Как избавиться от школы навсегда. Как избавиться от недостатков школьного образования и системы

В статье речь пойдёт о законных альтернативах не ходить в общеобразовательные школы вовсе! И при этом получить аттестат.

Мнение школьника:

Если в современной школе вас многое не устраивает, есть выход — семейное образование.

Семейное образование распространено в 45 странах мира и с каждым годом становится всё популярнее. В США 2,5 миллиона детей обучается дома и их число ежегодно увеличивается на 5–12%.

В России семейное обучение было нормой до середины XIX века. Воспитанием и обучением детей в дворянских и купеческих семьях занимались и гувернёры (часто - иностранные).

После революции образование попало под жёсткий контроль государства. Учиться дома разрешалось лишь детям с инвалидностью.

В 1990-е годы в законодательстве вновь появилось семейное образование . Но по-настоящему востребованным в России оно становится только сейчас. Более 100 тысяч семей ежегодно отдают предпочтение получению образования вне организации. Опыт семейного обучения уже получили более 1,5 миллиона человек.

Что такое семейное образование

В Сети внешкольную форму обучения называют по-разному: семейное образование, домашнее обучение, анскулинг, хоумскулинг. Не всегда под этими терминами подразумевается одно и то же. Поэтому давайте сначала определимся с терминологией.

Согласно статье 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в России существует две формы получения образования :

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очное, заочное или очно-заочное обучение в государственных и частных школах, лицеях, гимназиях);
  • вне таких организаций.

В последнем случае выделяется две формы обучения : семейное образование и самообразование (для детей старше 15 лет).

Семейное образование - это обучение вне школы. Родители самостоятельно организуют образовательный процесс, а дети осваивают учебный план.

С англоязычных сайтов к нам пришёл и укоренился термин «домашнее обучение» (от английского homeschooling) . Суть та же, поэтому далее в статье термины «семейное / домашнее обучение» и «семейное образование» будут использоваться как равнозначные .

С чем не стоит путать семейное обучение, так это с надомным обучением, экстернатом и анскулингом . На дому учатся дети с инвалидностью, при этом де-юре они закреплены за образовательным учреждением. Просто учителя приходят домой или ведут уроки по Skype (на канцелярите это называется «с привлечением дистанционных образовательных технологий»).

Экстернат — это форма аттестации для тех, кто учится вне каких-либо учреждений , а анскулинг (от английского unschooling) — просто не ограниченное школьной программой обучение без промежуточных аттестаций.


Недостатки школьной системы:

  • В обычных школах учителями мало уделяется времени отдельному ученику. Если ребёнок быстрее понимает материал, ему никто не позволит на уроке встать и уйти или читать книгу на задней парте. Он вынужден повторять то, что уже знает, так как в классе кто-то не понимает материал. У него падает мотивация, и он постепенно становится «середнячком», чтобы не выделяться. Учёба хороша, если в классе 4–5 учеников и по всем предметам высококлассные учителя, если есть возможность заниматься в своём темпе, задавать вопросы. Но, чтобы обеспечить местом в такой школе каждого ребёнка, стране потребовалось бы 3,5 миллиона учителей по каждому предмету. Это, конечно, невозможно.
  • Обратная ситуация: класс идёт по программе, а ребёнок не успевает на уроке записывать за учителем, медленнее понимает предмет, переспрашивает. Появляется всё больше и больше пробелов в предметах.
  • Отличного отношения преподавателя к вам будет зависеть ваша успеваемость и любовь к предмету в целом.
  • Вас постоянно оценивают как вещь.
  • Вас принуждают обучаться, даже если ваше предназначение никак не связано с этим предметом. Это ведёт к лени, апатии и психологическим проблемам в будущем.
  • Вы обязаны находится в окружении людей, которые вам не близки по духу и иногда становиться жертвой насилия и издевательств.
  • Сплошная ложь. Аттестаты и дипломы никому не нужны. Морально и физически устаревшие программы и книги.
  • В вас закладывают стереотипы и программы, которые выгодны только вашему государству и строю.
  • Низкий КПД обучения. Хуже урочной классной системы нет ничего.
  • Вам не дают решать задачи своим оригинальным способом.
  • Из вас делают рабов.


Почему родители выбирают семейное обучение

В соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в нашей стране является обязательным.

То же закреплено в статье 44 Федерального закона «Об образовании».

Дать образование, а также «заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребёнка» обязаны родители. Не государство, не школа - родители. Именно поэтому по закону они имеют право выбрать форму получения образования и форму обучения.

Семейное образование, как правило, выбирают по следующим причинам:

  1. Неприятие государственной системы образования. Многие родители убеждены, что общеобразовательная программа не даёт детям реальных знаний, отупляет их и душит творческое начало. Они считают, что школа погрязла в бюрократии и коррупции, и забирают оттуда детей из-за поборов и конфликтов с директором, завучем или учителями.
  2. Особенности ребёнка. Некоторые дети просто несовместимы со школой. Они не могут сидеть от звонка до звонка на уроках. Делают задания слишком быстро или, наоборот, слишком медленно. Им скучно с учителями и одноклассниками. Семейное обучение позволяет подстраивать учебную программу и заниматься в удобном темпе с комфортной нагрузкой.
  3. Проблемы со здоровьем. Надомное обучение при школе возможно только в том случае, если ребёнок признан медико-социальной экспертизой инвалидом. Если у него просто слабое здоровье, он часто болеет и пропускает школу, ему подойдёт семейное обучение.
  4. Потребности семьи. Жизнь у всех складывается по-разному, и семейное обучение часто не прихоть, а необходимость. Например, если семья живёт за границей, но планирует вернуться на родину или просто хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат, или если папа военный и семья часто переезжает.
  5. Профессиональные занятия спортом или музыкой. Когда по 5–8 часов проводишь на корте или у рояля, когда каждый месяц сборы или гастроли, нет времени ходить в школу. Детям, профессионально занимающимся спортом или музыкой, семейное обучение позволяет получать качественные знания «без отрыва от производства».
  6. Религиозные взгляды. Школа - заведение светское, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Родители, живущие по религиозным нормам, отдают предпочтение семейному обучению.

Какие плюсы школьной системы?

  • Из большинства получится стадо, которое будет просто плыть. Которое будет добывать ресурсы, РАБотать и не задавать лишних вопросов и не стремиться изменить что-то.
  • Это дёшево. Даже бесплатно. Ваше обучение оплачивает государство.
  • Не нужно напрягаться и думать самому. Ни вашим родителям ни вам.

«Если бы министром был я»

Алексей Рощин, социальный психолог, консультант, политтехнолог

Принято считать, что все беды российского образования – из-за гнусного Минобра с дураками-министрами, дурацкого ЕГЭ, постоянного недофинансирования, активизировавшегося мракобесия, нищих учителей и т.п., словом – из-за власти. Такой взгляд по-своему оптимистичен, поскольку позволяет думать: ну да, сейчас всё плохо со школой, становится еще хуже – но стоит сменить власть, отменить ЕГЭ, прогнать попов – и о-го-го, сразу же дело пойдет на поправку!

Я же думаю, что проблема глубже. И мне кажется, что со мной согласятся многие практики-учителя.

Школа у нас больна, но главная ее проблема внутри нее. Она проявляется в нерешенном, нерешаемом и, что хуже всего, всячески замалчиваемом вопросе: «Что делать с теми, кто учиться не хочет?» Этот вопрос – как крыса, сдохшая где-то под половицей в школьном классе: какие пособия и смарт-доски ни закупай, как класс ни отдраивай, сколько учителю ни плати – а все равно работать и учиться с каждым днем всё невыносимей.

Давайте хотя бы этот вопрос поставим. В самом деле: законодательство гарантирует всем гражданам РФ всеобщее бесплатное среднее образование. Но учеба у нас – это ведь не только право; это еще и обязанность! То есть хочешь не хочешь, а «аттестат зрелости» ты, гражданин, получить обязан, в школе свои учебные часы, будь добр, отсиди!

Вот тут и возникает Проблема. Одни учиться хотят и могут, другие – не могут, но все равно хотят, третьи – не хотят, хотя и могут, а четвертые – если и могут, то при очень большом желании (которого у них, как правило, нет). Вопрос – что делать школе с последними двумя категориями? Давайте поставим себя на место учителей и директоров школ. Подумаем вместе.

Выгнать к чертовой матери? Нельзя. У них ведь есть ПРАВО учиться! Закрепленное, между прочим, Конституцией.

Тогда что – понаставить двоек? Во-первых, с определенного возраста такого рода «ученикам» становится наплевать на оценки, а во-вторых – какой смысл? См. п.1 – выгнать-то из школы все равно нельзя. И есть ведь не особо афишируемое «в-третьих» – учитель, ставящий двойки, тем самым оценивает на «неудовлетворительно» свой собственный труд – в глазах проверяющих. Спрашивается – на кой черт учителю такой мазохизм?

А что еще – вызвать родителей? Так у родителей куча отмазок: они и «заняты», и им «некогда», и они «не знают, как повлиять на оболтуса», и, наконец, «вы – школа, это ваша обязанность, а не наша!»

Впрочем, тут мы взяли крайний случай откровенного раздолбая, который учиться не хочет вовсе (кстати, вариант не такой уж редкий). Однако в последнее ведь время получил крайнее распространение другой «подвид» ученика – «раздолбай выборочный». Сейчас ведь в школах огромное количество учеников, которые себе (явно многие не без влияния родителей) чуть ли не класса с пятого придумывают «специализацию» – типа «тут учусь, тут не учусь».

Детишки нынче чуть не с пеленок уже «точно знают», какого рода знания им «понадобятся в жизни», а какие – нет, никогда. Каждый, уверен, много раз слышал от разных юных чад фразы – «ой, математика мне в жизни никогда не понадобится, я буду гуманитарий», «ой, биология мне не нужна», «зачем мне химия», «нафига этот русский и все эти правила, за меня все равно запятые компьютер расставит» и т.д. и т.п.

Опять же вопрос – что делать с этим учителю той же самой химии, к примеру? Если в КАЖДОМ классе есть несколько раздолбаев, которые учиться не хотят ничему в принципе, а также еще минимум полкласса как бы «нормальных учеников», но которые свято уверены, что именно химия (русский, математика, биология и все что угодно) им В ЖИЗНИ НЕ ПРИГОДИТСЯ??

Давайте мысленно поставим себя на место такого учителя. Какие, собственно, у него есть средства воздействия?

Да никаких, откровенно говоря.

Конечно, прирожденный Макаренко где-то сможет петь соловьем и порхать шмелем у доски с такой страшной силой, что последние хулиганы и раздолбаи станут, высунув от восторга языки, ставить химические опыты. Безусловно, уникумы есть везде, и педагогические гении никуда не делись.

Однако госполитика не может строиться в расчете на гениев. Гении потому и гении, что их – один на миллион. Спрашивается, как быть учителям средним, просто – всего лишь закончившим с неплохими оценками какой-нибудь пед? Им-то что делать?

Проблема ведь отнюдь не только в том, что учитель оказывается не в силах передать необходимые знания по той же химии немотивированному ученику; проблема – и, может быть, еще более острая – в том, что ученики, НЕ ЖЕЛАЮЩИЕ УЧИТЬСЯ, не дают получить знания тем, кто этого действительно хочет! Немотивированному ученику на уроке банально скучно, и он от нечего делать начинает развлекаться.

Оттого сейчас во многих классах на уроках стоит несмолкаемый гул. Часть класса – меньшая – пытается что-то делать, отвечать на вопросы преподавателя; остальные – большая часть – разговаривают, плюются, играют с телефоном, ходят по классу и т.д.

В этом обычно видят вину «современных учителей». Однако в чем их винить-то? Какие у них есть средства воздействия на нарушителей? Чем старше классы – тем, как правило, неуправляемее они становятся. И это, судя по всему, объективный процесс. Чем больше будет в нашем обществе свободы, тем меньше средств принуждения, тем менее «пугаными» становятся ученики.

Это РЕАЛЬНОСТЬ, господа. Нравится она нам или нет, но нынешняя школа именно такая, а где нет – она скоро станет такой.

Теперь давайте посмотрим на эту ПРОБЛЕМУ глазами Минобра. Да-да – сыграем в игру «Если бы министром был я». Как реагировать? Как достать дохлую крысу из подполья?

Лично мне тоже активно не нравятся все эти новации министерства с новыми «Стандартами образования». Мне не нравится, что в старших классах делают обязательной чуть ли не одну физкультуру, а практически все прочие предметы переводят в разряд факультативных, то есть «хочешь – учи, хочешь – не учи».

Следующий шаг Минобра – а он почти сделан – тоже понятен: сделать все эти «факультативы» – то есть физику, химию, биологию, литературу и прочие предметы – платными. Выглядит и звучит гнусно, да. Но логика понятна: разгрузить школьный класс от «немотивированных» учеников. От балласта, который болтает с соседом и играет в игры, потому что «химия не понадобится в жизни».

Мне это всё не нравится, но я понимаю их логику. Я вижу, что все эти министры-фурсенки всё ж не инфернальные монстры, которые действуют исключительно из соображений русофобии и скорейшего изничтожения русского народа. Ребята решают задачу – так, как они видят решение. Возможно, они действительно считают, что лучшего решения просто нет.

И оттого критика, которую ведет в их адрес «Эксперт» и особенно уважаемый мною Привалов, мне все ж представляется не до конца убедительной. Привалов ссылается на опыт продвинутых школ и суперлицеев. Да, конечно, им «послабления» образовательного стандарта ни к чему, только мешают. Но ведь в гимназиях-то как раз и преподают макаренки! Но ведь туда и стремятся отовсюду именно МОТИВИРОВАННЫЕ ученики, которые ХОТЯТ учиться!

А как быть с остальными? С простыми школами и обычными учениками?

Если мы хотим действительно остановить деградацию нашего образования – нам надо дать четкий ответ на вопрос: что делать с немотивированными учениками. Если мы считаем, что наши дети – все дети! – должны все-таки знать химию, физику и литературу, давайте найдем ответ на вопрос:

КАК И С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ШКОЛА ЗАСТАВИТ ИХ УЧИТЬСЯ.

Вариантов-то несколько:

а) отменить всеобщее образование;

б) возродить в школе телесные наказания (скажем, розги);

в) активнее привлекать к процессу полицию (скажем, поддерживать порядок в классе);

г) обрушивать всю тяжесть «неудов» на родителей (скажем, за каждую «двойку» у папы вычитается 10 тыс. из зарплаты.

Что еще? Давайте подумаем.

Школьные нагрузки растут, порой лишая ребенка счастливого детства. Особенно устают дети первого и выпускного класса. Первоклассники, потому что им приходится адаптироваться к новой среде и менять привычный образ жизни, у выпускников увеличиваются нагрузки перед выпускными экзаменами и предстоящим поступлением в институт.

Повседневная усталость

Следить за состоянием ребенка нужно каждый день, ежедневно проверяя его нагрузки и оберегая его от переутомления. Там самым вы сохраните его здоровье к концу учебного года и в дальнейшем избежите более серьезных проблем. Помните, что в течение дня необходимо чередовать умственные занятия, физические упражнения и отдых. Поэтому, первое, что нужно сделать – это составить для ребенка оптимальный режим дня.

Запомните: ребенку после школы не следует сразу садиться за уроки. Дайте ему обязательно отдохнуть, и лучшим отдыхом будет даже небольшая прогулка на свежем воздухе. Психологи считают, что наиболее подходящее время для домашних уроков – после 16 часов. Кроме того, время приготовление домашнего задания не должно затягиваться до позднего вечера.

В течение дня ребенку необходима двигательная активность . Ребенок должен бегать и прыгать, играть в футбол и кататься на велосипеде. Специалисты говорят о том, что подростку в возрасте 11- 15 лет необходимо ежедневно совершать активные действия, эквивалентные пешему походу в 7 километров.

Научите его делать перерывы в работе и полностью расслабляться на эти 15- 20 минут.

Ребенок должен делать уроки в тишине, снижайте шумовой фон вокруг него постоянно. Не кричите, не раздражайтесь на него, даже если он принес из школы плохую отметку. Лучше попробуйте вместе в спокойной обстановке разобрать его ошибки.

В рационе вашего ребенка должны присутствовать разнообразные фрукты и овощи, витамины , рыба, лучше всего морская. Кроме того, он должен выпивать в день два-два с половиной литра жидкости в день, пусть это будут полезные соки или витаминный чай. Давайте ребенку в школу бутылку минеральной воды без газа.

К концу учебного года у ребенка, несмотря на зимние и весенние каникулы накапливается переутомление и усталость. Постоянно следите за его настроением и состоянием, не дожидаясь тревожных симптомов. Обычные признаки переутомления – плохое настроение, раздражительность, головные боли, синяки под глазами, вялость и апатия, потеря интереса к бывшим увлечениям. Все это должно стать для вас тревожным сигналом. Не доводите дело до развития различных заболеваний: гастрита, невроза, формирования невротических реакций.

Что делать родителям в случае очевидной усталости у ребенка? К ежедневному рациону ребенка стоит добавить поливитаминные комплексы, свежевыжатые соки, зеленый чай, настой шиповника. Увеличьте время прогулок. Ежедневно ребенок должен проводить два-три часа на свежем воздухе и хорошо высыпаться.

Младшие школьники должны спать не менее 9–10 часов в день, старшеклассники – не менее 8 часов. Отправьтесь в выходные за город, совершите несложный увлекательный пеший поход.

Ограничивайте время, проведенное ребенком за компьютером и телевизором, или на время, вовсе не включайте его. Постарайтесь разнообразить его досуг. Читайте вместе с ним книги о природе, растениях и животных, ходите в музее, выставки и театры. Пусть его жизнь будет интересной и насыщенной.

Когда усталость непреодолима, ничего страшного, если он пропустит несколько дней учебы. Пусть он подольше поспит в эти дни, погуляет в парке, поиграет на спортивной площадке. Вкусно и полезно накормите его, проведите вечер в интересной беседе.

Постоянные переживания из-за посещения школы - это палка двух концах. С одной стороны, это хорошо, что вы так добросовестно относитесь к учебе и переживаете об оценках, но постоянная тревога является отрицательным фактором для физического и психического здоровья. Есть способы, которые помогут справиться с этой проблемой.

Шаги

    Определите вашу проблему. Когда вы начинаете беспокоиться о школе, определите, что или кто именно приводит вас в такое состояние - педагоги, сверстники, успеваемость в школе или домашние задания.

    Будьте открытым. После определения основной проблемы обсудите ее с преподавателем. Скажите ему об этой проблеме и поделитесь возможными способами ее решения, которые вы подумали. Возможно, преподаватель чем-то поможет или предложит свои варианты. Если ваша проблема - это успеваемость, то учитель, как правило, постарается найти время, чтобы провести его со своими учениками и подтянуть их в каком-либо предмете, или же даст дополнительные задания на дом.

    Взгляните на светлую сторону проблемы. Если вы определились с проблемой, попытайтесь решить ее в одиночку, а если не получается, подумайте над ней с другом.

    Найдите человека, которому вы доверяете. Если проблема в другом ученике, поговорите с человеком, которому вы доверяете, он может вам помочь. Вместе вы сможете обсудить способы решение данной проблемы, и выбрать наилучший план действий.

    Теперь отойдем от обучения в школе. Время вне школы стоит тратить на домашнее задание и исследования. Важно выделять определенное количество времени каждый день на учебу вне школы – это хоть и сделает вашу работу более рутинной, но в то же время, вам будет проще привыкнуть. Если домашнего задания нет, займитесь полезным: поищите в Интернете информацию по тем предметам, которые вы изучаете. Это не так утомительно, как выполнение домашнего задания, но это еще и поможет лучше понимать предмет.

    Будьте организованны. Одним из главных факторов в поддержании дисциплины при выполнении домашнего задания - это самоорганизация. Для этого крайне важно иметь план действий, что, когда и как вы будете делать. Для этого можно приобрести планировщик и несколько папок - по одной для каждого предмета, плюс одна дополнительная. Как только вам задали домашнее задание, его сразу же (не позже! не ждите!) надо записать в ежедневник. Можно писать сокращенно, но только так, чтобы вы потом могли разобрать задание. Если учитель дает какие-либо конкретные указания, обязательно запишите их. Сложите все бумаги по определенному предмету в одну папку (кстати, тут можно прибегнуть к цветовому кодированию – это очень удобно). Положите все материалы, над которыми нужно поработать, в отдельную, свободную папку – задания, которые следует выполнить, отдельно, а готовые работы - отдельно. Когда придет время сдавать домашнее задание, вы будете знать, где оно находится, и будете уверены в том, что оно выполнено.

  • Вместо того, чтобы думать о плохих вещах, попробуйте держать в голове только позитивные мысли. Вы обнаружите, что это не так и сложно.
  • Крайне важно не отставать в каком-либо предмете. Если это произойдет, вам будет крайне тяжело наверстать упущенное - вы постоянно будете позади.
  • Самое главное, сохраняйте спокойствие!
  • Учителя на самом деле очень хотят помочь вам – они не хотят видеть ваши неудачи (которые, в свою очередь, также влияют на их успешность как учителей). Поэтому, если вы готовы приложить усилия, они будут только рады дать вам совет и помочь.
  • Вознаграждайте себя за хорошо проделанную работу! Это даст вам мотивацию для дальнейшей работы.
  • Если у вас 8 уроков подряд, то просто примите это как должное. Не воспринимайте это слишком пессимистично, взгляните на светлые стороны! Вы будете видеть друзей на переменках, в столовой и после уроков, это будет вам помогать!
  • Если вам тяжело, просто постарайтесь сбавить обороты и отдохнуть, разобраться в том, что именно вы должны делать и что требует вашего внимания в первую очередь. Если вы чувствуете, что заданий у вас так много, что вы просто не можете их все сделать, не поддавайтесь панике, успокойтесь и подойдите к этой проблеме с холодным умом. У вас не должно быть никаких причин бояться идти в школу из-за домашнего задания, плохих учителей/ одноклассников. Это не должно повредить вам в долгосрочной перспективе. Не переживайте и наслаждайтесь школьными годами.

Предупреждения

  • Если вы ищите информацию по школьным предметам в Интернете, обязательно проверьте, являются ли используемые вами источники достоверными. Помните, что блоги и аналогичные электронные страницы может написать любой человек, и не факт, что он действительно знает этот предмет. Поэтому лучшим выходом будет поискать подобную информацию на нескольких сайтах. Если найденная вами информация есть на других электронных ресурсах, значит она наверняка правдивая.
  • Если вы продолжаете испытывать хроническое беспокойство, идите к врачу. Такое состояние может быть не связано со школой - химический дисбаланс в головном мозге может привести к эскалации общих проблем. Врач поможет определить причину такого состояния и назначить лечение.
  • Не пытайтесь решить основную проблему самостоятельно. Многие взрослые или учителя будут рады помочь вам и поделиться своим опытом.