Элективный мутизм: определение, признаки и лечение. Мутизм у детей: элективный, избирательный, лечение, причины, симптомы, психотерапия Лечение элективного мутизма у детей

Термин «элективный мутизм» переводится как «избирательное молчание». Встречается этот феномен у детей старше 5 лет, вернее, с этой проблемой обращаются к врачу в этом возрасте. Начинается это расстройство примерно в 3 года, и только иногда позже. Это отказ от речи в определенных обстоятельствах при полном понимании того, что происходит вокруг.

Элективный мутизм называют еще селективным, избирательным, выделяя типичные ситуации. В МКБ-10 этому явлению соответствует раздел F94.0, входящий в главу 10 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте».

Отдельно указано, что селективный мутизм не включает случаи, когда есть общие нарушения психологического развития, расстройства речи и языка (расстройство артикуляции, потеря слуха, умственная отсталость, последствия повреждения мозга), состояние разлуки у малышей и шизофрению. Таким образом, элективный мутизм – это состояние, при котором нормальный во всех отношениях ребенок отказывается говорить в каких-то особых ситуациях, хотя он отлично пользуется речью в другой обстановке. К врачу обращаются тогда, когда избирательное молчание нарушает социальную адаптацию. Обидно, что к моменту обращения дети избегают общения в некоторых ситуациях уже около 2-х лет. Это состояние нужно лечить, чтобы не было проблем во взрослой жизни.

Критерии диагностики

Элективный мутизм – явление редкое, его частота находится в пределах десятых долей процента (до 0,2%). Девочки болеют чаще.

Для того чтобы выставить такой диагноз, расстройство у ребенка должно соответствовать определенным критериям:

Ребенок может свободно общаться дома с родными или на улице с друзьями, но полностью замолкать при приближении к школе, кружку, секции или неприятному для него взрослому.

Несомненно, такая реакция относится к тревожной. Элективный мутизм – возможность для ребенка предотвратить вторжение в собственную личность или изолировать себя от ситуаций, который для него непереносимы.


Кто в группе риска?

Чтобы возник элективный мутизм, должны сойтись 2 фактора: генетически обусловленные особенности поведения и эмоционально агрессивная среда обитания.

Бывают семьи, в которых на протяжении многих поколений встречаются тревожность и излишняя застенчивость, неуверенность в себе. Ребенок, родившийся в такой семье, даже при изначально устойчивой нервной системе поневоле перенимает от взрослых паттерны (шаблон, образец, модель) патологического реагирования. Такой малыш по умолчанию боится всего нового – контактов, впечатлений, достижений.

Если для родителей дом представляется тихой гаванью, из которой нужно выходить в мир лишь в случае острой необходимости, если редко бывают гости, а выезды на пикники или концерты бывают в качестве исключения, то не следует ждать от малыша особого стремления к общению с кем бы то ни было.

Ребенок, общающийся в начале жизни с двумя-тремя взрослыми и постоянно сидящий дома, воспринимает замкнутость как норму. Любое посягательство на эту «норму» будет вызывать у него тревогу или неприятие, отторжение враждебного мира.

Другая проблема – отсутствие семейной любви к ребенку, его внутренняя изоляция среди самых родных. Дети от прошлых браков и случайных отцов часто страдают именно от того, что их внутренне не принимает мать или другие родственники. Это может быть и в полной семье, при родном отце, которому ребенок в чем-то мешает. В этом случае излечить элективный мутизм невероятно сложно, потому что он вызван тяжелыми проблемами.

Причины возникновения

Избирательный мутизм относится к расстройствам тревожного спектра. Дети, страдающие этим расстройством, изначально имеют такие особенности характера:

  • склонность к уединению, стремление к избеганию контактов;
  • молчаливость, все ответы нужно «тащить клещами»;
  • склонность к агрессии, которая возникает вслед за внешним равнодушием;
  • острые эмоциональные реакции в ответ на любое изменение жизненных обстоятельств – переезд, появление новых членов семьи, посещение нового детского коллектива;
  • плохой эмоциональный контакт с другими сверстниками и взрослыми, душевная черствость;
  • низкая потребность в общении.

Первая эмоция, которая возникает у таких детей при контакте с незнакомыми людьми или обстановкой – тревога. Именно она «тормозит» речь в незнакомых для ребенка обстоятельствах. Когда малышу комфортно, он находится в привычной для себя среде, тревога проходит, и речь восстанавливается.

Дети, у которых впоследствии развивается элективный мутизм, изначально робки, застенчивы, испытывают беспричинное беспокойство, сильно нуждаются в поддержке и одобрении взрослых. Особенности характера передаются по наследству, имея свойство усиливаться через поколения.

Жизненные обстоятельства, которые другие дети переносят спокойно, едва замечая – переезд, перемены в детском коллективе, обиды – становятся для таких малышей психотравмирующими. Более значимые события – развод родителей, смерть близких, новый коллектив – могут полностью истощить адаптационные механизмы чувствительного малыша, и он замыкается в себе, что внешне проявляется отказом от речи.

Причиной возникновения может гиперопека, особенно со стороны матери. Когда ребенок не имеет ни малейшего шанса сделать что-то самостоятельно, это вызывает в нем протест, но у него нет никаких средств противостояния подавлению личности, кроме молчания.

Особую тревогу родителей должен вызывать элективный мутизм в присутствии взрослых противоположного пола. Это может говорить о том, что ребенок пережил сексуальное насилие.

Медикаментозное лечение

Используется крайне редко, только для снятия тревожности, коротким курсом и в низких дозах. Применяются препараты из группы СИОЗС или ингибиторы обратного захвата серотонина. Это Сертралин, Пароксетин, Флувоксамин и Флуоксетин, Циталопрам и Эсциталопрам.

Психотерапевтическое лечение

Основной способ избавления от расстройства, применяемый с успехом много лет. Изучению этой проблемы посвятил много времени и сил детский психиатр Юрий Степанович Шевченко. Его монография «Элективный мутизм или красноречивое молчание» — максимально полный труд по этой проблеме.

Именно в рамках создания этой работы было выяснено, что средняя продолжительность расстройства до обращения к врачу составляет около 2-х лет. За это время все патологические навыки успевают прочно закрепиться, что создает дополнительные трудности в лечении. Были озвучены средние сроки успешного психотерапевтического лечения – от нескольких месяцев до нескольких лет. Также было указано на сложность данного феномена, на огромное количество его составляющих – от личностных до семейных проблем.

На первых порах лечения доктор Шевченко предлагает использовать арттерапию, а именно замену речи рисованием. Это органичный способ для маленьких детей, который их не пугает и позволяет выразить все свои переживания. В процессе направленного рисования обнаруживаются скрытые переживания, с которыми и предстоит работать в дальнейшем.

Часто для этого требуется использовать психоаналитические методики, в которые вовлекается вся семья. Скрытой причиной часто оказываются подавленные кризисы возрастной сексуальности, которым способствует невежество родителей. Этапы сексуального развития одинаковы для всех детей, но не всегда родители достаточно осведомлены о них, следствием чего становится неправильное реагирование.

Поведенческая терапия

Эта разновидность психотерапии имеет другое название – бихевиоральная. Вначале врач работает с ребенком без присутствия взрослых, один на один. На первом этапе малыша обучают реагировать на обращенную речь невербально, используя язык жестов – кивнуть головой, поднять руку. Если малыш все делает правильно, ему дают сладость или награждают каким-то другим образом – дают игрушку, хвалят.

Далее таким же образом добиваются произнесения отдельных звуков или гласных букв. Затем тренируются произносить отдельные слова. Далее следуют короткие предложения, которые затем удлиняются. Потом читают и учатся свободно говорить с врачом.

Когда речь один на один уже хорошо отработана, привлекается третий человек. Как правило, это вызывает некоторую заминку, но впоследствии преодолевается. Число людей, присутствующих при общении, постепенно увеличивается. Так преодолевается страх речи. Лечение считается завершенным тогда, когда малыш перестает смущаться незнакомых людей.

Вспомогательные средства психотерапии

Это различные предметы, которые можно с успехом использовать дома – маски, куклы, особенно средства для аудио- и видеозаписи.

Проблема прорабатывается вначале на неодушевленных предметах в форме сказки. Например, обыгрывается ситуация, когда кукла не может говорить. Ребенку предлагается в комфортной для него обстановке разъяснить родителям причину происходящего.

Видеозапись используется для того, чтобы показать малышу, находящемуся в неприятной обстановке – в классе, в новом доме – что его речь нормальна и выразительна. Достаточно в тяжелой для малыша ситуации прокрутить запись, на которой он хорошо говорит. Такое действие часто помогает быстро сдвинуть дело с мертвой точки.

Элективный мутизм – проблема, которая может быть успешно преодолена только при участии детского психиатра.

Элективный мутизм многие исследователи называют синдромом-болезнью. Недостаточная изученность и сложность этой аномалии развития нередко приводят к диагностическим ошибкам (например, постановке диагноза шизофрении или умственной отсталости) или оценке состояния как упрямства и симуляции и, как следствие, к избранию неадекватных лечебных, психологических и педагогических подходов. Во многих случаях нарушение речевого контакта в определённых социальных ситуациях расценивается как временное и самопроизвольно купирующееся. В случае затяжного или хронического элективного мутизма неправильное лечение или его отсутствие нередко приводят к тяжёлым формам школьной, а также социальной дезадаптации, в том числе при достижении человеком зрелого возраста. В связи с этим для назначения полноценного лечения особую важность приобретает своевременное установление психиатром точного диагноза. О клинических проявлениях этой патологии и опасностях её социального исхода должны быть осведомлены психологи детских учреждений, воспитатели и педагоги, являющиеся первой инстанцией на пути «молчаливого» ребёнка.

Синонимы

  • Селективный мутизм.
  • Избирательный мутизм.
  • Парциальный мутизм.
  • Добровольный мутизм.
  • Психогенный мутизм.
  • Ситуационно обусловленный мутизм.
  • Характерологический мутизм.
  • Речевая фобия.
  • Немота при сохранном слухе.

Эпидемиология

Элективный мутизм расценивают как сравнительно редкое явление, распространённость которого среди детей и подростков, по официальным данным, составляет 0,02-0,2%. Имеются сведения о том, что у детей, начавших обучение в школе, непродолжительный элективный мутизм возникает значительно чаще (0,72%).

Что вызывает элективный мутизм?

Элективный мутизм, как правило, имеет психогенное происхождение, связан со сверхценным отношением к определённой ситуации и выражен в регрессивной реакции на разлуку с родными, обиду, ощущение собственной несостоятельности, имеющей чаще всего форму пассивного протеста. Для подобной девиации может быть характерен истерический механизм, позволяющий развиться реакции типа «мнимой смерти». Элективный мутизм способен также принять форму навязчивого страха обнаружить свою речевую или интеллектуальную недостаточность.

Механизм развития

Признаки избирательной немоты проявляются ещё в дошкольном возрасте, но не расцениваются близкими как болезненное явление, поскольку ребёнок большую часть времени проводит в семье, а его молчание с посторонними и вне дома трактуется как чрезмерная застенчивость. Проявления элективного мутизма становятся очевидными в начале школьного обучения, когда молчание в определённых ситуациях быстро создает предпосылки для дезадаптации. Элективный мутизм имеет тенденцию к длительному течению, продолжаясь от нескольких месяцев до нескольких лет. Самопроизвольное исчезновение элективного мутизма - явление крайне редкое. В большинстве случаев при отсутствии целенаправленного лечения болезненные проявления растягиваются на все школьные годы, сопровождаются страхом межличностных контактов, лого- и социофобией и исчезают - полностью или частично - при изменении социальной ситуации, чаще всего при благоприятном психологическом климате в коллективе (на работе, в профессиональном учебном учреждении). Между тем большинство авторов отмечают в катамнезе людей, подверженных указанному синдрому, трудности социальной адаптации, связанные с неуверенностью и социальными страхами. При многолетнем элективном мутизме нередко возникают вторичные психогенные реакции на своё состояние, что приводит с годами к патологическому формированию личности, преимущественно по тормозимому и псевдошизоидному типу.

Классификация элективного мутизма

В зависимости от этиологического фактора выделяют следующие варианты элективного мутизма.

  • Элективный мутизм сверхценного поведения, связанный с негативным отношением ребёнка к определённому значимому лицу (например, учителю, воспитателю, отчиму, мачехе, врачу) или неприятному месту (детскому саду, школе, поликлинике).
  • Социофобический элективный мутизм, обусловленный боязнью ребёнка обнаружить свою интеллектуальную и речевую несостоятельность либо связанный с конституциональной сверхчувствительностью, в том числе непереносимостью новой обстановки и непривычного окружения.
  • Истерический элективный мутизм, основанный на неосознанном стремлении ребёнка при¬влечь к себе внимание, добиться выполнения своих желаний и освобождения от чрезмерных психических нагрузок.
  • Депрессивный элективный мутизм, выраженный в снижении витального тонуса, заторможенности в идеаторной и моторной сферах.
  • Элективный мутизм со смешанными механизмами.

По разным признакам элективный мутизм классифицируют как ситуационный, постоянный, элективный и тотальный, а по длительности - транзиторный и континуальный.

Заслуживает также внимания выделение следующих вариантов элективного мутизма.

  • Симбиотический элективный мутизм, в случае которого ребёнку свойственна симбиоти¬ческая связь с определённым лицом и подчинённо-манипулятивные отношения с другими участниками социального окружения.
  • Речевой фобический элективный мутизм со страхом услышать собственный голос и риту¬альным поведением.
  • Реактивный элективный мутизм с уходом в себя вследствие реактивной депрессии.
  • Пассивно-агрессивный элективный мутизм, который можно охарактеризовать как враж¬дебное использование немоты в качестве психологического оружия.

Клиническая картина элективного мутизма характеризуется отсутствием речевого контакта в определённой ситуации, чаще всего в условиях воспитательно¬образовательных учреждений (в школе, детском саду, интернате). Полная немота наблюдается в стенах школы в целом либо ограничивается только классным помещением, когда ребёнок не разговаривает ни с учителями, ни с одноклассниками. Иногда ребёнок молчит только в присутствии некоторых учителей или одного учителя/воспитателя, свободно и громко разговаривая с детьми. Проверка качества знаний в этих случаях проводится письменно через домашние задания, ответы на вопросы, рефераты. Зачастую дети с элективным мутизмом, избегая вербального контакта, охотно используют для коммуникации мимику и пантомимику. В других случаях дети замирают в присутствии определённых людей или всех посторонних, не разрешают к себе прикасаться, не смотрят в глаза собеседнику, держатся напряжённо, сидят, низко опустив голову и втянув её в плечи. Имеются случаи, когда ребёнок отказывается говорить в присутствии посторонних, поскольку ему представляется собственный голос «смешным», «странным», «неприятным». Значительно реже элективный мутизм распространяется не на образовательные учреждения, а, напротив, на семью: легко общаясь между собой, а также со взрослыми на улице и в школе, дети совсем не разговаривают дома с кем-то из членов семьи (с отчимом, мачехой, отцом, дедом).

Поведение девиантного ребёнка по сравнению с таковым нормальных сверстников настолько необычно и нелепо, что окружающие начинают подозревать психическое расстройство или интеллектуальную несостоятельность. Однако результаты психологического, дефектологического и медицинского обследований свидетельствуют о нормальном интеллекте и отсутствии психического заболевания у ребёнка, подверженного речевой фобии. Вместе с тем в анамнезе многих детей с подобным отклонением обнаруживаются задержка речевого развития, нарушение артикуляции или дизартрия. Дети могут проявлять застенчивость, тревожность, пассивность, чрезмерное упрямство, стремление манипулировать окружающими. Они, как правило, чрезмерно привязаны к матери и чувствуют себя несчастными при разлуке с ней. В условиях семьи и в детском коллективе некоторые из таких детей стеснительны и неразговорчивы, другие, напротив, очень общительны, болтливы, шумливы.

Элективный мутизм нередко дополнен отчетливыми невротическими расстройствами (энурезом, энкопрезом, фобиями, тиками), а также признаками депрессии преимущественно астеноадинамического типа.

Как распознать элективный мутизм?

Диагноз элективного мутизма может быть установлен при следующих условиях:

  • нормальном понимании обращённой речи;
  • достаточном для социального общения уровне экспрессивной речи:
  • способности ребёнка нормально разговаривать в некоторых ситуациях и использовании этой способности.

Элективный мутизм следует отличать от раннего детского аутизма, ранней детской шизофрении с регрессивно-кататоническими расстройствами и шизофрении с более поздним началом (в препубертатном и подростковом возрасте) с преимущественно кататонической, маниакальной и галлюцинаторно-бредовой симптоматикой, депрессивными состояниями психотического уровня, органическими заболеваниями головного мозга, реактивного и истерического мутизма.

В отличие от раннего детского аутизма, для которого свойственно отсутствие речевого контакта с окружающими, элективный мутизм характеризуется нарушением речевой коммуникации после периода нормального речевого общения, избирательным характером, связанным с определённой ситуацией, помещением или лицом. В случае элективного мутизма отсутствуют глубокая интровертированность и дисгармоничность психического развития, исключены также такие типичные для аутизма симптомы, как стереотипии, нелепые сверхценные увлечения и игры, вычурные страхи, тотальные нарушения поведения, мимики и моторики.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях при ранней манифестации шизофренического процесса у ребёнка в рамках регрессивных или кататоно-регрессивных шумов после периода нормального психофизического развития исчезает речь. В данном случае, в отличие от элективного мутизма, отмечается яркая полиморфная продуктивная психопатологическая симптоматика, а регрессивные расстройства представлены не только полной или частичной утратой речи, её замедленным и необычным развитием после окончания приступа, но и другими регрессивными расстройствами: утратой навыков самообслуживания, опрятности, крайним упрощением и стереотипизацией игры, появлением архаичных симптомов.

При более позднем начале шизофрении и тяжёлых депрессивных приступах отсутствие или частичная утрата речи не является облигатным признаком, а лишь сопутствует выраженной продуктивной психопатологической симптоматике, что не позволяет в преобладающем большинстве случаев спутать эндогенное заболевание с невротической немотой.

Утрата речи при неврологических заболеваниях обусловлена органическим поражением базальных ганглиев, лобных долей или лимбической системы мозга, нарастает постепенно, сопровождается типичными для органического процесса симптомами и не представляет затруднений для дифференциальной диагностики.

В рамках аффективно-шоковой реакции спецификой мутизма являются его острое возникновение сразу же после психотравмы, тотальность, относительная кратковременность, а также отсутствие избирательности, выраженности панического страха, моторной заторможенности и соматовегетативных нарушений.

Наибольшие сложности представляет отграничение мутизма элективного от истерического. Общими признаками для этих двух вариантов являются механизмы возникновения, базирующиеся на принципе «условной желательности», психический инфантилизм, демонстративность поведения, воспитание по типу гиперопеки. Отличия состоят в особенностях личности. Ребёнок с элективным мутизмом старается быть незаметным, ему свойственны нерешительность, трудности межличностных контактов, застенчивость, пониженная самооценка, примитивность воображения. Дети с истерическим мутизмом, напротив, стремятся быть в центре внимания, склонны к пышному фантазированию, обладают неадекватно повышенной самооценкой, стремятся манипулировать окружающими. При истерическом неврозе мутизм, как правило, тотален, но быстро редуцируется в случае применения правильного психотерапевтического подхода.

Дифференциальная диагностика

Диагностика базируется преимущественно на клинических проявлениях состояния, в основном не требует дополнительных физикального обследования, лабораторных и инструментальных исследований, за исключением подозрений на органическое заболевание головного мозга и снижение слуха. В подобных случаях необходимо углублённое обследование:

  • педиатром;
  • неврологом; 
  • психологом;
  • логопедом;
  • психотерапевтом;
  • окулистом;
  • отоларингологом;
  • нейропсихологом;
  • сурдологом;
  • нейрохирургом.

Проводят также следующие исследования:

  • краниографию;
  • рентгенографию (скопию) органов грудной клетки;
  • ЭхоЭГ;

Методы лечения элективного мутизма

Психотерапия: семейная, индивидуальная, тренинги общения, игротерапия, арт-терапия, интегративная (когнитивно-аналитическая, суггестивно-бихевиоральная) психотерапия.

Медикаментозное лечение (при необходимости оно не является обязательным и назначается с учётом тяжести клинической картины и глубины школьной и социальной адаптации):

  • транквилизаторы - хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и в небольших дозах феназепам;.
  • ноотропы: пирацетам, гопантеновая кислота, ацетиламиноянтарная кислота, аминофенилмасляная кислота, пиритинол, полипептиды коры головного мозга скота и др.;
  • тимоаналептики: сульпирид до 100 мг/сут, алимемазин до 10 мг/сут;
  • мягкие нейролептики противотревожного действия: тиоридазин до 20 мг/сут;
  • антидепрессанты: пипофезин до 50 мг/сут, амитриптилин до 37,5 мг/сут, пирлиндол до 37,5 мг/сут, мапротилин до 50 мг/сут, кломипрамин до 30 мг/ сут, имипрамин до 50 мг/сут.

Элективный мутизм – психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар.

В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями.

Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

Расстройства, сопутствующие элективному мутизму у детей

  • Психопатологические состояния. Классическому элективному мутизму, как правило, сопутствуют некоторые психиатрические расстройства, как то: депрессивное состояние, повышенная тревожность, повышенная активность, энурез, тики различного характера. Преобладающим по частоте случаев, среди данных расстройств, является тревожное состояние на фоне социофобии, причем некоторая часть психотерапевтов находит элективный мутизм лишь клиническим признаком социального тревожного расстройства, а не отдельным заболеванием;
  • Речевые расстройства. Для детей в возрасте от года возможно некоторое отставание стандартного развития речи, сочетающегося с проблемами артикуляции, что определяется отдельными психологическими тестами, к примеру – ребенку предоставляют графические изображения предметов и просят озвучить название конкретного объекта;
  • Расстройства интеллекта. Генерализованная недостаточная обучаемость может являться одной из основных причин проявления элективного мутизма, сопровождая отклонение на всем протяжении генеза. Диагностика уровня интеллекта проводится адаптированными для детей тестами IQ;
  • Повышенная застенчивость является физиологической нормой для детей подобного возраста, однако может гипертрофироваться в элективный мутизм при обстоятельствах, поддерживающих застенчивость;
  • Проявление характера личности чаще свойственно детям с сильной волей, что проявляется, как упрямство не говорить при некоторых обстоятельствах;
  • Семейные факторы играют не последнюю роль в развитии элективного мутизма у детей. Материнское повышенное опекание, разлад между родителями, их развод, более внимательное отношение к брату или сестре, психическое заболевание одного из родителей и тому подобные обстоятельства, порой, вынуждают ребенка замолчать, демонстрируя свои душевные переживания;
  • В современных реалиях, большую роль в частоте проявлений элективного мутизма играют травмирующие психику ребенка факторы, чаще – сексуального характера, когда, в силу стыдливости и непонимания, дети не могут сообщить о произошедшем с ними несчастье и вынуждены переживать проблему самостоятельно.

Дифференцировать элективный мутизм необходимо от физиологически нормальных застенчивости и демонстрации силы воли ребенка, особенно в моменты смены места жительства, детского сада или школы. Приобретенные или врожденные расстройства речи, аутистические наклонности отделяют с помощью психологических тренингов и тестов, которые доказывают, что речь ребенка, в других местах и при других обстоятельствах, проявляется нормально, что не требует никаких терапевтических вмешательств, за исключением психоанализа.

Феномен истерической немоты характеризуется молчанием ребенка при любых обстоятельствах, постоянно. Хотя данному явлению и способствует врожденная застенчивость, однако в преобладающем количестве эпизодов, основным этиологическим фактором постоянной немоты является серьезная психогенная травма.

Как уже отмечалось, элективный мутизм у детей – явление неординарное и трудно отличимое от большинства сходных по клинике расстройств. Данный факт объясняется особенностями недостаточной развитости и сформированности детских конституциально-эмоциональных качеств, смазывающих границы между физиологически здоровым молчанием, мутизмом и более серьезными психопатологическими расстройствами.

Определение индивидуальной причинности развития элективного мутизма у ребенка, также нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Выделяют несколько этиологических факторов, способствующих возникновению мутизма:

  • сопутствующие психопатологические отклонения;
  • индивидуальные особенности черт характера ребенка;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • стрессовые факторы;
  • генетическая предрасположенность;
  • социальная сфера внутри семьи.

В большинстве случаев, причину проявления элективного мутизма у конкретного ребенка так и не удается выявить, вплоть до его полного выздоровления, за исключением случаев, где стимулятором немоты послужили психические расстройства.

Лечение элективного мутизма у детей

Медикаментозная терапия при детском элективном мутизме применяется в очень узком ряде случаев с использованием ингибиторов обратного захвата серотонина.

Преобладающим методом лечения при данном расстройстве является поведенческая психотерапия, направленная, прежде, всего на определение причин, благодаря которым, ребенок перестает говорить в какой-то определенной ситуации.

В поведенческой психотерапии чаще используются методы адаптации ребенка к постепенно увеличивающемуся количеству собеседников внутри группы сверстников, начиная с пары собеседников. При этом положительные попытки ребенка обязательно должны вознаграждаться.

Если местом проявления признаков мутизма является детский сад или школа – значительную роль в поддержке ребенка играют учителя и сверстники, которые должны действовать по заранее оговоренному плану.

Кроме социальной адаптации, широко используется метод речевой и семейной терапии, тренинг социальных навыков и артикуляции.

Прогноз при элективном мутизме – благоприятный при условии, что признаки отклонения исчезнут в течение первого года с момента их первого проявления. Иначе привычка молчать становится неотъемлемой частью психического и психологического развития ребенка, что оказывает прямое влияние на формирование особенностей характера и поведения в старшем подростковом и переходном возрасте.

Элективный мутизм как у детей, так и у взрослых – это отдельная разновидность такого заболевания как избирательный мутизм. Патология сопровождается отсутствием речи при нормальном, полноценном функционировании речевого аппарата.

Рассмотрим, что представляет собой это заболевание у детей. Основное проявление избирательного мутизма заключается в том, что ребенок может разговаривать только с некоторыми людьми и в определенных ситуациях.

Данное заболевание встречается как среди пациентов взрослого возраста, так и среди детей. Но если у взрослого есть возможность создать для себя оптимальные условия для общения с окружающими людьми, то малыш просто полностью отказывается от разговоров со сверстниками. В таких случаях невозможно обойтись без помощи специалиста.


Отвечая на вопрос, что представляет собой такое заболевание как элективный мутизм, врачи подчеркивают, что это такое заболевание, при котором основным симптомом патологического состояния является немота психологического характера.

В основе патогенеза избирательного мутизма – пассивная агрессия, связанная с тем, что ребенок стремится своим молчанием выразить протест против таких факторов как повышенная опека или родительский контроль, социальные условия.

Во многих ситуациях причины заболевания связаны с психологическими травмами. Ребенок не имеет возможности выразить свое недовольство иным способом, он замыкается в себе и не желает разговаривать с окружающими. Малыш чувствует себя непонятым и никому не нужным, полностью отказывается от того, чтобы установить речевой контакт.

Истерический мутизм считается обратимым состоянием, то есть немота является временной. Чаще всего патология развивается в раннем детском возрасте – от 3 до 8 лет.


При данном расстройстве малыш полноценно, активно разговаривает в домашней обстановке, с близкими и хорошо знакомыми людьми, но полностью отказывается от общения при других обстоятельствах. Значительно реже встречаются формы заболевания, когда дети предпочитают молчать и дома.

Помощь квалифицированного специалиста поможет нормализовать психологическое состояние ребенка и устранить речевые расстройства.

Классификация

Среди основных речевых расстройств у детей мутизм является достаточно распространенным. Формы этого заболевания:

  1. Мутизм элективный – ребенок полноценно, активно общается с родными и близкими, но попав в незнакомую обстановку, полностью отказывается говорить и замыкается в себе.
  2. Акинетический тип – связан с патологическими изменениями в работе нервной системы и головного мозга.
  3. Избирательный тип – малыш может хорошо общаться только с определенными людьми и при определенных обстоятельствах; в других случаях его модель поведения полностью меняется, и он замолкает.
  4. Фобический тип – развивается на фоне психологических травм, сильных стрессов и потрясений.
  5. Апаллический мутизм – одна из наиболее сложных, тяжело протекающих форм заболевания, связанная с патологическими процессами в головном мозге.

Даже при условии правильно подобранного и своевременно начатого лечения ребенок, страдающий апаллическим мутизмом, крайне редко полностью выздоравливает.

Самыми распространенными считаются избирательный и элективный типы патологии. Элективная форма заболевания носит психогенный характер и чаще всего связана со сменой привычной для детей окружающей среды.

Причины элективного мутизма у детей

Селективный мутизм может иметь различные причины развития, связанные с психологическими потрясениями или другими нарушениями в работе организма.


Психологические причины, провоцирующие мутизм у детей:

  • отрицательное отношение к окружающим или конкретному месту;
  • различные депрессивные состояния, сильные эмоциональные переживания;
  • страх продемонстрировать низкий уровень умственного развития или отсутствие каких-либо навыков;
  • малыш стремится показать слабый характер для того, чтобы завоевать лояльное отношение других людей;
  • неблагоприятная социальная обстановка внутри семьи.

Психологическую травму крохе могут нанести различные стрессовые ситуации: расставание родителей, смерть близкого человека или домашнего питомца, переезд в другую страну или переход в другую школу.

Для детей, которые воспитывались в домашней обстановке, стресс может быть связан с привыканием к детскому саду или другому учебному заведению. Знакомство с новым коллективом может вызвать сильный нервный срыв и спровоцировать развитие речевых расстройств.

Основные физиологические причины избирательного мутизма в детском возрасте:

  • ушибы и травмы головного мозга;
  • воспалительные процессы в головном мозге;
  • опухоли;
  • патологии кровообращения в головном мозге;
  • разнообразные психические болезни (шизофрения, истерия).

Физиологические факторы, провоцирующие развитие детского мутизма, чаще всего связаны с неврологическими нарушениями – появлением доброкачественных или злокачественных новообразований, нейроинфекциями, травмами и гематомами.

Симптомы элективного мутизма


Симптомы избирательного мутизма, развивающегося у детей, связаны с отсутствием речи и нежеланием вступать в речевой контакт. Клиническая картина заболевания напрямую зависит от его формы и степени тяжести. Основным признаком патологического процесса является отказ говорить при определенных обстоятельствах.

Но определенные моменты сопровождают любую форму мутизма. К ним относятся:

  • Сохранение адекватного восприятия окружающего мира, четкое сознание.
  • Отсутствие спонтанной речи, а также стремления к диалогу.
  • Реакция на болевые раздражители.
  • Полноценная двигательная активность.
  • Тревога, возникающая у ребенка при личном обращении.

Селективный мутизм сопровождается агрессивной реакцией на смену привычной обстановки, знакомство с новыми людьми. Ребенок молчалив и замкнут, он стремится избегать окружающих людей, любит находиться в одиночестве. При этом любые речевые нарушения в привычной, домашней обстановке полностью отсутствуют.

Данное заболевание является распространенным не только среди детей, но и людей взрослого возраста. Из-за психологического барьера у пациентов с речевыми расстройствами развиваются социофобия и другие болезни психического характера.

Диагностика


Для того чтобы своевременно диагностировать селективный мутизм, необходима медицинская помощь. Дифференциальная диагностика проводится несколькими специалистами – логопедом, психотерапевтом и неврологом.

Наиболее эффективные и информативные диагностические мероприятия:

  • неврологический осмотр больного;
  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • изучение общей клинической картины.

Часто истерический мутизм имеет большую схожесть с другими психологическими расстройствами – шизофренией, аутизмом, различными шоковыми состояниями, неврологическими патологиями.

Истерический мутизм характеризуется наличием у ребенка завышенной самооценки, желания постоянно находиться в центре внимания и манипулировать людьми. При этом малыш остается нерешительным, он стремится к одиночеству и фантазированию.

Лечение


Элективный мутизм(и другие разновидности заболевания) у детей в крайне редких случаях лечится при помощи лекарственных препаратов. В большинстве случаев врачи прибегают к психокоррекции. Врач-психотерапевт может назначить фармакологические средства:

  1. Антидепрессанты.
  2. Ноотропы.
  3. Нейролептики с противотревожным эффектом.
  4. Тимоаналептики.
  5. Седативные препараты.

Лечение избирательного мутизма у маленьких пациентов практически никогда не проводится при помощи транквилизаторов, так как на сегодняшний день их воздействие на детский организм окончательно не изучено.


Необходимо помнить, что медикаментозная терапия не является основной. Селективный мутизм эффективно лечится методом психологического воздействия. Психокоррекция включает в себя множество элементов – игротерапию, контакт с другими детьми, индивидуальную, семейную и арт-терапию.

В процессе лечения врач учит ребенка активно и спокойно говорить с окружающими, используя разнообразные методы поведенческой терапии. Чрезвычайно важная роль в процессе лечения отводится родителям. Они должны максимальное внимание уделять общению с ребенком, регулярно посещать специальные детские учреждения, предназначенные для адаптации малышей в обществе.

Прогноз и возможные осложнения
Мутизм у детей и эффективность его лечения полностью зависят от формы и степени тяжести заболевания. При своевременно начатой терапии удается достичь полного излечения и восстановления речевой активности.

Во взрослом возрасте болезнь может привести к таким осложнениям как социофобия, невозможность адаптации в трудовой и социальной жизни, формирование психологических расстройств и комплекса неполноценности.

Профилактика

Для того чтобы предотвратить развитие такого заболевания как детский селективный мутизм, необходимо соблюдать несколько простых правил. Родители должны знать основные методы профилактики:

  • внимательно следить за тем, чтобы в жизни ребенка как можно реже присутствовали стрессы и нервные потрясения;
  • при общении с детьми обязательно регулярно играть на свежем воздухе, предлагая различные жизненные ситуации;
  • сохранять здоровый психологический микроклимат в семье;
  • обязательны правила режима дня, регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • рациональное питание.

При появлении первых симптомов речевых расстройств у ребенка обязательно нужно обратиться к врачу. Ни в коем случае не следует пытаться избавиться от проблемы самостоятельно. Своевременное лечение – это залог полноценного развития, здоровья и активности малыша.

– психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

Общие сведения

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Причины элективного мутизма у детей

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность , застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР , дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами , нейроинфекциями, гематомами , опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке , тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Классификация

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии , вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги. Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития , нарушения артикуляции, дизартрии , фобии , тики, депрессия, энурез , энкопрез .

Осложнения

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога , психолога , логопеда , окулиста , отоларинголога , сурдолога , дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм . Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения . Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия , направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные . Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии , артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз и профилактика

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.