Образовательные проекты: темы, разработки, примеры. Издательский дом «Инновации и эксперимент в образовании» — «Панорама учебного сотрудничества Как создать образовательный проект

При составлении педагогического проекта обычно руководствуются следующей схемой.

  • 1. Информационная характеристика проекта.
  • 1.1. Название (наименование) проекта.
  • 1.2. Руководитель проекта.
  • 1.3. Наименование организаций или данные об отдельных исполнителях, привлекаемых для выполнения проекта.
  • 1.4. Сроки работы по проекту.
  • 2. Содержательное обоснование проекта.
  • 2.1. Актуальность, научно-методическая новизна и практическая значимость проекта.
  • 2.2. Задачи, решаемые в ходе реализации проекта.
  • 2.3. Основные направления или этапы работы по проекту.
  • 2.4. Перечень ожидаемых результатов.
  • 2.5. Предполагаемые позитивные и прогрессивные последствия реализации проекта.
  • 3. Необходимое обеспечение процесса реализации проекта.
  • 3.1. Предварительная характеристика коллектива исполнителей.
  • 3.2. Запрашиваемое финансовое обеспечение проекта в соответствии с объемом и видами работ, нуждающихся в финансовой поддержке.
  • 4. Планируемые формы отчетных материалов, которые будут представлены поэтапно и по окончании работы.
  • 5. Перспективы развития проекта.

В качестве примера проекта, разработанного по заданной схеме, мы можем привести проект «Дети учатся творчески разрешать конфликты» (руководитель - Т. А. Щур, директор школы «Альма-Матер»), запланированный школой на 2000- 2010 гг., в реализацию которого включены все учителя, педагоги и психологи школы.

Актуальность проекта обусловлена:

  • 1. Задачами воспитания нового поколения людей обновляющейся России, способных вместе и творчески решать социально значимые и жизненные проблемы бесконфликтно, без дискриминации и ущемления чьих-либо интересов и прав.
  • 2. Потребностью в разнообразии содержательного и технологического обеспечения процесса управления социализацией молодого поколения в условиях современной школы.
  • 3. Качественным обновлением педагогического взаимодействия за счет усиления мобильности и пропедевтики источников стресса, невроза, агрессии и тому подобных дисфункциональных состояний у педагога и школьника.
  • 4. Необходимостью построения в системе образования сети конфликтологических услуг для школьников и их родителей.

Целевое назначение:

  • - Разработка и апробация программы обучения детей творческому разрешению конфликтов.
  • - Создание научно-методического и организационнотехнологического обеспечения для реализации программы.
  • - Определение условий и организационных форм, обеспечивающих успешность обучения детей творчески разрешать конфликты в условиях современной школы.

Теоретическое обоснование. Авторы исходят из необходимости обогащения содержания и организационных форм в процессе подготовки школьника к самостоятельной деятельности, расширения способов их социальной адаптации в условиях школьной среды. В международной практике накоплен значительный опыт образовательной и психолого-педагогической поддержки процесса социализации молодого поколения, адаптации детей к возможным конфликтам в жизни человека и обучение их творчески разрешать конфликтные ситуации. В современной российской школе возможно и необходимо ставить задачу подготовки школьника к творческому разрешению конфликтов и конфликтных ситуаций разного типа вне зависимости от возраста. Способность творчески разрешать конфликтные ситуации в жизни, быту, общении, совместной деятельности - необходимая и обязательная характеристика поведения человека любой цивилизованной страны.

Мы полагаем, что для российской школы назрела необходимость разработки специальной программы обучения детей творчески подходить к разрешению возникающих конфликтов и конфликтных ситуаций, которая определит как цели, так и планируемые результаты на каждом этапе такой работы. Условием решения поставленной проблемы выступает готовность педагогов к реализации предлагаемой программы и научно-методическое ее сопровождение.

Сроки и этапы реализации проекта:

1 этап - диагностико-прогностический (2000-2002 гг.).

На этом этапе проводится изучение специальной литературы по проблемам творческого разрешения конфликтов детьми школьного возраста; выделение среди них наиболее приоритетных и значимых для современной российской школы; изучение практики разрешения конфликтов в опыте школы «Альма-Матер».

2 этап - проектировочный (2003-2004 гг.).

Этап разработки программы обучения детей 1-5 классов творческому разрешению конфликтов и локальных экспериментов, позволяющих определить место программ в учебно-воспитательном процессе через ОЭР гимназии «Альма-Матер».

3 этап - практико-внедренческий (2005-2008 гг.).

Цели: запуск реализации комплекса программ для учащихся 1-5 классов; коррекция программы; определение совокупности показателей и их проверка при оценке результативности программы; поиск условий успешной реализации новой программы в деятельности педагогов школы.

4 этап - обобщающий (2009-2010 гг.).

Цели - мониторинг эффекта реализации новой программы в школе; оценка возможности изучения опыта гимназии педагогами школ города и страны; обобщение опыта работы гимназии «Альма-Матер» по данной проблеме; представление результатов эксперимента педагогической общественности.

Ожидаемый результат. В результате освоения программы ученики получат опыт понимания ценности единения, общности класса, школы, семьи, общества, приобретут знание социальной природы правил и норм поведения человека в социуме, вариантов появления и предотвращения конфликтов; научатся оценивать природу и источник конфликта, его позитивные и негативные возможности, находить творческое разрешение наиболее типичных конфликтов в жизни современного человека; смогут более эффективно общаться с людьми (друг с другом, педагогами, родителями); научатся слушать и слышать другого человека, выражать свои чувства и потребности в конфликтных ситуациях, ценить культурные, этнические, мировоззренческие, поведенческие и другие различия, видеть в них не повод для конфронтации, а основание для успешного и взаимовыгодного сотрудничества.

Другой пример: из проекта программы высшей школы.

Название: Разработка содержания и методического обеспечения новых образовательных областей и стандартов нового поколения.

Проектное задание. Разработка и обновление дополнительных профессиональных программ для системы высшего профессионального образования, интегрирующих естественнонаучные, гуманитарные и социально-экономические компоненты образования.

Проект: Обновление государственных требований к содержанию и уровню подготовки по программе «Преподаватель высшей школы» через разработку новых программ - «Преподаватель колледжа» и «Преподаватель университета».

Цель, задачи, актуальность и новизна проекта. Актуальность проблемы обновления государственных требований к содержанию и уровню подготовки по программам «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» связано, во-первых, с широкой дифференциацией российской высшей школы и появлением разноуровневой системы высшего образования; во- вторых, с появлением нового поколения образовательных стандартов по подготовке специалистов в отечественных университетах; в-третьих, с обогащением педагогики высшей школы международным опытом и новыми образовательными технологиями, с которыми необходимо знакомить современного преподавателя при интенсивном вхождении отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство. Кроме того, обновление современных университетских образовательных стандартов должно сохранять преемственность с образовательными стандартами по направлениям педагогического образования с целью формирования общего поля проблем в подготовке современного преподавателя. Однако, ныне функционирующие программы «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» не учитывают специфику подготовки к преподаванию в университете с элементами творчества и не в полной мере отражают подготовку преподавателя к научно-исследовательской работе совместно со студентами. Вот почему как содержание, так и методы подготовки преподавателя колледжа или института отличаются от содержания и методов подготовки преподавателя университета. Есть и еще одно обстоятельство, вызывающее потребность обновления программы «Преподаватель высшей школы» - это специализация преподавателей высшей школы с учетом факультета, на котором выполняются функции преподавателя и воспитателя студентов средствами своего предмета. Это значит, что в ныне действующих программах не отражены возможности того или иного предмета в развитии интеллекта, личностных и профессиональных качеств будущего специалиста и роста его научно-творческого потенциала.

Сказанное дает основание сформулировать цель и основные задачи проекта.

Целью проекта является научное обоснование и отбор новых компонентов содержания программ «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» и их конкретизация для программ «Преподаватель колледжа», «Преподаватель университета».

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Уточнить и содержательно раскрыть основные требования к преподавателю колледжа (как первого уровня высшего образования) и к преподавателю университета.
  • 2. Обосновать сделанный выбор требований, опираясь на современные достижения науки и практики.
  • 3. Разработать новые программы «Преподаватель колледжа» и «Преподавательуниверситета».

Новизна заключается в систематизации достаточно большого числа моделей «преподавателя» высшей отечественной и зарубежной школы, представленная в виде многоуровневой программы подготовки современного преподавателя с учетом типа высшего учебного заведения (в частности такой системы как колледж - университет - магистратура - аспирантура - докторантура).

Ожидаемые результаты проекта. Образовательная программа «Преподаватель колледжа» и программа «Преподаватель университета».

Сроки выполнения проекта: 2001-2002 гг.

Программа выполнения работ по проекту включает:

  • - метод аксиоматики общих требований к преподавателю высшей школы, метод сравнительного анализа требований к преподавателю колледжа и преподавателю университета, метод синтеза полученной информации, метод проектирования при подготовке новых образовательных программ;
  • - описание требований к преподавателю колледжа и преподавателю университета.

Использование результатов в учебном процессе. Со студентами университета, получающими вторую дополнительную специальность «преподаватель». При подготовке магистров, аспирантов и научно-педагогических кадров для высшей школы.

Педагогический проект и его структура

Новая модель аттестации руководящих и педагогических работников ОУ основана на компетентностном подходе. В структуре профессиональной компетентности работников одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными методами, в частности, проектной технологией.
Успешность проектной деятельности свидетельствует о способности педагога действовать в пространстве современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект к защите, необходимо следовать определенным требованиям к составлению проекта

"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

    Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;

    Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;

    Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

Типы проектов

А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.

Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1. Титульный лист

2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)

3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).

6. Ресурсы (временн ы е, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

7. Партнеры.

8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты , т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты-эффекты , т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы . Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).

11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.

12. Литература.

13. В приложениях к проекту можно представить:

    учебно-тематические планы;

    структуру раздаточных материалов;

    тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов;

    структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;

    примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования;

    тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ круглых столов

    тематику/объем консультаций

ПАМЯТКА

по созданию учебных проектов и презентаций

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

    сформулирована цель предстоящих действий;

    намечены основные этапы;

    определены результаты каждого этапа в виде задач;

    установлены сроки выполнения проекта;

    определены исполнители, распределены функции каждого;

    намечены источники средств для достижения цели;

    определена форма отчетности по результатам проекта;

Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Типы учебных проектов

1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Проект должен содержать следующие части:

    титульный лист

    краткая аннотация

  • основная часть

    заключение (итог)

    библиография

1-этап

Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:

    тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора,

    тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу,

    тема должна быть оригинальной,

    тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

2. Формулировка цели , т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи , которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета . В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

2 - этап

Проведение проектной работы:

Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

3-этап

Оформление полученных результатов работы

После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

Структура работы:

Титульный лист,

Введение,

Основная часть,

Заключение,

Список литературы,

Приложения.

Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

План оформления проектной работы:

    Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

    Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).

    Заключение (выводы и результаты).

    Список литературы.

1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

В объем работы не входят приложения.

Основные принципы разработки учебных презентаций

1. Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.

3. Разнообразие форм. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

5. Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

Оформление слайдов

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Используйте короткие слова и предложения.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Но он таким образом создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.
Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Есть проекты, которые выигрышно смотрятся на конкурсе и могут занимать призовые места. Какой проект будет заведомо выигрышный, учителю подсказывают интуиция и опыт участия в конкурсах проектной деятельности. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Поэтому учитель сам для себя решает, чего он хочет: научить ребенка работать над проектом или победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает ценности работы, а, напротив, повышает самооценку учеников).
Например, можно выяснить, как влияют комнатные растения на физическое и психоэмоциональное состояние ученика, провести эксперимент, а потом разводить в кабинете те комнатные растения, которые положительно влияют на эмоции человека и его физическое здоровье. Можно через проектную деятельность поработать в театре. Результатом будут созданные по какой-либо технологии куклы, сценарии и спектакли для первоклассников (творческая сторона проекта). Значимость такого проекта с любых аспектов педагогики трудно переоценить.

Как грамотно организовать проектную деятельность?

Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.
При работе над проектом наиболее правильным направлением мы считаем образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.
Скажем, два раза в неделю учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования и т.д., и один раз в неделю (например, в пятницу вечером) – по схеме: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого.
В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей.
Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.

Какова структура проекта?

Спонсор публикации статьи: AMERICHIP – американская корпорация, международный лидер по разработке и производству инновационных рекламных технологий, имеющая филиалы по всему миру, в том числе и в России.

Проектная деятельность в школе

Реклама, сделанная на основе инновационных технологий от корпорации Americhip, выходит за рамки привычных форматов, позволяет представить любой бренд, продукт или услуги ярко и оригинально. Вы думаете, что видеореклама в прессе – это фантастика? Это реальность! С помощью инновационной технологии Video-in-Print можно прямо со страниц журнала просматривать видео. И это далеко не все! Грамотно сочетая аудио- и видеорекламу, бумажную архитектуру, световую и даже сенсорную рекламу можно выстроить поистине фееричную кампанию по продвижению любой продукции или бренда. Подробно узнать о современных рекламных технологиях от корпорации Americhip можно на сайте americhip.ru. Не упускайте шанс вывести Ваш бизнес на новый уровень!

Рассмотрим подробно все эти этапы .

1. Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

2. Тема проекта

Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Например, проект называется «Миллион алых роз». Дети рассказывают о том, что название взято из известной песни А. Пугачевой. Этим они объясняют правомерность выбора названия проекта. Проблема, которая сподвигла к разработке проекта, связана с тем, что один из самых чудесных цветов, преподносимых любимым женщинам, мамам, друзьям, погибает почти сразу.
Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом – проблема, которая определила название проекта.

3. Цель проекта

После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
Например, если появилось желание собрать в классе свою коллекцию чудес света, может возникнуть ряд проблемных вопросов:

– Какие архитектурные постройки можно воссоздать в условиях школы?
– Какой материал лучше использовать для конкретного сооружения?
– Какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования? – и т.д.

Выбрав наиболее значимый для вас, можно определить цель проекта: например, какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования архитектурных сооружений.

4. Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе: задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию); задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент); задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше – с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

5. Гипотеза

Гипотезу выдвигают исходя из цели. Возвращаясь к моделированию архитектурных сооружений, можно выдвинуть такую гипотезу: предположим, пластилин самый оптимальный материал, который можно использовать в условиях школы.

Исследуя свойства материала, можно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

6. План работы

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

    подумать самостоятельно;

    посмотреть книги;

    спросить у взрослых;

    обратиться к компьютеру;

    понаблюдать;

    проконсультироваться со специалистом;

    провести эксперимент;

В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы).
Например, в защите проекта дети рассказывают следующее: «Чтобы собрать информацию (это теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых: мам, бабушек, соседей; мы читали книги и энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы консультировались со специалистом», – и т.д. При этом дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали.
Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала.

Пример 1 . В проекте «Миллион алых роз» дети проводили два эксперимента: «Роза – вода», где исследовали влияние воды на состояние роз, и «Розы – химические добавки», где изучали влияние химических добавок на долготу жизни срезанных роз. Выводы по исследованию были четко озвучены и в доказательство представлены таблицы и графики по итогам экспериментов.

Пример 2. В защите проекта «Образовательная программа “Испания”» вместо исследования было выполнено моделирование. Дети собрали «Лестницу испанских образов», где были представлены самые яркие образы испанской культуры. Каждый из выступающих (а в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа (ткань, пластилин, определенная техника выполнения и т.д.).

Надо отметить, что если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта – другими словами, кратко представить свой «подпроект».
Мы рассмотрели реализацию плана работы по разрешению двух задач: теоретической задачи и задачи, связанной с моделированием или исследованием. Третьей задачей, если вы помните, было проведение презентации проекта. Реализация этой задачи идет на протяжении всей защиты проекта.

7. Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта – некой материальной (хотя и не всегда) субстанции, которая обязательно должна быть значимой и полезной. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, – все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой вы собрали самую важную и полезную информацию по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного вами мероприятия, каталог, фильм и т.д. Но в любом случае все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для вас (как для создателей и разработчиков проекта), но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
К примеру, продуктом проекта «Миллион алых роз» стала брошюра, в которой была собрана не только интересная информация по розам, но и полезная: советы по уходу за розами и результаты исследования воды и химических добавок, влияющих на долготу жизни роз. Эта брошюра была напечатана в нескольких экземплярах, и дети ее дарили друзьям, членам жюри, учителям.
Продуктом проекта «Образовательная программа “Испания”» стала большая иллюстрированная книга-раскладушка, по которой можно изучить Испанию «от и до». Представленная в ней «лестница испанских образов», полезна не только тем, кому интересна Испания, но и всем тем, кто хочет научиться правильно выделять основные образы любой другой страны (государственная символика, архитектура, литература, танцы, кухня, праздники и т.д.).
Таким образом, продукт проекта – это материализованный итог всей вашей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

8. Выводы (итог) проекта

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.

Издательский дом «Панорама учебного сотрудничества »

Издательский дом «Инновации и эксперимент в образовании»
www.in-exp.ru
Редакция журнала «Инновационные проекты и программы в образовании»
Редакция журнала «Эксперимент и инновации в школе»
Редакция журнала «Муниципальное образование: инновации и эксперимент»
ООО «Инновации и эксперимент в образовании»
Центр образования №641 имени Сергея Есенина, г.Москва
Редакция журнала Настава и васпитанье (г.Белград, Сербия)

Проводят в 2012 году:

Всероссийский конкурс — 2012
"Панорама учебного сотрудничества"
Сроки проведения:
с 16 марта 2012 года – по 10 апреля 2012 года

Панорама учебных и воспитательных систем, технологий, подходов, методик, техник и приемов продуктивной работы студента и преподавателя, учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, педагогического коллектива образовательного учреждения

Поскольку конкурс – заочный, оценке подлежит не результат педагогической деятельности, а умение презентации своего опыта или проекта

К участию в Конкурсе допускаются физические и юридические лица, оформившие заявку на участие в конкурсе.

  • Учителя, воспитатели, преподаватели, педагоги, тьюторы, методисты, руководители образовательных учреждений всех типов и видов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм
  • Методисты районных методических центров, методисты муниципальных методических центров, методисты окружных методических объединений
  • Директора образовательных учреждений всех видов и типов, осуществляющих процессы развития.
  • Образовательные учреждения всех типов и видов, осуществляющие процессы развития

Материалы для участия в конкурсе можно скачать на сайте http://in-exp.ru в рубрике «КОНКУРСЫ».

Международная научно-практическая конференция
«Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития»
Москва, Россия, 2012 год, 1 апреля. Форма проведения – заочная, электронная.

Материалы конференции будут опубликованы в сборнике научно-практических трудов конференции и размещены на сайте Издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании» www.in-exp.ru.
По итогам конференции участник получает сборник трудов и при дополнительной оплате сертификат участника международной конференции, (после экспертизы) диплом «Лучшая работа международной конференции — 2012».

  • Новые цели и ценности образования
  • Инновационные процессы в современном образовании
  • Повышение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
  • Проблемы использования информационных технологий в учебном процессе
  • Дистанционное образование
  • Инновационный ресурс развития современного урока
  • Проектная деятельность в образовании
  • Компетентностный подход в образовании
  • Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития
  • Инклюзивное образование

(Вы также можете предложить свою рубрику)

Материалы конференции участникам конференции необходимо отправить по E-mail: [email protected] до 1 апреля 2012г.
Материалы для участия в конференции можно скачать на сайте http://in-exp.ru в рубрике «КОНФЕРЕНЦИИ».

Оргкомитет КОНФЕРЕНЦИИ:
Ответственный секретарь –
Денисова Людмила Степановна [email protected]
тел. 8 903 119 55 97
Директор Издательского дома, профессор —
Сиденко Алла Степановна [email protected] Тел. 8 903 138 39 96 сайт http://in-exp.ru

Приглашаем Вас принять участие!

Издательский дом издает три журнала: «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» (индекс в Роспечати 72415), «Эксперимент и инновации в школе» (71940), «Инновационные проекты и программы в образовании» (71941).

Наши журналы зарегистрированы Министерством РФ по делам печати, телевещания и средств массовых коммуникаций (Свидетельства о регистрации средств массовой информации от 01 июня 2007 г.), выпускаются журналы с 2008 года.

За годы своего существования журналы объединили вокруг себя большое количество исследователей и практиков Российской федерации, работающих по самым различным проблемам педагогики и образования. В качестве авторов с журналом сотрудничают многие авторитетные ученые России — академики и члены — корреспонденты РАО из разных регионов России, чьи профессиональные интересы связаны со сферой образования: Вербицкий А.А., Загвязинский В.И., Зеер Э. Ф., Зимняя И.А., Кузнецов А.А., Лазарев В.С., Новиков А.М., Новиков Д.А., Слободчиков В.И., Фельдштейн Д.И.

Как подготовить проект?

и многие другие. На основании договора с Научной электронной библиотекой (от 2009) полнотекстовыематериалы журналов размещаются в базе РИНЦ, обрабатываются и доступны подписчикам в Интернет. С января 2009 года они размещаются на сайте Издательского дома www.in-exp.ru .

На страницах журнала освещается широкий спектр вопросов, касающихся содержания инновационной деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.
Издания носят практикоориентированный характер. В них можно найти ответы на многие вопросы:

  1. Какой может быть нормативно-правовая база локального уровня, обеспечивающая процессы развития в ОУ?
  2. Как эффективно управлять качеством образовательного процесса в образовательном учреждении?
  3. Что такое инновационный проект, каковы особенности и механизм его создания?
  4. Какой может быть творческая мастерская педагога?
  5. Каковы особенности и механизм формирования универсальных учебных действий?
  6. Что должен знать учитель, чтобы ученик овладел ключевыми компетенциями как универсальными способами учебной деятельности?
  7. Как создать портфолио достижений учащихся, учителя, образовательного учреждения? и многие другие

В журналах рассматриваются: вопросы теории инновационной и экспериментальной деятельности; вопросы практической психологии, опыт введения ФГОС второго поколения, инновации в учебных заведениях разного типа и вида; педагогическая мастерская; экспериментальные площадки; заочная школа молодого ученого-практика и др.

На сайте http://in-exp.ru на «Главной странице» размещены условия публикаций в журналах.

1 Головина Е.О. 1

1 Филиал РГППУ

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

2. Петровский Н.В. Образование в контексте современного образования. – Педагогика, № 1, 1996.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: Питер, 2000.

4. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Эти обстоятельства и послужили развитию в начале XX века новой области знания, инноватики - науки о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. Здесь наблюдается ряд тенденций.

Итак, инновационные тенденции в университетском образовании:

1. Развитие многоуровневой системы во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что она обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского образования новые специальности.

2. Мощное обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

3. Университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

4. Перевод высшей школы России на самофинансирование.

5. Включение вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.

Таким образом, инновационные процессы в образовании есть проявление развития новой образовательной парадигмы, характеризующейся развитием творческого, новаторского подхода к организации учебно-воспитательного процесса. В наше время прогнозируют тенденции развития мирового образовательного пространства, выделяют типы регионов по признаку взаимодействия образовательных систем и их реагирования на интеграционные процессы.

Как я придумывала темы для школьных исследовательских проектов

Все страны объединяет понимание, что современное образование должно стать международным. Т.е. университетское образование приобретает черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации.

Библиографическая ссылка

Головина Е.О. Инновации в современном образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 74-75;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32967 (дата обращения: 21.10.2018).

Понятие педагогических инноваций

Определения термина «инновация» достаточно разнообразны. Согласно англо-русскому словарю, «инновация» — это нововведение, новшество, изменение. Емкое объяснение термина «инновация» дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В. А. Макаренко: «Инновация (от англ. innovation – нововведение, новшество, от лат. innovatio – возобновление, обновление): 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; 4) политические программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 5) в языкознании – новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии.

На первом этапе инновационного процесса все новшества можно разделить на две группы: материально-технические и социальные. Образовательные инновации относятся к социальным новшествам. Признаком социального новшества является большая сфера применения, чем у технических, зависимость от личностных качеств, субъектом изменения становятся сами люди, их положение, статус, привычки, отношения.

Образовательные проекты: темы, разработки, примеры

Сластенин и Л. С. Подымова выделяют абсолютную новизну, относительную новизну, псевдоновизну и изобретательские мелочи. Наиболее распространенной в образовательной деятельности является относительная новизна.

Инновационное движение является значимым фактором обновления системы образования. Само понятие "инновация" означает новообразование. Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких проблем и решают принципиально новые задачи, ведут к непрерывному обновлению образовательного процесса.

Под педагогической инновацией понимается новое знание, отражающее сущностную сторону синергетических процессов в образовании и системно воздействующее на основополагающие компоненты педагогики, радикально преобразуя их современные и будущие смыслы – парадигму, концепцию, теорию, систему, технологии и т.д. Инновации формируют у педагогов и учащихся новый образ мышления и деятельности.

Сущностным смыслом инновационной педагогики является её устремлённость в будущее на основе развития творческого потенциала личности обучаемого. Важной характеристикой инновационной педагогики выступает стадия «генерации педагогической инновации» в виде новых идей и знаний, порождаемых в ходе учебной и научной работы, в непрерывном процессе перехода от субъективной принадлежности к объективации нового деятельностью педагога-новатора. Под объективацией нового понимается материализация инновационного замысла, его развитие и переход на этап тиражирования, восприятия и освоения другими индивидуумами.

Общепризнанным методом модернизации образовательных институтов является инноватика. Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями человека и общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, с другой стороны инновации несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего, сами закладывают основы социальных преобразований.

Инновационное образование сегодня - это процесс и результат такой учебной и социально-воспитательной деятельности, который стимулирует и проектирует новый тип деятельности как отдельного человека, так и общества в целом.

Содержание инновационного образования – гуманизированное, личностно ориентированное, структурированное по образовательным областям, интегрированное по новым и традиционным учебным предметам в обучении и социальное воспитание, направленное на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию личности. Технологии образования, основанной на повышении роли педагога как организатора, соучастника учебно-воспитательного процесса, построенного как диалог учащихся, при активной субъектной позиции личности школьника.

Инновационная образовательная среда – это образовательное пространство учебного заведения, объединённое корпоративной культурой, комплексно воздействующее на развитие личности, способствующее педагогическому творчеству, формированию нетрадиционного мышления у обучаемых.

Отличительной сущностной характеристикой инновационной образовательной среды является синтез основополагающих факторов развития личности – среды жизнедеятельности, воспитания, самообразования и самовоспитания в одном формате, направленных на реализацию творческого потенциала личности каждого ученика. Инновационно-образовательная среда становится ведущим фактором формирования творческого мышления как у отдельных субъектов, так и корпоративных педагогических сообществ. В основе такого мышления лежит синтез сознательного и бессознательного (Л. С. Выготский), единство сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), стимулируемые инновационной образовательной средой школы, личностными, профессиональными и социальными мотивами субъектов и объектов образовательного процесса. Одной из основных характеристик инновационного мышления, как высшего типа творчества, является независимость его носителей от традиционных вариантов решения проблем и устремлённость их идей и проектов в будущее.

Инновационные процессы в образовании

Понятие инновации, инновационного процесса

Инновация конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности.

Инновации — это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Новаторство — это обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику вперед.

Инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в инновацию, последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии (интеллектуального товара) или услуги и распространяется при практическом использовании.

Направления инновационной деятельности в образовании.

Одни инновационные процессы прежде всего связывают с изучением, обобщением и распространением педагогического опыта, другие отдают предпочтение проблеме разработки и внедрения педагогических новшеств.

Главными направлениями инновационных преобразований в педагогической системе являются теория, технология (содержание, формы, методы, средства), управление (цели и результаты), учебные заведения.

Направления инновационной деятельности

Обновление системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа (инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств);

Поиск новых организационных форм, технологий обучения;

Анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения;

Вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных; Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов позволил отнести к общим педагогическим инновациям:

Не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;

Гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;

Основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами;

Технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.

Классификация инноваций

По видам деятельности:

Педагогические (обеспечивающие педагогический процесс);

Управленческие (обеспечивающие управление образовательными учреждениями).

По срокам действия:

Кратковременные;

Долговременные;

По характеру изменений:

Радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах);

Комбинированные (основанные на новом сочетании известных элементов);

Модифицированные (основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм);

По масштабу изменений:

Локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участников или компонентов);

Модульные (внедрение взаимосвязанных групп нескольких локальных инноваций);

Системные (полная реконструкция системы как целого);

По масштабу использования:

Единоличные (осуществляются один раз);

Диффузные (повторяющиеся);

По источникам возникновения:

Внешние (источник за пределами образовательной системы);

Внутренние (источник внутри образовательной системы);

Либеральные;

Административные;

Инициативные;

В зависимости от функциональных возможностей:

§ нововведения — условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);

§ нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);

§ оргуправленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

В зависимости от области реализации или внедрения инновации могут быть:

§ в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;

§ в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т.

Школьные проекты

По масштабности и социально-педагогической значимости можно выделить инновации:

§ Федеральные

§ Региональные

§ субрегиональные или локальные, предназначенные для образовательных учреждений определенного типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов

Критерии оценки инноваций

Совокупность критериев педагогических новшеств:

§ новизна (выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающиеся степенью известности и областью применения);

§ оптимальность (означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности);

§ высокая результативность (означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания);

§ возможность творческого применения инновации в массовом опыте (если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве).

Похожая информация:

  1. V2: Познавательные процессы
  2. VII. «ПАССИОНАРНОСТЬ»: БИОЛОГИЯ И ДРУГИЕ ВЗАИМОВЛОЖЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
  3. А) ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ", ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОЕКТ ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
  4. Аттестация руководящих и педагогических кадров в дошкольном образовании
  5. б) Психические процессы и психические образования
  6. Билет 20. Карстовые процессы, условия их развития, основные формы. Псевдокарст
  7. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ
  8. Быстрые процессы применяют при частичной очистке стоков. Наиболее
  9. В инженерной психологии главный субъект труда - это «опера­тор» - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы
  10. В России возникла потребность в юридическом образовании, базирующемся на фундаменте теоретической, или научной, юриспруденции
  11. В создании доминанты как вектора целенаправленного поведения участвуют как процессы безусловного (сопряженною) торможении, так и
  12. Вариация массовых явлений и средние величины. Как отмечалось ранее, изучаемые статистикой массовые обще­ственные явления и процессы обладают как общими для всей со­вокупности