Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме. Плоскостопие: его причины и профилактика у детей

Плоскостопие у детей считается распространенной патологией и диагностируется все чаще, что частично можно объяснить общемировой тенденцией к малоподвижному, «компьютерно-телевизионному» образу жизни. С какими еще факторами связывают это заболевание, насколько оно опасно и как лечится, рассмотрим далее.

Плоскостопие у детей – причины

Благодаря правильно сформированным сводам стоп выполняются их основные функции по разделению нагрузки, смягчению ударов, установлению равновесия и др. Плоскостопие у ребенка характеризуется уплощением сводов, при котором ступня лишена выемок изнутри и практически полностью прилегает к поверхности пола. Передняя часть постепенно расширяется, а пятка становится отклоненной назад.

Врожденное плоскостопие встречается редко, и связано оно с различными внутриутробными аномалиями развития плода, воздействием ионизирующего излучения, вредными привычками беременной женщины. В таком случае заболевание нередко выявляется сразу после рождения и сочетается с другими пороками. Зачастую это болезнь приобретенная, формирующаяся по мере развития малыша вследствие следующих причин:

  • повышенная масса тела;
  • недостаточная и однообразная двигательная активность;
  • частая ходьба босиком по ровной твердой поверхности;
  • неподходящая обувь (купленная на вырост, доставшаяся «по наследству», имеющая плоскую подошву, слишком мягкая или жесткая);
  • паралич мышечно-связочного аппарата ступни (вследствие детского церебрального паралича, полиомиелита);
  • травмы ног;
  • перенесенный ;
  • наследственность и пр.

Стоит знать, что плоскостопие у детей до 6-8 лет – в большинстве случаев физиологическое явление. Когда ребенок рождается, стопы у него плоские, без явных сводов, что объясняется хрящевой структурой костных тканей, слабостью мышц, преобладанием жировой клетчатки на подошвенной поверхности, выполняющей роль амортизатора. Обилие мягких тканей в стопах присутствует примерно до трехлетнего возраста, а затем постепенно уменьшается. Одновременно происходит развитие связочного аппарата, за счет чего наблюдается подъем высоты свода.

Так, претерпевая естественные физиологические изменения, стопные своды, равно как форма ног и , «созревают» максимум к десятилетнему возрасту. Если развитие ребенка протекает нормально, формируются правильные своды. Далее, в подростковом возрасте, когда происходит усиленный рост и масштабные эндокринные перестройки в организме, скелетно-мышечная система детей вновь становится уязвимой, подверженной деформациям, возрастает риск развития плоскостопия.

Виды плоскостопия у детей

Стопа имеет два основных свода – поперечный (между основаниями фаланг) и продольный (по внутреннему краю). С учетом этого, плоскостопие, виды которого определяются в зависимости от пораженного свода, подразделяется на поперечное и продольное. Реже встречается комбинированная форма недуга. Кроме этого, имеет место диагноз «вальгусное плоскостопие», когда наблюдается отклонение оси конечности.

Поперечное плоскостопие у детей

При данном виде патологии происходит опущение поперечного свода, передний отдел опирается на головки всех плюсневых костей. Такое плоскостопие развивается при генетической предрасположенности малыша в сочетании с действием внешних неблагоприятных факторов. Постепенно вследствие веерообразного расхождения костей длина подошвы уменьшается, ширина ее увеличивается, происходит отклонение большого пальца наружу, средний палец подвергается деформациям.


Продольное плоскостопие у детей

Если ставится «диагноз плоскостопие продольного типа», у дитя наблюдается уплощение продольного свода стопы. Вследствие этого длина стопы увеличивается, всей поверхностью соприкасаясь с полом, постепенно развивается косолапость. Характерным признаком становится усиленное изнашивание подошвы обуви по внутреннему краю. Голеностопный сустав при этой патологии малоподвижен.


Вальгусное плоскостопие у детей

Нередко продольное плоскостопие, деформация стопы при котором приводит к опущению средней ее части, вызывает . В данном случае наблюдается разворот пальцев и пяточной кости наружу и кривизна оси в голеностопном суставе (смещение внутрь). Причиной иногда выступает ранняя постановка малыша на ножки, травмы, неправильный выбор обуви.

Степени плоскостопия у детей

Для диагностирования болезни применяют данные отпечатка ступни. В зависимости от интенсивности деформации различают несколько стадий болезни:

  • плоскостопие 1 степени – высота свода близка к норме, симптомы выражены слабо, однако наблюдается ослабленность связок и присутствуют легкие боли в вечернее время;
  • плоскостопие 2 степени – наблюдается «распластывание» ступни, заметное визуально, (в том числе в области голеностопа, колена), присутствует отечность стоп, изменяется походка;
  • плоскостопие 3 степени – характерна сильная деформация ступней, пальцев, ребенку трудно и больно ходить, возникает болезненность по всей длине нижних конечностей и в позвоночном столбе, сильная отечность.

Чем опасно плоскостопие?

Ошибочно считать, что рассматриваемая патология не представляет серьезной угрозы детскому организму, являясь, скорее, косметическим дефектом. Даже если это начинающееся плоскостопие, последствия его в будущем могут быть очень неблагоприятными для разных систем организма. Самыми распространенными осложнениями являются:

  • развитие дистрофических поражений суставов;
  • позвоночная грыжа;
  • остеохондроз;
  • пяточная шпора;
  • варикоз;
  • неврома Мортона.

Перечисленные патологии развиваются при плоскостопии у детей вследствие увеличения нагрузки на суставы ног и позвоночник в условиях плохой амортизирующей способности ступней. Такие последствия являются отдаленными, но до этого от постоянных болей в ножках и спине, повышенной утомляемости страдает качество жизни малыша, ухудшается его успеваемость на учебе.

Как определить плоскостопие у ребенка?

Родителям следует знать, как выявить плоскостопие у ребенка, чтобы не упустить драгоценное время и своевременно заняться лечением. Насторожить должны следующие проявления:

  • быстрая изнашиваемость внутренней части подошвы обуви и каблучков, деформированность голенищ сапог внутрь;
  • частые жалобы малыша на утомляемость при ходьбе, боль в ножках;
  • наличие мозолей, потертостей на подошвенной части;
  • разворачивание стоп внутрь при ходьбе;
  • отечность ног.

В качестве домашнего теста можно применить метод с отпечатыванием следов. Для этого необходимо взять чистый лист бумаги и, смазав подошвенные части стоп ребенка жирным кремом, растительным маслом или акварельными красками, поставить его на этот лист. Причем ноги должны быть сведены, ступни размещаться на одной линии параллельно друг другу, спина ровная. На отпечатках в области между пяткой и плюсной ширина перешейка в норме составляет максимум треть от общей ширины. В ином случае присутствует вероятность патологии. Окончательный диагноз ставится ортопедом или подологом.

Как лечить плоскостопие у детей?

Когда обнаруживается плоскостопие у детей, лечение назначается в любом возрасте, оно комплексное и зависит от степени поражения. Для этого, прежде всего, проводится диагностика посредством плантографии, подометрии, рентгенографии стопы. Методы лечения плоскостопия у детей направлены на упрочнение мышечных структур ног, улучшение кровообращения, коррекцию деформации стопы и голеностопа посредством мягкого физического воздействия на связки и суставы.

Упражнения при плоскостопии у детей


В зависимости от степени имеющихся изменений, ребенку рекомендуется комплекс упражнений для ног, который можно проводить в домашних условиях. Плоскостопие у детей требует регулярности при лечении – только в таком случае можно рассчитывать на положительный результат. Поэтому занятия следует проводить ежедневно, один или два раза в день. В комплекс ЛФК при плоскостопии у детей зачастую включаются упражнения.

В положении сидя на стуле:

  • сгибание-разгибание пальчиков ног;
  • круговые движения стопами по часовой и против часовой стрелки;
  • вытягивание носков от себя и в обратную сторону;
  • поочередное поднимание носочков и пяток от поверхности пола;
  • захватывание и перемещение пальчиками ног мелких предметов (шарики, кубики, карандаши);
  • захватывание и приподнимание между ступней небольшого мячика;
  • перекатывание ступнями вперед-назад гимнастической палки, мячика с шипами;

В положении стоя:

  • поднимание-опускание на носочках;
  • приседание без отрыва пяток от пола;
  • ходьба на носочках, пяточках, ребрах наружной и внутренней части подошвы;
  • ходьба боком влево и вправо по гимнастической палке.

Заниматься нужно босиком, повторяя все по 10-12 раз. Для малышей-дошкольников все физические занятия можно проводить в игровой форме, наглядно демонстрируя правильность выполнения упражнений. Помимо этого, деткам с таким диагнозом полезно ходить боком по бревну, лазать по канату, заниматься на гимнастической лестнице, ездить на велосипеде, плавать.

Массаж при плоскостопии у детей


Если у ребенка плоскостопие, что делать для исправления ситуации, подскажет врач. В большинстве случаев назначаемые лечебные мероприятия включают профессиональный массаж ног, нацеленный на повышение мышечного тонуса, улучшение обменных процессов. Плоскостопие у детей посредством массажа лечится периодическими курсами по 10 – 15 сеансов, выполняемых профессионалом. Применяя разминание, поглаживание и растирание, массируется стопа от пятки до пальчиков, голень по задней стороне.

Ортопедический коврик-пазл для детей от плоскостопия


В домашних условиях отличным лечебно-профилактическим методом при плоскостопии является хождение по специальному коврику, поверхность которого имитирует рельефы гальки разной величины и травы, покрыта небольшими массирующими шипами. Изготавливается такой коврик от плоскостопия для детей из вспененного полимера и представляет собой набор из нескольких квадратных деталей, которые соединяются в виде дорожки, змейки либо в форме прямоугольника. Ортопедический коврик вполне способен заменить ковровое покрытие в детской комнате, что обеспечит регулярный массаж ножек.

Подобные аксессуары можно изготовить и самостоятельно из отреза ковролина, на который прикрепляются:

  • плоская галька;
  • каштаны;
  • старые карандаши;
  • крышечки из пластика;
  • пуговицы и т.п.

Ортопедические стельки для детей при плоскостопии

Незапущенное плоскостопие у детей, лечение в домашних условиях которого проводится с учетом всех рекомендаций врача, эффективно корректируется. Одним из назначений зачастую является ношение специальных , призванных правильно распределять нагрузку на ступни при хождении, исправлять деформации и останавливать их прогрессирование. Эти изделия, подобранные или изготовленные в индивидуальном порядке, рекомендуется носить и на улице, и дома.

Методы профилактики плоскостопия у детей

Родители, внимательно относящиеся к здоровью своего чада, способны предупредить развитие этого недуга на раннем этапе. Профилактика плоскостопия у детей основывается на соблюдении нескольких несложных рекомендаций:

  1. Ребенок должен регулярно ходить и бегать босиком по неровной поверхности (по камушкам, траве, песку, массажному коврику).
  2. должна быть правильно подобранной (новой, соответствующей замерам ступни, хорошо фиксирующей стопу, с гнущейся подошвой и маленьким каблучком).
  3. Физические нагрузки должны быть регулярными и дозированными (не приветствуется ни слишком малая активность, ни чрезмерное увлечение спортом).

Ирина Дуденкова
Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в снижении сводов стопы. Истинное плоскостопие у детей младшего возраста встречается довольно редко, это чаще врождённая форма, при которой стопы имеют характерный вид- стопа-качалка или пресс-папье. Гораздо чаще ставится диагноз - плосковальгусная установка стоп , в этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки кнаружи.

Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе. Эти важные функции обеспечиваются специальным анатомическим строением : изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Виды плоскостопия .

Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие , возможно сочетание обеих форм.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6-летнего возраста нелегко , так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы . Однако приблизительно в 3 % всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Диагностика.

Стопы ребёнка до трёх лет кажутся плоскими , потому что выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. Поставьте босого ребёнка на стол или на пол, и попробуйте вложить палец под его стопу с внутренней стороны, свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция отделена от твёрдой поверхности стола или пола слоем жира. Если, глядя на ребёнка сзади, вы заметили, что его пятки отклонены кнаружи от продольной оси голени, или ваш малыш снашивает свои первые ботиночки, заламывая задники и стирая внутреннюю часть подошвы, то это достаточно серьёзный повод для обращения к ортопеду. Ранняя диагностика, своевременно начатое лечение или профилактика предотвратит развитие плоскостопия и сделает ножки вашего ребёнка здоровыми и крепкими.

Последствия.

Излишний вес ребёнка ещё больше усугубляет ситуацию. Полные малоподвижные дети страдают плоскостопием особенно часто . К сожалению, многие родители относятся к плоскостопию не очень серьёзно и считают, что с ростом ребёнка стопы сами собой приобретут нормальное строение, однако, данное заболевание самым неблагоприятным образом сказывается на всей опорно-двигательной системе ребёнка. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как нарушается нормальное положение таза и позвоночника. Кроме того, малыш, страдающий плоскостопием , не может овладеть правильными стереотипами ходьбы, бега, прыжков. Он не в состоянии много ходить, потому что болят деформированные стопы, быстро устают ноги, ребёнок вынужден ограничивать себя в движениях, не может полноценно участвовать в подвижных играх своих сверстников. Отсутствие рессорной функции уплощённой стопы приводит к постоянной микротравматизации позвоночника, спинного и головного мозга. Повышенная утомляемость, нарушения нервных процессов и даже головные боли могут иметь свою первопричину в плоских стопах .

Профилактика .

Плоскостопие у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребёнка, достаточная его двигательная активность. Мышцы ребёнка должны правильно развиваться : не стоит детям до года надевать жёсткую обувь.

Массаж и гимнастика в раннем возрасте , плавание значительно укрепляют и развивают все органы и системы, улучшают обмен веществ, способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, такие дети реже болеют и хорошо подготовлены к предстоящим нагрузкам на стопы.

Деформация стоп - процесс прогрессирующий, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. Лечение плоскостопия должно быть комплексным : массаж, лечебная гимнастика, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или ортопедическая обувь. Процесс исправления дефектов стоп должен быть непрерывным и достаточно длительным, включать в себя меры, укрепляющие весь организм ребёнка.

Комплекс массажных упражнений при плоскостопии .

Массаж при плоскостопии проводится на фоне общеукрепляющего лечения в соответствии с возрастом ребёнка . Особое внимание уделяется поясничной области (где берут начало нервы, управляющие мышцами ног, области ягодиц, ноги массируются по специальной методике.

1. Ребёнок лежит на животе, стопы свисают с края стола или под голеностопные суставы подложен небольшой валик.

2. Массаж спины- поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее вдоль позвоночника и по боковым поверхностям к подмышкам, растирание (кончиками пальцев, пиление тыльной поверхностью согнутых пальцев) по всей поверхности спины, разминание, снова поглаживание.

3. Пояснично-крестцовая область- поглаживание, энергичное растирание, поглаживание в направлении от позвоночника вниз и в стороны.

4. Ягодичная область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев, разминание, тонизирующие ударные приёмы (поколачивание, похлопывание, рубление, снова поглаживание.

5. Задняя поверхность ноги- общее поглаживание, затем поглаживание бедра от подколенной ямки вверх и кнаружи, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами, поглаживание.

6. Массаж голени (задняя поверхность) более дифференцированный, так как состояние мышц при плосковальгусной установке стопы различно.

После общего поглаживания от пятки к подколенной ямке проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу, по наружной её части (латеральной головке) выполняется лёгкое растирание подушечками пальцев, мягкое разминание, широко применяются расслабляющие приёмы : поглаживание, потряхивание, растяжение.

7. На внутренней части икроножной мышцы (медиальной головке) применяют тонизирующие приёмы : энергичное растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев, интенсивное разминание, лёгкие ударные приёмы (поколачивание пальцами, рубление) .

8. При массаже стопы ей придают положение лёгкой супинации (поворота подошвой кнутри, подошву поглаживают и интенсивно растирают, внутренний край стопы поглаживают, растирают и разминают, используя щипцеобразный захват.

Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени, укрепляет ослабленные мышцы и снимает напряжение, это очень важно для восстановления их согласованной работы.

Гимнастика при плоскостопии .

Гимнастика при плоскостопии у детей включает в себя регулярные прогулки по неровным поверхностям босиком. В летний период ребёнок, страдающий плоскостопием , может ежедневно ходить босиком по асфальту или траве. В зимний период рекомендуется использовать для коррекции плоскостопия специальные коврики с ворсистой поверхностью, по которым малыш также должен ходить босиком. На дачном участке или во дворе многоквартирного дома для ребёнка можно создать своеобразную песочницу, в которой будет присутствовать крупный песок и галька. Отличный эффект дают массажные упражнения при плоскостопии у детей в сочетании с тёплыми ванными. Ножки малыша необходимо опустить в ванночку с тёплой водой и галькой. Мелкие камешки постепенно скорректируют свод стопы, а тёплая вода расслабит связки и мышцы.

Упражнения при плоскостопии у детей

Ежедневно (по 3 раза в день) ребёнок, у которого развилось плоскостопие , должен выполнять следующие коррекционные упражнения (с повторениями 10-12 раз) :

В положении сидя схватить мяч стопами, поднять вверх и удерживать ноги в таком положении на протяжении 2-3 минут;

Сгибание каждой стопы в подошвенном и тыльном положении. Держать согнутыми стопы нужно не менее 4-6 секунд;

Ребёнок должен схватить пальцами ног мелкий предмет (карандаш, ручку, маркер) и постараться поднять его вверх, не уронив при этом;

Пальцы ножек и ручек малыш должен согнуть в кулак и разогнуть. Повторить упражнение несколько раз;

Ходьба на пятках и носках;

Подъём на пятки и носки;

Импровизированная ходьба по гофрированному коврику;

Ходьба по доске с ребристой поверхностью и гимнастической палке;

Ребёнок должен стать на наружный край стопы и походить так несколько минут;

Выполнение упражнения «Велосипед» с акцентом на движение стопами.

Основной гимнастикой при плоскостопии у детей является велоспорт , альпинизм, лазанье по канату и спортивным брусьям, плавание. Родители должны больше внимания уделять формированию правильной походки у маленького ребёнка. При ходьбе стопы должны располагаться параллельно друг другу. Ребёнок должен идти, опираясь на внешние края стопы.

Лечебная гимнастика при детском плоскостопии . Её особенности.

Если детский ортопед поставил вашему ребёнку диагноз «плоскостопие » , то лечение необходимо начинать незамедлительно. Наряду с медицинскими средствами и массажными процедурами хороший эффект при детском плоскостопии даёт лечебная физкультура. Гимнастика при плоскостопии у детей – одно из эффективных направлений коррекционной физкультуры. Регулярное выполнение ребёнком гимнастических упражнений позволит :

Эффективно тренировать все мышцы стопы;

Значительно улучшить кровообращение в ногах;

Тренировать связки стопы;

Устранить болевые ощущения и дискомфорт, нередко возникающие при развитии плоскостопия ;

Активизировать выработку суставной жидкости.

Эффективную коррекцию стопы помогают осуществить профилактические упражнения при плоскостопии у детей . Врачи-ортопеды рекомендуют выполнять их в положении стоя. Так, если ребёнок сидит на стуле, ему можно предложить согнуть (разогнуть) пальчики на ножках, поднимать от пола пяточки и носочки поочерёдно, делать круговые движения стопами, сильно тянуть вперёд носочки, не отрывая от пола носки с силой разводить в стороны пятки.

В положении стоя ребёнок может выполнить такой комплекс упражнений :

Постоять на внешних краях стоп несколько минут;

Приседать, стараясь не отрывать пяток от пола;

Выполнять ходьбу на носках, пятках, сводах стоп.

Упражнения с мячом при детском плоскостопии .

Гимнастика при плоскостопии у детей часто связана с использованием мяча, как основного элемента многих коррекционных упражнений. В положении сидя ребёнок может подтягивать ножками лежащий на полу мяч к себе или катать мячик различными способами (сидя – по кругу в разные стороны, складывать несколько разбросанных на полу мячиков в мешочек при помощи ног). При поддержке родителей малыш может стать на мяч и катать его по полу ногами. Отмечается хороший лечебный эффект при использовании игр для коррекции детского плоскостопия . В процессе игры ребёнок должен выполнять различные задания на сгибание пальцев ног и стопы, ходить на носках и внешних краях стопы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Об этой болезни все мы хоть раз в жизни слышали. Вроде бы при плоскостопии стопа как-то неправильно выгнута, почти как косолапость, только наоборот.

Общественное мнение единодушно: разве ж это настоящая болезнь? Где высокая температура, где адские боли, не дающие спать по ночам? Ну и что, что человек ногу странно ставит, может, ему так удобнее.

Плоскостопием, как следует из названия, называется болезнь, при которой свод стопы теряет свою природную вогнутость и нога становится уплощенной.

Казалось бы, такой небольшой дефект, но вреда от него очень- очень много.

Во-первых, у человека сразу изменяется походка.

Во-вторых, обувь начинает стаптываться неравномерно, внутренняя часть быстрее, чем наружная, но это еще полбеды.

Самое ужасное заключается в том, что такие "плоские" стопы теряют способность пружинить при ходьбе.

Прежде чем раскрыть эту тему, рассмотрим, что же представляет собой стопа.

Человеческая стопа представляет собой сложнейший механизм, который, если верить Чарльзу Дарвину, формировался не одну сотню тысячелетий путем естественного отбора и борьбы за выживание. Известно, что ни у одного животного нет пружинящего свода стопы. Даже прыгучие кенгуру и тушканчики обходятся без него. По мнению ученых-биологов, появление свода стопы у человека напрямую связано с хождением на двух ногах. Чем больше выпрямлялся первобытный предок, тем заметнее становилась у него выемка на ступне.

Стопа сложный биологический орган, напоминающий "сводчатое" сооружение. Условно считают, что в продольном направлении образуется продольный свод, а в поперечном- поперечный. В продольном своде различают наружную, опорную часть и внутреннюю, или рессорную. Костная основа свода, т.е. кости стопы, соединены при помощи суставов и укреплены связками. Свод стопы удерживается длинной подошвенной и пяточно-ладьевидной связками. Следовательно, активная роль в поддержании высоты свода стопы, ее рессорной функции принадлежит мышечно-связочному, костно-мышечному аппарату стопы, мышцам голени, голеностопного сустава. Стопа как единое целое функционирует по законам биомеханики.

В норме при опоре на стопу основная нагрузка приходится на пяточную кость, головки I и V плюсневых костей и на наружный край стопы. Линия опоры стопы при плоскостопии смещается кнутри.

Значительную роль в удержании стопы в правильном положении играет суставная сумка, соединяющая кости стопы с костями голени, а также боковые связки с голеностопного сустава, внутренняя и наружная.

Костные своды стопы укреплены также мышцами и фасциями. Продольно расположенные мышцы укорачивают стопу, а косые и поперечные суживают. Такое двустороннее действие мышц сохраняет сводчатую форму стопы, обеспечивает пружинистость и эластичность походки. А это значительно смягчает удары стопы о землю во время ходьбы, бега, прыжков, ограждая, головной и спинной мозг, а также внутренние органы от сотрясения.

В толще мягких тканей стопы проходят сосуды, нервы. Особо важно помнить: на верхней (тыльной) поверхности стопы сосуды проходят очень поверхностно, так, что можно сосчитать пульс. Также под кожей тыла стопы поверхностно контурируются и сухожилия. Со стороны подошвы сосуды и нервы покрыты толстым слоем мышц и подкожным жировым слоем.

Стопы детей отличаются от стоп взрослых по своему строению и функции.

Вначале скелет стопы проходит хрящевую, а затем костную стадию развития. Заканчивается процесс превращения хрящевой ткани в костную к 15- 19 годам. Вот почему детская стопа очень чувствительна как к положительным, так и отрицательным влияниям внешних факторов.

У детей поверхность кожи на 1 кг веса больше, чем у взрослого. Поэтому у них масса крови, протекающая в толще кожи, представляет половину всей массы крови, в то время как у взрослых - одну треть. Этим и объясняется, что стопы детей больше подвержены охлаждению, чем у взрослых.

Особенность скелета детской стопы - ее радиальная, лучевая форма (т.е. она наиболее широка на концах пальцев, а не на уровне пучков плюснефаланговых суставов, как у взрослых).

Кости стопы ребенка, особенно в возрасте 1-3 лет, интенсивно увеличиваются, дифференцируются по форме и структуре. Неокрепший костный аппарат с эластичными связками, слабыми мышцами является причиной значительных колебаний высоты свода в нагрузке.

Под плоскостопием понимают деформацию стоп, которая сопровождается уплощением ее сводов.

Современный человек делает в среднем десять тысяч шагов в день. И только сердце выполнят физическую работу больше, чем наша стопа. Добавьте к колоссальной нагрузке специфику работы, тесную и неудобную обувь, излишний вес - и вы получите массу неприятных сюрпризов, одним из которых может стать плоскостопие- нарушение свода стопы.

При плоскостопии стопа уплощается и перестает " пружинить" при ходьбе - отсюда боль и чрезмерная утомляемость. Вспомним, что в стопе все части соединяются между собой при помощи связок и мышц. Связки- это своеобразные соединительно-тканные ленты, стягивающие косточки, что и придает стопе характерную сводчатую форму. Многочисленные сосуды и нервы питают эти анатомические образования.

Чтобы нормально ходить, необходима подвижность всех составных частей относительно друг друга. Здоровый человек идет легко, плавно перекатываясь с пятки на пальцы, благодаря мышцам, выстилающим подошву и свод. Ослабление какого-либо звена в этом механизме ведет к деформации всей стопы. В дальнейшем, если плоскостопие не лечить, к нему могут присоединиться грыжа поясничного диска, радикулит и остеохондроз. При нормальном строении стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний несет рессорную, амортизационную функцию, обеспечивая форму стопы, эластичность походки, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений при передвижении.

При плоскостопии стопа несколько удлиняется, что вынуждает больного покупать себе обувь на один или два размера больше, чем понадобилось бы в норме. Бывает, что у основания пальцев нога особенно расширяется, появляются натоптыши и мозоли, а на большом пальце вырастает шишка, поэтому любая обувь кажется узкой.

Деформация стоп сопровождается снижением продольного и поперечного сводов, пружинящих свойств, рессорной функции стопы в целом. Т.к. мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки. Растягиваясь, они уплощают стопу - стопа удлиняется, а пальцы расходятся веером.

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится синюшной, потливой, холодной.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка.

У детей, преждевременно (до 10-12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, также развивается плоскостопие. Не надо форсировать у детей раннюю попытку ходьбы. Когда мышцы и другие ткани функционально созревают, ребенок сам попытается пойти. В этом плане вполне закономерно для него ползание. Длительная возможность долго держаться за стенки манежа имеет для детского организма свою отрицательную сторону. Вредно сказывается на формирование стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

Стопа ребенка на этапе ее формирования и развития имеет свои особенности. Так у детей до 5 лет на подошве хорошо развита подкожная жировая клетчатка, заполняющая свод стопы, что может быть ошибочно принято за плоскостопие. Объем движений стопы у детей больше, чем у стопы взрослых.

При ослаблении (вялости) мышечно-связочного аппарата голеней, голеностопных суставов, связок развивается деформация стоп у детей и подростков. Приблизительно до 7- летнего возраста у детей происходит естественное формирование продольного свода стопы. Патологическая деформация стоп у них чаще определялась в возрасте от 7 до 16 лет, когда происходит наиболее активная оссификация. В эти возрастные периоды отмечается интенсивный рост костей с дифференциацией их формы и структуры, возможна диспропорция между темпами роста костей и мышц. Это наблюдается при костно-мышечной дисплазии сухожильно-связочного аппарата нижних конечностей, в том числе стоп.

В возрастных группах детей и подростков в периоды полового созревания, когда происходят интенсивный рост и увеличение массы тела, наблюдается прогрессирование статического плоскостопия.

Простое продольное плоскостопие у детей и подростков чаще развивается в результате избыточного поворота костей стопы вокруг поперечных осей, проходящих по суставам Шопара, ладьевидно- клиновидному, продольно-плюсневому. При диагностике заболеваний стопы (статическое, плосковальгусное, варусное плоскостопие) у детей важно знать сроки оссификации костей. Полное окостенение ядер костей заканчивается к 16- 17 годам, а замыкание эпифизарной зоны большеберцовой и малоберцовой костей в дистальном отделе - к 20. Следовательно, избыточная нагрузка на точки опоры стопы при слабости мышечно-связочного аппарата нижних конечностей (голеней, голеностопных суставов), позвоночника у детей и подростков приводит к прогрессированию имеющейся в норме незначительной пронации пяточной кости, наклону и ротации таранной кости стопы.

Диагноз продольного плоскостопия основывается на данных подометрии, плантографии и рентгенометрии.

Прогрессирование продольного плоскостопия у детей в возрасте от 7 до 10 лет сопровождается опусканием продольного свода и пронированием стопы. Ладьевидная кость выступает на внутреннем крае стопы.

Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитие многих движений у детей. В таких случаях ребенку трудно при ходьбе выполнить перекат с пятки на носок, в прыжках энергично оттолкнуться. Бег выполняется тяжело, на всей ступне. Все это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов и систем, ведет к нарушению осанки и всего опорно-двигательного аппарата, к снижению двигательной активности. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая. В более старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Распространенным видом деформации стопы является также косолапость, которая в дошкольном возрасте наблюдается в разных формах. Условно их можно разделить на несколько групп.

При косолапости первой группы наружный край стопы имеет большую кривизну. Внешне стопа имеет суженный "подковный" вид. Вследствие такой косолапости нарушается ходьба и осанка, координация между движениями рук и ног, ухудшается устойчивость в равновесии. Тяжесть тела у косолапых детей больше всего приходится на пятку и наружный край стопы, ограничивается подвижность ног, затрудняется ходьба. Такие дети быстро устают, при ходьбе поворачивают туловище направо и налево им свойственна "гусиная ходьба". При второй и третьей группе косолапости ноги искривляются вовнутрь незначительно. Необходимо напомнить, что наружные развороты стопы являются биологически важным фактором, нарушение которого отрицательно воздействует на осанку и походку человека. Необходимо учитывать, что от состояния мышечно-связочного и костно-мышечного аппарата нижних конечностей (в том числе стоп, голеностопных, коленных суставов, мышц голеней) зависит формирование статических, физиологических изгибов позвоночника, осанки. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

У ребенка до 4-5 лет стопы даже внешне кажутся "плоскими". Значительная жировая прослойка - тому не объяснение. Обследование большой группы детей с учетом возраста и пола показало, что с ростом происходит увеличение процента нормальных стоп и уменьшение количества "плоских". Более углубленное обследование- изучение отпечатков стоп, специальные измерения, рентгенологические данные - дало основание ортопедам рассматривать пониженный свод у детей как физиологический этап развития стопы. Этот период не требует специального ортопедического лечения.

Увеличение выемки на отпечатках стоп через каждые 6 месяцев будет свидетельствовать о развитии свода. Это с одной стороны.

С другой стороны - если малыш жалуется на быструю утомляемость, боль, ослабленное состояние в ногах (после каких-либо нагрузок, после тяжелых инфекционных и других заболеваний), если у него часто подвертывается стопа, стесывается каблук с внутренней стороны - все это показания для диспансерного наблюдения и применения мер профилактики.

Перестройка функции стопы при достаточной компенсации и своевременном лечении идет постепенно, очень медленно, поэтому профилактику прогрессирования плоскостопия у детей и подростков следует начинать как можно раньше после установления диагноза с учетом сопутствующей костно-мышечной патологии.

При поступлении на лечение основными клиническими жалобами были: боли в области подошвы, в центре свода стопы, у внутреннего края пятки, на тыле стопы (в ее центральной части), между ладьевидной и таранной костями, под внутренней и наружной лодыжками, между головками предплюсневых костей, боли в мышцах голени вследствие их перегрузки.

Жалобы на боли в коленных и тазобедренных суставах были связаны с нарушением рессорной функции стопы.

Боли в области бедра и поясницы связаны с перенапряжением широкой фасции бедра и компенсаторно-усиленного лордоза. При этом дети стаптывают обувь с внутренней стороны подошвы и каблука.

Важно соблюдение правил гигиены стопы, разумно сконструированная и правильно используемая обувь.

К этим правилам относится:

Уход за кожей (ежедневные гигиенические ванночки с детским мылом, содой при температуре воды +36-37);

Ногтями (ногти следует подрезать раз в неделю. Линия ногтя должна быть прямой, а не овальной, иначе ноготь может врасти в кожу);

Правильный подбор чулок, носков и обуви.

Чулки должны соответствовать размеру стопы. Рекомендуется носить чулки, хорошо пропускающие воздух и впитывающие пот. Лучше всего соответствуют этим требованиям хлопчатобумажные и шерстяные изделия. Детям, страдающим повышенной потливостью, кожными заболеваниями, ревматизмом, чулки и носки из синтетических волокон носить вовсе не рекомендуется.

Теперь об обуви.

У мальчиков и девочек ежегодный прирост стопы (до 7 лет включительно) составляет в среднем 11 мм.

Правильно менять обувь раз в 6 месяцев и учитывать при этом не только размер, но и полноту. Все дело в том, что стопы при одной и той же длине имеют различную полноту. Поэтому обувь и колодка одного и того же номера выпускаются нескольких поперечных размеров - полнот. (Под полнотой обуви понимается соотношение поперечных ее размеров и длины.) Для детей шьют обувь обычно двух полнот.

Основное назначение обуви для детей первого года жизни - утеплять стопы. Вот почему пинетки шьют из мягких материалов.

Детям от 1 до2 лет требуется обувь с более прочной подошвой и носком. Еще большая прочность подошвы и носка в обуви детей от 2 до 7 лет. В этом возрасте стопы мальчиков и девочек не имеют больших различий, и поэтому внутренняя форма и размеры обуви для них одинаковы.

Детскую обувь рекомендуется изготовлять из кожи. Кроме кожи, для верха обуви используются ткани текстильные, шерстяные и мех. Обувь должна быть устойчивой, обязательно с задником и удобно закрепляться на ноге (шнурками, чрезподъемными ремнями, пуговицами, "молнией"); задник - достаточно устойчивым и не допускать скольжения стопы, низ обуви на уровне пучков (плюснефаланговых суставов и корня пальцев)- эластичным.

Уменьшение жесткости подошвы обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей площади опоры и правильный режим движения стопы.

Ровная, плоская, негнущаяся подошва, так называемый жесткий низ обуви, ограничивая движения большого пальца, сдвигает его кнаружи. Страдает от этого мышца, отводящая большой палец.

Жесткая обувь также ограничивает движения суставов стоп, затрудняет ходьбу. Наступает быстрое утомление мышц, что способствует развитию плоскостопия.

Слишком мягкая подошва при длительном стоянии, ходьбе по твердому грунту, асфальту, полу приводит к быстрому утомлению мышц, а, следовательно, и распластыванию стопы. Используется такая обувь строго по показаниям (для занятий гимнастики) и ограниченно по времени.

По весу обувь должна быть максимально легкой, такой, чтоб не перегружать стопу своим весом. Тяжелая обувь затрудняет передвижение, увеличивает расход энергии, приводит к утомлению.

Для детской обуви необходим каблук. Каблук, искусственно повышая свод стопы, предупреждает плоскостопие, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука обуви для дошкольников от 5 до 10 мм (вместе с толщиной подошвы). Стелька должна иметь прямой внутренний край, учитывая лучевую форму детской стопы.

Обувь подбирают не только по размеру (длине) и полноте (окружности), но и с учетом сезона и назначения. Таким образом, размер обуви должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы.

Обувь не должна быть слишком тесной или просторной.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука.

К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а, следовательно, удлиняется.

Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому, особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте.

В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

Для этой цели используются упражнения в "подошвенном сгибании" стопы, а также движения вокруг вертикальной оси голеностопного сустава, и выполняются они из различных исходных положений: сидя, лежа, стоя.

Вместе с тем, чтобы не перегружать еще неокрепшие мышцы, на первых порах нужно чаще использовать упражнения, выполняемые из исходного положения сидя и лежа, причем работу по профилактике плоскостопия необходимо проводить систематически, постепенно увеличивая нагрузку.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх.

Главное назначение корригирующих упражнений - активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать правильные жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

Время пребывания ребенка босиком вначале составляет 30-40 минут в день, а затем оно увеличивается.

Для повышения эффективности ходьбы босиком целесообразно параллельно проводить закаливание ног обмыванием и обливанием с последующим растиранием их сухим полотенцем.

Обливание ног лучше всего делать по способу контрастного закаливания. После обливания ног прохладной водой и растирания их досуха обязательно дается несколько специальных упражнений: переступание с пятки на носок, перетоп и др.

После занятий физическими упражнениями необходимо расслабить мышцы ног. Для этого, помимо водных процедур, целесообразно использовать массаж, который проводится в такой последовательности : вначале растирают пальцы, затем поглаживанием и растиранием массируют подошвенную и тыльную часть стопы, пятки, ахиллово сухожилие, голеностопный сустав и, наконец, голень.

Систематически и последовательно применяя специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его.

По мнению М.Кузнецовой, специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы (см. Приложение 1). Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Автор также подчеркивает, что здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях.

И. Сергееня, кандидат педагогических наук, предлагает специальные упражнения для укрепления мышц и связок стопы, которые рекомендует включать в утреннюю гимнастику (по 2-3 упражнения), в физкультурное занятие (по 3-4 упражнения), в комплексы для специальных занятий с детьми, имеющими плоскостопие (по 8-10 упражнений), а также использовать во время прогулок. Причем наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком (см. Приложение 2).

Т. Сулимцев, кандидат медицинских наук, Т.Шанина, предлагают, в работе с детьми, у которых выявлены нарушения рессорного аппарата стопы, использовать задания типа: "Кто быстрее пальцами ног соберет пуговицы", "Перейти через ручеек по палке", "Пройти на носочках", "Косолапый мишка", "Не урони мяч" и т.д. В утренние или вечерние часы проводить комплексы специальных упражнений (6-10 мин): собрать веревку пальцами ног, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне свода стопы, прокатить палку по полу стопами и т. д. С этой целью в летнее время на участке организовывать ходьбу босиком по рыхлой неровной поверхности, по траве песку. На физкультурных занятиях в вводную или заключительную часть обязательно вводить ходьбу на носках, пятках, по канату, обручу. Использовать малогабаритные физкультурные снаряды: гимнастические палки, теннисные мячи, кубики, канаты, скакалки, ребристую доску, которые способствуют более правильному выполнению физических упражнений.

Для предупреждения и коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников А. Саркисян, Г.Овакимян предлагают упражнения, которые проводятся в определенной последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения - вверх - вниз, вправо - влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трёхглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, формированию дуги стопы, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мешочки с песком и т. д.), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке - массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается), по дорожкам, лесенке, мостику - качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т. д. все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

Как же определить, есть ли у детей плоскостопие или нет?

Существует несколько методов диагностики плоскостопия.

Обследование стоп нужно начинать с наружного осмотра обуви. Резкое снашивание каблука указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с внутренней или с наружной стороны свидетельствует о неправильной походке, о боковом искривлении стопы.

Определить степень плоскостопия помогают отпечатки стоп.

Для получения отпечатков стоп применяют методику - ихнографию.

На один конец дорожки темного цвета из линолеума длиной 12-14 м и шириной 130см наносится тонкий слой порошка мела. Ребенок становится на этот участок дорожки и по указанию воспитателя "протирает" ноги, т.е. окрашивает подошвы мелом. Затем ему предлагается пройти по дорожке и принести игрушку. Таким простым способом у каждого ребенка фиксируются отпечатки стоп (см. рис.). Полученные отпечатки подвергаются анализу и в анкете фиксируются такие показатели: прямолинейность и равномерность ходьбы, длина, ширина шага, величина угла разворота носков, шарканье ног, косолапость и плоскостопие.

На дорожке дети 2-7 лет делают 20-30 шагов. С помощью измерительных приборов фиксируются вышеизложенные данные, а также нарушения и деформация.

После этого даются нормы и показатели для моделирования дорожки с отпечатками стоп, которую широко можно использовать для коррекции и устранения недостатков у детей (см. Приложение 3).

Еще один метод диагностики плоскостопия - метод Фридланда .

Нужно измерить высоту стопы (то есть расстояние от пола до верхнего края ладьевидной кости - это самое высокое место на стопе). Потом измерить длину стопы. Далее умножить высоту стопы на 100 и разделить на длину. Полученная цифра называется "подометрическим индексом". Нормальный индекс - от 31 до 29. если в пределах 27-29, плоскостопие имеется. Если ниже 25 - плоскостопие значительное.

Точнее поставить диагноз и установить степень плоскостопия можно при помощи рентгенологического исследования . Рентгенограмму обычно делают стоя. Боковые снимки показывают, какие кости стопы повинны в том, что продольный свод стал плоским, и почему головки костей расположены неправильно.

В дошкольных учреждениях, в основном, используется самый доступный и простой метод - плантография .

Для получения отпечатков стоп используется плантограф, состоящий из основания и прикрепленной к нему с помощью ремешков двойной рамки. Между рамками натягиваются и скрепляются два слоя марли и полиэтиленовая пленка так, чтобы марля (которая хорошо впитывает и предохраняет краску от высыхания) была обращена внутрь, в сторону основания плантографа, а пленка, предохраняющая подошву от загрязнения краской, - наружу, в сторону стопы. На марлю наносится слой разведенной в керосине типографской краски, а на основание плантографа кладется чистый лист бумаги, и рамка опускается. Ребенок становится обеими ногами на пленку плантографа для получения отпечатка (плантограммы). Этот метод позволяет анализировать состояние стопы в динамике. Оценка плантограммы базируется на рассмотрении двух линий, проведенных на отпечатке и соединяющих середину пятки с основанием большого пальца и вторым межпальцевым промежутком.

В норме внутренний изгиб контура отпечатка находится вне этих линий, при уплощении располагается между ними, при плоскостопии заходит во вторую от наружного края линию.

Дети, у которых выявлены нарушения рессорного аппарата стопы, находятся под специальным контролем.

С помощью метода плантографии, в дошкольном учреждении, мной были обследованы дети подготовительной группы. Из продиагостированных 19 детей: 1 ребенок имеет уплощение стопы, 1- плоскостопие, что составляет10,5% от всей группы. Основная масса детей имеет нормальную стопу.

Сюняева Диля имеет уплощение стопы правой ноги. Обувь у ребенка отвечает требованиям: плотно облегает ногу, имеет жесткий задник, стельки - супинаторы, эластичную подошву и небольшой каблук. При ходьбе, беге девочка незначительно прихрамывает.

Долгов Илья страдает плоскостопием. Обувь у ребенка не отвечает требованиям: отрытый носик в виде ремешков, отсутствует задник, подошва жесткая, без каблука. Внутренняя сторона подошвы и часть ремешков сношена. Походка у ребенка неуклюжая, напряженная. Илья сильно топает и размахивает руками, бегает на всей ступне, в прыжке отталкивается не энергично, при ходьбе часто жалуется на боли в области голеностопа. Илья малоподвижен, в играх предпочитает второстепенные роли. Для мальчика есть еще возможность улучшить форму и функцию стоп, если подобрать правильную обувь, последующее время заниматься лечебной гимнастикой и выполнять специальные гимнастические упражнения не только в дошкольном учреждении, но и дома. Необходимо провести индивидуальную беседу с родителями, о серьезном положении и болезни, которой страдает их ребенок. Порекомендовать ежедневные специальные упражнения, сделать массажные дорожки из бросового материала для хождения по ним дома босиком. Летом ходить босиком по грунту, по рыхлой, неровной поверхности, по траве, песку. Объяснить, что дают такие упражнения и для чего они необходимы.

В дошкольном учреждении, которое посещают продиагностированные дети, приоритетное направление - физкультурно-оздоровительное .

В утренние гигиенические гимнастики, на физкультурных занятиях, в утренние и вечерние часы, во всех возрастных группах, включаются специальные упражнения для профилактики плоскостопия: ходьба на носках, на пятках, на наружных краях стоп, по канату, по гимнастическим палкам (приставным шагом), по ребристым доскам, по наклонной плоскости, катание мяча ногами. Ходьба босиком по массажным коврикам, которые выполняются также и после дневного сна. Такие упражнения способствуют укреплению свода стопы, т.к. ребенок, наступая на неровную поверхность, непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы.

Также в дошкольном учреждении проводятся консультации для родителей и родительские собрания, посвященные проблеме профилактики плоскостопия, в которых обязательно принимает участие старшая медсестра. Хороший эффект дают беседы с родителями о внимательном отношении к обуви ребенка, о недопустимости постоянной ходьбы в чешках, стоптанных или больших по размеру тапочках.

В приемных возрастных групп для родителей, на папках- передвижках, размещена информация: "Внимание плоскостопия!", где приводится изображения отпечатков стоп правильной и неправильной формы, комплексы специальных физических упражнений для занятий в домашних условиях. Организуются консультации для родителей на темы: "Какая должна быть обувь", "Одевайте детей правильно".

В дошкольном учреждении идет согласованная работа по профилактике плоскостопия между воспитателями, физкультурным работником, медсестрой и родителями. Детям, с выявленным плоскостопием назначаются специальные упражнения, проводятся беседы с родителями. Ответственные родители стараются сотрудничать с работниками дошкольного учреждения, посещаемым ребенком и достигаются положительные результаты. Поэтому, как видно из результатов диагностики, практически все дети идущие в школу, имеют правильно сформированную стопу.

В заключении вышеизложенного сделаем вывод.

Для профилактики плоскостопия у детей необходимо проводить динамические осмотры, чтобы как можно раньше распознать плоскостопие.

В связи с этим назначить специальные упражнения. Своевременное его лечение общедоступными упражнениями, помогут избавить детей от этого недостатка или, уменьшить его. Проводить общекоррегирующую лечебную гимнастику, под наблюдением медицинского персонала. С родителями, у детей которых выявлена плоскостопия, проводить беседы на темы, какую обувь необходимо носить, о подборки и проведении специальных упражнений, в домашних условиях. В дошкольном учреждении проводить специально подобранные общеукрепляющие упражнения, которые способствуют коррекции стоп.

Так как от сформированности стопы в значительной мере зависит и правильная осанка, и походка, и двигательная активность ребенка, необходимо постоянно применять в работе с детьми упражнения для профилактики плоскостопия.

Приложение 1

Упражнения для коррекции стопы

Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

1. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.

2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

3. Ходьба по палке.

4. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

5. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

6. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

7. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

8. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Приложение 2

Упражнения для профилактики плоскостопия

1. И.п.: сидя на стульчике, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз).

2. И.п.: то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1- активно согнуть пальцы ног (посмотреть, насколько уменьшилась длина стопы); 2- вернуться в и.п.

3. И. п.: то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитеровать подгребание ими песка (6-8 раз) . 4. И. п.: то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз) . 5. Упражнение "Веселые ножки". Дети сидят на стульчиках, руки на поясе. На "раз"- выставить правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме (носок смотрит вверх), на "два" - выпрямить подъем и коснуться пола концами пальцев; на "три" - ногу на пятку; на "четыре"- приставить ногу. То же с другой ноги. Следить, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4-8 раз).

6. И.п.: сидя на стульчике (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек.каждой ногой).

7. И.п.: то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).

8. И.п.: сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении - 5-10 сек. То же с другой ноги. (Можно проводить в форме соревнования: кто продержит дольше.)

9. И.п.: упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).

10. И.п.: то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги(6-8 раз).

11. И.п.: лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация).

12. И.п.: то же. 1- согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и.п. 3-4- то же с другой ноги (8-10 раз).

13. И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сед на пятки.3-4 - и.п.(6-8 раз).

14. И.п.: стоя руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15-20 сек.).

15. И.п.: то же. Перекаты с пяток на носки и обратно (8-10 раз).

16. И.п.: стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с "подошвенным сгибанием" стопы(15 сек.).

17. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок (15-20 сек).

18. Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек).

19. И.п.: о.с. 1-4-четыре шага на носках, руки вверх (смотреть на руки). 5-8-четыре шага в полуприседе (приседе), руки на поясе (игра "Великаны- карлики").4-8 раз.

20. Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу.

21. Ходьба по ребристой доске.

22. Ходьба приставным шагом в сторону по канату. То же по узкой стороне скамейки (упражнение для детей старшего дошкольного возраста).

23. Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием ее перекладины пальцами ног.

24. Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню.

25. Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики.

26. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно, на носках).

27. Упражнение "Воробей". Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок - вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз.

28. Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших школьников 10-15 см, детей 4-5 лет-20-25 см, для старших дошкольников- 30-35 см).

29. То же, но спрыгивание в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него.

30. Прыжки с доставанием ориентира.

31. Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста).

32. Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста).

33. Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т. д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования.

Приложение 3

Показатели для моделирования дорожек с отпечатками стоп

Шаблон стопы, см

Дорожки с отпечатками

Длина стоп

Ширина стоп

свода стопы

шагов, см

Величина разворота носков (в градусах)

Ширина шага, см

Глубина свода стопы, см

Литература

1. Голинская М.С., Носова Н.Г., Конторович А.Е. Принципы профилактики прогрессирования плоскостопия у детей и подростков // мед.помощь.-2003.-№5.-с.41-45

2. Крамаренко Г. Как ухаживать за стопами детей дошкольного возраста //Д/В.-1976.- №6.-с.38-39

3. Кузнецова М. Двигательная активность детей. Плоскостопие //Д/В.-1993.-№ 9.-с.31-33

4. Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость //Д/В.-1991.-№7.-с.19-25

5. Сергееня И. Профилактика плоскостопия // Д/В.-1985.-№6.-с.58-60

6. СулимцевТ., ШанинаТ. Выявление и профилактика плоскостопия у дошкольников //Д/В.-1986.-№6.-с.13-14

7. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста// М.: Просвещение, 1987.-с.65-66

8. Шаркова О. Пятки вместе, носки врозь //Семейный лекарь.-2003.-№10 (62). -с.14

Лечить плоскостопие — дело трудное, занимает немало времени. Считается, лучше предупредить заболевание, чем потом бороться. В этом сильно поможет профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Если у ребенка нарушение уже диагностировано, стоит немедленно начинать лечить. В терапию плоскостопия входит комплекс . Следует соблюдать правила гигиены нижних конечностей. У занятий прослеживается последовательность и регулярность. Ребенка необходимо заинтересовать, что станет для родителей непростой задачей.

С болезнью бороться сложно, но вполне возможно. Чтобы ребенку захотелось поучаствовать в специальной гимнастике, проводите упражнения в виде игры.

Разработан специальный перечень уникальных упражнений, непосредственно для дошкольников.

Занятия часто практикуют в виде профилактики плоскостопия в детском саду. Упражнения включают:

  • Разминку;
  • Упражнения «Маленькие утята»;
  • Использование подручных средств;
  • Применение гимнастической палки.

Как работает комплекс, рассмотрим подробно.

Упражнения для маленьких детишек

Разминка – главное в любом комплексе занятий, мышцы нужно тщательно готовить к работе. Выполнять упражнение рекомендуется в тоненьких носках, без обуви. Поверхность пола не должна быть скользкой.

Начинают с ходьбы по кругу:

  • Поднявшись на носочки;
  • Перестроившись на пятки;
  • Став на внутреннюю поверхность стопы, одновременно согнув ноги в коленках;
  • Переместить тяжесть тела на внешнюю поверхность сводов стоп;
  • Перемещение по наклоненной поверхности;
  • Перемещение по неровности.

Дети в 2 года с удовольствием делают подобные упражнения, в сопровождении веселой детской мелодии. Ребенок находится в хорошем настроении, и лечение даст эффект.

Второе упражнение состоит из нескольких этапов. Понадобится у детей. Вначале ребенок садится, согнув ноги в коленях, заводит руки назад, для создания упора.

После начинаем комплекс, который больше напоминает игру и предназначен для ребят трёх лет и старше:

  • Ходить на месте, не отрывая носочков от пола. Упражнение нужно сделать 4 — 5 раз. Упражнение называют – «утята обучаются ходьбе»;
  • Сесть и упереться на внешнюю сторону стоп. Внутреннюю сторону поднять 4 или 5 раз. После возвратиться в исходное положение. У ребенка создаётся впечатление, будто утята после сна потягиваются;
  • Поднять пятки и развести стопы в разные стороны. В ходе исполнения упражнения дети издают крякающие звуки «кря, кря, кря». Это называется «утята учатся крякать».

Действенна в профилактике плоскостопия гимнастика, где применяют подручные средства:

  • Нужно зажать карандаш между пальцами ноги, рисовать простые фигуры на листке бумаги. Упражнение выполняется по очереди – правая нога, потом левая;
  • В упражнении применяют либо мелкий шарик, либо кубик. Требуется обхватить пальчиками ног и поднять. Потом перенести предмет в правую и в левую сторону, положить на исходную позицию;
  • Собрать пальцами ног разбросанные по полу маленькие предметы (машинки, кубики, пупсы, шарики, конструктор);
  • Изобразить барабанщика путем стука носочками по полу. Пятки не должны касаться поверхности. Постучав немножко, перекатиться с пяток на носки;
  • Пяточки прижать плотно к поверхности пола, пальчики ног работают с куском ткани или салфеткой, пытаясь предмет переместить;
  • Ребенок садится на невысокий стул, по очереди поднимает на максимальную высоту ноги, натягивая одновременно носочки. Ножку в принятом положении нужно зафиксировать на протяжении 10 — 15 сек. Потом опустить на пол.

Заниматься упражнениями нужно с ребенком, пока не надоест. Отказ малыша выполнять упражнение становится сигналом к перемене задания. Если любое упражнение окажется сделано небольшое количество раз, лечение менее эффективным не станет.

Хорошие результаты дает занятие по профилактике плоскостопия, где используют гимнастическую палку — предмет, длиной 90 сантиметров и диаметр 2 — 3 сантиметра. Палку выбирать непременно отшлифованную.

В исходном положении (сидя) ножки согнуть в коленках. Упор делается на руки, катается палка крайне медленно вперед и назад. Изначально упражнение делается по очереди ногами, потом обеими сразу. Заниматься допустимо, когда малыш просто сидит. К примеру, дома при просмотре мультфильмов.

В прежнем положении сидя обхватить палку пальчиками ног и подольше удерживать.

Потом встать, гимнастическую палку расположить на полу. В дальнейшем по палке ходят, передвигаясь приставными шагами, чтобы середина стопы находилась на палке. После перемещаем пятки на пол, носочки на палку. После поменять наоборот.

После стать на палку стопой и опереться на предмет весом тела. Простоять 2 — 3 мин, потом сменить ноги.

В качестве памятки для родителей – требуется соблюдать последовательность упражнений, проявлять настойчивость, тогда ребенок начнёт упорно заниматься и поборет болезнь.

Разучив с малышом гимнастическую программу, потребуется выполнять регулярно. Как правило, занятие приходится на время после обеденного или после ночного сна.

Немаловажным фактором признаётся гигиена ног и выбор правильной ортопедической обуви. Действенны процедуры оздоровления ребенка летом – хождение босыми ногами по маленьким камушкам, неровностям, песку или траве.

Если желаете достигнуть быстрого результата, возможно записать малыша на массаж для стоп и ног. Процедура благосклонно влияет на формирование стоп, позволит исправить на начинающемся этапе развития плоскостопия маленькие отклонения, укрепить связки и мышцы на стопах.

Каким бывает плоскостопие

Медицине известно два вида плоскостопия:

  • Поперечное;
  • Продольное.

Названия указывают на зону развития отклонения на стопе.

Первое указывает, что стопа становится плоской спереди. Второе – на плоскость стоп между носочком и пяткой.

Детская стопа формируется до 12 лет, требуется консультация для родителей в раннем возрасте ребенка. Ортопед определяет, угрожает ли малышу плоскостопие, какие меры требуется принять, чтобы избежать патологии.

Порой знания не помогают — когда ребенок переносит отдельные болезни, подбирается неправильная обувь или ноги не получают достаточной нагрузки. Патология способна развиться у малыша, не обнаруживавшего намёка на дефект. Важно делать упражнения для профилактики плоскостопия в детском саду и на протяжении времени до исполнения ребенку 12 лет.

Зачем лечить плоскостопие

Вовремя не обнаруженное плоскостопие грозит дефектом внешнего вида. Это первый шаг к развитию сопутствующих болезней, которые осложнят жизнь ребенка в любом возрасте. Возможно потом столкнуться с:

  • Варикозом;
  • Нарушением осанки;
  • Пяточной шпорой;
  • Трудностями с суставами на ногах.

Как исправить патологию у школьников

Как профилактика плоскостопия у детей школьного возраста, применяется прежняя физиотерапия, гигиена и оздоровительная гимнастика, что и у малышей.

Нужно правильно подобрать обувь и научить ребенка ухаживать за ней. Полезно приучить ребёнка перед сном в комнатной температуры воде мыть ноги.

Летом нужно чаще бывать на свежем воздухе, перемещаться по грунту босыми ногами. С наступлением холодов заниматься на искусственно созданных неровностях.

Занятия у взрослых и детей похожи. Правильно и регулярно выполненный гимнастический комплекс упражнений обеспечит крепкие мышцы стоп и поддержание правильного свода стопы.

Малыши заинтересуются мультипликационными героями, их завлекают утятами и разного рода ассоциациями. Школьникам несложно придумать прочие названия для упражнений.

Если родители настроены на борьбу болезнью, понадобится наглядное пособие, как делать упражнения правильно. Чтобы предотвратить развитие плоскостопия, выполняют ряд мероприятий:

  • Босиком перемещаться по улице и в квартире. Осторожно подходить к выбору места для тренировок босыми ногами, избегая травм или порезов. Предлагается «дорожка здоровья», которую легко изготовить самостоятельно. Из клеенки сшить длинное полотно и заполнить неплотно различным материалом: горох, фасоль, перловка, каштаны. Ее удобно использовать в доме и на улице в сухую погоду.
  • Установите в комнате у ребенка шведскую стенку. Лазая босиком или в тонких носках, малыш выполняет комплекс занятий, предусмотренных к выполнению при помощи гимнастической палки.
  • Завлекать ребенка к движению – игре в догонялки, прыжкам со скакалкой, учитывая физическую развитость малыша.
  • Запишите ребенка на танцы.
  • Использовать в занятиях коврик для массажа, массаж стоп или скалку с рельефной поверхностью.
  • Несколько раз за неделю выполнять занятие по сбору маленьких предметов пальцами на ногах: пуговицы, карандаши, ручки, ластики, небольшие шары и прочие вещи.

Нужно соблюдать правила выбора обуви. Ходить за покупками во второй половине дня, когда нога у ребенка чуть отекла и получится точно определить, жмет ли обувь.

При примерке обувать обе ноги и немножко пройтись. Это обезопасит ребенка от дальнейшего дискомфорта при передвижении.

Выбирайте натуральные материалы, нога должна дышать. В качестве положительного воздействия на ногу обувь предусматривает небольшой каблук. Носок выбирается округлым, а не узким. Задник обязан облагать плотно ногу, чтобы щиколотка не болталась из стороны в сторону.

Соблюдая правила, вы избавите ребенка от неприятного и неблагозвучного заболевания — плоскостопие.

Охрану здоровья ребенка и обеспечение его полноценного физического, и в равной степени психологического, развития следует рассматривать как определяющий фактор оказывающий влияние на всю его будущую жизнь.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – это очень важный комплекс мер, помогающий сохранить функционирование опорно-двигательного аппарата до старости.

О плоскостопии

Как свидетельствует статистика, данное заболевание выявляют очень часто. Своевременная диагностика при этом существенно осложнена тем, что до 3-х лет у всех детей свод стопы заметно снижен. Более или менее ситуация выправляется к 6-7 годам. Чтобы уменьшить риск развития недуга, следует с самого раннего возраста обращать внимание на состояние его ступней.

По мере прогрессирования плоскостопие приводит к появлению самых разных осложнений. Устранить их у взрослого уже в принципе невозможно. В итоге опорная функция нижних конечностей сильно снижается. Помимо того, из-за нарушения кровоснабжения нередко у больных появляются:

  • довольно сильные боли и судороги;
  • потливость;
  • деформация позвоночника и таза.

Часто у детей с таким недугом мерзнут ноги. Узнать о наличии заболевания помогут характерные признаки:

  • малыш при движении широко размахивает руками;
  • громко топает;
  • переступая, высоко подгибает ноги, согнутые в коленях;
  • у походки отсутствует плавность;
  • ему труднее (по сравнению со сверстниками) сохранять равновесие.

Активное формирование стоп завершается в целом к 7 годам. Мягкие костные ткани в раннем возрасте слишком уязвимы и любое даже минимальное нарушение часто приводит к развитию деформаций.

Профилактические мероприятия

В большинстве случаев бывает достаточно обеспечить нормальную нагрузку для мышц всего тела, и в особенности нижних конечностей и стоп. Обычно по минимуму ему требуется следующее:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • контрастные ванночки для ног;
  • хождение по неровным поверхностям босиком (земля, камешки, трава, песок).

Все это не только укрепляет ступни, но и оказывает закаливающее воздействие, стимулирует кровоток.

Передвижение по рыхлым грунтам принуждает ребенка рефлекторно перераспределять вес тела на минимальную площадь, то есть на внешний край подошвы. Это быстро укрепляет свод и помогает правильно его формировать.

Помимо этого, целесообразно использовать специальные упражнения и оборудование в межсезонье, когда по объективным причинам малыш не может гулять босиком на свежем воздухе.

Ребенку необходимо покупать только качественную обувь. С самых первых дней его также приучают к правилам гигиены ног.

Следите, чтобы физические нагрузки были не чрезмерными и обязательно регулярными. Только системный подход позволит обеспечить правильную профилактику плоскостопия.

Физкультура

В домашних условиях малышу создают комфортную и полноценную оздоровительную среду. Важно подготовить специальное оборудование для упражнений и тренировок – оно позволит укрепить мускулатуру и сформировать правильный свод.

К примеру, подойдет:


Сейчас производят и специализированные тренажеры с конусовидными педалями. Можно также соорудить в детской невысокий ящик и заполнить его речной галькой.

Не принуждайте малышей пользоваться приготовленным инвентарем, но поощряйте их желание применять его в играх.

Летом почаще бывайте с ребенком на природе. Если у вас имеется дача, то сделайте там насыпные дорожки и приучайте сына или дочку гулять по ним босиком.

Исходное положение – сидя на стуле:

  • пальцы ног активно сжимают и разжимают;
  • ступнями проводят поочередно по внутренним поверхностям ног от колена к щиколотке;
  • нижние конечности ставят на пол и пытаются задрать повыше носки, держа пятки неподвижно;
  • подошвы прижимают друг к другу на 1-2 минуты;
  • соединив большие пальцы, друг с другом разводят пятки в разные стороны до упора;
  • катают пупырчатый мячик поочередно правой и левой стопой;
  • подбирают пальцами мелкие предметы и складывают их в коробку.

Хождение:

  • продвигаться не спеша по комнате, плавно перекатываясь с пятки на носок;
  • ступать по ковру с поджатыми пальцами.

Исходное положение – стоя:

  • приседать, не отрывая пятки от пола;
  • поочередно стоять неподвижно на внешней и внутренней кромке стоп;
  • перекатываться с пятки на носок.

Гигиена и обувь

Как только дети начинают самостоятельно ходить, им требуется качественная и удобная обувь. Не пытайтесь на ней экономить – выбирайте ботинки из натуральной кожи или «дышащих» материалов. У них должен быть жесткий задник и широкий носок. Каблук подбирается невысокий – максимум полсантиметра.

Берите ребенка в магазин с собой, если собираетесь ему приобрести сандалики или кроссовки. Вылазку совершайте после обеда – в это время ноги немного отекают и становятся больше. В процессе примерки попросите карапуза походить в новой паре.

Внимательно следите, насколько быстро он их надевает. Трудоемкость процесса говорит нам, что размер слишком маленький. Чрезмерная легкость, напротив, свидетельствует о ненужной просторности. И тот, и другой вариант не годится.

Прощупайте пальцами носок: большой палец не должен упираться.

Приучите ребенка перед тем, как лечь в постель, мыть нижние конечности прохладной водой – это тем более необходимо, если он у вас бегает босиком. Ко всему прочему, данная процедура помогает закалить организм, что в будущем существенно снизит количество простудных заболеваний. Приучайте малыша к холодным ванночкам постепенно, день за днем понемногу снижая температуру.