Омонимичные части речи. Производные предлоги

Наречия необходимо отличать от существительных, местоимений и прилагательных. Чтобы отличить наречие от существительного, определяем, есть ли зависимое слово. Наречие не имеет при себе зависимых слов (кроме слов, обозначающих степень качества). Существительное имеет при себе зависимые слова. Виднелся вдали.- Виднелся в дали моря. В первом случае нет зависимого слова - это наречие, пишем слитно. Во втором предложении есть зависимое слово - моря, существительное с предлогом пишем раздельно.

Наречия надо отличать от прилагательных. (Светит) по- весеннему - это наречие, пишем через дефис (есть приставка по-, слово оканчивается на -ему). По весеннему небу пробежали тучки - по небу какому? весеннему - пишем раздельно. Тратить время впустую -Тратить время как? впустую - наречие, пишем слитно. Вошел в пустую комнату. В комнату какую? пустую.

Надо помнить, что наречие можно заменить наречием, а существительное, прилагательное, местоимение - той же частью речи. Словосочетание существительного с прилагательным или местоимения с прилагательным можно поставить в начальную форму: в дали голубой - голубая даль.

Правописание союзов и омонимичных им частей речи

Союзы чтобы, тоже также, зато, потому, оттого нельзя определить в одну группу по правописанию. Рассмотрим их раздельно.

Союз чтобы имеет омонимичную форму - вопросительно-относительное местоимение что с частицей бы. Приемы различения этих форм - перенос частицы бы, возможность ее опустить, возможность заменить местоимение существительным. В этом случае частицу бы пишем раздельно. Если чтобы - союз, его можно заменить другим союзом - для того чтобы, с тем чтобы. И тогда чтобы пишем слитно. Не забудем, что словосочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов.

Что бы мне почитать?- Что мне почитать? Что мне почитать бы? Что - подразумевается предмет: Книгу бы мне почитать? Я зашел, чтобы обсудить с тобой проблемы. Можно заменить союзом для того чтобы - это союз, чтобы пишется слитно.

Союзы тоже также: если они взаимозаменяемы или заменяемы союзом И, пишем слитно. То же пишем раздельно, если это местоимение с частицей, так же - если наречие с частицей. Приемы-помощники: в союзе же убрать или перенести нельзя, в наречии или местоимении - можно, смысл не изменится. Союзы не отвечают на вопросы, не являются членами предложения. Местоимения и наречия отвечают на вопросы и являются членами предложения. Местоимение то может быть определением или дополнением. Наречие так может быть обстоятельством. Кроме того, наречие так обычно сопровождается сравнительным оборотом с союзом как и соответствующими вопросами: как? каким образом?

Местоимение то может указывать на какой-либо предмет, о котором можно спросить: что именно? Он требовал то же (что именно? пишем раздельно), что и вы. Местоимение то можно заменить другим местоимением: Во всем городе не было людей, настроенных так же спокойно и в то же (= то самое время, те самые времена) время так же торжественно, как эти двое.

Надо запомнить написание словосочетаний: то же что и, то же самое, одно и то же, точно так же как, все так же как.

Союз зато можно заменить союзом но, в этом случае пишем слитно. Встретиться не удавалось, зато (= но) письма писали часто. Местоимение то легко заменить существительным или прилагательным. Не берись за то (за что?), что тебе не под силу. За то пишем раздельно, если это местоимение с предлогом.

Союзы потому,оттого взаимозаменяемы, пишем слитно, местоимения с предлогом по тому, от того пишем раздельно. Схема рассуждения та же, что и с союзом зато. Вы не должны судить меня по тому (= по тем делам), что я делаю. Лодка оттолкнулась от того (тот берег) берега.

Правописание предлогов и омонимичных им частей речи

Предлогив течение, в заключение, в продолжение, вследствие надо отличать от омонимичных частей речи. В течение всего года он усердно занимался. Производные предлоги в течение, в продолжение пишутся в два слова с буквой е на конце. Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют значение времени и отвечают на вопросы когда? как долго? Дом ремонтировался в продолжение (предлог, пишем раздельно) месяца. Если в течении - это омонимичное существительное с предлогом, между ним и предлогом можно вставить прилагательное, то пишем раздельно, окончание - по правилу склонения существительных. Существительное с предлогом можно поставить в начальную форму, предлога не будет: В течении (ставим в начальную форму - течение, пишем раздельно) реки много поворотов. Или: в нижнем течении реки.

Производный предлог в заключение имеет значение «под конец». В заключение статьи были подведены итоги. Пишется раздельно, на конце е, т.к. это предлог. Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости. Пишем раздельно, на конце и, т.к. это предложный падеж.

Производные предлоги вследствие, ввиду указывают на причину. В следствие по делу вкралась ощибка - предлог в с существительным следствие пишем раздельно (начальная форма - следствие, существительное на -ие, в вин.п. пишем е). Вследствие плохой погоды мы остались дома = из-за, производный предлог, пишем слитно, на конце е, можно заменить другим предлогом.

Предлог несмотря на пишем слитно с не: Пошли в поход, несмотря (= вопреки чему-то, хотя была непогода) на непогоду - предлог. Шел, не смотря себе под ноги. Не смотря - деепричастие (шел и не смотрел - добавочное действие), пишем раздельно.

Употребление предлогов с дательным падежом

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, это надо запомнить: согласно приказу, благодаря обстоятельствам, вопреки прогнозу.

Чтобы найти другие советы по русскому языку , почитайте другие статьи

В2 предполагает умение находить в указаннных предложениях слова разных частей речи, в частности, предлогов .


Образцы формулировок заданий

Найдите предлоги в предложениях 15 - 18 .
Из предложений 12 -16 выпишите все предлоги .

Что требуется для выполнения заданий В2

Нужно уметь отличать предлоги от других частей речи: сочетаний существительных с предлогом, деепричастий, наречий, частиц, союзов и др.

Материал для справок

С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные предлоги: без , в , до , для , за , из , к , на , над , о , об , от , по , под , пред , при , про , с , у , через .
  • Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
    Вокруг парка - предлог, образованный от наречия вокруг .
    В течение часа - предлог, образованный от существительного с предлогом.
    Благодаря помощи - предлог, образованный от деепричастия.

Производные предлоги часто путают с другими частями речи.

С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные .

  • Простые - это предлоги, состоящие из одного слова: в , на , к , под , над , вопреки и др.
  • Составные - это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение , в течение , в связи с , в зависимости от , по направлению к и др.

Составные предлоги часто путают с другими частями речи.

Примеры омонимии предлогов с другими частями речи:

Сложи лист вдоль .
Вдоль — наречие.

Идём вдоль улицы.
Вдоль — предлог.

Аня сделала задание несмотря на трудности.
Несмотря на — предлог.

Списки предлогов и примеры к трудным случаям можно найти в :
СOC—Старшая школа—Грамматический словарик—Предлоги, а также:
СОС—Средняя школа—Грамматический словарик—Предлоги.

Научиться находить предлоги в текстах помогут наши тренинги.

Тренинг № 1

Найдите в тексте все предлоги

Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее — завтра утром. Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель... Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, "невольник чести", но ведь чести! За год до дуэли Рушкин писал графу Репнину: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю своим детям". Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное им не нужно, всё остальное неважно. Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию истины.

(По Д. Шеварову)


Тренинг № 2

Найдите в тексте все предлоги

Каков язык, такова и жизнь. Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создаётся определённый образ жизни. Здесь есть о чём поспорить: противоположная позиция — мы, мол, только наблюдатели, а не творцы, и разве можно диктовать языку свои законы, уж куда он, язык, захотел, туда и повернулся... Реально это выглядит так: лезет в нашу жизнь словесная непристойность — да разве с ней управишься? Такова жизнь... Но всякая жизнь требует сознательного управления, и управлять приходится прежде всего своим сердцем, где и рождаются мысли. Тогда и жизнь, создаваемая языком, словом, становится либо благоденствием, либо бедствием. Это закон активного формирования языком образа жизни общества.

Необходимо вселять в сознание каждого человека (и почаще об этом говорить, особенно в школе), что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Встречают по одежке, провожают по уму, выраженному через слово. Скажи мне слово — и я скажу, кто ты. Классическая формула определения человека во всех гимназических учебниках словесности: человек — создание словесное, а "сила ума и дар слова", по словам главного учителя Царскосельского лицея Н. Ф. Кошанского, — главное отличие человека от других одушевлённых созданий.

(По Вл. Аннушкину)

Тренинг № 3

Найдите в тексте все предлоги

Вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья уже проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано с глубоким ощущением родины, России. И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

«У которых есть, что есть - те подчас не могут есть, а другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, — значит, нам благодарить остается небо!». В шуточном стихотворении «Заздравный тост» английского поэта Роберта Бернса наблюдается настоящее столкновение слов «есть», которые в одном случае означают «быть, находиться», а в другом - «принимать пищу». Что же это за битва такая: между кем и чем? Знакомьтесь - омонимичные части речи. Примеры впереди.

Омонимы

Между словами в любом языке, как и между людьми в обществе, обнаруживаются определённые отношения, характер которых складывается в зависимости от выражаемых этими лексическими единицами значений и от их фонетического оформления. Отсюда складываются три основных типа: синонимичные, антонимичные, омонимичные. С последним нам и предстоит разобраться. Итак, что такое омонимы в русском языке?

Суть такого явления, как омонимия, состоит в тождестве, совпадении звучания - звукового облика двух или более слов при полном различии значений. Здесь наблюдается дальнейшее деление на следующие группы:

  • Лексические омонимы, иначе - полные (свет - световая энергия; свет - земля, вселенная, мир);
  • Неполные, которые, в свою очередь, делятся на виды. Среди последних различают: омофоны или фонетические омонимы - разные по значению и написанию, но сходные по звучанию (балл - оценка и бал - вечер танцев); омографы - разное значение, звучание, но одинаковое написание (замок - здание и замок - устройство фиксации); омоформы или морфологические омонимы - разные по значению, иногда и по принадлежности к частям речи, но аналогичные по звучанию лишь в отдельных морфологических формах.

Здесь на вопросе, что такое омонимы в русском языке, поставим точку, и остановимся подробнее именно на морфологических омонимах.

Собственно грамматические омонимы

Это достаточно многочисленная и разнородная группа омонимов, которая также подразделяется на виды. Собственно грамматические омонимы - это лексические единицы тождественные как по звучанию, так и по написанию, но принадлежащие к различным частям речи, и соответственно, отличающиеся лексическим значением, морфологическими, ролью в предложении. Например, слово «что» может быть: вопросительным или относительным местоимением («Что он искал в дальней комнате?»); наречием в значении «зачем», «для чего», «почему», «по какой причине» («Что же ты не читаешь такую интересную книгу?»); союзом («Я говорил вам, что собираюсь в Африку, но вы не верили»); частицей (как правило, употребляется в начале стихотворений).

Другие виды

Данная группа омонимов - омоформы, интенсивно пополняется словесными парами, которые предполагают одновременно лексический и грамматический анализ. Это и есть омонимичные части речи. Как говорится, что это такое и с чем его едят? Здесь следует разбираться с каждыми конкретным случаем.

Наречия

Омонимичные требуется различать между собой, и для этого существуют определённые приёмы. К примеру, имеется немало наречий, которые надо отличать от омонимичных имен существительных, прилагательных, деепричастий, местоимений. Для чего? Для правильного употребления в речи и не допущения поскольку данные пары произносятся одинаково, но разнятся семантикой и написанием.

В предложениях наречие отличается от существительного наличием или отсутствием зависимого слова. У существительного оно есть, у второго - нет. Например, слово «(на)встречу»: «Он с трудом поднялся навстречу» - наречие в значении «вперёд»; «Мои ожидания на встречу с давним другом не оправдались» - на (долгожданную) встречу с зависимым словом «другом», существительное с предлогом. По такому же принципу различаем наречие и прилагательное. Например, «(по)-осеннему»: «Солнце уже светило по-осеннему» - наречие, правильное написание через дефис; «По осеннему небу мчались свинцовые тучи» - прилагательное зависит от существительного «небу» и согласуется с ним в роде, числе и падеже, предлог пишется отдельно.

А вот при разграничении наречий и таких как необходимо просто задать вопрос к интересующему слову и подобрать синоним. В качестве примера возьмём слово «мимо»: «Мимо лестницы весело пробежали дети» - предлог, вопрос не ставится, возможно заменить «перед, за»; «Пробегая мимо, он громко крикнул» - наречие в значении «рядом, близко, недалеко».

Союзы

Продолжаем рассматривать такое явление, как морфологическая омонимия. В ней немало непростых, довольно запутанных случаев, среди которых и правописание омонимичных частей речи. Примеры позволят увидеть и понять различия между ними.

Особое внимание следует обращать на такие союзы, как «чтобы, оттого, также, тоже, потому, зато». У союза «чтобы» есть свой омонимичный брат - вопросительно-относительное местоимение «что» и частица «бы». Как их отличить? Ведь нельзя допустить орфографическую ошибку. Во-первых, если частицу «бы» получается опустить или перенести в другую часть предложения, а к слову «что» подобрать существительное, то перед нами местоимение. Например: «Что бы ему нарисовать? - Что ему нарисовать? - Что нарисовать ему бы? - Картину бы ему нарисовать?» И, во-вторых, на место одного союза можно всегда поставить другой. Читаем: «Я приехал к тебе, чтобы поговорить о накопившихся проблемах. - Я приехал к тебе для того, чтобы поговорить о накопившихся проблемах».

Также, тоже

Союзы «также, тоже» оказались в этом ряду неслучайно. У них, как и у предыдущих «героев», имеются свои омонимичные части речи - наречие с частицей «так же» и местоимение с частицей «то же». Чтобы понять, что перед нами союзы, надо их заменить друг другом либо союзом «и»(«Мы любим художественную литературу, он тоже любит = он также любит = и он любит»). Это первый способ.

В наречии и местоимении частицу «же» можно опустить либо заменить, а в союзе - нет («Она хотела то же, что и мы = Она хотела то, что и мы»). Кроме того, к союзу не ставится вопрос, а к наречию и местоимению - да. («Она хотела то же (что именно?),что и мы; Она плавала так же (как? как именно?), как и мы»). Это второй способ.

Зато, оттого, потому

Продолжаем тему, и обратимся к новым, не менее интересным моментам: слитное и раздельное написание омонимичных частей речи «зато, оттого, потому». Их правильно писать слитно, если они являются союзами, и раздельно - если местоимения с предлогами. Как их распознать? Приёмы те же, что и в вышеописанных примерах.

К союзу всегда можно подобрать другой союз: «зато - но, оттого - потому что, потому - оттого что» («Он плохой художник, зато (но) хороший декоратор»). В сочетаниях «за то, от того, по тому» местоимения «то, того, тому» легко заменить на существительное или прилагательное и поставить к ним соответствующие вопросы («Я хочу вам выразить благодарность за то (за что?), что вы пришли к нам на праздник»)

Предлоги

Правописание омонимичных частей речи (упражнения ищите в учебниках по русскому языку) - достаточно сложная тема. Поэтому продолжаем детальное изучение вопроса.

Итак, предлоги и другие омонимичные части речи. Здесь следует вспомнить, что задача предлогов связывать два слова, которые образуют словосочетание. Они бывают производными и непроизводными. Первые как раз и надо отделять от омонимичных им частей речи. Предлагаем несколько примеров:

  • «Квартира приводилась в порядок в течение одного месяца. - Неожиданно наметился крутой поворот в течении реки».
  • «Мы путешествовали по всей Италии в продолжение месяца. - В продолжении романа появились неожиданные сюжетные линии».
  • «Ввиду недостатка времени я не закончила работу. - Я поинтересовалась, что он имел в виду».
  • «Благодаря его новым идеям мы выполнили это задание. - Гости понемногу расходились, благодаря хозяйку за чудесный ужин».

Что есть что

В первом предложении сочетание «в течение» - с окончанием -е, так как употребляется в значении времени и отвечает на вопросы «как долго? когда?» Он лишен самостоятельного лексического значения, неразрывно связан с существительным. Во втором случае - омоним «в течении» - это существительное с предлогом, потому что между ними можно поставить прилагательное, к примеру, «в быстром течении». Пишем окончание -и согласно общим правилам склонения существительных.

В третьем предложении мы имеем дело с предлогом «в продолжение» в конце с буквой -е. Как и в первом примере он имеет значение времени, зависим от существительного. В четвёртом предложении «в продолжении» является существительным с предлогом, так как можно между ними употребить прилагательное. Перед нами типичная омонимия слов разных частей речи.

В пятом варианте слово «ввиду» пишется слитно, поскольку указывает на причину и, следовательно, является предлогом. В шестом предложении мы имеем дело с существительным с предлогом «в виду» и пишем раздельно. «Вид» - это начальная форма, которая стоит в единственном числе, в предложном падеже.

В седьмом случае сталкиваемся с употреблением предлога «благодаря», оттого что нельзя задать вопрос и обойтись без него. И в восьмом - встречаемся с омонимичным деепричастием «благодаря», поскольку оно обозначает добавочное действие к основному, выраженным сказуемым «расходились», и образует деепричастный оборот.

Надеемся, что статья на тему «Омонимичные части речи: определение, правописание, примеры» поможет справиться со всеми трудностями при изучении русского языка.

Правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от омонимичных самостоятельных частей речи. 7 класс

Цели: Обучающие.

Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.

Развивающие.

Учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, монологическую речь учащихся.

Воспитательные.

Воспитывать интерес к родной речи.

Тип урока: получение новых знаний

Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

I . Орг. момент 1мин

II . Слово учителя (беседа)

Ребята, мы с вами работаем с таким разделом грамматики, как морфология. А с каким её подразделом мы начали знакомство?

Служебные части речи.

В последнее время мы говорили о предлогах. И для того чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю:

1) Работу по карточке – доска 1 человек

2) Классу ответить на вопросы, выбрать правильный вариант ответа.

Мобилизирующий этап. Тест сл. 1-8

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

    Какое слово употреблено с предлогом?

А) (во) шёл

Б) (во) двор

    С какими частями речи употребляются предлоги?

А) с глаголами, наречиями, деепричастиями;

Б) с существительными, местоимениями, числительными

    Какими членами предложения являются предлоги?

А) обстоятельство;

Б) дополнение;

В) не являются членами предложения.

    Укажите, какие предлоги являются производными:

А) из-за, под, над, с, в, от;

Б) в течение, в продолжение, согласно, вокруг.

5. Укажите, какое значение передается с помощью предлога: в ле­су, на

шкафу, за огородом, у сада.

А) пространственное;

Б) причинное.

6. Укажите сочетание существительного с предлогом с времен­ным значением:

А) приехать через месяц;

Б) промокнуть из-за дождя;

В) появиться из-за дома.

7 . Укажите, какие предлоги являются составными:

А) после;

Б) начиная с;

В) благодаря;

Г) в связи.

Ключ:

    Б, Г

0- «5», 1-«4», 2-3- «3» (взаимопроверка) 5 мин

Вспомним определение. Сл.9

Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

Предлоги бывают простые и составные; производные и непроизводные.

Проверка карточки 3 мин

за поворотом - простой, непроизводный, Т.п.;

по лесу - простой, непроизводный, Р.п.;

в отличие от предыдущего озера – составной, производный, Р.п. ;

в заключение портрета - составной, производный, Р.п.;

из-под копыт - составной, непроизводный, Р.п.;

вследствие обстрела - простой, производный, Р.п.;

на плетень - простой, непроизводный, В.п.;

под сенью - простой, непроизводный Т.п.)

Молодцы. Вы хорошо знаете пройденный материал. Сегодня мы с вами продолжим изучение предлогов.

III . Введение в тему (создание мотивации обучения).

Формулирование темы сл.10 1 мин

Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.со

Ц Ц сл.11 Цель- научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, правильно писать производные предлоги

Что такое омонимы(одинаковые по звучанию и написанию слова, но разные по значению)

Омофоны (от греч. homós - одинаковый и phōnē - звук), слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме

Эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и сложностей, особенно в правописании.

    Изучение нового материала. 6 мин

Сравнение написания слов в первом и втором столбике. Сл.12 (найди отличия)

Вопрос учителя: почему по-разному написаны одинаково звучащие слова? В чём разница в написании? (буква на конце, слитное - раздельное написание )

Где предлоги? Что можно сделать, чтобы доказать? (подобрать синонимичные предлоги)

Вследствие (из-за) дождей река вышла из берегов.

Соорудили что-то вроде (наподобие) плота.

Условились насчёт (об) экскурсии.

В течение года (как долго?) я усердно занимался спортом.

Несмотря на холод (вопреки чему?) , мы пошли в поход.

А что же у нас во втором столбике. Зададим вопросы.

В (чём?) следствии по делу было много неясного.

Согласовать в (чём?) роде, числе, падеже.

Деньги поступили на (что?) счёт Фонда мира

В (чём? в быстром) течении реки много изгибов

Он отвечал, не смотря (не глядя) ей в глаза.

Вывод: в первом столбике у нас предлоги, а во втором – существительные с предлогом и деепричастие с частицей не.

- Почему же можно ошибиться в правописании таких слов? (Потому что производные предлоги похожи на другие части речи, и, не зная точно, к какой части речи относится слово, не напишешь его правильно).

Как же действовать, если встретятся такие слова? Сл.13

Проверка сл.14 (16 мин)

Закрепление изученного. 5мин

Объяснительный диктант

Цель: закрепление полученных знаний, умение применять алгоритм рассуждения, сохранение интереса к теме.

Опоздать вследствие непогоды, недочёты в следствии по делу об убийстве, прочитать в продолжении к первой части, ответить в продолжение минуты, исправить в течение дня, в быстром течении реки, выполнять в течение года, ответил вместо тебя, отправиться в место назначения

Сл. 15 Придумать предложения с предлогами и омонимичными самост. частями речи: 3мин

1 вар. Насчет

2 вар. Несмотря

Физминутка 3 мин (22 мин)

Дифференцированные задания 4 мин

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень.

Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. Преступник о тсидел в заключени_ пять лет. В заключени_ конференции был дан концерт. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного.

3-й уровень. Допишите слова. В скобках обозначьте части речи.

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри (____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал, не_смотря (____) по сторонам.

1 ученик по компьютеру работает
сл. 16,17, 18

Проверка 3 мин ( V . Работа с текстом: (5 мин)

(1)Ввиду сложного характера Лида долго не могла подружиться с одноклассниками. (2)В течение первой четверти у нее так и не появилось ни одной подруги. (З)Несмотря на ее неплохие знания по всем предметам, к ней неохотно обращались за учебной помощью: нередко вместо объяснения материала она могла просто бросить тетрадку со словами: «Списывайте!» (4) Такие выходки казались странными, пока случайно не узнали о ее семье: оказывается, отец Лиды погиб при выполнении служебного задания, а мать тяжело болела. (5) Девочка ухаживала за матерью, училась совершенно самостоятельно и все же каждый день была готова к любому уроку. (6) Обо всем этом рассказала Лидина соседка, Елена Захаровна, после того как ребята решили «проработать» «новенькую» за грубость на классном собрании. (7)«А ведь нас самих надо наказать - за черствость. Живем вблизи человека и ничего о нем не знаем», - присвистнул Мишка Никифоров, чаще других копировавший из Лидиной тетрадки удачно решенные ею задачки.

    Прочтите текст.

    Какова тема текста?

    Какова основная мысль текста?

    Определите стиль текста.

    Объяснить правописание выделенных слов

Итоги урока 1 мин

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании предлогов? (Предлоги имеют омонимичные формы, которые отличаются написанием и которые определяются по контексту.

Сл19. Ввиду хорошей активности и вследствие правильного понимания заданий в течение всего урока было показано отличное знание предмета.

Оценки 1 мин

Сл. 20 1 мин

Домашнее задание

    Упр.342 – 1 группа

    Упр. 344 – 2, 3 группа

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Губернаторский авиастроительный колледж

г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)"

Открытый урок

Дисциплина «Русский язык»

Тема «Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов - омонимов».

Комсомольск-на-Амуре,2018г.

Рассмотрено

на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин и ОГСЭ

Протокол № __

«___» _____________ 2018 г.

Председатель ПЦК

Е.В. Ковалёва

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по НМР

М.Г.Некрасова

«___» _____________ 2018 г.

Технологическая карта занятия

Дисциплина: « Русский язык».

Тема : Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов - омонимов.

Тип: Комбинированный урок

Вид: Урок - практикум

Цель: Научить разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.

Задачи:

Образовательные:

    Отрабатывать навыки слитного и раздельного написания производных предлогов;

    Формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи посредством тестовых заданий и комплексного анализа текста;

    Научить правильно употреблять предлоги в речи.

Развивающие:

    Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, культуру устной и письменной речи;

    Развивать коммуникативные компетенции.

Воспитательные:

    Вызвать чувство интереса к изучаемой теме (необходимость правильного употребления производных предлогов в речи);

    Пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку;

    Пробудить желание к взаимодействию и сотрудничеству.

Методы обучения:

Репродуктивный (для формирования ЗУН)

Наглядный (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу)

Практический (для развития практических умений и навыков)

Творческий (для развития творческих способностей)

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Обеспечение урока:

1.Методическое обеспечение урока:

Лекция преподавателя;

Эвристическая беседа;

Презентация по теме;

Взаимопроверка;

2. Дидактическое обеспечение:

Карточки для дифференцированного контроля знаний;

Презентация по теме.

Тестовые задания

3. Информационно-компьютерное обеспечение:

Мультимедийный проектор;

Литература:

1.Антонова Е.С. Русский язык: учебник для сред.проф.образования / Е.С. Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 384с.

2.Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования / Т.М.Воителева.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-224с.

Домашнее задание: §38 стр. 232-239 упр. 145; индивидуальное задание: упр. 292; творческое задание: составить текст диктанта по теме «Правописание предлогов».

Составить устное высказывание по теме «Употребление предлогов в речи».

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный этап : «Минутка приятных воспоминаний»

1. Приветствие, психологический настрой на совместную деятельность преподавателей и студентов;

2. Определение мотивации и постановка целей урока;

3. Проверка готовности студентов к учебному занятию.

II . Этап проверки домашнего задания (актуализация опорных знаний и умений) :

АОЗУ целесообразно проводить в виде фронтального опроса с направленными и ненаправленными вопросами.

Вспомните основные понятия предыдущего занятия:

Предлоги;

Простые, составные;

Производные непроизводные;

2.Проверка знаний через выполнение разноуровневых заданий.

Фронтальный опрос.

Защита презентации.

Индивидуальная работа

Коллективная работа

    Этап изучение нового материала:

Методы обучения:

1. Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи. Работа с текстом.

2.Омонимы и их разновидности (омоформы,омофоны,омографы).(Проверка домашнего задания).

3.Отличие производных предлогов от омонимичных слов. Приёмы отграничения.

4. Употребление предлогов в речи.

Метод эвристической беседы

Проблемный метод (постановка проблемной задачи).

Метод монологического изложения.

Объяснение преподавателя с применением опорных схем.

Работа с учебником.

Защита презентации.

Работа с текстами разных стилей речи. Создание собственного текста.


    Этап закрепление изученного материала:

1 .Упр. 330 (работа у доски) по цепочке с рассуждением по алгоритму.

2. Работа по разноуровневым карточкам: №№2,3, 4, 5.

Индивидуальная работа: упр.340 . (по вариантам).( Тренировочные упражнения: вариант 5, вариант 6

3.Графический диктант: вариант№№5, 6.

4

Словарный диктант

В течение длительного времени; изменения в течении реки; в продолжение целого лета; вследствие сильных дождей; в следствие вкралась ошибка; новые герои включены в продолжение романа; узнать насчёт экскурсии; перечислить на счёт техникума; вместо благодарности; в место укромное положить; в заключение доклада; много лет декабристы находились в заключении в Сибири; несмотря на неудачу; шёл, не смотря по сторонам; имей это в виду; проплыть в виду города; отстал ввиду болезни; не приехал вследствие болезни.

Осложненное списывание. Прочитайте предложения. Выпишите выделенные слова. Мотивируя свой ответ, укажите, к какой части речи они относятся. Где необходимо, объясните правописание.

(В)течени_ этих дней они переговорили обо всем на свете. (Б.Пастернак) 2. (В)последстви_ я понял, что, поступая так, я ошибался. (Г.Газданов) 3. Опять было сыро в комнатах, в которых было темно (в) следстви_ хмурости серого пасмурного дня. (Б Пастернак) 4. (В) течени_ всей дороги Касьян сохранял упорное молчание: (И.Тургенев) 5. (В)продолжени_ всей недели, в которую она вела эту жизнь, чувство это росло с каждым днем. (Л. Толстой,) б. (В) следстви_ какой-то задержки в пути, лошади отстали. (В.Арсеньев) 16. Она, убегая (по)окончании.. номера с манежа, перепрыгивала через воображаемый барьер. (А Луприн) 17. Песчаная коса сильно вдавалась (в)течени_ реки. (В.Короленко) 19. У многих русских рек, (на)подоби_ Волги, один берег горный, другой - луговой. (И.Тургенев) 20. Почему-то часто (в)течени_ лета вы приходили мне на память. (А. Чехов)

    Работа с тестом (текст взят из методического пособия Е.В. Васильевой, Т.И. Каниной “О тексте и контексте”)

    (1) Из-за сложного характера Лида долго не могла подружиться с новыми одноклассниками. (2) В течение первой четверти у неё так и не появилось ни одной подруги. (3) Несмотря на её неплохие знания по всем предметам, к ней неохотно обращались за учебной помощью: нередко вместо объяснения материала она могла просто бросить тетрадку со словами: «Списывайте!» (4) Такие выходки казались странными, пока случайно не узнали о её семье: оказывается отец Лиды погиб при выполнение служебного задания, а мать тяжело болела. (5) Девочка ухаживала за матерью училась совершенно самостоятельно все же каждый день была готова к любому уроку. (6) Обо всём этом рассказал Лидина соседка, Ираида Захаровна, после того как ребята решили «проработать» «новенькую» за грубость на классном собрании. (7) «А ведь нас самих надо наказать – за чёрствость. Живём вблизи человека и ничего о нём не знаем», - присвистнул Мишка Никифоров, чаще других копировавший из Лидиной тетрадки удачно решённые ею задачи.

1. Прочитайте текст.

2. Какова тема текста?

3. Какова основная мысль текста?

4. Озаглавьте текст.

5. Определите стиль текста.

6. Каковы примеры данного стиля?

7. Выпишите производные предлоги.

8. Из предложения №3 выпишите наречие и выполните морфемный разбор.

    Подведение итогов занятия и рефлексия:

Подведение итогов занятия. Выставление оценок студентам за активное участие на уроке.

Ввиду хорошей активности и вследствие правильного понимания заданий в течение всего занятия было продемонстрировано отличное знание предмета.

Дерево знаний - листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.

Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного

Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял

Зелёные - эту тему я понял хорошо.

. Сценарий урока.

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые студенты! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам закрыть глаза, вспомнить о чём- то хорошем и улыбнуться!!!

Вступительное слово преподавателя: Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему. Знание этой темы понадобиться вам для успешной сдачи экзаменов по русскому языку, а также поможет эффективно общаться, понимать явные и скрытые смыслы речи и создавать деловые, научные и другие тексты. А сейчас откройте тетради, запишите число.

Преподаватель : Ребята, мы с вами продолжаем изучение предлога. А какая именно тема сегодняшнего занятия – мы узнаем позже, прежде вспомним, что изучили на прошлом занятии. И для того чтобы вспомнить то, что вам уже известно, я предлагаю послушать выступление студентки (Мамонтова Е. с презентацией).

Актуализация прежних знаний.

Преподаватель: А сейчас мы это вспомним на практике.

1). Индивидуальная работа по карточкам:№№2, 5

2). Индивидуальная работа у доски: упр. № 308

3) .Работа с классом. Коллективная работа с текстом:

Задание:

    Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте его.

    Сгруппируйте слова с пропусками и скобками по видам орфограмм. ( Учащиеся послабее не группируют).

Инд. задание (выполняется на доске):

Синтаксический разбор 1-го предложения (работает один ученик).

Среди сосен и берёз открылась поляна 4 . Как глянул я на неё, так сразу и придумал название: поляна Жар – птиц. На ровном снегу этой отд…ле…ой от деревни нашей поляны будто Жар - птицы сидели, чистили тут свои уд…вительные пер…я и р…няли их – оранжевые, з… лотистые,(светло) коричневые. И столько сразу этих пер…ев оставлено над снегами. Их хватило бы на укр…шения пяти, а то и десяти таких полян.

Жар- птицы (давным) давно 3 улетели, а пер…я остались. Пер…я Жар – птицы – это уснувшие над снегами папоротники. Но как светится от них поляна.

(В.Бочарников)

(Для тех, кто работает быстрее, дополнительное задание : морфологический разбор наречия).

Назовите предлог, который употребляется с несколькими падежами.

Приведите для примера предложение с предлогом, который выражает пространственное значение.

Изучение нового материала.

Это то, что мы узнали на прошлом занятии. Теперь перед нами новая тема.

1.Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи . (приём «Отсроченная отгадка»

Преподаватель : Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

Преподаватель: Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

Преподаватель: (стадия осмысления). Прочитайте текст, определите, есть ли в нём слова- хамелеоны. (Слайд с выделенными словами, если уч-ся затрудняет такое задание).

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: ”Да!” Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью не смотря под ноги. И так из года в год…

Чем это объясняется? Проведём небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды.

Вместо естественной защиты, вроде диких степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

Преподаватель : Итак! Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов- хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

---- Так чем же похожи хамелеоны и омонимы

Преподаватель: Да, омонимы меняют своё значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеон - свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и цели урока.

Преподаватель: А теперь сформулируйте тему нашего занятия. Какие задачи мы перед собой поставим? Итак, тема нашего занятия – « Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов - омонимов » .Если мы вместе сможем определять часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3.Актуализация имеющихся знаний.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: Что вам известно об омонимах и их разновидностях? Что такое омоформы, омографы, омофоны? Приведите примеры.

Основная часть урока.

Преподаватель : Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи.

Как определить часть речи внешне сходных слов? (по вопросу, значению слова и по контексту).

Преподаватель : Обратимся к алгоритму. (стр.59).

Показ слайдов- «Производные предлоги из существительных», «Производные предлоги из наречий», «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Работа с учебником. (чтение материала учебной статьи).

Задание . Выпишите из текста любое предложение со словами- хамелеонами. Определите их как часть речи (пользуйтесь алгоритмом). Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги. Как пишутся эти предлоги? (слитно, раздельно).

Закрепление изученного материала.

1. Упр.№ 330 (Н.Г.Гольцова) – работа у доски по цепочке

2.Работа по разноуровневым карточкам: №№2,3, 4, 5.

Индивидуальная работа: Выборочно-распределительное списывание по упр.340.( по вариантам)

3.Графический диктант: вариант№№5, 6.

4 .Упражнение № 291 (сборник упражнений).

Употребление предлогов в речи

Преподаватель: Сегодня на занятии мы узнаем, как употребляются производные предлоги в речи. Сложность заключается не только в написании предлогов. Неверное употребление производных предлогов может послужить причиной неудачного построения предложений.

1.Обратимся к презентации.

Какую новую информацию вы узнали? (Производные предлоги употребляются только с одним падежом).

Игра «Корректор».

Есть такая профессия корректор. Корректор работает там, где создаётся печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду «вылавливать» ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте и вы поработать корректорами.

Упражнение № 293 (Сборник упр.).- Конструирование словосочетаний и предложений.

Преподаватель : А сейчас Кристина Б. познакомит нас всех со своими наблюдениями относительно неправильных употреблений предлогов со словами.

Преподаватель : Где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи? (Эти предлоги являются преимущественно книжными и особенно распространены в официально- деловой и публицистической речи).

Создание собственного текста.

Преподаватель: Перед вами записаны слова . Ваша задача : используя данные слова , а также предлоги : в течение, в продолжение , в заключение , вследствие составить и записать небольшой репортаж на тему «Апрель в нашем городе».

Слова: весна, день, ночь, туман, видимость на дорогах, солнце, заносы, расчистка, синоптики, температура, ветер, осадки, столбик термометра и др.

Этапы урока

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Реализация целей

Формирование компетенций

Организационный этап

Приветствие;

Психологический настрой на совместную деятельность;

Проверка готовности к занятию;

определение мотивации и постановка целей занятия.

Демонстрация фрагмента роликов;

Стимулирование положительной мотивации учения и развитие познавательного интереса студентов к изучаемой теме через жизненную актуальность.

Слуховое восприятие (слушание);

Зрительное восприятие;

Ответы на вопросы, участие в беседе.

Воспитание дисциплинированности на уроке;

Воспитание положительной мотивации к учебному труду.

Этап актуализации прежних знаний и умений

Фронтальный опрос и выполнениее задания по той части материала дисциплины, которая необходима для изучения нового материала.

Целевая установка;

Постановка вопросов студентам.

Продумывание ответов;

Устные ответы на вопросы;

Выявление уровня усвоения ранее изученного материала

ОК 2. Организовывать собственную деятельность;

Этап изучения нового материала

Изучение темы в

соответствии с планом:

1. Проблема роста численности населения,

2.Проблема голода, 3.Проблема нехватки питьевой воды,

4. Проблема роста городов,

5. Загрязнение окружающей среды,

6. Решение глобальных проблем

1. Демонстрация видеофрагментов.

2. Организация и проведение обсуждения

3. Обобщение сказанного, подведение итогов.

1.Осмысление видеофрагментов

2. Активное участие в обсуждении.

3. Представление презентаций и сообщений.

4.Перечисление основных моментов изложенного материала, повторение основных выводов.

Обеспечение восприятия и понимания материала – осуществление «обратной» связи – повышение внимания студентов;

Развитие коммуникативных умений и навыков.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одногруппниками;

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Этап закрепления изученного материала.

Решение тестовых задач

Целевая установка;

Определение содержания и порядка работы студентов;

Контроль за работой студентов;

Подведение итогов работы.

Выставление оценок.

Самостоятельное решение тестовых заданий;

Самостоятельная проверка.

Формирование умений применять знания при решении тестовых заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

Этап подведения итогов занятия. Рефлексия

Анализ деятельности студентов на занятии.

Рефлексия.

Организация проведения рефлексии по методу «З-Х-У».

Высказывание своего мнения по достижению целей урока.

Развитие позитивной мотивации к изучению дисциплин.

Домашнее задание

1. Нарисовать листовки «Глобальные проблемы мира»

Целевая установка;

Определение содержания д/з и сроков выполнения.

Слуховое восприятие;

Осмысление содержания д/з.