Дети войны (сценарий к Дню Победы). План-конспект занятия по литературе на тему: Сценарий библиотечного мероприятия "Маленькие герои большой войны"

Анна Куликова
Сценарий встречи «Дети войны»

Сценарий встречи с «детьми войны » , посвященной 70 – летию со дня Победы.

Звучат мелодии военных лет, гости собираются в зале. Под музыку дети входят в зал и встают в полукруг.

Воспитатель : Добрый день уважаемые гости! Мы рады вас видеть в нашем детском саду. Сегодня, накануне праздника Дня Победы, мы будем говорить о Великой Отечественной войне и вы , ребята, узнаете о том, как жили дети во время войны , кому в те военные годы было совсем ещё немного лет. Наши сегодняшние гости не просто бабушки и дедушки- это «дети войны » , они расскажут нам как жилось им во время ВОВ.

Дети читают стихи :

1. Войны я не видел , но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны ,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьей быть должны!

2. Война – это боль , это смерть, это слезы.

На братских могилах – тюльпаны и розы.

Над миром, какое – то время лихое…

Где правит война – никому нет покоя .

Я вас призываю, нам всем это нужно.

Пускай на земле будет мир, будет дружба,

Пусть солнце лучистое всем нам сияет,

А войн – НИКОГДА и НИГДЕ не бывает!

Прослушиваем песню «День победы» .

Ребята, как вы думаете, почему День Победы называют праздником со слезами на глазах?

Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. Во время

войны погибли миллионы наших солдат и мирных жителей.

Давайте встанем и почтим минутой молчания всех погибших в этой войне .

Минута молчания.

Воспитатель : Сегодня будет день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов,

Сегодня будет день напоминаний

О подвигах и доблести отцов.

Дети садятся на стулья .

Ребята, скажите, над кем была одержана победа? (ответы детей)

Это была очень страшная война , и победа досталась нашему народу нелегко.

Вспомним, как это было…

Воспитатель : Летней ночью на рассвете

Когда мирно спали дети

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

Просмотр презентации «Великая Отечественная война » .

Ребята, как вы думаете, чем страшна война ? (ответы детей)

Много горя, страданий принесла война нашему народу , но особенно тяжело и страшно было детям. Они гибли под бомбами, умирали от голода. Многие остались сиротами. У одних отцы погибли на войне , другие потеряли родителей во время бомбежек. Маленькие дети были в плену у фашистов.

Воспитатель : Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война – не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И ёлочные огоньки,

С горы весёлое катанье.

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье.

Но несмотря ни на что, дети , в те военные тяжелые годы старались помочь взрослым.

Рассказ гостя

1) Когда и как вы узнали о начале войны ? Какова была Ваша реакция, реакция друзей, родственников?

2) Как изменилась Ваша жизнь с началом войны ?

3) Кого и как провожали на войну ?

4) Как Вы помогали взрослым?

5) Чем питались, как Ваши родители преодолевали трудности с продовольствием? Какое кушанье казалось Вам лакомством?

6) Играли ли Вы в игры, изменились ли они с началом военного времени?

8) Какое воспоминание, военных лет, помимо Дня Победы, для Вас самое радостное?

9) Встречали ли Вы праздники ? Какие Вам запомнились?

10) Жили ли рядом с Вами эвакуированные? Что Вы можете рассказать о них?

11) Когда и при каких обстоятельствах Вы узнали о Победе? Чем вам запомнился день Победы? Какова была Ваша реакция, ваших друзей и родственников? Как Вы встречали воинов , возвращающихся с Победой?

12) Как сложилась Ваша послевоенная жизнь?

Ведущий : Много песен было написано за годы войны . Песни помогали жить, воевать, побеждать. И одна из таких – легендарная «Катюша» .

Дети исполняют песню «Катюша» .

Дети читают стихи .

1. В деревнях – старики да дети ,

Бабы - в поле, то сеют, то жнут.

Почтальонку вдали приметят

И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!

Коли серый казенный конверт –

Замолчат, закричат, заплачут…

И померкнет в глазах белый свет…

2. Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок –

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело от прежней жизни и избы.

3. Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами…

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести…

Рассказ гостя о письмах с фронта.

Девочки исполняют частушки.

1. Девочки, беда, беда,

Девочки, война , война .

Надо дом наш защищать,

В Германию фашистов гнать.

2. Мой миленький – боец,

А я – санитарочка.

Будем в армии служить –

Отчаянная парочка.

3. На горе стоит береза,

Под берёзой танки.

Наши парни – партизаны,

А мы – партизанки.

4. Гитлер ехал на Москву

На машинах - таночках.

А оттуда – из Москвы

На разбитых саночках.

5. Ой, подруга дорогая,

На границе – тишина.

Сорок пятого, девятого

Окончилась война .

Дорогие ветераны,

Надевайте ордена,

Чтобы мы не забывали

Ваши славные дела!

Дети читают стихи .

1. Погибшим – быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым – героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках.

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!

3. «Никто не забыт и ничто не забыто» -

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Рассказ гостя о концлагерях, о том, как жили узники, о наградах.

Дети исполняют песню «Шли солдаты на войну » .

Дети читают стихи .

1. Пусть пулеметы не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

2. Дорогие ветераны!

Мир вам шлет поклон земной,

И на всех меридианах

Чтут ваш подвиг фронтовой.

В этот светлый день России

Постарайтесь не грустить.

Выше голову, родные,

Дай вам бог еще пожить!

Ведущий : Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история , но мы всегда будем помнить о ней.

А теперь наши ребята вручат гостям памятные подарки, сделанные своими руками (открытки в виде ладошек с гвоздиками) .

Дети под песню «День Победы» (муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонова) выходят из зала.

Приглашаем гостей на чаепитие в группу.

«Окуловский краеведческий

музей им. -Маклая»

номинация: вечер

«Невольный свидетель войны»

директор МБУК «Окуловский краеведческий

музей им. -Маклая»

«Невольный свидетель войны»

(сценарий вечера – встречи с детьми войны,

очевидцами событий 1941 – 1945 годов)

Цель: воспитание духовных ценностей – любовь к Родине, верность гражданскому и воинскому долгу, честность и человеколюбие.

Задача: Посредством общения, посредством книг и архивных материалов, приобщить подрастающее поколение к изучению исторического прошлого нашей страны, приобщить их к истокам героизма, укрепить живую связь времен и поколений.

Целевая аудитория: взрослые и дети (от 10-100 лет)

Оборудование: Книжная выставка «Война. Победа. Память», архивно-документальная выставка «Их имена опалены войной», выставка детского рисунка «Война глазами ребенка», демонстрация медио-презентации «ВОВ 1941-1945 года» (мультимедийная установка для демонстрации презентаций).

Оформление зала в соответствии тематикой.

Муз. оформление: перед началом вечера звучат песни военных лет.

Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья, дорогие наши , представители молодого поколения, гости музея. Сегодня наше мероприятие проходит в рамках празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Далеко не все из нас задумались в этот день, а что же тогда было.

Две странички календаря

Два дня жизни Планеты Земля.

Два дня истории человечества.

Они отмечены в календаре разными цветами: один - черный – День Памяти и Скорби. Начало Великой Отечественной войны. Другой – красный – День Победы. Два дня календаря. А между ними…

1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе! Какой ценой досталась эта Победа? Сколько трудностей преодолел советский народ? Чем пожертвовал и что потерял? На экране сейчас вы увидите презентацию посвященную именно этому.

Показ презентации «ВОВ 1941-1945 года», звучит песня «Журавли».

Когда говорят о героическом прошлом России, то в первую очередь вспоминают о победе нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Война и дети…Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает… Но я думаю, что правильнее было бы назвать вас «дети Победы», ведь именно Великая Победа подарила надежду, веру и любовь великому народу!

    Вам, лишенным счастливого детства, но не потерявшим любовь.
      Вам, плачущим о погибших родных и близких, но с улыбками встречающих каждый рассвет. Вам, видевшим тень смерти, но воспевающим жизнь. Вам, дети великой Войны, Вам, дети Великой победы, мы посвящаем сегодняшний вечер.

Ведущая: Сегодня, на нашем празднике присутствует Председатель комитета культуры и туризма Администрации Окуловского муниципального района.

Выступление

Ведущая: Все дальше в прошлое уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны. Всё меньше и меньше остается очевидцев величайшей трагедии 20 века. И мы, молодое поколение, не вправе забывать об уроках этой войны. Наш долг – собрать и сохранить все воспоминания об этих суровых годах, выпавших на долю нашего народа.

Сегодня мы пригласили на встречу Степанову Софью Петровну(1941г. р.) и Артемьеву Марию Сергеевну(1929 г. р.), чтобы поговорить о вас девчонках и мальчишках той военной и послевоенной поры. Сегодня у нас будет вечер воспоминаний. И хотя многое стирается из памяти, нам хочется, чтобы вы рассказали о том времени. О том, как побеждали страх и голод, холод и усталость. О том, какие испытания выпали на вашу долю.

Вы встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. На ваши хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Многие остались сиротами, кто-то лишился не только родных, но и отчего дома, кто-то оказался на оккупированной врагами территории.

А мы не стали памяти перечить.
Мы вспомним дни далёкие, когда
Упала вам на слабенькие плечи
Огромная недетская беда.
Была зима и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У вас и детства не было отдельно,
А были вместе — детство и война.

Тема детей военной поры взята не случайно. Война проявила каждого как личность, а детям, с их неокрепшей психикой, приходилось брать на себя такую осознанную ответственность, проявить такие качества, как честность, трудолюбие, мужественность. Иногда от их личного поведения зависела не только собственная судьба, но и судьба других людей.

Ведущая: Вы помните, как началась война? (рассказы присутствующих) - Сколько вам было лет, когда началась война? Где и с кем вы жили?

Когда началась война, мне было … лет. Жил я со своей семьей в ……... Отец, мама

Как и когда вы узнали, что началась война?

О начале войны узнали в 9 часов утра. Руководители села собрали митинг в клубе и оповестили о начале войны.

Кто из родителей или других родственников воевал, какие имеет награды?

Сначала на войну ушел мой …. Он воевал в …………войнах. Служил ……... Потом на фронт ушел и мой отец …. Он воевал на Кавказе. Ни дядя, ни отец с войны не вернулись.

С кем из родственников вы жили во время войны. В каком доме?

После ухода отца на войну я жила с матерью Анной Семеновной и братом Павлом Михайловичем 1935 года рождения. Жили мы в небольшой саманной кухне. Мама работала в колхозе на полях.

Помните ли вы продуктовые карточки? Чего вам больше всего не хватало?

Продуктовые карточки помню, по ним давали по 0,5 кг хлеба на семью. Хлеба не хватало. Продуктов первой необходимости тоже. Чтобы утолить голод, собирали «свинушки». Это такие корешки, которые росли по озерам. Летом ели яблоки, ловили рыбу. Кроме продуктов не хватало ещё одежды и обуви. В теплое время бегали босиком, кто постарше ходили в лаптях.

Даже во время войны, дети оставались детьми. В какие игры вы играли? Были ли у вас игрушки?

Игрушки были деревянные, мы их мастерили сами. Девочки играли тряпичными куклами. Мальчики играли еще в «альчики» по особым правилам, где нужны были меткость, ловкость. Играли еще в «прятки», «лапту», «чижика», «жмурки».

Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 ча­сов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем мог­ли. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщика­ми, выпускали , собирали урожай, дежу­рили в госпиталях. Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война. Очень хочется, чтобы наши дети не испытали ничего подобного. Кто из вас работал во время войны? (рассказы присутствующих)

Посещали ли вы школу? Хватало ли вам учебников, школьных принадлежностей? Какие у вас были учителя?

Школу мы посещали и во время войны, но учиться начинали в октябре и заканчивали раньше положенного срока, так как надо было работать, помогать взрослым. Школьных принадлежностей, конечно, не хватало, писали на старых книжках, газетах. Не было чернил. Разводили сажу с водой и писали. Учителя были местные и эвакуированные. Давали хорошие знания. Все были добрые и понимающие.

Что вам больше всего запомнилось из школьных лет?

Больше запомнилось не то, что было в школе, а как летали немецкие самолеты бомбить станцию. Звук самолетов наводил ужас. Мы, дети, бежали прятаться в окопы. Запомнил, как бомбу летом сбросили на наше село. Видел взрыв. Он до сих пор стоит перед глазами.

Ведущая:У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Много подростков, еще не успев закончить школу, устремлялись на фронт. Потеряв своих родных и близких и желая отомстить за них, пробирались в лес к партизанам или на передовую. Так на фронте появлялись «сыны полка» Многие из них погибали. Было у вас тогда желание попасть на фронт?

Что рассказывали взрослые о войне?

Мы получали письма от отца. В них он писал, что опасность на каждом шагу, что страшно за себя, за родных.. Но несмотря на свой страх, надо идти в бой, потому что за спинами страна, семья, родители.

Видели ли вы солдат, при каких обстоятельствах?

Видели. Солдаты шли колоннами. Солдаты прятались в садах.

Помните ли вы бомбежки?

Бомбежки помню. Это страшно. Огромное багровое зарево.

Какое событие было самым страшным?
Самым страшным для мен были бомбежки и известие о гибели отца.

Ведущая: Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Я думаю, что самое яркое воспоминание – это Победа!

Какое воспоминание самое радостное?

Мы радовались освобождению городов, оккупированных фашистами, победе советских войск в наступлении и, конечно, окончанию войны.

Когда вы узнали о Победе? Чем вам запомнился день Победы?

О победе мы узнали 9 мая. Оповестили нас на площади около сельсовета. День Победы запомнился не только радостью, но и слезами матерей, жён, вдов.

Что помогало вам выжить, перенести все невзгоды?

Выжить в эти трудные годы нам помогла вера в победу, надежда на лучшее.

Что вы хотите сказать, пожелать нам, молодому поколению?

Ведущая: Сейчас для Вас будет представлена литературная композиция «Пришла война» в исполнении театрального коллектива «Росинка», руководитель

Спасибо ребята.

Война и дети — несовместимые понятия, и пусть сегодняшним ребятам никогда не придется испытать те невзгоды, которые выпали на долю «детей Великой Отечественной». Пусть их детство никогда не назовется «войной». Вы много сделали такого,

Чтоб на земле остался след.

Желаем вам сегодня снова

Здоровья, счастья, долгих лет.

Пусть каждый день, что отвела судьба,

Приносит радость с солнечным восходом

И светит вам счастливая звезда

Храня от бед и жизненной невзгоды.

Вручение цветов участникам вечера –встречи: и ребятами из театрального коллектива «Росинка».

От имени всех присутствующих позвольте выразить вам огромную благодарность за то, что вы пришли к нам (дарим цветы). Спасибо Вам за наше мирное настоящее. Наша встреча подошла к концу. Спасибо!

В этом прекрасном зале вы можете посмотреть выставку о героях - Окуловцах, а также у нас представлены работы учащихся школ города на выставке «Война глазами ребенка», обратите внимание на выставку бронированных подшивок газет «Окуловский вестник» (в этом году районной газете исполнилось 85 лет, в рамках празднования 50-летия городу Окуловский архивный отдел Администрации Окуловского муниципального района предоставил на подшивки подлинных экземпляров газеты за период с 1937г по настоящее время. В экспозиции «Крестьянский быт» вы можете сфотографироваться используя народные костюмы, окунитесь в предложенную эпоху.

Звучит музыка военных лет.


Для детей старшего дошкольного возраста
9. для старшеклассников
10.

«Дети войны»

У нас и детства не было отдельно
А были вместе детство и война.

Ведущий:
Слово учителю. Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много - их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с вашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.

Показ видеоролика или слайдовых фотографий о войне в сопровождении слов:
Дети войны. В этот солнечный воскресный день 22 июня 1944 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери-от голодай бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем - концлагерь. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь. Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Ведущий.
Мы дети войны.
Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась.
Не знали мы детских забав.
И летопись лет страшных в память вписалась.
Боль, отклик у Эха нашла.

Ведущий.
А мы не стали памяти перечить.
Вспомним дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была зима и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.

Показ видеоролика или фотографии детей войны. Закадровый голос мальчика, читающего стихотворение о детях войны на фоне военных фотографий:

Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских - седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?

Ведущий:
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запом­нить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Кузьмичёва Валентина Сергеевна: Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики.

Рябова Адельфина Петровна. Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.

Бабенко Пётр Ерофеевич. Помню, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в ко­нюшнях и сараях

Валеева Лидия Фёдоровна. Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.

Борисова Валентина Алексеевна. В деревне тоже люди жили тяжело: голодали, ели мякину, крапиву, конину. Там, в деревне, впервые увидела новых беженцев, опухших от голода.

Трушакова Маргарита Аркадьевна. В этот день немцы сначала вывезли евреев с вещами, а затем ещё 72 человека. Всех вывезенных расстреляли на девятом километре. Очень тяжёлое время: собирали очистки от картофеля, жарили и ели.

Мельникова Мария Ивановна. Вышки, овчарки, заставляли работать. Помню вкус брюквы с землёй и 200 гр. хлеба с отрубями.

Ведущий.
Словно призраки, бледны,
Мы крепились - не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали. В. Шамшурин

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Ведущий.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» - девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Станки «малолетки», как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.

Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Ведущий:
Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Ведущий.
Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой. Меди­цинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие пись­ма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Ведущий.
Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами - героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Ведущий.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам.
И в рабство везли их, как скот.
Кому-то из плена бежать удавалось.
И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались.
Кто шёл в партизаны из нас.
И горели лица их отвагой.
И глаза светились их огнём.
Прибавлялись годы на бумаге.
Детям были пули ни по чём.
Трудные задачи выполняя,
Шли они в разведку, рвались в бой,
Бой вели, наград не ожидая.
Был любой мальчишечка герой!

Показ видеоролика или фотографий детей - воинов, детей в партизанских отрядах, детей в госпиталях, детей на трудовом фронте.

Ведущий.
«…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах-испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

Показ видеоролика. Фрагмент художественного фильма «Щит и меч»: Дети в концлагере. Можно заменить фотографиями детей в концлагерях.

Ведущий.
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Ведущий.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блока­да, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными втом поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда».

Показ видеоролика. Открытие памятника в 2010 году девочке - блокаднице на Пискарёвском кладбище. -Можно использовать для показа фото данного памятника.

Ведущий.
Эту девочку звали Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Боль­шой земли - он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным - 125 граммов. То есть ребёнок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125 граммов) - это была суточная норма.

Можно показать видеоролик о Тане Савичевой или её фотографию. Прочитать странички дневника девочки.

Ведущий.
Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.

(Слайды из дневника)

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». Женя - это сестра Тани. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год». Лёка - это брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
После смерти родных Таня попала в детский дом,откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

Показ видеоролика. Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт автор в сопровождении детского хора на фоне слайдовых фотографий. Слова песни:

Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, чёрным вороном
Налетела нежданно беда.
Разбросала нас во все стороны.
В детстве нас разлучила война.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.

Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери? У любого отца?

На фоне печальной музыкальной мелодии ведущие по очереди выходят на сцену и произносят слова:

Я хочу, чтоб на нашей планете
-Никогда не печалились дети.
-Чтоб не плакал никто, не болел,
— Только б хор наш звенел.
-Чтоб навек все сердцами сроднились.
— Доброте, чтобы
-Чтоб забыла планета Земля,
-Что такое вражда и война.

Учитель.
На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. !9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Показ видеоролика «Память народная». Слайдовый показ фотографий взрослых и детей Беслана. Объявляется минута молчания.

Учитель.
Скоро наступит великий праздник всего нашего народа - годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы поста­раетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня - Дня Победы!

Показ видеоролика «Ко дню Победы». Ветераны в праздничные дни. Можно использовать фото ветеранов войны. Звучат стихи детей.

Ведущий.
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)

Ведущий.
Мир
Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину. (В. Берестов)

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

КГУ “Аканская средняя школа

"Детям войны посвящается"

Подготовила: Зауэр В.А.

Участники: учащиеся 5 класса

2012-2013 учебный год

(мероприятие сопровождается показом слайдов)

Учитель:

Пришел июнь, июнь, июнь

В саду щебечут птицы,

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится!

Праздник солнца! Сколько вас,

Одуванчиков у лета!

Детство – золотой запас

Для большой нашей планеты!

Дорогие друзья, вот и наступил для нас долгожданный праздник солнца, самый долгий праздник- Праздник солнечного лета! Каждый день этого радостного большого праздника будет распахиваться, как новая страница интересной и яркой, красочной книги. Это книга, которой будут и песни, и картины, и игры, и сказки, и загадки, и походы, и приключения! Каждый день летнего календаря должен быть красным, потому что каждый день лета – это радость, отдых, праздник! А самое главное – это мирное небо над нами!

Сегодня – первый день лета. Этот день посвящен Международному Дню защиты детей и сохранению мира на земле. Этот день посвящен вам дорогие ребята.

На нашем празднике, как и вовремя проведения всех праздников, присутствуют гости. Сейчас мы хотим показать Вам представление, посвященное детям, НО это были не просто дети. Это дети-герои. Герои Великой Отечественной войны.

Под медленную музыку танцуют вальс несколько пар – девочки одеты в школьные формы (черные или коричневые платья и белые фартуки) мальчики в костюмы.

(во время танца идут слайды)

Учитель:

Июнь 21 число 1941 года. В школах шли выпускные вечера… Мальчишки и девчонки строили планы на будущее. Кто-то мечтал поступить в институт, кто-то хотел сразу идти работать. Но все надежды и мечты оборвались на другое утро 22 июня 1941 года, когда в жизнь нашей страны ворвалось зловещее слово – война.

Чтец: Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Сразу узнала страна,

Утром у нас на пороге

заполыхала война…

музыка обрывается.

Слышен свист летящих бомб, разрывы снарядов.

Фонограмма стихотворения «Варварство» М.Джалиль

На сцену выходят 2 ведущих, читают стихи на фоне песни «Журавли»

1 ведущий:

Пламя ударило в небо...

Ты помнишь,

2 ведущий:

Тихо сказала:

Вставайте на помощь...

1 ведущий :

Славы себе никто не выпрашивал,

2 ведущий :

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина!

На фоне песни «Дети войны»

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле. Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко «война». Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень со взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

Чтец: (читает стихотворение «Папе на фронт»).

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась –

До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеется,

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка,

Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: «А скоро елка!

Ты приедешь к нам на Новый год

Я сказала, тут же и проснулась,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась,

В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая - ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы...

Папа! Ты вернешься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдет?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду, скоро Новый год!

Чтец:

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю-прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как прежде, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днем и ночью был веселый свет...

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идет на немцев день и ночь...

Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так... от счастья... Твоя дочь.

Учитель:

Не щадя себя в огне войны,
Н жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
Р.Рождественский.

Чтец:

Уходили мальчики -

на плечах шинели

Уходили мальчики-

храбро песни пели,

Отступали мальчики -

пыльными степями,

Умирали мальчики,

где, не знали сами.

Чтец:

Попадали мальчики

в страшные бараки,

Догоняли мальчиков

лютые собаки.

Убивали мальчиков

за побег на месте.

Не продали мальчики

совести и чести.

Не хотели мальчики

поддаваться страху,

Поднимались мальчики

по свистку в атаку.

Чтец:

Повидали мальчики -

храбрые солдаты,

Волгу в сорок первом,

Шпрее в сорок пятом.

Показали мальчики

за четыре года,

Кто такие мальчики

нашего народа!

Ученик:

Еще вчера мы были только дети,

Нас поднял под ружье войны сигнал.

Меня повесят завтра на рассвете...

Прощайте, люди, Родина, снега!

Гори, конюшня! развивайся пепел!

Простите, кони, ни причем вы здесь.

Мне лучше нынче в огненную петлю,

Чем завтра в жизнь предательскую влезть.

Пусть не пройду я больше полем чистым,

Не доживу до солнечных годов...

Иду босая...Не понять фашистам,

Что русский снег согреть меня готов.

И пусть свистят измученные плети,

В глазах врагов я вижу лютый страх.

Меня повесят завтра на рассвете,

Но в сорок пятом я вернусь в Рейхстаг!

Учитель: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходящие скелеты и жгли в крематориях концлагерей. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Маленькие герои большой войны.

Ученик.

Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.

Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

Ученик.

Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а впрочем, все равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, в легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.

Ученик.

И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнем,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идем.

Учитель: Много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Портреты многих их них вы увидите сегодня, они как будто с нами.

Герои не забудутся, поверьте!
Пускай давно закончилась война,
Но до сих пор все дети
Погибших выкликают имена.

Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду.

1 ведущий: В небе, как Аркаша Каманин

2 ведущий: В партизанском отряде, как Лёня Голиков

1 ведущий: В Брестской крепости, как Валя Зенкина

2 ведущий: В керченских катакомбах, как Володя Дубинин

1 ведущий: В подполье, как Володя Щербацевич

И ни на миг не дрогнули их юные сердца. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых годов на защиту Родины.

На сцену по одному выходят ученики, у которых повязаны пионерские галстуки.

Они изображают пионеров-героев.

1 пионер :

Зина Портнова - юная подпольщица. Я распространяла

листовки, зная немецкий язык, добывала важные сведения.

Фашисты схватили меня, подвергли пыткам, но я молчала.

Посмертно мне присвоено звание Героя Советского Союза.

2 пионер :

Марат Казей - пионер-разведчик. В очередной разведке попал в засаду, где меня окружили фашисты. Я дождался, пока кольцо врагов сомкнулось вокруг меня и взорвал себя вместе с врагами. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

3 пионер :

Валя Котик. После оккупации города немецко-фашистскими войсками вступил в подпольную организацию, был связным; затем с августа 1943 в партизанском отряде, участвовал в боевых действиях; дважды ранен. Погиб в бою. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью. Герой Советского Союза.

4 пионер :

Костя Кравчук. Я принял на хранение полковое знамя от отступавших солдат. Более двух лет, рискуя жизнью, я сохранял это знамя, чтобы вновь вернуть его в действующую армию

Пионеры-герои исполняют песню "О маленьком трубаче"

Песня о маленьком трубаче

Стихи Сергея Крылова,

Музыка Сергея Никитина

Кругом война, а этот маленький...

Над ним смеялись все врачи -

Куда такой годится маленький,

Ну, разве только в трубачи?

А что ему? - Все нипочем:

Ну, трубачом, так трубачом!

Как хорошо, не надо кланяться -

Свистят все пули над тобой.

Везде пройдет, но не расстанется

С своей начищенной трубой.

А почему? Да потому,

Что так положено ему.

Но как-то раз в дожди осенние

В чужой стране, в чужом краю

Полк оказался в окружении,

И командир погиб в бою.

Ну, как же быть? Ах, как же быть?

Ну, что, трубач, тебе трубить?

И встал трубач в дыму и пламени,

К губам трубу свою прижал -

И за трубой весь полк израненный

Запел "Интернационал".

И полк пошел за трубачом -

Обыкновенным трубачом.

Солдат, солдат, нам не положено,

Но, верно, что там - плачь, не плачь -

В чужой степи, в траве некошеной

Остался маленький трубач.

А он, ведь он - все дело в чем! -

Был настоящим трубачом.

Ученик:

Был он в разведке, в бой его брали
С ним на задания шли,
Только фашисты героя поймали,
И на допрос повели

Страшная боль обошла его тело,
Что ты узнал у нас?
Снова фашисты героя пытали,
Но он - ни слова в ответ.
И от него они только узнали
Русское слово «Нет»!

Сухо раздался треск автомата…
Давит сырой землей…
Наш герой умер солдатом,
Верным стране родной.

Учитель : «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова на Урале и за Уралом,в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны. Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты. И за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта-Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Леша, мама - 15 мая". А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

Чтец:

Это место нынче всякий знает,

Здесь особый памятник стоит.

Подойдешь – и сердце замирает,

Слышно, как береза шелестит.

Скромная могила на погосте

Время поворачивает вспять,

Гости вы сейчас, или не гости,

Только тут нельзя не вспоминать.

С барельефа смотрят в душу прямо

Детские, печальные глаза,

Говорят они, как будто, «мама,

Отыщи меня на Небесах!...»

Рядом в камне выбита навеки

Тонкая страничка дневника,

Та, что будит чувства в человеке,

Извлекая боль издалека.

Вы представьте только на минуту

Своего ребенка в темноте,

Там, где страшно, холодно и жутко,

И никто не спросит о тебе.

Он один сегодня в этом мире,

Жутком мире, где всегда темно,

Никого в пустой уже квартире,

Только ветер глухо бьет в окно.

А теперь, представьте, одинокий,

Исхудавший детский силуэт.

Из него ушли все жизни соки,

Только тень отбрасывает свет.

Вы представьте, девочку, ребенка,

Проводившего в последний путь.

Всех родных, без плача им вдогонку,

Испытал такое кто-нибудь?

Вы представьте, как она садилась

И писала дату в дневнике,

Чтобы имя близких не забылось

И осталось где-то вдалеке.

Это имя Таня завещала

Тем, кому достанется дожить,

И страшней история не знала

Вы представьте, пальцы как дрожали,

Вкривь и вкось катился карандаш,

День за днем родные умирали,

А Победа – все еще мираж.

Мама уходила на рассвете,

Оставляя дочь совсем одну,

И в пустом давно уже буфете

Лишь дневник про страшную войну.

Вот и все. Последняя страница,

Страшная в правдивости своей,

Райский сад и луг среди полей…

Я была как все на Пескаревском,

Плакала, читая тот дневник,

И стояла в платьице неброском

Предо мною Таня в этот миг.

Сколько лет прошло, но мир все тонок,

Мы храним его, как можем от блокад,

Мужества пример – один ребенок

И – непокоренный Ленинград.

Учитель: Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: выращивали зеленый лук для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, сборе лекарственных растений для госпиталей и фронта, в сельскохозяйственных работах. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни Отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляют различные детали для мин, другого орудия.

Учитель: По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Она написала редактору газеты.

На сцену выходит ученица. В руках у неё карандаш и листок бумаги

Ученица: « Я, Ада Занегина, мне 6 лет. Пишу по печатному. Я хочу домой. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Я собрала деньги на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Наш танк разобьет Гитлера и мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист».

Учитель: Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого был танкист-орденоносец Екатерина Петлюк.

Ученик:

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров,
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Пускай сердца, волнуясь, замирают,
На мирные дела пускай зовут,
Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!

Ученики (с бумажными голубями в руках)

Солнце Родины любимой
Озаряет все вокруг,
И взлетает белокрылый
Голубь мира с наших рук.

Ты лети, лети по свету,
Голубь наш, из края в край!
Слово мира и привета
Всем народам передай!

Расскажи ты, голубь, людям
О родном, российском крае…
И как Родину мы любим,
Год за годом подрастая!

Мир герои отстояли,
Помнить мы их поклялись.
Пролетая в синей дали,
К обелискам опустись!

Чтобы взрывы не закрыли
Небо черной пеленой,
Голубок наш белокрылый,
Облети весь шар земной!

Слайд: вечный огонь. «Реквием» Моцарта

Учитель: Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.

на сцену выходят ведущие. На фоне чтения стихов к ведущим начинают по одному подходить ученики, в руках у них зажженные свечи.)

1 ведущий:

Гори, свеча, гори, не затухай,

Непроходящей болью будь.

Пусть в пламени твоем встают

Чей оборвался путь.

Кто из спокойных, мирных дней

Шагнул в наземный ад,

И кто до роковой черты нес

Звание – солдат.

2 ведущий :

Кто в восемнадцать с небольшим

Познал цену потерь.

Кто за Родину жизнь отдав,

Открыл в бессмертье дверь.

Гори, свеча, не затухай,

Не дай нахлынуть тьме,

Не дай живым забыть всех тех,

Погибших на войне!

В этой войне наш народ совершил настоящий подвиг. Много бойцов не вернулось с фронта живыми. Мы склоняем головы перед величием подвига русского солдата.

1 ведущий:

Мир – это лучшее слово на свете.

Взрослые к миру стремятся и дети.

Птицы, деревья, цветы на планете.

Мир – это главное слово на свете.

Дети заранее приготовили рисунки «Я против войны!». Читают слова и поочереди поднимают их вверх.

1 ученик: Я нарисую яркое солнце!

2 ученик: Я нарисую синее небо!

3 ученик: Я нарисую свет в оконце!

4 ученик: Я нарисую колосья хлеба!

Все вместе: Мы нарисуем осенние листья,

Школу, ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью

ВЫСТРЕЛЫ! ВЗРЫВЫ! ОГОНЬ И ВОЙНУ!

Учитель: Поднимите рисунки выше,

Чтобы все их видеть могли,

Ученик:

Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство...
Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не дожив, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние –
Ты послушай святую минуту молчанья.

(Минута молчания)

1 ведущий:

Помните, люди….

Ми Миллионы людей отдали свои жизни за то, чтобы мы с вами видели чистое голубое небо, спокойно спали, растили детей и внуков, просто радовались жизни!!!

ллионы людей отдали свои жизни за то,

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»

Цель мероприятия: воспитание патриотизма.

  • познакомить учащихся с воспоминаниями детей-очевидцев Великой Отечественной войны;
  • вызвать интерес к данной теме;
  • вызвать у детей чувство сопереживания.

Форма: устный журнал.

Оборудование:

  • оформленный в соответствии с тематикой актовый зал;
  • метроном;
  • музыкальный центр;
  • запись Альбинони “Адажио”;
  • плакат с изображением раскрытого журнала с оглавлением.

Рябова Дарья:

– Здравствуйте, уважаемые гости! В этом году мы отмечаем очень важную для всех нас дату – 60-летие Великой Победы. Наш устный журнал расскажет вам о тех, чье детство пришлось на военное лихолетье. Страница первая – “А они родом из войны…”

Страница I

“А они родом из войны…”

(на сцене 4 участника )

Тащева Елена

На минском шоссе.

Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.

Что значат взрывы, плачь, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, –
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.

Аркадий Кулешов

(звучит запись Альбинони “Адажио” )

Терешкина Екатерина:

Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с растрепанными косичками и ее кукла.

Многие запомнили эту девочку…

А кто сосчитает, сколько детей убивает война? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?

А их таких были тысячи в сорок первом – сорок пятом годах…

Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, летят пули, рассыпаются дома и горят детские кроватки. Потому что сегодня кому-то хочется большой войны, в огне которой дети испарялись бы, как капли воды.

Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их:

Тащева Елена:

“…осталась на угольках одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…” (Аня – 5 лет)

Терешкина Екатерина:

Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал:

Красильщиков Сергей:

“Сына уведите… Сына уведите, чтобы не смотрел…” (Саша – 7 лет)

Терешкина Екатерина:

Еще они могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как убегали на фронт:

Карев Дмитрий:

“… боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная: началась – я вступил в пионеры, кончилась – уже комсомолец” (Костя – 14 лет).

Красильщиков Сергей:

“Мам, прошу, пусти на войну”. – “Не пущу”. – “Тогда я сам пойду!”

“Направили меня в Тамбовское суворовское училище. А до войны я успел окончить только три класса и диктант в училище написал на единицу. Испугался и удрал на фронт…” (сын полка Валя – 10 лет).

Терешкина Екатерина:

Как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было идти в школу. Как, только встав на ящики, дотягивались до станков и в десять – двенадцать лет работали по двенадцать часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что

Карев Дмитрий:

“… я забыл за четыре года, что это такое – белый батон” (Саша – 10 лет).

Терешкина Екатерина:

Как уходила на фронт воспитательница из детдома, а они хором просили:

Красильщиков Сергей:

“Папу найдите…”

Терешкина Екатерина:

Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас у них трудно спросить о маме.

Детская память – вещь загадочная. Лев Толстой утверждал, что помнит ощущение чистых и прохладных пеленок, в которые его заворачивали в детстве.

Первое воспоминание трехлетнего Володи Шаповалова, как вели на на расстрел их семью и ему казалось, что мать кричала громче всех:

Карев Дмитрий:

“… может, потому мне так казалось, что она несла меня на руках, а я обхватил ее за шею. И руками слышал, как голос шел из горла”.

Терешкина Екатерина:

Феликс, которому в сорок первом году было шесть лет, до сих пор не может забыть буханку хлеба, которую бросил им из теплушки раненый солдат:

Красильщиков Сергей:

“Мы уже неделю ехали голодные. Мать отдала нам с братом последние два сухаря, а сама только смотрела на нас. И он это увидел…”

Терешкина Екатерина:

Сын полка Толя Морозов может рассказать, как его, голодного и замерзшего, подобрали в лесу танкисты, и девушка санинструктор скоблила мальчишку сапожной щеткой и долго вспоминала, что ей “не хватило на меня толстого куска мыла. Я был чернее камня”.

Кто теперь скажет, сколько среди них было русских детей, сколько белорусских, сколько польских или французских? Погибали дети – граждане мира.

Белорусская девочка Тамара Томашевич до сегодняшнего дня сберегла в памяти, как в Хвалынском детдоме на Волге никто из взрослых не повышал на детей голоса, пока у них не отросли волосы после дороги, а Женя Корпачев не забыл старую узбечку, принесшую им с матерью последнее свое одеяло на вокзал. Первый советский солдат в освобожденном Минске подхватил на руки четырехлетнюю Галю Забавчик и она назвала его “папа”. А Нелла Вершок рассказывает, как шли по их деревне наши солдаты, а дети смотрели на них и кричали: “Папы идут! Папы…” Не солдаты, а папы.

“Я родом из детства”, – говорил о себе Сент-Экзюпери.

А они родом из войны…

(рассказчики первой страницы уходят со сцены )

Рябова Дарья:

– Их судьбы похожи. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну.

Время изменило их самих, оно усовершенствовало, вернее сказать, усложнило их отношение к своему прошлому. Изменилась как бы форма передачи их памяти, но не то, что с ними было. Рассказанное ими – подлинный документ, хотя говорят уже взрослые люди. Обычно, рассказывая о своем детстве, мы его украшаем, идеализируем. Они и от этого застрахованы. Нельзя же украшать ужас и страх…

Страница вторая – детские воспоминания.

(на сцене 4 ученика )

Страница II

Детские воспоминания

1) “А она кричала: “Это не моя дочь!…”

Цыброва Ольга:

Фаина Люцко – 15 лет.

… Не буду рассказывать… Не могу… Я не думала после всего жить... Я думала, что сойду с ума… Я каждый день вспоминаю, а рассказать? … Я буду болеть, если расскажу…

Помню, что они черные все, черные… У них даже собаки были черные…

Мы жались к матерям… Они не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял и разделили: детей – отдельно, родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама… А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала… Как-то меня к ней пропустили.

– Это не моя дочь!

– Мамочка!

– Это не моя дочь! Это не моя дочь…

Вот это я запомнила. Глаза у нее не слез были полны, а крови. Полные глаза крови:

– Это не моя дочь!

Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Расстреляли двух моих сестер и двух моих братьев. Когда убили детей, стали убивать родителей. Стояла женщина, держала на руках грудного ребеночка, он сосал водичку из бутылочки. Они выстрелили сначала в бутылочку, потом в ребенка, а потом только мать убили.

Я думала, что сойду с ума… Что я жить не останусь… Зачем меня мама спасла?…

2) “Она пришла в белом халате, как мама…”

Карев Дмитрий:

Саша Суетин – 3 года.

Помню отдельными картинками… Маму в белом халате… Отец – военный, мама работала в госпитале. Это потом уже старший брат рассказал. А я помню только белый мамин халат… Даже лица не помню, только белый халат… И еще – белую шапочку, она всегда стояла на маленьком столике, именно стояла, а не лежала, такая накрахмаленная.

Вторая картинка.

Мама не пришла… К тому, что папа часто не приходил, я привык, а мама раньше возвращалась домой всегда. Мы с братом одни сидим несколько дней в квартире, никуда не выходим: вдруг появится мама. Стучат чужие люди, одевают и куда-то ведут нас. Я плачу:

– Мама! Где моя мама?…

– Не плачь, мама придет, – утешает меня братишка, он старше меня на три года.

Мы оказываемся в каком-то длинном то ли доме, то ли сарае, на нарах. Все время хочется есть, я сосу пуговицы на рубашке, они похожи на леденцы, которые привозил из командировок отец. Я жду маму.

Третья картинка.

Какой-то мужчина запихивает нас с братом в угол нар, накрывает одеялом, забрасывает тряпками. Начинаю плакать, он гладит меня по голове. Брат мне потом рассказывал, что мы оказались в концлагере, там брали у детей кровь. Взрослые нас прятали.

Но однажды мне надоедает долго сидеть под одеялом. Начинаю тихо, а потом громко плакать. Кто-то сбрасывает с меня и брата тряпки, стягивает одеяло. Открываю глаза, возле нас стоит женщина в белом халате:

– Мама! – тянусь я к ней.

Она гладит меня сначала по голове, потом по руке. Затем берет что-то из металлической коробочки. Но я не обращаю на это никакого внимания, я вижу только белый халат и белую шапочку.

Вдруг! – острая боль в руке. У меня под кожей иголка. Не успеваю накричаться, как теряю сознание. Прихожу в себя – надо мной сидит тот самый мужчина, который нас прятал. Рядом лежит брат.

– Не пугайся, – говорит мужчина. – Он не мертвый, он спит. У вас взяли кровь.

– Это была не мама?

– Она пришла в белом халате, как мама… – И я закрываю глаза.

И дальше ничего не помню: кто и как нас спас в лагере, как оказались мы с братом в детдоме, как узнали, что родители наши погибли… Что-то случилось с моей памятью. Пошел в первый класс. Дети два-три раза прочтут стихотворение – и запомнили. А я десять раз прочту – и не запоминаю. Но запомнил, что двойки мне учителя почему-то не ставили. Другим ставили, а мне – нет…

3)“Я видел…”

Малинин Александр

Юра Карпович (8 лет)

…Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…

Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз… Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: “Юде!…”

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

Вот почему мы не всегда понимаем наших детей, а они не понимают нас. Мы – другие люди. Забуду – живу как все. А иногда проснешься ночью, вспомнишь – и кричать хочется…

4)“Доченька, запомни это на всю жизнь…”

Зинина Екатерина

Аня Корзун – 2 года.

… Мне запомнилось девятое мая сорок пятого года. В детский сад прибежали женщины:

– Дети, победа!

Стали нас всех целовать, включили репродуктор. Все слушали. А мы, маленькие, слов не понимали, мы понимали, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые… Кто сам лез… Залазили друг на дружку, только третий или четвертый доставал до черной тарелочки и целовал ее. Потом менялись… Всем хотелось поцеловать слово “победа”…

Вечером над городом поднялся салют. Мама открыла окно и заплакала:

– Доченька, запомни это на всю жизнь…

А я боялась.

Когда вернулся с фронта отец, я его боялась. Он даст мне конфету и просит:

– Скажи: папа…

Возьму конфету, спрячусь с ней под стол:

У меня всю войну папы не было.

(участники уходят со сцены )

Рябова Дарья

– Ленинградские дети! Они были мужественны и стойки. Вместе со взрослыми трудились, боролись и … учились! Учились, несмотря ни на что.

Учителя и ученики – и те и другие из мерзлых квартир – сквозь стужу и снежные заносы шли за пять – шесть километров в такие же мерзлые, оледеневшие классы. Страница третья – блокадный Ленинград.

Страница III

Блокадный Ленинград

(на сцене 4 ученика )

Цыброва Ольга:

Страница дневника Тани Савичевой.

“Савичевы умерли. Умерли все.”

Тащева Елена:

Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город. (Людмила Панова)

Терешкина Екатерина:

Прошли годы, много лет, и еще пройдет время, но героические дни ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени, оно не померкнет, не потускнеет, не исчезнет, не забудется никогда.

Пожилая женщина рассказала:

Дронникова Анна:

“Работала я в то страшное время на почте. И был у нас в почтовом отделении вдовец один. Иваном Васильевичем звали. Сыновей двоих в армию он проводил. Пожилой был, а тоже на фронт рвался. Да не взяли в военкомате. Однажды в отделение пакет толстый поступил. Долго, видно, шло письмо. Такое было обтрепанное. Взял кто-то в руки, а из конверта плитка шоколада выпала. В это время мы вкус хлеба-то забывать начали. Иван Васильевич совсем плох был, все больше лежал. А тут взял письмо и поплелся, пошатываясь, по указанному адресу на конверте.

Ждали мы его, ждали. Но на этот раз так и не дождались. Адреса, по которому он пошел, не запомнили, да и сил-то идти искать его ни у кого не было.

Минули годы. Однажды к нам в отделение молодая женщина пришла. В ее руке была бумажка. И мы, старые почтари, узнали в ней ту обертку шоколадную. “Поклониться памяти почтальона хочу, – говорит. – Он нам с братом жизнь спас”. И рассказала, как они сидели с братишкой вдвоем дома. Мать умерла. Никого взрослых в квартире не осталось… Идти за хлебом в булочную очередь выпала брату. Собрался он и только дверь открыл, как у порога квартиры, на лестнице, человека мертвого увидел. В одной руке его была зажата плитка шоколада, в другой – письмо отца-летчика. Брат с сестрой похоронили славного почтальона. А голубенькую серебристую обертку от шоколада сохранили, положили в книжку. Подросли дети, сами стали родителями… И вот пришла на почту женщина узнать хоть что-нибудь про человека, который, умирая с голоду, спешил спасти детей…” (Т. Матвеева)

Тащева Елена:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же… (Александр Твардовский)

(включается метроном, 10 секунд слушается в тишине, затем на фоне метронома произносится )

Терешкина Екатерина:

В музее истории Ленинграда под стеклянным колпаком хранится метроном. Громко тикая, он отсчитывает время. Этот метроном включали в Ленинградском радиокомитете после объявления воздушной тревоги. И он стучал до отбоя, как большое сердце города. Сердце, которое нельзя остановить.

(метроном выключается )

Тащева Елена:

Вот что писала во время войны американская газета “Нью-Йорк таймс”: “вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их подвиг будет записан в анналы истории как своего рода героический миф… Ленинград воплощает непобедимый дух народов России”.

(участники уходят со сцены )

Страница IV

Маленькие солдаты

Песня о партизанке Ларисе (исполняет хор 8 “А” )

(на сцене 2 ученика )

Цыброва Ольга:

Один из документов фашистской программы гласит:

“Помни и выполняй:

  1. Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа.
  2. Уничтожай в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик..”

Рябова Дарья

– Этот документ убеждает, с каким беспощадным врагом встретился лицом к лицу советский народ. Участие в великой освободительной борьбе против фашизма стало высшим долгом. На столы мобилизационных пунктов рядом с заявлениями отцов и матерей с просьбой отправить на фронт, клали заявления их дети, зачастую написанные еще неустойчивым почерком. Страница четвертая – маленькие солдаты.

Володя Узбеков

Дронникова Анна:

Дети и война – два несовместимых понятия. Война – дело взрослых, но и детям досталось на войне. Возможно, некоторые из вас читали “Сын полка” – повесть о мальчике Ване Солнцеве.

Есть такой персонаж и в нашем Орехово-Зуево.

В 1944 году, когда войска освободили Украину, мальчишки из Орехово-Зуева ездили туда за хлебом и другими продуктами. С ними поехал 7-летний мальчик Володя Узбеков. Ехали под брезентом, в воинском эшелоне, а когда эшелон проезжал через территорию Украины, надо было спрыгнуть с поезда на полном ходу. Ребята были повзрослее, они спрыгнули, а Володя – самый маленький – испугался. Тут его и поймал конвоир.

Эшелон нигде не останавливался и мальчик вместе с танками был доставлен в Австрию. Здесь, в танковой бригаде, его согрели, накормили, одели и он стал сыном полка. Вместе с бойцами, танкистами Красной Армии, он 9 мая вошел в Прагу победителем – ведь бои за Прагу были последними в ВОВ, после чего была объявлена победа. Затем он вместе с танковой бригадой поехал в Советский Союз и был доставлен домой. А дома и не чаяли, что он вернется. Закончил школу и уехал в Ригу учиться морскому ремеслу, да так там и остался. Свои военные приключения вспоминал как детские шалости, за которые досталось от матери. Но в 60-е годы газета “Пионерская правда” поместила фотографию. “Помогите найти сына полка”,- писали танкисты. На фотографии стоял бравый мальчишка, в хорошо сидевшей военной форме, в хромовых сапожках на фоне пражского памятника. Сестра Володи узнала его на фотографии, послала ему газету, а затем приехали корреспонденты и состоялась встреча с сослуживцами

Вместе с другими танкистами, первыми вошедшими в Прагу, он был приглашен в Чехославакию, был награжден первой государственной наградой этой страны и стал почетным гражданином Праги.

(на сцену выходят все участники )

Терешкина Екатерина:

Ты дура, смерть: грозишься людям
Своей бездонной пустотой,
А мы условились, что будем
И за твоею жить чертой.

Красильщиков Сергей:

И за твоею мглой безгласной
Мы – здесь, с живыми заодно.
Мы только врозь тебе подвластны –
Иного смерти не дано.

Цыброва Ольга:

И, нашей связаны порукой,
Мы вместе знаем чудеса:
Мы слышим в вечности друг друга
И различаем голоса.

Дронникова Анна:

И как бы ни был провод тонок –
Между своими связь жива.

Терешкина Екатерина:

Ты это слышишь, друг-потомок?
Ты подтвердишь мои слова?… (Александр Твардовский)

Рябова Дарья

– Наш устный журнал рассказал о детях суровых военных лет. Почтим тех, кто не вернулся с войны, минутой молчания…

Цыброва Ольга:

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым –
Это нужно живым. (Роберт Рождественский).

(включается метроном; минута молчания; метроном выключается; участники уходят со сцены)

Рябова Дарья:

– Закрыта последняя страница журнала. Пусть все то, о чем вы услышали, останется в ваших сердцах.