Утверждение абсолютизма при петре 1 кратко. Установление абсолютной монархии в России при Петре I Великом

Абсолютизм в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии. Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.

Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота.

В проведении реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699-1711 гг. - от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана.

Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению». В проведении реформ Петр I проявил выдающиеся способности, исключительную энергию и настойчивость в осуществлении намеченных планов.

Законодательные акты начала XVIII в. закрепили неограниченный характер царской власти: «Его царское величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Вместо Боярской думы, к этому времени сократившейся в своем составе, был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально Сенат был создан в качестве верховного органа управления на период отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутском походе, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю.

В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения, Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости.

Сенат подготовлял новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота и сбором налогов. Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов. Фискалы в городах и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената.

После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями - коллегиями. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Если до того сбором налогов и их распределением ведали десятки разнообразных приказов, то со времени организации коллегий основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений - Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегии. В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей.

В коллегиях, каждая из которых состояла из десяти человек (президента, вице-президента, четырех советников и четырех помощников их - асессоров), все решения принимались не единолично, а большинством голосов. В отличие от приказов компетенция коллегий по определенному кругу вопросов распространялась на всю страну.

В 1718-1721 гг. было создано 11 коллегий. Коллегии - Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел составляли группу «трех первейших государственных коллегий». Камер-коллегия ведала расходами, а Штатс-контор-коллегия - доходами государства. Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль. Торговля и промышленность находились в ведении Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии. Юстиц-коллегия ведала судами и являлась для них апелляционной инстанцией. Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, охраняла владельческие права дворянства на землю и на крепостных крестьян.

Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что «сие сначала неосмотря учинено было», ибо такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил принципу подчиненности низших учреждений высшему. Президенты большинства коллегий, за исключением «трех первейших», были выведены из состава Сената. В том же году Петр учредил высшую в государстве должность генерал-прокурора. В учредительном указе генерал-прокурор назван «яко око наше и стряпчей о делах государственных». Ему было поручено «накрепко смотреть» за деятельностью Сената и всех государственных учреждений.

Местные учреждения также были преобразованы. Старое дробное деление страны на уезды, подчиненные непосредственно приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей государства. По новому административному делению, введенному после подавления восстания на Дону, были установлены более крупные единицы - губернии. Страна была поделена на восемь губерний (Архангелогородская, Петербургская, Московская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская) во главе с губернаторами, обладавшими широкими военными, финансовыми и полицейскими полномочиями. В подчинении губернаторов находились должностные лица, ведавшие определенными отраслями управления (обер-комендант, отвечавший за состояние военного дела, обер-комиссар, ведавший сбором денежных и натуральных налогов, и др.).

Вторая областная реформа (1719 г.) основной единицей административного управления сделала провинцию, более мелкую, чем губерния. Таких провинций было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов остались лишь военные дела, а по остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с центральными учреждениями. Провинции, на которые была поделена Россия по второй областной реформе, являлись отдаленными предшественницами губерний, организованных при Екатерине II. Чиновники Губернских и провинциальных учреждений, равно как и члены коллегий, назначались из дворян и составляли дорогостоящую бюрократическую машину управления.

Видеоурок: Воцарение Петра I на престол. Великое посольство. Азовские походы

Лекция: Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье - бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

Петровские преобразования

В XVII–XVIII веках Российское государство сильно отставало от западноевропейских стран. Такое отставание было обусловлено: неразвитым рынком, слабой социальной развитостью населения и его сословным разрывом, слабыми международными связями из-за отсутствия выхода к морю. Также крепостничество тормозило развитие страны. Поэтому, для роста благополучия страны, требовалось провести множество реформ.

Признанным реформатором стал Петр I Алексеевич (годы правления 1689–1725, годы жизни 1672–1725). С юных лет Петр I восхищался военным искусством и технологиями, западноевропейским построением государства, был любознательным. Окончательно взойдя на престол, после множества интриг он старается обеспечить безопасность южных границ страны от нападений крымских татар и вернуть выход к Азовскому и Чёрному морям. В 1695 году русскими войсками была предпринята попытка захватить турецкую крепость на реке Дон – Азов. Но они потерпели неудачу. Петр принимает решение захватить Азов с помощью военных кораблей, которые он активно начинает строить на реке Воронеж. Также активно увеличивалось количество пехоты и кавалерии. За год кропотливой работы было построено несколько больших судов, а также два десятка галер и множество барок. Блокировав крепость с моря, в 1696 году Петр I захватывает Азов.


Еще через год, любопытный и амбициозный молодой царь едет в Европу в составе Великого Посольства с 1697 по 1698 года, под личиной урядника полка. Петр вместе с другими членами посольства посетил Голландию, Кенигсберг, Ригу, Вену и Англию. Где он самолично участвовал в кораблестроение в качестве плотника, был в академии Исаака Ньютона, посетил английский парламент и множество других мест. Везде он старался чему-либо научиться и привезти полученные знания на родину. Но поездка была прервана, из-за бунта стрельцов. Стрельцы под влиянием бывшей царицы и сестры Петра по отцовской линии – Софьи, а также рядом бояр подняли восстание в Москве. Стрельцы были казнены, а Софью насильно постригли в монахини в Новодевичьем монастыре. Но европейский пример, который получил Петр заставил его провести реформы в России.


Главные реформы Петра Алексеевича Романова

  • Реформа в государственном управлении в первую очередь коснулась Боярской думы, вместо нее был основан – Сенат в 1711 году. Сенат состоял из девяти ближайших Петру чиновников и был правительствующим органом, осуществлял контроль финансов государства и надзор над работой административного сектора. Столица России была перенесена в Санкт-Петербург. Страна была разделена на 8 губерний, а на смену многочисленным приказам пришли 11 коллегий.
  • Военная реформа принесла постоянную армию, рекрутские наборы, создание военно-морского флота, модернизацию вооружения по европейскому образцу, а также подготовку офицеров. Такая реформа позволила российской армии собрать 200-тысячное войско пехоты и 28 тысяч военных моряков, на момент кончины Петра I.

    Церковная реформа отменила патриаршество, для управления духовенства был создан – Святейший синод . Это позволило подчинить духовенство. За работой Синода наблюдал – обер-прокурор.

    В социальных аспектах жизни также прошел ряд изменений. Был подписан указ о «единонаследии», который запрещал дробить поместья при наследовании. Детям, которым после смерти помещика ничего не доставалось, должны были идти в армию, на флот или другую государственную деятельность. Входит в силу Табель о рангах – закон, принятый в 1722 году и разделяющий дворян по иерархии. Он включал в себя порядок прохождения государственной службы и делил всех дворян на 14 рангов. При этом, если мелкий дворянин дослужился до 8 ранга, ему гарантировали потомственное дворянство. Население, не входящее в дворянское сословие или духовенство было обязано выплачивать налог в казну.

    В области науки и культуры реформы Петра Алексеевича коснулись множества аспектов. Были открыты специализированные школы, где обучали инженерному, навигационному делу, а также медицине и прочему. В 1724 году была открыта Академия наук . Поощрялось обучение дворян за границей. Появилась первая регулярная печатная газета – Ведомости. Открыт музей – Кунсткамера. Одной из самых заметных реформ для населения, стал переход празднования Нового года с 1 сентября на 1 января, а также принятие Юлианского календаря, с изменением летоисчисления с Византийского на Европейское.

Все эти реформы, так или иначе, привели к появлению новых больших промышленных районов. С 1721 года, по указу Петра I владельцам заводов дозволялось покупать и переселять крестьян на свои предприятия. Активно развивается металлургия и текстильное производство. Появилось множество новых отраслей. Промышленники стали получать дворянские титулы, создавая костяк отечественной буржуазии.


Абсолютизм. Формирование чиновничье - бюрократического аппарата

В конечном счете реформы Петра привели государственное правление к абсолютизму , когда вся власть сконцентрирована в руках единого человека - монарха. Правление Петра I характеризуется активной законотворческой деятельностью. В законах регламентировалась не только сфера государственного управления, но и все сферы жизнедеятельности подданных. Также законы Петра I закрепляли права и обязанности всех чиновников и служащих. В своих действиях монарх твёрдо опирался на закон, а от подданных требовал неукоснительного подчинения своим указам.

Пристальное внимание царь уделял и совершенствованию аппарата управления. Развитие товарно-денежных отношений и рост экономики позволил Петру I создать мощный чиновничье - бюрократический аппарат, возглавляемый Сенатом (1711 г.). Сенат следил за исполнением законов Петра I. Обо всех нарушениях должностных лиц Сенату доносила Фискальная служба.

Ликвидация запутанной приказной системы привела к созданию стройной иерархии учреждений из 9 коллегий, которые занимались строго определёнными делами и осуществляли чётко обозначенные для них функции:

    Коллегия иностранных дел – внешне-политические дела;

    Военная коллегия – армейские дела;

    Адмиралтейств-коллегия – военно-морские дела;

    Камер-коллегия – сбор доходов государства;

    Штатс-контор-коллегия – расходы государства;

    Ревизион-коллегия – контроль доходов и расходов государственной казны;

    Коммерц-коллегия – внешнеторговые дела;

    Берг-мануфактур-коллегия – горная и лёгкая промышленность.

Позднее были созданы и другие коллегии (Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия, Медицинская коллегия и др.).

Продолжением бюрократизации стала и областная реформа или реформа местного управления. Вся страна была поделена на 8 губерний:

    Московская;

    Ингерманландская (Санкт-Петербургская);

    Киевская;

    Смоленская;

    Архангелогородская;

    Казанская;

    Азовская;

    Сибирская.

Центрами губерний управляли губернаторы. А для управления другими городами была введена новая выборная должность – магистраты.

Таким образом, сложился централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, в котором решающую роль играл монарх. Под чиновничье-бюрократическим аппаратом подразумевается созданная Петром I чёткая иерархия чиновников, каждый из которых занимал строго определенное место в структуре госаппарата. Отныне деятельность чиновников была строго регламентирована законами, а не обычаями и опытом, как прежде.


Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

Рост народного благосостояния Петр I видел в развитии промышленности и торговли. Царь понимал, что территория Россия имеет огромные природные богатства. Он издал указ, в котором разрешал жителям страны искать полезные ископаемые и строить заводы для их обработки. В результате развернулось широкое строительство мануфактур. Их количество возросло к концу правления Петра от 30 до 180-200. Как и раньше промышленным центром оставалась Москва с прилегающими к ней территориями. Но также появились и новые промышленные центры – Санкт-Петербург и Урал. При Петре I Россия выходит на первое место по производству металла, обогнав Англию. Развитие получили такие отрасли промышленности, как металлургия, текстильная промышленность, оружейное дело, судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги.

Первоначально Петр I, исходил из того, что на мануфактурах будут работать наёмные иностранцы. Но с ростом числа заводов и фабрик нехватка рабочих рук усиливалась. К работе стали привлекать солдат, каторжников, военнопленных. Но и это не решало проблему в полном объеме. И вскоре на промышленность распространились крепостные порядки. Указом 1721 года купцам-мануфактуристам разрешалось покупать крестьян для мануфактур. Их называли посессионными крестьянами. Они принадлежали мануфактурам и не могли продаваться отдельно от него. Также появились приписные крестьяне – те, которые отрабатывали подати, выплачиваемые государству. Богатеющие купцы-мануфактуристы (Строгановы, Демидовы и другие) стали претендовать на права дворян.

В связи с открытием выхода в Балтийское море стремительно росла торговля, как внутри страны, так и вне её. Особенностью торговли того времени стало то, что на продажу некоторых видов товаров (соль, табак, лён, железо, хлеб, икра и другие) устанавливалась государственная монополия. Вывоз отечественных товаров за границу поощрялся. А вот на ввоз иностранного товара Петр I наложил ряд протекционистских мер. Политика протекционизма была прежде всего направлена на защиту зарождающейся российской промышленности от конкуренции.


В сельском хозяйстве при Петре I не произошло значительных изменений. Продолжалось освоение Сибири и Поволжья. Расширялся посев льня, конопли, винограда и других культур.

В целях улучшения контроля за сбором податей с населения вместо налогов со двора была введена подушная подать (с души мужского пола). Перед введением подушного налогообложения с 1718 по 1724 гг. была проведена перепись мужского населения страны, а затем и её ревизия. Введением паспортной системы в 1724 году крепостным крестьянам было законодательно запрещено уходить от своего помещика на заработки. Уход позволялся лишь по письменному согласию хозяина – получению паспорта. При этом каждый землевладелец самолично определял размер пошлин, которые ему были обязаны выплачивать крестьяне. В конечном счете это привело к массовому бегству крестьян и крестьянским бунтам.

Городское население делилось на податных (платили подушную подать) и не податных (не платили подушную подать) – иностранные гости, дворяне и духовенство.


XVII век в истории России принято считать последним веком Московского царства, веком перехода к Российской империи. Именно во второй половине XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в.

Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725). Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации. Осуществленные Петром I реформы сыграли большую роль в истории России, способствовали становлению абсолютизма в России.

Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии.

Была проведена областная реформа, с помощью которой Петр надеялся обеспечить армию всем необходимым. Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система "приказ - уезд" была удвоена: "приказ (или канцелярия) - губерния - провинция - уезд". Подобная схема была заложена и в идее организации Сената. Самодержавие, резко усилившееся во второй половине XVII в., не нуждалось в институтах представительства и самоуправления. В начале XVIII в. фактически прекращается деятельность Боярской думы, управление центральным и местным аппаратом переходит к так называемой "консилии министров" - временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.

Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления - все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.

Огромное значение придавал Петр I принятому законодательству. Он считал, что "правительственный" закон, вовремя изданный и последовательно проведенный в жизнь, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство Петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательствам в сферу частной и личной жизни.

Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 1710-1720 гг. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал государственное устройство Швеции. Обобщив опыт шведов с учетом некоторых специфических сторон русской действительности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов, так называемый Генеральный регламент 1719-1724 гг., содержавший самые общие принципы работы аппарата.

Таким образом, новая система центральных учреждений была создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции. Он же ведал коллегиями и губерниями, назначением и утверждением чиновников.

При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. Петр I пытался даже в гражданскую сферу внедрить военные принципы. Это проявлялось в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов.

В 1716 г. основной военный закон - Воинский устав - по прямому указу Петра был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.

Выпестованная Петром I регулярная армия во всем разнообразии ее институтов и однообразии принципов заняла большое место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Многие считают, что не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии. Не случайно XVIII в. стал "веком дворцовых переворотов" во многом из-за гипертрофированного значения военного элемента, прежде всего гвардии, в общественной жизни империи. Петровская государственная реформа, а также преобразование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб.

И еще одно мероприятие, связанное с использованием в общегражданских делах военных, было осуществлено Петром I. В ходе проведения подушной переписи был установлен новый порядок содержания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с "подушного числа" которых взималась подать на нужды этого полка. Изданные в 1724 г. законы о поселении полков должны были регулировать взаимоотношения населения с войсками. Военное командование не только следило за сбором подушной подати в районе размещения полка, но и исполняло функции "земской полиции": пресекало побеги крестьян, подавляло сопротивление, а также осуществляло, согласно введенной тогда же системе паспортов, общий политический надзор за перемещением населения.

В эпоху Петра произошел распад некогда единого сословия "служилых людей". Верхушка служилого сословия - служилые "по отечеству", т. е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" - так называемыми "однодворцами". Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхушки служилого сословия состояла во введении нового критерия оценки их службы. Вместо принципа, в соответствии с которым знатные служилые занимали сразу высокое положение в обществе, армии и на службе в результате своего происхождения, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.

Новый принцип, отраженный в Табели о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Но не это было конечной целью данного преобразования. С помощью принципа личной выслуги, строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов Петр превратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие "дворянин" с обязательной постоянной службой, требующей знаний и практических навыков. Собственность дворян, так же как и служба, регламентировалась законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат - запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко осуществлялось на практике.

Существенной была реформа и в отношении жителей городов, Петр решил унифицировать социальную структуру города, введя в него западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. Посадское население было поделено на две гильдии: первую гильдию составили "первостатейные", куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.

Петр оставил неизменной прежнюю систему распределения налогов по "животам", когда наиболее состоятельные горожане вынуждены были платить за десятки и сотни своих неимущих сограждан. Этим самым закреплялись средневековые социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений в городах.

Столь же формальной стала и система управления городами, во главе которой Петр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратами других городов. Но эти магистраты, основными правами которых были лишь судопроизводство, сбор налогов и наблюдение за порядком в городе, ни по существу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратами западноевропейских городов - действенными органами самоуправления. В результате городской реформы был создан бюрократический механизм управления, а представители посада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновники централизованной системы управления городами, и их должности были даже включены в Табель о рангах.

Социальные преобразования, проведенные Петром I, коснулись и крепостных крестьян: произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие. Холопство - институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния.

Крепостничество утвердилось в России задолго до рождения Петра. Оно пропитало все основы жизни страны, сознание людей. В отличие от Западной Европы крепостное право в России, играло особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур крепостничества подорвало бы основу самодержавной власти. Петр I все это хорошо понимал, а потому всеми доступными ему средствами укреплял этот строй. К началу 20-х гг. было проведено важное социальное мероприятие: усилена борьба с побегами крестьян, которых возвращали прежним владельцам.

Для законодательства, введенного Петром I, были характерны более четкая регуляция прав и обязанностей каждого сословия и соответственно этому более жесткая система запретов. Огромное значение имела в этом процессе податная реформа. Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте проживания, где его записали для выплаты подушной подати.

Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера. Наиболее серьезной из них следует признать размещение в 1724- 1725 гг. армейских полков на постоянные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и связанные с этим полицейские функции армейских командиров.

Другой полицейской акцией, осуществленной при Петре, было введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.

Существенные преобразования коснулись и церкви. Петр I осуществил реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра. I ликвидировать немыслимую при тогдашнем самодержавии "княжескую" систему церковной власти. Объявив Себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах священнику, тот же, согласно закону, обязан был доносить обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди, властям.

Таким образом, осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторической судьбы России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет. К примеру, Сенат действовал с 1711 г. по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т. е. немногим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Столь же долгая судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали бы столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.



С первых дней своего царствования Петр стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия - это последняя форма феодального государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношении. Основная ее черта заключается в том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм - форма правления, при которой власть принадлежит монарху.

Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти.

В 1711 г. был создан Сенат - верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений. Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.

В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.

В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы местного самоуправления. В 1718 г. страну разделили на восемь губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.

Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 г. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов. Они избирались имущим населением для ведения внутригородских дел -сбора налогов и судебного делопроизводства при разбирательстве тяжб между горожанами.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

При Петре I сложился многочисленный дворянско-бюрократический аппарат. Консолидации возникшего чиновничьего дворянства способствовала «Табель о рангах».

С 1721 г. Петр I стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю. Этими титулами завершилось оформление русского абсолютизма.

Абсолютная монархия - это форма феодального государства, характерная для последнего периода существования феодализма. С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства рассматривается как единственный источник законодательной и исполнительной власти, причем последняя осуществляется зависимыми только от него чиновникам. Абсолютная монархия создает мощный и разветвленный бюрократический аппарат и наиболее действенные по сравнению с прежними средствами принуждения в виде постоянной армии, полиции, суда, фискальной системы.

Юридическое оформление абсолютизма форсированными темпами началось при Петре I. Это выразилось в том, что Россия в 1721 г. была объявлена империей, а Петр - императором. Законодательная формула абсолютизма в толковании 20 Артикула Воинского Устава выглядела так: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». «Духовный регламент» 1721 г. давал следующее определение: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Началось строительство новых органов власти и управления: создан Сенат (1721), учреждена должность Генерал-прокурора (1722), приказы были заменены коллегиями, проведена реформа местного самоуправления, упразднено Патриаршество (1700), вместо него создан Синод (1718). Сюда же можно отнести появление государственной росписи расходов и доходов, переход к подушному обложению, а также создание «Табели о рангах», заложившей единые принципы выслуги по военной и гражданской службе. В 1722 г. появился Генеральный Регламент, Устав гражданской службы, Воинский и Морской уставы. Указ о престолонаследии 1722 г. давал право императору самому назначать наследника престола.

Экономической политикой периода абсолютизма стало поощрение торговли. Развитие горного дела, мануфактур и сельского хозяйства, связанного с нуждами государства, армии и флота. Это выращивание технических культур, овцеводство, коннозаводство, винокурение, лесное хозяйство. Новой стороной деятельности государства стало открытие и описание новых земель. Появилась в абсолютистском государстве и новая идеология. Распространились переводы трудов европейских политиков и юристов, появилось сочинение сподвижника Петра I. Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей», где обосновывается идея сильной самодержавной власти.

Оформление абсолютизма происходило в жестких формах - выросли повинности крестьян и посадских людей, были введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, население сгоняли на строительство дорог, каналов, крепостей, что вызывало многочисленные случаи гибели людей.

Оформившись при Петре I, абсолютная монархия продолжала укрепляться при Анне Иоанновне, Елизавете, Екатерине II.