Экономическая интеграция сэв. Совет экономической взаимопомощи

До 1949 года помощь странам Восточной Европы была односторонней: со стороны СССР. Например, неурожай 1947 года мог бы ввергнуть Чехословакию в такие экономические затруднения, из которых страна не могла бы вырваться в течение ряда лет. Ущерб от неурожая 1947 года исчисляется 13 млрд ч/с крон. Только благодаря бескорыстной помощи со стороны Советского Союза Чехословакия не только не пережила кризис с продовольствием, но вышла из него без серьезного пассивного баланса.Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. т пшеницы и 150 тыс. т кукурузы в рамках кредита, который необходимо было вернуть в 1946-1947 годах. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн долларов. Власти Румынии не смогли вернуть кредит.Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс. т зерна. В 1947 году Бухарест вновь обратился к Москве с просьбой о помощи, и СССР поставил в Румынию еще 80 тыс. т зерна.Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. вагонов зерна с доставкой на дом, не требуя взамен никаких гарантий, не требуя золота, а мы не смогли отдать этот долг. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…».Но не только продовольствием в трудные годы СССР помогал странам Восточной Европы. В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Кроме того, Советский Союз передал Румынии большую часть германского имущества, подлежащего вывозу в СССР в счет репараций.Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны.
Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).Через пять лет после смерти Сталина СЭВ стал оформляться в мощную организацию типа ЕЭС, что стоило СССР больших материальных затрат. Штаб-квартира организации находилась в Москве. Работа структур СЭВ соответствовала работе аппарата большого государства.Экономика стран Восточной Европы развивалась успешно и в темпах развития даже опережала западноевропейские страны ЕЭС. При сравнении СЭВ и ЕЭС надо учитывать, что страны Западной Европы не лежали в 1945 году в руинах, как страны Восточной Европы, а также изначально, еще в довоенное время, имели более высокое промышленное развитие, а США имели по сравнению с СССР более широкие возможности для кредитования региона.Только Чехословакия до начала Второй мировой войны не уступала в промышленном развитии странам Западной Европы, но даже не гитлеровская Германия, а США приложили все силы для разрушения промышленности Чехословакии. Промышленное производство Чехословакии после войны составляло около 50% от предвоенного уровня.Реформы в отношениях со странами - участницами СЭВ, проводимые при Хрущеве, как и подавляющее большинство проводимых им реформ, не были до конца продуманы и наносили ущерб СССР. Например, в 1959 году производство самого массового и незаменимого в сельскохозяйственной авиации самолета Ан-2, которому не было равных в мире, было передано Польше.В 1965 году Польша начала серийное производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2, производство которого также было передано СССР Польше. США не могли создать подобного вертолета до 1971 года.
СССР передавал странам СЭВ не сборку, как это делают западные страны, а полное производство. Даже запасные части на вертолет Ми-2 СССР покупал у Польши. Мир не создал для обработки сельхозугодий лучшей авиационной техники, чем самолет Ан-2 и вертолет Ми-2. Кроме того, они изготавливались в пассажирском варианте для местных авиалиний, а также в санитарном и других видах.Россия в настоящее время для перевозки небольшого количества людей и грузов вынуждена использовать более дорогостоящие в эксплуатации тяжелые вертолеты вместо рассчитанного на восемь пассажиров и 800 кг груза вертолета Ми-2.Передача производства двух выдающихся типов авиационной техники, остро необходимых народному хозяйству СССР, конечно, наносила ущерб экономическим интересам страны. Но, главное, указанные факты говорят об огромном вкладе СССР в развитие промышленности и сельского хозяйства стран - членов СЭВ. Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей.К сожалению, в настоящее время страны Восточной Европы забыли, что основное количество ныне действующих в странах бывшего СЭВ производственных (включая пищевые отрасли), транспортных и энергетических мощностей было создано с помощью СССР или исключительно Советским Союзом.Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран - членов СЭВ.По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958 года) осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959 года) была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем (Прага).В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран - членов СЭВ еще более углубилось.
Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ. Указанная программа развития СЭВ на 20 лет была принята в июле 1971 года на 25-м заседании Сессии СЭВ.Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975-1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года. Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран - членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления.
Страны СЭВ участвовали в совместных строительствах крупных промышленных предприятий, магистральных газопроводов, линий электропередачи и других объектов. Это были наиболее сложные объекты, например заводы по производству металлорежущих станков с программным управлением. Соглашения охватывали свыше 3 800 наименований сложной продукции. В 1972-1974 годах страны - члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».На долю стран СЭВ приходилось 18,5% территории и 9,4% населения земного шара. Эти 9,4% населения земного шара в 1974 году произвели продукцию, которая составляла одну третью часть (более 33%) мирового производства промышленной продукции. В 1950 году страны СЭВ производили 18% мирового промышленного производства.Китай и Северная Корея не входили в число стран - членов СЭВ, но являлись социалистическими странами, и с учетом промышленного производства в указанных странах очевидно, что социалистические страны уже в 1974 году, несмотря на принесенную войнами разруху, произвели продукцию, которая составляла почти половину мирового производства промышленной продукции.Только за пять лет, с 1971 по 1975 год, национальный доход стран - членов СЭВ увеличился в целом на 36%, выпуск промышленной продукции - на 46%, среднегодовая продукция сельского хозяйства - на 14%.За 1971-80 годах объем производственного национального дохода увеличился в целом по странам СЭВ на 66%, в Болгарии - на 96%, в Венгрии - на 62%, в ГДР - на 59%, в Монголии - на 81%, в Польше - на 73%, в СССР - на 62%, в ЧССР - на 57%.
В период с 1971 по 1980 год произошло увеличение объема капиталовложений в экономики стран - членов СЭВ на 73%. За счет больших масштабов капитального строительства возросли основные производственные фонды. К примеру, за период с 1971 по 1980 год фонды возросли в Болгарии в 2,2 раза, в Венгрии - в 1,9 раза, в ГДР - в 1,7 раза, в Монголии - в 2,4 раза, в Польше - в 2,2 раза, в Румынии - в 2,9 раза, в СССР - в 2,2 раза, в ЧССР - в 1,8 раза.В 1980 году доля стран - членов СЭВ в мировом производстве электроэнергии составила 20,8%, в добыче угля - 27,3%, в производстве стали - 29,2%, цемента - 24,5%.С 1971 года и до середины 1980-х годов, то есть до прихода к власти в СССР Михаила Горбачева, в братских странах СЭВ быстрыми темпами развивалась промышленность. Общий объем изготовленной промышленной продукции повысился более чем на 80%. Объем продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей увеличился в 2,5 раза, электроэнергетической и топливной - в 1,7 раза и химической - в 2,2 раза. Валовая продукция сельского хозяйства в странах СЭВ в целом повысилась в 1980 году на 22% по сравнению с 1970 годом. Доходы рабочих увеличились, в том числе в СССР - на 36%, в Болгарии - на 20%, в Венгрии - на 22%, в Чехословакии - на 23%, и это было реальное их увеличение, так как инфляция практически отсутствовала.За 1971-1980 годы было возведено более 30 млн квартир, и таким образом более 130 млн человек улучшили свои жилищные условия. Квартиры предоставлялись бесплатно, за исключением сравнительно небольшого количества кооперативного строительства. В Болгарии за этот период было построено 603 тыс. квартир, в ГДР - 1422 тыс., на Кубе - 162 тыс., в Монголии - 32 тыс., в ЧССР - 1 262 тыс. квартир.Данные факты однозначно указывают на то, что страны СЭВ в темпах экономического развития опережали страны Запада и СЭВ прекратил свое существование не по экономическим причинам. Мнение о том, что СССР и СЭВ развалились по экономическим причинам, навязано нашему обществу Западом.Протокол о расформировании организации страны - члены СЭВ подписали в Будапеште 28 июня 1991 года на 46-м заседании Сессии СЭВ. И если СССР всячески способствовал производству разнообразных промышленных товаров в странах СЭВ, то Евросоюз с первого дня начал ограничивать количество промышленных товаров, производимых в странах Восточной Европы. Фактически Запад снова превращает восточноевропейскую экономику в аграрно-сырьевую, какой она в основном была до начала Второй мировой войны.Мнение, выраженное в публикации Леонида Масловского, является его личной позицией и может не совпадать с мнением редакции сайта телеканала «Звезда».

Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ОТВЕТ ПЛАНУ МАРШАЛЛА

Отказ СССР и стран народной демократии от «плана Маршалла» ставил перед ними задачу поиска экономической альтернативы. Страны ЦВЕ понесли огромные потери во время Второй мировой войны, которые усугубились ущербом от радикальных мер новых властей (форсированная индустриализация, принудительное сворачивание мелкотоварного сектора). Формирование новой структуры хозяйства требовало перехода от двустороннего сотрудничества к многостороннему.

Эту задачу призван был решить Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), учрежденный в январе 1949 г. Его участниками стали все социалистические страны Европы кроме Югославии (с 60-х годов Белград стал участвовать в работе некоторых органов СЭВ). В 1950 г. к СЭВ присоединилась ГДР, а впоследствии в него вступили Монголия, Вьетнам и Куба. В круг задач СЭВ входили обмен хозяйственным опытом, технический обмен, организация взаимных поставок сырья, машин и оборудования, а также продовольствия. В первое десятилетие главной сферой экономического сотрудничества стран СЭВ оставалась внешняя торговля. С середины 50-х годов начали предприниматься меры по развитию специализации и кооперирования производства. В 1962 г. был образован Исполнительный комитет СЭВ, регулярно стали проводиться заседания различных органов и комиссий. Стало возможным осуществлять в рамках СЭВ экономическое сотрудничество на основе коллективно согласованных целей, решений и программ. Начав с согласованных взаимных поставок товаров, участники СЭВ перешли к более высоким формам экономического сотрудничества, охватывающим целые области производства, науки и техники.

СЭВ тогда выполнял больше политические, чем экономические задачи – закрепить советское доминирование в регионе путем формирования однотипных экономических механизмов. Таким образом, к началу 50-х годов экономическому и политическому объединению государств в Западной Европе было противопоставлено объединение государств в Восточной Европе, в котором ведущую роль играл Советский Союз.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

http://www.diphis.ru/sozdanie_sev-a870.html

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЭВ

Совет Экономической Взаимопомощи действует на принципах социалистического интернационализма, полного равноправия, взаимного уважения национальных интересов каждой страны, товарищеской взаимопомощи и невмешательства во внутренние дела друг друга. Рекомендации принимаются Советом Экономической Взаимопомощи лишь при наличии согласия заинтересованных стран. В обязанности СЭВ входит координация народнохозяйственных планов, разработка и содействие в осуществлении мероприятий по специализации и кооперированию производства в социалистических странах, по расширению между ними товарообмена, научно-технического сотрудничества и т. д.

Для осуществления функций и полномочий, указанных в Уставе, Совет Экономической Взаимопомощи имеет следующие основные органы: сессия Совета, Исполнительный комитет с его Бюро, Секретариат, постоянные комиссии. К таким комиссиям относятся: отраслевые комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области черной и цветной металлургии, угольной, нефтяной, газовой и химической промышленности, машиностроения, геологии, сельского хозяйства; Комиссия по вопросам торговли между социалистическими странами - участницами СЭВ; Комиссия по координации проектирования и поставкам комплексных предприятий для внешнего рынка и др.

В последнее время главное место в деятельности СЭВ занимает координация планов развития народного хозяйства стран - членов Совета, которая позволяет сочетать национальные интересы каждой социалистической страны с общими интересами всего социалистического содружества. Опираясь на тесное экономическое сотрудничество социалистических стран, каждая социалистическая страна ныне развивает свое хозяйство не изолированно, а в общей экономической системе социализма.

В этих условиях почти для каждой страны социалистического содружества отпала необходимость развивать все отрасли производства, как это приходилось в силу известных причин делать Советскому Союзу. В связи с этим в экономике стран мировой социалистической системы стал развиваться процесс специализации, позволяющий избежать параллелизма в производстве, а следовательно, и ненужного расходования сил и средств, дающий возможность обеспечить более быстрый рост производства.

Одновременно со специализацией происходит и процесс кооперирования, который составляет вторую сторону развития производства стран мировой социалистической системы. Кооперирование охватывает как производственные усилия этих стран, так и проведение экспериментальных, конструкторских, геологоразведочных и других работ. «В процессе экономического и научно-технического сотрудничества стран социализма, координации их народнохозяйственных планов, специализации и кооперирования производства, - отмечается в Программе КПСС,- складывается новый тип международного разделения труда».

Совет Экономической Взаимопомощи, Исполнительный комитет СЭВ и постоянные комиссии работают в сессионном порядке. Особое значение в работе СЭВ имеют совещания руководителей коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран - участниц Совета Экономической Взаимопомощи. Совещание заслушивает итоги проделанной работы и принимает решения о дальнейшей работе и ее содержании. Итоги работы совещания обычно излагаются в коммюнике, принимаемом самим совещанием и публикуемом в печати. Совещание, в случае необходимости, может принимать решения об учреждении новых международных многосторонних организаций в рамках деятельности СЭВ; разрабатывать и намечать основные направления развития многосторонних экономических взаимоотношений стран СЭВ; определять принципы и направления развития международного социалистического разделения труда.

Важное значение в развитии международных экономических отношений социалистических стран имело Совещание стран -участниц СЭВ в 1962 году. На нем были выработаны принципы международного социалистического разделения труда. К этим принципам относятся:

правильный учет объективно необходимых пропорций экономического развития каждой страны и мировой социалистической системы в целом. Этот учет содействует достижению сбалансированности экономики каждой страны;

обеспечение высокой экономической эффективности международного социалистического разделения труда. Осуществление этого принципа выражается в быстрых темпах роста производства и наиболее полном удовлетворении потребностей населения в каждой стране при минимальных затратах общественного труда;

сочетание международной специализации и комплексного (многостороннего) развития экономики отдельных социалистических стран в интересах наиболее полного и целесообразного использования во всех странах природных и экономических предпосылок производства, включая трудовые ресурсы;

постепенное преодоление исторически сложившихся различий в уровнях экономического развития отдельных стран и полного выравнивания их экономического развития.

Осуществление этого принципа происходит прежде всего путем индустриализации стран с относительно невысоким уровнем экономического развития и на основе максимального использования внутренних возможностей каждой страны, а также преимуществ всей социалистической системы в целом.

В. Зорин. Основы дипломатической службы. М., 1977.

ПЕРЕВОДНЫЙ РУБЛЬ

Переводный рубль – коллективная, расчетная валюта международного банка экономического сотрудничества, основанного социалистическими странами-участницами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), введена по соглашению, подписанному 22 октября 1963 г. Расчеты в переводных рублях велись с 1 января 1964 г. через Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) путем перевода выраженных в них средств со счета одной страны на счет другой. Имея то же золотое содержание (0,987412 грамм чистого золота), переводной рубль, тем не менее, не был идентичен рублю советской денежной системы. Переводной рубль не обменивался на золото и валюту капиталистических стран, но обменивался по установленному курсу на национальную валюту стран-членов банка.

В конкретно-предметной форме (например, в виде банкнот, казначейских билетов или монет) переводный рубль не обращается и не обращался. В 80-х годах к 25-летию МБЭС была отчеканена памятная монета-сувенир – Переводный рубль.

Понятие «расчетная валюта» подразумевало, что не происходит эмиссии монет или банкнот. Переводной рубль служил для многосторонних расчетов между странами – участницами СЭВ, кредитования и создания открытых счетов. Национальные валюты стран-членов СЭВ были связаны с переводным рублем твердыми коэффициентами, а стабильность покупательной силы переводного рубля обеспечивалась твёрдо установленным золотым содержанием, устойчивостью внешнеторговых цен, планомерным характером взаимной торговли и расчётов стран-участниц. Основным источником средств переводного рубля для каждой страны являлись экспорт её товаров и услуг в страны – участницы многосторонних отношений, а также кредиты, предоставляемые МБЭС и Международным инвестиционным банком (МИБ) в этой валюте. Расчеты с помощью переводного рубля осуществлялись как при торговых сделках (например, при поставках товаров), так и при некоммерческих операциях (например, туризм).

Каждая страна при заключении торговых и других экономических соглашений должна была обеспечивать за определенный согласованный период (например, за год) сбалансированность своих поступлений и платежей со всеми другими странами СЭВ. Расчеты между странами производились через МБЭС с участием национальных банков по специальным счетам, открытым в МБЭС, или, по согласованию с ним, в банках стран СЭВ.

За 10 лет (1964-1973 гг.) среднегодовой платёжный оборот между странами - участницами МБЭС составил 32,4 млрд. переводных рублей. За эти годы МБЭС предоставил краткосрочные кредиты на общую сумму 22 млрд. переводных рублей.

ПРОДУКЦИЯ СТРАН СЭВ В СССР

В СССР из стран социалистического лагеря поставлялись практически все виды транспорта. Самый знакомый для всех, конечно, "Икарус". С него и начнём.

В первые советские годы в Москве народ ездил на ЗИСах-8, которым на смену пришли более современные модели ЗИС-16 и ЗИС-155. Даже с пуском в производство ЗИЛа-168 автобусов на маршрутах катастрофически не хватало - стоились новые микрорайоны, подмосковные поселки превращались в города. К 1960 году количество городских автобусных маршрутов приблизилось к 90, а пригородных достигло 66.

Начиная с 1956 года делались пробные закупки иностранных автобусов и их тестирование на считавшемся образцово-показательным 55 маршруте. В ноябре 1956 года на нем прошли предварительное тестирование первые "иностранцы": французский автобус Шоссон, венгерский Икарус и немецкий Бюссинг. Лучшим зарекомендовал себя Икарус, и это определило его дальнейшую счастливую жизнь в СССР.

Первые Икарусы, появившиеся на советских улицах в 60-е годы, были модели 55 и 66 люкс, обслуживающие междугородние и туристические линии. На 66-том стоял движок мощностью всего 125 л.с. (более поздние варианты - 145 л.с.). Он был способен развивать скорость до 100 км/ч, что по тем временам было просто фантастикой.

За эту скорость, обтекаемую, непривычную для тогдашних автобусов-коробочек форму и продольные молдинги эти автобусы называли "ракетами". Это был один из самых удачных вариантов Икаруса, выпускавшийся в различных модификациях более двадцати лет.

Партии Икарусов-180 (так называемая сочлененная модель, или «гармошка») стали прибывать из Венгрии в октябре 1968 года. Они работали в час пик на линиях, соединяющих центр Москвы с районами Тушино, Сокол, Щукино; основную же часть времени они обслуживали новые микрорайоны.

В эти автобусы по сравнению с русским аналогом, ЗИЛом-158, влезало совершенно фантастическое количество народа: 180 человек! Поэтому их тогда в шутку называли «пылесосами» - всех желающих всосет. Они были бело-красные и по сравнению со своими же потомками, отличались маленьким размером окон.

Из всех прибывших «Икарусов» к 1976 году осталось только 273 машины. Дороги, запчасти. Последние единичные модели длинных «Икарусов-180» исчезли перед Московской Олимпиадой... Но венгерские автобусы все равно были надежнее и удобнее - в эксплуатации и для пассажиров, чем многочисленные советские модификации - ЛиАЗ-695, 697, 699 и 165 Лаз-699, 96 ЛАЗ-695Н.

Строительство московского метро не поспевало за ростом города и уже в 1976 году, после новогодних праздников, в столицу прибыла «на службу» более совершенная венгерская модель – «Икарус-280». Как и все прочие «двухсотые» модели, 280-я была модульного принципа: подобно кубикам детского конструктора можно было собирать из унифицированных узлов любую модификацию.

Реальную конкуренцию ему составила не наша техника, а свой же, более молодой собрат – «Икарус-283», появившийся в СССР в 1988 году. Можно подчеркнуть тот факт, что к тому времени сам 280-й не был самой передовой моделью - за три года до этого в СССР проходили испытания более поздних моделей «Икаруса» - 415 и 284, но дальнейшего распространения (несмотря на все свои достоинства) они не получили.

Всего в СССР ездило в общей сложности свыше 143 тысяч венгерских «Икарусов»!

Мотоциклы JAWA.

Первая послевоенная «Ява-250», показанная на выставке в Париже, вызвала сенсацию. В ней были применены такие новинки, как механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы, новая конструкция рамы и расположение ящиков для инструментов.

Этими машинами, вместе с трофейными немецкими, пользовались советские офицеры и солдаты военной администрации. Так появились единичные (вывоз техники был жестко регламентирован советской военной администрацией) «Явы» на полях России.

А тем временем чешский заводик не стоял на месте, производя новые, все более совершенные модели. В 1948 году была выпущена «Ява-350» - с двухцилиндровым двухтактным двигателем.

Именно эти модели и их многочисленные модернизации и служили верой и правдой многочисленным поколениям советских мотоциклистов. К 1960 году каждый третий советский мотоциклист (порядка сорока тысяч человек) ездил на чехословацкой «Яве».

Но самый бум приобретения «Яв» начался на несколько лет позже... В 1976 году чехословацкое объединение «Мотоков», поставляющее в в СССР «Явы», перешагнуло финальную черту и поставило рекорд - на необъятных просторах 1\6 суши теперь бегало и размножалось дальше более миллиона «Яв» (по статистике, в среднем продавалось более ста тысяч экземпляров в год).

Можно смело сказать, что тогдашняя «Ява» не уступала по престижности современному «Харлею». Именно на «Явах», с ветерком ездили эдакие Волки из «Ну, погоди!» - черные брюки клеш, тельняшка - атрибут мужественности, ремень с бляхой, повышенная волосистость, выбивающуюся из-под защитного шлема, на котором гнездились очки-консервы.

5 января 1949 года был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) . Участниками нового содружества стали страны социалистической Европы, а именно: Румыния, Болгария, Советский Союз, Польша, Чехословакия и Венгрия. Через несколько месяцев к ним присоединяется Албания, а на следующий год и демократическая часть Германии (ГДР).

Основной причиной создания этого экономического объединения в 1949 году стали разрушительные и масштабные последствия Второй Мировой войны. Страны Восточной и Западной Европы в ходе этого глобального военного конфликта понесли невероятные человеческие и экономические потери. Финансовый сектор этих государств был полностью разрушен. Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения. Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. В решении этих вопросов и призвано было помочь образование СЭВ.

Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ.

Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Подобная коррекция политики СЭВ позволила включить в состав участников Монгольскую Народную Республику, Вьетнам и Кубу. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны. Несмотря на то, что СЭВ было образовано 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководством самого крупного государства-участника (СССР) было принято решение превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, обладающим общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу.

Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. Все операции производились через МБЭС (Международный Банк Экономического Сотрудничества), созданный в 1963 году. Через семь лет появилась новая финансовая структура. Ее задачей стала выдача долгосрочных кредитов на реализацию планов сообщества. Эта организация получила название Международного инвестиционного банка.

В 70-годы проводилась активная работа по экономическому объединению и взаимопроникновению. Было разработана СЭВ-программа, которая предполагала развитие высших форм государственной интеграции: инвестиций, производственной кооперации, сотрудничества в области научно-технических разработок. Именно в этот период возникли различные интернациональные концерны и предприятия. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов.

На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.

В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Однако внутри коалиции назревала тенденция к капиталистическому пути развития рынка. СССР делал попытки присоединиться к новым экономическим программам, но безуспешно. Политическая обстановка 80-х привела к смене правительств и государственного строя в ряде стран-участниц (самом Советском Союзе, в том числе).

Формально СЭВ был распущен в 1991 году по инициативе его членов. В то же время, нельзя не отметить, что создание СЭВ позволило многим странам Европы возродить разрушенную войной экономику и подняться на новый уровень экономического развития.

Варша́вский догово́р (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи)- документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государствпри ведущей ролиСоветского Союза- Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединениеФРГкНАТО.

Договор подписан Албанией,Болгарией,Венгрией,ГДР,Польшей,Румынией,СССРиЧехословакией14 мая1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.

Договор вступил в силу 5 июня1955 года.26 апреля1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.

В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства - участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами - участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытанийпри условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытанийядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Будапештское совещание ПКК (1966) - принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе.

В связи с преобразованиями в СССР и других странах ЦентральнойиВосточной Европы25 февраля1991 годагосударства-участники ОВДупразднили её военные структуры, а1 июля1991 в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.

Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ)- межправительственная экономическая организация, действовавшая с1949по1991, созданная по решению экономического совещания представителейБолгарии,Венгрии,Польши,Румынии,СССРиЧехословакии.Штаб-квартира СЭВнаходилась вМоскве.

Был создан в январе 1949 на Московском экономическом совещании представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообществоили «общий рынок», предшественникЕвропейского союза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничествосоциалистических стран. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.

В октябре 1974 года СЭВ получил статус наблюдателя в ООН . Цель создания СЭВ - содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран-членов СЭВ.

Первоначально в состав СЭВ вошли страны- участницы Московского совещания, а затем были приняты: Албания (февраль 1949) и Германская демократическая республика (сентябрь 1950).

Правительство Югославии, открыто ставшее на путь вражды по отношению к Советскому Союзу и странам народной демократии, не было принято в состав СЭВ Заявление Югославии о том, что в отношении неё якобы совершён акт дискриминации, было отведено правительством Советского Союза как необоснованное.

В начале своей деятельности СЭВ концентрировал свои усилия главным образом на развитии торговли между социалистическими странами. В дальнейшем в работе СЭВ главным направлением все больше становится координация народнохозяйственных плановстран - участниц Совета.

Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т.д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая(бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В 1975на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз.

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР.

5 января1991 на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня1991 в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества,Международный инвестиционный банк,Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Главная причина распада СЭВ - ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что если в 1975-1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986по1990 годыроли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

Функции СЭВ заключались в организации всестороннего экономического и научно-технического сотрудничества в направлении наиболее рационального использования природных ресурсов и ускорения развития производительных сил в странах-членах СЭВ; содействие международному социалистическому разделению труда путем организации взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики.

СЭВ в лице своих органов и в пределах их компетенции мог принимать рекомендации по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества. СЭВ мог заключать международные соглашения со странами-членами Совета, с другими странами и международными организациями.

Основными органами СЭВ были Сессия Совета; Исполнительный комитет Совета; Комитет Совета по сотрудничеству в области плановой деятельности; Комитет Совета по научно-техническому сотрудничеству; Комитет Совета по сотрудничеству в области материально-технического снабжения; постоянные комиссии Совета (более 20); Секретариат Совета. В числе других органов СЭВ действовал ряд совещаний руководителей государственных органов и ведомств стран - членов СЭВ, в том числе по вопросам внутренней торговли, изобретательству и т.д. С 1969 г. осуществляло свою деятельность Совещание представителей стран-членов СЭВ по правовым вопросам. Были образованы 2 научно-исследовательских института, которые действовали как органы СЭВ: Институт по стандартизации (с 1962 г.) и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы (с 1970 г.) Указ.соч. С. 41..

Сессия Совета являлась высшим органом. Она определяла основные направления развития социалистической экономической интеграции и деятельность СЭВ в этой области, принимало и ободряло различные акты по этим вопросам. Заседание сессий Совета проводились ежегодно в столицах стран-членов СЭВ поочередно.

Исполнительный комитет СЭВ являлся главным исполнительным органом Совета, он состоял из представителей всех стран-членов СЭВ на уровне заместителей глав правительств. Его заседания проводились раз в квартал. Он руководил совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, его многообразные функции были определены в статье VII Устава СЭВ. Указанные ранее комитеты Совета создавались для обеспечения комплексного рассмотрения и решения на многосторонней основе проблем сотрудничества. Они состояли из руководителей компетентных органов стран-членов СЭВ Ушаков Н.А. О международной правосубъектности Совета Экономической Взаимопомощи. С. 54..

В Уставе СЭВ и Комплексной программе страны-члены СЭВ подтвердили свою готовность развивать экономические связи со всеми странами независимо от их общественного и государственного строя на началах равенства, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела Устав Совета Экономической Взаимопомощи. Конвенция о правоспособности, привилегиях и иммунитетах Совета Экономической Взаимопомощи. С. 6.. В реальности же все направления экономических связей были под жестким партийным контролем Токарева П.А. Правовые основы Совета Экономической Взаимопомощи. С. 69..

В соответствии с Комплексной программой СЭВ стал центральным органом в международном институционном механизме интеграции. Страны-члены СЭВ приняли обязательство проводить организацию и координацию своей деятельности по осуществлению Комплексной программы, прежде всего в СЭВ. Рекомендации СЭВ учитывались в других МГЭО, а также в других организационных звеньях механизма интеграции. В рамках СЭВ существовал ряд организаций

Кредитно-финансовые организации. Важное место в системе МГЭО занимали кредитно-финансовые (банковские) организации. На основе межправительственных соглашений с помощью МГЭО этого типа была создана система регулирования финансовых расчетов и кредитования интеграционных мероприятий в целях укрепления торговых и других экономических связей и развития народного хозяйства стран-членов СЭВ. Организационная основа и правовое регулирование деятельности были специфичны только для банковских международных организаций Мещеряков В., Поклад Б., Шевченко Э. Указ. соч. С. 55..

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Соглашение о многосторонних расчетов в переводных рублях и организации МБЭС было заключено 22 октября 1963 г., оно действовало с изменениями внесенными протоколами от 18 декабря 1970 г. и 23 ноября 1977 г. Устав МБЭС - являлся приложением к Соглашению. Его члены: Болгария, Венгрия, Вьетнам (с 1977 г), ГДР, Куба (с 1974 г.), Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия Указ. соч. С. 27.. Функции: осуществление многосторонних расчетов между странами, кредитование (краткосрочное) внешнеторговых и других операций, привлечение и хранения свободных средств в переводных рублях, а так же свободно конвертируемой валюте, совершение других банковских операций (ст. II Cоглашения). Органы: Совет Банка (высший орган в составе представителей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; решения принимались единогласно) и Правление Банка (исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка) в составе председателя и членов Правления, назначаемых из граждан стран-членов на срок до пяти лет, число членов Правления, определялось Советом. Местонахождение МБЭС - г. Москва, СССР.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ). Соглашения об образовании МИБ было заключено 10 июля 1970 г., Устав МИБ был принят одновременно. Членами являлись: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Функции: предоставление долгосрочных и среднесрочных кредитов на интеграционные мероприятия, строительство национальных объектов, предоставляющих интерес для нескольких стран. Между странами-членами МИБ в 1973 г. было заключено Соглашение о создании специального фонда кредитования мероприятий по оказанию помощи экономического и технического содействия развивающимся странам Ладыгин Б. Н., Седов В. И., Ултанбаев Р. Р. Указ. соч. С. 29.. Органы: Совет Банка - высший орган в составе председателей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; принимал решения единогласно и большинством голосов не менее трех четвертей голосов и Правление Банка - исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка. Местонахождение МИБ - г. Москва, СССР Мещеряков В., Поклад Б., Шевченко Э. Указ. соч. С. 58..

Организация космической связи «Интерспутник». Организация была основана Соглашением о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник» от 15 ноября 1971 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

В его функции входили координация действий стран по созданию комплекса международной системы связи через искусственные спутники Земли (космический комплекс, земные станции) путем создания объектов, находящихся в собственности Организации или аренды у стран-членов; ведение дел по управлению международной системой связи. Руководящий орган в составе представителей от всех стран-членов - Совет, который был полномочен принимать решения. Исполнительно-административный орган - Дирекция во главе с генеральным директором Мещеряков В., Поклад Б., Шевченко Э. Указ. соч. С. 61.. Местонахождение - г. Москва, СССР.

Международный институт проблем управления (МИПУ). Учрежден Соглашением о создании МИПУ от 9 июля 1976 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, СССР, Чехословакия. Функции заключались в: проведение совместных комплексных научных исследований в области теории и практики организации и управление социалистическим общественным производством, его отраслями и звеньями; координация научно-технической деятельности национальных организаций в этой области; осуществление консультации и др. Руководящим органом являлся Совет в составе представителей от всех стран-членов. Вопросы научного характера рассматривались Ученым советом. Совет принимает решения. Местонахождение МИПУ - г. Москва, СССР.

Центральным звеном системы межгосударственных институтов стран СЭВ в области организации их валютно-финансового сотрудничества являлся Совет Экономической Взаимопомощи. В рамках СЭВ страны-члены СЭВ разрабатывали организационные принципы взаимных валютных отношений. С этой целью активно использовалась Постоянная комиссия СЭВ по валютно-финансовым вопросам. В рамках комиссии были подготовлены проекты Соглашения о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации МБЭС и Соглашения об образовании МИБ, уставов этих банков.

Основным резервом совершенствования организационно-правового механизма валютной интеграции стран СЭВ является установление эффективных взаимосвязей между органами СЭВ и МБЭС (МИБ), а также между двумя межгосударственными банками социалистических стран Асланова Т. СЭВ: в поисках новой формы развития // Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ. С. 42..

Особые торговые отношения старого СЭВ основывались на общности экономических и политических структур коммунистических режимов.

Одним из возможных ответов было бы приведение в порядок денежного обращения. Резкое сокращение торговли в СЭВ после 1989 г. произошло в значительной степени из-за решений правительств получать оплату в твердой валюте в то время, как предложение твердой валюты было небольшим. Западноевропейские страны столкнулись с подобной ситуацией, хотя в более мягкой форме, во время "долларового дефицита" после Второй мировой войны. Они справились с этими проблемами отчасти путем образования Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), установления особого порядка кредитования (кредитных линий) между европейскими странами, что позволило им проводить расчеты в пределах Европы без использования дефицитных в то время долларов. В принципе экс-коммунистические страны тоже могли в переходный период создать подобную структуру, которая способствовала бы поддержке традиционной модели торговли. То есть Польша и Венгрия могли договориться принять друг от друга долговые расписки, а не настаивать на оплате в долларах или марках. Это поощрило бы Польшу продолжать в течение ряда лет покупать венгерские автобусы, а Венгрию -- польские тракторы, что помогло бы сохранить занятость, скажем, до того, пока не появятся рядом Сони или Матцусита, предлагающие новые рабочие места на новых сборочных заводах VCR в Кракове и Будапеште Новопашин Ю. С . Размышление о нашем недавнем прошлом. С. 67..

Таким образом, до августа 1991 г. наиболее важным членом СЭВ был Советский Союз, и большинство стран Восточной Европы все еще больше торговали с Советским Союзом, чем со всеми восточноевропейскими странами, вместе взятыми. К несчастью, Советский Союз не смог стать участником платежного союза, так как он не отказался от коммунизма и не вступил в полномасштабную экономическую реформу.