Коган павел леонидович. Коган, павел давыдович

Павел Коган (род. 06.06.1952 г.), выдающийся российский дирижер, достойно продолжает славные традиции своей семьи: его мать - профессор Московской государственной консерватории Елизавета Григорьевна Гилельс (род. 30.09.1919 г.), отец - великий скрипач Леонид Борисович Коган (род. 14.11.1924 г.). Имеет сына - Когана Дмитрия Павловича (род. 27.10.1978 г.).

Выпускник Московской государственной консерватории (1969-1976 гг.) по специальностям скрипка (класс профессора Юрия Янкелевича) и симфоническое дирижирование (класс профессора Лео Гинзбурга), Павел Коган начал свою блестящую карьеру как скрипач, завоевав 1 место на конкурсе им.Сибелиуса в Хельсинки (1970 год). За этой победой последовала активная гастрольная деятельность молодого музыканта, охватившая десятки городов бывшего СССР, а также многие страны мира. Практически одновременно началась и дирижерская карьера Павла Когана . С 1972 года он много и интересно работает как приглашенный дирижер с такими прославленными отечественными коллективами, как Государственный Академический симфонический оркестр СССР, Большой симфонический оркестр Гостелерадио, Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, Заслуженный коллектив республики Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии и многими другими, сотрудничает с ведущими зарубежными оркестрами - Филадельфийским, Лос-Анджелесской филармонией, Мюнхенской филармонией, Симфоническим оркестром Баварского радио, оркестром Романской Швейцарии, Национальными оркестрами Франции и Бельгии, оркестром радио и телевидения Испании и другими.

В 1986 году Павел Коган получает приглашение стать художественным руководителем и главным дирижером Загребского филармонического оркестра (СФРЮ). Работая в Загребе, музыкант значительную часть времени и творческих сил отдает родной стране, регулярно выступая в Москве, Ленинграде, прибалтийских столицах, Свердловске, Новосибирске, Красноярске, Киеве, Одессе, Кишиневе, Туле, Горьком, Ярославле и других городах бывшего СССР.

В 1987 году за свою яркую, активную дирижерскую деятельность он получает звание Заслуженного артиста РСФСР. Еще через год в качестве дирижера-постановщика ставит в Большом театре СССР "Травиату" Верди.

В 1989 году, на волне перестройки, впервые в России состоялись демократические выборы художественного руководителя и главного дирижера Московского государственного академического симфонического оркестра - музыканты единогласно избрали своим лидером Павла Когана . Последующие годы охарактеризовались необычайно интенсивной и плодотворной работой с оркестром, обогащением и расширением его репертуара, триумфальными гастролями в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Австрии, Австралии, Турции, Польше, Словении, Хорватии, Чехии, Японии, Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Тайване и других странах.

Дирижер неоднократно становился первым исполнителем произведений А.Петрова, Э.Денисова, М.Вайнберга, Г.Дмитриева и других российских исполнителей. Его связывает творческая дружба и многочисленные совместные выступления с такими выдающимися солистами, как И.Архипова, В.Третьяков, И.Ойстрах, Э.Вирсаладзе, Н.Петров, М.Плетнев, В.Репин, Н.Гутман, Д.Башкиров, А.Гаврилов, Ш.Минц, М.Рудь, Б.Дуглас, П.Бадура-Скода, Г.Шифф, Ф.Гулли, У.Уги, Ю.Франц, Я.Штаркер и многими другими.

1994 год принес Павлу Когану звание Народного артиста России. Значительными достижениями последнего времени стало исполнение цикла "Все симфонии П.И.Чайковского" (1993 г.) в Австралии и цикла "Все симфонии Л.Бетховена" (1995 г.) в Москве совместно с Московским государственным академическим симфоническим оркестром - эта работа целиком записана Российским телевидением, что дало возможность миллионам жителей самых отдаленных уголков страны насладится музыкой великого Бетховена в безупречной интерпретации Павла Когана .

Московским государственным академическим симфоническим оркестром были также исполнены и записаны все симфонические произведения С.Рахманинова.

Дирижер с открытостью и творческой радостью поддерживает интересные идеи и начинания, часто сам придумывая и осуществляя блестящие проекты. Один из последних таких проектов - исполнение в Большом зале Московской государственной консерватории цикла концертов "Все симфонии и вокальные произведения Густава Малера" - был осуществлен на протяжении прошлого и нынешнего сезонов. Этот грандиозный проект не имеет аналогов: в России весь Малер в последовательном исполнении прозвучал впервые.

Сезон 1996-1997 гг. подарил москвичам еще один цикл концертов - "Все симфонии Брамса и все фортепиоанные концерты Бетховена" (с Николаем Петровым в качестве солиста). За исполнение цикла концертов "Все симфонии и вокальные произведения Густава Малера" Павлу Когану была присуждена Государственная премия 1997 года. В 1997 году он стал действительным членом Академии Российского искусства.

Увлечения: художественная литература, классический джаз, автомобили, ретроавтомобили, пилотирование малых самолетов.

Павел Коган полон творческих сил и энергий. Его талант, его искусства по праву высоко оцениваются любителями музыки и профессионалами как в России, так и за ее пределами.

Живет и работает в Москве.

Адрес: 107009, г.Москва, Спартаковская пл., д.1/2, стр.1

Павел Коган

Павел Леонидович, поскольку вы из семьи знаменитых музыкантов, скрипачей Леонида Когана и Елизаветы Гилельс, наверное, все спрашивают вас про династическую предопределенность? Поди, и в раннем детстве не хотели быть пожарным или космонавтом, а только музыкантом?

На самом деле не хотел. Среда, генетика, предопределенность... Пожалуй, что называется, с пеленок, пребывая в атмосфере высокой классической музыки, я был органично в нее погружен. Не я один «пошел» в музыку - моя сестра (Нина Коган - Ред. ) стала пианисткой, мой сын (Дмитрий Коган - Ред. ) стал скрипачом... В советское время семейные династии - педагогов, сталеваров, ученых - были распространенным явлением, они традиционно приветствовались. Еще была хорошая традиция - люди общались друг с другом, встречались, ходили друг к другу в гости, и неважно было, что там накрыто на столе. Я бы даже сказал, была мощь общения! Вообще девизом времени было: «Возьмемся за руки друзья!». Сейчас мы, на мой взгляд, живем очень обедненной жизнью - все бегают, как волки в поисках пропитания, а волк, как известно, одиночка. Разобщенность, разрозненность - одна из примет сегодняшнего времени. Жизнь убыстрилась невероятно, вместо живого общения - электронное: , и дружат, и женятся.

Увы, мир меняется к худшему, аксиома - чем больше цивилизации, тем меньше культуры. Другие приметы времени - деньги во главе угла и засилье непрофессионализма - в силу специфики профессии вас не особо коснулись?

Ну как же, профессия наша требует громадного умения и опыта, профессионалов и в нашей области становится все меньше и меньше, все больше наших заняты коммерческими думами. Я убежден: погоня за материальными благами убивает духовные аспекты. Все выливается в потребление, а оно неуемно. Ничего из ничего возникнуть не может, а удержаться тем более. Нужны постоянные усилия и работа. С обучением, кстати, больной вопрос... Я, будучи студентом первого курса, не удивлялся, регулярно раскланиваясь в коридорах с Шостаковичем , Хачатуряном , другими великими музыкантами. Тогда была концентрация великих людей, это было привычно, и это было замечательно.

Кого сейчас встречает в коридорах консерваторский студент?

Это хороший вопрос (Смеется... ).

Вижу, вы не в горних высотах пребываете...

Абсолютно! С одной стороны вижу все происходящее, с другой, стараюсь как-то заградиться в собственном мире, чтобы максимально донести те традиции... Сохранить их без ущерба сложно, но необходимо. Хочется как можно дольше протянуть эту ниточку, чтобы конец ее зацепился куда-то дальше. На мне лежит огромный груз ответственности - ведь я являюсь, условно говоря, последним поколением, которое получило лучшую в мире исполнительскую школу. Россия своей культурой проросла во всем мире, культура ее - величайший мировой пласт, но сейчас для культуры настали тяжелые времена.


Московский государственный академический симфонический оркестр и его худрук

Послушайте, так не лучше ли жить в тоталитарном государстве с мощными и развитыми искусством и культурой, чем в демократическом с культурой в упадке?

Да почему все время надо выбирать? В то старое время никому неохота возвращаться, и мне первому. Обратно в стойло - ни за что, ни в коем случае! Но. В тоталитарные времена государство пропагандировало классическое музыкальное искусство - шли постоянные радиотрансляции великих произведений в замечательном исполнении, телевизионные трансляции... Вследствие чего простые люди разбирались в классическом искусстве , писали благодарственные письма и лихо разгадывали кроссворды на тему культуры. Радиоточка «Маяк» - это было и духовное воспитание, и отдохновение, и подпитка. Кто говорит, что все должно упираться только в классическую музыку? Вовсе я не строгий поборник классики, однако во всех жанрах необходимы уровень и качество. Советская эстрада была замечательная, профессиональная, образованная, а сейчас это помойка. Попса - это что-то грязное духовно. Сейчас у нас огромное количество радиостанций, но львиная доля их передает чудовищную попсу. Лекарство, на мой взгляд, есть: если бы обладал такими возможностями, запустил бы с помощью СМИ пропагандистскую машину на всю страну. Народ наш в силу тоталитарного прошлого все-таки еще достаточно внушаем, и при определенно направленной пропаганде можно было бы исправить положение. Сдвинуться с ужасной точки необходимо, это сродни национальной безопасности.

Российская публика изменилась за последние 20-30 лет?

Конечно, изменилась. Когда я начинал свою карьеру, существовала широкая прослойка интеллигенции, регулярно посещавшая концерты, запасавшаяся абонементами. Когда открылся железный занавес, огромное число любителей классической музыки покинуло страну, плюс естественный процесс - многие ушли из жизни. Одно время был явный провал, мы его очень ощущали. В последнее время на концертах стала появляться молодежь , что меня очень радует. Мне кажется, это показатель определенного выздоровления общества.

Вы много работаете на Западе, люди там в общении, в работе другие?

Люди другие, потому что общество другое. В нас еще очень крепко сидит совковость во всем - в отношении к работе, к обязанностям, к честному слову. В западном обществе генетически передается, что работа - это святое, контрактное или иное обязательство, у нас же ничего подобного нет. Видимо, очень сложно интегрироваться в мировое сообщество в столь короткие строки - исторически они малы, миг практически. Хочется верить, что Россия уж слишком велика, чтобы пропасть. То, что пережила Россия в ХХ веке, не пережила бы ни одна другая страна, она бы просто самоуничтожилась.


Павел Коган говорит, что у отечественной культуры сейчас тяжелые времена

Как вам «Золотой петушок» и «Евгений Онегин» в Большом?

Можете считать меня ретроградом, я абсолютно не воспринимаю те эскапады, которые сегодня происходят на ведущих оперных сценах, в Большом и Мариинском театрах. Хотите оригинальничать, самоутверждаться - ради Бога, но не в академических театрах! В экспериментальном где-нибудь, на районе - да на здоровье, можете делать все, что вам угодно. Если на великой академической сцене ставится великое произведение двух великих авторов - Пушкина и Чайковского, и вмешивается третий, интерпретатор, который уничтожает первых двух - это безобразие. Если хотите представлять «Евгения Онегина» на первой сцене страны, дух не должен быть поруган. Интерпретация должна быть максимально приближена к автору, а режиссер должен понимать, что он лишь авторский проводник. Навязать свое, поломать все, чтобы выставить самого себя - по сути преступно. Уверен, есть множество постановщиков, способных талантливо воплотить классическое произведение, не поругав и не уничтожив его при этом.

А вам не кажется, что обществу нравится подобное выдрючивание - «Золотой петушок» как современный политический памфлет?

Обществу ничего это не нравится, общество просто потеряло критерии. Должна быть общественная совесть, не допускающая подобного. Сейчас пиар решает все. Если показать картинку с кошкой и из каждого утюга кричать, что это собака - люди поверят.


Павел Леонидович уверен, дирижер - это не женская профессия

Вы посмотрели фильм Павла Лунгина «Дирижер» ? Узнаваем характер главного героя?

Сложно однозначно сказать. Реалии дирижерской профессии в жизни совсем иные. Я ревностно и болезненно отношусь ко всем атрибутам, связанным с профессией дирижера. «Репетицию оркестра» Феллини тоже нельзя считать учебником по взаимоотношению оркестра и его руководителя... Что касается характера главного героя - это лидерство , авторитарность, властность, без которых в определенный момент не обойтись. Руководство людьми подразумевает организационный момент, когда без воли и цельности натуры лидера все станет расползаться и в середине, и по краям. Профессия для героя Лунгина является первым и главным в жизни, поэтому неизбежно возникают проблемы с близкими.

Вы - такой?

Моя профессия, мой путь в искусстве - первостепенны и превыше всего. Не могу сказать, что я киноман, в сегодняшнем кино , как и в других областях, много шелухи, и так жалко времени - минус два часа из жизни, которые невосполнимы. Я, скорее, читатель - очень люблю жанр мемуаров, недавно с большим удовольствием перечитал воспоминания князя Юсупова - какая была удивительная Россия...

Дирижер - профессия редкая, штучная, и совсем уж мало женщин-дирижеров. Почему?

Был бы в Америке - не стал бы отвечать на этот вопрос. Да простят меня феминистки - все же есть на свете малое количество действительно не женских профессий, таких как танкист, пилот истребителя или дирижер.

Биография

Павел Коган родился 4 июля 1918 г. в Киеве . В 1922 г. вместе с родителями переехал в Москву. В 1936-1939 гг. учился в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), затем также занимался и в Литературном институте им. Горького. Выделялся из группы молодых поэтов, собиравшихся на поэтическом семинаре И. Сельвинского (Яшин, Кульчицкий и другие). При жизни не публиковался, хотя его стихи были популярны в кругу московской литературной молодёжи. Совместно с другом Георгием Лепским сочинил несколько песен, в том числе песню «Бригантина» (1937), с которой позже, уже в 1960-е гг., началась его известность.

Ещё школьником дважды исходил пешком центральную Россию . Побывал в геологической экспедиции в Армении (где его застала война). Хотя по состоянию здоровья имел бронхит, стал военным переводчиком, дослужился до звания лейтенанта. Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку на сопке Сахарная Голова под Новороссийском 23 сентября 1942 года, Коган был убит.

Творчество Когана, из которого многое утрачено, обнаруживает влияние Э. Багрицкого , что типично для вре­мён его молодости. Революционная патетика сочетается с патриотизмом и темой военной уг­розы. Некоторые стихи Когана, не связанные с политикой, позволяют уловить горечь, по­иски сути жизни, но цельного впечатления они не оставляют. В стихах Когана преобладает повествовательность, для него важен ритм.

Вольфганг Казак

Избранные цитаты

«Бригантина»

Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза… В флибустьерском дальнем море Бригантина подымает паруса…

«Гроза»

Я с детства не любил овал! Я с детства угол рисовал!

«Лирическое отступление»

Есть в наших днях такая точность, Что мальчики иных веков, Наверно, будут плакать ночью О времени большевиков. И будут жаловаться милым, Что не родились в те года, Когда звенела и дымилась, На берег рухнувши, вода. Они нас выдумают снова - Сажень косая, твердый шаг - И верную найдут основу, Но не сумеют так дышать, Как мы дышали, мы дружили, Как жили мы, как впопыхах Плохие песни мы сложили О поразительных делах. Мы были всякими, любыми. Не очень умными подчас. Мы наших девушек любили, Ревнуя, мучась, горячась. Мы понимали: в наши дни Нам выпала такая участь, Что пусть завидуют они. Они нас выдумают мудрых, Мы будем строги и прямы, Они прикрасят и припудрят, и всё-таки __________пробьемся мы! Но людям Родины единой, Едва ли им дано понять, Какая иногда рутина вела нас жить и умирать. И пусть я покажусь им узким И их всесовестность оскорблю, Я - патриот. я воздух русский, Я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать, Чтоб так пахнуло на рассвете, Чтоб дымный ветер на песках… И где еще найдешь такие Березы, как в моем краю! Я б сдох как пес от ностальгии В любом кокосовом раю. Но мы еще дойдем до Ганга, Но мы еще умрем в боях, Чтоб от Японии до Англии Сияла Родина моя.

Издания

  • Гроза, 1960
  • Стихи // «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне», 1965

Источники

  • Коган, Павел Давидович - статья из Краткой литературной энциклопедии
  • Казак В.

6 июня известному российскому музыканту, главному дирижеру Московского государственного академического симфонического оркестра Павлу Когану исполняется 60 лет.

Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра Павел Леонидович Коган родился 6 июня 1952 года в Москве в семье известных музыкантов. Его отец, Леонид Коган, был известным скрипачом, профессором, народным артистом СССР, лауреатом Ленинской премии. Мать, Елизавета Гилельс, скрипачка, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Дядя Павла Когана - выдающийся пианист Эмиль Гилельс.

С детства Павел имел возможность общаться со многими известными музыкантами и дирижерами - Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем, Геннадием Рождественским, Евгением Светлановым и многими другими.

Первоначальное музыкальное образование по классу скрипки Павел Коган получил в Центральной музыкальной школе в классе Юрия Янкелевича, которую окончил в 1969 году.

В 1969-1974 годах он учился в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по классу скрипки у Юрия Янкелевича.

В 1970 году Коган, мечтавший о дирижировании, поступил в Ленинградскую консерваторию в дирижерский класс профессора Ильи Мусина.

Павел Коган - Народный артист России (1994), академик Российской академии искусств (1997).

За исполнение цикла всех симфонических и вокальных сочинений Малера маэстро .

Дирижер был награжден орденами Дружбы, "За заслуги перед Отечеством" IV степени, литовским орденом Великого князя Гедиминаса, наградами Хорватии и США.

Сын Павла Когана - Заслуженный артист России, скрипач Дмитрий Коган , первый из музыкантов исполнивший концерт для полярников на Северном полюсе, ныне является художественным руководителем Самарской государственной филармонии, советником по культуре губернатора Челябинской области.

Среди увлечений Павла Когана - художественная литература, классический джаз, автомобили, ретроавтомобили, пилотирование малых самолетов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников