Дидактические игры - это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
Настольные игры по развитию речи для дошкольников: современные увлекательные настольно — печатные игры и карточки для занятий с детьми в детском саду, детском центре и в семье.
Настольные игры по развитию речи для дошкольников
Настольные игры всегда и любимы детьми, и интересны им, и полезны. Существует множество настольных речевых игр — и различные «ходилки», и домино, и лото, и разные звуковые дорожки, кубики с условными значками. Это игры для развития словаря, связной речи, фонематического восприятия, грамматического строя речи ребенка, воображения и мышления, внимания и восприятия.
Современные настольные речевые игры для детей очень отличаются от своих предшественников и занимательной формой подачи материала, интерактивностью, многофункциональностью, качеством печати и картона. В них сочетаются и четко продуманное содержание игры, и удобный формат карточек, и качество печати. Карточки выполняются из специальной прочной бумаги, выдерживающей напор любопытных детских ручек и устойчивых к истиранию. Карточки плотные и одновременно легкие, не рвутся, не пачкаются, их удобно держать в руках, они имеют безопасную для ребенка форму без острых углов.
В этой статье я хочу представить Вам новинки — современные настольные речевые игры для дошкольников, разработанные специалистами — педагогами и выпущенные «Мерсибо» .
Раздел 1. Настольные игры для развития фонематического восприятия ребенка дошкольного возраста
Речевая игра 1. Звезда с неба
Возраст детей: «Звезда с неба» — это увлекательная игра по развитию речи детей от 4 лет и старше.
Чем полезна эта игра: Игра развивает фонематический слух детей, учит различать звуки с и з, помогает автоматизации правильного произношения данных звуков в словах, учит составлять предложения с заданными словами, развивает память, учит описывать картинки.
Где можно использовать данную игру: Игра может использоваться на развивающих занятиях с детьми дома, в детском центре, с воспитателями в детском саду, а также на занятиях дефектолога — логопеда.
Сколько детей может играть в игру: от одного до четырех детей одновременно.
В набор для игры входят: шнурочки (4 шнурка и 4 фиксатора) и карточки со звездами (32 картинки — звезды со словами со звуками С и З, выполненные из очень плотного качественного картона).
Как играть в игру: три варианта настольной игры «Звезда с неба»
Вариант 1.
- Игроки определяют, кто из них будет ловить звезды со звуком с, а кто будет ловить звезды со звуком з.
- Далее по очереди игроки берут звезду, переворачивают ее и называют картинку. Если картинка названа правильно, то игрок ее нанизывает на свой шнурочек. Он поймал звезду с неба!
- Игра заканчивается, когда все звезды находятся у детей.
Вариант 2.
- Ведущий берет звезду и не показывает детям своей картинки. Он описывает, что нарисовано на его картинке. Дети отгадывают. Если ребенок отгадал — он забирает эту звезду себе и нанизывает на свой шнурочек.
- Кто больше собрал звезд (или чья команда больше угадала — собрала звезд) — тот и победил сегодня в игре.
Вариант 3.
- Дети составляют предложение со словом, изображенным на картинке звезды. Если предложение ребенка принимается игроками, то он нанизывает звезду на шнурок. Если не принимается — то придумывает еще предложение или уточняет первое.
- В конце игры игроки рассматривают звезды друг друга и вспоминают, кто какое предложение называл.
Речевая игра 2. Тарань или вобла
В этой игре мы пойдем с детьми на рыбалку и будем ловить рыбу. Но рыба у нас будет необычная. На обратной стороне рыб — карточек нарисованы картинки слов со звуками Р или Л.
В набор игры входят: 32 рыбки с картинками на звук Р или на звук Л, 4 шнурка и 4 фиксатора.
Сколько игроков могут играть в игру одновременно: от 1 до 4 детей.
Эта игра построена по тому же принципу, что и игра «Звезда с неба», но направлена на закрепление правильного произношения звуков Р и Л в словах и фразах. В ней развиваются и память, и внимание, и фонематический слух ребенка, и умение составлять предложения.
Варианты игры те же, что и в предыдущей настольной игре для детей:
Вариант 1. Дети ловят рыбку на свои шнурочки. Кто-то ловит «тарань» и другие картинки — рыбки со звуком Р, называет, что нарисовано на пойманной им рыбе. А кто-то ловит «воблу» и другие картинки со звуком Л. Игра заканчивается тогда, когда все рыбки пойманы. Какому рыбаку сегодня выпала удача на рыбалке? 🙂
Вариант 2. Ведущий игры (сначала это взрослый) вылавливает рыбку, но детям картинку не показывает. Он описывает ее, а дети отгадывают, что же за картинку принесла ему рыбка. Кто отгадал — то берет себе эту рыбку и нанизывает на свой шнурочек. Выигрывает тот рыбак, у кого больше «улов» в этой настольной игре.
Вариант 3. Игроки составляют предложения со словами. А в конце игры вспоминают, кто какое предложение придумал.
Раздел 2. Карточки по артикуляционной гимнастике с детьми дошкольного возраста
Комплект «Артикуляционная гимнастика в картинках и стишках» для занятий с детьми
В набор удобного размера (помещается на ладони взрослого) входят 27 качественно выполненных карточек.
Как напечатаны карточки:
- На одной стороне карточки — картинка для ребенка (блинчик, повар и т.д.).
- На другой стороне каждой карточки — название упражнения, его описание и стишок.
В комплект вошли 27 базовых логопедических артикуляционных упражнения: змейка, лопата, качели, индюк, заборчик, ветерок, барабанчик, улыбка, хомяк и другие.
Карточки могут использовать логопеды, воспитатели, гувернеры и няни, педагоги детских центров и родители.
Карточки выполнены на очень качественной плотной бумаге и выдержат много лет использования. Они не занимают много места и их удобно хранить или брать с собой.
Раздел 3. Логопедические игровые задания в картинках
3. 1. Тараторки на пригорке: карточки с логопедическими заданиями в картинках для детей
В комплект вошли 27 заданий в картинках для детей для автоматизации правильного произношения звук Р. Чтобы закрепить в речи ребенка правильное произношение звука необходимо многократное повторение слов и фраз с этим звуком. С интересными заданиями, которые заставляют ребенка не механически отвечать, а размышлять, сравнивать, выбирать, намного интереснее заниматься развитием речи!
Этот набор могут использовать логопеды, воспитатели детских садов, педагоги детских центров. Также с ним могут заниматься и родители по заданиям логопеда.
В комплект входят очень разные речевые задания для детей. Например:
- произнести слова ласково, громко — тихо,
- найти ошибку в предложении и ее исправить,
- заменить первый звук в слове так. чтобы получилось новое слово,
- повторить скороговорку и чистоговорку,
- назвать, у кого из животных есть рога, что нужно повару для пиццы, назвать музыкальные инструменты,
- сказать наоборот (антонимы),
- назвать, что нарисовано и определить место звука Р в этих словах,
- выполнить движение,
- посчитать предметы на картинке.
3.2. Белки — балаболки: карточки с логопедическими заданиями в картинках для детей
Это комплект и той же серии, но посвященный словам со звуком Л. Он состоит из 27 карточек с разными заданиями со словами, в которых есть звук Л. Например:
- назвать слова и определить, что здесь лишнее,
- ответить на вопрос по картинке — «На кого лает лайка?» «Кого не встретишь в сказке Колобок?», «Кто на лавке, а кто под лавкой?»
- произнести чистоговорку и скороговорку,
- назвать половинки,
- показать движения,
- сказать по образцу
- найти одинаковый слог в цепочке слов и многие другие задания.
Раздел 4. Логопедические наборы карточек для игр и занятий с дошкольниками
Данные карточки предназначены для использования педагогами для обследования и развития речи детей дошкольного возраста.
4. 1. Слушай, называй: набор карточек в картинках для обследования и развития фонематического слуха ребенка
В комплект вошли 27 карточек для обследования фонематического слуха, развития слухового внимания, анализа звукового состава слов, развития фонематического восприятия.
Примеры карточек: мышка — мишка, суп- зуб, лайка — лавка, дудка — будка, нож — нос, жук — сук, удочка — уточка и другие.
4. 2. Что сначала: составление рассказа по сериям сюжетных картинок
В комплект для развития связной речи детей вошли 27 картинок (9 серий картинок). Ребенок рассматривает картинки, раскладывает их в правильной последовательности и составляет рассказ.
Комплект может использоваться в обследовании речи детей, на индивидуальных занятиях ребенка с логопедом, в игровых речевых упражнениях с сериями картинок.
4. 3. Бежит -лежит: набор картинок для активизации глагольного словаря ребенка
Это набор картинок для активизации глагольного словаря. Он предназначен для индивидуальных занятий логопеда — дефектолога с ребенком, имеющим нарушения слуха и речи различной степени. Также набор могут использовать и воспитатели детских садов, педагоги детских центров для индивидуальных занятий с детьми.
В набор входят 27 картинок. Это:
- пары картинок: девочка поет — птичка поет, мама сидит- собака сидит, утка плавает- человек плавает, мальчик умывается — кошка умывается, кенгуру прыгает -девочка прыгает, мальчик играет- котенок играет, мальчик спит — кошка спит, мальчик бежит — гепард бежит.
- картинки с действиями, характерными только для человек а: мама поливает цветы, девочка расчесывается, мама пылесосит, папа пишет и другие.
Где продаются эти настольные игры и карточки для развития речи детей «Мерсибо»?
Приобрести все эти настольные игры и карточки можно на сайте разработчиков игр — команды Мерсибо.
Еще настольные речевые игры для детей дошкольного возраста
Интересные и очень оригинальные и качественные настольные речевые игры выпускает и Центр образования и творческого развития «Ребус» (руководитель центра — Татьяна Барчан). В статье Вы найдете еще три настольных игры, разработанные Татьяной для развития речи детей дошкольного возраста: «Не только кошкин дом», «Где мышонок», «Где мой хвостик».
Как сделать настольные речевые игры для детей своими руками Вы узнаете из статей сайта «Родная тропинка»:
Дидактическое пособие по развитию речи «Звуковые часы» Описание: Дидактическое пособие по воспитанию звуковой культуры речи «Звуковые часы» предназначено для детей 5-7 лет. Используя пособие можно решать ряд задач: закреплять правильное звукопроизношение, развивать фонематический слух, подбирать слова близкие по звучанию, определять наличие заданного звука в слове и другие. Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста. Цель. Воспитание звуковой культуры речи. Игровой материал. 1. Рисуем циферблат часов, разделённый на две половины (желтого и зелёного цвета). По краю циферблата в верхней и нижней частях приклеиваем одинаковое количество кругов (по пять). Ламинируем прозрачной самоклейкой. 2. В центре макета прикрепляем двойную стрелку. При помощи двустороннего скотча на каждый кружок приклеиваем прозрачный кармашек. 3. Затем часы фиксируем на картонную основу. 4. Подбираем предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на часах). Игра «Найди пару» Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает на столе и сообщает детям: - Сегодня мы будем играть в игру «Найди пару». Наши часы поделены на две части. В верхней части размещены картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка. Взрослый указывает стрелкой на картинку, ребёнок проговаривает это слово и подбирает сходное по звучанию из предложенных картинок. (Мишка – миска, коза – коса ….) Игра «Подружи картинки» Цель: автоматизировать звук Ш, развивать логическое мышление. Взрослый предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. - Сегодня мы подружим картинки из верхней и из нижней части часов. Называйте картинку и подбирайте для неё пару, например, «Шиповник и шмель». Дети проговаривают словосочетания, выделяя звук Ш. Шиповник и шмель. Бабушка и дедушка. Лягушка и камыши. Клюшка и шайба. Мышка и кошка. Игра «Назови первый звук» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове. Закрепить знания о диких животных Взрослый раскладывает в верхней части часов картинки с изображением диких животных. - Как можно назвать всех, кто находиться на жёлтой половинке? (дикие животные). - Назовите все картинки, выделяя первый звук в слове. Подберите букву, обозначающую этот звук, и поместите в пустой кружок, на который указывает стрелочка. Игра «Назови гласный звук» Цель: учить детей выделять гласный звук из состава слова. Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки: кит, жук, дом, мак, мышь. Символы гласных звуков размещает в боковых кармашках. Затем называет слова, выделяя голосом гласный звук. Дети определяют на слух наличие того или иного звука, находят соответствующий символ и вставляют в кармашек напротив картинки. Игра «Назови последний звук» Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове. Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает в боковые кармашки и сообщает детям: - Сейчас я буду называть картинки, а вы слушайте внимательно и называйте только последний звук в слове. - «Ракета» - какой последний звук? Звук А. - Найдите картинку на этот звук. - Поместите картинку в кармашек, куда указывает стрелочка. Затем дети самостоятельно называют предмет, определяет последний звук и подбирают картинку. Затем часы фиксируем на картонную основу. Подбираем предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на часах).
Дидактические игры учат детей различать основные цвета, величину и форму предметов. У детей развиваются творческие способности, любознательность, наблюдательность, формируются навыки самостоятельной деятельности.
Развивающая игра для детей
"Цветочная поляна"
Сделать игру несложно. Берем любую картонную коробку. Делаем отверстия в ней, вырезаем горлышки от бутылок и вкручиваем их в коробку. Затем вырезаем цветочки основных цветов - зелёного, красного, синего, жёлтого и подбираем крышечки тех же цветов.
Цель:
закрепление цвета; развитие моторики рук, навыки счета.
Вариации игр могут быть различными, например:
. подобрать цветочки по цвету их серединок;
. выложить цветочки одного определённого цвета;
.
сосчитать, сколько цветочков того или другого цвета
Игры с прищепками
Следующее пособие также помогает ребёнку научиться владеть своими пальчиками - прищепки. Да, да, самые обыкновенные прищепки. Один совет - выбирайте пластиковые прищепки не слишком тугие, чтобы малышу было удобно ими пользоваться. Слишком тугие прищепки могут отбить желание в них играть. Для того, чтобы играть с ними было веселее, предлагаю вам сделать несложные цветные шаблоны из картона. К таким заготовкам прищепки можно подбирать по цвету, а из готовых фигурок разыгрывать сказку.
Игра "Кто что ест"
Главной целью всех игр с прищепками является развитие мелкой моторики, но у этой игры есть и ещё одна - познакомить малыша с некоторыми животными и их элементарным рационом.
Фигурки животных из картона
Из картона вырезаем фигурки животных. В запланированных местах прорезаем кружочки под размер пальцев ребёнка. Предлагаем ребёнку вставить пальчики в фигурку зверюшки. С такими игрушками можно и сказки разыгрывать и пальчики развивать.
Пальчиковый театр "Варежка"
Тактильные крышки
Сделать их очень легко. Вам понадобятся пустые крышки от детского питания и разнофактурные кусочки ткани. Вырезаем по два одинаковых кружочка ткани и приклеиваем их к крышкам. Чем больше крышек и кусочков ткани, тем интереснее будет играть. Вариантов игры может быть много. Самый лёгкий - просто трогать пальчиками крышечки. Далее можно складывать часть крышек в специальный мешок. Одну даём потрогать ребёнку и просим на ощупь найти в мешочке такую же
Развивающая мягкая книга
http://www.bensound.com
Очень понравилось видео о том, какую развивающую книгу можно сделать своими руками. Замечательная идея для маленьких детей!
Дидактическая игра "Подбери лепесток"
Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог, МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «Подбери лепесток». Материал будет полезен педагогам, родителям, специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста. Игру можно предлагать детям во время индивидуальной работы.
Педагоги часто в своей работе с детьми сталкиваются с такими проблемами, как недостаточно развитая память, внимание, мышление, речь. Дидактические игры как раз предназначены для того, чтобы ненавязчиво решать возникающие трудности в развитии ребенка.
Игра «Подбери лепесток»
Цель:
Обогащение словаря ребенка.
Задачи:
1.Учить правильно называть изображение на картинке,
2.Учить работать с символами, правильно употреблять в речи глаголы,
3.Развивать память, внимание, мышление,
4.Расширять кругозор,
5.Воспитывать любовь и уважение к окружающей среде.
Материалы для изготовления игры:
1.Картон для основы,
2.Самоклейка или цветной картон,
3.Выстриженные картинки из журналов,
4.Карандаш, клей, ножницы.
Для того, чтобы изготовить эту игру Вам понадобится плотный картон для основы. Я использую картон от пачек с крупами, это удобно и всегда доступно. Вырезаю прямоугольники нужного размера.
Конечно, можно использовать просто цветной картон, но он тонкий и не всегда яркий, поэтому я обклеиваю основу самоклейкой (цветная сторона картона остается без самоклейки, при желании ее можно обклеить белой бумагой).
Далее изготавливаем лепестки.
Также обклеиваем их самоклейкой.
Дальше приклеиваем вырезанные из журналов картинки на лепестки. Чем больше картинок, тем лучше. Картинки должны быть четкие, яркие, понятные.
Дальше работаем с основой, к которой в последствии будем подставлять лепестки. В центр прямоугольника приклеиваем картинку с символом, означающим какое - либо действие: «летает», «ходит», «плавает», «ползает», «пищит», «ныряет», "скачет", и т.д. Символ Вы можете придумать сами, но так, чтобы ребенок его смог сразу «схватить».
А дальше Вы можете начинать игру.
1. Педагог поясняет ребенку, что обозначают символы на прямоугольниках, ребенок самостоятельно повторяет.
2. Ребенок узнает символ в прямоугольнике.
3. Выбирает те лепестки, изображения которых могут выполнять заданное действие.
На основе игры с глаголами можно изготовить игру с прилагательными.
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что представленная игра вам пригодится в работе.