Что такое денежная политика государства. Монетарная политика государства

Монетарная (денежно-кредитная) политика - совокупность экономических мероприятий, с помощью которых регулируются денежно-кредитные процессы страны с целью стабилизации экономики (поэтому наряду с фискальной (бюджетно-налоговой политикой является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики). Она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики и используется для воздействия на экономику, прежде всего, в краткосрочном периоде .

Основные цели монетарной политики следующие :

1. Обеспечение стабильного уровня совокупного выпуска (ВВП);

2. Обеспечение полной занятости ресурсов;

3. Обеспечение стабильного уровня цен;

4. Обеспечение равновесия платежного баланса.

Объектом регулирования выступает денежный рынок и прежде всего денежная масса . Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк государства (субъект регулирования) .

Цели и инструменты, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляет содержание денежно-кредитной политики.

Основными задачами монетарной политики являются :

1. Обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов.

2. Выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением.

3. Воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.

В рамках кредитно-денежной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования кредитно-денежной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив центрального банка. Косвенные методы регулирования кредитно-денежной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов и помощью рыночных механизмов.

В мировой практике центральные банки используют следующие инструменты монетарной политики :

1. Изменение норм обязательных резервов коммерческих банков - в соответствии с этой нормой рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Обязательные резервы выполняют функцию страхования вкладов, - т.е. обеспечивают коммерческим банкам достаточную ликвидность и предотвращают неплатежеспособность их в случае массового изъятия депозитов.

Механизм действия этого инструмента кредитно-денежной политики заключается в следующем :

При повышении нормы обязательных резервов происходит сокращение свободных резервов банков, которые могли бы использоваться при проведении кредитных операций, т.е. уменьшение денежного предложения;

Если есть необходимость увеличить предложение денег, Центральный банк снижает норму обязательных резервов.


Необходимо отметить, что изменение нормы обязательных резервов обладает мощным потенциалом, но на практике этим механизмом пользуются осторожно, так как даже незначительное изменение резервной нормы способно вызвать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков.

2. Изменение учетной ставки процента (по которой центральный банк предоставляет кредит коммерческим банкам). Суть учетной политики состоит в том, что центральный банк устанавливает определенный процент, называемый учетной ставкой или ставкой рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов. Используя этот инструмент кредитно-денежной политики, центральный банк может активно влиять на увеличение или уменьшение количества денег в обращении. Так, при уменьшении процентной ставки коммерческие банки могут увеличивать свои резервы и тем самым расширять предложение денег. И наоборот, увеличение учетной ставки приводит к сокращению банковских резервов, а следовательно, и к уменьшению денежного предложения. Центральный банк старается проводить устойчивую и предсказуемую учетную политику. При проведении учетной политики центральный банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны, поэтому в период экономического спада он создает условия для расширения предложения денег, а в период «перегрева» экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы.

3. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами . Политика открытого рынка является основным инструментом денежно-кредитной политики развитых стран мира. Целью этой политики является оперативное изменение денежной массы посредством купли-продажи ценных бумаг. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Так, например, если на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы, то центральный банк начинает активно продавать государственные ценные бумаги, чаще всего облигации, банкам или населению. Скупка ценных бумаг приводит, в конечном счете, к сокращению банковских резервов, а, следовательно, и к уменьшению предложения денег. При этом процентная ставка растет. Когда на денежном рынке наблюдается недостаток денежных средств, центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения. Это достигается путем скупки центральным банком государственных ценных бумаг у банков и населения по выгодному для них курсу. Такая операция приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов. При этом процентная ставка снижается.

Таким образом, центральный банк может проводить стимулирующую или сдерживающую политику работы коммерческих банков и кредитно-денежной сферы.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Виды Монетарных политик

  • Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
  • Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

Различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований 2) снижение учетной ставки процента 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1)повышение нормы резервных требований 2) повышение учетной ставки процента 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью. Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Первым орудием денежно-кредитной политики центрального банка является учетная политика. Учетная ставка (ставка рефинансирования) - ставка процента за кредит, предоставляемый центральным банком коммерческим банкам. Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать средства у центрального банка под определенный залог (например, в виде принадлежащих им ценных бумаг). Назначая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет низшую границу учетной ставки коммерческих банков (комиссионный процент которых превышает учетную ставку центрального банка, как правило, на 0,5 - 2%).

Так, если произошел экономический спад, и наступила депрессия, то учетная ставка сокращается. Тем самым коммерческие банки поощряются к приобретению дополнительных кредитов и наращиванию денежного предложения. Тем самым стимулируются совокупные расходы. И наоборот, если на гребне подъема ускоряются темпы инфляции, то центральный банк поднимает размер дисконта.

Последнее мероприятие, в свою очередь, порождает 3 эффекта:

  1. некоторым банкам дорогой государственный кредит становится недоступным, что сокращает скорость нарастания денежной массы в обращении;
  2. если коммерческий банк все же берет подорожавший кредит, то он вынуждается повышать эффективность своих операций, кредитовать только наиболее эффективные проекты;
  3. коммерческие банки стремятся перекладывать дорогой государственный кредит на плечи своих клиентов - повышается ставка процента за кредит и у коммерческих банков - сокращение спроса на деньги.

Торможение инфляционных процессов как позитивный результат осуществленных мероприятий имеет, однако, и негативные эффекты на товарных рынках, а также в сфере производства. Чем дороже кредит, тем ниже склонность к инвестированию, тем труднее финансировать капиталовложения, тем медленнее развивается народное хозяйство. Поэтому для того, чтобы борьба с инфляцией не приводила к подавлению инвестиционного процесса, государству необходимо заранее позаботиться о компенсации подобных негативных эффектов, своевременно включив соответствующие амортизаторы: сокращение ставки налога на прибыль, предоставление специального кредита для уплаты налога (налогового кредита) и т.п.

Второе орудие центрального банка - регулирование банковских резервов. Обязательные резервы - это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов в центральном банке. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Такие вклады коммерческих банков, с одной стороны, выступают средством защиты интересов вкладчиков (на случай банкротства банка), а с другой - значительно облегчают систему безналичных межбанковских расчетов (клиринг). Предположим, клиент А коммерческого банка Х хочет перевести 1000 $ клиенту Б коммерческого банка Y. Для этого банк Х уменьшает размер своего резервного фонда в центральном банке на 1000 $, а резервный фонд банка Y в центральном банке на 1000 $ увеличивается.

Так, в условиях инфляции центральный банк увеличивает норму обязательных резервов. Тем самым ограничиваются возможности коммерческих банков предоставлять ссуды своим клиентам. И, наоборот, при дефляции, когда необходимо увеличить количество денег в обращении, минимальная норма сокращается. При этом коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты.

При длительном использовании нормы обязательных резервов денежная эмиссия постепенно утрачивает экономическое значение: чем дольше применяется этот способ регулирования, тем больше объем ресурсов коммерческих банков, зарезервированный в центральном банке и тем меньше смысла в печатании новых денег и выпуске их в обращение. Для того, чтобы увеличить (уменьшить) денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить (увеличить) норму резервов, а эмиссия становится лишь техническим мероприятием, предназначенным для замены износившихся денежных знаков.

Норма обязательных резервов зависит от видов вкладов (срочный, бессрочный), от их величины, от географических (расположение банка в крупном или мелком городе) и институциональных (вид кредитного учреждения) различий. В настоящее время в развитых странах наблюдается тенденция к стиранию географических и институциональных различий в нормативах резервирования. В США регулирование минимальной нормы обязательных резервов проводится с 1933 г., а в 1980 г. был принят закон, по которому резервные требования Федеральной резервной системы были распространены на все депозитные институты страны (ранее им подчинялись лишь коммерческие банки - члены ФРС).

Третьим важнейшим инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке (преимущественно на рынке ценных бумаг). Политика открытого рынка выражается, прежде всего, в выпуске, продаже и погашении центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти коммерческим банкам, населению. Иначе говоря, центральный банк в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу государственного долга. Так, если появляется необходимость увеличения количества денег в обращении, то осуществляется скупка государственных долговых обязательств: владельцы облигаций государственного займа, купившие их, скажем, за 50 руб., продают их центральному банку за 55 руб. При этом деньги за облигацию немедленно попадают в обращение. Например, когда во второй половине 80-х гг. в экономике США наметился длительный подъем, Федеральная резервная система поддержала его массированными закупками государственных облигаций на рынке ценных бумаг. В то время, как масштабы продаж государственных облигаций в этот период составляли лишь 2-4 млрд. дол. в год, их ежегодные закупки составляли 20- 30 млрд. дол. Ставшее результатом данных действий ФРС увеличение предложения денег привело к уменьшению процентной ставки, а также к повышению курса акций, которое тоже стимулировало инвестиционную активность фирм.

Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются центральными банками тех стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада и др.). В российской же экономике сколько-нибудь масштабные операции на открытом рынке до последнего времени отсутствовали (лишь во второй половине 90-х гг. резко расширялся - вплоть до августа 1998 г. - объем операций с ГКО). Неразвитость рынка ценных бумаг в нашей стране не позволяла центральному банку проводить результативную рестриктивную денежно-кредитную политику. В этих условиях доля займов у предприятий и населения в погашении дефицита бюджета оказывалась ничтожной. Дефицит финансировался в основном за счет кредитов центрального банка, т.е. путем выпуска в обращение новых денег. Но за период 1995-98 гг. (до августовского кризиса) масштабы купли-продажи государственных ценных бумаг возросли столь стремительно, что в российской экономике стал интенсивно проявляться эффект вытеснения.

Таким образом, если экономика столкнулась с безработицей и понижением цен, то необходимо увеличение предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого используются покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, сокращение резервной нормы, сокращение учетной ставки. В этом проявляется политика дешевых денег, цель которой - сделать кредит дешевым и доступным.

Если же излишние совокупные расходы толкают экономику к инфляционной спирали, то реализуется обратная политика дорогих денег. Активно продавая государственные ценные бумаги на открытом рынке населению и резко расширяя их предложение, центральный банк тем самым понижает (например, до 45 рублей) их рыночную цену, что тождественно повышению процентной ставки, доходности ценных бумаг, привлекающей их потенциальных покупателей. Население и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что неминуемо сокращает денежную массу в обращении.

Первый и второй инструменты денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия, в них участвуют и центральный банк, и другие элементы банковской системы. Используя же третий инструмент, центральный банк уже прямо, непосредственно влияет на денежную массу. Поэтому операции на открытом рынке являются наиболее быстродействующим средством регулирования денежной массы. Резервная же норма и учетная ставка носят скорее стратегический, чем тактический характер. Они имеют не только важное практическое значение, но и дают своеобразный информационный эффект, заключающийся в том, что коммерческие структуры получают информацию о содержании и направлениях денежно-кредитной политики, рассчитанной на относительно длительную перспективу.

Все три перечисленных выше инструмента не разрушают денежный рынок, при их использовании не происходит превышение допустимых пределов вмешательства государства в рыночную экономику: коммерческие банки вольны брать или не брать взаймы в центральном банке при повышении процентной ставки; владельца сбережений никто не заставляет продавать (покупать) государственные облигации центральному банку.

Центральный банк способен эффективно использовать данные инструменты лишь в случае независимости от исполнительной власти и подчинения одному только закону. Правительству никогда не хватает денег, и если ему будет подвластен центральный банк, останется лишь найти повод для эмиссии денег (бюджетный дефицит, возникший по "объективным" причинам - типа войны в Чечне). В нашей стране еще недавно не требовалось даже искать удобного предлога для эмиссии: для получения денег из Госбанка достаточно было простого распоряжения правительства. В результате центральный банк превращался в придаток Министерства финансов, а денежно-кредитная политика становилась не заслоном на пути инфляционного процесса, а, наоборот, фактором его дальнейшего нарастания. По нынешней российской Конституции ЦБ подотчетен парламенту и независим от исполнительной государственной власти.

Безусловно, центральный банк не должен держаться в стороне от бюджетных проблем: роль безучастного наблюдателя ему не к лицу. Ведь правительство ничем не хуже коммерческого банка и вправе рассчитывать на кредиты. Но: а) в порядке общей очереди; б) с возвратом; в) под процент.

Определяя условия кредитования, центральный банк должен руководствоваться как пожеланиями правительства, так и обязанностью проводить неинфляционную денежную стратегию.

Кейнсианцы считают главным регулирующим денежную массу инструментом учетную ставку. Однако в современных условиях таковым, скорее всего, следует признать операции на открытом рынке. Ставка рефинансирования менее значима, т.к. количество денежных средств, получаемых коммерческими банками у центрального банка обычно невелико (таким способом обычно приобретаются 2-3% кредитных ресурсов). К тому же нередко именно операции на открытом рынке побуждают коммерческие банки брать ссуды в центральном банке: интенсивная продажа облигаций центральным банком может натолкнуться на нехватку средств у коммерческих банков для их покупки.

Механизм учетно-процентной ставки исправно действовал в начале ХХ века, но затем центральные банки натолкнулись на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. В результате, например, когда центральный банк понижал учетную ставку, коммерческие банки свои рыночные ставки не сокращали, и, как следствие, спад в экономике продолжался. На эффективность дисконтной политики повлияла и интернационализация хозяйственной жизни: понижение процентной ставки центральным банком могло спровоцировать отток капитала из страны.

В России же ставка рефинансирования, особенно на первых этапах рыночных преобразований являлась важным инструментом денежно-кредитной политики (да и сегодня в связи с крахом пирамиды ГКО ее роль весьма велика). Например, в конце 1993 г. она составляла 210%. Коммерческие банки, ориентированные на нее, предоставляли кредиты клиентам под 240-250% (обычно на срок не более 3 месяцев с ежемесячным обслуживанием долга). Следовательно, каждый месяц клиент отдавал банку 20% взятой суммы. Банк реинвестировал полученные деньги в новые кредиты. Доход, оцениваемый по формуле сложных процентов (1,2 в двенадцатой степени = = 8,9) составлял 790% годовых, что соответствовало почти 9-кратному росту капитала и было близким к годовому темпу инфляции.

Меньшая роль изменений резервных требований обусловлена тем, что находящиеся в резерве деньги не приносят процента, а потому более высокие резервные требования негативно сказываются на прибыли банков. Результатом становится явное или скрытое стремление последних выйти из подчинения центрального банка, что ослабляет регулирующий потенциал денежно-кредитной политики.

Первостепенная роль операций на открытом рынке обусловлена тем, что данный инструмент обладает преимуществом масштабности и гибкости: государственные ценные бумаги можно продавать и покупать быстро и в значительных количествах. Так, в США банки, составляющие Федеральную резервную систему, владеют государственными облигациями примерно на 250 млрд. долл., продажа которых теоретически может уменьшить средства коммерческих банков до нуля.

В деятельности центрального банка широко используются не только косвенные, но и прямые методы регулирования. Они связаны, прежде всего, с установлением экономических нормативов для банков - например, минимального размера уставного капитала, предельного соотношения между размером уставного капитала и суммы активов банков, минимального размера риска на одного заемщика, ограничений использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц и др. Так, для замедления роста объемов кредитования в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах устанавливаются в административном порядке предельные нормы расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Превышение коммерческими банками данных нормативов влечет за собой выплату ими штрафных процентов либо перевод на беспроцентный счет ЦБ суммы, равной объему превышенного кредита. Подобные административные действия центрального банка влекут за собой как позитивные последствия (торможение кредитной экспансии в условиях инфляционного перегрева экономики), так и последствия негативные (ослабляется конкуренция в банковской сфере, сдерживается рост эффективно работающих банков, уменьшается степень гибкости экономики в результате того, что пересмотр норм кредитования не успевает за изменением спроса на кредиты).

В деятельности центральных банков широко используется и простое увещевание, т.е. "дружеское убеждение" коммерческих банков центральным банком не допускать излишнего увеличения или сокращения банковского кредита для противодействия инфляции или безработице.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:

  1. установление обязательной нормы резервирования;
  2. регулирование официальной учетной ставки;
  3. операции на открытом рынке;
  4. административные меры.

Политика обязательных резервов

В настоящее время минимальные резервы - это часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Рефинансирование коммерческих банков

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Следовательно, изменение учетной ставки (рефинансирование) оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, т.к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Операции на открытом рынке

Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе, Покупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяя интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на всю экономику. Механизм операций на открытом рынке не сложен, что делает его привлекательным для использования.

Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы

Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен.

Центральный банк может также устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и еще ряд некоторых дополняющих.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Инструменты денежно-кредитной политики - это операции, способы, при помощи которых Центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. В основной набор таких инструментов входят:

—операции на открытом рынке — метод, заключающийся в покупке или продаже Центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;

—рефинансирование банков и процентные ставки по операциям Центрального банка;

—резервные требования;

—депозитные операции - операции кредитных учреждений по привлечению денежных средств во вклады и их размещение в межбанковские кредиты;

—прямые количественные ограничения.

Монетарная политика заключается в изменении денежного предложения (MS ) с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Или иначе: монетарная политика вызывает увеличение MS во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает MS для ограничения расходов.

Денежно-кредитное регулирование, в отличие от бюджетного, опирается на инструментарии самого рынка. Такие показатели, как процентная ставка, объем денежных и кредитных ресурсов и некоторые другие становятся "ориентирами", индикаторами, на которые оказывается непосредственное воздействие и через которые передается "импульс" денежной политики. Применяя тот или иной индикатор, государство рассчитывает вызвать изменения в конъюнктуре рынка капиталов.

Конечная цель регулирования - влияние на экономическую конъюнктуру, создание условий для сбалансированного экономического роста. Необходимым условием достижения поставленных целей является адекватная реакция инвесторов и потребителей на изменения в объеме и структуре наличных денежных ресурсов. Сами денежные и кредитные факторы развития должны достаточно легко поддаваться регулированию.

Цели и инструменты монетарной политики можно сгруппировать следующим образом.

Конечные (стратегические) цели:

1) смягчение циклических колебаний производства и занятости.

2) обеспечение стабильного неинфляционного роста.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Стратегическая цель монетарной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта стратегическая цель.

Условием проведения полноценной монетарной политики является предварительное определение следующих основных параметров:

а) темпов роста цен (инфляции) и уровня инфляционных ожиданий (уровень инфляции является одним из условий определения величины процентной ставки, последняя позволяет оценить меру жесткости проводимой денежной политики);

б) денежного (кредитного) мультипликатора (величина мультипликатора является одним из условий определения меры достаточности эмиссионных решений);

в) фактического уровня процентной ставки;

г) состояния денежного рынка.

Методы регулирования в сфере денежно-кредитного обращения можно разделить на прямые и косвенные .

При прямом регулировании используются следующиеинструменты: а) лимиты кредитования; б) прямое регулирование ставки процента;

Инструментами косвенного регулирования являются:


а) операции на открытом рынке;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)

г) добровольные соглашения.

Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. Нередко в процессе формирования банковской системы в странах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости Центрального банка в проведении денежной политики сопровождается стремлением денежной власти к достижению конечной цели, тогда как она реально в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля MS в развитых странах. Использование этого инструмента денежного регулирования в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования, сильно затруднено. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке и продаже государственных (краткосрочных) ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом) коммерческим банкам, фирмам и населению в целом. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.

Самый важный аспект операции на открытом рынке состоит в том, что, когда Центральный банк покупает госбумаги у коммерческих банков, резервы, а потому и способность к кредитованию, коммерческих банков возрастают. Напротив, при продаже Центральным банком госбумаг, резервы коммерческих банков и возможности кредитования уменьшаются. Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике.

Купля-продажа государственных ценных бумаг проводится в двух целях:

· финансирование и рефинансирование текущего дефицита государственного бюджета и государственного долга;

· макроэкономическое регулирование.

Изменение нормы обязательных резервов . Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банков (для мелких банков они обычно ниже, чем для крупных). Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшать свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Увеличение нормы резервов (rr ) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения. Рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать банки.

Учетная ставка (ставка рефинансирования). Подобно тому, как коммерческие банки взыскивают процентные платежи по своим ссудам, Центральный банк взыскивает процентные платежи по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. Такая ставка процента называется "учетной ставкой". Эта сделка аналогична получению займа частным лицом в коммерческом банке.

С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой издержки, вызванные приобретением резервов. Следовательно, падение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у Центрального банка. Кредиты коммерческих банков, опирающиеся на эти новые резервы, увеличивают MS . И, наоборот, рост учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных резервов путем заимствования у Центрального банка, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Поэтому повышение учетной ставки соответствует стремлению Центрального банка ограничить MS . Следовательно, манипулируя уровнем учетной ставки, Центральный банк осуществляет своего рода регулирование “цены кредита”.

Меняя ставку, Центробанк дает частному сектору сигнал о желательной активизации или, наоборот, сдерживания деловой активности. Если частный сектор не реагирует, в дело пускаются более жесткие рычаги, например, операции на открытом рынке.

Добровольные соглашения. Центробанк стремится порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод позволяет принимать решения быстро и без особого бюрократизма.

С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики:

· поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или

· поддержание на определенном уровне ставки процента (гибкая монетарная политика).

Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка. При построении графической схемы денежного рынка предполагалось, что предложение денег графически представляется в виде вертикальной прямой, т.е. что денежное предложение постоянно и не зависит от ставки процента. Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся перед денежно-кредитной системой страны.

1. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы, т.е. поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении (MS 1 на рис. 13.3).

2. Целью денежно-кредитной политики может быть и поддержание фиксированной нормы процента. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной прямой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки (MS 2 на рис. 13.3).

3. Третий вариант (промежуточный) графического отображения денежного предложения - наклонная кривая (MS 3 на рис. 13.3). Такая форма графика предложения денег показывает, что денежно-кредитная политика допускает изменение и денежной массы, находящейся в обращении, и нормы процента.

В зависимости от угла наклона кривой MS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе, либо на ставке процента.

MS - график денежного предложения при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении; MS 2 - график денежного предложения при гибкой монетарной политике; MS 3 - график денежного предложения при допущении изменения и массы денег в обращении, и нормы процента.

Выбор той или иной цели денежно-кредитной политики зависит от факторов, вызвавших сдвиг в спросе на деньги.

1. Если этот сдвиг вызван циклическим изменением реального объема производства, то желательно "сгладить" эти изменения. В случае циклического "расширения" - допустить повышение нормы процента; следствием роста процентных ставок будет снижение деловой активности. И, наоборот, в случае циклического спада, или "сжатия", - допустить снижение нормы процента и добиться повышения экономической активности. Графическим отображением денежного предложения будет в данном случае вертикальная или наклонная кривая MS (рис. 13.4, a).

2. Если же сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет "раскручивать" инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной политики в данном случае будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне. Графическим отображением денежного предложения в данном случае будет вертикальная прямая MS (рис. 13.4, a).

3. Рассматривая денежный рынок, предполагалось, что скорость обращения денежной массы постоянна. Но она ведь может меняться и меняется под влиянием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах (уравнение обмена). Если Центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он выбирает гибкую денежно-кредитную политику: масса денег в обращении должна возрасти в такой же пропорции, в какой уменьшилась скорость обращения денег, и наоборот, при росте скорости обращения денег в определенной пропорции денежное предложение должно измениться в той же пропорции. Графическим отображением денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая (рис. 13.4, б).

Кредитно-денежная политика (КДП) также носит название монетарной политики государства и является совокупностью мер, которые принимаются Центральным Банком страны путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Эти меры служат способом регулирования деловой активности, создания благоприятных экономических условий для проживания граждан и ведения бизнеса, укреплением курса национальной валюты, удержания стабильности в стране и устойчивости платежного баланса государства.

Какие цели кредитно-денежной политики?

Целями монетарной политики государства являются:

  • Регулирование инфляции
  • Достижение полной занятости населения
  • Регулирование темпов роста экономики
  • Своевременная реакция на циклические колебания в экономике
  • Обеспечение устойчивости и регулирование платежного баланса

Какие инструменты монетарной политики?

К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся:

  • Регулирование официальных резервных требований

Регулирование официальных резервных требований — мощнейший инструмент, с помощью которого ЦБ осуществляет денежно-кредитное регулирование. Кредитные возможности коммерческих банков в большей степени определяются величиной резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить на счетах ЦБ. Коммерческий банк может предоставлять кредиты только в том случае, если обладает достаточным объемом средств сверх этого резерва. Соответственно, уменьшая или увеличивая свои требования к величине резервов, ЦБ регулирует кредитную деятельность коммерческих банков, тем самым влияя на объемы предложения денег.

  • Операции на открытых рынках

Операции на открытых рынках — это еще один инструмент денежно-кредитного регулирования. Основным методом при применении этого инструмента является продажа и покупка Центробанком государственных ценных бумаг. С помощью покупок ценных бумаг на открытом рынке ЦБ увеличивает объем ликвидных средств коммерческих банков, стимулируя кредитование. Продажа ценных бумаг приводит к обратному эффекту.

Еще одним видом операций на открытых рынках являются валютные интервенции. ЦБ государства продает или покупает на открытом рынке некоторое количество валюты из своих , тем самым ослабляя или укрепляя курс национальной валюты.

  • Регулирование процентной (учетной) ставки

Процентная или учетная ставка — это процент, под который ЦБ кредитует коммерческие банки. Повышая или понижая уровень процентной ставки Центробанк регулирует стоимость кредитов, тем самым влияет на возможность коммерческих банков кредитовать предприятия и население. Изменение процентной ставки также влияет на курс национальной валюты. Повышение процентной ставки вызывает приток средств в национальную валюту и считается у инвесторов безрисковым вложением.

Какие виды кредитно-денежной политики бывают?

В современном финансовом мире принято разделять денежно-кредитную политику на два виды: мягкая («голубиная») и жесткая («ястребиная») монетарная политика.

  • Мягкая кредитно-денежная политика

Мягкая монетарная политика характеризуется постепенным снижением ЦБ процентной ставки и удержание ее на этих уровнях довольно длительное время, а также применение нестандартных методов (серия ФРС США, программы LTRO и количественного смягчения ЕЦБ).

Мягкая монетарная политика направлена на стимулирование экономики государства за счет удешевления кредитования, борьбы с дефляционными процессами и разгона инфляции к определенным целевым уровням, но приводит к снижению курса национальной валюты. Последователей мягкой монетарной политики называют «голубями», а политику, соответственно, «голубиной».

  • Жесткая денежно-кредитная политика

Жесткая кредитно-денежная политика характеризуется последовательным увеличением ЦБ уровня учетной ставки. Жесткую монетарную политику проводят Центробанки государств, обладающие стабильной экономикой, поскольку такая политика требует повышенной устойчивости финансовой системы государства. Повышение процентных ставок также приводит к росту курса национальной валюты. Последователей жесткой кредитно-денежной политики называют «ястребами», а политику, соответственно, «ястребиной».

Как кредитно-денежная политика влияет на курс валют на Форекс?

Классический фундаментальный анализ предполагает рост курса национальной валюты при увеличении процентной ставки (безрисковое вложение — чем больше процентная ставка, тем больший доход получит инвестор, вложивший деньги в экономику страны) и снижение курса национальной валюты при снижении учетной ставки (процент дохода от вложений минимальный и не представляет интереса для инвесторов).

На валютном рынке Форекс существует понятие дивергенции (расхождения) кредитно-денежных политик. Например, в 2014 году ФРС США заявила о начале процесса ужесточения кредитно-денежной политики), а ЕЦБ объявил о намерениях смягчить свою монетарную политику. В результате, валютная пара EUR/USD снижалась всю вторую половину 2014 года.

Результат дивергенции (расхождения) монетарных политик ФРС и ЕЦБ, валютная пара EUR/USD, месячный график

Огромное влияние на курс валютных пар оказывают валютные интервенции, проводимые Центробанка. Например, в 2014 году с помощью интервенций ЦБ РФ сдерживал ослабление рубля, а до конца июля 2015 года Банк России ежедневно покупал 200 млн. долларов для пополнения своих резервов, тем самым сдерживая укрепления рубля.

Широко известен среди трейдеров и ШНБ, который регулярно проводил интервенции для ослабления швейцарского франка, пользующегося повышенной популярности в качестве . Например, валютная интервенция ШНБ 6 сентября 2011 года стала причиной роста пары USD/CHF почти на 800 пунктов за один торговый день.

Результат валютной интервенции ШНБ, валютная пара USD/CHF, график Н4

Также на курс валюты оказывает сильное влияние заявление ЦБ о выборе того или иного метода формирования курса национальной валюты и предупреждения о намерениях, которые также называют словесными интервенциями. Например, объявление Банка России об отказе регулирования курса рубля было названо «свободным плаваньем» и вызвало ослабление российской валюты, заявление ФРС о намерении повысить процентную ставку вызвало усиление позиций доллара, а за один день обвалило курс пары EUR/CHF более, чем на 2000 пунктов, став причиной объявления банкротств ряда форекс брокеров.

Результат отказа ШНБ от привязки курса франка к евро, валютная пара EUR/CHF, дневной график

Деятельность государства по регулированию объёма денежной массы, денежного обращения и условий кредитования, направленная на решение макроэкономических задач, называется кредитно-денежной (монетарной) политикой. Кредитно-денежная политика – проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. В макроэкономике выделяют два типа кредитно-денежной политики: дискреционная и недискреционная (ав­томатическая).

Дискреционная политика – гибкая политика, ориентирующаяся в большей мере на изменяющуюся экономическую ситуацию, чем на решения законодательных и исполнительных органов. Дискреционная политика нацелена на стимулирование или сдерживание деловой активности в зависимости от фазы экономического цикла.

Стимулирующая дискреционная политика (политика «дешё­вых» денег) реализуется правительством при спаде деловой активности. При этом правительство увеличивает денежную массу, что приводит к снижению равновесной ставки процента (рис. 18.3.1, а).

Рисунок 18.3.1. – Дискреционная кредитно-денежная политика

Снижение процентных ставок, в свою очередь, стимулирует инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Рост инвестиций через эффект мультипликатора обеспечивает опережающий рост реального объёма производства.

Сдерживающая дискреционная политика (политика «дорогих» денег) проводится при опасности кризиса перепроиз­водства, инфляции. При этом правительство снижает объём денежной массы, что влечёт за собой рост ставки процента (рис. 18.3.1, б). Высокие процентные ставки вызывают снижение инвестиций и через эффект мультипликатора - снижение реального объёма произ­водства.

Для манипулирования объёмом денежной массы центральный банк этого использует следующие четыре основных инструмента:изменение минимальной нормы обязательных резервов, учётно-процентную (дисконтную) политику, операции на открытом рынке и валютное регулирование.

Изменение минимальной нормы обязательных резервов . Повышение нормы обязательных резервов ограничивает избыточные резервы коммерческих банков и сдерживает их активность, а её снижение увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и увеличивает их активность. Последствия увеличения норматива обязательных резервов при стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политике отражены на рисунке 18.3.2.

Рис. 18.3.2 - Изменение норматива обязательных резервов

Учетно-процентная (дисконтная) политика предусматривает манипулирование величиной учётной ставки. Учётная ставка – ставка процента, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их денежных резервов и кредитования клиентов. В России эта ставка носит название ставки рефинансирования.

Последствия изменения учётной ставки при стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политике отражены на рисунке 18.3.3. Рост учётной ставки вызывает сокращение объёма кредитов, уменьшение денежной массы, рост процентной ставки, снижение инвестиций и реального объёма производства. Снижение учётной ставки приводит к противоположным результатам.

Рис. 18.3.3 – Изменение учётной ставки

Операции на открытом рынке - это операции по купле-прода­же государственных ценных бумаг. Операции на открытом рынке - один из элементов осуществления денежно-кредитной политики государства, заключающийся в том, что центральный банк покупает и продаёт ценные бумаги (векселя, казначейские обязательства, облигации) на открытом рынке, влияя тем самым на курс ценных бумаг и получая прибыль. В целях сдерживания денеж­ной массы Центральный банк проводит операции по продаже ценных бумаг на открытом рынке, сокращая денежную массу, инвестиции и реальный объём производства, в целях стимулирования эко­номики - активную скупку бумаг на открытом рынке (рис. 18.3.4).

Рис. 18.3.4 – Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке имеют ряд преимуществ: осуществляются быстро; легко обратимы: вследствие ошибки можно быстро провести обратную сделку (в случае чрезмерной продажи, на­пример, можно быстро скупить часть ценных бумаг); гибки: могут осуществляться в любых объёмах.

Валютное регулирование – этодеятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты. Данный инструмент денежно-кредитной политики стал применяться центральными банками с 30-х годов ХХ в. как реакция на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса страны, соотношение экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета, экономическая и политическая ситуации и др.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Валютная интервенция – значительное разовое целенаправленное воздействие Центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продаёт иностранную валюту, для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную валюту.

Автоматическая кредитно-денежная политика - это следование моне­тарному правилу: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реального ВВП. Основоположник монетаризма М. Фридмен вы­двигал идею законода­тельного установления монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно возрастать на 3- 5% в год. Моне­тарное правило не было принято, но в некоторых западных стра­нах в 1970-е гг. стали применять практику денежного таргетирования в виде установления верхнего и нижнего пределов денежной массы на определённый период.

Интерпретировать результаты денежно-кредитной политики государства позволяет модель LM (liquidity - money: ликвидность - деньги), отображающая равновесие на денежном рынке (см. рис. 18.3.5). Равновесие на денежном рынке – это ситуация, когда денежное предложение равно денежному спросу. Денежный спрос можно разделить на трансакционный (), зависящий от дохода, и спекулятивный, зависящий от процентной ставки (): . Кри­вая LM проходит через точки, соответствующие такому соотно­шению процентной ставки и дохода, при котором выполняется ус­ловие равновесия: денежное предложение равно денежному спросу.

Плоскость графика в модели LM разбита на квадранты - четверти. Во II квадранте отображена обратно пропорциональная зависимость между процентной ставкой и спекулятивным спросом на деньги. В данном случае уровню r 0 соответствует спекулятивный спрос на деньги в размере . Линия в III квадранте отражает условие равновесия (M s = MD), а спрос на деньги в заданной пропорции делится на спекулятивный и трансакционный . Величине трансакционного спроса в квадранте III соответствует объём национального дохода Y 0 в квадранте IV. В I квадранте на пересечении уровней дохода и процентной ставки (Y 0 и r 0) определяется первая точка кривой ликвидность - деньги (LM 0). Вторая точка (LM 1) находится точно так же, но от другого уровня процентной ставки – уровня r 1 . Соединением всех точек, полученных таким образом, строится кривая LM.

Рисунок 18.3.5 – Модель LM

Если правительство решит увеличить предло­жение денег, то кривая LM сместится вправо (так, как это показано стрелкой на рисунке в I квадранте), вызвав смещение линии в III квадранте, отражающей условие равновесия на денежном рынке (так, как это показано стрелкой на рисунке в III квадранте).

Совмещение кривых IS и LM позволяет получить известную модель IS- IM, отражающую одновременное равновесие на реальном и денежном рынке (рис. 18.3.6).

Рисунок 18.3.6 – Модель IS-LM

Точка Е на графике - это точка макроэкономического равновесия, такое соотношение процента и дохода, при котором и реальный рынок, и денежный рынок находятся в состоянии равновесия и эти два равновесия достигаются одновременно: I(r) = S(Y) и .

Государство после достижения макроэкономического рав­новесия стремится к повышению уровня равновесного дохо­да. При этом правительство может проводить либо стимулирующую кредитно-денежную политику, либо стимулирующую налогово-бюджетную политику (рис. 18.3.7).

Рисунок 18.3.7 – Стимулирующая кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика в модели IS-LM

Первый вариант графически означает сдвиг кривой LM вправо (см. рис. 18.3.7, а). Государство увеличивает предложение денег, это ведёт к понижению процента, а более низкий процент через стимулирование инвестиций приводит к увеличению дохода. Второй вариант графически означает сдвиг кривой IS вправо (см. рисунок 18.3.7, б). Правительство осуществляет автономные инвестиции, что приводит к росту дохода (работает эффект мультипликатора). Рост дохода означает, что всё большая часть денежной массы расходуется на обслуживание трансакций, следовательно, денег для спекулятивного спроса остаётся всё меньше, процентная ставка при этом возрастает.

Сдерживающая налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика приводят к противоположным изменениям в макроэкономической ситуации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под терминами «денежная система», «денежная масса», «денежная база»? Что понимается под «денежной единицей» и «денежным знаком»?

2. Какие элементы образуют денежную систему страны?

3. В чём отличие между активной и пассивной частями денежной массы? Что такое «квазиденьги»?

4. Какие денежные агрегаты образуют денежную массу?

5. Что такое «норма обязательных резервов»? Зачем она нужна? Как определяется этот показатель?

6. Что понимается под «денежным (банковским) мультипликатором»? Как проявляется его действие? Как рассчитывается его величина?

7. Какие психологические мотивы побуждают людей хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме? Какие два компо­нента спроса на деньги выделили кейнсианцы?

8. Какова графическая интерпретация кейнсианской агрегатной модели денежного рынка?

9. Как работает «ловушка ликвидности»? Каким образом она затрудня­ет реализацию кредитно-денежной политики государства?

10. Что понимается под «кредитной системой»? Какие структурные звенья она включает?

11. Каковы функции центрального банка? Почему его называют банком банков?

12. Какие функции выполняют коммерческие банки? Какие группы операций они выполняют? Каковы основные источники формирования банковских ресурсов?

13. Что понимается под термином «кредитно-денежная политика государства»? Какие типы кредитно-денежной политики Вы знаете? В чём их различия?

14. В каких случаях применяется стимулирующая, а в каких – сдерживающая дискреционная кредитно-денежная политика? Какова их графическая интерпретация?

15. С помощью каких инструментов центральный банк манипулирует объёмом денежной массы? Как изменение нормы обязательного резервирования влияет на макроэкономическую ситуацию?

16. Что понимается под учётной ставкой? Каковы последствия её изменения для макроэкономики?

17. Какие операции на открытом рынке проводит центральный банк? С какой целью они проводятся? Как они влияют на экономику?

18. Как и для чего проводится валютное регулирование? Что такое «валютная интервенция»?

19. Как модель LM позволяет интерпретировать результаты денежно-кредитной политики государства?

20. Какие основные параметры развития национальной экономики позволяет анализировать модель IS-LM?