Мантикора в мифологии. Мантикора в древней мифологии и современном мире Лев с хвостом скорпиона как называется

Мантикора (чудовище) Мантикора (чудовище)

Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, её описаниями изобилуют средневековые бестиарии . Оттуда мантикора перекочевала в фольклорные произведения. Так, в XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV - Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в её горле», а её голос, подобный мелодии свирели, стал «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их».

В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться. Например, в бестиарии польского фантаста Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась выстреливать в любом направлении своими отравленными шипами. А в романе английской писательницы Дж. Роулинг «Волшебные твари и где их искать» мантикора «после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать». Также, согласно Роулинг, «шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия». В рассказе отечественного фантаста Николая Басова «Охотник на демонов» мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны. В фильме «Мантикора » (2005) мантикору ничем невозможно убить и только взгляд другой мантикоры (или её отражение) может превратить её в камень. В сериале «Гримм » (s3e11 «Хороший солдат» и s4e12 «Жандарм») мантикоры изображены как опасные и смертоносные существа, лишённые страха смерти. Образ Мантикоры также встречается и в современной мультипликации. К примеру, в мультипликационном американском сериале «Удивительные злоключения Флэпджека », в одном из эпизодов мантикора представлен в образе льва с лицом мужчины и небольшими крылышками, который становится смирным, если его пощекотать. Мантикора встречалась в компьютерных играх серий «Disciples », «Dark Souls » и «Might and Magic » - в «Heroes of Might and Magic III » и «Might and Magic 7 » выглядела как лев с хвостом скорпиона и крыльями (аналогично выглядит в мультсериале «My little pony » (s1e2 и s5e6)), в «Heroes of Might and Magic V » к образу прибавилось человеческое лицо, а также является неигровым монстром в игре «Аллоды Онлайн » (также лев с хвостом скорпиона и крыльями). Мантикора - один из ключевых символов в одноимённом романе канадского писателя Робертсона Дэвиса . Мантикора, также нашла своё отражение в одном из альбомов популярной,Британской группы (Cradle Of Filth),а именно в альбомe 2012 года "The Manticore And Other Horrors".

Напишите отзыв о статье "Мантикора (чудовище)"

Примечания

Ссылки

  • Мантикора - Фантастические существа вики - Викия

Отрывок, характеризующий Мантикора (чудовище)

– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.

Мантикора, возможно, самое кровожадное и опасное из существ. У нее туловище льва, человеческое лицо, голубые глаза и голос, подобный звучанию свирели. Но главные и самые ужасные ее черты – три ряда зубов во рту, ядовитое жало на конце хвоста, как у скорпиона, и отравленные шипы на хвосте, которые мантикора может выстреливать в любом направлении. Наконец, «мантикора» в переводе с фарси означает – «людоед».

Первое упоминание о мантикоре мы встречаем в книгах уже хорошо знакомого читателю греческого врача Ктесия. Благодаря Ктесию грекам стали известны многие персидские мифы. Дальнейшие греческие и римские описания повторяют основные признаки ман тикоры, данные Ктесием, – покрытое рыжей шерстью львиное туловище, три ряда зубов и хвост с ядовитым жалом и отравленными шипами. Аристотель и Плиний в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.

Однако наиболее полное древнее описание мантикоры сделано во II веке н. э. Элианом. Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на ее хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Хотя очевидно, что Элиан, как Аристотель и Плиний, черпал свои знания о мантикоре у Ктесия, он добавляет, что подробные сведения об этом чудовище содержатся в труде историка Книда. Во II веке н. э. Филострат из Лемноса упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний расспрашивает Иарха на холме мудрецов.

Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, ее описаниями изобилуют средневековые бестиарии. Оттуда мантикора перекочевала в естественнонаучные труды и фольклорные произведения. В XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV – Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в ее горле», а ее голос, подобный мелодии свирели, становится «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их». Это, по видимому, единственный случай, когда мантикора оказалась перепутанной с сиреной.

В эпоху Возрождения мантикора попадает на страницы «Истории животных» Конрада Геснера и «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла. Начиная с XVIII века мантикора не упоминается ни в одном серьезном научном труде, за исключением посвященных исследованию мифов.

Как уже говорилось, на протяжении веков в описание мантикоры были привнесены лишь малозначительные детали. К примеру, Плиний пишет, что ее глаза не голубые, а зеленые, Варфоломей Английский говорит о том, что «у нее покрытое шерстью тело медведя», а на некоторых средневековых гербах мантикора изображена с кривым или спиралевидным рогом на голове, а иногда с хвостом и крыльями дракона. Однако такие изменения, сделанные разными авторами, мало сказались на общем представлении о мантикоре – со времен Ктесия существует только одна «разновидность» мантикоры.

Хотя происхождение мантикоры неоднократно пытались связать с индийским зверем «макара», европейским волком оборотнем и другими существами, правильнее всего, очевидно, будет сказать, что она «происходит» от индийского тигра. Это предположение высказал еще во II столетии н. э. комментатор Ктесия греческий писатель Павсаний. Он считал, что челюсти с зубами в три ряда, человеческое лицо и хвост скорпиона – не что иное, как «фантазия индийских крестьян, испытывающих ужас перед этим животным». По мнению Валентайна Болла, легенда о трех рядах зубов могла возникнуть из за того, что коренные зубы некоторых хищников имеют несколько острых рядов на каждом, а жало мантикоры – ороговевший участок кожи на кончике хвоста тигра, напоминающий своим видом коготь. Кроме того, по индийскому поверью, усы тигра считаются ядовитыми. Уилсон полагает, что древние персы увидели человеческое лицо мантикоры на индийских скульптурах тигра божества.

В средние века мантикора стала эмблемой пророка Иеремии, поскольку она – существо подземное, а Иеремия был сброшен врагами в глубокую яму. В фольклоре мантикора стала символом тирании, зависти, зла вообще. Еще в конце 30 х годов нашего столетия испанские крестьяне считали мантикору «зверем плохих предзнаменований».

Начиная со средних веков мантикора приходит в художественную литературу. В романе XIII века «Царь Александр» говорится о том, что у берегов Каспия Александр Македонский потерял в битвах со львами, медведями, драконами, единорогами и мантикорами 30 тысяч своих воинов. В поэме Джона Скелтона «Воробей Филипп» (XVIII век) маленькая девочка, обращаясь к коту, убившему ее любимую птичку, говорит: «Пусть твой мозг съедят горные мантикоры». В пьесе Джорджа Уилкинса «Несчастья насильственного брака» один из героев с «мантикорами, врагами человечества, у которых два ряда зубов» сравнивает ростовщиков.

Мантикора – один из зверей искусителей в новелле Флобера «Искушение святого Антония». У Флобера мантикора – тоже рыжий лев с человеческим лицом и тремя рядами зубов; кроме того, она распространяет чуму.

В фантастическом рассказе Пирса Энтони «Заклинание хамелеона» мантикора, «существо, размером с лошадь, с головой человека, телом льва, крыльями дракона и хвостом скорпиона», охраняет дом доброго волшебника.

Изображения мантикоры встречаются не чаще, чем упоминания о ней в литературе. Большинство из них книжные иллюстрации. В отличие от ученых и писателей художники позволяли себе относиться к образу мантикоры с большей долей фантазии. Мантикору изображали и с длинными женскими волосами, и со стрелами на хвосте. Единственное изображение трех рядов зубов можно увидеть в вестминстерском бестиарии. Мантикора украшает карту мира Герефорда XIII века. Самая подробная иллюстрация воспроизведена в бестиарии XVII века. На ней изображено существо с головой мужчины, туловищем льва, хвостом скорпиона, крыльями и когтями дракона, коровьими рогами и козьим выменем.

Картинки из бестиариев вдохновляли многих декораторов христианских храмов. Изображение мантикоры можно увидеть на восьмигранной колонне в аббатстве Сувини, на мозаиках в кафедральных соборах в Аосте и в Каоре, где мантикора олицетворяет святого Иеремию.

За свою более чем двухтысячелетнюю историю мантикора мало изменилась и, несмотря на предпринимавшиеся в нынешнем веке попытки придать ей добродетельные черты, остается символом кровожадности.

Мифы и Легенды * Мантикора (Manticore)

Мантикора (Manticore)

Борис Валледжо - Мантикора
(Мифическое чудовище (Manticore)

Материал из Википедии

Мантикора (Мифическое чудовище (Manticore)
Мантикора — вымышленное существо, чудовище размером с лошадь, с головой человека, телом льва и хвостом скорпиона.

Мантикора (лат. Manticora, Epibouleus Oxisor) — вымышленное существо — чудовище с телом красного льва, головой человека и хвостом скорпиона. Существо с рыжей гривой, имеет три ряда зубов и глаза, налитые кровью. Хвост мантикоры заканчивается шипами, яд которых убивает мгновенно.
Мантикорой (в переводе с фарси — людоед) индийцы называли тигра-людоеда. Острые края зубов многих хищников могут создавать ощущение, что во рту несколько рядов зубов. Чёрный ороговевший кончик хвоста напоминает коготь. Кроме того, по древним поверьям усы тигра считались ядовитыми. Персы увидели человеческое лицо на изображении тигра-божества и передали получившееся описание мантикоры грекам.
Полагали, что мантикора является хищником и может охотиться на людей. Поэтому на средневековых миниатюрах часто можно увидеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах.
Первое упоминание о мантикоре встречается в книгах греческого врача Ктесия, благодаря которому грекам стали известны многие персидские мифы. Аристотель и Плиний Старший в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.

Он (Ктесий) уверяет, что индийский зверь «мартихора» имеет тройной ряд зубов на обеих, — нижней и верхней челюстях, и он величиной со льва и настолько же волосат, его ноги походят на ноги льва; его лицо и уши имеют сходство с человеческими; его глаза голубые, а сам он ярко-красного цвета; хвост его такой же как и у земляного скорпиона, — в хвосте у него жало и он имеет способность выстреливать, как стрелами, иглами прикреплёнными у него к хвосту; голос его нечто среднее между звуком свирели и трубы; он может бегать также быстро как олень и ещё он дикий и людоед.



(Аристотель «История животных»)

Однако наиболее полное из древних описаний мантикоры сделано во II веке н. э. Элианом. Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на её хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Во II веке н. э. Флавий Филострат Старший упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний Тианский расспрашивает Иарха на холме мудрецов.
Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, её описаниями изобилуют средневековые бестиарии. Оттуда мантикора перекочевала в фольклорные произведения. Так, в XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV — Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в её горле», а её голос, подобный мелодии свирели, стал «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их».


В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться. Например, в бестиарии польского фантаста Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась выстреливать в любом направлении своими отравленными шипами. А в романе английской писательницы Дж. Роулинг «Волшебные твари и где их искать» мантикора «после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать». Также, согласно Роулинг «шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия». В рассказе отечественного фантаста Николая Басова «Охотник на демонов» мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны. Образ Мантикоры также встречается и в современной мультипликации. К примеру, в мультипликационном американском сериале «Удивительные злоключения Флэпджека», в одном из эпизодов мантикора представлен в образе льва с лицом мужчины и небольшими крылышками, который становится смирным, если его пощекотать. Мантикора встречалась в компьютерных играх серии «Might and Magic» — в «Heroes of Might and Magic III» и «Might and Magic 7» выглядела как лев с хвостом скорпиона и крыльями (аналогично выглядит в последнем мультсериале «My Little Pony»), в «Heroes of Might and Magic V» к образу прибавилось человеческое лицо, а также является неигровым монстром в игре «Аллоды Онлайн» (также лев с хвостом скорпиона и крыльями). Мантикора — один из ключевых символов в одноимённом романе канадского писателя Робертсона Дэвиса.

Мантикора - Manticore - Рассказ об этом жутком существе можно найти еще у Аристотеля (IV век до нашей эры) и Плиния Старшего (I век нашей эры). Мантикора размером с лошадь, имеет человеческое лицо, три ряда зубов, львиное тело и хвост скорпиона, красные глаза, налитые кровью. Мантикора бегает так быстро, что в мгновение ока преодолевает любые расстояния. Это делает ее чрезвычайно опасной - ведь убежать от нее почти невозможно, а питается чудовище только свежим человеческим мясом. Поэтому на средневековых мениатюрах часто можно видеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах.
В средневековых работах по естественной истории мантикору считали реально существующей, но обитающей в безлюдных местах.
Доказательством что мантикора существует служили пропажи людей. При чем если они пропадали бесследно это и считалось за присутсвие чудовища, потому что оно съедало свои жертвы без сотатка, вместе с одеждой.
Мантикора
Местом обитания мантикоры чаще всего называют Индию и Индонезию, так как там довольно много пропадает людей в джунглях.
Самыми ранними легендами считаются персидские. Само имя - от старого персидского martikhoras означает ""людоед". Это слово и пошло в европейскую мифологию.

Паусаниас, в его "Описании Греции", вспоминал на своих страницах, странных животных, которых он видел в Риме:


"Животное, описанное Ктезиасом в его "Индийской истории", называют martichoras, что означает "людоед". Я склонен думать, что это лев, но у этого есть три ряда зубов вдоль каждой челюсти и шипы на кончике хвоста, которые он может кидать как стрелы во врагов; все это, я думаю, ложная история, придуманная индийцами вследствие их чрезмерного страха перед этим животным".
В средневековье Мантикора была чрезвычайно популярным животным и часто иллюстрировалась в бестиариях с частями тел в зубах.
Мантикора - иллюстрация средневекового бестиария
В роман тринадцатого столетия об Александре Великом - "Король Александ" говорится, что он потерял 30 000 мужчин из-за таких животных как змеи, львы, медведи, драконы, единороги, и мантикоры. Однако, уже во втором столетии нашей эры, авторы стали думать, что мифическое чудовище было не чем иным как индийским тигром-людоедом.
Последнее проявление мунтикоры было в геральдике 16-ого столетия. Это часто влияло на художников манньеристов, которые влючали сие животное в свои работы. Но чаще в декоративных картинах, названными гротески. Мантикора обозначала грех мошенничества - химера с лицом красавицы. Затем этот образ перешел а 17-18 столетике уже как сфинкс
В средневековье мифическое чудовище было эмблемой для пророка Иеремии. В то же самое время мифическое чудовище стало символом тирании, зависти, и в конечном счете воплощением зла.

За 500 лет до н. э. молодой уроженец Спарты Ктесий попал в плен к персам. Там ему пришло в голову написать исторические труды о разных странах. Источниками информации выступали рабы разных национальностей. Вернувшись на родину, Ктесий оформил свои труды в несколько исторических трактатов. В работе под названием «Индика» он упомянул страшное чудовище по имени мантикора.

Общее описание

Даже в древности труды Ктесия вызывали сомнения своей достоверностью. Древнегреческий философ Плутарх открыто заявлял об искажении фактов историком. До наших дней сочинения Ктесия дошли в переписанном виде. Исследователи доказали, что основная масса текста носит вымышленный характер. В таком случае возникают вопросы: существовала ли мантикора и мог ли Ктесий перепутать ее с другими мифическими существами.

Внешний вид

Согласно описаниям, мантикора выглядела так:

  • человеческая голова;
  • туловище и лапы льва;
  • хвост скорпиона;
  • рыжая грива;
  • кроваво-красная шерсть;
  • 3 ряда острых зубов;
  • когти-кинжалы;
  • голубые глаза.

Своим размером чудище походило на крупную лошадь. Голос мантикоры был похож на звуки свирели и трубы одновременно. Она могла шипеть как змея. Скорпионий хвост, длиной в 30 см, сплошь был усеян ядовитыми шипами, размером с камышовые стебли.

Позже монстр обзавелся крыльями и шкурой, отражающей магические заклинания. Голубые глаза покраснели, а зубы переместились из пасти в глотку. Мантикору стали изображать с частью человеческого тела в зубах в подтверждение ее людоедских наклонностей.

Толкование роли мантикоры в мифах

Существует несколько версий толкования роли такого существа, как мантикора.

  1. Зверь-людоед.
  2. Аватара бога Вишну.
  3. Сфинкс.
  4. Химера.

В связи с тем, что источники, в которых описано это существо, определенно являются сомнительными, каждая версия имеет право на существование.

Мантикора-зверь

Опираясь на эту версию, можно утверждать, что мантикора - это античное существо, исчадие ада. Любимым лакомством зверя была свежая человечина. Приручить чудовище можно было только с помощью волшебства. Черные маги использовали ее как сторожа. Но охранник из мантикоры был не очень хороший: поймав человека, она не отдавала его колдунам, а тут же пожирала. Чудовище обладало следующими качествами:

  • высокая скорость передвижения в пространстве;
  • владение гипнозом;
  • метание ядовитыми шипами на расстояние;
  • мгновенная регенерация утраченных шипов;
  • бесшумное передвижение;
  • настолько большая сила, что можно распороть тело человека когтями;
  • хитрость и коварство.

В Средневековье зверя считали реальным существом, проживающим в Индии. Считалось, что чудище обитает в местах скопления людей. Ночью коварный зверь выслеживал одинокую жертву и пожирал ее, не оставляя даже клочка одежды. Всех пропавших без вести списывали на проделки мантикоры.

По преданиям, чудовище боялось только львов, а со всеми остальными зверями охотно вступало в схватку. В средневековом источнике описан случай убийства мантикорой василиска. Люди верили, что, если отрубить чудовищу ядовитый хвост, оно погибнет, поэтому самые смелые мужчины Индии охотились на мантикору.

Четвертая аватара бога Вишну

Индусы верили, что перед созданием мира 3 сильных бога объединились в Тримурти (индуистскую троицу). Брахма создал Вселенную, Шива внес туда зло, а Вишну - добро. В обязанности бога Вишну входило поддерживать баланс добра и зла во Вселенной. Каждый раз, спускаясь на землю для восстановления справедливости, он принимал новый облик (аватару). Существует 9 аватар бога Вишну:

  • рыба Матсья;
  • черепаха Курма;
  • вепрь Васаха;
  • мантикора Нарасимха;
  • карлик Вамана;
  • обычный человек Парашурама;
  • принц Рама;
  • воин Кришна;
  • Будда.

Индусы верят, что будет и десятое перевоплощение. Бог Вишну в своем обычном облике спустится на землю на белом коне с мечом справедливости в руках. С помощью этого меча он навсегда наведет порядок на земле. В индийских сказаниях существует легенда о Четвертой аватаре. Согласно ей, Вишну принял облик человека-льва. Это перевоплощение получило название Нарасимха мантикора.

Когда Хираньякашипу удовлетворил Брахму, тот наделил его безграничной властью: за исключением тройки Тримурти, все боги находились в подчинении у Хираньякашипу. Демон упивался властью, купался в роскоши, чинил беззаконие и разврат.

Последней каплей его беспредела стала попытка убийства собственного сына, приверженца бога Вишну. За мгновение до расправы из колонны явился Вишну в образе мантикоры. Он молниеносно напал на Хираньякашипу и поглотил его. Мантикора восстановила справедливость.

Образ Сфинкса

В мифах Персии мантикора описана, как существо, которое любило загадывать загадки одиноким странникам. Если путник отгадывал загадку - чудовище его отпускало, если нет - пожирало. Такое описание очень напоминает греческого Сфинкса - родственника популярного одноименного египетского сторожа.

Согласно древнегреческим мифам, фивейский царь Лай обрушил на себя гнев богини Геры, покровительницы семьи и брака, за мужеложство. В наказание Гера послала в Фивы Сфинкса, чтобы сторожить единственную дорогу, ведущую в город. Жители Фив оказались отрезанными от других мест, и очень скоро в городе начался голод.

Единственная возможность пройти мимо Сфинкса предоставлялась тому, кто отгадает ее хитрую загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, в обед на 2-х, а вечером на 3-х?». Такую загадку для Сфинкса придумали 9 муз - богини искусства и разума, но никто из фивейцев не смог найти правильного решения, и они были задушены чудовищем. Когда мудрый Эдип ответил Сфинксу, что разгадка - это человек, гордое существо сбросилось со скалы, освободив город.

Кроме страсти к загадыванию смертельных загадок, у Сфинкса и мантикоры есть сходства во внешнем виде. Древние греки изображали мифическое существо с телом льва, что символизировало необыкновенную физическую силу, и головой женщины, как символ ума и хитрости.

Мантикора и Химера

Все та же Древняя Греция знала еще одно существо, которое можно спутать с мантикорой. Дочь Тифона и Ехидны, сестра Цербера, Гидры и Сфинкса, Химера - самое нелепое мифическое существо из древнегреческой мифологии. Злобное существо всю жизнь занималось тем, что пакостило людям, уничтожая поля, сады и скот.

У Химеры было туловище козы и львиная голова. Как и мантикора, она имела рыжую львиную гриву и ядовитый хвост. Правда, в описании древнегреческого мифического монстра хвост подобен змеиному, но, учитывая длину хвоста мантикоры, их можно смело отождествлять.

Химера могла извергать пламя из пасти, чем и пользовалась для уничтожения хозяйства человека. Когда ее очередная выходка надоела царю, он послал героя Беллерофонта, чтобы уничтожить чудовище. В помощь благородному мужу царь дал крылатого Пегаса. По легенде Беллерофонт взмыл в небо настолько высоко, что огненное дыхание Химеры не могло его достать. Тогда герой начал пускать стрелы в чудовище и все до единой они впились в тело Химеры. В страшной агонии чудовище упало на скалу и скончалось.

В описании смерти Химеры также можно провести аналогии с мантикорой. В начале схватки она грозно рычала, потом яростно шипела, а пораженная стрелами Беллерофонта, визжала, как коза. Мантикора могла издавать звуки трубы, подобно рычанию и звуки свирели, подобные блеянию козы. Мантикорово шипение похоже на змеиное. В мифе утыканная стрелами Химера с высоты полета кажется герою ощетинившимся черными иглами существом.

Образ существа в искусстве

Индийская мифология до сих пор считается малоизученной областью. Это связано с ее бессистемностью. К старым мифическим существам добавляются аналогичные новые, но под другими именами. Складывается такое ощущение, что индийцы и сами не помнят своих мифов.

Образ мантикоры до сих пор являет собой загадку. Можно только представить, как выглядит мантикора, но понять, что это за зверь - невозможно. С одной стороны это жестокое кровожадное чудовище, с другой - непримиримый борец за справедливость.

В наши дни образ мантикоры активно используется в литературе и кинематографе в жанре мистики и фэнтези. Популярная английская писательница Джоан Роулинг использовала этот образ в своей последней книге, а в нашумевшем сериале «Игры Престолов» повелительница драконов Дейнерис Бурерожденная в одном из эпизодов рассуждает о мантикорах, как о сакральных магических существах.

Древнее мифическое существо, опасный хищник с кроваво-красным львиным телом и человеческой головой. Хвост ее венчает жало скорпиона.

Происхождение мантикоры

Это создание пришло к нам из Индии, но впервые в своих трудах его описал Ктесий, греческий врач. По его словам, мантикора или "мантихора" (на индийский манер) достигала размеров льва и обладала столь же густым шерстяным покровом, который отливал ярко-красным, словно кровь, цветом. Голова мантикоры больше походила на человеческую, ее ярко-голубые глаза гипнотизировали жертву так, что от страха та не могла пошевелиться. Ужас внушали ее острые зубы, три ряда которых венчали пасть страшного хищника, и хвост скорпиона, в игле которого находился страшный яд. Ктесий также отмечал, что кроме жала скорпиона на хвосте мантикоры находились иглы, которыми чудовище могло пронзать свою жертву на расстоянии, как стрелами. Голос мантикоры был подобен звукам свирели и трубы одновременно. Во время охоты мантикора скрывалась в зарослях джунглей и нападала на проходящих мимо крупных животных и людей. Из всех существ на земле больше всего она боялась вступать в борьбу со львом, ведь только он и мог ее одолеть.

Многие современники Ктесия, да и ученые деятели более позднего времени скептически относились к его словам, предполагая, что напуганные индусы за страшное чудовище принимали самого обыкновенного тигра, ведь в движении полоски этой большой кошки сливались, из-за чего казалось, что шкура тигра приобретает красный оттенок. А жуткие зубы и хвост - выдумки запуганных жителей.

И все же описание хищника встречается в трудах таких великих людей, как Аристотель в его "Истории животных", Павсаний на страницах "Описания Эллады", Плиний в "Естественной истории" и Солин в "Собрании достопримечательностей". С легкой руки последних двух авторов, грозная хищница мантикора лишилась своего, утыканного острыми шипами, хвоста, которым она могла поражать цель на расстоянии. Осталось бедному хищнику довольствоваться скорпионьим жалом, но Солин тут же отмечает в своем труде, что это кошачье (а мантикору вполне можно причислить к семейству кошачьих), отличается невероятной прыгучестью и прыжок его столь далёк, что не могут его остановить никакие расстояния и никакие препятствия.

На страницах Средневековья

Мантикора за прошедшие столетия прочно укоренилась во многих книгах, в особенности, средневековых бестиариях. И хотя за эти годы она претерпела некоторые изменения, основные черты этого мифического существа остались неизменны - кроваво-красная шкура, ряды острых как нож зубов, хвост скорпиона и любовь к человеческому мясу. На средневековых миниатюрах этот хищник чаще всего изображался с какой-либо частью человека в зубах, чтобы подчеркнуть его природу людоеда.

Но на этом сходство с древним образом и заканчивалось. В средневековье мантикору наградили змеиным шипением, которым она заманивала жертву. Тройной ряд зубов, по некоторым писаниям, превратился в частокол, уходящий прямо в горло.

Некоторые ученые, вдохновленные трудами своих античных коллег, добавили мантикоре новые способности. Так Гонорий Августодунский наделил мифическое создание возможностью не только прыгать на дальние расстояния, как писал Солин, но и летать.

Место мантикоры в современном мире

Многие писатели, такие как Анджей Сапковский и Джоанн Роулинг, не смогли остаться равнодушными к столь свирепому и грозному существу и поселили мантикору на страницах своих собственных бестиариев.

Нет предела человеческому воображению, и у Сапковского к мантикоре вернулся ее хвост с острыми иглами, которыми она может разить врага абсолютно в любом направлении, а на спине выросла пара крыльев. Грозный хищник стал еще более опасным.

Роулинг в своей книге " Волшебные твари и где их искать" наделила шкуру мантикоры невосприимчивостью к магии. Теперь против этого существа бесполезны любые заклинания. Писатель Дэвид Робертсон одарил мантикору человеческим сознанием и возможностью разговаривать, а российский фантаст Николай Басов сделал ее способной к регенерации.

Кроме книг мантикора также появлялась на экранах телевизоров в фильме "Мантикора" и телесериале "Гримм". Многие знакомы с ней по таким известным и всеми любимым играм как «Герои меча и магии III», «Titan Quest», «Эпоха мифологии», «Арториас из бездны». Похожие персонажи встречаются и в вселенной " World of Warcraft".