Рабочая программа на тему: рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «история и культура кубанского казачества. Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России

предназначен для учащихся начальных классов казачьей направленности общеобразовательных школ. Программа по истории и культуре кубанского казачества может рассматриваться как самостоятельная дисциплина дополнительного образования или внеурочной деятельности. Содержательное и технологическое наполнение преподавания соответствует возрастным особенностям и строится по общеознакомительному принципу. В основу содержания программы положены нравственные устои казаков, сформулированные в казачьих заповедях, в них объединены основы истории, православославная культура казачества, особенности быта и труда, семейные традиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24

Г.Краснодара

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

Председатель педсовета

Бугакова М.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элементарного краеведческого курса и

тренинга самосовершенствования «Казачья вольница»

Ступень обучения: начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов 135

Составитель: Кочкина Светлана Николаевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373)

2. Пояснительная записка .

К.Д. Ушинский писал, что «прежде, чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ».

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью

3. Общая характеристика курса.

Элементарный краеведческий курс и тренинг самосовершенствования «Казачья вольница» предназначен для учащихся начальных классов казачьей направленности общеобразовательных школ. Программа по истории и культуре кубанского казачества может рассматриваться как самостоятельная дисциплина дополнительного образования или внеурочной деятельности. Содержательное и технологическое наполнение преподавания соответствует возрастным особенностям и строится по общеознакомительному принципу. В основу содержания программы положены нравственные устои казаков, сформулированные в казачьих заповедях, в них объединены основы истории, православославная культура казачества, особенности быта и труда, семейные традиции.

Целями программы являются:

создание условий для реализации потребностей общества в воспитании духовно богатой личности с высокими нравственными устоями и активной гражданской позицией;

воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества.

Для достижения данных целей предполагается решить следующие задачи:

Приобщить младших школьников к нравственным устоям культуры предков;

Помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия, которые неукоснительно соблюдались казаками, способствовать их укоренению в детском уме и сердце;

Дать учащимся твердые ориентиры добра в образцах выдающихся личностей истории казачества;

Способствовать развитию интереса к истории своего края;

Воспитать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;

Ввести детей в круг основных православных традиций, показать их связь с жизнью казаков, искусством, творчеством.

В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных , метапредметных и личностных результатов» .

4. Описание места курса в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ СОШ № 24, всего на изучение курса «Казачья вольница» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1-м классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

5. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

– патриотизм – любовь к своей малой Родине - Кубани, своему народу, к России, служение Отечеству;

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов Кубани

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;

– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир казачества, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Результатами изучения курса «Казачья вольница» является формирование следующих УУД:

Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

  1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
  2. Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
  3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
  4. Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
  5. Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства
  6. Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
  7. Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД :

По окончании изучения курса ученик научится:

  1. Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  2. Принимать и сохранять учебную задачу.
  3. Планировать
  4. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему .
  5. Высказывать свою версию разрешения проблемы.
  6. Различать способ и результат действия.
  7. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

  1. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.

  1. Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
  2. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД :

  1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.
  2. Делать предварительный отбор
  3. наблюдать и делать самостоятельные выводы .
  4. Записывать и фиксировать
  5. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
  6. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  7. Осуществлять синтез как составление целого из частей
  8. Устанавливать аналогии.
  9. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;

Коммуникативные УУД :

  1. оформлять
  2. Слушать и понимать речь других людей.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  2. Формулировать собственное мнение и позицию.
  3. Договариваться и приходить к общему мнению.
  4. Контролировать действия партнёра
  5. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
  6. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в группах.

Программа «Казачья вольница» рассчитана на 4 года и реализуется во внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов.

Программа включает в себя следующие разделы:

Люби труд и не бездействуй.

Служи верно России и казачеству. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Человек- член общества. Взаимоотношения с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умение прислушиваться к чужому мнению. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Малая родина». Кубань- частица России. Знакомство казачьими заповедями. Понимание их содержания. Место, где мы живем. Тимашевский район, станица Медведовская. Моя улица, мой дом, мои соседи.

Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.

Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Кубани. Семья- самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Распределение обязанностей в казачьей семье. Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека.

Сам погибай, а товарища выручай.

Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

Держись православия- веры наших предков.

Поступай по обычаям казачьего народа.

Кубанская традиционная культура. Фольклор. Пословицы, поговорки, заклички. Песни, потешки. Сказки.

Люби труд и не бездействуй.

8. Тематическое планирование

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

На основе содержания казачьих заповедей дается общее представление о человеческих свойствах и качествах. Человек - член общества. Взаимоотношения с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умение прислушиваться к чужому мнению. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Малая родина». Кубань- частица России. Знакомство казачьими заповедями. Понимание их содержания. Место, где мы живем. Тимашевский район, станица Медведовская. Моя улица, мой дом, мои соседи.

Исследовательская работа: 1кл.Почему так назвали улицу, на которой я живу? 2кл.Легенды края казачьего.3кл. Тимашевцы – гордость Кубани. 4кл. Верные сыны Кубани.

Раздел 1. Служи верно России и казачеству

Страна, где мы живем.

Россия – страна многонациональная.

Кубань- край казачий. Верность Родине.

Казаки- патриоты своей Родины. Казаки равны в правах.

Тимашевский район. Достопримечательности района. Музей семьи Степановых (Экскурсия).

ст. Медведовская. История основания станицы и её названия.

Моя улица. Мой дом.

Мои соседи.

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.

Слушать и понимать речь других людей.

Познакомиться и обсудить правила общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога).

Практическая работа: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ.

Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религиям.

Показывать местонахождение Москвы и Краснодара на карте России.

Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России и Кубани , узнавать его среди гербов других стран.

Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ, Кубани.

Знакомство казачьими заповедями. Обсуждение и понимание их содержания.

Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Кубани. Семья- самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Распределение обязанностей в казачьей семье

Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека

Исследовательская работа:1 кл. Моя семья. 2кл. Моя бабушка (Мой дедушка) 3кл. Моя фамилия. 4кл. Составление схемы родословного древа.

Раздел 2. Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.

Моя семья. Мои родители. Дедушки и бабушки.

Семейные традиции в казачьей семье.

Обязанности детей в казачьей семье

Воспитание мальчиков и девочек.

Семейные праздники. День матери-казачки.

Родословная.

4ч.

Слушать и понимать речь других людей.

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Ценность дружбы, согласия, взаимопомощи. Понятия «дружба», «товарищество». Правила взаимоотношений между друзьями, одноклассниками. Моделирование и обсуждение ситуаций, возникающих между сверстниками.

Практическая работа: 1кл. Портрет моего друга; 2кл. Творческая работа «Мой лучший друг»; 3 кл. Моделирование ситуаций, их обсуждение. 4 кл.

Раздел 3. Сам погибай, а товарища выручай.

Дружба и товарищество.

Мои друзья.

Друг познается в беде.

3ч.

3ч.

3ч.

3ч.

Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края.

Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к товарищам.

Рассказывать о своем друге.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы .

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Обсуждение и раскрытие содержания двух заповедей: Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Будь примером для всех, по тебе судят обо всем казачестве.

Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества. Освоение кубанской земли. Охрана и защита границ России.

Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны.

Героические поступки наших земляков мирное время.

Исследовательская работа: 3,4 кл. «Победа деда - моя победа», «Наши земляки- герои войны (труда)»

Раздел 4. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

Будь примером для всех, по тебе судят обо всем казачестве.

Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества.

Освоение кубанской земли. Охрана и защита границ России.

Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны. Герои войны –наши земляки.

Героические поступки наших земляков мирное время. Подвиги наших земляков. Создание журнала «Боевые пути земляков».

Тимашевцы – герои ВОВ. Экскурсия на аллею героев в г. Тимашевск.

Подвиг семьи Степановых. Экскурсия в музей Степановых.

Исследовательский проект.

6ч.

7ч.

7ч.

Доносить свою позицию до других людей

оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога).

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации.

Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края.

Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своей станицы.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности.

Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.

Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. Изучение православных традиций в казачьих семьях. Православные храмы. Правила поведения в храме. Посещение храма.

Исследовательская работа: «Православные праздники»: 1 кл. Рисунки, поделки к праздникам, 2 кл. Обрядовые песни, прибаутки. 3, 4 кл. Проектная деятельность.

Раздел 5. Держись православия- веры наших предков .

Православная вера- основа кубанской семьи.

Православные традиции казачества.

Православные святыни Кубани.

Храмы. Правила поведения в храме.

Посещение храма.

Православные праздники: Рождество Христово. Пасха. Троица.

6ч.

6ч.

6ч.

6ч.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме.

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы .

Кубанская традиционная культура. Фольклор.Пословицы, поговорки, заклички.Песни, потешки.Сказки.

Игры казачат. Воспитание воина с раннего детства. Значение игр в воспитании казачат. Игры для девочек, для мальчиков.

Исследовательская работа: «Кубанский фольклор»: 1 кл. Пословицы, поговорки, заклички , обрядовые песни, прибаутки, потешки.2 кл. Игры казачат. 3кл. Проект «Казачья сказка», 4 кл. «Старая сказка на новый лад» или «Казачья ярмарка» (по выбору)

Раздел 6. Поступай по обычаям казачьего народа . Кубанская традиционная культура.

Фольклор.

Пословицы, поговорки, заклички.

Песни, потешки.

Сказки.

Игры казачат.

3ч.

3ч.

3ч.

3ч.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации.

Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

Работать по предложенному плану , использовать необходимые средства.

Значение труда в жизни человека и общества. Значение труда для казачьей семьи. Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство. Занятия людей на Кубани. Древние и современные ремесла.

Исследовательская работа: 1 кл. «Моя мама на работе», 2кл. « Профессии родителей»,3 кл. « Занятия людей на Кубани», 4 кл. « Древние(современные) ремесла»

Раздел 7. Люби труд и не бездействуй.

Труд кормит, а лень портит.

Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство.

Занятия людей на Кубани.

Древние и современные ремесла.

Профессии родителей.

5ч.

5ч.

5ч.

5ч.

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

9.Материально-техническое обеспечение курса «Казачья вольница»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием курса)

Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии)

Методические пособия для учителя

Печатные пособия

Административная и физическая карты Краснодарского края.

Портреты выдающихся людей Кубани.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, календари знаменательных дат)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Технические средства обучения

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по содержанию курса

Аудиозаписи


Данный курс знакомит учащихся с географией расселения казаков, их бытом и культурой. В курсе раскрывается значение казаков в России. Особое значение придается развитию навыков поиска географической информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания фактов размещения казаков по территории страны, определению учащимися собственного отношения к быту и культуре событиям казачьего народа. Курс способствует овладением навыками анализа, объяснения, развитием коммуникативной культуры учащихся. Программа обеспечивает взаимосвязь в преподавании курса географии казачества для формирования целостных знаний учащихся о размещении казаков по территории России, и конкретно в Зауралье.

Программа курса «География казачества России» рассчитана на 17 часов.

Цель курса: познакомить с особенностями важнейших центров и районов размещения казаков, их бытом и занятиями.

Задачи курса:

Формировать знания о казачестве как сословии;

Выявление главных центров размещения казачества;

Формирование знаний о казачестве в Кургане;

Формирование знаний о современной роли казачества

Закрепить умения работать с основными средствами географической информации;

Воспитание гражданственности, патриотизма, развитие мировоззренческих убеждений учащихся;

Расширение кругозора учащихся;

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать: данный курс дает возможность узнать своеобразие размещения казачества в России; функции Казачьего круга, его традиции, о роли атаманов в современном казачестве, трактовка термина «казак»; Казаки- оренбургских, донские казаки, кавказские казаки и другие. Происхождение и характер духовной культуры Российского казачества; понятие о культуре. Традиции казачества: одежда, жилище, хозяйство, быт, казачества с органами власти, о связях Донского, Кубанского и Уральского казачества; о роли донской интеллигенции в восстановлении этнокультурного наследия донского края, о возрождении культурных традиций.

Учащиеся должны уметь: подбирать литературу по предложенной теме, анализировать ее, показывать различные точки зрения ученых по вопросу о происхождении казачества. Различать символы казачьих общин. Понимать смысл отдельных терминов, при необходимости вводить их в активный словарный запас, работать с картой: правильно показывать границы государства, показывать места казачьих общин. Работать правильно с книгой, делать выводы, объяснять термины, описывать жилище казака, называть элементы одежды донских, оренбургских, кавказских и других казаков, (курень, крепость, струг), составлять описание казачьих обрядов (новогодних, рождественских, свадебных)

По функциональному назначению программа учебного курса отвечает требованиям профильного обучения, так как в школе кадетские казачьи классы.

По степени новизны программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

По мотивирующему потенциалу программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития.

По научности содержания в программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: уроки-лекции, беседы, встречи с представителями казачества, просмотр фильмов о казаках, защита творческих работ учащихся.

В курсе раскрывается понятия «казаки», «шалашный атаман», «сечь», «сходка», «скоба», 2оселедец». Географическое расположение казачьих общин, их быт уклад, традиции. Появление казачества. Вольное и служивое казачество. Занятия, общественный строй. Основные принципы казачьего мировоззрения, казачьей нравственности. Права и обязанности казака. Военная структура казаков, создание Донского, Кубанского, Сибирского, Уральского казачьих войск.

I Понятие «казаки» - 1 час

II Днепропетровское казачество -5 часов

2. Запорожские казаки

3. Задунайские казаки

4. Дунайские казаки

5 Азовские казаки

6 Бугские казаки

III Кавказские казаки -3 часа

7 Кавказские казаки

8 Терские казаки

9 Кубанские

IV Донские казаки-1 час

10 Донские казаки

V Уральские казаки -3 часа

11 Оренбургские казаки

12 Зауральское казачество

VI Сибирское казачество -3 часа

13 Забайкальское казачество

14 Амурское казачество

15 Уссурийское казачество

VI (16-17)

п/п

Тема курса

Количество часов

Дата план

Дата факт

Понятие «казаки»

Днепропетровское казачество . Запорожские казаки

Задунайские казаки

Дунайские казаки

Азовские казаки

Бугские казаки

Кавказские казаки

Терские казаки

Кубанские

Донские казаки

Оренбургские казаки

Зауральское казачество

Забайкальское казачество

Амурское казачество

Уссурийское казачество

Современное казачество, казачий круг

Обобщающий урок по теме: «География Российского казачества»

п/п

Раздел курса

Количество часов

Понятие «казаки»

Днепропетровское казачество

Кавказские казаки

Донские казаки

Уральские казаки

Сибирское казачество

Современное казачество, казачий круг

Всего часов

Список литературы:

1. Агафонов О. Казачьи войска Российской империи. Калининград, 1995.
2. Баранов А.В. Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой экономической политики (1921 – 1929 гг.). СПБ., 1996.
3. Бреэре И. Казаки. М., 1992.
4. Василевский В.И. Забайкальское казачье войско. Краткий исторический очерк. М., 2000.
5. Венков А.В. Антибольшевистское движение на Юге России на начальном этапе Гражданской войны. Ростов-на-Дону, 1995.
6. Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 1995., т. 1 – 3.
7. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. М., 1997.
8. Воскобойников Г.Л. Казачество в русско-японской войне (1904 – 1905 гг.). Научная библиотека РГУ. Ростов-на –Дону, 1995.
9. Воскобойников Г.Л. Казачество в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. М., 1994.
10. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). М., 1995.
11. Гордеев А.А. История казаков. М., 1991 – 1992, т. 1 – 4.
12. Гордеев А.А. История казачества. М., 2007.
13. Игнатьев Б.Б. Развитие системы управления казачьих войск России в конце XIX – начале XX вв. М., 1997.
14. История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1993 – 1995, т. 1 – 3.
15. Казачество. Энциклопедия/под. ред. А.П.Федотова. М., 2003.

Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1992.
16. Оренбургское казачье войско. Культура, быт, обычаи. Челябинск, 1996.

17. Рябов С.И. Донская земля в XVII в. Волгоград, 1992.
18. Скорик А.П. Возникновение Донского казачества как этноса. Новочеркасск, 1992.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю

«____» ______2013 «___»_______2013 «___»________2013

Руководитель МО Зам. Директора по Директор школы

Смирнова О. В УВР Ишунина Е.С Максимова Н.П.

_______________ _______________ ______________

Рабочая программа

Учебного курса

По географии

«География Российского казачества»

для 10-11 классов на 2013-2014 учебный год

Макарова Ж.В.

  • Прокопенко Иван Александрович , Начальник сектора по работе с казачьими обществами Волгодонского района. Заместитель атамана Первого Донского округа ВКО ВВД по работе с казачьей молодежью

Презентации к уроку













































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
















































































































Назад Вперёд

Введение

Образование с момента своего возникновения и во все времена оказывало большое влияние на развитие отечественной культуры.

"Изменения в социально-экономической жизни России на современном этапе её развития, - по мнению профессора А.Н.Ванеева, - потребовали переоценки ценностей" . И главное, на что направлено образование в настоящее время, - это воспитание гражданина, формирование у ученика активной жизненной позиции.

В настоящее время, когда возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения. А социальное воспитание, подчёркивает К.С.Черевик, является одним из основных звеньев процесса социализации личности. "Социализация, - по определению учёных А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуумом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации" .

Ребёнку всегда интересно узнавать новое. Ему не просто нужны знания, но и само участие в том или ином понравившемся деле. Вот почему он и выбирает себе дополнительно занятия в творческих объединениях по своим интересам, потребностям. Для ребенка в первую очередь притягательны знания о своем родном крае, что способствует повышению его общей культуры, приобретению полезных знаний, умений, навыков. Это формирует ответственность за природное историческое целое современного поколения. Это даёт возможность ребёнку больше узнать о земле, на которой он живёт, имя которой - Родина. А любовь к родному краю, знание его истории - это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. народная культура - это живое дерево, у неё не только ветви, но и корни, и чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Поэтому мы должны стремиться докопаться до корней истории своего народа. А к истории можно относиться по-разному, но главное - её нельзя забывать. Прошлое необходимо знать не только для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки отдельных людей, но и поколения в целом. Человек не может жить без прошлого, оно нужно ему, чтобы уяснить для себя связь и характер текущих явлений, понять, откуда эти явления пошли и к чему могут привести. И сегодня особенно остро ощущается подобная связь. Прошлое и современность, выраженные в тесном взаимодействии материальных памятников, творческой деятельности человека, культурных традиций, волнуют нас, заставляют вновь и вновь обращаться к своим истокам.

История культуры занимает важное место в нашем историческом прошлом, она связана с событиями в развитии науки, искусства, просвещения, литературы, театра, народных традиций, праздников и обрядов, отражает характерные черты своего времени. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

Вот почему учёные-педагоги во все времена ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие процесс социализации личности ребенка.

Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. А традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.

Социальное воспитание ребёнка - это приобщение его к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Пояснительная записка

Программа "Истоки" представляет собой модифицированную (адаптированную) образовательную программу. Данная программа предусматривает изменения с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности детей, нестандартности индивидуальных результатов воспитания и обучения.

Создание образовательной программы "Истоки" продиктовано потребностью детей младшего школьного возраста знать жизнь, быт и культурные традиции своих земляков - донских казаков. История и современность родной Донщина удивительна. Сохранение, возрождение и пропаганда культурных традиций донских казаков - благородное дело каждого дончанина. Культурное наследие донских казаков - составляющая часть народной культуры.

Актуальность образовательной программы "Истоки" заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодых к неиссякаемому роднику народной мудрости. Культура народа несет в себе богатейший воспитательный потенциал, формируя активную жизненную позицию юного гражданина. Благотворное влияние народной культуры на личность человека подчеркивают не только российские педагоги и ученые, но и зарубежные: К. Ушинский, А. Макаренко, Н. Крупская, В.Сериков, Е.Бондаревская, В.Кувакин, Б.Куприянов, В.Гаврилюк, А. Мудрик, Я. Коменский и др.

Цель программы:

  • создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям донского казачества.

Задачи программы:

  • воспитание любви к своей малой Родине;
  • приобщение детей к жизни, быту и культурным традициям донских казаков;
  • развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, нравственых качеств воспитанников;
  • сохранение психического и физического здоровья ребенка через создание благоприятного микроклимата в детском коллективе и экскурсии за пределы образовательного учреждения.

Программа расчитана на детей младшего школьного возраста.

Срок реализации программы: 3 года. Количество часов: 216 часов. Количество занятий: 2 часа в неделю, время занятий: 40 минут.

Процесс освоения образовательной программы "Истоки" включает в себя: овладение детьми теоретического и практического материала о жизни, быте и традициях донских казаков на основе казачьего фольклора, исторических данных о месте донского казачества в истории Российского государства, исторических сведениях о родном Волгодонском районе через разнообразные формы занятий и мероприятий. Основные педагогические технологии, используемые при реализации образовательной программы: музейная педагогика (опора на музейные уроки) и здоровьесберегающая технология (опора на экскурсии). Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи и др.

  • Первый год обучения по программе "Истоки" предусматривает овладение воспитанниками знаний о жизни, быте и культурных традициях донских казаков на основе казачьего фольклора (сказок, пословиц, поговорок).
  • Второй год обучения по образовательной программе дает возможность детям глубже узнать о жизни, быте и традициях донского казачества через исторические источники, музейный материал.
  • Третий год овладения образовательной программы "Истоки" расширяет и углубляет знания детей о быте, жизни и традициях донских казаков на основе исторического материала о родном Волгодонском районе, родном хуторе Потапов.

Особенностью образовательной программы "Истоки" является ее интегрированность. Занятия проводятся не только в самом образовательном учреждении, но и предусматривают выход за его пределы: на предприятия, на экскурсии и др. Сам воспитанник учится маслить масштабно: стремится участвовать в различных мероприятиях, может делать самостоятельные выводы. Особенностью программы является и ее региональный компонент. Среди многообразия источников программы немаловажное место занимает книга о родном Волгодонском районе "Волгодонской район: история и современность" авторов В.П.Мельникова и С.Ю.Шендерук.

В 2009 - 2010 уч. г. автор программы "Истоки" представил опыт своей работы в методическом пособии "Роль Центра внешкольной работы в социальном воспитании детей" на Всероссийском фестивале "Открытый урок", о чем свидетельствуют диплом фестиваля и сертификат на право публикации представленного методического пособия в московском издательстве "Первое сентября". Рецензентами пособия являются А.А.Шмыдко, кандидат педагогических наук ТГПИ и В.И.Новиков, профессор МГУ им. М.Ломоносова.

Педагогический мониторинг

Контроль за освоением обучающимися образовательной программы осуществляется поэтапно.

Назначение контроля:

  • 1 этап - предворительный: выявление первоначального уровня знаний;
  • 2 этап - промежуточный: корректирование и управление образовательным процессом;
  • 3 этап - итоговый: определение успешности и эффективности реализации программы.

В конце каждой темы также осуществляется тематический контроль.

Методы контроля: беседа, тестирование, творческая работа ребенка, экспертная оценка.

Знания и умения детей определяются по активности освоения материала во время самих занятий и при проведении мероприятий различного уровня.

Ожидаемые результаты программы

По итогам освоения образовательной программы "Истоки" воспитанники должны:

1 год обучения:

уметь:

2 год обучения:

  • овладеть следующими компетенциями:

уметь:

3 год обучения:

  • овладеть следующими компетенциями:

уметь:

Оснащение педагогического процесса

  1. Литература для занятий (список прилагается).
  2. Раздаточный материал для занятий (указывается в планах занятий).
  3. Карта России.
  4. Карта Волгодонского района.
  5. Гимн России.
  6. Флаг и герб России.
  7. Гимн Ростовской области.
  8. Флаг Ростовской области.
  9. Герб Ростовской области.
  10. Выставочный материал о жизни, быте и традициях донских казаков (на основе личного семейного музея).

1 год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п Название тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 1
2 Народная культура 1 1
3 Казачий фольклор 1 1
4 Казачьи сказки 30 20 50
5 Пословицы и поговорки донских казаков 14 4 18
6 Итоговое занятие 1 1
Итого 48 24 72

1. Вводное занятие.

Цели и задачи программы. Техника безопасности. Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ об охране культурного наследия.

2. Народная культура. Народная культура - бесценный опыт старших поколений.

Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.

3. Казачий фольклор. Казачий фольклор как составляющая часть народной культуры.

Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.

4. Казачьи сказки.

  1. Сказочный мир казаков неповторим.
  2. Казачья сказка "Бисеринка". Доброта донских казаков, воспетая в сказке.
  3. Взаимовыручка друзей в сказке "Бисеринка".
  4. Казачья сказка "Иван Светильник". Комментирование сказки.
  5. Добро и зло в сказке "Иван Светильник".
  6. Казачья сказка "Про сына купца и дочь сапожника". Комментированное чтение сказки.
  7. Занятия казаков в сказке "Про сына купца и дочь сапожника".
  8. Казачья сказка "Ванюша и Баба Яга". Неповторимый казачий говор в сказке.
  9. Казачья сметливость и находчивость в сказке "Ванюша и Баба Яга".
  10. Казачья сказка "Про царскую дочь и пастуха". Комментирование сказки.
  11. Казачьи профессии в сказке "Про царскую дочь и пастуха".
  12. Казачья сказка "Свадебный каравай". Умение казака держать свое слово.
  13. Казачий свадебный обряд в сказке "Свадебный каравай".
  14. Казачья сказка "Про царскую дочь и козленка". Комментированное чтение сказки.
  15. Необыкновенный казачий говор в сказке "Про царскую дочь и козленка".
  16. Казачья сказка "Танюша и мачеха". Доброта казаков в сказке.
  17. Казачьи обычаи в сказке "Танюша и мачеха".
  18. Казачья сказка "Черная коровушка и Аннушка". Комментирование сказки.
  19. Доброта и трудолюбие казаков в сказке "Черная коровушка и Аннушка".
  20. Казачья сказка "Кот и лиса". Хитрость в сказке.
  21. Казачья сказка "Казак и лиса". Казачье трудолюбие и находчивость в сказке.
  22. Казачья сказка "Глупец и жеребец". Жадность и глупость в сказке.
  23. Казачья сказка "Митяй - казак бесстрашный". Комментированное чтение сказки.
  24. Любовь к Родине казака в сказке "Митяй - казак бесстрашный".
  25. Казачья сказка "Казак Чигин". Комментирование сказки.
  26. Патриотизм казаков в сказке "Казак Чигин".
  27. Сказка "Горе - Злосчастие". Казачья мудрость в сказке.
  28. Умение казака преодолевать житейские трудности в сказке "Горе - Злосчастие".
  29. Сказка "Своенравная жена". Комментирование сказки.
  30. Устои казачьей жизни в сказке "Своенравная жена".
  31. Сказка "Лихо Одноглазое". Казачий говор в сказке.
  32. Казачья сметливость и терпение в сказке "Лихо Одноглазое".
  33. Сказка "Казак и Судьбина". Комментированное чтение сказки.
  34. Казачья мудрость в сказке "Казак и Судьбина".
  35. Сказка "Лобаста". Неповторимый казачий говор в сказке.
  36. Казачий семейный лад в сказке "Лобаста".

Формы организации занятий:

5. Пословицы и поговорки донских казаков.

  1. Пословицы и поговорки о казачьей дружбе.
  2. Пословицы и поговорки о любви казака к Отечеству.
  3. Пословицы и поговорки о верном служении казака своему Отечеству.
  4. Пословицы и поговорки о казачьем добрососедстве.
  5. Казачьи пословицы и поговорки об атамане.
  6. Пословицы и поговорки о верном друге - коне.
  7. Казачьи пословицы и поговорки о доброте.
  8. Пословицы о казачьей семье.
  9. Пословицы и поговорки о казачьей вере.
  10. Пословицы и поговорки казаков о добре.
  11. Пословицы и поговорки о казачьем трудолюбии.
  12. Пословицы и поговорки о казачьем счастье.
  13. Пословицы и поговорки о совести казака.
  14. Пословицы и поговорки о верности казачьему слову.
  15. Пословицы и поговорки о казачьей скромности.
  16. Пословицы и поговорки о казачьем порядке.

Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.

6. Итоговое занятие.

Формы организации занятия: выставка, экскурсия.

2 год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п Название тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 1
2 Народная культура. Быт и культура казаков 12 6 18
3 Казачьи ремесла. 4 4 8
4 Народная одежда. Одежда казаков 7 4 11
5 Устои казачьей жизни 6 4 10
6 Казачья символика 5 2 7
7 Обычаи, обряды и праздники казаков 4 3 7
8 Яркие страницы в истории донского казачества 6 3 9
9 Итоговое занятие 1 1
Итого 45 27 72

1. Вводное занятие.

Цели и задачи, программа. Техника безопасности.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

2. Народная культура. Быт и культура казаков.

  1. Народная культура - бесценный опыт старших поколений.
  2. Культура донских казаков как составляющая часть народной культуры.
  3. Быт, обычаи, обряды, праздники, традиции дончан - замечательное наследие наших предков -казаков.
  4. История происхождения донского казачества.
  5. Сказ о славной донской реке - Доне Тихом, Доне Ивановиче.
  6. Первые казачьи городки.
  7. Казачья усадьба.
  8. Курень - основное казачье жилище.
  9. Печь - в доме хозяйка.
  10. Казачья стряпка.
  11. Хата - малораспространенное жилище на Дону.
  12. Убранство и обереги казачьего жилища.
  13. Посуда донских казаков.
  14. Глиняные горшки да чугунки.
  15. Казачья солоница - главный предмет казачьего стола.
  16. Плетеные изделия в казачьем быту.
  17. Медная посуда.
  18. Утюги в казачьем быту.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, беседа, иллюстрированный рассказ.

3. Казачьи ремесла.

  1. Станичные ремесла в старину и современные профессии казаков.
  2. Умелые корзинщики.
  3. Ковали-кузнецы.
  4. Замечательные гончары.
  5. Донские мельники.
  6. Хлеборобы - золотые руки.
  7. Трудолюбивые бахчевники.
  8. Чабаны да пастухи.

Формы организации занятий: беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ.

4. Народная одежда. Одежда казаков.

  1. Народная одежда - мастерство народа.
  2. Русская народная одежда - основа казачьей одежды.
  3. Одежда казаков.
  4. Мужская казачья одежда.
  5. Зипун да кафтан, черкеска да бурка.
  6. Женская казачья одежда.
  7. Черты восточной одежды в женском казачьем костюме.
  8. Элементы русской одежды в казачьем женском костюме.
  9. Украшения в одежде казачек.
  10. Русская народная одежда.
  11. Домотканые полотняные изделия в казачьем быту.

Формы организации занятий: викторина, конкурс, беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ.

5. Устои казачьей жизни.

  1. Казачья семья - основа жизни казаков.
  2. Роль отца и матери в казачьей семье.
  3. Воспитание мальчика в казачьей семье.
  4. Обычай посадки маленького казака на коня.
  5. Воспитание девочки в казачьей семье.
  6. Маленькая казачка - главная помощница своей матери.
  7. Казачья родословная.
  8. Имя и фамилия казака.
  9. Современная казачья родословная.
  10. Замечательные дончане - наши современники.

Формы организации занятий: беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, вечер встречи, викторина.

6. Казачья символика.

  1. Гимн Всевеликого Войска Донского.
  2. Флаг Всевеликого Войска Донского.
  3. Казачий круг.
  4. Символы казачьей власти.

Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.

7. Обычаи, обряды и праздники казаков.

  1. Крещение.
  2. Масленица.
  3. Пасха.
  4. Троица.
  5. Покров.

Формы организации занятий: музейный урок, выставка, экспозиция, экскурсия, иллюстрированный рассказ, вечер встречи, викторина.

8. Яркие страницы в истории донского казачества.

  1. Ермак Могучий - один из самых почитаемых героев в истории донского казачества.
  2. Донские казаки - защитники Азова.
  3. Донской казак Степан Разин.
  4. Старинная крепость Таганрог.
  5. Кондратий Булавин - атаман Бахмутского городка.
  6. Емельян Пугачев - донской казак.
  7. Матвей Иванович Платов - самый выдающийся казачий военачальник.
  8. Яков Петрович Бакланов - знаменитый казачий генерал.
  9. Добрый конь - верный друг казака.
  10. Донские казаки - прославленные защитники Отечества.

Формы организации занятий:

9. Итоговое занятие.

Формы организации занятия: выставка, экспозиция, экскурсия

3 год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п Название тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 1
2 Волгодонской район на карте Ростовской области 1 1 2
3 Родной район Волгодонской - частичка Донского края 3 1 4
4 Историческое прошлое Волгодонского района 2 2
5 Возникновение хуторов и станиц района 6 2 8
6 Станица Романовская. История возникновения 2 2 4
7 Современная Романовская 8 2 10
8 Станицы, хутора и поселки района в наши дни 6 2 8
9 Родной хутор Потапов на карте Волгодонского района 1 1 2
10 Достопримечательности хутора Потапов 4 2 6
11 Замечательные хуторяне 3 1 4
12 Ветераны Великой Отечественной войны родного хутора Потапов 3 1 4
13 Потаповцы - удивительные мастера декоративно-прикладного творчества 5 3 8
14 Семейные традиции хуторян. Родословная 2 5 7
15 Представление программы "Истоки" на Всероссийском образовательном молодежном форуме "Селигер-2010" 1 1
16 Итоговое занятие 1 1
Итого 48 24 72

1. Вводное занятие.

Цели и задачи, программа. Техника безопасности. Конституция РФ о государстве и гражданах России.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

2. Волгодонской район на карте Ростовской области.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

3. Родной район Волгодонской - частичка Донского края.

  1. Донской край как составляющая Российского государства.
  2. Волгодонской район: образование, культура, здравоохранение.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

4. Историческое прошлое Волгодонского района.

  1. Возникновение района, наименование его.
  2. Территория района.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

5. Возникновение хуторов и станиц района.

  1. Хутор Ясырев.
  2. Станица Большовская.
  3. Станица Каргальская.
  4. Хутор Рябичи.
  5. Хутор Холодный.
  6. Хутор Семенкин.
  7. Хутор Калинин.
  8. Хутор Пирожок.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

6. Станица Романовская. История возникновения.

  1. Название станицы.
  2. Расположение станицы.
  3. Достопримечательности Романовской.
  4. Объекты станицы.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

7. Современная Романовская.

  1. Карта станицы.
  2. Улицы Романовской.
  3. Администрация района.
  4. Образование.
  5. Культура.
  6. Здравоохранение.
  7. Производственные объекты.
  8. Районный краеведческий музей.
  9. Герои Романовского подполья.
  10. Фестиваль "Струны души".

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

8. Станицы, хутора и поселки района в наши дни.

  1. Сельские поселения.
  2. Проиводственные объекты.
  3. Образование.
  4. Культура.
  5. Достопримечательности.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

9. Родной хутор Потапов на карте Волгодонского района.

  1. Территория хутора Потапов.
  2. Хутор Потапов - моя Родина.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

10. Достопримечательности хутора Потапов

  1. Мемориал воинской славы.
  2. Братская могила защитников хутора Потапова в годы Великой Отечественной войны.
  3. Потаповское хуторское казачье общество Романовского юрта 1 Донского казачьего округа.
  4. Казачьи дома - курени.
  5. Казачье подворье.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

11. Замечательные хуторяне.

  1. Ф.Турук - замечательный кукурузавод.
  2. А. Богачев - участник ВДНХ.
  3. И. Башкинцев - заслуженный комбайнер.
  4. Р. Чепухова - многократный победитель соцсоревнований.
  5. Р. Винс - первоцелинница.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

12. Ветераны Великой Отечественной войны родного хутора Потапов.

  1. Иван Александрович Ярулин.
  2. Александр Петрович Парьев.
  3. Елена Андреевна Шевченко.
  4. Иван Иванович Луковской.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

13. Потаповцы - удивительные мастера декоративно-прикладного творчества.

  1. П.Ф.Сиренко - мастер-золотые руки.
  2. Сестры Л.К. Баранович и О.К.Махновец - мастерицы домотканого льняного полотна.
  3. М.А.Ковтунович - мастерица художественной вышивки.
  4. Р.В.Винс - мастер художественного вязания.
  5. Р.А. Лихачева - мастерица-золотые руки.
  6. К.А. Радькова - мастерица художественного вязания.
  7. А.А.Попов - мастер лозоплетения.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

14. Семейные традиции хуторян. Родословная.

  1. Казачья семья.
  2. Современная семья.
  3. Роль родителей в семье.
  4. Воспитание детей в семье.
  5. Традиции современной семьи.
  6. Семейные праздники.
  7. Казачья родословная.
  8. Современная родословная.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

15. Представление программы "Истоки" на Всероссийском образовательном молодежном форуме "Селигер-2010".

Форма организации занятия: презентация.

16. Итоговое занятие.

Формы организации занятия: выставка, экспозиция, экскурсия.

По итогам обучения воспитанники должны:

1 год обучения

  • овладеть следующими компетенциями:
  • понятие о казачьей сказке, пословицах и поговорках о жизни, быте и культуре донских казаков;
  • понятие о необыкновенном казачьем говоре, отраженном в сказке;

уметь:

  • рассказать о казачьей сказке, определить ее тему;
  • использовать приобретенные знания в повседневной жизни;

2 год обучения

  • овладеть следующими компетенциями:
  • понятие о жизни, быте и культурных традициях донских казаков;
  • понятие о месте казачества в истории Российского государства;
  • понятие о культуре донских казаков как составляющей части народной культуры,

уметь:

  • рассказывать о жизни, быте и культурных традициях донских казаков; использовать приобретенные знания в практической деятельности;

3 год обучения

  • овладеть следующими компетенциями:
  • история и современность родного Волгодонского района, хутора Потапов;
  • замечательные казаки, прославившие донской край;

уметь:

  • рассказать об истории своей малой Родины;
  • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни с целью дальнейшего развития коммуникативных способностей, адаптации к социальным условиям.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985.

2. Азбука психологии: психология познания. Учебно-метод. пособие./Сост.Е.И.Рогов.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.

3. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.

4. Бегство от скуки: Рассказы об интересах и увлечениях. - Ростов-на-Дону: Рост. кн. изд-во, 1989.

5. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Сост. Г.Науменко. - М.: Дет. лит., 1980.

6. Библиотека русского фольклора: Былины./ Сост. Ф.М.Селиванов. - М.: Советская Россия, 1988.

7. Борцов Ю.С. Социология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

8. Большой энциклопедический словарь /Под ред. А.М.Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - С.-Петербург: Норинт, 2001.

9. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание. - Спб: Профессия, 2004. - 304 с.

10. Ванеев А.Н. Библиотечное дело: Теория. Методика. Практика. - Спб: Профессия, 2004.

11. Веденяпина М.И. Пушкинская библиотека: вчера, сегодня, завтра.// Библиополе. - 2004. - № 1.

12. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975.

13. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Я., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Школьная библиотека, 2003.

14. Гриханов Ю.А. Что нужно каждому знать о библиотеке/ М.: Книга, 1997.

15. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1984.

16. Даль В.И. Энциклопедия русского слова.- М.: Эксмо, 2002.

17. Домострой /Сост. вступ. ст., пер, и коммент. В.В.Колесова; Подготов. текстов В.В.Рождественского, В.В.Колесова, М.В.Пименовой. - М: Сов. Россия, 1990.

18. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. - М.: Профиздат, 1983.

19. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.: Просвещение, 1989.

20. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Профиздат, 2002.

21. История мировой культуры /Под ред. Г.В.Драч. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

22. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высшая школа, 1990.

23. Конституция Российской Федерации. - Спб: Регата, 2000.

24. Круглый год: русский земледельческий календарь /Сост., вст. ст. и примеч. А.В. Крыловой. - М.: Правда, 1991.

25. Линкова И.Я. Ты и твоя книга: Кн. для чтения.-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1991.

26. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. - 2-е изд., доп. - М.: Советская Россия, 1984.

27. Массовая библиотека: Теория и практика. Сборник / Рос. гос. б-ка. Ред-сост. Ю.А.Гриханов. - М., 1993.

28. Массовая библиотека на пути перемен: Методические рекомендации. /Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Ред.-сост. A.M. Еремина. - М., 1990.

29. Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. - Волгодонск: ЗАО "СКФ", 2005.

30. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001.

31. Педагогика /Под ред. В.А.Сластёнина. - М.: Профиздат, 2002.

32. Прекрасное - своими руками: Народные художественные ремёсла /Сост. С.С.Газарян. - М.: Дет. лит., 1989.

33. Психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.

34. Розанова Е.Г. Праздники в школе и дома: Сценарии, викторины, игры. - М.: РОСМЭН, 2000.

35. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. - Симферополь: Соратник, 1992.

36. Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях. Вып. 2: Участие библиотеки в возрождении, развитии культурного наследия: Методические рекомендации /Рос. гос. б-ка; Сост. В.А. Доброва, О.В.Осипова. - М.: Либерия, 1997.

37. Скуднова Т.Д. 50 имён из истории отечественной педагогики. - Таганрог: Икар, 2000.

38. Сковозников В.Д. К понятию "пушкинской традиции" (Пушкин и поздний Жуковский)// Русская словесность. - 2001. - № 6.

39. Сохраняя традиции, искать новое // Библиотека.- 1996.- №6

40. Степанов А.В. Строго между нами. - Чулым: Нива, 1997.

41. Степанов А.В. Одолень-трава. - Чулым: Нива, 2000.

42. Степанов А.В. Запах чёрной смородины. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

43. Суглобов Г.А. О свычаях - обычаях и религиозных обрядах. - М.: Советская Россия, 1987.

44. Суратов В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности: Учебное пособие/ Санкт - Петербургский гос. инс-т культуры: С. - Петербург, 1992.

45. Сухоносов Н.С. На повороте судьбы - Цимлянск: Придонье,1998.

46. Сухоносов Н.С. Позывные любви. - Волгодонск: Волгодонское полиграф. объедин., 1999.

47. Тихомиров И.И. Художественная литература в помощь нравственному воспитанию читателей// Нравственное воспитание читателей/ Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М., 1985.

48. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

49. Чечётин А.И. Искусство театральных представлений. - М.: Советская Россия, 1988.

50. Черевик К.С. Социальная политика: Учебно методическое пособие - Таганрог: Изд-во Е.А.Кучма, 2001.

51. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985.

Приложение

Презентация "Потаповское хуторское казачье общество

Романовского юрта I Донского казачьего округ.

Деятельность добровольной казачьей дружины хутора Потапов по возрождению традиций донского казачества, основанной 14 марта 2008 года" (см. на электронном носителе).

Презентация "Всероссийский молодежный образовательный форум