Мышление ребенка дошкольного возраста является каким. Развитие мышления человека

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. - учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий - процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объёма знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Три основных вида мышления : предметно-действенное (илинаглядно-дей­ственное ),наглядно-образное иабстрактное .

- предметно-действенное мышление - мышление, свя­занное с практическими, непосредственными действия­ми с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах - значит действовать, манипулировать с ними);

- наглядно-образное мышление, которое необходимо опи­рается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников);

- абст­рактное мышление понятиями, лишенными непосред­ственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых людей).

Мышление ребенка раннего возраста

Мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т. п. Выполняя эти действия, ребенок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребенка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщенно. Первые детские обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство.Так, мальчик одного года и трех месяцев называл яблоком («абака») не только круглые плоды, но и деревянное яйцо, мячик, металлический шарик; другой ребенок словом «кис-кис» называл кошку, пушистого щенка и все меховые вещи. Признаки, на основе которых дети обобщают, это чаще всего цвет, звучание, форма, «пушистость», блеск, т. е. признаки, наиболее выделяющиеся, привлекающие непроизвольное внимание.

Во второй половине второго года жизни появляются первые высказывания, в которых ребенок выделяет и называет какой-либо признак или действие предмета («чай горячий», «кукла спит»). К концу второго года ребенок способен вычленять из многих признаков предмета наиболее постоянные, устойчивые, объединять зрительные, осязательные и слуховые образы в общее представление предмета.

Развитие мышления детей дошкольного возраста

В это же время появляются суждения напоминающие умозаключение: «Папа сидит, мама сидит, Лена сидит, все сидят». Встречается и другая форма умозаключения. Ребенок, видя, как отец надевает пальто, говорит: «На работу идет папа». Таким образом, уже в преддошкольном возрасте возникают формы предложений, выражающие некоторые связи и отношения.

Несколько позже можно заметить, как дети один и тот же предмет называют двумя словами, из которых одно - родовое понятие, другое - обозначение единичного предмета. Ребенок называет куклу «ля-лей» и в то же время «Машей». Это начало формирования общих понятий.Если вначале речь ребенка вплетена в действие, то позже она предваряет его. Ребенок сначала скажет, что он будет делать, затем сделает. Это означает, что представление о действии предшествует действию и тем самым направляет и регулирует его. Регулирующая роль образа перестраивает наглядно-действенное мышление в наглядно-образное.Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач все большую роль играет слово. Однако до семилетнего возраста мышление детей остается конкретным.

Общая характеристика развития мышления в раннем и дошкольном возрасте.

На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления - использование готовых связей между предметами, лежащими на поверхности, для достижения цели (например, притягивание простынки, на которой лежит игрушка). На протяжении раннего возраста ребенок все шире использует подобные готовые связи. Однако под воздействием взрослых он учится и устанавливать связи. Это, во-первых, выполнение знакомых соотносящих действий и, во-вторых, совершение совершенно новых действий - орудийных, где ребенок начинает постигать связи между предметом-целью и предметом-орудием. Переход от использования готовых связей к их установлению - важная сторона в развитии детского мышления. На начальном этапе установление новых связей, их проверка происходит путем практических проб, при помощи внешних ориентировочных действий. Но эти действия отличаются от тех, которые служат основой для формирования действий восприятия: они направлены не на выявление и учет внешних свойств предметов (пробы, как известно, там тоже могут иметь место), а на отыскивание связей, на их установление между предметами и действиями, дающими возможность получить определенный результат (достать при помощи стула игрушку, которая находится высоко на полке; дотянуться при помощи палки до мяча, который закатился и т. д.). Мышление ребенка, выполняемое при помощи внешних ориентировочных действий, называется наглядно-действенное. Внешние ориентировочные действия служат исходной основой для образования внутренних, психических действий. Так, познакомившись с использованием палки в одной ситуации, ребенок догадывается применить ее в аналогичной ситуации, но реально пробы он не использует, так как уже в уме решает ход действия. В данном случае ребенок действует на основе образов, которые сформировались в недрах практического, наглядно-действенного мышления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, это наглядно-образное мышление. Дети раннего возраста на основе образного мышления решают простые задачи, а более сложные задачи либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане. При решении практических задач, в том числе и на основе образов, ребенок постепенно начинает активно включать речь как сопровождающую, так и фиксирующую, В иногда и планирующую.

Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений - мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщения создает, прежде всего, предметная деятельность, а затем и усвоение слова. Первыми носителями обобщения становятся предметы-орудия (палка, ложка, совок и т. д.). Ребенок, усвоив способ действия с помощью того или иного орудия, пытается использовать это орудие в разнообразных ситуациях, выделяет его обобщенное значение для решения определенного рода задач (палка используется для сталкивания чего-то, для подтягивания чего-то и т. д.). Постепенно ребенок начинает находить общие признаки в разных предметах с точки зрения их функционального применения, что позволяет ему использовать один предмет в качестве другого. Это свидетельствует о зарождении знаковой (или символической) функции сознания (использование сачка вместо палки или палочки вместо ложки для кормления куклы и т. д.). Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Ребенок начинает думать словами. Когда действие начинает выполняться без предмета (образно) или с предметом, который является заместителем, оно превращается в изображение, обозначение реального действия. Однако особенностью развития мышления в раннем возрасте является то, что разные его стороны - развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания, с другой, - пока еще разобщены, не связаны между собой. Лишь в дошкольном возрасте эти стороны сольются, создавая основу для овладения более сложными формами мышления.

Образное мышление - основной вид мышления ребенка-дошкольника. Однако младшие дошкольники решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата - перемещение предмета, его использование или изменение. В среднем дошкольном возрасте при решении как простых, так и более сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. У ребенка начинает складываться и более высокая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое, где ребенок не создает связи, не устанавливает их, а выявляет и учитывает их при решении задачи: понимание разного рода схематических гоображений, схематическое создание ребенком рисунка, где отражена связь основных частей изображаемого предмета и отсутствуют его индивидуальные черты. Использование различных схем и моделей, которые в наглядной форме отражают различные (в том числе и абстрактные) отношения между объектами, позволяет ребенку решать в образном плане очень широкий круг интеллектуальных задач.

Один из видов связей, которые ребенок постепенно постигает, - это отношение причины и следствия. Дети 3-х лет могут постичь зависимости, состоящие в каком-либо внешнем воздействии (столик толкнули - он упал). Более старшие дети постигают более внутренние зависимости (столик упал, потому что у него одна ножка; столик упал, потому что у него одна ножка, много краев, он тяжелый и т. д.). Таким образом, ребенок постепенно начинает понимать логические связи, причинные зависимости, а затем и объяснять их, рассуждать по поводу той или иной проблемной ситуации. Однако, как показывают исследования (А. В. Запорожец, Г. И. Минская и др.), опыт, накопленный ребенком при решении задач, данных в наглядно-действенном плане, его способность решать задачи на уровне образного и словесного мышления зависят от степени сформированности более высоких тапов ориентировочно-исследовательской деятельности. Так, задачи предлагаемые ребенку в наглядно-действенном плане, могут быть решены на основе разных форм ориентировочной деятельности - от более простых (использование большого количества хаотичных и целевых проб) до более высоких (минимальное количество целевых проб или только зрительная ориентировка). Когда ребенок действует на основе только зрительной ориентировки - он готов к решению задач на основе образного мышления. Большую роль в этой деятельности играет включение речи в этот процесс, что в дальнейшем позволяет ребенку решать задачи в словесном плане. Детя старшего дошкольного возраста все успешнее начинают ориентироваться в заданиях словесного-логического содержания, которое функционирует на базе языковых средств и характеризуется использованием понятий, логических связей.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением становления психики ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.

Согласно концепции Л.С. Выготского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются. Оценивая подсменные возможности организованного обучения, Л.С. Выготский писал, что «обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленное, а не только ближайшие последствия».

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение ее выразить является проблемой для большинства людей. Поэтому с дошкольного возраста нужно развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация) для будущей учебной деятельности. В раннем детстве мышление развивается в процессе овладения орудийным действием, когда необходимо установить отношения между предметами. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм с мышлением (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умение оперировать образами, представлять объект в разных положениях.

Для дошкольного возраста характерны следующие формы мышления:

Наглядно-действенное - форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Оно характерно для детей до 1,5 лет.

На развитие наглядно-действенного мышления дошкольников работают картинки, пазлы, детали конструктора "Лего", разные модели кубика Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур.

Как пишет детский психолог В.С. Мухина, к старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте), в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость) и т. д.

Наглядно-образное - задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование этой формы мышления активно происходит в возрасте от 1,5 - до 5 лет.

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.

Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Так, детские рисунки в большинстве случаев представляют собой схему, в которой передается связь основных частей изображенного предмета, и отсутствуют его индивидуальные черты. Скажем, при срисовывании домика на рисунке изображается основание и крыша, при этом расположение, форма окон, дверей, какие-то детали интерьера не учитываются.

Например, с пяти лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты.

Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.

Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их "задачи на сохранение количества вещества". Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке.

При решении подобных задач ребенок не может независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающееся постоянным количество вещества. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий.

Абстрактно-логическое - мышление абстракциями -- категориями, которых нет в природе. Эта форма мышления начинает формироваться у дошкольников с 5 лет.

Абстрактно - логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления. Скажем, слово "цветок" может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переходит от единичных понятий к общим.

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет.

Современная концепция общего образования во главу утла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в 3-4 года.

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п.

В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей в 2-3 года, 5- летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сенситивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время - потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты. Возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых же дней учебы первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами - без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка - его внимание, память, мышление.

Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.

Первая особенность мышления -- его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное -- через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта -- ощущения, восприятия, представления -- и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления -- его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения, место расположения знакомых предметов, решать в сенсомоторном плане простейшие задачи, связанные с преодолением препятствий на пути к желанной цели. После полуторагодовалого возраста формируется реакция выбора объектов по наиболее ярким и простым признакам, прежде.всего по форме.

На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мышления в свою очередь идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

Способность решать задачи в уме несколько отстает в этом возрасте от развития способности решать задачи в практическом плане. Вначале обобщения, лежащие в основе формирования понятий, производятся без пользования словом и проявляются в практике как перенос предметного действия с одних объектов и ситуаций на другие, отличающиеся от тех, где соответствующее действие исходно было образовано. На этой стадии ребенок может абстрагировать и выделять форму и цвет предмета. При решении задачи группировки предметов по их признакам дети в первую очередь ориентируются на размер и цвет предметов. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. В возрасте примерно 2,5 лет предметы уже классифицируются детьми по каким-либо существенным признакам, им присущим. В качестве таких признаков детьми последовательно выделяются и используются цвет, форма и величина предмета.

Заметим, что в это время речь ребенка с его мышлением еще не связана. Понимание и говорение внешне представляют собой акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака -- воспринятого слова к значению -- конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот -- от значения к знаку. Со второй половины раннего дошкольного возраста, т. е. приблизительно с 1,5-- 2 лет, значение слова постепенно становится обобщением, насыщается смыслом, абстрагируется, отделяется от конкретного содержания.

Первый из рассмотренных этапов развития связан с наглядно-действенным мышлением, которое практически осуществляется независимо от речи, второй же представляет собой начало формирования и функционирования образного, точнее, наглядно-образного мышления, так как образ сам по себе представляет некоторое абстрагирование свойств предметов. В образе знак связан со значением, но уже отделен от непосредственного восприятия обозначаемого им предмета. За значением детского слова в дошкольном детстве зачастую скрывается обобщенное, образное восприятие действительности.

Хронологически начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу раннего возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все это достаточно развитым воображением ребенка. Сначала, когда ребенок находится еще на стадии наглядно-действенного мышления, он имеет возможность познавать окружающий мир, решать задачи, наблюдая за ним и производя реальные действия с предметами, находящимися в поле его зрения. Затем появляются образы этих предметов и возникает способность оперировать ими. Наконец, образ предмета может быть назван и поддержан в сознании ребенка не только внешними предметными сигналами, но и произнесенным словом. Это знаменует собой переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое в свою очередь предшествует и готовит почву для становления к концу дошкольного детства высшей формы мышления -- словесно-логической.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов -- свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает знания слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Н.Н. Поддьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста. Эти этапы следующие.

1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной (теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе--память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Важный вывод, который был сделан Н.Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач» . При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим). Как же идет этот специфический процесс?

Трех-четырехлетний ребенок может использовать слова, которые мы, взрослые, анализируя смысловую структуру языка и речи, называем понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрослый, зачастую не полностью понимая их значение. Ребенок пользуется ими как ярлыками, заменяющими действие или предмет. Ж. Пиаже назвал эту стадию рече-мыслительного развития детей, ограничив ее 2--7 годами, дооперациональной по той причине, что здесь ребенок еще фактически не знает и практически не применяет прямых и обратных операций, которые, в свою очередь, функционально связаны с пользованием понятиями, по крайней мере в их начальной, конкретной форме.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

Выводы по первой главе

В ходе изучения литературных источников по данному вопросу нами было выяснено, что:

Мышление - это способность человека рассуждать, представляющее собою процесс отражения объективной действительности, суждениях, понятиях;

Мышление - это внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д.;

Мышлению присущ опосредованный характер;

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические знания;

Мышлению присуща обобщенность;

Ребенок дошкольного возраста может смыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятия, представления или понятия;

Различают три основных вида мышления: предметно - действенное, наглядно - образное и абстрактное;

В основе мышления лежит условно - рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте;

Мышление можно рассматривать как деятельность, выросшую из практической и возникшую в процессе жизни индивидуума;

О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними;

С момента овладения речью у ребенка развивается речевое мышление;

В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения;

Усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления;

Развитие мышления у детей

У детей становление мышления проходит через определенные этапы.

1 этап. Наглядно-действенное мышление.

Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

2 этап. Наглядно-образное (конкретно-предметное) мышление.

На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

3 этап. Словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление.

Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:

* Анализировать - разделять предметы или явления на составляющие компоненты.

* Синтезировать - объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.

* Сравнивать - сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.

* Классифицировать - группировать предметы по признакам.

* Обобщать - объединять предметы по общим существенным признакам.

* Конкретизировать - выделять частное из общего.

* Абстрагировать - выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

Детское мышление - процесс сложный, кардинально отличающийся от взрослого. Первым средством решения задач для ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме.

Особенные дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть.

Мышление у детей необходимо развивать. Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить мышление ребенка.

Примеры дидактических игр, которые можно использовать для развития мышления.

«Бывает – не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию (папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.) и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч надо отбить.

«Назови предмет» Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

«В чем сходство?» Набор предметных картинок складываются в колоду. Каждому игроку раздается по одной предметной картинки. Игроки по очереди берут из колоды любую карточку и кладут ее рисунком вверх. Затем они сравнивают свою карточку с той, которая лежит на колоде. Если им удается найти сходство и пояснить его, тогда они забирают карточку и кладут ее поверх своей. Следующее сходство ищется с этой карточкой.

«Сравни предметы» Предложите ребенку рассмотреть шарики (воздушные), например, группу шариков одного цвета и спросите, что у них похожего, Вместо шариков можете взять любые другие предметы: кубики, мячики. Можете вообще сделать подборку игрушек на одну тему, скажем, машины (танк, легковой автомобиль, вертолет) и одну игрушку, не вписывающуюся в общий ряд, например, животное. Пусть определит, какая игрушка лишняя, почему.

«Придумай заголовок» Детям читается небольшой рассказик, после чего выясняется понимание смысла рассказа. Если смысл понят, то детям дается задание подобрать к рассказу как можно больше различных заглавий, отражающих его содержание.

«Почему нравится, не нравится?» Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

«Чередование» Предложите ребенку нарисовать и раскрасить или нанизать на веревочку бусы. Обратите внимание, что бусины должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек.

«Радуга» Соберите и перемешайте несколько различных предметов (игрушки, тряпочки, стаканчики) базовых цветов. Лучше начинать с двух цветов, постепенно увеличивая количество. Предложите ребенку разложить синее к синему, а красное к красному. Комментируйте происходящее, называйте и описывайте предметы.

«Поиграй с котенком» Нарисуйте или наклейте на лист бумаги картинку котенка. Вспомните вместе с ребенком, во что любят играться котята. Вырежьте маленькие картинки. Пусть малыш сам подберет из набора картинок игрушки для котенка, наклейте их на лист с котенком. Если у вас нет каких-то картинок, о которых вспомнит ребенок, вы можете их нарисовать вместе. Получится настоящая забавная картинка. Так же можно подбирать продукты для супа, мебель для спальни и пр.

«Что внутри?» Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. (дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, кастрюля – суп и др.)

«Сложи картинку» Покажите ребенку одну картинку со схематичным изображением предмета (вагончик, корабль, снеговик, гриб), рассмотрите, из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур, лежащих рядом, попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

«Узнай и нарисуй» Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки несколько 3 - 6 изображений отдельных предметов. Для начала объекты берутся из одной смысловой группы. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.

«На кухне» Попросите ребенка помочь, например, отсчитать картофелины по количеству членов семьи (четыре большие - для папы, три большие - для мамы, - две маленькие - для зайки и куклы и т.д.); отличить картофель от морковки и свеклы; отсортировать крупу разных видов.

«Отгадай предмет по его частям» Играющим раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

«Найди предмет» Ребенок и взрослый поочередно прячут в комнате игрушку и отмечают на плане место ее расположения. Водящий должен найти в комнате игрушку, опираясь на схему. В эту игру можно играть на детской площадке, что значительно усложнит задание.

«Угадай предмет» Игра заключается в том, что взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где находится этот предмет, для чего он нужен, их какого материала он сделан и т. д. Ребенок должен отгадать, какой предмет загадал взрослый. Потом играющие меняются местами.Для того чтобы усложнить задание, можно предложить ребенку самому задавать вопросы о загаданном предмете, и в этом случае ребенок лучше научиться выделять существенные признаки предмета.

«Говори наоборот» Игра заключается в том, что один играющий говорит слово, а другой – противоположное по значению, антоним. Например: «холодный – горячий», «небо – земля», «светло – темно» и т. д.

«Универсальный магазин» Для игры нужны картинки с изображением предметов 4 групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (по 3-4 карточки каждой группы). Сюжет игры таков. В универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа разложить товар по отделам. В один отдел должны попасть товары, которые подходят друг другу так, что их можно назвать одним словом. Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были бы чем-то похожи, чтобы их тоже можно было назвать одним словом.

«Кто самый-самый» Если ребенок не понял условие, перефразируйте задачу. Если опять возникнет затруднение – изобразите условие в виде рисунков или полосок цветной бумаги (более узких-широких, длинных-коротких). Итак, примеры задач (читать условие надо медленно, при необходимости повторить еще раз).

–Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?

–Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

–Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

«Я луна, а ты звезда» Один из участников говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Следующий продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить: "Я - осень". И так далее...

«Схема сказки» Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки "Три медведя" выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её.

«Скорость мышления» Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет.

«Кто кем будет?» Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

«Отгадывание небылиц» Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

–Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

–Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

–Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

«Успей дотронуться» Предложите малышу, пока вы считаете до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься, пожалуйста, до двух круглых предметов»

“Что лишнее” Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.

“Опиши словами” Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.

“Нравится - не нравится” Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится - царапается, убегает и т.д.

“Назови одним словом” Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка - нужно озвучить слово “посуда”.

“Бывает - не бывает” Вариант игры “съедобное -не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.

“Отвечаем быстро” Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец - зеленый, солнце - желтое, потолок - белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности - родитель и ребенок меняются местами.

Игры со словарями

“С толковым словарем” Играем в игру “опиши словами”, только с толковым словарем. Читаем определение из детского толкового словаря, ребенок угадывает, о чем идет речь.

“Фразеологический словарь” Здесь нужно попытаться объяснить смысл фраз таких как: “повесить нос”, “сыт по горло”, “проще пареной репы”…

“Игра Перевертыши”. (Словарь антонимов) Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сапогах), “Синий сапожок” (красная шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание


Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно заметить как они, выполняя определенную работу, стараются найти оптимальное решение. Например. Мальчик, возраст 1 года и 3 месяца, пытается сдвинуть большой ящик, наполненный игрушками. Вначале ему не удается, потому что количество игрушек достаточно большое. Выгружая содержимое и уменьшая вес, он достигает поставленной цели. Это подчеркивает то, что развитие мышления у детей происходит с самого раннего детства.

Мышление определяет психическую деятельность, которая направлена на познание окружающего мира путем связи между предметом и явлением. У малыша знакомство начинается посредством практики. Несколько раз повторенный процесс позволяет добиться результата, но выделять или объединять мысленно ему не под силу возрастных особенностей. До 5 лет действие представляет только настоящее время. Он не думает, что будет делать завтра. Ему интересно происходящее сегодня.
Малыш придумывает занятие и начинает действовать. Прыгающий мальчик 3 лет пытается достать машинку, находящуюся высоко. Когда взрослый спрашивает о том, почему он прыгает, а не думает о дополнительной помощи (на столе лежит линейка), ребенок отвечает: « Зачем думать, надо доставать». Не предвосхищая действий заранее, ему удобнее узнать процесс выполнения.

Роль разговорной речи в мышлении

Овладевая словами, ребенок обобщает свой накопленный опыт и опыт других людей. Слова принимают значение, немного отличающееся от общего употребления из-за ограниченных мыслительных процессов. Они или слишком обширные, например, яблоко может означать любой круглый предмет красного цвета или очень конкретные, мама только одна и ничья больше. Начиная называть предмет одним словом, малыш в дальнейшем расширяет описание, но первое название является основой, а следующее за ним – дополнением.
Знания и опыт родителей имеют значение для умственного развития и мышления детей. Однако в беседе взрослые должны понимать первостепенную роль детского опыта. Какие-либо указания будут приняты тогда, когда малыш догадывается, о чем идет речь. Он никогда не сможет выполнить то, чего не понимает или еще не пробовал делать. Даже если этому предшествует красноречивый рассказ и описание. Малыш размышляет образами, и затруднение вызывают те, которые не встречались ему на пути.

Мышление через чувства

Развитие раннего мышления у маленьких детей связано с чувством. Обобщение, выведенное им о предмете, воспринимается различными эмоциями: радостью, плачем, удивлением и т. д. Сначала малыш не рассказывает о содержании понятия, а лишь указывает на него пальчиком. Затем раскрывает смысл по внешним признакам: круглый, большой, красный и так далее. Позже прослеживаются описания через действия с предметом: кошка – мяукает, петух – кукарекает, стол – за ним сидят, кастрюля – в ней варят еду. Но опять же, что воспринималось, о том и говорится.
Малыши легко переходят от единичного описания к общему. Ребенок, услышав фразу: «Мальчик остался без волос», отреагировал немедленным вопросом: «Он стал врачом?» Когда поинтересовались, почему он так решил, малыш сказал: «Я видел врача, у него не было ни единой волосинки». Мышление, связываясь с практической деятельностью и с пережитым чувством, передает наглядно-образный характер.

Особенности дошкольного развития

Развитие мышления у детей дошкольного возраста значительно отличается от раннего развития. Полученные знания выходят за пределы личности, и учитывается информация дополненная взрослыми. Необъятное воспринимается легко. Явления природы и жизненные вопросы объясняются на основе словесных описаний, но не перестают быть связанным с их чувством и практикой.
Ребенок начинает интересоваться непосредственной связью между предметом и явлением. Возникают вопросы «Зачем?», «Почему?», затрагивающие причины явлений. Он задумывается о появлении привычных вещей, и расспрашивает: «Из каких деталей собрана игрушка, кто построил дом?» Пытается рассуждать о целях человеческой деятельности, взаимосвязи предмета и его назначения и поэтому объяснения вполне понятны («Водитель спешит, чтобы пассажиры не опоздали на работу; «Банка легкая, потому что в ней ничего нет»).
У дошкольников прослеживается связь между мышлением, практикой, чувством. Но обобщение о предмете основывается на некоторых признаках. Они могут быть определены ошибочно, хотя в целом прослеживается закономерность. Когда в одной группе оказывается автомобиль, сани, лодка, пароход, то это мотивируется их возможностью ездить, упуская внимание об отличии во внешнем виде. Их выводы все еще основываются на единичных фактах и с конкретными действиями. Поэтому можно утверждать, что развитие образного мышления у всех детей в период дошкольного возраста – это продолжение конкретики, но представлено оно шире и нагляднее.

Особенности мышления младшего школьника

Школьная программа предполагает получение много новых знаний. Система образования предъявляет усиленные требования, и мыслительная деятельность поднимается на совершенно другой уровень. Умственный кругозор ребенка значительно расширяется, усваиваются не отдельные понятия, а система, которая раскрывает отношения, явления. Частные понятия плавно переходят в общие.
Школа учит переключаться на разные способы решения, чтобы отсечь инертность мышления и постепенно приблизиться к понятиям, которые не основываются на конкретном опыте и знаниях. Словесно- логическое и абстрактное мышление незаменимо и успехи в обучении значительно выше, когда у ребенка развита логика и имеется способность абстрагироваться. Логика помогает проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

Необходимость развития логики

Чтобы исключить стереотип в мышлении, с раннего возраста существуют необходимость тренировки с помощью специальных игровых головоломок. Тогда развитие логического мышления у детей примет положительный заряд и приведет к ощутимым результатам. Что является проявлением логических умозаключений? Это:

  1. Выделение первостепенного значения от второстепенного значения;
  2. Нахождение заметной связи между явлением и объектом;
  3. Создание собственных выводов;
  4. Умение опровергать и находить подтверждение.

Логические задачи помогают увеличивать скорость мышления, увеличивают понимание смысла предлагаемого задания, придают мышлению гибкость и глубину, способствуют эффективности рассуждений и полную свободу. Ребенок начинает искать решение новым, кратчайшим способом, выискивая необычные пути.
Процесс логического мышления предполагает ряд взаимосвязанных шагов:

  • Сравнение;
  • Анализ;
  • Синтез;
  • Обобщение;
  • Абстрагирование;
  • Конкретизация;
  • Систематизация.

Сравнение необходимо для обнаружения сходства или отличия предмета.
Анализ занимается разделением деталей предмета на его составляющие части.
Синтез плавно объединяет отдельные элементы в единое целое.
Обобщение может выделить найденные общие признаки и их схожесть.
Абстрагирование выведет на новый уровень и обнаружит особенность вне предмета.
Конкретизация подчеркнет особенный имеющийся признак.
Систематизация распределит объекты и явления по специальным группам.
Чтобы логические задачи имели дальнейшее положительное влияние на мышление, необходимо присутствие нормативных правил. Это, прежде всего, большое желание найти нестандартный подход к решению, вдумчивый подход к анализу условий или ситуаций, быстрый мысленный прогон возможных способов и выбор наиболее оригинального, предъявление неоспоримых фактов в качестве доказательной базы, проверочное итоговое решение и некоторая коррекция, если в этом есть надобность.
Развитие наглядно-образного, словесно-логического, абстрактного мышления у разных детей зависит от родительского внимания. Правильно организованное время и занятия повышают мышление в несколько раз. Но операции сравнения, анализа можно проводить в игровой форме, без специального отведенного времени. Убирая игрушки в ящик, пусть малыш разложит их по группам или сам определит, как он хочет их распределить. По дороге в сад ваша умница с удовольствием найдет отличия у двух машин, собак и все, что он увидит.