Правовые основы оказания платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения. Правила оказания платных медицинских услуг

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

Об утверждении Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 9 сентября 2015 года N 764 ;
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 2 марта 2017 года N 148 ;
;
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 июня 2017 года N 427 .
____________________________________________________________________


Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" и от 15 августа 2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" , а также постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2010 года N 1076-ПП "О порядке осуществления органами исполнительной власти города Москвы функций и полномочий учредителя государственных учреждений города Москвы"
(Преамбула в редакции, введенной в действие приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

приказываю:

1. Утвердить Правила оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы (далее - Правила) (приложение к настоящему приказу).

2. Руководителям организаций государственной системы здравоохранения города Москвы при оказании платных услуг руководствоваться правилами , утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 , от 15.08.2013 N 706 .
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

3. Начальнику Управления делами и координации деятельности Е.Л.Никонову обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

4. Считать утратившими силу приказы Департамента здравоохранения города Москвы:

- от 9 декабря 2011 года N 1608 "Об утверждении правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы" ;

- от 04.07.2013 N 677 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 09.12.2011 N 1608"

5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы В.В.Павлова.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента
здравоохранения города Москвы
Г.Н.Голухов

Приложение. Правила оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы

Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 2 октября 2013 года N 944

Настоящие Правила устанавливают порядок оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам медицинскими, образовательными и другими государственными организациями системы здравоохранения города Москвы.

Правила разработаны в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами федерального и регионального уровня.

1. Платные услуги оказываются медицинскими, образовательными и другими государственными организациями системы здравоохранения города Москвы (далее - государственные организации) гражданам и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и видами приносящей доход деятельности, разрешенными уставами государственных организаций. Оказание платных медицинских, образовательных и других услуг, подлежащих лицензированию, осуществляется на основании перечня работ, услуг, составляющих медицинскую, образовательную и иную деятельность и указанных в лицензии на осуществление деятельности, выданной в установленном порядке.

Департамент здравоохранения города Москвы ведет реестр подведомственных государственных организаций, оказывающих платные услуги (официальный сайт www.mosgorzdrav.ru)".

2. Дата начала оказания платных услуг, перечень оказываемых государственной организацией платных услуг, цены (тарифы) на платные услуги, а также изменения в перечень платных услуг и изменения цен (тарифов) на платные услуги утверждаются приказом государственной организации. Перечни платных услуг и прейскуранты цен (тарифов) на платные услуги составляются с указанием кодов оказываемых платных услуг в соответствии с утвержденной номенклатурой медицинских и образовательных услуг.

До издания приказа государственной организации об утверждении перечня платных услуг либо о внесении изменений в данный приказ перечень платных услуг, которые государственная организация собирается оказывать, подлежит согласованию Департаментом здравоохранения города Москвы.

В случае прекращения оказания платных услуг государственные организации в 3-дневный срок направляют в Департамент здравоохранения города Москвы соответствующую информацию с целью внесения изменений в реестр государственных организаций, оказывающих платные услуги, на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.

3. Предоставление платных услуг гражданам осуществляется при наличии добровольного информированного согласия пациента. Факт добровольного информированного согласия на оказание платных медицинских услуг фиксируется в медицинской карте пациента.

4. Государственные медицинские организации Департамента здравоохранения города Москвы (далее - медицинские организации), оказывающие соответствующие виды и объемы медицинской помощи без взимания платы в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно Программа, Территориальная программа), имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

- установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

- применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" , и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме".

5. Медицинскими организациями могут быть оказаны за плату услуги медицинского сервиса: индивидуальный медицинский пост, оказание медицинских услуг на дому (за исключением случаев, когда медицинская помощь на дому оказывается по медицинским показаниям), медико-социальная помощь и другие услуги, а также дополнительные услуги, предоставляемые в процессе оказания медицинской помощи, в том числе бытовые и сервисные: доставка лекарств, прокат изделий медицинского назначения, индивидуальное приготовление или заказ блюд по желанию больного, размещение в палате повышенной комфортности и другие услуги, предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи.

6. Платные услуги, их виды, объемы и условия оказания должны соответствовать лицензионным требованиям, условиям Договора, стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, образовательных и иных услуг, нормативным документам (требованиям), установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и другим, установленным законодательством, требованиям.

7. Платные медицинские и образовательные услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, государственных образовательных стандартов либо в качестве разовых консультаций, процедур, диагностических исследований и иных услуг, в том числе сверх выполняемых стандартов.

8. Требования к оказанию платных услуг, в том числе к содержанию стандартов, порядков и условий оказания медицинской помощи, сервисных, образовательных и других услуг определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено стандартами, порядками и иными нормативными документами (требованиями), утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, а также стандартами, порядками, условиями и требованиями, установленными на их основании иными федеральными и региональными органами исполнительной власти.

9. При предоставлении платных услуг режим работы государственной организации может быть установлен по отдельному графику при условии его согласования с Учредителем.

При этом не должны ухудшаться доступность, качество и объем медицинских услуг, оказываемых в рамках Программы, Территориальной программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению города Москвы, целевых комплексных программам и, в части образовательных услуг, бесплатно оказываемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

10. Порядок предоставления платных услуг в государственных организациях регламентируется Положением о порядке и условиях предоставления платных услуг в государственной организации, разработанным на основании настоящих Правил и утвержденным руководителем государственной организации, внутренними нормативными документами (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, графиками работы и др.), а также другими требованиями действующего законодательства.

11. Для оказания платных услуг с учетом спроса населения на соответствующие виды услуг и наличия необходимых средств возможна организация специальных структурных подразделений (отделений, палат, кабинетов по оказанию платных услуг), которые создаются приказом, руководителя государственной организации. Для осуществления работы по оказанию платных услуг могут вводиться дополнительные должности медицинского и другого персонала, содержащиеся за счет средств от реализации платных услуг, а также привлекаться специалисты-консультанты из других медицинских учреждений, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, с которыми заключаются трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера.

12. При оказании платных медицинских услуг должны применяться методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке.

13. Платные услуги (работы) предоставляются в рамках договоров за счет личных средств граждан, страховых взносов на добровольное медицинское страхование, средств предприятий, учреждений и организаций и других средств, разрешенных законодательством.

14. Заключение договоров государственными организациями на посреднические услуги по привлечению пациентов сторонними организациями не допускается.

15. Не могут быть предоставлены за плату медицинские услуги при оказании скорой медицинской помощи, которая предоставляется безотлагательно при состояниях, требующих медицинского вмешательства по экстренным показаниям (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях); а также при проведении судебно-медицинской экспертизы и судебно-психиатрической экспертизы (за исключением экспертиз, производимых по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях); патолого-анатомического вскрытия трупов и военно-врачебной экспертизы.

16. При получении медицинской помощи в рамках Территориальной программы оказания бесплатной медицинской помощи не подлежат оплате следующие услуги:

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

- размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;

- совместное пребывание одного из родителей (иного законного представителя) или иного члена семьи в медицинском учреждении при оказании медицинской помощи в стационарных условиях с ребенком в возрасте до четырех лет включительно на протяжении всего периода лечения, а с ребенком старше четырех лет - при наличии показаний;

- медико-транспортные услуги при оказании медицинской помощи в рамках стандартов медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии возможности их проведения медицинской или иной организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

- транспортировка, хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, утилизация биологического материала.

17. Исполнитель платных услуг обязан предоставить посредством размещения на сайте своей организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) государственной организации информацию об исполнителе платных услуг и предоставляемых им услугах в соответствии с перечнем, утвержденным федеральным законодательством о порядке оказания платных медицинских и образовательных услуг.

Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени государственной организации, предоставляющего платные услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

Кроме того, по требованию потребителя и (или) заказчика исполнитель услуг предоставляет для ознакомления:

а) копию учредительного документа государственной организации, положение о его филиале, участвующем в предоставлении платных услуг;

б) копию лицензии на осуществление медицинской, образовательной и иной подлежащей лицензированию деятельности с приложением перечня работ (услуг) в соответствии с лицензией.

При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских, образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

д) основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;

е) дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя.

Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору сведения.

18. Платные услуги не могут быть оказаны исполнителем взамен услуг, выполняемых в рамках государственного (муниципального) задания.

19. Государственные организации не вправе без согласия граждан оказывать дополнительные услуги за плату, а также обусловливать оказание одних услуг обязательным исполнением других.

20. Порядок заключения договоров на оказание платных услуг и требования к их содержанию установлены федеральным законодательством о порядке оказания платных услуг государственными организациями.

21. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи, образовательных услуг без взимания платы в рамках государственных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Отказ потребителя от заключения договора на оказание платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы.

22. Цены, по которым государственные организации (кроме автономных) оказывают платные услуги, за исключением указанных в пункте 23 настоящих Правил, устанавливаются в соответствии с порядком, утвержденным отдельным приказом Департамента здравоохранения города Москвы.

23. Цены на ортопедические стоматологические услуги, оказываемые в стоматологических поликлиниках и зубопротезных отделениях медицинских организаций льготной категории граждан за счет бюджета города Москвы, подлежат государственному регулированию в порядке, установленном Правительством Москвы.

24. Оплата услуг проводится путем безналичных расчетов через кредитные организации или путем внесения наличных денег непосредственно в кассу государственной организации с выдачей пациенту, клиенту документа, подтверждающего оплату (контрольно-кассового чека, квитанции или иного бланка строгой отчетности (документа установленного образца).

25. По требованию лица, оплатившего услуги, медицинская организация обязана выдать Справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации по форме, установленной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 года N 289/БГ-3-04/256 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" .

26. Учет средств, получаемых государственными организациями от оказания платных услуг, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, Правительством Москвы, положениями Бюджетного Кодекса Российской Федерации .

27. Государственные организации, оказывающие платные услуги, обязаны вести бухгалтерский учет раздельно по основной деятельности и по оказанию платных услуг.

28. Государственные организации вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, соответствующую этим целям, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах.

Доходы, полученные казенной организацией от указанной деятельности, поступают в бюджет города Москвы.

Доходы, полученные государственными бюджетными и автономными организациями от указанной деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение организации.

29. Пункт исключен - приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 14 июня 2017 года N 427 ..

____________________________________________________________________
Пункты 29, 30 и 31 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 30, 31 и 32 настоящей редакции - приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 9 сентября 2015 года N 764 .

____________________________________________________________________

30. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные организации здравоохранения несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий оказания платных услуг, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, обучения, а также за причинение вреда здоровью и жизни пациента.

31. Контроль за организацией работы по оказанию платных услуг и качеством выполнения государственными организациями платных услуг населению, ценами и порядком взимания денежных средств с населения осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департамент здравоохранения города Москвы, а также другие государственные органы, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами федерального и регионального уровня возложена проверка деятельности государственных организаций.

32. Вред, причиненный жизни и здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Настоящее положение “О порядке и условиях предоставления платных медицинских услуг» (далее – Положение) в Государственном автономном учреждении здравоохранения «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы» (далее – Центр) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2010г № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992г № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 “Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг”, Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 2 октября 2013г. № 944 «Об утверждении правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы», Постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2013 года № 892-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Уставом Центра, лицензией на осуществление медицинской деятельности.

Положение определяет порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению в Центре, а также порядок расходования полученных средств, в том числе на оплату труда работников, принимающих участие в оказании платных медицинских услуг.

Оказание платных медицинских услуг Центром способствует более полному удовлетворению потребности населения в медицинской и медико-социальной помощи, а также привлечению дополнительных финансовых средств на материально-техническое развитие Центра и материальное поощрение его работников.

1. Основные понятия

Платные медицинские услуги – медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Потребитель – физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Законный представитель – лицо, выступающее в интересах пациента – лица, не достигшего определенного гражданским законодательством возраста наступления дееспособности, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, ограниченно дееспособными и т.п.

Заказчик – физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.

Медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на поддержание и восстановление здоровья.

Услуги медицинского сервиса (платные немедицинские услуги) – бытовые, сервисные, транспортные и иные услуги пациентам, предоставляемые дополнительно в филиалах Центра в процессе оказания медицинской помощи, но не являющиеся элементами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий обеспечения населения РФ бесплатной медицинской помощью (далее – Программа) – программа медицинской помощи населению, оказываемая медицинским учреждением на бесплатной для населения основе и финансируемая из средств государственного бюджета.

Территориальная программа государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи – программа государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи (далее – Территориальная программа), включающая в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Государственные целевые программы медицинской помощи – программы целевой медицинской помощи определенным контингентам населения (обычно социально-значимые заболевания или те, при которых используются дорогостоящие методы лечения) в части профилактики и лечения заболеваний, на которые выделяется целевым назначением финансирование из средств бюджетов разных уровней.

Полис медицинский страховой – документ, выдаваемый застрахованному, удостоверяющий факт страхования в данной страховой организации и определяющий объем оказания медицинской помощи в соответствии с договором обязательного или добровольного медицинского страхования.

Цена (тариф) на медицинскую услугу – сумма денежных средств, которую потребитель (заказчик) должен оплатить, а медицинская организация за эту сумму предоставить определенную медицинскую услугу.

2. Порядок оказания платных медицинских услуг

2.1. Основанием для оказания платных медицинских услуг является:

2.1.1. отсутствие соответствующих медицинских услуг в Программе, Территориальной программе и (или) целевых программах по медицинской помощи; отсутствие обязательств по оплате данного вида медицинской помощи (медицинской услуги) из средств бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2.1.2. оказание медицинских услуг на иных условиях, чем предусмотрено Программой, Территориальными программами и (или) целевыми программами по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

– установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

– применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

2.1.3. оказание платных медицинских услуг гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

2.1.4. самостоятельное обращение за получением платных медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

2.1.5. предоставление услуг медицинского сервиса: индивидуальный медицинский пост, а также дополнительные услуги, предоставляемые в процессе оказания медицинской помощи, в том числе бытовые и сервисные: индивидуальное приготовление или заказ блюд по желанию больного, размещение в палате повышенной комфортности и другие услуги, предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи.

2.2. Платные медицинские услуги не могут быть оказаны в филиалах Центра:

2.2.1. взамен услуг, выполняемых в рамках государственного (муниципального) задания, за исключением случаев выполнения его в полном объеме и на условиях, прописанных в п.п. 2.1.1. – 2.1.5.;

2.2.2. не допускается без согласия граждан оказывать дополнительные услуги за плату, а также обусловливать оказание одних услуг обязательным исполнением других;

2.2.3. при получении медицинской помощи в филиалах Центра в рамках Территориальной программы оказания бесплатной медицинской помощи не подлежат оплате следующие услуги:

– назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

– размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;

– медико-транспортные услуги при оказании медицинской помощи в рамках стандартов медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии возможности их проведения медицинской или иной организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту.

2.2.4. не могут быть предоставлены за плату медицинские услуги при оказании скорой медицинской помощи, которая предоставляется безотлагательно при состояниях, требующих медицинского вмешательства по экстренным показаниям (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях).

2.3. Порядок предоставления платных медицинских услуг в Центре регламентируется Положением о порядке и условиях предоставления платных услуг в Центре, разработанным на основании «Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы» и утвержденными директором Центра внутренними нормативными документами (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, графиками работы и др.), а также другими требованиями действующего законодательства.

2.4. Дата начала оказания платных медицинских услуг, перечень оказываемых филиалами Центра платных медицинских услуг, цены (тарифы) на платные медицинские услуги, а также изменения перечня платных медицинских услуг и изменения цен (тарифов) утверждаются приказом директора Центра.

2.4.1. Перечень на платные медицинские услуги составляются с указанием кодов оказываемых платных услуг в соответствии с утвержденной номенклатурой медицинских услуг и утверждается приказом Директора.

2.4.2. В случае прекращения оказания платных услуг Центр в 3-дневный срок направляет в Департамент здравоохранения города Москвы соответствующую информацию с целью внесения изменений в реестр государственных организаций, оказывающих платные услуги, на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.

2.5. Оказание платных медицинских услуг может осуществляться во всех структурных подразделениях (отделениях, палатах, кабинетах) филиалов Центра, в том числе и в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, палатах, кабинетах).

2.5.1. Специально организованное структурное подразделение (отделение, палата, кабинет), оказывающее исключительно платные услуги, в своей деятельности руководствуется положением “Об отделении (палате, кабинете) по оказанию платных медицинских услуг населению”.

2.6. Предоставление платных медицинских услуг в филиалах Центра осуществляется специалистами, утвержденными распоряжением заведующего филиалом.

2.6.1. В число работников, принимающих участие в оказании платных медицинских услуг в филиалах Центра, могут включаться специалисты из научных отделов Центра, при наличии соответствующего медицинского образования на условиях совместительства.

2.6.2. Для осуществления работы по оказанию платных медицинских услуг в Центре могут вводиться дополнительные должности медицинского и другого персонала, оплата труда которого осуществляется за счет средств, получаемых от реализации платных медицинских услуг.

2.7. Предоставление платных медицинских услуг работниками филиалов Центра в амбулаторных условиях может осуществляться в основное рабочее время и на основном рабочем месте за счет повышения интенсивности труда специалиста при незначительном увеличении (до 3-х пациентов в смену) – нормы нагрузки, либо невыполнении плановой нагрузки. В случае большого объема платных услуг – по отдельному графику приема специалистов. В стационарных условиях и параклинических подразделениях допускается предоставление платных медицинских услуг в основное рабочее время и на основном рабочем месте.

2.7.1. В специально организованных структурных подразделениях (отделениях, палатах, кабинетах) платные медицинские услуги оказываются по графику работы в этих подразделениях.

2.7.2. При предоставлении платных медицинских услуг режим работы филиалов может быть установлен по отдельному графику при условии его согласования с Департаментом здравоохранения города Москвы.

2.7.3. При этом не должны ухудшаться доступность, качество и объем медицинских услуг, оказываемых в Центре в рамках Программы, Территориальной программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению города Москвы, целевых комплексных программ.

2.8. Платные медицинские услуги, их виды, объемы и условия оказания должны соответствовать лицензионным требованиям, условиям договора, стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, нормативным документам (требованиям), установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации и другим установленным законодательством требованиям.

2.9. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, либо в качестве разовых консультаций, процедур, диагностических исследований и иных услуг, в том числе сверх выполняемых стандартов.

2.10. Требования к оказанию платных медицинских услуг, в том числе к содержанию стандартов, порядков и условий оказания медицинской помощи, сервисных, и других услуг определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено стандартами, порядками и иными нормативными документами (требованиями), утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также стандартами, порядками, условиями и требованиями, установленными на их основании иными федеральными и региональными органами исполнительной власти.

2.11. Предоставляемые платные медицинские услуги населению должны соответствовать требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики, лечения, медицинским технологиям, лекарственным средствам, иммунобиологическим препаратам и дезинфекционным средствам, разрешенным на территории Российской Федерации.

2.12. Источниками финансирования при оказании платных медицинских услуг являются:

– средства страховых организаций, работающих в системе добровольного медицинского страхования;

– средства организаций, предприятий, учреждений;

– личные средства граждан;

– средства Фонда социального страхования;

– другие средства, разрешенные законодательством.

2.13. Платные медицинские услуги населению осуществляются Центром в рамках договоров. Договора заключаются в письменной форме в соответствии с требованиями к их содержанию, установленными федеральным законодательством о порядке оказания платных услуг государственными организациями.

2.14. Заключение Центром договоров на посреднические услуги по привлечению пациентов сторонними организациями не допускается.

3. Условия предоставления платных медицинских услуг

3.1. Наличие заключенного договора на оказание платных медицинских услуг. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3.2. Обязательным условием для оказания платных медицинских услуг в Центре является предоставление доступной и достоверной информации посредством размещения на сайте Центра в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также на информационных стендах (стойках) в филиалах Центра.

3.2.1. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени филиалов Центра и содержать следующие сведения: наименование и адрес места нахождения филиала; наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности; прейскурант платных медицинских услуг; сведения о медицинских работниках, участвующих в оказании платных медицинских услуг; режим работы филиала; график работы медицинских работников, участвующих в оказании платных медицинских услуг; адреса и телефоны органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан и службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека города Москвы.

3.2.2. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

3.3. По требованию потребителя и (или) заказчика работники филиалов Центра предоставляют для ознакомления:

3.3.1 копию учредительного документа государственной организации (Устав Центра), положение о филиале, участвующем в предоставлении платных услуг;

3.3.2. копию лицензии на осуществление медицинской и иной подлежащей лицензированию деятельности с приложением перечня работ (услуг) в соответствии с лицензией.

3.4. При заключении договора по требованию потребителя (заказчика) должна предоставляется в доступной форме информация о платных услугах, содержащая следующие сведения:

3.4.1. порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

3.4.2. информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

3.4.3. информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

3.4.4. перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и другие относящиеся к договору сведения.

3.5. Предоставление платных услуг гражданам осуществляется при наличии информированного добровольного согласия пациента до момента оказания медицинской услуги. При невозможности получения такого согласия самого пациента, оно должно быть получено от его законных представителей (опекунов). Факт информированного добровольного согласия на оказание платных медицинских услуг фиксируется в медицинской карте пациента.

3.6. По окончании оказания пациенту платной медицинской услуги ему выдается медицинское заключение установленной формы, при наличии временной нетрудоспособности – листок временной нетрудоспособности.

  1. Цены (тарифы) на платные медицинские услуги и порядок оплаты

4.1. Цены (тарифы) на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

4.2. Прейскурант (цены) на медицинские услуги в Центре утверждается Директором Центра.

4.3 Сотрудники Центра оплачивают 70% от стоимости платных медицинских услуг в Прейскуранте.

4.4. Оплата медицинских услуг проводится путем безналичных расчетов через кредитные организации или путем внесения наличных денег непосредственно в кассу Центра с выдачей потребителю (заказчику) документа, подтверждающего оплату (контрольно-кассового чека, квитанции или иного бланка строгой отчетности (документа установленного образца).

4.5. Взимание денег непосредственно работниками Центра, осуществляющими оказание платных медицинских услуг, категорически запрещено.

4.6.. По требованию лица, оплатившего услуги, Центр обязан выдать Справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации по форме, установленной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 г. N 289/БГ-3-04/256 “О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета”.

4.7. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

4.8. В случае если по каким–либо причинам, не зависящим от Центра, невозможно оказать пациенту медицинскую помощь (полностью или частично), то денежные средства подлежат возврату в безналичной форме на счет юридического лица по акту сверки, или пациенту (Заказчику) наличными по его заявлению, подписанному заведующим филиалом.

4.9. Средства, полученные за предоставленные платные медицинские услуги зачисляются на лицевой счет Центра в Департаменте финансов города Москвы для учета средств, полученных от приносящей доход деятельности.

  1. Ответственность и контроль за предоставлением платных медицинских услуг в Центре

6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации Центр несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий оказания платных медицинских услуг, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, обучения, а также за причинение вреда здоровью и жизни пациента.

6.2. Контроль за организацией работы по оказанию платных медицинских услуг, качеством их выполнения в филиалах Центра, ценами и порядком взимания денежных средств с населения осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департамент здравоохранения города Москвы, а также другие государственные органы, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами федерального и регионального уровня возложена проверка деятельности государственных организаций.

6.3. В случае выявления нарушений в работе Центра по предоставлению платных медицинских услуг должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.4. Вред, причиненный жизни и здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.5. Настоящее Положение утверждается директором Центра, изменения и дополнения настоящего Положения вносятся приказами Директора Центра.

Когда возникают проблемы со здоровьем, на первый план выступает необходимость проконсультироваться у хорошего, компетентного специалиста, способного выслушать, определить точный диагноз и назначить эффективное лечение. Почему-то многие российские пациенты уверены, что более качественную помощь им может оказать именно платное медицинское учреждение. В чём преимущества таких клиник перед государственными? Каковы их недостатки? В чём заключаются правила оказания платных медицинских услуг?

История вопроса

В Европе платная медицина давно уже стала популярной. Услуг, за которые нужно давать деньги, в последнее время стало появляться больше и в отечественной врачебной сфере. Население на собственном опыте оценило преимущества, которые имеют платная поликлиника, травмпункт, частный микроавтобус скорой помощи. Все они оснащены по последнему слову техники.

В советские времена существование «бесплатной» медицины гарантировало всем гражданам определённый средний уровень качества. Немногие тогда понимали, что лечение в любом случае предусматривает денежные растраты. Весь вопрос в том, кто именно его оплачивает: сам пациент, работодатель или государство. С распадом СССР, в стране стали обыденностью частные больницы, медицинские центры и клиники. Платная медицина, пройдя с тех пор свой определённый путь развития, довольно прочно обосновалась в жизни россиян. Предоставлением подобных услуг сегодня занимаются не только частные медицинские клиники, но также и муниципальные, и федеральные учреждения. Их так много, как грибов после дождя.

И всё же вопрос о необходимости платной медицины не остался в прошлом. Несмотря на обилие солидных частных медучреждений, рынок таких услуг сегодня нельзя всё же назвать сформировавшимся и цивилизованным. В наши дни проблема платной медицины является как никогда актуальной. Её обсуждают на самых различных уровнях.

Плюсы платной медицины

В сфере оплачиваемой медицины, как и любых других услуг, имеет место конкуренция. А, значит, наблюдается стремление к обеспечению для заказчика наиболее качественного сервиса. Уже только этим подкупают пациентов оплачиваемые медицинские услуги.

Плюсов такой медицины, безусловно, великое множество:

  1. Уважительное и вежливое и отношение со стороны администраторов и врачей. Меньшая бумажная волокита, более значительная зарплата специалистов, относительно спокойная атмосфера, которыми отличается платная поликлиника, положительно отражаются на настроении и поведении персонала.
  2. Специалисты с большим вниманием относятся к пациенту. Ко всем жалобам в частной клинике отнесутся с обязательным должным вниманием. Обследование и лечение здесь будет назначено не по общей для всех схеме, а индивидуально – в соответствии с диагнозом и особенностями пациента.
  3. Время приёма в частной клинике не ограничивается несколькими минутами, как это обычно бывает в муниципальной. Как правило, платный специалист для осмотра и беседы с пациентом отводит около 20-40 минут.
  4. Клиент может сам выбирать подходящего ему врача.
  5. Больному, пришедшему в центр платной медицины, не нужно будет сидеть в очереди. Общеизвестно: запись на приём в государственных медучреждениях вовсе не гарантирует того, что пациент вовремя попадет к врачу. Напротив, в платной клинике, даже если ненадолго затянется предыдущий приём, администратор обязательно извинится перед посетителем за доставленное неудобство.
  6. Обычно в частной лечебнице оборудование и интерьер во многом отличаются от того, к чему мы привыкли в госучреждениях. Общую унылую атмосферу муниципальных больниц и дыры в покрытии полов можно было бы ещё как-то потерпеть, но использование устаревших приборов огорчает. Частная клиника или платный травмпункт, напротив, обычно оснащены техническими новинками.
  7. Записаться к врачу в частном учреждении можно в срочном порядке. Иногда посетить специалиста позволяется в день записи. В муниципальной поликлинике попасть в вожделённый кабинет можно только после многочасового сидения в очереди. И отношение к пациенту будет таким, будто ему сделали большое одолжение.

Наличие немалого списка преимуществ платной медицины делает удивительным тот факт, что многие, даже при наличии финансовой возможности получать оплачиваемые медицинские услуги, этот шанс не используют. А идут в привычное госучреждение.

О минусах платной медицины

Имея немалое количество существенных преимуществ, платная медицина является далеко неидеальной. Потраченные суммы (порой, значительные, учитывая цены на такие услуги) не гарантируют получения качественного лечения. К слову, удовольствие от посещения частной клиники часто также бывает сомнительным. Итак, к минусам платной медицины относят:

  • Материальную заинтересованность в пациенте. Прибыль учреждения, будь это поликлиника или платный травмпункт, а также заработок его персонала зависят от числа больных, обратившихся за помощью. На это влияет и количество оказанных им услуг. Чем больше приёмов и обследований, тем большая денежная сумма окажется в кассе. Приходится констатировать, что врачам выгодна болезнь пациента. Они могут назначить предоставление совершенно ненужных платных медицинских услуг (обследования, анализы и т.д.), напугать больного необоснованным множеством диагнозов, назначить более дорогие методы лечения, чем нужно в конкретной ситуации.
  • Стоимость лечения не гарантирует профессионализма и компетентности специалиста. И часто бывает не столько жаль потраченных денег, сколько упущенного времени. Ведь часто лечение не допускает отсрочки. Да и сама цена услуг в платных клиниках часто бывает необоснованно высокой.

По итогам опросов населения...

Проведённый опрос показал, что почти половине респондентов из числа опрошенных граждан различных населённых пунктов приходилось обращаться за платными медицинскими услугами. В основном пациентами частных клиник становятся люди с высшим образованием, сравнительно высоким уровнем дохода, часто страдающие хроническими заболевания. Причинами обращения в такие учреждения являются: более достойное качество обслуживания, больший комфорт и сервис. Причиной отказа от платных услуг является их непомерная стоимость. Около трети опрошенных людей вынуждены отказываться от приобретения дорогостоящих медикаментов. Каждому десятому приходится пожертвовать диагностикой и консультациями.

Платные услуги полностью удовлетворяют лишь 42% граждан. Но большинство при этом готово платить и дальше – за приём на дому или без очереди, диагностику, консультации и т. д. Тех, кто пользуется услугами медицинского учреждения на платной основе вынужденно, – 34%. Из них люди старшего возраста составляют 61%.

Правила оказания платных медицинских услуг: нормативные документы

Предоставление оплачиваемых медицинских услуг упорядочивается нормативными документами. К ним относятся:

  1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее - Правила).
  2. ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
  3. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».
  4. ФЗ «О защите прав потребителей».

Что говорит закон?

Оплачиваемые медицинские услуги являются дополнением к перечню бесплатной медицинской помощи. Она гарантирована программой государственных законов. Соответственно нею предусмотрено бесплатное предоставление таких видов помощи гражданам РФ:

  • амбулаторно-поликлинической;
  • скорой медицинской;
  • стационарной: в случае острых заболеваний, травм, отравлений, и т. п.

В соответствии с Правилами (п.7) медицинские организации могут оказывать такие виды оплачиваемых медицинских услуг:

  • Обеспечение индивидуального медицинского поста в стационаре.
  • Использование в лечении средств, не относящихся к перечню важнейших и жизненно необходимых препаратов.
  • Применение нестандартных препаратов и лечебного питания.
  • Оказание услуг анонимно.
  • Лечение иностранных граждан, не имеющих медицинского страхования.
  • При самостоятельном обращении. Исключаются случаи предоставления скорой, неотложной и экстренной медицинской помощи.


Во избежание нарушений

Предоставление платных медицинских услуг возможно исключительно при наличии добровольного согласия пациента. Во избежание нарушений потребителям необходимо изучить правила оказания такой помощи. По закону, медицинское учреждение, предоставляющее услуги, обязательно должно иметь лицензию на каждый вид деятельности. Исполнителем должна быть предоставлена потребителю следующая информация:

  1. Наименование юридического лица, внесение его данных в Единый реестр с указанием организации, которой произведена государственная регистрация.
  2. Ф.И.О. предпринимателя, адреса его мест жительства и ведения медицинской деятельности.
  3. Дата и номер регистрации лицензии, сведения о перечне услуг, составляющих содержание деятельности, адрес местонахождения, а также телефон лицензирующего органа.
  4. Сведения об условиях и форме оказания медицинской помощи. Перечень услуг, цены на платные медицинские услуги. Кстати, стоимость указывают в рублях.
  5. Данные о специалистах, предоставляющих медицинские услуги платно. Информация об уровне их квалификации и профессионального образования.
  6. График (режим) работы учреждения и специалистов, предоставляющих оплачиваемые медицинские услуги.
  7. Адреса и телефоны контролирующих органов.

Правила оказания платных медицинских услуг предусматривают необходимость размещения вышеуказанной информации на информационном стенде в самом учреждении и на сайте заведения в интернете. Его следует расположить в месте, доступном для посетителей. И оформить соответствующим образом для свободного ознакомления с размещенной на нём информацией.

О порядке определения цен

В бюджетных медицинских организациях, а также казённых государственных учреждениях, порядок определения стоимости оплачиваемых медицинских услуг устанавливается их органами. Обычно перечень и размер цен устанавливают учредители. В небюджетых медицинских организациях (ЗАО, ООО и т.п.) они определяются специалистами этих учреждений.

О заключении договора

Исполнитель и потребитель должны заключить между собой письменный договор на медицинские услуги. Документ лучше сделать в двух экземплярах. В нём следует указать:

  • перечень предоставляемых оплачиваемых медицинских услуг;
  • цены, порядок и сроки оплаты;
  • условия предоставления услуг и сроки;
  • оговорить ответственность сторон в случае невыполнения условий договора.

Договор также должен включать сведения:

  • о его исполнителе – юридическом лице или индивидуальном предпринимателе: реквизиты имеющейся лицензии;
  • о потребителе: Ф.И.О., место жительства, телефон;
  • о порядке изменения и расторжения договора;
  • о других условиях, определяемых соглашением сторон.

По желанию потребителя может быть составлена смета на предоставление помощи. Исполнителем не могут предоставляться на платной основе дополнительные медицинские услуги без согласия клиента. В экстренных случаях, с целью устранения возникшей угрозы для жизни потребителя, при внезапном развитии острых или обострении хронических заболеваний оплачиваемая медицинская помощь должна предоставляться без денежного взыскания.

О правах и обязанностях сторон

Исполнитель до заключения договора должен письменно уведомить потребителя о характере последствий несоблюдения им рекомендаций специалиста, предоставляющего оплачиваемые медицинские услуги, а также назначенного режима лечения. Он обязан рассказать клиенту о снижении качества предоставляемой услуги, невозможности её завершения в срок, предупредить об ухудшении состояния здоровья потребителя.

Согласно Правилам (п. 24), после предоставления пациенту оплачиваемых медицинских услуг ему должны быть выданы документы (выписки), отражающие состояние его здоровья. Кроме того, потребитель обязан получить документ о подтверждении произведённой оплаты за помощь: квитанцию или контрольно-кассовый чек. Больной может отказаться от предоставляемых услуг после заключения договора. При этом ему необходимо оплатить расходы, понесённые исполнителем.

В случае нарушения договора

Соответственно закону РФ «Об охране здоровья граждан» при ненадлежащем исполнении или неисполнении обязательств по договору потребитель должен обратиться к исполнителю с претензией. её необходимо выразить в письменном виде. В этом документе должно содержаться указание одного из требований, предусмотренных ФЗ «О защите прав потребителей». Законом права пациента защищены. Исполнитель, нарушивший договор, должен по требованию потребителя или безвозмездно исправить недостатки оказанной помощи, или уменьшить стоимость, или выполнить работу повторно, или возместить понесённые расходы по исправлению недостатков оказанной услуги. Если нарушены права пациента, в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан возместить в полном объёме ущерб, нанесённый его жизни или здоровью.

Контролирующие органы

Если нарушены права потребителя, он может направить жалобу в Департамент здравоохранения, контролирующий качество и безопасность оказываемых медицинских услуг. Кроме того, ему позволено обратиться в территориальные органы ФС по надзору в медицинской сфере и защиты прав потребителей, проводящих мониторинг качества и безопасности врачебной деятельности, а также местные отделы управления Роспотребнадзора.

О прохождении медосмотра

Согласно законодательству РФ, при поступлении на работу, а также периодически граждане должны проходить платный медосмотр. Прейскурант цен на услуги, не вошедшие в гарантированный перечень бесплатной медицинской помощи, должен быть помещён на всеобщее обозрение у регистратуры учреждения. Ввиду того, что профосмотры не охвачены системой медицинского страхования, работодателем заблаговременно заключается соответствующий договор с лечебным учреждением, уполномоченным проводить медосмотры. Оплата обследования целиком находится в ведении директора предприятия. В случае вынужденной оплаты соискателем, стоимость пройденных процедур возвращается ему при трудоустройстве.

Предоставление платных услуг организациям

Медицинские услуги для организаций предоставляются на платной основе. К ним относится комплекс по санитарно-гигиеническому и медицинскому обслуживанию коллектива той или иной компании:

  • проведение профосмотров сотрудников;
  • обеспечение составления программы производственного контроля;
  • проведение лабораторных исследований;
  • дезуслуги предприятиям.

Прохождение медосмотра в частной клинике (при получении или смене водительского удостоверения, лицензии на оружие, устройстве на работу, оформлении медицинской книжки) как одного человека, так и всего коллектива предприятия проводится качественно, быстро и сравнительно недорого. Дубликаты медицинских справок водителям не выдаются. Деньги не возвращаются в случае отказа в присвоении категории, отказа в допуске к получению лицензии на ношение оружия.

Частными медицинскими клиниками, в соответствии с Приказом МЗСР Российской Федерации (12.04.2011), проводятся медосмотры работников, занятых на вредном производстве. При оформлении личных санитарно-медицинских книжек приём людей проводится со всем комплексом необходимых дополнительных услуг. Сотрудниками частной клиники в кратчайшие сроки может быть разработана «Программа производственного контроля выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий». Они проводятся на предприятиях, соответственно требованиям санитарных норм.

Качественно и в сжатые сроки частными организациями проводятся также радиологические и лабораторные исследования воздуха, воды, почвы, продукции, измерение физических факторов: шума, вибрации, освещённости, микроклимата и т. п. А также дезинфекционные услуги в соответствии с системой менеджмента качества, определённой требованиями ГОСТа.

Заключение

Всё больше граждане РФ доверяют своё здоровье платной медицине. Проведение внимательного и тщательного осмотра больного, удобный сервис, повышенный комфорт обслуживания, возможность установления доверительных и тесных взаимоотношений между пациентом и врачом, высокий профессионализм специалистов и современное медицинское оснащение частных клиник делают такое лечение всё более популярным. Людям необходимо знать правила оказания платных медицинских услуг. Знакомство с ними поможет пациентам качественно поддержать здоровье и гарантированно защитить свои права.

Проходит публичные обсуждения важный для медицинского сообщества документ - проект Правил предоставления медицинскими организациями платных медуслуг. По мнению чиновников Минздрава, на сегодняшний момент некоторые медорганизации навязывают пациентам платные услуги, заменяя ими положенную бесплатную помощь. При этом, действующая нормативная правовая база не позволяет четко разграничить, какие услуги нужно оказывать бесплатно, а какие на возмездной основе. Под вопросом и размер стоимости медицинских услуг, которую государственные учреждения оказывают на платной основе.

Основные положения законопроекта

Изменения в правила, которые предлагают внести чиновники Минздрава, позволят:

  • четко разграничить условия оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – территориальные программы) и платных медицинских услуг
  • предотвратить замещение бесплатных медицинских услуг платными
  • ограничить необоснованный рост расходов граждан на платные медицинские услуги.
  • При определении тарифов на платные медицинские услуги предусматривать рентабельность затрат не более 20 процентов.
  • В перечень платных медуслуг отнести медицинское сопровождение пациента врачом или медсестрой при транспортировке к месту лечения, обследования, реабилитации и обратно. Но это не касается тех случаев, когда услуга оказывается, в рамках территориальной программы ОМС.
  • Разрешить размещать пациентов в маломестных палатах при отсутствии показаний, установленных Минздравом России.
  • Запретить оказывать любые платные медуслуги при оказании скорой медпомощи в экстренной и неотложной формах.

Как разграничить платные и бесплатные услуги

В настоящее время в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения платные медицинские услуги оказывают, используя как правило инфраструктуру и материально-техническую базу, приобретенную за бюджетные средства. При этом, она предназначена для оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Оказание платных медицинских услуг на оборудовании, в помещениях, с использованием расходных материалов, предназначенных для оказания бесплатных медицинских услуг, может приводить к замещению бесплатных медицинских услуг платными и увеличению времени ожидания пациентами оказания бесплатной медицинской помощи.

Часто медицинские работники одновременно задействованы при оказании платных и бесплатных приемов, в результате чего пациенты дольше ждут оказания бесплатной медицинской помощи.

Цель поправок в новых Правилах - разграничить условия оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ и платных медицинских услуг и предотвратить замещение бесплатных медицинских услуг платными.

Раздельный учет использования препаратов и расходников

Проблема платных и бесплатных услуг актуальна особенно для учреждений III уровня в субъектах РФ, а также для Федеральных специализированных медицинских учреждений, подведомственных различным министерствам и ведомствам РФ. В них практически все обследования и часть вмешательств проводят на платной основе ссылаясь на отсутствие объемов по территориальной программе или же за счет квот. При этом большая часть оборудования приобреталась и приобретается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. Так же основная заработная плата платиться за счет средств ОМС.

Справка . Медицинские организации третьего уровня – это организации, в структуре которых есть подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.

Для решения указанных проблем необходимо медицинским организациям вести раздельный учет и контроль использования лекарственных препаратов и расходных материалов при оказании медицинской помощи в рамках территориальных программ и платных медицинских услуг.

Бесплатная медицинская помощь сверх установленных объемов и платные услуги

В процессе обсуждения поправок медицинское сообщество указывает на необходимость разработать четкие критерии оказания платной медицинской помощи, особенно сверх установленных объемов в рамках территориальных программ оказания бесплатной медицинской помощи.

Ежегодное снижение объемов медицинской помощи в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждаемое постановлением Правительства РФ приводит к различного рода злоупотреблением со стороны лечебных учреждений.

Тем не менее, проект нормативного правового акта не предусматривает установления критериев оказания платной медицинской помощи в части оказания медицинской помощи сверх установленных объемов в рамках территориальных программ. Это связано с тем, что в течение года объемы медицинской помощи для медорганизаций могут корректироваться с учетом потребности населения и фактически выполненных объемов медицинской помощи.

Мнение медицинского сообщества

В Бюллетене Счетной палаты №2 2019 г. опубликован отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования в 2017 и 2018 годах и исполнения в 2017 году территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая их финансовое обеспечение».

В документе говорится о том, что отмечается рост кредиторской задолженности медицинских организаций по следующим регионам:

  • Москва,
  • Ульяновская область,
  • Ленинградская область,
  • Кировская область,
  • Удмуртская Республика,
  • Костромская область,
  • Республика Марий Эл.

Основные причины кредиторской задолженности:

  • недофинансирование Территориальных программ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ;
  • низкие тарифы ОМС, которые не покрывают реальных затрат на оказание медицинской помощи;
  • невыполнение объемов медицинской помощи;
  • применение штрафных санкций страховыми медицинскими организациями по результатам экспертизы качества медицинской помощи;
  • увеличение доли расходов на заработную плату в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • несоблюдение структуры расходования средств медицинских организаций, работающих в системе ОМС, в том числе в части превышения расходов на заработную плату;
  • рост цен на медикаменты и расходные материалы, продукты питания, горюче-смазочные материалы, увеличение тарифов на энергоресурсы.

Если устранить вышеназванные причины, то вносить изменения в Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» не придется.

В ходе обсуждения поправок специалисты высказали разные мнения о том, есть вообще необходимость в принятии поправок и изменений в положения вышеуказанного Постановления.

Были предложены другие способы решения проблемы :

  • убрать платные услуги из государственных и муниципальных медучреждений, так как они не решают финансовые проблемы медучреждений, а просто поддерживают в некотором плане материальное положение медработников;
  • увеличить бюджетное финансирование здравоохранения;
  • пересмотреть новую систему оплаты труда;
  • разобраться с финансами в здравоохранении, а именно сколько денег пришло, сколько ушло и куда ушло.

На этапе разработки поправок было представлено 19 предложений, из которых учли только 4, а 7 частично приняли к рассмотрению.

Руководителей медицинских учреждений и врачей приглашаем пройти семинар по системе НМО « ».