Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей. Природа и рукотворный мир Окружающий мир красота природная и рукотворная

Дудалова Екатерина
Урок «Природа и рукотворный мир»

План-конспект урока

Учитель : Наш с вами урок я хочу начать со стихотворения В. Кривошеева «Доброе утро» :

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться :

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и птицам.

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Давайте встанем ровненько, настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Так, молодцы! Присаживайтесь.

Учитель : Ребята, сегодня я на урок принесла с собой различные предметы. Ребята, попробуйте разделить эти предметы на две группы : с левой стороны стола расположите одну группу, а с правой стороны стола вторую группу. Итак, кто хочет попробовать?

(Обучающиеся предполагают, как разделить на группы, затем делят и раскладывают на столе две группы)

Объясните, почему вы именно так разделили? (Можно еще как-нибудь разделить)

(Обучающиеся : К первой группе относится природа , а ко второй то, что сделал человек своими руками).

Учитель : Молодцы! Вы правильно разделили предметы!

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке ? Кто сможет сформулировать тему нашего урока ?

(Обучающиеся : Тема нашего урока «Природа и рукотворный мир » .)

Учитель : Абсолютно верно. Ребята, мы с вами определили тему нашего урока , давайте теперь попробуем определить задачи нашего урока . Что вам будет интересно узнать? (Мотивировать вопросами)

Учитель : Ребята, давайте посмотрим вокруг. Назовите мне предметы, которые нас окружают в классе? Так, что из названных предметов можно отнести к природе ? Так. Ребята, а как вы понимаете слово «природа » ? Что это?

Учащиеся : (Предполагают и дают определение) Природа - это то , что нас окружает, не созданное человеком.

Учитель : Так, молодец! Кто еще как думает? Смелее ребята! Проверим свои предположения. Я вывела на экран определение природы . Кто хочет озвучить нам его? Итак, ребята, ваши предположения оказались верны (или неверны) .

природа . Теперь скажите, какая бывает природа ? Ребята, почему, есть живая и неживая природа , по каким признакам можно отличить живую природу от неживой природы ? (Движение, рост, питание, размножение, смерть) .

Ребята, давайте выполним задание на определение живой и неживой природы . На слайде я разместила картинки, а перед вами лежит листочек, на котором написано «Природа » и разделено на живую и неживую природу . Объединитесь в пары, подпишите свои фамилии. Определите и запишите те предметы, которые относятся к живой природе , и те предметы, которые относятся к неживой природе . (Пройти по рядам, смотреть) . Как обменяться?*

Ребята, теперь я предлагаю Вам обменяться своими работами по партам и проверить друг друга. (Критерии оценивания) . В конце урока сдадите мне свои работы, чтобы я выставила оценки.

Ребята, мы с вами определили, что есть живая и неживая природа , а как вы думаете, есть ли между ними связь? Влияет ли неживая природа на живую ? Если да, то как? Сможете привести пример? *Солнце служит источником тепла и света для всего живого. Осенью оно поднимается над землей не так высоко, как летом. Чем ближе к зиме, тем ниже Солнце. Продолжительность дня уменьшается, холодает. Все меньше тепла и света достается Земле. *

Давайте теперь поговорим о рукотворном мире . Ребята, как вы понимаете словосочетание «рукотворный мир » ? Почему «рукотворный » ? Как образовано это слово? Какие слова спрятались с этом слове?

Так, давайте теперь сформулируем определение : «Что такое рукотворный мир

Ребята, мы с вами выяснили, что такое «рукотворный мир » , теперь давайте выполним задание : перед вами листочек, на котором представлены объекты природного и рукотворного мира . Подумайте, какая может быть связь между этими объектами, и составьте пары. Подпишите цифру объекта рукотворного мира к объекту природы или соедините стрелочками. (Пройти, посмотреть)

Давайте проверим, что у вас получилось. (Проверить со слайдом)

Ребята, теперь выполните самостоятельную работу : перед вами лежит табличка, которую нужно заполнить предметами, которые относятся к природе и к рукотворному миру , опираясь на описание : Например, светит : солнце (относится к природе , лампочка (относится к рукотворному миру ) . Все справились? Или кто-то затрудняется?

Ребята, кто хочет показать заполненную табличку и рассказать, какие примеры вписал? Смелее! (Поставить оценку)

Ребята, хотели бы попробовать превратить объект природы в объект рукотворного мира ?

Для работы нам понадобятся следующие материалы :

Семена тыквы;

Пластилин;

Тонкие веточки;

Немного фантазии и усидчивости.

Процесс изготовления цветов следующий :

Из пластилина скатываем шарик и формируем серединку цветка. Закрепляем его на веточке. Далее на серединке фиксируем семена тыквы, формируя цветок

Ребята, мы с вами увидели, как можно природные объекты превратить в рукотворный мир .

Ребята, превращая природный мир в рукотворный , мы должны помнить одно важное правило. Как вы думаете какое? («Не навреди» )

Давайте поговорим о нашем отношении к природе : Рассмотрите рисунке на слайде и скажите, правильно ли себя ведут ребята? Объясните, почему? Опираясь на рисунки, сформулируйте и запишите на листочек правила бережного отношения к природе .

Учитель : Ребята, вы большие молодцы! Справились с заданием! Наш урок подошел к концу ! Спасибо за урок !

Публикации по теме:

Интеграция: ребенок и окружающий мир, экология, речевое общение, родная природа. ИНТЕГРАЦИЯ: ребенок и окружающий мир, экология, речевое общение, родная природа. старший дошкольный возраст Тема: «Мой родной край» Цель:.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Рукотворный мир» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание» (формирование целостной картины мира). Виды детской деятельности:.

«Урок доброты». Конспект занятия в старшей группе по программе «Добрый мир» Конспект занятия в старшей группе по программе "Добрый мир" на тему: "Урок доброты". Цель:духовно- нравственное развитие ребёнка в контексте.

КВН для родителей и детей «Мир вокруг нас. Животный и растительный мир» КВН «Мир вокруг нас» Цель: актуализировать знания родителей и детей о животном и растительном мире Ведущая: - Здравствуйте, дети! Здравствуйте,.

Мир, окружающий ребенка - это прежде всего, мир природы. " Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

1. Подчеркни зелёным карандашом объекты природы, а красным - предметы рукотворного мира.

2. Подумай, как составить пары из этих рисунков. Соедини парные рисунки линиями.
Дополни рисунки, придумав свою пару.

3. Наш друг Попугай любит всё, что светит, гремит, блестит, плавает или летает. Он предлагает тебе заполнить таблицу.

4. Приведите примеры (напишите не менее трёх в каждом пункте). Не повторяйте того, что уже написано в таблице!

1) Объекты природы: море, горы, лес
2) Предметы рукотворного мира: машины, мебель, посуда

5. Проведите игру-соревнование: кто назовёт больше объектов природы. Следуйте правилу: тот, кто ошибётся (назовёт предмет рукотворного мира), выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой, следуя тому же правилу.

Объекты природы: камни, солнце, небо, радуга, насекомые, люди, растения, животные, рыбы, бактерии, микробы, вода, планеты, горы, железо, бронза, золото, алюминий, огонь, гроза, лава, песок, валун, скала, холм, пещера, астероид, звезда, комета, снежинка, сугроб, лед, ледник, лужа, море, океан, воздух, грибы, птицы, рыбы, звери и т.д.

ТЕМА: ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР

(экскурсия)

Цели: 1. учить находить взаимосвязи живой и неживой природы; 2.формировать представление об отношении людей к окружающему миру.3 воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Какие книги о природе вы читали? Что вам больше всего по­нравилось, что заинтересовало вас? Что нового узнали?

П. Экскурсия.

Посмотрите вокруг: какое великолепие красок нас окружает! -Перечислите всё, что относится к природе. (Дерево, куст,

трава, ворона, камень, солнце.)

    Вы много назвали предметов. Природа - это всё, что не сде­лано руками человека. Всё, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Какие? (Живая и неживая природа.)

    Назовите предметы неживой природы. (Ветер, дождь, солнце.)

    Подставьте щёчки к солнышку. Что вы чувствуете? (Немного тепла.)

    А как светило солнце летом? (Оно светило ярко, поэтому бы­ ло жарко.)

    Посмотрите на небо. Что вы там видите?

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

    Часто ли вы видели облака, плывущие по летнему небу? (Редко.)

Какие облака вы видите осенью? (Серые.)

Отгадайте загадку.

Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. (Ветер.)

Ветер стал дуть сильнее, сгибает деревья.

Какие изменения с приходом осени происходят в неживой природе? (Солнце светит и греет слабее, по небу плывут серые облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становится про­хладнее.)

Посмотрите на небо. Что вы видите? (Облака, солнце.)

А почему вы не видите звёзды? (Солнце яркое, поэтому звёзд не видно.)

    Что придёт на смену солнцу? (Луна или месяц.)

    Что происходит в природе с наступлением ночи?

Ш. Работа по учебнику (с. 14-15).

    Можно ли отнести к природе то, что сделано руками челове­ка? (Нет.)

    Что такое природа? (Природа Щ это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)

На какие две группы делят природу? (На живую и неживую.) На доске записаны две группы предметов.

Назовите представителей двух групп, а также как можно больше признаков, которыми они отличаются.

Живая природа Неживая природа Рукотворный мир

Растения, животные, Воздух, песок, камни, Города, храмы, па-
бабочки, насекомые, вода, солнце, земля и мятники и т. д.
и т. д. т. д.

Представители живой природы питаются, растут, приносят потомство, умирают. А представители неживой природы не обла­дают этими признаками. К какой группе относится человек? (Часть живой природы. Он относится к миру животных.)

IV. Работа по тетради (с. 5, задания 1,2).

Как вы думаете, влияет ли неживая природа на живую? (Жи­вым организмам необходимы кислород для дыхания, а также сол­ печное тепло, вода для питания растений, являющихся пищей для живы* организмов.)

Прочитайте первый абзац на с. 16.

Рассмотрите рисунки и расскажите, каким может быть отно­шение человека к себе, к другим людям, к природе, к рукотворному миру.

    Ответьте на вопросы на с. 17. IV. Итог урока.

    Как связаны неживая и живая природа?

Домашнее задание: учебник, с. 14-17; рабочая тетрадь, с. 6, задания 3,4.

Конспект урока технологии.
Дата проведения___________.
Тема:
Руко­творный и природ­ный мир города и села .
Цель:
Познакомить с новым учебником, его особенностями, раскрыть содержание понятий «технология», «условные обозначения», познакомиться с условными обозначениями, дать представление о связи человека с природой и предметным миром.

Тип урока: Урок откры­тия нового знания.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся наблюдать связи человека с природой и предметным миром.

Познавательные: осознавать познаватель­ную задачу; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в форме тек­ста и иллюстраций в учебнике.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: соблюдать правила рече­вого поведения; делиться своими размыш­лениями, впечатлениями.

Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; по­нимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Формирование жела­ния выполнять учеб­ные действия, приоб­ретать новые знания; проявлять интерес к содержанию пред­мета технологии; развитие мотивов учебной деятельно­сти; формирование личностного смысла учения, бережного отношения к окру­жающему миру

Ход урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово:

    - Ребята, у вас на парте ещё один новый учебник.
    - Кто прочитает его название?

Правильно, это учебник по технологии.

О чем нам может рассказать обложка учебника? Глядя на иллюстрации предположите, чем мы будем заниматься на уроках технологии.

- (после ответов детей) На уроках мы будем знакомиться с материалами и инструментами, узнаем их свойства, будем осваивать простейшие технологические приемы.

Этот учебник составили для вас Лутцева Елена Андреевна И Зуева Татьяна Петровна.
- откройте 3 страницу учебника. Послушайте обращение авторов учебника к школьникам. (Чтение текста «Дорогой друг!»

Коллективная работа: знакомство с новым предметом, учебником и с системой условных обозначений (учебник, с. 4).

    Мотивация и целеполагание.

Демонстрация предметов и предметных картинок.

Что мы видим вокруг себя? (Ответы детей ).

Всё, что вы назвали можно разделить на 2 группы. Как вы думаете, на какие?
(предположения детей)

Ответ на этот вопрос мы найдём в названии темы урока. Откроем учебник, прочитаем название темы, целевые установки.

Прогнозирование содержания раздела «Природная мастерская» (учебник, с . 5).
- Кто изображён на с.5? (Это мастер-бобёр).
-
Вместе с ним ты узнаешь:

    Какие материалы использует мастер в природной мастерской;

    Что можно сделать из этих материалов;

При помощи каких инструментов мастер изготовляет изделия.

Физкультминутка (Музыкальная).

    Актуализация знаний и умений.

Работа с учебником на с.6-7.

Р ассматривание фотографий в учебнике, учебный диалог.

- Что вы видите на фотографии? (Город, телевышка, фонари, машины, горы, дома, деревья).
-Что запечатлено на следующей фотографии? (Село, деревня, лошади, дома, электрические опоры, стог сена, трактор, лес, деревья).


Постановка проблемной ситуации.
- Найдите на фотографиях всё то, что создано природой.
- Теперь перечислите то, что создано человеком.

(Дают ответы и объясняют свои предположения).

    Освоение нового содержания и его применение.

Слово учителя:

Человек создает предметы, продукты, необходимые для его существования. Все окружающие нас вещи сделаны из материалов и с помощью инструментов. Все необходимое для своей жизни люди производят, изменяя и преобразовывая то, что дает им природа, с помощью определенного способа действий - технологии. Технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Современный человек может сделать самые разнообразные вещи!

Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждет

Бьет копытом у ворот,

(Повороты туловища вправо-влево,
ноги на ширине плеч)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

(Наклоны головы вправо-влево)

Быстро на седло вскочу.

(Приседания)

Не поеду - полечу.

Цок-цок-цок-цок.

(Поочередное высокое поднятие колен
с одновременным цоканьем языком)

Там за дальнею рекой

Помашу я всем рукой.

5. Закрепление и обобщение материала.

    Игра «Ру­котворное - природное» (учебник с.7);
    (Две команды называют объекты рукотворного и природного мира. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок).

    Дидактическая игра «Мир природный – мир рукотворный».
    (
    Работа в группах: дети получают конверты с предметными картинками. Задание: найди лишний предмет, объясни его происхождение).

    Подведение итогов.

Какие задания на уроке вам были интересными?

Какие условные обозначения учебника (знаки-помощники) вы запомнили?

Чему можно научиться на уроках технологии?

Мир, который нас окружает, прекрасен и неповторим. Есть такая песня: "Как прекрасен этот мир, посмотри!". Было бы очень хорошо сохранить всю эту неповторимую красоту. Хочется, чтобы люди будущих поколений любовались красотами природы так же, как и мы.

Природа и рукотворный мир

Если осмотреться вокруг, можно увидеть много интересного. Зеленый лес, голубые облака, собака за забором - все это можно отнести к природе. Естественная природа существовала давно и еще долго будет существовать. Человек тоже относится к природе. Рукотворным миром называют все то, что создано людьми. Человечество воздействует на природу, создавая различные предметы рукотворного мира: машины, приборы, дома, заводы.

Появление рукотворного мира

Естественный мир был создан давным-давно. Человек, поселившийся здесь, в силу своей любознательности, жажды творчества и желания усовершенствовать свой мир начал создавать свои рукотворные произведения. Сначала простую палку он превратил в орудие. Заострив ее конец, он получил оружие. С тех пор так и пошло - человек совершенствовал старые и создавал новые предметы, все больше погружаясь в мир вещей - рукотворный мир.

И чем больше он создавал новых предметов рукотворного мира, тем дальше отдалялся от естественной природы. Примерами рукотворного мира могут служить:

  • построенные асфальтированные дороги, с помощью которых появляется возможность быстро и удобно перемещаться. Они заменили человеку зеленые тропинки;
  • стены домов, которые укрыли от холодов, ветров и дождей, но они же отгородили людей от природы;
  • изобретенная одежда сделала жизнь человека комфортной, но изолировала человека от влияния природных явлений;
  • обувь обеспечила удобство при ходьбе, но она отделила человека от земли;
  • при обработке натуральных продуктов огнем человек получил множество вкусных и разнообразных блюд, но применение жареных и соленых блюд пагубно сказалось на работе пищеварительной системы.

Как взаимодействуют природный мир и рукотворный мир

Природа и рукотворный мир находятся в постоянном взаимодействии. У природного мира есть замечательное качество: он может развиваться и восстанавливаться, а рукотворный мир может только разрушать. Естественная природа сможет прожить без вмешательства человека, а человек без природы никогда не проживет.

Понимая это, человек постоянно вел борьбу с природой. Итог этой борьбы плачевный: уничтожены тысячи животных и растений, появился очень важный документ - Красная книга, где перечислены очень редкие экземпляры флоры и фауны, встретиться с которыми людям практически невозможно

Рукотворный мир все больше и больше вытесняет природу. Современные люди так далеки от природы, что контактируют с ней очень редко, а дети о зайцах и колокольчиках узнают из телевизоров.

Человечество постоянно производит мусор, загрязняя все на планете: поверхность земли, океанские просторы и воздушное пространство. Дошло до того, что появилась проблема засорения космоса!

Результат взаимодействия природы и рукотворного мира

Все чаще появляются тревожные сообщения о том, что люди, которые будут жить в следующем тысячелетии, не смогут увидеть, как цветут цветы, и не услышат, как журчит прозрачный ручей.

Им не суждено будет узнать, что их предки в угоду научно-техническому процессу, не задумываясь о будущем, истребляли леса, загрязняли реки, накапливали радиоактивные отходы. Сейчас собралось так много экологических проблем, что стоит вопрос выживания человеческого социума. И эту проблему необходимо решать не только россиянам.

Важно помнить, что баланс в дикой природе идеален. И ей не надо помогать, она может обеспечить себя самостоятельно. А вмешательство в природу очень часто приносит неожиданные результаты. Когда в Австралии начали сажать колючие изгороди, не предполагали, что эти "колючки" окажутся такими живучими и заполонят все свободные поверхности.

Люди постоянно пытались "усовершенствовать" природу: осушали болота, поворачивали реки вспять, строили плотины. По прошествии многих лет стало понятно, что природные ресурсы использовались безграмотно, их надо беречь и уважительно относиться к природе.

Чтобы добиться результатов в решении экологической проблемы, необходимо начать прививать младшему поколению бережное и грамотное отношение к окружающему миру, чтобы они жили в согласии с законами природы.