Нож в русской рукопашке. Нож засапожный: история, описание, особенности ношения Как выглядел русский “засапожник”

Опубликовано:30 Июля 2014
Общепринято считать, что в арсенале русского воина были три разновидности ножа – поясной, подсайдачный и засапожный. Причем упоминание о засапожном ноже встречается даже в известном литературном памятнике Киевской Руси – «Слово о полку Игореве», датированном концом XII века.

Засапожный нож

ЗАСАПОЖНЫЙ , за сапогом, т. е. голенищем, находящийся. Засапожник м. нож, носимый, для сподручности, за правым голенищем, а черен скрыт напущенными шароварами. Встарь, это был и ратный нож; ныне охотничий и дорожный….

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Общепринято считать, что в арсенале русского воина были три разновидности ножа – поясной, подсайдачный и засапожный. Причем упоминание о засапожном ноже встречается даже в известном литературном памятнике Киевской Руси – «Слово о полку Игореве», датированном концом XII века.

Любознательный дотошный человек, который захочет узнать о том, как собственно выглядели эти ножи, с удивлением обнаружит, что достоверных исторических сведений о том, как выглядел засапожный нож просто нет.

Единственное изображение этого ножа можно встретить лишь в известном труде по истории оружия 1894 года, написанным русским ученым, нумизматом, фалеристом и генеологом Павлом Павловичем фон Винклером (1866-1937 гг.) – «Оpужие. Руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX века». К слову сказать, довольно это довольно интересная книга, которая в свое время была библиографической редкостью, но в наши дни она несколько раз переиздавалась и доступна каждому любителю холодного оружия.

Рисунок в книге Винклера сопровождается текстом: «Ножи разделялись на поясные, подсайдачные и засапожные. Поясные были короткие, с двумя лезвиями [прим. Двухсторонняя заточка] и зацеплялись за пояс крюком, приделанным к устью ножен с нижней стороны. Подсайдачные, т.е. носившиеся при саадаке – общее название полного вооружения луком, стрелами и другими относившимися сюда предметами, - были длиннее и шире поясных и с одним лезвием, к концу несколько выгнутым (рис. 357). Они привешивались к поясу с левой стороны около того места, где висел налуч от лука. Засапожные ножи, или засапожники (рис. 358), втыкались за голенище правого сапога и имели кривой клинок , называвшийся у ножей не полосой, а шляком. Подсайдачные и засапожные ножи имели иногда темляк, т.е. шелковую или ременную тесьму с кистью и водворкой у соединения тесьмы с кистью».

При взгляде на изображение засапожного ножа, приводимое Винклером, у всякого, кто интересуется коротко клинковым оружием возникают ассоциации, прежде всего с азиатскими ножами, которые носились за поясом. А вот носить такой нож за голенищем сапога крайне неудобно и небезопасно.

Все это породило большие споры о том, как выглядел засапожный нож, где он носился и как применялся и наличие нескольких гипотез – предположений об этом (например, http://nesusvet.narod.ru/txt/knife/zasapozhnik_knife_ru.htm).

Что касается «Слова о полку Игореве» (точнее – «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова») то в оригинальной тексте упоминается не «засапожный нож», а «засапожник», что тоже подливает масло в огонь дискуссий о об этом «известном» ноже и приводит к появлению гипотез о ком, что в «Слове» речь идет вовсе не о ноже (а например, о нагайке или плети, носившейся за голенищем сапога) или вообще не о предмете, а о «засапожниках» - непрофессиональных воинах вооруженных дубинами. "Сапог" не используемое ныне слово – тяжелая дубина из коряжины с корневищем на конце - знаменитая русская дубина (http://samlib.ru/k/kirpichew_i_w/statja11-1.shtml).

Таким образом, вопрос о том, что же представляет собой русский засапожный нож остается открытым. Т

Лично мне представляется наиболее достоверной версия о небольшом ноже хозяйственно-бытового назначения или «ножа последнего шанса» у русских воинов, который носился за голенищем сапога или за портянками или онучами над лаптями. Клинок его, скорее всего, имел традиционную для русских ножей клиновидную форму или подъем режущей кромки к острию.

Русский нож и его реконструкция из музея-заповедника «Рязанский Кремль»

В отличие от чисто бытового «нож последнего шанса» русских воинов мог иметь более мощный и слегка искривленный клинок, например такой.

Русский засапожный нож - это одна из самых популярных разновидностей ножа и как раз тот инструмент, который свидетельствует о наших традициях. Нож получил свое название за то, что его носят за голенищем сапога. И придумали такое еще в давние времена. Очень удобный способ транспортировки, когда нет карманов, сумок, заняты руки. И, конечно, нож в сапоге – дополнительное средство защиты на случай безвыходной ситуации, например, на охоте. Вот какие идеи передали нам предки. Кроме голенища, порой нож прятали в рукаве или же на груди. Но так, чтобы всегда было удобно достать. Прежде воины оставляли для себя это оружие, как последнюю надежду. Если мы говорим про схватку, то засапожный нож был всегда под рукой и помогал тогда, когда все остальные виды оружия уже не могли быть использованы в бою. А если уйти от боевых действий в мирные домашние обязанности, то в лесу почувствуете все преимущества формы ножа. Интересно и удобно!

Из истории. Вернемся в историю и вспомним про русских солдат. Характеристики русского засапожного ножа обоюдоострый клинок ножа достигал до 25 см в длину и до 0,7 см в толщине обуха. Клинок четырехгранный, немного выпуклый. Именно эти особенности помогали русскому засапожному ножу легко и глубоко входить в тело врага, оставляя смертельные раны. Обычно удары наносились промеж ребер, потому что нож мог войти в живот и убить неприятеля на месте. Сейчас большинство засапожных ножей продаются с клинками, заточенными только с одной стороны, толщина обуха не более 4 мм и это позволяет сертифицировать нож как предмет хозяйственного назначения и перестает считать его холодным оружием. Следовательно, купить засапожный нож теперь может каждый.

Внешние признаки ножа . Рукоять ножа обычно достигает размера в 10-13 см под размер стандартной мужчкой ладони. Нож без гарды, так как она мешает проникновению в сапог. Обычно рукоять сделана из дерева. Например, очень популярна береста как дань первым русским засапожным ножам, рукояти современных часто перемотаны веревками - в прежние времена такая хитрость делала нож более удобным для использования и не позволяла выскользнуть из руки. Нередко можно увидеть пины, используемые в качестве украшения. В истории такой способ также был известен, но применялся гораздо реже. Для того, чтобы было легче вытащить нож из голенища сапога, к концу рукояти обязательно должен быть закреплен темляк. Именно так называется относительно небольшая петля из шнура (как правило, из кожи). Она также помогает не выронить нож во время использования: продеваете запястье в петлю и сжимаете рукоять.

И раньше, и сейчас русские ножи используются практически во всех сферах жизнедеятельност и. Например, это неотъемлемый предмет ежедневного бытового потребления. Качественные ножи – отличный подарок, означающий Вашу преданность и верность человеку. Издавна считалось, что получить в дар нож означает получить верного друга и защитника в лице дарителя. Поэтому сами решайте, следовать ли Вам предрассудкам: якобы ножи не дарят. Вы попробуйте выбрать настоящий качественный нож и тогда поймете, сколько надо знать нюансов и какой это важный шаг, сразу подарок становится более весомым.

Присмотритесь к Засапожному ножу!

До революции 1917 г. (точнее до 20-х годов, когда советская власть запретила) каждый русский мужчина носил с собой минимум один нож (я говорю о подавляющем большинстве крестьянской России). Это был полевой (рабочий) поясной нож. Он отличался широким и довольно толстым однолезвийным клинком клинового сечения (треугольник с узким основанием-толщиной клинка в поперечнике). Полевой поясной нож исполнял роль хозяйственно-бытового инструмента: им срезали ветки, разделывали продукты, рукояткой «крыжили» (дробили) сахар, выполняли множество других работ. Тупой обушок был удобен для помощи второй рукой (поддерживания). У славян такой инструмент, скорее всего, назывался «резак», «ножом» он стал по аналогии и внешней похожести с оружием (боевым ножом). При обороне рабочий нож становился оружием. Нож был еще одним пальцем на руке, только более прочным. Им играли «в ножички», с этим «ножичком» плясали на праздниках. Излишне говорить, что при такой постановке вопроса ловкость в действиях ножом была ошеломляющей.

Полный «ножевой набор» русского мужчины составляли три ножа: поясной (его еще называли боевым) нож, его вместо поясного рабочего ножа носили люди благородного сословия, засапожный нож и подсайдашный (сагадачный) нож.

Поясной (боевой) нож представлял собой узкий обоюдоострый кинжал («кинжал» — слово нерусское, скорее всего нож у славян уже предполагал обоюдоострую или минимум полуторную заточку) с неширокой, но удобной для колющих ударов гардой и не менее удобной рукояткой, заканчивающейся острым (как правило) навершием (для травматичных ударов рукоятью). Обязательной была гарда — она предохраняла пальцы от пореза при соскальзывании на лезвие при колющем ударе. Форма ножа (прямая) соответствовала основной цели оружия — быстрое убийство противника (кто не знает: колющий удар гораздо более опасен и быстрее приводит к смерти, чем рубящий, при таких габаритах и массе оружия и наличии теплой толстой одежды в наших широтах бoльшую часть года). Допускал полуторную заточку. Обоюдоострая (полуторная заточка) позволяла идеально входить в цель и наносить рубяще-режущие удары при промахах и возвратах-подрезках, чего не сделаешь однозаточенным полевым резаком без дополнительных действий (доворотов и разворотов лезвия). Боевой нож был уменьшенной копией меча.
Боевой поясной нож имел кожаные (или деревянные, обтянутые кожей или нет) ножны с петлей для крепления на поясе.

Засапожный нож был узким, плоским, изогнутым, имел ножны из тонкой кожи. Вся конструкция этого ножа идеально подходила для колющего удара снизу в мягкое подреберье с левой стороны противника, а изогнутое кверху лезвие доставало до защищенного со всех сторон грудной клеткой сердца. Форма лезвия повторяла форму бивня (клыка) кабана, который тоже бьет им снизу-вверх и поднимает противника. Носили его в правом сапоге с наружной стороны (для правшей). Вообще, само слово «нож» по самой распространенной версии у славян в древности обозначало «ножной меч», который был короче основного и располагался в сапоге, на ноге. Нож крепили несколькими способами: кто-то пришивал ножны к изнанке сапога, кто-то крепил ножны привязками к ноге, кто-то устраивал узкий кармашек для ножен на голенище брюк. Рукоять прятали за голенищем сапога, наружу могла торчать только часть темляка (если он был) или же небольшая часть навершия. «Засапожник» с течением времени стал изогнутым (основной удар в силу его размещения — снизу-вверх) и стал очень похож на маленькую саблю.

Хочется сказать несколько слов о сапоге, как о русской национальной обуви. Во-первых, даже во Второй мировой войне русские прятали ножи за голенищем сапога, и многим русским воинам такой прием спас жизнь. Во-вторых, кто хоть раз в жизни попробовал бегать по ночному лесу, никогда не променяет сапог ни на какую другую обувь (сапог с портянкой очень неплохо предохраняют ногу от ударов голенью о лежащие ветки). В-третьих, по тревоге сапог одевается гораздо быстрее любой другой обуви. В-четвертых, у него нет постоянно рвущихся шнурков, и в-пятых - по бездорожью лучше все-таки передвигаться в сапогах (чем в любой другой обуви).

Подсайдашный (сагадачный) нож формой похож на засапожный, только короче и шире (его не нужно было прятать в сапог, а под сагадаком — т.е. сзади на поясе — попросторнее). Название произошло от «саадак» («сагадак») – снаряжение для лука и стрел, в которое входили чехол на лук («налучь», «налучье») и чехол для стрел («колчан», «тул»). В узком смысле саадак (сагадак) — колчан для стрел. Там и помещался подсайдашный (сагадачный) нож (или в ножнах, закрепленных в нижней части колчана рукоятью к телу, или под сайдаком на поясе). Т.е. это нож, который носили в сумке (котомке, «сидоре») или на поясе сзади и являлся ножом «на всякий случай».

В России существовали целые школы владения холодным оружием, в том числе и ножом (ножом — в последние лет 70-80). Рязанцы, суздальцы, смоляне, тверичи, новгородцы — у всех были свои «ножевые ухватки». Упоминания о культуре владения холодным оружием сохранились даже в названиях городов, рек, деревень и сел. Например, город Рязань в современном произношении будет Резанью (от слова «резать»), так же, как и «рязанские дявчата» (как там до сих пор говорят, особенно в области) — резанскими девчатами. Еще я где-то слышал, что популярный танец «рязаночка» был не женским танцем, как сейчас (последние лет 70-80), а мужским плясом, и плясали его с ножом, а не с платочком…

И еще о рязанцах. В остальной России их до сих пор зовут «косопузыми». А знаете почему? Они за поясом с правой стороны носили топор лезвием вперед, рукояткой вдоль правой ноги. В групповом рукопашном бою левая рука держала щит, правая работала мечом (копьем, бичом, еще одним топором, ножом и др.), а топор прикрывал правое подреберье от незаметного, из-под руки, удара в печень. Постоянное ношение топора справа стало привычкой — рязанские земли были южной границей Московского княжества и при внезапном и быстром нападении в упор рязанец быстро прижимал левую руку к груди, прикрывая левую сторону тела, сердце и шею (т.е. сонную артерию слева пальцами) и орудовал ножом в правой, а топорик живот справа прикрывал… Вот живот от этого и рос «косо», больше налево. Кстати сказать, отголосок этой ухватки использовался в рукопашных схватках Великой Отечественной: бойцы затыкали себе за пояс саперные лопатки, прикрывая живот от осколков. Древко по центру не мешало ходить и бегать, а в рукопашной лопатку использовали, как топор (меч).

Школа боя «рязанских казаков» оставила нам напоминания о себе не только историей об Ипатии Коловрате, защитнике Рязани (кстати сказать, многие «знатоки» отечественной истории меня поправляют: «не Ипатий, дескать, а Евпатий, книжки надо читать, темнота!»; на что я им отвечаю таким фактом: на Руси никогда такого имени-то и не слыхивали — Евпатий, и называли детей по святцам — никаких там «евпатиев» нет — зато Ипатиев — хоть ложкой черпай, хоть черпаком загребай), но и в гербах своих городов: не помню, кажется на гербе Рязани (или Скопина) изображен улыбающийся мужичок с поднятым обнаженным мечом. Если быть повнимательнее, подобные вещи можно заметить по всей России.

После революции 1917 г. и гражданской войны в сельской России произошел развал мужской общины (партии) в деревне. Мужская община в русской деревне была и защитой этой деревни, и кормильцем, и воспитателем. Хранение и передача традиций заметно ослабли и сохранились только по семейным линиям, в том числе и приемы боя холодным оружием (в частности, ножом). Постепенно были запрещены кулачные бои, ношение холодного оружия, оружия вообще (чтобы представителям власти не сопротивлялись), начали внедрять в деревенский быт «физкультуру и спорт». От греха подальше эти знания и навыки «забывались». Процветали они только у уголовников и «контрреволюционного элемента», которые, мягко говоря, советскую власть не признавали. В этой среде, где нормой поведения является скрытность, где сама система взаимоотношений держится на превосходстве одного над другим, исключено обучение наиболее эффективным приемам боя – а вдруг получит кто преимущество и под себя подомнет? Учились на том, что кто-то кого-то подрезал, а кто-то увидел и запомнил. Потом отработал и попробовал. Получилось — закрепилось, не получилось — отбыл на тот свет. С течением времени и убытием умеющего контингента обеднялась техника боя, исчезал смысл в хорошем холодном оружии.

В наши дни холодное оружие нужно для постановки правильных рефлексов бойцу-рукопашнику. Правильно центрованное холодное оружие дает специфические навыки, укорачивает процесс обучения рукопашному бою. Умение владеть холодным оружием может пригодиться для работы подручными предметами при защите своей чести и достоинства, при защите своих близких. Ранее холодное оружие разрешалось носить в мирное время именно для защиты чести и достоинства от преступных посягательств грабителей и уличной шпаны.

Холодным оружием признается предмет, специально предназначенный для поражения цели при помощи мускульной силы человека. Он должен соответствовать следующим критериям:

  1. Длина клинка — 10 см и более.
  2. Толщина клинка — 2,5 мм и более.
  3. Выдерживание нагрузки на изгиб 5 кг и более.
  4. Наличие гарды (упора).

Если хотя бы один параметр не соответствует — этот предмет не является холодным оружием. Любой суд вам это подтвердит.

Но. Если вы таскаете этот предмет, «не являющийся холодным оружием» темным поздним вечером в кармане по улицам, скорее всего, при обнаружении его вас задержит наряд милиции, конфискует его и доставит вас в отделение. Нож отправят на экспертизу, где будут выяснять, является ли он холодным оружием или нет. На вас составят протокол и, скорее всего, отпустят домой. Когда экспертиза выяснит, что ваш нож не является холодным оружием, вам не будет судимости за ношение холодного оружия. Вернете вы себе нож или нет, зависит от вашего желания участвовать в судебном процессе.

Получается (по нашему законодательству), что холодным оружием вы можете размахивать только у себя дома (что идеально для семейных школ ножевого боя: ножик изготовил дома втихушку — и учись, «но носить не моги»). Процесс получения разрешения на ношение холодного оружия — долог и тернист. Вот когда докажете, что нож — это «часть костюма русского человека» — вот тогда и носите. Но — устанете доказывать (точно так же, как и то, что русские пушки отливались первыми в Европе: смотри Артиллерийский музей в Питере), пока не ткнете носом в исторический факт.

Для тех, кто хочет освоить науку ножевого боя как продолжение боя на кулаках (да и работать против ножа можно научиться, лишь научившись работать ножом), могу дать несколько советов.

  1. Подобрать (сделать) удобный для себя нож:
    - общая длина ножа — расстояние от середины ладони до локтевого сгиба (кладете нож на согнутую под прямым углом руку, ладонь вверх);
    - центр тяжести — в гарде (или на рукоятке сразу за ней).
  2. Научиться перехватывать нож из руки в руку, из прямого хвата (меч, кинжал, шашка) в обратный (ножевой) без перебирания по рукояти пальцами, за счет инерции маха (проверка: перехваты в брезентовой рукавице), научиться делать это быстро, под перебор ногой (прыжковый шаг) — «рязаночка», «резанка», «рязанка», «резиночка» (где как называют).
  3. Освоить боевую позицию с ножом (любым хватом):
    - левым боком вперед (нож в правой руке), левая согнутая в локте рука прикрывает как щитом левое подреберье, сердце, шею (сонную артерию пальцами раскрытой левой ладони), в правой нож;
    - ноги на ширине плеч, полусогнуты, подпружинены для быстрого скачка или отскока.
  4. Освоить рефлекторную защиту уклонами и уходами (плечики, бедреца, локотки, коленца) — без нее скоротечный ножевой бой — верный путь в могилу.
  5. Изучить оказание первой доврачебной помощи и самопомощи при кровотечении.
  6. Не бросайте нож (я про метание). В определенных кругах метание боевого ножа — признак плохого тона (есть 1 случай-исключение и 2 способа его выполнения, но о них — потом). Бросил — потерял. Для метания гораздо грамотнее использовать заточенные прямоугольные пластины.
Про собственно удар ножом поговорим потом. Следите за публикациями.

Ваши отзывы о материалах можете оставить

Предполагаемые характеристики: клинок четырехгранный, вогнуто-выпуклый, обоюдоострый (длина 25 см; максимальная толщина 0,7 см); рукоять круглая, без крестовины (длина 10-13 см). Обладает высокой проникающей способностью, оставляет глубокие и узкие колотые раны. Конструкция клинка позволяет наносить рубяще-режущие (как саблей) и режущие (как ятаганом) удары. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве » (в качестве оружия):

Из текста следует, что войско Ярослава Всеволодовича в состоянии победить противника без защитного вооружения (щитов) с применением какого-то, как понятно из контекста, малоэффективного оружия (либо вообще не оружия) - засапожников и своим кликом (аналог выражения «шапками закидать»). Общепринятое толкование, вошедшее практически во все переводы «Слова…», называет засапожник «засапожным ножом».

Логично допустить, что засапожник представлял собой вспомогательный инструмент и (или) «оружие последнего шанса» по аналогии с шотландским ножом скин ду , носимым за отворотом чулка. Засапожный нож вероятние всего использовался кавалеристами для правки стрел (Пехотинцу сложно достать такой нож, а у кавалериста он «под рукой»)

На основании археологических источников можно считать, что в Древней Руси времён «Слова…» основной формой ножа был небольшой прямой клинок, клиновидный в сечении, изготовленный высокотехнологичными методами (кузнечная сварка разнородных материалов). Наиболее распространённая длина ножа - 120-210 мм, толщина обуха 4-5 мм.

В захоронениях этого времени встречаются ножи в районе голени, но однозначно связать их с засапожным ножом не удаётся, хотя подобные попытки предпринимаются неоднократно:

Тут на Юрьевой Горе возвышался курган , в котором погребён был воин. Раненый, вероятно, в голову, он лежал без шишака . На груди железная кольчуга , с разными шейными украшениями. У правого бедра сабля в ножнах, обтянутых басемным серебром, золотое кольцо прикрепляло её к поясу; на коленях круглые серебряные наколенники. У правой ноги засапожный нож. У левого плеча колчан с железными стрелами, саадак и обломки лука .

Вероятно, в связи с интересом к «Слову…» в середине XIX - начале XX вв. в исторической литературе («Историческое описаніе одежды и вооруженія россійскихъ войскъ», 1840-е гг., П. П.фон Винклер. «Оружіе» . СПб, г.) появляются попытки реконструкции легендарного засапожного ножа в виде, близком персидскому кинжалу , что является явным анахронизмом.

Для удобства вынимания ножа из-за голенища реконструкции засапожника снабжаются плетёной кистью темляка .

Практика ношения ножа в обуви широко известна у разных народов в разные времена. Так, в «Книге назидания» Усамы ибн Мункыза времени близкого к «Слову…» упоминается о ближневосточной традиции ношении кинжала в сапоге. Согласно этнографическому материалу, собранному Владимиром Далем , в XIX в. ношение ножа за голенищем сапога было довольно распространено и вошло в фольклор:


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Засапожный нож" в других словарях:

    засапожный нож - Древнерусский изогнутый кинжал, который носили за голенищем правого сапога. [ГОСТ Р 51215 98] Тематики оружие холодное Обобщающие термины кинжалы … Справочник технического переводчика

    Нож (засапожник) нож, носимый за голенищем сапога. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве» (в качестве оружия): …тіи бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу… Слово о полку Игореве Из текста следует,… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Нож (значения). Нож (праслав. *nožь от *noziti протыкать) режущий инструмент, рабочим органом которого является клинок полоса твёрдого материала (обычно металла) с лезвием на … Википедия

Проведенные археологические раскопки и научные работы историков, занимающихся изучением Древней Руси, свидетельствуют о широком применении древними русичами такого холодного оружия, как нож. Засапожный - это определение получил небольших размеров клинок, который крепился к сапогу воина и считался оружием скрытого ношения. Согласно другим источникам, он был незаменимым помощником древнерусских всадников при заправке стрел. Русский засапожный нож находили во многих захоронениях, что говорит о высокой эффективности и популярности этого оружия.

Славянский засапожный нож

Как носить клинок, придумали, приняв во внимание особенности традиционной в то время для всех славянских народов обуви - сапог. Эта обувь обеспечивала владельцу удобное и безопасное передвижение в степи или в лесу - защищала ноги от ударов ветками или укусов змей. Очень удобным было отсутствие шнурков, что давало возможность быстро обуваться. И самое главное - за голенище сапога очень удобно было спрятать нож. Со временем у славян стало традицией держать нож за голенищем сапога.

Как выглядел русский “засапожник”?

Конструкция холодного оружия позволяла наносить колющие в левую сторону противника - в область подреберья. Характерные особенности ножа:

  • Длина - 25 см.
  • Изогнутая форма узкого клинка позволяла при ударе достигать сердца.
  • Клинок имел приподнятое вверх острие.
  • Заточка - полуторная.
  • Традиционно рукоятка ножа обматывалась шнурком из кожи. Он предназначался для впитывания пота и крови. В боевых условиях это было необходимо, так как предотвращало скольжение ножа в руке.

  • Наличие темляка - специальной петли, сделанной из пенькового или кожаного шнурка. Темляк давал возможность быстро вынимать оружие из-за голенища сапога, предотвращал риск в ходе боя потерять нож. Засапожный клинок при наличии темляка можно было использовать различным хватом.

По своему строению лезвие напоминало бивни дикого кабана, который при нападении наносит удары снизу вверх, приподымая противника. По этому принципу поражающего действия и проектировался русский засапожный нож. Фото внизу представляет особенности конструкции традиционного холодного оружия.

Особенности ношения

Одним из преимуществ ношения ножа в сапоге считалась возможность его вовремя достать. Для этого клинок чаще всего располагался в правом голенище, а для левши - в левом. Крепился нож по-разному:

  • ножны пришивались к изнанке сапога;
  • ножны с клинком привязывались к ноге;
  • на голенище брюк приделывался специальный кармашек для ножен.

При этом соблюдались правила:

  • рукоять обязательно должна быть спрятана за голенищем сапога;
  • если присутствовал темляк, он мог быть виден;
  • торчать наружу голенища могла только незначительная часть навершия.

Засапожный нож в 1917 - 1945 годы

Начиная со времен революции и до конца второй мировой одним из атрибутов уголовного элемента был нож. Засапожный традиционный вариант ношения теперь применялся и к финкам, которые также было удобно держать за голенищем сапога. Такое расположение освобождало руки и скрывало холодное оружие от посторонних глаз. Нож при таком варианте ношения был для криминалитета идеальным средством защиты в различных безвыходных ситуациях.

В годы второй мировой советскими солдатами также широко использовался данный нож. Засапожный клинок к этому времени претерпел некоторые изменения:

  • длина составляла 250 мм;
  • толщина обуха - 7 мм;
  • клинок был четырехгранным, выпуклым и обоюдоострым.

Подобная форма позволяла наносить врагу смертельные ранения. Удары наносились промеж ребер, поражая противника на месте.

Современные “засапожники” еще более отличаются от традиционных моделей. Сейчас подобные ножи классифицируются как хозяйственные. Для них предусмотрена односторонняя заточка и толщина обуха, не превышающая 0,4 см. Согласно этим параметрам, засапожный нож не является холодным оружием, для приобретения которого необходимо соответствующее разрешение. Теперь “засапожник” при желании может приобрести каждый.

Нож засапожный казачий

Казак и оружие - понятия неразделимы. Нож как один из элементов экипировки считается неизменным спутником каждого воина.

Отличия казачьей модели “засапожника” от традиционного русского заключается в таких параметрах:

  • общая длина ножа казака больше на 2 см и составляет 29 см;
  • длина рукояти казачьего холодного оружия - 13 см;
  • длина лезвия - 16 см;
  • наличие на казачьем клинке клейма кузнеца-изготовителя;
  • деревянная рукоять оснащается плетенной кистью темляка;
  • для изготовления казачьих ножен используется бычья кожа.

“Воля и Вера”

Одним из очень эффектных образцов казачьих “засапожников” является нож “Воля и Вера”. Данное изделие изготавливается из дамасской стали. В нем присутствуют элементы золота и серебра. Для ножа характерно высокохудожественное оформление, что свидетельствует о таланте, мастерстве, упорстве и любви к ножу как к надежному помощнику.

Деревянная рукоятка изготавливается из дорогих пород. Ножны содержат специальную кожаную накладку, которая обеспечивает плавное вхождение клинка и его фиксацию, предотвращая разбалтывание. В навершии рукоятки расположена утопленная внутрь гайка, содержащая кольцо, к которому крепится плетенный кожаный шнур. На поверхности ножа имеется изображение русского растительного орнамента. Рядом в стиле церковно-славянского письма имеется надпись “Воля и Вера”. Качественная обработка металла и дерева вызывает восхищение. Этот засапожный казачий нож можно считать образцом декоративно-прикладного искусства.

Засапожный нож, изготовленный современными профессиональными мастерами, станет отличным подарком для охотника, туриста, рыболова или коллекционера.