Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Петерсон в старшей группе детского сада

Раз-ступенька, два-ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Петерсон Л.Г., Холина Н.П.

3-е изд., доп. и перераб. - М.: 201 6 - 2 56 с.

Методическое пособие по развитию математических представлений детей 5-6 и 6-7 лет является частью непрерывного курса математики «Школа 2000...». Включает краткое описание концепции, программы и организации практических занятий с детьми. Дополнительные материалы для организации индивидуальной работы с детьми содержатся в тетрадях на печатной основе «Раз - ступенька, два - ступенька...», ч. 1-2, тех же авторов. Учебно-методический комплект «Раз - ступенька, два - ступенька...» ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. Подготовительная работа с детьми 3-4 и 4-5 лет может осуществляться по комплекту «Игралочка», ч. 1-2, авторов Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасовой, а продолжением для учащихся начальной школы является курс математики Л. Г. Петерсон. Пособие может использоваться на занятиях с дошкольниками в детских садах, учреждениях «Начальная школа - детский сад» и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.

Формат: pdf (2016, 256с.)

Размер: 7,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Введение 3
Программа развития математических представлений «Раз - ступенька, два - ступенька...» (64 занятия) 9
Примерное тематическое планирование по программе «Раз - ступенька, два - ступенька...» (64занятия) 12
Примерное тематическое планирование по программе «Раз - ступенька, два - ступенька...» (86 занятии) 14
Часть 1
Занятие 1 16
Занятие 2 19
Занятие 3 22
Занятие 4 25
Занятие 5 29
Занятие 6 32
Занятие 7 34
Занятие 8 38
Занятие 9 40
Занятие 10 45
Занятие 11 47
Занятие 12 51
Занятие 13 55
Занятие 14 59
Занятие 15 62
Занятие 16 65
Занятие 17 68
Занятие 18 71
Занятие 19 74
Занятие 20 78
Занятие 21 82
Занятие 22 85
Занятие 23 89
Занятие 24 94
Занятие 25 98
Занятие 26 103
Занятие 27 106
Занятие 28 ПО
Занятие 29 113
Занятие 30 117
Занятие 31 120
Занятие 32-34 124
Часть 2
Занятие 1 125
Занятие 2 128
Занятие 3 133
Занятие 4 137
Занятие 5 140
Занятие 6 143
Занятие 7 147
Занятие 8 150
Занятие 9 154
Занятие 10 160
Занятие 11 164
Занятие 12 168
Занятие 13 171
Занятие 14 175
Занятие 15 179
Занятие 16 183
Занятие 17 187
Занятие 18 192
Занятие 19 1%
Занятие 20 200
Занятие 21 204
Занятие 22 208
Занятие 23 212
Занятие 24 217
Занятие 25 220
Занятие 26 225
Занятие 27 229
Занятие 28 233
Занятие 29 237
Занятие 30 242
Занятие 31 246
Занятие 32 249
Список использованной литературы 254

Учебно-методическое пособие «Раз - ступенька, два - ступенька...» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Оно представляет собой составную часть непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и основной школы, который разрабатывается в настоящее время в Ассоциации «Школа 2000...» с позиций комплексного развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности*.
Дошкольная ступень программы «Школа 2000...» состоит из двух частей: «Игралочка» - для детей 3-4 и 4-5 лет, и «Раз - ступенька, два - ступенька...» - для детей 5-6 и 6-7 лет. Однако работать по программе «Раз - ступенька, два - ступенька...» можно и с теми детьми, которые не прошли программу «Игралочка» и начинают свою дошкольную подготовку по математике в 5-6 лет.

Тип ситуации: открытие нового знания.
Тема: «Мир удивительных цветов».

Цель: формирование у дошкольников умения составления и чтения схем «последовательных действий» на примере рисуночной схемы посадки цветов.

Задачи.
Образовательные:
Расширить:
- начальные знания о природном мире (на примере мира цветов);
- знания об условиях необходимых для роста и развития растений;
Закрепить представления об экологических связях в природе: зависимость живой природы от неживой.Развивающие:
содействовать развитию качеств личности: наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие.Воспитательные:
содействовать формированию
- экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; - установки положительного отношения к миру природы, к труду в природе;
создавать условия для:
- развития бережного отношения к природе;
- проявления самостоятельности в трудовой деятельности (труд в природе).

Предварительная работа.
Беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля».
Наблюдение за ростом лука в земле, воде.
Рассматривание цветущих растений.
Чтение и пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки».
Просмотр мультипликационного фильма по мотивам рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».
Заучивание посевных стихов, приговорок.

Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
карточки с изображением солнца, воды, почвы, воздуха: размер: 13×13;
карточки с изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковицы цветка с пророщенными росточками, совка для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка с водой: размер: 13×13;
стрелки - 5 шт.

Раздаточный материал:
горшочки, совочки, лейки с водой по количеству детей;
луковицы цветов по количеству детей;
ёмкость с большим количеством земли;
фартуки на каждого ребёнка.

Оборудование:
магнитная доска: размер: 120×100 см;
столы 2 шт. (поставленные квадратом) или один круглый стол;
клеёнка для покрытия стола;
стулья по количеству детей;
костюм для Феи Цветов;
сказочный цветок «Цветик-семицветик»;
зелёный настил (искусственный) для оборудования клумб - 2 шт.;
искусственные полевые цветы - 12 шт.:
ромашка - 4 шт.;
мак - 4 шт;
василёк - 2 шт.;
колокольчик - 2 шт.
искусственные садовые цветы - 12 шт.:
роза - 2 шт.;
нарцисс - 2 шт.;
тюльпан - 4 шт.;
ирис - 2 шт.;
лилия - 2 шт.
Корзина для цветов - 2 шт.

Необходимые материалы:
письмо Феи Цветов;
аудиозаписи:
· В.Дашкевич, сл. Ю. Ким «Приходите с гости к нам» из к/ф «Там на неведомых дорожках» (без слов);
· П.И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»;
· П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
· П.И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Заставка-картинка «Цветочный город» для проецирования на экране.

Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в групповую комнату.
-Ребята, к нам пришли гости! Поздороваемся с ними. Они рады Вас видеть, и улыбаются Вам! Покажите, что Вы тоже им рады. Познакомьтесь с ними.
Подойдите ко мне!
- Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо!

Педагог читает письмо.
«Дорогие ребята! Я очень прошу Вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Весна уж давно вступила в свои права, а я не успеваю справиться с посадками цветов. Надеюсь, Вы мне поможете!
Я живу в Цветочном городе. Я жду Вас! Фея Цветов».

Ребята, а вы любите цветы?! (Да.), (Конечно мы любим цветы!), (Очень!).
- Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете!
Дети читают стихи о цветах, которые выучили заранее.

Вы хотите помочь Фее Цветов? (Хотим.), (Конечно.), (Мы любим помогать.).
- Кто же такая Фея цветов? (Волшебница.), (Сказочница.), (Красивая девушка.).
- Как Вы думаете, мы сможем ей помочь?! (Да.).
- Почему? (Мы уже многим помогали.), (Мы будем стараться и у нас получится помочь.) .
- Что надо для этого сделать? (Надо всем вместе посадить цветы.), (Надо, чтобы каждый из нас посадил по цветку.).
- Как же нам попасть к Фее Цветов? (С помощью волшебных слов.), (С помощью волшебных предметов: ковёр-самолёт, волшебная палочка, волшебный цветок, дудочка.).
- У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-семицветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов? (Конечно поможет.).
- Думаю нам пора спешить на помощь к Фее Цветов! Как мы можем использовать возможности Цветика-семицветика? (Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочный город.)

Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».

2. Актуализация в игровой ситуации.
На экране появляется картинка - заставка цветочного города. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
- Что мы видим в цветочном городе? (Цветы.)
- Какие бывают цветы (Садовые.), (Полевые.).
- Давайте познакомимся с жителями цветочного города! Выберите из корзины садовые цветы, назовите и расположите на зелёной полянке.

Ребята берут из первой корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только садовые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.

В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только садовые цветы.
- Вы знаете много садовых цветов. Мне очень хочется убедиться, что и полевые цветы вы знаете хорошо. Выберите из второй корзины полевые цветы и расположите на другой зелёной полянке!

Ребята берут из второй корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только полевые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.

В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только полевые цветы.
- Вы знаете большое количество цветов! Я думаю, что вы можете сказать много красивых слов о цветах! (Разноцветные.), (Изящные.), (Прекрасные.), (Красивые.), (Ароматные.), (Необыкновенные.), (Яркие.), (Благоухающие.), (Разноцветные.).
- Молодцы! Какие прекрасные слова о цветах вы сказали!
(Цветам нужна почва.), (Почва, в которой находятся корни, обеспечивает цветы питательными веществами.)

Ребёнок берёт карточку с изображением горшочка с почвой и прикрепляет на доску.
-Без чего цветы не могут расти? (Без воды.), (Вода поит растения, умывает их.)
- Выбери, ….. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением воды и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Без солнца.) , (Солнце согревает растения, даёт им тепло.)

Ребёнок берёт карточку с изображением солнца и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы ещё не могут расти? (Цветам нужен воздух.), (Воздух нужен всем живым для дыхания!)
- Возьми, …. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением воздуха и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Цветам нужен уход.), (Моя бабушка говорит, что без любви к ним, они плохо растут и сохнут.).
- Конечно, растениям необходимы: уход, забота и любовь, которые способствуют росту, цветению и красоте растений!
- Давайте представим себя растениями!

Психогимнастика «Я - растение».
На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.

Текст Движения детей
- Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.
- Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове.Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.
- Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.
- Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются.

- Вам понравилось быть растениями? (Да.), (Понравилось.).
- Почему? (За нами ухаживали!), (О нас заботились!).

3. Затруднение в игровой ситуации
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
- Слышите, кто-то идёт. Пойду, посмотрю! Только тихо!
Воспитатель выходит и надевает наряд Феи Цветов. Возвращается.
- Здравствуйте, ребята! Я Фея Цветов. Для чего вы пришли в мой город? (Мы пришли Вам помочь посадить цветы.).
- Вы знаете, как сажать цветы? (Нет.).
- С чем мы столкнулись? (Возникло затруднение!).
- Почему вы не знаете? (Мы не умеем), (Я видел только, как родители на даче сажали петрушку.), (Мы не пробовали.), (Все цветы разные: одни сажают с помощью семян, другие - луковицами).

4. Открытие нового знания
- Вы сможете научиться сажать цветы? (…… (Да!).
- Что необходимо для посадки? (Почва).
- Куда мы должны насыпать почву?! (В цветочный горшочек).
- ….. (имя ребёнка), выбери карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок прикрепляет карточку с пустым горшочком на доску.

Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
(Насыплем почвы.)
- Почему? (Для растений нужна почва.), (Чтобы цветок питался.), (В почве питательные вещества.)
- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок прикрепляет карточку с изображением горшочка с землёй на доске.

Я прорастила луковицы тюльпанов и нарциссов. Давайте их рассмотрим! Где корешки, где вершки? (Вершки - зелёные листочки, а корешки - внизу, тоненькие, как ниточки.)
- Вы видите, что появились первые росточки. Как мы будем сажать луковицу тюльпана (нарцисса) корешками или вершками? (Корешками.)
- Почему? (Корни у всех цветов в земле.)
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.

- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы и прикрепляет к доске.

Что нужно сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле.
(Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку.)
- Молодцы. Такая ямка, называется лунка.

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
- … (имя ребёнка), выбери, пожалуйста, нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок выбирает карточку с изображением совочка, находящегося в земле и прикрепляет к доске.
- Что же будем делать дальше?

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
(Засыплем землёй.), (Прикроем землёй корешки луковицы).
- Молодцы! Выбери нужную карточку… (имя ребёнка), пожалуйста!
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы в горшочке и прикрепляет к доске.
- Вы всё сделали, чтобы наши тюльпаны росли? (Не всё.)
- Что еще нужно сделать!

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов. (Полить.)
- Что произойдёт, если не полить цветы? (Погибнет.)
- Почему? (Цветам нужна вода!), (Это их питание.), (От воды они растут.)
- Кто хочет найти нужную карточку? Хорошо, …. (имя ребёнка), иди, выбирай карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением лейки с водой и прикрепляет к доске.
- Давайте повторим все наши действия при посадке цветов.

Фея ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме, а дети проговаривают алгоритм посадки цветов.
- ….. (имя ребёнка), назови первое действие при посадке цветов. (Приготовить горшочки.) .
- Далее, …. (имя ребёнка), что мы будем делать? (Насыпать почву.).
- Следующее наше действие какое, …. (имя ребёнка)? (Прорастить луковицы или семена до появления первых росточков.).
- Поясни, …. (имя ребёнка), глядя на схему, как мы действуем дальше. (Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку, которая называется лунка.).
- Хорошо. Затем, …. (имя ребёнка), объясни своё действие. (Засыплем землёй, прикроем корешки луковицы.).
- И последнее действие, …. (имя ребёнка)? (Надо обязательно полить.

).
- С какой трудностью, мы встретились на занятии? (Мы не умели сажать цветы.).
- Что вы мне скажите сейчас? (Мы поняли, как сажать цветы!).
-Только поняли?!
Педагог ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме.
(Мы составили рисуночную схему «Как сажать цветы?»).
- Зачем рисуночная схема нам нужна? (Объяснить другим.), (Если забыл, на нее посмотришь и быстро всё вспомнишь.).
- Что обозначено в схеме? (Порядок действий при посадке цветов.), (Мы знаем, как надо действовать при посадке цветов).
- Значит, у нас получится посадить цветы!

5. Включение нового знания в систему знаний
- Сейчас мы подойдём к столу и приступим к работе! Наденем фартуки. У каждого из Вас есть всё необходимое для посадки цветов.
- Приступайте к работе.
Дети приступают к посадке цветов. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель корректирует деятельность детей, обращая их внимание на рисуночную схему посадки цветов на доске.
- Молодцы! Вы всё сделали согласно схеме. Чтобы наши цветы росли быстрее, расскажем посевную приговорку.

Посевная приговорка.
Уж, ты, луковка, моя,
Ты, не бойся, что земля!
Ляжешь в лунку ты на дно!
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты, росток, скорей пошли!
Как весною в ранний час
Пусть ростки взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй, солнце, это мы!»

- Что ещё нужно цветам? (Тепло.), (Солнышко.).
- Давайте все вместе поставим горшочки с посаженными цветами на подоконник.
Дети вместе с Феей Цветов ставят горшочки на подоконник.
- Вы мне очень помогли! Я Вам благодарна и дарю волшебную шкатулочку с сюрпризом! Её можно открыть только в группе детского сада. Нам пора прощаться. Всего доброго!
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже». Фея уходит (снимает наряд). Возвращается, как воспитатель.
- Ребята, нам надо возвращаться в детский сад!
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят волшебные слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду, в нашей группе», отрывают лепесток и возвращаются в группу.

6. Итог.
- Ребята, где мы сегодня были? (В Цветочном городе.).
- Для чего мы туда отправились? (Для того, чтобы помочь Фее с посадкой цветов).
- Что нам помогло справиться с посадкой цветов? (Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть, как правильно сажать цветы.), (Мы в горшки насыпали почву, делали лунку, посадили пророщенную луковицу тюльпана корешками вниз, присыпали почвой, полили и поставили на подоконник к солнышку.).
- Это очень важные и полезные знания. Где они могут вам пригодиться? (Мы можем посадить цветы на даче, у бабушки в деревне.), (Научить других детей или взрослых по схеме сажать цветы.).
- Почему у вас всё получилось? (Потому что мы научились составлять и читать схему.), (Мы были умными, внимательными, старательными, сообразительными.).
- Вы действительно сегодня были дружные и вместе составили, и прочитали схему посадки цветов.
- Давайте посмотрим, что Фея Цветов положила в шкатулочку!
- Ой, да здесь луковицы нарциссов, которые мы сможем посадить на участке нашего детского сада! Ай, да Фея Цветов! Здорово, здесь ещё и медальки для всех детей! Это, значит, что вы все трудились очень хорошо! Воспитатель награждает воспитанников медальками и хвалит.
- Попрощайтесь с нашими гостями, и спросите у них: понравилась ли им наша схема посадки цветов?
Дети общаются с взрослыми-слушателями и прощаются.

Название: Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе детского сада
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа
Авторы:
Додонова Светлана Валентиновна , воспитатель МДОУ № 61 , г. Ярославль,
1 квалификационная категория
Борисова Наталья Юрьевна , старший воспитатель МДОУ № 61 , г. Ярославль, 1 квалификационная категория
Куратор:
Текнеджан Татьяна Валентиновна , зам. директора по научно-методической работе нач.школы-д/с № 115, г. Ярославль, высшая квалификационная категория


Дополнительные материалы к данному пособию для организации индивидуальной работы с детьми содержатся в тетрадях с печатной основой "Игралочка", ч. 1, тех же авторов.
Учебно-методическое пособие "Игралочка" часть 1 ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их познавательной активности и интереса к математике.
Продолжением для детей 4-5 лет является учебно-методическое пособие "Игралочка" часть 2, для детей 5-7 лет учебно-методическое пособие...

Читать полностью

Учебно-методическое пособие "Игралочка" часть 1 по развитию математических представлений детей 3-4 лет является продолжением учебно-методического пособия "Игралочка" часть 1 для детей 3-4 лет и следующим звеном непрерывного курса математики "Школа 2000...". Содержит краткое описание концепции, программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации занятий по дидактической системе деятельностного метода "Школа 2000..." (Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Предварительный просмотр:

Обзор курса Л. Г. Петерсон «Игралочка» (из опыта работы) детский сад « Рябинушка» г.Волгодонска

Составила Брылина З.К.

С 2012 года наш детский сад «Рябинушка» участвует в федеральном эксперименте «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО- начальная школа- средняя школа». В работу я включилась на базовом уровне участия: реализация технологии деятельностного метода обучения в курсе математического развития дошкольников "Игралочка" авторов Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, основного звена программы "Мир открытий".

Курс математического развития «Игралочка» авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е. является стержнеобразующим технологическим звеном программы «Мир открытий». Всем известно, что математика обладает уникаль-ными возможностями для развития детей, формирует внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Новая программно-методического комплекта «Мир открытий» составляет система дидактических принципов деятельностного метода Л.Г. Петерсон: (дидактические принципы – основопологающие требования к практической организации процесса обучения, обеспечивающие его результативность);

Принцип психологической комфортности (создание доверительной доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества) – основополагающий для дошкольного возраста;

- Принцип деятельности (педагог не информатор, а организатор и помощник; ребенок должен быть уверен в том, что он «сам» справился с заданием, «сам» исправил ошибку);

- Принцип минимакса (продвижение ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне возможного максимума);

- Принцип целостности (обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и себе);

- Принцип вариативности (ребенок сам выбирает способ действия);

- Принцип непрерывности (интеграция образовательных областей);

- Принцип творчества (ребенок сам создает продукт деятельности).

Данный курс состоит из:

  • - Методического пособия для воспитателей (в нем содержатся подробные конспекты, указаны необходимые материалы для проведения занятия);
  • - Демонстрационного материала (один на группу, с ним работает педагог) ; эта папка с конвертами, в каждом из них содержатся все необходимые материалы для занятия. Все конверты пронумерованы и подписаны. Все материалы яркие, большого формата.
  • - Раздаточного материала (на каждого ребенка); в раздаточном материале содержание также распределено для удобства по конвертам. Весь материал красочный, разнообразный, на плотной бумаге.
  • - Тетрадей-альбомов (на каждого ребенка).Тетради в младших группах используются для закрепления, а в старших - частично на занятиях. К тетрадям прилагаются листы-вкладки, которые периодически используются в ОД.

Основное программное содержание соответствует требованиям ФГОС и включает следующие содержательные разделы:

  • свойства предметов и групп предметов;
  • закономерности;
  • числа;
  • величины;
  • пространственно-временные представления.

Основными задачами курса являются :

  • Формирование любознательности, активности, мотивации, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  • Развитие мыслительных операций:
  • анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
  • сравнение свойств предметов;
  • обобщение и распределение предметов в группы по выбранному свойству;
  • синтез на основе выбранной структуры;
  • конкретизация;
  • классификация;
  • аналогия.
  • Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  • Увеличение объема внимания и памяти.
  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи.
  • Формирование умения понимать правила игры и следовать им.
  • Формирование предпосылок логического мышления, сенсорных процессов и способностей.
  • Формирование предпосылок универсальных учебных действий (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения с взрослыми и сверстниками; работа по правилу и образцу, планирование своих действий, проверка результатов, исправление ошибок).

Задачи с возрастом также усложняются, что ведет к изменению пространственно-развивающей среды. Например, во второй младшей и средний группе познакомила детей с обозначением цифр и соотнесением их с количеством (вешала мобиль с цифрами и соответствующим им количеством); в старшей по знакомила с числовым рядом, с обозначением чисел точками (выстраиваем числовой ряд из домиков с точками). В группе есть математический уголок, где содержание меняется с возрастом ребенка.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по группе, работают с игру-шками, картинками, мячами, кубиками и т. д. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятель-ности. Например: в средней группе при знакомстве со сравнением по высоте я использовала обычные кубики - лего, а с длиной познакомила при выборе шарфика медведю. Так как дети не обучаются чему-либо, они действуют для достижения своей «детской» цели; выполняя задания, они помогают каким-либо героям. Некоторые персонажи сопровождают детей на занятиях на протяжении всего года. Еще одной особенностью, этого проекта, занятий курса является то, что место начала «игры»(т. е. занятия) и ее завершения обязательно должны совпадают. Например, если начали мы у стола, то в конце для подведения итога возвращаемся к этому же столу. Итог занятий я подвожу сама в младшей и средней группах, а начиная со старшей, детей учу делать выводы, отвечая на вопросы: «Где побывали?», «Кому помогли?», «Какие знания вам пригодились?».

Каждое занятие организую с учетом системы дидактических принципов деятельностного метода Л. Г. Петерсон:

  • - принцип психологической комфортности,
  • - принцип деятельности,
  • - принцип минимакса,
  • - принцип целостности,
  • - принцип вариативности,
  • - принцип творчества,
  • - принцип непрерывности.

Все принципы курса соответствуют требованиям ФГОС знакомы, поэтому подробно остановлюсь только на принципах минимакса и вариативности.

Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей, предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого).

Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.

Как обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, когда в группе более двадцати детей и при этом у каждого из них свой стартовый уровень развития, темперамент, характер и условия жизни? Чтобы всем детям было интересно, им предлагаю проблемные ситуации достаточно высокого, но посильного для наиболее подготовленных детей уровня сложности («преодолимое затруднение»). В ходе их разрешения опираюсь на наиболее подготовленных детей, но при этом нахожу такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети. Например - каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом. В результате в образовательный процесс включены все дети на уровне своего возможного максимума. Поэтому всем интересно, и результат – максимально возможный для каждого, но у каждого он свой. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития.

Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом.

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

В процессе организации дидактических игр могу использовать задания, предполагающие несколько вариантов (правильных!) ответов. При создании проблемных ситуаций, поощряю детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновывать свой выбор.

Например, в младших группах (1 вариант) детям предлагают подобные задания (на нахождение лишней фигуры и это могут быть не только геометрические фигуры). Как вы считаете, какая фигура лишняя?

1 вариант

Так в этом задании любой ответ ребенка будет верным, все зависит от того, какой параметр для сравнения выберет ребенок.

С возрастом задания усложняются: выделяется объект или признак, который раньше не встречался. В старших группах (2 вариант) добавляется направление и ширина штриховки. 2 вариант

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых.

Все принципы работают на каждом занятии, помогают достижению «взрослой» цели

Занятия проводятся в технологии «Ситуация», которая является модифика-цией для дошкольной ступени деятельностного метода Л. Г. Петерсон.

Выделяют три типа образовательных ситуаций (занятий) с дошкольниками:

  • Занятия «открытия» нового знания;
  • Занятия тренировочного типа;
  • Занятия обобщающего типа (итоговые).

Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Решение всех образовательных задач в занятии осуществляется в рамках единого, игрового сюжета в соответствии с так называемой «детской» целью.

Одновременно дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода (в младшем возрасте - спрошу у того, кто знает; придумаю сам; в старшем – придумаю, а потом проверю по образцу).

В структуре занятий «открытия» нового знания выделяю следующие этапы:

  • Введение в ситуацию.
  • Актуализация знаний и умений.
  • Затруднение в ситуации.
  • Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.
  • Осмысление

На каждом этапе занятия предусматриваю решение специфических для данного этапа общих задач.

Введение в ситуацию

  • Создаю условия у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Этого можно добиться через включение детей в беседу, личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом, и плавный переход к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
  • Формирую фиксацию «детской» цели. У младших дошкольников может быть цель, связанная с их личными интересами и сиюминутными желаниями (например, «поиграть»). А у старших – цель, важная не только для них, но и для окружающих (например, «помочь кому-либо»). «Детская» цель не должна иметь ничего общего с программными задачами обучения, воспитания, развития («взрослой» целью)!
  • Формирую у детей веры в собственные силы посредством последовательно заданных в конце этапа вопросов: «Хотите?» - «Сможете?»

Актуализация знаний и умений

  • Организую деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в некоем своем смысловом пространстве, игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что я подвожу к их новым «открытиям».

Затруднение в ситуации

  • Моделирую ситуации, в которой дети сталкиваются в затруднениях в деятельности. Для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, выполнение которого связано с тем новым знанием, которое ребенку предстоит «открыть» , и которое на данный момент у него пока еще отсутствует.
  • Фиксирую затруднения и выявления его причины с помощью системы вопросов: «Смогли…?» - «Почему не смогли»? С помощью вопроса «Смогли…?» помогаю осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить некое действие. Подвожу ребенка к пониманию причины затруднения. Эта причина должна заключаться исключительно в неумении, незнании, неготовности самого ребенка выполнить требуемое действие.
  • Формирую опыт целеполагания - с помощью вопроса «Значит, что нам нужно узнать (чему научиться)?» Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже мы устанавливаем цель, связанная с познанием. Что нам надо сделать для этого, подводим итоги. Познавательная задача должна логично вытекать из причины затруднения детей.

«Открытие» нового знания (способа действия)

  • Вовлекаю детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?») побуждаю детей выбрать способ преодоления затруднения.
  • Реализавания плана – поиск и «открытие» новых знаний. Через использование различных форм организации детских видов деятельности. Новое знание, которое дети «открывают», должно обуславливать, с одной стороны, преодоление затруднения, а с другой – решение проблемных задач обучения, воспитания, развития.
  • Фиксирую «нового» знания во внешней речи и знаков. В конце данного этапа обязательно фиксирую подведением итога. Чтобы не выходить за рамки игрового сюжета, используются приемы, типа «Расскажем зайчику, как мы пошли направо…»

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний

  • Использую новые знания совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух новые знания, алгоритмы, способа. Создаю ситуации, предлагаю различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новые знания используются в измененных условиях совместно с освоенным раннее.
  • Дети слушают и повторяют инструкцию, планируют свою деятельность (например, использую вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать?» Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др.

Осмыслени е

  • Создаю ситуации успеха.
  • Фиксирую детей на достижения цели и проговаривание ситуаций, которые позволили достигнуть этой цели.
  • С помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» - я помогаю детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. С помощью вопросов: «Как вам это удалось?» , «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» - подвожу детей к тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя («удалось…,потому что узнали (научились)…»).

Структурными этапами занятий тренировочного типа являются:

  • Введение в игровую ситуацию.
  • Игровая деятельность.
  • Осмысление (итог).

Цель занятий тренировочного типа - «закрепить», «повторить», «отработать», но она имеет новое содержание: не формальное заучивание или воспроизведение, а выявление и преодоление детьми собственных затруднений в процессе игровой деятельности.

Подводя итог тренировочного занятия, важно обратить внимание детей на то, что полученные знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

Структура занятий обобщающего типа (итоговых) такая же, как и у тренировочных. Целями занятий обобщающего типа (итоговых) являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности.

Частота и продолжительность занятий изменяются при переходе детей с одной ступени обучения на другую.

Группа

Количество в неделю

Продолжительность

Младшая

Средняя

Старшая

Работа с дошкольниками в этом курсе ведется в зоне ближайшего развития детей: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаю и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Под моим руководством они вовлекаются в поиск, выдвигают и обсуждают разные версии, при верно найденном решении – эмоционально переживают успех. Моя задача – в ходе решения различных заданий создать ситуацию успеха для каждого ребенка, организовать такой образовательный процесс, который создаст максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития детей.

В образовательном процессе можно выделить две основные роли: роль организатора и роль помощника.

Как организатор , я моделиру образовательные ситуации; отбираю способы и средства; создаю развивающую образовательную среду; организую процесс детских «открытий». Образовательный процесс, по сравнению с привычным объяснением нового материала, должен быть принципиально нового типа: я не даю знания в готовом виде, а создаю ситуации, тогда у детей возникает потребность эти знания для себя «открыть», подвожу их к открытиям, используя оптимальные формы организации детских видов деятельности. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!» («Я хочу узнать!», «Мне это интересно», «Я тоже так хочу делать!» и т.п.), – значит, мне удалось исполнить роль организатора.

Как помощник , создаю доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечаю на вопросы детей, внимательно наблюдаю за их состоянием и настроением, помогаю тем, кому это необходимо, вдохновляю, замечаю и фиксирует успехи каждого ребенка. Если детям комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не бояться высказывать свое мнение, обсуждать различные проблемы (в соответствии с возрастом), то это значит, что мне удалась роль помощника.

Роли организатора и помощника дополняют, но не заменяют друг друга.

Немаловажную роль для создания психологического комфорта в группе играет организация взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на эмоциональное сближение детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности (праздники, совместные проекты, физкультурные занятия и досуги, художественное творчество и др.). Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его.

В младших группах родители забирали домой тетради-альбомы (был организован сундучок заданий).

В приемной оформила стенд, где размещала (и размещаю) информацию (консультации, рекомендации, игровые задания на закрепление) для родителей математической направленности, актуальную на данный момент.

Итогом моей работы стало:

У воспитанников сформирована мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности, умение работать в коллективе (получение совместного положитель-ного результата в рабочей группе);

Дети освоили умения по основным содержательным разделам;

Дети не боятся трудностей, предлагают и анализируют варианты решения проблем, отстаивают свою точку зрения;

Познавательные интересы и познавательные действия дети используют не только в математике, но и в других видах деятельности

Дети хорошо усвоили программный материал по ознакомлению с плоскими и пространственными геометрическими формами по темам: «Квадрат», «Куб», «Овал», «Прямоугольник», умеют называть эти фигуры, а также распознают их в предметах окружающей обстановки; освоили порядковый счет в пределах 8-ми, умеют отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов и без затруднений соотносят цифру с числом; не испытывают затруднений при сравнении предметов по длине, высоте, толщине. Большинство детей определяют пространственные отношения (впереди, сзади, между, вверху, внизу), показывают правую и левую руку.

При изучении таких тем как «Циллиндр», «Конус», «Призма» и «Пирамида», связанных с формированием у детей представлений о пространственных телах дети испытывали затруднения. Происходило смешение понятий геометрических форм и пространственных тел. Но эта проблема была решена в процессе индивидуальной работы.

К концу учебного года выявлена положительная динамика - уровень познавательного развития детей повысился, чему способствовало системати-ческое проведение НОД по конспектам образовательных ситуаций из учебно-методического пособия «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой.

Проведенный в конце учебного года мониторинг достижения детьми промежуточных результатов по образовательной области «Игралочка» (ФЭМП) показывали следующее:

Таблица №3

Учебные года

Показатели на начало учебного года

Показатели на конец учебного года

2013/2014 учебный год

2014/2015 учебный год

2015/2016 учебный год

2016/2017 учебный год

Я убедились на практике, что технология «Ситуация» (ситуация затруднения) развивает у детей мыслительные операции и подталкивает к поиску решения и нахождения правильных ответов. Дети умеют находить разные выходы из одной ситуации, у них четко сформировано умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

В течение учебного года в рамках реализации программы «Мир открытий» велась активная разъяснительная работа с родителями воспитанников. Их знакомили с ведущими принципами проектирования образовательного процесса, приглашали на открытый показ НОД.

Мое участие в эксперименте не сводится только к проведению занятий в рамках курса « Игралочка ». Ежегодно я делаем отчеты о своей работе в разных формах . Например, в конце каждого года было снято игровое занятие с детьми; проведено родительское собрание, на котором родители просмотрели запись и обсудили эффективность такой работы . И само собрание также было снято. Этот видеоотчет был отправлен куратору. Были проведены открытые уроки для педагогов, так же и для родителей. Проведен семинар для воспитателей, с презентацией открытого урока, и наглядным материалом. Было принято решение в дальнейшем работать по этой программе.


В детском саду одно из направлений работы - обучение навыкам счета. Часто воспитатели используют пособие Л. Г. Петерсон « ». Обучение по этой методике можно начинать с 3-х лет и до семи. Содержание образовательной программы усложняется от возраста. Это пособие включает в себя практические рекомендации и демонстрационный материал.

  • изучение свойств предметов и чисел;
  • закономерности;
  • числа;
  • величины;
  • пространственно-временные представления.

Дети в детском саду

В младшем возрасте с ними изучают только числа, а в старшем занимаются изучением простых арифметических действий с ними. Все занятия нужно проводить с учетом ведущей деятельности ребенка в дошкольный период - игровой. Но уроки следует проводить регулярно, чтобы полученные знания были систематизированы.

Для детей 4-5 лет

Эта часть пособия не направлена на запоминание и заучивание, а на воспитание у детей умения самостоятельно делать выводы, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Не нужно навязывать ему занятия математикой, педагоги должны стараться его замотивировать.

Важно! Книгу не стоит давать сразу полностью: нужно отрезать листы по мере выполнения заданий и складывать в отдельную папку. А в конце учебного года ее можно отдать родителям воспитанника.

В этом пособии изучают следующие темы:

  • «Повторение»;
  • «Раньше, позже»;
  • «Сравнение по высоте»;
  • «Число и цифра 4»;
  • «Квадрат»;
  • «Куб»;
  • «Вверху, вниз»;
  • «Сравнение по ширине»;
  • «Число и цифра 5»;
  • «Овал»;
  • «Внутри, снаружи»;
  • «Впереди, сзади, между»;
  • «Пара»;
  • «Прямоугольник»;
  • «Числовой ряд»;
  • «Ритм»;
  • «Число и цифра 6»;
  • «Порядковый счет»;
  • «Сравнение по длине»;
  • «Число и цифра 7»;
  • «Числа и цифры 1-7»;
  • «Сравнение по толщине»;
  • «Выше, ниже»;
  • «План»;
  • «Число и цифра 8»;
  • «Цилиндр»;
  • «Конус»;
  • «Призма и пирамида».

Важно! После изучения всех тем во второй части «Игралочки» собраны задания на повторение всего материала.

В каждом разделе предложено несколько упражнений для отработки и закрепления:

  • сравнение;
  • дорисовать фигуры;
  • соединить точки;
  • найти лишний предмет и объяснить почему;
  • закрасить нужное число или подходящую фигуру;
  • прохождение лабиринта;
  • составление предложений.

Упражнения положительно влияют на развитие мелкой моторики и речевое развитие. Все темы проиллюстрированы, потому что при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал. Важно, чтобы воспитатель не давал детям готовые ответы, а помогал им самостоятельно найти ответ на вопросы. В возрасте 4-5 лет педагоги формируют интерес к изучению математики.

Мальчик занимается математикой

Для средней группы 5-6 лет

В книге Петерсон «Математика для дошкольников» для средней группы детей начинают знакомить с простыми арифметическими действиями и расширением уже имеющихся знаний. В данном пособии для средней группы подробно изучают следующие разделы:

  • свойства предметов;
  • сравнение;
  • сложение;
  • работа над пространственными представлениями НА, НАД, ПОД;
  • работа над понятиями «справа», «слева»;
  • вычитание;
  • работа над понятиями «между», «посередине», «внутри», «снаружи»;
  • один-много;
  • изучение цифр и чисел.

В средней группе изучению каждой темы выделяется больше времени, потому что это первые ступеньки детей к школе.

Важно! Занятия не должны быть слишком продолжительными. Нужно устраивать физминутки и смену деятельности.

Дошкольникам предлагают выполнить следующие разновидности упражнений:

  • поиск одинаковых признаков и отличий;
  • поиск схожих фигур и закрасить их;
  • поиск лишних предметов;
  • работа с таблицами.

Практически на каждое упражнение ребенок должен дать развернутый ответ. Таким образом, происходит . На изучение каждой темы отводится несколько занятий, потому что материал усложняется. Поэтому применение пособия Петерсона по математике для детей 5-6 лет позволяет реализовать комплексный подход к обучению.

Для дошкольников 6-7 лет

В подготовительной группе большая часть занятий посвящена отработке арифметических действий. Среди новых тем следует выделить следующее:

  • измерение площади;
  • измерение длины;
  • измерение массы;
  • часы.

Дидактические игры

В книге Петерсон «Подготовка к школе 6-7 лет» предлагают раздаточный материал, чтобы дошкольники смогли применять знания на практике и лучше овладеть полученными знаниями.

Достоинство этой методики в том, что это не учебник по математике для детского сада, а рабочая тетрадь. И заниматься по тетрадям «Раз - ступенька, два- ступенька…» можно и в домашних условиях. Задания соответствуют возрасту ребенка и усложняются постепенно. Уроки желательно проводить в игровой форме, чтобы дети не потеряли интерес к изучению нового для них предмета.

Петерсон дошкольное образование: как проводить занятия

Процесс обучения по этому пособию должен строиться с учетом следующих методических принципов:

  • Создание благоприятной психологической обстановки - один из главных принципов в обучении. Комфортная обстановка благотворно влияет на общее состояние ребенка.
  • Деятельностного подхода - дошкольник познает мир не путем получения готовых ответов, а в результате самостоятельного поиска. Взрослый в большей степени придерживается позиции наблюдателя.
  • Индивидуального подхода - воспитатель создает такие ситуации, в которых каждый ребенок в группе чувствует себя частью команды.
  • Целостности - процесс обучения не ограничивается детским садом. Одна из задач педагога - донести до родителей важность продолжать образовательный процесс во время других видах деятельности.
  • Вариативности - использование заданий с несколькими вариантами ответов.
  • Творческого подхода - здесь важно не только поощрение творческой деятельности ребенка, но и совместной работы со взрослыми.
  • Непрерывности.

Существует 3 вида ситуаций на уроке:

  • «открытия» нового знания;
  • тренировка;
  • итоговые.

Особенностью первого типа занятий является реализация образовательных целей с изучением новых математических тем. Детям оставляют возможность самостоятельно рассуждать и находить ответ. В начале занятий педагог вводит в новую тему, говорит о ее значении. Далее он создает затруднительную ситуацию, в результате которой происходит «открытие» нового знания.

Для этого педагог предлагает воспитаннику выполнить действие, используя новые знания. Благодаря этому взрослый подводит дошкольника к осознанию того, что он пока не готов выполнить новые навыки. Решение практических упражнений по новой теме и ее закрепление. На этом занятии главная цель педагога на этом типе занятий - вовлечь ребенка в образовательный процесс.

Дидактический материал

Воспитатель, задавая наводящие вопросы, побуждает ребенка выбрать способ решения трудной ситуации. В результате успешного применения новых знаний на практике обязательно нужно похвалить ребенка. В конце педагог проговаривает алгоритм решения, не выходя за пределы игрового метода.

Затем он создает различные ситуации для применения нового навыка. Или организует небольшую самопроверку. При подведении итогов воспитатель проговаривает условия, благодаря которым удалось достигнуть результата.

Занятие тренировочного типа можно провести в игровой форме. Целью таких уроков является закрепление полученных знаний. Но оно проходит не в форме стандартных заучиваний. Ребенок самостоятельно находит затруднения, которые мешают ему усвоить новую тему и справиться с ними. Во время подведения итогов воспитатель должен обратить внимание на то, что ему помогло выйти победителем.

Важно! Итоговые занятия проводят с участием двух педагогов. Один из них занимается организацией образовательного процесса, а второй - записывает полученные результаты. Цель таких уроков - систематизировать полученные знания и проверить насколько ребенок их усвоил.

Значение книги в подготовке к школе

Значение занятий по Петерсону трудно переоценить, если они были проведены с учетом всех рекомендаций. Ее преимущество в том, что подходит для проведения индивидуальной работы с детьми. Воспитателю проще составить перспективное планирование, чтобы обучение математике было эффективным.

Занятие по математике в ДОУ

При использовании этой методики дошкольники не теряют интерес к учебе. Это обусловлено тем, что на занятиях используют игровые методы, вводят сказочных персонажей. Многие исследования доказали эффективность обучения таким способом. Дети учат самостоятельно размышлять, искать пути решения.

Также применение книги Петерсона способствует развитию творческого мышления. Хотя многие при изучении математики упускают эту составляющую. Подобранные задания позволят педагогам максимально доступно объяснить ребенку даже сложные задачи. В результате занятий по этой образовательной методике дети учатся самостоятельно справляться с заданиями. А взрослый лишь может подсказать направление в решении задачи.