Описание многообразия типов характера должно быть дополнено описанием многообразия акцентуаций характера. Если характер в целом определяется нами как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно: 1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний, 2) снижение способности к социальной адаптации, 3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействиям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность). Можно выделить следующие классы акцентуаций. Астенические, включающие в себя нарушения психастенического, неврастенического и сензитивного вида. Дистимические, объединяющие нарушения гипертимного, гипотимного и циклоидного вида. Социопатические, внутри которых следует разграничивать нарушения конформного, нонконформного и параноидального вида. "Психопатические", включающие в себя варианты шизоидных, эпилептоидных и истероидных нарушений. Приведем их краткое описание.
Психастеник. Доминирующими чертами поведения являются нерешительность, тревожная мнительность в виде ожиданий неблагоприятных событий, тревога за благополучие своих близких, склонность к рассуждательству, самоанализу-самокопанию. Нерешительность проявляется в долгих и мучительных колебаниях при необходимости сделать самостоятельный выбор. Однако, когда решение принято, на первый план выступает нетерпеливость, стремление немедленно его исполнить. В качестве гиперкомпенсации нерешительности могут наблюдаться самоуверенные, безапелляционные суждения, утрированная решимость (бесшабашность). Защитой от постоянной тревоги становятся ритуальные действия, внимание к приметам. Как компенсаторное образование против тревоги перед новым, незнакомым, выступает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого провоцирует тревогу. В качестве компенсаторных образований могут выступать также склонность к тщательному планированию предстоящей деятельности, хорошая осведомленность, высокая компетентность.
Неврастеник. На первом плане психического облика находятся такие черты, как повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии, страхам, боязливость. Утомляемость быстро наступает и при умственных занятиях, и в обстановке соревнований при физических и эмоциональных напряжениях. Раздражительность проявляется внезапными аффектными вспышками, нередко возникающими по ничтожному поводу и легко сменяющимися раскаянием и слезами.
Сензитив. Прежде всего отмечаются робость и застенчивость, легко обнаруживаемые при посторонних и в незнакомой обстановке. Затруднения в общении со всеми, кроме близких, вследствие этого иногда возникает ложное впечатление о замкнутости, отгороженности от окружающих. Чрезмерные требования к себе принимают форму постоянных угрызений совести. Стремление к гиперкомпенсации принимает форму самоутверждения не в той области, где могут раскрыться способности, а там, где чувствует собственную слабость. Робкий и стеснительный может надевать личину искусственной веселости, развязности, заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасует. Часто стремится занять общественные посты, где робость компенсируется авторитетом организации, хорошо выполняет формальную часть порученных ему функций. Труднопереносимыми являются ситуации чрезмерного внимания со стороны окружающих, особенно недоброжелательность, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках.
Гипертим. Свойственны повышенная потребность в притоке жизненных впечатлений, социальном признании, фамильярность, авантюризм. Плохо переносит жесткую дисциплину, строго регламентированный контроль. В необычных ситуациях проявляет находчивость. К правилам и законам относится легкомысленно, подчас цинично. Неаккуратен, необязателен. Плохо справляется с работой, требующей усидчивости, кропотливости. Присущи завышенная самооценка и склонность строить радужные планы на будущее, которые легко забываются и сменяются новыми.
Изучение социально-психологического климата малых торговых предприятий.
Было проведено исследование социально-психологического климата по 4 выделенным торговым предприятиям (табл. 2-5).
Табл. 2. Предприятие 1.
сотрудники
Социально-психол. климат
Высокий
Средний
Низкий
Неблагопр.
1.
34
2.
38
3.
29
4.
40
5.
45
6. ...
Гарри Стек Салливан
Гарри Стек Салливан – создатель новой концепции, известной как "межличностная теория психиатрии". Ее главный принцип – в том, что касается личности, – заключается в следующем: личность – это "относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека" (1953, с. 111 ...
Выводы
Целью констатирующего эксперимента была диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для этого были подобраны методики диагностики слуховой памяти дошкольников, отобраны детей для экспериментального исследования, проведено их обследование, сформулированы выводы об исходном уровне ра...
Заказать написание уникльной работы
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ХАРАКТЕР
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, это:
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-темперамент
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-способности
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">характер
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-задатки
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">содержательной
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-динамической
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-процессуальной
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-структурной
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Одним из родоначальников современной характерологии является:
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А. Бэн
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-Т. Рибо
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-Сократ
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-Платон
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. В ;color:#000000" xml:lang="en-US" lang="en-US">XIX ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> в. идея морфо-неврологической обусловленности характера получила широкую известность благодаря:
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-физиогномики Лафатера
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">френологии Галля
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-феноменологии Гуссерля
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-детерминизму Лапласа
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны:
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-А. Адлером
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-3. Фрейдом
;color:#000000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">К. Юнгом
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-К. Роджерсом
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Природу черт характера как проявление либидозного источника 3. Фрейд интерпретировал как:
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">динамическую
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-содержательную
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-личностно-смысловую
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-мотивационно-потребностную
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">7. То, что характер должен соответствовать соматической (телесной) конституции человека, полагал:
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-Э. Фромм
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Э. Кречмер
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-В. Франкл
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-Г. Айзенк
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">8. Аккуратность, бережливость, щедрость это:
;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-черты, характеризующие отношение личности к вещам
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-черты, проявляющиеся по отношению к другим
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-система отношений человека к самому себе
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-черты, проявляющиеся в деятельности
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9. Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности:
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-к людям
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-к деятельности
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-к общественной и личной ответственности
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">к себе
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">10. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-целеустремленного
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-решительного
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-настойчивого
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">самостоятельного
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">11. Целостность по отношению к характеру является его:
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-типом
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-чертой
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">качеством
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-акцентуацией
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">12. Сила по отношению к характеру является его:
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-типом
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-чертой
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">качеством
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-акцентуацией
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">13. По У. Шелдону, замкнутость, колебание эмоций, упрямость и плохая приспосабливаемость характерны для:
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">шизотимика
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-циклотимика
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-иксотимика
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-психастеника
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">14. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым не свойственна(о):
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-повышенная ранимость
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-снижение способности к социальной адаптации
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний
;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-повышение способности к социальной адаптации
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">15. По П.Б. Ганнушкину, крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, упрямство, обидчивость, жестокость, конфликтность основные признаки:
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-циклоидов
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-шизоидов
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-психастеников
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">эпилептоидов
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">16. По П.Б. Ганнушкину, повышенная впечатлительность, возбудимость, быстрое психическое истощение, раздражительность, нерешительность свойственны для:
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">астеников
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-шизоидов
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-психастеников
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-эпилептоидов
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">17. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-отношение личности к вещам
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-отношение к другим
;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-систему отношений человека к самому себе
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-особенности протекания деятельности
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">18. Два вида психопатий в книге «Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика» описал(а):
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-Б.В. Зейгарник
;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">- ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">П.Б. Ганнушкин
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-А.Е. Личко
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-К. Леонгард
^ 12. Считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости:
а) до конца ХУШ века;
б) до середины XIX века;
в) до конца XIX века;
г) до середины XX века.
12. Характер
1. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, - это:
а) темперамент;
б) способности;
в) характер;
г) задатки.
^ 2. Характер можно считать патологическим, если он:
а) относительно стабилен во времени;
б) имеет тотальное проявление;
в) социально дезадаптирован;
г) все ответы верны.
^ 3. Акцентуации характера:
а) крайние варианты нормальных характеров;
б) своеобразные заострения характера;
в) имеют скрытую и явную форму;
г) все ответы верны.
^ 4. Детерминанты свойств характера следует искать:
а) в особенностях генотипического фона;
б) в учете средовых влияний;
в) в суммировании генотипических и средовых влияний;
г) все ответы верны.
^ 5. Представления об экстраверсии / интроверсии были разработаны:
а) А. Адлером;
б) 3. Фрейдом;
в) К. Юнгом;
г) К. Роджерсом.
6. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:
а) целеустремленного;
б) решительного;
в) настойчивого;
г) самостоятельного.
^ 7. Целостность по отношению к характеру является его:
б) чертой;
в) качеством;
г) акцентуацией.
8. К. Леонгард изучал акцентуации характера:
а) у детей младшего школьного возраста;
б) у подростков;
в) у юношей;
г) у взрослых люде
^ 13. Эмоции и воля
1. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:
а) аффектом;
б) страстью;
в) настроением;
г) чувством.
2. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией-угрозой для благополучия личности, - это:
а) аффект;
б) фрустрация;
в) настроение;
г)стресс.
^ З.Чувства человека - это:
а) эмоциональный тон процесса ощущения;
б) органическое самочувствие индивида;
в) чувствования, связанные с удовлетворением органических потребностей;
г) все ответы неверны.
^ 4. Эмоции - это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как
а) непосредственное;
б) опосредованное;
в) сознательное;
г) рациональное.
^ 5. Эмоции нельзя охарактеризовать как психические реакции, которые отношение субъекта к жизненным обстоятельствам:
а) выражают;
б) отражают;
в) представляют собой;
г) определяют.
^ 6. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути
а) экспрессивная (выразительная);
б) сигнальная;
в) регуляторная;
г) интерферирующая.
^ 7. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию (и):
а) только приспособительную;
б) только мобилизационную;
в) только приспособительную и интегративную;
г) приспособительную, мобилизационную и интегративную.
^ 8. Основанием разделения психических состояний на интеллектуальные, волевые и эмоциональные является (ются):
а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций;
б) доминирующие (ведущие) компоненты;
в) время протекания;
г) степень глубины.
^ 9. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется :
а) интересом;
б) радостью;
в) удивлением;
г) недоумением.
10. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:
а) собственной эмоцией;
б) аффектом;
в) настроением;
г) чувством.
14. Общение
1. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о другом человеке составляет суть эффекта:
а) ореола;
б) последовательности;
в) инерционности;
г) стереотипизации.
2. В том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у другого человека и другие свойства, гармонирующие с этим качеством, состоит эффект:
а) первичности;
б) ореола;
в) Пигмалиона;
г) социальной фасилитации.
^ 3. Неправильное отношение в процессе общения друг к другу относится к барьерам общения:
а) физическим;
б) социально-психологическим;
в) неправильной установки сознания;
г) организационно-психологическим.
^ 4. Другой человек рассматривается как равноправный партнер в общении, как коллега в современном поиске знаний при стиле деятельности:
в) либеральном;
г) попустительском.
^ 5. Понимание эмоционального состояния другого человека относится к умениям:
а) межличностной коммуникации;
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) группового взаимодействия.
6. Один из главных механизмов межличностного восприятия в общении, характеризующийся пониманием и интерпретацией другого человека путем отождествления себя с ним, трактуется как:
б) стереотипизация;
в) эмпатия;
г) идентификация.
^ 7. Жесты, мимика и пантомимика - это средства общения:
а) оптико-кинетические;
б) паралингвистические;
в) экстралингвистические;
г) пространственно-временные.
^ 8. Произношение, тембр, высота и громкость голоса относятся к средствам общения:
а) оптико-кинетическим;
б) паралингвистическим;
в) экстралингвистическим;
г) пространственно-временным.
9. Установки:
а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;
б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;
в) с большим трудом меняются после двадцатого года жизни.
^ 10. Социальные роли связаны с:
а) социальным положением;
б) поведением, которого ждут от человека другие члены группы;
в) фактическим поведением человека.
^ 15. Малые группы
1. Процесс эмоционального проникновения во внутренний мир другого человека, в его мысли, чувства, ожидания:
а) каузальная атрибуция;
б) социально-психологическая рефлексия;
в) эмпатия;
г) все ответы неверны.
^ 2. Межличностные механизмы восприятия:
а) ригидны;
б) консервативны;
в) имеют внеличностный характер;
г) все ответы неверны.
3. Межгрупповые механизмы восприятия:
а) тонкие;
б) гибкие;
в) индивидуализированные;
г) все ответы неверны.
^ 4. Межличностные механизмы:
а) средство обеспечения интеграции индивидуальных действий в совместной групповой деятельности;
б) обслуживает взаимодействие с другими группами;
в) все ответы верны.
^ 5. Механизм социального восприятия членами группы друг друга - это:
а) социально-психологическая рефлексия;
б) каузальная атрибуция;
в) идентификация;
г) все ответы верны.
^ 6. Процесс уподобления себя другому, отождествления себя с другими:
а) идентификация;
б) стереотипизация;
в) конформизм;
г) все ответы неверны.
^ 7. Межличностное социальное восприятие актуализируется в:
а) привычных условиях, при взаимодействии хорошо знакомых людей;
б) непривычных условиях, при контактах с малознакомыми и вовсе незнакомыми людьми;
в) все ответы неверны.
^ 8. Процесс приписывания причин, объясняющих поведение другого человека, - это:
а) физиологическая редукция;
б) каузальная атрибуция;
в) групповая идентификация;
г) все ответы верны.
^ 9. Децентрализация как механизм социального воспитания:
а) близок механизму идентификации;
б) тождественен физиогномической редукции;
в) противоположен конформности;
г) все ответы верны.
^ 10. Малая группа, мнение и оценка которой значимая для индивида, является группой:
а) членства;
б) неформальной;
в) формальной; >
г) референтной
^ 16. Предмет и этапы развития педагогики
1. Укажите правильное определение педагогики:
а) искусство, которое опирается на передовые достижения всех наук;
б) наука о закономерностях развития воспитания, разрабатывающая цели, задачи, методы, содержание воспитания;
в) наука, имеющая свой предмет и методы изучения;
г) все ответы верны.
^ 2. Ведущим фактором в развитии личности является:
а) наследственность;
б) наследственность и среда;
в) воспитание;
3. Укажите правильное определение воспитания в узком педагогическом смысле:
б) целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью подготовки ее к трудовой жизни;
в) целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, норм и правил поведения в обществе, мировоззрения.
^ 4. Предметом педагогики является:
а) процесс становления личности развивающегося человека;
б) история развития человеческого общества;
в) процесс воспитания;
г) все ответы верны.
^ 5. На исторический характер воспитания указывает изменение:
а) типов учебных заведений;
г) все ответы верны.
^ 6. Роль воспитания в жизни и развитии общества состоит:
а) в передаче общественно-исторического опыта от старшего поколения младшему;
б) в осуществлении подготовки к труду, в развитии и обучении подрастающего поколения;
в) в оказании помощи людям объединиться в борьбе за выживание, в сплачивании их в коллектив;
г) все ответы верны.
^ 7. Что определило развитие педагогики как науки?
а) процесс науки техники;
б) забота родителей о счастье детей;
в) повышение роли воспитания в общественной жизни;
г) биологический закон сохранения рода.
^ 8. Специальная педагогическая наука, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы, средства воспитания и образования детей с нарушением зрения - это:
а) тифлопедагогика;
б) олигофренопедагогика;
в) сурдопедагогика;
г) все ответы неверны.
^ 9. Кому принадлежит педагогический труд «Эмиль, или О воспитании»?
а) Ж. Ж. Руссо;
б) Р. Оуэн;
в) И.Г. Песталоцци;
г) В.А. Дистервег.
10. Педагогика как самостоятельная наука возникла:
а) в XVII веке;
б) в XVIII веке;
в) в XX веке;
г) в XVI веке.
^ 11. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой:
а) исследование человеческой природы;
б) изучение проблем образования и обучения в современном мире;
в) познание законов воспитания, вооружения педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса;
г) изучение воспитания как фактора духовного развития людей.
17. Образование
1. Образование понимается и описывается как:
а) уровень;
б) процесс;
в) система;
г) все ответы верны.
^ 2. Понятие «образование» впервые упоминается в педагогических статьях в:
а) XVI веке;
б) ХУЛ веке;
в)ХУШвеке;
г) XIX веке.
3. До середины XIX века понятие «образование» употреблялось как:
а) синоним воспитания;
б) синоним теории обучения;
в) родовое понятие по отношению к обучению;
г) видовое понятие по отношению к обучению.
^ 4. Примат средств над целью, задач образования над смыслом составляет суть парадигмы образования:
а) культурологической;
б) технократической;
в) педоцентристской;
г) социетарной.
^ 5. Принципы государственного управления обществом выступают в качестве эталона парадигмы образования:
а) культурологической;
б) технократической;
в) педоцентристской;
г) социетарной.
^ 6. Критерием выделения теоретического и прикладного образования выступают:
а) тип и качество освоения научных понятий;
б) вид доминирующего содержания образования;
в) вид и мастерство освоения человеческой деятельности;
г) тип преобладания направленности и содержания образования.
7. Модель образования, которая обеспечивает передачу-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры, называется:
а) моделью образования как государственно-ведомственной организации;
б) моделью развивающего образования;
в) традиционной моделью образования;
г) рационалистической моделью образования.
^ 8. Система образования представляет собой:
а) совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием;
б) сеть учебных заведений различного типа;
в) образовательное пространство» находящееся под централизованным управлением.
^ 18. Педагогический процесс
1. В чем заключается целостность педагогического процесса?
а) в подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности;
б) в том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой;
в) в том, что педагогический процесс не делится на составные части;
г) в том, что все процессы, образующие педагогический процесс, имеют общую методологическую основу.
^ 2. Педагогический процесс - это:
а) направленное и организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы;
б) единство социализации, воспитания и саморазвития;
в) процесс передачи знаний подрастающему поколению;
г) все ответы верны.
^ 3. Принципы целостного педагогического процесса - это:
а) система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающая его успешность;
б) условия успешного обучения;
в)требования, обеспечивающие оптимальное педагогическое взаимодействие;
г) все ответы неверны.
Узловые пункты истории учений о характере. Характер обычно определяется как целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, как "цельная индивидуальность", как особый психический механизм, обеспечивающий (реализующийся в) устойчивость направленности реагирования человека на социально значимые ситуации и обстоятельства. В качестве предмета специальной отрасли – этологии – характер выступил у английских психологов Д. Милля и А. Бэна ("Об изучении характера", 1861) и – характерологии – у немецких психологов Ю. Банзена ("Очерки характерологии", 1867) и Клагеса ("Принципы характерологии", 1910). Но и до этого тема характера занимала значительное место в работах по психологии. При этом чаще других ставилась задача классификации типов характеров. Поэтому, обратившись именно к попыткам классификации типов характеров, можно выделить те свойства – признаки, которые составляют содержание самого понятия. Отметим узловые пункты на этом пути до того времени, когда характер становится предметом специального научного исследования.
Одной из первых в истории европейской культуры работ, посвященных классификации характеров, является трактат Теофраста ("обладателя божественной речи") "Характеры". Он содержал описание 31 типа. Тип определялся на основе доминирования в характере той или иной черты; преобладание в характере льстивости дает тип льстеца, болтливости – болтуна и т.п. У Теофраста характер выступает как отпечаток (клеймо) определенных нравственных пороков среды. В XVII в. будущий член Французской академии Лабрюйер публикует исследование "Характеры или нравы нашего времени", поместив в начале своей книги "Характеры" Теофраста. В ней приведено 1120 характерологических зарисовок, распределенных по главам, соответствующих обстоятельствам, в которых проявляются эти характеры: "Город", "Двор", "Вельможи", "Государь" и т.п. Для самого автора исследование имело этико-психологический, нравоучительный и сатирический смысл. Лабрюйер указывает, что оно вскрывает первопричины пороков и слабостей, позволяет предвидеть то, что люди будут говорить и делать, учит не удивляться дурным и легкомысленным поступкам, которыми заполнена их жизнь.
В XVIII в. большое распространение получает "Физиогномика" Лафатера . Он рассматривает характер как порождение судьбы и воплощение рока, связывает его с социальным происхождением ("аристократический характер "), убежден в возможности определения типа характерапо строению и выражению лица.
В XIX в. идея морфо-неврологической обусловленности характера получила широкую известность благодаря френологии Галля . На основе многочисленных анатомических исследований и наблюдений над разными группами людей Галль пришел к выводу о том, что центры душевной жизни сосредоточены не в желудочках мозга, как тогда считалось, а локализованы в мозговых извилинах. Хотя анатомические работы Галля имели опытную основу, предложенная им классификация психических способностей явилась совершенно произвольной конструкцией.
Начиная с середины XIX в. изучение характера ведется уже с позиций эмпирической психологии. Характер понимается как совокупность элементов сознания – чувств, воли, интеллекта, а тип характера устанавливается по признаку преобладания того или другого элемента. Так, например, один из родоначальников современной характерологии А. Бэн разделил характеры на эмоциональные, волевые и интеллектуальные. В значительной степени под влиянием Бэна развил свою концепцию характера французский психолог Т. Рибо . В основание определения типов характера Рибо положил две психические функции: чувство и волю, отведя интеллекту роль лишь дополнительного фактора. Для понятия характера, по Рибо , существенны два признака: единство и устойчивость. Соответственно, Рибо делит все характеры на два класса: чувствительные и волевые. Каждый из этих классов включает в себя несколько подклассов. В классе чувствительных характеров – это кроткие , созерцательные, эмоциональные. Класс волевых характеров разделяется на два по параметру силы: посредственно активные и великие активные.
Кроме того, Рибо устанавливает третий, дополнительный класс – апатичные характеры, которые отличаются слабой активностью, слабыми чувствами, но более деятельным умом. Этот класс делится на два подкласса: чисто апатичный тип ("мало чувствительности, мало деятельности, мало ума"), второй подкласс в зависимости от направления сильно выраженного ума еще раз делится на практические и спекулятивные характеры. К смешанным типам Рибо относит апатично-активные ("расчетливые"), чувствительно-деятельные, апатично-чувственные и умеренные характеры. Из числа упомянутых "чистых" типов Рибо исключает "аморфные" и "неустойчивые" характеры. Это приобретенные характеры. В них нет ничего врожденного, они пластичны и поддаются всякому влиянию. Они являются продуктами исключительно обстоятельств, среды, воспитания, влияния людей, предметов, их окружающих. Их очень много, легион. Неустойчивые характеры – отбросы и осадки цивилизации, они не обладают единством и постоянством и потому не могут быть включены в классификацию.
Из числа отечественных исследователей проблем характера начала XX столетия назовем лишь одного – А.Ф. Лазурского. Им написана монография "Очерк науки о характерах". Характер, по Лазурскому, представляет собой совокупность основных наклонностей. Характер вместе с темпераментом образуют ядро личности. Личность в свою очередь рассматривается им как сложное функциональное единство, включающее в себя эндопсихику (врожденный, хотя и меняющийся при жизни нервно-психический компонент) и экзопсихику (приобретенный, обусловленный внешними влияниями и выражающий отношения личности компонент). <...>
Операционализация определения понятия "характер". В семантическом окружении слова "характер" выделяются две области. В рамках одной характер выступает как устойчивость и постоянство, позволяющие идентифицировать поведение, определить принадлежность его определенному субъекту. Характер – это обычай, привычный способ действия, реагирования. Характеристика – это описание, выделение отличительных качеств, достоинств и недостатков, иногда закрепленное в документе ("он представил блестящую характеристику"). Характерный – свойственный исключительно чему-либо определенному ("это для него характерно"). Охарактеризовать кого-либо или что-либо – обнаружить их характерные черты, особенности. Характер определяется как сильный, волевой, твердый, смирный, слабый, в зависимости от того, насколько черты поведения определяются внешними обстоятельствами. Внешние формы поведения определяются так же, как манеры (плохие, хорошие, странные). Если внешнее поведение не выражает внутреннюю суть, а только копирует, имитирует кого-то, то оно определяется как манерность. Если же мы подчеркиваем, что эти манеры лишены простоты и естественности, то они становятся для нас жеманством.
В рамках другой области характер определяется как направленность и указывает на устойчивость ориентации. Здесь он близок понятию "нрав". Добрый или крутой нрав – это то же, что добрый или крутой характер. Параметрами, на операционализацию которого ориентирует сформулированный нами вариант определения, правомерность которого подтверждается и историей вопроса, и практикой его общеупотребительного использования, очевидно, выступают: устойчивость/неустойчивость и направленность. Применительно к понятию характера устойчивость естественно интерпретируется как сила или толерантность по отношению к неблагоприятным внешним воздействиям, а также как независимость от внешних обстоятельств (способность их преодолевать). Среди множества аспектов направленности одним из наиболее очевидных является тот, в рамках которого она может быть оценена либо как инструментальная, либо как трансситуативная . Иначе говоря, важно дифференцировать людей в зависимости от того, реагируют ли они на наличные обстоятельства, используя их в качестве средств (инструментов) достижения поставленных целей, иногда и подменяя цели средствами, либо имеют тенденцию к игнорированию (пренебрежению) быстро меняющихся обстоятельств. Этот параметр можно обозначить так же, как ригидность/гибкость, иногда как догматизм/скептицизм (релятивизм).
Проведенный анализ склоняет к использованию в первую очередь данных экстраспективного наблюдения. Поэтому требуется задать шкалы для внешнего наблюдения и оценивания. Примерами высказываний, образующих шкалу толерантности, могут служить следующие:
1. Сохраняет спокойствие, когда все вокруг взволнованы. (Да.)
2. Не поддается на провокации. (Да.)
3. Не доверяет слухам. (Да.)
4. Стремится снискать расположение каждого.(Нет.)
5. Со всеми соглашается. (Нет.)
6. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться. (Нет.)
7. Умеет настоять на своем. (Да.)
Примерами высказываний, образующих шкалу ригидности/гибкости, могут быть следующие:
1. Склонен к формальным отношениям. (Да.)
2. Избегает споров. (Да.)
3. Легко соглашается с предложениями других членов группы. (Нет.)
4. Избегает встреч и собраний в группе. (Да.)
5. Склонен к сотрудничеству. (Нет.)
6. Дорожит мнением окружающих. (Нет.)
7. Болезненно относится к замечаниям в свой адрес со стороны других членов группы. (Да.)
Феноменология акцентуаций характера. Описание многообразия типов характера должно быть дополнено описанием многообразия акцентуаций характера. Если характер в целом определяется нами как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно: 1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний; 2) снижение способности к социальной адаптации; 3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействиям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность ).
Можно выделить следующие классы акцентуаций. Астенические, включающие в себя нарушения психастенического, неврастенического и сензитивного вида. Дистимические , объединяющие нарушения гипертимного , гипотимного и циклоидного вида. Социопатические , внутри которых следует разграничивать нарушения конформного, нонконформного и параноидального вида. "Психопатические", включающие в себя варианты шизоидных, эпилептоидных и истероидных нарушений. Приведем их краткое описание.
Психастеник. Доминирующими чертами поведения являются нерешительность, тревожная мнительность в виде ожиданий неблагоприятных событий, тревога за благополучие своих близких, склонность к рассуждательству , самоанализу-самокопанию . Нерешительность проявляется в долгих и мучительных колебаниях при необходимости сделать самостоятельный выбор. Однако когда решение принято, на первый план выступает нетерпеливость, стремление немедленно его исполнить. В качестве гиперкомпенсации нерешительности могут наблюдаться самоуверенные, безапелляционные суждения, утрированная решимость (бесшабашность). Защитой от постоянной тревоги становятся ритуальные действия, внимание к приметам. Как компенсаторное образование против тревоги перед новым, незнакомым, выступает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого провоцирует тревогу. В качестве компенсаторных образований могут выступать также склонность к тщательному планированию предстоящей деятельности, хорошая осведомленность, высокая компетентность.
Неврастеник. На первом плане психического облика находятся такие черты, как повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии, страхам, боязливость. Утомляемость быстро наступает и при умственных занятиях, и в обстановке соревнований при физических и эмоциональных напряжениях. Раздражительность проявляется внезапными аффектными вспышками, нередко возникающими по ничтожному поводу и легко сменяющимися раскаянием и слезами.
Сензитив . Прежде всего, отмечаются робость и застенчивость, легко обнаруживаемые при посторонних и в незнакомой обстановке. Затруднения в общении со всеми, кроме близких, вследствие этого иногда возникает ложное впечатление о замкнутости, отгороженности от окружающих. Чрезмерные требования к себе принимают форму постоянных угрызений совести. Стремление к гиперкомпенсации принимает форму самоутверждения не в той области, где могут раскрыться способности, а там, где чувствует собственную слабость. Робкий и стеснительный может надевать личину искусственной веселости, развязности, заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасует. Часто стремится занять общественные посты, где робость компенсируется авторитетом организации, хорошо выполняет формальную часть порученных ему функций. Труднопереносимыми являются ситуации чрезмерного внимания со стороны окружающих, особенно недоброжелательность, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках.
Гипертим . Свойственны повышенная потребность в притоке жизненных впечатлений, социальном признании, фамильярность, авантюризм. Плохо переносит жесткую дисциплину, строго регламентированный контроль. В необычных ситуациях проявляет находчивость. К правилам и законам относится легкомысленно, подчас цинично. Неаккуратен, необязателен. Плохо справляется с работой, требующей усидчивости, кропотливости. Присущи завышенная самооценка и склонность строить радужные планы на будущее, которые легко забываются и сменяются новыми .
Гипотим . Отличают постоянно пониженное настроение, повышенная тревожность, ожидание, что вот-вот должно случиться нечто неприятное. Проблески улучшения настроения сопровождаются обострением тревожности: за радость нужно платить новыми несчастьями ("смеяться – к слезам"). Часто испытывает чувство вины, неполноценности: кажется, что в чем-то виноват, что окружающие смотрят на него свысока. От трудностей впадает в отчаяние, не способен к волевому усилию. Постоянно плохое самочувствие. После сна требуется длительный период врабатывания. Свойственны двигательная вялость, заторможенность. Объективно нуждается в создании и поддержании укрепляющего (тонизирующего) режима жизнедеятельности.
Циклотим . Определяющая черта – маломотивированные резкие колебания настроения, сохраняющегося затем в течение длительного (месяцы) времени. От настроения, в котором находится циклотим в данный период, зависит все: и самочувствие, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и безрадостным, и прошлое предстает то как цепь благоприятных событий, то как сплошь состоящее из неудач и несправедливостей, и повседневное окружение кажется то злонамеренным, то благожелательным.
Конформист. Выделяется сниженной потребностью в индивидуализации, отмечается низкая инициативность, тяготение к банальному , шаблонному, общепринятому, обезличенность . Стремясь всегда соответствовать окружению, не может противостоять ему. Внутренний дискомфорт наступает, когда чем-то выделяется из привычной для него среды. Свойственна немотивированная неприязнь к тем, кто не следует общепринятым стандартам.
Нонконформист. Доминирует ярко выраженная потребность действовать вопреки установленным правилам, сочетающаяся с безволием, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения императивно поставленных извне целей. Отсутствует жизненная перспектива. Социальные связи ослаблены, заметна тяга к случайным компаниям, сулящим развлечения, легкую смену впечатлений. Влечение к праздному времяпрепровождению.
Параноид . Отличается, прежде всего, повышенной конфликтностью вследствие настойчивого стремления к внедрению нововведений. Подозрителен: воспринимает людей, не разделяющих его взглядов, как недобросовестных, недоброжелательных. Имеет место ригидность поведения. Равнодушие или нежелание принять предлагаемые им проекты еще в большей степени настраивают на достижение своей цели. Характерна сосредоточенность, фиксированность на поставленной цели, сниженная способность к пониманию других, к эмпатии .
Шизоид . На первом плане психического облика находится отчужденность от окружающих. Незаинтересованность в том, чтобы понять других и быть понятым другими. Шизоиду свойственна замкнутость, погруженность в мир внутренних переживаний и мыслей, которые нередко оторваны от повседневности и как бы противопоставлены ей. Отмечаются экстравагантность поведения, увлечений, их вычурность, которые, однако, не служат способом привлечения внимания к себе, а выражают индифферентность к окружению. Слабость интуиции и сопереживания подчеркивает впечатление холодности, черствости. Эти черты могут усиливаться в результате быстрой истощаемости интереса к межличностному взаимодействию.
Эпилептоид . Характеристический признак – периоды беспричинно тоскливого настроения, когда эпилептоид делается вспыльчивым, раздражительным, склонным к садистским реакциям. Имеют место обидчивость, груз отрицательных эмоций сохраняется долго и требует разрядки через отмщение, кроме того, заметны ограниченность, сосредоточенность на однажды выбранном круге интересов. Аккуратное, скрупулезное выполнение установленного порядка может сопровождаться раздражением, когда кто-либо этот порядок разрушает. Асимметрия в межличностных отношениях проявляется в следующем: считает своим долгом давать советы, поучать, но не терпит к себе назидательного отношения. Отмечается склонность к обстоятельным, детальным, неторопливым разъяснениям и раздражение, когда прерывают, не дают досказать, торопят. Успешно справляется с работой, требующей тщательного, пунктуального выполнения инструкций,
Истероид . Доминирующей чертой этого типа акцентуации является ненасытный эгоцентризм: жажда постоянного внимания к своей особе со стороны окружающих, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Не терпит равнодушного отношения к себе, предпочитая негодование или ненависть в свой адрес. На этой основе развивается склонность к фантазированию, через которую реализуется потребность видеть и представлять себя в необычном свете. Отсутствие глубоких, искренних, устойчивых чувств сочетается с экспрессивностью поведения, театральностью переживаний, склонностью к рисовке, позерству. Хорошо развита эмпатия . Не обладая достаточной стеничностью , способностью подчинять других, может на непродолжительное время занимать лидирующее положение в группе за счет способности выражать нарождающиеся настроения. Перед трудностями пасует, особенно если нет шансов сконцентрировать внимание на своей персоне. Психологически доминирующая черта проявляется и во внешнем облике, который весь ориентирован на привлечение внимания: ажитация, бросающиеся в глаза одежда, украшения, громкий смех, разнообразные голосовые модуляции. Социальные контакты хотя и обширны, но поверхностны и неустойчивы, поддерживаются до тех пор, пока подкрепляют эгоцентрическую ориентацию.
(Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии.
Учебное пособие.– Электронная версия –
цит . по Психология в текстах. Хрестоматия.
Учебное пособие для студентов медицинских вузов
/ Сост. и общая редакция Е.В. Осмина и Т.Ф. Кабирова
– Ижевск, 2003, С. 137-140)