Послевоенная система международных договоров таблица. Образовательный портал

Соглашение между Антантой и Германией было подписано в Компьенском лесу 11 ноября 1918 г. . Оно позволило начать процесс возвращения государств и народов к мирной жизни.

Франция требовала максимального ослабления Германии, вплоть до раздела страны на несколько зависимых от Парижа государств. Французы претендовали на возвращение Эльзаса и Лотарингии. Также выступали за установление контроля над промышленным районом в бассейне Рейна, а также нацеливались на германские колонии в Африке и турецкие владения в Восточном Средиземноморье.

Великобритания вместе с Францией стремилась к разделу Османской империи и захвату зависимых от Германии территорий вне Европы.

США претендовали на роль «морального руководителя» послевоенного мира. Они выступали против территориальных захватов(аннексий) и взыскания материального ущерба с побежденных стран Четверного союза (контрибуции).

Италия, Япония, Сербия, Бельгия, Румыния, Греция, Китай- преследовали свои национальные интересы, требуя, как правило, «округления» территории и компенсации потерь за счёт проигравших войну государств.

Парижская мирная конференция 1919 -1920 гг. Основные вопросы: решение территориальных проблем в Европе и колониях, возмещение понесенного ущерба, создание миротворческой организации- Лиги Наций, русская проблема, возвращение военнопленных и наказание военных преступников.

28 июня 1919 г. Состоялось подписание первого международного документа в серии договоров между победителями и побежденными.

Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию, Бельгии- три небольших пограничных округа, Дании- Северный Шлезвиг, Литве- морской порт Мкмель, а богаты углем район Саара переходил под международный контроль на 15 лет. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого береге шириной 50 км подлежали освобождению от войск и укреплений, т. е. демилитаризации. Германия признала независимость новых национальных государств. Польши, Чехословакии и Австрии. Германская сухопутная армия и флот подлежали значительному сокращению. Германия обязывалась выплачивать победившим державам огромные репарации в качестве возмещения ущерба от войны. Её колонии и зависимые территории были поделены между Великобританией, Францией(в Африке) и Японией (в Азии).

Вашингтонская мирная конференция 1921 -1922 гг. В её работе приняли участие делегации девяти стран: США, Великобритания, Франция, Япония и др. Советская Россия, крупнейшая тихоокеанская держава, не была приглашена на конференцию.

Главными итоговыми документами конференции явились договоры четырех, пяти и девяти держав. В договоре четырех держав Великобритания, Франция, США и Япония гарантировали другу неприкосновенность островных владений в бассейне Тихого океана. В договоре пяти держав, с участием Италии, запрещалось строительство крупнотоннажных военных судов и устанавливалось определенное соотношение морских сил ведущих тихоокеанских государств. В договоре девяти держав они обязывались уважать суверенитет и территориальную целостность Китая, которому под давлением американцев Япония возвращала полуостров Шаньдун, оккупированный её войсками во время Первой мировой войны.

План изучения новой темы

1. Цели стран-победительниц в послевоенном мирном урегулировании. 2. Парижская мирная конференция и ее решения. 3. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. 4. Непрочность Версальско-Вашингтонской системы.

Основная проблема урока: какие основные принципы лежали в основе новых послевоенных международных отношений и был ли прочный мир на их основе?

Исторический календарь

18 января 1919 г. - 21 января 1920 г. - Парижская мирная конференция

12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская мирная конференция

ВАРИАНТ I . Работа по вопросам.

Задание 1. Вопросы на проверку знания материала: 1. Перечислите основные требования стран-победительниц. 2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений? 3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли? 4. Какие вопросы международных отношений не были решены? 5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?

Задание 2. Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:

1. Раздел Германии на несколько слабых государств. 2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна. 4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье. 5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира. 6. Сохранение единой Германии. 7. Раздел владений Османской империи. 8. Захват германских владений вне Европы.

Страны: 1. Великобритания. 2. Франция. 3. США.

Задание 3. Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:

1. Территориальные изменения в Европе и колониях. 2. Соотношение сил на Дальнем Востоке. 3. Новое положение Германии в послевоенном мире. 4. Создание международной организации - Лиги Наций. 5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав. 6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников. 7. Решение русской проблемы.

Конференции: Парижская конференция, Вашингтонская конференция.

Задание 4. Анализ фактического материала:

1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях? 2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной. 3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень? 4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен? 5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.

Задание 5. Продолжите историческое утверждение:

В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к...

Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла...

Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что...

Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...

Задание 6. Анализ исторического утверждения:

Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий».

Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание?

Задание 7. Работа с картой:

Проследите по карте «Мир после Первой мировой войны» территориальные изменения по решениям конференций. Объясните, какие страны они устраивали и почему. Какие страны оказались недовольными?

Задание 8. Работа с документом:

Прочитайте извлечение из «Версальского договора» и ответьте на вопросы. Какие моменты в настоящем документе могли вызвать будущие международные конфликты? По каким причинам эти моменты были допущены?

3адание 9. Творческие задания:

1. Составьте выступление от имени представителя любой из ведущих стран-победительниц с обоснованием принципов послевоенных международных отношений. 2. Составьте обращение от имени Лиги Наций к народам мира с объяснением целей этой организации. 3. Составьте воспоминания о конференциях от имени одного из участников (по выбору учащегося) с употреблением и объяснением исторических понятий: аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, репарации.

ВАРИАНТ II. Работа по группам «Исторические шляпы».

Учащиеся в начале урока разбиваются на группы по 4-5 человек, и каждая группа получает от учителя шляпу определенного цвета: желтую, черную, белую, красную и синюю (учитель может раздать группам цветное изображение шляп, объяснив смысл каждого цвета и работу группы с ним).

Желтая шляпа - шляпа оптимиста.

Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Надо перечислить все вопросы мировой политики, которые были решены на конференциях после окончания Первой мировой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть).

Черная шляпа - шляпа пессимиста.

Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедливость решений конференций.

Белая шляпа - шляпа объективного наблюдателя.

Группа, получившая белую шляпу, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме без оценок (какие конференции состоялись, их итоги).

Красная шляпа - шляпа эмоционального участника.

Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны-участницы конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто - нет.

Синяя шляпа - шляпа философа.

Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоенных международных конференций?

После обсуждения в группах (20 мин) каждая группа выступает со своим сообщением. Учащиеся других групп имеют право после сообщения дополнять, задавать вопросы, спорить с прозвучавшими утверждениями. Учитель регламентирует обсуждение выступления каждой группы и резюмирует его.

Домашнее задание. § 8.

Государственная итоговая аттестация в XI классах по истории проводится в устной форме по билетам. Каждый из 25 билетов состоит из 3-х вопросов.

Первый вопрос на проверку знаний курса «Новейшая история 1900 - 1939 гг.» (X класс). Второй вопрос на проверку знаний курса «Новейшая и современная история (1939 г. - начало XXI в.)», изучаемого в XI классе.Третий вопрос на проверку знаний курса «История Отечества в XX - в начале XXI веков (1939 г. - начало XXI в.)», изучаемого в XI классе.

Просмотр содержимого документа
«Пересмотр системы послевоенных договоров в 1920-е годы»

Билет 11

11.1 Пересмотр системы послевоенных договоров в 1920-е годы

Финансово-экономические (29 государств);

Восстановление Центральной и Восточной Европы;

Российский вопрос: возвращение кредитов, возвращение стоимости национализированных предприятий бывшим владельцам, отмена государственной монополии на внешнюю торговлю.

На конференции присутствовала советская делегация (согласились выплачивать царские долги)

Условия выплаты:

Запад выплачивает России убытки за интервенцию;

Предоставление Западом долгосрочных кредитов;

Российский вопрос остался нерешенным.

Государства отказываются от выплат военных убытков и долгов;

Германия отказывается от претензий на выплату стоимости национализированных СССР немецких предприятий;

Установление дипломатических связей.

Гаагская конференция, Голландия (июнь - июль 1922 г.)

Финансово-экономические вопросы

Обсуждение финансово-экономических претензий западных государств советской России;

Советская делегация выдвинула Западу свои претензии.

Достичь договоренностей не удалось

Вопрос подписания нового договора с Турцией странами-победительницами

Турция стала независимой страной;

Юридически закрепился распад Османской империи, и были установлены новые границы Турции;

Ликвидация режима капитуляции и установление международного финансового контроля над Турцией;

Турция обязалась выплатить часть долгов Османской империи;

Принята конвенция о черноморских проливах Босфор и Дарданеллы (свободный проход для кораблей).

Создание системы коллективной безопасности

Участники: Великобритания, Франция, Бельгия, Италия, Германия, Польша, Чехословакия

Подписаны:

1) Рейнский гарантийный пакт:

Германия, Франция и Бельгия брали на себя обязательства

сохранения западных границ Германии, которые были установлены Версальским мирным договором;

2) подписание Францией договоров с Чехословакией и Польшей о предоставлении им помощи в случаи нападения Германии;

3) арбитражный договор между Германией, Францией и Бельгией об урегулировании всех спорных вопросов.

Вывод: Германия признала новые границы стран и вступила в Лигу Наций (1926 г.). Вопросы войны решала Лига Наций. Так была создана системы коллективной безопасности в Европе

Пакт Бриана-Келлога (август 1928 г.)

Этот договор об отказе от политики войны

Апрель 1927 г. - франко-американский договор «О вечной дружбе и отказ от войн»

Август 1928 г. – подписали договор Бриана-Келлога 15(+65) государств

Значение пакта:

Мирное разрешение конфликтов;

Презентация на тему: Послевоенная система международных договоров

1 из 8

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

1. Перечислите основные требования стран-победительниц. 2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений? 3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли? 4. Какие вопросы международных отношений не были решены? 5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?

№ слайда 3

Описание слайда:

Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны: 1. Раздел Германии на несколько слабых государств. 2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна. 4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье. 5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира. 6. Сохранение единой Германии. 7. Раздел владений Османской империи. 8. Захват германских владений вне Европы.

№ слайда 4

Описание слайда:

Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы: 1. Территориальные изменения в Европе и колониях. 2. Соотношение сил на Дальнем Востоке. 3. Новое положение Германии в послевоенном мире. 4. Создание международной организации - Лиги Наций. 5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав. 6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников. 7. Решение русской проблемы.

№ слайда 5

Описание слайда:

1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях? 2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной. 3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень? 4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен? 5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.

№ слайда 6

Описание слайда:

Продолжите историческое утверждение: В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к... Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла... Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что... Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...

№ слайда 7

Описание слайда:

Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий». Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание

Разделы: История и обществознание

Задачи урока:

  • Раскрыть противоречия, возникшие в ходе подготовки и подписания Версальского договора;
  • Показать противоречивость Версальско-Вашингтонской системы, зародыши каких конфликтов в международных отношениях таились в системе послевоенных договоров;
  • Продолжить работу над формированием позитивного и критического мышления, умением находить выход из создавшейся обстановки, находить решения для стабильности в обществе.
  • Продолжить формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, делать анализ исторических событий и выводы.

Основные проблемы:

1. Цели конференции. Противоречия между участниками конференции. Осложняло ли это обстановку, в которой проходила конференция?

2. Какие основные принципы лежали в основе новых послевоенных международных отношениях, и насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система?

3. Извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны уроки из неё, судя по решениям послевоенных международных договоров?

Исторический календарь (см. Приложение)

12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская мирная конференция; “Договор четырех держав”; “Договор пяти держав”; “Договор девяти держав”.

Вопросы и задания

Вопросы

  • Перечислите основные требования стран-победительниц.
  • Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?
  • Какие страны больше всего выигрывали от решений этих конференций, а какие проигрывали?
  • Какие вопросы международных отношений не были решены?
  • Что такое Версальско-Вашингтонская система?
  • Как Версальский договор реализует принцип: “Германия заплатит за все”?
  • “Международный строй, порядок, который держится Версальским миром, держится на вулкане”. Как вы думаете прав ли В.И. Ленин?
  • Какие моменты в настоящем документе могли вызвать будущие международные споры (конфликты)?
  • Задание 1

    Определите, используя документы, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:

    1. Раздел Германии на несколько государств.
    2. Возврат Эльзаса и Лотарингии.
    3. Контроль над промышленным районом Рейна.
    4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.
    5. Построение системы новых международных отношений и роль “морального руководителя мира”.
    6. Сохранение единой Германии.
    7. Раздел владений Османской империи.
    8. Захват германских владений вне Европы.

    Задание 2.

    Определите, используя документы, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:

    1. Территориальные изменения в Европе и колониях.
    2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.
    3. Новое положение Германии в послевоенном мире.
    4. Создание международной организации - Лиги Наций.
    5. Соотношение морских сил Тихоокеанских держав.
    6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
    7. Решение русской проблемы.

    Задание 3.

    Продолжите исторические утверждения:

    1. В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести…
    2. Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию. могла…
    3. Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что…
    4. Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценить как…

    Задание 4.

    1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами? Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?
    2. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги наций международные отношения перешли на новый уровень?
    3. В чем заключался “русский вопрос” на конференциях и почему он был не решен?

    Задание 5.

    Анализ исторического утверждения:

    1. Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж высказывался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: “Мандаты являются просто маскировкой для аннексий”. Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание?

    2. Т. Драйзер в своей книге “Америку стоит спасать” пишет: “И вот многострадальное человечество получает пустышку в виде Лиги Наций, которая объявляет войну “вне закона”. Потребовалось немало времени, чтобы выработать правила этой замечательной игры в прятки, но еще до того, как они были выработаны, повсюду начали возникать новые войны. С тех пор и до настоящего времени едва ли был хоть один день, когда бы где-нибудь не шла война.” Так ли это? Докажите или опровергните данное высказывание.

    Задание 6.

    Работа с картой “Мир после Первой мировой войны”.

    Проследите территориальные изменения по решению конференций. Объясните, какие страны они устраивали и почему? Какие страны остались недовольны?

    В заключение учащиеся высказывают точку зрения по основным проблемам.

    Подведение итогов семинарского занятия.