§2 Правосубъектность международных экономических организаций. Международная правосубъектность международных организаций Правосубъектность международных организаций ограничена

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость

Международная правосубъектность государств

Понятие международной правосубъектности

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Понятие международнойправосубъектности

В общей теории права признано, что субъектом права является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако международное право, как уже отмечалось, - самостоятельная правовая система. Поэтому понятия и категории, используемые в националь­ном праве различных государств, не всегда идентичны по содержанию понятиям и категориям международного права. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.

Необходимо заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или нацио­нального суверенитета ipsofacto признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Юридическим источником правосубъектности для несуверенных субъектов международного права служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего первичными) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.



Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и, по моему мнению, обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

Субъекты международного права также:

1) являются коллективным образованием. Каждый такой субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно действующие органы и т.д. При осуществлении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени;

2) обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм. Договорная праводееспособность составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании. Все субъекты международного права - одновременно и субъекты одной из отраслей международного права - права международных договоров.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает, по моему мнению, основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова.

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различен объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

Согласно общей теории права, регулируемые правом обществен­ные отношения приобретают характер правовых отношений, становят­ся правоотношениями. Стороны таких правоотношений именуются субъектами права.

Таким образом, субъекты международного права - это стороны международных правоотношений, наделенные нормами международ­ного права субъективными правами и субъективными обязательст­вами.

При этом, в отличие от национального права, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит субъективное обязательство другого субъекта этого правоотношения.

Термин-понятие «субъект международного права» долгое время служил достоянием лишь доктрины международного права. Но в последнее время он стал использоваться и в международно-правовых актах, в частности в общих (универсальных) конвенциях. Так, в ст. 3 Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г. речь идет о «международных соглашениях, участниками которых являются одно или несколько государств, одна или несколько международных: организаций и один или несколько субъектов международного права, иных, чем государства и международные организации».

На протяжении многовековой истории международного права го­сударства были единственными субъектами международных правоот­ношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государства­ми, а также взаимоотношения государств с международными органи­зациями и другими международными институциями. Государства - основные субъекты международного права и основные реальные участ­ники международных правоотношений, поскольку им необходимо по­стоянно взаимодействовать друг с другом, с международными органи­зациями и иными субъектами международного права.

Помимо государств и международных организаций субъектами международного права являются также другие международные инсти­туции, именуемые международными органами. Это, в частности, меж­дународные суды и международные арбитражи, следственные, прими­рительные и иные комиссии, которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международ­но-правовыми предписаниями, прежде всего нормами общего между­народного права.

Некоторые такие международные органы, например Междуна­родный Суд ООН, представляют собой органы универсального ха­рактера, поскольку они созданы международным сообществом госу­дарств и доступ в них открыт для любого государства. Чаще же всего это органы локального характера (двустороннего или многосторон­него).

Наконец, особыми, специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле, что в соответст­вии с одним из основных принципов современного международного права - принципом равноправия и самоопределения народов - за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право сво­бодно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное разви­тие. Каждое государство должно уважать это право. Речь, следователь­но, идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами. Подробнее о термине-понятии «народ» и об условиях реализации народами права на самоопределение будет сказано в главе об основных принципах современного международного права.

2. Международная правосубъектность государств

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет - это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что меж­дународное право рассматривает в качестве своего субъекта и участ­ника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.).

Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.

3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX - начало XX вв. Особенно динамичное развитие он приобрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основ­ного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН».

В современном международном праве имеются нормы, под­тверждающиеправосубъектность борющихся наций. Нации, борю­щиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения - не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.

Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций - нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной на­правленности она свою задачу выполнила.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами между­народного права и, в частности, с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех (!) наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нациями, международными организациями. Участвуя в конкретных международных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета).

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявление; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в международных организациях и конференциях; право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

4. Международная правосубъектность международных организаций

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права.

Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов, Amnesty International и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций в отличие от уставов межгосударственных организаций не являются международными договорами. Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы меж­дународного права и, следовательно, не могут, в отличие от межпра­вительственных организаций, обладать всеми элементами междуна­родной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных организаций следующие:

право участвовать в создании международно-правовых норм;

право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

Лекция 5. Субъекты международного права

5.5. Правосубъектность международных организаций

Международные межправительственные организации - это субъекты международного права с производной, от создавших их государств, правосубъектностью. Они должны:

Обладать актами, имеющими учредительный характер (уставами международных организаций);

Обладать организационной структурой, т.е. системой органов международной организации - высших органов (Генеральная конференция; Генеральный совет и т.д.), иметь и исполнительные органы (Совет, Международная конференция- и т.д.) и административные органы (генеральные секретариаты во главе с высшим административным должностным лицом), специальные комитеты и комиссии (комиссия международного права ООН, органы способствующие деятельности организации);

Обладать международной правосубъектностью, т.е. правосубъектностью, производной от воли государства их создавшего;

Иметь четко определенные цели, которые не должны противоречить основным принципам ООН;

Не противоречить основным принципам и нормам международного права в своей деятельности, т.е. принципам, закрепленным в Уставе ООН (1945 г.), Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) и Заключительном акте Совещания по Безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)

Выделяются следующие виды международных межправительственных организаций.

В соответствии с общей теорией права субъектам международного права присуща юридическая способность являться самостоятельными участниками (субъектами) международно-правовых отношений. В национальном праве государств в законодательном порядке определяется круг субъектов права, их правосубъектность и обеспечивается соблюдение установленного правопорядка. В международном праве же сами субъекты создают нормы международного нрава (правила своего поведения) и сами обеспечивают их выполнение. Важную роль при этом играет наличие у субъекта международного права своей самостоятельной воли.

Обладают ли ММПО признаками субъекта международного права? На основе анализа их учредительных актов и других документов, регламентирующих отдельные вопросы их функционирования, можно убедиться в том, что признаками субъекта международного права международные организации обладают. Международные организации, не обладая многими признаками государства (например, территорией, населением), тем не менее в соответствии с учредительными документами являются субъектами международного права и, следовательно, выступают на международной арене самостоятельными носителями международной правосубъектности.

Международные организации как производные или вторичные субъекты международного права отличаются от государств (первичных субъектов) прежде всего тем, что у международных организаций отсутствует суверенитет. Отсюда следует сделать заключение: основой международной правосубъектности государств является их суверенитет , а международная правосубъектность международных организаций носит договорно-правовой характер.

К примеру, в отличие от государств международные организации не могут быть стороной в деле, рассматриваемом Международным Судом ООН.

В связи с этим в доктрине международного права говорят о специфической, или функциональной, правосубъектности ММПО, обусловленной ее компетенцией, зафиксированной в учредительном акте. При осуществлении своей деятельности международная организация не может выходить за рамки своих полномочий, определенных учредительным актом. Этим и определяется функциональный характер правосубъектности международных организаций.

Так, в ст. 104 Устава ООН установлено: "Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей". Более того, в соответствии с п. 7 ст. 2 Устава

ООН "Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании главы VII".

В зависимости от задач, стоящих перед международной организацией, государства-члены определяют круг вопросов, по которым она может действовать самостоятельно. Другими словами, это и есть рамки правосубъектности международной организации, и потому ее правосубъектность является производной.

Основными компонентами международной правосубъектности международных межправительственных организаций признаются:

1) договорная правоспособность является важной составляющей международной правосубъектности международной организации, которая вступает в договорные взаимоотношения как с государствами, так и с другими организациями. Данные взаимоотношения регулируются Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В преамбуле данной Конвенции предусмотрено, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать международные договоры, которая необходима для выполнения ее функций, ее целей и задач. Согласно ст. 6 этой Конвенции договорная правоспособность международной организации регулируется правилами этой организации.

По своей правовой природе и юридической силе договоры международных организаций не отличаются от договоров, заключаемых государствами, о чем прямо говорится в ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Данное обстоятельство в доктрине международного права объясняется следующими факторами: сторонами таких договоров являются субъекты международного права; предмет их регулирования входит в сферу международных отношений; такие договоры устанавливают нормы международного права; они заключаются в соответствии с процедурой, установленной международным правом для международных соглашений; вопросы, связанные с реализацией норм такого договора, не подпадают под действие национального права, если договором не оговорено иное (подробнее о договорной правоспособности ММПО см. параграф 2.3);

2) участие в международном нормотворчестве. Это – деятельность международной организации, направленная на создание, изменение, совершенствование или отмену международно-правовых норм. Объем, виды и направления правотворчества международных организаций строго определены в их учредительных актах.

Большое значение имеет для создания норм международного права договорная инициатива ММПО, когда она предлагает заключение определенного межгосударственного договора. Она может предложить свой вариант проекта заключаемого договора и созвать специальную дипломатическую конференцию для этого. Часто такие конференции проходят в рамках и под эгидой определенных международных организаций, например ООН. Международная организация также может выступить инициатором пересмотра договора, заключенного при ее участии. И, наконец, международные организации часто выполняют функции депозитария международных договоров.

Международные организации принимают решения, резолюции и рекомендации, которые содержат нормы международного права, большинство из которых составляют так называемое мягкое право. Эти акты признаются вспомогательными нормами международного права и могут составить хорошую основу для формирования международных обычно-правовых норм.

Значительна роль международных организаций в формировании норм международного права путем издания регламентов. Дело в том, что отдельные межгосударственные организации, например ИКАО, ИМО, ЕС, МАГАТЭ, ВОЗ, ВПС, МСЭ, ВМО и др., разрабатывают и принимают административно-регламентационные акты, регулирующие различные аспекты их внешнего функционирования и осуществления уставных задач. По сути такие акты являются односторонними актами международных организаций. Некоторыми специалистами нормы, содержащиеся в таких актах, рассматриваются в качестве международных обычно правовых норм (подробнее о международном правотворчестве ММПО см. параграф 2.3);

  • 3) наличие привилегий и иммунитетов. ММПО как субъекты международного права обладают определенными привилегиями и иммунитетами. Привилегиями и иммунитетами обладают не только международные организации, но и их персонал. Источниками регулирования привилегий и иммунитетов являются в первую очередь учредительные акты международных организаций. Эти аспекты также регулируются:
    • специальными международными договорами (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.);
    • двусторонними международными договорами между соответствующей международной организацией и правительством того государства, на территории которого расположена ее штаб-квартира или ее представительство (Договор между ООН и США 1947 г., Договор между ООН и Швейцарией 1946 г., Соглашение между РФ и ООН об учреждении в России объединенного представительства ООН 1993 г.).

Привилегии и иммунитеты международных организаций носят функциональный характер (подробнее об этом см. параграф 2.4);

  • 4) признание правосубъектности ММПО со стороны субъектов международного права. За международной организацией такое качество признают государства и другие международные организации. Институт признания в отношении международных организаций характеризуется рядом особенностей:
    • – факт признания международной правосубъектности международных организаций государствами-учредителями носит односторонний характер и по времени совпадает с приобретением международной организацией качества субъекта международного права;
    • – признание международной правосубъектности международных организаций государствами – не членами выступает как двусторонний акт, отражающий волеизъявление

обеих вступающих в правоотношение сторон. Это может иметь место:

  • при присоединении государства, не являющегося первоначальным членом организации, к учредительному акту этой организации;
  • при заключении соглашения между международной организацией и государством пребывания, не являющимся ее членом;
  • при вступлении государства – нс члена в отношения с международной организацией (в том числе и договорные) в связи с выполнением последней своих функций (например, депозитария).
  • государство – не член может уже самим своим поведением выражать признание международной организации, пользуясь, например, вырабатываемыми ею международными правилами. Примером является ситуация, когда СССР на протяжении более 20 лег, вплоть до вступления в 1970 г. в ИКАО, придерживался при полетах своих воздушных судов на международных воздушных линиях стандартов и рекомендуемой практики, разработанных этой международной организацией;
  • – признание международной правосубъектности одной международной организацией другой, как правило, осуществляется либо посредством заключения между ними международного соглашения (например, соглашения о сотрудничестве специализированных учреждений с ООН), либо в форме одностороннего акта (как это сделал, например, в 1949 г. МСЭ в отношении ИКАО). Значение такого признания заключается не только в создании юридической основы для взаимоотношений между организациями, но и в разграничении их функций.

В качестве одного из способов признания международной правосубъектности международной организации может рассматриваться приглашение ее наблюдателя на заседание одного из органов другой международной организации. Как правило, такое признание перерастает в официальное признание и заключается соглашение между организациями или признающая международная организация принимает односторонний акт;

5) наличие обособленных прав и обязанностей. Это является важной составляющей международной правосубъектности ММПО и означает, что организация обладает такими правами и обязанностями, которые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне.

Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности организации: способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации; поощрение развития народного образования и распространения культуры; помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний;

6) наличие собственной воли. Воля как элемент правосубъектности также присуща международным организациям. Причем воля ММПО носит относительно самостоятельный характер.

Самостоятельность воли международной организации проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации.

Но эта самостоятельность в то же время относительна. Она стала возможной благодаря проявлению воль госу- дарств-участников. Источником воли международной организации, следовательно, является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей. Отсюда – по своему объему и содержанию воля ММПО носит ограниченный и специальный характер, что определяется объемом компетенции, установленным государствами- учредителями и зафиксированным в договоре о создании международной организации. ММПО не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее учредительном документе и других правилах организации ;

7) право на обеспечение выполнения норм международного права. Данное право является одним из важных признаков международной правосубъектности и свидетельствует о независимом характере международной организации. Основными средствами реализации данного права являются институты международного контроля и ответственности. Одной из форм контроля в этом плане является представление докладов государствами – членами ММПО.

Так, учредительные акты многих международных организаций (ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др.) обязывают государства-члены представлять периодические доклады. Уставом МАГАТЭ предусмотрен особый институт контроля – система гарантий (ст. XII).

Международные организации могут применить международные санкции. Их делят обычно на следующие две группы:

  • – санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями (приостановление членства в международной организации, исключение из членства и др.);
  • – санкции, полномочия на осуществление которых имеют строго определенные организации (блокада, эмбарго, демонстрации и др. на основе решения СБ ООН).

Международные организации участвуют в разрешении возникающих у них споров с другими субъектами международного права (в том числе государствами) при помощи таких средств, которые обычно применяются во взаимоотношениях между государствами (переговоры, посредничество и добрые услуги, международная судебная процедура и др.). Более того, международные организации часто сами выступают в качестве органов, при помощи которых разрешается спор (даже в тех случаях, когда организация не является стороной в споре). С этой целью они используют процедуры, предусмотренные в учредительных актах (например, гл. VI Устава ООН) (подробнее об этом см. параграф 4.1).

В рамках международных организаций могут функционировать судебные органы (Международный Суд ООН). Некоторые организации могут испрашивать консультативные заключения у Международного Суда ООН. Устав ООН предоставляет такое право непосредственно только ГА и СБ ООН (π. 1 ст. 96). Другие органы ООН пользуются таким правом с разрешения ГА. Что касается других международных организаций, то согласно букве Устава ООН разрешение ГА обращаться в суд за консультативным заключением могут получить только специализированные учреждения ООН. Причем запрос может касаться лишь вопросов, возникающих в пределах круга их деятельности;

  • 8) международно-правовая ответственность ММПО. Международные организации могут быть субъектами международно-правовой ответственности. Основанием такой ответственности могут стать нарушения:
    • – общепризнанных норм и принципов международного права;
    • – норм учредительного акта ММ ПО;
    • – норм внутреннего права международной организации, нарушение норм международного договора, заключенного международной организацией, и др.

Формами международно-правовой ответственности международных организаций являются: материальная ответственность, предусматривающая возмещение ущерба. Например, Договор по космосу 1967 г. за деятельность международной организации в космосе предусматривает солидарную ответственность такой международной организации совместно с ее государствами-членами; политическая ответственность выражается в форме извинения, также на международную организацию могут наложить определенные дополнительные обязанности, ее могут лишить определенных прав, наложить на нее определенные обязанности или попросту распустить ее.

Международная организация может быть как истцом, так и ответчиком в суде по международному частному праву (подробнее об этом см. параграф 4.2).

  • См.: Ковалева Т. М. Правотворчество международных организаций и его виды. Калининград, 1999. С. 23.
  • См.: Малинин С. А., Ковалева Т. М. Правовая природа административно-регламентационных актов, издаваемых межгосударственными организациями // Изв. вузов. Правоведение. СПб., 1999. № 2. С. 213–220.
  • См.: Международные организации: учебник / под ред. И. П. Блищенко. М., 1994. С. 43-44.

Международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать особой правосубъектностью, отличающейся от простого суммиро-вания правосубъектности ее членов. Только при такой предпосыл-ке проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл.

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента :

а) правоспособность , т. е. способ-ность иметь права и обязанности;

б) дееспособность , т. е. способ-ность организации своими действиями осуществлять права и обя-занности;

в) способность участвовать в процессе международного правотворчества;

г) способность нести юридическую ответствен-ность за свои действия.

Одним из главных атрибутов правосубъектности международ-ных организаций является наличие у них собственной воли, по-зволяющей ей непосредственно участвовать в международных от-ношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов отмечают, что межправительственные орга-низации обладают автономной волей. Без своей собственной воли, без наличия определенного комплекса прав и обязанностей международная организация не могла бы функционировать нормально и выполнять возложенные не нее задачи. Самостоя-тельность воли проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов орга-низации. Воля международной организации не есть сумма воль государств-членов, равно как не есть слияние их воль. Эта воля «обособлена» и от воль других субъектов международного права. Источником воли международной организации является учреди-тельный акт как продукт согласования воль государств-учредите-лей.

Уругвайский юрист Э. Аречага считает, что международные организации имеют свою собственную правосубъектность и в ме-ждународном плане занимают самостоятельные и независимые от государств-членов позиции. Еще в 1949 г. Международный суд пришел к заключению, что ООН является субъектом между-народного права. Суд справедливо подчеркнул, что признание за ООН качества международного права не означает признание ее государством, каковым она никоим образом не является, или ут-верждение, что она обладает такими же, как и государства, правосубъектностью, правами и обязанностями. И уж тем более ООН не является неким «сверхгосударством», что бы под этим ни подразумевалось. ООН представляет собой субъект междуна-родного права и способна обладать международными правами и обязанностями, а также она способна утверждать свои права путем выдвижения международно-правовых требований 1 . В ряде учредительных актов межправительственных организаций прямо указывается на то, что организации являются субъектами между-народного права. Например, в Уставе Объединенного института ядерных исследований от 23 сентября 1965 г. сказано: «Институт в соответствии со статусом межправительственной организации обладает международной правосубъектностью» (ст. 5).


Каждая международная организация обладает только ей при-писанным объемом правосубъектности, и пределы такой субъектности определены прежде всего в учредительном акте. Организа-ция не может совершать иные действия, чем те, которые преду-смотрены в ее уставе и других документах (например, в правилах процедуры и резолюциях высшего органа).

Наиболее важными чертами правосубъектности международ-ных организаций являются следующие качества.

1. Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Сущность данного критерия за-ключается в том, что государства-члены и соответствующие меж-дународные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организа-ции, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственные организации яв-ляются юридическими лицами. Государства-члены наделяют их праводееспособностью в таком объеме, в каком это необходимо для выполнения их функций.

Рассматриваемая черта межправительственных организаций довольно рельефно проявляется с помощью института представи-тельства. В учредительных актах таких организаций подчеркивает-ся, что каждая из договаривающихся сторон представлена в орга-низации соответствующим количеством делегатов.

О признании за межправительственными организациями (МПО) качества международной личности со стороны других ме-ждународных организаций свидетельствует факт участия ряда межправительственных организаций более высокого ранга в рабо-те МПО (например, ЕС является членом многих МПО). Следую-щим фактором является заключение межправительственными opганизациями между собой соглашений общего (например, о со-трудничестве) или конкретного характера (о выполнении отдельных мероприятий). Правоспособность на заключение таких договоров предусмотрена в ст. 6 Венской конвенции о праве дого-воров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г.

2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, ко-торые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности организации:

а) способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации;

б) поощрение развития народного образования и распростране-ния культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распро-странении знаний.

3. Право на свободное выполнение своих функций. Каждая меж-правительственная организация имеет свой учредительный акт (в форме конвенций, уставов или резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право организации. Чаще всего при выполнении своих функций межправительствен-ные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные право-отношения с государствами-нечленами. Например, ООН обеспечи-вает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действо-вали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания ме-ждународного мира и безопасности.

Самостоятельность межправительственных организаций выра-жается в реализации предписания норм, составляющих внутрен-нее право этих организаций. Они вправе создавать любые вспомо-гательные органы, которые необходимы для выполнения функций таких организаций. Межправительственные организации могут принимать правила процедуры и другие административные прави-ла. Организации имеют право лишить голоса любого члена, имею-щего задолженность по взносам. Наконец, межправительственные организации могут потребовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по проблемам их деятельности.

4. Право на заключение договоров. Договорную правоспособ-ность международных организаций можно отнести к числу глав-ных критериев международной правосубъектности, так как одну из характерных черт субъекта международного права составляет его способность к выработке норм международного права.

В порядке реализации своих полномочий договоры межправи-тельственных организаций имеют публично-правовой, част-но-правовой или смешанный характер. В принципе, каждая орга-низация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между госу-дарствами и международными организациями или между между-народными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает та-кой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной орга-низации заключать договоры регулируется правилами этой орга-низации.

В учредительных договорах одних организаций (например, НАТО, ИМО) не содержатся положения о полномочиях на за-ключение договоров или участие в них. В таких случаях применя-ются правила подразумеваемой компетенции. В уставах других ор-ганизаций в четкой форме закрепляются полномочия на заключе-ние международных договоров. Так, ст. 19 Устава ЮН ИДО уполномочивает генерального директора от имени этой организа-ции заключать соглашения, устанавливающие соответствующие взаимоотношения с другими организациями системы ООН и дру-гими межправительственными и правительственными организа-циями. Конвенция об ИНМАРСАТ предусматривает право этой организации заключать соглашения с государствами и междуна-родными организациями (ст. 25).

По своей правовой природе и юридической силе договоры ме-ждународных организаций не отличаются от соглашений, заклю-ченных между первичными субъектами международного права, что прямо отмечено в ст. 3 Венской конвенции о праве междуна-родных договоров 1969 г.

Таким образом, по справедливому мнению Т. М. Ковалевой, международный характер договоров, заключаемых межгосударст-венными организациями, определяется следующими факторами: 1) стороны таких соглашений являются субъектами международ-ного права; 2) предмет регулирования входит в сферу междуна-родных отношений; 3) устанавливаемые такими договорами нор-мы, определяющие права и обязанности сторон, входят в систему норм международного права; 4) процедура заключения таких со-глашений в основном соответствует процедуре, установленной ме-ждународным правом для международных соглашений, а существо данного процесса есть согласование воль субъектов международ-ного права; 5) вопросы, возникающие в связи с осуществлением таких договоров, не подпадают под действие национального права государства, если только в самом договоре не предусмотрено иное.

5. Участие в создании норм международного права. Правотвор-ческий процесс международной организации включает деятель-ность, направленную на создание правовых норм, а также их даль-нейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том чис-ле и универсальная (например, ООН, ее специализированные уч-реждения), не обладает «законодательными» полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в приня-тых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации не является беспредельным. Объем и вид правотворчества организации строго определены в ее учредительном договоре. Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления право-творческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.

В международно-правовой литературе высказаны две точки зрения относительно оснований для правотворческого процесса международной организации. Одни авторы полагают, что между-народная организация вправе разрабатывать и утверждать нормы права даже в том случае, если об этом нет конкретных указаний в ее учредительном акте.

Другие считают, что правотворческие способности междуна-родной организации должны базироваться на ее учредительном акте. Иными словами, если международная организация не наде-лена уставом правотворческими функциями, то она не вправе за-ниматься ими. Так, по мнению К. Скубишевского, для того чтобы организация могла одобрять нормы права иные, чем нормы внут-реннего права, она должна иметь для этого явные полномочия, содержащиеся в ее уставе или в ином договоре, заключенном го-сударствами-членами 2 . Примерно такой же позиции придержива-ется П. Радойнов. По его мнению, к международной организации нельзя подходить с позиции подразумеваемой компетенции, по-скольку эта концепция может привести к ревизии учредительного акта. П. Радойнов считает, что возможности и пределы правотвор-чества должны быть обозначены в уставе международной органи-зации.

Анализ правотворческой международной организации показы-вает, что первая группа авторов придерживается более реальной позиции. Например, в уставах многих организаций не содержатся положения о правомочии их одобрять нормы международного права. Однако они принимают активное участие на всех стадиях правотворческого процесса. Другое дело, и данное обстоятельство необходимо особо подчеркнуть, международные организации не обладают равными возможностями (точнее, компетенцией) уча-ствовать в формировании международно-правовых норм. Право-творческая деятельность международных организаций всегда но-сит специальную направленность и должна полностью согласовы-ваться с целями такой организации. Конкретные формы и степень участия международной организации в нормотворческом процессе в конечном итоге зависят от выполняемых ею функций.

Важно выяснить, все ли международные организации облада-ют правотворческими полномочиями. Для этого необходимо рас-смотреть стадии правотворчества вообще и международных орга-низаций в особенности.

Далее следует ответить на вопрос, какие международные орга-низации обладают правотворчеством. Если исходить из постадийности правотворчества, то правосознанием обладают международ-ные организации, коллективы ученых, отдельные специалисты.

Одним из главных критериев возможности правотворчества международных организаций является их правосубъектность. Ме-ждународные неправительственные организации не обладают ме-ждународной правосубъектностью и поэтому не могут одобрять нормы международного права. Однако отрицать роль этих органи-заций в международных отношениях и наличие определенного минимума правовых элементов, дающих возможность действовать этим организациям,— значит игнорировать объективные факты. С другой стороны, отождествлять эти организации с межправи-тельственными, признавать их в качестве субъектов международ-ного права, по крайней мере, нереалистично. Г. Тункин отмечает, что соответствующие проекты документов таких организаций за-нимают в отношении процесса нормообразования в общем то же место, что и доктрина международного права.

Правотворчеством в полном объеме, т. е. включая и стадию правосоздания, обладают только те международные организации, которые могут вырабатывать правовые нормы, усовершенствовать или изменять их.

Правотворчество международной организации правомерно только в том случае, если оно направлено на прогрессивное разви-тие международного права. Это вытекает из положений Устава ООН, в частности преамбулы, ст. 1 и 13. Непременным условием правотворческой деятельности международной организации явля-ется и то, что вырабатываемые таким образом нормы должны со-ответствовать императивным нормам, общепризнанным принци-пам общего международного права.

Таким образом, можно сделать ряд выводов о правотворчестве международных организаций:

1) правотворчество международной организации правомерно только в том случае, если оно направле-но на прогрессивное развитие международного права;

2) право-творчество в полном объеме присуще только тем международным организациям, которые обладают международной правосубъект-ностью;

3) международные организации обладают правотворчест-вом в таком объеме и направлении, как это предусмотрено в их учредительных актах.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях.

В частности, на начальных фазах правотворче-ского процесса международная организация может:

а) быть ини-циатором, выступающим с предложением о заключении опреде-ленного межгосударственного договора;

в) созвать в дальнейшем ди-пломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора;

г) сама сыграть роль такой конференции, осуще-ствляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;

д) после заключения договора вы-полнять функции депозитария;

е) пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра догово-ра, заключенного при ее участии.

Международные организации играют значительную роль в формировании обычных норм международного права. Решения этих организаций содействуют зарождению, становлению и пре-кращению норм обычая.

Таким образом, содержание правотворчества международной организации может иметь различные формы: от участия во вспо-могательном процессе до создания самой организацией правовых предписаний, обязательных для государств-членов, а в некоторых случаях даже для государств — нечленов организации.

Методом правотворчества международной организации явля-ется совокупность ее правовых действий, направленных на созда-ние норм права. Разумеется, не всякие правовые действия между-народной организации суть правотворчество. Далеко не всякое правило, устанавливаемое международной организацией, можно считать нормой международного права.

Нормой международного права можно считать правило, которое удовлетворяет следующим требованиям:

1) регулирует отношения между субъектами между-народного права;

2) является обязательным для субъектов между-народного права;

3) носит общий характер, т. е. не ограничено конкретным адресатом и конкретными ситуациями.

Нормоустановительными не являются, например, исполнительные соглаше-ния, заключаемые международными организациями, т. е. такие, которые углубляют правовые нормы, закрепленные в учредитель-ном договоре.

6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без привиле-гий и иммунитетов невозможна нормальная практическая дея-тельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным со-глашением, а в других — национальным законодательством. Одна-ко в общей форме право на привилегии и иммунитеты закрепляет-ся в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользует-ся на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка рекон-струкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились и кто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска, конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных дей-ствий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР). Более детально объем привилегий и иммунитетов той или иной организации оп-ределяется в соглашениях о штаб-квартире, об учреждении пред-ставительств на территории государств или при других организа-циях. Например, Соглашение между РФ и ООН об учреждении в России объединенного представительства ООН 1993 г. определя-ет, что ООН, ее имущество, фонды и активы, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда Ор-ганизация сама определенно отказывается от иммунитета. Поме-щения Представительства ООН неприкосновенны. Соответствую-щие власти РФ не вступают в помещения Представительства для исполнения каких-либо служебных обязанностей иначе как с оп-ределенно выраженного согласия главы Представительства и на утвержденных им или его условиях. Архивы Представительства, ООН и вообще все документы, принадлежащие им, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, неприкосновенны. Представительство и ООН, их активы, доходы и другое имущество освобождаются от всех прямых налогов, сборов и пошлин, а также от таможенных сборов, импортных или экспортных запрещений при ввозе и вывозе предметов для служебного пользования и собственных изданий. Лица, оказывающие услуги от имени ООН, не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное и за все действия, совершенные ими при осуществлении программ ООН или других связанных с ними мероприятий.

Должностные лица и лица, приглашенные Объединенным ин-ститутом ядерных исследований, пользуются в Российской Феде-рации следующими привилегиями и иммунитетами:

а) не подле-жат судебной и административной ответственности за все дейст-вия, совершенные при исполнении ими своих служебных обязанностей (этот иммунитет продолжает предоставляться после окончания срока службы в Организации);

б) освобождаются от государственных служебных повинностей;

в) освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц с доходов, получае-мых в Организации;

г) освобождаются от ограничений по имми-грациии от регистрации в качестве иностранцев;

д) имеют право без уплаты таможенных платежей ввести свою мебель, предметы домашнего и личного обихода при первоначальном занятии долж-ности в Российской Федерации.

Положения пунктов «б», «г» и «д» применяются к членам семьи должностного лица, проживающим вместе с ним.

Однако привилегии и иммунитеты предоставляются соответст-вующим лицам в интересах организации, а не для их личной выго-ды. Высшее должностное лицо (генеральный секретарь, генераль-ный директор и т.д.) имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного какому-либо лицу, в тех случаях, когда иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов организации.

Любая организация не может ссылаться на иммунитет во всех случаях, когда она по своей инициативе вступает в гражданские правоотношения в стране пребывания.

В Соглашении между Российской Федерацией и Объединен-ным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности института в Российской Федерации 1995 г. отмечается, что эта организация пользуется иммунитетом от лю-бой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда она сама определенно отказывается от иммунитета в каком-либо кон-кретном случае.

Однако Организация не пользуется иммунитетом в отношении предъявленного ей:

а) гражданского иска в связи с причиненным на территории России ядерным ущербом;

б) гра-жданского иска третьей стороны в возмещении ущерба в связи с происшествием, вызванным в Российской Федерации транс-портным средством, принадлежащим Организации или эксплуа-тируемым от ее имени;

в) гражданского иска в связи со смертью или увечьем, вызванным в Российской Федерации действием или бездействием со стороны Организации или члена ее персонала;

г) исков, предъявляемых лицами, нанятыми Организацией в Российской Федерации на условиях почасовой оплаты, в связи с не-выполнением либо ненадлежащим выполнением Организацией заключенных с такими лицами трудовых договоров.

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Понятие международной правосубъектности

Международная правосубъектность государств

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость

Международная правосубъектность международных организаций

1. Понятие международной правосубъектности

В общей теории права признано, что субъектом права является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако международное право, как уже отмечалось, - самостоятельная правовая система. Поэтому понятия и категории, используемые в националь­ном праве различных государств, не всегда идентичны по содержанию понятиям и категориям международного права. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.

Необходимо заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или нацио­нального суверенитета ipsofacto признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Юридическим источником правосубъектности для несуверенных субъектов международного права служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего первичными) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.

Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и, по моему мнению, обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

Субъекты международного права также:

1) являются коллективным образованием. Каждый такой субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно действующие органы и т.д. При осуществлении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени;

2) обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм. Договорная праводееспособность составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании. Все субъекты международного права - одновременно и субъекты одной из отраслей международного права - права международных договоров.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает, по моему мнению, основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова.

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различен объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

Согласно общей теории права, регулируемые правом обществен­ные отношения приобретают характер правовых отношений, становят­ся правоотношениями. Стороны таких правоотношений именуются субъектами права.

Таким образом, субъекты международного права - это стороны международных правоотношений, наделенные нормами международ­ного права субъективными правами и субъективными обязательст­вами.

При этом, в отличие от национального права, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит субъективное обязательство другого субъекта этого правоотношения.

Термин-понятие «субъект международного права» долгое время служил достоянием лишь доктрины международного права. Но в последнее время он стал использоваться и в международно-правовых актах, в частности в общих (универсальных) конвенциях. Так, в ст. 3 Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г. речь идет о «международных соглашениях, участниками которых являются одно или несколько государств, одна или несколько международных: организаций и один или несколько субъектов международного права, иных, чем государства и международные организации».

На протяжении многовековой истории международного права го­сударства были единственными субъектами международных правоот­ношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государства­ми, а также взаимоотношения государств с международными органи­зациями и другими международными институциями. Государства - основные субъекты международного права и основные реальные участ­ники международных правоотношений, поскольку им необходимо по­стоянно взаимодействовать друг с другом, с международными органи­зациями и иными субъектами международного права.

Помимо государств и международных организаций субъектами международного права являются также другие международные инсти­туции, именуемые международными органами. Это, в частности, меж­дународные суды и международные арбитражи, следственные, прими­рительные и иные комиссии, которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международ­но-правовыми предписаниями, прежде всего нормами общего между­народного права.

Некоторые такие международные органы, например Междуна­родный Суд ООН, представляют собой органы универсального ха­рактера, поскольку они созданы международным сообществом госу­дарств и доступ в них открыт для любого государства. Чаще же всего это органы локального характера (двустороннего или многосторон­него).

Наконец, особыми, специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле, что в соответст­вии с одним из основных принципов современного международного права - принципом равноправия и самоопределения народов - за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право сво­бодно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное разви­тие. Каждое государство должно уважать это право. Речь, следователь­но, идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами. Подробнее о термине-понятии «народ» и об условиях реализации народами права на самоопределение будет сказано в главе об основных принципах современного международного права.

2. Международная правосубъектность государств

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет - это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что меж­дународное право рассматривает в качестве своего субъекта и участ­ника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.).

Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.

3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX - начало XX вв. Особенно динамичное развитие он приобрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основ­ного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН».

В современном международном праве имеются нормы, под­тверждающиеправосубъектность борющихся наций. Нации, борю­щиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения - не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.

Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций - нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной на­правленности она свою задачу выполнила.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами между­народного права и, в частности, с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех (!) наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нациями, международными организациями. Участвуя в конкретных международных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета).

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявление; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в международных организациях и конференциях; право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

4. Международная правосубъектность международных организаций

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права.

Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов, Amnesty International и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций в отличие от уставов межгосударственных организаций не являются международными договорами. Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы меж­дународного права и, следовательно, не могут, в отличие от межпра­вительственных организаций, обладать всеми элементами междуна­родной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных организаций следующие:

право участвовать в создании международно-правовых норм;

право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.