Гуситское движение. Путешествие по памятным местам гусисткого движения Презентация на тему гуситские движения в чехии

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Задание: Внимательно рассмотрите карту. 1) Каким цветом на карте обозначена территория Чешского королевства в начале XIV в.? 2) В состав какой империи входило Чешское королевство в XIV в.? 3) В какой части Европы находилось Чешское королевство?

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Задание: Рассмотрите карту. Вопрос: Через какой город пролегали торговые пути в Киевскую Русь?

Cлайд 7

Задание: Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на вопросы. Вопросы: 1) Какие повинности выполняли крестьяне? 2) Какие выводы о жизни крестьян можно сделать на основе этого документа? О положении чешского крестьянства (Из урбария Бржезновского монастыря 1406 г.) …Также все вилланы (крестьяне) там должны и обязаны выполнять ангарии, или работы, перечисленные ниже: во-первых, каждый с одной дедины должен полдня пахать под озимое и другой день – под яровое, также должен убирать каждый с дедины 32 копны снопов… также должны сено сушить и складывать в стога, а колонны все должны свозить (на курию). Также должны овощи на всех огородах сажать или сеять. Также должны горох убирать, сколько его будет. Также овец должны мыть и стричь в год…

Cлайд 8

Какие выводы можно сделать на основании ниже приведенных данных о положении католической церкви в Чехии. Католическая церковь в Чехии: - являлась крупнейшим землевладельцем – 1/3 самых лучших земель; ей принадлежало 14 городов и 900 деревень; особенно богатыми и независимыми были монастыри.

Cлайд 9

Задание: Вспомните источники богатств католической церкви в средние века: церковная десятина; плата за обряд; продажа индульгенций; плата за прикосновение к «святым мощам»; продажа церковных должностей.

Cлайд 10

Какие слои населения могли быть недовольны могуществом католической церкви? - Крестьяне и городские бедняки – из-за бесчисленных поборов церкви. - Рыцари и паны желали увеличить свои владения за счет церковных земель. - Богатые горожане не желали тратить свои средства на содержание церкви. Вывод: все были недовольны всеобщим засильем католической церкви.

Cлайд 11

Вопрос: Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу? Из проповеди Яна Гуса Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые…устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…

Cлайд 12

Ян Гус: Обличал духовенство в отступничестве от провозглашенной в Евангелии бедности, обвинял в жадности и продажности. Выдвинул требование церковной реформы – переустройства церкви. Призывал отбирать земли и богатства у церкви и монастырей. Предлагал организовать в Чехии свою церковь, подчиняющуюся не папе, а только королю Чехии. Требовал отменить плату за обряды, богослужение вести на чешском языке. Требовал отдать все руководящие церковные должности в руки чехов. Осуждал роскошь, богатство панов, в то время когда крестьяне, находясь в личной зависимости от панов, были нищими и угнетенными.

Cлайд 13

Церковный собор в г.Констанце объявил Яна Гуса еретиком. Задание: Вспомните, что проповедовали еретики. Вопрос: Как церковь боролась с ними?

Cлайд 14

Cлайд 15

Почему, по-вашему мнению, началось восстание гуситов в Чехии? Для этого подумайте и поразмыслите: Как жили крупные феодалы-паны в Чехии? Чем были недовольны крестьяне Чехии? Кто осуществлял самоуправление в городах? Что в деятельности церкви призывал изменить Ян Гус?

Cлайд 16

Характеристика взглядов таборитов и умеренных. Табориты Умеренные Место народных собраний – гора Табор, на юге Чехии. Здесь заложили новый город и назвали его, как и гору, - Табором. Табориты – самая решительная часть гуситов. Ее составляли крестьяне, ремесленники, городские бедняки. Они верили во второе пришествие Христа, который установит 1000-летнее царство справедливости на Земле. Проповедники призывали уничтожить частную собственность, отменить феодальные повинности и налоги, отнять землю у феодалов. Разорившиеся рыцари хотели отнять земли у церкви и панов, захватить военную добычу. Рыцарям удалось взять руководство над таборитами. Мэр Табора начинает требовать от крестьян выполнения повинностей и уплаты налогов для военных нужд. В эту организацию входили зажиточные мастера, торговцы, чешские рыцари. Они стремились ослабить могущество католической церкви, отобрать у нее владения. Но все они боялись народа, поднявшегося против угнетателей, и действовали очень нерешительно.

Cлайд 17

Вывод: в Чехии началось гуситское движение – борьба чешского народа против католической церкви. Наиболее решительная часть таборитов вела борьбу и против феодального гнета.

Cлайд 18

Причины крестовых походов против гуситов Чехия как целая страна встала на путь открытой вооруженной борьбы против католической церкви; Папа Римский и германский император воочию увидели в борьбе чешского народа смертельную для себя опасность.

Cлайд 19

Какие населенные пункты стали центрами гуситского движения? На какие территории были осуществлены походы таборитов? Какие районы и города стали центрами революционных выступлений под влиянием гуситского движения?





























1 из 28

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

План урока Повторение пройденногоЗадание на урок 1. Чехия в XIV веке. 2. Жизнь и смерть Яна Гуса. 3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. 4. Крестовые походы против гуситов. 5. Народное войско. 6.Конец гуситских войн. 7.Значение гуситского движения. Закрепление

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

1. Чехия в XIV веке. В середине XIV века, как уже было сказано, чешский король Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV. Чехия стала в ней самым сильным государством. Чешский король занял первое место среди князей, получивших право избирать императора.Карл I избегал войн, но сумел расширить территорию Чешского королевства: он скупал земли, устраивал выгодные браки своих детей.Король покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры.Памятник Карлу IV у Карлова моста в Праге

№ слайда 5

Описание слайда:

1. Чехия в XIV веке. В это время Чехия переживала хозяйственный подъем. По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии.Пражский град

№ слайда 6

Описание слайда:

1. Чехия в XIV веке. В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении.Черная башня Пражского града

№ слайда 7

Описание слайда:

1. Чехия в XIV веке. Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.Собор святого Вита

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» - говорил Гус.Ян Гус

№ слайда 10

Описание слайда:

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы - переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», - утверждал Гус.Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.Ян Гус за работой

№ слайда 11

Описание слайда:

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший на юге Германии в городе Констанце. Хотя император дал Гусу охранную грамоту, Гус понимал, что ему грозит гибель, и написал завещание. Он все же решил поехать на собор, чтобы отстоять свои взгляды. Император Сигизмунд

№ слайда 12

Описание слайда:

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд. Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?»

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросилииз окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

№ слайда 15

Описание слайда:

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке.

№ слайда 16

Описание слайда:

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа».

№ слайда 17

Описание слайда:

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

№ слайда 18

Описание слайда:

4. Крестовые походы против гуситов. Папа объявил Крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу.

Описание слайда:

5. Народное войско. В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

№ слайда 21

Описание слайда:

5. Народное войско. С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось.Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления.

№ слайда 22

Описание слайда:

5. Народное войско. Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство.

Описание слайда:

6.Конец гуситских войн. Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные.Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.Начало и завершение битвы у Липан

№ слайда 25

Описание слайда:

7.Значение гуситского движения. Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину. В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм - собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия.

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

№ слайда 28

Описание слайда:

Письмо участника собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса Врагам чеха (Гуса) хотелось сегодня же достигнуть своей цели, потому что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой. Император Сигиз-мунд настоятельно и строго предложил Гусу отречься от своего учения. Тогда Гус начал говорить следующее: «Я не смогу отречься ни от одного положения, написанного или высказанного мною». После того поднялся страшный крик; посыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосования.Пан из Хлума. Все римское духовенство представляет собой презренную толпу кутил и глупцов, в своей жизни наблюдающих над собою менее, чем свинья в зеркале. Именем своего короля и всех чехов я клянусь в том, что чехи страшно отомстят в случае дальнейших терзаний или смерти Гуса. В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу!Архиепископ Лондонский. Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда б я взял их все у него: во-первых, за то, что он унижал наместника Христова (папу); во-вторых, за то, что обнажил духовенство, не оставив ему и клочка, чтобы прикрыть свою наготу; в-третьих, за то, что он сбил с пути много народа. Между тем народу лучше ничего не знать и слепо верить. Пусть сгинет этот чех!Епископ Бриксенский. Гусю не причинится зла, если его ощипать и испечь. Мы уже щипали егб. Пусть печется, и сегодня же.Епископ Журский. Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса. Какую пользу получите вы, если гусь будет испечен, а перья его крыльев распространят сильные бури во всех землях? Камень, который мы хотим бросить вверх, может упасть на наши головы.Епископ Констанцский. Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас, здесь пребывающих. Пусть он умрет!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гуситское движение в Чехии § 25 Начать урок

План урока: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПРИЧИНЫ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ. ЦЕЛИ ГУСИТОВ. ЯН ГУС И ЕГО УЧЕНИЕ. ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА ГУСИТОВ, ТЕЧЕНИЯ В ГУСИТСКОМ ДВИЖЕНИИ. ВООРУЖЕНИЕ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ ГУСИТОВ. ЯН ЖИЖКА ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повторение пройденного материала:

ЦЕЛЬ УРОКА: СОЗДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГУСИТСКОМ ДВИЖЕНИИ В ЧЕХИИ В 1419 – 1434 гг. КАК О СОБЫТИИ, ВЫЗВАНОМ СОВОКУПНОСТЬЮ РЯДА ПРИЧИН.

Задачи на урок: ПОЧЕМУ НАЧАЛОСЬ ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ? КАК ПРОХОДИЛО И КАК ЗАКОНЧИЛОСЬ ДВИЖЕНИЕ ГУСИТОВ В ЧЕХИИ?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ПАНЫ, ЯН ГУС, ГУСИТЫ, ТАБОРИТЫ, УМЕРЕННЫЕ, ЯН ЖИЖКА, ПАТРИОТ, СЕЙМ.

В конце урока попробуем ответить на вопросы: - Почему началось гуситское движение в Чехии? - Какое значение имели гуситские движения?

Рассмотрим карту «ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ» на странице 200 и ответим на вопросы: 1. Каким цветом на карте обозначена территория Чешского королевства в начале XIV в.? 2. В состав какой империи входило Чешское королевство в XIV в.? 3. В какой части Европы находилось Чешское королевство?

1. Чехия в XIV веке. «Королевство Чехия входило в состав Священной Римской империи. Чешский король Карл I в был избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV . При нем Прага становится по сути дела столицей империи, а Чехия – ее ядром. Карл IV так заботился о своем королевстве, что современники – немцы называли его с неодобрением «отцом Чехии и отчимом империи». Король покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры.  Памятник Карлу IV у Карлова моста в Праге

1. Чехия в XIV веке. В это время Чехия переживала хозяйственный подъем. По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии.

1. Чехия в XIV веке. В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост и заложен собор Святого Вита. Собор святого Вита

В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении. Чехи считали себя не ниже немцев и требовали преимуществ на своей родине, но правители империи не придавали значения мнению простого народа, а чешский король и многие паны - чешские феодалы, перенявшие немецкий образ жизни, не хотели ссорится с империей. Национальная рознь обострялась, охватывая все слои общества, и вылилась, в конечном итоге, в так называемые гуситские войны. 1. Чехия в XIV веке.

1. Чехия в XIV веке. Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри. Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371-1415). Проповедь Гуса

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» - говорил Гус. Ян Гус  Ян Гус.avi

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы - переустройства церкви. Он призывал: отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; 3. отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. А против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», - утверждал Гус. Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами. Ян Гус за работой

ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЯНА ГУСА О ЧЕШСКОМ НАРОДЕ Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими поданными…

ИЗ ПРОПОВЕДИ ЯНА ГУСА Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. Император Сигизмунд Ян Гус Проповедника вызвали на церковный Собор в конце 1414 г. в городе Констанце. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую он потом предательски нарушил. Здесь Гуса арестовали, бросили в тюрьму. Он подвергся пыткам инквизиторов. Они добивались от него отречения от обвинений в адрес католической церкви. Ян Гус отказался отречься от своих принципов. Он говорил инквизиторам: «Я прав, со мною сам Бог!».

ОХРАННАЯ ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА Мы, Сигизмунд… король римлян (и т.д.), принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств, под наше и Священной империи покровительство и защиту; поэтому предписываем всем, чтоб ему было дозволено проехать в Констанц, оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны его и сопровождающих его лиц должно давать проводников…

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. На церковном Соборе взгляды Гуса подвергли осуждению, объявили его еретиком и потребовали, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» В июле 1415 г. Ян Гус был сожжён на костре в Констанце. Это вызвало взрыв негодования в Чехии. Студенты в знак протеста жгли папские грамоты, индульгенции. Осуждение Гуса

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре. Он мужественно встретил мучительную казнь. Казнь Гуса

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами. В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли. Дефенестрация в Праге

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке. Чешские паны

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа». Лагерь таборитов

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором. Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами. Город Табор

4. Крестовые походы против гуситов. Папа объявил Крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран. В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Противники: чешский и немецкий воины

4. Крестовые походы против гуситов. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот - Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги. Папа и император предприняли против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно. Битва на Витковой горе 

5. Народное войско. В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами. Народное войско в походе

5. Народное войско. С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось. Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления. Боевое построение таборитов

5. Народное войско. Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство. Жижка во главе войска

5. Народное войско. После смерти Яна Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко в глубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное. Теперь воины - бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения. Прокопий Голый – лидер таборитов после смерти Жижки Гуситы осаждают город 

6. Конец гуситских войн. Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные. Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами. В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны. Начало и завершение битвы у Липан 

7. Значение гуситского движения. Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину. В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм - собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в даль­нейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия. Святой Вацлав – покровитель Чехии

Закрепление Выполните задание № 1. Завершить

Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.

Врагам чеха (Гуса) хотелось сегодня же достигнуть своей цели, потому что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой. Император Сигиз-мунд настоятельно и строго предложил Гусу отречься от своего учения. Тогда Гус начал говорить следующее: «Я не смогу отречься ни от одного положения, написанного или высказанного мною». После того поднялся страшный крик; по­сыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосования. Пан из Хлума. Все римское духовенство представляет собой презренную толпу кутил и глупцов, в своей жизни наблюдающих над собою менее, чем свинья в зеркале. Именем своего короля и всех чехов я клянусь в том, что чехи страшно отомстят в случае дальнейших терзаний или смерти Гуса. В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу! Архиепископ Лондонский. Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда б я взял их все у него: во-первых, за то, что он унижал наместника Христова (папу); во-вторых, за то, что обнажил духовенство, не оставив ему и клочка, чтобы прикрыть свою наготу; в-третьих, за то, что он сбил с пути много народа. Между тем народу лучше ничего не знать и слепо верить. Пусть сгинет этот чех! Епископ Бриксенский. Гусю не причинится зла, если его ощипать и испечь. Мы уже щипали егб. Пусть печется, и сегодня же. Епископ Журский. Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса. Какую пользу получите вы, если гусь будет испечен, а перья его крыльев распространят силь­ные бури во всех землях? Камень, который мы хотим бросить вверх, может упасть на наши головы. Епископ Констанцский. Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра на­род сожжет всех нас, здесь пребывающих. Пусть он умрет! Вернуться Письмо участника собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса


Широкое реформаторское, а позже революционное движение, охватившее Чехию и Моравию в начале XV века, получило название «гуситское» по имени Яна Гуса. Этот страстный критик средневекового общества стал символом для всех, кто стремился изменить свое положение в обществе. Гуситство по своему содержанию было движением нравственным и религиозным, хотя с самого начала оно имело социальные и экономические черты. Главным мотивом гуситского движения был протест против безнравственного, идущего в разрез с учением Христа, поведением служителей церкви, и их привилегированного положения в обществе.

Центром зарождения гуситского движения стал Карлов университет. Многие чехи, работавшие там, разделяли взгляды английского теолога Я.Виклефа, призывавшего к реформе церкви. Особенной отвагой, боевитостью и убедительностью отличался декан факультета свободного творчества Ян Гус.

Он был родом из села Гусинце, расположенного около нынешнего города Прахатице. В 1390 году Ян Гус поступил в университет Праги, в 1393 г. получил звание бакалавра, в 1396 стал деканом факультета свободного творчества. В 1400 г. он принял сан священника. С 1402 г. Ян Гус являлся проповедником в Вифлеемской часовне, что в Старом городе. Чешское население Старого города собиралось там для совместных обсуждений, критики жизни священников и упадка церкви вообще.

В начале своей деятельности Гус получил поддержку в высших кругах чешского общества, при дворе короля Вацлава IV. Первого большого успеха гуситы добились в 1409 году, когда Вацлав IV подписал т.н. Кутногорский декрет, который давал преимущества при принятии важных политических решений (университет был в некотором роде законодательным органом при короле) чехам перед немцами. Последствием принятия декрета стало то, что немецкие преподаватели и студенты в условленный день уехали . Для пражан это событие было очень болезненным, так как многие лишились работы. Кроме того, сократилась торговля, являющаяся для многих основным источником существования. Религиозные противоречия в университете кончились тем, что постепенно закрылись все факультеты, за исключением факультета свободного творчества, который просуществовал вплоть до 1609 года, когда в университете была проведена реформа.

Следующий всплеск гуситского движения начался потому, что по приказу пражского архиепископа Збинька Зайца учение Виклефа было провозглашено еретическим, а его книги были сожжены заодно со многими другими. Это вызвало большие волнения и беспокойство и при дворе короля, и среди простолюдинов. Учение Гуса стало вызывать острые разногласия в обществе.

Католическая церковь всеми силами старалась противостоять гуситскому движению. Пражскому архиепископу удалось добиться указа римского папы о запрещении многолюдных проповедей в частных часовнях в Чехии. В первую очередь это относилось к Вифлеемской часовне. Ян Гус не подчинился приказу, и архиепископ проклял его. На защиту Гуса поднялась чешская общественность, возражали против проклятья король и королева. Тем не менее, тучи над Яном Гусом сгустились настолько, что он был вынужден покинуть Прагу и уехать в крепость Козий Градек, недалеко от нынешнего города Табор. Боевой дух Гуса не был сломлен, он продолжал писать и вести проповедническую деятельность.

В 1414 году Ян Гус, имея охранную грамоту Вацлава IV, поехал на общий церковный собор, проходивший в немецком городе Констанце, с целью представить свое учение всему христианскому миру. Но по приезду он сразу же был арестован и отдан под суд. Церковный суд признал некоторые положения его учения еретическими и потребовал от них отречься. Когда Гус отказался это сделать, был вынесен смертный приговор. 10 июля 1415 года Гус был сожжен в Констанце.

Чешский историк и политик Франтишек Палацкий так описывает смерть Яна Гуса. Исполнение смертного приговора последовало сразу после оглашения решения суда и прямо из костела, где заседал суд, Гуса повели на казнь. Выйдя из костела, Гус увидел большой костер из его книг, но лишь усмехнувшись, он твердым шагом направился с молитвой к месту казни. Наконец, в сопровождении огромной толпы людей, среди которых было много его приверженцев, Ян Гус подошел к костру. На последнее предложение священника отречься от своего учения он ответил отказом, и сделал попытку в последний раз обратиться к людям. Но говорить ему не дали: Гус был привязан к доске и обложен до головы соломой, которую тут же подожгли. Почти сразу же он задохнулся от дыма. Его пепел был развеян над Рейном.

Апр 12, 2014 admin