Международные стандарты исо серии 14000. Международные стандарты экологического менеджмента

  • 4. Система менеджмента и экологического управления на основе главных исторических этапов становления и развития мировых рыночных отношений.
  • 5. Экологическая служба предприятия (Классификация).
  • 6. Экологический маркетинг (история развития, комплекс маркетинга).
  • 7. Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды
  • 8. Основные маркетинговые подходы в области экологии
  • 9. Маркетинговые подходы в управлении природоохранной деятельности
  • 10. Экологическая сертификация. Направления, цель. Экологическая маркировка первого типа.
  • 11. Экологическая сертификация второго и третьего типа.
  • 12. Закон рф «о сертификации продукции и услуг»
  • Глава 1 «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6.
  • Глава 2 «Обязательная сертификация» содержит 10 статей.
  • Глава 3 «Добровольная сертификация» включает три статьи.
  • 13. Система стандартов исо 14000. Общие сведения. Направления исо 14000. Уровни действия исо на окружающую среду.
  • 14. Гост р исо 14000
  • 15. Модель системы управления окружающей средой (по гост р исо 14001-98)
  • 16. Система экологического менеджмента (ems). Понятие ems, центральный документ емs.
  • Область применения iso 14001
  • 17. Основные требования iso 14001 к предприятию
  • 18. Открытый цикл, как основа требований стандарта iso 14001. Структура менеджмента (iso 14001).
  • 19. Экологическая политика предприятия.
  • 20. Принцип Хартии предпринимательской деятельности
  • 21. Цикл деятельности организации
  • 22. Принципы и обязательства экологической политики
  • 23. Схема внедрения системы экологического менеджмента на предприятии. Мотивы для внедрения.
  • 24. Предварительная работа (этапы) для создания системы экологического менеджмента на предприятии.
  • 25. Программа экологического менеджмента
  • 26. Направления практической деятельности экологического менеджмента
  • 27. Основные экономические выгоды предотвращения воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент.
  • 28. Мотивация экологической деятельности руководства предприятия
  • 29. Экономический ущерб. Составляющие природоохранных затрат. Экономический механизм управленияю
  • 30 Система платежей за природопользование
  • 32 Плата за воду.
  • 33 Плата за лесные ресурсы и ресурсы животного мира.
  • 34. Платежи за загрязнение окружающей среды(принципы, методические подходы, нормативы платы, факторы, определяющие суммарную величину платежа за загрязнение, базовые нормативы платы).
  • Суммарная величина платежа за загрязнение
  • 36. Понятия и основы экологического страхования.
  • 37. Классификация объектов и особенности тарифной политики. Принципы осуществления экострахования.
  • 38. Направления решения проблемы экострахования.
  • 39. Экологический аудит: цели, задачи, основные принципы.
  • 40. Основные виды экологического аудита
  • 41. Аудит системы экологического менеджмента.
  • 42.Методика комплексной оценки эффективности функционирования системы экологического управления и экологического менеджмента на промышленных предприятиях
  • 43. Процедура экологического аудирования на предприятии
  • 44. Аудит природопользования в системе менеджмента. Аудит недропользования.
  • 45. Квалифицированные требования для аудиторов в области экологии
  • 13. Система стандартов исо 14000. Общие сведения. Направления исо 14000. Уровни действия исо на окружающую среду.

    Стандарты ISO включают следующие разделы:

      ISO 14001 и 14004 - система управления природопользованием (СУП): спецификация и руководство по использованию, основные принципы и методология, опубликованы в сентябре 1996 года;

      ISO 14010-14012 - руководство по экологическому аудиту: ос­ новные принципы, аудит СУП, требования, предъявляемые к квали­ фикации аудиторов, опубликованы в октябре 1996 г.;

      ISO 14020-14025 - экологическое маркирование: основные принципы и требования, предъявляемые к сертификации продукции, термины и определения, практическая программа, сертификацион­ ная процедура для продуктов, рассмотрены в 1998 г.;

      ISO 14031 - оценка экологических показателей СУП, проект представлен на рассмотрение Техническому комитету в 2000 г.;

      ISO 14040-14043 - оценка жизненного цикла, проект пред­ ставлен на рассмотрение в 2000 г.;

    Система управления окружающей средой (environmentalmanagementsystem) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

    Экологический аспект (environmentalaspect) - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. (Примечание - Важным является тот экологический аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.)

    Экологическая политика (environmentalpolicy) - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

    Стандарты ИСО 14000 добровольные, они могут быть использованы:

    Для внутренних нужд организации и внешних нужд чтоб продемонстрировать клиентам, инвестоам соответствие экологическому уровню.

    ИСО 14000 обеспечивают уменьшение воздействи загрязнения на ОС по 3м уровням:

      Организационный уровень через улучшение экологического поведения предприятия

      Национальный уровень через создание существенного дополнения к национально нормативной базе и компонента государственной экологической политики

      Международный через улучшение условий международной торговли

    14. Гост р исо 14000

    Сертификация систем управления качеством пред­приятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или ISO 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым усло­вием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения госу­дарственных заказов.

    В настоящее время на территории Российской Феде­рации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой - ГОСТ Р ИСО 14000, где про­писаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководст­во по использованию систем экологического менедж­мента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014 можно определить «начальный уровень» экологи­ческой эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление_об экологичес­ком аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической марки­ровки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».

    Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, на­правлена не на количественные показатели и не на из­менение в технологии производства (хотя и не исключа­ет их), а на управленческий потенциал организации.

    Экологический менеджмент относится в настоящее время к одному из важнейших приоритетов в области охраны окружающей среды.

    Система международных стандартов (МС) ISO серии 14000, появившаяся в 1996 году, является отражением одной из значительных международных природоохранных инициатив общества.

    Для чего предназначены стандарты ISO 14000?

    Международные стандарты ISO предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления с целью достижения экологических и экономических целей.

    Система управления окружающей средой — часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

    В чем отличие системы стандартов ISO 14000 от других документов, разработанных в области охраны окружающей среды?

    В отличие от многих других, система МС ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вредных веществ и пр.) и не на технологии (требование использовать ту или иную технику), а на систему экологического менеджмента.

    Типовое положение этой системы заключается в том, чтобы в каждой организации должны быть:

    1. Введены определенные экологические процедуры;

    2. Осуществлены меры по строгому их соблюдению;

    3. Подготовлены пакеты документов;

    4. Назначены ответственные за определенные области экологической деятельности.

    Какие документы включены в систему стандартов серии ISO 14000?

    Документы системы ISO 14000 можно условно разделить на три основные группы:

    · документы, описывающие принципы создания и использования систем экологического менеджмента (СЭМ);

    · инструменты экологического контроля и оценки;

    · стандарты, ориентированные на продукцию.

    Ключевым понятием серии ISO 14000 является СЭМ (система экологического менеджмента) в организации. Поэтому центральным документом серии считается МС 14001 СЭМ. Спецификации и руководство по использованию«. МС ISO 14001 устанавливает требования к системе управления окружающей средой. У нас он переведен как ГОСТ РФ «Системы управления качеством окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию». В отличие от остальных документов, все его требования являются «проверяемыми». МС ISO 14001 содержит только те требования, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке в целях сертификации и/или самостоятельного заявления. Предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.


    Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные. Например, стандарт 14004 содержит развернутое руководство по созданию СЭМ. Серия документов 14010 определяет принципы аудита, а 14040 — методологию «оценки жизненного цикла», которая может использоваться при оценке экологических воздействий в процессе разработки продукции.

    Как с помощью МС ISO 14000 можно обеспечить уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду?

    МС ISO серии 14000 разработаны с учетом уже зарекомендовавших себя МС ISO серии 9000.

    Предполагается, что новая система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

    1. Организационном — через улучшение экологического «поведения» фирм;

    2. Национальном — через создание государственной экологической политики;

    3. Международном — через улучшение условий международной торговли.

    От чего зависит успех внедрения стандартов ISO 14000?

    Разумеется, принятие стандартов МС ISO серии 14000 само по себе не гарантирует оптимальных результатов, связанных с окружающей средой. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

    Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организации, особенно высшим руководством. Система дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем чтобы сформулировать ее экологическую политику и целевые экологические показатели, добиться соответствия производственной деятельности этой политике и продемонстрировать это соответствие другим.

    К МС ISO 14001 применимы те же общие принципы системы административного управления, что и к стандартам на системы качества серии ISO 9000. Организации могут выбрать существующую систему административного управления, согласующуюся с серией ISO 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой.

    Все требования, содержащиеся в МС ISO 140001, могут быть включены в любую систему управления окружающей средой. Степень их применяемости будет зависеть от таких факторов как экологическая политика организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует.

    Какие основные требования предъявляются в МС ISO серии 14000 к системе управления окружающей средой?

    В стандартах МС ISO серии 14000 приведено пять основных требований к системе управления окружающей средой:

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых показателей.

    ПЛАНИРОВАНИЕ включает следующие аспекты:

    1. Экологические аспекты — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Важным экологическим аспектом является тот, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду. В этом процессе следует рассматривать нормальные рабочие условия, условия остановки и пуска, а также реальные и возможные воздействия, связанные с обоснованно прогнозируемыми или аварийными ситуациями.

    2. Законные и другие требования. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации законных и других требований и получения доступа к тем требованиям, с которыми организация соглашается и которые применяются в отношении экологических аспектов ее деятельности.

    3. Целевые и плановые экологические показатели. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого подразделения. При их установлении должны учитываться законные и другие требования, существенные экологические аспекты, финансовые и эксплуатационные потребности, а также точки зрения заинтересованных сторон. Все показатели должны быть согласованы с экологической политикой, включая обязательство по предотвращению загрязнения окружающей среды.

    4. Программа(ы) управления окружающей средой. Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такая программа должна включать: — распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого соответствующего подразделения и организации; — средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

    ВНЕДРЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ включает следующие аспекты:

    1. Структура и ответственность. Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех, кого это касается, с тем чтобы содействовать эффективному управлению окружающей средой. Нельзя считать, что ответственность за охрану окружающей среды несет только экологическая служба.

    2. Обучение, осведомленность и компетентность. Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры выявления потребностей в обучении персонала. Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и/или практическим опытом. Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и/или практическим опытом.

    3. Связь. В области экологических аспектов и системы управления окружающей средой организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры: — внутренней связи между различными уровнями и подразделениями фирмы; — получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, их документального оформления и ответа на них.

    4. Документация системы управления окружающей средой. Организация должна определять и поддерживать в актуальном состоянии информацию на бумажном или электронном носителе для: — описания основных элементов системы административного управления и их взаимодействия; — указания связанной с ними документации.

    5. Управление документацией. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы: — их можно было найти; — они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом; — текущие издания соответствующих документов были доступны во всех местах, где проводятся работы, важные для эффективного функционирования системы управления окружающей средой; — устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения, или их непреднамеренное использование предотвращалось каким-либо другим способом; — любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и/или для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.

    6. Управление операциями. Организация должна идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными существенными экологическими аспектами, согласующимися с ее политикой, целевыми и плановыми показателями. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, с тем чтобы гарантировать их выполнение в заданных условиях.

    7. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями.

    ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК И КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ включают:

    1. Мониторинг и измерение. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и соответствием целевым и плановым показателям организации.

    2. Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по определению ответственности и полномочий относительно выявления и изучения несоответствий, принятия мер для смягчения любых причиненных воздействий, а также по инициированию и совершению корректирующих и предупреждающих действий.

    3. Зарегистрированные данные. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде.

    4. Аудит системы управления окружающей средой. Здесь под аудитом понимается систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных с целью определения, соответствует ли система управления окружающей средой, принятая в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также с целью сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.

    АНАЛИЗ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ РУКОВОДСТВОМ . Высшее руководство организации должно анализировать систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени, с тем чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность.

    Международные стандарты серии ISO 14000 - стандарты, устанавливающие требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организациям инструмент для разработки политики и определения задач сокращения воздействия на окружающую среду.

    В настоящее время разработан ряд стандартов серии 14000, в том числе:

    ISO 14001 - «Системы экологического менеджмента - спецификация и руководство по использованию». Стандарт содержит требования, которые можно проверить в ходе аудиторской проверки, проводимой в целях сертификации соответствия стандарту ISO 14000. В настоящее время именно соответствие стандарту ISO 14001 является предметом этой сертификации. Таким образом, стандарт ISO 14001 является центральным в системе стандартов ISO 14000.

    ISO 14004 - «Системы экологического менеджмента - общее руководство по принципам, системам и методам».

    ISO 14010, 14011/1, 14012 являются руководствами по экологическому аудиту.

    ISO 14050 - «Глоссарий».

    В России стандарт ISO 14001 действует в виде ГОСТа Р ИСО 14001-2007.

    Стандарт ISO 14001 не оперирует точными величинами и не устанавливает каких-либо абсолютных требований к экологической эффективности предприятия. Основное требование - руководство предприятия должно принять на себя обязательство в соответствии со своими возможностями постоянно улучшать экологическую эффективность предприятия. Для этого на предприятии должны быть выделены аспекты его деятельности, влияющие на окружающую среду, и построена система управления такими аспектами.

    Основные требования, соответствие которым означает соответствие стандарту ISO 14001, таковы:

    • Организация должна выработать экологическую политику - документ о намерениях и принципах организации. Экологическая политика должна содержать заявления о стремлении к соответствию экологическим нормативам, принятым в данной стране, а также к постоянному улучшению системы экологического менеджмента.
    • Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду.
    • Организация должна выработать экологические цели и задачи.
    • Организация должна выработать программу экологического менеджмента.
    • Для обеспечения работы системы экологического менеджмента должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы.
    • Должен выполняться ряд требований по обучению персонала.
    • Организация должна осуществлять мониторинг основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду.
    • Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента.
    • Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности.

    Соответствие данным требованием проверяется в ходе аудиторских проверок, регламент которых описан в стандартах ISO 14010, 14011/1, 14012.

    Как следует из вышесказанного, стандарты ISO 14000 применимы для любой организации, желающей внедрить, поддерживать и улучшать систему экологического менеджмента, независимо от официально действующих в данной стране экологических требований и нормативов.

    Наряду с преимуществами такого подхода имеется и недостаток - стандарты ISO 14000 создают благоприятные условия для "экспорта загрязнений" - переноса вредных производств в развивающиеся страны.

    ЧТО ДАЕТ ПРЕДПРИЯТИЯМ СЕРТИФИКАЦИЯ ПО ISO 14000

    Сертификация на соответствие стандартам серии ISO 14000 - это нередко длительная, трудоемкая и дорогостоящая процедура. К тому же она является добровольной. Для чего она нужна предприятиям, которые как правило испытывают нехватку квалифицированных кадров и которые умеют считать деньги?

    Соответствие стандартам ISO 14000 используется в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Это все больше становится условиям для успешного маркетинга продукции на международных рынках. Таким образом, движущей силой, заставляющей предприятия внедрять у себя системы экологического менеджмента, в основном является необходимость получения формальной сертификации.

    Система экологического менеджмента — это часть общей системы менеджмента, которая включает организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки.

    Международные стандарты серии ISO 14000 — стандарты, устанавливающие требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организациям инструмент для разработки политики и определения задач сокращения воздействия на окружающую среду.

    В настоящее время разработан ряд стандартов серии 14000, в том числе:

    ISO 14001 — «Системы экологического менеджмента — спецификация и руководство по использованию». Стандарт содержит требования, которые можно проверить в ходе аудиторской проверки, проводимой в целях сертификации соответствия стандарту ISO 14000. В настоящее время именно соответствие стандарту ISO 14001 является предметом этой сертификации. Таким образом, стандарт ISO 14001 является центральным в системе стандартов ISO 14000.

    ISO 14004 — «Системы экологического менеджмента — общее руководство по принципам, системам и методам».

    ISO 14010, 14011/1, 14012 являются руководствами по экологическому аудиту.

    ISO 14050 — «Глоссарий».

    В России стандарт ISO 14001 действует в виде ГОСТа Р ИСО 14001-98.

    Стандарт ISO 14001 не оперирует точными величинами и не устанавливает каких-либо абсолютных требований к экологической эффективности предприятия. Основное требование - руководство предприятия должно принять на себя обязательство в соответствии со своими возможностями постоянно улучшать экологическую эффективность предприятия. Для этого на предприятии должны быть выделены аспекты его деятельности, влияющие на окружающую среду, и построена система управления такими аспектами.

    Основные требования, соответствие которым означает соответствие стандарту ISO 14001, таковы:

    1. Организация должна выработать экологическую политику - документ о намерениях и принципах организации. Экологическая политика должна содержать заявления о стремлении к соответствию экологическим нормативам, принятым в данной стране, а также к постоянному улучшению системы экологического менеджмента.
    2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду.
    3. Организация должна выработать экологические цели и задачи.
    4. Организация должна выработать программу экологического менеджмента.
    5. Для обеспечения работы системы экологического менеджмента должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы.
    6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала.
    7. Организация должна осуществлять мониторинг основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду.
    8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента.
    9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности.

    Соответствие данным требованием проверяется в ходе аудиторских проверок, регламент которых описан в стандартах ISO 14010, 14011/1, 14012.

    Как следует из вышесказанного, стандарты ISO 14000 применимы для любой организации, желающей внедрить, поддерживать и улучшать систему экологического менеджмента, независимо от официально действующих в данной стране экологических требований и нормативов.

    Наряду с преимуществами такого подхода имеется и недостаток - стандарты ISO 14000 создают благоприятные условия для "экспорта загрязнений" - переноса вредных производств в развивающиеся страны.

    ЧТО ДАЕТ ПРЕДПРИЯТИЯМ СЕРТИФИКАЦИЯ ПО ISO 14000

    Сертификация на соответствие стандартам серии ISO 14000 - это нередко длительная, трудоемкая и дорогостоящая процедура. К тому же она является добровольной. Для чего она нужна предприятиям, которые как правило испытывают нехватку квалифицированных кадров и которые умеют считать деньги?

    Соответствие стандартам ISO 14000 используется в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Это все больше становится условиям для успешного маркетинга продукции на международных рынках. Таким образом, движущей силой, заставляющей предприятия внедрять у себя системы экологического менеджмента, в основном является необходимость получения формальной сертификации.

    Однако построение системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001 дает и другие преимущества:

    • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований;
    • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
    • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
    • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;
    • улучшение системы управления предприятием;
    • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

    В России первым был сертифицирован по ISO 14001 Вологодский подшипниковый завод. В настоящее время такие сертификаты имеют более двадцати российских предприятий.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ФИРМЫ «ИНТЕГРАЛ» ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    В первую очередь перечислим приоритетные экологические проблемы в порядке убывания их значимости в мировом масштабе - в соответствии со стандартами ISO 14000.

    Уменьшение озонового слоя.

    1. Глобальное потепление.
    2. Исчезновение биологического разнообразия.
    3. Загрязнение атмосферы.
    4. Загрязнение воды.
    5. Токсические химические вещества.
    6. Ядерные отходы.
    7. Истощение природных ресурсов.
    8. Качество жизни.

    Использование программных продуктов фирмы «Интеграл» является значимым компонентом в построении системы экологического менеджмента для решения следующих экологических проблем: загрязнение атмосферы, загрязнение воды, и отчасти — токсические химические вещества в области их безопасного размещения. Это соответствует положениям ГОСТ Р ИСО 14001-98:

    П. 4.3.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации. При установлении и анализе своих целевых показателей организация должна учитывать требования законодательных актов и другие требования.

    Для выполнения положений этого пункта необходимо использование программных средств, с помощью которых фактические и плановые показатели можно получить расчетным путем:

    • унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) «Эколог»;
    • программа «ПДВ-Эколог» в части планирования природоохранных мероприятий совместно с расчетным модулем, проводящим расчеты по ОНД-86;
    • программы, реализующие методики по расчету выбросов загрязняющих веществ;
    • программы, позволяющие определить количественные характеристики образующихся на предприятии отходов;
    • программа «ПДС-Эколог» для расчета предельно-допустимых сбросов;
    • программа «Расчет поверхностного стока» для расчета прогнозируемого объема поверхностного стока;
    • программа «Эколог-pollution» для расчета разбавления загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, в водоемы, водотоки и прибрежные зоны морей.

    П. 4.4.5. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы:

    а) их можно было найти;

    б) они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом;

    в) текущие издания соответствующих документов были доступны во всех местах, где проводятся работы, важные для эффективного функционирования системы управления окружающей средой;

    г) устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения или каким-либо другим способом предотвращалось их непреднамеренное использование;

    д) любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и/или для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.

    Природоохранная документация установленной формы должна, очевидно, быть частью документации по экологическому менеджменту. Для формирования, анализа и оперативной корректировки этой документации удобно использовать следующие программные средства серии "Эколог":

    • программа «ПДВ-Эколог» — формирование и печать таблиц проекта нормативов предельно-допустимых выбросов;
    • программа «2-тп (воздух)», 2-тп (отходы)», "2-тп (водхоз)» — формирование и печать форм статистической экологической отчетности для предприятия или объединения;
    • программа «Отходы» — формирование и печать пояснительной записки и таблиц проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

    П. 4.5.1. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и за соответствием целевым и плановым экологическим показателям организации.

    П. 4.5.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде.

    Для осуществления мониторинга изменения характеристик операций могут быть использованы:

    • программы, содержащие базы данных по источникам выделений и выбросов загрязняющих веществ (УПРЗА «Эколог», «ПДВ-Эколог»);
    • программа, содержащие данные по операциям с опасными отходами «Отходы»;
    • программы по водной среде, позволяющие вести компьютерные базы данных по характеристикам воды и другим параметрам.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Несмотря на то, что система стандартов ISO 14000 не предъявляет к предприятию определенных точных требований, использование специализированных программных средств в системе экологического менеджмента является удобным и целесообразным.

    Появление ISO 14000 — серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях — называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив.

    ЧТО ТАКОЕ ISO 14000

    Стандарты серии ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентированы не на количественные параметры (объем выбросов, концентрация веществ и т.п.) и не на выполнения требования использовать «наилучшую доступную технологию». Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента — environmental management system, EMS. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии — ISO 14001 — не содержит никаких абсолютных требований к воздействию организации на окружающую среду, однако, организация в специальном документе обязывается соответствовать национальным стандартам.

    Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции, (например, концепция «глобального управления качеством» — total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

    Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000), на соответствие с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты и опубликованы в конце 1996 года.

    Система стандартов должна обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

    1. Организационный — через улучшение экологического «поведения» корпораций.
    2. Национальный — через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.
    3. Международный — через улучшение условий международной торговли.

    СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ISO 14000

    Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:

    • принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS);
    • инструменты экологического контроля и оценки;
    • стандарты, ориентированные на продукцию.

    В трех названных областях разработаны и разрабатываются следующие документы:

    Принципы экологического менеджмента

    Принят

    ISO 14001

    Системы экологического менеджмента (EMS) — спецификации и руководство по использованию

    +

    ISO 14004

    EMS — Общие руководство по принципам, системам и методам

    +

    ISO 14014

    Руководство по определению «начального уровня» экологической эффективности предприятия. Должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента

    Инструменты экологического контроля и оценки

    ISO 14010

    Руководство по экологическому аудиту — Общие принципы экологического аудита

    +

    ISO 14011/1

    Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита — Аудит систем экологического менеджмента

    +

    ISO 14012

    Руководство по экологическому аудиту — Критерии квалификации экологических аудиторов

    +

    ISO 14031

    Руководство по оценке экологических показателей деятельности организации

    Стандарты, ориентированные на продукцию

    ISO 14020 (Серия документов)

    Принципы экологической маркировки продукции

    ISO 14040 (Серия документов)

    Методология «оценки жизненного цикла» — оценки экологического воздействия, связанного с продукцией, на всех стадиях ее жизненного цикла

    ISO 14050

    Глоссарий

    +

    ISO 14060

    Руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию

    СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА — Environmental Management Systems

    Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» — предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

    Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные — например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию “оценки жизненного цикла”, которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

    Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и соответствие которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:

    1. Организация должна выработать экологическую политику — специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

    2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другого вида (например, отраслевые кодексы).

    3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи . Цели и задачи должны быть по возможности количественными . Они должны быть основаны на экологической политике («включая осознание необходимости или приверженности предотвращению загрязнений»), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

    4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента . Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

    5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности . Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

    6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала , а также по подготовке к нештатным ситуациям.

    7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

    8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

    9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к постоянному улучшению системы. Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл “план — осуществление — проверка — пересмотр плана”.

    10. Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

    Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

    ДЛЯ ЧЕГО СТАНДАРТЫ ISO 14000 НУЖНЫ ПРЕДПРИЯТИЯМ

    Стандарты ISO 14000 являются “добровольными”. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

    Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

    Стандарты могут использоваться и для внешних нужд — чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны.

    Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство “третьей стороны” о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация, по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

    Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

    • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
    • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
    • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
    • желание завоевать рынки “зеленых” продуктов;
    • улучшение системы управления предприятием;
    • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

    По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

    Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

    Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность “двойной” сертификации для уменьшения общей стоимости.

    СИТУАЦИЯ В РОССИИ

    Система экологического менеджмента - часть всей системы менеджмента организации, призванная помочь организации сформулировать экологическую политику. В нашей стране сертификату по стандарту серии ISO 14000 соответствует ГОСТ Р ИСО 14001 - 2007.

    Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг, зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

    Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

    • популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
    • популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;
    • подготовка специалистов-аудиторов;
    • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
    • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага — официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

    Внедрение системы экологического менеджмента улучшает экологическую обстановку путем перехода от ликвидации последствий нештатных ситуаций к их предупреждению. Таким образом, сертификат по стандарту ISO 14000 улучшает экономические показатели за счет сокращения финансовых затрат на выплату штрафных санкций. Также ISO 14000 помогает организации проводить мониторинг и внедрять процедуры измерений , которые позволяют отслеживать прямые или косвенные воздействия на окружающую среду.

    ПРОБЛЕМЫ ISO 14000

    Если компании, работающие в области экологического аудита и консалтинга единодушно приветствовали принятие стандартов ISO 14000, то реакция других заинтересованных сторон была не столь однозначной. По поводу ISO 14000 ведутся острые дискуссии с участием деловых кругов, государственных органов и общественных организаций. С одной стороны, сертификация на соответствие ISO 14000 создает единую основу для сравнения экологической политики компаний из разных стран на международном уровне. С другой стороны, высказываются опасения, что стандарты создают благоприятные условия для “экспорта загрязнений” — переноса вредных производств в развивающиеся страны. Компания может быть сертифицирована в развивающейся стране, соответствуя гораздо более мягким национальным нормативам. Сертификацию в этих странах может облегчить положительное отношение к крупным иностранным инвесторам, а также развитая коррупция.

    Сторонники ISO 14000 считают важным достоинством стандарта его гибкость — организация сама ставит для себя цели в области охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения, следствием положений о “постоянном улучшении” и “предотвращении загрязнений” является то, что даже компания, уже соответствующая национальным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою систему экологического менеджмента и сокращать загрязнения.

    Их оппоненты считают, что эта гибкость чрезмерна — предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать требованиям стандарта. Иногда высказывается мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствием количественных требований вообще не может считаться стандартом.

    Предметом полемики является соотношение ISO 14000 с национальной нормативной базой. Некоторые консервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольной сертификации должен стать единственным инструментом экологического регулирования и на национальном уровне, придя на смену “командным” методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штата Пенсильвания заявил, что “компания, получившая сертификацию ISO 14000, не должна больше сталкиваться с регулирующими органами”. Это заявление вызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и через некоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением о том, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методам регулирования.

    Еще одной темой для дискуссий является достаточность той степени открытости предприятия, которая требуется стандартом. Согласно ISO 14001, экологическая политика организации должна быть доступна общественности , а цели и задачи организации ставятся с учетом мнений “заинтересованных сторон”. С другой стороны, отмечается, что экологическая политика, будучи единственным документом, доступным общественности, носит весьма общий характер. Высказываются также предложения предусмотреть в стандартах те или иные механизмы общественного участия в принятии экологически значимых решений. С этой целью, например, американские неправительственные организации ECOLOGIA и Green Seal принимают участие в разработке документа ISO 14031 (”Руководство по оценке экологических аспектов деятельности”).

    Внедрение системы экологического менеджмента позволяет:

    • снизить : расходы на энергию, воду, ресурсы; риск экологических катастроф; отходы;
    • улучшить : экономические показатели; продукцию в результате изменений в технологическом процессе; имидж компании, как в глазах клиентов, так и заказчиков;
    • оптимизировать систему управления;
    • повысить доверие к компании.

    Требования стандарта ISO 14000 полностью совместимы с требованиями стандартов ISO 9000 и OHSAS 18000.

    Сертификат по стандартам ISO 14000 выдается сроком на 3 года . Сертификационный центр по запросу проводит проверку, в ходе которой определяется степень соответствия применяемым стандартам на системы качества.