Что человеку не возможно богу. Евангелие дня: "Все возможно Богу"

Недалёк тот час, когда мы сможем жить гораздо дольше, чем сегодня, возможно даже вечно. Многочисленные события, описанные в Библии, доказывают, что для Бога действительно нет ничего невозможного. Книга — Думай и Богатей!

«Невозможно!» Что это значит?

«Титаник», который отправился в своё первое путешествие в 1912 году, был самым большим и роскошным океанским лайнером своего времени. Созданный по последнему слову техники, он считался непотопляемым. Однако многим известно, какая участь постигла этот лайнер. Во время своего первого плавания он столкнулся с айсбергом в северной части Атлантического океана и затонул, унеся жизни около 1 500 человек. Корабль, который, как казалось, невозможно потопить, исчез под водой всего за несколько часов.

Слово «невозможно» имеет разные оттенки значения. Мы можем назвать что-то невозможным, подразумевая, что это выше наших сил или понимания. Многие из современных технических достижений когда-то считались невозможными, потому что в то время люди не могли их даже предвидеть, не говоря уже о том, чтобы реализовать.

Отправить человека на Луну, послать зонд на Марс и управлять им с Земли, расшифровать геном человека, смотреть местные и мировые новости - всё это могло казаться невозможным каких-то 50 лет назад.

Подтверждением тому служат слова бывшего президента США Рональда Рейгана, обращённые к группе ведущих учёных: «Вы в авангарде технического прогресса! Вы сделали реальностью то, что вчера считалось невозможным».

Ввиду многих поразительных научных открытий, которые делаются в наши дни, профессор Джон Бробек признал: «Учёный больше не может с уверенностью утверждать: „Это невозможно“. Он лишь может сказать: „Это маловероятно“.

Или же он может сказать, что невозможно объяснить что-либо, основываясь на знаниях, доступных на данный момент». Говоря о том, что кажется невозможным, профессор Бробек продолжает: «Необходимо учитывать источник энергии, который неизвестен биологическим и физиологическим наукам. В Библии этот ».

Всё возможно для Бога

Задолго до того, как профессор Бробек сформулировал эту мысль, Иисус из Назарета, названный самым великим человеком, который когда-либо жил, сказал: «То, что невозможно для людей, возможно для Бога» (Луки 18:27).

Святой дух Бога - это самая мощная сила во Вселенной. Её не измерить никакими техническими средствами. Благодаря святому духу мы можем сделать то, что невозможно осуществить своими силами.

Люди часто оказываются в ситуациях, в которых чувствуют себя беспомощными. Например, мы можем испытывать такие чувства, дорогой нам человек, когда семейная жизнь становится невыносимой или когда из-за своего образа жизни мы приходим в отчаяние и нам кажется, что выхода нет. Тогда мы можем быть очень подавленными. Что в таком случае можно сделать?

В Библии говорится, что человек, который проявляет веру во Всемогущего и о его святом духе, делая при этом всё возможное, чтобы угождать ему, может получить помощь и справиться с трудностями, непреодолимыми на первый взгляд.

Обратите внимание на заверение Иисуса: «Истинно говорю вам: если кто-нибудь скажет этой горе: „Поднимись и бросься в море“ - и при этом не будет сомневаться в своём сердце, а будет , что сказанное им произойдёт, то так и будет» (Марка 11:23). Если мы позволяем Божьему Слову и святому духу влиять на нашу жизнь, то сможем справиться с любой ситуацией.

Рассмотрим пример одного мужчины. Когда его жена, с которой он прожил 38 лет, умерла от рака, он был вне себя от горя. Ему казалось, что без неё он просто не сможет жить. Временами ему хотелось умереть. По его словам, он будто шёл долиной глубокой тени. Оглядываясь назад, он признаёт, что его слёзные молитвы, ежедневное , а также искренние старания следовать руководству Божьего духа помогли ему справиться с тем, что, по его мнению, было невозможным.

Одна семья была на грани распада. Муж был вспыльчивым, к тому же у него было много вредных привычек. Жене казалось, что жить так дальше просто невозможно. Она пыталась покончить с собой. Позднее её муж начал изучать Библию со Свидетелями Иеговы. То, что он узнал, помогло ему избавиться от вредных привычек и обуздать свой вспыльчивый нрав. Его жена была крайне удивлена такими «невозможными» изменениями.

Другой мужчина, который принимал наркотики и вёл безнравственную жизнь, описывает своё прошлое как сплошной кошмар. «Я чувствовал себя ничтожеством»,- говорит он. Тот мужчина умолял Бога: «Боже, я знаю, что ты есть. Пожалуйста, помоги мне!» Вскоре начали с ним изучение Библии, и его жизнь коренным образом изменилась.

Он вспоминает: «Меня часто мучило чувство вины и никчемности. Порой я был глубоко подавлен. Всё же с помощью мне удалось избавиться от этих гнетущих чувств. Бессонными ночами я повторял библейские отрывки, которые запомнил. Такой способ навести порядок в голове был очень действенным».

Сейчас у этого мужчины счастливая семья, и вместе с женой они помогают людям поверить в силу Божьего Слова. Если бы подавленному юноше, каким он был прежде, сказали, что его жизнь так изменится, то он счёл бы это невозможным.

Эти примеры показывают, что Слово Бога на самом деле обладает огромной силой и что святой дух способен совершить в нашей жизни «невозможное». Но вы, вероятно, скажете: «Для этого нужна вера!» И это правда. В Библии написано: «» (Евреям 11:6).

Представьте, что ваш близкий друг, например управляющий банка или чиновник, говорит вам: «Не переживай. Если тебе будет что-нибудь нужно, обращайся ко мне». Несомненно, такое заверение придало бы вам уверенности.

Но, к сожалению, люди часто нас подводят. К примеру, обстоятельства могут помешать вашему другу исполнить его обещание, продиктованное благими намерениями. Так, если он умрёт, то его самые лучшие намерения и способность помочь исчезнут вместе с ним.

Однако у Бога нет ограничений, которые есть у людей. Библия заверяет нас: «Для нет ничего невозможного» (Луки 1:37, Современный перевод).

«Веришь ли этому?»

Многочисленные события, описанные в Библии, доказывают, что для Бога действительно нет ничего невозможного. Рассмотрим несколько примеров.
Сарра, которой было 90 лет, рассмеялась, когда ей сказали, что у неё родится сын. Однако это произошло, и доказательством тому служит существование еврейского народа.

Человек по имени Иона, которого проглотила большая рыба и который провёл внутри неё три дня, выжил и написал об этом в своей книге.

Лука, врач, который легко мог отличить бессознательное состояние от смерти, стал свидетелем того, что молодой человек по имени Евтих выпал из окна верхней комнаты и умер, но затем был .

И эти случаи не вымысел. Внимательно их рассмотрев, можно убедиться в их достоверности (Бытие 18:10-14; 21:1, 2; Иона 1:17; 2:1, 10; Деяния 20:9-12).

Иисус сказал Марфе поразительные слова: «Каждый живущий и проявляющий в меня веру ». Дав это обещание, которое может казаться неисполнимым, Иисус задал Марфе важный вопрос: «Веришь ли этому?» (Иоанна 11:26). Этот вопрос заслуживает также и нашего внимания.

Возможна ли вечная жизнь на земле?

В одной научной статье говорилось: «Недалёк тот час, когда мы сможем жить гораздо дольше, чем сегодня, возможно даже вечно». В «Новой британской энциклопедии» отмечается, что причина смерти, по всей видимости, кроется не в разрушении клеток, износе организма или других процессах, а в неизвестном нам факторе, из-за которого физиологические процессы нарушаются или останавливаются. В той же энциклопедии написано: «Вполне возможно, что старение происходит из-за сбоя в управляющих механизмах, отвечающих за слаженную работу организма человека».

Конечно, всё это представляет для нас интерес, но по сравнению с доводами науки и логики Библия даёт гораздо более веское основание для веры в то, что Наш Творец, Источник жизни, обещает, что «он поглотит смерть навеки» (Исаия 25:8; Псалом 36:9). Верите ли вы этому? Это обещание исходит от Иеговы Бога, для которого невозможно солгать (Титу 1:2).

Продолжительность жизни

Согласно первоначальному замыслу Бога человек должен был жить вечно. Поскольку первый человек, Адам, был совершенным, у него была возможность жить бесконечно, при условии что он будет слушаться Бога (Быт. 2:15-17). Но Адам перестал слушаться Бога и лишился этой возможности. От него всё человечество унаследовало и смерть (Рим. 5:12).

Во времена патриархов

До Потопа продолжительность жизни людей составляла почти 1 000 лет (Быт. 5:5-29). Люди, которые были ближе к первоначальному совершенству, жили дольше тех, кто был от него дальше. Мафусал прожил 969 лет. Более долгий срок жизни человека не известен. После Потопа продолжительность жизни людей резко снизилась.

По предположению некоторых учёных, годы до Потопа на самом деле равнялись месяцам. Однако такая точка зрения не имеет библейского основания. Если бы год равнялся месяцу в 30 дней, то Еносу не было бы и восьми лет, когда у него родился сын. Другие, например Каинан, Малелеил и Енох, стали бы отцами до того, как им исполнилось бы шесть лет (Быт. 5:9, 12, 15, 21).

Сравнивая Бытие 7:11 с Бытием 8:3, 4, мы видим, что 150 дней составляли пять месяцев. В Библии также упоминаются относившиеся к одному и тому же году десятый месяц, потом один 40-дневный период и по крайней мере два 7-дневных периода. Всё это говорит о том, что год длился 12 месяцев (Быт. 8:5, 6, 10, 12-14).

Со времён Моисея

Примерно 3 500 лет назад Моисей писал о продолжительности жизни: «Дней лет наших - семьдесят лет. И даже если при большей силе их восемьдесят лет, то всё равно они наполнены бедствиями и страданиями» (Пс. 90:10). На сегодняшний день положение дел практически не изменилось.

На протяжении веков люди старались увеличить продолжительность жизни человека, но без успеха. Однако во многих странах ожидаемая продолжительность жизни возросла.

Обсуждая этот вопрос, Джеймс Фриз и Лоренс Крапо в своём труде писали: «Средняя продолжительность жизни в Соединённых Штатах повысилась от приблизительно 47 лет в начале столетия до свыше 73 лет в настоящее время, то есть более чем на 25 лет. […] Но если посмотреть на эти данные более внимательно, то можно увидеть, что увеличение ожидаемой продолжительности жизни объясняется не увеличением естественного срока жизни, а сокращением числа преждевременных смертей» (Vitality and Aging).

Почти 2 000 лет назад сказал, что никто не может «продлить свою жизнь хотя бы на локоть» (Луки 12:25).

Однако он также отметил: «То, что невозможно для людей, возможно для Бога» (Луки 18:27).

Через пророка Исаию Бог предсказал: «Дни моего народа будут как дни дерева» (Ис. 65:22). В Исаии 25:8 было предсказано, что Бог «поглотит смерть навеки, и Владыка Господь Иегова отрёт слёзы со всех лиц». Это обещание повторяется в последней книге Библии: «Тогда… [Бог] отрёт всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет, ни скорби, ни вопля, ни боли уже не будет» (Отк. 21:4).

Что человеку необходимо для жизни?

Большинство учёных не только упускают из виду причину, по которой все люди умирают, но, что более важно, они не осознают, от чего в первую очередь зависит

Для того чтобы организм постоянно получал питание и восстанавливался, человек должен дышать, пить и есть, однако для продления жизни требуется нечто более важное.

Говоря об этом требовании, Иегова Бог сказал: «Не только хлебом живёт человек, » (Вт 8:3). Иисус Христос повторил эту мысль: «Моя пища - исполнять волю пославшего меня и завершить дело, которое он мне поручил» (Ин 4:34; Мф 4:4).

Бог сотворил его по своему образу и подобию (Бт 1:26, 27). Речь, конечно, не шла о физическом сходстве, потому что Бог - дух, а человек - плоть (Бт 6:3; Ин 4:24).

Это означало, что, в отличие от «неразумных животных» (2Пт 2:12), человек обладал мыслительными способностями и у него были такие же качества, как у Бога, например любовь, чувство справедливости, мудрость и сила. (Ср. Кл 3:10.) Он мог понимать, для чего он существует и в чём состоит в отношении него.

Поэтому в отличие от животных у него была способность воспринимать духовное. Он мог выражать признательность своему Творцу и поклоняться ему.

Эта способность порождала в Адаме потребность. Он нуждался не только в буквальной пище, но и в духовной; ради своего умственного и физического благополучия ему нужно было заботиться о своей духовности.

Не просто войти богатому в Царствие Небесное…

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19, 16-26).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшнего евангельского чтения. Юноша подходит ко Христу и говорит Ему: Учителю благий. И Спаситель ставит его перед действительностью, о которой тот, может быть, и не думал. Юноша обратился ко Христу как к мудрому наставнику: „Добрый наставник, что мне делать?”

А Христос ему отвечает: Никто не благ, кроме как един Бог… И тут Он ставит его перед лицом того, что если он хочет получить окончательный, совершенный ответ на свой вопрос, он должен услышать его из уст Божиих, то есть от Спасителя Христа, Сына Божия, ставшего сыном человеческим. Он должен услышать эти слова, признав безусловность права Христова возвещать эти слова.

И действительно, если говорить о вечной жизни, – кто может о ней говорить, кроме Самого Бога, Который и есть Жизнь Вечная? Напрасен вопрос юноши, если он обращен только к мудрому, хоть и святому, человеку: на этот вопрос может ответить только Бог: и ответ на это только один: Приобщись Моей святости, приобщись Моей вечности – и ты будешь совершенен, и войдешь в вечность Божию…

Но Христос обращается к Своему совопроснику на том уровне, на котором тот говорит; Он ему говорит: сохрани заповеди, – ведь заповеди тоже даны от Бога: что тебе большего нужно?! – Какие? – спрашивает юноша, думая, что нужно какие-то новые заповеди совершить, нужно сделать что-то такое, о чем он до тех пор ни от кого не слыхал. И действительно, тут он слушает Того, Кто может ему сказать последнее совершенное слово. И Христос ему указывает шесть заповедей, но только последняя из них – из Второзакония. Ни одной заповеди Он не упоминает о поклонении Богу; почему? Потому что так легко и этому юноше, и всем нам сказать: „Я верю в Бога! Я люблю Бога!” – и тут же нарушать те заповеди, которые относятся к человеку…

Казалось бы, каждый из нас может сказать от сердца, что он в Бога верит и Бога любит – но это не так. Если мы верили бы в Бога, мы не ставили бы под вопрос обстоятельства нашей жизни, мы не упрекали бы Его в том, что все, что с нами случается горького, мучительного – Его ответственность.

Мы не всегда говорим, что Он виноват непосредственно, но что Он нас не сохранил, не оградил, не защитил – мы говорим постоянно. Если бы мы Его любили и если бы мы верили в Его любовь, то мы все воспринимали бы от Его рук, как дар любви.

Поэтому говорить о том, что мы любим Бога и верим в Него, мы должны с осторожностью. Но даже если мы можем это сказать, то апостол Иоанн Богослов нам указывает: когда ты говоришь, что любишь Бога, а людей вокруг себя не любишь – ты лжец!..

Поэтому Христос не ставит вопрос юноше о том, любит ли он Бога, – он бы отозвался положительным ответом, а спрашивает: как ты относишься к людям вокруг тебя? Любишь ли ты людей, как ты любишь самого себя? Желаешь ли ты людям всего того добра, которого ты себе желаешь? Готов ли ты отречься от всего, что твое, для того, чтобы другого обогатить любовью, но конкретной любовью; не словом, а делом любви?..

Вот почему Христос говорит юноше: Соблюди заповеди .

Это нам напоминает рассказ о Страшном суде, который мы читаем в Евангелии от Матфея перед Постом, о том, как Господь разделяет овец от козлищ.

Мы всегда думаем об этой притче только в порядке суда; но в чем же суд, о чем спрашивает Христос-Судья представших перед Ним? Он спрашивает только о том, оказались ли они в течение своей жизни человечными, достойными имени человека: Накормили ли вы голодного? Одели ли вы нагого? Дали ли вы кров тому, кто был бездомен? Посетили ли вы больного, если даже вам страшно от его заразы?
Постыдились вы или нет того, что друг ваш находится в тюрьме опозоренный?..

Вот о чем спрашивает Судья, – о том, какими мы были по отношению к человеку. Иначе сказать: были ли вы достойны звания человека? Если вы даже недостойны звания человека, – не думайте о том, чтобы приобщиться к Божественной святости, приобщиться к Божественной природе, приобщиться к вечности Господней.

И это обращено к юноше, который богат: чем же он богат? Он богат не только вещественным богатством; он богат тем, что чувствует, что он – праведник: он выполнил все заповеди Божий, он все сделал, чего с него может спросить Господь, – чего же с него больше требовать? Чтобы он полюбил ближнего, как самого себя.

Это не одна из Десяти заповедей; эту заповедь мы находим в другом месте Ветхого Завета (Лев. 19, 18) и слышим ее повторяемую Христом; она означает: отрекись от себя, забудь про себя! Пусть все твое внимание будет обращено к другому, к его нужде: пусть твое сердце будет полно только любви к другому, чего бы это тебе ни стоило!..

И вот тут юноша сталкивается со своим вещественным богатством: он готов любить людей, но из положения своей обеспеченности. А Христос ему говорит: Отдай все: и когда у тебя ничего не будет, тогда люби людей свободно, и следуй за Мной, куда бы Я ни пошел… И мы знаем, куда Христос шел: отречься от Себя до конца и жизнь Свою отдать.

Эта заповедь относится отчасти ко всем нам. Богатства вещественного мы не обязательно должны лишиться, да часто и не обладаем им, но мы так богаты тем, что нас делает гордыми, самодовольными, высокомерными – вот от чего нам надо первым делом отказаться: забыть про себя, и обратить внимание на ближнего. И тогда мы ощутим, услышим от Христа слово утешения, слово утверждения.

Да, – собственными силами человек этого сделать не может, но, по слову Спасителя апостолу Павлу — сила Его в немощи совершается. Мы можем действовать силой Божией; и как сказано в этом чтении Евангелия, то что невозможно человеку, Богу возможно . И опять-таки словами апостола Павла: «Все мне возможно в укрепляющей меня силе Господа нашего Иисуса Христа». Аминь.

И вот, некто, подойдя, сказал Христу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

Говорит Ему: какие?

Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Мы слышим историю о богатом юноше, о печали человека, который побоялся полагаться только на Бога. Все есть у этого богатого человека, одного ему недостает – благодати. Не напоминает ли он многих из нас, все соблюдающих, хранящих уставы Церкви, честно проходящих свой жизненный путь со строгостью, иногда, может быть, даже чрезмерной по отношению к себе?

Богатый человек в Евангелии, во всяком случае, вызывает сочувствие. Когда Христос перечисляет заповеди: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не обижай», «чти отца твоего и мать», он отвечает: «Все это я сохранил от юности моей». Христос, как сказано в Евангелии от Марка, взглянув на него, полюбил его. Но Он сделал ему неслыханное предложение. Он предложил ему совершенный разрыв с его богатством – не только материальным, но и духовным. Не то что Господь отменил для него заповеди, в которых заключена жизнь. Наоборот, Он указал на них как на единственный путь к совершенству, то есть к любви. Но сам человек никакими усилиями совершенства достигнуть не может. Этому человеку, который привык рассчитывать только на собственные усилия и на собственное богатство, Христос предлагает внезапно даром все – всю Свою любовь, все Свое совершенство: «Оставь все и следуй за Мною».

Мы-то с вами знаем, что нельзя заработать вечную жизнь никаким трудом, никакими подвигами, никто не может победить смерть и грех, стать «причастником Божественного естества» и храмом Духа Святого. И, тем не менее, как часто мы уподобляемся одной корреспондентке святителя Игнатия Брянчанинова, которая недоумевает, почему она, столь тщательно готовясь к исповеди, стараясь жить строго и внимательно, назвала все свои грехи, в том числе самые мелкие, а вышла из храма пустой, без радости. «Это потому произошло, – ответил ей Святитель, – что ты думала рассчитаться с Богом сразу со всеми долгами, в то время как твои долги неоплатные».

Вечная жизнь – это пребывание с Богом, и все заключается в том, чтобы узнать, что Христос – это Бог, и следовать за Ним путем Его заповедей. Все заповеди существуют для того, чтобы мы научились личным отношениям с Богом и с людьми, то есть любви. Чтобы Бог и люди стали для нас живыми. «Все соблюл», – говорит молодой человек, но его отношения с Богом и с людьми совершенно эгоистичны. Он в плену своих имений, материальных и духовных. Он в цепях, которые надо разбить.

Вечная жизнь – жизнь, которой живет Христос Бог. Она – любовь и самоотдача, и жертвенная щедрость. Если мы узнаем, что такое вечная жизнь здесь, на земле, что от Христа исходит этот мир и эта радость, мы с радостью пойдем за Христом. И для нас будет понятно, что следовать за Христом – это служить людям, за которых Христос умер.

Каждый из нас пусть испытает себя сегодня, какая в нем печаль и какая радость, и в чем причина их. Богатый человек не мог решиться продать свои богатства, отделить себя от них. Этим объясняется печаль, с которой он, опустив голову, отошел от Христа. Печаль того, кто был не в силах принять предложенную ему радость. Радость дается только нищим духом. Только тем, кто смиренно молит о благодати, следуя за Христом. Юноша опечалился, потому что не мог приобрести совершенства по своей собственной тяжелой цене, и отказался принять его по легкой Христовой.

Но если такой человек погибает – не можем мы не воскликнуть со всеми учениками Христовыми – то кто же может спастись? »Человекам это невозможно, – отвечает Христос, – но не Богу. Ибо все возможно Богу». Никогда не должно отчаиваться. В этих словах Спасителя сокрыта милость по отношению к богатому юноше, который отходит от Него. Не невозможно для Бога возвратить и его. Но закон один – рано или поздно все вольно оставить и принять даруемую благодать.

Путь на небо – для всех узкий путь, и врата, ведущие в жизнь, тесны. Легче верблюду – говорит Христос – пройти сквозь игольное ушко – чем богатому войти в Царство Небесное. Некоторые полагают, что речь здесь идет о воротах в Иерусалиме, которые называются «игольные ушки» за их тесноту. Верблюд не может пройти через них, пока не будет разгружен. Так богатый человек не может взойти на небо, пока не пожелает рассчитаться с грузом земных богатств и склониться перед предписаниями смиренной веры.

Другие считают, что неслучайно слово «верблюд» на греческом языке совпадает со словом «канат». Богатый человек по сравнению с бедным – толстый канат по сравнению с тонкой ниткой. И он не пройдет сквозь игольное ушко, пока его не расщепить на отдельные нити. Так богатый человек должен освобождаться от своих богатств, чтобы нить за нитью проходить сквозь игольное ушко.

Где взять нам мужество и самоотверженность тех, кто, все оставив, уходили в пустыню или принимали мученическую кончину? Давно ли Церковь наша была на кресте, когда все верные Господу уповали только на благодать и, лишенные всего, ничего не имели, кроме сокровища на небесах? Но каждому без исключения дается смерть как потеря всего или как Пасха Господня.

Протоиерей Александр Шаргунов

"И вот, некто, подойдя, сказал Христу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно." (Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 16-26)

Пылкий юноша падает на колени перед Иисусом, когда Тот уже собирается уходить (см.: Мк. 10: 17). Юноша знает, что сейчас услышит самое главное в своей жизни и что второго шанса не будет. Годами смутный, но мучительный вопрос бродил в его душе, а теперь, при виде Учителя, он вдруг вспыхивает с невероятной остротой и силой. И юноша понимает: он всю жизнь сам себя обманывал. Это неправда, что он не знает, чего ему недостает (ср.: 10: 20). Но он боится услышать это от Другого. Пока Его голос звучал лишь в глубоком сердце, в совести - можно было спрятаться, как некогда Адам в раю (см.: Быт. 3: 10). Но теперь… Услышать - нестерпимо, а промолчать, чтобы не слышать, - более невозможно…

И юноша выпаливает: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?!

Это обращение - «Учитель благий!» - взывает о милости. «Смилуйся надо мной, Господи, не давай ответа, который я уже знаю; или Сам сделай что-то с моим страхом, с моей нерешительностью; помоги моему недоверию (ведь страх - это недоверие)».

Но Учителя не обманешь, вернее - Он Сам не станет обманывать.

Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Моя благость не сможет избавить тебя от необходимости сделать выбор: это то, что Богу невозможно, - ибо Он этого и не хочет, - а возможно только человеку (ср.: Мк. 10: 27).

Но помоги мне хоть чем-то! Дай рецепт! Скажи Сам мое «да» вместо меня! Дай мне заповеди, правила, за которые я смогу уцепиться!..

Хорошо, раз ты хочешь рецептов, Я скажу то, что ты и так знаешь наизусть. Ты ведь сам знаешь заповеди: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать». Так делай - и будешь вполне приличным, хорошим, уважаемым всеми человеком.

Но Учитель! Все это я и так сохранил от юности моей.

Юноша не хочет быть приличным, он не хочет быть респектабельным, хотя, вероятно, именно таким его учили быть благопочтенные родители. (Для чего же еще они вкалывали целыми сутками, собирая сыну наследство?) В молодости хочется предельной правды, истины без компромиссов - «жить не по лжи».

А любовь к истине - то, что не может не привлечь Иисуса. Его взгляд ищет в толпе - человека. Который готов отправиться на поиск и пойти в нем до конца, который готов жить, а не «хоронить своих мертвецов» (Мф. 8: 22).

Иисус взглянул на юношу. Встретился с ним взглядом. Проник в его сердечную глубину. И полюбил (Мк. 10: 21).

Иисус любит всегда, но когда Его Любовь встречается с чьим-то ответным взглядом, жаждущим любви, то Любовь эта вспыхивает в сердце самого человека. И начинает жечь его (ср.: Иер. 20: 9) до тех пор, пока человек не даст простор ей, пока не перестанет «удерживать».

Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

«Одного тебе недостает для того, чтобы Жизнь воссияла в тебе и чтобы заповеди, о которых ты думаешь, что исчерпал их, ты исполнил действительно: всё, что ты считал своим, - отдай другим. Деньги, интересы, таланты, мысли и заботы».

Иисус не говорит: отдай - и останешься ни с чем. Он говорит: отдай - и перестанешь за это цепляться. А сокровище не уйдет от тебя.

Оно будет ждать тебя на небесах, если здесь, на земле, ты выберешь крест. Если полюбишь Меня настолько, чтобы идти, «куда бы Я ни пошел» (ср.: Мф. 8: 19; Откр. 14: 4), то увидишь, что небеса с их сокровищами находятся в твоем сердце. Ведь небесные сокровища - это Моя любовь, и она наполняет сердце каждого, кто пошел за Мной. Кто согласился быть со Мной на Моей Голгофе - тот увидит Воскресение своей души.

Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Возможно, читатель с облегчением вздыхает: слава Богу, это ведь не я отошел, а он; слава Тебе, Господи, что я не такой, как этот юноша, ведь я хожу в храм, причащаюсь, молюсь Тебе, а может, даже пророчествую, изгоняю бесов и многие чудеса творю именем Твоим (ср.: Мф. 7: 22).

Нет. Посмотрев вокруг, Иисус не увидел ни одного человека, готового сделать то, о чем Он просил богатого юношу, и говорит ученикам своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»

Это контрольный выстрел. И ученики сражены. Они ужаснулись от слов Его, потому что вдруг осознали, что зов Христа обращен к каждому из них с такой же радикальностью, как и к юноше. Как тяжела любовь Твоя, Господи. «Спаси меня, но только не сейчас!» (блаженный Августин). Дай мне еще пожить с моим богатством.

Но - «до ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4: 5), «не отступит от тебя, пока не сокрушит или кости твои, или сердце твое» (Ерм, святой. Пастырь). Иисус снова и снова обращает к тем, кто согласились быть Его учениками, свой зов:

Дети, поймите, что только узким путем можно войти в Царство. Посмотрите на змей: они сбрасывают кожи, когда те становятся слишком заскорузлыми, а «мы меняем души, не тела» (Н. Гумилев), - душа должна «обновиться, яко орля», стать юной, сильной и прекрасной, как юноша, но для этого надо сбросить приросшую к ней кожаную ризу греха, малодушия, привязанности к своему «я» - главному сокровищу. Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

До этого момента сами апостолы не осознавали, чего потребует от них ученичество в школе Христа. И теперь чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

Иисус, опять воззрев на них, - словно желая сказать взглядом больше, чем словами, - говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

Вот самое радикальное из когда-либо сказанного Христом. Попробуйте исполнить заповеди - и вы увидите, что это вам невозможно. Когда дошел до этой точки, крепись: избавление близко, но придет, когда не ожидаешь. А каким оно будет - увидишь сам, когда поймешь, что стоит за словами: всё возможно Богу.

Сейчас ты только читаешь о том, как это произошло с кем-то другим. С апостолами, со святыми. Потому что ты еще не раздал, что имеешь, и не пошел «в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12: 1), без всяких карт, планов и гарантий.

Ты сошел с дистанции там же, где богатый юноша.

Но Бог поистине может «сдвинуть тот камень», каким является твое сердце, камень с двери гроба, и вывести оттуда твою душу от смерти в жизнь (Ин. 5: 24).

Павел Смирнов (в сокращении)

Аннотация. Книга священнослужителя основана на реальном опыте пастырского служения. Главный вывод, который делает автор: алкоголизм и наркомания – это особое, плененное состояние, бесовская одержимость, освобождение от которой происходит только в процессе воцерковления страждущего и его близких. Книга дает веру в то, что все беды с помощью Христа Спасителя преодолимы, ибо что невозможно человеку, возможно Богу.

Архимандрит Георгий (Шестун)

Что невозможно человеку, возможно Богу

Наркомания и алкоголизм исцелимы

Введение

На одном из совещаний, где обсуждалась программа по борьбе с наркоманией, медики достаточно высокого уровня, ссылаясь на слова министра здравоохранения, заявили, что нарко­мания – болезнь неизлечимая. Душа моя восстала против этих слов. Сколько молодых людей, их родителей и близких потеряют надежду, сколько сердец наполнится унынием и отчаянием. Врачи сообщили правду о себе, но не о наркомании. Сказав, что наркомания – болезнь неизлечимая, они должны были договорить, что она неизлечима медицинскими методами; другими словами, медицина в решении этой проблемы оказалась бессильной. Медицина имеет опыт излечения телесных и душевных недугов человека. Но человек, сотворенный по образу и подобию Божию, – существо не только плотское и душевное, а и духовное. Духовную немощь медицин­скими методами не одолеешь.

Так что же такое наркомания? Бессилие медицины наводит на мысль, что это не болезнь (хотя она и порождает массу заболеваний), а особое, плененное состояние человеческой души. Человек не может излечить такую душу, а только Бог Своею Благодатью может исцелить ее, освободить от власти страстей, греха и смерти.

Более чем четыре года назад архиепископ Самарский и Сызранский Сергий дал мне послушание окормлять людей, страдающих недугом алкоголизма и наркомании. Так образовалось братство «Радонеж», и к настоящему времени у нас уже накопился некоторый опыт преодоления этих недугов православными церковными методами. Нам ничего не пришлось изобретать: опыт Церкви по исцелению духовных недугов насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. Русская Православная Церковь всегда боролась с пороком пьянства и алкоголизма; в XIX-XXI веках эта деятельность получила организационное и теоретическое оформление.

Мы не ставим своей целью показать полный опыт служения Церкви по преодолению пороков алкоголизма и наркомании в обществе, а делимся наблюдениями и впечатлениями, которые были получены в процессе общения с людьми, настрадавшимися и погибающими, но с Божьей помощью воскресшими и ожившими, открывшими мне глаза на многие реалии духовной жизни.

Исцеление начинается с диагноза

Слово «наркомания» состоит из двух слов – «нарко» и «мания». Словарь иностранных слов поясняет значение этих понятий, пришедших в наш язык из греческого языка. «Нарко» переводится на русский язык как оцепенение. Человек в состоянии оцепенения не способен проявить свою волю, он находится как бы в связанном состоянии. «Мания» обозначает безумие, страсть, влечение. Это вторая составная часть сложных слов, обозначающая сильное пристрастие, болезненное влечение к тому, что выражено в первой части слова. «Наркотик» переводится как «приводящий в оцепенение, одурманивающий».

Несложный этимологический анализ показывает, что наркоман – это человек, связанный, одурманенный и испытывающий влечение к дурману, более того, как показывает жизнь, не только испытывающий, но и прилагающий все усилия для поддержания этого состояния.

Если человек потерял свободу, оказался связанным, действует не по своей воле, то с духовной точки зрения он попал под влияние демонических сил. Таким образом, наркомания, представляет собой одержимость человека бесовскими силами, иначе говоря – беснование. Подтверждением этому служат и изменения личности наркомана. Он становится лживым (сатана – отец лжи, как свидетельствует Священное Писание), способен обманывать и обворовывать самых близких людей, поэтому наркоману, на первых стадиях реабилитации верить нельзя. Понимание природы наркомании позволяет применять к наркоманам те же церковные методы, что и к бесноватым. Главное – это воцерковление всей его жизни.

Слово «алкоголь» соответствует русскому «винный спирт», а слово «алкоголизм» обозначает заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам. Словарь иностранных слов отсылает нас к греческому слову «дипсомания» (дипса – жажда + мания), которым определяется периодически возникающее неудержимое влечение к алкоголю, периодический запой.

Только в «Радонеже» я узнал от многоопытных членов братства, что есть различие между пьяницей и алкоголиком. Оказывается, пьяница – это человек, который иногда может преступить приличие и, упившись вином, потерять человеческий облик, но, проспавшись, он продолжит трезвую жизнь, при этом будет испытывать мучения совести от своего падения. Другими словами, пьянство – это явление, связанное с дефектами воспитания. Алкоголизм – это болезнь врожденная, часто – наследуемая, или приобретенная, суть которой заключается в том, что при попадании в кровь даже небольшой дозы алкоголя, человек сразу теряет свою волю и попадает в тяжелый многодневный запой. Возникшее оцепенение сопровождается непреодолимым влечением к алкоголю. Мне памятен случай, когда алкоголик, много лет, живший трезвой жизнью, сорвался оттого, что добавил в чай ложечку «бальзама Битнера».

Медицинскими методами алкоголизм неизлечим. Обычно к нам в братство приходят люди, которые испытали многие методы, такие как кодирование, гипноз, вшивание ампул, особые уколы и так далее. При этом они жаловались на то, что после лечения им становилось еще хуже и что запои можно было прекратить только с помощью реанимации. На вопрос: «Для чего вы лечились?» – отвечали обычно одинаково: «Чтобы быть как все». Продолжение бесед показывает, что в их сознании «быть, как все», и «пить, как все», совпадают. Они мечтают о том, чтобы выпить бокал вина или рюмку водки, и, как все, утром отправиться на работу, а не в запой и не в реанимацию. Каково же их удивление, когда они узнают, что алкоголики – это люди особые, у них есть только две возможности в жизни: пытаться пить, а значит дотянуть, может быть, лет до сорока или чуть более и бесславно покинуть земную жизнь, или учиться трезвой жизни с Божьей помощью и жить долго и радостно в согласии со своими близкими и своей совестью.

Алкоголик – человек непьющий. Один алкоголик рассказал историю о том, что однажды на рыбалке, после того как сварили уху, все рыбаки налили себе по сто граммов, поднесли стакан и нашему брату. Он вежливо отказался, пояснив, что не пьет потому, что алкоголик. Наступила тишина. Все поужинали, собрали снасти, погрузили в машину и поехали. Через некоторое время один из рыбаков пово­рачи­вается к нашему брату и спрашивает: «А тогда мы кто?».

Иногда десятки лет уходят на то, чтобы понять, что ты – алкоголик, да еще и согласиться с этим. Столько лет человек внушает себе горделивую мысль, что он способен по своей воле прекратить пить. Но учиться трезвой жизни – значит учиться иной, отличающейся от привычной, жизни. А иная жизнь может быть только в Церкви. Стремление научиться жить церковной жизнью, то есть во­цер­ков­ление, необходимо как алкоголикам, так и наркома­нам, да и не только им, но и всем людям, осоз­навшими себя кающимися грешниками, проснув­шимися от оцепенения, от греховного сна.

Алкоголик и наркоман могут жить долгой и радостной жизнью, если в них пробудится духовная жизнь и они не будут прикасаться к дурманящему зелью. Человек по своей природе не нуждается в алкоголе и наркотиках, он может спокойно прожить без них всю жизнь, и это не состояние ремиссии, что в переводе с латинского обозначает временное ослабление болезни, а состояние, к которому должен стремиться каждый. К духовному трезвению, к свободе от власти страстей и греха призывают нас святые отцы. Путь исцеления – это путь духовного восхождения, дорога к Богу, по которой идет кающийся грешник, пробудившийся от греховного сна. Для православного человека дорога к Богу есть дорога в Церковь, в которой и происходит спасительная встреча.