Степан разин роль в истории. Степан Тимофеевич Разин

Лихой вольный казак известный в народе как Стенька Разин появился на Дону не случайно. Все тяжелее становился крепостной гнет, все больше закреплялась зависимость крестьян. Воеводы и чиновничий аппарат прогнил, на Руси процветало мздоимство, волокита, отсутствовал справедливый суд. Бегство крестьян приобретало колоссальные масштабы, даже в челобитных того времени часто встречались угрозы «разбежаться врозь». В такой обстановке появление сильного предводителя и защитника было закономерностью. Бунт не был вызван Разиным, это скорее Степан Тимофеевич стал порождением народного гнева.

Удивительная, полная приключений жизнь свободолюбивого, неординарного человека, удачливого атамана прошла на поле брани. Личность Степана Тимофеевича овеянная славой, которой может позавидовать любой венценосный самодержец, притягательна для русского народа, прежде всего своим открытым и отчаянным характером. Степан Разин в народных сказаниях олицетворяет предводителя крестьян и доблестных казаков, защитника и освободителя.


Родился будущий грозный атаман в станице Зимовейская на Дону. С этим таинственным местом много связано для русского народа. Немногим позже появится на свет и Емельян Пугачев, прошедший по территории нашей страны не менее кровавой дорогой, чем окаянный Стенька Разин. Что за аномалия в этих местах не известно. Однако факт остается фактом, именно здесь родились два самых отчаянных бунтаря, так горячо любимых и уважаемых на Руси.

Василий Суриков. Степан Разин. 1903–1907

Донское казачество к середине шестнадцатого века состояло из двух специфических прослоек: коренных жителей и беглых или пришлых людей. Не имевшая постоянного места жительства «голытьба» часто срывалась в походы с целью ограбления проходящих мимо кораблей с товарами и близлежащих территорий. Такие воровские акции носили название у казаков походов «за зипунами», и хотя коренные зажиточные жители не одобряли такие набеги публично, они все же тайно их финансировали за определенную долю в добыче. Одним из таких походов и началась народная «буря», имя которой Степан Тимофеевич Разин.

Небольшой отряд казаков, по некоторым данным численность его составляла около 2-х тысяч человек, направился на разбой вниз по Волге. Во главе отряда стоял молодой и удачливый атаман Степан Тимофеевич. Поход достаточно быстро вышел за рамки обычного набега, характерного для донских казаков. Правительство предпринимало сначала довольно вялые попытки усмирить казаков, и время было упущено. Уже в мае 1667 г. казачьи отряды разбили стрельцов и разграбили караван судов Шорина, сопровождавшего судно с ссыльными. Пленники были отпущены на свободу и с охотой примкнули к казакам. Разин вторгся в Яик, затем направился к персидским берегам, где захватил в плен известную из народных песен персидскую княжну. Бросал ли Степан Тимофеевич персиянку в воду или нет до сих пор не установлено однозначно, однако известно одно, что дочь Мамед-хана астаринского из плена казаков так и не вернулась.

Возвращение в Астрахань было для Стеньки Разина триумфальным. Воеводам была принесена повинная, в обмен на проход к Волге. Во время пребывания в городе атаман катался на стругах и всячески подчеркивал свою независимость и непокорность. Несмотря на обещание отдать властям всю добычу и пленных, казаки не передали им ровно ничего, и ушли в Царицино.

В городе попытка выставления казакам запретов на посещение кабаков была сурово наказана Разиным. По сути, Степан Тимофеевич отказался подчиняться царской администрации и захватил город. На все угрозы атаман отвечал бранью и ответными обещаниями расправы. Всячески подчеркивал Разин свое непринятие существующего режима угнетения, проповедовал равенство, жестоко карал неугодных, однако напрямую царя не бесчестил. Отчаянный атаман хорошо понимал, что царь в сознании населения легко может быть противопоставлен ненавистным воеводам и жадным боярам, что активно использовал в своих речах и делах. Побежденных воевод и военных начальников Степан Тимофеевич прилюдно сек розгами, что также поднимало его авторитет в глазах подчиненных.

Бузулуков С. А. Степан Разин в Саратове. 1952

Каждый занятый Разиным город переходил на казацкое управление и перенимал образ их жизни. Многие присоединялись к доблестному и разгульному воинству. Начальников, господ, бояр неугодных местному населению безжалостно истребляли, а дочерей из знатных и благородных семей в лучшем случае выдавали замуж за простых крестьян или казаков. Интересно, что Степан Тимофеевич напрочь отказывался признавать обряд венчания и сам организовывал обряды бракосочетания. Таинство заключалось в безумных плясках непродолжительное время, после чего пара объявлялась законными супругами.

После Царицына Разин занял Самару, Саратов и ряд других городов. Двигаясь на гребне крестьянской войны, которая зародилась еще в 1670г., силы казаков все прибывали и все более походили на повстанческую армию. С целью привлечения народа Разин приказал обшить один из своих кораблей красной тканью и усадить неизвестного пленника в качестве царевича Алексея, а вторую ладью покрыли черными покрывалами и распространяли слухи о присутствии на нем патриарха Никона. Таким образом, Степан Тимофеевич активно старался дискредитировать образ государя, не высказывая прямых намерений о свержении самодержавия. Разин указывал, что воюет он за царя, но против заворовавшихся воевод, бояр и прочей знати.

Однако в походе атаман постоянно пил, дебоширил и предавался различным кровавым развлечениям. Постепенно он утратил свой первоначальный образ защитника и преобразился в бесноватого, безжалостного убийцу, ведомого мнением толпы, величающегося своими достижениями и победами. Меры, применяемые окружением Разина к ставленникам государя, были очень жестокими. Несчастных вешали, колесовали, топили и терзали различными изощренными способами. Наказания носили характер устрашения. Отряды казаков разделялись и занимали все новые города, волнение охватило не только Поволжье и Центральную часть Руси, но дошло даже до территорий Белого моря.

В 1670 г войско Разина потерпело первую неудачу в осаде Симбирска, а уже в начале октября было разбито царской армией численностью 60 тысяч воинов под командованием Барятинского. Степан Трофимович был тяжело ранен и, бросив основную часть своего отряда, бежал на родной Дон. Впоследствии Разина выдали казаки вместе с его братом Фролом.

Сергей Кириллов Степан Разин. 1985-88 гг

Пытали народного атамана в царских застенках, но его мужество вызывало уважение даже у палачей. Выносливый казак не проронил ни слова, он не просил о пощаде и не молил о снисхождении. Гордый и удивительно сильный человек даже перед лицом неминуемой смерти сохранил достоинство. Казнь была страшной и мучительной. Степану Трофимовичу отсекли руку, а затем ногу, и только потом сжалившийся палач отсек атаману голову. По приговору Разин должен был быть четвертован, но смерть пришла быстрее. Негодование атамана было вызвано поведением брата Фрола, который, испугавшись кровавого зрелища, произнес слова раскаяния. По свидетельствам очевидцев, лишь тогда Разин крепко выругался в его адрес.

Удивительная отчаянная жизнь бунтаря закончилась на плахе, что характерно для предводителей народных восстаний в России. Кровожадный шальной разбойник остался в народной памяти героем-освободителем. Так ли это каждый решает для себя сам. Стенька Разин относится к тем великим и таинственным личностям, судит которых лишь .

Даже после казни «изменника» его судьба и судьба приковывали к себе внимание. Почему же жизнь Степана Разина и восстание под его предводительством стали темами песен Пушкина, поэмы Гиляровского и немецкой диссертации XVII века?

Чтобы понять, почему личность Разина волновала многих, нужно узнать, кем же был этот выдающийся человек. В народной памяти и её выразителе — фольклоре Стенька Разин — герой и бунтарь, эдакий «благородный разбойник». Без сомнения, Разин был личностью яркой и сильной. Хороший военный и организатор. Что самое главное, Разин смог объединить в себе два образа: вождя народа, настоящего ненавистника крепостничества и царя, и, конечно, Стенька Разин — это удалой казачий атаман. Настоящий казак со всеми казачьими обычаями и привычками, не чета тем, кто будет после служить царям-крепостникам.

Чтобы понять, кто такой Степан Разин, надо знать, чем вообще занималось казачество XVII века. Для пропитания, кроме известных набегов, казаки занимались ловлей рыбы, бортничеством и охотой. Кроме этого, держали скот и выращивали овощи на огороде. Что интересно, до конца XVII века донские казаки не сеяли хлеб. Считали, что с хлебопашеством придёт и крепостное право.

Б. Кустодиев. «Степан Разин». (wikipedia.org)

Уклад жизни Дона имел элементы архаической демократии: своя власть с войсковым кругом, выборными атаманами и казацкой старшиной. Причём все атаманы и старшины были выборными. Все важнейшие вопросы обсуждались на общем сходе казаков («круг», «рада», «коло»).

Набег — единственный способ выжить

С ужесточением крепостного права в XVII веке на Дону скопилось огромное количество голутвенных казаков, то есть тех, у которых не было своей земли и дома. Жили они в верховьях Дона, в низовьях же проживали «домовитые» казаки. Они, к слову, и сдали Разина, когда тому не удалось взять Симбирск. Примечательно то, что главой «домовитых» казаков был крёстный отец Степана Разина Корнила Яковлев.

Голутвенным казакам, предводителем которых стал Разин, для пропитания приходилось ходить в набеги, или походы «за зипунами». Ходили в Турцию, Крым, Персию. Таким же походом был и поход 1667−1669 годов в Персию, который возглавил Разин. В советской историографии его называют первым этапом восстания, но это было не так. Поход 1667−1669 годов — обыкновенное безнаказанное проявление казачьей вольницы.


Гравюра XVII века из книги Яна Стрейс. (wikipedia.org)

На пути в Персию Разинцы разграбили на Волге царские и патриаршие караваны судов, а потом учинили кровавую резню в Яицком городке, разорили города и селения от Дербента и Баку до Решта. В результате казаки вернулись с богатой добычей, их струги были забиты дорогими восточными товарами. Отличительной чертой разинского похода «за зипунами» является то, что он отправил послов к шаху с просьбой дать казакам землю для заселения. Но скорее всего это была всего лишь уловка. Так подумал и шах, поэтому послов затравили собаками.

Личность Степана Разина

Итак, Разин был из лихой, удалой и по-настоящему вольной казацкой среды. Не удивительно, что его образ был романтизирован и во многом идеализирован. Но что же с семьёй Разина? Он родился около 1630 года. Возможно, матерью Степана была пленная турчанка. Отец Тимофей, имевший прозвище Разя, был из «домовитых» казаков.

Степан Тимофеевич Разин. (wikipedia.org)

Степан видел многое: трижды посещал Москву в составе казачьих посольств, участвовал в переговорах с московскими боярами и калмыцкими князьями — тайшами. Дважды был на богомолье в Соловецком монастыре. К сорока годам, когда Разин возглавил голытьбу, крестьян и казаков, он был человеком с военным и дипломатическим опытом, и, конечно, это был человек с неиссякаемой энергией.

Голландский парусный мастер Ян Стрейс, встречавшийся с Разиным в Астрахани, так описал его внешность: «Это был высокий и степенный мужчина, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью. На вид ему было сорок лет, и отличить его от остальных было бы совсем невозможно, если бы не выделялся по чести, которую ему оказывали, когда во время беседы становились на колени и склонялись головой до земли, именуя его не иначе, как батька».

История с персидской княжной

Тому, как Степан Разин утопил персидскую княжну, посвящена песня «Из-за острова, на стрежень ». Легенда жестоком поступке Разина берёт своё начало в 1669 году, когда Стенька Разин разгромил шахский флот. В плен к казакам попали сын командующего Мамед-хана Шабан-Дебей и, как говорит легенда, его сестра, настоящая персидская красавица. Её Разин якобы сделал любовницей, а затем бросил в Волгу. Что ж, Шабан-Дебей действительно был привезён разинцами в Астрахань. Пленник писал письма на имя царя с просьбой, чтобы его отпустили домой, но сестру не упоминал.


Гравюра из книги Стрейса. (wikipedia.org)

Есть также свидетельство Яна Стрейса об этом: «При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с её братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть своё горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя».


В. Суриков. «Стенька Разин». (wikipedia.org)

К словам Стрейса надо относиться очень аккуратно. В те годы в Европе были популярны книги путешественников с подробными описаниями мест, и авторы частенько разбавляли факты со слухами. Стрейс не был путешественником, к слову, он был наёмным рабочим. У него был друг и в будущем спаситель из персидского рабства Людвиг Фабрициус, наёмный офицер, служивший в Астрахани. Фабрициус описывает похожий слух, но без романтического флёра («персидская дева», «река Волга», «грозный и гневный мужчина»).


Пойма осетровых в Волге в XVII в. (wikipedia.org)

Итак, по словам Людвига Фабрициуса осенью 1667 года разинцы захватили знатную и красивую «татарскую деву», с которой Стенька Разин делил ложе. И перед тем, как отплыть из Яицкого городка, Разину якобы явился во сне «водяной бог Иван Горинович», которому подвластна река Яик. Бог стал упрекать атамана в том, что он не сдержал обещания и не отдал ему самой ценной добычи. Разин приказал девушке надеть свои лучшие наряды, и когда челны выплыли на речной простор Яика (не Волги) бросил красавицу в реку со словами: «Прими это, покровитель мой, Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар…».

В 1908 году был снят фильм «Стенька Разин» на сюжет песни «Из-за острова на стрежень». Песня, к слову, основана на стихотворении Д. М. Садовникова:

Казнь Степана Разина. За расправой над мятежников наблюдала вся Европа

К крестьянской войне, возглавленной Стенькой Разиным, было приковано внимание если не всей Европы, то торговой точно. От исхода сражения зависела судьба важнейших торговых путей по Волге. По ним в Европу попадали товары из Персии и русский хлеб.

Гравюра, приложенная к гамбургской газете 1670 года. (wikipedia.org)

Ещё до того, как восстание завершилось, в Англии, Нидерландах и Германии появились целые книги о мятеже и его предводителе. И, как правило, это была фантастика, но иногда в них сообщались ценные сведения. Главным европейским свидетельством восстания казаков и крестьян является книга «Три путешествия» Яна Стрейса, цитата из которой приводилась выше.

Многие иностранцы, бывшие в Москве во время казни Разина, стали свидетелями четвертования главного врага государства. В том, чтобы европейцы всё увидели было заинтересовано правительство Алексея Михайловича. Царь и приближённые стремились уверить Европу об окончательной победе над восставшими, хотя на тот момент до победного конца было ещё далеко.

Титульный лист диссертации Марция. (wikipedia.org)

В 1674 году в Виттенбергском университете, Германия, была защищена диссертация о восстании Стеньки Разина в контексте всей российской истории. Работу Иоганна Юстуса Марция затем много раз переиздавали в XVII — XVIII веках. Даже Александр Пушкин ей интересовался.

Миф о Стеньке Разине

Личность Разина, несмотря на свидетельства и поступки, всё равно мифологизирована, от этого не уйдёшь. В русских народных песнях жестокий атаман часто смешивается с другими знаменитым казаком — Ермаком Тимофеевичем, захватившем Сибирь.


Степана Разина везут на Казнь. (wikipedia.org)

Интересовавшийся судьбой Степана Разина Александр Сергеевич Пушкин написал три песни, стилизованные под народные. Вот одна из них:

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синему:

«Молодец удалой, ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».


С. А. Кириллов. «Степан Разин». (wikipedia.org)

В 1882 — 1888 годах Владимир Гиляровский, известный бытописатель Москвы, пишет пронзительную поэму «Стенька Разин» , кончающуюся, конечно, казнью легендарного человека:

Голова по помосту сверкает,
тело Разина рубят в куски.
Изрубили за ним есаула,
На кол головы их отнесли,
А в толпе, среди шума и гула,
Слышно женщина плачет вдали.
Знать её-то своими глазами
Атаман средь народа искал,
Знать её-то, в тот миг, как устами,
Он огнем этих глаз целовал.
От того умирал он счастливый,
Что напомнил ему ее взор
Дон далекий, родимые нивы,
Волги-матушки вольный простор.
И напомнил, что пожил недаром,
А всего совершить хоть не мог,
Так свободу широким пожаром
В сердце рабском он, первый, зажег.

Разин Степан Тимофеевич - (ок. 1630-1671) - предводитель Крестьянской войны 1670-1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в.

Родился ок. 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина, вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем - его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.

Молчи, собака! (во время казни брату Фролу, который, видя мучения Степана, которые ожидали его самого, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево»!)

Разин Степан Тимофеевич

В 1658 был в числе черкасских казаков, направленных в Москву в Посольский приказ. В 1661 вместе с атаманом Ф.Буданом вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 стал атаманом, в 1662-1663 его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 воевода и кн. Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав «ватагу» в 600 чел., отправился весной 1667 от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось «поход за зипунами» и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания «отстать от воровства». «Ватага» быстро выросла до 2 тыс. чел. на 30 стругах. Хитростью захватив Яик, Разин казнил 170 чел., видевших в его войске «воровское полчище» и пополнил «ватагу» сочувствующими из местного населения.

Заложив стан между реками Тишини и Иловни, реорганизовал «войско», придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками. Всех, кто встречался его «ватаге» и не хотел идти с нею, распоряжался «жечь огнем и заколачивать до смерти». Несмотря на жестокость, остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали «батюшкой».

В 1667-1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, доказывая атаманскую удаль. Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине, но уже в то время повсюду расходились легенды о «заговорённом от пули и сабли» разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.

В августе-сентябре 1669, вернувшись на Дон, построил себе «со товарищи» крепость на острове - городок Кагальник. На нем разинская «ватага» и он сам раздавала добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать строптивцев, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников.

В мае 1670 года на «большем круге» атаман объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь... чтоб... из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», дать свободу «чорным людем».

Предводитель казаков Степан Тимофеевич Разин , также известный как Стенька Разин, — одна из культовых фигур российской истории, о которой немало наслышаны даже за рубежом.

Образ Разина оброс легендами ещё при жизни, и разобраться, где правда, а где вымысел, историки не могут до сих пор.

В советской историографии Разин фигурировал как вождь крестьянской войны, борец за социальную справедливость против гнёта власть имущих. В ту пору имя Разина широко использовалось при наименовании улиц и площадей, а памятники бунтарю устанавливались наравне с другими героями революционной борьбы.

При этом историки советской поры старались не заострять внимание на чинимых атаманом грабежах, насилии и убийствах, поскольку в благородный образ народного героя это никак не вписывалось.

О молодых годах Степана Разина известно мало. Он был сыном беглого воронежского крестьянина Тимофея Рази, который нашёл убежище на Дону.

Такие, как Тимофей, вновь принятые казаки, не имеющие своего имущества, считались «голытьбой». Единственным надёжным источником дохода были походы на Волгу, где ватаги казаков грабили купеческие караваны. Подобный, откровенно криминальный, промысел поощрялся и более обеспеченными казаками, снабжавшими «голытьбу» всем необходимым, а взамен получавшими свою долю от добычи.

Власти на подобные вещи смотрели сквозь пальцы, как на неизбежное зло, отправляя войска в карательные экспедиции только в тех случаях, когда казаки окончательно теряли меру.

Тимофей Разя в подобных походах преуспел — обзавёлся не только имуществом, но и женой — взятой в плен турчанкой. Восточной женщине к насилию было не привыкать, и она смирилась со своей участью, родив мужу трёх сыновей: Ивана, Степана и Фрола. Впрочем, возможно, мать-турчанка — это тоже лишь легенда.

Лаковая миниатюра «Степан Разин» на крышке палехской шкатулки, работа художника Д. Турина, 1934 год. Фото: РИА Новости

Брат за брата

Что известно точно, так это то, что появившийся на свет примерно в 1630 году Степан Тимофеевич Разин с юных лет принимал участие в военных походах и к своим 25 годам стал среди казаков влиятельной фигурой, так же как и старший брат Иван.

В 1661 году Степан Разин вместе с Фёдором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вёл переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.

В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп.

У московских властей Степан и Иван Разины были на хорошем счету вплоть до событий, которые разыгрались в 1665 году во время войны с Речью Посполитой.

Картина «Стенька Разин», 1926 год. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Фото: РИА Новости

Казаки — люди вольные, и в разгар вооружённого конфликта атаман Иван Разин, не нашедший общего языка с московским воеводой, принял решение увести казаков на Дон.

Воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, не отличавшийся большими способностями дипломата, пришёл в гнев, повелел догнать ушедших. Когда казаков настиг Долгоруков, он приказал немедленно казнить Ивана Разина.

Степан был потрясён гибелью брата. Как привыкший ходить в походы человек, он относился к смерти философски, но одно дело — гибель в бою, и совсем другое — бессудная расправа по воле вельможи-самодура.

Мысль о мести крепко засела в голове Разина, однако к претворению её в жизнь он перешёл не сразу.

Вперёд «за зипунами»!

Спустя два года Степан Разин стал предводителем организованного им же самим большого «похода за зипунами» на нижнюю Волгу. Под своё начало ему удалось собрать целое войско в 2000 человек.

После гибели брата стесняться атаман не собирался. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.

Такое поведение было дерзким, но всё-таки не из ряда вон выходящим. А вот когда разинцы разгромили отряд стрельцов, а затем захватили Яицкий городок — это уже стало походить на откровенный бунт. Перезимовав на Яике, Разин вывел своих людей в Каспийское море. Атамана интересовала богатая добыча, и он направился во владения персидского шаха.

Шах быстро понял, что такие «гости» сулят разорение, и выслал навстречу войска. Сражение у персидского города Решта завершилось вничью, и стороны приступили к переговорам. Шахский представитель, опасаясь, что казаки действуют по воле русского царя, был готов отпустить их на все четыре стороны с добычей, лишь бы они как можно скорее убрались с персидской территории.

Но в разгар переговоров неожиданно появился русский посол с царской грамотой, в которой говорилось, что казаки — воры и смутьяны, и предлагалось их «смертию уморять без пощады».

Представителей казаков тут же заковали в цепи, а одного затравили собаками. Атаман Разин, убедившись, что по части бессудных расправ персидские власти ничуть не лучше русских, атаковал и захватил город Фарабат. Укрепившись в его окрестностях, разинцы провели там зиму.

Как атаман Разин устроил «персидскую Цусиму»

Весной 1669 года отряд Разина наводил ужас на купцов и состоятельных людей на каспийском побережье нынешней Туркмении, а к лету казаки-разбойники обосновались на Свином острове, неподалёку от современного Баку.

В июне 1669 года к Свиному острову подошло персидское войско на 50-70 судах общей численностью от 4 до 7 тысяч человек во главе с полководцем Мамед-ханом. Персы намеревались покончить с разбойниками.

Отряд Разина уступал и в численности, и в количестве и оснащении судов. Тем не менее из гордости казаки приняли решение не бежать, а принять бой, причём на воде.

«Степан Разин». 1918 год. Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Фото: Public Domain

Затея эта представлялась отчаянной и безнадёжной, и Мамед-хан, предвкушая триумф, отдал приказ соединить свои суда железными цепями, взяв разинцев в глухое кольцо, чтобы никто не мог скрыться.

Степан Тимофеевич Разин, однако, был опытным командиром и ошибки противника использовал моментально. Казаки сосредоточили весь огонь на флагманском корабле персов, который загорелся и пошёл на дно. Соединённый цепями с соседними кораблями, он стал утаскивать за собой и их. Среди персов началась паника, а разинцы принялись громить вражеские корабли один за другим.

Дело закончилось полной катастрофой. Уйти удалось лишь трём судам персов, большая часть войска погибла. В плен к Разину попал сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда . По легенде, вместе с ним была захвачена и его сестра, ставшая наложницей атамана, а затем брошенная в «набежавшую волну».

На самом деле с княжной всё непросто. Хотя о её существовании и упоминали некоторые иностранные дипломаты, описывавшие похождения Разина, но достоверных доказательств нет. А вот принц был и писал слёзные челобитные с просьбой отпустить его домой. Но при всей свободе нравов в казачьей вольнице вряд ли атаман Разин сделал своей наложницей персидского принца, а не принцессу.

Несмотря на разгромную победу, было понятно, что дальше противостоять персам у разинцев сил не хватит. Они двинулись к Астрахани, но там их уже поджидали правительственные войска.

Казнь Степана Разина. Худ. С. Кириллов. Фото: Public Domain

Война с режимом

После переговоров местный воевода князь Прозоровский принял атамана с почётом и пропустил его на Дон. Власти готовы были закрыть глаза на прежние грехи Разина, лишь бы он успокоился.

Степан Тимофеевич Разин, однако, успокаиваться не собирался. Напротив, он почувствовал силу, уверенность, поддержку бедноты, считавшей его героем, и посчитал, что пришло время для настоящей мести.

Весной 1670 года он вновь отправился на Волгу, теперь уже с откровенной целью — вешать воевод и дьяков, грабить и жечь богачей. Разин рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, призывая присоединяться к его походу. У атамана была политическая платформа — он заявлял, что не является противником царя Алексея Михайловича , а выступает против, как бы сейчас сказали, «партии жуликов и воров».

Сообщалось также, что к восставшим якобы примкнули патриарх Никон (на самом деле находившийся в ссылке) и царевич Алексей Алексеевич (к тому времени умерший).

За несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Его войско взяло Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, целый ряд более мелких городов и населённых пунктов.

Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.

Всё это, естественно, сопровождалось повальными грабежами и бессудными расправами, которые были ничуть не лучше той, что учинил князь Долгоруков над братом Разина.

Особенности казачьей солидарности

В Москве почувствовали, что дело пахнет жареным, новой смутой. О Степане Разине говорила уже вся Европа, иностранные дипломаты сообщали, что русский царь не контролирует свою территорию. Того и гляди можно было ожидать иностранного вторжения.

По приказу царя Алексея Михайловича, против Разина была направлена 60-тысячная армия под командованием воеводы Юрия Барятинского . 3 октября 1670 года в битве под Симбирском войско Степана Разина было разбито, а сам он был ранен. Верные люди помогли атаману вернуться на Дон.

И здесь произошло то, что неоднократно повторялось в истории и что очень хорошо говорит о так называемой «казачьей солидарности». Домовитые казаки, до той поры помогавшие Разину и имевшие свою долю от добычи, боясь карательных мер со стороны царя, 13 апреля 1671 года захватили последнее убежище атамана и выдали его властям.

Атамана Разина и его брата Фрола доставили в Москву, где подвергли жестоким пыткам. Казни бунтовщика придавалось важное государственное значение — она должна была продемонстрировать, что русский царь умеет наводить порядок в своих владениях.

За Разина отомстили стрельцы

Само восстание окончательно удалось подавить в конце 1671 года.

Власти, разумеется, хотели бы, чтобы о Стеньке Разине не осталось никакого напоминания, но уж больно масштабными получились события с его участием. Атаман ушёл в народную легенду, где ему списали бесчинства, беспорядочные связи с женщинами, грабежи и прочую уголовщину, оставив лишь образ народного мстителя, врага злодеев, стоящих у власти, защитника бедных и угнетённых.

В конце концов, смирился и правящий царский режим. Дошло до того, что первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» был посвящён именно Стеньке Разину. Правда, не его охоте на караваны и не убийствам царских слуг, а всё тому же эпохальному броску княжны в реку.

А что же воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, с опрометчивого приказа которого и началось превращения Степана Разина во «врага режима»?

Князь счастливо пережил устроенную Стенькой бурю, но, видимо, на роду ему не было написано умереть своей смертью. В мае 1682 года престарелого вельможу, которому стукнуло 80 лет, вместе с сыном убили взбунтовавшиеся в Москве стрельцы.

Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671) – известный донской казак и предводитель наиболее крупного восстания на территории России.

Детство

Данных о детстве Степана Тимофеевича крайне мало. Из сочинений нидерландского путешественника Стрейса известно, что родился Разин приблизительно в 1630-м году, так как на момент встречи с мореплавателем мужчине, по мнению Стрейса, было около сорока лет.

Место рождения будущего бунтовщика тоже доподлинно неизвестно. Тем не менее доминирующей является версия о том, что родился он в станице Зимовейской (впоследствии именовалась Пугачевской и располагалась на территории Волгоградской области).

Присутствуют в истории и версии о том, что родиной является Черкасск. Об этом впервые заявил ученый и историк Ригельман, утверждая, что Зимовейск был впервые упомянут в летописях только спустя год после смерти Степана. Что же касается Черкасска, версия о нем была подтверждена не только Ригельманом, но и другим донским историком Быкадоровым.

Если же говорить о народных преданиях и поверьях, то родиной Стеньки Разина в разное время называли станицу Раздоры, а также деревеньки под названием Есауловская и Кагальницкая. Однако подтвержденных данных о том, что Разин родился именно там, пока не найдено. К слову, сведений о том, кем были его родители и чем они занимались, также обнаружено не было.

Юность

О том, как развивалась судьба Разина, становится известно, согласно рукописям лишь к 1652 году. На тот момент Степан и его старший брат Иван уже командуют несколькими отрядами донских казаков и имеют немалый авторитет на принадлежащих им территориях (они, к слову, были огромны). В 1661 году, заручившись поддержкой другого видного атамана – Фёдора Будана, – Степан вместе со старшим братом начинает выступление против крымских татар и ногайцев. Между враждующими кланами происходит двухдневное сражение, после чего уполномоченный Иван заключает мир и отводит отряды обратно на родную территорию.

В это же время князь Долгоруков посылает своего посла к Разиным для того, чтобы напомнить им об обязательном несении воинской службы на реке Дон. Напоминание царской администрации лишь разжигает стремление казаков к независимости, о чем и сообщает возвратившийся к князю посол. В ответ Долгоруков приказывает своему отряду арестовать и казнить одного из главных казаков.

По версии ученых, им должен был оказаться сам Степан Разин, однако не переговорах в дискуссии яро проявлял инициативу Иван, в результате чего посланный отряд решил казнить не того главаря. Потеря брата стала серьезной причиной для Разина и дальше не подчиняться царской власти, и даже больше – стремиться сделать казаков независимыми от любых царских указов и повелений.

Восстание Степана Разина

В 1649 году было принято так называемое Соборное уложение, по которому крестьяне становились еще более зависимыми от своих помещиков. В результате начало расти недовольство, выливающееся в частые побеги подневольных на казачью территорию. Однако из-за того, что беглые крестьяне не обладали ни собственным имуществом, ни жильем на территории донских казаков, они принадлежали не к «старожилам», а к голытьбе, которая ежедневно пополнялась десятками новоприбывших недовольных крестьян. И, естественно, в поисках пропитания голытьба всё чаще совершала разбойничьи нападения на села и города, обирая тех же помещиков.

Ситуация с разгорающимся недовольством со стороны подневольных была лишь на руку Разину и другим донским казакам. Они всё чаще снабжали голодных и злых крестьян оружием, советовали наиболее уязвимые места для атак и ждали, пока «войско» станет представлять серьезную угрозу для царской администрации. К 1667 году отряд самих казаков насчитывал около двухсот человек, не считая многотысячной армии из голытьбы, которая почитала Стеньку Разина и готова была разорвать царей и князей в клочья, чтобы оказаться на долгожданной свободе.

15 мая 1667 года началось знаменитое восстание Степана Разина. Войско под командованием казаков вышло к Волге и ограбило несколько торговых судов, приняв к себе всех тех крестьян, которые были на борту подневольными. По мнению библиографов, вплоть до зимы того же года восстание носило лишь разбойничий характер и ничуть не отличалось от многочисленных казачьих набегов в прошлом. Но к зиме Стенька Разин успешно разгромил отряд стрельцов Беклемишева, а затем взял с боем Яицкий городок, что могло означать лишь одно – восстание обрело антиправительственный характер и грозит свержением существующей власти.

В 1669 году казаки, несмотря на проведение многодневных боев, выигрывают несколько сражений. Находясь около Свиного острова, они встречаются с войсками Мамед-хана Астаринского, с которым и вступают в схватку, позже наименованную «Боем у Свиного острова». Сефевиды, мнившие себя отличными стратегами, сцепили свои корабли цепями, для того чтобы максимально быстро и без потерь взять весь казачий флот под контроль.

Однако Стенька Разин, почувствовав, что именно в этом и кроется ошибка противника, приказал потопить флагманский корабль Мамед-хана, влед за которым пошли ко дну остальные суда. В качестве трофея Разин берет в заложники дочь и сына шаха, которых публично бросает с корабля после потопления Сефевидской армады.

Крестьянская война

В 1670 году Степан Тимофеевич отваживается на еще один военный поход. В отличие от предыдущего, который до последнего момента держался под строжайшим секретом, этот, наоборот, сразу же обретает публичный характер. Идя по деревням и селам, Разин открыто призывает народ к восстанию и освобождению от крепостной власти, при этом заявляя, что его конечной целью не является свержение существующего правителя Алексея Михайловича (тем не менее противником всей власти он себя всё-таки объявляет). Призывы приводят к тому, что во многих селах и станицах начинаются смуты, появляются последователи Разина (в частности, Алёна Арзамасская), которые хотят поскорее обрести свободу и волю.

После успешной агитации, Стенька штурмом берет Самару, Царицын, Астрахань и Саратов, намереваясь добавить к ним и город Симбирск. Однако последний становится для него непреодолимой крепостью, поэтому осенняя осада проваливается. В это же время на восстановление порядка царь посылает 60-тысячное войско, которое после непродолжительной схватки наносит серьезный урон казакам и сильно ранит самого Разина. Того увозят в Кагальницкий город, где военачальник планирует оправиться и заново броситься на противника. Но его судьба определяется другим казаком – Корнилой Яковлевым, который, побоявшись гнева со стороны царя на всех его соплеменников, решает похитить Разина и сдать его на царский суд.

Последние дни жизни

2 июня 1671 года Степана Разина доставляют в Москву, где ему через час выносят смертный приговор путем четвертования. Параллельно с ним осуждают и его младшего брата Фрола.

6 июня того же года на Болотной площади при огромной толпе Степана Разина подвергают сперва пыткам, а затем отсекают голову. Всё это проводится на глазах Фрола, который, не выдержав увиденного, кается в содеянном и просит помилования. Это продлевает его жизнь ровно на пять лет: в 1676 году его казнят там же, на Болотной площади.