Психологический тест умеешь ли ты общаться. Тест «Какой я в общении? Ваш стиль общения

Умеете ли вы общаться ?

Уверена, что все скажут:«Да, конечно.» Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное:«Привет!» - «Пока».

Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI-XVII веков общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.

Предполагая, что «умею общаться» означает «умею правильно общаться», а только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе Л.Толстого «Анна Коренина» в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных игр лишь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.

Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы.

Ко всему выше указанному нужно еще не только говорить с собеседником (жестикулировать, произносить слова, писать начальные буквы слов), но и понимать его жесты, взгляды. Если у Вас и это получилось, то Вам осталась самая малость: чтобы собеседник понимал Вас. Казалось бы, если отвечает - значит понимает. При всей простоте это не всегда так. Когда ученые пытаются объяснить какое-то явление или факт, они раскладывают его на составляющие части, а затем подробно описы вают каждую из них. Получается довольно подробное описание, разложенное «по-полочкам». Так и мы попробуем разложить общение на части и, разобравшись, описать их.

Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, сообщение характеризуется каким-то с о д е р ж а н и е м, какой-то ф о р м о й и каким-то с м ы с л о м. Это - не одно и то же. Допустим, что некто (скажем, молодой человек) преподносит кому-то (скажем, знакомой девушке) букет желтых тюльпанов. И делает он это необычно: без улыбки, с отчужденным выражением лица. По форме (допустим, что произносится: «Возьми, пожалуйста, цветы от меня») здесь все стилистически, грамматически и по этикету корректно. С о д е р ж а н и е - «передача или подношение цветов» - ясно и вполне может быть в общем оценено положительно. Но смысл особый: «юноша расстается с девушкой». Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюльпаны были желтые (издавна желтый цвет - символ расстования, разлуки). Разумеется, истинный с м ы с л реального коммуникативного акта такого рода может быть и иным, если юноша смог достать только желтые тюльпаны или вообще не знал, что желтый цвет - это символ. Неприветливое выражение лица может определяться обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к свиданию. Важно было только привести пример возможного вообще в этой ситуации с м ы с л а, показать, чем с м ы с л может отличаться и от с о д е р ж а н и я и от ф о р м ы конкретного коммуникативного акта.

Необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

В качестве важного компонента коммуникативного акта выступают мотивы участников общения, т.е. их цели и намерения. Преподаватель, допустим, хочет в лекции сообщить нечто студентам, чтобы они это нечто усвоили. Бывает, что кое-кто из студентов не хочет в это же время усваивать это нечто. Тогда говорят о «ножницах в интенциях» (намерениях). Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату.

Наконец, всем хорошо известно, что человек в время акта коммуникации может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений.

В целом ряде случаев (а с помощью научных методов - всегда) можно обнаружить диссоциацию (т.е. рассогласование) формы и содержания сообщения. Криминалисты, например, хорошо знают, как важно наблюдать во время дачи показаний за выражением лица и внешним видом допрашиваемого. Да и мы с вами, не будучи специалистами, часто говорим что-нибудь вроде: «по глазам вижу, что неправда», «говорит о веселом, а сам все ходит, места себе не находит - что-то его тревожит. Спросишь - »все в порядке", а на деле..."

Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и ф о р м а, и с о д е р ж а н и е, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации. И каналы связи при этом должны быть свободны от «шума» (так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи). Разговаривая, не хорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами (например, листать книгу), нельзя, одним словом, «зашумлять» канал связи. Естественно, что надо выбрать оптимальную громкость голоса - говорить достаточно громко, но не оглушать, оптимальную дистанцию общения (об этом даже есть специальные интересные исследования). Плохой подчерк - не такой уж безобидный недостаток, если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять написанное письмо. А Вы сами разве не испытывали раздражения, разбирая с трудом чьи-то каракули?

Если бы мы хотели классифицировать коммуникантов, то, вероятно, имело бы смысл различать их по таким существенным (с точки зрения эффективности актов общения) признакам, как: возрастные, половые, профессиональные, общекультурные, образовательные. Важен при этом еще и признак, который можно назвать «уровень сформированности культуры общения».

Если рассмотреть сами коммуникативные акты по их видам и типам, то в зависимости от разных критериев классификации мы получили бы и различные разновидности: по содержанию: производственные, практически-бытовые, межличностно-семейные, научно-теоретические; по форме контактирования: прямые, опосредованные.

Скажем, переписка является опосредованной формой контактирования коммуникантов, а личная беседа - прямой формой контактирования; по типу связи: двунаправленные и однонаправленные.

Например, чтение книги, или просмотр кинофильма, или выполнение роли зрителя на спектакле - однонаправленный коммуникативный акт. Но если Вы аплодируете актерам, или пишете автору пьесы, книги или кинорежиссеру письмо, или награждаете певцов аплодисментами - связи становятся двунаправленными, взаимными; по степени взаимосоответствия коммуникантов: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная. При неудовлетворительной степени взаимосоответствия (в таких случаях и о коммуникабельной несовместимости и даже о полной психологической несовместимости) уместно констатировать: «говорят на разных языках».

Хотя имеют при этом в виду вовсе не разные национальные языки, а, например, совершенно несовмещающиеся пристрастия, интересы, манеры разговаривать и общаться в целом; по результатам: от негативного («совершенно превратно меня понял, извратил мою мысль») через нулевой («никак не можем понять друг друга») к позитивному («он меня понимает, а я - его»). Шкала негативного и позитивного результатов достаточно растянуты: мы можем понять кого-то так, что он будет в восторге, а можем вызвать просто кивок одобрения. Непонимание может граничить и с извращением понимания. Именно по этому и необходимо стремиться к максимальному успеху в общении.

Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать Вас с вниманием, но в тоже самое время Вы этого не увидите. Вам кажется, что Вас просто не хотят слушать, а на самом деле у Вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения. Часто так ведут себя люди, которые имеют либо уважаемое положение в обществе, либо высокий рост и большие размеры. Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавливаемся, т.к. нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают или просто игнарируют. Этому часто способствует наша собственная у с т а н о в к а перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомерное.

У с т а н о в к а - очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском «Ревизоре» есть тому подтверждение:

«Г о р о д н и ч и й… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

»Х л е с т а к о в. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть - в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я… Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...

Г о р о д н и ч и й (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

...........................................

Г о р о д н и ч и й (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.

Х л е с т а к о в. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? Оттого, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!.. Нет, благодаря покорно, не хочу."

При всей вымышленности и условности комедийной ситуации она отличается глубоким пониманием очень важного психологического явления, которое специалистами называется «у с т а н о в к а». В данном случае у городничего и у Хлестакова выявляются при встречи свои установки, т.е. свои собственные содержательные представления о том что м о ж е т п р о из о й т и, что - по мнению персонажей - д о л ж н о п р о и з о йт и. Ведь городничий ж д а л приезда ревизора, поверил Бобчинскому и Добчинскому, что ревизор уже здесь, что он, городничий, разговаривает с ревизором, которого надо смягчить, привлечь на свою сторону, «подмазать» и тем самым избежать краха карьеры. А Хлестаков з н а л, что он задолжал в гостинице, что его поэтому ожидают неприятности, причем не исключен и арест, так как расплатиться с долгами он не сможет. Именно поэтому городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора, а Хлестаков - в намерениях городничего арестовать его. При этом они оба не замечают признаков д р у г о й р е а л ьн о с т и, истолковывают реплики друг друга исключительно на фоне собственных установок.

Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в теоретической и практической деятельности человека и ярко выступают в процессах общения. Чтобы не попасть впросак самому и не поставить в неловкое положение сообеседника, надо знать, что такое у с т а н о в к а, как она развивается в условиях общения, как ее можно изменить и как ею следует управлять. Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой эксперимент. Вы с прятелем находитесь в кинозале. Погас свет, началась демонстрация фильма. Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожиданно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы Вас было слышно):" Вспомни, пожалуйста, как называется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?" Если фильм тематически никак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно переспросят. Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, касающееся сюжета фильма, характеристики актера и т.п., - вам ответят. Даже если Вы зададите свой вопрос тише чем первый. Почему? Да потому, что «уместно», «понятно»то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем принято в данной ситуации говорить, что входит в «установку на восприятие данного фильма». Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается.

В условиях повседневного общения нередко кто-нибудь вдруг (именно «вдруг», т.е. неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни или, скажем, анекдот, в то время, как ни того ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают разговор, как бы продолжая развивать свои собственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из присутствующих о них не имел никакого понятия. Вот, например:

«Вы думаете это правильно?!» - раздраженно спросил однажды пожилой человек женщину, стоящую рядом с ним в автобусе. Та растерялась:" Простите, но я Вас не понимаю… Мы, кажется, не знакомы с вами..."

Оказалось, что пожилой разгневанный мужчина хотел… оказать растерявшейся женщине услугу: стоящая рядом с ней сердобольная мама посадили на освободившееся место свою здоровенькую и жизнерадостную дочь лет восьми-девяти. Вот вместо этой девочки и должна была сесть, как полагал разгневанный, женщина, не обратившая на происшедшее никакого внимания. Своим возгласом, продолжившим ход его мыслей, мужчина как бы приглашал осудить неверный поступок матери девочки. Но разве можно понять его намерения по его возгласу? Пришлось разъяснить, тратить нервные усилия, зря терять время...

Как выглядит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная разговор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надо ли говорить то, что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с «ориентировки» в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить.

Очень часто нам приходится сталкиваться с ситуацией, ког-да наша собственная шутка не вызывает ожидаемой реакции, будь то смех или хотя бы улыбка. А если мы сами не находим ничего смешного в шутке приятеля? Как поступать тогда? Тем более, если кто-то подшутил над кемто, и этот второй обиделся. Обычно те люди, у которых прекрасное чувство юмора, прекрасно начинают общение, а у кого это столь важное чувство отсутствует - затрудняются начать разговор, познакомиться.

«Не понимает человек шутки - пиши пропало! И знаете: это уже не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу!» - это слова Антона Павловича Чехова. С этим можно согласиться, можно и не соглашаться, но факт остается фактом и не каждый из нас обладает чувством юмора. Трудность обнаружения у самого себя слаборазвитого чувства юмора заключается в том, что вообще не существует людей, которые бы не смеялись, которым бы не бывало смешно. Но смех может вызываться разными причинами. Если эти причины ничтожны или вообще не могут быть, строго говоря, причинами веселья, то здесь уместна поговорка:" Смех без причины - признак дурачины". Например, нельзя считать уместным смех при виде упавшей полной женщины, которая шла по улице, неся тяжелую сумку с продуктами. Но есть люди которым это смешно, и тем смешнее, чем больше разных вещей выкатится из сумки упавшей, чем больше будет грохота. Человек, способный рассмеяться при этом, вероятно, не способен придумать ничего смешнее, как убрать стул изпод садящегося на него человека. Можно почти с полной уверенностью сказать, что такой «шутник» еще не дорос до понимания действительно смешного и плохо знает или не знает совсем лучших образцов юмора. Но это не значит, что чувство юмора нельзя развить. Ведь развить можно (и это доказано экспериментально) и музыкальный слух.

Как это сделать? Для этого придется немного потрудиться, хотя труд в последствии будет вознагражден сверх меры добрым смехом. Надо будет почитать, наверно, юморестические очерки, романы, например, не забыв про «Похождения бравого солдата Швейка»

Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим.

Я з ы к - бесценный дар, которым наделен человек. «Языком не расскажешь - пальцами не растычешь» - говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, „жизни мышья беготня“, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающаяся страсть», - писал А.П.Герцен.

Язык - орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поется в старой песне, «ведь порою и молчание нам понятней многих слов». Но ведь это п о р о ю. А в повседневном общении нам чаще всего не хватает именно с л о в а, и мы «корчимся, безъязыкие», пытаясь найти его, это единственно нужное, правильное, точное. «Изводишь, единого слова ради, сотни тонн словесной руды...» Это не только о поэтах и поэзии. Это и в каждом, кто ценит высказанное, стремится взвешивать свое слово, понимая, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воз действие на человека:«слово может убить, слово может спасти».

Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Когла мы хотим выразить свое отношение к царящей вокруг неразберихе, мы говорим: «Вавилонское столпотворение!» Истоки этих крылатых слов - в библейской легенде о сооружении в древнем Вавилоне башни до неба («столпа творение»), окончившемся неудачей, так как бог разгневался, смешал языки людей - и они перестали понимать друг друга. «Говорим с тобой на разных языках, не можем найти общего», - с горечью заключаем мы, когда нет взаимопонимания и отношения не складываются. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык - это орудие культуры.

В более чем 3,5 тысячах языков мира многогранно отражаются все достижения науки, техники, искусства. Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризуют культурного человека. Нет такой сферы общения, где бы не требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром, завещанным нам предками.

Знаем ли мы родной язык? «Конечно, - ответят многие. - Ведь с детства им пользуемся. Да и в школе всякие там склонения-спряжения изучали. Вот чужой, незнакомый язык - другое дело.» Но оказывается, что «склонения-спряжения», да и вся грамматика - только составная часть языка. Да и не только в ней суть. Главное в том, что язык - важнейшее средство общения.

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Когда произносят слово «этикет», хочется добавить: «придворный» - так часто встречается словосочетание «придворный этикет». И сразу в памяти всплывают пышные картины церемоний, блестящие наряды придворных дам с веерами и вельмож со шпагами и с перьями на шляпах. Кавалеры низко склоняются в замысловатых поклонах и совершают сложные и ловкие движения шляпами, подметая перьями сверкающий пол; дамы приседают, склоняя головы в париках. Слышится музыка неторопливых менуэтов и обращения: «О, сударыня, если бы мне было позволено высказать свое восхищение!...»

Понятно, что и вызов на дуэль должен был быть обставлен эффектным швырянием перчатки к ногам обидчика со словами вроде: «Имею честь предложить вам, сударь, скрестить вашу шпагу с моей завтра же на рассвете у левой стены монастыря СенЖермен!» А вызываемый должен был подобрать брошенную перчатку, что означало бы: «вызов на дуэль принят», и ответить так, например: «Я всегда мечтал об удобном случае, сударь, чтобы преподнести вам урок фехтования именно в том месте и в то время, которые вы сами изволили назначить».

Но мы сейчас поговорим не об этикетах давно минувших дней, знакомым по романам Дюма или Вальтера Скотта, не будем останавливаться и на церемонии раскуривания трубки мира в североамериканских племенах индейцев.

Существует много книг, расказывающих нам о правилах хорошего тона, о поведении в общественных местах, о том, как надо правильно сервировать стол, обращаться с вилкой и ножом, и т.д., как пригласить на танец и уступить место в трамвае. Совокупность всех правил поведения и словестного обращения и состовляет то, что называется э т и к е т о м.

Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ретуалами: «волшебными словами» пожалуйста, благодарю вас и др. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или иной словестной формуле, сопровождающей услугу, найдя чтонибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются в н у т р е н н е й г о т о в н о с т ь ю одного человека помочь другому и тем, что называется д е л и к а т н о с т ь ю, т а к т и ч н о с т ь ю. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Этикет слова и действия не должен вступать в противоречие со внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если - при всей правильности и вежливости поведения - молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.

Даже одеваясь (и еще раньше - пробретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чемто заявляет, чтото сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм - знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках «говорят», что человек - спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы - о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Они просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка - признаки невоспитанности и эгоизма.

«По одежде встречают, по уму проважают», гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили, регулируют общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.

Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не «зашумлять» каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответсвующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.

Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:

"… Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей..."

>Сочинения по темам

Умею ли я общаться

Однажды на перемене я стал свидетелем ссоры двух моих одноклассников. Тогда они наговорили друг другу много обидных слов и из-за этого чуть не подрались. Разнимая их, наш учитель математики Алексей Сергеевич сказал, что ребята просто не умеют общаться, из-за этого и происходят все размолвки. Помню, в тот день я задумался о собственных коммуникативных навыках.

Умею ли я общаться? Не знаю, насколько я вправе сам судить об этом. Скорее, этот вопрос стоит задать моим друзьям. Надеюсь, что они ответят на него положительно, поскольку таких сильных ссор или даже драк, как у моих одноклассников, у нас не было никогда.

Все проблемы мы стараемся решать мирным путем, не обижая друг друга. Думаю, умение избегать конфликтов - это главный принцип правильного общения. И этот принцип хорошо работает не только с моими друзьями, но и с родителями или учителями.

Разговор не может быть удачным и в том случае, если во время беседы люди все время перебивают друг друга. Поэтому я всегда стараюсь проявить уважение и выслушать другого человека.

Правда, когда я начинаю говорить сам, я порой увлекаюсь и в какой-то момент понимаю, что мои длинные речи могли уже наскучить друзьям. Поэтому, чтобы общение было интересно всем, нужно уметь вовремя останавливаться. Это качество я стараюсь воспитывать в себе.

Что касается разговора с незнакомыми людьми, то в этом смысле я не могу похвастаться особыми талантами. Мне сложно просто так подойти к неизвестному мальчику или девочке, представиться и начать беседу. В то же время я никогда не уклоняюсь от общения, и если человек по каким-либо причинам считает меня интересным, я с радостью включаюсь в разговор с ним.

Поэтому, думаю, что общаться я все-таки умею, просто не стремлюсь быть лидером. Но в любом деле важен опыт и желание совершенствовать свои навыки. Общение в этом смысле тоже не является исключением.

Тема: «Умеете ли вы общаться»

Цель: Формировать у студентов умение общаться с учетом определенных правил делового общения.

Задачи:

    Сообщить о нормах общения;

    Развивать у студентов проявлять свои коммуникационные способности;

    Воспитывать у студентов культуру общения, грамотную речь.

Участники: 113 группа.

Форма проведения: беседа с элементами обсуждения, драматизация.

Тип классного часа: тематический

Оборудование: презентация, тесты.

План:

    Организационный момент

    Мотивационная беседа

    Обсуждение высказываний мыслителей

    Беседа о недостатках общения

    Тестирование

    Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

Организационный момент

Мотивационная беседа

Что такое общение?

Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности. Организационный момент.

Обсуждение высказываний мыслителей.

Как вы понимаете эти высказывания?

«Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?» (Ж.Санд)

«Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь» (Клавдий)

«Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями» (П.Буаст)

Ян Амос Коменский сказал: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое».

Какой смысл они несут эти пословицы?

«Молчание – золото».

«Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом»

«Сближайся с умными, а глупых сторонись»

«За плохим человеком пойдешь, ничего хорошего не найдешь»

«На дружеское слово дружески и отвечать надо»

«Неприятное слово нельзя передавать»

Слово может оказать огромное воздействие на человека.

«Слово о словах».

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

О чем это стихотворение?

Беседа о недостатках общения

В словаре В.И. Даля сказано:

Скверна – мерзость, гадость, пакость, нечистота, грязь.

Что можно рассказать о человеке по тому, как он разговаривает?

Почему люди засоряют свою речь, употребляя ругательные слова, и как с этим бороться? Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

Бороться с пороками необходимо, а это требует усилий. Но кто сказал, что быть высоконравственным человеком легко? Мы не можем заставить других изменить речь, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

А вот еще об одном недостатке общения.

Подумайте и скажите, о каком недостатке общения идет речь?

Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.

- Подожди, - остановил его мастер. – Правдива ли эта история?

- Думаю, нет.

- Принесет ли она кому-нибудь пользу?

- Да нет.

- Она смешная?

- Нет.

- Тогда зачем мне ее слушать?

Что хотел рассказать Ученик, и почему Мастер не стал его слушать? Как вы поступите, если узнаете, что про вас распространяют слухи, или кто-то плохо отзывается о человеке, которого вы уважаете?

Почему очень часто, несмотря на всю нелепость слухов, им все-таки верят?

Способны ли слухи и клевета уничтожить истину?

Были ли в вашей жизни случаи, когда при вас плохо отзывались о ваших знакомых, а вы промолчали? Что вы испытывали после этого? Как необходимо реагировать в подобных случаях?

Тестирование

Умение общаться - это не только умение говорить, но и умение слушать и слышать. А теперь проведем тест «Умеете ли вы слушать и слышать».

ТЕСТ «Умеем ли мы правильно слушать

Известно одно изречение: «Слушатели обычно не слушают; а если слушают, то не слышат; а если слышат, то не понимают; а если понимают, то не так...»

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

    Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

    Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?

    Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

    Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?

    Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?

    Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?

    Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?

    Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?

    Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

    Выражаю ли я подлинный истинный интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель.

27-31 – слушатель выше среднего уровня.

22-26 – нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

21 и менее – многие сообщения воспринимаете в искаженном виде, предвзято, не вникая в умение вслушиваться и т. п.

ТЕСТ

    В классе начался спор на повышенных тонах.Ваша реакция:

1) Не принимаю участия

2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной

3) Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».

    Часто ли вы спорите с друзьями?

1) Только в шутку и то, если это люди не обидчивые

2) Лишь по некоторым вопросам

3) Споры – это моя стихия

    Вы стоите в очереди. Как вы реагируете если кто – то лезет вперёд?

1) Возмущаюсь в душе, но молчу

2) Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону

3) Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

    Дома на обед подали недосолённый суп.

1) Не буду поднимать бучу из-за пустяка

2) Молча возьму солонку

3) Не удержусь от едких замечаний, может быть, даже откажусь то еды

    Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция.

1) Промолчу

2) Ограничусь коротким, но тактичным замечанием

3) Выскажу всё , что я об этом думаю.

Оценки: 1-4балла

Давайте подведём итог:

12-20б. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально.

8-11б. Вы слывёте человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет друго выхода. Вы способны отстаивать своё мнение. Вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к Вам уважение.

Меньше 8б. Споры и конфликты - ваша стихия. Ведь вылюбите критиковать других, а если услышите замечание в свой адрес – можете «съесть» человека. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.

Итак, итогом нашей сегодняшней работы будет разработка свода правил общения в коллективе. Как нам нужно общаться друг с другом, чтобы комфортно сосуществовать и испытывать от общения только радость.

Подведение итогов

Классный час заканчивается, давайте подведем итоги:

    Какую же роль играет общение в жизни человека?

    Какие выводы смогли сделать для себя?

От 5 мая 2014 года президент Р.Ф. В.В. Путин подписал закон, устанавливающий запрет на использование нецензурной брани в кино, театрах, в продукции СМИ, в общественных местах и иных культурных мероприятиях. За нарушение этих запретов граждан будут штрафовать от 2-2,5 тыс. руб., должностных лиц от 4-5 тыс. руб., юридических лиц от 40-50 тыс. руб. В случае повторного нарушения сумма штрафа будет возрастать.

Итак, общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?

Первое, от чего зависят наши успехи в общении – это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним. Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что важно для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.

От чего зависит коммуникабельность человека? Связана ли она с повышенным уровнем интеллекта, начитанностью, количеством полученных высших образований? Конечно, нет! Здесь не прослеживается никакой зависимости, ведь умение общаться прививается с самого детства.

Уже по ребенку можно судить о его возможных проблемах при налаживании контактов в будущем. Одни дети болтают без умолку, другие растут молчаливыми, угрюмыми, стеснительными и робкими. Впоследствии эти задатки дадут о себе знать, они пустят корни и дальше будут только укрепляться.

Научить взрослого человека непринужденному общению практически невозможно. Очень часто сложность построения отношений с противоположным полом связана именно с этим «недугом». Зная о предстоящих трудностях при разговоре и дополнительно накручивая себя, можно добиться только обратного результата, ведь первое свидание не должно начинаться со стресса. Лихорадочные попытки замять возникающие паузы положительного эффекта обычно не дают.

Предложенный тест позволит определить как далеко, а самое главное, в какую сторону вы отошли от заветной середины. Ведь излишнюю болтливость вряд ли можно занести в список достоинств или особенно выдающихся качеств. Безостановочный поток слов утомляет окружающих, и информация воспринимается, как очередной пустой треп. Общительность состоит в умении поддержать разговор, а не навязывать свои мысли и проблемы на чужую голову.

Коммуникабельность можно отнести к таланту или даже дару, ведь она действительно облегчает жизнь и дает целый ряд весомых преимуществ. Человек, способный вести беседу на любую тему: от космических пришельцев до строения крыла бабочки – может многого достигнуть в жизни. Работодатели по достоинству оценивают это качество, такое полезное при завязывании контактов с очередным клиентом. Вот только галочка, проставленная в резюме автоматом, очень часто не соответствует действительности.

Так кто же вы: счастливый обладатель чудо-языка и мастер слова или же кандидат, испытывающий трудности в общении? Результаты теста можно попробовать предугадать, судя по поставленному в нем вопросу. Тем интереснее будет узнать, насколько хорошо вы знаете себя.


Бывали ли у вас случаи, когда вы сильно запуска ли болезнь, стесняясь обратиться к врачу
Да
Иногда
Разве что в исключи тельных случаях
Нет

Вы отстояли длинную очередь, но вдруг перед вами пытается пройти пожилая женщина. Как поступите
С пенсионерами лучше не связываться, пропущу её вперёд
Вежливо поговорю с ней, чтобы восстановить поря док
Постараюсь молча от теснить нарушительницу порядка
Устрою скандал - нахалка должна знать своё место

Вам нужно доехать до дома на автобусе, но вы по теряли деньги и проездной билет. Как будете выпутываться
Позвоню родным или знакомым, чтобы выручили
Пойду пешком
Поеду «зайцем», надеясь на удачу
«Стрельну» денег у прохожих или попытаюсь уговорить водителя автобуса прокатить бесплатно

Вам предлагают по ехать в командировку в го род, где вы никогда не бывали. Постараетесь ли вы избе жать этой поездки
Безусловно
Скорее да, чем нет
Зависит от города
С радостью соглашусь на командировку

В кафе вам подали явно недоброкачественное блюдо. Как поступите
Зависит от настроения
Просто не стану есть
Откажусь оплачивать заказ или потребую деньги назад
Сразу устрою скандал

Срочно понадобилась небольшая сумма денег, а хороший знакомый не воз вращает долг. Вы напомните ему об этом
Решительно потребую свои деньги назад
Постесняюсь, выкручусь как-то иначе
Тактично намекну, что пора отдать деньги
Объясню ситуацию и попрошу вернуть долг

Вас приглашает в гости коллега, которого вы не очень хорошо знаете. Как поступите
Решение будет зависеть от моих собственных планов на это время
Найду предлог, чтобы отказатьс

Глава 4. Умение общаться

Тесты, представленные в данном разделе, позволят вам оценить, насколько вы интересный собеседник и хороший слушатель.

Ответьте на вопросы, дав оценку в баллах: всегда – 4; часто – 3; иногда – 3; никогда – 2.

1. Даете ли вы собеседнику возможность полностью высказаться?

2. Обращаете ли вы внимание на подтекст высказывания?

3. Стараетесь ли вы запомнить услышанное?

4. Обращаете ли вы внимание на главное в сообщении?

6. Обращаете ли вы внимание собеседника на выводы из его сообщения?

7. Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

8. Сдерживаете ли вы раздражение, когда слышите противоположную точку зрения?

9. Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?

10. Охотно ли беседуют с вами?

Итак, если у вас получилось 32 и более баллов – отлично, 27–31 балл – хорошо, 22–26 баллов – посредственно, менее 22 баллов – вам следует научиться слушать собеседников.

Умеете ли вы слушать собеседника

Выберите наиболее подходящие вам ответы на вопросы.

1. По-вашему, цель беседы или разговора:

а) лучше узнать собеседника;

б) высказать свою точку зрения по данному вопросу;

2. Задают ли ваши дети такие вопросы: «Где и как спят облака?» или «Была ли бабушка маленькой?»:

б) никогда;

в) иногда.

3. По утрам, собираясь на работу, вы напеваете:

а) да, всегда одну и ту же песню;

б) да, обычно разные песни;

в) нет, никогда.

4. В конце собрания вы задаете вопросы докладчику:

а) да, всегда есть о чем спросить;

б) иногда, когда не согласны с изложенной точкой зрения;

в) никогда, поскольку не верите, что одним вопросом можно изменить точку зрения докладчика.

5. После разговора с другом или коллегой вам случалось менять точку зрения по обсуждаемой проблеме:

а) да, довольно часто;

б) иногда;

в) никогда.

6. Когда вы разговариваете с кем-либо, то:

а) больше говорите вы;

б) больше говорит ваш собеседник;

в) оба говорите поровну.

7. При одинаковой цене вы бы предпочли купить:

б) компакт-диск;

в) билет в кино.

а) что потеряете ценное время;

б) что теперь будете иметь на него влияние;

в) что попытаетесь ему помочь.

9. Фраза, отражающая вашу точку зрения в большей степени:

а) лишь специалист может говорить хорошо по данной проблеме;

б) каждый может говорить обо всем, если умеет хорошо выражать свои мысли;

в) специалисты не всегда хорошие ораторы, иногда они неубедительно говорят о проблеме и своих разработках.

10. Если при разговоре смысл слов ускользает от вас, вы:

а) остановите говорящего и попросите объяснить сказанное;

б) отметите про себя неясное, чтобы спросить об этом в конце разговора;

в) в целом вам всегда все понятно.

11. Вы можете повторить сообщение или песню, услышанные утром по радио?

а) да, всегда;

б) да, но вам необходимо время, чтобы вспомнить;

в) вы не можете вспомнить.

12. У эстрадного певца прежде всего вы цените:

б) внешний вид;

в) поведение на сцене.

13. Посещение концертов для вас:

а) событие, доставляющее удовольствие;

б) светская обязанность;

в) удовольствие, если исполняют ваши любимые произведения.

14. Вы в гостях, кроме вас еще 5–6 человек. Вы заводите разговор. Чаще всего:

а) вас почти никто не слушает;

б) все умолкают, чтобы выслушать вас;

в) вы не являетесь инициатором разговора.

15. Вы в курсе событий общественной жизни благодаря:

а) просмотру телепередач;

б) прослушиванию радио;

в) чтению газет. Подсчитайте баллы.

15-20 баллов. Вам требуется усилие, чтобы выслушать собеседника. Может быть, вы недооцениваете пользу, которую можно извлечь из разговора, чтобы расширить свои знания и жизненный опыт.

25-35 баллов. Вы посредственный слушатель. Для вас беседы не главный источник информации, а основа общения. От вас многое можно узнать, но не только вам дано право на истину. Даже критику полезно бывает выслушать упреки. Вам необходимо слушать больше, чем вы это делаете.

35-45 баллов. Вы обладаете редким качеством – умением слушать и говорить в меру. Разговаривать с вами – одно удовольствие. Ваши собеседники всегда могут почерпнуть из ваших слов что-либо полезное. Вы умеете входить в положение других людей – это хорошая черта характера, которую следует сохранить.

Умеете ли вы слушать собеседника

Перед вами 16 вопросов. Не задумываясь, ответьте «да» или «нет».

1. Ждете ли вы нетерпеливо, пока другой закончит разговор и даст возможность вам высказаться?

2. Спешите ли вы принять решение до того, как поймете суть дела?

3. Слушаете ли вы лишь то, что вам нравится?

4. Мешают ли вам слушать собеседника ваши эмоции?

5. Отвлекаетесь ли вы, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

6. Запоминаете ли вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Мешают ли вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда беседа становится напряженной?

9. Занимаете ли вы негативную позицию по отношению к говорящему?

10. Всегда ли вы слушаете собеседника?

11. Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?

12. Принимаете ли вы во внимание тот факт, что у вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?

13. Допускаете ли вы, что у вас и вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Допускаете ли вы, что спор может быть вызван различием точек зрения или постановкой вопроса?

15. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре, смотрите ли вы по сторонам, когда слушаете?

16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его выводы?

Поставьте себе по 1 баллу за ответы «да» на вопросы 10, 11, 12, 13 и 14 и за ответы «нет» на все остальные.

Подсчитайте общее число баллов. Если вы набрали 13–16 баллов, у вас развито умение слушать, вы – приятный собеседник, у вас, скорее всего, много друзей и приятелей. Кроме того, к вам нередко обращаются за помощью посторонние люди.

10-13 баллов – средний результат. Вы можете сделать вид, что внимательно слушаете собеседника, однако на самом деле чужая точка зрения вас не интересует. В разговоре вы предпочитаете, чтобы слушали вас.

Результат менее 10 баллов говорит о неумении и нежелании слушать собеседника. Вам следует изменить отношение к беседе и понять, что, внимательно слушая, можно узнать много нового и полезного, расширить свой кругозор.

Ваше отношение к собеседнику

Ответьте на вопросы, дав оценку в баллах: почти всегда – 2, в большинстве случаев – 4, иногда – 6, редко – 8, почти никогда – 10.

1. Стараетесь ли закончить беседу, если тема или собеседник неинтересны для вас?

2. Могут ли вас раздражать манеры собеседника?

3. Может ли неудачно сказанное выражение спровоцировать вас на резкость и грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?

5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, термины, вульгаризмы?

10. Может ли у вас в общении быть снисходительный тон с оттенком иронии?

Подсчитайте сумму баллов. Если в итоге вы набрали сумму свыше 62, то вы слушатель выше среднего уровня. Вы относитесь к собеседнику с уважением независимо от того, насколько близки вам его суждения. Вы понимаете, что беседа – это диалог, где каждый из собеседников высказывает свою точку зрения. Вы можете поменять свою точку зрения на противоположную, если собеседник приведет достаточно веские аргументы. Иными словами, вы гибки в общении, любите дискуссии и склонны выяснять суть вещей с помощью логических доводов.

Умеете ли вы четко излагать свои мысли

Ответьте утвердительно или отрицательно на предложенные вопросы.

1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателя?

3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?

4. Ваши распоряжения достаточно кратки?

5. Если слушатель не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?

7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?

8. Выясняете ли вы, что было неясно в ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы?

9. Задаете ли вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли и мнения?

10. Отличаете ли вы факты от мнений?

11. Стараетесь ли вы опровергнуть слова собеседника?

12. Стремитесь ли вы к тому, чтобы слушатели всегда соглашались с вами?

13. Используете ли вы термины, понятные не всем слушателям?

14. Говорите ли вы вежливо и дружелюбно?

15. Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами и высказываниями?

16. Делаете ли вы паузы для обдумывания?

Поставьте по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы 5, 11, 12 и 13 и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы. Подсчитайте количество баллов.

Если вы набрали 12–16 баллов, можно с уверенностью сказать, что вы прекрасный оратор. Вы четко излагаете свои мысли, продумываете фразы заранее. С вами интересно общаться, и собеседник не стесняется задавать вам вопросы.

Ваш результат 10–12 баллов. В целом вы изъясняетесь достаточно понятно для окружающих, однако бывают случаи, когда вы не можете выразить мысль так, как вам хочется, вследствие чего между вами и собеседником может возникнуть недопонимание. Нередко вы, чтобы произвести на собеседника впечатление, используете слова и выражения, известные не всем. Старайтесь выражать свою мысль более четко и лаконично.

Менее 12 баллов – неудовлетворительный результат. Однако не стоит отчаиваться. Старайтесь больше читать, развивайте логическое мышление и репетируйте диалоги. Хорошей методикой является рассказ о каком-либо событии или явлении, наполненный яркими описаниями.

Вы можете излагать мысли на бумаге или в устной форме. Со временем вы научитесь выражать мысли более четко, и собеседники начнут понимать вас лучше.

Взаимоотношения с собеседником

Этот тест поможет вам узнать, какое впечатление производят ваши высказывания на собеседника. Оцените каждое из предложенных высказываний по 4-балльной шкале. При этом следует вспомнить похожие ситуации, случавшиеся в вашей жизни.

1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко. Он уважает меня.

2. Высказывая различные точки зрения, обсуждаем дело по существу. Мелочи нас не волнуют.

3. Мой собеседник понимает, что я стремлюсь к хорошим взаимоотношениям.

4. Он всегда по достоинству оценивает мои высказывания.

5. В ходе беседы он чувствует, когда надо слушать, а когда – говорить.

6. При обсуждении конфликтной ситуации я сдержан.

7. Я чувствую, когда мое сообщение интересно.

8. Мне нравится проводить время в беседах.

9. Когда мы приходим к соглашению, то хорошо знаем, что делать каждому из нас.

10. Если нужно, мой собеседник готов продолжать обсуждение.

11. Я стараюсь идти навстречу его просьбам.

12. Я верю его обещаниям.

13. Мы оба стараемся угодить друг другу.

14. Мой собеседник обычно говорит по существу и без лишних слов.

15. После обсуждения разных точек зрения, я чувствую, что это полезно мне.

16. В любой ситуации я избегаю слишком резких выражений.

17. Я искренне стараюсь понять собеседника.

18. Я вполне могу рассчитывать на его искренность.

19. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от обоих.

20. После неприятного разговора мы обычно стараемся быть внимательными друг к другу и обиды не держим.

Подсчитывая баллы, вы получите три результата. Взаимная поддержка – сумма баллов по строкам 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20.

Слаженность в общении – 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19.

Улаживание конфликта – 3, 7, 10, 13, 16, 17.

Результат 21 балл и выше считается нормой. Если недобор наблюдается по пункту взаимная поддержка, вам следует быть внимательнее к собеседнику. Плохая слаженность в общении – признак того, что само общение происходило в неблагоприятной обстановке – спешка, отсутствие повода для обсуждения и т. д. Наконец, если есть трудности с улаживанием конфликта, то нужно активнее искать пути к взаимопониманию.

Приятны ли вы в общении

Увы, общительность не всегда является признаком того, что с человеком приятно разговаривать. Многие люди могут утомить своей общительностью через пять минут разговора. Скорее всего, в вашем окружении окажется не один и не два таких собеседника.

А вы приятны в общении? Получить ответ на этот вопрос вам поможет этот тест. Ответьте на вопросы утвердительно или отрицательно.

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?

6. Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть в центре внимания?

10. Вы – душа компании?

11. Вы хороший оратор?

Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, засчитайте по 1 баллу за каждый из них.

А теперь подсчитаем.

1-3 балла. Следует задуматься. Общение с вами далеко не всегда приятно, а иногда и тяжело. Может быть, вы не умеете слушать собеседника, прерываете его на полуслове и начинаете излагать свою точку зрения? Если это так, постарайтесь относиться к людям более внимательно и интересоваться ими, ведь, как говорил французский писатель Андре Моруа, «для человека нет более интересной темы, чем он сам».

4-9 баллов. Вы без сомнения общительный, внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, однако когда требуется ваша помощь и поддержка, вы всегда готовы оказать ее.

9-11 баллов. Вы относитесь к типу людей, у которых много друзей и приятелей. Близкие не могут обойтись без вашей поддержки и советов. Это прекрасно. Однако возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда соблюдать чужие интересы в ущерб своим собственным?

Ваш стиль общения

Как известно, у каждого человека есть свой стиль общения. Если вы хотите узнать, насколько вы корректны и внимательны в общении, пройдите этот тест.

На каждый из 20 вопросов предложено 3 варианта ответа. Выберите наиболее подходящий.

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

а) всегда – 1;

б) иногда – 2;

в) никогда – 3.

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

а) внутренне кипите – 2;

б) сохраняете полное спокойствие – 1;

в) теряете самообладание – 3.

3. Каким считают вас коллеги?

а) самоуверенным – 3;

б) дружелюбным и независимым – 2.

в) спокойным и уверенным – 1.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

а) примете ее с некоторыми опасениями – 2;

б) согласитесь без колебаний – 3;

в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия – 1.

5. Как вы поведете себя, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

а) зададите ему по первое число – 3;

б) заставите вернуть – 2;

в) спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь, – 1.

6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулась) с работы позже обычного?

а) что тебя так задержало? – 2;

б) где ты торчишь допоздна? – 3;

в) я уже начал (начала) волноваться – 1.

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

а) стараетесь обогнать машину, которая показала вам хвост – 2;

б) вам все равно, сколько автомобилей вас обогнало – 1;

в) помчитесь с такой скоростью, что никто вас не догонит – 3.

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) сбалансированными – 2;

б) легкомысленными – 1;

в) крайне жесткими – 3.

9. Что вы предпринимаете, если дело не удается?

а) пытаетесь свалить вину на другого – 3;

б) смиряетесь – 2;

в) становитесь впредь осторожнее – 1.

10. Как вы реагируете на статьи о случаях распущенности современной молодежи?

а) пора бы уже молодежи запретить такие развлечения – 3;

б) надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать – 1;

в) я об этом не задумываюсь – 2.

11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?

а) и зачем только я на это нервы тратил – 1;

б) видно, этот человек начальнику приятнее – 2;

в) может быть, мне это удастся в другой раз – 3.

12. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?

а) чувство страха – 3;

б) скуку – 2;

в) искреннее удовольствие – 1.

13. Как вы будете себя вести, если вы опоздали на важное совещание из-за дорожной пробки?

а) будете нервничать во время заседания – 1;

б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров – 3;

в) огорчитесь – 2.

14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

а) обязательно стараетесь выиграть – 2;

б) цените удовольствие почувствовать себя молодым – 3;

в) очень сердитесь, если проигрываете – 1.

15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

а) стерпите, избегая скандала – 1;

б) вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание – 3;

в) отправитесь с жалобой к директору ресторана – 2.

16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

а) поговорите с учителем – 1;

б) устроите скандал родителям обидчика – 2;

в) посоветуете ребенку дать сдачи – 3.

17. Какой вы человек?

а) обычный – 1;

б) самоуверенный – 3;

в) пробивной – 2.

18. Что вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях?

а) простите, это моя вина – 1;

б) ничего, пустяки – 3;

в) а повнимательнее вы не можете быть? – 2.

19. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?

а) когда же наконец будут приняты конкретные меры? – 2;

б) надо бы ввести более суровые наказания! – 1;

в) нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели! – 3.

20. Какое животное вам более симпатично?

а) тигр – 3;

б) домашняя кошка – 2;

в) медведь – 1. Подсчитайте свои баллы.

35-44 балла. Вы достаточно уравновешены, честолюбивы и рассудительны. Вам сопутствует успех, у вас много друзей, среди которых вы пользуетесь авторитетом. К критике относитесь доброжелательно, если она правдива и не задевает вашего самолюбия.

45 баллов и более. Вы уверенны в себе, амбициозны, честолюбивы. Для вас не составит труда пожертвовать интересами других ради достижения своей цели. Вы всегда рассчитываете на свои силы и, как правило, одерживаете победу. К людям относитесь достаточно жестко и считаете, что каждый должен учиться на своих ошибках. Критику воспринимаете лишь в том случае, если уважаете человека и считаете, что он превосходит вас в жизненном опыте.

34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что является результатом недостаточной уверенности в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы гнетесь под любым ветерком. Однако больше решительности вам не помешает. К критике относитесь терпимо.

Следует отметить, что если по 7 и более вопросам вы набрали по 3 балла и одновременно менее чем по 7 вопросам – по 1 баллу, то ваша агрессивность носит скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Относитесь к людям порой пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которые вполне могли бы избежать.

Если же по 7 и более вопросам вы получили по 1 баллу и в то же время менее чем по 7 вопросам – по 3 балла вы замкнуты в своем мире. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессии, но вы подавляете их слишком тщательно, что может негативно сказаться на вашем эмоциональном равновесии.

Насколько вы терпимы

Насколько важно для вас мнение других людей? Как вы относитесь к промахам других и насколько вы терпимы к чужим ошибкам и недостаткам характера? Получить ответы на эти вопросы вам поможет данный тест.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Вы расстроитесь?

б) нет – 2.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет, – 0;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил – 2.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

б) нет – 2.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует – 2;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать – 0.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых иные, чем у вас, профессия, положение, обычаи?

а) мне трудно было бы это сделать – 0;

б) я не обращаю внимания на такие вещи – 2.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники – 0;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере – 2.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, занимаются не своим делом?

б) нет – 2.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня – 0;

б) я радуюсь за него (нее) – 2.

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) ухожу пораньше под благовидным предлогом – 2;

б) вступаю в спор – 0.

0-4 балла. Вы непреклонны и упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Однако вы достаточно добры с теми, кого любите, но если человек вам неприятен, ему не поздоровится. Нередко стремитесь навязать другим свое мнение, что приводит к спорам и непониманию.

6-12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер.

14-18 баллов. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью характера. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не одобряете. Вы с большой долей критичности относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.

Какой вы сосед

Как известно, от соседей никуда не денешься, если, конечно, вы не владелец особняка. Совместное проживание часто провоцирует конфликты и ссоры, которые, впрочем, можно решить мирным путем. А какой вы сосед? Считаетесь ли вы с интересами тех, кто живет рядом? Ответьте на вопросы данного теста, выбрав наиболее подходящий вариант ответа.

1. Вы общаетесь с соседями?

а) часто – 5;

б) иногда – 3;

в) никогда или почти никогда – 1.

2. Вы берете у них взаймы, допустим, сахар, хлеб:

а) часто – 5;

б) иногда – 3;

в) никогда – 1.

3. Если, балуясь, соседские дети позвонят в вашу дверь и убегут,...

а) отругаете их – 1;

б) пожалуетесь их родителям – 5;

в) поворчите, но простите, ведь это все-таки дети – 3.

4. Вы считаете, что ваши соседи:

а) любезные, интересные люди, готовые всегда прийти на помощь, – 5;

б) готовы помочь, но они не так уж интересны – 3;

в) они нелюбезны и неинтересны – 1.

5. В позднее время вы пригласили в гости шумную компанию. Соседи выразили недовольство. Вы:

а) извинитесь и постараетесь утихомирить гостей – 5;

б) ответите, что у себя дома вы можете делать все, что вам заблагорассудится – 1;

в) вы пригласите соседей присоединиться к вам – 3.

6. В соседнюю квартиру вселяются новые жильцы. Вы:

а) сразу же познакомитесь и предложите свою помощь – 5;

б) подождете, пока они обживутся, и только тогда предложите свою помощь – 3;

в) будете ждать, пока первый шаг сделают они – 1.

7. Ваши соседи приобрели новый автомобиль. Вы:

а) разделите их радость – 3;

б) станете им завидовать – 1;

в) спросите себя, как им удалось его купить – 5.

8. Любите ли вы сплетничать?

а) да, всегда – 5;

б) иногда, но без злобы – 3;

в) нет – 1.

9. Неизвестный человек пришел к вашей соседке. А вы знаете, что ее муж в командировке. Вы:

а) попытаетесь выяснить, кто это был, когда он уйдет – 5;

б) вы станете предполагать самое плохое – 1;

в) не обратите на это внимания – 3.

10. Ваши соседи уезжают в отпуск и просят присмотреть за их кошкой, собакой или даже приглядеть за их домом. Вы:

а) сразу же соглашаетесь – 5;

б) говорите, что согласились бы с удовольствием, но находите какие-либо оправдания, чтобы не заниматься этим – 3;

в) сразу же отказываетесь – 1.

11. Вы часто видите дочь ваших соседей в компании женатого мужчины или того, кто, по-вашему, ей не пара. Ваши действия:

а) сразу же сообщаете об этом ее матери – 5;

б) прежде всего поговорите с самой девушкой – 3;

в) считаете, что вас это не касается – 1.

12. Видя, что милиционер вошел к вашим соседям, вы:

а) найдете способ появиться у них, пока он там – 5;

б) как только он уйдет, вы отправитесь к соседям – 3;

в) это просто вас не интересует – 1.

13. Считаете ли вы себя:

а) немного лучше своих соседей – 1;

в) не делаете никаких сравнений с ними – 3.

14. Ваши соседи молодожены. Вы:

а) используете любой повод, чтобы дать им совет – 5;

б) стараетесь им помочь, но тактично, неназойливо – 3;

в) считаете, что они сами должны накопить опыт семейной жизни – 1.

15. Ваши соседи купили новую мебель, а вам предлагают по сходной цене что-то из своей старой. Вы:

а) тронуты, но не показываете этого – 3;

б) вы благодарны за то, что подумали о вас, даже если у вас нет намерения что-нибудь купить – 5;

в) вы оскорблены – 1. Подсчитайте баллы.

Более 58 баллов. Вы готовы оказать помощь соседям и отзываетесь на любую их просьбу, но вы также предлагаете свою помощь, когда в ней никто не нуждается, и делаете это несколько навязчиво. Кроме того, вы чересчур любопытны и любите посплетничать.

57-32 балла. Вы любезны, сердечны, уважаете других. Вы в меру интересуетесь жизнью своих соседей, не предлагаете своей помощи, если в ней нет нужды. Не пытаетесь узнать все о соседях, а также не рассказываете им о себе. В случае необходимости вы всегда бескорыстно предложите свою помощь.

31 и менее баллов. Для вас соседи – совершенно чужие люди. Вы не помогаете им и не нуждаетесь в их помощи и общении. Нередко вы не считаетесь с соседями и ведете себя не совсем корректно.

Умеете ли вы принимать правду

Как вы реагируете, когда вам говорят правду, особенно если она не совсем вам приятна? Нередко людям удобнее оставаться в заблуждении, чем соглашаться с истиной.

1. Представьте себе, что молодая на вид женщина в шестой раз справляет свое «двадцатилетие». Как к этому отнесетесь вы?

а) понятно ее желание скрыть свой истинный возраст;

б) глупо пытаться остановить время;

в) вы в принципе против такой лжи.

2. Предположим, вы находитесь в экзотической, незнакомой стране и попали на восточный базар. Проявите ли вы интерес к диковинным товарам?

а) вы не настолько любопытны, чтобы узнать, что это;

б) вы все же посмотрите, что это такое;

в) купите разные мелочи на память.

3. Что вы скажете, если увидите, как ребенок забавляется с мячом перед развалинами старинного храма?

а) родители не должны позволять детям играть в таком месте;

б) ребенку нужно объяснить, ведь сам он не осознает ценности этого древнего здания;

в) а почему бы и нет? Пусть играет.

4. Некий человек предсказывает будущее. Вас это интересует?

а) вы не желаете, чтобы кто-то поучал вас;

б) вы бы послушали его, но остались бы при своем мнении;

в) вы хотите узнать все о своей судьбе.

5. Солнце с восемью лучами – древний символ счастья. Если бы вы носили такой талисман, то в какой цвет его окрасили?

а) коричневый;

б) оранжевый;

в) зеленый.

6. Если бы у вас была возможность узнать, сколько вам осталось жить, вы бы ею воспользовались?

а) нет, это лишило бы вас радости жизни;

б) в какую-то минуту, быть может, да;

в) вы были бы рады это узнать.

Подсчитайте, сколько ответов вы выбрали под буквами «а», «б» и «в».

Результат: если у вас больше всего ответов под буквой «а», значит, свою жизнь вы строите согласно девизу «Меня не интересует то, чего я не знаю». Этим вы напоминаете страуса, который в минуту опасности зарывает голову в песок. Но не боитесь ли вы, что со временем потеряете правдивое, реальное ощущение жизни?

Если у вас больше всего ответов под буквой «б», значит, вы адекватно воспринимаете неприятные, но правдивые слова, легко справляетесь с жизненными неурядицами. Вы придерживаетесь девиза «Человек не может знать все». Не закрываете глаза перед необходимыми для жизни знаниями.

Если больше всего у вас ответов под буквой «в», значит, вы строги к самому себе и голая правда – важная составная часть вашей жизни.

Вы сами высказываете ее окружающим и от них требуете, чтобы они говорили вам правду без прикрас, не подслащенную деликатностью и осторожностью. Для вас знание – сила, невежество – слабость.

Ваша коммуникабельность

Коммуникабельность играет важную роль в таких сферах жизни, как дружба, карьера, отношения с близким человеком. При устройстве на любую престижную работу в резюме обязательно указывается, что претендент коммуникабелен. А вы коммуникабельны? Предлагается 16 вопросов, на каждый из которых надо ответить однозначно: да – 2 балла, иногда – 1 балл, нет – 0 баллов.

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?

2. Откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока не станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город или село, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, когда незнакомый человек на улице обращается к вам с просьбой показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-либо еще вопрос?

7. Верите ли вы, что существует проблема отцов к детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл отдать вам 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане или столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы вступите с ним в беседу?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была – в магазине, кассе кинотеатра. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. Есть ли у вас сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства?

14. Услышав где-нибудь высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение) в письменном виде, чем в устной форме?

У вас получилось 30–32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким людям также нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует коллективной работы. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 баллов. Вы замкнуты, предпочитаете одиночество. Скорее всего, у вас мало друзей. Вы не любите новых знакомств и смену работы. Вы знаете эту особенность вашего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь, ведь вы вполне можете переломить эту особенность вашего характера. Разве не бывает, что при сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит лишь быть увереннее в себе, и все получится.

19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые контакты вас не пугают. И все же к незнакомым людям вы относитесь с недоверием. Вы нередко бываете циничны, однако многим это даже нравится. У вас мало друзей, но это надежные и проверенные люди.

18-14 баллов. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпимы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний, а экстравагантные выходки и чрезмерная общительность вызывают у вас раздражение.

9-13 баллов. Вы весьма общительны, порой даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Однако вам недостает усидчивости, терпения и рассудительности при столкновении с серьезными проблемами.

4-8 баллов. Вы, должно быть, рубаха-парень. Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в спорах, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По это самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской, сомневаются в вас. Задумайтесь над этим.

3-0 баллов. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Не стоит судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разных конфликтов в своем окружении из-за вспыльчивости, обидчивости, необъективности. Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.