То что знаем о природе. Академик Малеев: мы мало знаем о вирусах, как и о природе вообще

Бенедикт Спиноза

Что такое человек? Кто такой человек? Для чего создан человек? Какова истинная природа человека, определяющая его сущность? Отчасти психология человека, а также другие науки о человеке дают нам ответы на эти и многие другие вопросы о нас самих. Но этих ответов нам явно недостаточно для полного понимания себя и других людей, поэтому мы все еще находимся в поисках ответа на вопрос: “кто мы и зачем мы здесь?”. Природа человека, о которой пойдет речь в этой статье, до конца еще не изучена, однако того, что мы уже о ней знаем, вполне достаточно для понимания нами многих, наиболее важных моментов в поведении человека. И это понимание причин поведения людей позволит нам найти “ключик” к каждому без исключения человеку, включая нас самих. Давайте разберемся, кто же мы, люди, все-таки такие и для чего мы были созданы.

Природой человека мы с вами можем назвать все те врожденные, генетически обусловленные качества и особенности поведения, которые присуще всем людям. Человеческая природа – это все то, что в нас было всегда, с момента нашего появления и что делает нас людьми. Человеческая природа – это то, что свойственно человеку, как виду. Человеческая природа – это то, что определяет наши вечные и неизменные стремления и желания. Человеческая природа – это наша способность специфически реагировать на внешние раздражители и определенным образом воспринимать окружающий мир. Человеческая природа – это наша способность подстраивать мир под себя. И наконец, природа человека – это его умение выживать. Последнее определение на мой взгляд, лучше всего объясняет природу человека, как необходимую для него, как для вида, биопсихическую конструкцию. Поэтому давайте остановимся именно на этом определении и более подробно его обсудим. В конце концов, философские споры о природе человека имеют многовековую историю, и мнений о том, что это такое – природа человека, может быть много. Нам же нужно понять очевидное в этом вопросе, что мы можем при необходимости проверить, путем элементарных наблюдений за собой и за другими людьми. А более очевидным для нас на мой взгляд является не определение того, что такое природа человека, а то, в чем ее смысл и для чего она предназначена. Ведь если мы, люди, не можем или не хотим определиться со структурой природы человека, тогда нам необходимо изучить ее функции, чтобы затем привязать их к различным элементам структуры и таким образом понять ее. Это и проще, и интереснее. В конце концов, что для нас важнее – знать то, кем мы являемся, или то, на что мы способны? На мой взгляд, изучать природу человека лучше всего с позиции наших потребностей, желаний, целей и возможностей. Так что давайте именно так и поступим.

Так вот, чтобы лучше понять природу человека, необходимо понять смысл ее предназначения, который достаточно прост в понимании, если не вдаваться в детали – природа человека предназначена для выживания человека и человечества. По своей природе мы такие, какими должны быть, чтобы выживать в этом мире, поэтому изучая и объясняя поведение человека, следует всегда исходить в первую очередь из этой основной его потребности. Эта потребность порождает другие потребности, которые в свою очередь побуждают человека к определенным, необходимым для удовлетворения этих потребностей действиям.

Чтобы понять, на что по своей природе способны люди, давайте взглянем на природу человека через призму библейских заповедей, которые показывают нам, какими негативными качествами обладает человек и как они в нем проявляются. Я с вашего позволения приведу только некоторые из них, а именно – шестую, седьмую, восьмую, девятую и десятую заповеди. Их мне быстрее и проще объяснить, поэтому я покажу вам на их примере, что свойственно людям от природы. Итак, эти заповеди гласят: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй и не желай того, что есть у ближнего твоего. То есть, не делай того, что, внимание – ты хочешь, можешь и в некоторых ситуациях вынужден и склонен делать. Вы понимаете, о чем эти заповеди говорят нам? Они говорят нам о том, что человеку свойственны все эти действия и желания – ему свойственно убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать, желать того, что есть у других, но чего нет у него, и это, как вы понимаете, только малая часть тех действий и желаний, к которым мы склонны с рождения, которые заложены в нас самой природой, или, если хотите, даны нам Богом. Вот тоже, вопрос закономерный возникает – если Богу не нравятся те или иные качества человека, тогда зачем он ими его наделил? Чтобы потом карать человека за естественное для него поведение? А зачем? Ладно, эти вопросы мы обсудим как-нибудь в другой раз, сейчас нас интересует не религия, у нее свое предназначение, нас интересует природа человека, которую нам нужно хорошо понимать, чтобы понимать себя и других людей и жить в соответствии с этим пониманием, то есть, в гармонии со своей природой.

Так вот, как мы с вами видим, человеку свойственно все то, что запрещает ему делать Бог с помощью своих заповедей и многое другое, что запрещает ему делать общество с помощью своих законов. Свойственно человеку и то, что мы называем хорошими, добрыми поступками. Это в свою очередь означает, что человек по своей природе не добрый и не злой, не плохой и не хороший, он просто такой, какой он есть, каким он должен быть, чтобы не столько даже он сам, сколько его вид – мог выжить в этом суровом мире. Если мы склонны к тому, чтобы убивать, воровать, обманывать, прелюбодействовать, а также к другим, как плохим, так и хорошим поступкам, значит, нам необходимо их совершать в определенных жизненных ситуациях, чтобы выжить. Поэтому мы не должны оценивать свои поступки, как плохие или хорошие, так как они все свойственны нашей природе, нам нужно понимать их необходимость для нас в тех или иных ситуациях. Мы не можем полностью изменить свою природу, и, наверное, не должны, но мы можем ее дополнить, усложнить, усовершенствовать, развить, и можем управлять ею. Но главное, мы должны подчинить себе свою природу, чтобы не она управляла нами, а мы ею. Тогда наше поведение будет максимально рациональным, расчётливым, практичным и адекватным, а значит и разумным.

Так что как видите, друзья, наше поведение может рассказать нам о том, кто мы такие, показывая нам, почему мы такие. Наши поступки говорят нам о наших возможностях, а наши возможности указывают на наши потребности, для удовлетворения которых мы эти поступки совершаем. А наши потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Поэтому человек чаще всего делает что-то не по тому, что он хочет это сделать, а потому что он должен и, главное, может это сделать. В одних ситуациях мы, в силу наших личностных качеств, можем быть злыми и жестокими, в других, добрыми и отзывчивыми, готовыми помочь ближнему. Мы реагируем на внешние раздражители и поступаем согласно своей природе и своим возможностям. И в зависимости от того, кем мы стали в процессе своей жизни, наши возможности и способности могут сильно различаться, и как правило различаются. А значит и вести мы себя в одних и тех же ситуациях можем по-разному. Мы разные, друзья, несмотря на нашу природу, которая у нас у всех одинаковая, и всегда были и будем разными. Человек формируется как личность под воздействием природных и социальных факторов, поэтому мы относительно легко адаптируемся и приспосабливаемся к практически любым условиям. Но кто-то делает это лучше, кто-то хуже. Нам также свойственно приспосабливать мир под себя, создавая человеческую ситуацию, то есть подходящую нам среду, в которой нам комфортно и безопасно жить. У нас для этого есть, а вернее могут быть, и желание, и возможности. И опять-таки, в зависимости от уровня развития, определяющего возможности человека, в нем либо просыпается желание все вокруг себя поменять, либо нет. Чем примитивнее существо, тем оно слабее, а чем оно слабее, тем чаще оно вынуждено приспосабливаться к внешнем условиям, нежели менять их. Следовательно, человек приспосабливается ко всему тому, что не в силах изменить. То есть, дело не в желании, дело в возможностях. Умение приспосабливаться делает нас более живучими, а умение приспосабливать говорит о большой силе и высоком уровне развития человека. Вот так по-разному себя может проявлять природа человека, основа которой неизменна, но те или иные личностные качества человек в себе развивает сам в процессе жизни, либо жизнь развивает в нем их, с помощью различных жизненных сценариев. Также, в процессе жизни, человек, в том случае, если он постоянно занимается саморазвитием и самосовершенствованием, открывает в себе все новые и новые возможности, свойственные его природе. Вот почему так сложно сказать, какая она – природа человека в своей целостной форме, ведь предела совершенству человека нет, а значит, мы всегда будем узнавать о себе и своих возможностях что-то новое.

Из необходимости выживать в нашем, весьма недружелюбном по отношению к человеку мире, вытекают и наши основные инстинктивные потребности, которые у нас у всех одинаковые. Мировоззрение и миропонимание у нас может быть разным, но базовые, а точнее, первичные потребности у всех одинаковые, и каждый человек на этой планете стремиться к их удовлетворению. Это – потребность в еде, воде, безопасности, сексуальном удовлетворении, в общем во всем том, что необходимо человеку для выживания и продолжения рода. Далее следуют более возвышенные, вторичные потребности, которые человек начинает испытывать по мере удовлетворения им основных своих потребностей [физиологических потребностей и потребности в безопасности, то есть в гарантии удовлетворения физиологических потребностей]. Ознакомьтесь с пирамидой потребностей Абрахама Маслоу, на мой взгляд она прекрасно демонстрирует не только то, какими потребностями может быть обусловлено конкретное поведение конкретного человека, но и то, на каком уровне развития находится тот или иной человек или группа людей в зависимости от их стремления и возможностей удовлетворить те или иные свои потребности. Иерархия потребностей показывает нам, какой является природа человека в целом [известная нам], и как она проявляется у разных людей, в зависимости от их развития, образа жизни, окружения, возможностей. Более развитому человеку проще удовлетворить свои потребности, особенно низшие, поэтому он более спокоен и менее агрессивен. Также следует сказать, что чем выше интеллект человека, тем более завуалированным и продуманным будет его стремление удовлетворить свои потребности, а следовательно, и более успешным.

Вообще вся наша жизнь сводится к удовлетворению своих потребностей, и может отличаться только тем, какие потребности в тот или иной момент своей жизни каждый из нас стремиться удовлетворить. С этой точки зрения мы мало чем отличаемся от животных, разве что только по мере своего развития мы пробуждаем в себе новые, более возвышенные потребности и благодаря своему интеллекту можем найти больше возможностей для их удовлетворения. В этом смысле мы, как я уже говорил, имеем безграничный потенциал для расширения своих возможностей. Так что пока еще неизвестно, как сильно мы можем изменить мир, но то, что мы к этому будем стремиться, не подлежит сомнению. Ведь помимо потребностей, у человека имеются еще и желания, которые ушли далеко вперед от его возможностей, и они тянут человека вверх, к той ступени развития, находясь на которой он сможет эти желания осуществить. В этом смысле человеческая природа уникальна – мы можем хотеть того, чего нет, но о чем мы догадываемся, о чем мечтаем. Так что мечты, как более высшая форма потребностей, также мотивируют нас к действиям. Любопытство и желание изменить мир, а заодно и самого себя – это неотъемлемая черта природы человека. И это неудивительно. Ведь энергетический потенциал человека очень высок, поэтому для него естественно стремление к максимальному действию, после которого, в зависимости от возможностей каждого конкретного человека, мир может сильно измениться, как в лучшую, так и в худшую сторону.

В целом, друзья, природа и сущность человека познаваема посредством внимательного наблюдения за разными людьми, изучения их культуры и истории, традиций и законов, а также с помощью самонаблюдения, ведь какая-то часть природы человека проявляется в каждом из нас. Те качества, которые человек имеет и которые проявляются в нем в тех или иных ситуациях, являются неотъемлемой частью его природы, и чем человек примитивнее, тем легче понять его врожденную, неизменную сущность, которая тем сильнее изменяется, чем активнее человек себя развивает, совершенствует, а следовательно, усложняет свое поведение и повадки. Сама эта склонность человека к изменениям в своей жизни и усложнению своего поведения – это тоже его природное качество. Поэтому то, что мы называем разумом человека, в нем, несомненно присутствует, но требует развития, так как тем выше разумность человека, чем адекватнее существующей реальности он себя ведет. А как мы с вами знаем, человек не всегда адекватен в своем поведении, что в свою очередь означает, что природа человека неразумна, но в наших силах сделать себя достаточно разумными существами, воспользовавшись заложенным в нас потенциалом.

Самое интересное и, пожалуй, важное в природе человека это то, что ее, эту природу, можно приспособить под, практически любой образ жизни. Человек – существо внушаемое, ему можно внушить что угодно, тем самым создав в нем так называемую “вторую природу”. Вторая природа – это измененная, или лучше сказать, дополненная человеком первая природа. То есть, вторая природа – это совокупность чувственных, когнитивных, а также операционных черт, приобретенных в дополнение к базовой личности. Можно сказать еще проще – постоянные качества личности, которые являются приобретенными – это вторая природа человека. Человек, как правило, считает приобретенные им качества такой же естественной частью своей личности, как и все то, что задано ему генетически. Таким образом, человек, благодаря внушению и самовнушению, может считать частью своей природы такие моменты в своем поведении, и такие свои желания и потребности, которые ему не свойственны по природе, по его “первой природе”, но которые он приобрел и развил в течение жизни. Например, “второй природой” человека является его культурное образование, а также его профессиональные навыки и манера поведения, которые он в себе развил. Вторая природа человека выражается в таких, например, ситуациях, когда человек начинает ассоциировать себя со своей деятельностью, со своими культурными и умственными достоинствами, а также со своими увлечениями и достижениями. Что же касается внушений, то человеку можно, к примеру, внушить мысль о том, что секс – это грех и заниматься им грешно, а значит и не нужно. И человек, поверивший в это не будет заниматься сексом, идя таким образом против своей собственной природы, то есть, против первой своей природы. Также можно внушить человеку мысль о том, что он является определенной личностью, которой свойственны определенные качества, например, можно ему внушить, что он раб, рожденный для служения своему господину. И эта принятая человеком роль – станет его второй природой, и он будет вести себя соответственно этой роли. Так что от того, что нам внушают другие люди и что мы сами себе внушаем, в нашей жизни, друзья, зависит многое, возможно даже все. Каждый из нас будет в этой жизни тем, кем нас сделают другие люди или мы сами. Природа человека достаточно гибкая и даже в какой-то степени непредсказуемая, поскольку мы ведь еще многое не знаем о том, каким может быть человек, если создать для него определенные условия или подвергнуть его определенным испытаниям, или, если внушить ему что-то такое, что полностью изменит его личность и поведение. Поэтому очень важно уделять серьезное внимание всему тому, что входит в нашу голову, чтобы не позволять ненормальным для нас мыслям, эмоциям, мнениям, поступкам, ценностям и целям, становиться нормальными.

Пока мы с вами знаем о природе человека только то, что люди смогли о ней узнать за всю свою историю и что мы сами можем видеть, наблюдая за поведением человека. Но нам еще многое неизвестно о самих себе, так как человек до конца не познан, и неизвестно, будет ли он вообще когда-нибудь полностью познан, тем более самим собой. Однако мы можем сделать вывод, что человеческая природа в своей основе неизменна, наши базовые потребности и примитивные способы их удовлетворения за всю нашу историю не изменились. Это в свою очередь означает, что каждый вновь родившийся человек подобен чистому листу, на котором можно рисовать что угодно, независимо от того, кем были его предки. От природы все люди практически одинаковые, они все имеют одинаковые инстинкты, которые ими управляют и определяют их потребности. Любые качества, присущие одному человеку, при определенных обстоятельствах могут быть присуще и другому человеку. Все, что смог один человек, смогут и другие люди, если предпримут для этого необходимые усилия. Из этого можно сделать очень простой, но весьма полезный для нас вывод – по себе мы можем частично познать других людей, ровно настолько, насколько хорошо мы знаем себя, а по другим людям мы можем понять – каким вообще может быть человек, какие качества ему присущи от природы, какими возможностями он обладает и следовательно, мы можем понять, каким человеком мы способны стать. То есть, все что есть в других людях, есть в каждом из нас, в активном или пассивном состоянии. А все что есть в нас, есть и в других людях. Отсюда следует и вполне логичное умозаключение – не судите, да не судимы будете, ибо что присуще другим, присуще и вам, и при определённых обстоятельствах вы можете себя вести так, как ведут себя те, кого вы осуждаете.

И вот что я еще хочу сказать вам напоследок, дорогие друзья. Независимо от нашей природы, мы можем стать в этой жизни теми, кем захотим. Человек придумывает себя сам, согласно своему собственному желанию. Его, это желание, нужно только иметь. И пусть природа человека неизменна, тем не менее она, во-первых, не до конца изучена и поэтому мы с вами не знаем, на что еще мы можем быть способны, помимо того, что мы уже умеем и что нам известно о самих себе, а во-вторых, она ни коим образом не мешает нам менять себя и свое поведение, как по мере необходимости, так и в зависимости от наших желаний. Запомните, вы будете в этой жизни тем, кем сами решите быть. Так что не лишайте себя возможности самим определить свою судьбу.

Занятие «Что мы знаем о природе?»

Цель:

    Закрепить, обобщить, систематизировать и уточнить знания детей о природе родного края, образе жизни животных, птицах, растениях; совершенствовать экологические знания

    Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

    Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

    Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

Предшествующая работа:

1. Беседы: лес - растения и животные леса, река и ее обитатели, болото - обитатели и растительный мир болота.

2. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадывание загадок.

3. Чтение художественной литературы:….,рассматривание иллюстраций, картинок, чтение журналов.

Материалы: Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, картина зимнего леса, знаки «Чего нельзя делать в лесу», картина «Цепочка взаимосвязи животных»); игра «Лото. Кто – где живет», эмблемы для команд.

Оборудование : ноутбук, медиапроектор, муз. центр, спокойная музыка с пением птиц.

Ход занятия.

Ведущий-воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Приветствие команд:

1 команда

2 команда

Ведущий: Соревноваться будут две команды. Команда «Осинки», команда «Березки». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

Давайте выберем жюри. (Выбирается жюри из 2 человек).

Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать

Молодцы, ребята, в добрый час!

Пусть удача встретит вас!

1 конкурс «Разминка».

1 Команде

1) У какого животного есть иголки? (ёж).

2) Кто в лесу зимою спит? (медведь, еж, барсук). Почему их нельзя будить?

3) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

4) От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) Как помочь птицам зимой?

5) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

2 Команде

1) Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина.)

2) Ласточка остаётся зимовать или нет?

3) Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

4) Назовите признаки начала осени в живой природе.

5) Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

1 конкурс «Кто больше?».

Цепочка названий диких животных: выигрывает тот, кто назовет большее количество (медведь, заяц, волк, лиса, соболь, барсук, рысь, белка, лось, норка, бурундук, куница и др.)

2 конкурс «Найди спрятавшегося зверя».

Дети должны обнаружить в рисунке зверей, птиц, рыб, насекомых и обвести их.

Желтый конверт (для болельщиков)

1. У какого дерева ствол белый? (Береза.)

2. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.)

3. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.)

4. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц.)

3 конкурс «Угадайте по описанию».

«Осинки».

“Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

«Березки».

“Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».

Подсказка: очень любит мед и малину. Ответ: медведь.

4 конкурс «Чьи следы» - задание командам

Ведущий: - Ребята, а как красив зимний лес! Посмотрите на эту картину, все деревья покрыты снегом, на снегу видны чьи-то следы.

Вопросы болельщикам

Воспитатель: Внимание, отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий – в море. (река)

1. Назовите самую большую реку нашего края. (Дон)

2. Какая рыба водится в реке Дон? (, щука, окунь, плотва, судак, лещ, карась)

3. Почему налима называют «донной рыбой»? (налим держится вблизи дна)

4. Назовите рыбу – хищницу, обитающую в реке Дон. Как ее еще называют? (щука, «речной волк», «санитар реки».

Воспитатель:

- Ребята, какое значение имеет река для человека?

Ответы детей:

Река дает нам рыбу

На реке мы отдыхаем, купаемся

По реке ходят пассажирские и грузовые теплоходы

По реке сплавляют лес

Вода нужна фабрикам и заводам

Река – это дом, еда для рыб, животных, птиц и растений

Воспитатель:

- Чем мы можем помочь реке и ее обитателям?

Ответы детей:

Чтобы вода не загрязнялась, нужно строить очистные сооружения

Необходимо сохранять лесные массивы по берегам рек, чтобы таежные реки были полноводными.

Опасны для реки моющие средства (много фосфатов)

Пока растут водоросли, особой беды для реки нет (как только они начинают разлагаться, сокращается количество кислорода, страдают рыбы.

В зимнее время делать на реке лунки. Для насыщения воды кислородом.

Воспитатель:

Река – это ценный дар природы, необходимый для жизни.

5 конкурс «Лес» Вопросы командам:

В лес гулять мы пошли,

В брод ручей перешли,

Небывалой высоты

У ручья растут цветы.

Посмотри по сторонам

Что же лес подарит нам?

Наклонись, сорви малинку

И клади ее в корзинку.

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок.

Внимание, на экран!

1. Что такое лес?

Ответы детей:

Лес – это родной дом растениям и животным

Лес – это зеленый наряд нашей Земли

Там где лес, всегда чистый воздух

Лес- это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай

Лес- это кладовая природы, щедро отдающая свои плоды: грибы, ягоды, орехи, травы

Лес – это богатство и краса, береги наши леса!

Воспитатель:

Лес – это все равно, что многоэтажный дом, в котором живет много разных обитателей, деревьев, кустарников, ягод, трав и цветов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, и все нужны друг другу.

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу: «Возле леса жить – голодному не быть»

2. Какие деревья растут в нашем крае? (Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта; лиственные: береза, осина, тополь, рябина, черемуха)

3. Какое дерево называют «Символом России», «Русской красавицей»? (береза)

4. Ягодами какого дерева зимой питаются птицы, его ягоды обладают лечебными свойствами? (рябина)

5. Листья какого дерева «и без ветра трепещут»? (осина)

6. Какое дерево называют поющим? Почему? (ель)

7. Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? Почему? (черемухи, она ядовита)

8. Чей дом может занять лиса? (барсука, он прекрасный строитель, чистюля и не любит когда сорят возле его жилья)

9. Почему волки воют? (передают послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей)

10. Кто становится вожаком волчьей стаи? Почему в народе говорят «Волка ноги кормят»? (самый сильный, умный и опытный волк; волки не делают запасов на зиму, серому приходится пробежать много километров, чтобы найти добычу)

11. Что делают белки, если корма в лесу не хватает? (они переселяются на новые места, ищут леса, где много корма)

6. «Как вести себя в лесу?» по знакам «Чего нельзя делать в лесу?».

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним и назовем правила «Друзей природы»

Ответы детей:

Не ломать деревья

Не сбивать грибы, даже несъедобные

Не обрывать паутину и не убивать пауков

Не разорять птичьи гнезда

Не разорять муравейники

Не оставлять после себя мусор

Не разжигать костров.

Воспитатель:

Правильно, ребята, если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги, не шумите, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

Чтобы лес приносил пользу, нужно беречь и охранять его!

М. М. Пришвин сказал «Охранять природу – значит охранять Родину!»

Воспитатель: А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в игру "Доброе животное". Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад».

Подведение итогов. Заключение.

Ведущий. Как хочется, чтобы сегодняшний праздник оставил в вашей душе, ребята и взрослые, хотя бы маленький след. След Любви. След Заботы. След Ответственности за всё живое на Земле.

Что значишь ты без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы - твой конец.

Воспитатель-Юршина М.А.

4 конкурс «Чьи следы»


«Что мы знаем о природе»

Над сопками солнце встаёт величаво,

Умывшись крутой океанской волной.

Здесь нового дня и исток, и начало.

К нам первым рассветы стучатся в окно

(Кухтина А)

Что же такое экология? Для некоторых это – огромное скопление животных и птиц, а для других – деревья и травы. Но мы можем назвать экологию одним словом – это вся наша природа. А природа многогранна и огромна.

2017 год в России объявлен Годом экологии и особо охраняемых территорий. В связи с этим в рамках воспитательной работы с воспитанниками в каникулярное время запланированы различные мероприятия: тематические викторины, конкурсы. Целью этой работы является ознакомление детей с экологическими проблемами родного края и планеты в целом, а также их практическое участие в акциях по охране и защите окружающей среды окрестностей села. В ходе занятий используются фотографии, презентации, видео, фрагменты мультфильмов, практические задания. В форме презентации «Экологический эрудит» дети пополняют знания не только о жизни животных, но и мире растений, в живой природе. Дети познакомились разными видами деревьев, грибами, животными, растительным миром. На территории детского дома расположен «сад», который выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. На территории «сада», растут деревья, кустарники, точки, которые служат объектами интереснейших наблюдений во время прогулки. Здесь дети знакомятся с представителями местной флоры. Воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Экологические знания дети получают также во время ухода за комнатными растениями и животными. Есть огород, где каждая группа имеет свои грядки. Дети не только получают практические навыки, с удовольствием заботятся об живой природе, но и получают положительные эмоции. Так постепенно в процессе работы, воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней, например, уборка мусора, охране деревьев на участке, помощи зимующим птицам. Результатом экологического воспитания для воспитанников является экологическая культура личности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» .

В мире существует немало неразгаданных тайн, с которыми люди сталкиваются каждый день. Например, ученые до сих пор не расшифровали парадокса Пето, не определили происхождения цветов и не знают происхождения вируса Эбола. В нашем обзоре собраны вопросы, над которыми и сегодня бьются лучшие учёные умы.

1. Миграция бабочек



Как тысячам хрупких бабочек Монарх удается перелетать из Канады в Мексику – остается загадкой для ученых. Ведь за время перелета меняется по несколько поколений этих насекомых, но из года в год они останавливаются на одних и тех же деревьях по дороге и прилетают в одно и то же место.

2. Тайна лорицифер



Существует, по крайней мере, сто видов этих крошечных беспозвоночных, но ни один из них не встречается в окаменелостях.

3. Парадокс планктона



В гидробиологии парадоксом планктона называется ситуация, в которой ограниченный круг ресурсов поддерживает неожиданно широкий спектр планктонных видов. Это полностью противоречит принципу конкурентного исключения, который предполагает, что когда два вида конкурируют за один и тот же ресурс, то один из видов обречен на вымирание.

4. Происхождение и место возникновения Эбола


Несмотря на то, что люди уже много узнали о вирусе Эбола, никто не знает - где именно возник этот вирус и где он «прячется» в промежутках между вспышками эпидемий.

5. Восприятие


Хотя люди воспринимают вещи вокруг постоянно, сам акт восприятия до сих пор остается неразгаданной тайной. Ученые просто не могут понять, как мозг преобразует сенсорную информацию в когерентное восприятие.

6. Алкалоиды



Алкалоиды - группа природных химических соединений, которые преимущественно состоят из атомов азота. Они производятся множеством организмов, включая бактерии, грибы, растения и животных. Тем не менее, их функция не совсем понятна для научного сообщества.

7. Строение акулы-молота



Акула-молот известна своей необычной формой головы. Тем не менее, ученые не могут понять причину появления такой формы головы у этой акулы. Некоторые предполагают, что она развилась для повышения электросенсорной площади рыбы, другая гипотеза предполагает улучшение охвата площади зрения, а третья гласит, что подобная форма головы выработалась для улучшения аквадинамических свойств.

8. Круги фей (Африка)



Уже не первый год идут дебаты о причине возникновения подобных безжизненных кругов в Африке. Исследования показали, что некоторые из них могут быть объяснены деятельностью песочного термита Psammotermes allocerus, но нет ни одной теории, объясняющей все сказочные круги.

9. Функция ДНК

Люди до сих пор не знают, за что отвечает подавляющее большинство человеческого ДНК. Долгое время считалось, что около 98% генома человека просто является пустым и не несет никакой закодированной информации. Никто не знал, какую функцию он выполняет. Тем не менее, в последнее время ученые начали сомневаться в этой теории.

10. Тайны человеческого сознания


Люди не знают, что такое сознание и что заставляет человека осознавать себя. Почему многие животные, особенно млекопитающие, мечтают и им снятся сны? Каковы характеристики интеллекта? На эти вопросы нет ответов.

11. Эволюция цветов



Большинству людей нравится смотреть на цветы, а также их запах. Но при этом никто не знает, как эволюционировали цветы. Ранее было принято считать, что цветы произошли от голосеменных (группы семенных растений, в которые входят хвойные, саговники, гинкго и гнетовидные), однако недавние молекулярные исследования показали несостоятельность этой гипотезы.

12. Парадокс Пето



Ни для кого не секрет, что люди предрасположены к раку, но оказывается, что такие крупные млекопитающие, как киты, практически не болеют раком. Казалось бы, кит намного больше человека, у него намного больше клеток. Соответственно, у него должны быть выше шансы возникновения злокачественной клетки. Но это не так.

13. Кембрийский взрыв

Что стало причиной бурной диверсификации многоклеточных в начале кембрийского периода, которая привела к появлению почти всех современных типов животных? Это одна из самых обсуждаемых тем среди ученых, но не существует не только ответа на этот вопрос, а даже единой теории.

14. Биологическое старение



Есть ряд гипотез, почему люди стареют и в конечном итоге умирают…но это всего лишь гипотезы.

15. Происхождение жизни


И, конечно, самая большая загадка для ученых - происхождение жизни на Земле! Несмотря на все последние научные и технологические достижения, никто не знает, как именно и когда возникла жизнь на Земле.

Любопытные факты в природе

29 марта 1848 года Ниагарский водопад остановился на 30 часов из-за ледовых заторов на Ниагаре.

Больше всего дождей наблюдается на горе на Уаи-аль-аль, что на Гавайах. Там насчитывается 350 дождливых дней в году, за это время выпадает больше 10000 мм осадков.

Больше всего осадков в сутки выпадает в Индийском океане - 1800 мм. Чтобы сравнить - в Москве, например, за год выпадает около 700 мм.

В мае 1948 года два новозеландских вулкана Mt.Ruapehu и Mt.Ngauruhoe извергались одновременно.

В Уганда в последние десятилетия грозы наблюдались в среднем 250 дней в году. Это самое грозовое место планеты.

Давление в центре Земли в 3 миллиона раз выше, чем давление в земной атмосфере.

Двух снежинок с абсолютно одинаковой кристаллической структурой не существует.

За последние 300 лет человеком уничтожено 66% всех лесов Земли.

Каждый год грозы приносят более 10 миллионов тонн азота на Землю.

Каждый гол на Земле происходит около 50 000 землетрясений.

Самая большая волна, когда-либо зафиксированная людьми, наблюдалась около Японского острова Ишигаки в 1971. Она имела высоту в 85 метров.

Самая крупная градина была замечена в штате Канзас, США, весила она 700 грамм.

Самая низкая температура на поверхности Земли была зарегистрирована на станции "Восток" в Антарктиде: : -89.2 С.

Самое резкое падение температуры наблюдалось в штате Монтана, США, 23-24 января 1916 г. Температура снизилась с +6.7 С до -48.8, т.е. на 55.5 градусов!

Самое солнечное место на Земле - Мертвое море, там около 330 солнечных дней в году! А меньше всего солнца наблюдается на российском архипелаге Северная Земля - там солнце бывает всего 12 дней в году.

Самок резкое повышение температуры зафиксировано в Спирфише, США. В течение двух минут температура поднялась на 27.2 градусов, от -20 до +7.2!!!

Самый сильный снегопад за историю наблюдения за погоду был зафиксирован в Калифорнии в середине 20 века. На одной из гор за 6 дней непрерывного снегопада выпало около 5 метров снега!

Температура -40 градусов по Цельсию равна температуре -40 градусов по Фаренгейту. Это единственная температура, одинаковая на двух этих шкалах.

Вулкан Исалько в Сальвадоре извергается через каждые 8 минут и за двухсотлетнюю свою деятельность дал более 12 миллионов извержений.

Гроза в Египте случается раз в 200 лет.

Длина орбиты, по которой Земля движется вокруг Солнца, в 23 тысячи раз больше длины экватора Земли.

Драгоценные камни опалы и аметисты имеют ту же химическую формулу, что и речной песок, а рубин имеет формулу белой глины.

Земля и воздух неотделимы. Если бы атмосфера нашей планеты не перемещалась вместе с Землей, то было бы очень просто и быстро путешествовать. В таком случае было бы достаточно подняться над земной поверхностью на воздушном шаре и опуститься тогда, когда нужный участок Земли не окажется под воздушным шаром.

Земля острова Кимолос в Эгейском море состоит из жирного мыльного вещества, которое местные жители острова с давних времен использовали в качестве мыла. Им можно мыться и стирать белье. Во время дождей весь остров покрывается мыльной пеной.

Из нефти можно получить около 1 миллиона разных химических соединений, а из каменного угля - "только" 400 тысяч.

Кварц - самый распространенный минерал на нашей планете.

Между островами Ломбок и Бали расстояние составляет всего 15 миль. Глубина пролива, разделяющего два острова, всего 340 метр в самом глубоком месте. Но несмотря на близкое соседство, фауна на этих двух островах абсолютно разная - животные, и даже рыбы и птицы! По меткому замечанию одного ученого, эти острова отличаются своим животным миром больше, чем Англия от Японии. Фаунистическая граница, разделяющая два острова, а также животный мир Индийского океана и Азии от фауны австралийской области, получила название линии Уоллеса в честь английского натуралиста, обнаружившего ее в 1892 году.

Местность Сен-Мишель во Франции дважды в день островом и дважды полуостровом. Это связано с сильными приливами и отливами в этой части Атлантического океана.

Молнии полезны. Они успевают выхватить из воздуха миллионы тонн азота, "связать" его и направить в землю. Это бесплатное удобрение обогащает почву, на которой растут злаки.

На Северном полюсе Земли теплее, чем на Южном.

Небольшой островок Эль-Алакран, что рядом с побережьем Чили, является один из самых больших "птичьих базаров" на планете. Там водится более миллиона бакланов, чаек и других птиц, крик которых заглушая даже рев океанского прибоя.

Почти все острова в Атлантическом океане обязаны своим возникновением вулканам.

Самая большая по площади часть света - Азия (43, 5 миллиона квадратных километров), самая маленькая - Австралия (вместе с Океанией около 9 миллионов квадратных километров).

Самый большой атлас в мире находится в Берлине, в Немецкой государственной библиотеке. Он весит примерно 250 кг, а его размеры 1,70 х 2,20 метра. В бесценном с точки зрения науки экспонате можно ознакомиться с картографическим искусством XVII столетия.

Самый большой вулкан на свете находится на японском острове Киу-Шиу и называется Асо. Длина кратера этого вулкана достигает 23 километров, ширина -14 километров, глубина - 500 метров.

Тариф - это остров в Средиземном море, где впервые стали взимать плату за стоянку в порту

Черный цвет накапливает тепло, белый - отражает.

Чуть больше века назад алюминий добывался килограммами. 1 килограмм стоил аж 500 рублей золотом! С 1855 по 1899 год цены на алюминий снизились в 500 раз!

Атмосфера Земли весит около 5 300 000 000 000 000 тонн. Если бы, например, потребовалось перевезти груз, равный весу земной атмосферы, из Москвы в Ленинград и если бы каждый поезд имел 100 вагонов и проходил весь путь за 10 часов, то надо затратить на перевозку этого груза почти 4 миллиарда лет.

Благодаря круговороту воды в природе каждый год с поверхности Земли в атмосферу подымается 511 тысяч кубических километров (!) воды. 411 тысяч кубических километров при этом поднимается с одной только поверхности океана.

Более половины населения Земли никогда не видело снега вживую - только на фотографиях или на видео.

В городке Тегази, который находится в пустыне Сахара, есть дома со стенами, сделанными из каменной соли. Это одно из самых сухих мест на планете, из-за чего домам не грозит опасность раствориться от дождя.

В Гренландии открыто уникальное месторождение чистого железа. После извержения вулкана руда вместе с магмой прошла через пласт каменного угля и восстановилась. Это очень похоже на доменный процесс.

В Долине смерти, самом сухом и горячем месте на земном шаре, живет свыше 15 видов птиц, 40 видов млекопитающих, 44 вида пресмыкающихся, 12 видов амфибий, 13 видов рыб и 545 видов растений.

В Казахстане есть старинный колодец, предсказывающий погоду. Перед осадками он втягивает в себя воздух, а в погожий солнечный день, наоборот, выталкивает воздух наружу. Если в такой день кинуть в колодец какой-то предмет одежды, то он, не достигнув воды, вылетит обратно. Колодец-феномен издревле служит тамошним пастухам природным барометром.

В карту Индонезии часто приходится вносить поправки, особенно в очертания линии побережья. Там где находятся острова, составляющие Индонезия, постоянно происходят вулканы, одни острова погружаются в воду, другие неожиданно или постепенно появляются из нее.

В одном году 31 557 600 секунд.

В первом тысячелетии было 365 250 дней. Во втором - 365 237. В третьем будет 365 242 дня.

В пустыне Атакама на побережье Америки в год выпадает не более 8 миллиметров осадков. Там так сухо, что трупы умерших животных там высыхают и лет по нескольку десятков лет не сгнивают.

В Сахаре каждый год фиксируется примерно 160 тысяч миражей разного рода. Существуют даже специальные карты караванных путей, где отмечены места, где часто наблюдаются миражи. На этих картах указано, где появляются оазисы, пальмовые рощи, колодцы, горы.

В среднем в Японии происходит 3 землетрясения в сутки: "На завтрак, обед и ужин", -говорят японцы в шутку. Правда, большинство из них отмечается лишь приборами и не заметны для человека.

Весна движется со скоростью примерно 50 километров в сутки. Это определено по наблюдениям за соцветием отдельных растений.

Эхо - отражение волны воздуха. Если отражающая звук стеная находится на расстоянии менее 30 метров, то эхо не возникает.

На реке Рейн есть местность, где эхо повторяет слово двадцать раз.

Во Франции у города Вердена есть две башни, находящиеся на расстоянии 60 метров друг от друга. Е крикнуть, встав между ними, то эхо будет слышно 12 раз.

Всем известное Ухо Дионисия - это высеченный в скалах огромный грот, и в самом деле похожий на человеческое ухо. Если входа в грот прошуршать бумажкой, то эхо отдается из глубины пушечным выстрелом.

Самое длинное в мире эхо можно услышать в здании часовни Мавзолея в Гамильтоне (Ланкашир, Англия). Оно длится целых 15 секунд.