня сегодня не было ни малейшего желания отвечать.
– Ух ты, какая у вас здесь вкуснятина!!! – в восторге разглядывая праздничный стол, затараторила Стелла. – Как жалко, я уже не могу попробовать!.. А что тебе подарили сегодня? А можно мне посмотреть?.. – как обычно, из неё градом сыпались вопросы.
– Мне подарили мою любимую лошадку!.. И ещё много всего, я даже ещё не смотрела. Но я тебе обязательно всё покажу!
Стелла просто искрилась от счастья быть вместе со мной здесь, на Земле, а я всё больше терялась, никак не находя решения из создавшегося щекотливого положения.
– Как это всё красиво!.. И как же всё-таки это наверное вкусно!.. – Какая ты счастливая – есть такое!
– Ну, я тоже такого не получаю каждый день, – засмеялась я.
Бабушка за мной лукаво наблюдала, видимо от души забавляясь возникшей ситуацией, но пока не собиралась мне помогать, как всегда сперва ожидая, что же я такое предприниму сама. Но мне, наверное, от слишком бурных сегодняшних эмоций, как на зло, ничего не приходило в голову... И я уже серьёзно начинала паниковать.

Как тут-то в озере вода всколыбалася, Показался Царь Морской...

Былина "Садко"

В мифологическом представлении народа вода рассматривалась как особое царство со своими обитателями и владыкой.

Морской царь - повелитель всех вод, омывающих землю: морей, рек, озер и владыка над всеми подводными обитателями. Живет Морской царь в морских пучинах в хрустальном дворце. В других представлениях - во дворце из стекла, серебра, золота и драгоценных камней. Обиталище Морского царя в глубинах океана изобразил Ломоносов в "Петриаде":

В недосягаемой от смертных стороне, Между высокими кремнистыми горами, Что мы по зрению обыкли звать мелями, Покрытый золотым песком простерся дол: Столпы вокруг его огромные кристаллы, По коим обвились прекрасные кораллы. Главы их сложены из раковин витых, Превосходящих цвет дуги меж туч густых, Что кажет укротясь нам громовая буря; Помост из аспида и чистого лазуря, Палаты из одной изсечены горы; Верхи под чешуей великих рыб бугры; Уборы внутренни покров черепокожных Бесчисленных зверей во глубине возможных. Там трон жемчугами усыпанный янтарь, На нем сидит волнам седым подобный царь. В заливы, в океан десницу простирает, Сапфирным скипедром водам повелевает. Когда Морской царь веселится в своих пышных чертогах, на море разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. В этих случаях корабельщики опускали за борт хлеб-соль, а иногда — и людей по жребию, как в былине о Садко, чтобы умилостивить Морского царя. Сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленного семейства. Только нет у них с водяной царицею - "всем русалкам русалкой" - сыновей: одни дочери.

МОРСКАЯ ЦАРЕВНА

В море царевич купает коня; Слышит: "Царевич!взгляни на меня!"

Фыркает конь и ушами прядет, Брызжет и плещет и доле плывет.

Слышит царевич: "Я царская дочь! Хочешь провесть ты с царевною ночь?"

Вот показалась рука из воды, Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова, В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;

Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: "Добро же! постой!" За косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна: Плачет и молит и бьется она.

К берегу витязь отважно плывет; Выплыл; товарищей громко зовет:

"Эй вы! сходитесь, лихие друзья! Гляньте, как бьется добыча моя...

Что ж вы стоите смущеной толпой? Али красы не видали такой?"

Вот оглянулся царевич назад: Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит: лежит на песке золотом Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт, Весь замирая, свиваясь, дрожит;

Пена струями сбегает с чела, Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок; Шепчут уста непонятный упрек...

Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь!

М. Ю. Лермонтов

Русские простонародные предания говорят из глубины стародавних лет о том, что все дочери Морского царя превратились в большие реки. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления — отголоски древнего обожествления вод земных. Вот что говорится о Морском царе и.его дочерях в былине "Садко".

Был Caдко беден, имел из всего добра только "гусли звончаты", с которыми хаЖивал на пиры званые, веселил народ. Сидел однаЖ-ды Садко на берегу Ильмень-озера, наигрывал на гусельках; вдруг в озере вода всколебалась - и выплыл властитель царства подводного. За игру чудесную посулил Морской царь Садко "клад из Ильмень-озера - три рыбы-золоты перья". Закинул гусельник в озеро невод, и дался ему в руки обещанный клад. Закупил на него Садко товару видимо-невидимо, стал богатым гостем-купцом господина Великого Новгорода...

Почти двенадцать лет путешествовал купец Садко, и вот как-то однажды все его тридцать кораблей замерли посреди моря, словно к воде приросли Стали корабельщики Жребий кидать: кто тот грешник, чьи грехи дерЖат суда на месте? Кого требует бросить в море Морской царь? Выпал Жребий Садко, ибо он двенадцать лет плавал по морю-океану, не отблагодарив подводного владыку, не платя ему дани-пошлины. Отпустили корабельщики Садко на доске в море, и попал он во владения Морского царя Стал играть песенник для подводного владыки. От плясок Морского царя поднялась на море буря великая. По подсказке Николая-угодника, покровителя корабельщиков, Садко порвал струны, и успокоилась морская стихия. Морской царь, Желая оставить у себя чудесного гусельника, предлоЖил ему на выбор одну из своих тридцати дочерей. Все они были как на подбор, но Садко, опять по совету Николая-угодника, выбирает Чернаву (в другом варианте - Женится на Волхве-реке). После свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы.

Поет и на гуслях играет Садко,

Поет про царя водяного:

Как было там жить у него нелегко

И как уж он пляшет здорово;

Поет про поход без утайки про свой,

Какая чему была чередь,

— Качают в сомнении все головой,

Не могут рассказу поверить.

Василиса Премудрая

Жил-был царь. Поехал он однажды на борзом коне на войну, и долго его дома не было. Вот ехал он обратно с победой, и начала его томить жажда. Увидал большое озеро и решил из него напиться, только припал к воде, его кто-то хвать за бороду - и тащит. А это был Морской царь, владыка всех вод земных. Начал несчастный просить-молить, чтобы отпустил его морской властелин, но он взамен потребовал себе того, чего царь у себя дома не знает. Согласился царь, не ведая, что в его отсутствие жена родила сына.

Прошло двадцать лет, настало время долг платить. Поплакали царь с царицею, да делать нечего - простились с сыном навек. Пришел Иван-царевич на берег морской, видит - летят двенадцать голубиц. Прилетели, ударились оземь - стали девицами несказанной красоты и побежали в море купаться. А перья их остались на берегу лежать - не отличишь от сорочек! Иван-царевич взял да украл у одной сорочку.

Девицы воротились, одиннадцать обратились в голубиц и улетели, а двенадцатая, самая красивая, сорочки найти не может.

Иван кричит из-за кустов:

Красавица, пойдешь за меня замуж, - отдам твои перышки, нет - сожгу!

Делать нечего, она согласилась. Тогда царевич вышел и сорочку отдал. Очень он пришелся по сердцу красавице! Обменялись они обручальными кольцами, девица сказала, что она дочь Морского царя, Василиса Премудрая, а с Иваном в подводном царстве встретится, - и улетела вслед за сестрами.

Пришел Иван в подводное царство, а властелин-то гневается, что царевич долго не приходил. Даже хотел его казнить, но царевич показал кольцо Василисы: я-де твой зять, не можешь ты меня убить! - у Морского царя и руки опустились.

Делать нечего, сыграли свадьбу.

Ничего, - говорит Морской царь своим советникам, - рано или поздно я все равно Ивана сожру, а дочку так образумлю, что забудет глупости.

Подслушала это Василиса Премудрая, и ночью они с царевичем тайком вышли из дворца, сели на резвых коней и понеслись прочь из подводного царства на святую Русь.

Морской царь проведал про это и ринулся в погоню.

Слышу я людскую молвь и конский топ, - говорит Иван.

Это погоня за нами!

Обратила Василиса Премудрая коней озером, царевича селезнем, а сама сделалась уткой. Прискакал Морской царь, сразу догадался, кто эти селезень с уткой, ударился о сыру землю и обратился орлом, чтобы их убить. Да не тут-то было: только разлетится сверху, а утка и селезень вдруг в воду нырнут. Орел опять разлетится, а они опять нырнут. Нипочем их не возьмешь! Устал Морской царь, махнул крылом - и полетел в свое царство несолоно хлебавши. А Иван-царевич с Василисой вышли на святую Русь и жили в стольном граде долго и счастливо.

М. Ломоносов. "Петриада"

В недосязаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон - жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская - порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.

Морской царь - верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине о Садко .

По древним славянским преданиям, все моря и океаны - это кровь Морского царя, а реки - его дочери. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления вод земных. Он властвует над всеми рыбами и животными, которые только водятся в морях.

Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь. Иногда даже обращается черной тучей, которая исторгает из себя множество воды и грозные молнии. В первоначальном значении Морской царь был богом дождевых туч, которые изверглись на землю и образовали на ней моря, куда и переместился владыка вод. Образ первоначального творца и создателя мира - очевидно, Аргя (или Дива) - со временем разделился на Перуна - повелителя гроз, бога ветров

Среди которых наиболее известна Чернава . Дворец Морского царя, сделанный из хрусталя, серебра, золота и драгоценных камней, помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень -озере. Когда он пляшет и развлекается - на море шторм и поднимается буря. Встречается в былинах о Садко и народных сказках, причём не только русских, но и норвежских .

Морской царь

Открытка работы Ивана Билибина
царь морей и океанов
Мифология Славянская
Местность Дно морское, Ильмень -озеро
Сфера влияния море
Пол мужской
Дети Василиса Премудрая и ещё 12 морских дев
Связанные персонажи Садко , морские девы
Атрибуты трезубец, венец [ ]
Упоминания Былина «Садко», сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», «Морской царь и Елена Премудрая», «Скорый гонец»
В иных культурах Посейдон , Нептун , Эгир
Иллюстрации на Викискладе

Облик царя

Морской царь «имеет венец из морского папоротника; разъезжает по морям в раковине везомой морскими псами: в одной у него руке весло, знак укрощения волне, в другой же острога, знак их возбуждения» .

Вот как описал морского царя М. Ломоносов .

В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон - жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская - порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.

М. Ломоносов, «Петрияда»

Морской царь любит повеселиться, для чего утонувших музыкантов созывает к себе во дворец, где музыканты начинают играть, а водяной царь пляшет под их музыку.

Народный образ

В былинах он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.

Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой . Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей русскому морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке . Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа , который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные , с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки .

Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний. Личность, соответствующая ему и притом с аналогичным эпитетом «Морской король» (словен. Morski Kralj ), известна, например, в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах , в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.

Предположение о финском влиянии

По предположению В. Ф. Миллера , на былинный образ Морского царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти (фин. Ahti ), так же как на гусляре Садко - отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене . Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой (фин. ukko ruohoparta ) , носил эпитет царя волн (фин. aaltojen kuningas ) и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо , упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице , иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев - Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вяйнямёйнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо).

По представлениям карел