Как пишутся слова в которых количество звуков больше чем букв. Звуки и буквы Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа

Одна из главных особенностей русского языка заключается в том, что далеко не всегда слова пишутся так, как слышатся. Фонетический анализ показывает, что в русском языке есть слова, в которых звуков больше, чем букв.

Зная правила и секреты языкознания, учащийся сможет вести правильный подсчет при разборе, а также верно записывать транскрипцию.

Перечислим правила, когда звуков больше, чем букв. Упражнения в фонетическом разборе лексических единиц часто вызывают трудности у учеников и студентов. Часто сложными при буквенно-звуковом разборе оказываются слова, в которых букв меньше, а фонем на 1-2 больше.

Обратите внимание! Буква – это графическая единица, значок, используемый при письме. Звук – это фонетическая единица, обозначающая звучание графического значка при произношении.

Такие расхождения возникают, если в исследуемой лексеме присутствуют буквы «е», «ё», «ю», «я».

Эти гласные особенные, они имеют свою хитрость, которая заключается в особом выражении в речи: они не имеют своей личной фонемы.

В случае, когда перечисленные гласные находятся в позиции после согласного, они смягчают его. А помимо этого произносятся как противоположные им гласные: «е» как «э» или «и», «ё» как «о», «ю» — «у», «я» — «а».

Для сравнения: лук (согласный «л» твердый, т.к. после него гласная «у»); люк («ю» смягчает согласный «л» и переходит в «у»).

В остальных случаях каждая из них распадается 2 фонемные единицы, одна из которых – «й», вторая – произношение противоположной гласной. Вот за счет них количество звуков может быть увеличено.

Это происходит в позициях, когда:

  • «хитрые» гласные находятся в начале слова (енот, ёлка, юнга, яблоко);
  • идут после гласных (воевал, твоё, краюшка, моя).

Важно! Выучить правило несложно: это займет не более 5 минут, но зато поможет предотвратить ошибки в дальнейшем.

Определение количества звуков

Быстро определить, в каком слове фонем больше, чем графических значков, поможет наличие или отсутствие «хитрых» гласных.

Чтобы выяснить, совпадают ли изучаемые элементы по количеству, нужно выполнить определенную последовательность действий.

Алгоритм следующий. Выписать анализируемое слово из текста и внимательно посмотреть: есть ли в нем «е», «ё», «ю», «я».

Если есть, то определить их позицию:

  • после согласной;
  • после твердого или мягкого знаков;
  • после гласной;
  • самое начало.

Продолжить анализ в зависимости от позиции:

  1. Если они идут после согласной, тогда, скорее всего, количество совпадет (если нет других особых случаев фонетики, а также ъ/ь);
  2. Когда перечисленные гласные стоят после ъ/ь – скорее всего, количество совпадет (эти знаки не имеют фонемы);
  3. Позиции вначале слова и после гласного свидетельствуют о том, что перед нами рассматриваемая ситуация с образованием дополнительной фонемы.
  4. Чтобы подтвердить правильность своих рассуждений, нужно убедиться, что в исследуемой лексической единице отсутствуют другие особые случаи фонетики.

Под выражением «особые фонетические случаи» подразумеваются явления, влияющие на разность количества исследуемых единиц.

План фонетического разбора слова

Это следующие случаи:

  • удвоенные и непроизносимые согласные;
  • твердый/мягкий знаки;
  • гласные «е», «ё», «ю», «я».

Важно! Если слово, где есть гласная е, ё, ю или я, включает мягкий или твердый знак – фонем и графических знаков будет поровну (если нет других особых случаев), потому что твердый и мягкий знаки не произносятся и не имеют фонемы.

Пример анализа слов

Для сравнения ниже представлено несколько образцов анализа, для которых взяты слова, в которых букв меньше и слова с одинаковым буквенно-звуковым количеством:

  1. Маяк. Здесь есть «я», она стоит в позиции после гласного «а» — значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «майак» — согласно ей, слово состоит из 5 звуков. Значит, имеет 5 звуков и 4 букв, количество не совпало.
  2. Вьюга. Здесь есть «ю», ее позиция – после «ь» — значит, распадается на «й-у». Также присутствует «ь», который никак не произносится. Транскрипцию запишем так: «в`йуга» («ь») — 5 зв., 5 б. Так как «ь» в транскрипцию не вошел, количество уравнивается, несмотря на то, что «ю» распадалась на «й-у».
  3. Юла, всего 3 буквы. Здесь есть «ю», позиция — начало, значит, распадается на «й-у». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «йула» — 4 звука. Количество не совпало.
  4. Ёлочная (игрушка). Здесь есть «ё», позиция – начало, значит, распадается на «й-о». Также есть «я», она стоит в позиции после гласного – значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет – скорее всего, графических знаков здесь будет меньше чем фонетических единиц. Для утверждения запишем транскрипцию: «йолочнайа» — 9 зв., 7 б.

Каюта: фонетический разбор слова

Мы рассмотрели образцы фонетического анализа: 3 слова где звуков больше чем букв (маяк, юла, ёлочная), одно – с одинаковым значением единиц (вьюга). Для верного выполнения задания требуются внимательность и знание теоретического материала.

Примеры слов

Лексем в русском языке, в которых звуков больше, чем букв, немало – это явление считается достаточно распространенным.

Бегает: фонетический разбор слова

Рассмотрим несколько примеров:

  • ералаш – «йиралаш»;
  • яблоко – «йаблака» (сюда же яблочный и подобные);
  • едкий – «йэтк`ий»;
  • енот – «йинот»;
  • ёлка – «йолка» (ель не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение);
  • ёмкий – «йомк`ий» (ёмкость не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение);
  • юрист – «йур`ист»;
  • ястреб – «йастр`ип»;
  • юноша – «йунаша» (юность не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение);
  • рояль – «райал`»;
  • уныние – «унын`ийи»;
  • светлая – «св`этлайа»;
  • красивая – «крас`ивайа».

Примеры можно дополнить остальными прилагательными женского рода (счастливая, мудрая, любимая, чужая и прочие).

3 буквы и 4 звука

Ниже приведены слова в которых звуков также неодинаковое количество, по сравнению с графическими знаками:

  • яма – «йама»;
  • юла – «йула»;
  • уют – «уйут»;
  • еда – «йида»;
  • шея – «шэйа»;
  • пою – «пайу»;
  • ёрш – «йорш»;
  • туя – «туйа».

Юла: фонетический разбор слова

3 б. и 4 зв. в лексеме может быть, если она содержит гласные, распадающиеся на 2: е, ё, ю, я. Это происходит в случаях, если указанная гласная стоит в начале, или она идет после другой гласной.

5 звуков и 4 буквы

В этих примерах количество фонетических и графических знаков тоже не равно:

  • маяк – «майак»;
  • дают – «дайут»;
  • поёт – «пойот»;
  • змея – «зм`ийа»;
  • моет – «мойит»;
  • своё – «свайо»;
  • ярко – «йарка»»
  • енот – «йинот».

Ежик: фонетический разбор слова

Здесь меньше графических знаков, чем звуков, по тем же причинам — е, ё, ю, я распадаются на 2 значения, потому что находятся в начальной позиции или после гласной.

Полезное видео

Подведем итоги

Запомнив фонетические законы языка, ученик и студент без проблем смогут выполнить фонетический анализ.

Вспомнить правила, найти их применение в исследуемом слове, сделать транскрипцию – вот и все, что необходимо для верного выполнения задания по подсчету графических и фонетических единиц.

ВАРИАНТ 1

Часть 1

1) парта 3) Юра

2) коньки 4) букет

Укажи пару слов, в которой слова состоят из одинаковых звуков.


1) мышь - тишь

2) мыло - Мила

3) луг - лук

4) софа - сова


Укажи слово с ударением на первом слоге.

1) щавель 3) свёкла

2) цемент 4) начать

1) скала 3) сходка

2) съехать 4) сварка

Какое слово не является однокоренным к слову холод.


1) холодный

2) холодно

3) холодильник


При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяй ударением».

1) з_морозить 3) х_трец

2) м_розный 4) сад_к

Укажи слово, в котором пропущена буква з?

1) _делать 3) привё_

2) ру_кий 4) поло_ка

Укажи слово с предлогом.


1) (по)други

2) (по)ехали

3) (по)берегу

4) (по)бережье


В каком слове пропущен мягкий знак (ь)?


1) скрипач_


10. В каком варианте в выделенном слове пропущена буква и?


1) подготовка к осен_

2) прочитал в книг_

3) бегал по лужайк_

4) сидел на диван_


11. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется е?


1) за дальн_м озером

2) в син_м море

3) весенн_м теплом

4) от горьк_х слёз


Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу.


1) выглянуло солнышко

2) солнышко выглянуло и покатилось

3) покатилось по небу

4) по синему небу


Часть 2

13. Запиши проверочное слово для пропущенного на­писания в слове счас_ливый.

Ответ: _________________

Сучья (1) ломались(2) скрипели (З) трещали.

Ответ:____________________

Часть 3

А. Осенью упало с неё яблоко.

Б. Росла в саду яблоня.

В. Птицы склевали это яблоко, и только зёр­нышко спряталось в землю.

Г. А через пять лет выросли на новой яблоньке румяные яблоки.

Д. Весной из зёрнышка выросло маленькое деревце.

Ответ:_______________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 2

Часть 1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1) чашка 3) Юля

2) пять 4) чайка

2. В каком слове произносятся только твёрдые со­гласные звуки?

1) пение 3) вагон

2) прямо 4) колесо

Укажи слово с ударением на втором слоге.

1) километр 3) звоните

2) сторожит 4) документ

В каком слове отсутствует приставка?


1) подорожник

2) подарок

3) полочка


Какое слово не является однокоренным к слову сказка.


1) сказочка

2) сказочник

4) сказочный


При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяйте ударением».


1) п_белка

3) молод_сть

4) л_нивый


В каком слове на месте пропуска не надо писать букву т?


1) влас_ный

2)лес_ница

3)чудесный

4)хрус_нула


В каком словосочетании на месте пропуска надо писать окончание и?


1) встретились на вокзал_

2) играли на площадк_

3) мечтал о поездк_

4) подъехали к площад_


Укажи слово, в котором пропущен мягкий знак (ь).

1) багаж_ 3) в_ехал

2) ноч_ной 4) молодёж_

10. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется буква и?


1) на горяч_м песке

2) по свеж_й траве

3) зимн_м лесом

4) в дальн_ю поездку


11. В каком варианте ответа верно указаны главные члены предложения?

Смолистые шишки украшают вершины елей.


1) смолистые шишки

2) шишки украшают

3) вершины украшают

4) вершины елей

Часть 2

Укажи слова, близкие по значению (синонимы).


1) ночь, звёзды

2) подземный, подводный

3) река, рыба

4) жара, зной


Болотные птицы полетели на юг.

Ответ:_____________

Запиши цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.

Охотники отвязали(1) лодку(2) уложили в неё рюкзак(З) оттолкнулись(4) от берега(5) и поплыли.

Ответ_________________

Часть 3

15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст .

А. Скоро у них вывелись аистята.

Б. На старом дереве аисты свили гнездо.

В. Радовались аистята вкусной еде.

Г. С раннего утра до позднего вечера роди­тели носили им из болота лягушек и ры­бёшек.

Д. Они благодарно хлопали широкими кры­льями и звонко щёлкали крепкими клю­вами.

Ответ: ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 3

Часть 1

В каком слове звуков больше, чем букв?

1) эхо 3) юрта

2) звёзды 4) ель

2. В каком слове произносятся только мягкие соглас­ные звуки?

2) сеять 4) яркий

Укажи слово с ударением на третьем слоге.

1) растение 3) красивее

2) спасибо 4) магазин

В каком слове отсутствует суффикс?

1) волосок 3) карманы

2) чайник 4) берёзка

Какое слово не является однокоренным к слову ракета.

1) ракетный 3) ракеты

2) ракетчик 4) ракетница

В каком слове пишется буква о в корне?


1) кв_ртира

2) комн_та

3) ст_рожит

4) д_бежал


В каком слове на месте пропуска надо писать букву т?


1) прекрас ный

2) опас_ный

3) интерес_ный

4) прелес_ный


8. В каких словосочетаниях на месте пропуска в вы­деленных словах надо писать окончание -е ?


1) ошибки в тетрад_

2) на краю деревн_

3) скакал на лошадк_

4) ехал на лошад


Укажи слово, в которых пропущен разделительный твёрдый знак (ъ).

1) в_юга 3) с_едобный

2) товарищ_ 4) ш_ют

10. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется буква е?


1) на колюч_й веточке

2) под хрупк_м льдом

3) в берёзов_ю рощу

4) по высок_м берегам


11. В каком варианте верно указаны главные члены предложения?

Пролетела шумная стая зябликов и скрылась в берёзовой аллее.


1) стая зябликов

2) стая пролетела

3) стая скрылась

4) стая пролетела и скрылась


12. Укажи слово, противоположное по значению (анто­ним) слову мощный (мотор)?

1) сильный 3) спокойный

2) слабый 4) могучий

Часть 2

13. Определи падеж имени прилагательного в предло­жении.

Корни яблони тянут из земли питательные соки.

Ответ: _____________

Под корнями старого дуба(1) была маленькая норка(2) а в норке(З) спал ёжик.

Ответ:______________________

Часть 3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.

Б. Хороша будет ушица!

В. Плавники у окуня красные, а спинка тёмно-зелёная.

Г. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.

Д. Закинул рыболов в речку удочку и ждёт.

Ответ: _____________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 4

Часть 1

В каком слове четыре буквы и три звука?



2. Укажи слово, которое оканчивается на глухой со­гласный звук.


2) водопад

3) прилетел

4) трактор


1) алфавит 3) километр

2) красивее 4) магазин

Состав какого слова отличается от состава слова нагрузка?


1) поделки

2) поездка

3) полюшко

4) подарки


В каком слове пропущена буква е в корне?


2) св_стит

3) на подоконник_

4) вып_чка


6. Укажи слово, в котором пропущена буква д .


1) лопа_ка

2) пала__ка

4) крова_ка


7. В каком варианте в обоих словах пропущена буква е?


1) в книг_ и в тетрад_

2) на верхушк_ ел_

3) по дорожк_ к сторожк_

4) на листочк_ черёмух_


Укажи слово с предлогом.


1) (с)бежать

2) (на)мазать


Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа.


1) по зимней (дороге)

2) на нижней (нолке)

3) вечерние (сумерки)

4) у заднего (колеса)


10. Слово какой части речи отсутствует в данном предложении ?

Вьётся в воздухе листва.


2) существительное

3) прилагательное

4) предлог


11. В каком словосочетании имя прилагательное упо­треблено в переносном значении?


1) горячий кофе

2) горячий суп

3) горячий спор

4) горячий утюг


12. Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения.

Перелётные птицы почистили перышки и от­правились в путь.


1) почистили перышки

2) перелётные птицы

3) птицы почистили

4) птицы почистили и отправились


Часть 2

13. Запиши проверочное слово для пропущенного на­писания в слове мес_ность .

Ответ:___________________________

Укажи цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Весной(1) снегирь летит в чащу леса(2) устра­ивает гнездо(З) в густых лапах елей.

Ответ:_______________

Часть 3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

A. Долго лисица рвала барабан когтями, грызла зубами, наконец разорвала кожу и увидела пустоту.

Б. А потом осмелела и набросилась на до­бычу.

B. Голодная лисица однажды наткнулась на старый барабан.

Г. Он лежал в кустах и гудел, когда ветки ударяли по натянутой коже.

Д. Услышав эти громкие звуки, лисица вна­чале побоялась подойти.

Ответ:____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 5

Часть 1

В каком слове пять букв и четыре звука?

1) ножка 3) ружьё

2) олень 4) верба

2. Укажи слово, которое оканчивается на звонкий со­гласный звук.


2) рассказ

3) суффикс


В каком слове неверно поставлено ударение?

1) взяла 3) торты

2) столяр 4) позвоним

Состав какого слова отличается от состава слова лимончики?


1) травушка

2) стульчики

3) игрушки

4) записка


Укажи слово без предлога.


1) (на)горизонте

2) (под)деревом

3) (по)крылись

4) (в)ущелье


Часть 3

ВАРИАНТ 1

Часть 1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1) парта 3) Юра

Задание А4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова Согласные звуки Звонкие Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р - - - - Глухие П ф К Т Ш С - - - - - Х Ц Ч Ш Легко запомнить: эти фразы содержат 1. «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фу!» все глухие согласные. 2. «УМНая ГоЛоВа, РаЗБиРаЙ БоЖьи ДеЛа!» - все звонкие согласные. Обратите внимание!    Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сбить - [з]бить; экзамен - э[г]замен. Перед глухими согласными звонкие оглушаются: всходы - [ф]сходы; подходить - по[т]ходить. Звонкие согласные оглушаются в конце слов: вездеход - вездехо[т], рассказ - расска[с]. Помните это, когда будете выполнять следующие задания: В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? В каком слове все согласные глухие? В каком слове все согласные звонкие? В каком слове произносится звук [указан]? Твердые и мягкие согласные Звонкие и глухие согласные могут быть твердыми и мягкими. Всегда мягкие - Й, Ч, Щ На мягкость предыдущих согласных влияют буквы Е, Ё, Ю, Я, И, а также Ь: рябь - [р’ап’], весна - [в’и]сна. Всегда твердые согласные Ж, Ш, Ц Помните это, когда будете выполнять следующие задания: В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный звук? В каком слове все согласные твердые? В каком слове все согласные мягкие? Обратите внимание! Буквы Е, Ё, Ю, Я передают звуки [э], [о], [у],[а], если употребляются после мягкого согласного (см. предыдущий слайд). Два звука эти буквы передают: В начале слова: ест - [ ЙЭст]; юноша - [ЙУноша]. После Ъ и Ь: вьюга - [в’ЙУга]. После гласного звука: приехал - [пр’иЙЭхал]. Учтите это, когда будете выполнять задания: В каком слове количество букв и звуков совпадает? В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? В каком слове (количество указано) звуков? Не забывайте при этом, что Ъ и Ь звуков речи не обозначают! Позиции, в которых произношение согласных зависит от их положения в слове или от соседства с другими гласными или согласными. 1. Сочетания -тся, -ться произносится как [Ц] Здороваться -здорова[Ц]а 2. Сочетания дч, тч Пулеметчик - пулеме[Ч’]ик произносятся как [Ч’] 3. Сочетания дс, тс произносятся как [Ц] Соседский - сосе[Ц]кий 4. Сочетания сж, зж, жж Сжечь - [Ж]ечь произносятся как [Ж] 5. Сочетания зч, сч произносятся как [Щ’] Перевозчик - перево[Щ’]ик 6. Двойные согласные произносятся как один долгий звук Класс - кла[С] 7. В сочетаниях стн, нтск, ПрелесТный, гиганТский, серДце, безмолВствовать, нидерланДский, позДний, счасТливый, соЛнце и т.п. рдц, вств, лвств, здн, ндск, стл, лнц выделенные буквы не произносятся Учтите это, когда будете выполнять задания: В каком слове количество букв и звуков совпадает? В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? В каком слове (количество указано) звуков? В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный звук? В каком слове все согласные твердые? В каком слове все согласные мягкие? В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? В каком слове все согласные глухие? В каком слове все согласные звонкие? В каком слове произносится звук [указан]? Решаем вместе а) В каком слове только звонкие согласные звуки? 1) 2) 3) 4) подход сбрил лёгкий взрыв Если вы будете исключать все слова, в которых есть глухие звуки, то наверняка ошибётесь. У вас останется четвертый вариант - слово взрыв, однако в абсолютном конце слова звук [в] оглушается. Поэтому не спешите, проверьте, не озвончается ли глухой звук перед звонким? В первом варианте оба звонких звука [д] оглушаются; в третьем есть глухой звук [к], который также оглушает стоящий перед ним звук [г]. Остается второй вариант: звук [с] озвончается перед звонким звуком [б]. Это и есть правильный ответ. Решаем вместе б) В каком слове произносится звук [с’]? 1) 2) 3) 4) сочетание мазь сапоги срок Достаточно даже методом исключения понять, что это не первый, не третий и не четвертый варианты: в них нет условий для смягчения предыдущего указанного согласного звука. А вот во втором варианте звук [з] оглушается на конце слова и смягчается - за ним стоит Ь. Правильный ответ - 2. Решаем вместе в) В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? 1) 2) 3) 4) размять входить сгрести вложить В этом задании речь идет о звонком согласном звуке, т.к. оглушить глухой звук невозможно. Звонкие согласные оглушаются в абсолютном конце слова или перед глухим согласным. Слабой позиции в конце слов нет, значит, ищем стык звонкого и глухого согласных. Ни в первом, ни в четвертом вариантах такого стыка нет. В третьем случае наблюдаем озвончение глухого согласного - [зг]рести. Остается второй вариант: буква «в» перед глухим [х] обозначает [ф]. Правильный ответ - 2. Решаем вместе г) В каком слове произносится гласный [о]? 1) 2) 3) 4) причёсанный чувство шоколад позвать Определяем ударение в слове, чтобы найти правильный ответ. Ударный гласный [о] только в первом варианте. Это и есть правильный ответ. Решаем вместе д) В каком слове звуков больше, чем букв? 1) окрестность 2) яблочный 3) разъезд 4) городской Большее количество звуков в словах могут давать буквы Е, Ё, Ю, Я, если стоят в начале слова или после гласной. Такое слово одно - яблочный - 9 звуков, 8 букв. В слове разъезд после Ъ буква Е также дает два звука, но звука не обозначает Ъ, поэтому в этом слове 7 букв и столько же звуков. Правильный ответ - 2. Укажите ошибочное суждение 1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ согласный звук [т] является непроизносимым. 2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф]. 3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв. Ответ 4) Укажите ошибочное суждение 1) В слове разгневанный все согласные звонкие. 2) В слове поход все согласные глухие. 3) В слове сдоба произносится звук [с]. 4) В слове звуков больница меньше, чем букв. Ответ 3) Укажите ошибочное суждение 1) В слове солнце согласный звук [л] является непроизносимым. 2) В слове просьба при произношении происходит озвончение согласного звука. 3) В слове учиться 5 звуков. 4) В слове универмаг все согласные звонкие. Ответ 4)

Русский язык один из самых богатых, сложных и интересных мировых языков. Он содержит в себе большое количество правил и таит множество ловушек. К примеру, есть такие слова, в которых звуков больше, чем букв, и наоборот: букв больше, а звуков же - меньше. Такие слова иногда непросты в транскрипции. Чтобы верно определять содержание звуков, нужно знать, как делать звуко-буквенный разбор (анализ) слова.

Что такое звуко-буквенный анализ

Анализ подразумевает по двум составляющим: звуки и буквы . Сначала пишется транскрипция - это запись по звуковому содержанию. Производится точная запись того, как оно произносится, слышится. При работе следует помнить, что такие «е», «ё», «ю», «я» в разных позициях слова могут обозначать два звука. Эти гласные называют йотированными. И в словах, где они имеются, будет больше звуков.

Йотированные гласные в разных позициях

  • в начале слова: ель – [й ’ э л ’ ]
  • после других гласных: каюта – [к а й ’ у т а ]
  • после разделительных «ь» и «ъ»: курьёз – [к у р ’ й ’ о с ] и изъян – [и з ’ й ’ а н ]
  • после согласных: люк – [л ’ у к]

А также, в русском алфавите присутствуют две буквы, которые не имеют звука, это «ъ» и «ь». Мягкий знак, стоящий после согласной, смягчает её. Помимо этого, он является морфологическим признаком в существительных женского рода третьего склонения. В таком случае, разумеется, будет меньше звуков.

Произношение йотированных гласных

Всего в русском алфавите четыре таких гласных , о которых рассказывалось в статье ранее. В транскрипции они обозначают два звука, из-за чего в слове преобладает количество звукового состава над буквенным. Буква Е произносится как Й и Э; Ё как Й и О; Ю как Й и У; Я как Й и А.

Загадочная буква Ё

В советские времена, и даже сейчас, во многих печатных изданиях букву Ё не печатали. Впервые буква была упомянута в далёком 1783 году, когда прошло одно из первых заседаний Академии Российской словесности, в котором принимала участие и директор Академии - княгиня Екатерина Дашкова, а также некоторые известные в то время писатели – Фонвизин и Державин. Екатерина была первой, кто предложи официально включить букву Ё в русский алфавит, и возражать ей никто не стал.

Новая волна известности буквы поднялась благодаря Н. М. Карамзину в 1797 году. Он готовил в печать очередное стихотворение и в «слёзы» вместо Е поставил Ё. Это был первый случай, когда Ё оказался в печатном издании.

В истории была замешана даже такая влиятельная фигура советских времён, как Сталин. Дело происходило так: в его руки попали германские карты, где были помечены названия российских населённых пунктов с максимальной точностью. Деревня Дёмино была именно ДЁмино, а не ДЕмино. Вождь оценил педантичность и внимательность противника. Вследствие чего 25 декабря 1942 года Сталин издал указ, в котором говорилось, что буква Ё должна стоять везде, где имеет место быть.

Некоторые факты о букве Ё:

  • в 2013 году Ё отметила юбилей – ей исполнилось 230 лет;
  • в русском языке Ё употребляется почти в 13 тысяч слов;
  • иногда опущение в словах Ё портит смысл: например – «передохнём» и «передохнем», разве не забавно?
  • Ё занимает счастливое 7 место в алфавите.

Фонетический принцип русской орфографии и графика

Звуко-буквенный анализ слова исходит из фонетического принципа . Его суть в том, что слова должны изображаться на письме так, как произносятся. Ключевым элементом здесь является согласованность. Не секрет, что в любом языке существуют две формы его использования - письменная и устная. Появляется и распространяется язык между людьми и народами в первоначальной стадии в устной форме, затем, при его успешном развитии, возникают письменные элементы, графические изображения звуков.

Графика - это содержание начертательных элементов любого вида письма. Графика включает в себя помимо букв также знаки пунктуации, пробелы и ударения. Графика держит соответствие между буквенными и звуковыми значениями слов. Буквы - это то, что мы читаем и изображаем на письме, а звуки - слышим и говорим. Гласных звуков в русском алфавите 6, букв же, обозначающих их – 10; согласных звуков – 36, а букв – 21.

Знание йотированных гласных помимо письменности и анализа применяется в области изучения вокала . Певец всегда должен следить за тем, чтобы йотированная гласная произносилась в сочетании двух звуков. Например, при протягивании «я» должна произноситься долгая гласная «а», иначе звук не раскроется полностью, что приведёт к плохому звучанию слова целиком. Вокальное звучание гласной может не достигнуть полной свободы выражения. Йотированные гласные всегда носят особую яркую окраску, полное раскрытие которой скрашивает произношение. Но при распеве применять эти гласные всё же следует с особой осторожностью и должным умением, при этом сконцентрировавшись на звучании.

Фонетика - раздел русского языка, который изу­чает звуки и буквы.

Звуки речи - наименьшие звуковые единицы, ко­торые мы слышим и произносим.

Буквы - условные графические знаки, которые вы­ражают звуки речи на письме.

Обозначение буквами звуков речи на письме изучает графика.

Все звуки речи в русском языке делятся на гласные и согласные.


Гласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласных звуков - 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Буквы Е, Ё, Ю, Я не являются звуками. Эти йоти­рованные буквы обозначают:

Один звук после мягкого согласного: [э] - [м"эл]; [о] - [л"от]; Гу] - [л"ук]; [а] - [м"ач];

Два звука:

а) в начале слова: [йама];

б) после Ь и Ъ: [п"йут];

в) после гласного звука: [пайут].

Все гласные звуки делятся на:

Ударные;

Безударные.

Согласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух встречает в полости рта какую-нибудь пре­граду.

Согласных звуков - 37: [б], [б"], [в], [в*], , [Д]. [дЧ. [з], [а»], [п], [п"], [ф], [фЧ, [к], [кЧ, [т], [тЧ, [с], [сЧ. [л], [лЧ, [м], [мЧ. [н], [нЧ, [р], 1рЧ> М, [хЧ, [ж], ГжЧ, [ш], [щЧ, [чЧ, [д], [йЧ.

Все согласные звуки делятся на группы:

Звонкие - глухие;

Твердые - мягкие.

Парные согласные по звонкости - глухости:

[б] [В] [г] [Д] [ж]
и [ф] [к] [т] [ш] [С]

Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й]. Непарные глухие согласные: [х ], [ц], [ч], [щ]. Большинство согласных звуков имеют пары по твердости - мягкости:

[б] - - [вЧ, [Г] - [гЧ, [д] - [дЧ, - [зЧ, [К] - [к"], [л] - [лЧ, [м] - [мЧ, [Н] - [нЧ, [п] - [пЧ, [р] ~ [РЧ> [с] - [сЧ. [т] - [тЧ, [ф] - [ФЧ. W - [хЧ.

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие согласные: [чЧ> [щЧ» [**4-

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

Оглушение происходит:

На конце слова: лоб [лоп];

Перед глухими согласными: лодка [лотка]. Озвончение наблюдается перед звонкими согласны­ми: молотьба [малат"ба].

1. В каком ряду во всех словах есть ударный глас­ный [О]?

а) легкий, сонный, желтый

б) черствый, дремота, простыня

в) печем, избалованный, огниво

г) четкий, донельзя, емкость

2. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?

а) мяч, лентяй, рьяный

б) святой, поклон, мята

в) клянусь, ляжет, тянет

г) ледяной, дятел, прогон

3. В каком ряду во всех словах произносится звук [Ы]?

а) цинк, мыльный, жидкий

б) чинный, цикл, демонстрация

в) жестяной, жильцы, циркуль

г) чиновник, крыльцо, дышит

4. В каком ряду во всех словах есть гласный [Э]?

а) гребень, тень, клетка

б) дремать, энциклопедия, дерево

в) плести, эра, эмоции

г) трепать, эмиграция, трель

5. Укажите, в каком слове все согласные звуки твер­дые.

б) желтизна

в) широкий

г) жернова

6. Укажите, в каком слове все согласные мягкие.

а) щуриться

б) чистить

в) мелкий

г) щетина

7. В каком ряду располагаются слова, в которых все согласные звонкие?

а) роль, йод, дружба

б) май, браво, драже

в) огород, гурьба, ноль

г) яма, бриз, боль

8. В каком ряду располагаются слова, где все согля ные глухие?

а) щука, торопиться, чек

б) цыц, стог, косить

в) шаг, пакет, ходовой

г) пес, крот, тоска

9. В каком ряду во всех словах есть звук [j]?

а) петь, яма, льняной

б) емкость, рояль, стоять

в) клев, прелесть, бьют

г) тряпка, сядет, яркий

В каком ряду во всех словах есть звук [Г]?

а) стог, город, горох

б) герб, герань, рог

в) голова, гамак, дорога

г) глушь, ворог, грузчик

11. В каком ряду во всех словах есть звук [Д]?

а) деготь, дом, род

б) мода, код, дерево

в) сода, доступ, доблестный

г) стадо, дебаты, дар

12. В каком ряду во всех словах есть звук [Д"]?

а) дьяк, дюжина, падь

б) дышать, ходить, федерация

в) деятельность, дивизия, диалог

г) диплом, полдень, труд

13. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф]?

а) кафе, фронт, федерация

б) феномен, строфа, фикус

в) фурункул, катастрофа, факт

г) фанера, фейерверк, фельдшер

14. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф"]?

а) футбол, дефицит, вприпрыжку

б) функция, правка, плов

в) фильм, циферблат, отправь

г) феерия, червь, вползти

15. В каком ряду во всех словах произносится звук [С]?

а) образ, глаз, матрас

б) здоровье, косьба, трасса

в) массовый, корыстный, сделать

г) сбросить, вывоз, дрозд

16. В каком ряду во всех словах произносится звук [С"]?

а) сувенир, сюрприз, счет

б) изморозь, сигнал, присесть

в) посев, сбитый, плесень

г) корсет, сейф, ситец

17. В каком раду во всех словах произносится звук [Т]?

а) огород, склад, брод

б) местный, демократия, тонус

в) опасный, тревожный, разъезд

г) трогательный, теннисный, проезд

18. В каком ряду во всех словах есть звук [Т*]?

а) карате, партер, тембр

б) табель, скатиться, убедиться

в) титульный, петь, тяжкий

г) тысяча, бороться, трон

19. В каком ряду во всех словах встречается звук [В]?

а) вера, добавить, завидовать

б) водить, оловянный, свобода

в) вширь, выдержать, готовь

г) вода, добавление, вышина

20. В каком ряду во всех словах встречается звук [Б]?

а) столб, богатый, берег

б) буравить, болезнь, подобраться

в) белеть, пробежать, бокс

г) пробка, робкий, блажь

21. В каком ряду во всех словах есть звук [Ш]?

а) шарж, шорты, шинковать

б) широкий, пробежка, вожжи

в) булочная, конечно, дрожжи

г) счастливый, шествовать, шерсть

22. В каком ряду во всех словах есть звук [Ж]?

а) жареный, стежка, живот

б) грабёж, желтый, живительный

в) кожа, жатва, рубеж

г) божественный, ухаживать, жевать

23. В каком ряду во всех словах есть звук [Ч"]7

а) черный, алчный, нарочно

б) вечность, чемодан, яичница

в) конечно, чулки, чахнуть

г) чудовище, численность, чрезмерный

24. В каком ряду во всех словах встречается звук [Щ]?

а) щавель, счастье, пощада

б) счет, щель, расчистить

в) перебежчик, щенок, плюшевый

г) грузчик, щи, широкий

25. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

а) выдающийся

б) восемьсот

в) пьедестал

г) укрываться

26. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

а) расписание

б) необъятный

в) просьба

г) проезжающие

27. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

б) портьера

в) прилетать

г) указание

28. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит озвончение.

а) просьба, косьба, сжал

б) свадьба, жуткий, грозди в) вокзал, гербарий, позже

г) футбол, брызжут, сожженное

29. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит оглушение.

а) столб, низкий, ров

б) друг, испуг, косьба

в) вперед, дрожь, шефствовать

г) огород, веревка, сердце

30. Укажите случаи, в которых написание и произно­шение совпадают.

б) расплата

г) обаяние

31. Укажите, в каком ряду все слова состоят из 5 зву­ков.

а) полет, пьесы, пальто

б) сапог, вожжи, драться

в) язык, съемка, ветер

г) польза, сатин, яркий