Когда появилось народное вече на руси кратко.  вече это что такое вече: определение — история.нэс

Вече

ве че , веча, ср. (ист. ). Собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел.

| Место, где собирается вече.

Политическая наука: Словарь-справочник

Вече

(от старославянского вет - совет)

народное собрание в древней и средневековой Руси 10-14 веков, созывавшееся для решения общих дел. Вече возникло из племенных собраний славян. С образованием Древнерусского государства местная знать пыталась использовать вече для ограничения власти киевского князя. Вечевые собрания получили наибольшее развитие в городах с ослаблением княжеской власти в период распада Древнерусского государства со второй половины 11 - 12 веке. В летописи вече впервые упоминается в Белгороде под 997, в Великом Новгороде - под 1016, Киеве - под 1068 год. Вече ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких, а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с соседними землями и княжествами, принятием законов (например, Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определенной периодичности.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Вече

, а , ср.

Народное собрание горожан, решающее государственные и общественные дела в древней и средневековой Руси.

* [Чацкий :] В той комнате незначущая встреча: Французик из Бордо, надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род веча И сказывал, как снаряжался в путь в Россию . // Грибоедов. Горе от ума //. *

* Твой стих звучал, Как колокол на башне вечевой . // Лермонтов. Стихотворения // / *

◘ НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Вече

А, ср.

Народное собрание в Древней и Средневековой Руси, где обсуждались важные дела. В Пскове и Новгороде Великом являлось высшим органом власти.

* Новгородское вече. *

Энциклопедический словарь

Вече

народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв. Наибольшее развитие - в русских городах 2-й пол. 11-12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т. д. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до кон. 15 - нач. 16 вв.

Словарь Ожегова

ВЕ ЧЕ, а, ср. На Руси в 1015 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Новгородское в. Колокол зовёт на в.

народное собрание в Др. и средневековой Руси в X-XIV вв. Наибольшее развитие получило в Новгородской и Псковской феодальных республиках XII-XV вв. Решало вопросы войны и мира, законодательства, судопроизводства, текущего гос. управления. Участвовала в избрании князей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЕЧЕ

в славянских землях форма непосредственного участия народа в решении государственных дел, собрание свободных и дееспособных людей. Поскольку полноправными гражданами в Древнерусском государстве считались домовладыки, то дети при отцах, а также лично свободные слуги в В. не участвовали. Доисторический предок вече - племенное собрание. По свидетельству Прокопия Византийского (6 в.), славяне жили с древнейших времен в народоправстве, по поводу различных случаев в их жизни созывалось общее собрание. У некоторых племен эта форма сохранялась достаточно долго: так, у вятичей В. в форме племенного собрания сохранялось до 12 в. Первый период развития В. совпадает по времени с переходом от племенного собрания к городскому. В 9-10 вв. для решения дел в «старший» город сходились «лучшие люди всей земли» и обсуждали земские вопросы в присутствии граждан этого города. М.Ф. Владимирский-Буданов называл эту стадию развития В. «общеземской думой», где активная роль принадлежит старцам и старейшинам. Сохранившиеся документы свидетельствуют о существовании В. во всех древнерусских землях. Широкое распространение этого института объясняется, по мнению В.И. Сергеевича, тем, что только согласие всего народа могло обеспечить реализацию управленческих решений, поскольку постоянное войско и государственная полиция в этот период еще не существовали. Второй период развития В. (11-13 вв.) - народное собрание полноправных граждан главного города земли. Главный (старший) город представлял как бы всю землю, а его В. становилось верховной властью волости. В таком В. могли участвовать и жители пригорода: всякий свободный человек, где бы он ни жил, имел право быть членом В. главного (старшего) города. Таким образом, сохранялась идея всенародного участия во власти. Князь, если В. собиралось не для его смещения, присутствовал на В., обычно он и собирал В. При несогласии с князем В. могло созываться кем-либо из граждан или сходилось само собой. В В. участвовали также лица духовные, в т.ч. митрополит. Способы созыва В. были разными, но чаще всего пользовались глашатаями или колоколом (например, вечевой колокол в Новгороде). В принципе, при принятии решений требовалось единогласие: решение большинства при наличии сильного меньшинства невозможно было бы провести в жизнь. Достижение согласия при разделении мнений участников В. осуществлялось на основе взаимных уступок, при этом споры и даже кровопролитные драки не были редкостью. Компетенция В. включала высшее управление (призвание и изгнание князей, договоры с князьями), текущее управление (участие в назначении и смене чиновников), суд (суд политический и чрезвычайный производился князем и боярами в присутствии народа) и закрепление норм обычного права, применяемых местными и городскими общинами и княжеской администрацией, вопросы войны, созыв народного ополчения. Вообще предметом обсуждения на В. мог стать любой вопрос государственной жизни, если находилось достаточно желающих принять участие в дискуссии. В большинстве земель в 13 в. вечевые собрания прекратились. В северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск) В. занимало центральное место среди других институтов власти. В этих землях В. существовало до конца 15 - начала 16 вв. Отчасти это объяснялось тем, что основным занятием населения в этих землях была торговля, которая способствовала формированию развитой и влиятельной городской общины. Внешняя сторона вечевых собраний была формализована: существовала вечевая изба, вечевые дьяки, особая вечевая печать Новгорода. Право вечевого самоуправления и соответствующие ограничения княжеской власти в Новгороде и Пскове закреплялись формальными письменными договорами (первый известный - 1260). В договорах князья обязывались «не замышлять войны без новгородского слова». Этот обычай существовал и в друтих землях, но формально был закреплен только в Новгороде. Кроме того, право избрания князя В. было признано всеми русскими князьями на съезде 1196. Лит:. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Р. н/Д., 1995; Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси. М, 1993; ФрояновИ.Я. Киевская Русь. Л., 1980; Мартышин О.В. Вольный Новгород. М, 1992; Сергеевич В.И. Вече и князь. М., 1867. Л.Е. Лаптева

Сегодня мы поговорим о том, что значит "вече". Это народное собрание, которое было очень распространено на Руси с древних времен. Почему такое большое значение историки придают этому незначительному ростку демократии?

Вече: что такое?

Вече - это народное собрание. Оно могло состоять из городской знати или родоплеменной общности. Возникло вече в древней и средневековой Руси. Считается, что оно существует с 859 года. Узнать точную дату получилось благодаря сохранившимся письменным документам, которые рассказывали и описывали вече. Значения слова нам известны разные. Но часто под ним подразумевается собрание большого количества людей, которые объединены общей задачей.

Причиной возникновения веча стало желание простых крестьян и рабочих добиться прямого народовластия. При этом устроить самоуправление более организованным способом было практически невозможно. Поэтому простое собрание людей, которые высказывали своё мнение, стало идеальным вариантом.

Вече - каким оно было в Древней Руси? Для того чтобы понять это, следует вспомнить тот факт, что народные собрания были распространены до христианизации и образования феодальной государственной власти. После этих событий подобные сборы просуществовали ещё определённое время, но особого веса глас народа больше не имел. Это коренным образом повлияло на население, которое усвоило, что его мнение мало волнует власть имущих.

Для чего?

Мы разобрались, что такое вече. Но для чего его собирали? Неужели сбор народа был необходим для решения мелких и несущественных проблем? Конечно, нет. Наши предки встречались на площади для того, чтобы совместно принять важное решение, которое может повлиять на судьбу каждого из них. Чаще всего люди собирались для того, чтобы избрать воеводу или князя для управления городом, союзом или краем. Из этого становится понятно, что вече было распространено не только среди жителей города, но и среди кочующих племен, которые также нуждались в лидере, вожде.

Кроме выбора управляющих, на собрание также выносились важные вопросы, которые касались ведения общего хозяйства, культурной и политической жизни. Исследуя понятие "вече", можно говорить о том, что прямая демократия была присуща славянскому народу с самых древних времен. Но всё кардинально поменялось после крещения Руси.

Участники

Участниками народного собрания могли быть «мужи» - главы семей или отдельных общин. Чаще всего они были равны в своих правах. Но эволюция вече привела к тому, что голос каждого мужа ранжировался в зависимости от его авторитета или власти. Естественно, женщины не могли принимать участия в подобных собраниях, так как их роль ограничивалась рождением и воспитанием детей, ведением быта. Также участниками вече могли быть старейшины - уважаемые люди семьи или племени, к мнению которых особенно прислушивались.

Распространенность

Традиции народного собрания дольше всего сохранялись в северном регионе России: Новгороде и Пскове. Однако это длилось до разгрома территорий в 1569 году Иваном Грозным, который погубил всех старейшин города. Кроме того, он поиздевался над народными сборами, лишив вечевой колокол города Новгорода «языка». Такое варварство было воспринято очень негативно. Но против властителя никто не выступил.

На территории Украины традиции собрания не исчезли, а переродились. Это произошло благодаря тому, что широкое распространение получило казачество. Казацкая Рада стала некой модификацией веча, причём весьма успешной. Также остатки демократического строя основывались на западной модели самоуправления - Магдебургском праве.

Но и на Украине традиции веча не могли существовать вечно. Екатерина II, ликвидировав гетманщину, также поспособствовала тому, что демократическое самоуправление в виде веча было уничтожено. Есть ли у других народов аналоги народного сбора, или это уникальное изобретение славян? Функции, которое выполняло вече, похожие на функции тингов у скандинавских народов и витенагемотов у англосаксов.

На Руси

Русское вече подразумевало не только собрание городских глав, знати или старейшин - это понятие со временем становилось всё шире. Под этим словом также подразумевались частые «рыночные» собрания, которые носили анархический характер. Говоря более просто, вече стало не только встречей для принятия важных решений, но также банальным способом выражения стадного чувства народа.

«Рыночные» собрания носили разный характер в зависимости от территориальных признаков. В Киеве собрание служило для критики политики князя, в западных землях - для принятия важных решений. Вот для чего в разных местах собиралось вече. Что такое истинная народная власть, как не единогласное движение вперёд?

Известное вече в Новгороде

Вече - что такое? Почему этот вид народного сбора так прижился на Руси? Например, на Новгородской земле вече долго оставалось верховным органом власти. Он был не так прост, как на других территориях. Данный орган управления представлял собой многоступенчатую систему. Кроме общегородского вече, также были собрания улиц и концов.

По мнению большинства ученых, природа новгородского вече неясна до сих пор. Некоторые исследователи говорят, что демократические собрания в Новгороде были продолжением «кончанского» представительства, которое означало съезд представителей власти с разных концов города. Эти данные легко подтверждаются благодаря археологическим раскопкам. Именно они наталкивают множество исследователей на мысль о том, что как самостоятельная единица Новгород сформировался лишь к XI веку. До этого же город представлял собой разрозненные поселки и концы, которые взаимодействовали самыми примитивными способами.

Таким образом, городское собрание было не самостоятельным изобретением, а лишь необходимостью, которая возникала из-за территориальной отдалённости большинства регионов. Изначально Новгородское вече находилось в Детинце перед Софийским собором. Немного позже народные сборы переместились на торговые площади в центре города.

Подводя определённые итоги, хочется сделать акцент на том, что демократия была присуща славянским народам с самой древности. И главным способом ее самовыражения и стало вече. Что такое это, вы уже поняли. В первую очередь это способ самостоятельного управления.

Вече

Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси - и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» - главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом .

Общие сведения

Поскольку становление феодального строя шло медленно, так же медленно шёл и отход от первобытной демократии - в первобытном строе решения принимали те, от которых зависел весь материальный уклад жизни или унаследование. Последняя стадия первобытного строя - военная демократия , переросла в накоплении имущества в узком круге лиц, которые были заинтересованы в переемности, то есть сохранить имущество для потомков. Защита от захватчиков влекла за собой концентрацию власти и имущества в узких кругах - люди тоже постепенно стали имуществом. Сначала пленники, потом пошла кабала за долг. Получился замкнутый круг - для защиты от внешних нападений свободные землепашцы и ремесленники сначала выдвинули профессиональных военных, которые потом, накопив власть и имущество, ввергли в подчинение своих же. Несмотря на наличие определенных устойчивых вечевых традиций, само понятие «вече» в средневековой Руси было полисемантично, означая не только легитимные городские, кончанские или уличанские сходы, но и любые многолюдные сборища. Например, стихийные собрания в Белгороде Южном (997 год), Москве (1382 год), внегородской военный совет новгородцев (1228 год), направленные против политики легитимных городских сходов или знати, узкосословные собрания городского плебса (в Новгородской республике в 1228, 1291, 1338, 1418 годах и др., в Нижегородском княжестве в 1305 году) тоже носили названия веча.

Рыночные собрания

Известны также анархические «рыночные» собрании горожан на Торгу , прослеженные П. В. Лукиным в Киеве и западнославянских землях. В Новгородской республике тоже существовали своеобразные рыночные собрания. Например, в 1403 и 1406 годах решение городского веча выкликалось «на Торгу». Описывающая реалии XV века новгородская Повесть о посаднике Добрыне явно намекает на отдельное от легитимного городского схода у церкви Иоанна Предтечи, стоящей «посреди города [Великого Новгорода] на Торгу». Примечателен отмеченный Д. Г. Хрусталевым один из пунктов немецкого варианта договора Новгорода с Западом 1268-1269 гг. Согласно этому пункту, новгородцам запрещалось загромождать дорогу между Немецким двором и Николо-Дворищенским собором , То есть пространство, расположенное к северо-востоку от Св. Николы. Возможно, помимо простого запрета эксплуатации пролегавшего там ганзейского тракта, воспрещалось также стоять на этой дороге во время «рыночных» сходок.

Функции рыночных собраний, очевидно, в каждой земле были разными - в западнославянских землях они носили едва ли не откровенный характер легитимных городских сходов, в Киеве использовались горожанами для выступлений против политики князя (как в 1068 году). В Новгороде, по-видимому, помимо описанного в повести о посаднике Добрыни направленного против посадников сборища рыночные собрания служили местом всенародного сбора для объявления вечевого решения (как в 1403 и 1406 годах), так как на самом новгородском городском вече согласно археологическим данным помещались лишь 300-500 его представителей - те самые упомянутые в ганзейском донесении 1331 года «300 золотых поясов».

Функции веча

Вече возникло из племенных собраний славян . В летописях вече впервые упоминается в Белгороде Южном под , в Новгороде Великом - под , Киеве - под . Однако сведения о явно вечевых корпоративных действиях горожан упоминаются и под более ранними датами. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина -XII века). Согласно наиболее распространенной точке зрения, вече в Древней и Средневековой Руси не было подлинным народовластием, фактически все решали князь и его «мужи» - бояре, от имени которых и составлялись все дошедшие до нас княжеские акты (начиная ещё со времён договоров Олега , Игоря , Святослава и т. д.) не считая нескольких совместных с вечем ранних новгородских актов. Однако, И. Я. Фроянов настаивает на том, что в древнерусский период вече было высшим правящим органом во всех русских землях, а не только в Новгородской республике. Согласно И. Я. Фроянову, несмотря на то, что представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) являлись непременными участниками веча, и руководили его работой, они не обладали достаточными средствами, чтобы саботировать его решения или подчинять своей воле. В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов - заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами.

Согласно М. Н. Тихомирову и П. П. Толочко, в княжеских областях Руси в домонгольский период было своеобразное двоевластие княжеской и вечевой властей. То есть была не монархическая, но и не полностью республиканская в отличие от новгородских порядков, форма правления. Впервые эту идею фактически высказал ещё И. Н. Болтин, высказавший мнение, что и княжеская, и вечевая власти были сильны. Из летописей и княжеских уставов известно, что князь обладал отдельными от веча судебными и законодательными полномочиями, иногда составляя законопроект лишь в узком кругу приближенных (как, например, Церковный устав Ярослава Мудрого в XI веке). Известны случаи, когда князь самостоятельно распоряжался финансовыми и земельными ресурсами. Князю же принадлежали полномочия сбора дани. В этом плане вполне понятно, почему вечу, нередко активно влиявшему на политику, не всегда удавалось договориться с князем. Например, восстание 1113 года в Киеве произошло сразу после смерти тогдашнего князя-антагониста, при жизни которого киевляне вынуждены были мириться с его политикой. Показательны и общенародные грабежи княжеского имущества владимирцами и боголюбовцами, развернувшиеся сразу после смерти Андрея Боголюбского. С Боголюбским при его жизни горожанам-вечникам было не договориться, и те были вынуждены ждать смерти князя, чтобы потом активно выместить свое недовольство.

Социальный состав

Что касается социального состава вечевых собраний, то во всех русских землях, кроме Новгородской, в вече по древней традиции, могли принимать участия главы всех свободных городских семей. Другое дело что социальная неоднородность древнерусского общества все больше делала внешне демократичные вечевые сходы фактически подконтрольными боярской аристократии. Правда, вплоть по начало XI века боярство ещё было вынуждено считаться с народным мнением. Например в 1019 году новгородское боярство как самое богатое сословие выплатило по наибольшей сумме для найма выряжской дружины, однако не по своей воле, а по решению «новгородцев» - тогда ещё народного, веча. Однако, уже в XII-XIII веках не только в Новгородской боярской республике, но и в других русских землях, земская знать фактически подчинила своей воле вечевые собрания. Например, в 1176 году ростовское и суздальское боярство уже настолько усилилось, что воспользовавшись отсутствием князя «хотяше свою [узкосословную] правду поставити». При этом его затея чуть было не увенчалась успехом. Рядовые ростовцы и суздальцы на вече охотно «слушающе» своих бояр. Если бы не владимирские «люди меньзии» - небоярские слои, очевидно вопреки воле собственной знати, призвавшие-таки князя, двумя боярскими республиками бы на Руси стало больше. А в 1240 году бояре Галича «Данила княземь собе называху. а саме всю землю держаху», то есть откровенно сосредоточили в своих руках всю власть в Галицкой земле. Что касается новгородской земли, то там боярское господство прослеживается ещё раньше. Крупные успехи Новгорода в антикиевской борьбе XI века дополнительно усилили естественный процесс усиления социальной стратификаци. О значительном усилении политической роли местной боярской знати красочно говорит откровенное господство бояр в межкончанской борьбе 1115-1118 гг., как межкончанская известной лишь по берестяным грамотам, в летописи же «бояр новугородских». Характерно и то, что разбиравший это дело киевский князь Владимир Мономах вызвал в Киев именно боярство в полном составе. Причем, не только как знатнейших представителей Новгорода, а именно, как главных участников смуты. За придерживающейся в этой смуте антикиевской ориентации Людин конец полностью понесла ответственность кончанская знать.

Тем более, что нейтральный характер этого сообщения свидетельствует, что явно продиктованное сугубо личными целями откровенное господство бояр в межкончанской борьбе уже в то время считалось естественным. Что касается дальнейшей истории новгородского веча, то в 1136 году в Новгороде окончательно победил вечевой строй и властные полномочия перешли к местной боярской аристократии. С XIII века городское вече вырождается в совет представителей нескольких сот городских боярских семей. В то же время большинство новгородских актов - «вечных грамот» составлялось от имени «Всего Новгорода», поскольку вечевой орган был многоступенчатым за счет предваряющих городское вече всенародных собраний концов и улиц. Тот факт, что в 1392 году созывая городское нижегородское вече, звонили в колокола, дает основание полагать что наличие предварительных кончанских сходов было общерусским явлением. Что касается самой кончанской системы, она была во всех русских городах. Кроме городских вечевых собраний, были также веча в «пригородах» - подчиненных главному городу городах и в селах. Традиции сельских сходов «всем миром» - общиной сохранялись до аграрной реформы Столыпина нач. XX века. Исходя из новгородских, псковских и нижегородских традиций (в 1392 году созывая вече в Нижнем Новгороде, звонили в колокола) вече созывали звоном особого «вечного» колокола. В Новгороде вечевые городские, кончанские, и уличанские вечевые колокола размещались в особых башнях - гридницах. Наиболее отображенный в источниках новгородский вариант вечевого уклада демонстрирует что кроме гридниц на вечевой площади стояла трибуна - «степень» - откуда вещали ораторы. Вечевые площади были также оборудованы скамьями. В 1359 году жители новгородского Славенского конца придя на городской вечевой сход «подсели» к своим противникам. В 1146 году по Лаврентьевской летописи, киевляне «седоша» на городском вече. Правда согласно Ипатьевской летописи, киевские вечники «вставшем», однако сам факт наличия первой версии говорит о том, что сидели на вече не только в Великом Новгороде.

Новгородци бо изначала, и смолняне, и кыяне, и полочане, и вся власти, якож на думу, на веча сходятся; на что же стареишии сдумають, на том же пригороди стануть.

Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей. Т.1. М., 1997. Стб.377-378

В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением , укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу XIV века ликвидировала вечевые учреждения.

Однако, в тех землях, где великокняжеской власти не было и князья не утверждались Ордой, вечевые порядки были более прочными и вечу иногда даже удавалось влиять на княжескую политику. Так, в 1304 году вечники Переяславля-Залесского не пустили призванного ими князя Юрия Даниловича в Москву на похороны отца. В 1392 году нижегородское вече деятельно участвовало во взаимоотношениях с Москвой. Как минимум вплоть по 1296 год сохранялась памятная по договорам Олега (907 год) и Игоря (945 г)древняя традиция участия в межкняжеских переговорах земских представителей. В 1296 году в одном из таких переговоров участвовали переяславские вечевые делегаты. Как видно по проходившей в Костроме в 1304 году вечевой казни нескольких местных бояр, веча сохраняли и некоторые судебные функции. Однако, власть князя усиливалась и в этих землях. Если в домонгольский период можно было говорить о примерно равном соотношении сил, то теперь княжеская власть была сильней вечевой. Уже князю, а не вечу, принадлежали основные судебные полномочия. Когда в 1305 году в Нижнем Новгороде черные люди восстали против бояр, вече их не казнило. Напротив, оно специально дождалось приезда из Орды князя. Показателен и комплекс смоленских актов XIII-XIV веков, представляющий собой исключительно княжеские грамоты, без каких-либо упоминаний веча. Не удивительно, что такое положение дел сказалось и на терминологии. Если в домонгольский период русские земли носили название «земли» «волости», «области» такого-то главного города, что символизировало деятельное участие в управлении государством не только князя но и всего города - веча, то уже с XIV века появляется официальный термин «княжество» применимый не только к Великому княжеству Московскому, но и к другим княжеским областям, что свидетельствовало об откровенном приоритете княжеской власти над земской. Немудрено, что уже применительно к XV веку о вечевой деятельности даже в тех княжествах, которые ещё не были присоединены к Москве (Тверское, Рязанское, Ростовское, Ярославское и др.), до нас не дошло никаких известий. Вполне возможно, что летописи во многом правы, персонифицируя все принимаемые политические решения в этих землях в лице князя и его приближенных. Если вечевой уклад ещё формально и сохранялся, то фактически вече уже перестало играть роль в управлении государством.

Наибольшего расцвета вечевой уклад достиг в Новгородской земле (до ) и позднее отделившейся от Новгорода Псковской республике (до ), а также в тоже изначально входившей в состав Новгородской Руси Вятской земле . Там вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.

Что касается южнорусских и западно-русских земель, с XIII по XV век вошедших в состав Великого княжества Литовского, то там вечевой уклад сохранился до Люблинской унии 1569 года, вече формально сохраняло всенародный характер (новгородский пример вырождения городского веча был уникален), однако, как это видно по Полоцким актам, фактически было подконтрольным знати.

Наиболее демократичным был вечевой уклад Псковской республики, где до XV века знать была вынуждена считаться с мнением масс. Однако вечевые акты XV - начала XVI веков, где, несмотря на всенародный характер городского веча, упоминаются не все городские сословия вечников, показывают, что естественные для кастового [уточнить ] общества олигархические тенденции развивались и там.

Вече в Новгороде

Вече было высшим органом власти в Новгородской земле во время Новгородской республики . Новгородский вечевой орган был многоступенчатым, так как кроме городского веча имелись также собрания концов и улиц.

До сих пор не ясна природа новгородского городского веча. По мнению В. Л. Янина, Новгородское городское вече представляло собой искусственное образование, возникшее на основе «кончанского» (от слова конец - представители разных концов города) представительства, его возникновение относится ко времени формирования межплеменной федерации на территории Новгородской земли. Мнение Янина опирается на данные археологических раскопок, результаты которых склоняют большинства исследователей к мнению о том, что Новгород как единый город сформировался лишь в XI веке, а до этого было несколько разрозненных поселков, будущих городских концов. Таким образом, исконно будущее общегородское вече служило как бы федерацией этих поселков, но с объединением их в единый город приняло статус городского собрания.

В начальный период место сбора веча (вечевая площадь) находилось в Детинце , на площади перед Софийским собором , в дальнейшем, после перемещения княжеской резиденции за пределы города, вечевая площадь перемещается на Торговую сторону, и вечевые собрания проходят на Ярославовом дворище , перед Никольским собором . Но даже в XIII веке , в случаях противоборства разных концов Новгорода, вечевые собрания могут проходить одновременно и на Софийской, и на Торговой сторонах.

Однако в целом по крайней мере с начала XIII века чаще всего новгородцы собираются «на Ярославли дворе» перед Николо-дворищенским храмом (статус собора Св. Никола получил уже в московский период).

Конкретная топография и вместимость вечевой площади до сих пор не известны. Проходившие в 1930-40 гг. археологические раскопки на Ярославовом дворище не дали определенного результата. В 1969 году В. Л. Янин вычислил методом исключения вечевую площадь на неисследованном участке перед главным (западным) входом в Николо-Дворищенским собором. Сама площадь таким образом обладала весьма малой вместимостью - в первой работе В. Л. Янин называет цифру 2000 м², в последующих трудах - 1200-1500 м² и вмещала вовсе не всенародный, а представительный состав из нескольких сот участников, коими по мнению В. Л. Янина являлись бояре.

Правда, в 1988 году В. Ф. Андреев выразил мнение о всенародном характере городских сходов и локализовал вечевую на более, как ему казалось, просторном месте, к югу от Николо-Дворищенского собора. Существует также теория о расположении вечевой площади к северу от Николо-Дворищенского собора. Однако наиболее авторитетной является концепция В. Л. Янина, которая даже попала в учебники.

Наиболее авторитетным считается мнение об аристократическом характере веча на Ярославовом Дворище во времена поздней республики (вторая половина XIV -XV века). Впрочем, вырождение общегородского вечевого органа в действительности произошло раньше. Составленный от одних «старейших» - бояр знаменитый «ряд» 1264 г. убедительно говорит о том, что воля прочих свободных новгородских сословий - «меньших» - уже в то время порой официально не учитывалась, даже исходя из их прямого участия в общенародных кончанских вечах, предваряющих общегородские вечевые собрания на «Ярославли дворе». В немецком источнике 1331 года общегородское вече носит название «300 золотых поясов». Работа веча шла под открытым небом, что предполагало гласность народного собрания . Из письменных источников, в том числе летописей , известно, что на вечевой площади стояла «степень» - трибуна для посадников и других руководителей «республики », занимавших «магистратские » посты. Площадь также была оборудована скамьями.

В основе решений веча лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих. Однако достигнуть такого согласия удавалось далеко не всегда и не сразу. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение. Например, в Новгороде в 1218 году после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно».

На вече решались самые существенные вопросы внешней и внутренней политики Новгородской земли. В том числе были случаи приглашения и изгнания князей , вопросы войны и мира, союза с другими государствами - всё это входило иногда в компетенцию веча. Вече занималось законодательством - на нём утверждена Новгородская судная грамота . Вечевые собрания - одновременно одна из (суду обычно совершал приглашённый в том числе и для этого князь) судебных инстанций Новгородской земли: изменников и лиц, совершивших другие государственные преступления , нередко судили и казнили на вече. Обычным видом казни преступников было низвержение виновного с Великого моста в Волхов . Вече распоряжалось земельными наделами, в случае если ранее земля не была передана была в отчину (см. например Наримунт). Оно выдавало грамоты на владение землёй церквям, а также боярам и князьям. На вече происходили выборы должностных лиц: архиепископов , посадников , тысяцких .

Посадники избирались на вече из представителей боярских семей. В Новгороде по реформе Онцифора Лукинича () вместо одного посадника было введено шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался «степенный» посадник. Реформой - число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода.

В Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» киевского митрополита Климента . По его просьбе Константинополь назначил нового митрополита Константина I . За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгороду автономию в церковных делах. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в сместили архиепископа Арсения.

Кроме общегородского, в Новгороде существовали кончанские и уличные вечевые собрания. Если общегородское представительное вече было по существу искусственным образованием, возникшим в результате создания межкончанской политической федерации , то низшие ступени веча генетически восходят к древним народным собраниям, и их участниками могло быть все свободное население концов и улиц.

Примечания

Литература

  • Гуреев М. В. Специфика политического сознания новгородцев. Взгляды на республику и монархию // Новгородика-2008. Вечевая республика в истории России. Материалы Международной научно-практической конференции 21-23 сентября 2008 г. Ч. 2. - Новгород: Изд-во НовГУ, 2009. - 352 с. С. 191-201.
  • Лукин П. В. «Народные собрания» у восточных славян: возможности сравнительного анализа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2004. № 3(17). С. 5-11.

См. также

Из курса школьной истории все мы знаем, что у древних русичей была форма демократического управления – вече.

Так называлось народное собрание, в ходе которого решались важные вопросы, касавшиеся жизни общины.

Слово «Вече» имеет славянское происхождение и происходит от корня вѣтъ (совет).

Как собиралось вече? Из кого оно состояло? Какие решения выносило? В каких областях Древней Руси действовало?

Прямая демократия была характерна для многих древних народов, населявших Северную Европу – прежде всего, германцев и славян. Она действовала в дофеодальный и раннефеодальный периоды, когда власть князей и королей еще не устоялась и народ (городская община, военная дружина) самостоятельно решал многие насущные вопросы. Это было возможно, поскольку люди жили небольшими группами, где многие знали друг друга и могли выдвинуть из своих рядов наиболее авторитетных, уважаемых представителей (воевод, князей) или решить проблемы путем голосования.

Как появилось вече?

В летописях не так много достоверных данных о том, как функционировало вече, поэтому историки спорят об этом. Известно, например, что людей на вече собирал специальный вечевой колокол, звон которого разносился по всей округе. Вече собирали в важные моменты – например, если нужно было выбрать князя, объявить войну, собрать средства, решить вопрос об использовании общинных земель, дорог и т.д.

В древнейшие времена, когда у славян существовал еще родоплеменной строй, общие собрания племени было высшим органом власти. С ходом времени формы управления обществом становились более развитыми, укреплялся феодализм и вече постепенно менялось, утрачивало свою силу и возможности. Вместе с тем, в Древней Руси вече играло большую роль.

Из кого состояло вече?

Вопреки распространенному мнению, вече - это не всенародное собрание, а совет, состоявший из избранных. Как правило, туда входили главы городских, сельских, племенных общин, то есть старейшины. Это были наиболее опытные, уважаемые, мудрые люди, которым народ доверял свою судьбу.


Членами вече могли быть только свободные мужчины, хотя известны и случаи женского вмешательства в политику. Ярким примером является судьба знаменитой Марфы Посадницы, возглавившей новгородское боярство в борьбе за независимость Новгорода от московских князей.

Где действовало вече?

Вече собиралось в Киеве, Новгороде, в Нижегородском княжестве, в Белгороде и многих других областях Руси. С укреплением княжеской власти вече стало ослабевать, а затем – и вовсе исчезать. Исторические документы показывают, что дольше всех вече продержалось в Новгородской республике и в Запорожской Сечи. Именно новгородское вече является тем образцом, по которому ученые судят об этом явлении в целом. Новгородская демократия просуществовала до середины 16-го столетия (когда ее разгромил Иван Грозный), поэтому сохранилось большое количество летописных источников.

Изначально новгородское вече было многочисленным собранием глав семей и родов, но постепенно становилось все более элитарным. В 14-м веке вече состояло всего из трехсот человек – главным образом, бояр. К этому времени мнение других слоев общества, занимавших более низкое положение, практически не учитывалось. Совет работал на площади, прямо под открытым небом – так обеспечивалась гласность. Решения принимались большинством голосов, споры нередко переходили в драки, зачастую, чтобы достигнуть единодушия, приходилось собираться неоднократно.

Новгородское вече обсуждало и решало множество важнейших вопросов, влиявших на жизнь общества. Это принятие законов, заключение военных и торговых союзов, объявление войны, суд над преступниками и даже казни, распределение земельных наделов, выборы должностных лиц и другие вопросы. В некоторых ситуациях, когда создавалась опасное положение, происходили раздоры и вече не могло урегулировать ситуацию, в Новгород приглашали князей извне. По истечении контракта или если приглашенный властитель не справлялся с обязанностями, вече принимало решение об его изгнании.


Окончательное исчезновение вече означало конец народного правления в Средневековой Руси. Перед крепнущим русским государством стояли новые цели, и их можно было достигнуть только с помощью сильной центральной власти. Вече осталось в истории как доказательство свободолюбия и разумного подхода к управлению, которые были свойственны нашим далеким предкам.