Сообщение земля наш общий дом. Эссе на тему: "Земля - наш общий дом"

Описание темы: Чтобы донести покупки от магазина до дома, пластиковый пакет используется 20 минут, а чтобы природе его переработать потребуется 400 лет.

Так что сочинение будет по теме: Об экологии и бережном отношении к природе, а именно, пересмотр отношения всех людей к нашей планете, которая является для всех единой и родной.

"Нужно быть мудрее, а не моднее"

Наша земля — уникальная планета во вселенной, единственный наш дом. Каждый человек должен заботиться об окружающей среде и не надеяться на другого. Это, как помыть за собой посуду, должно войти в привычку.

Экология Земли с каждым днем страдает сильнее и сильнее. Строятся новые заводы, появляется все больше автомобилей на дорогах, запускаются ракеты и спутники. Это приводит к загрязнению воздуха, глобальному потеплению, таянию ледников, появляются озоновые дыры. Вымирают целые виды животных из-за вырубки лесов, многие водные млекопитающие и рыбы давно находятся под угрозой исчезновения из-за загрязнения водоемов, ведь многие автолюбители экономят на автомойках и моют своих железных коней в природных источниках, используя бытовую химию.

В больших городах люди страдают заболеваниями дыхательных путей из-за плохой экологии. За чертой города вырастают кучи мусора, потому что пакеты и бутылки не перерабатываются, а выбрасываются. Такие «мелочи», о которых мы не думаем, приводят к размножению грызунов и появлению новых болезней, которые потом они приносят в города.

Чтобы защитить нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя. В первую очередь, должно быть бережное отношение к природе, растениям, которые дают нам воздух. Не стоит загрязнять города мелким мусором, который не сложно донести до урны, бросать вдоль тротуаров окурки, бумажки от конфет, пробки от бутылок.

Если каждый заглянет в себя и вспомнит, сколько вреда он причинил природе, а после этого постарается быть мудрее и заботливее, то наша «Голубая планета» просуществует на сотни лет дольше, вместе с нашими правнуками и их потомками.

Эссе «Земля – наш общий дом». Ода Земле.


Цель статьи: обратить внимание школьников и преподавателей на важность экологического образования и воспитания подрастающего поколения, т. к. экология является научной основой для поиска решения экологических проблем на нашей планете.
Описание материала : литературное авторское произведение, предназначенное для проведения уроков (в части урока – мотивация изучения учебного материала) по биологии по темам «Рациональное использование природных ресурсов», «Основы рационального природопользования» в разделе «Основы экологии» в 9 и 11–х классах. Данный материал будет полезен преподавателям биологии, географии на уроках экологии, биологии, географии и краеведения, а также при проведении внеклассных мероприятий, классных часов и бесед на экологические темы.


Человеку пока не суждено понять, что Земля – это уникальное творение Вселенной, что это планета, летящая с огромной скоростью в пространстве по своей заданной траектории, живущая и работающая по законам мироздания, и есть наш общий Дом.
Человек, обычный человек, сидящий в своей тихой уютной квартире, вряд ли может, а вернее сказать, никогда не сможет понять, представить и оценить этого Чуда! Он просто-напросто отгородился от Земли искусственно созданным миром, спрятался от всех проблем за стеной благополучия.
Почувствовать и понять, что Земля огромна и могущественна, что её силы как планеты величественны, человек, а, вернее, человечек, такой маленький и ничтожный по своим размерам и силам, может только в одном месте – в горах, в огромных возвышающихся до небес Горах, чьи водопады низвергают вниз миллионы литров воды. Только в природе – девственной и нетронутой, непроходимой в своих лесах, горах и топях, он может осознать хрупкость человеческой жизни и признать свою полную зависимость от глобальных событий на планете.
Сейчас очень много говорится об экологии и экологических проблемах, но как трудно на деле решить хотя бы одну из них. Призвать человека сохранить Землю – свой дом от разрушения, иногда кажется настолько невозможным, насколько невозможно представить себе варвара, благоговейно застывшего перед мраморной статуей великого римского скульптора и не разбившего её.
Я думаю, что прежде, чем призывать человека к сохранению своего общего Дома, необходимо, чтобы он осознал и принял мысль о том, насколько сильно Человек зависит от состояния планеты – своего Дома. Надо, чтобы он почувствовал на себе, ощутил на своей шкуре, что «Дисгармония в доме – и жизни спокойной Человеку не видать!»
Ведь наша планета – живая система, космическое тело. Не хочу произносить слово «организм»: это принижает суть планеты, не даёт нам понять глубину, мощь и глобальность её существования. Планета – наш Дом – поглощает и отдаёт (энергию космоса), рождает и разрушает (живые организмы и все тела), она бесконечно огромна для нас и бесконечно мала в пространстве Вселенной. Она являет нам свою сумасшедшую мощь и ничтожность перед мириадами звёзд Млечного пути. Она – сурова к одиноким путникам и так беззащитна перед астероидами.
Земля – это наша мать по сути своей: и химической, и физической и биологической. Наше прибежище во Вселенной, наш Дом - сражающийся с нами и за нас, спасающий и дающий, принимающий наши бренные тела на исходе жизни. Это – наш Дом!!!
Благословите Землю – родину, мать и дом! Сохраните её на века и миллионы лет!
Я хочу обратиться к Земле:
«Живи, Планета! Живи, мой Дом!
Живи и процветай, живи и дай мне силы жить вместе с тобой!"
Эти слова могли бы стать для каждого из нас своеобразным кредо, показывающим наше отношение к Земле.
Я призываю: уважать Землю, как уважают и не предают свою Мать!
Её надо Восхвалять и Любить!
Надо следовать принципам и заповедям:
– Сначала возлюби, а потом познай!
– Сначала признай величие и мощь, и никогда не смей уничтожать её покровы, части и структуры.
– Пользуйся в меру её богатствами и распределяй всё поровну меж нами – людьми.
Земля…Она молчаливая и незаметная для человека, спрятавшегося в маленьких коробочках своих городов, но в полный голос кричащая в торнадо и цунами, разрывающая свою поверхность толчками землетрясений и извергающимися вулканами, предупреждающая о боли, страдающая от взрывов бомб и испытаний, от глумления над её недрами, униженная алчностью и презрением ничтожных соискателей её богатств.
Я обращаюсь к вам, Люди!
Верните себе свой Дом и перестаньте его уничтожать!
Обретите себя в своём доме!
Ведь сначала была Земля! и только потом… пришёл Человек!

Творческая работа

Эссе «НАШ ДОМ-ЗЕМЛЯ»

Выполнила: Крейда Валерия Евгеньевна,

ученица 10 класс

МАОУ Банниковская СОШ

Филиал Партизанская СОШ

п.Партизан

2016 г.

«Наш дом- Земля»

Человек и Земля... Произношу эти слова и сразу чувствую, как что-то екнуло в груди.

Жизнь человека неразрывно связана с родной природой, с землей. Земля – это наша кормилица. Человек живет и трудится на ней, делит с ней радость и горе.

Для многих из нас понятие Земля связана с домом, с родными, с речкой, где прошло детство. Мамины руки, игрушки, сказки, улица, трава, лес, облака в небе и многое-многое другое – это наше первое представление о родной земле, о сложном огромном мире. Мы – хозяева земли, хозяева всего живого, прекрасного, что украшает нашу жизнь. Но если мы хозяева, то должны быть и защитниками земли, потому что нельзя только владеть, не платя за добро добром.

Очень болезненно почему-то становится от того, что понимаешь, насколько люди забросили Землю, отдали ее на растерзание всем возможным «вредителям» - атомным станциям, коварным нитратам, бездушным заводам... Куда не бросишь взгляд - везде видишь заброшенные поля, разрушенные хижины по селам, пересыхающие реки и даже целые моря. Всюду гибнут рыба и животные, исчезают с лица земли растения, куда-то исчезает чистый воздух. И льют на землю кислотные дожди, и появляются новые озоновые дыры, и растут почему-то очень большие клубники или картофель. Наша планета словно натянула на себя страшную маску, в которой и сама себя чувствует неловко, да и нам от этого не очень хорошо.

Сколько земля пережила вместе с человеком радости и сколько боли доставляют ей бездушные люди, творящие недобрые дела! Все может родная земля сделать для человека. Она может накормить хлебом, напоить чистой водой, удивить своей красотой. Вот только защитить она себя не может. Защита родной земли – это святая обязанность всех. Человек– часть природы. Никогда не нужно забывать, что человек должен заботиться обо всем на свете. Сегодня одной из важных проблем является угроза экологической катастрофы.

Свои равнодушие и разгильдяйство мы оправдываем занятостью, близорукостью и еще многими причинами, которые понятны только нам, и отнюдь не нашей природе. Мы только начинаем возмущаться, когда с каждым годом становится все меньше мест для отдыха, потому что загрязняются реки, озера и моря. Вот тогда и начинает кипеть в нас пробужденный общественная совесть - теперь нигде уже покачаться на волнах! Мы возмущаемся, когда исчезают места для рыбалки, ибо в знакомую с детства реку местный завод решил слить весь хлам, почему-то совершенно забыв о очистительные сооружения. Но ведь сами все чаще забываем потушить костер в лесу, через который потом выгорает большинство зеленых насаждений, выливаем на себя все большее количество дезодорантов, что с годами уменьшают озоновый слой, опаливаем, опаливаем, опаливаем, не обращая внимания на предостережение: «Минздрав предупреждает...», и, пожалуй, в последний раз, ибо больше уже не будет кого-то из двух: или тебя, или нашей планеты.

Люди, очнитесь, оглянитесь вокруг: наша планета гибнет! Она кричит об этом, потому что хочет жить, чтобы дарить вам свою любовь, свое тепло, свою воду, свой кислород... Услышьте ее, откликнитесь на ее отчаянное мольбы, сделайте что-нибудь! Будьте хозяевами своей судьбы, настоящими продолжателями своего рода! Перестаньте уничтожать все живое, ибо тем самым вы своими руками уничтожаете самих себя.

Природа и Родина, земля и человек, его богатства неразрывны.

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма...

Внемлите, люди, слову моему

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Каждый из нас должен быть не только хозяином земли, но и верным другом природы. Человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной.

Отношение к природе – один из показателей культуры, воспитанности человека. Каждый обязан заботиться о природе и окружающей среде. Человек и природа связаны друг с другом. Разумное участие человека в жизни природы полезно как человеку, так и природе. Мы должны помнить, что чистые реки и богатые леса, звери и птицы, плодородная почва и чистая вода нужна не только нам, живущим в ХХI веке.

Наша задача – сберечь богатства природы для будущего. Потребительского, бездумного отношения к природе не простят нам будущие потомки. Каждый должен задуматься о том, что природу можно спасти только тогда, когда осознаем простую истину: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

Хочу закончить свое сочинение стихами

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

ЖУРНАЛ

индивидуальной работы

по русскому языку

9 класс

Аникин Виктор, Садвакасов Ержан

ЖУРНАЛ

индивидуальной работы

по русскому языку

9 класс

Коркина Ольга, Легонькова Марина

ЖУРНАЛ

индивидуальной работы

по русскому языку

11 класс

Гиберлай Константин

ЖУРНАЛ

индивидуальной работы

по русскому языку

11 класс

Исабеков Азамат, Чернышова Валерия

Эссе « Земля — наш общий дом»

Трусов Артур. 10 класс.

Что может быть лучше, чем созерцать на берегу реки закат солнца? Сложный вопрос. Каждый, смотря туда, вдаль, видит что-то свое. Что-то, что так любо и дорого.

Наблюдение за природой делает людей на порядок более умиротворенными. Недаром ходит из уст в уста известное выражение про огонь и воду: огонь и вода - такие же равноправные части природы, как та же река и закат солнца. Созерцая первозданную красоту, человек невольно начинает размышлять о чем-то отдаленном и высоком. Не смотри человек на звезды, не появилось бы ни астрономии, ни космических кораблей. Удивительно! Природа - настоящий кладезь мыслей и идей. Что самое важное - этот источник, фактически, неиссякаем. Впрочем, природа бывает не только лишь восторженно-добродушной. Человек, особенно в наши дни, часто забывается. Многие из нас уже давным-давно отделились от этой «природы» с характерной брюзгливостью: там грязно и мерзко. Однако люди - не боги, а всего лишь такие же, как и все, дети природы. И, как хорошая мать, природа может быть строгой. В сравнении с историей всей Земли история человечества - простой пшик, секунда. Да что такое этот человек? Букашка! Мы можем все сгинуть буквально в один миг, но считаем себя королями мира. Забавно, не правда ли? Однако мы до сих пор живы и все еще мним себя великими. Быть может, это кому-нибудь нужно? Быть может, это все неспроста? Кто знает! Однако пока что нам, людям, дается шанс жить. Это наше право и наша обязанность. Не прекрасно ли это? Ведь мы обязанны исполнять то, в чем привелегированы! Не в том ли весь смысл жизни, чтобы просто жить? Ведь жизнь, как часть природы, прекрасна.

Однако мы не только лишь дети природы в контексте всей нашей планеты. Мы - часть нашей маленькой, местной природы. Нашей страны. Нашего города. Нашего дома. Нашей семьи. Осознание большого приходит через малое. Природа - все то, что нас окружает. Сами мы - природа. От осознания этой мысли приходишь в подлинный восторг: все мы - что-то единое, целое и такое хорошое.

Вместе с тем, не стоит забывать о нашей ответственности перед мирозданием. Наш мир - это наш дом. И, к сожалению, или к счастью, но именно нам суждено решать, каким он будет: милым и уютным или же пустым и безжизненным. Это ужасно, но во власти человека даже есть возможность уничтожить собственную планету. Парочка ядерных ракет сделают все за нас: после не будет уже совсем ничего. Ни дома, ни речки, ни заката, ни нас самих. Мрачная картина. А я люблю свой дом, свою Родину, свой мир. Я люблю свою страну. Я люблю свой родной город. Каждое лето я провожу на даче в пригороде. Именно там, сидя на берегу Волги, я впервые осознал, что значит - любить свой дом. Чтобы защитить свой дом нужно быть хорошим гражданином. Для того, чтобы быть хорошим гражданином, необходимо быть человеком. Для того, чтобы быть человеком, нужно понимать, что ты - лишь часть чего-то большего. К сожалению, многие люди не понимают ценности и хрупкости мира, что их окружает. Возможно, их время еще не пришло. Остается только надеяться, что они дойдут до осознания этого факта сами и вовремя. Я этого очень жду .

What can be better then sitting in front of the river and watching a nice picture of sunset? It"s difficult to answer this question. Everybody can find something personal in the nature. We love it, but each of us do it special.

Nature makes us calm and patient. It gives us so much themes to think them over. Nature is an essential source of thoughts and ideas. Mother-nature is unique and ideal. But nature can be hard and even violent with us in cases we forget the fact that we are just a part of it. Wild, strong, it can destroy the whole humanity in a second. When we compare our history with history of Earth we will see that the time of humanity is the only one second for our planet. We are not the kings, the lords of nature. We are just its bad children. It seems fun, isn"t it? But we are still alive. It can mean the only one thing: our world still needs us. So we can and have to live. It is our right and our duty. As for me it"s wonderful. The main aim of our life is just to live, because the life is beauty. The life is beauty because of it"s a part of nature.

And we are not only the parts of nature in such a global meaning. We are the part of our local nature, of our small home. My country, my town, my house is my home. My family is my home. And wild nature outdoors is my home too. And the only one thing I can do is to feel rapture being a part of such a huge life machine. I want it will be ideal.

Our world is our home. And we are responsible for him because we have a power to destroy it. It might be a cozy, nice house. Or it might be a lifeless desert. I"m scared of thought that we have so much power. It"s terrible. A few small nuclear missiles can exterminate our planet. These rockets have an opportunity to destroy our home, our nice river, our sunset and us ourselves. I do love my home. I do love Yaroslavl. I spend every my summer in the village near the city. There I have felt for the first time that I"m a part of this village, of Yaroslavl, of Russia and of the whole world. When I want to protect these things I have to be a nice citizen, nice child of nature, nice human. It"s a pitty that there live some people which can"t understand what is written there. I hope they will do it in time. I wish.

1.Земля - наш общий дом

Я верю, что жизнь едина и мир един.Всепроблемы среды обитания тесно переплетены. Демографический взрыв, нищета, невежество, боезни, загрязнение планеты,накопление ядерного оружия, биологические и химические способы массовогоуничтожения - всё это составляет единый прочный круг. Каждая из этих проблемважна и требует неотложного решения, но решать их поочерёдно - пустое дело.

Индира Ганди.

1.1. Космический корабль Земля

В последниедесятилетие 20 века человечество усиленно ищет пути к сохранению и развитиюсвоего уникального жилища - планеты Земля с её живой природой.

В 60-х годах среди специалистов в области ракетно-космической техникиродилось образное выражение - «космический корабль Земля». 4,5 млрд.лет сначала " в автоматическом режиме", а потом с экипажем, которыйсегодня превышает 5 млрд. человек, «космический корабль Земля» совершает витки вокруг Солнца.«Корабль хорошо оснащён и отлаженприродой.Сама жизнь превратила бескислородную атмосферу первичной Земли вкислородную, пригодную для дыхания нынешних высокоразвитых существ. В»грузовых отсеках", недрах планеты, имеются значительные запасынеобходимых веществ - полезных ископаемых, пока ещё не иссякших, но невозобнолёных.

Итак, Земля комфортная, разумно организованная и приспособленная к жизнипланета, где сочетаются лучшие образцы природы и лучшие образцы техники, гдебережно собирается энергия Солнца, ветра, вод, недр - вот тот идеал Земли,который представляется нам. Но человек в отличие от мира природы всё строит позаконам и идеалам красоты, нередко посягая на природу или даже просто обедняяеё.

Вот уже не одно десятилетие не только учёных, но и мировуюобщественность не перестают тревожить симптомы неблагополучия в отношенияхмежду человечеством и природой.

1.2. Время быть мудрым

Хозяйственная деятельность человека на планете приобретает черты стихийногобедствия. Если в 70-е годы наблюдалась просто нарастающая озабоченностьсостояния природной среды, то в 80-е годы стало очевидным, что человекунедостаёт глубоких экологических знаний, чтобы разумно действовать в системеприроды в новых измерениях, возникавших из-за огромного роста промышленности игородов, умножения средств связи и коммуникаций. В самом деле, признакиглобального экологического кризиса обширны. Это и загрязнение Мирового океанаи атмосферы, наступление пустынь, обезлесение, исчезновение с лика Земли целыхживых видов. Люди получили технологическую возможность видеть из космоса окотайфуна, зарождение урагана, огни и дым лесных пожаров сразу по всей планете,шлейфы пыли от промышленных центров, тянущиеся, как кометные хвосты. Поистинеживая природа и огромна, и легко ранима!

Но экологическая злободневность не растворяется в дали времён. Время бытьмудрым - сегодня. Завтра будет поздно, ибо человек экологически необразованныйможет неосознанно ввести в действие такие природные механизмы, которые ужесами, без посредства человека и вопреки ему, доведут до конца процессыдеградации мира природы.

Сегодня экология перестала быть частью одной лишь биологии. Больше того,она выросла за рамки научного понятия и стала обозначением тревог и заботкаждого государства.

Экология в нынешнее время - средоточение многих проблем и перекрёстокмногих путей от прошлого к будущему. Человечество размышляет.

Итак, что же такое экология?

2.Экология как наука о взаимодействии человека

с окружающей природой Земли

Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местоприбывание и… логия - наука, знание, учение), - наука о взаимоотношениях организмов между собой и сокружающей средой. Современная экология изучает так же проблемы взаимодействиячеловека и биосферы.

2.1. Зарождение и развитие экологии

Термин «экология» предложил в 1866 году немецкий зоологЭ.Геккель, определив экологию как «общую науку об отношениях организмов кокружающей среде...»

Предыстория экологии восходит к трудам философов Древней Греции и рима.Ценные экологические наблюдения содержатся в работах естествоиспытателей 18века (особенно К.Линнея, Ж.Бюффона и И.И.Лепёхина). На формирование науки впервую очередь оказали влияние труды в которых изучался образ жизни организмов,а также зависимость их распространения и развития от различных факторов среды.

Для развития экологии в России большое значение имели работы К.Ф.Рулье,в которых подчёркивалась необходимость изучения животных во взаимодействии сдругими организмами и абиотической средой; особо отличалась также роль техусловий, которые создаются человеком (антропогенный фактор).

Решающее влияние на формирование экологии как самостоятельной наукиоказано «Происхождение видов..» Ч.Дарвина (1859г.), в которойподчёркнута важность изучения механизмов борьбы за существование, внутревидовыхи межвидовых взаимоотношений. Под непосредственным влиянием Дарвина Геккельпришёл к выводу о необходимости выделения экологии в особую дисциплину.

В последние десятилетие экология развивалась под влиянием и при участиимногих учёных из Германии, Дании, США, Швейцарии, Россиии и др.

В нашей стране огромное влияние на экологическое мышление оказало учениео биосфере, которое создал в 20-30 гг 20 века учёный В.И. Вернадский.В середине20 века его идеи стали особенно актуальны в связи с усилившимся воздействиемчеловека на природу.

В 60-70-х гг наблюдался бурный рост экологических исследований во всёммире.Причина его, во-первых,- в зрелости самой науки, чётком определенииобъектов и методов исследований; во-вторых, экология приобрела особое значениекак научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов,а сам термин «экология» - более широкий смысл.

2.2. Основные задачи и практическое значение

Характерная черта современной экологии - исследований процессов,охватывающих всю биосферу. Особенно пристально изучается взаимодействиечеловека и биосферы. С 1964 года начались работы, проводимые в рамках Международной биологической программы (МБП): её основная цель - изучениеэкологических систем в разных областях земного шара. Исследования былипродолжены международной программой " Человек и биосфера" (ЧиБ), в которой главное внимание уделено анализу воздействия деятельности человека на биосферу.Объединению экологов разных стран способствовало возникновение Международногообщества экологов (ИНТЭКОЛ),1-й конгресс которого состоялся в Гааге(Нидерланды) в 1974 году. Таким образом, с 70-х гг 20 века складываетсяэкология человека, или социальная экология, изучающая закономерностивзаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы еёсохранения.

Итак, можно выделить основную задачу экологии - детальное изучениеколичественными методами основ структуры и функционирования природных исозданных человеком систем.Особенно важно изучение биосферы и в целом. Этизадачи могут быть решены только объединёнными усилиями учёных разных стран.

Разнообразие явлений, изучаемых современной экологией, объясняет широкиесвязи со многими естественными и гуманитарными науками, такими как: генетика,физиология, почвоведение, гидрология и др.Большое внимание на экологию оказалидостижения математики, физики, химии, философии.

В свою очередь экология выдвигает новые задачи перед математикой(особенно в сфере статистики) и др.науками.

На современном этапе развития человеческого общества, когда в результатенаучно-технической революции усилилось его воздействие на биосферу,практическое значение экологии необычайно возросло. Экология должна служитьнаучной базой любых мероприятий по использованию и охране природных ресурсов,по сохранению среды в благоприятном для обитания человека состоянии.

Одна из важнейших практических задач - изучение состояния внутреннихводоёмов, возникающего в результате нарушения их биологического игидрохимического режима, приводящего к неблагоприятным для человекапоследствиям: массовому развитию планктонных сине-зелёных водорослей(«цветению воды»), исчезновению ценных пород рыб, ухудшению качестваводы.

Экология изучает также взаимодействие сельскохозяйственных и природныхэкологических систем, сочетания окультуренных и естественных ландшафтов.

Экология служит теоритической основой для разработки мер по переходу отпромысла диких видов растений и животных к их культивированию и к другим формамболее рационального использования.Создание сети заповедников, заказников инациональных парков, планирование ландшафта также производится порекомендациям, разрабатываемым экологами.

Ярко выраженная практическая направленность характерна для экологиичеловека. Научно-техническая революция связана с непрерывной интенсификацией ирасширением масштабов хозяйственной деятельности человека. Это обостряетвнимание к экологическим проблемам, в частности к прямому и побочному влияниюпроизводственной деятельности на состав и свойства атмосферы, тепловой режимпланеты, фон радиоактивности, к загрязнению Мирового океана, водоёмов суши иуменьшению запасов пресной воды, уменьшению запасов невозобновляемых сырьевых иэнергетических ресурсов, выделению в биосферу не перерабатываемых биохимическии токсичных отходов, экологическому воздействию антропогенных, особенноурбанизированных, ландшафтов, влиянию экологических факторов на физическое ипсихическое здоровье человека и т.п.

3.Проблемы экологии на современном этапе

Я не ставил перед собой задачу рассмотретть каждую из экологическихпроблем, выдвинувшихся в настоящее время, так как невозможно не оставить безвнимания многие вопросы в связи с огромными масштабами их распространения, апопытался на нескольких наиболее ярких премерах экологических бедствий в нашейстране показать остроту той или иной проблемы, её влияние на жизнь людей.

3.1. Водные ресурсы - главное богатство человека

К середине 20 века резко усилилось воздействие человека на природу. Однойиз глобальных проблем является проблема загрязнения водных ресурсов. Мы живёмв сказочное время, когда можно поджечь море, потому, что оно нередкопокрывается нефтяной плёнкой из-за аварий супертанкеров. Нефтяное загрязнениесегодня грозит убить жизнь в океанах и морях. А ведь Мировой океан не толькозанимает 71% поверхности планеты, но и содержит половину биомассы Земли, аокеанический фитопланктон поставляет основную часть свободного кислорода аатмосферу. Известный норвежский учёный и путешественник Т. Хейердал сказал:«Прежде, чем погубить океаны, наша деятельность погубит внутренниеморя». Действительно, угрожающие масштабы приняло загрязнение как озёр,так и рек.

3.1.1. Борьба за чистоту Байкала

Величайшим пресноводным озером мира является Байкал. Это озеро - главныйродник России. Здесь обитают свыше 1300 видов растений и животных, не невстречающихся больше нигде.Знаменитый байкальский омуль, озёрный сиг имеютпромысловое значение. Веслоногий рачёк эпимура - самый интересный ираспространённый обитатель озера. Он очищает воду, фильтруя её через своюраковину. А самой уникальной местной достопримечательностью являетсябайкальская нерпа. Ежегодно добывают около 7 тыс нерп. При этом даже способотстрела имеет для экологии значение. Имеет место браконьерство.

Наиболее устойчивая и распространенная форма байкальских берегов - Лукоморья. Это природная система защиты берегов от морских волн. Бездумнаядобыча песка и гравия разрушает берега.

Огромный вред озеру, не говоря о вырубке лесов в бассейне Байкала, нанёсБайкальский ЦБК (целлюлозно-бумажный комбинат), вырабатывавший кордовуюцеллюлозу, которая не может быть получена без чистой воды. Но химическаяочистка стоков не была предусмотрена совсем. Стоки разбавлялись ценнейщейбайкальской водой. В озеро уходила смесь из ядов. Пруды-отстойники обезобразилибайкальское Лукоморье. Если случилось бы землетрясение - сейсмичностьтерритории востока -, то эти гигантские чаши с отходами опрокинулись бы вокружающую среду.

В Байкал ежегодно сбрасывается более 700 млн м3 сточных вод. Только запоследние 20 лет работы Байкальского ЦКБ, им сброшено в Байкал 1,5 млрд м 3 промышленных стоков.Воздействие сточных вод ЦКБ распространилось в озере на площади в 35 км2. Шесть раз сменялись ПДК(предельно-допустимые концентрации) пролмышленных стоков. Концентрациявредных веществ стала опасной для обитателей Байкала. Только за 1986-1987ггимели место три выброса щелоков, осадки при чистке прудов-отстойников дважды переливались в озеро, дважды выбрасывался концентрированный щелок (пена в ростчеловека забила берег). Сбросы повлекли за собой гибель рыбы.

Газовые выбросы привели к гибели тайги. Усыхали наиболее чувствительные кзагрязнению пихтовые древостои. Пылегазовые выбросы повредили 250 тыс. га леса,40 тыс. га из них утеряно безвозвратно. В районе ЦБК - ослабленные и усыхающиелеса, площадь которых достигла 500 тыс. га

В 1966 году Байкальский ЦБК дал первую продукцию, но только в начале80-х годов деятельность его начали понемногу свёртывать.Подсчёты показали, чтоэкологический ущерб от деятельности комбината во много раз превысил стоимостьвыпущенной им продукции. Байкальский корд оказался непригоден дляавиации, а целлюлоза может служить сырьём для производстваобычных шин. Для таких целей подошла бы другая не байкальская вода, да ивообще нравственно ли отдавать такие ресурсы, как байкальская вода, за, пустьдаже самую лучшую, промышленную продукцию?

Кто сегодня основные загрязнители атмосферы в бассейне Байкала? Это - вольфрамо-молибденовый, металлургический комбинаты, несколько крупных ГРЭС иТЭЦ; дымят не только котельные, но и свалки, в том числе и на берегу озера.

Под давлением экологов в 1988 году были прекращены перевозкинефтепродуктов по Байкалу. В 1989 году был остановлен сплав леса по рекам исамому озеру, но берега многих речек бассейна Байкала всё же остаютсязаваленными топляком. Несмотря на все меры насчитывается 150 источниковзагрязнения Байкала!

С завершением строительства БАМа Байкал оказался как бы в тисках междудвумя трансконтинентальными магистралями: старой Сибирской и новой - Байкало-Амурской.Прибайкалье индустриализуется. Неблагоприятна экологическаяситуация в Забайкалье. Эти районы непосредственно затрагивают природу Байкала.Смена воды в озере идёт очень медленно, и, по подсчётам, она обновляется за 400лет - это значит, что попадающие в него стоки загрязняют его на века.И путь кспасению Байкала оказался нелёгким, но экологический подход к проблеме взялверх. Немалую роль сыграл здесь и голос общественности.

3.1.2. Проблемы гидроэнергетики

К сожалению, Аральское море остаётся по-прежнему зоной экологическогобедствия.Оно почти пересохло. Для двух образующихся больших солёных озёр ужезаготовлены названия - Большое море и Малое море.

Нельзя, не сказать о перекрытии плотиной залива Кари-Богоу-Гал. Сам заливбыстро обмелел, загрязнив окружающие сельскохозяй-ственные угодия и всю среду.А Каспий, уровень которого стал повышаться, потерял возможность складироватьсвои соли - ценнейшее минеральное сырьё Кари-Богоу-Гала.

Тревожное положение сложилось на Ладожском озере - крупнейшем хранилищепресной воды в Европе.

Только благодаря экологическому прозрению не был претворён в жизньпроект, возникший в конце 40-х годов, о повороте в засушливые районыКазахстана и Средней Азии великих сибирских рек - Иртыша, Оби, Енисея,которые, считалось, «бесполезно текут в Северный Ледовитый Океан,заболачивая всю Западную Сибирь».

Рассматривая экологические проблемы водяных ресурсов, необходимокоснуться и гидроэнергетики.

Производство электроэнергии на ГЭС основано на неиссякаемом потоке воды.ГЭС не требуют топлива, а АЭС и ТЭС используют невозобновимые природныересурсы, к тому же при сжигании на ТЭС органического топлива выделяется ватмосферу большое количество углекислого газа и других вредных соединений,которые способствуют возникновению такого явления, как «парниковыйэффект».

В настоящие время в нашей стране и странах Ближнего Зарубежья около 200гидроэлектростанций, при их строительстве было затоплено 12 млн. гасельскохозяйственных угодий. Но это только одна сторона проблемыгидроэнергетики. Только недавно стали всерьёз изучать экологические явления,характерные только для водохранилищ. Изменения уровня воды в водохранилищахпроисходит не по природным законам, а по командам диспетчера. Колебанияразличных параметров, определяющих условия обитания живых организмов,совершаются периодически в виде скачков и вне зависимости от жизненных цикловнаселяющих водоём организмов. Масса синезеленых водорослей в отдельных местахначинает превышать 50кг/м2,при их отмирании и разложении резко уменьшается содержание кислорода в воде,выделяются токсические вещества. Гибнет рыба, вода становится непригодной дляпитья, её практически невозможно использоавать в технических целях, нарушаютсярекреационные условия на побережье. Уменьшается самоочищающая способностьводоёмов. Да, гидроузлы ликвидировали во многих районах опасность весеннихнаводнений. Регулирование рек позволило направить воду на орашаемые поля,заводы, электростанции. В то же время водохранилища привели к постоянномузатоплению лесов и лугов, многих населённых мест, памятников культуры,месторождений полезных ископаемых и других ценных объектов. ПлощадьКуйбышевского водохранилища 6450км2, Братского - 5470, Рыбинского - 4550, Волгоградского- 3120, Цимлянского - 2900.Просачиваясь в грунт, вода подтапливает изаболачивает обширные прибрежные территории, изменяет их ландшафт имикроклимат.

А, что творится с местами крупных водохранилищ? Затопляются большиеучастки леса. Например, при строительстве Братской ГЭС было затоплено 40 млн.м2 древесины. Ими можно было покрыть все нужды строительства. Есть заливы на Братском море, вкоторые нельзя зайти катером - торчат кругом верхушки деревьев. На Усть-Илимской ГЭС под водой оказалось 20 млн. м 3 леса. На Енисее - всёповторилось. А лес гниёт, водоёмы становятся непригодными для всего живого. Нелучше дело обстоит и на тех участках, где производится лесоповал. Стволы валяютсяпо берегам рек, толкаются в реках, пока доплывут до устья. За время доставкидревесины до нижних складов большая её часть тонет и выбрасывается течением наберега. Многие реки Сибири испорчены.Небольшая река Мана - приток Енисея - сегодня превратилась в " бревнохранилище", её русло от верховья донизовья забито стволами деревьев.

Вот ещё пример. После перекрытия Оби плотиной Новосибирской ГЭС иобразования Новосибирского водохранилища, изменились природные условия Оби.Здесь активизировалось загрязнение воды и дна, уменьшился видовой состав рыб.

После пуска первой ГЭС, Енисей перестал замерзать на десятки километровниже плотины, следовательно, изменились и условия обитания.

При строительстве Красноярской ГЭС энергетики не построили рыбоприёмники ирыбоходы в плотине, чтот привело к прекращению нереста рыбы ценных породЕнисея.

Ограничимся этим. Адресов экологических бедствий, связанных сгидроэнергетикой много.Положение остаётся тревожным.

3.2. Атомная энергетика с экологических позиций.

Затронув проблемы гидроэнергетики, нельзя обойти не менее важные проблемыатомной энергетики. Основу её составляют АЭС. К началу 90-х гг. в 27 странахмира работало свыше 430 ядерных реакторов общей мощностью около 340 ГВт, из нихболее 40 в нашей стране. АЭС обеспечивают потребность в энергии у нас на 12%.Безусловно, использование управляемой ядерной энергией выгодно и перспективно.АЭС практически не загрязняют окружающую среду, при работе. Доставка на АЭСкомпактного уранового топлива не требует высоких транспортных расходов. Именнопоэтому АЭС эффективны в районах энергоёмких производств и промышленныхагломераций, где топливных ресурсов нет.

Уже из этого ясно, что атомная энергетика должна быть технологическибезаварийной и безупречной. Авария в Чернобыле, далеко не первая в мировойатомной энергетике, но наиболее крупная. В. Вернадский говорил: "… время овладения атомной энергией уже близко...", и первым поставилвопрос о том, «употребит ли человечество этот колоссальный источник энергиидля благосостояния или для самоуничтожения».

Специалисты-атомщики выделяют за время работы энергоустановок (с 1954г.,когда 27 июня была пущена в нашей стране первая в мире Обнинская АЭС,мощностью 5 МВт) три крупных аварии: в Англии - на АЭС " Уиндскейл",в США - на АЭС «Тримайл Айленд» и на Украине - в Чернобыле.

Авария на Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986г. В результатеразрушения реактора в окружающую среду попали десятки миллионов кюрирадиоактивных веществ. В первые 2-3 суток наблюдалось наиболее мощное излучениерадиоактивных продуктов. Высота струи радиоактивного выброса 27 апреля, поданным с самолёта, превышая 1200 м. Всего было два залповых выброса. Истечение высокорадиоактивной газоаэрозольной струи из обнаженной радиоактивной зоныиз-за возгорания графитовой кладки реактора продолжалось в течение 10 суток.Выброшенные в момент аварии вещества распространились на территорияхГомельской, Могилевской областей, Беларуси, Киевской, Житомирской областейУкраины, на часть Брянской области. Всего оказались загрязненными одиннадцатьобластей с населением 17 млн. человек. Радиоактивные частицы достигли своздушными потоками отдельных районов Кавказа, Сибири и Средней Азии.Незначительное повышение уровней радиации отмечено даже над территориейШвеции, Финляндии, Польши и других 23 государств - членов МАГАТЭ. Небольшиеколичества радиоактивных веществ были перенесены за пределы Европы, включая Китай, Японию и США. В составе выбросов аварийного реактора выделены 23основных радионуклеида, из которых большая часть распалась в течениенескольких месяцев. В дальнейшем основное радиоактивное загрязнение радионуклеидами связано с распространением йода-131, плутония, изотоповстронция и цезия (особенно цезия-137).

В местах выпадения дождей образовались целые «пятна»радиоактивного загрязнения. Радиоактивные продукты поступали в водные бассейныв результате осаждения на водную поверхность, стока с загрязненнойместности, миграции с подземными водами. Например, в Кременчугском водохранилищев мае 1986года концентация стронция-90 имела радиоактивность в 5*1012 Кл/л, что вышеустановленной нормы почти в 100 раз. Сильно загрязненными оказались данныегрунты на участке Киевского водохранилища, прилегающие к устью реки Припять. Асам город энергетиков Припять законсервирован, стал безжизненным. Общая площадьзагрязнения в первые дни составила около 200 тыс. км2. На территории этой зонырасположено 640 населенных пунктов. Из зоны отселения эвакуированы десяткитысяч человек, даже сотни. Но сколько людей получают сейчас малые дозыоблучения! Сегодня получили широкую известность генетические нарушения,возникшие при облучении живых организмов. В Житомирской области родился восьминогий жеребенок. Поразительны размеры обычных растений, животных,находящихся на зараженной территории. Таковы последствия выброся в окружающуюсреду 50 млн. кюри радиоактивности.

Нельзя не упомянуть о проблеме захоронения радиоактивных отходов. Длякаждого из нескольких видов существует своя технология захоронения. Могутсоздаваться специальные могильники. Радиоактивные отходы герметически изолируются в бетонных контейнерах или железных баках и укладываются в бетонныесаркофаги. Контейнеры могут разрушаться, и тогда отходы проникают в почву игрунтовые воды. Если даже через тысячу лет будет пробурена скважина в месте, гдезахоронен, например, плутоний, то возникнет опасность для жизни.

Единственно верный способ - переработка радиоактивных отходов. ВоФранции, где 75% электроэнергии дают АЭС, этот способ наиболее распространен.

К сожалению, даже мирный атом оказывается грозной и подчаснепредсказуемой силой. Чернобыльская трагедия лишний раз предостерегла противпреднамеренного античеловеческого применения ядерной энергии.

4.Экологическая ситуация вРостове и Ростовской области

Остро стоит проблема охраны окружающей среды и в нашем городе, и пообласти. Ростов-на-Дону - город с населением более 1 млн. человек. Это крупныйпромышленный центр и экологические проблемы не обошли его стороной, как и любойбольшой город.

С целью составления общей картины состояния окружающей среды натерритории Ростова была эавершина работа по созданию«Эколого-геохимического атласа г. Ростова-на-Дону». В ходеисседований были проведены пробы атмосферного воздуха, талых и внешних вод,почв, гидрохимические пробы на реках и ручьях (Темерник, Александровка,Левенцовка), а также пробы овощей и фруктов, замеры уровня шума на улицах.Были сделаны следующие выводы.

Пылевая нагрузка на территории города колеблятся от 200 до 400 кг/км2 в сутки. В самых грязных попыли районах города (Центральный рынок, Сельмаш, ул Текучёва и др.) принагрузке 3000-4000 кг/км2 всутки концентрация пыли в воздухе в 4-5 раз выше норматива среднесуточнойпредельно-допустимой концентрации (ПДК). Вмикрорайонах, где много зелени в зоне частных домовладений, и в крупных паркахинтенсивность атмосферных загрязнений значительно ниже.

В пыли зафиксированы анамально высокие содержания цинка, свинца, хрома,ванадия, никеля, меди, кобальта, и др. Максимальная нагрузка выпадающего изатмосферы цинка наблюдается в районе «Эмпилса», в центре города;свинца - на Сельмаше, Военведе, в районе ГПЗ-10; хрома - в зоне влияния завода«Агат», ГПЗ-10," Эмпилса". Аномально высокое содержаниесульфидов, нитратов, аммиака отмечены в Кировском районе (Мясокомбинат,«Рубин»,«Эмпилс»); в Ворошиловском (в зоневлияния свалки и ТЭЦ-2); в старом центре города.

Зафиксированное превышение ПДК для почв по свинцу, цинку, хрому, меди идругим тяжёлым металлам свидетельствует об уровнях загрязнения природной средыв Ростове.Загрязнённые почвы сами являются опасными вторичными источникамизагрязнения атмосферы при подъёме ветром или транспортом почвы в воздух, илипри выращивании на этих почвах овощей и фруктов.

Впервые в Ростове была определена интенсивность загрязнения дождевых италых вод, оценены масштабы загрязняющих вещест в Дон. Только с территорииЛенинского района ежегодно поверхностными водами в Дон выносится 12 тыс. тоннвзвесей, 457 тонн хлоридов, 740 тонн сульфатов,5,4 тонн железа, 1,2 тоннсвинца, 16,3 тонн нефтепродуктов, 10 тонн аллюминия,...

Другая часть атмосферных осадков фильтруется в подземные воды. Врезультате грунтовые воды практически на всей территории города загрязнены марганцем,аллюминием, нитратами, нефтепродуктами. Благодаря утечкам из водопроводной иканализационной сетей грунтовые воды постоянно подпитываются техническимиводами. Как следствие, на территории города появляются подтопления,заболачивания, просадки зданий. Из-за утечки горячей воды из теплотрассповышается температура подземных вод до (45о!).

Уже упоминалось, какое количество (а счёт идёт на тонны) различныхэлементов несут поверхностные воды в Дон.За этой рекой всё ещё удерживался, донедавнего времени, эпитет " наиболее чистой из крупных рек европейскойчасти нашей страны". Это касается, в основном, верхнего течения. Приведутакой пример. Расход воды под Ростовом в 5-6 раз меньше, чем общее количество неочищенных сбросов в бассейне рек Дон и Северный Донец. Другими словами,доходя до Ростова, вода уже в 5-6 раз проходила переработку на различныхпредприятиях. Зная количество и маломощность очистных сооружений, можнопредставить, что несёт в себе «чистая река». В области воду из Дона безобработки пить уже нельзя, давным-давно.

Но если воздушное загрязнение видно даже из космоса, то водное виднотолько с берега. От Новочеркасска до Вены тянется огромное облако. Таквыглядит с орбиты сотнекилометровый дымный шлейф Новочеркасской ГРЭС. Один лишьэтот загрязнитель ежегодно «вываливает» на каждого жителя области по100 кг веществ. «Посильный» вклад вносят все без исключенияпромышленные предприятия области, а их около 500.

Нужно отметить и то, что Ростовская область - угольная. Пылящие и самовозгорающиеся терриконы, чёрная крошка, въевшаяся во всё живое и неживое - таков пейзажшахтёрских городов.

Очень уязвимым с экологической точки зрения местом является Цимлянскоеводохранилище. Это один из крупнейших искусственных водоёмов России длинной 250км. В самой южной его части, где Дон опять превращается в реку, находится двагорода: Волгодонск и Цимлянск, с населением 250тыс. человек. Ниже по течениюживут ещё 2 млн. человек. Здесь находятся водозаборы для людей и орошения,рыбные хозяйства, зоны отдыха. А главное то, что от состояния Цимлянскоговодохранилища зависит во многом экологическое равновесие всего региона нижнегоДона. Достаточно поставить на нём опасный промышленный объект, и равновесие (и так весьма неустойчивое) будет нарушено, а в случае аварии обернётсякатастрофой.

5. Проблема сохранения жизни на Земле - глобальная проблемачеловечества

Планета наша хрупка. Этот эпитет родился, когда людям удалось взглянутьиз космоса на Землю - пока единственное известное обиталище не только живого,но и разумного, с тонким слоем биосферы в черноте бесконечных и безжизненныхпространств. А.Швейцер, философ, музыкант, врач и великий гуманист 20-го века,писал в предверии космического века и глобальных проблем человечества, чтоЗемля может погибнуть от любой космической случайности или первоначальнонезаметного нарушения в биосфере планеты.

Посягательство на магнитное поле Земли со стороны электрическинасыщенной цивилизации - наглядный пример такой опасности. А вот другойпример, может быть, еще более зловещий. Фтористые соединения, входящие вомногие продукты бытовой химии, поступая в газообразном состоянии в верхниеслои атмосферы, разрушают озоновый слой, защищающий все живое на Земле отчрезмерного солнечного ультрафиолетового облучения. Так ведут себямногочисленные фреоны, инертные на поверхности Земли и используемые вхолодильной промышленности и для изготовления аэрозольных упаковок, в стратосферефреоны подвергаются фотохимическому разложению и дают ион хлора, который бомбардирует и разрушает озон. Утончение озонового слоя рискует привести кисчезновению наиболее чувствительных к ультразвуковым лучам живых видов - прежде всего человека.

И, наконец, все проблемы бледнеют перед самым ужасным - всеобщейядерной войной, угроза которой последние десятилетия висит над сообществомжителей Земли. Эта война несет с собой не кризис, а катастрофу.Пятнадцатикратное или даже двадцатикратное уничтожение всего живого на Земле - такова мощь современного ядерного потенциала, который реально сработает лишьоднократно. Остальные четырнадцать или девятнадцать крат более чем достаточны для «гарантированного» искоренения семян, бактерий и прочих «жизненныхостатков», без последующего зарождения жизни на нашей планете, где условия для этого ушли в астрономическое прошлое.

Как известно, ядерные взрывы были не только экспериментами. Боевые взрывыамериканских атомных бомб поразили города Хиросмиму и Нагасаки в 1945году. Неменее известна и реальная экологическая война. Она тоже проводиласьамериканцами в Индокитае, где ядохимикатами было отравлено множество людей иокружающая природа. И хотя раны постепенно затягиваются, избыточные стронций ицезий от послевоенных испытаний продолжают «высвечивать Землю вкосмической тьме.

Внастоящее время экологизируется образ войны, экологизируется борьба замир. Примером борьбы за мир может служить деятельность международнойнеправительственной организации „Гринпис“ (»Зеленый мир").Она объединяет защитников окружающей среды и выступает пртив любых действий,наносящих ущерб природе.Особенно настойчиво она боролась в последнее время против продолжающихся назмных ядерных испытаний в атолле Муруроа,принадлежащем Франции, чтобы многоцветье мира никогда не сменилось «белойядерной зимой» - промерзание планеты после ядерного побоища и вызвагнныхим пожаров городов и лесов, когда задымленная атмосфера резко и на много месяцевсократит доступ к Земле солнечного света и тепла.

Сотрудничество с природой, ее реставрация и разумное развитие требуютколоссальных новых усилий и жертв. Для слаженной работы многомиллиардногоэкипажа требуется социальная совместимость (т.е. взаимодействие исотрудничество между государствами, культурами, этническими группами), чтобынаш " космический корабль Земля " не остановился.

Говоря о нашей планете, как о «космическом корабле», мывзглянули на Землю с космической точки зрения. Про связи Земли и космосазабывать нельзя. Космос, прежде всего Солнце, может помочь решитьэкологические проблемы на Земле.

Существуют проекты активного использования солнечной энергии. Солнечныересурсы могут использоваться и в самом космосе, куда можно вынести некоторыевиды земного производства, используя при этом не только энергию, но и сырьёвнеземного происхождения (вещество Луны, астеройдов), а Землю превратить вэкологически комфортное место обиталище человека. Вот такие вселенскиегоризонты открываются на путях решения экологических проблем на Земле.

Но Земля пришла, и Земля уйдёт, как всякое конкретное тело космоса.Миллиарды лет назад сформировалась Солнечная система. И тоже миллиарды летназад сформировалась жизнь на Земле - на единственной планете из девяти.

Сегодня окультурен весь земной шар, на котором не найти клочка, прямоили косвенно не свидетельствующего о присутствии человека. Но сегодняразросшиииеся древо культуры грозит заглушить и погубить древо жизни. Человекможет предотвратить уход Земли. И чтобы выжить, ему нужно пересмотреть свойвзгляды на сочетание искусственного и естественного в его окружении иперестраивать природопользовательную практику. И так, первый шаг к этому:необходимо новое видение Земли, сегодняшней Земли, как уникальной планеты с еёглавной достопримечательностью - жизнью.

П Л А Н:

1. Земля - нашобщий дом.

1.1.Космический корабль Земля.

1.2. Время бытьмудрым.

2. Экология какнаука о взаимодействии человека с окружающей природойЗемли.

2.1.Зарождение и развитие экологии.

2.2. Основныезадачи и практическое значение.

3. Проблемыэкологии на современном этапе.

3.1. Водныересурсы - главное богатство человека.

3.1.1. Борьбаза чистоту Байкала.

3.1.2. Проблемыгидроэнергетики.

3.2.Атомнаяэнергетика с экологических позиций.

4.Экологическая ситуация в Ростове и Ростовской области.

5.Проблемасохранения жизни на Земле - глобальная проблема человечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ю.А.Школенко«Эта хрупкая планета».

2. А.Л. Аншин,А.И. Мелуа " Уроки экологических просчётов".

3. Подредакцией профессоров Зозулина, Номоконова, Чупакина «Человек и боисфера».

4. БольшаяСоветская энциклопедия.

5. Гевозов,Лобанов, Маляров «Экономика природопользования».

6. Статьи изжурнала «Юность», газет«Утро» и " Молот".