Нормы употребления и образования степеней сравнения прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных (6 класс) Простая форма сравнительной степени прилагательных

Сравнительная степень и превосходная степень прилагательных используется очень часто как в устной, так и в письменной речи. И касается это не только русского языка. Сегодня нас интересует иностранная лексика, а именно сравнительная и превосходная степень в английском языке. В наше время появляется все больше необходимости общаться именно на нем. Для того чтобы говорить корректно, и чтобы вас правильно понимали окружающие иностранцы, нужно изучить правила образования этих степеней.

Что такое прилагательное

Прежде чем говорить о том, как образуется сравнительная и превосходная степень в английском языке, давайте вкратце рассмотрим само прилагательное. Что это за часть речи? В двух словах, имя прилагательное применяется в том случае, если нам нужно описать некий предмет, человека или процесс. Отвечая на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? , данная часть речи помогает нам не только описать их, но и сравнить друг с другом, а также заявить о превосходстве того или иного предмета или персонажа.

  • Мы живем в этом большом доме уже очень давно.
  • Старый парк выглядит намного лучше рано утром.
  • Мы являемся самыми молодыми специалистами в этой области.

Выделенные слова ярко показывают, какую функцию выполняет имя прилагательное в предложении. Эта функция - определение. И в этом смысле нет никакого различия между русским и английским языком.

Степени сравнения: правило

Сравнительная и превосходная степень прилагательных - это две из трех форм, в которых возможно использование данной части речи. Всего существует три степени сравнения:

  • Положительная - здесь прилагательное имеет свою начальную форму, например: белый, толстый, высокий, хороший и т. д.
  • Сравнительная - такая форма применяется в случае, когда мы хотим сравнить что-то с чем-то, показать преимущество чего-то над чем-то, например: лучше, выше, толще, умнее, меньше и т. д.
  • Превосходная - этот вариант используется нами при желании показать, что кто-то или что-то имеет наивысшую степень качества, например: самый высокий, самый дорогой, наилучший, наименьший и т. д.

От того, какую мысль вы хотите донести до собеседника, зависит и выбор варианта слова. Мы рассмотрим все возможные правила образования обеих степеней в отдельности.

Сравнительная степень

В грамматике английского языка существуют правила, по которым формируется и сравнительная, и превосходная степень. Упражнения на проверку понимания данной темы направлены на то, чтобы вы правильно образовывали ту или иную степень с любым прилагательным. Для начала рассмотрим сравнительную форму. Для того чтобы образовать из любого прилагательного сравнительную форму, вам нужно следовать таким правилам:

  • Если слово односложное или двусложное, но ударение падает на первый слог, то мы к нему добавляем суффикс «er»: smart (умная) - smarter (умнее); hard (тяжелое) - harder (тяжелее).
  • Если слово имеет окончание «е», к нему добавляется одна буква «r»: large (большая) - larger (больше); polite (вежливая) - politer (более вежливая).
  • Если односложное слово заканчивается на согласную букву, перед которой стоит краткий гласный звук, то последняя буква при добавлении суффикса удваивается: big (большая) - bigger (больше); hot (горячая) - hotter (более горячая).
  • В случае если прилагательное заканчивается на букву «y», при добавлении суффикса она меняется на «i»: noisy (шумный) - noisier (более шумный); easy (простая) - easier (проще).
  • При наличии у прилагательного больше двух слогов к нему не добавляется суффикс. Мы ставим перед этим прилагательным сравнительное наречие «more», что в переводе на русский означает «более»: beautiful (красивая) - more beautiful (более красивая); interesting (интересное) - more interesting (более интересное).
  • Если же нужно указать, что качество ниже, чем у другого объекта, то вместо вышеупомянутого слова мы берем «less», переводимое как «менее»: beautiful (красивая) - less beautiful (менее красивая); interesting (интересное) - less interesting (менее интересное).

Таким образом, мы без труда может сформировать предложения, где хотим сравнить качества разных объектов.

Превосходная степень

Сравнительная степень и превосходная степень очень легко формируются русскоговорящими пользователями, так как понятие о сравнении и превосходстве очень похоже на то, что мы знаем в русском языке. Так, для образования последней степени нам нужно применить такие понятия, как «самая, наиболее/наименее». Но и здесь есть определенные правила, которым нужно следовать:

  • Если слово имеет один слог, к такому прилагательному мы добавляем суффикс «est», при этом перед новообразованным словом будет стоять артикль «the»: smart (умная) - the smartest (умнейшая); hard (тяжелое) - the hardest (самое тяжелое).
  • При наличии в конце слова окончания «e» мы будем использовать только суффикс «st»: large (большая) - the largest (наибольшая); polite (вежливая) - the politest (самая вежливая).
  • Если слово заканчивается на согласную, перед которой стоит короткий гласный звук, мы удваиваем на письме последнюю букву. В речи это никак не проявляется: big (большая) - the biggest (наибольшая); hot (горячая) - the hottest (самая горячая).
  • Если в слове на последнем месте стоит буква y, при добавлении суффикса мы меняем ее на i: noisy (шумный) - the noisiest (самый шумный); easy (простая) - the easiest (наипростейшая).
  • Для длинных многосложных слов существует другой способ образования. Мы ставим перед словом наречие «the most», что переводится, как «самый, самая, самое»: beautiful (красивая) - the most beautiful (самая красивая); interesting (интересное) - the most interesting (самое интересное).
  • Если же нужно указать, что качество самое низкое, то вместо слова «самый», мы берем «the least», переводимое как «наименее»: beautiful (красивая) - the least beautiful (наименее красивая); interesting (интересное) - the least interesting (наименее интересное).
  • Существуют слова, состоящие из двух составляющих. В этом случае мы также ставим перед ними указанные наречия: easy-going (общительный) - more easy-going (более общительный) - the most easy-going (самый общительный); easy-going (общительный) - less easy-going (менее общительный) - the least easy-going (наименее общительный).

Сравнительная и превосходная степень: слова исключения

Есть слова, которые, несмотря на все существующие правила, образуют степени по-своему. Такие слова нужно учить наизусть. Сравнительная степень и превосходная степень таких слов вынесены в отдельную таблицу.

Положительная

Сравнительная

Превосходная

маленькая

farther, further

the farthest, the furthest

the oldest, the eldest

the latest, the last

При употреблении слова, состоящего их двух компонентов, один из которых является словом исключением, нужно использовать именно его форму: good-looking (красивая) - better-looking (красивее) - the best-looking (самая красивая).

Устойчивые фразы

И сравнительная степень, и превосходная степень употребляются в предложениях как части специальных конструкций. Чаще всего это такие варианты:

  • Конструкция «the… the…». The more I read, the more I know. Чем больше я читаю, тем больше я знаю.
  • Конструкция «as… as…». He is as tall as his brother. Он такой же высокий, как его брат.
  • Конструкция «not so… as…». She is not so fit as me. Она не такая стройная, как я.

Это самые распространенные варианты предложений, в которых мы применяем упомянутые степени сравнения.

Понятие о степенях сравнения

В соответствии со своим общим грамматическим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие, в какой мере признак проявляется в предмете. Это сравнительная и превосходная степени сравнения.

Сравнительная степень прилагательного

Сравнительная степень прилагательного обозначает большее или меньшее проявление признака в том или ином предмете. Например:

Это пирожное слаще торта .

Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-, -ше-/-же.

Красивый - красивее

Мудрый - мудрее

Перед суффиксом -е- обычно происходит чередование согласных основы:

Сладкий - слаще

Низкий - ниже

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложениях они могут выполнять функции сказуемого и определения. Например:

Этот город красивее нашего родного .

Прилагательное красивее стоит в форме простой сравнительной степени. В данном предложении выполняет функцию сказуемого.

Давай найдем место красивее .

То же самое прилагательное в простой сравнительной степени будет определением.

Составная сравнительная степень образуется путем присоединения к прилагательному слов более или менее .

Сладкий - более или менее сладкий

Высокий - более или менее высокий

Прилагательные в форме составной сравнительной степени изменяются по родам, числам и падежам следующим образом: первое слово - более или менее - остается неизменным. А второе слово меняется:

К более высокому

О менее красивом

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени могут быть как сказуемыми, так и определениями:

Погода сегодня более теплая, чем неделю назад .

В данном предложении мы видим, что прилагательное в форме составной сравнительной степени выполняет функцию сказуемого.

Более теплая вода понравилась Коле .

Та же самая форма сравнительной степени будет определением.

Запомните:

Сравнительная степень имен прилагательных не может быть образована одновременно простым и составным способом.

Ошибочным будет использование конструкции «более слаще». Правильными будут варианты более сладкий и слаще .

Превосходная степень сравнения прилагательных

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку:

Эверест - самая высокая вершина в мире .

Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простой и составной.

Простая форма превосходной степени образуется при помощи суффиксов -ейш- или -айш-:

Тихий - тишайший

Мудрый - мудрейший

Прилагательные в форме простой превосходной степени сравнения могут изменяться по родам, числам и падежам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми.

Эверест - высочайшая вершина в мире .

Прилагательное высочайшая является определением.

Этот кратер глубочайший .

Прилагательное глубочайший - сказуемое.

Составная превосходная степень прилагательных может быть образована двумя способами:

1. Прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее :

Умный - самый умный

Высокий - наиболее высокий

В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова:

Самому умному

О самом красивом

В форме составной превосходной степени со словами наиболее и наименее изменяется только второе слово:

О наиболее высоком

В предложении эта форма превосходной степени может выполнять функции как сказуемого, так и определения.

2. К форме простой сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего , если это сравнение с неживыми предметами, или слово всех , если это сравнение с живыми предметами или с рядом таких же предметов.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе .

В предложениях такие формы превосходной степени могут быть только сказуемыми.

Запомните:

Превосходная степень сравнения имен прилагательных не может быть образована сразу и простым, и составным способом.

Формы типа «наиболее глубочайший» являются ошибочными.

Нужно использовать другие формы превосходной степени сравнения - либо глубочайший , либо наиболее глубокий .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О степенях сравнения ().
  2. Yaklass.ru ().

Домашнее задание

Спишите пословицы, образовав сравнительную степень:

Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) новых двух.

Утро вечера (мудреный).

Дождливое лето (плохое) осени.

Здоровье (дорогой) золота .

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив .

Качественные имена прилагательные имеют степени сравнения: положительную (исходная форма), сравнительную (ком пара- тив ) и превосходную (суперлатив). Грамматическая категория степеней сравнения выступает в качестве грамматикализованного ядра функционально-семантической категории градуальности , значение которой реализуется разноуровневыми языковыми средствами. Значение степеней сравнения заключается в том, что сравнительная степень передает интенсивность признака в сопоставлении с тем же признаком у другого предмета .

Научная дискуссия

Начиная с Аристотеля и до настоящего времени слова, передающие градуальное значение (меры, степени, величины признака, процесса, явления, предмета), были объектом изучения многих исследователей 3 . М. В. Ломоносов в своей "Российской грамматике" рассматривал степени сравнения категории субъективной оценки . Русские грамматисты XIX в. данные аспекты сблизили. Было установлено две категории степеней качества – неотносительные (староватый, старенький, старёхонек) и относительные (старейший из..., один другого старее) .

Не называя представленные явления термином градуальность, который используют современные ученые, лингвисты описали ряд языковых явлений, соответствующих самой сути градуальности . Все теории и описания различных степеней качества с исторической точки зрения являли собой важную перспективу в изучении градуальности. Начиная с XV в. в русском языке встречаются всевозможные формы с градуированным значением.

Признаковостъ, процессуалыюсть, предметность определенным образом (в большей или меньшей степени) соотносятся с понятиями степень, мера . Большинство слов современного русского языка выражает изменяемый и измеряемый (качественный ) признак: степени сравнения (имена прилагательные); образования с суффиксами увеличительными и уменьшительными (имена существительные); способы глагольного действия со значением меры; градуальные оппозиции в лексической системе языка; градационные синтаксические конструкции; использование градации как стилистического метода. В качестве градуированных и градуируемых единиц рассматриваются такие слова, которые в силу своих семантико-грамматических особенностей способны выражать ту или иную степень (меру) проявления признака: "В обиходном языке “сравнивать” – значит выразить свое отношение, “оценить”, “измерить”, руководствуясь нашими чувствами и нашими страстями" .

Градуальность – функционально-семантическая категория со значением меры, степени проявления признака, процесса, явления, состояния, выражаемого разноуровневыми языковыми средствами. Сравнительная степень (компаратив ) обозначает такой изменяемый признак, который может проявляться в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом предмете. Ср.: Этот вопрос сложнее предыдущего. Этот вопрос более сложный, чем предыдущий. Превосходная степень (суперлатив ) обозначает такой изменяемый признак, который проявляется в предмете в самой большой или самой меньшей степени, чем в другом предмете: Это сложнейший вопрос изучаемой темы. – Это самый сложный вопрос изучаемой темы.

Формы сравнительной и превосходной степеней могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая форма сравнительной степени имеет показатели – суффиксы -ее(-ей), -е: высок-ий выш е (чередование с//ш в корне слова + усечение основы – суффикса -ок-), силън-ый сильн ее (сильн -ей ) и т.п. От имен прилагательных хороший, плохой, малый образуются супплетивные формы сравнительной степени: хороший – лучше, плохой – хуже и т.д. Простая превосходная степень образуется путем присоединения суффиксов -ейш-, - айш -: высоч айш ий, сильн ейш ий и др. Например: Лев Толстой – гениальн ейш ий из писателей XX столетия.

Сложная форма сравнительной степени образуется путем дополнительных слов более/менее + положительная степень: более (менее) высокий (добрый).

Сложная форма превосходной степени образуется несколькими способами:

  • а) с помощью дополнительного (вспомогательного) слова (частицы) самый: самый сложный, самый высокий и т.п.;
  • б) с помощью дополнительных (вспомогательных) слов наиболее, наименее: наименее сложный и т.д.;
  • в) сочетанием "простая форма сравнительное степени + местоимение в родительном падеже всего (или всех)": сложнее всего (всех) и др.;
  • г) сочетанием "усилительная частица всё + простая форма сравнительной степени": Боль в сердце становилась всё горяче е (М. Шолохов).

В предложении простая форма обычно выполняет функцию сказуемого, а составная может быть как сказуемым, так и определением. Ср.: Она была прекраснее, чем он воображал ее (Л. Толстой).

Сложная форма сравнительной и превосходной степеней образуется почти от всех качественных имен прилагательных. Простая форма имеет ограничения.

Не образуются формы простой сравнительной степени от имен прилагательных:

  • – с абсолютным качественным значением: лысый, слепой, хромой, немой, босой, глухой и т.п.;
  • – с основой на [ш "], [ж ]: нищий, дюжий и др.;
  • – с суффиксом -ск-: друже ск ий, враже ск ий и т.д.;
  • – от некоторых отглагольных прилагательных с суффиксом -к-: пад к ий, ход к ий, шат к ий и пр.;
  • – с суффиксом -ов-/-ев-: бед ов ый, бо ев ой и т.п.;
  • – с суффиксом -л-: уны л ый, уста л ый и т.д.;
  • – от отдельных имен прилагательных, стоящих особняком по причинам исторического характера, например гордый, молодой и др.

Не образуются формы простой превосходной степени от имен прилагательных:

  • – с суффиксом -ск-: друже ск ий, трагиче ск ий, враже ск ий и т.д.;
  • – с суффиксом -к-: гад к ий, гром к ий, звон к ий и т.п.;
  • – с суффиксом -ов-/-ев-: ряд ов ой, стро ев ой, бо ев ой и др.;
  • – от имен прилагательных гордый, молодой и пр.

Превосходная степень имеет две разновидности значения:

  • 1) проявление признака в высшей степени по сравнению с другими предметами (суперлатив ): старейший из работников и т.п.;
  • 2) выражение предельной степени проявления признака безотносительно к другим предметам (безотносительно большой меры признака – элатив ): Попал в глупейшее положение , Это редчайший случай и т.д.

В грамматическом отношении сложные формы сравнительной и превосходной степеней ничем не отличаются от положительной (исходной) степени. Простые формы сравнительной степени являются неизменяемыми, ср.: Дом (дома) (сосн-а (-ы), здани-е (-я)) выше, чем...

Синтаксические (синтагматические) условия применения морфологических разнотипных образований в русском языке характеризуются следующими особенностями.

1. Выражая относительную степень наличия признака, имя прилагательное в сравнительной или превосходной степени употребляется в качестве градуального синтаксического члена – предиката или определения. Ср.:

Так, рассуждая, Селифан забредал наконец в самые отдаленные отвлеченности. Может быть, к сему побудила его другая, более существенная причина, дело более сурьезное, близшее к сердцу... Но обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если только будет иметь терпение прочесть предлагаемую повесть, очень длинную, имеющую после раздвинуться шире и просторнее по мере приближения к концу, венчающему дело (Н. Гоголь).

Это сложные, аналитические образования. В роли показателя степени выступают слово более (сравнительная степень) и слова самый или наиболее (в превосходной степени). Показатель превосходной степени самый стилистически нейтрален, а слово наиболее носит книжный характер. Ср.:

Наиболее типичные случаи; самый простой вопрос. – Брезгуя благоразумным уютом рокировки, он стремился создать самые неожиданные, самые причудливые соотношения фигур (В. Набоков).

2. Имена прилагательные в сравнительной степени, выступающие как определения, могут выражать результат субъективной оценки.

Оттенок значения субъективной оценки можно передать лексическими средствами, например: пожилой человек (в отличие от старого). В сочетании со словом более имя прилагательное употребляется как в полной, так и в краткой форме: этот вопрос более важен : важный (составная форма); этот вопрос важнее : важней (простая форма). Краткая форма более важен передает состояние, мыслимое во времени: В настоящий момент этот вопрос более важен.

Типичной для русского языка является простая (синтетическая) форма сравнительной степени на -ее, -ей, -е. Она омонимична форме сравнительной степени наречия. Ср.: он ведет себя скромно (нареч.); его требования скромнее (прил.).

Превосходная степень имени прилагательного, выступающая в функции именного сказуемого, имеет три формы, аналогичные формам сравнительной степени: этот вопрос самый (важный ): наиболее (важен) : важнее всех (всего). Если превосходная степень выражает качество неодушевленного или одушевленного предмета, то предпочтение отдается формам "самый + полная форма прилагательного":

Этот чемодан самый тяжелый; Его работа самая лучшая. – Вронский – это один из сыновей графа Кирилла Ивановича Вронского и один из самых лучших образцов золоченой молодежи (Л. Толстой).

  • 3. Сравнительная степень в функции предиката-сказуемого употребляется в особых компаративных конструкциях, в которых так либо иначе выражен объект сравнения. Она образуется двумя способами:
  • 1) соединением простой формы сравнительной степени с родительным сравнения: Вильсон важнее прочей птицы (В. Маяковский);
  • 2) соединением составной формы сравнительной степени, состоящей из слова более и краткой формы положительной степени, и союза чем: Вильсон более важен, чем прочая птица.

Наиболее распространенным следует считать первый способ, ведь употребление "форм сравнительной степени не ограничивается простыми морфологическими правилами. Типы образования и функционирования степеней сравнения в русском языке должны изучаться и усваиваться в тесной связи с синтаксическими и семантическими условиями их употребления" .

Все качественно-оценочные и большинство качественных имен прилагательных образуют степени сравнения, выражающие разные степени качества. Но в ряде случаев они не имеют степеней сравнения в силу своей семантики: прилагательные типа немой, босой и т.п. обозначают абсолютное качество и логически не допускают сравнительной или превосходной степени. Важно отметить, что сравнительная и превосходная степени обозначают разные значения в отличие от значения положительной степени:

"Оне на двух заседаниях сразу..."

(В. Маяковский)

Формы сравнительной степени с приставкой по- (поумнее, повеселее, подешевле и т.п.), выступающие в качестве сказуемого, приобретают оттенок "смягченной" сравнительной степени: Он помоложе меня; Он будет поумнее нас всех. -

А мужик-от он догадлив был,

Он пускался на медведиху,

Он сажал в нее рогатину

Что повыше пупа, пониже печени

  • (в значении "несколько выше/ниже").
  • (А. Пушкин)

Формы прилагательных на -ее, -е, -ше с приставкой по- указывают па преобладание какого-нибудь качества в одном из сравниваемых предметов: (книга) поинтереснее; (мальчик) поумнее и т.п.

В сочетании с родительным падежом определительных местоимений всего или всех (которые, но сути, стали формантами, показателями превосходной степени) сравнительная степень приобретает значение превосходной. Такие устойчивые сочетания несут в себе значение высшей степени качества путем сравнительного противопоставления чего-либо другим предметам в совокупности и не из одной и той же категории. Это сложная форма элатива, которая не сочетается с формами на -ейш-, -айш-. Например:

Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным (В. Набоков); И кричали гуси, / В небе пропадая, / Что всего дороже / Сторона родная... (М. Исаковский).

Все три степени представляют собой градационный ряд: грубый: грубее : грубейший ; грубый: более грубый: самый грубый и т.п.

В русском языке сравнительная степень часто употребляется в значении превосходной. Отличает такое употребление родительный падеж второго элемента при сравнительной степени. Он может быть использован и при превосходной степени: лучше всего, богаче всех. В некоторых случаях можно заметить "ограниченное" значение превосходной степени – лучше (...) всех других, кроме одного (двух...).

Опираясь на систему степеней сравнения Отто Есперсена, исключающую из рассмотрения превосходную степень как разновидность сравнительной , выделим ступени градуирования:

  • 1. Превосходство (>) более опасный (лучше), чем...
  • 2. Равенство (=) столь же опасный (хороший), как и...
  • 3. Более низкая степень (менее опасный (хороший), чем... и т.д.

Очевидно, что первая и третья ступени тесно связаны, так как

в обоих случаях выражается неравенство. Выделяются два способа выражения с противоположным значением, которые дают возможность изменять отношения первой и третьей ступеней на обратные: хуже, чем = менее хороший, чем. Исходя из этого, можно установить следующее равенство: старше, чем = менее молодой, чем. Ср.:

Сам Левин не помнил своей матери, и единственная его сестра была старше его , так что в доме Щербацких он в первый раз увидал ту самую среду старого дворянского, образованного и честного семейства, которой он был лишен смертью отца и матери (Л. Толстой).

Сравнение Сестра Левина старше его не означает, что Сестра стара, и сравнительная степень поэтому может означать меньшую степень, чем положительная в выражении Сестра стара. Аналогично предложение Сестра старше, чем Левин ничего не говорит о старости Левина; по старость Левина будет подразумеваться, если присоединить наречие еще : Сестра еще старше, чем Левин. Мы видим, что подобное употребление слова еще не является самоочевидным.

При отрицании ступени превосходства (1) Сестра не так стара, как Левин получаем значение либо равенства (2), либо более низкой степени (3). При отрицании ступени равенства (2) получаем значение более низкой степени (3): менее старый, чем; моложе, чем. Ср.: А так же стар, как В. Возражением на данное высказывание будет следующее: О, нет, не так стар, как В, а значительно старше.

Существуют конструкции пропорционального соответствия, в которых детерминирующий элемент представляет промежуток времени, но не имеет явного выражения. В подобных предложениях выявляются следующие значения и особенности их выражения:

а) повторение формы сравнительной степени:

Становилось все темнее и темнее (= чем дольше это продолжалось, тем темнее становилось). Он становился все более и более нетерпеливым; Боль в сердце становилась все горячее (М. Шолохов);

б) формант всё в совокупности со сравнительной степенью образует превосходную степень: Он говорил всё неразборчивее.

В. В. Виноградов указывал, что имена прилагательные на -айший/- ейший могут иметь в современном русском языке три значения:

1) безотносительно большой меры (предельной степени) признака (значение элативное):

Он умнейший человек; Погода чудеснейшая. – Он в сердцах стал выдирать листья и цветы и зачихал от мельчайшей пыли (В. Набоков).

Некоторые формы превосходной степени отрываются от парадигмы и выступают в значении элатива, т.е. в значении абсолютно большей степени качества: величайший ученый (не значит самый великий) ,

  • 2) превосходной степени: вернейший из друзей, величайший поэт ,
  • 3) сравнительной степени (значение, почти утраченное в современном русском языке, но оставившее следы во фразеологии): при ближайшем рассмотрении.

Наиболее распространенным является употребление форм на -айший/-ейший в элативном значении. Такие формы в свободных сочетаниях имеют оценочный характер. Ср.:

Я попал в глупейшее положение; Это редчайший случай и т.п. – Это умнейший, порядочнейший и талантливейший человек (Н. Гоголь); По ничего такого не случилось, он слушал спокойно, и когда отец, старавшийся подбирать любопытнейшие, привлекательнейшие (= "оценочный характер") подробности, сказал, между прочим, что его, как взрослого, будут звать по фамилии, сын покраснел, заморгал, откинулся навзничь на подушку, открывая рот и мотая головой... (В. Набоков).

Градуально-оценочное значение превосходной степени формы на -айший/-ейший реализуется сочетанием с предлогом из: гениальнейший из (музыкантов ), старейший из (работников ) и т.п. Например:

А как в повозочке моей... с одеждой и бельем находилась и постеля, то я в своем несчастий почитал себя счастливейшим из смертных (А. Пушкин).

Элативное значение очень близко к категории субъективной оценки. Элативные формы выражают градуальное значение и служат для выражения предельной степени качества без указания отношения к другим предметам: В воздухе носились мельчайшие пылинки ; Нашел редчайший экземпляр.

Следовательно, формальным средством выражения значений меры и степени (градуальности) в области качественных имен прилагательных (и качественных наречий) является морфологический уровень, касающийся свойств морфем и случаев аналитического образования. В качестве грамматикализованного ядра градуалъпости выступает соответствующая ей категория степеней сравнения – компаратив, суперлатив и элатив.

  • См.: Колесникова С. М. Семантика градуальности и способы ее выражения в современном русском языке. М., 1998; Ее же. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке. М., 2010. С. 78-86.
  • См. доп.: Фалев И. А. К вопросу о степенях сравнения в современном русском языке // Язык и мышление. Вып. 9. М.; Л. 1940; Никулин А. С. Степени сравнения в современном русском языке. М.; Л., 1937; Князев Ю. П. О семантике степеней сравнения прилагательных // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Т. 524: Проблемы внутриструктурного функционального описания языка. Тарту, 1980; Колесникова С. М. Степени сравнения прилагательных и выражаемая ими интенсивность признака // Русский язык в школе. 1998. № 5.
  • Ср.: Галич Г. Г. Градуальные характеристики квалитативных прилагательных, глаголов и существительных современного немецкого языка: автореф. дис.... канд. филол. наук. Л., 1981; Харитончик З. А. Туранский И. И. Семантическая категория интенсивности в современном английском языке. М., 1990; Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1973; Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999; Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974; Вольф E. М. Функциональная семантика оценки. М., 1985; Убин И. И. Лексические средства выражения интенсивности (на материале русского и английского языков): автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1974; Туранский И. И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. М., 1990; Воротников Ю. Л. Степени качества в современном русском языке. М., 1999; Норман В. Ю. Градация в русском языке // Qnantitat und Graduierungals kognitiv-semantische Kategorien. Wiesbaden: Harrassowitz verlg, 2001. C. 381-403. Сепир Э. Градуирование: семантическое исследование // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. С. 43; Халина Н. В. Категория градуальности в слове и тексте. Барнаул, 1993; Кржижкова Е. Количественная детерминация прилагательных в русском языке (лексико-синтаксический +анализ) // Синтаксис и норма. М., 1974. С. 122-144; Bolinger D. Degree words. Paris: Mouton, 1972; Studia gramatyezne bulgarsko-polskie. T. 3: Ilosc, gradaeja, osoba. Wroclaw, 1989; Колесникова С. M. Градуальность: лингвистическое описание (на материале русского языка) // Akademiai Kiado. Budapest, 2011; Репаши Д., Секей Г. О градуальности в сопоставительном аспекте // Вестник МГОУ. Сер. "Русская филология". Вып. 5. М., 2010. С. 110-117; Колесникова С. М. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке // Modern Nyelvoktatas: А Magyar Alkalmazott Nyelveszek es Nyelvtanarok Egyesfiletenek folyoirata. XVI. 2010. S. 116-118; Sjostrom S. Spatial relations: Towards a theory of spatial verbs, prepositions, a pronominal adverbs in Swedish. Goteborg: Dept, of linguistics, 1990.
  • Карцевский С. О. Сравнение // Вопросы языкознания. 1976. № 1. С. 112.
  • Исаченко А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Братислава, 1965. С. 201.
  • См.: Есперсен О. Философия грамматики: пер. с англ. М., 1958.

Степени сравнения имён прилагательных в английском — это одна из самых простых грамматических тем. Причина состоит в том, что существующие степени сравнения и методы их формирования во многом совпадают с таковыми в русском языке. Как и в русском, в английском языке есть две степени сравнения: сравнительная и превосходная . Согласно другой классификации, есть еще и положительная — это обычная форма прилагательных. Сравнительные формы в английском

Способов формирования степеней сравнения есть два: аналитический (добавление слов) и синтетический (добавление суффиксов). Выбор нужного способа формирования зависит от самих прилагательных:

  • для односложного (простого) — применяем синтетический метод образования
  • для многосложного — аналитический метод.

Рассмотрим всё это детально, приводя примеры.

Односложные прилагательные и синтетический метод для их сравнения

Почти все простые прилагательные в английском языке образуют сравнительные степени с помощью суффиксов:

таблица прилагательных степеней Есть несколько случаев, когда добавление суффиксов требует незначительных изменений в самом слове:

  1. Если в односложном прилагательном перед конечной согласной стоит краткий гласный звук, тогда мы её удваиваем:
    • Big — bigger — the biggest
  2. Конечное немое -е уходит перед -er, -est:
    • Nice — nicer — the nicest
  3. Конечная буква -y заменяется на -i, при условии, что перед -y стоит согласная:
    • Dry — drier — the dries

Если перед -y в слове стоит гласная, никаких замен не будет:

  • Grey — greyer — the greyest

Подведем итоги.
На следующем рисунке вы увидите предельно простую схему образования степеней сравнения простых прилагательных в английском. степени сравнения простых прилагательных в английском

Нет таких правил, которые бы не имели исключений

Есть небольшой список исключений из общего правила: эти слова совершено изменяют свои корни:
список исключений Существует еще один вид исключений, представляющий собой небольшой список слов, имеющих по два возможных варианта образования степеней, каждый из которых имеет свои смысловые характеристики. Их надо знать для правильного употребления в контексте:
Прилогательные с двумя возможными вариантами образования степеней Что касается двухсложных прилагательных, некоторые из них формируют свои сравнительные формы, как односложные — путем прибавления —er и —est . К таковым относятся те, которые

  1. Заканчиваются на:
    • -ow :

    narrow — narrower — the narrowest

    • -le :

    simple — simpler — the simplest

    • -er :

    tender — tenderer — the tenderest

    happy — happier — the happiest

  2. Имеют два слога, и ударение падает на второй:
    severe — severer — the severest
  3. Трехсложные прилагательные с наличием приставки -un
    untidy — untidier — the untidiest

Многосложные прилагательные и аналитический метод их сравнения

Вот и настал момент разобраться с аналитическим методом формирования сравнительных степеней в английском языке. Этот метод предполагает изменение значения слова без каких-либо изменений в нём самом, а при помощи добавления к нему другого слова, которое и изменит его смысловые и грамматические характеристики.

  1. Добавляется наречие more (более), если сравниваем качества двух объектов, один из которых превосходит другого:
    Аня послушнее Кати
  2. Наречие most (наиболее) используется при указании самого высшего уровня качественной характеристики предмета:
    Аня самая послушная

Может быть, вы задаётесь вопросом почему не все прилагательные в английском языке придерживаются одного способа образования степеней. Дело в том, что добавление суффиксов к и без того длинным словам совсем неудобно, так как они еще более удлинят их.
Многосложные прилагательные Для закрепления материала посмотрите следующие видео:

1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший .

Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший .

2. Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:
бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.

3. Использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным. Так, некорректным является предложение: А. Блок - талантливейший поэт России . Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторимы, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок - один из талантливейших поэтов России .

Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести когда-то прозвучавшее высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

Распространенными ошибками при образовании степеней сравнения имен прилагательных являются следующие:

  • образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший ;
  • образование плеонастических сочетаний типа несколько подробнее (слово подробнее имеет значение «несколько, немного»);
  • образование форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более разговорный вариант . Формы сравнительной степени, образованные от относительных прилагатнльных, допускаются в произведениях художественной литературы, где их употребление стилистически мотивировано: Мы хороним самого земного изо всех прошедших на земле людей (В. Маяковский); В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Леонов);
  • ошибочным является также образование форм превосходной степени путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи- : наи выгодный, наи приятный (правильно: наи выгоднейший, наи приятнейший ).

При употреблении синонимичных форм в речи следует учитывать их семантические и стилистические оттенки. Так, простая форма сравнительной степени (интереснее, сильнее ) стилистически нейтральна, она употребляется во всех стилях; сложная (более интересный, более сильный ) свойственна книжной речи. Простая форма превосходной степени имеет книжную окраску, сложная - нейтральную.


Вариантные формы полных и кратких прилагательных.

1. В парах полных прилагательных в творительном падеже , например: вечерней зарей – вечернею зарею, деревянной ложкой – деревянною ложкой вторые формы устарелые ; в поэтической речи эти варианты равноправны.

Примечание. В паре Божья – Божия вторая форма употребляется в высоком стиле.

2. Равноправны варианты кратких форм прилагательных (на -ен и -енен ), образуемых от полных форм с неударяемым -енный , например:бездействен – бездейственен; безнравствен – безнравственен; беспочвен – беспочвенен; бесчувствен – бесчувственен; величествен – величественен; воинствен– воинственен; единствен – единственен; естествен – естественен; злокачествен – злокачественен; искусствен – искусственен; медлен – медленен; могуществен – могущественен; мужествен – мужественен; невежествен – невежественен; ответствен – ответственен; подведомствен –подведомственен; посредствен – посредственен; родствен – родственен; свойствен – свойственен; соответствен – соответственен; существен –существенен; таинствен – таинственен; тождествен – тождественен; явствен – явственен.

Формы безбоязнен, безжизнен, безукоризнен, бессмыслен, болезнен, двусмыслен, легкомыслен, многочислен, неприязнен не допускают вариантов.

3. Различаются краткие прилагательные на -енен и краткие причастия на -ен. Ср.:случай вполне определенен (ясен) – срок отъезда уже определен (установлен, намечен);

старик весьма почтенен (достоин почтения) – юбиляр почтен нашим вниманием (его почтили вниманием);

вид актера принужденен (натянут, неестествен) – брат принужден уехать (делает по принуждению).

4. У одних прилагательных в краткой форме появляется беглый гласный между конечным согласным корня и суффиксом, у других беглый гласный в этих случаях отсутствует. Ср.:

а) кислый – кисел, светлый – светел, теплый – тепел;

б) круглый – кругл, мокрый – мокр, смуглый – смугл, тухлый – тухл.

Форма остр при нормативной остёр является допустимой в значении «имеющий хорошо колющий или режущий конец».

При выборе одной из двух названных форм в функции сказуемого следует учитывать имеющиеся между ними различия.

Употребление кратких и полных форм:

1. Смысловое различие выражается в том, что некоторые краткие формы имен прилагательных резко расходятся в своем значении с соответствующими полными: глухой от рождения – глух к просьбам; ребенок весьма живой – старик ещё жив; метод очень хороший – парень хорош собой .

Некоторые краткие формы употребляются ограниченно. Так, обычно они не употребляются при обозначении погоды, например: дни были тёплые, ветер будет холодный, погода прекрасная .

Названия некоторых цветов или совсем не употребляются в краткой форме (голубой, коричневый, розовый, фиолетовый и др.), или употребляются с известными ограничениями. Так, почти совсем не встречаются формы мужского рода бур, синь, чёрен (при употребительности форм женского и среднего рода и множественного числа).

2. Во фразеологизмах в одних случаях закрепились только полные формы, в других – только краткие:

а) положение безвыходное, пора горячая, рука лёгкая и др.;

б) все живы и здоровы, взятки гладки, дело плохо, мил сердцу, руки коротки, совесть нечиста и др.

3. Полные формы обычно обозначают постоянный признак, вневременное качество, а краткие – временный признак, недлительное состояние: мать больная – мать больна; движения его спокойные – лицо его спокойно и т. д.

Положение это не имеет категорического характера :

1) В тот момент он сильно волновался, лицо у него было красное (полная форма, хотя указывается временный признак, сказывается ограниченная употребительность краткой формы прилагательного, обозначающего цвет, см. выше);

2) Земля наша богата, порядка в ней лишь нет (краткая форма, хотя указывается постоянный признак; такие конструкции употребляются в научных положениях, определениях, в описаниях, например: пространство бесконечно; наша молодёжь очень талантлива, девушка молода и красива; эти требования неприемлемы и т. п.).

В качестве третьего варианта выступает полная форма в творительном падеже, указывающая, подобно краткой форме, на временный признак, но между последними двумя формами в контексте выявляются оттенки смыслового различия:Он был старый (постоянный признак).Он был стар, когда я с ним познакомился (признак по отношению к данному моменту). Он был старым, когда я был с ним знаком (признак, ограниченный определенным периодом).

4. В других случаях полная форма обозначает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой, а краткая –относительный признак, применительно к определенной ситуации. Обычно это различие проявляется у прилагательных, обозначающих размер, вес и т. д., причем краткая форма указывает на недостаточность или излишек : комната низкая (признак вообще) – комната низка (для высокой мебели); нота тяжёлая (безотносительно к тому, кто будет ее нести) – нота тяжела (для слабого человека, для ребенка).

5. Грамматическое (синтаксическое) различие между обеими формами заключается в том, что краткая форма обладает способностью синтаксического управления, а полная, употребленная в именительном падеже, такой способностью не обладает, например: он способен к музыке, мы готовы к отъезду, ребёнок склонен к простуде, она была больна гриппом (употребление полной формы в этих примерах невозможно). Встречающиеся в художественной литературе конструкции с наличием управляемых слов при полной форме связаны со стилистическим заданием (внесением просторечной окраски в высказывание), например: Я на такую тяжесть уже не способный; Старик… на язык легкий и занятный .

6. Стилистическоеразличие между обеими формами выражается в том, что для краткой формы характерен оттенок категоричности, для полной – оттенок смягченного выражения : он хитёр – он хитрый, она смела – она смелая и т. п. Краткая форма нередко присуща книжному языку, полная – разговорному: Умозаключения и выводы автора исследования ясны и точны . – Ответы ученика ясные и точные .

Возможен выбор между краткой формой и полной формой в творительном падеже , например: стал богат – стал богатым, сделался известен – сделался известным .

В современном языке преобладает второй вариант. Но при глаголе-связке быть чаще встречается конструкция с краткой формой. Ср.:он был молод – он был молодым, она была красива – она была красивой .

7 . В качестве однородных сказуемых выступают, как правило, или только полные, или только краткие формы прилагательных, например:

а) Октябрь был на редкость холодный, ненастный . Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремлённа

Нарушением нормы являются конструкции: «Он добрый, но слабоволен»; «Взгляды оригинальные, хотя и примитивны в своей основе» (в обеих случаях формы прилагательных следует унифицировать).

Только в особых условиях контекста или со стилистическим заданием возможно сочетание обеих форм как синтаксически однородных, например: Как она мила, какая умненькая (Тургенев) – при наличии слов как и так употребляется только краткая форма, при наличии слов какой и такой – только полная форма.

8. При вежливом обращении на «вы» возможна или краткая форма(вы добры, вы настойчивы) , или полная, согласованная в роде с реальным полом лица, к которому обращена речь (вы добрая, вы такой настойчивый) .

10. Склонение числительных.

1. Склонение количественных числительных:

Числительное один склоняется как местоимение этот

Числительные два, три, четыре образуют особое склонение.
и. Два, три, четыре (дома)
р. Двух, трёх, четырёх (домов)
д. Двум, трём, четырём (домам)
в. Два, три, четыре (дома) Двух, трёх, четырёх (братьев)
т. Двумя, тремя, четырьмя (домами)
п. (0) двух, трёх, четырёх (домах)

Числительные от пяти до двадцати и числительное тридцать склоняются, как

существительные третьего склонения типа дверь, ночь.