Как воспитать в себе человека. Воспитать в себе человека


Предыдущие две статьи о сильных людях и о том, что подразумевается под силой, находятся здесь:

Итак, начнем с азов:

1. Сильный человек = ответственный человек.

Человек, делающий выбор и несущий за него посильную, адекватную ответственность.

(Например, и вы, и любой другой человек не может отвечать за здоровых дееспособных людей. Даже если это:

а) ваши близкие

б) ваши дети

в) ваши подчиненные / начальник

г) зависимый человек.)

2. Согласно теории марксизма-ленинизма терминологии гештальт-терапии, функция “Я” (Self) представлена тремя составляющими:

- “детским”, “животным”, “импульсивным” Id,

Функцией, отвечающей за выбор и самооценку (какой я?) – Ego,

- “родительской”, “контролирующей”, “оценивающей”, “моральной” функцией Personality.

Не учитывать любую из них, воспитывая в себе сильную личность – подобно постройке замка без фундамента. То есть, опасно – может обсыпаться на голову горе-строителям. Можно, например, …

Что нужно, чтобы воспитать в себе сильный характер, сильную личность?

1. Как ни неприятно это говорить, но сначала придется заняться “изучением микросхемы”. То есть, выяснить, как обстоят дела:

С условно “детской ” частью – легко ли и точно ли вы удовлетворяете свои желания, потребности?

С условно “родительской ” частью – что именно вы думаете о себе? Какой вы, по вашему представлению? Насколько, по вашему мнению, это совпадает с оценками окружающих?

2. После этого придется “прозвонить” и еще одну “цепь” – а именно, функцию выбора, функцию Эго.

Очень часто здесь случается один из двух вариантов:

- Она “погибает” под невыносимой тяжестью “верхнего этажа”, расплющена и изувечена:

  • моральными ценностями
  • семейными установками
  • идеями о том, “каким должен быть идеальный человек”
  • - мол, “я должен был к ХХ годам достигнуть того, этого, быть таким, этаким, но не сбылось – значит, я тряпка!”

- Она “тонет” в детских импульсах, желаниях, потребностях.

Внезапный выплеск чувств, ощущение “меня несет, и я ничего не могу с собой поделать”, внезапные влюбленности, катастрофические смены места работы, учебы, новые и новые хобби, диеты и обострения “жора”, шопинг до последней копейки могут говорить о том, что вместо функции выбора приходит незамутненный детский Id.

Куда хочу?

Куда лечу?

Я ворона вольная!

(с) Домовенок Кузя

Происходит это не от безволия или “в конец оборзелости”, а только от того, что с самого начала тихие просьбы “внутреннего ребенка”, наших потребностей, в упор игнорируются. И только когда они не просто вызреют, а когда “сгорят предохранители”, желания вырываются на свободу. Разворачивается то ли бунт, то ли трагедия. Зато можно “успеть нахвататься на воле” того, что было запрещено в обыденной жизни.

- Слабость эго-функции.

Порой случается и такой вариант, когда вроде бы и авторитеты, моральные установки не довлеют, и с удовлетворением потребностей более-менее все в порядке. А “силы воли” все нет и нет. Тогда можно говорить о слабости эго-функции. Просто не тренированная мышца.

Если не приходилось особенно напрягаться, чтобы чего-то достичь, если всегда хватало “мы и так проживем”, “на наш век хватит”, то действительно, может оказаться, что и выбирать-то – нечем.

Более того, когда нет самоанализа, периодического возвращения “а чойта я?”, “а зачем я это сделал?”, “и кто я после этого?” – то функция эго не развивается – незачем.

Ну как, более-менее определили ваш случай из трех?

Тогда пойдем к следующим, насущно-практическим задачкам.

Что делать с собой, чтобы стать сильным человеком?

Упражнения на развитие силы воли и силы характера у взрослого человека довольно просты. Вот собрание рекомендаций, а вы можете выбирать то, что вам больше по душе.

1. Взяв ответственность – нести до конца.

Составить план действий исходя из своих желаний, и выполнять его хотя бы в течение 3 недель. Не берите много на себя – возьмите хотя бы 1-2 ежедневных действия.

Выполняйте обещания, которые даете знакомым, даже вскользь. Если вы “плоховато, но согласились” – сделайте, чтобы запомнить это ощущение. Это ВАШИ силы, ВАШЕ время пошло на удовлетворение их желаний и потребностей. Так вы сможете больше ценить себя – а через это – и распоряжаться “силой воли”.

2. Замедление.

Эго-функция – штука коварная. Она требует времени (к счастью, с тренировкой – немного), чтобы человек мог сделать более-менее осознанный выбор. А значит, вам понадобится научиться замедляться.

Медленно помойте голову.

С чувством сходите в туалет.

С вниманием возьмитесь за проект, распишите его по пунктам, отмечайте каждый из них.

Попробуйте сконцентрироваться в повседневных делах на телесных ощущениях (тактильных, звуковых, зрительных, вкусовых, запахах).

Попробуйте хотя бы по 15 минут в день, идя пешком, замечать, куда вы ставите ногу.

Отвлекайтесь от текущего занятия трижды в день и отслеживайте, КАК именно вы дышите.

3. Сделать паузу.

Есть такой момент: между желанием (импульсом) и действием (реализацией) всегда есть зазор по времени. Именно он на 100% работает на тренировку эго-функции и взращивание силы воли у взрослого человека. Воспитать сильную личность можно только складывая и приумножая -

  • свои поступки,
  • свою ответственность за них,
  • свои решения.

Делайте паузу. Перед тем, как начать что-то делать, определите, зачем это вам. Закончив делать, назовите, каким вы были в этой ситуации. Какой опыт извлекли.

Достаточно будет “я был пассажиром”, если вы ехали в общественном транспорте.

“Я записал телефон курсов английского и планирую уточнить условия” – если были, изучали и записали.

Как много разных “Я” может оказаться в одной и той же ситуации!

4. Эго как самооценка.

Оргвыводы – лучшее, что может для вас сделать функция Эго. Вы сможете пользоваться собственным опытом, вместо того чтобы – то есть, непонятно, кто в ситуации , кто действовал, зачем действовал.

После научения паузе (и обнаружению своих мотивов) вы сможете складывать ваши “добрые дела”, ваши поступки, ваши достижения, даже самые маленькие, чтобы после на них же опираться в дальнейшем.

Маленькая притча, которая вас согреет на этом пути

Есть притча о просьбе мудреца о скромном вознаграждении.

“О великий шах! – сказал он правителю, желавшему его удостоить особой чести. – Положи на первую клетку одно зерно. На второй клетке шахматной доски – два. Затем – четыре. И так удваивай на каждой из них.”

Шах рассмеялся: “Но почему ты просишь так мало?”

Когда придворные мудрецы шаха посчитали награду, то выяснилось, что зерен нужно отсчитать 18 446 744 073 709 551 615. По размерам это – величиной почти с амбар 10 на 10 на 15 метров.

Так и ваша функция Эго – собирая для вас по крупицам достижения каждого дня, успехи, удачные решения, делая выбор – да или нет, отказать в просьбе или согласиться, пойти направо или налево – будет развиваться в той же прогрессии.

А значит, шанс воспитать в себе сильного человека есть в любом возрасте!

25/01/2015 г.

Существует мнение, что человечность нельзя получить с рождением, ей нужно долго учиться, соблюдая разные правила и нравственные требования. Прежде всего, необходимо следовать тем нравственным нормам и правилам, которые установлены и общеприняты в каждом гражданском обществе.

Философская сторона вопроса

Четкого определения основных категорий добра и зла не существует. То, что вы можете прочитать или узнать из общедоступных средств информации является не более чем обособленное мнение какого-либо человека. Добро, зло, нравственность понимаются каждым по-разному. На кругозор и восприятие мира каждым человеком влияют такие факторы:

  • среда воспитания;
  • окружение;
  • степень развитости;
  • способность к самостоятельному анализу и развитому мышлению.

Наряду с философским понятием человечности и моральных качеств человека существуют и библейское, которое нашло закрепление в десяти основных библейских заповедях, по которым, согласно Библии, должен жить каждый человек. И это считается правильным.

Как воспитать в себе человечность?

Однако даже полное и непрекословное соблюдение человеком библейских уставов не делает его человечным. Нужно постоянно работать и совершенствовать свое отношение к людям, проявлять безвозмездное внимание и доброжелательность. Нужно учиться быть тактичным и искренне желать каждому человеку добра.

Займитесь развитием собственного достоинства, которое поможет вам любить и уважать каждого из окружающих вас людей. Следите за тем, чтобы не допускать действий или высказываний, которые могут унизить человека. Умейте различать человеческие пороки и грехи от банальных слабостей человека. Воспитайте в себе и окружающих нетерпимость ко всему, что связано со злом.

Научитесь просить прощения, если допустили проступок или обидели человека. Делайте это искренне и с чувством раскаяния. Чувство вины должно вызывать у вас непроизвольное желание загладить ее и устранить негативные последствия от вашего поступка. Далеко не каждый человек может найти в себе силы попросить прощения и признать вину. Над этим следует долгое время трудиться.

Станьте сами для себя судьей, оценивая свои поступки и поведение со стороны. Всегда старайтесь руководствоваться добротой, моралью и честью. И тогда вы сможете увидеть, какие изменения внутри вас произошли, и каких результатов вам удалось достичь.

Благой нрав – самое ценное, чем может обладать человек. Это его счастье в обоих мирах, защита от зла людей и довольство Аллаха. Нрав человека – это его истинное лицо, за которое он несет ответ и отчитается за каждое качество своего нрава.

Мы испытываем влияние со стороны окружающих, наших близких, друзей, коллег… Но самое большое воздействие мы оказываем сами на себя посредством того, как мы понимаем, воспитываем и критикуем себя. Это значит, что мы должны осознавать свои ошибки и слабости, так же, как и сильные стороны.

Как воспитать характер и стать обладателем благого нрава?

  1. Стремление к благому отдаляет от непристойности и запретного. Человек, осознающий свое положение, верящий в свое предстояние перед Аллахом, Судный День, получение того, что обрел в этом мире, не может навлечь на себя беду и впасть в грехи. Аллах сказал:

«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах - с творящими добро!» (29: 69) Именно поэтому благой нрав является частью руководства Аллаха.

  1. Самоконтроль. Это означает анализ совершенного, размышления перед совершением чего-либо и изучение своего поведения. Невозможно держать что-то в порядке, не следя за этим, то же касается и поведения, которое оттачивает наш характер. Понятие «контроль» лучшим образом описывает верующего, который дисциплинированно следит за своими поступками и словами.
  2. Стремление к лучшему . Ислам и путь веры означает ежедневный путь и ежедневное старание и совершенствование. Это касается нашей веры, нрава, поведения. В каждой ситуации мы должны находить способы проявить себя с лучшей стороны и обрести довольство Аллаха.
  3. Человек несовершенен, ему свойственно ошибаться , но стремление к благому нраву не должно заканчиваться, если мы оступились. Совершив ошибку, нужно сразу же «смыть» ее чем-то благим, найти возможность совершить добрый поступок. Только так можно совершенствовать свой характер.

Ты обнаружишь бесконечность, свой духовный мир, свое бесконечное измерение.

Каждый человек спрашивает себя: «Почему я живу?«. Вопрос этот, в сущности, о своем происхождении, об источнике жизни.

У человека издавна вызывало любопытство то, как складывалась история, что происходило на Земле миллионы, миллиарды лет тому назад, откуда мы появились. Но, по сути, вопрос о нашем происхождении – не о том, как возникли в процессе эволюции наши тела, а о создавшей нас силе. Спрашивая, во имя чего мы существуем, мы затрагиваем вопрос о будущем, о конечной цели нашего существования.

Вопросы о смысле жизни просыпаются в человеке ещё в детстве. Это признак того, что по природе своей дети уже готовы услышать на них ответ, открыты для их решения. И в мере готовности ребёнка родители и окружение обязаны удовлетворить его любопытство. В противном случае он останется «животным», и вся жизнь его пройдет инстинктивно, монотонно, без какого-либо изменения, возвышения над животным уровнем.

И покатятся: детский сад, школа, возможно, университет, какая-нибудь работа , жена, дети... Один человек заинтересуется футболом, другой – религией, третий – наукой и так до самой смерти будет жить этими интересами. В итоге человек ничего особенного не достигает в жизни и заполняет прожитые годы в соответствии с тем, что приоритетно в текущем поколении, в конкретной эпохе.

Как можно помочь человеку приподняться над своим материальными интересами, чтобы не проживать в одной и той же плоскости все 70 лет своего существования?

Именно, отвечая человеку на вопрос: «В чем смысл нашей жизни?», возникший у него ещё в детстве, его как бы немного приподнимают над материальным миром. Всем людям необходим ответ на этот вопрос, и каждый человек: как ребенок, так и взрослый, впитает его согласно индивидуальной восприимчивости, согласно своей структуре и способности абсорбировать эту информацию в данный момент. Ведь год от года, из поколения в поколение человек постоянно совершенствуется. Мы видим, насколько развилось человечество, какого прогресса оно достигло. Благодаря чему это происходит?

Дело в том, что желания людей все время усиливаются, возрастает страсть, стремление к деньгам, славе, знаниям, а отсюда вопрос: «В чем смысл нашей жизни?» свербит все с большей назойливостью.

Люди, задающие такой вопрос сегодня, вовсе не такие, как те, кто задавался им 200 или 2000 лет тому назад. Их желание узнать ответ о смысле жизни находится уже на совершенно ином уровне, поскольку вопрос исходит из состояния полной удрученности, подавленности, растерянности от несбывшихся надежд и является следствием предшествующего развития, прошлого опыта всех поколений.

Практикуемое в наше время светское и религиозное воспитание притупляет в человеке вопрос о смысле существования, программируя каждого на безукоризненное принятие излагаемых истин, соблюдение правил, обычаев, традиций и законов.

Вместо того, чтобы проникнуться этим вопросом, взращивать, проживать и развивать его, человек следует слепому подражанию выполнения ритуалов. Совсем не важно – религиозного ли плана эти рамки с пристрастным выполнением заповедей и ожиданием вознаграждения в будущем, или это светские уговоры ладить между собой, – все вышеперечисленное лишь отвлекающие маневры от осознанной, глубокой работы над главным вопросом жизни. Он просто перестает возникать, подавленный «опиумом» или модными светскими течениями. Современное воспитание должно быть ориентировано на то, чтобы человек каждое мгновенье в течение всей своей жизни чувствовал потребность в аналитической работе, анализируя все происходящее с точки зрения соответствия основному закону природы, задавая вновь и вновь вопрос о смысле жизни и всякий раз пытаясь найти на него обширный, полный ответ.

К сожалению, ребенок, не обученный такой внутренней работе, не меняется на протяжении всей своей жизни, лишь тело его изнашивается и дряхлеет.

И об этом сказано: «Что делать с детьми, которые состарились?», ибо не возвысились они над «животной» жизнью, просуществовав в одной плоскости.

Только осознанное продвижение к цели можно назвать «человеческим» уровнем, так давайте же взрастим в себе «Человека»!