Рабочая тетрадь по EXCEL. Информационные системы маркетинга Если в ячейку ввести текст, то в ней отобразится

ДЕ Кейс-задания
ВАРИАНТ 1

Кейс 1 подзадача 1


– значений в столбцах G и H (используйте логическую функцию «ЕСЛИ»);
– среднего значения в ячейке G15.
По полученным расчетам установите соответствие между следующими участниками олимпиады и количеством набранных ими баллов:
Авилова О. С.
Васильева К. А.
Денисов А. М.


1

19

2

43,4

3

44,8

24

Решение:
Значения в столбце G рассчитываются по формуле: =ЕСЛИ(D4>=6;B4+C4+D4*1,2+E4+F4;СУММ(B4:F4)) .
Значения в столбце H рассчитываются по формуле: =ЕСЛИ(G4 .
Значение в ячейке G15 рассчитывается по формуле: =СРЗНАЧ(G4:G13) .


Таким образом, Авилова О. С. набрала 19 баллов, Васильева К. А. – 43,4 балла, Денисов А. М. – 44,8 балла.
Кейс 1 подзадача 2

Студенты выполняют 5 тестов по информатике. За каждый тест можно получить от 0 до 10 баллов. Если за тест № 3 получено не менее 6 баллов, то этот результат увеличивается на 20 %. Если суммарное количество полученных при тестировании баллов меньше 20, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 20 до 29; оценке «4» – от 30 до 39; оценке «5» – 40 баллов и выше.

По данным исходной таблицы установите соответствие между фамилиями студентов:
1) Серова Т. В.,
2) Бондаренко Д. А.,
3) Голубев В. В.
и цветами графиков, построенных по их оценкам.


«Лишний»

Решение:

«Лишний» график имеет синий цвет.

Кейс 1 подзадача 3

Студенты выполняют 5 тестов по информатике. За каждый тест можно получить от 0 до 10 баллов. Если за тест № 3 получено не менее 6 баллов, то этот результат увеличивается на 20 %. Если суммарное количество полученных при тестировании баллов меньше 20, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 20 до 29; оценке «4» – от 30 до 39; оценке «5» – 40 баллов и выше.

Выполните сортировку в электронной таблице по столбцу «Оценка» по убыванию. Определите суммарное количество студентов, получивших оценки «3» и «2».


4

Решение:
После выполнения всех расчетов и сортировки по столбцу «Оценка» по убыванию исходная таблица примет вид:

Таким образом, суммарное количество студентов, получивших оценки «3» и «2», равно 4.

ВАРИАНТ 2

Кейс 1 подзадача 1

Введите в электронную таблицу исходные данные (слова можно сокращать).


Введите в электронную таблицу формулы для расчета:
– значений в столбцах G и H (в обоих случаях используйте логическую функцию «ЕСЛИ»);
– средних значений в ячейках D15, E15, F15;
– общей суммы баллов по всем участникам в ячейке G16.
По полученным расчетам установите соответствие между номерами задач и средними результатами их решения:
задача № 1
задача № 2
задача № 3


1

7,6

2

7,2

3

8,5

6,8

Решение:
Значения в ячейках D15, E15, F15 рассчитываются соответственно по формулам:

=СРЗНАЧ(D4:D13) ,
=СРЗНАЧ(E4:E13) ,
=СРЗНАЧ(F4:F13) .
После выполнения всех расчетов исходная таблица примет вид:

Кейс 1 подзадача 2

Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 10 % от набранной суммы для учащихся младше 10-го класса. Участники, набравшие 27 баллов и более, получают диплом 1 степени, 25–26 баллов – диплом 2 степени, 23–24 балла – диплом 3 степени. Участники, набравшие меньше 23 баллов, получают поощрительные грамоты.

Проанализируйте диаграмму, приведенную ниже, в соответствии с предлагаемыми вариантами ответов.

Приведенная на рисунке диаграмма отображает …

Решение:
Вариант «распределение участников по классам обучения» не подходит, так как в этом случае на круговой диаграмме должно быть два равных по величине сектора (для 8 и 10 классов), а не три.
Вариант «вклад баллов за каждую задачу в общий результат победителя» не подходит, потому что задач было три, поэтому и секторов на диаграмме должно быть три, а не четыре.
Вариант «лучшие результаты в каждой номинации» не подходит, потому что все четыре результаты различны. Кроме того, для сравнения отдельных величин целесообразней использовать гистограммы.
Рассмотрим оставшийся вариант «распределение участников по категориям награжденных». Дипломом 1-й степени награждены 3 участника, 2-й степени – 3, 3-й степени – 1, грамотами – 3.
Итак, приведенная на рисунке диаграмма отображает распределение участников по категориям награжденных

Кейс 1 подзадача 3

Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 10 % от набранной суммы для учащихся младше 10-го класса. Участники, набравшие 27 баллов и более, получают диплом 1 степени, 25–26 баллов – диплом 2 степени, 23–24 балла – диплом 3 степени. Участники, набравшие меньше 23 баллов, получают поощрительные грамоты.

Суммарный результат по всем участникам равен …
^ Округлите результат до одного знака после запятой, например 225,5.


241,2

Решение:
После выполнения расчетов исходная таблица примет вид:


Таким образом, суммарный результат по всем участникам равен 241,2.

ВАРИАНТ 3

Кейс 1 подзадача 1




Введите в электронную таблицу исходные данные (слова можно сокращать).

Введите в электронную таблицу формулы для расчета:
– значений в столбцах F и G (для расчета значений в столбце G используйте логическую функцию «ЕСЛИ»);
– средних значений в ячейках B14, C14, D14, E14;
По полученным расчетам установите соответствие между предметами и средними результатами сдачи экзамена по ним:
математика
информатика
русский язык


1

60,8

2

53,8

3

58,3

56,3

Решение:
Значения в столбце F рассчитываются по формуле (для строки 3): =СУММ(B3:E3)
Значения в столбце G рассчитываются по формуле (для строки 3):
=ЕСЛИ(И(B3>24;C3>28;D3>25;E3>34;F3>=240); "Зачислить"; "Отказать")
Значения в ячейках B14, C14, D14, E14 рассчитываются соответственно по формулам:
=СРЗНАЧ(B3:B12) ,
=СРЗНАЧ(C3:C12) ,
=СРЗНАЧ(D3:D12) ,
=СРЗНАЧ(E3:E12) ,
После выполнения расчетов исходная таблица примет вид:

Таким образом, средний результат сдачи экзамена по математике – 60,8 балла, по информатике – 53,8 балла, по русскому языку – 58,3 балла.

Кейс 1 подзадача 2

Абитуриенты сдают четыре экзамена в форме ЕГЭ. Сообщение «Зачислить» придет тем абитуриентам, у которых:
– баллы по каждому предмету выше «порогового» значения (по математике более 24 баллов, по физике – более 28 баллов, по информатике – более 25 баллов, по русскому языку – более 34 баллов);
– сумма баллов по всем предметам не меньше 240.
Остальные абитуриенты получат сообщение «Отказать».

По данным исходной таблицы установите соответствие между фамилиями абитуриентов: Чернова П., Хасанов Р., Денисов В. – и цветами графиков, построенных по полученным ими баллам.

«Лишний» график имеет ______________ цвет.

Решение:


«Лишний» график имеет красный цвет.

Кейс 1 подзадача 3

Абитуриенты сдают четыре экзамена в форме ЕГЭ. Сообщение «Зачислить» придет тем абитуриентам, у которых:
– баллы по каждому предмету выше «порогового» значения (по математике более 24 баллов, по физике – более 28 баллов, по информатике – более 25 баллов, по русскому языку – более 34 баллов);
– сумма баллов по всем предметам не меньше 240.
Остальные абитуриенты получат сообщение «Отказать».

Выполните сортировку в электронной таблице по столбцу «Сумма баллов» по убыванию. Определите последнего зачисленного абитуриента и его результат.
В поле ответа введите через запятую без пробелов фамилию этого абитуриента и сумму его баллов (например, Иванов,35).

Решение:
После выполнения всех расчетов и сортировки по столбцу «Сумма баллов» по убыванию исходная таблица примет вид:

Таким образом, последним зачисленным абитуриентом будет Голубева В. с суммой баллов 246.

ГОАУ НПО Профессиональный технический лицей №1

Рабочая тетрадь

Учащейся Группы

_

Составила: Ступак Ольга Валерьевна

Г.Благовещенск 2014год

______________________

Занятие № 11

Табличный процессор MS Excel .

Ключевые понятия. ИНТЕРФЕЙС ПРОГРАММЫ

1. Посмотрите на снимок экрана с табличным процессором MS Excel . Запомните внешний вид и названия основных ключевых элементов электронной таблицы.

Обратите внимание на нумерацию строк, столбцов и ячеек.

ЗАПОМНИТЕ:

    таблица состоит из ячеек;

    ячейки группируются в набор строк и столбцов;

    некоторое количество ячеек, которые организуют одну или несколько таблиц называют рабочим листом;

    несколько рабочих листов образуют книгу.

_______________________________________________________________________________

2. Посмотрите на окно MS Excel и окно MS Word (в рабочей тетради для первого модуля). Найдите общие элементы и выпишите их. Старайтесь использовать правильные названия.

3. А теперь проделайте то же самое, но с неизвестными элементами. Зарисуйте их и вместе с учителем запишите их названия.

Дополнительное задание

Сформулируйте основные возможности табличного процессора, исходя из названий его основных элементов.

Лист состоит из 256 столбцов и 16384 строк. Всего рабочий лист содержит 4194304 ячеек.

_____________________________________________________________________________________

Занятие № 12

ВВОД ДАННЫХ В ТАБЛИЦУ

Практикум 11

1. Создайте на разных рабочих листах две таблицы следующего вида и содержания.

2. Сохраните созданную книгу на дискете под именем Аленький цветочек. xls

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 

Занятие № 13

АВТОЗАПОЛНЕНИЕ

Практикум 12

1. Заполнение ячеек одинаковыми данными.

1.1 Выделите ячейку Е6 . Введите в нее текст (например "Утро"). Зафиксируйте данные нажатием клавиши < Enter > . Вновь выделите ячейку Е6. Обратите внимание на то, что рамка выделения имеет в правом нижнем углу утолщение в виде прямоугольника. Это так называемый маркер заполнения. 1.2 Подведите указатель мыши к маркеру заполнения.

1.3 Добейтесь, чтобы указатель мыши принял вид тонкого черного креста.

1.4 Удерживая нажатой левую кнопку мышки, переместите указатель на несколько ячеек вниз. То же самое проделайте в любую из четырех сторон.

1.5 Очистите таблицу.

2. Использование списков для автозаполнения .

2.1. В одну из ячеек введите название вашего любимого месяца. Протащите маркер заполнения на несколько ячеек вниз. Вместо ожидаемого копирования произошло заполнение ячеек в соответствии с последовательным списком месяцев года. В Excel есть несколько списков заготовок (например дата, время и т.п.). Удалите все месяцы, кроме одного.

2.2 Выделите месяц и протащите маркер заполнения вверх. Выделите месяц и протащите маркер вправо, а затем влево.

2.3. Сделайте подобное заданию 2.2, предварительно задав: а)дату - 01.01.04 б) время - 13:25:44.

3. Задание правила для заполнения.

Иногда возникает необходимость заполнять соседние ячейки не одинаковыми данными, а в соответствии с каким-либо правилом. Самым распространенным примером может служить обычная нумерация. (например для нумерации столбцов или строк).

3.1. В ячейку С5 введите число 1. В ячейку С6 введите число 2. выделите обе ячейки. Протащите общий маркер заполнения вниз на несколько ячеек.

Таким образом, выделив сразу две ячейки, вы определили правило, по которому происходит заполнение ячеек.

3.2. Повторите все действия предыдущего задания, только протащите маркер заполнения не вниз, а вверх, вправо, влево.

3.3. По аналогии с предыдущим примером составьте последовательности:

а) нечетных чисел; б) четных чисел; в) чисел, кратных трем;

3.4. В ячейку С5 введите дату 06.10.98. В ячейку С6 - 06.11.98. Отметьте обе ячейки и протяните маркер заполнения на несколько ячеек вниз.

Задание для самостоятельной работы:

Создайте таблицу лучшей десятки своего собственного хит-парада по любой из категорий: исполнитель, музыкальная группа, театральная постановка и т.п., например

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 

Занятие № 14

ВВОД ФОРМУЛ

Практикум 13

Если в ячейку ввести текст, то в ней отобразится

    этот текст

    или его часть, если текст целиком не помещается в ячейку.

Если в ячейку ввести число, то в ней отобразится

    это число

    или символы ####, если число не входит в допустимый диапазон ячейки.

Ввод формулы отличается тем, что в ячейке отображается не сама формула (набор введенных символов), а результат вычислений по этой формуле.

!!! Ввод формулы начинается со знака равенства!!!

Задание 1.

Создайте заготовку для пункта обмена валюты таким образом, чтобы оператор мог вести число - сумму обмениваемых долларов и немедленно получить ответ в виде суммы в рублях в соответствии с текущим курсом.

Ключ к заданию:

1. В ячейки В2, В3 и В4 введите соответствующий текст. Измените ширину столбца В таким образом, чтобы текст в каждой ячейке помещался полностью.

2. В ячейку С2 введите значение текущего

3. В ячейку С3 введите значение обмениваемой

суммы в $.

4. В ячейку С4 введите формулу "=С2*С3 " для вычисления суммы в рублях следующим образом:

    выделите ячейку С4 (ячейку, в которой будет размещаться результат вычислений по формулам);

    введите с клавиатуры знак равенства "= ";

    щелкните по ячейку С2 (первый множитель),в формуле появится ссылка на эту ячейку;

    введите с клавиатуры знак умножения "* ";

    щелкните по ячейке С3 (второй множитель), в формуле появится ссылка на эту ячейку (ее адрес). В этот момент в ячейке С4 набрана формула "=С2*С3 ";

    зафиксируйте формулу нажатием клавиши Enter . В ячейке С4 вместо введенной формулы появится число.

Если вместо числа в ячейке появились символы #### , значит число не помещается в ячейке и нужно увеличить ширину столбца.

Задание 2.

Измените число - сумму обмениваемых долларов, для этого выделите ячейку С2 ; введите новое число; зафиксируйте данные. Проверьте, как изменилась сумма в рублях.

Задание 3.

Подготовьте бланк заказа для мебельной фабрики по образцу.

Ключ к заданию:

1. В ячейки А1 - С3 введите заголовок таблицы. Выделите эти ячейки и примените к ним полужирный стиль начертания и выравнивание по центру.

2. В ячейки А4 - А8 введите перечень мебели.

3. В ячейки В3 - В8 введите цены и примените к ним денежный формат.

4. Задайте рамку, выделив блок А3- С8 .

5. В ячейку В10 введите текст "Сумма заказа" и примените полужирный стиль начертания и выравнивание по правому краю.

6. Для ячейки С10 задайте рамку и примените денежный формат числа.

7. В ячейку А1 введите заголовок "Набор мебели". Примените к этой ячейке полужирный стиль начертания.

8. Для того, чтобы разместить заголовок по центру таблицы, выделите блок ячеек от А1 до С1 и, выполнив команду [Формат-Ячейки...], выберите вкладку Выравнивание и установите переключатель Горизонтальное выравнивание в положение по центру выделения.

Когда вы выравниваете содержимое одной ячейки по центру нескольких столбцов, данные должны быть введены в самую левую ячейку выделения.

9. В столбец "Кол-во" проставьте количество каждого типа мебели.

10. В ячейку С10 введите формулу для вычисления суммы заказа.

Ответьте на вопросы:

    Для того, чтобы ввести формулу, нужно__________________________

    Для того, чтобы задать рамку для ячеек, нужно__________________

______________________________________________________________________

    Для того, чтобы выровнять данные одной ячейки по центру нескольких столбцов, нужно____________________________________________

______________________________________________________________________

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


Занятие № 15

Практикум 14

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа

Задание 1.

С

оставьте смету своих карманных расходов за прошедшую неделю.

    Заполните таблицу данными.

    Дополните таблицу и подсчитайте общую сумму по каждой категории расходов.

    В следующей строке введите формулу для подсчета примерных расходов в месяц.

    Ниже введите строку примерных расходов в год.

    Вычислите общую сумму ваших карманных расходов на год.

Задание 2.

Наташа Михайлова мечтает съездить в Париж. Туристические фирмы предлагают различные туры. Подготовьте таблицу для рекламного проспекта.


    В следующем столбце введите формулу, чтобы Наташа смогла увидеть стоимость каждого тура в рублях.

    Скидка на ребенка, размещенного третьим в номере с двумя взрослыми, составляет приблизительно 10-%. В следующем столбце введите формулу для подсчета стоимости тура для Наташиного сына Андрея по каждому туру (в $).

    Еще в одном столбце вычислите общую стоимость Наташиной поездки, если она собирается ехать с мужем и сыном (в $).

    Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

    Оцени свое настроение на уроке:  ½ 

    В последнем столбце помогите сориентироваться Наташе, рассчитав, во сколько ее семье обойдется один день проживания для каждого из вариантов (в $).

Занятие № 16

РАБОТА С ДИАГРАММАМИ

Практикум 15

Задание 1.

    Создайте, опираясь на данные таблицы, круговую диаграмму.

    Для создания диаграммы выполните следующие действия:

После правильного выполнения всех действий должна получится диаграмма, подобная изображенной на рисунке.

Задание 2.

Представьте себя менеджером фирмы по продаже фотопленки. Ежедневно вы подводите итоги продаж и планируете объем заказа на складе.

    Подготовьте таблицу по приведенному ниже образцу и заполните её по своему усмотрению (внесите количество проданных пленок каждого вида). Постарайтесь не допускать большого разрыва в данных.


    Если метки размещены не очень удачно, увеличьте общую высоту диаграммы (растяните её), чтобы метки помещались в одну строку.

    Если и это не поможет, то измените шрифт в режиме диаграммы (щелкните в области диаграммы на нужной оси и поработайте со шрифтом).

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


Занятие № 17

КОНТРОЛЬНАЯ работа

    Постройте произвольную гистограмму для задания 1 из практикума 14.

    Постройте диаграмму «Стоимость тура» для задания 2 из практикума 14.

3. Оформите решение следующих задач в электронной таблице.

Задача 1.

Запас рыбы в пруду составляет 1200 тонн. Ежегодный прирост рыбы составляет 15%. Ежегодный план отлова – 300 тонн. Постройте таблицу количества рыбы в пруду на 15 лет. Постройте график изменения количества рыбы в пруду.

Задача 2.

Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 0,1 от набранной суммы для учащихся классов младше 10-го. В олимпиаде принимало участие 12 человек: 4 из восьмого класса, 3 – из девятого, 3 – из десятого и 2 – из одиннадцатого. Первое задание оценивалось в 10 баллов, второе – в 8, третье – в 12. Создайте таблицу участников и их результатов. Постройте диаграмму по сумме набранных очков каждым участником.

4. Ответьте на вопросы

    В чем разница между относительной и абсолютной ссылками?

    Что служит разделителем при указании диапазона ячеек?

    В чем причина появления в ячейке знаков «решетки» # ?

    Что будет храниться в ячейке при вводе в нее значения 01/01/00?

    Как можно переименовать лист в рабочей книге?

    Как обозначается ячейка в электронной таблице?

    С какого символа должна начинаться формула?

    Что может находиться внутри ячейки?

    Какой компонент используется для построения графиков и диаграмм?

    Перечислите способы оформления и форматирования таблицы.

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


Справка № 3.

Некоторые специальные операции в Microsoft Excel


Форматирование чисел.

Прежде всего нужно промаркировать ячейки, в которых надо изменить формат представления чисел. После этого можно либо открыть правой кнопкой мыши контекстное меню и вызвать в нем директиву Формат ячейки , либо вызвать директиву Ячейки из меню Формат . В любом случае на экране появится диалоговое окно Формат ячейки . По умолчанию в верхнем поле этого окна будет выбрана опция Число , которая предназначена для форматирования чисел. В поле Числовые форматы приведены различные типы форматов, которые выбираются щелчком мыши или с помощью клавиш управления курсором. В верхней части окна Формат ячейки находится поле просмотра Образец , в котором показано, как будет выглядеть содержимое ячейки в выбранном формате.


Надписи на осях.

Если Вы не сделали заголовка диаграммы и надписей на осях на пятом шаге работы с Мастером, то вызовите директиву Заголовки из меню Вставка . В открывшемся диалоговом окне нужно указать место для надписей, которые Вы хотите ввести. Чтобы ввести надпись, нужно включить опциональные кнопки Заголовок диаграммы , Ось значений (Y) и Ось категорий (X) . Для трехмерных диаграмм появляется еще одна кнопка для надписей на третьей оси.

После щелчка по кнопке Ось значений (Y) на диаграмме появляется текстовая рамка, в которой находится буква Y. Эту букву можно обычным образом заменить любым текстом. Чтобы завершить ввод, нужно щелкнуть кнопкой мыши. На диаграмме появится текст, который можно редактировать и форматировать обычным образом. Для этого нужно лишь щелкнуть по нему мышью, чтобы появилась текстовая рамка.


Вычисление среднего значения.

Промаркируйте ячейку, где должно располагаться среднее значение, и щелкните по пиктограмме Мастера функций. Откроется диалоговое окно Мастера. В левом поле этого окна выберите категорию Статистические , а в правом поле щелкните по названию функции СРЗНАЧ. Затем щелчком по командной кнопке Далее перейдите ко второму шагу работы с Мастером. На втором шаге нужно указать аргументы этой функции. Здесь также для маркировки можно либо использовать мышь в сочетании с клавишей , либо вводить адрес с клавиатуры. В заключение нужно закрыть окно Мастера функций щелчком по командной кнопке Готово , после чего в таблице появится среднее значение.


Дополнительные объекты.

В меню Вставка расположены директивы, которые позволяют придать диаграмме более привлекательный вид. В частности, здесь есть директива Рисунок , которая импортирует рисунки в стандартных графических форматах (BMP, PCX и т.д.). После вызова этой директивы открывается окно загрузки графического файла. На диаграмме появляется выбранный рисунок, заключенный в рамку. Эту рамку можно перемещать по диаграмме с помощью мыши и изменять ее размер.

Кроме этого, Мастер диаграмм предоставляет возможность вставить в диаграмму дополнительный текст, который будет привлекать внимание к отдельным частям диаграммы. Для вставки текста нужно ввести его с клавиатуры в наборную строку и нажать клавишу ввода . Тогда в центре диаграммы появится текстовая рамка, которой можно придать с помощью мыши соответствующий размер, а затем перенести ее в нужное место на диаграмме.

Рисунок на диаграмме можно нарисовать вручную с помощью пиктографической панели Рисование , на которой есть все необходимые инструменты. Вызвать эту панель можно через меню правой кнопки мыши или директивой Панели инструментов из меню Вид .


Функция ЕСЛИ. Построение графиков и диаграмм

Практикум 6. Рыбку жалко...

Вариант 1

Запас рыбы в пруду оценен в 1200 тонн. Ежегодный прирост рыбы состав­ляет 15%. Ежегодный план отлова - 300 тонн. Наименьший запас рыбы, ниже которого запас уже не восстанавливается, - 400 тонн. Постройте таб­лицу, рассчитывающую количество рыбы в пруду на 15 лет. Пометьте, начи­ная с какого момента невозможно выполнить заданный план отлова. По­стройте график изменения количества рыбы в пруду.

Вариант 2

Запас рыбы в пруду оценен в 1000 тонн. Ежегодный прирост рыбы состав­ляет 13%. Ежегодный план отлова - 180 тонн. Наименьший запас рыбы, ниже которого запас уже не восстанавливается, - 250 тонн. Постройте таб­лицу, рассчитывающую количество рыбы в пруду на 20 лет. Пометьте, начи­ная с какого момента невозможно выполнить заданный план отлова. По­стройте график изменения количества рыбы в пруду.

Вариант 3

Запас рыбы в пруду оценен в 1800 тонн. Ежегодный прирост рыбы состав­ляет 17%. Ежегодный план отлова - 400 тонн. Наименьший запас рыбы, ниже которого запас уже не восстанавливается, - 500 тонн. Постройте таб­лицу, рассчитывающую количество рыбы в пруду на 16 лет. Пометьте, начи­ная с какого момента невозможно выполнить заданный план отлова. По­стройте график изменения количества рыбы в пруду.

Олимпиада по программированию

Вариант 1. Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, получен­ных за каждую из трех задач, плюс 0,1 от набранной суммы для учащих­ся классов младше 10-го. В олимпиаде принимало участие 12 человек: 4 из 8-го класса, 3 - из 9-го, 3 - из 10-го и 2 - из 11-го. Первое задание оце­нивалось максимум в 10 баллов. Второе - в 8, третье - в 12. Набравшие больше 27 баллов получают диплом 1-й степени, больше 25 - 2-й степени, больше 23 - третьей степени. Создайте таблицу участников и их результа­тов. Определите дипломы участников. Постройте диаграмму по сумме на­бранных очков для получивших диплом 1-й степени.

Вариант 2. Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 0,1 от набранной суммы для учащихся классов младше 10-го. В олимпиаде принимало участие 14 человек: 3 из 8-го класса, 4 - из 9-го, 4 - из 10-го и 3 - из 11-го. Первое задание оценивалось максимум в 12 баллов. Второе - в 10, третье - в 12. Набравшие больше 30 баллов получают диплом 1-й степени, больше 27 - 2-й степени, больше 25 - третьей степени. Создайте таблицу участников и их результатов. Определите дипломы участников. Постройте диаграмму по сумме набранных очков для получивших диплом 2-й степени.

Вариант 3. Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 0,1 от набранной суммы для учащихся классов младше 10-го. В олимпиаде принимало участие 10 человек: 2 из 8-го класса, 3 - из 9-го, 3 - из 10-го и 2 - из 11-го. Первое задание оценивалось максимум в 15 баллов. Второе - в 12, третье - в 10. Набравшие больше 34 баллов получают диплом 1-й степени, больше 30 - 2-й степени, больше 27 - третьей степени. Создайте таблицу участников и их результатов. Определите дипломы участников. Постройте диаграмму по сумме на бранных очков для получивших диплом 3-й степени.

Решение:
Значения в столбце G рассчитываются по формуле: =ЕСЛИ(D4>=6;B4+C4+D4*1,2+E4+F4;СУММ(B4:F4)) .
Значения в столбце H рассчитываются по формуле: =ЕСЛИ(G4<20;2;ЕСЛИ(G4<30;3;ЕСЛИ(G4<40;4;5))) .
Значение в ячейке G15 рассчитывается по формуле: =СРЗНАЧ(G4:G13) .


Таким образом, С. набрала 19 баллов, А. – 43,4 балла, М. – 44,8 балла.

Кейс 1 подзадача 2

Студенты выполняют 5 тестов по информатике. За каждый тест можно получить от 0 до 10 баллов. Если за тест № 3 получено не менее 6 баллов, то этот результат увеличивается на 20 %. Если суммарное количество полученных при тестировании баллов меньше 20, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 20 до 29; оценке «4» – от 30 до 39; оценке «5» – 40 баллов и выше.

По данным исходной таблицы установите соответствие между фамилиями студентов:
1) В.,
2) А.,
3) В.
и цветами графиков, построенных по их оценкам.

«Лишний»

Решение:

«Лишний» график имеет синий цвет.

Кейс 1 подзадача 3

Студенты выполняют 5 тестов по информатике. За каждый тест можно получить от 0 до 10 баллов. Если за тест № 3 получено не менее 6 баллов, то этот результат увеличивается на 20 %. Если суммарное количество полученных при тестировании баллов меньше 20, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 20 до 29; оценке «4» – от 30 до 39; оценке «5» – 40 баллов и выше.

Выполните сортировку в электронной таблице по столбцу «Оценка» по убыванию. Определите суммарное количество студентов, получивших оценки «3» и «2».

Решение:
После выполнения всех расчетов и сортировки по столбцу «Оценка» по убыванию исходная таблица примет вид:

Таким образом, суммарное количество студентов, получивших оценки «3» и «2», равно 4.

ВАРИАНТ 2

Кейс 1 подзадача 1

Введите в электронную таблицу исходные данные (слова можно сокращать).

Введите в электронную таблицу формулы для расчета:
– значений в столбцах G и H (в обоих случаях используйте логическую функцию «ЕСЛИ»);
– средних значений в ячейках D15, E15, F15;
– общей суммы баллов по всем участникам в ячейке G16.
По полученным расчетам установите соответствие между номерами задач и средними результатами их решения:
задача № 1
задача № 2
задача № 3

Решение:
Значения в ячейках D15, E15, F15 рассчитываются соответственно по формулам:

=СРЗНАЧ(D4:D13) ,
=СРЗНАЧ(E4:E13) ,
=СРЗНАЧ(F4:F13) .
После выполнения всех расчетов исходная таблица примет вид:

Кейс 1 подзадача 2

Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 10 % от набранной суммы для учащихся младше 10-го класса. Участники, набравшие 27 баллов и более, получают диплом 1 степени, 25–26 баллов – диплом 2 степени, 23–24 балла – диплом 3 степени. Участники, набравшие меньше 23 баллов, получают поощрительные грамоты.

Проанализируйте диаграмму, приведенную ниже, в соответствии с предлагаемыми вариантами ответов.

Приведенная на рисунке диаграмма отображает …

Решение:
Вариант «распределение участников по классам обучения» не подходит, так как в этом случае на круговой диаграмме должно быть два равных по величине сектора (для 8 и 10 классов), а не три.
Вариант «вклад баллов за каждую задачу в общий результат победителя» не подходит, потому что задач было три, поэтому и секторов на диаграмме должно быть три, а не четыре.
Вариант «лучшие результаты в каждой номинации» не подходит, потому что все четыре результаты различны. Кроме того, для сравнения отдельных величин целесообразней использовать гистограммы .
Рассмотрим оставшийся вариант «распределение участников по категориям награжденных». Дипломом 1-й степени награждены 3 участника, 2-й степени – 3, 3-й степени – 1, грамотами – 3.
Итак, приведенная на рисунке диаграмма отображает распределение участников по категориям награжденных

Кейс 1 подзадача 3

Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 10 % от набранной суммы для учащихся младше 10-го класса. Участники, набравшие 27 баллов и более, получают диплом 1 степени, 25–26 баллов – диплом 2 степени, 23–24 балла – диплом 3 степени. Участники, набравшие меньше 23 баллов, получают поощрительные грамоты.

Суммарный результат по всем участникам равен …
Округлите результат до одного знака после запятой, например 225,5.

Решение:
После выполнения расчетов исходная таблица примет вид:


Таким образом, суммарный результат по всем участникам равен 241,2.

ВАРИАНТ 3

Кейс 1 подзадача 1


– баллы по каждому предмету выше «порогового» значения (по математике более 24 баллов, по физике – более 28 баллов, по информатике – более 25 баллов, по русскому языку – более 34 баллов);

Введите в электронную таблицу исходные данные (слова можно сокращать).

Введите в электронную таблицу формулы для расчета:
– значений в столбцах F и G (для расчета значений в столбце G используйте логическую функцию «ЕСЛИ»);
– средних значений в ячейках B14, C14, D14, E14;
По полученным расчетам установите соответствие между предметами и средними результатами сдачи экзамена по ним:
математика
информатика
русский язык

Решение:
Значения в столбце F рассчитываются по формуле (для строки 3): =СУММ(B3:E3)
Значения в столбце G рассчитываются по формуле (для строки 3):
=ЕСЛИ(И(B3>24;C3>28;D3>25;E3>34;F3>=240); "Зачислить"; "Отказать")
Значения в ячейках B14, C14, D14, E14 рассчитываются соответственно по формулам:
=СРЗНАЧ(B3:B12) ,
=СРЗНАЧ(C3:C12) ,
=СРЗНАЧ(D3:D12) ,
=СРЗНАЧ(E3:E12) ,
После выполнения расчетов исходная таблица примет вид:

Таким образом, средний результат сдачи экзамена по математике – 60,8 балла, по информатике – 53,8 балла, по русскому языку – 58,3 балла.

Кейс 1 подзадача 2

Абитуриенты сдают четыре экзамена в форме ЕГЭ. Сообщение «Зачислить» придет тем абитуриентам, у которых:
– баллы по каждому предмету выше «порогового» значения (по математике более 24 баллов, по физике – более 28 баллов, по информатике – более 25 баллов, по русскому языку – более 34 баллов);
– сумма баллов по всем предметам не меньше 240.
Остальные абитуриенты получат сообщение «Отказать».

По данным исходной таблицы установите соответствие между фамилиями абитуриентов: – и цветами графиков, построенных по полученным ими баллам.

«Лишний» график имеет ______________ цвет.

Решение:

голубева,246

Решение:
После выполнения всех расчетов и сортировки по столбцу «Сумма баллов» по убыванию исходная таблица примет вид:

Таким образом, последним зачисленным абитуриентом будет с суммой баллов 246.

Задание 1 . Абитуриент считается зачисленным в вуз, если сумма полученных им на экзаменах оценок не меньше проходного балла и оценка по математике выше тройки. Найти количество абитуриентов, поступивших в вуз.

A B C D E F
Проходной балл:
Фамилия Математика Русский язык Литература Сумма Зачислен
Антонов
Воробьев
Синичкин
Воронина
Снегирев
Соколова
Поступили:

Замечание . При нахождении количества поступивших в вуз абитуриентов воспользуйтесь логической функцией СЧЕТЕСЛИ. Информацию о ней найдите самостоятельно в справочной системе.

Задание 2 . Пять абонентов звонят из города А в город Б . Если телефонный междугородный звонок был произведен в выходные дни (суббота, воскресенье), или в праздничные дни, или в будние дни с 20 часов вечера до 8 часов утра, то он рассчитывается по льготному тарифу со скидкой 50%, во все оставшееся время льготы нет. Подсчи­тать, сколько каждый из пяти абонентов должен заплатить за переговоры.

Замечание . Если звонок идет по льготному тарифу, то должно выполняться условие: День недели = "суббота" ИЛИ День недели = "воскресенье" ИЛИ Праздник = "да" ИЛИ Время начала переговоров >= 20 ИЛИ Время начала переговоров <= 8.

Поэтому в ячейку G3 заносим формулу:

ЕСЛИ(ИЛИ (С3="суббота"; С3="воскресенье"; ВЗ="Да"; Е3>=20; Е3<=8); $D$1*F3; $B$1*F3). Ссылки на ячейки D1 и В1 абсолютные, так как при копировании формул име­на этих ячеек не должны меняться.

Задание 3 . Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 0,1 от набранной суммы для учащихся классов младше 10-го. В олимпиаде принимало участие 12 человек: 4 из 8-го класса, 3 – из 9-го, 3 – из 10-го и 2 – из 11-го. Первое задание оценивалось максимум в 10 баллов. Второе – в 8, третье – в 12. Набравшие больше 27 баллов получают диплом 1-й степени, больше 25 – 2-й степени, больше 23 – третьей степени. Создайте таблицу участников и их результатов. Определите дипломы участников. Постройте диаграмму по сумме набранных очков для получивших диплом 1-й, 2-ой и 3-ей степеней.

Задание 4 . Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: 0,6 рубля за 1 кВт/ч за первые 200 кВт/ч; 0,9 рубля за 1 кВт/ч, если потребление свыше 200 кВт/ч, но не превышает 500 кВт/ч; 1,2 рубля за 1 кВт/ч, если потребление свыше 500 кВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента. Определить, сколько клиентов потребляют свыше 500 кВт/ч.

Задание 5 . Провести статистическую обработку данных: Составить вариационный ряд, построить гистограмму частот, полигон относительных частот. Найти размах варьирования, х ср, D(x ) - дисперсию, σ(x ) - среднее квадратичное отклонение, V - коэффициент вариации, моду, медиану.

Вариант 1. Дана исходная таблица распределения 30 абитуриентов по числу баллов, полученных ими на вступительных экзаменах.

Вариант 2. В эксперименте по заучиванию ряда из 10 двузначных чисел результаты заучивания после первого предъявления составили для 35 испытуемых следующие величины: 5, 3, 5, 5, 4, 3, 4, 3, 1, 4, 5, 4, 4, 3, 4, 5, 3, 3, 4, 5, 4, 2, 3, 2, 2, 4, 3, 4, 3, 3, 4, 2, 4, 5.

Вариант 3. Среди 38 учеников в начале учебного года проводилась контрольная работа по чтению (максимальное количество очков – 128). Получены следующие результаты: 90, 66, 106, 84, 105, 83, 104, 82, 97, 97, 59, 95, 78, 70, 47, 95, 100, 69, 44, 80, 75, 75, 51, 109, 89, 58, 59, 72, 74, 75, 81, 71, 68, 112, 62, 91, 93, 84.

Вариант 4. Преподаватель предложил 125 учащимся контрольное задание, состоящее из 40 вопросов. В качестве оценки теста выбиралось количество вопросов, на которые были получены правильные ответы. Дискретное распределение частот приведено в таблице.

Оценка
Частота

Вариант 5. Имеются результаты (в см), показанные группой школьников (70 чел) в тесте «Прыжок в высоту с места» 35, 39, 30, 30, 27, 25, 45, 24, 30, 47, 28, 31, 41, 36, 38, 40, 25, 31, 41, 25, 31, 39, 31, 36, 38, 36, 27, 29, 30, 31, 35, 31, 35, 41, 36, 40, 36, 31, 40, 36, 51, 36, 38, 33, 29, 32, 35, 40, 42, 44, 44, 42, 44, 42, 44, 42, 37, 30, 30, 28, 36, 37, 45, 32, 41, 32, 31, 30, 29, 26.

Вариант 6. 30 учеников 10 класса Новоторъяльской средней школы республики Марий Эл при проведении теста сгибание и разгибание рук в упоре показали следующие результаты (кол. раз): 39, 68, 34, 35, 38, 37, 34, 36, 35, 20, 18, 17, 20, 19, 16, 16, 17, 17, 17, 17, 16, 40, 25, 26, 30, 34.

Вариант 7. 20 учеников 9 класса одной из школ Кировской области при проведении теста бег на 1000 м показали следующие результаты (мин. сек): 3,53; 3,55; 3,55; 3,54; 3,50; 3,51; 3,50; 4,39; 4,40; 4,38; 4,42; 4,35; 4,41; 4,37; 4,38; 4,43; 4,46; 4,39; 4,40.

Задание 6. Определить имеются ли существенные различия между средними значениями двух выборок.

Вариант 1 . Изучался уровень абстрактного мышления в двух 3-их классах одной параллели у учеников одной школы. Был разработан соответствующий тест и предложен ученикам: 20 учеников 3-А показали следующие результаты (Х): 19, 32, 33, 44, 38, 35, 39, 39, 44, 44, 24, 37, 29, 40, 42, 32, 48, 43, 33, 47, а 15 учеников 3-Б следующие результаты (Y): 17, 7, 17, 28, 27, 31, 20, 17, 35, 43, 10, 28, 13, 43, 45.

Вариант 2 . В опытах Небылицина В.Д. испытуемые по одному из показателей (по скорости угасания условного рефлекса) образовали 2 группы: лица с преобладанием возбуждения и лица уравновешенные. С этими же испытуемыми были проведены опыты по определению a-индекса. Для группы возбудимых (7 человек) получены следущие значения a-индекса: 91, 56, 73, 51, 82, 46, 78. Для группы уравновешенных (15 человек): 65, 72, 82, 95, 78, 84, 88, 81, 94, 70, 68, 83, 96, 92, 89.

Вариант 3. Изучалось представление школьников о различных временных интервалах, в т.ч. и представления о минутном интервале. Испытуемые нажимали кнопку секундомера, пускали его в ход, и когда, по их мнению, проходила минута, останавливали его. Смотреть на циферблат испытуемые не могли. Показания секундомера у 20 учеников III класса составили следующий ряд (в сек.): 2,4; 3,9; 4,7; 9,1; 11,0; 12,7; 14,9; 16,0; 20,8; 25,3; 29,0; 30,6; 32,1; 32,7; 33,3; 36,3; 38,1; 43,5; 47,4; 53,8, а у 20 учеников V класса: 2,9; 12,5; 13,0; 13,5; 17,2; 17,7; 20,5; 22,7; 24,6; 26,3; 29,7; 30,7; 31,8; 33,8; 38,5; 42,8; 53,8; 55,9; 60,6; 76,1. Имеется ли существенное различие между представлениями о минутном интервале у учеников III и V классов?

Задание 7. С помощью статистических методов изучить зависимость между величинами.

Вариант 1 . Приводятся данные о продолжительности ознакомления (в сек.) и времени воспроизведения (в сек.) системы пространственных линий.

Ознакомление: 2,5; 1,9; 3,7; 2,0; 4,3; 2,4; 2,3; 4,8; 1,7; 3,2; 3,6; 2,3; 4,9; 1,8; 2,8; 4,0; 1,8; 3,0; 2,4; 4,5; 2.3; 3,4; 2,0; 2,5.

Восприятие: 3,2; 1,5; 2,4; 3,6; 4,5; 3,0; 3,1; 4,2; 2,9; 3,5; 4,0; 3,0; 4,3; 2,5; 2,9; 3,6; 2,5; 3,2; 2,9; 3,9; 2,7; 3,6; 2,4; 3,0.

Вариант 2 . 25 учеников 9 класса одной из школ города Йошкар-Олы при проведении теста удержание тела в висе на перекладине показали следующие результаты (сек): 37, 69, 27, 46, 50, 46, 46, 45, 40, 35, 35, 35, 36, 35, 36, 35, 35, 35, 35, 35, 35, 37, 38, 39, 45, а при проведении теста сгибание и разгибание рук в упоре (кол. раз): 39, 68, 34, 35, 38, 37, 34, 36, 35, 20, 18, 17, 20, 19, 16, 16, 17, 17, 17, 17, 16, 50, 41, 34, 35 . Оценить тесноту взаимосвязи между этими двумя тестами, построить график зависимости.

Вариант 3 . Можно ли утверждать, что мнения двух судей, оценивавших на соревнованиях по фигурному катанию выступления мужчин в обязательных упражнениях, были согласованными, если они поставили 9 участникам следующие оценки:

Судья 1: 4.7, 4.9, 5.1, 5.6, 5.7, 5.3, 5.8, 5.9, 5.5

Судья 2: 4.3, 4.5, 5.3, 5.2, 5.5, 5.5, 5.9, 5.6, 5.7

Вариант 4 . Представлены данные, полученные на соревнованиях на дистанции 15 км для двух групп лыжников: первые проходили дистанцию традиционными ходами, а вторые - коньковым. Сравнить числовые характеристики этих двух групп (если данные несгруппированы).

1 гр.: 37,02; 36,74; 37,82; 38,12; 36,91; 37,28; 38,21; 37,51; 37,56; 38,25

2 гр.: 35,81; 35,61; 35,02; 35,53; 35,84; 35,12; 26,12; 36,49; 35,62; 36,28.