Исследовательская работа на тему почему идет дождь. "причины возникновения дождя"

Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №19» го Саранск

Исследовательская работа

«Что такое дождь?»

Выполнила:

Пронькина Анна

ученица 1Б класса

Научный руководитель:

Овчинникова Людмила Васильевна

САРАНСК 2015

Содержание

Введение………………………………………………...2

Основная часть

1. Что думали о дожде наши предки……………….....3

2. Что такое дождь……………………………………..3

3. Как образуется дождь……………………………….3

4. Почему идет дождь………………………………….4

5. Подробнее о дожде………………………………….5

6. Какие бывают дожди………………………………..6

7. Приметы дождя……………………………………...7

8. Интересные факты о дожде……………….…….….8

9. Загадки о дожде……………………………………..8

10. Мои опыты……………………………………..…..9

Заключение……………………………………..…….13

Список литературы……………………………………14

Введение

Я очень люблю лето, люблю играть на улице с друзьями. Но иногда на улице идет дождь и приходится сидеть дома. Однажды м не стало интересно узнать более подробно – что такое дождь и откуда он берется? И я решила самостоятельно поискать ответы на эти вопросы.

Объект исследования: дождь

Предмет исследования: процесс образования дождя

Цель исследования: выяснить, как образуется дождь

Задачи исследования:
- найти рассказы о дожде, о природных явлениях;

- прочитать, изучить, отметить любопытные сведения;
- пронаблюдать образование дождя;

Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя;

Сделать выводы;

Записать интересные факты о дожде.

Для решения поставленных задач, я использовала следующие методы:

    Изучение познавательной литературы по выбранной теме.

    Наблюдение.

    Проведение исследовательского эксперимента.

    Отбор фотографий, материалов по теме.

    Обобщение результатов и выводы.

На основе наблюдений я выдвинула гипотезу : дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч.

1. Что думали о дожде наши предки.

Дождевая вода приносит пользу сельскому хозяйству и способствует росту трав, плодов, поэтому от неё зависит благополучие народов.

Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его слезами неба, живительной силой, дающей жизнь. В то же время дождь мог стать карой небесной, привести к всемирному потопу.

Появлялись боги и духи, управляющие дождём, заклинания для вызывания или прекращения осадков. Во многих культурах выполняется специальный , исполняемый во время засухи. В засушливых районах, например, в Африке, , дождь считается благословением.

2. Что такое дождь.

Дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из облаков и туч.

3. Как образуется дождь.

От солнечного тепла вода с поверхности лужиц, ручейков, озер, рек, морей и океанов и ручьев испаряется и превращается в пар. Пар – это очень-очень маленькие капельки воды, настолько маленькие, что их нельзя увидеть глазами.

Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, очень высоко. Туда, где всегда, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой.

Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе. Собираясь вместе, эти капельки образуют облака. Облака парят в небе и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.



4. Почему идёт дождь.

Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться – капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются в более крупные – образуются тучи. В тучах капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю – идет дождь.

5. Подробнее о дожде

Капли дождя – это «шарики» размером от маленькой песчинки до горошины среднего размера (от 0,5 до 7 мм). Если капли меньше – такой дождь называется . Капли с диаметром больше 7 мм разбиваются, пока летят из облаков, на меньшие капли, поэтому даже при сильнейшем ливне капли не будут крупнее.

Дожди бывают разные, во время сильного ливня за один час может налиться до 10 см воды, то есть примерно «по щиколотку».

6. Какие бывают дожди

    Грибной дождь - мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца

    Слепой дождь - дождь, идущий при свете солнца;

    Грозовой дождь (дождь с грозой);

    Дождь с градом;

    Снежный дождь (дождь со снегом);

    Купальный (окатный) дождь

    Ливень (проливной дождь)

    Моросящий дождь (изморось)

    Полосовой дождь (идущий полосами)

    Косой дождь, косохлёст;

    Ситный дождь - мелкий дождь, как будто «просеянный сквозь »;

    Затяжной (обложной) дождь;

    Спорый дождь.

7. Приметы дождя

8. Интересные факты о дожде

1. Тропические дожди не моросят как те, к которым мы все привыкли, а обрушиваются, прямо как из ушата.

2. По четвергам в Лондоне идет намного больше дождей, чем в остальные дни. Удивительно, но факт.

3. В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить.

4. Древнерусское значение слова дождь – «даждь», в переводе оно означает «дающий жизнь и надежду».

5. Наиболее дождливые места на земле – это Индия, Китай, Япония, Бразилия, страны Центральной Америки. Наиболее засушливые – пустыни , а также значительные территории , западные территории и Америки.

6. В России наибольшее годовое количество осадков – на восточном берегу и на (более 2 м в год). Самое малое количество осадков – на северном побережье (менее 20 см в год), и островах

9. Загадки о дожде

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (дождь )

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь )

10. Мои опыты

Опыт 1.

Представим что вода в чайнике – это озеро. Подогреть воду вместо солнца нам поможет электричество.

Когда чайник закипает, вода превращается в пар (рис.4).

Если пар попадает на холодную поверхность, он будет превращаться в воду. Это явление называется конденсация.

Мы охлаждаем пар с помощью стакана с холодной водой и льдом (рис.5).

Пар превращается в капельки воды, которые стекают вниз (рис.6), так же как из тучи идет дождь.



В
ывод:
При кипении вода превращается в пар, при охлаждении пар превращается в воду

Опыт 2.

Плотно сжали сухой комочек ваты. Затем опустили его в блюдце с водой (рис.7). Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподняли вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце (рис.8).

Представим, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать (рис.9). Идет дождь.



В

ывод:
облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.

Заключение

В ходе этой работы я узнала, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч.

Я, вместе с родителями, провела опыты, которые помогли увидеть, как происходит образование капелек дождя, и почему начинают капать капли из туч.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе». Дождь образуется, когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

Таким образом, моя гипотеза о том, что дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч, подтвердилась.

Список литературы.

1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. С.-Петербург, 2006 г.

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

3. Интернет- сайты:

    allforchildren.ru

    genon.ru

    iceybiblio.amoti.ru

    meritnation.com

    minitigra.com


    Педагогический проект в средней группе «Почему идет дождь»

    Должность: воспитатель

    Место работы: МОУ детский сад № 199

    МАТРИЦА ПРОЕКТА «Почему идет дождь»

    О проекте:

    Тип
    : исследовательский, подгрупповой (5 человек) краткосрочный: 2 недели
    Цель проекта:
    расширить представления детей о причинах возникновения дождя
    Задачи проекта:
    - научить ребенка понимать взаимосвязь явлений в природе (солнце-пар- туча-дождь) - расширить знания о свойствах воды, различных её состояниях (жидком, газообразном, твёрдом) - формирование предпосылок поисковой деятельности, создание необходимых для этого условий - развитие стремления получатьзнания с помощью взрослого, а затем и самостоятельно - привлечение родителей к участию в совместной деятельности.
    Актуальность проекта
    Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а самo усвоение происходит через многочисленное «зачем», «как», «пoчему». Для ребят в дошкольном возрасте характерна обучаемость, сила и глубина эмоций и впечатлений, потому все, что будет усвоено в этот период, оказывается особенно прочным и служит основой для дальнейшего обучения и развития личности. Предметно-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Одним из объектов внимания детей в группе стало такое природное явление как дождь. Это и стало причиной создания данного проекта.

    Ожидаемый результат:
    - дети приобретут знания и представления о природном явлении – дождь - усвоят понятие «круговорот воды в природе» - повысится интерес к исследовательской деятельности - расширятся знания о различных состояниях воды - научатся проводить простые опыты с родителями, а потом и самостоятельно - научатся планировать этапы своих действий, анализировать и делать выводы
    Оборудование:
    для экспериментирования: чайник с кипящей водой, стекло, ватные диски, блюдце. для практической деятельности: сказка про «Капельку» Марии Шкуриной, стихотворение для физкультурной минутки «Дождик» , сказка Джанни Родари «Солнце и туча». для художественного творчества: Гуашь, карандаш, лист формат А4, кисти, салфетки.

    Этапы:
    Реализация проекта рассчитана на 2 недели № Этапы Цель Сроки 1. Подготовительно- проектировочный выявление проблемы – почему идет дождь? - разработать план проекта, привлечь родителей к участию в совместной деятельности - определить цели и задачи проекта - собрать материал по данной теме (использование словаря, специальной литературы, сети интернет) - подготовить оборудование и создать условия для проведения опытов дома 08.10.14- 13.10.14 2. Практический - наблюдения за дождем - рассматривание картин и иллюстраций о природных явлениях - Проведение физкультурной минутки «Дождик» и разучивание одноименного стихотворения. - чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча» - Чтение сказки «Путешествие капельки» Марии Шкуриной. - Рисование «Скоро пойдет дождь» - Проведение опыта в группе (вата, вода) - Проведение опыта с родителями (чайник, стекло) - Создание плаката «Круговорот воды в природе» 13.10.14- 20.10.14 3. Обобщающе- результативный Обобщить полученные результаты и оценить их; Просмотр видео с экспериментами, записанное в группе и дома. 20.10.14.- 22.10.14.

    Анализ эмоционального состояния детей, участвовавших в проекте.
    У детей повысился интерес к исследовательской деятельности, они были очень удивлены результатом экспериментирования. На протяжении реализации проекта у всех участников был положительный эмоциональный настрой; дети с удовольствием включались в различные виды совместной деятельности. Самым радостным и долгожданным этапом для детей был просмотр видео с экспериментами, сделанными в группе, а также в домашних условиях.

    Выводы:
    В результате проведенной работы с детьми, цель, поставленная ранее, была достигнута. Дети приобрели знания и представления о дожде, усвоили понятие «круговорот воды в природе» расширились знания о различных состояниях воды (усвоили, что пар, лед, снег – это тоже вода), научились проводить простые опыты, обогатилась предметно-развивающая среда группы (в «центре познания» появился плакат «круговорот воды в природе»).

    Список литературы:
    1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6, 2013 2. И. Э, Куликовская,Н. Н.Совгир, Детское экспериментирование,2003 3. Г. П.Тугушева, А.Е.Чистякова Экспериментальная деятельность среднего и дошкольного возраста,2007 4. Джанни Родари. Сказки 5. Сказка о маленькой капельке 6. Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6-7 лет”. 7. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М.; ВАКО, 2005г.

    Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение

    « Средняя общеобразовательная школа №6»

    Областной заочный конкурс исследовательских работ и творческий проектов младших школьников

    «Первые шаги в науку»

    Город Корсаков

    Школа № 6

    Класс _ 2-б

    Направление: естественнонаучное

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    Тема: « Почему идёт дождь? »

    Содержание


    Введение

    3стр.

    Основная часть

    1. Первоисточники о дожде.

    4стр.

    1. Опрос

    1. Дождь как природное явление

    2. Виды дождей

    3. Интересные факты о дождях

    5 стр.

    6стр.

    9стр.

    10стр.


    1. Практическое исследование
    опыт №1

    Опыт №2


    11 стр.

    12 стр.


    Заключение

    13 стр.

    Список литературы

    14 стр.

    Приложение

    15стр.

    Введение.

    Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдал за дождём и у меня появились вопросы, на которые постарался ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём?

    Цель исследования:

    Узнать почему идёт дождь?

    Задачи исследования:

    1.Познакомиться с первоисточниками о дожде(библия).

    2. Проанализировать научную литературу о дожде, как природном явлении.

    3. Познакомится с видами дождей и интересными фактами о дожде.

    4. Проверить полученную информацию путем проведения опыта образования дождя.

    5. Сделать вывод.

    Объект исследования: дождь.

    Предмет исследования: круговорот воды в природе.

    База исследования: ученик 2-б класса Давыдов Михаил, его мама.

    Гипотеза исследования.

    Предположим, что дождь идет потому что облака состоят из воды

    Методы исследования.

    2.Проанализировать научную литературу.

    3.Провести опыты.

    4.Сравнить результат.

    1. Первоисточник о дожде.

    В Библии описана история о потопе. Бог наказал людей за грехи – наслал на землю потоп. Дождь лил с неба непрерывно сорок дней. Вода затопила землю и всё живое погибло. Потом дождь прекратился, вода сошла и жизнь возобновилась.

    2. Опрос.

    Я задал вопрос: " Почему идёт дождь?" разным людям и получил такие ответы:

    Папа – дождь идёт сверху, потому что вода скапливается наверху;

    Мама – дождь идёт из тучи; бывает разный – грибной, ливень, морось, ледяной;

    Бабушка – дождь – это вид осадков; обычно бывает в теплое время года; осенью идёт особенно сильный, проливной.

    Не получив нужную информацию я обратился к научной литературе.

    3. Изучение научной литературы

    а) В толковых словарях даются следующие определения слова ДОЖДЬ:


    • Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. (словарь Ожегова);

    • Вода в каплях или струями из облаков. (словарь Даля);

    • Один из видов атмосферных осадков, образуется вследствие сгущения в капли водяного пара, насыщающего воздух, падает из так называемых дождевых облаков или туч темно-серого цвета без определенных очертаний (словарь Брокгауза и Ефрона).
    б ) Я знаю, что дождь – это вода. Вода нужна растениям, животным, людям. В поиске в интернете я задал свой вопрос и на сайте"Всё для детей", в разделе почемучка нашел научное объяснение:

    На земле много океанов, морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, то есть становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Когда капель становится много, они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли, не прольются на землю дождём.

    Прошёл дождь. Выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю дождём.

    Такое явление в природе называется – круговорот воды в природе.

    Если бы круговорот воды прекратился, не стало бы атмосферных осадков, пересохли бы реки и озера, иссякли подземные источники. Другими словами, на суше исчезла бы пресная вода, а вместе с ней и жизнь.
    Под воздействием солнечной энергии жидкая вода и лед испаряются, превращаясь в водяной пар. В атмосфере из водяного пара образуются облака. Ветры переносят облака над океанами и с океанов на сушу. Благодаря действию силы тяжести из облаков выпадают осадки, которые питают реки, озера, ледники, увлажняют почву. Под ее влиянием вода течет с более высоких мест в более низкие, возвращаясь реками и ручьями обратно в океан. Часть выпавшей на поверхность влаги просачивается вглубь земли, пополняя подземные воды.

    Так совершается вечный круговорот воды в природе. Он связывает между собой все части гидросферы в единое целое. Благодаря ему постоянно обновляются запасы разных видов природных вод. При этом полный обмен воды в реках происходит всего за 19 дней, в болотах - за 5 лет, а в озерах - за 17 лет. Дольше всего - на 10 000 лет - вода задерживается в ледниках.

    Вывод: Круговорот воды не только объединяет гидросферу, но и обеспечивает ее взаимосвязь с литосферой, атмосферой, растительностью и животным миром.

    4.Оказывается дожди бывают разные:

    Проливной

    Косой (косохлёст)

    Ситничек(мелкий дождь, как из сита)

    5.Интересные факты о дожде.

    В Португалии дождь является уважительной причиной не выходить на работу.

    В г. Пара жители сверяют часы по дождю, т.к. ливни каждый день идут в одно и тоже время.

    Жителей Уганды не напугаешь громом, т. к. в стране дождь с грозой идет 250 раз в год.

    Человек может остаться под дождем совершенно сухим, если находится в пустыне. На самом деле дожди в пустыне бывают, но о дожде невозможно узнать, т.к. капли просто не долетают до земли, испаряясь под воздействием горячего воздуха.

    В 1940 году в г. Мещеры (Россия) с первыми каплями дождя посыпались серебряные монеты времен Ивана Грозного.

    В 1954 году над английским городом Бирмингемом прошел дождь из лягушек. В 1973 году такой дождь выпал во Франции, а в 1974 году в Туркмении.

    В августе 1963 года возле посёлка Деинау выпал дождь из мелких лягушек, а через 2 года – из маленьких рыбок и лягушек.

    В 1818 и 1847 годах в Каоре на юге Франции выпал редкостный дождь с пауками.

    В 1954 году в США в городе Давенпорт выпал голубой дождь и окрасил город в голубой цвет.

    6.Практическое исследование

    Чтобы наблюдать образование дождя, я провел такой опыт в домашних условиях:

    для этого мне потребовались:

    кастрюля; стеклянная крышка; плита; вода.

    Ход опыта №1:

    Наливаю воду в кастрюлю, прошу взрослых поставить её на плиту и вместе ждём, когда вода закипит.

    Сначала мы наблюдаем – вода закипела, и образующийся пар поднимается вверх и рассеивается.

    Вывод: при воздействии высокой температуры вода переходит в газообразное состояние, данное явление называется – испарением.

    Ход опыта №2:

    Когда вода закипела, накрываю кастрюлю крышкой.

    Когда накрыли кастрюлю стеклянной крышкой – на крышке образовались капли воды. По мере их накопления они увеличивались и падали назад в воду. Из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией .

    Вывод: Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и снова превращается в воду.

    Заключение.

    На основании анализа изученной литературы и проведённого опыта, я увидел, что вода проходит два состояния: жидкость, водяной пар, поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, конденсируется в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём. Гипотеза подтвердилась.

    Список литературы:

    "Круговорот воды в природе "

    http://scienceland.info/

    Иллюстрированный энциклопедический словарьФридрих-Арнольд Брокгауз, Илья Ефрон,ООО "Издательство "Эксмо" 2010 г. Москва

    Энциклопедия младшего школьника 1 – 4 кл. Безкоровайная Е.В. и др. ООО "Издательство "Эксмо" 2014 г. Москва

    Моя первая священная история в рассказах для детей П.Н.Воздвиженского Издание товарищества М.О. Вольф С.-Петербург – Москва 1899г. (Обл. Целищев Геннадий Дмитриевич, 1991г.)

    Детская Библия. Библейские рассказы в картинкахБ.Арапович, В.Маттелмяки Российское Библейское общество, Москва 1993г.

    Приложение:

    1. Видеоролик на электронном носителе.

    2. Презентация по проекту на электронном носителе.

    Место работы, должность: —

    МБОУ "СОШ № 4 г. Красноармейска Саратовской области"

    Регион: — Саратовская область

    Характеристика конспекта:
    Уровни образования: — начальное общее образование

    Класс(ы): — 1 класс

    Предмет(ы): — Окружающий мир

    Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

    Тип ресурса: — другой тип

    Краткое описание ресурса: —

    Исследовательская работа учащихся 1 класса

    ОУ «СОШ №4 города Красноармейска Саратовской области»

    учебно-исследовательская конференция учащихся

    «СТАРТ В НАУКУ»

    «ВСЕГДА ЛИ ДОЖДЬ - БЛАГО?»

    Работу выполнили учащиеся 1 класса

    МБОУ «СОШ №4 г.Красноармейска

    Саратовской области»

    Овсянникова Олеся

    Терентьев Данила

    Научный руководитель

    Седова Оксана Юрьевна

    учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ №4 г.Красноармейска

    Саратовской области»

    г. Красноармейск

  • Введение ……………………………………………………………… .3 — 4
  • Что такое дождь и как он образуется? ………………………………… .. 5
  • Какие дожди бывают? ……………………………………………….. .6 — 7
  • Влияние дождя на человека и природу …………………………….. . 8 — 9
  • Когда дождь - это плохо …………………………………………………10
  • Кислотные дожди: как с ними бороться …………………………… 11 — 12
  • Правила поведения при дожде …………………………………………. .13
  • Заключение ……………………………………………………………….. 14
  • Список ресурсов …………………………………………………………. 15
  • Приложение ……………………………………………………………….16
  • Введение

    Музыка дождя нежна, мелодична,

    Шелестит скользя, иногда ритмична,

    Барабана дробь отбивает рьяно,

    То целует нас, морося туманно.

    Музыка дождя нежно слух ласкает.

    Мысли, словно птиц, собирает в стаи.

    Манит нас ко сну, дарит сновиденья,

    Чтоб в душе у нас не было смятенья…

    (И.Лысикова)

    Объектом внимания нашего исследования стало одно из природных явлений - дождь.

    Осенью, весной и летом мы ежедневно слушаем прогноз погоды, чтобы узнать, будет сегодня дождь и стоит ли брать с собой зонт, чтобы спрятаться от дождя и не промокнуть. Многие из нас любят гулять под дождём, засыпать под шум дождя, а другие, наоборот, при первых каплях дождя стараются спрятаться дома, не переносят слякоть и сырость, которую приносят дожди

    Мы много наблюдали за дождем раньше и у нас возникли вопросы, на которые постараемся ответить в своей исследовательской работе. Что такое дождь? Как он образуется? Каким бывает? И всегда ли дождь - благо?

    Тема нашей работы: «Всегда ли дождь - благо?»

    Актуальность : мы считаем, что дождь может приносить не только пользу, но и вред окружающей природе.

    Цель нашего исследования : узнать как можно больше о данном природном явлении.

    Для достижения данной цели мы поставили перед собой задачи :

    • Изучить способ образования дождя.
    • Узнать, какие дожди бывают?
    • Выяснить, как люди относятся к дождю?
    • Каких дождей не должно быть на Земле?

    В своей работе мы использовали следующие методы :

    • Чтение специальной литературы (справочники, энциклопедии, художественные книги).
    • Использование Интернет-ресурсов с помощью взрослых.
    • Проведение опросов.
    • Проведение опытов.
    • Составление памяток-правил, буклетов.

    Для выполнения этих задач мы проделали следующую работу :

    • собрали материал о том, что такое дождь и как он образуется;
    • собрали информацию о видах дождя;
    • провели опрос среди родных, учащихся и педагогов школы;
    • провели опыты с целью: узнать, как образуется дождь и как дождь может навредить природе;
    • собрали стихи, загадки, поговорки, рисунки о дожде;
    • составили памятки правил поведения во время дождя.

    Что такое дождь и как он образуется?

    В словаре Ожегова С.И.:

    Дождь - 1. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

    В словаре Даля В.И.:

    Дождь - вода в каплях или струями из облаков.

    Одним словом, дождь - это, прежде всего, вода.

    На Земле много океанов, морей, рек, озер, прудов и просто лужиц. Солнце нагревает в них воду. Вода испаряется, превращаясь в невидимый пар. Этот пар вместе с теплым воздухом поднимается все выше, туда, где всегда холодно. Там, в высоте, пар превращается в крохотные капельки воды. Когда капель набирается слишком много, они становятся облаком. И вот уже облака плывут над землей, не в силах удерживать в себе влагу. Тогда проливается дождь.

    В классе мы провели опыты «Превращение воды в пар» и «Образование дождя». (Приложение №1) Сначала мы налили в блюдце воду и оставили её на несколько дней. По истечении двух дней мы заметили, что блюдце стало сухим. Где же вода? Испарилась!

    Затем в течение урока мы самостоятельно «создавали» дождь, наблюдая, как вода собирается в тучке (обычной губке) и проливается дождем обратно в блюдце. Теперь мы можем самостоятельно вызвать дождь в домашних условиях!

    Какие дожди бывают?

    Дожди классифицируют по двум основным признакам:

    • интенсивности;
    • продолжительности.

    По интенсивности:

    Мало кто знает, но туман тоже можно условно отнести к дождю. Во время тумана мельчайшие частички воды не только испаряются с поверхности земли, но и оседают вниз с облаков. Диаметр капель при этом составляет до одной десятой миллиметра. Остальные же типы дождя можно выделить следующим образом:

  • Морось - до 0,3 мм;
  • Мелкий - до 1,3 мм;
  • Средний - до 1,5 мм;
  • Сильный - до 2 мм;
  • Очень сильный - до 3,5 мм.
  • По длительности различают следующие виды дождя:

  • Кратковременный - не более трех часов;
  • Периодический - повторяется периодами с перерывами на протяжении суток;
  • Ливневый - сильная интенсивность дождя с каплями до одного сантиметра;
  • Затяжной - может проходить без остановок на протяжении суток и более.
  • Кроме этого в народе известны следующие виды дождей:

    • «Слепой» - так называют летний дождь без облаков. Он идет при солнце: его слышно, но не видно. Только по следам на земле и воде догадаешься. Лужи и реки отзываются слепому дождю большими пузырями. Их и называют “дождевые пузыри”.
    • «Грибной» - мелкий теплый летний дождь. Бьет прямо в землю! Грибник парит. В воздухе словно дымком попахивает. Песенка грибного дождя самая короткая. Слушают грибы и растут. Под песню!
    • «Спорый» - скорый, быстрый дождь. Всегда льется сильно, отвесно, приближаясь с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Словно стеклянный звон раздается от стука капель. По высоте этого звона догадываешься, набирает дождь силу или стихает.
    • «Обложной» - дождь в виде довольно крупных капель. Его не переждать - дождь может идти часами, сутками, иногда неделями. Такой дождь для многих людей самый нелюбимый - от него никуда не скрыться: серая пелена облаков захватывает огромные пространства, иногда тысячи километров.

    Не меньший интерес представляют необычные виды дождей:

    • «Экзотические» - чудесные, загадочные. Дожди, которые вместе с водой обрушивают на поверхность различные предметы: монетки, плоды, зерно и даже рыб, пауков, медуз, лягушек.
    • «Цветные» - когда капли бывают окрашены в разные цвета: голубой, красный. Как такое возможно?
      Ветер поднимает высоко в небо пыльцу растений, а пигмент, содержащийся в пыльце, окрашивает дождь в разные цвета.
    • «Звездный» - это звездопад, а точнее метеорные тела, которые влетают в атмосферу нашей Земли и развивают скорость до десятков километров в секунду. При трении о воздух они разогреваются и начинают светиться, а затем разрушаются. Такое явление можно наблюдать ночами, кажется, что падают звёзды. Люди часто загадывают желания при виде падающих звёзд.

      Влияние дождя на человека и природу

    Дождь - прекрасное и завораживающее природное явление, которое не только красиво выглядит, но и обладает потрясающей энергетикой, что способствует сбалансированию всех систем человеческого организма. Кроме того, эта стихия может иметь влияние на формирование некоторых черт характера людей.

    Известно, что сырая дождливая погода имеет отрицательное влияние на людей с ослабленной иммунной системой: появляется уныние, организм начинает немного хандрить и т.д.

    Моросящая же погода обычно вызывает сонливость, депрессию и пессимистические настроения.

    Зато, люди с романтической натурой при дожде получают некоторую одухотворённость, вдохновение к творчеству и общий настрой на позитив.

    Ещё существует мысль о том, что весенний дождь является наиболее полезным для человека. Именно в эту пору годапри дожде у большинства людей повышается настроение, появляется много идей и фантазий в творческой жизни, общее состояние становится оптимистическим.

    Изучив данную информацию, мы решили провести опросы (Приложение №2) среди родных, одноклассников, учащихся и педагогов школы на тему «Мое настроение во время дождя».

    Выяснили, что из 48 человек: у 24 - настроение ухудшается, у 17 - улучшается и у 7 - становится романтичным.

    На вопрос «Дождь для природы это…» из 48 человек: 46 - ответили «благо» и 2 человека считают, что это «вред».

    Словом, значение дождя для природы велико. Дождь орошает, увлажняет, питает, умывает все вокруг.

    Самым дождливым местом на Земле признано считать гору Вайалеале, которая находится на острове Кауаи, входящим в группу Гавайских островов. Здесь дождь настолько обыденное явление, что засушливая погода кажется чудом. Не будь Вайалеале горой, то за год она покрылась бы водой, слой которой соответствовал бы четырехэтажному дому. Этой местности принадлежит и рекорд самого продолжительного дождя - 350 дней.

    Пустыня Атакама в Чили не может похвастаться большим количеством осадков. По данным синоптиков, дождей здесь не бывает годами! При таком климате некоторые районы этой пустыни напоминают поверхность Марса и очень-очень опасны для человека и вообще любых живых существ.

    Представьте только на миг, что если бы никогда не было осадков? Высохли бы реки, озера, моря. Сгорели бы под солнцем растения. Не стало бы насекомых, птиц, животных, само собой - рыб, а в конечном итоге - и самого человека. Так что не всегда стоит хмуриться и сердиться, если на смену ясной погоде приходит ненастье, и за окном льет, как из ведра. Ведь влага - это благо!

    Когда дождь - это плохо

    Влага для природы - необходимость. Но не все дожди приносят пользу.

    Если дождь будет длиться дольше, чем обычно, растения не только напитаются влагой, но даже пресытятся ею, могут загнить. А слишком сильный и долгий дождь может вызвать потоп, что тоже принесет только вред окружающей природе.

    Есть также дожди, которых на Земле быть не должно! Это радиоактивные и кислотные дожди. Появились они из-за хозяйственной деятельности человека и загрязнения окружающей среды.

    Радиоактивные осадки - одно из наиболее опасных последствий загрязнения атмосферы человеком. Возникают в результате испытания ядерного оружия, ядерного взрыва или аварии на атомной электростанции. Последствия после них необратимы - заболевания внутренних органов, поражения кожных покровов, генетические мутации.

    Кислотные дожди.

    В самой природе кислотных дождей не существует. Кислотными становятся обычные дожди. Почему?

    Есть две причины: естественные и искусственные.

    Естественные причины: извержение вулканов, молнии, грозы.

    Искусственные: промышленное производство, выхлопы автомобилей, самолетов загрязняют воздух вредными газами, которые, соединяясь с капельками воды, образуют кислоту. И на землю выпадает кислотный дождь, приносящий всему живому на Земле только вред. Кислотные дожди уничтожают растения, урожаи, губят рыбу в водоёмах.

    Кислотные дожди: как с ними бороться

    В классе мы провели опыт «Воздействие кислотного дождя на растения».

    Взяли лист комнатного растения и капнули на него несколько капель серной кислоты, которая входит в состав кислотных дождей. Через пять минут на листочке появились бурые точки. Растение получило ожог! (Приложение № 3)

    В настоящее время кислотные дожди - проблема для многих стран мира.

    В России наиболее высокие уровни выпадения кислотных дождей наблюдаются в густонаселенных и промышленных регионах страны - в Центральном, Центрально-Черноземном, Северо-Западном, Уральском, а также в больших городах - Москва, Санкт-Петербург, Омск, Норильск, Красноярск, Иркутск и других, насыщенных энергетическими установками и автотранспортом.

    За последние пять лет, согласно исследованиям, наблюдается неизменное повышение кислотности дождей.

    Чем это опасно?

    Ученые отмечают, что последствия кислотных дождей очень многомерны, и опасны как для людей и животных, так и растений . В числе главных специалисты называют следующие эффекты:

  • Кислотные дожди заметно повышают кислотность озер, прудов, водохранилищ , в результате чего там постепенно вымирает их естественная флора и фауна. Кроме того, в результате таких процессов вода становится непригодной для использования человеком.
  • Кислотные дожди приводят к деградации лесов, вымиранию растений . При постоянном воздействии воды с повышенной кислотностью, деревья погибают.
  • Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, зданиям, сооружениям . Действие таких осадков вызывает ускоренную коррозию металлов, выход из строя механизмов.
  • Кислотные дожди могут наносить прямой вред человеку и животным. Прежде всего, люди в зонах повышенной опасности страдают от заболеваний верхних дыхательных путей, облысения и разной степени ожогов на коже.
  • Как бороться с кислотными дождями?

    Бороться с самими осадками практически невозможно . Необходимо бороться с причинами такого явления . Знание проблем позволит повысить экологическую безопасность населения Земли.

    Правила поведения при дожде

    • Постарайтесь по возможности оставаться дома или в укрытии.
    • В случае намокания одежды и обуви незамедлительно снимите их и согрейтесь.
    • Перед выходом на природу узнайте прогноз погоды на ближайшие дни.
    • Если вы попали в дождь на природе, постарайтесь быстро разбить лагерь в безопасном месте, надежно закрепите палатки, накройте их непромокаемой тканью, обустройте водосточные канавки вокруг палаток.
    • В дождливую погоду не разбивайте лагерь в русле или на берегу горной реки.
    • Если вы попали под кислотный дождь, чтобы предотвратить последствия, срочно примите душ.

    Заключение

    Исследуя данное природное явление, мы сделали следующие выводы:

    • Дождь - одно из уникальных природных явлений, которое существует в природе.
    • Узнали, как образуется дождь, и теперь самостоятельно можем «вызвать» дождь в домашних условиях.
    • Все дожди различаются по интенсивности и продолжительности, а также бывают «необычные» — экзотические, цветные и звездные.
    • Узнали, где находится самое дождливое место на планете и где дождей не бывает годами.
    • Все должны следить за экологией и тогда на Земле не выпадут опасные дожди.
    • Люди по-разному относятся к дождю, но едины во мнении, что дождь - это тоже хорошая погода!

    Список ресурсов

    Интернет-ресурсы

    http://odogde.ru Дождь и интересное о дожде

    http://nplit.ru Занимательная климатология

    Печатные ресурсы

    Большая книга вопросов и ответов о природе вещей и явлений, — М., 2004

    Мои первые научные опыты, «Издательская группа «Контэнт», 2003»

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.

    Танасейчук В. Экология в картинках. — М., «Детская литература», 1989

    Уоллард К. Занимательная книга вопросов и ответов для умников и умниц. «Клуб семейного досуга», 2010.

    Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. ЭКСМО, 2004.

    Другие ресурсы

    Большая электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

    Детская электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

    Файлы:
    Размер файла: 909824 байт.

    Данную тему я выбрала, потому что - страница №1/1

    Введение

    Данную тему я выбрала, потому что:

    Во-первых, посчитала её очень интересной и занятной, не только для себя, но и для окружающих.

    Во-вторых, мне хотелось бы открыть для себя новые факты из жизни моих любимейших писателей.

    В-третьих, получить возможность взглянуть на образы с разных сторон, понять - о чём думал автор во время создания данного образа.

    В-четвёртых, моё желание есть почувствовать то громадное напряжение творческих поисков, которое создавал сам Петербург, столкнувший сознание русских писателей с вопросами мирового развития, заставивший русскую художественную мысль работать с небывалой остротой и углубленностью.

    В-пятых, Санкт-Петербург в моих глазах - сказка, которая существует в реальном мире. Мне ни разу в жизни ещё не посчастливилось побывать в этом прекрасном городе - на Родине великих поэтов, писателей, критиков, художников мне предстоит побывать летом, чего я с нетерпением жду.

    Актуальность данной темы я приметила в обществе. В нашем многочисленном нынешнем окружении появилась потребность в высоких чувствах. Культурная столица нашей страны, как известно и общепризнано - город Санкт-Петербург. Но буквально несколько лет назад я не чувствовала, что этот величайший город так уж востребован среди людей, я не видела отклика, блеска в глазах своих сверстников, обсуждая чей - то очередной визит в этот город. Со временем, я поняла, что некоторые люди, путешествуя в «Град Петров» не осознают всё величие и гениальность города, монументальность построек и сдержанный крик истории. Поэтому, изучив образы Санкт-Петербурга сквозь призму творчества великих писателей, люди сами смогут почувствовать атмосферу того времени, и понять - насколько это важно знать.

    Санкт-Петербург имеет огромную культурную историю, которая объясняет причину того, что этот город во времена культурного рассвета вдохновлял очень разных писателей, художников, поэтов, философов и многих других творческих деятелей. И даже на сегодняшний день этот удивительный город не сдаёт позиции и по-прежнему остаётся эпицентром достопримечательностей нашей страны и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Например: у кого-то источником вдохновения была девственно-чистая и невероятно-красивая природа, у кого-то это были красоты города, возможно, некоторых вдохновляли люди и окружение, а кто-то посещала Муза от впечатления весёлых безудержных балов…Можно продолжать очень долго. Ведь вдохновение было во всём, но для каждого оно своё. А вот для одного величайшего поэта 18 века - Александра Сергеевича Пушкина - Петербург был городом его друзей и соратников, символом величия России. Именно эти критерии восприятия Пушкиным Петербурга объясняют столь различные образы города в творчестве писателя. Писатель, не менее гениальный, чем Пушкин - Николай Васильевич Гоголь - считал Петербург храмом души человека. В этом великолепном городе он написал, как мне видится, самые лучшие свои произведения. В Петербурге он познакомился с Пушкиным и прославился своими первыми шедеврами. В этом городе процветали и поражали общество две величайшие вершины русской литературы, без которых и по сей день, человечество было бы не так развито в области чувств и восприятий прекрасного.

    В своей работе я бы хотела рассмотреть актуальную на мой взгляд тему: Образы Петербурга в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Цель моей работы: рассмотреть подробно образы Петербурга со стороны А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя основываясь на некоторых произведениях и личном отношении писателей, и сравнивая их отметить сходства и отличия. Разобрать, как развиваются метаморфозы Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Увидеть отношения авторов к городу и людям. Постараться открыть новые стороны данной темы, опираясь на редкие факты. Полностью погрузиться в смысл того или иного образа и понять, почему автор представляет нам именно в таком свете город.

    Пушкинские метаморфозы Петербурга.

    У А.С.Пушкина существует огромное количество стихов и произведений в форме прозы о Петербурге. Но в своей работе я бы хотела рассмотреть, на мой взгляд, безупречные произведения. Такими являются роман «Евгений Онегин», повести «Станционный Смотритель» и «Пиковая Дама» и поэма «Медный Всадник».

    Петербург в романе «Евгений Онегин»

    Рассмотрим образы Петербурга в романе «Евгений Онегин». Здесь мы видим, как изображена богатая русская география - от лиц провинции до светских горожан - яркие картины, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и село, и дворянская усадьба. И над всеми описаниями на высочайшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга - воспетый многими поэтами и прозаиками. В произведениях Пушкина это не просто город - «Петра творение» - воспроизведенное как место, где живут его герои, а отдельный герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками. Получается, что город в глазах автора становится непосредственным героем романа, который может повлиять на поворот событий.

    В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отображены разные стороны человеческой культуры, души, характера, образа жизни того времени. Времени, когда влюблённые писали друг другу письма и боялись заглянуть в глаза, когда хорошее образование получали только люди высоких чинов, когда жизнь была отдыхом для светской части общества.

    И уже в конце первой главы образ Петербурга возникает перед читателем в картинах быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, «трубный дым Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку. Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник - краски. Например: «…прозрачно и светло Ночное небо над Невою », «Дыханьем ночи благосклонной безмолвно упивались мы». Нева, неспокойная петербургская река, «закованная в гранит», и для нее найдены влюбленные слова.

    Места, о которых поэт нашел столько красивых слов, хорошо ему знакомы. Каждое из любимых мест связанное для автора с чем-то приятным. Несомненно, Петербург у автора вызывает приятные ощущения и эмоции, которые сильно преобладают над горестными. И всё – же здесь, в холодном Петербурге, поэт мечтает о другом море - теплом, свободном, «Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил». «Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей…»- пишет о себе автор с берегов Невы. Исполняя гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкин вспоминает другие места. В Петербурге начинается и завершается сюжет, ему отводится опорная роль в композиции. Санкт-Петербург – город, преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным.

    В первой главе воссоздаются быт и нравы петербургского дворянства. Преобладающие мотивы – новизна, мода, современность: «Вот мой Онегин на свободе, острижен по последней моде.» В кабинете у героя: «янтарь на трубках цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале.» Для петербургского дворянства характерны суета, мишурность: «везде поспеть немудрено». Каждый день главного героя: Евгения Онегина начинается и заканчивается одинаково: «Бывало он еще в постели: К нему записочки несут, Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут...» В этом обществе превыше всего честь и общественное мнение, которое создаёт особенный тип поведения. «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чём вертится мир!»

    Второй раз мы видим Петербург в восьмой главе романа. Здесь сатира и сарказм по отношению к светскому обществу звучат острее, значительнее психологическое отличие Онегина от «пустого» света. Заметной фигурой в аристократическом обществе теперь уже является и Татьяна. В Татьяне сосредоточено все достойное и красивое, что есть в светском обществе. Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая в своём роде энциклопедию русской жизни, не мог не привезти свою героиню в Москву, и в этом есть закономерность. Пушкин не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва.

    В романе Александр Сергеевич повествует о своих самых лучших чувствах о Петербурге. «Евгений Онегин» написан автором в промежуток с 9 мая 1823 г. по 5 октября 1831 г., который падает на период наивысшего расцвета творчества Пушкина-поэта. Я считаю, что роман самое лучшее воплощение Петербурга во все времена.

    Петербург в повести «Станционный смотритель»

    «Станционный смотритель» относится к циклу «Повестей Белкина». События главного героя проходят в Петербурге. Петербург представлен в повести в социальном и нравственном контрасте - на окраине, в Измайловском полку, жил бедный и обиженный Вырин, в центре в дорогой гостинице жил богатый офицер Минский.

    Когда Вырин развернул сверток и увидел деньги – оплата за Дуню, Вырин в горечи и гневе бросил их наземь и притоптал каблуком. Отойдя несколько шагов, он остановился и решил вернуться за деньгами, но их уже не было. “Хорошо одетый молодой человек, увидя его, побежал к извозчику, сел поспешно и закричал: “пошел!”. Действие не случайно перенесено на улицу центральной части Петербурга – теперь в нем, городе, оказались сфокусированы силы, исходящие от обидчиков, проживающих в центре столицы и определяющих ее лицо. Реноме Минского, респектабельного, богатого, благородного дворянина, оказалось фальшивым.

    В данной повести Петербург предстаёт перед читателем в образе этакого злого и холодного города, где все думают только о деньгах, где все друг другу чужие. Жестокий город. Он жесток к главному герою. Там живут одинокие люди, которые забыли что такое теплота и любовь. Социальный быт и нравы пушкинского Петербурга можно рассматривать как исторические свидетельства той эпохи.

    Образ Петербурга в поэме «Медный Всадник»

    Поэма "Медный всадник" – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Поэма открывается "Вступлением", в котором образ города занимает господствующее место, оно написано в официальном стиле. По своему стилю оно резко отличается от стиля всех других частей поэмы. Поэтому часто воспринимается как самостоятельное произведение. От повествовательных частей поэмы оно отличается, прежде всего, своим торжественно-ликующим тоном. “Вступление” часто называют гимном великому городу. Все другие изображения Петербурга – будь то Петербург Гоголя, Некрасова или Достоевского – зачастую сопоставляются с Петербургом “Вступления” к поэме «Медный всадник» Пушкина.

    Весь интерес в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями. Поэт в произведении с небывалой силой и смелостью показывает исторически закономерные противоречия жизни во всей их наготе. В поэме в обобщенной образной форме противопоставлены две силы - государство, олицетворенное в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Медного всадника»), и человек в его личных, частных интересах и переживаниях. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:

    «Люблю тебя, Петра творенье.

    Люблю твой строгий стройный вид,

    Невы, державное теченье,

    Береговой её гранит…»

    В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный город: новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга. Поэт видит "спящие громады пустынных улиц", слышит "шипенье пенистых бокалов", но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный "юный град", а "омраченный Петербург". Город превращается в крепость, осажденную Невой. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:

    «Лотки под мокрой пеленой,

    Обломки хижин, бревны, кровли,

    Товар запасливой торговли,

    Пожитки бледной нищеты,

    Грозой снесенные мосты,

    Гробы с размытого кладбища»

    Говоря о наводнение, Пушкин очень ярко описал разбушевавшуюся Неву:

    «Осада! приступ! злые волны,

    Как воры, лезут в окна. Черны

    С разбега стекла бьют кормой.

    Лотки под мокрой пеленой,

    Обломки хижин, бревна, кровли,

    Товар запасливой торговли,

    Пожитки бледной нищеты,

    Грозой снесенные мосты,

    Гроба с размытого кладбища

    Плывут по улицам!


    Зрит божий гнев и казни ждет.

    Увы! все гибнет: кров и пища!»

    И только после такого мёртвого затишья, город оживает: "теснится кучами" на берегах Невы, которая соотнесена с людской суетой "как больной в своей постели беспокойной", то рвется "к морю против бури" ,"пени…как челобитчик у дверей".

    Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура "кумира на бронзовом коне", который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.

    В поэме прославляются: «великие думы» Петра, его творенье – «град Петров, «полночных стран краса и диво», новая столица русского государства, выстроенная в устье Невы, «под морем», «на мшистых, топких берегах», экономика «сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам» и для установления культурной связи с Европой «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».

    Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы. В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя. Пушкин живо описывает ежедневные заботы горожан разных сословий.

    «…А Петербург неугомонный

    Уж барабаном принужден.

    Встает купец, идет разносчик,

    На биржу тянется извозчик,

    С кувшином остинка спешит,

    Под ней снег утренний хрустит.

    Проснулся утра шум приятный.

    Открыты ставни; трубный дым

    Столбом восходит голубым,

    И хлебник, немец аккуратный,

    В бумажном колпаке, не раз

    Уж отворял свой васисдас».

    Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей. Все образы здесь многозначны, символичны. Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.

    Я считаю, что «Медный Всадник» это самое загадочное произведение А.С.Пушкина. В произведении заложен исторический фундамент. И образы Петербурга исходят именно из истории. В Произведении затронута тема правления Петра. Автор рассуждает о городе, преподнося его в образах. Так же здесь присутствует невероятно красивая символика. Совокупность всех качеств произведения даёт первое впечатление сказки, но если вдуматься в смысл и знать историю, то произведение можно считать исторической поэмой.

    Петербург и «Пиковая дама»

    «Пиковая дама» написана в Болдинскую осень 1833 года. В основе мистический сюжет. Пушкин поэтизирует и воспевает не только Петербург - город, но и быт, и сословные отношения в самом городе. Описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им, можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои. Площади, сады, бульвары и улицы запечатлелись в произведениях Пушкина. Под наслоениями перестроек, постигших особняк Голициной, угадывается «дом старой архитектуры» в одной из главных улиц Петербурга.

    В столице много сумасшедших.Трудно назвать нормальной жизнь выжившей из ума старой графини и мучимой ею воспитанницы Лизаветы Ивановны. Молодые дворяне - офицеры так же ночи напролет играют в карты или танцуют до утра... Пуста и бессмысленна жизнь столичной аристократии. В «Пиковой даме» был создан новый, впервые явленный в литературе образ Петербурга. Столица империи города абсурдной жизни, города фантастических событий, происшествий, обесчеловечивающего людей, уродующего их чувства, желания, мысли, их жизнь. Слепая и дикая власть города над человеком объяснена Пушкиным.

    Сюжет может показаться преувеличенно трагичным, но на самом деле Пушкин ничуть не преувеличивал. Известен пример нашумевшей в Петербурге 1802 г. истории, когда князь А.Н.Голицин – знаменитый мот и картежник, проиграл свою жену, княгиню Марию Григорьевну, московскому барину Л.К.Разумовскому. Если одни и те же сюжеты возникают в литературе и в жизни, то, значит, введен некоторый механизм, ограничивающий разнообразие возможных поступков. Пушкин сам был карточным игроком, поэтому изнутри видел психологию игры, ее омут, расчет, азарт. Петербург дарил Пушкину массу сюжетов из жизни о воле случая.

    Мысль о призрачности существования города безумия, фальши и неистовой враждебности к человеку получает окончательное оформление в последних размышлениях героя: его мучит один уже совершенно бессмысленный вопрос: «Вот они все кидаются и мечутся, а почем знать, может быть, всё это чей-нибудь сон, и ни одного-то человека здесь нет настоящего, истинного, ни одного поступка действительного? Кто-нибудь вдруг проснется, кому это всё грезится,- и всё вдруг исчезнет».

    Многозначность образных символов позволяла понять особый характер фантастики этого города, причины враждебности человеку столицы империи, смысл безумия, нелепости, призрачности жизни людей в этом городе-обидчике, городе, фальши и лжи. Но символические образы присущи не только сфере Жизни старинного дворянства, аристократии двух стоит, - Парижа и Петербурга. Основа поэтики повести - именно символические образы.

    В повести «Пиковая Дама», по моему мнению, описан фальшивый Петербург, затронута тема людской лжи и азарта. Пушкин повествует о духовно-низком менталитете людей высоких чинов. В каждом герое есть символ того или иного образа Петербурга. Писатель раздражён такими, людьми и чтобы придать своей мысли «изюминку», он использует различные образы людей и символов. Нужно быть гениальным, чтобы завуалировать всё в такую форму.

    Вывод по всей главе: Александр Сергеевич Пушкин возносил Петербург очень высоко. Этот город он считал своей Родиной, хоть и родился в Москве. Свой город он любил всей его широкой душой, что подтверждается его стихами. Но в тоже время он вполне реально оценивает жителей, общество, культуру и знает историю. Свои размышления об истории Петрограда он описывает в поэме «Медный Всадник». Абсолютно все светлые и тёплые чувства, писатель выкладывает в романе «Евгений Онегин». Антитезой для романа является повесть «Станционный Смотритель». Ну и конечно любой, даже самый сказочный город не без грехов, это описано в повести «Пиковая Дама». В разное время Пушкин по-разному описывает Петербург, его мысли меняются по мере изменения его жизни в нём.

    Петербург Гоголя

    Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. Собственно, с него я и хочу начать. К работе я добавлю: повести «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Ночь перед Рождеством»(из цикла: «Вечера на хуторе близ Диканьки» и пьесу «Ревизор».

    Образы Петербургских повестей

    В отличие от Пушкина, знакомого с новой русской столицей с отроческих лет, Гоголь впервые увидел Петербург во взрослом возрасте. Автор делится с нами своими первыми впечатлениями от северной столицы: «...Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее...» Писатель описывает районы, где когда-то ему довелось жить.

    «Невский проспект»

    Темой Невского, проспекта открывается первая из «Петербургских повестей»; страницы, посвященные главной улице города, играют роль пролога к циклу в целом. Автор произносит ироничный гимн Невскому проспекту, где «пахнет одним гуляньем», где «жадность, корысть и надобность выражаются на идущих и летящих в карстах и на дрожках» и совершается быстрая «фантасмагория в течение одного только дня». Невский проспект - лишь красивая причина странного, фантастического, полубезумного города, сущность которого раскрывается в сюжетах и характерах «Петербургских повестей».В повседневной жизни Петербурга Гоголь отмечает фантастические, абсурдные и комичные черты, а в душах горожан - соединение уродливого, трогательного и смешного.

    Облик города – не только фон, который оттеняет разыгрывающиеся в нем события, он раскрыт в своем социальном качестве, показан в резких и непримиримых контрастах. Передавая эти контрасты, Гоголь рисует Петербург то в патетико-романтических тонах, то в его будничной «физиологии», в его жестокой повседневности, приниженной и бедственной жизни, которая является уделом бедняка. Невский проспект – это зеркало столицы, отражающее ее контрасты. За блестящей парадностью Невского проспекта еще сильнее и трагичнее ощущается изнанка жизни, ее безобразные и мучительные стороны.

    Невский проспект является «выставкой», местом для показа всего этого наглого, пошлого, лицемерного, что отличает обладателей чинов и богатства. После двадцати часов на Невском проспекте появляются те, кто отличается «благородством своих занятий и привычек». Например: один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы, повергающие в изумление». «Лучшие произведения человека» - это лишь внешние его признаки – его одежда и черты его наружности: щегольской сюртук, греческий нос, превосходные бакенбарды, усы, галстук, повергающие в удивление. За всем этим нет человека, его внутреннего содержания – вернее, человек здесь исчерпывается этими внешними, показными чертами. Блеск и великолепие Невского проспекта – лишь видимость, лишь ложь и фальшь. За его парадною внешностью скрывается трагическая судьба скромного труженика. Для Гоголя «призрачность» и лживость Невского проспекта выражают самую реальность общественных отношений, несоответствие внешнего великолепия и внутренней пустоты и бесчеловечности. Поэтому-то столь часты в повести образы, подчеркивающие эту призрачность, неуловимость Невского проспекта: вечернее освещение, искусственный свет ламп придают всему «какой-то заманчивый, чудесный свет».

    «Нос»

    «Шинель»

    Несколько другим изображен Петербург в повести «Шинель». Это город, в котором «маленькие люди» пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение «тощее» и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники. В «Шинели» описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и «всякие» люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.

    В «Шинели» образ Петербурга создается при помощи описания грязных улиц, сырых дворов, убогих квартир, зловонных лестниц, «проникнутых насквозь тем «спиртуозным запахом, который ест глаза», серых невзрачных домов, из окон которых выливаются помои.

    Стихия у Гоголя тоже играет важную роль в раскрытии образа Петербурга: зима продолжается чуть ли не круглый год, дует постоянный ветер, леденящий, фантастический, непрекращающийся холод сковывает все. У Гоголя субъективное ощущение превращается в объективную реальность, время как бы останавливается, и холод начинает восприниматься как непреходящее состояние Петербурга. Нечто подобное происходит и с ветром, который, «по петербургскому обычаю», дует сразу «со всех сторон». Эта философия всеобщего равнодушия, безразличия к человеку, власть денег и чинов, царящие в Петербурге, превращают людей в «маленьких» и незаметных, обрекают их на серую жизнь и гибель. Петербург делает людей нравственными калеками, а потом убивает их. Для Гоголя Петербург - это город преступлений, насилия, тьмы, город ада, где человеческая жизнь совсем ничего не значит. Это город, похожий на страшный сон.

    «Ночь перед Рождеством»(из цикла: «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

    Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть «Ночь перед Рождеством», вошедшая в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Проанализируем образ: Петербург описан в духе народной сказки. Петербург предстает перед нами как красивый, сказочный город, где живет величественная и могущественная императрица. Кажется, что образ Петербурга основан на вере народа в доброго, справедливого царя. Но все-таки в образе Петербурга присутствуют некоторые признаки чего-то неестественного. В «Ночи…» Петербург еще не город ада, а фантастический город, чуждый Вакуле. Вакула, прилетевший на черте, видавший по дороге и колдунов, и колдуний, и нечистую силу, попав в Петербург, очень удивляется. Для него Петербург - город, где могут сбыться все желания. Все для него необычно и ново: «… стук, гром, блеск; по обоим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, стук копыт коня, звук колеса… домы росли… мосты дрожали; кареты летали, извозчики кричали». Здесь присутствуют мотивы беспорядочного движения, хаоса. Характерно, что черт себя чувствует в Петербурге вполне естественно. Гоголь показывает город через звуки и свет. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: «Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло». Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина, и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В «Ночи перед Рождеством» Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.

    «Ревизор»

    Совсем другим выглядит Петербург в комедии «Ревизор». Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в «Ночи перед Рождеством», это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге - Осипа и Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: «Галантерейное, черт возьми, обхождение!» Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова - это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают. Герой настолько заврался, что сам уже не осознаёт, где правда, а где его нескончаемая ложь. Он уже не в этом мире, а где-то в недрах своих мечтаний и лжи. Пытаясь быть во всем похожими на светских законодательниц мод, провинциалки теряют свое истинное лицо, поэтому их поведение выглядит неестественно и несколько смешно. Гоголь высмеивает эту порочную черту не только провинции, но и обеих столиц, так как и образ Петербурга, и Москва во всем равнялись на стандарт западно-европейской жизни и тоже тем самым утрачивали свои национальные корни.

    Описанный в «Ревизоре» уездный город - это собирательный образ, это вся Россия в миниатюре. По изобилию здесь всяких злоупотреблений его нельзя назвать реальным, но в то же время он типичен. Гоголю удалось в сравнительно небольшом творении отобразить все стороны русской жизни 30-х годов XIX столетия, все ее насущные проблемы. На страницы комедии автор вывел все слои городского населения. Это и чиновничество, и купечество, и мещанство, и городские помещики. Здесь отсутствуют лишь армия и духовенство, которые не подчинялись городским властям.