В статье речь пойдёт о законных альтернативах не ходить в общеобразовательные школы вовсе! И при этом получить аттестат.
Мнение школьника:
Если в современной школе вас многое не устраивает, есть выход — семейное образование.
Семейное образование распространено в 45 странах мира и с каждым годом становится всё популярнее. В США 2,5 миллиона детей обучается дома и их число ежегодно увеличивается на 5–12%.
В России семейное обучение было нормой до середины XIX века. Воспитанием и обучением детей в дворянских и купеческих семьях занимались и гувернёры (часто - иностранные).
После революции образование попало под жёсткий контроль государства. Учиться дома разрешалось лишь детям с инвалидностью.
В 1990-е годы в законодательстве вновь появилось семейное образование . Но по-настоящему востребованным в России оно становится только сейчас. Более 100 тысяч семей ежегодно отдают предпочтение получению образования вне организации. Опыт семейного обучения уже получили более 1,5 миллиона человек.
Что такое семейное образование
В Сети внешкольную форму обучения называют по-разному: семейное образование, домашнее обучение, анскулинг, хоумскулинг. Не всегда под этими терминами подразумевается одно и то же. Поэтому давайте сначала определимся с терминологией.
Согласно статье 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в России существует две формы получения образования :
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очное, заочное или очно-заочное обучение в государственных и частных школах, лицеях, гимназиях);
- вне таких организаций.
В последнем случае выделяется две формы обучения : семейное образование и самообразование (для детей старше 15 лет).
Семейное образование - это обучение вне школы. Родители самостоятельно организуют образовательный процесс, а дети осваивают учебный план.
С англоязычных сайтов к нам пришёл и укоренился термин «домашнее обучение» (от английского homeschooling) . Суть та же, поэтому далее в статье термины «семейное / домашнее обучение» и «семейное образование» будут использоваться как равнозначные .
С чем не стоит путать семейное обучение, так это с надомным обучением, экстернатом и анскулингом . На дому учатся дети с инвалидностью, при этом де-юре они закреплены за образовательным учреждением. Просто учителя приходят домой или ведут уроки по Skype (на канцелярите это называется «с привлечением дистанционных образовательных технологий»).
Экстернат — это форма аттестации для тех, кто учится вне каких-либо учреждений , а анскулинг (от английского unschooling) — просто не ограниченное школьной программой обучение без промежуточных аттестаций.
Недостатки школьной системы:
- В обычных школах учителями мало уделяется времени отдельному ученику. Если ребёнок быстрее понимает материал, ему никто не позволит на уроке встать и уйти или читать книгу на задней парте. Он вынужден повторять то, что уже знает, так как в классе кто-то не понимает материал. У него падает мотивация, и он постепенно становится «середнячком», чтобы не выделяться. Учёба хороша, если в классе 4–5 учеников и по всем предметам высококлассные учителя, если есть возможность заниматься в своём темпе, задавать вопросы. Но, чтобы обеспечить местом в такой школе каждого ребёнка, стране потребовалось бы 3,5 миллиона учителей по каждому предмету. Это, конечно, невозможно.
- Обратная ситуация: класс идёт по программе, а ребёнок не успевает на уроке записывать за учителем, медленнее понимает предмет, переспрашивает. Появляется всё больше и больше пробелов в предметах.
- Отличного отношения преподавателя к вам будет зависеть ваша успеваемость и любовь к предмету в целом.
- Вас постоянно оценивают как вещь.
- Вас принуждают обучаться, даже если ваше предназначение никак не связано с этим предметом. Это ведёт к лени, апатии и психологическим проблемам в будущем.
- Вы обязаны находится в окружении людей, которые вам не близки по духу и иногда становиться жертвой насилия и издевательств.
- Сплошная ложь. Аттестаты и дипломы никому не нужны. Морально и физически устаревшие программы и книги.
- В вас закладывают стереотипы и программы, которые выгодны только вашему государству и строю.
- Низкий КПД обучения. Хуже урочной классной системы нет ничего.
- Вам не дают решать задачи своим оригинальным способом.
- Из вас делают рабов.
Почему родители выбирают семейное обучение
В соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в нашей стране является обязательным.
То же закреплено в статье 44 Федерального закона «Об образовании».
Дать образование, а также «заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребёнка» обязаны родители. Не государство, не школа - родители. Именно поэтому по закону они имеют право выбрать форму получения образования и форму обучения.
Семейное образование, как правило, выбирают по следующим причинам:
- Неприятие государственной системы образования. Многие родители убеждены, что общеобразовательная программа не даёт детям реальных знаний, отупляет их и душит творческое начало. Они считают, что школа погрязла в бюрократии и коррупции, и забирают оттуда детей из-за поборов и конфликтов с директором, завучем или учителями.
- Особенности ребёнка. Некоторые дети просто несовместимы со школой. Они не могут сидеть от звонка до звонка на уроках. Делают задания слишком быстро или, наоборот, слишком медленно. Им скучно с учителями и одноклассниками. Семейное обучение позволяет подстраивать учебную программу и заниматься в удобном темпе с комфортной нагрузкой.
- Проблемы со здоровьем. Надомное обучение при школе возможно только в том случае, если ребёнок признан медико-социальной экспертизой инвалидом. Если у него просто слабое здоровье, он часто болеет и пропускает школу, ему подойдёт семейное обучение.
- Потребности семьи. Жизнь у всех складывается по-разному, и семейное обучение часто не прихоть, а необходимость. Например, если семья живёт за границей, но планирует вернуться на родину или просто хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат, или если папа военный и семья часто переезжает.
- Профессиональные занятия спортом или музыкой. Когда по 5–8 часов проводишь на корте или у рояля, когда каждый месяц сборы или гастроли, нет времени ходить в школу. Детям, профессионально занимающимся спортом или музыкой, семейное обучение позволяет получать качественные знания «без отрыва от производства».
- Религиозные взгляды. Школа - заведение светское, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Родители, живущие по религиозным нормам, отдают предпочтение семейному обучению.
Какие плюсы школьной системы?
- Из большинства получится стадо, которое будет просто плыть. Которое будет добывать ресурсы, РАБотать и не задавать лишних вопросов и не стремиться изменить что-то.
- Это дёшево. Даже бесплатно. Ваше обучение оплачивает государство.
- Не нужно напрягаться и думать самому. Ни вашим родителям ни вам.
«Если бы министром был я»
Алексей Рощин, социальный психолог, консультант, политтехнолог
Принято считать, что все беды российского образования – из-за гнусного Минобра с дураками-министрами, дурацкого ЕГЭ, постоянного недофинансирования, активизировавшегося мракобесия, нищих учителей и т.п., словом – из-за власти. Такой взгляд по-своему оптимистичен, поскольку позволяет думать: ну да, сейчас всё плохо со школой, становится еще хуже – но стоит сменить власть, отменить ЕГЭ, прогнать попов – и о-го-го, сразу же дело пойдет на поправку!
Я же думаю, что проблема глубже. И мне кажется, что со мной согласятся многие практики-учителя.
Школа у нас больна, но главная ее проблема внутри нее. Она проявляется в нерешенном, нерешаемом и, что хуже всего, всячески замалчиваемом вопросе: «Что делать с теми, кто учиться не хочет?» Этот вопрос – как крыса, сдохшая где-то под половицей в школьном классе: какие пособия и смарт-доски ни закупай, как класс ни отдраивай, сколько учителю ни плати – а все равно работать и учиться с каждым днем всё невыносимей.
Давайте хотя бы этот вопрос поставим. В самом деле: законодательство гарантирует всем гражданам РФ всеобщее бесплатное среднее образование. Но учеба у нас – это ведь не только право; это еще и обязанность! То есть хочешь не хочешь, а «аттестат зрелости» ты, гражданин, получить обязан, в школе свои учебные часы, будь добр, отсиди!
Вот тут и возникает Проблема. Одни учиться хотят и могут, другие – не могут, но все равно хотят, третьи – не хотят, хотя и могут, а четвертые – если и могут, то при очень большом желании (которого у них, как правило, нет). Вопрос – что делать школе с последними двумя категориями? Давайте поставим себя на место учителей и директоров школ. Подумаем вместе.
Выгнать к чертовой матери? Нельзя. У них ведь есть ПРАВО учиться! Закрепленное, между прочим, Конституцией.
Тогда что – понаставить двоек? Во-первых, с определенного возраста такого рода «ученикам» становится наплевать на оценки, а во-вторых – какой смысл? См. п.1 – выгнать-то из школы все равно нельзя. И есть ведь не особо афишируемое «в-третьих» – учитель, ставящий двойки, тем самым оценивает на «неудовлетворительно» свой собственный труд – в глазах проверяющих. Спрашивается – на кой черт учителю такой мазохизм?
А что еще – вызвать родителей? Так у родителей куча отмазок: они и «заняты», и им «некогда», и они «не знают, как повлиять на оболтуса», и, наконец, «вы – школа, это ваша обязанность, а не наша!»
Впрочем, тут мы взяли крайний случай откровенного раздолбая, который учиться не хочет вовсе (кстати, вариант не такой уж редкий). Однако в последнее ведь время получил крайнее распространение другой «подвид» ученика – «раздолбай выборочный». Сейчас ведь в школах огромное количество учеников, которые себе (явно многие не без влияния родителей) чуть ли не класса с пятого придумывают «специализацию» – типа «тут учусь, тут не учусь».
Детишки нынче чуть не с пеленок уже «точно знают», какого рода знания им «понадобятся в жизни», а какие – нет, никогда. Каждый, уверен, много раз слышал от разных юных чад фразы – «ой, математика мне в жизни никогда не понадобится, я буду гуманитарий», «ой, биология мне не нужна», «зачем мне химия», «нафига этот русский и все эти правила, за меня все равно запятые компьютер расставит» и т.д. и т.п.
Опять же вопрос – что делать с этим учителю той же самой химии, к примеру? Если в КАЖДОМ классе есть несколько раздолбаев, которые учиться не хотят ничему в принципе, а также еще минимум полкласса как бы «нормальных учеников», но которые свято уверены, что именно химия (русский, математика, биология и все что угодно) им В ЖИЗНИ НЕ ПРИГОДИТСЯ??
Давайте мысленно поставим себя на место такого учителя. Какие, собственно, у него есть средства воздействия?
Да никаких, откровенно говоря.
Конечно, прирожденный Макаренко где-то сможет петь соловьем и порхать шмелем у доски с такой страшной силой, что последние хулиганы и раздолбаи станут, высунув от восторга языки, ставить химические опыты. Безусловно, уникумы есть везде, и педагогические гении никуда не делись.
Однако госполитика не может строиться в расчете на гениев. Гении потому и гении, что их – один на миллион. Спрашивается, как быть учителям средним, просто – всего лишь закончившим с неплохими оценками какой-нибудь пед? Им-то что делать?
Проблема ведь отнюдь не только в том, что учитель оказывается не в силах передать необходимые знания по той же химии немотивированному ученику; проблема – и, может быть, еще более острая – в том, что ученики, НЕ ЖЕЛАЮЩИЕ УЧИТЬСЯ, не дают получить знания тем, кто этого действительно хочет! Немотивированному ученику на уроке банально скучно, и он от нечего делать начинает развлекаться.
Оттого сейчас во многих классах на уроках стоит несмолкаемый гул. Часть класса – меньшая – пытается что-то делать, отвечать на вопросы преподавателя; остальные – большая часть – разговаривают, плюются, играют с телефоном, ходят по классу и т.д.
В этом обычно видят вину «современных учителей». Однако в чем их винить-то? Какие у них есть средства воздействия на нарушителей? Чем старше классы – тем, как правило, неуправляемее они становятся. И это, судя по всему, объективный процесс. Чем больше будет в нашем обществе свободы, тем меньше средств принуждения, тем менее «пугаными» становятся ученики.
Это РЕАЛЬНОСТЬ, господа. Нравится она нам или нет, но нынешняя школа именно такая, а где нет – она скоро станет такой.
Теперь давайте посмотрим на эту ПРОБЛЕМУ глазами Минобра. Да-да – сыграем в игру «Если бы министром был я». Как реагировать? Как достать дохлую крысу из подполья?
Лично мне тоже активно не нравятся все эти новации министерства с новыми «Стандартами образования». Мне не нравится, что в старших классах делают обязательной чуть ли не одну физкультуру, а практически все прочие предметы переводят в разряд факультативных, то есть «хочешь – учи, хочешь – не учи».
Следующий шаг Минобра – а он почти сделан – тоже понятен: сделать все эти «факультативы» – то есть физику, химию, биологию, литературу и прочие предметы – платными. Выглядит и звучит гнусно, да. Но логика понятна: разгрузить школьный класс от «немотивированных» учеников. От балласта, который болтает с соседом и играет в игры, потому что «химия не понадобится в жизни».
Мне это всё не нравится, но я понимаю их логику. Я вижу, что все эти министры-фурсенки всё ж не инфернальные монстры, которые действуют исключительно из соображений русофобии и скорейшего изничтожения русского народа. Ребята решают задачу – так, как они видят решение. Возможно, они действительно считают, что лучшего решения просто нет.
И оттого критика, которую ведет в их адрес «Эксперт» и особенно уважаемый мною Привалов, мне все ж представляется не до конца убедительной. Привалов ссылается на опыт продвинутых школ и суперлицеев. Да, конечно, им «послабления» образовательного стандарта ни к чему, только мешают. Но ведь в гимназиях-то как раз и преподают макаренки! Но ведь туда и стремятся отовсюду именно МОТИВИРОВАННЫЕ ученики, которые ХОТЯТ учиться!
А как быть с остальными? С простыми школами и обычными учениками?
Если мы хотим действительно остановить деградацию нашего образования – нам надо дать четкий ответ на вопрос: что делать с немотивированными учениками. Если мы считаем, что наши дети – все дети! – должны все-таки знать химию, физику и литературу, давайте найдем ответ на вопрос:
КАК И С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ШКОЛА ЗАСТАВИТ ИХ УЧИТЬСЯ.
Вариантов-то несколько:
а) отменить всеобщее образование;
б) возродить в школе телесные наказания (скажем, розги);
в) активнее привлекать к процессу полицию (скажем, поддерживать порядок в классе);
г) обрушивать всю тяжесть «неудов» на родителей (скажем, за каждую «двойку» у папы вычитается 10 тыс. из зарплаты.
Что еще? Давайте подумаем.
Школьные нагрузки растут, порой лишая ребенка счастливого детства. Особенно устают дети первого и выпускного класса. Первоклассники, потому что им приходится адаптироваться к новой среде и менять привычный образ жизни, у выпускников увеличиваются нагрузки перед выпускными экзаменами и предстоящим поступлением в институт.
Повседневная усталость
Следить за состоянием ребенка нужно каждый день, ежедневно проверяя его нагрузки и оберегая его от переутомления. Там самым вы сохраните его здоровье к концу учебного года и в дальнейшем избежите более серьезных проблем. Помните, что в течение дня необходимо чередовать умственные занятия, физические упражнения и отдых. Поэтому, первое, что нужно сделать – это составить для ребенка оптимальный режим дня.
Запомните: ребенку после школы не следует сразу садиться за уроки. Дайте ему обязательно отдохнуть, и лучшим отдыхом будет даже небольшая прогулка на свежем воздухе. Психологи считают, что наиболее подходящее время для домашних уроков – после 16 часов. Кроме того, время приготовление домашнего задания не должно затягиваться до позднего вечера.
В течение дня ребенку необходима двигательная активность . Ребенок должен бегать и прыгать, играть в футбол и кататься на велосипеде. Специалисты говорят о том, что подростку в возрасте 11- 15 лет необходимо ежедневно совершать активные действия, эквивалентные пешему походу в 7 километров.
Научите его делать перерывы в работе и полностью расслабляться на эти 15- 20 минут.
Ребенок должен делать уроки в тишине, снижайте шумовой фон вокруг него постоянно. Не кричите, не раздражайтесь на него, даже если он принес из школы плохую отметку. Лучше попробуйте вместе в спокойной обстановке разобрать его ошибки.
В рационе вашего ребенка должны присутствовать разнообразные фрукты и овощи, витамины , рыба, лучше всего морская. Кроме того, он должен выпивать в день два-два с половиной литра жидкости в день, пусть это будут полезные соки или витаминный чай. Давайте ребенку в школу бутылку минеральной воды без газа.
К концу учебного года у ребенка, несмотря на зимние и весенние каникулы накапливается переутомление и усталость. Постоянно следите за его настроением и состоянием, не дожидаясь тревожных симптомов. Обычные признаки переутомления – плохое настроение, раздражительность, головные боли, синяки под глазами, вялость и апатия, потеря интереса к бывшим увлечениям. Все это должно стать для вас тревожным сигналом. Не доводите дело до развития различных заболеваний: гастрита, невроза, формирования невротических реакций.
Что делать родителям в случае очевидной усталости у ребенка? К ежедневному рациону ребенка стоит добавить поливитаминные комплексы, свежевыжатые соки, зеленый чай, настой шиповника. Увеличьте время прогулок. Ежедневно ребенок должен проводить два-три часа на свежем воздухе и хорошо высыпаться.
Младшие школьники должны спать не менее 9–10 часов в день, старшеклассники – не менее 8 часов. Отправьтесь в выходные за город, совершите несложный увлекательный пеший поход.
Ограничивайте время, проведенное ребенком за компьютером и телевизором, или на время, вовсе не включайте его. Постарайтесь разнообразить его досуг. Читайте вместе с ним книги о природе, растениях и животных, ходите в музее, выставки и театры. Пусть его жизнь будет интересной и насыщенной.
Когда усталость непреодолима, ничего страшного, если он пропустит несколько дней учебы. Пусть он подольше поспит в эти дни, погуляет в парке, поиграет на спортивной площадке. Вкусно и полезно накормите его, проведите вечер в интересной беседе.
Постоянные переживания из-за посещения школы - это палка двух концах. С одной стороны, это хорошо, что вы так добросовестно относитесь к учебе и переживаете об оценках, но постоянная тревога является отрицательным фактором для физического и психического здоровья. Есть способы, которые помогут справиться с этой проблемой.
Шаги
Определите вашу проблему. Когда вы начинаете беспокоиться о школе, определите, что или кто именно приводит вас в такое состояние - педагоги, сверстники, успеваемость в школе или домашние задания.
Будьте открытым. После определения основной проблемы обсудите ее с преподавателем. Скажите ему об этой проблеме и поделитесь возможными способами ее решения, которые вы подумали. Возможно, преподаватель чем-то поможет или предложит свои варианты. Если ваша проблема - это успеваемость, то учитель, как правило, постарается найти время, чтобы провести его со своими учениками и подтянуть их в каком-либо предмете, или же даст дополнительные задания на дом.
Взгляните на светлую сторону проблемы. Если вы определились с проблемой, попытайтесь решить ее в одиночку, а если не получается, подумайте над ней с другом.
Найдите человека, которому вы доверяете. Если проблема в другом ученике, поговорите с человеком, которому вы доверяете, он может вам помочь. Вместе вы сможете обсудить способы решение данной проблемы, и выбрать наилучший план действий.
Теперь отойдем от обучения в школе. Время вне школы стоит тратить на домашнее задание и исследования. Важно выделять определенное количество времени каждый день на учебу вне школы – это хоть и сделает вашу работу более рутинной, но в то же время, вам будет проще привыкнуть. Если домашнего задания нет, займитесь полезным: поищите в Интернете информацию по тем предметам, которые вы изучаете. Это не так утомительно, как выполнение домашнего задания, но это еще и поможет лучше понимать предмет.
Будьте организованны. Одним из главных факторов в поддержании дисциплины при выполнении домашнего задания - это самоорганизация. Для этого крайне важно иметь план действий, что, когда и как вы будете делать. Для этого можно приобрести планировщик и несколько папок - по одной для каждого предмета, плюс одна дополнительная. Как только вам задали домашнее задание, его сразу же (не позже! не ждите!) надо записать в ежедневник. Можно писать сокращенно, но только так, чтобы вы потом могли разобрать задание. Если учитель дает какие-либо конкретные указания, обязательно запишите их. Сложите все бумаги по определенному предмету в одну папку (кстати, тут можно прибегнуть к цветовому кодированию – это очень удобно). Положите все материалы, над которыми нужно поработать, в отдельную, свободную папку – задания, которые следует выполнить, отдельно, а готовые работы - отдельно. Когда придет время сдавать домашнее задание, вы будете знать, где оно находится, и будете уверены в том, что оно выполнено.
- Вместо того, чтобы думать о плохих вещах, попробуйте держать в голове только позитивные мысли. Вы обнаружите, что это не так и сложно.
- Крайне важно не отставать в каком-либо предмете. Если это произойдет, вам будет крайне тяжело наверстать упущенное - вы постоянно будете позади.
- Самое главное, сохраняйте спокойствие!
- Учителя на самом деле очень хотят помочь вам – они не хотят видеть ваши неудачи (которые, в свою очередь, также влияют на их успешность как учителей). Поэтому, если вы готовы приложить усилия, они будут только рады дать вам совет и помочь.
- Вознаграждайте себя за хорошо проделанную работу! Это даст вам мотивацию для дальнейшей работы.
- Если у вас 8 уроков подряд, то просто примите это как должное. Не воспринимайте это слишком пессимистично, взгляните на светлые стороны! Вы будете видеть друзей на переменках, в столовой и после уроков, это будет вам помогать!
- Если вам тяжело, просто постарайтесь сбавить обороты и отдохнуть, разобраться в том, что именно вы должны делать и что требует вашего внимания в первую очередь. Если вы чувствуете, что заданий у вас так много, что вы просто не можете их все сделать, не поддавайтесь панике, успокойтесь и подойдите к этой проблеме с холодным умом. У вас не должно быть никаких причин бояться идти в школу из-за домашнего задания, плохих учителей/ одноклассников. Это не должно повредить вам в долгосрочной перспективе. Не переживайте и наслаждайтесь школьными годами.
Предупреждения
- Если вы ищите информацию по школьным предметам в Интернете, обязательно проверьте, являются ли используемые вами источники достоверными. Помните, что блоги и аналогичные электронные страницы может написать любой человек, и не факт, что он действительно знает этот предмет. Поэтому лучшим выходом будет поискать подобную информацию на нескольких сайтах. Если найденная вами информация есть на других электронных ресурсах, значит она наверняка правдивая.
- Если вы продолжаете испытывать хроническое беспокойство, идите к врачу. Такое состояние может быть не связано со школой - химический дисбаланс в головном мозге может привести к эскалации общих проблем. Врач поможет определить причину такого состояния и назначить лечение.
- Не пытайтесь решить основную проблему самостоятельно. Многие взрослые или учителя будут рады помочь вам и поделиться своим опытом.