Грифоны - "кони" солнечных богов - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Грифон — могучая птице-собака Чем питается грифон

Многие мифологические создания неразрывно связаны с религией. Птица грифон сохранила свой божественный статус после прихода христианства. Связано это с особенным значением существа в культурах разных народов.

Птица Грифон встречается в языческих и христианских мифах

Общая характеристика

Во многих странах особое почтение оказывали крылатым мистическим созданиям, т. к. способность летать позволяла им напрямую контактировать с небесными божествами. Грифоны разных мифологий могут отличаться друг от друга по внешнему виду, способностям и характеру.

Внешний вид

Облик создания сочетает в себе черты орла и льва. Также тело грифона имеет такие особенности строения:

  1. Корпус и задние лапы животного - львиные. Голова и передние лапы принадлежат орлу.
  2. Шерсть золотистая, с красным оттенком. Оперение белое или сизое.
  3. В некоторых легендах вместо хвоста у грифона ядовитая змея.
  4. Широкий размах крыльев, в несколько раз превышающий длину тела.
  5. На голове два характерных перьевых завитка.
  6. Глаза цвета золота.

В легендах Месопотамии и Ближнего Востока грифоны выглядели как львы с орлиными крыльями. На шее животных часто изображали золотую корону - символ власти и богатства.

Способности

Мистическое происхождение наделило грифонов множеством умений.

  1. Огромная сила. Согласно легендам, создания нападали на скот и могли унести лошадь или корову.
  2. Всезнающе око. Взглянув один раз человеку в глаза, грифон мог осудить его или наградить в зависимости от поступков.
  3. Устрашающий крик. Боевой клич волшебного существа уничтожал все живое на несколько миль.

Значение существа

В независимости от культуры, грифон означает двойственность. Это связано с внешним видом создания - лев, царь земли, отвечает за материальный мир и орел, повелитель неба, несет в себе духовное начало. Подобная дуальность оставила сильный отпечаток и на характере полуптицы - ее изображают одновременно и кровожадным чудовищем, и справедливым судьей.

Древний Египет

В египетской мифологии грифон выглядел как лев с крыльями сокола. Его голову украшала роговидная золотая корона. Такие создания прислуживали богу неба Гору и несли его волю людям. Существа олицетворяли солнце, песок и справедливость.

В период расцвета Древнего Царства полуорлы-полульвы приобрели иное значение - они сопровождали воителей, обеспечивая им победу. Часто существ изображали идущими перед многочисленной армией.

В поздний период этих созданий приравняли к небесным судьям, задачей которых являлось наказание грешников. Гор насылал своих слуг на богохульников и чужеверцев.

Популярным персонажем Древнего Египта является Сфинкс. С классическими грифонами его роднит должность хранителя сокровищ и внешний вид. Сфинкс обитает в пустынях и охраняет древние реликвии фараонов.

Случайным путникам чудовище загадывает загадки. За правильный ответ путешественника ждет вознаграждение, в то время как неверное решение позволяет демону растерзать человека.

Древняя Греция

Греческая культура характеризует грифонов как могущественных созданий, проницательных и справедливых. Эти существа символизируют борьбу плоти и духа. В мифах Греции грифоны обладали разумом, который могли затмить животные инстинкты.

Согласно легендам, грифоны являлись крылатыми псами Зевса. Громовержец насылал этих созданий на греческих врагов и использовал в качестве вестников. Согласно другим источникам, крылатый лев служил ездовым животным богу Аполлону. Также существуют изображения богини справедливости Немезиды, чью колесницу по небу везут полульвы-полуорлы.

В греческих легендах эти создания впервые представлены в качестве хранителей золота. Древний философ Геродот упоминал в трактатах, что такие живут в северной Азии и стерегут золотые копи гипербореев от местного населения.

Другие греческие ученые утверждали, что крылатые львы охраняют золотые рудники Скифии. Позднее местом обитания грифонов стали считать Индию.

Любовь к золоту символизировала у эллинов борьбу материального с духовным. По греческим легендам, существа обладали золотыми когтями и строили свои гнезда из золота и драгоценных камней.

Древний Рим

Римляне переняли легенду о грифоне от греков, наделив созданий такими чертами, как горделивость и благородство. Лучшие войны Древнего Рима украшали свои шлемы изображением полуптицы-полульва.

Римские правители первыми стали использовать на своих гербах этих созданий, чтобы подчеркнуть свою связь с богами. Позже этот обычай перешел в другие европейские культуры.

Грифоны Древнего Рима

Скифская мифология

В религиях древних скифов полуорлы-полульвы являлись свирепыми чудовищами. Им были присущи подозрительность и мстительность. За воровство драгоценных камней из гнезда человека до конца дней преследовал разгневанный хозяин.

В скифской культуре изображение грифонов наносили на мечи и наконечники стрел. Скифские войны надеялись заполучить свирепость этих созданий в бою. Также рисунки существ наносили на стены, чтобы защитить свой дом от посягательств чужеземцев.

Славянская мифология

В славянской культуре полуорел-полулев представлен мудрым стражем Рипейских гор. Все пути, ведущие в Ирийский сад или к Алатырской горе, также стерегут эти создания.

В некоторых легендах чудовища охраняют сады с молодильными яблоками, которые даруют вечную жизнь и абсолютную власть. характеризовали полульва-полуорла как хранителя знаний и тайн.

Часто орнамент летописей сопровождался изображением этих крылатых существ. Славянский народ верил, что эти создания допускают к священным знаниям избранных людей - живущих ладно и справедливо. Тех, кто шел путем кривды, грифоны ослепляли острыми когтями и лишали языка в наказание.

Славянские грифоны охраняли сад с молодильными яблоками

Христианство

Могущественный грифон настолько нравился народу, что мифическое создание включили и в религиозные писания. В христианских источниках это существо символизирует воскрешение и связь между богом и людьми.

Православие

В православных канонах грифона отождествляют с Христом. Согласно писанию, Сын Божий властвует как лев, над всем живым и мертвым, и вознесся на небо после воскрешения, словно орел.

Крылатое создание также охраняет врата Эдема и . В некоторых источниках грифоны - карающая длань Господа, несущая разорение прислужникам Сатаны.

Католичество

Католики связывают двойственность грифона с Папой Римским. Данте описывал полульва-полуорла, как связующее звено между землей и небом. Создание взлетало к господу за приказаниями и спускалось к людям, чтобы озвучить Его волю.

Красный и золотой (белый) окрас существа совпадают с цветами одеяний католических священников. Алый цвет символизирует плоть и человеческие желания, а золото и белый отвечают за божественное происхождение души.

Согласно некоторым католическим источникам, грифон запряжен в колесницу церкви. Он призван не только поддерживать связь между богом и Папой, но и следить за благочестием церковнослужителя.

В геральдике

Грифона часто играл роль геральдического символа. Его изображение использовали с разными целями:

  1. На монетах создание чеканили для приумножения богатства. Древние торговцы использовали золотые монеты с изображением полульва-полуорла в качестве подтверждения честности сделки.
  2. Монархи украшали королевские гербы этим существом, чтобы подчеркнуть божественность своего происхождения.
  3. Воины рисовали полульва-полуорла на щитах и выбивали на рукояти меча для получения зоркого ока в битве. Считалось, что изображение существа не позволит солдату несправедливо убить человека.

Грифон — популярный геральдический мотив

Мифические аналоги

Сочетание животного и птицы - не редкость в мифологии. Существует множество созданий, которые схожи с грифоном внешне и также стерегут богатства:

  1. Гиппогрифы - ближайшие родственники грифона. В кельтской мифологии эти полуорлы-полукони являлись ездовыми животными для Богов. Также, по легенде, эти существа охраняли королевские реликвии.
  2. Грифобаран - скифский аналог грифона. Совмещает в себе тело барана и орлиную голову, увенчанную рогами. Это создание выполняло функции стража золотых рудников.
  3. Ханьшоу - китайский грифон. Сочетает в себе черты орла и тигра. Согласно мифологии, является духом ветра и любит охотиться на домашний скот.
  4. Тяньма - в обладает телом собаки и крыльями орла. Тяньма - наблюдатель за человеческими поступками, небесный судья. Благодаря белой масти существо часто сливается с облаками, чтобы неустанно смотреть за миром людей.
  5. Биби - крылатая китайская лисица с птичьей головой, дух засухи. Летом создание летает над рисовыми полями, иссушая посевы. Умилостивить Биби можно только золотыми монетами.

Фантастическое существо, которое можно встретить в мифологии различных народов, в т. ч. и славян - грифон. Это млекопитающее с крыльями и 4 лапами было стражем чертогов с золотом либо сокровищами. Его образ символизировал господство над стихиями земли и воздуха.

Внешний вид

Мифическая птица грифон имеет необычайную внешность - это полуорел-полулев. От орла у него - голова, крылья и когти. А тело - львиное с 4 лапами. Согласно некоторым авторам, он обладал длинным хвостом, который был похож на змеиный.

Грифон - существо со специфической окраской: передняя часть его тела была красной, задняя - черной, а крылья - белыми. Он обладал пронзительным взглядом и острым загнутым клювом. А у крыльев был дополнительный сустав, который способствовал удобному их складыванию.

Для своего гнезда птица выбирала самые высокие горы и обустраивала его на самой вершине. Гнездо было из чистейшего золота и тщательно охранялось.

Способности и значение

Вследствие мистического происхождения полуорел-полулев обладал необычайными способностями.

  1. Колоссальная сила. Он мог поднять в воздух и унести коня со всадником или пару волов в одной упряжке.
  2. Всевидящий глаз. Лишь единожды посмотрев в человеческие глаза, он мог наказать или вознаградить, в зависимости от его деяний.
  3. Зловещий крик. Воинственный зов волшебного создания истреблял все живое в округе на несколько миль.

Независимо от культуры, это мифическое создание означает двойственность. Причиной этому служит его внешность. С одной стороны, лев, как царь земли, несет ответственность за мир физический. С другой - орел, властелин небес, несет в себе духовность. Такая двойственность повлияла на характер могущественного создания - его образ соединяет в себе и свирепое чудище и справедливого судью.

Упоминания в древних культурах

Впервые эти могущественные создания упоминаются греческим историком Геродотом. Он считал, что они живут на севере, в стране Гиперборее, и охраняют там найденное ими золото.

Древний Египет

В мифах древних египтян грифон - мифическое существо, которое выглядело словно лев с соколиными крыльями. На его голове красовался золотой венец. Служило это необычайное творение богу неба Гору и являло его волеизъявление человеческим существам. Оно было олицетворением солнца, песка и справедливости.

Позже, на стадии расцвета Древнего Египта, полуорлы-полульвы обрели новый смысл. Они были сопровождающими воинов и обеспечивали им победу. Их часто изображали во главе многочисленной армии.

В Древнем Египте было еще одно знаменитое существо - сфинкс. Он внешне похож на грифона (имеет львиное тело) и охраняет сокровища. Живет сфинкс в пустынях и стережет реликвии фараонов. Если ему встречаются люди, то он загадывает им загадки. Если человек отвечает правильно, то получает щедрое вознаграждение. В случае ошибочного ответа сфинкс может растерзать человека.

Древняя Греция

Древние греки считали, что туловище полуорла-полульва было по величине больше, чем 8 вместе взятых львов, и что он обладал силой больше, чем сотня орлов. Как и птица, он с легкостью поднимался в воздух.

Грифон в мифологии Древней Греции - это могущественное, справедливое и очень проницательное создание. Он олицетворял противоборство плоти и духа. В преданиях древних греков эти существа обладали необычайным для животных разумом.

Легенды повествуют, что они были крылатыми псами Зевса. Верховный Бог отправлял их на борьбу с греческими врагами, а еще они были его вестниками.

Есть мифы, в которых говорится, что полулев-полуптица возил Аполлона. Встречаются изображения богини справедливости Немезиды, на которых в ее колесницу, плывущую в небесах, впряжены полуорлы-полульвы.

В мифах древних греков могущественные животные впервые изображались в виде стражей золота. У греков любовь к золоту ассоциировалась с противоборством материального и духовного. Полульвы-полуптицы использовали золото и драгоценности при постройке своих гнезд.

Древний Рим

В Древнем Риме полульва-полуптицу наделяли благородством и горделивостью. Наилучшие воины использовали его изображения для украшения своих шлемов.

Правители Рима были первыми, кто стал использовать изображение могущественного создания на своем гербе. Они подчеркивали свою связь с богами. Со временем эта традиция появилась и в прочих европейских культурах.

Скифия

Древние скифы воспринимали полульва-полуптицу, как свирепое чудище, для которого характерны недоверчивость и злопамятность. Они верили в то, что могущественное создание преследует человека до конца его дней в случае кражи драгоценностей из его гнезда.

Образ полуорлов-полульвов украшал стрелы и мечи скифских воинов. Они рассчитывали обрести свирепость устрашающих созданий во время битвы. Еще полульва-полуптицу изображали на стенах домов с целью защитить их от чужестранцев.

Славянская культура

В славянской культуре грифон - это птица, символизирующая:

  • борьбу;
  • смелость;
  • непременную победу.

Благодаря тому, что он одновременно обладал качествами льва и орла, он пользовался большим уважением и почитанием. Лев олицетворял Солнце и являлся ритуальным образом, а орел символизировал собой небо, его беспредельность и всю ширь его мощи.

Главной задачей полульва-полуорла было защищать Рипейские горы, где находился вход в Ирию, и драгоценности, которые в них таились. Еще мифические существа охраняют проход из мира Явь в Навь. От их крика сохла трава и увядали цветы. Если же их слышало живое существо, то оно падало замертво.

Древние славяне считали, что могущественная птица прекрасно относилась к богам и человеческому роду, но по непонятным причинам терпеть не могла лошадей и беспощадно их истребляла. Людям, которые верхом отправлялись к местам обитания полульвов-полуорлов, необходимо было маскировать животных. Иначе их ожидала неприятная участь.

Славяне частенько отправлялись к владениям могущественных существ, поскольку там находились яблони с золотыми яблоками. Люди свято верили, что, если сорвать и съесть хотя бы одно золотое яблочко, то они станут мудрыми и обретут вечную молодость.

Геральдика

Полуорел-полулев часто использовался как геральдический символ. К его образу прибегали с различными целями.

  1. Короли украшали гербы могущественным созданием, чтобы подчеркнуть свое божественное происхождение.
  2. Военные изображали полуорла-полульва на щитах и рукоятках мечей с целью получить острое зрение во время сражения. Существовало мнение, что его образ не позволит несправедливо лишить жизни человека.
  3. Купцы использовали золотые монеты, на которых был изображен полулев-полуптица с целью подчеркнуть свою честность. Еще на монетах чеканили образ мистического создания, чтобы приумножить свое богатство.

В легендах древних народов часто можно встретить сочетание птицы и зверя в одном образе. Есть различные виды созданий, которые очень близки к грифону по внешнему виду и занимаются тем, что охраняют сокровища.

  1. Гипогриф - самый близкий сородич полульва-полуптицы. Согласно мифам кельтов, на этих животных ездили боги. Выглядели они как полуорлы-полукони и стерегли королевские реликвии.
  2. Грифобаран встречается у скифов и выглядит, как баран с головой орла, которая увенчана рогами. Он стерег рудники с золотом.
  3. Ханьшоу - китайское животное, сочетающее в себе тигра и орла. По легендам является духом ветра и промышляет охотой на домашнюю скотину.
  4. Таньма - еще одно китайское животное с телом собаки и орлиными крыльями. Выступал в качестве небесного судьи и наблюдал за деяниями людей. Был белого цвета, за счет которого практически сливался с облаками. Это позволяло ему незаметно обозревать жизнь людей.

Грифоны сегодня

Некоторые ученые считают, что грифоны существуют до сих пор и обитают в Гималаях. У этой версии нет ни подтверждения, ни опровержения. Это могущественное создание можно встретить на страницах книг в жанре фэнтези. Животное популярно среди живописцев. Его можно увидеть в компьютерных играх в качестве транспортного средства.

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание. "Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, – пишет М. Элиаде – всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение".

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. В шумеро-аккадской мифологии (миф о Лугальбанде) существовал образ огромной птицы Анзуд – орла с львиной головой (часто изображалась когтящей двух оленей либо других зверей). Птица Анзуд наделялась функцией посредничества между небом и землей, людьми и богами; в этом качестве рассматривалась как существо амбивалентное, одновременно воплощавшее и злое, и доброе начала.

По мнению Флавия Филострата (ІІІ век) "грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу – потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов".

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы. В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI века до нашей эры), а затем в Спарте (VIII-VII века до нашей эры). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Образ грифона встречается и в христианской традиции. В средневековой христианской символике грифон связывается с Христом; согласно Исидору Севильскому: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; и орел, ибо после воскресения вознесся на небо». Данте описывает триумфальную колесницу церкви, которую влечет грифон; орлиная его часть золотая (цвет божества), львиная – алая с белым (возможно, цвет человеческой плоти), таким образом переданы две природы Христа. Согласно другим комментариям, грифон Данте символизирует Папу (возносящегося к престолу Господню за приказаниями и властвующего на земле). В средневековом церковном искусстве грифон является очень распространенным персонажем, однако его символика в целом противоречива: он изображается и как демон, и как Христос. Позднее он трактуется как символ бдительности и воинственности (в частности, в геральдике) и в качестве посредника между небом и землей (в соответствии со своими животными составляющими).

Также в силу своей дуальности рассматривался как символ совмещения духовной и светской власти Папы. В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой – тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа – божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва – бдительность и отвагу. Бёклер (1688 год) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы".

Темные века, полные существ, порожденных мифами, давно позади. Но до сих пор будоражат воображение художников и поэтов великолепные создания человеческого воображения.

Одним из таких прекрасных и таинственных образов является грифон - существо с головой орла, львиным телом и хвостом змеи. От звука его голоса вянут цветы, жухнет растительность, а все живые существа вокруг падают мертвыми. Грифоновы глаза пронзительные, ярко-желтые, а шкура золотистого цвета, с красноватым оттенком.

Происхождение этого вымышленного животного ни в одном из ныне известных мифов не раскрыто.

Впервые грифон упомянут Геродотом еще в 5 веке до н.э. Согласно версии греческого историка, грифоны живут на севере, в стране Гиперборее. Там они охраняют найденное ими золото от аримаспов - сказочных северных жителей. Грифоны вообще питают к золоту и другим сокровищам большую слабость: даже свои гнезда строят из золота, отделывая изнутри разными ценностями.

Греки наделили грифонов потрясающей воображение силой. Более сильными животными признаны лишь львы и слоны! Грифон легко может поднять над землей повозку, запряженную двумя волами или всадника вместе с лошадью. Лошадей, кстати, грифоны по какой-то неизвестной причине, всегда ненавидели: увидев лошадь, грифон считал своим долгом напасть на нее.

Крылатый герой мифов и легенд

С символической точки зрения грифон не менее интересен, чем с физиологической. Грифон - прежде всего символ победы над небесной и земной стихиями. Сильный и храбрый, жесткий, величественный и в то же время справедливый - грифон является воплощением пылающего Солнца. Отсюда вытекает, в основном, положительная трактовка образа. Так, например, грифон считается победителем драконов и василисков, которые олицетворяют зло. Грифон - это хранитель не только сокровищ, но и тайных сакральных знаний.

Существует миф о том, что грифон может присниться человеку во сне и задать ему три вопроса. В том случае, если испытуемый затруднится с ответом, на другой день грифон снова явится ему во сне и заберет себе его душу. Защититься от проделок грифонов можно было, положив под подушку какой-нибудь металлический предмет.

В древнегреческих мифах грифон часто изображался рядом с богом Солнца Аполлоном. Более того, Аполлон восседал на грифоне верхом.

В колесницу богини правосудия также были впряжены грифоны, символизировавшие скорую расплату за совершенные грехи. Вращение Колеса Судьбы также было уделом грифонов.

«Прижились» грифоны и в Египте. Здесь они олицетворяли путь воина-победителя, попирающего ногами тупы побежденных. Внешний облик грифона вызывал ассоциации с богами Гором и Ра.

Согласно одной из версий о происхождении грифонов, родиной их является Индия. Там они запряжены в колесницу Солнца и охраняют волшебные индийские сокровища.

Грифоны в искусстве

Некоторые исследователи и сейчас уверены, что грифоны до сих пор обитают в некоторых неисследованных областях Земли. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию возможным не представляется.

Но вот где точно грифоны жили и продолжают жить, так это в искусстве.

С глубокой древности грифонов изображали на монетах, оружии, саркофагах. Сюжеты, как правило, разнообразием не отличались. Чаще всего это грифон, сражающийся с каким-либо сильным противником. Знаменитым образ грифона стал, благодаря геральдике: на некоторых гербах орел с львиным телом красовался в течение многих столетий.

В кинофильмах грифонов можно увидеть крайне редко. Последний раз существо, напоминающее собой грифона, «снялось» в одном из фильмов о юном волшебнике «Гарри Поттере».

Более популярен грифон в живописи. Многие художники, работающие в этом жанре, делают грифонов героями своих картин.

По-настоящему «живыми» грифоны стали в компьютерных играх. Безо всяких ограничений игроки могут как сами становиться грифонами, так и использовать этих чудесных существ в качестве транспортного средства.

Небесные жители страны Фэнтези. Грифон.

Сообщение Верлиока

Грифон - фантастическое, мифическое существо, полуорел-полулев , с длинным змеиным хвостом. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие. Грифоны, в греческой мифологии чудовищные звери с изогнутым орлиным клювом на птичьей голове и телом льва.
Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Грифон способен был поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов в одной упряжи. В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы.

Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.
В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI века до нашей эры), а затем в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).

Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. (греч.) (слав.)

Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду, Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегу т грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

Уже около 400 лет учёные-гуманисты , историки, фольклористы, филологи, археологи, палеозоологи упражняются в попытках объяснения происхождения образа грифонов, он ещё остаётся в существенных чертах загадочным и неясным. За столетия было выдвинуто немало догадок и гипотез о формировании этого образа: его объявляли полностью выдуманным, выводили от птиц, от вымерших видов животных, от тапиров, искали его корни в ассирийской, скифской, египетской культурах, наконец, в 1993 г. исследователь Э.Мэйор заявила, что проблема решена: образ грифонов произошёл от наблюдения останков протоцераптоса в пустыне Гоби.
Этимология слова
Слово "грифон" происходит от греческого "Γρυψ", которое, наиболее вероятно, произошло от греческого Γρυπος — "изогнутый" или "искривлённый". Однако, учитывая восточное происхождение этого вымышленного существа, существуют теории о происхождении греческого слова от ассирийского "*k"rub" — "сказочное существо", от которого в свою очередь произошло и древнееврейское слово "keˇrûb" (херувим). Возможно, что происхождение слова связано и с древнеперсидским "giriften" — "хватать"

В современном искусствоведении значение лексемы "грифон" значительно шире, чем в литературе. Грифоном может называться не только существо с львиным туловищем и крыльями и головой орла, а и другие комбинации этих животных. Различают "львиных грифонов", т.е. существ с телом льва, крыльями, иногда передними лапами как у орла, но с головой льва, и "орлиных грифонов", т.е. классических грифонов, с телом льва, крыльями и головой орла. В наиболее широком смысле, слово "грифоны" может употрбляться практически ко всем соединениям четвероного животного с птицей не поддающимся однозначной идентификации. Именно это следует иметь ввиду читая, что первые изображения грифонов встречаются уже в III тысячелетии до нашей эры.Конечно, не всех существ, сочетающих черты птицы и четвероногого причисляют к "грифонам", существуют и вполне определённые образы чётко отделяемые от грифонов, вроде Имдугуда — "грифона наоборот".

Наиболее вероятная прародина грифонов, как признаёт большинство исследователей — Передняя Азия. Прототип их образа следует искать в религиозном искусстве Вавилонии и Ассирии. На образ грифонов повлияла иконография т.н. karubu (аккад. "заступник"), которые изображались в виде быков с человеческой головой или крылатых львов. Неизвестна мифология, связанная с этими существами, но, вероятно, они выполняли охранные функции. В пользу этого говорит и одна из вероятных гипотез о происхождении слова "грифон" от "*k"rub". Замена львиной или человеческой головы на орлиную произошла уже, видимо, в Ассирии. "Вавилон знал крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия иногда заменяла львиную голову головой орла с гребнем." (178: с.305). Для ассирийских орлиноголовых грифов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста. Иногда прототипами грифонов считаются существа, бронзовые статуэтки которых были найдены в комплексах так называемых луристанских бронз VIII-VI вв. до н.э. (иногда этот комплекс отождествляют со скифской или киммерийской культурой, иногда с касситами), хотя они обладают рядом отличительных свойств — часто изображаются с рогами. Они довольно близки к персидским изображениям грифонов, которые также изображались со спиралевидными рогами, львиным туловищем и, часто, с задними лапами как у птиц в противоположност ь ассирийским. Эти персидские грифоны, среди которых "львиные грифоны" были более распространены, широко представлены в сохранившихся памятниках древней Персии. Г.А.Пугаченкова выдвигала предположение, что подобные существа до насаждения маздеизма при Дарии и Ксерксе олицетворяли дэвов — злых духов, святилища которых уничтожались при учреждении культа Ахурамазды. Появление же этих существ, несущих охранительную функцию, например, в царском дворце в Сузах, означает, с одной стороны переосмысление этого образа, с другой — живучесть суеверий и представлений народа. Известны грифоны в древнеалтайском искусстве, этот образ был распространён у скифов.

Следует сказать немного и о грифонах в Древнем Египте. Действительно, сочетание четвероногого кошачьего и птицы имеет место в египетском искусстве. В виде подобных существ могли изображаться фараоны, попирающие лапами своих врагов, однако в основном они изображались с человеческой головой. Грифоноподобные существа, иногда действительно очень напоминающие греческие изображения, появляются в Египте в эпоху Нового Царства, но их появление, вероятно, также объясняется переднеазиатским влиянием. Нельзя не вспомнить также и о существах, чья роль, возможно, перекликалась с переднеазиатским и karubu, а внешний вид иногда весьма напоминает грифонов — это сфинксы.

Изображения грифонов в греческом искусстве изображения были достаточно устойчивыми и обладали рядом характерных черт. Хотя иногда говорят об изображениях грифонов в крито-микенском искусстве, например о грифонах на фресках Кносского дворца, но они имеют очень мало общего с образом грифона в греческом искусстве, появившимся в VII в. до н.э. Обычно грифоны изображались в греческом искусстве с львиным телом, крыльями и орлиной головой, а также, довольно часто, с раскрытой пастью и характерным, загнутым вверх языком. Они также имели торчащие вверх уши (иногда этот тип обозначают как "ушастый грифон") и шишку, хохолок, или своеобразный рог между глазами и ушами. Определённые детали греческих грифонов, — торчащие уши и хохолок находят аналогии в древнеалтайском искусстве, хотя, прямые аналогии ввиду значительных отличий в изображении затруднительны. В свою очередь, такая деталь как хохолок встречается в переднеазиатских и персидских изображениях, но также обладает рядом отличий — например хохолок часто изображается как часть гривы, а у греческих грифонов выглядит скорее как костяной нарост. Наиболее ранние греческие изображения относятся примерно к середине VII в. до н.э. — это изображение грифона с детёнышем из Олимпии на Пелопоннесе, бронзовые головы грифонов с острова Самос. Для античности характерен набор сюжетов в которых появлялись грифоны. Наиболее часты одиночные изображения грифонов, но довольно распространён и сюжет борьбы грифонов с аримаспами, который наиболее характерен для греко-скифского искусства. Интересно, что последний сюжет появляется около VI в. до н.э. и неизвестен ранее. Кроме этого грифоны периодически изображаются запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, наиболее часто Аполлоном. Имеется несколько уникальных изображений грифона в древнегреческом искусстве — в первую очередь это бронзовый рельеф, изображающий грифона с детёнышем из Олимпии (Пелопоннес), датируемый 630 г. до н.э. Иногда считается, что он находился в храме Зевса в Олимпии, но постройка этого храма относится к V в. до н.э., так что это изображение могло быть только перенесено туда. Хорошо известно изображение двух грифонов на т.н. ликийском саркофаге.
В целом надо заметить, что образ грифона в древнегреческом искусстве был вполне самостоятельным и обладал набором уникальных свойств, что делает довольно затруднительным определение его происхождения. Классический образ грифона — существа с телом льва, крыльями и головой орла — несомненно окончательно сложился в древнегреческой культуре. Именно к греческому языку (с оговорками) восходит имя "грифон", в греческой культуре сложился однозначно идентифицируемый визуальный образ грифона, и, наконец, именно в древнегреческой литературе появляются первые описания этого существа. Всё это позволяет однозначно идентифицировать этот образ и отличать его от своих предшественников или сходных образов. Однако нет никаких сомнений, что прототип грифона стоит искать на Востоке — в культурах Ассирии, Вавилона и Древнего Египта.

Широко распространённое мнение о том, что грифон обычно считался положительным образом и символизировал Христа, или по крайней мере позитивные для христианина ценности, не выдерживает никакой критики. Скорее всего этому стереотипу мы обязаны не столько символизму Средневековья, столько Данте, авторам XVII-XVIII вв. и геральдике. Для уяснения некоторых вопросов, связанных с символическим значением грифонов в христианской культуре, нам придётся обратится к самой главной для каждого христианина книге — Библии.

В Вульгате два раза упоминаются грифоны, однако в Средние века на это не очень обращали внимание — по крайней мере не часто упоминали об этом, рассказывая о грифонах (среди приведенных отрывков можно вспомнить только Бартоломея Английского), и, похоже, это известие не сильно повлияло ни на фактическое знание, ни на символическое толкование грифонов. Грифоны встречаются в Вульгате в книгах Левит и Второзакония в параллельных местах, где идёт речь о пищевых запретах для иудеев (Лев.11.13, Втор.14.12. — для удобства читателя все ссылки на Библию, если текст в данном случае не расходится с латинским вариантом, даются на русский синодальный перевод), причём упоминаются они среди нечистых птиц, т.е. запрещённых к употреблению в пищу. На самом деле, в еврейском тексте имелась ввиду, видимо, какая-то разновидность орла или кречета.

Как таковые грифоны в Библии отсутствуют, однако там встречаются некоторые явно родственные образы. Конечно же, это образ крылатого льва, хорошо известный в христианской символике, так как часто именно в таком обличье выступал один из евангелистов, по наиболее распространённой трактовке — Марк. Эпизод в Новом Завете, давший возможность подобной трактовке находится в Откровении Иоанна Богослова (Откр.4.6-8). Хотя здесь имеются ввиду херувимы, так как образ четырёх животных безусловно навеян видением Иезекиля, а именно образом меркабы, небесной колесницы несущей ковчег (Иез.1), образ крылатого льва, вполне мог повлиять на символику или моральную трактовку грифонов. Довольно интересен и тот факт, что книга Иезекиля была написана во время Вавилонского пленения и впитала в себя образность вавилонского религиозного искусства, в котором крылатые львы и другие подобные им существа не были редкостью. Интересен ещё один образ крылатого льва в Библии, на этот раз в книге Даниила (Дан.7.2-4):

Грифо́ны — вымышленные крылатые существа, наполовину львы, наполовину орлы. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья.

Этимология
Слово происходит от лат. grȳphus и через него от греч. γρύψ. По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб» (см. херувим). Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого γρυπός («крючконосый»).

Античные авторы:
Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).
Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля».

Средневековая символика
Считалось, что родом они из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом.

Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия — Немезиды: её часто изображали в колеснице запряженной грифонами.

Первоначально в образе грифона изображали сатану, завлекающего людские души в ловушку, в дальнейшем это животное стало символом двойной (божественной и человеческой) природы Иисуса Христа. Таким образом грифон стал ещё и врагом змей и василисков.

Грифон в геральдике:

Геральдический грифон
Грифон на гербе республики АлтайГрифон — часто встречающаяся негеральдическая фигура на гербах. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
Мужской вариант грифона (англ. male gryphon) изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями.
В геральдике существует образ морского грифона (англ. sea-griffin), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо львиной части тела.
Грифон обитает на далёких островах Индийского океана. У него тело льва, а голова и крылья-орла. Грифон имеет особый дар: находить сокровища, и поэтому его гнездо обычно выстлано золотом. Рядом с ядом когти грифона меняют цвет, а при сжигании серы из его ушей вместе с омелой выделяется целительный дым.
Грифон изображён на гербе рода Романовых.

Грифон в современной культуре
В мультфильме "Волшебный меч: В поисках Камелота" Грифон, имеющий кошачьи глаза и уши, работает на главного антагониста.

Грифон — популярный персонаж произведений жанра фэнтези.

В серии романов о Гарри Поттере название факультета Гриффиндор в переводе с французского означает «золотой грифон». Кроме того, у кабинета профессора Дамблдора есть латунный молоток в виде грифона, чтобы стучать им в дверь.
Грифоны использовались для атаки на замок в фильме Хроники Нарнии: Принц Каспиан.
Грифон — популярный юнит в компьютерных стратегиях: Warcraft; HOMM, начиная с первой части; King"s Bounty; Disciples — юниты ближнего боя, ассоциирующиеся с расой эльфов.
Gryphon - английская рок-группа.
В Украине спецподразделени е судебной милиции называется "Грифон"

Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа — грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита(XVII-XVIв. в. до н.э.), а затем в Спарте(VIII-VIIв .в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы — «пантеру».

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой — тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитите ля душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва — бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».

Слово “грифон” (или “гриффин”, как еще иногда называют этого зверя) происходит от греческого grops (латинское gryphos). Вполне вероятно, что это слово происходило от другого греческого термина — grupos, что значит “изогнутый”, “кривой”. Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть “фантастическое крылатое существо”, или еврейского kerub, “крылатый ангел”.

Впервые объявившись в Древней Ассирии, грифон вскоре стал известен от Гималаев и Китая на Востоке до побережья Ирландии на Западе. Самое древнее из известных сегодня изображений грифона обнаружено возле города Шуша (на территории современного Ирана). Этот зверь был запечатлен на печати, сделанной около 3000 года до н.э.

Грифоны были издавна известны и в Египте. Во времена Пятой династии сам фараон изображался в виде грифона, повергающего наземь врага (это символизировало мощь правителя). Египетское влияние прослеживается в минойской культуре, которая наделяла грифона качествами великолепного воина.

Задолго до появления первых письменных упоминаниях о грифоне он изображался на изделиях из слоновой кости, камня, бронзы, шелка (например, на монетах из Абдеры, с острова Телос). Его можно было встретить везде: начиная от ваз во дворцах и заканчивая мозаикой в усыпальницах (наиболее характерный пример — рельеф во дворце царя Капара Гудзана, 870 год до н.э.)

На территории Греции грифоны встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (17-16 века до нашей эры), а затем в Спарте (8-7 века до нашей эры). Греки ассоциировали их, прежде всего, с богами: Дионисом, Немезидой и Аполлоном. Последний нередко изображался верхом на грифоне или же едущим в колеснице, запряженной грифонами.

В средние века грифона часто можно было увидеть на гербах, стенах соборов, на страницах манускриптов. В наши дни этот зверь оживает на страницах книг и пленках кино.

Сам облик грифона и его нрав в разных культурах представлялся неодинаково. Чаще всего задняя часть туловища у него львиная, хотя могли быть и другие варианты: пантера, собака. Хвост был похож на драконий или змеиный. Передняя часть туловища — птичья, но иногда на голове грифона можно было заметить уши (что, по-видимому, должно было свидетельствоват ь об отменном слухе животного). В ряде случаев клюв грифона украшали мелкие, но очень острые зубы. На голове грифона обычно красовались небольшие рога или хохолок. Шею украшал ряд шипов или пышная грива

Из-за существенных различий во внешности каждого грифона этих существ даже пытались классифицировать . Средневековый немецкий ученый Х.Принц разделил их на три вида: грифон-птица, грифон-змея и грифон-лев. Но другие авторы того времени оспаривали такое разделение, ведь последние два экземпляра обычно изображались с телом, покрытым чешуйками, а значит, являлись родственниками драконов. Считалось, что только грифона-птицу можно отнести собственно к грифонам.
Нрав грифонов тоже был различен (в зависимости от конкретной культуры и мифологии). В целом, грифон представлял собой гордого, храброго и свободолюбивого зверя, не признающего чьего-либо господства. Все эти качества сделали его едва ли не лучшим стражем, в качестве которого он и выступал во многих легендах и мифах (например, греки считали грифонов стражами золота гипербореев).

Первое письменное упоминание о грифоне принадлежит древнегреческому автору Аристею из Проконнеса, жившему в 7 веке до н.э. Он описал свое путешествие вглубь Центральной Азии, куда писатель отправился в поисках сказочного народа гиперборейцев и святилища Аполлона (почитавшегося ими как повелитель света и тьмы). В своих странствиях Аристей встретил племя иммедонийцев, которые сообщили ему, что к северу от их владений находится горная цепь, где текут золотоносные реки, а обитающие там одноглазые люди — аримаспы — то и дело похищают сокровища у быстрых и злобных монстров, стерегущих его. Неизвестно, как называли этих монстров сами иммедонийцы, но Аристей именует их грифонами, ведь к тому времени в Греции уже сложились некоторые легенды об этих животных.

Геродот (5 век до нашей эры) в своей “Истории” описывает чудовищ с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов месторождения золота.

Эсхил называет грифонов “птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают”. Более поздние исследователи полагались в дальнейшем именно на этих авторов, считая их очевидцами того, о чем они писали.

Правда, чем больше проходило времени, тем сведения о грифонах становились все более запутанными и противоречивыми. Сам Аристей несказанно бы удивился, узнай он, что люди средневековья верили в существование грифонов во многом благодаря его сочинениям. Ведь Аристей никогда не утверждал, будто видел грифона воочию. Но, как бы то ни было, этот зверь продолжал появляться в средневековых бестиариях вместе с другими, как реальными, так и вымышленными животными.

Бестиарии обычно разделяли зверей на “добрых” и “злых”. Грифона часто относили к последним, хотя многие авторы наделяли его и положительными качествами. Предполагалось, что грифон был символом знания, поскольку ему было известно, где отыскать золото.

Также в средневековье считалось, что грифон косвенным образом символизирует двойственную природу Христа — божественную (птица) и человеческую (лев).

Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло (1254-1324), совершивший в 13 веке свой грандиозный поход через Центральную Азию в Китай, предпринял попытку отыскать реальные подтверждения существованию грифонов. Он пытался найти их на Мадагаскаре, услышав о птицах, “по строению своего тела напоминающих орла колоссального размера”. Поло действительно отыскал их, но они не имели ничего общего с грифоном, ведь путешественник отлично представлял себе, как должен выглядеть “настоящий грифон”.

Из этой страны (Турции) совершают путешествия в Бактрию, где живет злобный и коварный народ, и в том краю есть деревья, дающие шерсть, как если бы они были овцами, и из нее делают ткани. Есть в этом краю “ипотаны”(гиппоп отамы), которые живут то на суше, то в воде. Они наполовину люди, наполовину лошади и питаются только человечиной, когда удается ее раздобыть.

Еще водится в том краю множество грифов, больше, чем в других местах; одни говорят, что у них перед туловища орлиный, а зад львиный, и это верно, они и впрямь так устроены; однако туловище грифа больше восьми львов, вместе взятых, и он сильнее сотни орлов. Гриф, разумеется, может поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов, когда их в одной упряжи выводят в поле, так как когти на его лапах огромные, с туловище вола, из когтей этих изготовляют чаши для питья, а из его ребер — луки.

“Путешествия”, предположительно Джон Мандевилль

Согласно средневековым представлениям о мире, существование различных сказочных существ считалось фактом, не подлежащим обсуждению. Различным частям их тел приписывались чудодейственные свойства. Грифон не стал исключением. По преданию, если из его когтя сделать кубок, то он тут же поменяет цвет, когда в нем будет находиться яд. Получить такой коготь было, конечно же, непросто — он доставался человеку в качестве награды, если тот излечивал грифона от тяжкой хвори. Правда, история умалчивает о том, что случилось с теми, кому все же не удавалось вылечить этого зверя. В средние века было известно несколько таких кубков, хотя на поверку все они оказались сделаны из рогов вполне обычных животных.

Утверждали, что слепые прозревают, если поводить пером грифона по их глазам. А в нескольких ранних германских книгах по медицине упоминается, что если грифон положит голову на грудь женщине, страдающей бесплодием, она излечится от своего недуга.


В 17 веке появилось несколько объемистых трудов, в которых авторы попытались разобраться, где же кончается правда и начинается вымысел в бесчисленных описаниях невероятных существ. И уже в 1646 году сэр Томас Браун заявил, что грифон представляет собой не что иное, как сугубо символичное существо. Это можно считать закатом эпохи грифонов — очень скоро они окончательно “покинули” реальный мир, перейдя в сферу искусства и поэзии.

Несмотря на то, что эра грифонов давно прошла, они по-прежнему востребованы в современном искусстве: кино, живописи и литературе.

На кинопленке своенравное животное появляется достаточно редко, и последняя известная картина с его участием — “Гарри Поттер и Узник Азкабана” (хотя, по большому счету, там был показан не грифон, а гиппогриф). Клювокрыл получился одним из самых обаятельных героев третьего “Гарри Поттера”, и если бы существовал “Звериный Оскар”, его бы, безусловно, присудили именно этому существу.

Художники, работающие в жанре фэнтези, нередко обращаются к образу грифона. Его можно увидеть в работах таких мастеров, как Тим Хильдебрант (Tim Hildebrandt) и Борис Валледжо (Boris Vallejo). Ну, а те, кто хочет не просто посмотреть на грифона, но и почувствовать себя в его шкуре (или сидящим верхом, точнее, в перьях), могут поиграть в компьютерные игры, где грифон встречается не менее часто, чем единорог. Достаточно вспомнить стратегию “World of Warcraft” и известнейшую серию “Героев” (“Heroes of Might and Magic”).
Гриффин из настольного варгейма “Mage Knight” позволяет кататься на себе симпатичным девушкам.
В фантастической литературе грифоны появляются достаточно редко. Например — в саге “DragonLance” М. Уэйс и Т. Хикмэна. Там эти животные представлены упрямыми и своенравными, но все же подчиняющимися своим хозяевам. Также они присутствуют в романах Андрэ Нортон, Пирса Энтони и Клиффорда Саймака. Встречаются грифоны и в произведениях для детей: “Алисе в стране чудес” Льюиса Кэрролла и “Грифоне и младшем канонике” Фрэнка Стоктона.

Грифоны в пророчествах


Мишель Нострадамус (1503-1566) — известный астролог, ученый и пророк — использовал символический образ грифонов в своей 86-й центурии:

Подобно грифону, придет король Европы,

Сопровождаемый аквилонянами.

Он поведет большое войско красных и белых,

И выступит против короля Вавилона (X, 86).

Исследователи предполагают, что здесь идет речь о русском царе Александре I (грифон — герб дома Романовых), который возглавит армию коалиции европейских государств (красные и белые — англичане и австрийцы) и победит Наполеона. “Аквилоном” Нострадамус называл “область северного ветра” — т.е., скорее всего, Россию.

Нострадамусу также приписываются “сиксены” (пророческие четверостишия), которые на самом деле были написаны неким Винсентом Севом в 17 веке. В 29 и 56 сиксене опять упоминается грифон, однако, учитывая то, что эти предсказания Нострадамуса поддельные, вряд ли стоит искать в них тайный смысл.

Несмотря на свой весьма преклонный возраст, в течение которого грифоны известны людям, эти существа продолжают жить. Синтетический образ, в котором воплотились черты самых гордых и благородных животных — орла и льва — оказался настолько удачен, что сохранился до наших дней без каких-либо существенных изменений. В отличие от других представителей несуществующего зверинца, грифон настолько ярок, самобытен и величественен, что даже в наше время — эпоху компьютеров, космоса и международного терроризма — невольно хочется верить в правдивость древних легенд про прекрасное свободолюбивое существо с телом льва и крыльями орла.

Грифон
Сказочное животное с головой и когтями орла, телом льва, но без крыльев. Используется в геральдике. Символизирует солнце, небо, золотящийся свет рассвета, а также объединение свойств орла и льва. Как хранитель сокровищ, он означает бдительность и возмездие. На Востоке грифон разделяет с драконом символику мудрости и просвещения. В Древней Греции как солярное животное он посвящался Аполлону; как олицетворение мудрости - Афине; как символ возмездия - Немезиде. В христианстве грифон означает зло, уносящего души дьявола, а также тех, кто преследовал христиан. Позднее, согласно Данте, он стал символизировать две природы Христа и роль Папы как духовного и светского владыки.

ГРИФОН. Персонаж древнегреческой мифологии.

Грифон изображался чудовищем с телом льва и головой орла. Его называли собакой Зевса, так как считалось, что Грифон был впряжен в его колесницу. В Древней Греции изображения чудовища встречаются очень часто, их можно увидеть высеченными на колоннах зданий и старинных амфорах.
Грифонам приписывали многие лечебные свойства, например их перья якобы обладали способностью излечивать от слепоты. Из когтей чудовищ делали чаши, которые меняли цвет, если в них наливали отравленное вино.
Впервые древние греки узнали об этих существах из рассказов бродяги путешественника Аристия, который будто бы видел их во время шестилетнего путешествия по Азии, югу России, Кавказским горам. Несколько лет Аристий жил у исседонийцев - племени людей, в обычаи которых входило поедание своих родителей, чьи черепа они хранили всю жизнь.
Исседонийцы рассказали путешественнику о волшебной стране Гиперборее, в которой жили дикие племена одноглазых аримаспов. Их главными занятиями была обработка скудной горной земли и поиски золота.
В более высокогорных местах жили грифоны, которые охраняли большой запас золота от обитателей Гипербореи.
Они были настолько огромными и сильными, что приносили в гнезда целых быков. Вернувшись на родину, Аристий много рассказывал сородичам о таинственной стране и ее жителях.