Распределение природных зон на земле. Закономерность в распределении природных зон на территории земли

Природные зоны

Расположение экологических сообществ на Земле носит ярко выраженную зональную структуру, связанную с изменением тепловых условий (прежде всего, потока солнечной энергии) на различных широтах. Природные зоны вытянуты в широтном направлении и сменяют друг друга при движении по меридиану. Собственная, высотная, зональность формируется в горных системах; в мировом же океане хорошо просматривается смена экологических сообществ с глубиной. Природные зоны тесно связаны с понятием ареала – области распространения данного вида организмов. Изучением закономерностей распределения биогеоценозов по поверхности Земли занимается биогеография .

Земная суша разделена на 13 основных широтных поясов: арктический и антарктический, субарктический и субантарктический, северный и южный умеренные, северный и южный субтропические, северный и южный тропические, северный и южный субэкваториальные, экваториальный.

Рассмотрим основные биогеографические зоны суши. Территорию вокруг полюсов охватывают холодные арктические (в Южном полушарии – антарктические ) пустыни . Они отличаются крайне суровым климатом, обширными ледниковыми покровами и каменистыми пустынями, неразвитыми почвами, скудостью и однообразием живых организмов. Животные арктических пустынь связаны, в основном, с морем – это белый медведь , ластоногие , в Антарктиде – пингвины .

Южнее арктических пустынь расположена тундра (фин. tunturi «безлесная возвышенность»); в Южном полушарии тундра представлена лишь на некоторых субантарктических островах. Холодный климат и почвы, подстилаемые вечной мерзлотой, определяют здесь преобладание мхов, лишайников, травянистых растений и кустарничков. Южнее появляются небольшие деревца (например, карликовая берёза), и тундра сменяется лесотундрой. Фауна тундры достаточно однородна и скудна: северные олени , песцы , лемминги и полёвки , а также обширные птичьи базары. Из насекомых обильны комары. Большинство позвоночных с наступлением зимы покидают тундру (откочёвывают или улетают в более тёплые края). Вблизи морей и океанов тундра и лесотундра сменяются зоной океанических лугов .

Южнее лесотундры начинаются леса умеренной зоны ; сначала хвойные ( тайга ), затем – смешанные, и наконец, широколиственные (Южный умеренный пояс практически полностью покрывает мировой океан). Умеренные леса занимают громадные территории в Евразии и Северной Америке. Климат здесь уже значительно теплее, и видовое разнообразие больше в несколько раз, чем в тундре. На подзолистых почвах доминируют крупные деревья – сосна, ель, кедр, лиственница, южнее – дуб, бук, берёза. Среди животных распространены хищные (волк, лиса, медведь, рысь), копытные (олени, кабаны), певчие птицы, отдельные группы насекомых.

Зону умеренных лесов сменяют лесостепь и затем степь . Климат становится теплее и засушливее, среди почв наибольшее распространение получают чернозёмы и каштановые почвы. Преобладают злаки, среди животных – грызуны , хищные (волк, лисица, ласка), хищные птицы (орёл, ястреб), пресмыкающиеся (гадюки, полозы), жуки . Большой процент степей занят сельскохозяйственными угодьями. Степи распространены на Среднем западе США, на Украине, в Поволжье и Казахстане.

Следующей за степью зоной является зона умеренных полупустынь и пустынь (Средняя и Центральная Азия, западная часть Северной Америки, Аргентина). Пустынный климат характеризуется малым количеством осадков, большими суточными колебаниями температуры. Водоёмы в пустынях, как правило, отсутствуют; лишь изредка пустыни пересекают крупные реки (Хуанхэ, Сырдарья, Амударья). Фауна отличается достаточным разнообразием, большинство видов приспособлены к обитанию в засушливых условиях.

При приближении к экватору умеренный пояс сменяют субтропики . В прибрежной полосе (северное побережье Средиземного моря, южный берег Крыма, Ближний Восток, юго-восток США, крайний юг ЮАР, южное и западное побережья Австралии, Северный остров Новой Зеландии) распространены вечнозелёные субтропические леса; вдали от моря находится лесостепь (в Северной Америке – прерии ), степь и пустыни (последние – в Южной Австралии, на южном побережье Средиземного моря, в Иране и Тибете, Северной Мексике и западной части ЮАР). Животный мир субтропиков характеризуется смешением умеренных и тропических видов.

Тропические влажные леса (Южная Флорида, Вест-Индия, Центральная Америка, Мадагаскар, Восточная Австралия) в значительной степени распаханы и используются под плантации. Крупные животные практически истреблены. Западный Индостан, Восточная Австралия, бассейн Параны в Южной Америке и Южная Африка – зоны распространения более засушливых тропических саванн и редколесий. Самая же обширная зона тропического пояса – пустыни (Сахара, Аравийская пустыня, Пакистан, Центральная Австралия, Западная Калифорния, Калахари, Намиб, Атакама). Огромные пространства галечных, песчаных, каменистых и солончаковых поверхностей здесь лишены растительности. Животный мир малочисленен.

Ближе всего к экватору расположен экваториальный пояс (бассейн Амазонки, Центральная Африка, Индонезия). Обилие осадков и высокая температура обусловили здесь наличие вечнозелёных влажных лесов (в Южной Америке такой лес называется гилеей ). Экваториальный пояс – рекордсмен по разнообразию видов животных и растений.

Похожие закономерности наблюдаются и в смене биогеографических зон в горах – высотной поясности . Она обусловлена изменением температуры, давления и влажности воздуха с увеличением высоты местности. Полного тождества между высотными, с одной стороны, и широтными, с другой стороны, поясами, однако, нет. Так, присущей типичной тундре смены полярных дня и ночи лишены её высокогорные аналоги в более низких широтах, а также альпийские луга.

Наиболее сложные спектры высотных поясов свойственны высокогориям, находящимся близ экватора. К полюсам уровни высотных поясов снижаются, а их разнообразие уменьшается. Изменяется спектр высотных поясов и при удалении от берега моря.

Одни и те же природные зоны встречаются на разных материках, однако леса и горы, степи и пустыни имеют свои особенности на различных континентах. Различаются и растения и животные, приспособившиеся к существованию в этих природных зонах. В биогеографии выделяют шесть биогеографических областей:

Палеарктическая область (Евразия без Индии и Индокитая, Северная Африка);

Неарктическая область (Северная Америка и Гренландия);

Восточная область (Индостан и Индокитай, Малайский архипелаг);

Неотропическая область (Центральная и Южная Америка);

Эфиопская область (практически вся Африка);

Австралийская область (Австралия и Океания).

Живые организмы населяют не только сушу, но и Мировой океан. В океане обитает порядка десяти тысяч видов растений и сотни тысяч видов животных (в том чиле более 15 тысяч видов позвоночных). Растения и животные заселяют в мировом океане две сильно отличающиеся друг от друга области – пелагиаль (поверхностные слои воды) и бенталь (морское дно). Широтные зоны хорошо выражены только в приповерхностных водах океана; с увеличением глубины влияние солнца и климата уменьшается, а температура воды приближается к характерным для толщи океана +4 °С.

Тепло солнца, чистый воздух и вода - вот основные критерии жизни на Земле. Многочисленные климатические пояса привели к разделению территории всех материков и водного пространства на определенные природные зоны. Некоторые из них, даже разделенные огромными расстояниями, очень похожи, другие неповторимы.

Природные зоны мира: что это такое?

Под данным определением следует понимать очень большие по площади природные комплексы (иначе говоря, части географического пояса Земли), которые обладают сходными, однородными климатическими условиями. Основной характеристикой природных зон является животный и растительный мир, который населяет данную территорию. Образуются они в результате неравномерного распределения влаги и тепла на планете.

Таблица «Природные зоны мира»

Природная зона

Климатический пояс

Средняя температура (зимой/летом)

Антарктические и арктические пустыни

Антарктический, арктический

24-70°С /0-32 °С

Тундра и лесотундра

Субарктический и субантарктический

8-40°С/+8+16°С

Умеренный

8-48°С /+8+24 °С

Смешанные леса

Умеренный

16-8°С /+16+24°С

Широколиственные леса

Умеренный

8+8°С /+16+24°С

Степи и лесостепи

Субтропический и умеренный

16+8 °С /+16+24°С

Умеренные пустыни и полупустыни

Умеренный

8-24 °С /+20+24 °С

Жестколистные леса

Субтропический

8+16 °С/ +20+24 °С

Тропические пустыни и полупустыни

Тропический

8+16 °С/ +20+32 °С

Саванны и редколесья

20+24°С и выше

Переменно-влажные леса

Субэкваториальный, тропический

20+24°С и выше

Постоянно-влажные леса

Экваториальный

выше +24°С

Данная характеристика природных зон мира является лишь ознакомительной, ведь про каждую из них рассказывать можно очень много и долго, вся информация не поместится в рамки одной таблицы.

Природные зоны умеренного климатического пояса

1. Тайга. Превосходит все остальные природные зоны мира по занимаемой площади на суше (27% от территории всех лесов планеты). Для нее характерны очень низкие зимние температуры. Лиственные деревья их не выдерживают, поэтому тайга - это хвойные густые леса (в основном сосна, ель, пихта, лиственница). Очень большие территории тайги в Канаде и России заняты вечной мерзлотой.

2. Смешанные леса. Характерны в большей степени для Северного полушария Земли. Является своеобразной границей между тайгой и широколиственным лесом. Они устойчивее к холодным и продолжительным зимам. Породы деревьев: дуб, клен, тополь, липа, а также рябина, ольха, береза, сосна, ель. Как показывает таблица "Природные зоны мира", почвы в зоне смешанных лесов серые, не отличаются высоким плодородием, но все же пригодны для выращивания растений.

3. Широколиственные леса. Они не адаптированы к суровым зимам, являются листопадными. Занимают большую часть Западной Европы, юг Дальнего Востока, север Китая и Японию. Подходящим для них является морской климат или умеренно-континентальный с жарким летом и достаточно теплой зимой. Как показывает таблица «Природные зоны мира», температура в них не опускается ниже -8°С даже в холодное время года. Почва плодородная, богатая гумусом. Характерны следующие виды деревьев: ясень, каштан, дуб, граб, бук, клен, вяз. Очень богаты леса млекопитающими (копытные, грызуны, хищники), птицами, в том числе промысловыми.

4. Умеренные пустыни и полупустыни. Их главная отличительная особенность - практически полное отсутствие растительности и скудный животный мир. Природных зон такого характера достаточно много, расположены они в основном в тропиках. Умеренные пустыни есть в Евразии, и им свойственны резкие перепады температур по временам года. Животные представлены главным образом рептилиями.

Арктические пустыни и полупустыни

Они представляют собой огромные площади земли, покрытые снегом и льдами. Карта природных зон миранаглядно показывает, что они располагаются на территории Северной Америки, Антарктиды, Гренландии и северной оконечности Евразийского материка. По сути - это безжизненные места, и только вдоль побережья обитают белые медведи, моржи и тюлени, песцы и лемминги, пингвины (в Антарктике). Там, где земля свободна ото льда, можно увидеть лишайники и мхи.

Влажные экваториальные леса

Второе их название - дождевые леса. Располагаются они преимущественно в Южной Америке, а также в Африке, Австралии и в районе Больших Зондских островов. Главное условие их формирования - это постоянная и очень высокая влажность (более 2000 мм осадков в год) и жаркий климат (20°С и выше). Они очень богаты растительностью, лес состоит из нескольких ярусов и представляет собой непроходимые, густые джунгли, которые стали домом более чем для 2/3 всех видов существ, живущих ныне на нашей планете. Эти дождевые леса превосходят все остальные природные зоны мира. Деревья остаются вечнозелеными, меняя листву постепенно и частично. Удивительно, но почвы влажных лесов содержат мало гумуса.

Природные зоны экваториального и субтропического климатического пояса

1. Переменно-влажные леса, они отличаются от дождевых тем, что осадки там выпадают только в сезон дождей, а в период наступающей за ним засухи деревья вынуждены сбрасывать листву. Животный и растительный мир тоже очень разнообразен и богат на виды.

2. Саванны и редколесья. Они появляются там, где влаги, как правило, уже недостаточно для произрастания переменно-влажных лесов. Их развитие происходит в глубине материка, где господствует тропические и экваториальные воздушные массы, а сезон дождей продолжается менее полугода. Они занимают значительную часть территории субэкваториальной Африки, внутренние районы Южной Америки, частично Индостан и Австралию. Более подробно информацию о расположении отражает карта природных зон мира (фото).

Жестколистные леса

Данную климатическую зону считают наиболее пригодной для проживания людей. Жестколистные и вечнозеленые леса расположены вдоль морских и океанических побережий. Осадки не такие обильные, но листья сохраняют влагу за счет плотной кожистой оболочки (дубы, эвкалипты), что препятствует их опаданию. У некоторых деревьев и растений они модернизированы в колючки.

Степи и лесостепи

Для них характерно практически полное отсутствие древесной растительности, обусловлено это скудным уровнем осадков. Зато почвы являются самыми плодородными (черноземы), а потому активно используются человеком для земледелия. Степи занимают большие территории в Северной Америке и Евразии. Преобладающее число обитателей - пресмыкающиеся, грызуны и птицы. Растения приспособились к недостатку влаги и чаще всего успевают совершить свой жизненный цикл за короткий весенний период, когда степь покрывается густым ковром зелени.

Тундра и лесотундра

В этой зоне начинает чувствоваться дыхание Арктики и Антарктики, климат становится более суровым, и даже хвойные породы деревьев выдержать его не могут. Влаги в избытке, но нет тепла, что приводит к заболачиванию очень обширных территорий. В тундре деревьев нет вообще, растительный мир в основном представлен мхами и лишайниками. Считается, что это самая неустойчивая и хрупкая экосистема. В связи с активной разработкой газовых и нефтяных месторождений она находится на грани экологической катастрофы.

Все природные зоны мира очень интересны, будь то кажущаяся на первый взгляд абсолютно безжизненной пустыня, бескрайние арктические льды или тысячелетние дождевые леса с кипящей жизнью внутри.

Тема: «Природные зоны Земли»

Цель: расширить уже имеющиеся знания учеников о природных зонах Земли (продемонстрировать размещение основных зон на поверхности планеты, объяснить причины смены природных зон, показать изменения природных зон под воздействием деятельности человека).

Задачи обучающие:

  1. Объяснить понятия «природная зона», «высотная поясность», «широтная зональность».
  2. Сформировать целостное понятие о природных зонах Земли как естественных территориальных комплексах.
  3. Показать закономерность и причину смены природных зон.

Задачи развивающие:

  1. Развитие навыков работы с географической картой.
  2. Умение обобщать и классифицировать информацию (самостоятельное составление характеристик природных зон Земли).

Задачи воспитательные:

  1. Развитие уважительного и бережного отношения к живой природе.
  2. Развитие интереса к географии и смежным дисциплинам (биология, ботаника и т.п.).

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему (метод повторения пройденного материала), постановка проблемы.
  3. Изучение нового материала (лекционный метод, работа с географической картой, игровой момент).
  4. Физкультминутка.
  5. Обобщение пройденного материала.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

В качестве дополнительного введения в тему учитель может прочитать стихотворение (или попросить сделать это учащегося) о природных зонах Земли. Это необходимо для создания у учеников особого настроения и лучшей усвояемости новых знаний.

В качестве эпиграфа можно использовать:

  • В. Кеулькута «Тихо в тундре на рассвете»;
  • В. Безладнов «А на Севере, друзья»;
  • Н. Заболоцкий «В тайге»;
  • Э. Асадов «В тайге»;
  • Ю. Друнина «В степи»;
  • П. Вяземский «Ещё тройка»;
  • Н. Божукова «Вы рассказали о пустыне...».
  1. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель напоминает ученикам о пройденных смежных темах о природных зонах земли, задаёт наводящие вопросы:

Климат одинаков на всей Земле?

Что такое зональность?

Каковы причины зональности?

Сколько поясов освещённости на Земле, как они называются?

В каком из поясов освещённости мы живём?

Что такое высотная поясность?

Педагог корректирует ответы детей, дополняя их.

  1. Изучение нового материала

Учитель под запись даёт определение термину «природная зона» и объясняет его на конкретных примерах. Далее педагог обращается к географической карте, а ученики - к личным атласам. Наглядно показываются природные зоны Земли. Для стимуляции мозговых процессов задаётся вопрос:

Почему природные зоны называются природными ? (названы так из-за преобладающей на этой территории растительности)

В форме рассказа педагог объясняет причину размещения природных зон (закон широтной зональности). Так происходит окончательное формирование понятия «широтная зональность».

Для закрепления новых знаний ученики по очереди вызываются к доске и на карте показывают ту или иную природную зону.

Учитель объясняет, что природные зоны меняются не только по широте, но и по высоте (формирования понятия «высотная зональность»). Для лучшего запоминания и рефлексии задаётся вопрос:

Почему это происходит? (с высотой изменяется давление и температура)

Для закрепления результата внедряется игровой момент - загадки. В качестве загадок могут использоваться следующие:

Вот перед нами лесной биом,

Растений и животных очень много в нём.

Он многоярусный, лианой оплетён,

И «лёгкими Земли» зовется он.

В нём много «драгоценностей» растёт,

Их в медицине использует народ.

На карте вдоль экватора найдёшь

И мне ты эту зону назовёшь

(ответ: влажные экваториальные леса)

С приближением лета с каждым днем все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветков, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил: остались только травы с узкими листьями

(ответ: степь)

Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холод ная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,

снега немного, земля промерзает на большую глубину?

(ответ: тундра) и т.п.

Педагог делает краткие выводы по полученному объёму знаний.

  1. Физкультминутка

Проводится в традиционной форме, т.е. в виде зарядки (приседания, прыжки на месте и т.д.). Может присутствовать и познавательный момент: на каждое совершаемое физическое упражнение ученик должен ответить на какой-либо вопрос (например, какие животные встречаются в тундре или чем полезны для планеты влажные экваториальные леса).

  1. Обобщение пройденного материала

Осуществляется в виде рассказа с элементами беседы, т.е. вовлечением детей в процесс обучения. Ещё раз проводится работа с географической картой. В качестве закрепления дети рисуют контурные карты в тетрадях, закрашивая природные зоны определённым цветом.

Резюме урока осуществляет учитель самостоятельно или с помощью учеников. Для этого задаются вопросы о полученных понятиях (природная зона, широтная и высотная зональность).

  1. Домашнее задание

Даётся по рекомендации учебника. В качестве творческого задания можно предложить синтезированную работу - сочинение на тему «Как я побывал в... (тундре, пустыне, тайге и т.п.)». Это одновременно закрепит полученные на уроке знания, разовьёт творческие способности и благоприятно скажется на развитии речи.

Образование природных зон

Природная зона – это природный комплекс с однородными температурами, увлажнением, схожими почвами, растительным и животным миром. Называется природная зона по типу растительности. Например, тайга, широколиственные леса.

Основная причина неоднородности географической оболочки - неравномерное перераспределение солнечного тепла на поверхности Земли.

Почти в каждом климатическом поясе суши приокеанические части увлажнены больше, чем внутренние, континентальные. И зависит это не только от количества осадков, но и от соотношения тепла и влаги. Чем теплее, тем больше влаги, выпавшей с осадками, испаряется. Одинаковое количество влаги может привести к избыточному увлажнению в одном поясе и недостаточному в другом.

Рис. 1. Болото

Так, годовая сумма осадков 200 мм в холодном субарктическом поясе – избыточное увлажнение, что приводит к образованию болот (см. Рис. 1).

А в жарких тропических поясах – резко недостаточная: формируются пустыни (см. Рис. 2).

Рис. 2. Пустыня

Из-за различий в количестве солнечного тепла и увлажнения внутри географических поясов формируются природные зоны.

Закономерности размещения

В размещении природных зон на земной поверхности видна четкая закономерность, которая хорошо прослеживается на карте природных зон. Они простираются в широтном направлении, сменяя друг друга с севера на юг.

В связи с неоднородностью рельефа земной поверхности и условий увлажнения в разных частях материков природные зоны не образуют непрерывных полос, параллельно экватору. Чаще они сменяются в направлении от побережий океанов в глубь материков. В горах природные зоны сменяют друг друга от подножий к вершинам. Здесь проявляется высотная поясность.

Природные зоны формируются и в Мировом океане: от экватора к полюсам изменяются свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира.

Рис. 3. Природные зоны мира

Особенности природных зон материков

В одних и тех же природных зонах на разных материках растительный и животный мир имеют сходные черты.

Однако на особенности распространения растений и животных помимо климата оказывают влияние и другие факторы: геологическая история материков, рельеф, человек.

Объединение и разделение материков, изменение их рельефа и климата в геологическом прошлом стали причиной того, что в сходных природных условиях, но на разных материках обитают разные виды животных и растений.

Так, например, для африканских саванн характерны антилопы, буйволы, зебры, африканские страусы, а в южноамериканских саваннах распространены несколько видов оленей и похожая на страуса нелетающая птица нанду.

На каждом материке встречаются эндемики – как растения, так и животные, свойственные только данному материку. Например, только в Австралии встречаются кенгуру, а белые медведи – только в арктических пустынях.

Геофокус

Шарообразную поверхность Земли Солнце нагревает неодинаково: больше всего тепла получают участки, над которыми оно стоит высоко.

Над полюсами лучи Солнца только скользят над Землей. От этого зависит климат: жаркий у экватора, суровый и холодный у полюсов. С этим же связаны основные черты распределения растительности и животного мира.

Влажные вечнозеленые леса расположены неширокими полосами и пятнами вдоль экватора. «Зеленый ад» – так называли эти места многие путешественники прошлых веков, которым приходилось бывать здесь. Сплошной стеной стоят высокие многоярусные леса, под густыми кронами которых постоянно царят сумрак, чудовищная влажность, постоянная высокая температура, отсутствует смена сезонов, регулярно обрушиваются ливни почти сплошным потоком воды. Леса экватора называют ещепостоянно-дождевыми.Путешественник Александр Гумбольдт называл их «гилея» (от греч. hyle – лес). Скорее всего, именно так выглядели влажные леса каменноугольного периода с гигантскими папоротниками и хвощами.

Дождевые леса Южной Америки называют «сельва» (см. Рис. 4).

Рис. 4. Сельва

Саванны – море трав с редкими островками деревьев с зонтичными кронами (см. Рис. 5). Обширные пространства этих удивительных природных сообществ находятся в Африке, хотя саванны есть и в Южной Америке, и в Австралии, и в Индии. Отличительной особенностью саванн является чередование засушливого и влажного сезонов, которые занимают примерно по полгода, сменяя друг друга. Дело в том, что для субтропических и тропических широт, где располагаются саванны, характерна смена двух разных воздушных масс – влажной экваториальной и сухой тропической. Значительно влияют на климат саванн муссонные ветры, приносящие сезонные дожди. Поскольку эти ландшафты расположены между очень влажными природными зонами экваториальных лесов и очень сухими зонами пустынь, то постоянно испытывают влияние и тех, и других. Но влага недостаточно долго присутствует в саваннах, чтобы там вырастали многоярусные леса, а засушливые «зимние периоды» в 2-3 месяца не позволяют саванне превратиться в суровую пустыню.

Рис. 5. Саванна

Природная зона тайги располагается на севере Евразии и Северной Америки (см. Рис. 6). На Североамериканском континенте она протянулась с запада на восток более чем на 5 тыс. км, а в Евразии, взяв начало на Скандинавском полуострове, распространилась до берегов Тихого океана. Евразийская тайга – самая крупная непрерывная лесная зона на Земле. Она занимает более 60% территории Российской Федерации. Тайга содержит огромные запасы древесины и поставляет большое количество кислорода в атмосферу. На севере тайга плавно переходит в лесотундру, постепенно таежные леса сменяются редколесьем, а затем отдельными группами деревьев. Дальше всего таежные леса заходят в лесотундру по долинам рек, наиболее защищенным от сильных северных ветров. На юге тайга также плавно переходит в хвойно-широколиственные и широколиственные леса. На этих участках в естественные ландшафты на протяжении многих столетий вмешивался человек, поэтому сейчас они представляют собой сложный природно-антропогенный комплекс.

Рис. 6. Тайга

Под воздействием человеческой деятельности меняется географическая оболочка. Осушаются болота, орошаются пустыни, исчезают леса и так далее. Таким образом изменяется облик природных зон.

Список литературы

Основна я

1. География. Земля и люди. 7 класс: Учебник для общеобраз. уч. / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, серия «Сферы». – М.: Просвещение, 2011.

2. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас, серия «Сферы».

Дополнительная

1. Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение.

1. Русское географическое общество ().

3. Учебное пособие по географии ().

4. Географический справочник ().

5. Геолого-географическое образование ().

1. Перечислите основные природные зоны Земли.
Тундра, тайга, широколиственный лес, травянистая равнина (саванна), пустыни и полупустыни, степи и лесостепи, влажный тропический лес.

2. От чего зависит распространение природных зон на Земле?
Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете. Рельеф, расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину.

3. Дайте краткую характеристику тундры.
Эта природная зона находится в полярной зоне (большая часть в зоне вечной мерзлоты), где температура воздуха достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой: мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц.

4. Какие деревья составляют основу тайги, смешанных и широколиственных лесов?
Основа тайги – хвойные деревья (сосна, ель, пихта, лиственница и др.)
Смешанные леса характеризуются смешиванием хвойных и широколиственных пород деревьев.
Широколиственные леса состоят из листопадных деревьев (дуб, лещина, бук, липа, клен, каштан, граб, вяз, ясень и др.)

5. Что общего у всех травянистых равнин нашей планеты?
Она отличается небольшим количеством осадков и постоянно высокой температурой воздуха. Для саванн характерно наличие засушливого периода, во время которого травы высыхают, а животные стремятся к водоемам. Растительность здесь преимущественно травянистая, деревья встречаются редко. Для саванн характерно обилие крупных травоядных животных и хищников.

6. Дайте краткую характеристику пустыни.
Пустыни отличаются очень низкой влажностью, растительный и животный мир пустынь подстраивается под эти тяжелые условия. Животные обладают свойством долгое время обходиться без воды, пережидать наиболее засушливые месяцы в спячке, многие ведут ночной образ жизни. Многие растения способны запасать влагу, у большинства снижено испарение, кроме того, они обладают разветвленной корневой системой, позволяющей собирать крохи влаги с большого объема. В целом растительный и животный мир очень ограничен.Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных - пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны.

7. Почему в степях, саваннах и пустынях мало деревьев?
В саваннах, степях и пустынях выпадает очень мало осадков, деревьям просто не хватает воды.

8. Почему влажный тропический лес – самое богатое видами сообщество?
Здесь всегда высокая температура и влажность. Эти условия особенно благоприятны для растений и животных. Верхний слой почвы очень плодороден.

9. С помощью примеров докажите, что распространение природных зон на Земле зависит от распределения тепла и влаги.
Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура и высокая влажность - для экваториальных и тропических лесов.
Природные зоны вытянуты с запада на восток, между ними нет четких границ.
Например, саванны находятся там, где влаги уже недостаточно для произрастания влажных лесов, в глубине материка, а также вдалеке от экватора, где большую часть года уже господствует не экваториальная, а тропическая воздушная масса, а сезон дождей длится менее 6 месяцев.

10. Характерные признаки каких природных зон перечислены?
А) самое большое разнообразие видов;
Влажный тропический лес.
Б) преобладание травянистых растений;
Саванна.
В) обилие мхов, лишайников и карликовых деревьев;
Тундра.
Г) множество хвойных растений немногих видов.
Тайга.

11. Проанализируйте рисунки на с. 116-117 учебника. Есть ли связь между окраской животных и средой их обитания (природной зоной)? С чем это связано?
Да, связь имеется. Это называется защитная окраска. Животные таким образом сливаются с окружающей средой с различными целями. Если это хищник – то для нападения. Например, тигр полосатый удачно прячется в желтой траве, готовясь к нападению. Белый медведь и песец практически незаметны на фоне снега.
Для защиты от хищников также животные выработали окраску, чтобы спрятаться. Примеры: тушканчик, косуля, зеленая лягушка и мн. др.

12. В каких природных зонах обитают эти организмы?
Карликовая береза – тундра.
Ленивец – влажный тропический лес.
Кедровка – тайга.
Зебра – саванна.
Дуб – широколиственный лес.
Джейран – пустыня.
Белая сова – тундра.

13. Используя карту на с. 118-119 учебника, назовите природные зоны, встречающиеся на территории нашей страны. Какие их них занимают наибольшую территорию?
Территория России имеет большую протяженность с севера на юг, рельеф в основном, равнинный. Так, на обширных равнинах последовательно представлены следующие природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра, леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропики. В горах– высотная поясность. Большая территория занята тайгой, степью, смешанным лесом и тундрой.