Международный банк реконструкции и развития учредители. Всемирный банк и его деятельность

Цели и виды деятельности. МБРР был создан после подписания 28 странами Соглашения, которое было разработано на конференции ООН по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмпшир (США), для того, чтобы:

1) содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

2) поощрять частные капиталовложения и в тех случаях, когда трудно получить частный капитал на приемлемых условиях, в дополнение к частным капиталовложениям предоставлять финансовые средства для целей производства;

3) способствовать долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов, поощряя международные капиталовложения для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.

В Уставе МБРР излагаются основные принципы , определяющие его операции:

1) он должен предоставлять займы только на продуктивные цели (в таких областях, как сельское хозяйство и развитие сельских районов, энергетика, образование, здравоохранение, планирование семьи и питание, электросвязь, транспорт, городские порты и энергетические установки) и должен уделять надлежащее внимание перспективам погашения задолженности по этим займам;

2) каждый заем должен гарантироваться соответствующим правительством и, за исключением особых обстоятельств, должен предоставляться для конкретных проектов;

3) Банк должен убедиться в том, что необходимые средства невозможно получить из других источников на приемлемых условиях;

4) использование займов не может быть ограничено покупками в какой-либо конкретной стране-члене МБРР;

5) решения Банка о предоставлении займов должны основываться только на экономических соображениях.

Свою деятельность в качестве специализированного учреждения ООН МБРР начал в 1947 г., когда было подписано соответствующее соглашение между ООН и Банком.

Первые займы МБРР помогли профинансировать разрушенную войной экономику стран Западной Европы (при реализации плана Маршалла). В качестве первого заемщика была выбрана Франция. Ей был выдан кредит в сумме 250 млн. долл. США (причем условием предоставления Франции кредита было отсутствие в коалиционном правительстве коммунистов). Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили.

В настоящее время МБРР участвует в финансировании более 1800 проектов практически во всех секторах экономики развивающихся стран. Приоритетным направлением деятельности Банка является предоставление займов странам Африки, Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Восточной Европы. При этом условия получения кредитов Мирового банка были дополнены требованиями охраны окружающей среды.

МБРР финансирует свои кредитные операции главным образом из своих заемных средств, которые он получает на мировых рынках, а также из нераспределенной прибыли и за счет платежей в погашение предоставленных им займов. Займы могут быть предоставлены государствам-членам МБРР, составляющим их политическим единицам или частным коммерческим предприятиям на их территориях (под гарантии правительств). Помимо предоставления займов Банк оказывает широкий круг услуг по технической помощи.

Организационная структура МБРР. МБРР представляет собой крупное акционерное общество, акционерами которого являются 187 стран-членов этой организации. Членами МБРР могут стать только страны-члены МВФ. Это условие объясняется тем, что страны-члены МБРР должны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с положениями Устава МВФ. За вступление в МБРР каждая страна должна уплатить членский взнос. Членский взнос Украины в сумме 7,9 млн. долл. США уплатили Нидерланды, являющиеся страной-опекуном Украины в МБРР.

Все полномочия Банка принадлежат Совету управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от каждого государства-члена (это, как правило, министры финансов или управляющие центральными банками). Совет обычно заседает один раз в год (совместно с МВФ) для обсуждения деятельности и политики Банка. За Советом управляющих закреплены определенные полномочия, в частности право приема и вывода из состава членов МБРР, увеличение или сокращение акционерного капитала и т.д.

Полномочия по проведению основных операций МБРР делегированы Совету директоров-распорядителей (Совету исполнительных директоров), в состав которого входят 25 директоров-распорядителей (исполнительных директоров). Пять из них назначаются государствами-членами, имеющими наибольшее число акций (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания). Остальные страны объединены в 20 избирательных групп, каждая из которых также назначает одного директора-распорядителя. Члены МБРР сами решают, на каких принципах осуществляется группировка. Чаще всего группы формируются в соответствии с географическим признаком, учитывая при этом определенные политические и культурные факторы. Например, такие страны, как Китай, Россия или Саудовская Аравия, имеют каждая собственную избирательную группу и представлены отдельным директором-распорядителем. В то же время один директор-распорядитель представляет интересы 24 франкоговорящих стран Африки.

Директора-распорядители выполняют свои обязанности во время постоянно действующей сессии в штаб-квартире МБРР в Вашингтоне. Совет директоров-распорядителей рассматривает вопросы предложения займов, бюджета МБРР, обеспечивает проведение его политики. Совет управляющих возлагает на директоров-распорядителей осуществление всех полномочий Банка, за исключением тех, которые в соответствии с Соглашением сохранены за Советом.

Президент МБРР избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Избранный президент МБРР является в соответствии с занимаемой должностью одновременно Председателем Совета управляющих и Председателем Совета директоров-распорядителей. По давним традициям на должность Президента МБРР назначается директор-распорядитель, представляющий США (в настоящее время это Джим Ён Ким – с 1 июля 2012 г. – американский врач корейского происхождения). Президент несет ответственность за оперативную деятельность МБРР и за административные и кадровые вопросы. Он возглавляет штат численностью более 10000 служащих. Президент и штатный персонал должны выполнять служебные обязанности только в интересах Банка; никакая иная служба, даже для собственной страны, недопустима.

Финансовые ресурсы МБРР. Основные финансовые ресурсы МБРР формируются за счет:

‒ капитала, аккумулируемого путем подписки стран-членов на акции МБРР;

‒ займов на мировых финансовых рынках;

‒ поступлений от погашения займов и инвестиций.

Общий капитал МБРР составляет более 180 млрд. долл. США.

Значительная сумма кредитных ресурсов МБРР формируется путем подписки стран-членов на акции МБРР. Распределение акций осуществляется в соответствии с квотой, которая устанавливается для каждого государства в зависимости от ее экономического потенциала (с учетом национального дохода, золотых и долларовых резервов, импорта и экспорта). Определяется эта квота по формуле на основе размера квоты стран-членов МВФ. Подсчет голосов осуществляется в соответствии с долей участия страны в акционерном капитале Банка. Наибольшее количество акций и, соответственно, наибольший процент голосов (около 40%) принадлежит США, Японии, Германии, Франции и Великобритании. Украине как члену и акционеру МБРР выделена квота в 10908 акций (0,73%) на общую сумму в 1,3 млрд. долл.

Общий начальный подписной капитал МБРР составлял 10 млрд. долл. США, однако расширение кредитной деятельности МБРР потребовало его увеличения. Первое увеличение уставного капитала состоялось в 1959 г. и позже осуществлялось неоднократно.

Оплаченная часть подписки делится на две части, одна из которых оплачивается золотом или в долларах США, а другая – в собственной валюте страны-члена в размере, эквивалентном стандартной долларовой стоимости капитала МБРР. Неоплаченная часть стоимости подписки на акции МБРР остается неприкосновенной «до востребования» и должна быть оплачена только в том случае, когда МБРР окажется неспособным рассчитаться со своими кредиторами. Этот капитал не может быть использован на покрытие административных расходов или предоставление займов. Неоплаченная сумма является гарантией для защиты интересов кредиторов МБРР.

Значительную часть средств МБРР заимствует на рынках частного капитала. Банк продает облигации и долговые обязательства пенсионным фондам, страховым компаниям, коммерческим банкам и корпорациям в более чем 100 странах мира (однако большая их доля размещается на американском рынке). Банк также осуществляет займы путем продажи облигаций и векселей непосредственно правительствам, их представительствам и центральным банкам. МБРР является основным заемщиком на мировых рынках капитала и наиболее значительным заемщиком – нерезидентом практически во всех странах, где продаются его ценные бумаги.

МБРР привлекает, главным образом, средне- и долгосрочное финансирование сроком от 2 до 30 лет, однако наибольшее число составляют 5-ти и 10-летние долговые обязательства. Одним из основных инструментов заимствования средств являются еврооблигации, которые начали выпускаться МБРР с 1980 г. Облигации Банка относятся к разряду наиболее обеспеченных в мире, поскольку их погашение (оплата) гарантируется правительствами стран-членов. В результате МБРР имеет высокий рейтинг (ААА) среди финансовых организаций и может осуществлять займы на мировых рынках на наиболее благоприятных условиях.

Кредитная политика МБРР. МБРР является основной кредитной организацией Группы Мирового Банка. Кредиты предоставляются только правительствам развивающихся стран или под их гарантию государственным и частным организациям и корпорациям. Чем беднее государство, тем более благоприятные условия получения кредитов МБРР.

МБРР предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития. Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ, услуг в рамках проектов социально-экономического развития в различных секторах. Кредиты на цели развития (ранее назывались кредитами для структурных преобразований) предоставляются для поддержки политических и институциональных реформ.

МБРР предоставляет кредиты только в той валюте, в которой он занимал средства. Это минимизирует риск, обусловленный колебанием валютных курсов.

Займы предоставляются чаще всего на 15-20 лет и имеют 5-летний льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты и средства для резервирования для клиента кредитной линии. Возвращение основной суммы займа начинается только с 6-го года.

Займы МБРР имеют плавающую кредитную ставку, которая корректируется каждые 6 месяцев. Кредитная ставка по займам МБРР основывается на расходах МБРР по привлечению заемного капитала. К этой затратной базе добавляется маржа в 0,5% для покрытия собственных расходов МБРР. Дополнительно займы Банка включают комиссионные сборы в размере 0,25% на невыбранный остаток кредита в течение года.

Колебание процентных ставок по кредитам МБРР непосредственно определяется стоимостью его собственных займов на рынках капитала.

Стандартное условие кредитов МБРР – так называемое негативное обязательство (негативное залоговое предостережение), направленное на защиту финансовых интересов МБРР. Суть негативного залогового предостережения состоит в обязательстве заемщика предоставить Банку дополнительное обеспечение в виде прав контроля над активами, чтобы прочие кредиторы страны-заемщицы не могли получить преимущества относительно существующей задолженности Банку.

Принцип кредитной политики МБРР состоит в том, что он не пересматривает установленные проценты или основные платежи по кредитам и не принимает участия в соглашениях относительно пересмотра долгов по предоставленным кредитам. Это дает ему возможность минимизировать портфель долговых обязательств стран, которые имеют займы со статусом хронической задолженности. Количество неплатежеспособных стран, которые не имеют возможности своевременно обслуживать долговые обязательства по кредитам МБРР, незначительно.

Основная часть (90%) финансовой и технической помощи МБРР развивающимся странам осуществляется в виде предоставления займов под конкретные проекты. Каждый проект обязательно должен отвечать следующим условиям: во-первых, содействовать экономическому развитию страны-заемщицы, а во-вторых, – обеспечивать возвращение заемных средств.

Традиционными объектами финансирования МБРР являются такие элементы базовой инфраструктуры, как дорожное хозяйство, связь, транспорт и энергоснабжение.


Похожая информация.


Официальный сайт worldbank.org

Всемирный банк (World bank) — это межправительственная финансово-кредитная организация, мощнейший мировой инвестиционный институт, объединяющий 184 государства-акционера.

Всемирный банк учрежден одновременно с Международный валютный фонд и первоначально был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западно-европейские страны.

Всемирный банк, является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития. Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. При этом приоритетными для него являются структурные преобразования такие как либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру.

Это первая национальная стратегия, в которой установлены конкретные цели по сокращению масштабов бедности и повышению благосостояния беднейших слоев населения, а также изменены приоритеты в сторону поддержки стран с низким уровнем доходов и стран, отнесенных к специальной категории, где проживает значительная часть бедного и социально уязвимого населения страны.

Несмотря на сохранение проблем в области развития и неустойчивое состояние всемирного хозяйства банк продолжает прилагать все усилия в направлении искоренения крайней бедности и содействия всеобщему процветанию экологического, социального и экономического развития стран, стремясь достичь целей, которые были одобрены исполнительными директорами и управляющими.

Всемирный банк (World bank) это:

  • многостороннее кредитное учреждение, состоящее из нескольких тесно связанных между собой финансовых институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни развивающихся государств путем финансовой помощи развитых стран.
  • банк, который поддерживает беднейшие страны в ситуации текущего финансового кризиса.
  • один из инструментов реализации политики по распространению знаний, способствующих решению задач экономического развития.
  • пять тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены.
  • банк целью которого является снижение уровня бедности и улучшении уровня жизни населения.
  • банк который предоставляет кредиты развивающимся странам с целью улучшения образования.
  • банк, который управляется, как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются страны-члены этой организации.

Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка — это пять организаций, созданных в разное время и объединенных функционально, организационно и территориально, целью деятельности которых является в настоящее время оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В Группу Всемирного банка входят следующие организации:

  • Международный банк реконструкции и развития - IBRD (англ. w:en:International Bank for Reconstruction and Development — IBRD);
  • Международная ассоциация развития - МАР (англ. w:en:International development association of enterprises — IDA);
  • Международная финансовая корпорация - МФК (англ. w:en:International Finance corporation — IFC);
  • Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций - МАГИ (англ. w:en:Multilateral Investment Guarantee Agency — MIGA)5.
  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС (англ. w:en:International Centre for Settlement of Investment Disputes — ICSID).

Всемирный банк имеет представительства более чем в ста странах мира, в которых работает около 10000 человек. Условием членства во Всемирном банке является членство в (МВФ), то есть каждая страна-член IBRD должна прежде стать членом Международного валютного фонда (МВФ). Только те страны, которые являются членами IBRD, могут быть членами других организаций, входящих в Группу Всемирного банка.

Международный банк реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития (IBRD) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с Международный валютный фонд в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г.

Международный банк реконструкции и развития (IBRD, англ. International Bank for Reconstruction and Development) - основное кредитное учреждение групп Всемирного банка, широко известное как Мировой банк.

В отличие от Международный валютный фонд (МВФ) Мировой банк предоставляет займы для экономического развития. IBRD - самый крупный заемщик проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в IBRD, должны сначала быть приняты в Международный валютный фонд.

Все кредиты банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Кредиты выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Кредиты предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме кредита от трех до пяти лет.

Источниками финансирования IBRD, являются все государства-члены, свои кредитные операции финансирует главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет собственного капитала.

Официальной целью деятельности IBRD является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных ссуд и займов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально IBRD был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

IBRD предоставляет займы обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран - членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. IBRD предоставляет также гарантии по долгосрочным займам других банков.

Как и Международный валютный фонд (МВФ), он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими займами лишь 30 % стоимости объекта, причем наибольшая часть займов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. IBRD увеличил долю ссуд, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование.

В промышленность направляется менее 15 % займов банка.

В последние годы IBRD занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 ссуд он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные займы для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к IBRD были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. Кредитов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех кредитов приходится на IBRD.

Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 году. Ее цель – предоставление особо льготных займов беднейшим развивающимся странам,которые не в состоянии брать займы у Всемирного банка. МАР во многих отношениях не отличается от IBRD. Обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а президент банка является одновременно президентом МАР.

Главное различие между этими двумя организациями заключается в том, как они приобретают финансовые средства для кредитования, и в условиях, на которых они предоставляют кредиты развивающимся странам. Если IBRD большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет кредиты развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки, то МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные займы. Основными источниками финансирования МАР являются взносы стран-доноров.

Членами МАР являются 159 государств. Членство открыто для всех стран – членов IBRD в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться МАР.

Управленческая структура МАР включает Совет управляющих, Исполнительный директорат и президента. Причем все они в силу занимаемой должности, а также должностные лица и штатные служащие IBRD по совместительству выполняют аналогичные обязанности в Международной ассоциации развития.

Штат сотрудников МАР разделен на четыре сектора:

  • операции, финансирование,
  • политика,
  • планирование и исследования.

Займы МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее чем 1305 долларов, могут пользоваться кредитами МАР. Большинство ссуд МАР предоставляются странам с годовым доходом на душу населения в размере 800 долларов или меньше. Погашение кредитов начинается по истечении 10-летнего льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без процентов.

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Займы предоставляются в национальной валюте государства или его территории.

Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников:

  • переводы из профита IBRD;
  • капитал, подписчиками которого являются государства-члены;
  • взносы более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним уровнем доходов.

Международная финансовая корпорация

Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 году. Целью ее является содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору и поощрения предпринимательства в производственной сфере.

Эта учреждение является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка и принадлежащей к системе Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. 170 государств являются членами МФК. Высшим органом МФК является Совет управляющих. Каждый управляющий и заместитель управляющего IBRD, назначаемые членом банка, являющимся одновременно членом МФК, являются в силу занимаемой должности управляющим и заместителем управляющего в составе ее совета управляющих. За исключением отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами Совета, управляющие делегировали свои полномочия Директорату.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям

Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) основано в 1988 году как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение Агентство входит в систему ООН.

Цель агентства – поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID), утвержденный на основе конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государством и юридическими и физ. лицами других государств, принятой в Вашингтоне в 1966 году – Вашингтонской конвенции, которую, по состоянию на апрель 2006 года, ратифицировали 143 стран.

Его целями является консультирование, научные исследования, предоставление информации об инвестиционном законодательстве.

МЦУИС является самостоятельной организацией, тесно связанной с Всемирным банком, все его члены также являются членами банка. В Административный совет под председательством президента Всемирного банка входит по одному представителю от каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию.

МЦУИС содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. То есть, МЦУИС обеспечивает урегулирование инвестиционных споров между правительствами и иностранными частными инвесторами, либо улаживая разногласия, либо через арбитражное разбирательство.

Обращение в МЦУИС делается на добровольной основе, но, согласившись на арбитражное разбирательство, ни одна из сторон не может отказаться от него в одностороннем порядке.

Цели и задачи Всемирного банка

Как сказал Роберт Б. Зеллик, экс президент Всемирного банка, целью деятельности Всемирного банка является способствование устойчивой глобализации в интересах всех слоев населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста без ущерба для окружающей среды, а также создание для людей новых возможностей и вселение в них надежды.

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций.

Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

  • ликвидация нищеты и голода;
  • обеспечение всеобщего начального образования;
  • поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  • сокращение детской смертности;
  • улучшение охраны материнства;
  • борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  • обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
  • формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов IBRD, кредитует страны со средним уровнем дохода попроцентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

Виды деятельности Всемирного банка

Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка — Международный банк реконструкции и развития (IBRD) и Международная ассоциация развития (МАР) — предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным рынкам капитала или имеющим такой доступ на невыгодных условиях.

В отличие от других финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению профита. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким кредитным рейтингом, позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению ссуд, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заемщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

Займы, предоставляемые Всемирным банком

Кредиты, предоставляемые МБРР развивающимся странам, финансируются в основном за счет продажи облигаций, имеющих наивысший рейтинг надежности «AAA» на мировых финансовых рынках. Получая небольшую прибыль от кредитования, МБРР более значительный доход получает от собственного капитала. Этот капитал состоит из резервов, накопленных в течение многих лет, и средств, получаемых в виде взносов от 184 государств-членов Всемирного банка. Полученную прибыль МБРР использует для покрытия операционных расходов, частично перечисляет МАР и использует для облегчения бремени задолженности стран.

Ресурсы МАР, которая является крупнейшим в мире источником финансирования беднейших стран мира в виде беспроцентных кредитов, пополняются каждые три года 40 странами-донорами. Дополнительные средства МАР получает по мере погашения странами предоставляемых на срок от 35 до 40 лет беспроцентных ссуд. Эти средства затем вновь используются для предоставления займов. На долю МАР приходится почти 40 процентов общего объёма кредитных операций Всемирного банка.

Кредиты Всемирного банка

Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов:

  • инвестиционные кредиты,
  • кредиты на цели развития.

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения финансовых ресурсов в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Получаемая от заемщика заявка на финансирование проекта оценивается, с тем чтобы убедиться в том, что данный проект является приемлемым в экономическом, финансовом, социальном и экологическом отношениях. На стадии переговоров по кредиту Банк и заемщик согласовывают задачи развития, решаемые в рамках проекта, компоненты проекта, ожидаемые результаты, контрольные показатели эффективности реализации проекта и план его реализации, а также график выделения средств долга.

Долгосрочные кредиты МАР являются беспроцентными, однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процента предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5 процентов неиспользованной суммы кредита; в 2006 финансовом году ставка этого сбора была установлена на уровне 0,33 процента. Полную информацию о финансовых продуктах, услугах, процентных ставках и сборах МБРР можно получить на странице Казначейского департамента Всемирного банка. Казначейство руководит всеми осуществляемыми МБРР операциями заимствования и кредитования, а также выполняет функции казначея, обслуживая другие учреждения в составе Группы Всемирного банка.

Финансовая поддержка Всемирным банком проектов в виде грантов

Всемирный банк осуществляет финансовую поддержку в форме грантов. Целью грантов является содействие разработке проектов путем стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами.

В последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:

  • облегчение долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности;
  • повышение эффективности служб канализации и водоснабжения;
  • поддержка программ иммунизации и вакцинации с целю снижения заболеваемости инфекционными болезнями, такими как малярия;
  • борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа;
  • поддержка организаций гражданского общества;
  • создание стимулов для сокращения выбросов парниковых газов.

Аналитические и консультационные услуги Всемирного банка

Хотя Всемирный Банк известен прежде всего, как финансовое учреждение, одной из наиболее важных функций, выполняемых им, является анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения.

Такая деятельность происходит по нескольким направлениям таким как:

  • исследовательская работа по широкому кругу вопросов;
  • окружающая среда;
  • бедность;
  • торговля и глобализация;
  • экономические и отраслевые исследования в конкретных секторах.

Проводится анализ перспективы экономического развития страны, в том числе, например, банковский и финансовый сектора, торговли, системы социальной защиты.

Использование ресурсов банка для распространения информации между клиентами, с тем чтобы они располагали всеми необходимыми знаниями и навыком для решения задач развития и содействия экономическому росту. Говоря о банке знаний, имеется в виду обширные контакты, богатые знания, информацию и опыт, обретенный за много лет работы во многих странах, над многими проектами, участвуя в процессе развития. Конечная цель заключается в содействии революции знаний в развивающихся странах.

Направления и сферы деятельности Всемирного банка

Деятельность Всемирного банка охватывает широкую область деятельности:

  • проблемы бедности;
  • проблемы снабжения продовольствием;
  • сельское хозяйство, лесное хозяйство и развитие других секторов;
  • проблема борьбы со СПИДом в развивающихся странах;
  • борьба с коррупцией;
  • борьба с распространением вирусных заболеваний;
  • борьба с малярией;
  • проблемы детства и юношества;
  • проблема эксплуатации детей;
  • проблемы развития энергетики, доступа к источникам и поиска новых источников энергии;
  • экономическая политика и проблемы задолженности развивающихся стран;
  • выработка стратегий развития;
  • проблемы инвестиций в развивающиеся страны;
  • проблемы образования;
  • проблемы окружающей среды;
  • проблемы изменения климата и его влияния на жизнь людей;
  • стратегические задачи развития человечества и отдельных регионов.

Действия Всемирного банка в решении проблемы бедности

Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Различают следующие виды уровней бедности:

  • национальный;
  • международный.

Национальный уровень бедности — это доля населения, живущего ниже национальной черты бедности. В большинстве стран мира, и в том числе в России, под национальной чертой бедности понимается доход ниже прожиточного минимума, т.е. не позволяющий покрывать стоимость потребительной корзины — набора самых необходимых по меркам данной страны в данный период времени товаров и услуг. Во многих развитых государствах бедными считаются люди с доходом в размере 40-50% от среднего дохода по стране.

Международный уровень бедности — это доход, обеспечивающий потребление менее чем на 2 долл. в день по ППС. Определяют также международный уровень чрезвычайной бедности (или иначе — сверхбедности) — доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1 долл. в день. Это, по сути, предельный уровень бедности с точки зрения выживания человека.

Деятельность Всемирного банка по преодолению продовольственного кризиса

Миру нужна единая программа продовольственной безопасности. С таким призывом выступила Организация Объединенных Наций. Эксперты ООН обеспокоены резким ростом мировых цен на сельхозпродукцию. Серьезные проблемы с продовольственным снабжением уже испытывают десятки стран.

80 государств мира сегодня не способны полностью обеспечивать себя самыми необходимыми пищевыми продуктами, они вынуждены импортировать значительную часть продовольствия. В их числе африканские государства, Афганистан, Монголия и некоторые страны Средней Азии.

В мае 2008 года Всемирный банк создал в рамках Программы мер по преодолению глобального продовольственного кризиса (GFRP) механизм быстрого финансирования с фондом в 1,2 млрд долл. США. Программа имеет своей целью своевременное уменьшение негативного воздействия последствий высоких цен на продовольствие на жизнь бедных.

Программа Всемирного банка помощи сельскому хозяйству развивающихся стран

Сельское хозяйство совместно с другими отраслями может стимулировать ускоренный экономический рост, сокращать бедность и обеспечивать экологическую устойчивость. Сельское хозяйство может быть источником роста национальной экономики, направлением инвестиций для частного сектора и основным двигателем развития связанных с сельским хозяйством отраслей и несельскохозяйственного производства в сельской местности.

Кредитование Всемирным банком лесопромышленного комплекса

Лесное хозяйство — это отрасль, примыкающая к сельскому хозяйству, связанная с очисткой и охраной лесов, лесоразведением, созданием и поддержанием заповедных зон. Иногда к лесному хозяйству причисляют и лесопарковое хозяйство.

На сегодняшний день отсутствует реальное кредитование лесопромышленного комплекса Всемирным банком. Это связано с тем, что инвестиции Всемирного банка в программы по развитию лесного хозяйства, в значительной степени не оправдали своих целей, а превысили они 4,1 млрд. долларов США. Такие данные содержатся в собственном отчете международной финансовой организации, сообщает Лесная исследовательская ассоциация (FRA).

Финансирование Всемирным банком программы борьбы с ВИЧ/СПИДом

Eжедневно 14 000 человек становятся носителями вируса ВИЧ; причем половина из них – люди в возрасте от 15 до 24 лет. ВИЧ/СПИД быстро сводит на нет многие из успехов, достигнутых развивающимися странами за последние 50 лет в процессе социально-экономического развития. Действуя совместно с программой ООН ЮНАИДС, в рамках которой координируются предпринимаемые в глобальном масштабе действия по борьбе с эпидемией, Всемирный банк выделил более 1,7 млрд долл. США на цели борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа во всем мире.

Финансирование Всемирным банком программы борьбы с коррупцией

Коррупция является одной из проблем, препятствующих развитию: она еще больше ухудшает положение бедного населения, лишая государственных ресурсов те группы населения, которым они более всего необходимы.

Финансирование Всемирным банком проблемы инфекционных заболеваний

Инфекционные заболевания во всем мире, являются глобальной проблемой. Еще больше обострилась проблема инфекционных заболеваний у тех лиц, которые в результате конфликтов, катастроф вынуждены эмигрировать, и тех, кто оказался за бортом этой жизни и не имеет достаточных средств к существованию. Очень большой процент инфекционных заболеваний у детей и подростков, имеющих проблемы с наркотиками и алкоголем.

Еще одна большая проблема, которую сегодня выдвинула современная жизнь, — это новые инфекционные заболевания, которые представляют глобальную угрозу, в частности, — это проблема птичьего гриппа или куриного гриппа, которая сегодня на самом деле серьезно обеспокоила всю общественность, и не только медицинскую.

Программа Всемирного банка по борьбе с распространением малярии

По данным Всемирной организации здравоохранения в мире 3 млрд. человек живет под риском заражения малярией, почти половина среди которых – под высоким риском в слаборазвитых странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Инвестиции Всемирного банка в устойчивую энергетику

Инвестиции в устойчивую энергетику, например, в проекты в области ветровой или солнечной энергетики, оказывают поддержку обеспечению занятости и созданию новых предприятий двумя путями.

Во-первых , открывая напрямую возможности для развития малых предприятий, занимающихся этими проектами.

Во-вторых , увеличивая количество малых предприятий, работа которых организуется из дому, поскольку этим предприятиям, чтобы они могли работать, нужны надежные и доступные источники энергии.

Всемирный банк признает, что рациональное использование водных ресурсов для ирригации и выработки электроэнергии является исключительно важным для устойчивого развития всех стран Центральной Азии. Вопросы водно-энергетических связей неотделимы от вопросов национальной безопасности, региональной стабильности и экономического роста.

Программа Всемирного банка по решению проблем внешней задолженности стран

К началу 80-х годов внешняя задолженность развивающихся стран стала одной из актуальнейших проблем международных экономических отношений. Десятилетие спустя с подобными проблемами столкнулись страны, осуществляющие переход к рыночной экономике.

Долговой кризис выразился в неспособности целого ряда государств своевременно и в полном объеме погасить свои внешние финансовые обязательства. Как правило, он содержит серьезную угрозу международного и финансового краха. Кроме того, он подчеркивает слабость и несоответствие существующих форм и методов регулирования данной области международных отношений.

Опыт стран-должников убедительно доказал, что проблемы внешнего долга оказывают непосредственное воздействие на инвестиции и экономический рост. По существу платежи по обслуживанию внешней задолженности превращаются в своего рода в налог. В результате в развивающихся странах возникли отрицательные сальдо внешнеторгового баланса, хронические дефициты государственных бюджетов, обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований и наращивание внешней задолженности. Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран.

Всемирный банк решает проблему эксплуатации детского труда

Эксплуатация детей заключается в использовании детского труда на любого вида работах с целью получения профита.

Сотни миллионов детей страдают и гибнут в результате войн, насилия, эксплуатации, пренебрежительного отношения и жестокости и дискриминации во всех формах. Во всем мире дети живут в особенно трудных условиях, включая детей, которые:

  • стали на всю жизнь инвалидами или получив тяжелые увечья в результате вооруженных конфликтов;
  • были вынуждены покинуть свои дома или страны в качестве беженцев;
  • пострадали от стихийных бедствий и антропогенных катастроф (включая такие опасности, как подверженность воздействию радиации и опасных химических веществ);
  • являются детьми из семей трудящихся-мигрантов и других групп, находящихся в социально неблагоприятном положении;
  • являются жертвами расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанных с ними предрассудками.

Незаконная торговля, контрабандный провоз, физическая и сексуальная эксплуатация и похищение, а также экономическая эксплуатация детей даже в ее наихудших формах являются повседневной реальностью, окружающей детей во всех регионах мира, в то время как бытовое и сексуальное насилие в отношении женщин и детей остаются серьезными проблемами.

Финансирование Всемирным банком программы всеобщего образования

С 1963 года, когда было начато финансирование образования, Всемирный банк выделил около 31 млрд долл. США в виде займов и кредитов и в настоящее время финансирует 158 проектов в сфере образования в 83 странах.

Финансирование Всемирным банком программы проблем изменения климата

Всемирный банк работает над новыми стратегиями оказания помощи развивающимся странам в противодействии изменению климата, представляющему серьезную угрозу для экономического развития и борьбы с бедностью. Если человечество незамедлительно не предпримет решительных действий, потепление планеты может обратить вспять десятилетия развития и сделать благосостояние недоступным для миллионов ее жителей.

Финансирование Всемирным банком решения проблем загрязнения окружающей среды

Год за годом нижняя граница вечных снегов поднимается все выше по склонам Гималаев и Анд, и там, где 50 лет назад всегда лежал снег, теперь темнеют горные породы.

Частицы, образующиеся при открытом горении и работе дизельных двигателей (известные под названием сажистого углерода), а также метан, источниками которого являются животноводческие фермы, мусорные свалки и горнодобывающие предприятия, входят в число загрязнителей, выбросы которых, по словам ученых, необходимо срочно обуздать, чтобы защитить благополучие человечества и предотвратить изменение климата. Всемирный банк наращивает усилия по сокращению выбросов загрязнителей

Программа Всемирного банка по развитию человечества и отдельных регионов

В настоящее время деятельность Всемирного банка осуществляется через более чем 120 представительств во всем мире. Расширение присутствия в странах-клиентах позволяет Банку лучше понять их нужды, более эффективно сотрудничать с ними и обеспечить более оперативное предоставление услуг своим партнерам в этих странах.

Критика Всемирного банка

Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями, учеными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц.

В частности Дж. Стиглиц назвал политику по отношению к развивающимся странам, разработанную Международный валютный фонд (МВФ), Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали США, значительного экономического роста не произошло бы. Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.

Анализ развития всемирной экономики показывает, что программы Всемирного банка в том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать давление на банк. Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.

C целью решения проблем восстановления и стабилизации разрушенной Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) была созвана представительная международная валютно-финансовая конференция.

Одним из главных ее результатов стало решение об учреждении двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность мировой валютной системы, а банк- стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглашалось содействие открытой рыночной экономике в мире.

МБРР начал функционировать с 1946 г. в качестве специализированного органа Организации Объединенных Наций (ООН), независимого в решениях от нее. По мере расширения деятельности банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) - в 1956 г., Международная ассоциация развития (МАР) - 1960 г., Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) - 1966 г. и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - 1988 г. В настоящее время эти учреждения вместе взятые образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой, расположенной в Вашингтоне, а МБРР - родоначальника и центральное звено группы вместе с MAP именуют Всемирным банком. Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.

МБРР является самым мощным подразделением группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл.,

а число его учредителей в настоящее время превышает 180 стран. Обязательным условием вступления в члены банка и родственных ему подразделений является членство в МВФ. Каждая из стран в зависимости от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.

Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капитала. Лишь в 1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 г. все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.

Крупнейшим акционером банка являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей капитала около 3%.

Совет управляющих - высший руководящий орган банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих МБРР и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.

Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедельно проводит заседания. Президент банка является его председателем. Срвет состоит из 24 человек - по одному представителю от крупнейших акционеров и от 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Российская Федерация имеет отдельного представителя. Председатель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7 тыс. человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя.

Функции МБРР:

Инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений - от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;

Аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;

Постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;

Посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд долл, ежегодно), хотя ее максимизация не является.его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.

В своей деятельности МБРР придерживается следующих принципов:

Выделение ресурсов - только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;

Принятие инвестиционных решений - исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;

Предоставление кредитов - только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;

Отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;

Направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Главным направлением деятельности МБРР до середины 1950-х годов было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы. Первый заем был предоставлен Франции в 1947 г. Постепенно кредитная политика менялась, и теперь значительная часть ресурсов выделяется развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Помимо этого по сравнению с промышленным сектором возросла доля средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, здравоохранения, образования и т.д.

Продавая собственные облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, банкам, а также физическим лицам разных стран, МБРР привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15-17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее время их размер изменялся в пределах 7-7,5%. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на пять лет.

Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публикуемом им балансе и отчете о прибылях и убытках (табл. 17.1 и 17.2). Следует иметь в виду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля.

Почти за 60 лет своей деятельности банк предоставил займов на сумму, превышающую 350 млрд долл., что в два раза превосходит масштабы инвестиции МВФ. Объем кредитования в 2003 финансовом году превысил I 1 млрд долл. Участие в банке почти всех

Баланс Международного банка реконструкции и развития, млн долл.

Таблица 17.1
Активы на 30 июня Пассивы на 30 июня
2000 г. 1999 г. 2000 г. 1999 г.
Задолженность 691 697 Заимствования 110 379 115 739
Инвестиции 24 941 30 345 Ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратной покупке и подлежащие оплате за полученное обеспечение в денежной форме 102
Ценные бумаги, приобретенные по соглашениям о перепродаже 101 6 Суммы к оплате по валютным свопам 82 584 81 985
Необращающиеся беспроцентные облигации до востребования на счете подписного капитала 1670 1846 Суммы к оплате для поддержания стоимости валютных резервов в счет погашения подписного капитала 56 111
Причитающиеся суммы по валютным свопам 78 548 79 012 Прочие пассивы 5502 4487
Суммы к получению для поддержания стоимости валюты в счет погашения подписного капитала 432 527 Итого пассивы 198 521 202 424
Другие суммы к получению 2385 2188 Капитал 29 289 28 021
Непогашенные 116 244 113 305 Итого пассивы и капитал 227 810 230 445
Прочие активы 2798 2519
Итого активы 227 810 230 445


Источник: Годовой отчет Всемирного банка 2000 г.: Ежегодный обзор и итоги финансовой деятельности. С. 128, 129.

Таблица 17.

Доходы и расходы Международного банка реконструкции и развития, млн долл.

Доходы, расходы и результаты На 30 июня
2000 г. 1999 г.
ДОХОДЫ
Доходы по займам 8153 7649
Торговые операции 1581 1421
Ценные бумаги, хранящиеся до погашения 284
Доходы от покупки ценных бумаг по соглашениям о продаже 12 15
Доход от фонда пенсионного обеспечения персонала 166 255
Прочие доходы 133 134
Итого ДОХОДЫ 100 459 9758
РАСХОДЫ
Расходы на заимствования 7128 6846
Проценты по ценным бумагам, проданным по соглашениям об обратном выкупе 4 36
Административные расходы 935 965
Взносы в специальные программы 126 129
Расходы по программам дополнительных выплат сотрудникам после их увольнения 10 10
Резервы на покрытие возможных убытков по ссудам -166 246
Прочие расходы 17 8
Итого расходы 8054 8240
ЧИСТЫЙ ДОХОД 1991 1518


стран мира позволяет действовать глобально.

Выполняя разные функции, МБРР и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Труппы Всемирного банка решают свои задачи и имеют отличительные особенности функционирования.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, а примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у Всемирного банка.

Корпорация может инвестировать средства в акционерные ка- тталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку, m финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий - от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

Главными принципами деятельности МФК являются: финансирование не более 25% обшей суммы расходов по проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. Обязательства 2003 финансового года превысили 2,4 млрд долл. Совокупный портфель обязательств - около 22 млрд долл. Участниками МФК являются 174 страны.

Международная ассоциация развития (МАР) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют более 80 стран с годовым доходом на душу населения, не превышающим 850 долл.

Средства MAP формируются за счет взносов (по подписке и добровольные) более богатых участников, а также за счет прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит значительный вклад в пополнение ресурсов ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, M AP во многих случаях осуществляет совместную с МБРР деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. Напомним, что МБРР вместе с MAP называют Всемирным банком. Совокупный объем кредитования превышает 130 млрд долл. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более чем 125 проектам на общую сумму около 4,5 млрд долл., ее членами выступает 161 страна.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и

иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами является 131 страна, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 75. Число разбирательств, зарегистрированных в 2003 финансовом году, составило 12.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн долл.

В настоящее время выдаваемые агентством контракты ежегодно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,5 млрд долл., что позволяет развивающимся странам создавать около 10 тыс. дополнительных рабочих мест. Совокупный объем выданных гарантий превышает 7 млрд долл. Гарантии, выданные в 2003 финансовом году, составляли 1,8 млрд долл. Членами МАГИ являются 152 страны.

Деятельность в Российской Федерации Группы Всемирного банка стала осуществляться с середины 1992 г. В настоящее время наша страна является одним из крупнейших ее партнеров. Всемирный банк выступает главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора страны. C 1993 г. в Москве функционирует постоянное представительство Всемирного банка с численностью сотрудников около 50 человек.

Со времени вступления во Всемирный банк на реализацию свыше 50 проектов России было выделено займов на сумму более 11 млрд долл. Крупнейшие из них представлены в табл. 17.3. В последние годы наша страна была второй среди крупнейших заемщиков банка, уступая лишь Китаю. За год она получала кредитов на сумму примерно 1,7 млрд долл., а Китай - 2,3 млрд долл. В связи с этим к 2003 г. Российская Федерация выплатила долгов

га сумму более 900 млн долл, по ранее полученным кредитам. В то же время Россия не лидирует по объему полученных кредитов в расчете на душу населения. Если в России этот показатель составляет примерно 12,5 долл., то, например, у Армении - более 24 долл.

Крупнейшие займы, предоставленные России Всемирным банком

Таблица 17.3 bgcolor=white>1994
Наименование займа Финансовый год Сумма, млн долл.
Реабилитационный заем 1993 600
Первый нефтяной реабилитационный заем 1993 426
Заем на ремонт и содержание шоссейных дорог 300
Второй нефтяной реабилитационный заем 1994 495
Жилищный проект 1995 400
Второй реабилитационный заем 1995 600
Заем на ремонт мостов 1996 350
Заем на структурную перестройку угольного сектора 1996 500
Заем на структурную перестройку экономики 1997 600


Банк прогнозировал дальнейшее расширение сотрудничества с нашей страной и в недалекой перспективе был готов увеличить объемы займов до 2-3 млрд долл, в год. Однако в России нередко возникают проблемы своевременного и целевого использования предоставленных средств, что неоднократно отмечалось экспертами банка. Тем не менее в России был утвержден крупнейший за всю историю банка проект, реализация которого началась в 1998 финансовом году. Это заем на реформирование системы социальной защиты сроком на 17 лет в размере 800 млн долл, (три транша по 300, 200 и 300 млн долл.). В свою очередь, в соответствии с Программой Правительства России по оживлению инвестиционной деятельности в период 1997-2000 гг. также предполагалось усиление сотрудничества с банком. В частности, намечались заимствования средств на реализацию проекта развития портов (200 млн долл.), проекта водоснабжения и канализации (300 млн долл.), проекта разработки Приобского месторождения нефти (500 млн долл.), проекта газификации городов и сельских районов европейской части России (800 млн долл.) и др.

Банковский кризис в нашей стране снизил интенсивность сотрудничества со Всемирным банком. В целом масштабы получаемых Россией кредитов уменьшились, а ее политика заимствова,- ний стала более сдержанной. Основные кредиты для Российской Федерации, одобренные банком после 1998 г., представлены в табл. 17.4.

Основные кредиты, одобренные Всемирным банком в посткризисный период*

* Сотрудничество: Информационный бюллетень Представительства Всемирного банка в России. 2000. № 13-14 (декабрь) и № 17-18 (июль).


Изыскивая новые формы взаимодействия с правительством России, Всемирный банк стал использовать схему гарантийных операций. Примером может служить известный проект «Морской старт» с участием США, Норвегии, России и Украины. Банк выставил финансировавшему проект «Чейз Манхэттен бэнк» гарантии от некоммерческих рисков на сумму 100 млн долл. В свою очередь, правительство России обеспечило встречные гарантии для Всемирного банка и, если бы страховая ситуация наступила, было бы обязано выплатить гарантийные обязательства. Такая форма взаимодействия предпочтительнее для страны, нежели прямое кредитование, поскольку сопровождается относительно небольшим приростом внешнего государственного долга.

Прямые инвестиции в российский частный сектор осуществляет МФК. Она проводит также исследовательскую и консультативную работу. В настоящее время суммарный объем инвестиций корпорации более чем по 20 проектам превысил 400 млн долл. В числе крупнейших проектов МФК в России можно назвать: вы-

деление ресурсов на реструктуризацию предприятий в послепри- ватизационный период, развитие фондового рынка и агропромышленного комплекса, инвестиции в нефтяную промышленность и др.

Оказывая поддержку Российской Федерации, как и прочим странам, Группа Всемирного банка часто взаимодействует с другими международными организациями. Например, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития предоставили совместный заем на реализацию проекта развития финансовых учреждений в России. Для повышения эффективности российского банковского сектора до уровня мировых стандартов аккредитованные в рамках проекта банки получили на льготных условиях доступ к кредитным ресурсам с целью совершенствования качества предоставляемых услуг, модернизации технического обеспечения и т.д. Подробнее этот проект будет рассмотрен ниже.

Помимо рассмотренных банков в глобальном масштабе действуют и другие влиятельные кредитно-финансовые организации: Парижский клуб, Лондонский клуб" идр. Активное сотрудничество с ними в настоящее время позволяет Российской Федерации урегулировать проблемы выплаты своего внешнего долга и получения долгов от стран-должников.

межправительственная кредитно-финансовая организация, осуществляющая следующие задачи: стимулирование экономического развития стран-членов; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Формально МБРР является (в составе Всемирного банка) специализированным учреждением ООН, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк независим в своих решениях.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР)

межправительственная кредитно-финансовая организация, осуществляющая следующие задачи: стимулирование экономического развития стран-членов; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Формально МБРР является специализированным учреждением ООН в составе Всемирного банка, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк независим в своих решениях. Основным направлением деятельности МБРР является предоставление долгосрочных займов, главным образом развивающимся странам, а с конца 80-х гг. - и государствам Восточной Европы. Основная часть кредитов выдается на условиях, аналогичных условиям частных коммерческих займов, а, следовательно, под достаточно высокий процент. Займы предоставляются и государственным, и частным предприятиям. При этом последние получают их при наличии гарантии своих правительств. Весомая часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют выделенные МБРР ресурсы. Займы Банка (основная часть на срок до 20 лет по рыночной процентной ставке) обеспечивают порядка 30% общей стоимости кредитуемых объектов; остальное покрывается либо за счет иных внешних ресурсов, либо за счет внутренних источников стран-заемщиков. Направление кредитов (15% -на развитие транспорта, более 20 - на сельское хозяйство и рыболовство, около 20 - на электрификацию и лишь 5% - на развитие промышленности) показывает, что кредитная политика Банка ориентируется преимущественно на интересы частного капитала развитых капиталистических стран, функционирующего в странах-заемщиках. Займы обусловливаются выполнением рекомендаций Банка относительно основных направлений экономического, а зачастую и социального развития государства-заемщика. Членами Банка могут быть только страны - члены Международного валютного фонда (МВФ). В 1995 г. в МБРР состояло 177 государств, включая Россию. Традиционно президентом МБРР избирается представитель США - страны, имеющей в Банке наибольший процент голосов. Право голоса, как и в МВФ, определяется размером взноса страны в его капитал: семь ведущих государств располагают более чем половиной всех голосов в Банке, а США имеют столько же голосов, сколько 100 развивающихся стран. Средства МБРР складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, привлекаемых на мировом рынке ссудных капиталов за счет выпуска облигаций и доходов от собственной деятельности. При Банке созданы два филиала: Международная финансовая корпорация (МФК) и Международная ассоциация развития (MAP). Вместе с созданным в 1988 г. Международным агентством по гарантированию инвестиций эти финансовые организации образуют группу Всемирного банка, на которую приходится 2/3 общего годового объема средств, выделяемых всеми межправительственными организациями развивающимся странам.

Система Международного банка реконструкции и развития

МБРР был создан по инициативе США одновременно с МВФ в 1944 г. и функционирует в паре с Фондом. Первоначальной задачей МБРР было восстановление после войны путем интенсивного кредитования экономики Европы, поскольку США нуждались в рынках сбыта и оплоте западной цивилизации. В последующем деятельность МБРР была постепенно переориентирована на развивающиеся страны. МБРР предоставляет инвестиционные кредиты и тем самым функционирует на стыке международных финансовой и инвестиционной систем. В 1969 г. Советом управляющих МБРР был принят специальный документ "Общие условия заключения кредитных соглашений и соглашений о гарантиях".

МБРР заключает с государствами-членами следующие, в частности, виды соглашений:

  • соглашения о гарантиях, в которых Банк гарантирует размещение инвестиций;
  • соглашения о распределении доли участия в инвестиционных проектах;
  • соглашения о предоставлении крупных кредитов развивающимся странам, например, для строительства объектов в этих странах.

Структура и порядок формирования руководящих органов МБРР – такие же, как и в МВФ. В компетенцию Исполнительного совета Банка входит принятие решений о предоставлении кредитов в каждом конкретном случае. МБРР также имеет статус специализированного учреждения ООН.

В систему МБРР на правах его филиалов входит целый ряд международных организаций: Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и др.

Правовой статус МБРР не позволяет инвестировать собственные средства в экономику развивающихся стран и напрямую участвовать в кредитовании частных предприятий, приобретать их акции. В связи с этим в 1951 г. был выдвинут проект создания МФК с целью предоставления долгосрочных кредитов в частный сектор развивающихся стран. В 1954 г. ГА ООН на IX сессии приняла резолюцию с поручением Банку составить проект соглашения об учреждении МФК и представить его государствам – членам МБРР. Сессия МВФ и МБРР в Стамбуле в 1955 г. приняла решение о создании МФК в качестве филиала МБРР. Соглашение о МФК, заключенное посредством процедуры принятия, вступило в силу 25 июля 1956 г.

В 1960 г. на правах филиала МБРР была создана МАР – специализированное учреждение ООН, главная задача которой обеспечить льготное кредитование и экспорт частных инвестиций в развивающиеся и наименее развитые государства. Средний срок кредитов МФК – 15 лет, МАР – 35–50 лет.

И МФК, и МАР действуют как крупные акционерные предприятия, имеют уставной капитал; принятие решений основано на системе "взвешенных голосов". По своей сущности это организации, которые обеспечивают различными – мягкими и приемлемыми – формами экспансию капитала развитых государств в развивающиеся.

В последние десятилетия обе организации развернулись в сторону государств с переходной экономикой.

Банк международных расчетов и международная банковская система

В XX в., особенно в его второй половине, в мире сложилась международная банковская система. Банки всех стран мира связаны друг с другом наиболее тесно. Именно через банковские каналы происходит обслуживание внешнеторговых сделок, осуществляются валютные, платежно-расчетные и иные банковские операции. Банки – главные поставщики финансовых услуг.

Оказалось, что банковской системой тоже надо управлять посредством институциональных и нормативных механизмов. Обнаружилась проблема нестыковки внутренних законов о банках, норм межбанковского общения и банковских правил обслуживания клиентов. Все это объективно потребовало интернационализации всей банковской проблематики, гармонизации и унификации законодательства о банках, выработки на международном уровне единых правил деятельности банков в разных странах, общих критериев и стандартов контроля за банками со стороны государств.

Можно выделить два главных направления интернационализации различных сторон банковской деятельности: 1) создание общих правил применительно к отдельным видам финансовых инструментов и банковских операций (например, чекам); 2) выработка единых требований к банкам и стандартов их деятельности в целях обеспечения надежности и стабильности банковской системы, эффективности государственного контроля за ней.

В 1930 г. центральные банки ведущих государств мира создали международную организацию – Банк международных расчетов (БМР). Правовым основанием для этого явилось Гаагское соглашение центральных банков пяти государств, а также конвенция между ними и Швейцарией о штаб-квартире БМР в Базеле. Сегодня участниками БМР являются центральные банки 60 государств. Центральный банк РФ участвует в БМР с 1996 г. БМР сотрудничает с МВФ.

С созданием БМР формально-юридический характер приобрели регулярные встречи представителей центральных банков ведущих стран мира. Появились процедурные правила. Были образованы комитеты, в частности по банковскому надзору; по глобальной финансовой системе; по платежным и расчетным системам. Наиболее известен сегодня созданный под эгидой БМР в 1974 г. Базельский комитет по банковскому надзору и банковскому регулированию (Basel Committee on Banking Regulations and Supervisory Practicies), впоследствии переименованный в Базельский комитет по банковскому надзору.

Статус БМР в Гаагском соглашении 1930 г. определен как акционерное предприятие (корпорация), уставной капитал которого первоначально был распределен между ограниченным числом центральных банков (в основном европейских). В этом качестве БМР выполняет функции агента центральных банков-участников: осуществляет депозитные операции и переводы, обеспечивает взаимные расчеты, в том числе на многосторонней основе, размещает валютные резервы государств на мировых финансовых рынках, покупает и продает иностранную валюту, золото, ценные бумаги (включая государственные, например казначейские векселя США), предоставляет кредиты центральным банкам-участникам. Органами БМР являются: Совет директоров (он из своего состава избирает председателя Банка) и общее собрание акционеров.

Интересно, что БМР не вправе обслуживать правительства государств-участников: открывать им счета, предоставлять ссуды. БМР не имеет права также осуществлять операции с недвижимостью, приобретать контроль над предпринимательскими структурами, открывать текущие счета.

Двойная природа центральных банков сказалась и на статусе БМР. С одной стороны, для него характерны черты межгосударственной структуры, международной организации сотрудничества; с другой – хозяйственного предприятия, коммерческого банка (с ограниченной правосубъектностью по сравнению с ними). Следовательно, БМР – это международная организация "особого рода". Взаимодействие центральных банков в рамках БМР – это преимущественно международные, публичные отношения.

В Комитете БМР по банковскому надзору были сосредоточены вопросы надзора за банковскими операциями за рубежом, их капитализации. От капитализации, состояния активов банков зависят риски, возможности банковских банкротств и кризисов. Банкротство даже одного крупного банка сильно ударяет по всей международной банковской системе. Комитет взял на себя выработку общих стандартов банковского регулирования, в основу которого положены два главных принципа: ни один иностранный банк не должен быть вне сферы национального надзора; надзор должен быть адекватным (необходимым и достаточным). Главная забота Комитета – выработать правила, повышающие надежность банков, прогнозируемость их работы.

В 1987 г. в рамках Комитета завершилась многолетняя работа по гармонизации нормативных актов, касающихся банковского надзора и требований к банковским активам (банковскому капиталу). В 1988 г. был принят документ, получивший неофициальное название "Соглашения по адекватности капитала" (по другой версии – "Соглашение по достаточности капитала"), но известного как "Базель-I". Нормы "Базель-1" применяются более чем в 100 государствах.

Соглашение установило определенные правила для коммерческих банков, например:

  • они обязывались делать отчисления капитала на случай наступления рисков в активных операциях;
  • они должны были для осуществления обычных кредитных операций резервировать 8% от суммы всех банковских активов.

Все это повышало устойчивость каждого отдельного банка и всей национальной банковской системы в целом. Государства (центральные банки) обязаны были проводить выработанные правила в жизнь, в том числе и во внутреннее законодательство своих стран.

Комитет обратил также внимание, что картину достаточности банковского капитала могут исказить разные режимы налогообложения, поэтому он указал: "Сближение режимов налогообложения, хотя и желаемо, лежит вне компетенции Комитета".

Правовая природа документа под названием "Базель-1" также вызывает много вопросов и споров; единой точки зрения на суть и содержание норм, изложенных в нем, пока не выработано; многие нормы имеют характер мягкого права. Некоторым нормам придан диспозитивный характер: "Комитет оставил на усмотрение национальных надзорных органов определять соответствующие оценочные факторы". В тексте имеются указания на то, что "согласованный порядок" измерения достаточности капитала "национальные надзорные органы, представленные в Комитете, намерены внедрить в своих странах". Установлено также, что "данное Соглашение должно применяться к банкам" и подконтрольным им структурам.

Документ "Базель-I" носит явно публично-правовой характер; он содержит правила, унифицирующие административные нормы, посредством которых государства управляют банковской сферой. По всей видимости, его можно квалифицировать как текст, оформивший международное соглашение. Но можно ли назвать международным соглашением в привычном смысле (согласно Венской конвенции о праве международных договоров) соглашение между центральными банками? Возможно, это – многостороннее межведомственное соглашение "особого рода" (sui generis)? В российском законодательстве имеется пробел по поводу порядка подписания международных соглашений Центральным банком РФ.

Практика применения правил соглашения "Базель-I" показала, что банки, чтобы выполнить требование об обязательном 8%-ном резервировании, стали искажать отчетность, выводить за баланс (прятать) свои активы, а в результате ухудшилась структура баланса мировой банковской системы.

В 2002 г. Базельский комитет банковского надзора принял решение перейти к новым стандартам, предоставив коммерческим банкам больше свободы в оценках рисков своей деятельности. В 2004 г. был готов документ "Международная гармонизация измерений и стандартов капитала: пересмотренная редакция", получивший название "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" ("Core Principles for

Effective Bank Supervision"), или "Базель-Н". В 2006 г. документ был одобрен на Международной конференции органов банковского надзора, которая состоялась в Мексике.

Общий смысл "Базеля-Н" состоит в том, чтобы научить банки самостоятельно управлять своими рисками, создавать систему внутреннего рейтинга кредитов, потенциальных заемщиков, а значит и предотвращать банковские кризисы (банкротства). Под низкорейтинговые (опасные) кредиты банки будут обязаны держать резервы по более высоким ставкам, а под высокорейтинговые кредиты, наоборот, – по более низким ставкам. Чем внимательнее банки будут относиться к этим вопросам, тем стабильнее будет международная банковская система, тем труднее будет ввергнуть ее в новый финансовый кризис.

Новые правила учитывают, что современная кредитная система нашла более тонкие и эффективные механизмы борьбы с банковскими рисками, например так называемую секьюритизацию кредитов (когда кредиты продаются на фондовом рынке вместе со всеми рисками в виде ценных бумаг и деривативов). В этом случае риски перекладываются на конечного покупателя – на клиентов, потребителей. При очередном кризисе пострадают (потеряют деньги) прежде всего они.

В 2010 г. Базельский комитет разработал документ под названием "Базель-Ш", реализация которого начнется через несколько лет.

В рамках международной банковской системы происходит движение финансовых, кредитных, инвестиционных ресурсов. Коммерческие банки разных стран оказывают друг другу и своим клиентам самые разнообразные услуги, совершают множество видов банковских операций. К таким операциям относятся: фондовые, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые, трастовые операции. Преобладающая часть таких операций производится на основе внутреннего законодательства государств и межбанковских правил, обычаев делового оборота.

По некоторым из них потребовался международно-правовой метод регулирования. Так, 28 мая 1988 г. были заключены две Оттавские конвенции УНИДРУА: о международном финансовом лизинге; о международном факторинге.

Фондовыми называются операции банков с ценными бумагами, в том числе скупка ценных бумаг за рубежом для собственного портфеля. Лизинг в широком значении этого термина объединяет все операции по предоставлению товаров в аренду. Под лизингом в узком смысле слова понимают долгосрочную аренду машин и оборудования, или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. В договорах лизинга зачастую предусматривается право или обязанность арендатора купить товары по истечении срока аренды. Лизинг – это одна из форм кредитования экспорта высокотехнологичных товаров.

Факторинг заключается в приобретении банком у клиентов требований на взыскание долгов, частичной оплате таких требований и последующем получении долга у должника. В экспортно-импортных сделках при факторинге банк (факторинговая компания) приобретает у экспортера краткосрочные долги и содействует получению суммы стоимости соответствующих товаров от импортера. Если импортер также привлекает банк в качестве "фактора", то взаиморасчеты по сделке будут осуществляться между фактором (банком) экспортера и фактором (банком) импортера.

Форфейтингом называется покупка долга у кредитора. Когда экспортер получает от импортера за поставленный в кредит товар вексель, банк-форфейтор может выкупить вексель импортера сразу после поставки товара, обеспечивая немедленный платеж экспортеру. При этом банк-форфейтор может потребовать от импортера банковскую гарантию или сам принимает на себя риск по оплате векселя за дополнительное вознаграждение. Трастовые банковские операции состоят в действиях на доверительных началах по распоряжению имуществом, доходами, ценными бумагами клиентов с целью приумножения прибыли.