Сикстинская капелла. Сикстинская капелла в риме, италия

О Сикстинской капелле все слышали еще со школы. Это одно из мест, которое хочется посетить за жизнь. Но обязательно предварительно изучите тему, чтобы знать куда? что? и в какой последовательности смотреть.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina), фото xiquinhosilva

История строительства

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) возводилась с 1475 по 1481 год по распоряжению понтифика Сикста IV во славу успения Марии на небесах. Раньше на этом месте находилась Великая капелла, где собирался папский двор и проходили конклавы. Реконструкцию капеллы поручили архитектору Баччо Понтелли и инженеру Джованнино де Дольчи.

Сикстинская капелла снаружи похожа на укреплённый бастион: прямоугольное здание длиной 40,9 м, шириной 13,4 м и высотой 20,7 м. Обстановка в средние века в раздробленной Италии была неспокойной, отсюда и крепкие стены без изысков. Капелла должна была стать оплотом католической церкви, убежищем, где римские папы могли укрываться в смутные времена. Сикст IV хотел, чтобы домовая церковь Папского государства своим обликом олицетворяла защищённость божьих наместников, а внутренним убранством подчеркивала их могущество.

Здание Сикстинской капеллы, фото Stefano Petroni

Росписи

Просторный зал капеллы залит светом из окон и лучами прожекторов. Особенно ярко освещён потолок. Там, на высоких сводах — знаменитые фрески Микеланджело Буонаротти. Ощутить величие Сикстинской капеллы в полной мере трудно из-за множества туристов. Мешают шум и мелькание фотовспышек, хотя фотографировать (как и шуметь) здесь запрещено.

Потолок Сикстинской капеллы, работа Микеланджело, фото Salvatore Vitale

Схема росписи свода, фото Vasyatka1

Потолок капеллы расписывал Микеланджело. Заказ на роспись плафона папа Юлий II отдал Микеланджело с подачи Брамати – архитектора-конкурента, завистника Буонаротти. До того времени великий мастер занимался только архитектурой. Считается, что Брамати хотел спровоцировать Микеланджело на непосильную работу и добиться этим его поражения.

Увидев творение Мастера, становится ясно – никакие завистники не могли сравниться с гением Микеланджело и помешать ему. Всесторонне одарённый Буонаротти триумфально выступил в роли художника, доказав свой великий талант.

Есть легенда, что над росписью сводов художник работал, лёжа на лесах – однако на деле всё происходило иначе. Микеланджело стоял под сводами. Ему приходилось сильно отклоняться назад, чтобы видеть большой участок плоскости. Писать по сырой штукатурке, вдыхая влажные пары, было физически трудно. За четыре года мастер получил несколько хронических болезней, испортил зрение. Первый этап его работы в капелле проходил в 1508–12 гг.

Сотворение Адама, работа Микеланджело, фото Maurizio

Фрески были написаны по специальной схеме, в хронологическом порядке. Художник начал с удалённой части свода, противоположной алтарю. Первой его композицией был «Потоп».

Сегодня, глядя на эти фрески, думается не о божественном гневе и всемирной катастрофе. В этих картинах видится человек с его слабостями, страхами, стремлением выжить любой ценой. Микеланджело удалось создать не холодные религиозные сюжеты с бесплотными персонажами, а картины жизни, тонко передающие чувства людей.

Минуло двадцать лет после окончания работы Микеланджело в Сикстинской капелле, когда к нему снова обратился понтифик. Папа Климент VII заказал фреску «Страшный суд» для алтарной стены. Художник был уже стар и очень болен, но согласился выполнить заказ.

Фреска «Страшный суд» на алтарной стене, Микеланджело (фото Maurizio)

И вот мы видим эту удивительную огромную фреску. Микеланджело изобразил не просто момент расплаты за грехи – он написал страшную картину Апокалипсиса и всеобщего отчаяния.

По своему колориту «Страшный суд» отличается от других фресок капеллы: её основной фон ярко-голубого цвета. Художник использовал в ней минеральную ляпис-лазурь (покупал он её, говорят, на свои деньги). Алтарная роспись капеллы была закончена в 1541 году. В композицию вошли 400 фигур.

Стоя перед этой картиной, уже не замечаешь ни толпы туристов, ни вспышек «запрещённых» фотокамер. Гений Микеланджело проникает в душу – с ним остаёшься один на один.

Стены Сикстинской капеллы расписывали другие именитые мастера: Боттичелли, Перуджино, Роселли, Пинтуриккьо, Вазари, Сальвиати, Дзуккаро.

Большинство персонажей своих фресок Микеланджело изобразил обнажёнными. Однако папа Павел IV (1555-1559 гг.) увидел в них богохульство (ну, или проявил обычное ханжество). Нагие тела в храме ему так не понравились, что он решил уничтожить всю работу Микеланджело. Положение спас художник Даниэле да Вольтера, «прикрыв» части обнажённых тел нарисованными кусками ткани.

Реставраторы XX века восстановили справедливость и лишнее с великих творений убрали.

Восстановление фресок капеллы проводилось не раз. Самые масштабные работы начались в 80-е годы XX века и длились до 2000 г. Последняя реставрация вызвала споры – много высоких похвал и жестокой критики. Однако сегодня именно благодаря мастерству реставраторов прошлого века, мы увидели шедевры эпохи Возрождения в их первоначальном великолепии.

Сегодя Капелла - музей, выдающийся памятник Возрождения, здесь проводятся конклавы.

Сикстинская папская музыкальная капелла

Сикстинская капелла имеет мужской хор — Папскую капеллу (Capella Papale). Его первый состав был набран еще при Сиксте IV. Послушать акапельное выступление хора можно по большим церковным праздникам.

Время работы Сикстинской капеллы

ПН-СБ с 9:00 до 18:00 (последний вход в 16:00),

Каждое последнее воскресенье месяца с 9:00 до 14:00 (последний вход 12:30).

Входные билеты: Ватиканские музеи и Сикстинская капелла

Полный билет — €17;
сокращенный — €8,00;
стоимость бронирования онлайн — €4,00.

Аудиогид (дополнительно) — €7.

Другие варианты посещения Сикстинской капеллы смотрите .

Чтобы не стоять в очереди, купите билеты на официальном сайте .

Как добраться

Ехать на метро линии А до станции Ottaviano;
трамваем 19 до остановки Risorgimento — San Pietro;
автобусом №49 — до V.le Vaticano/musei Vaticani; авт. 32, 81, 982 — до Piazza del Risorgimento; авт. 492, 990 — до Via Leone IV / Via degli Scipion.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Известный Сикстинский потолок Микеланджело изображает сцены Творения в драматических и динамичных деталях, в то время как Страшный суд на алтаре не менее поразителен. Как будто этого было недостаточно, боковые стены капеллы покрыты выдающимися ренессансными фресками других художников с изображением библейских сцен и Пап Римских. Но Сикстинская капелла - больше, чем просто комбинация чудес искусства. Это символ проявления папской власти и место, в котором по сей день проходят папские выборы.

История Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла была по указу Папы Римского Сикста IV, откуда и получила свое имя в 1475. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. В 1481 Сикст IV вызвал в Рим флорентийских живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино, чтобы украсить стены фресками. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Сикстинский потолок был первоначально нарисован Пьеро Маттео д"Эмилия и представлял из себя усеянное звездами небо. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Ради этого Микеланджело оторвали от работы над могилой Папы Римского, чем он был очень недоволен. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Результатом стало великолепное произведение искусства, и то что Микеланджело больше всего ненавидел стало его самой известной работой.


Микеланджело попросили нарисовать Двенадцать Апостолов и несколько украшений на потолке часовни. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Он работал над проектом с 1508 по 31 октября 1512 в тесных условиях высоко на лесах, находясь под непрерывным давлением Папы Римского. Проект серьезно повредил зрение художника. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти, и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Это была самая большая фреска века, по сей день считающаяся невероятным шедевром искусства.

Для важных церемоний самые низкие уровни боковых стен Сикстинской капеллы были покрыты серией гобеленов, изображающих события из Евангелий. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. В последние десятилетия Сикстинская капелла была тщательно приведена в порядок и восстановлена. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Это был кропотливый процесс с использованием компьютерного анализа, продлившийся с 1980 по 1994. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Конечный результат восстановления был спорен: критики говорят об удалении важного второго слоя краски был удален, утверждая о несоответствии фигур оригиналам. Другие приветствовали проект благодаря сохранению шедевра Микеланджело для будущих поколений, которые смогут оценить вибрации его цветовой палитры.


Расположенная в южном конце Музеев Ватикана к северу от базилики Св. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Это простой прямоугольник 40.93 метра длиной и 13.41 метров шириной - точные размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету. Часовня 20.70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Сикстинская капелла была первоначально разделена на две равных секции - неф для непосвященных и пресвитерии для духовенства. В более поздних годах разделительный экран был перемещен, чтобы уменьшить неф и увеличить пресвитерий. Стены украшены фресками творцов эпохи Возрождения и разделены на три горизонтальных уровня.


Стенные фрески часто игнорируются посетителями, очарованными потолком. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Цикл фресок состоит из сцен Ветхого Завета на левой стене, которые соответствуют местам из Нового Завета на правой стене. Противопоставление Нового Завета со Старым является общей темой в христианском богословии и церковном искусстве, но в Сикстинской капелле скрыт другой смысл. Папа Римский Сикст IV хотел, чтобы весь цикл иллюстрировал законность его папской власти, идущей от Моисея, через Христа к Петру. Папские портреты начинаются с Петра и подчеркивают наследственную линию данной Богом власти Пап Римских. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке - последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце.


В двух настенных фресках - «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Именно Константин Великий был первым христианским императором, даровавшим Папе Римскому светскую власть над западным миром. Включение Триумфальной арки Константина ссылается на мировоззрение Сикста, который позиционировал себя не только преемником Петра, но и римских императоров. Известный Сикстинский потолок разделен на девять секций, в которых изображены девять историй Происхождения Мира - от стадии Создания к Опьянению Ноя.

1 ноября 1512 величественные фрески на потолке Сикстинской капеллы были представлены общественности. Созданные талантливым молодым скульптором по имени Микеланджело, они остаются одним из самых символичных шедевров итальянского Ренессанса, ежегодно привлекая в Ватикан более 5 миллионов туристов. Ниже представлены семь удивительных фактов об известном потолке капеллы и художнике, который украсил его.

1. Микеланджело не хотел иметь ничего общего с потолком Сикстинской капеллы.
В 1508 33-летний Микеланджело был поглощен работой над мраморной могилой Папы Римского Юлия II, ныне расположенной в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Когда Юлий попросил уважаемого художника переключиться и украсить потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело был очень недоволен. С одной стороны, он считал себя скульптором, а не живописцем, и у него не было опыта работы с фресками. Но при этом, у него также были проблемы с отделкой могилы, так как финансирование для проекта истощилось. Микеланджело неохотно принял новую работу, занявшую четыре года его жизни, которые он провел высоко на лесах с кистью в руке. Он периодически возвращался к монументальной могиле Юлия в последующие несколько десятилетий. Об этой и других известных работах Микеланджело вы можете прочитать в специальной подборке на LifeGlobe.

2. В противовес широко распространенному мнению, Микеланджело нарисовал в стоячем положении.
Представляя Микеланджело создающим его легендарные фрески, большинство людей предполагает, что он работал лежа. Но на самом деле, художник и его помощники использовали деревянные леса, позволявшие им стоять в вертикальном положении. Сам Микеланджело спроектировал уникальную систему платформ, которые присоединялись к стенам скобами. Впечатление о работе Микеланджело в лежачем положении появилось благодаря фильму 1965 года “Муки и Экстаз”, в котором Чарлтон Хестон изобразил гения под потолком Сикстинской капеллы.


3. Работа над Сикстинской капеллой была так неприятна, что Микеланджело написал стихотворение о своем страдании.
В 1509 все более и более разочарованный Микеланджело рассказал о своем физическом напряжении другу Джованни да Пистойе. “У меня уже вырос зоб от этой пытки”, написал он в стихотворении. Он продолжал жаловаться на тяжесть работы и проблемы со здоровьем и закончил утверждением, что не должен был менять свою работу: “Я нахожусь не в том месте - я не живописец”.


4. Шедевр Микеланджело оказался очень эластичным.
Потолок Сикстинской капеллы замечательно сохранился за эти пять веков с момента завершения. Только один маленький компонент отсутствует: часть неба в группе, изображающей спасение Ноя во время библейского наводнения. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Несмотря на очевидную выносливость потолка, эксперты волнуются, что пешеходный поток посещающих Сикстинскую капеллу миллионов людей представляет из себя серьезную угрозу.


5. Потолочная фреска Сикстинской капеллы подвергалась реконструкции.
В период между 1980 и 1999 эксперты восстановили избранные произведения искусства в Сикстинской капелле, включая потолок Микеланджело и его знаменитую фреску “Страшный суд”, созданную в более поздних годах. Специалисты придирчиво удалили слои грязи, сажи и копоти от свечей, существенно украсив цвета вековых картин. Восстановление также отменило изменения времен Папы Римского Пия IV, который заказал дорисовку фиговых листков и набедренных повязок на обнаженных фигурах Микеланджело в течение 1560-х.


6. Самая известная потолочная группа Сикстинской капеллы может изображать человеческий мозг.
В секции под названием “Создание Адама” изображены фигуры Бога и Адама, протянувших друг к другу руки. Их почти касающиеся пальцы - одно из самых распознаваемых и широко копируемых изображений в мире. Некоторые теоретики думают, что художник изобразил безошибочную схему человеческого мозга, сформированную окружающими Бога ангелами.


7. Новые Папы Римские избираются в Сикстинской капелле.
Построенная в 1470-х при Папе Римском Сиксте IV Сикстинская капелла - больше, чем просто достопримечательность Ватикана. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Начиная с 1492 года простое кирпичное здание собирает кардиналов, голосующих за нового Папу Римского. Специальный дымоход в крыше часовни передает результаты выборов белым дымом, указывая на удачный выбор нового. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) - из дымохода идет черный дым.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного . Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы (Michelangelo Buonarroti), (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

  • Рекомендуем посетить:
  • Смотрите также: ?
  • Вам пригодится:

Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах по распоряжению понтифика Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.

Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них - предназначались для нужд церкви, а верхний - галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м - длиной, 13,4 м - шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.

Росписи


Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших мученическую смерть.

Флорентийцы

Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.

В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.

Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо .

Потолок


Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на минуту не забывал о том, что значит для католической церкви Сикстинская капелла.

Вклад Микеланджело Буонарроти

В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых . Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.

Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку .

Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти - Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески - (Raffaello Santi).


Потолок Сикстинской капеллы - был настоящим вызовом для Микеланджело.

Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решать организационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили свободу передвижений.

Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя , имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.


В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками, начали усиленно покрываться грибком . Мастер и его помощники сумели вывести новую формулу «интонако» - состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к влажному римскому воздуху.

Несмотря на все превратности судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».

Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.

Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.

Сюжет каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки, выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера, искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.


Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.

«Страшный суд» (Giudizio universale)

Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр - стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.

Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.

Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.

Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.

Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили, что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!


Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве . И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.


Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.

Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.

Однако спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.


Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства . Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало - 14 лет, с 1980 по 1994 года !

Современная жизнь

На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – , посетить который стремятся паломники и туристы.

Мужской хор

Кроме того, Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла» (Capella Papale).

Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива — Cappella musicale pontificia sistina.

Интересные факты и та йны

Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд - правдива, а которая - сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.


В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга .

Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.


Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.

В отличии от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство.

Еще один интересный факт - мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Где находится, как добраться, билеты, время работы


Адрес : Viale Vaticano, Cappella Sistina

  • на линии А до станции Ottaviano
  • трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
  • на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.

Время работы : с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.

Индивидуальные экскурсии: возможны только с . Искренне рекомендуем.

Билеты : Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит - 16 евро, льготный - 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по , уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.

Особенности посещения : фото и видеосъемка запрещены!

Ватикан - самая богатая державой в мире по количеству памятников. И одним из знаменитейших музеев Святого Престола является небольшая часовня, уже не одно столетие известная под названием «Сикстинская капелла».

Если подсчитать количество музеев и памятников архитектуры на квадратный километр площади, то Ватикан, несомненно, окажется самой богатой державой в мире. И одним из знаменитейших музеев Святого Престола является небольшая часовня, уже не одно столетие известная под названием «Сикстинская капелла». Знаменита она по двум причинам: во-первых, в этой часовне епископы проводят тайные совещания, а, во-вторых, именно здешние стены являются хранилищем самого известного творения Микеланджело.

Виртуальный тур по Сикстинской капелле

Совершить виртуальную экскурсию по Сикстинской капелле можно с помощью интерактивного 3D тура на сайте Ватикана по ссылке — www.vatican.va/various/cappelle/sistina_vr/index.html

Страницы истории

Ещё в средневековье рядом с постоянно перестраивающимся было строение, в котором регулярно собирался двор понтифика. Насчитывал он не много, не мало – 200 кардиналов, выходцев из знатных семейств, представляющих различные религиозные ордены. Вмещала папский двор Cappella Maggiore или Великая капелла. Именно на её месте в конце XV века и появилась, внешне ничем не примечательная, Сикстинская капелла.

Возможно, не задумайся папа Сикст IV об угрозе своей, несомненно, ценной для державы жизни, мы так никогда бы и не увидели шедевр Микеланджело Буонаротти. Но отношения понтифика с флорентийскими Медичи и османским Магометом Завоевателем трудно было назвать дружественными. Вот и решено было укрепить строение. Разработкой проекта занимался Баччо Понтелли, но самими работами руководил де Дольчи. Названа же возведённая часовня была в честь Сикста IV.

С точки зрения архитектуры, Сикстинская капелла в – сооружение внешне неприглядное. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений? Это сейчас из часовни сделали музей, а в XV веке её стены должны были защищать римских пап… Построенное трёхуровневое здание своими размерами полостью соответствовало Ветхозаветному Храму Соломона: длина – 40, 94м, ширина – 13,41м, высота – 20,7. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а поэтому стал самым мощным. Главным был второй ярус. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Третий этаж предназначался для дозора: здесь имеется караульня, а вокруг всего здания проходит галерея для обхода. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Поэтому со временем над галереей была возведена крыша. Освящение капеллы и первая служба состоялась 14 августа 1483 года в день празднования Вознесения Богоматери.


Через два года после заговора Пацци в 1481 году Сикст IV сблизился с Лоренцо Медичи, и группа лучших художников из Флоренции была направлена в Рим для росписи часовни. С 1481 по 1483 года представители умбрийской и флорентийской школ живописи украшали стены Сикстинской капеллы. Часовня до наших дней сохранила неповторимые творения Боттичелли, Гирландайо, Перужино, Россели, Пинтуриккио, Синьорелли и Бартоломео делла Гатта. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни.

Сразу два цикла опоясывают стены часовни. Первый (с правой стороны) «История Христа» включает следующие сюжеты:

  • Крещение Иисуса – творение Перуджино.
  • Призвание апостолов – работа Гирландайо.
  • Искушение Христа (Боттичелли).
  • Нагорная проповедь и Тайная вечеря кисти Россели.
  • Вручение ключей апостолу Петру – фреска Перуджино.

Второй цикл (левая сторона) «История Моисея» отображает следующие события:

  • Избиение младенцев в Египте и призвание Моисея – работа Боттичелли.
  • Обрезание сына Моисея (Перуджино).
  • Переход через Красное море, Дарование заповедей кисти Россели.
  • Возмущение против законов Моисея (Боттичелли).
  • Смерть и завещание Моисея — работа Синьорелли.

Свод капеллы при Сиксте IV украшали фрески Пьер Маттео ди Амелия, это было небо, усеянное звёздами. Правда, уже в 1504 году Сикстинская капелла, призванная защищать, угрожала рухнуть прямо на голову понтифика и кардиналов. Браманте укрепил южную стену часовни, чем спас всё здание от обрушения. Но трещину в потолке грубо заделали кирпичами и известковым раствором. Внешний блеск был потерян, и папа Юлий II возжелал, чтобы свод был расписан снова. Работы по повторной росписи потолка взял на себя Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело и Сикстинская капелла

История шедевральных фресок на своде Сикстинской капеллы, как ни странно, начинается с обустройства гробницы Юлия II делла Ровера. Ещё в 1505 году понтифик призвал Микеланджело, дабы обсудить с ним проект собственной гробницы. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Неоднократные призывы папы всё же вернули художника в столицу, но продолжение работ над гробницей даже не обсуждалось.

Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». Браманте, будучи не прочь сам заняться гробницей Юлия II, очень опасался, что проект Микеланджело превзойдёт его собственный. Сначала Браманте убедил понтифика в том, что обустройство гробницы – дурной знак, который может ускорить уход в мир иной. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Многие годы историки утверждали, что таким образом Браманте пытался навсегда дискредитировать художника, ранее не занимавшегося живописью. Но письмо Россели к Микеланджело от 10 мая 1506 года свидетельствует об обратном: именно папе пришла идея предложить работу флорентийцу, а Браманте утверждал, что тот не справится.

Как бы там ни было, а Микеланджело, ранее не занимавшийся фреской, без особого сопротивления принял предложение расписать потолок Сикстинской капеллы. В 1487 – 1488 годах художник имел возможность ознакомиться с техникой работы над фреской в мастерской Гирландайо, работавшим в тот период над часовней церкви Санта-Марии Новеллы. Микеланджело даже соревновался с Леонардо да Винчи: оба художника получили предложение расписать зал во флорентийском дворце Сеньории. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Вот только к росписи зала Большого совета Микеланджело так и не приступил, продолжая творить скульптуры.

Поручение понтифика Микеланджело, скорее всего, принял как вызов, желая доказать своё мастерство не только в области скульптуры. В районе марта – апреля 1508 года между понтификом и художником был заключён договор, а уже 10 мая Буонарроти получил задаток. На протяжении первого месяца мастер готовил картоны и рисунки, оборудовал леса, а Россели обрабатывал поверхность под роспись. Можно с уверенностью утверждать, что 10 июня 1508 года работы в часовне уже велись, поскольку церемониймейстер папы Парис де Грассис отметил падение раствора для оштукатуривания во время литургии.

Поскольку понтифик не собирался отменять службы в Сикстинской капелле во время росписи свода, Микеланджело необходимо было оборудовать леса, которые не мешали бы делу служения Господу. Сначала за проектирование лесов взялся Браманте. Он предложил подвесить настил на тросе к потолку. Но в этом случае в своде появились бы дыры, которые вряд ли получилось бы заделать по окончанию росписи. Микеланджело пришлось оборудовать «летящие леса», крепления которых были установлены в отверстиях над окнами. Такой настил позволял художнику вести работы сразу по всей ширине поверхности потолка. Подобная конструкция не препятствовала проведению службы в часовне и экономила древесину, поскольку не нуждалась в опорах снизу. Кроме того, чуть ниже лесов был натянут экран, препятствующий падению краски и раствора вниз. До наших дней у основания люнетов остались незакрашенные зоны в местах крепления лесов. Эти же отверстия использовались при реставрационных работах 1980 – 1994 годов.

Бытует мнение, что роспись свода Сикстинской капеллы Микеланджело производил лёжа на спине. В действительности же, художник работал стоя с запрокинутой назад головой. Четыре года, проведённые под потолком, привели к тому, что Микеланджело ещё долгое время мог читать, только держа текст над головой. Неровный свет ламп и свечей тоже не улучшил здоровье творца, а ещё он «обзавёлся» артритом, сколиозом и инфекцией ушей из-за постоянно падающих сверху красок.

Уже в самом начале работы над фресками Микеланджело столкнулся с непредвиденным: сырой слой штукатурки, именуемый «интонако», на который наносят краски, из-за повышенной влажности начал покрываться плесенью. Помощник художника Якопо л’Индако предложил новый раствор для интонако, который впоследствии получит широкое распространение. Но сначала Микеланджело пришлось сбить готовый слой фрески и производить работы сызнова.

Буонарроти начал роспись Сикстинской капеллы со стены противоположной алтарю и продвигался к алтарной стене. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Сцена «Отделения света от тьмы» написана позже буквально за один день, но является центральной в цикле. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Но со временем Микеланджело решил сделать роспись исключительно своим творением, а его помощники только осуществляли подготовительные работы.

Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Далее, как сообщает Вазари, 1 ноября 1509 года леса были демонтированы, дабы их перенесли в другую половину часовни. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. А вот сам мастер оказался не очень довольным. Имея возможность рассмотреть свод снизу, он заметил, что на таком расстоянии детали невыразительны, а панели переполнены фигурами. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Хотя художественная манера и претерпела изменения, фрески капеллы смотрятся едино и гармонично.

Август 1510 года приостановил работы над росписью свода: казна понтифика была неспособна финансировать продолжение проекта. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Последние картины цикла не отмечаются большой детализацией, они более обобщённые, но смотрятся тоже эффектно. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. В конце концов, папа был не особо доволен незначительным количеством золотого и синего цветов на потолке. По его мнению, это обедняло роспись. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года.

Художественный замысел Микеланджело

С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. В 1508 году Микеланджело брал на себя обязанности написать Иисуса над парадным входом, его апостолов в двенадцати треугольниках по краям потолка, а центральную часть заполнить геометрическим орнаментом. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Второй подготовительный рисунок с композициями, которыми предполагалось декорировать ниши, находится в музее Детройта.

Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Со временем он получил разрешение понтифика расширить иконографию по своему желанию, избрав рассказ об истории мира. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Возможно, в вопросах богословия его консультировали проповедник Эджидио да Витебро и Марко Виджеро. Благодаря новой художественной программе была осуществлена связь между уже написанными фресками на стенах часовни и росписью на потолке: от историй о Моисее к жизни Иисуса Христа. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. А центральный пояс занимают картины из Книги Бытия, начинающиеся сотворением мира и заканчивающиеся опьянением Ноя. Главной темой цикла стала необходимость Спасения, даруемого Богом человечеству через Иисуса.

Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся? Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Но пройдёт двадцать пять лет, и другой папа снова призовёт Буонарроти в Сикстинскую капеллу. Скорее всего, новому понтифику Клименту VII не давали покоя лавры предшественников: ему тоже захотелось внести своё имя в список пап, занимавшихся украшением капеллы. Точно неизвестно когда престарелый Микеланджело получил контракт, но в Рим он прибыл в сентябре 1534 года, дабы заняться росписью алтарной стены. Правда, буквально через несколько дней Климент VII скончался, и художник, считая себя свободным, покинул столицу. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна, и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи.

Страшный суд

Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Уже в самом начале Микеланджело пришлось отстаивать своё желание работать в технике фрески. Его помощник дель Пьомбо и Павел III были убеждены, что 60-летний художник физически не справится с такой работой и предлагали выполнить роспись масляными красками. Однако Буонарроти заставил снять основу для масляной росписи и приступил работе над фреской после нанесения нового слоя. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Когда в 1540 году работы уже подходили к завершению, Микеланджело упал с лесов, и ему потребовалось время на выздоровление. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября.

Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Кардинал Караффа обвинил Буонарроти в непристойности, поскольку в главной церкви тот изобразил нагие тела с неприкрытыми гениталиями. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину… Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Узнав об этом, Микеланджело передал понтифику, что наготу на картине удалить несложно, а пусть он миру попробует придать пристойный вид. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Только Иоанн Павел II в 1994 году смог поставить точку в споре богословов и искусствоведов. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого».

Сикстинская капелла дня сегодняшнего

Внешне абсолютно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.

Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). 120 епископов и архиепископов запираются в стенах часовни и не покидают её, пока не готовы будут сообщить миру имя нового главы католической церкви. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Дымовой сигнал над капеллой сообщает о ходе голосования: белый дым свидетельствует о принятом решении, чёрный – о продолжении Конклава.

Сикстинская капелла сегодня – это не столько главная часовня католиков, сколько одно из знаменитейших достояний Италии, настоящий музей, открытый для посещения, и просто никем не превзойдённый памятник всей эпохе Возрождения и… одному скульптору.


15 августа 1483 года Папа Сикст IV освятил Сикстинскую капеллу. На тот момент она еще не была украшена гениальными работами Микеланджело. В то время будущему великому художнику было всего восемь лет. Впрочем, ещё до того, как Микеланджело расписал потолок своими удивительными фресками, Сикстинская капелла играла важную роль в Ватикане.

1. Капелла была построена для поклонения и обороны


Строительство капеллы началось в 1475 году (что интересно, это совпало с годом рождения Микеланджело). Здание должно было стать местом религиозных собраний представителей духовенства и местной элиты. Строительство было завершено примерно в 1481 году. Проект предполагал крепкие высокие стены, чтобы была возможность обороняться при любых возможных атаках на Ватикан. Проект церкви создал архитектор Баччо Понтелли.

2. Капелла может быть воссозданием древнего храма


По мнению многих ученых, главный зал капеллы - точная копия Храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. Согласно Библии, "храм, который построил царь Соломон, был шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту", а это примерно соответствует размерам главного зала Сикстинской капеллы (приблизительно 40х13х20 метров).

3. В капелле и сегодня проходят мессы


Названная в честь Папы Сикста IV, который освятил ее и провел свою первую мессу 15 августа 1483 года, Сикстинская капелла была построена, чтобы быть личной часовней Папы, и она исполняет эту функцию и по сей день. Это также место папского конклава, где Коллегия кардиналов избирает новых Пап.

4. Микеланджело - не единственный художник, работами которого украшена капелла


Перед тем как Сикстинская капелла официально была открыта, Папа заказал художникам из других городов (Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино) покрыть внутренние стены фресками. В итоге работы по росписи были закончены примерно в 1481 году. Из этих ранних работ в Сикстинской капелле до сих пор сохранились ложные портьеры, сюжеты из истории Моисея (юг и входные стены) и Христа (север и входные стены), а также портреты Пап (по всей капелле).

5. Оригинальный потолок был довольно простым

Самая известная работа часовни была создана только через несколько десятилетий после ее открытия. Оригинальный потолок выглядел как голубое небо с золотыми звездами. Это была работа художника Пьерматтео д"Амелии.

6. Гениальное творение Микеланджело появилось благодаря трещине


В 1504 году строительные работы возле часовни привели к появлению трещин в потолке капеллы. Трещины были заделаны, но это нарушило картину звездного потолка д"Амелии. Папа Юлий II (племянник Сикста IV) решил нанять нового художника, чтобы перекрасить потолок и в 1508 году его выбор пал на Микеланджело Буонарроти.

7. Микеланджело не считал сам себя хорошим художником


Микеланджело считал себя исключительно скульптором. Когда Папа поручил ему работать над Сикстинской капеллой, Микеланджело настаивал, что у него нет таланта художника и фактически был поставлен в неловкое положение, потому что он не мог отказать просьбе Папы. Но несмотря на сомнения по поводу своих способностей, Микеланджело справился с работой превосходно. Первоначально он должен был нарисовать 12 апостолов, но убедил Папу позволить ему сделать что-то гораздо более грандиозное. В итоге он расписал весь потолок площадью 1115 квадратных метров, а также другие сегменты стен часовни.

8. Микеланджело очень переживал по поводу порученной работы

Даже после того, как он предложил Папе свой амбициозный план, Микеланджело был все еще не уверен, что он сможет осуществить его. Это было не удивительно, поскольку у него не было ни малейшего опыта в росписи фресок. В итоге Микеланджело начал создавать свои шедевры с небольших законченных фрагментов, которые он просил оценить близких ему людей.

9. Специальные леса


Микеланджело и его команда разработали специальные строительные леса, которые позволили ему рисовать на потолке, оставаясь в вертикальном положении, а не лежа на спине. Миф о том, что художник рисовал лёжа, возник из-за неточной биографии Микеланджело, написанной в 1527 епископом Джовио. В ней использовалось слово resupinus, что означает "изогнутый назад", хотя некоторые интерпретировали его как "лежа на спине".

10. Микеланджело расписывал капеллу 4 года

Даже несмотря на специально разработанные строительные леса, роспись потолка капеллы оказалась очень сложной работой. Микеланджело понадобилось целых четыре года, чтобы закончить проект. Это нашло отражение даже в его последующих стихах.

11. Краску повредила плесень


В разгар написания своих фресок, примерно в январе 1509 года, Микеланджело столкнулся с большими трудностями в своей работе. Известь стала слишком влажной и на ней начали образовываться грибок и плесень. Большая часть уже выполненных работ была разрушена. Легенда гласит, что Микеланджело пошел к Папе и сказал: "Я предупреждал Ваше Святейшество, что не являюсь художником. То, что я сделал, было испорчено". Но Папа приказал ему продолжить работу. Микеланджело пришлось соскрести всю испорченную живопись и начать все заново с начала..

12. Микеланджело рисовал без эскизов

Несмотря на сложность его грандиозных планов, Микеланджело работал, что называется, "на лету". При росписи Сикстинской капеллы он рисовал все без эскизов.

13. Образ Бога


Для современных зрителей описание Микеланджело Бога, как бородатого человека (видно в центральной части работы на потолке) выглядит довольно каноническим. Но это было настолько уникальным и шокирующим на то время, что многие люди просто не понимали: кто этот бородатый старик.

14. Внутри капеллы не разрешается фотографировать

Более 4 миллионов человек посещают Сикстинскую капеллу каждый год. Несмотря на лавину туристов, внутри строения действует жесткое правило: съемка в главном зале запрещена.

15. В Мексике есть точная копия Сикстинской капеллы


Если кто-то хочет снять крутые фото работ Микеланджело, ему стоит съездить в Мексику. Ватикан одобрил создание полноразмерной копии главного зала Сикстинской капеллы, которая была открыта в Мексике в начале этого года. Capilla Sixtina en México обошлась в $ 2,4 млн, в все внутренние работы были старательно воссозданы путем копирования более 2,6 миллиона фотографий.