Имам мечети кул шариф данный момент. Последний имам ханства: «Казани не от кого больше ждать помощи, кроме Всевышнего и Его ангелов

«Главная мечеть Татарстана» и ее недостатки

Председатель Центра исламской культуры «Иман» Наиль Гарипов обеспокоен тем, что жемчужина Казани - мечеть «Кул Шариф» - является своеобразным музеем, в котором «экспонатами» выступают молящиеся. В колонке, написанной для «Реального времени», он раскрывает, что неправильно в этом культовом здании и как эти недостатки можно исправить.

Женщины, торговля...

На днях в социальных сетях я обратился к своим подписчикам, сообщив, что сегодня в мечети «Кул Шариф» - мечети номер один нашей республики - во время намаза туристы могут спокойно находиться на смотровых балконах и фотографировать. Заметка вызвала неоднозначную реакцию. Часть читателей считают, что нет ничего зазорного в том, что за тобой наблюдают во время молитвы. Это, по их мнению, положительно сказывается на имидже ислама и самих мусульман, которых нередко связывают с религиозным терроризмом.

Я написал свой пост, потому что тоже в какой-то мере ощутил себя экспонатом музея. Я вспомнил фильм «Данди по прозвищу «Крокодил», где Мик Дж. Данди зарабатывал тем, что показывал вместе с местными аборигенами охоту на крокодилов. Когда нет другой работы, подобный промысел вполне допустим и не вызывает ничего кроме улыбки. Другое дело, когда напоказ выставляется религиозность людей. Если они делают это добровольно, то это на их совести. Но ведь в данном случае происходит не так.

С точки зрения шариата я опираюсь здесь на ханафитский фикх. Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Об этом сказано в работе «Гибадат исламия» известного татарского ученого начала XX века Ахмадхади Максуди. Связано ограничение не только с этическими соображениями, но и с физиологическими особенностями. Как известно, в особые дни женщинам запрещено совершать намаз и прикасаться к священному для мусульман Корану, соответственно, в эти дни запрещено посещать мечеть.

Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Фото Максима Платонова

Когда мы позволяем немусульманам посещать мечети, мы не соблюдаем прежде всего собственные законы и тем самым проявляем неуважение к мечети как месту поклонения. Это касается не только туристов, но и работников мечети. Как известно, в мечетях сегодня работают много женщин, которые выполняют в них различные функции.

Другой аспект - это торговля в стенах мечети, использование «дома Аллаха» не по прямому назначению, что не одобряется опять-таки с точки зрения шариата. О запрете на торговлю в мечети говорится в хадисе пророка Мухаммада. Посланник Аллаха сказал: «Если вы увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, скажите ему: «Пусть Аллах не даст тебе прибыли в твоей торговле».

С точки зрения шариата мы не имеем права превращать мечеть в торговую точку для привлечения туристов. И неважно, чем торговать, важно, что мечеть - это место поклонения Всевышнему Аллаху. И это ее главное предназначение. А для создания положительного имиджа ислама в принципе ничего не нужно. Быть мусульманином не так-то легко. Во многом нужно себя ограничивать. Поэтому в Коране и сказано, что не к каждому будет милостив Всевышний Аллах. Некоторым будут запечатаны сердца и у них не будет возможности обрести эту милость.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Фото kul-sharif.com

Кто такой Кул Шариф?

Вопрос с туристами и нашим отношением к главной мечети татар связан не только с областью права, но и с историей и национальным самосознанием этого народа. Она построена, как известно, в память великого шейха Кул Шарифа, который пал смертью храбрых, защищая вместе с шакирдами город во время штурма Казани войсками Ивана IV 12 октября 1552 года.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Об этом много говорится в русскоязычном источнике «Казанский летописец», где подробно описано завоевание Казани и Казанского ханства. В связи с чем хотелось бы отметить, что в мечети «Кул Шариф» нет экспозиции, посвященной этому выдающемуся историческому деятелю. Кроме названия мечети и его псевдопортрета ничто на его связь с этим зданием не указывает.

Также в музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Что же нам здесь рассказывают? А рассказывают нам просто «об исламе», о том, какой он «вообще». Возможно, это необходимо знать неверующим людям. Но имеет ли смысл проводить экскурсию по школьной программе? Эти знания вполне доступны и в интернете.

В музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Фото Олега Тихонова

А вот чего нам и особенно нашей молодежи действительно не хватает, так это знания истории и культуры собственного народа. Сегодня часть татарского национального движения озабочена принятием концепции развития татарского народа. Вокруг нее возникла нешуточная полемика, в которую включился и председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин, обеспокоенный недостатком в концепции исламского фактора. В принципе, он прав.

Более того, я полагаю, что исламский фактор должен быть ключевым в новой концепции развития татар. Почему? Очень просто. Татарская культура, которая формировалась в течение тысячи лет, пронизана мусульманской идеологией. Буквально вся, начиная от фольклора и заканчивая бытовой культурой. Об этом писал Валиулла Якупов, который не раз обращался к татарской интеллигенции с призывом прекратить связывать татарскую культуру с язычеством.

Многие так называемые языческие культы на самом деле таковыми не являются, и они связаны с другой, не менее важной мусульманской составляющей - суфизмом. Поэтому мы должны прежде всего концептуально разобраться с нашим историческим прошлым. Мы народ, который распространял знания о религии ислам. В этом наша историческая миссия и на этом мы должны строить нашу идеологию.

Камиль Самигуллин обеспокоен недостатком в концепции развития татарского народа исламского фактора. Фото Максима Платонова

«Души наших предков не будут нами довольны»

Возвращаясь к вопросу о мечети, мне хотелось также затронуть и такой аспект, как практика зиярата (поминовение усопших) погибших защитников города. В свое время до революции татары специально приходили к стенам Кремля для поминовения. Их не пускали внутрь комплекса. Они сидели вдоль стен, читали священный Коран и поминали усопших на этой территории мусульман.

В памяти народа история падения города сохранилась фрагментарно - мечети и медресе были уничтожены, не осталось прямых письменных свидетельств. Поэтому все исторические эпизоды народ восстанавливал по памяти. В те годы появилось много разных легенд и мифов. Поэтому зародился миф о Сююмбике, которая спрыгнула с башни, хотя, как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Просто народ помнил, где находилась ханская мечеть, и, понимая, что башня стоит на фундаменте мечети, связал ее с минаретом.

Кстати, в самом Касимове могила ханбики Сююмбике установлена лишь предположительно. Но народ настолько героизировал своих защитников, что не захотел соглашаться с тем, что кто-то мог выжить в этом противостоянии. Но выжившие были, и они составили большинство жителей Старо-Татарской слободы. Они стали тем народом, который не забывал о своих исторических корнях.

Как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Фото Олега Тихонова

Обращаясь к религии, мы должны помнить, что для народа многие символы имеют сакральное значение. Если для православных имеет значение Казанская икона, то для мусульман мечеть «Кул Шариф» - это место их памяти и возрождения. Поэтому татары должны оберегать именно эту мечеть и наполнять ее в первую очередь своим присутствием и своими молитвами. И создание именно в этом месте не музея исламской культуры, а музея Кул Шарифа, музея ислама в Казанском ханстве - это первоочередная наиважнейшая задача.

Мы должны начать уважать себя, свою культуру, свою историю, свой народ и свой язык. Это милость и дар нам Всевышнего Аллаха. Мы не выбирали свою нацию. А пока часть татарской молодежи находится под влиянием псевдосалафитов и заграничных ересиархов и тем самым пренебрегает своей историей и не признает своих предков мусульманами. А это ведет только к одному: души наших предков не будут нами довольны, а значит, и Всевышний Аллах не будет к нам милостив. Родину не выбирают. Родину и нацию дает нам Всевышний Аллах как аманат (милость), и эту милость мы с вами должны беречь.

Наиль Гарипов

Мечеть Кул-Шариф начинает свою историю от Казанского ханства. Древняя мусульманская святыня, была одной из пяти мечетей казанского Кремля. Храм обладал восемью минаретами, чем не могла похвастаться ни одна мечеть мира. В 1552 году при взятии Казани Иваном Грозным, величественная постройка пала жертвой разрушений.

В 1996 году на месте утраченной мечети началось строительство новой. Работникам понадобилось десять лет, чтобы перед глазами жителей города возник белоснежный архитектурный комплекс с синими куполами устремленными в небо. Название храма таит отсылку к своей предшественнице. Кул Шариф — последний имам погибший при штурме войсками Ивана Грозного храма. Источники повествуют, что мужчина возглавил оборонный отряд и был последним сброшен с крыши мечети.

Мечеть Кул Шариф в Казани является комплексом из трех элементов. Кроме храма к нему относятся памятный камень и административная постройка. Площадь ансамбля равна примерно 19000 м² . Высота минаретов исчисляет 57 м, главный купол — 39, при диаметре 17,5 м. Внешний вид современная святыня позаимствовала у разрушенной мечети XIII века аль-Кабир.

Открытие комплекса было приурочено к 1000 дню рождения столицы. Мечеть позиционировали как крупнейшую в Европе, но фактически ни по одному параметру постройка не являлась рекордсменом. Но мечеть Кул-Шариф признана одной из крупнейших и занимает главенство в республике Татарстан.

В здании 2 зала отведено под музей, единственный повествующий о многогранной культуре и истории ислама у населения Поволжья и Приуралья. Экспозиция раскрывает вклад татарского народа в религию и отображает влияние веры на формирование нации. Посетить музей можно даже в праздничные дни, но часы работы сокращены. В главном зале хранится коллекция изданий Корана на разных языках и книги с фамилиями людей, пожертвовавших средства на строительство святыни.

Главный купол напоминает казанскую шапку — головной убор из традиционного одеяния ханов. Окна купола выполнены в форме тюльпана. Также в сооружении использованы очертания знака, символизирующего в мусульманстве благословение Аллаха.

Внутреннее убранство выполнено из челябинского мрамора, двери — из краснодарского дуба. Все осветительные приборы, от массивной двухтонной люстры, до самых миниатюрных изготовлены по чертежам татарских мастеров в Чехии из хрусталя и цветного стекла.

Мечеть расположена на территории Кремлевского комплекса в самом центре Казани. Ближайшие остановки автобусов:”центральный стадион”, “батурина”, “дворец спорта”. Короткий, но живописный путь открывается от одноименной станции метро. Вход на территорию комплекса свободный. Даже ночью можно полюбоваться белоснежной архитектурой в свете причудливой иллюминации, так как проход через Спасскую башню открыт круглосуточно.

Величественное здание держит свои двери открытыми для каждого, кто пожелает зайти внутрь и прикоснуться к и татарского народа. Главная татарстанская джума-мечеть считается также одной из крупнейших в Европе. Площадь достопримечательности - 10000 м 2 .

История мечети Кул Шариф

Современное здание главной религиозной достопримечательности Казанского Кремля - не историческое сооружение. Знаменитая мечеть Кул Шариф в Казани была разрушена в 1552 году войсками царя Ивана Грозного во время штурма города. На татарских землях осталась лишь славная память о величественном здании, а о том, как она выглядела в 1552 году, не известно никому. По прошествии многих веков, с 1996 и по 2005 годы проводилось ее восстановление. Приурочили открытие к тысячелетию Казани.

История названия. Имам Кул Шариф

Название было дано как память о последнем имаме Казани Кул-Шарифе. Он действительно жил во времена Казанского ханства, об этом свидетельствуют как исторические хроники, так и память народа. Для татар он был великим человеком, его называли "сеид", что у мусульман означает почетный титул для потомков пророка Мухаммеда. Поэтому название мечети его именем неудивительно.

Строительство мечети Кул Шариф

Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища. Казанская мечеть Кул Шариф была построена в основном на пожертвования от жителей Татарстана и России. 400 миллионов рублей - столько было потрачено на восстановление всенародной жемчужины. 24 июня 2005 года произошло открытие религиозного комплекса, ставшего символом Казани.

Описание и архитектура мечети

Проект здания был разработан архитекторами Ш. Х. Латыповым, М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Им удалось подчеркнуть былое величие разрушенной мечети. Она имеет 5 этажей, включая цокольный и технический: на первом этаже находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором - смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин. На цокольном этаже находятся музей ислама, гардеробы, помещения для омовения. В комплекс мечети входят также библиотека и издательство. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети - это здание пожарной части.

Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как "голубая мечеть".

Высота каждого из минаретов и соответственно мечети - 57 метров.

В молельный зал можно попасть с северной стороны, в музей ислама - с южной.

Вместимость здания - 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.

Умелыми руками мастеров достопримечательность стала не только символом веры, но и памятником тысячелетних традиций народа. Внутри можно увидеть арки с аятами, орнаментальные косички.

Не забыли архитекторы о славном цветке, который обозначает «возрождение» – тюльпане. Его можно увидеть в прорезах окон. Восемь символов мусульманской веры – полумесяцев отождествляют восемь минаретов прошлого.

В интерьере просматриваются уникальные виды работ и отделки. Их выполнили в соответствии с технологиями шестнадцатого века. В строительстве использовали алебастр (ганч), дерево и камень. Все обрабатывалось вручную. Также удивляют позолоченные элементы, обогащающие главную достопримечательность казанского Кремля изнутри.

Красоту интерьеру придают лепнина, витражи, мозаика.

Ковры на полу мечети - подарок правительства Ирана, а цветная хрустальная люстра весом около двух тонн была сделана в Чехии.

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры - 40 рублей, школьники – 20 рублей.

Существует несколько увлекательных фактов об этой достопримечательности:

  1. Достопримечательность составляет не одно сплошное здание, а большой комплекс. Центральный купол достигает высоты около 39 метров.
  2. Считалось и считается, что Кул Шариф - самая большая мечеть в Европе, но на данный момент она таковой не является.
  3. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  4. Купол напоминает шапку.
  5. Музей, размещенный в двух залах, был открыт через год после официального открытия комплекса, в 2006 году.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В мечети Кул Шариф можно проводить никах - исламское бракосочетание по шариату. В связи с ростом популярности проведения никаха в стенах здания рекомендуется выбрать дату как минимум за 3 месяца до события.

Адрес, время работы, как добраться

Мечеть расположена на территории музея-заповедника Казанский Кремль. Посетить знаменитую достопримечательность можно как самостоятельно, так и во время .

Главная мечеть города открыта к посещению с 9 утра и до 18 вечера. В течение нескольких часов можно осмотреть все ее достопримечательности.

Чтобы добраться до достопримечательности, необходимо сесть в метро и проехать до станции «Кремлевская» или общественным транспортом доехать до остановки «ЦУМ» или «Дворец спорта».

Посещение комплекса оставит много положительных эмоций, восхищений на долгие годы. Прикоснитесь к культурному вековому наследству Татарстана, восстановленному талантливыми строителями, художниками и архитекторами республики.

В 16 веке войска Ивана Грозного сломили сопротивление Казанского ханства и захватили Казань. Главную мечеть Волжской Булгарии сожгли дотла. Через 300 с лишним лет, в 1995 году мечеть решили восстановить. Восстанавливали её всем миром, строилась мечеть большей частью на пожертвования. Мусульманская святыня открыла свои двери в 2005 году.

О мечети

В 1996 году на территории Казанского Кремля поставили символический знак – камень. Он означал начало строительства храма. На камне начертаны слова государственного указа о строительстве Кул-Шариф.

Когда мечеть начали строить, ориентируя её на Мекку, получилось, что камень остался немного в стороне.

Названа святыня по имени сеида Кул-Шарифа. Он был последним имамом Казанского ханства, погибшим при сопротивлении войскам Ивана Грозного.

является одной из главных достопримечательностей . Восстановленная по рисункам, записям, она поражает царской роскошью, величием.

Сегодня этот мусульманский храм входит в исторический заповедник «Казанский Кремль». Попасть в мечеть можно бесплатно. Там же можно взять платки и накидки.

Красота и роскошь Кул Шариф

Построена мечеть из белого мрамора. Имеет 8 минаретов – башен, полумесяцы на вершине которых обращены в сторону Мекки, главного города мусульман.

Минареты очень высоки, 57 м. Главный купол бирюзового цвета. Его форма напоминает шапку казанских ханов. Окна по краю купола по форме напоминают цветок тюльпана – символа новой жизни в мусульманстве.

Сама архитектура выполнена так, будто один квадрат вставлен в другой под углом в 45 градусов. Это тоже символ процветания в мусульманстве. Арка входа украшена ажурной вязью.

Мечеть состоит из 5 ярусов:

  1. Музей ислама
  2. Гостевой холл
  3. Молельный мужской зал
  4. Женский молельный зал
  5. Балконы для посетителей – туристов.

Внутреннее убранство мечети

Мечеть выполнена в светлых тонах. Это создаёт ощущение воздушности, праздничности. В музее ислама собрана история развития мусульманства на Руси. Есть древние рукописи, картины, скульптуры. В гостевом холле бросается в глаза миниатюрная копия мечети на постаменте.

Уменьшенная копия мечети

Из гостевого холла двери ведут в главный зал мечети – мужской молельный зал. Это самое большое помещение, которое может вместить в себя больше 1000 человек. Пол устлан коврами ручной работы из Ирана. Витражи в окнах тоже выполнены вручную. Зал восхищает своим великолепием. На потолке огромная двухтонная люстра из чешского хрусталя, в ней при включении загорается 300 ламп.

Потолок расписывали на холстах татарские художники, затем холсты подняли вверх.

В зале находится возвышение – кафедра. Сюда поднимается имам во время чтения коллективной молитвы, обращения к пришедшим. Для работы имама в храме оборудован кабинет.

На стенах в панно вписаны имена пророков Аллаха. Здесь же выписаны все 99 имён Аллаха. Всё помещение мечети расписано ажурной вязью, выдержками из священной книги мусульман Корана, украшено растительным орнаментом.

По периметру зала белоснежные колонны поддерживают балкон. Балкон огорожен от мужского зала узорчатой перегородкой в арабском стиле.

На балконе молятся женщины. Вместимость составляет 300 человек. В непраздничные дни, когда молящихся немного, женщинам разрешается молиться в мужском зале, позади мужчин.

Выше женского зала располагаются балконы для туристов. В этом красивейшем здании имеется специальная комната для проведения свадебных обрядов мусульман – никах.

Богатая архитектура, царственность и величие здания, история возрождения мечети, открытость для туристов дают право мечети Кул-Шариф стоять в одном ряду с уникальными достопримечательностями, которые стоит посмотреть каждому.

Где находится Кул Шариф?

Адрес: Казань, ул. Шейнкмана (на территории Казанского Кремля).
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:00 (вход до 17:30), по пятницам с 12:00 до 14:00 перерыв на намаз.

Мечеть Кул Шариф в Казани является главной для мусульман Татарстана. Такое необычное название появилось в честь духовного лидера и великого деятеля Кула Шарифа. Он жил еще во времена ханства, в 16 столетии. Данный человек являлся государственным советником хана. Это был потомок Мухаммеда. Личность уважали и почитали. На территории крепости хана всего было 5 обителей. Кул Шариф являлся имамом мечети хана, которая славилась богатой библиотекой.

Как добраться

Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы

Посещение может выполнено самостоятельно так и в рамках групповой экскурсии. Для осмотра территории потребуется несколько часов. Удобно добираться на метро. Выход — станция «Кремлевская». На автобусе необходимо ехать до остановки «ЦУМ» (номера 22 и 89).

История

В 1552 году началось осаждение Казани Иваном Грозным. Оборону по защите крепости возглавил Кул Шариф. Войска царя безжалостно атаковали стены. Духовный лидер погиб вместе со своими бойцами. С того момента, как приняли решение построить на территории мечеть, прошло около 400 лет. Только в 1995 году началось строительство святыни на территории Казанского Кремля. Известно, что примерно на этом же месте находилась ханская мечеть. Однако точные координаты являются неизвестными. Прошлое строение отличалось величественностью и восхищало своим великолепием. Но описания являются скудными. Поэтому, полностью воссоздать общую картину было проблематично. Тогда в 1995 году объявили конкурс проектов. В нем принимали участие не только российские архитекторы, но и специалисты со всего мира. Задача была непростая, желающих проявить свое мастерство было много.

Будущая обитель должна была объединять в себе несколько символов. Предполагалось ее возвести в форме шатра. Такой тип строения был характерен для кочевых народов. Купол должен быть небесно-голубого цвета и напоминать по внешнему виду Корону Великого Хана. Сегодня головной убор хранится в столице, в Оружейной палате.

Результат превзошел все ожидания. Облицовку здания выполнили с использованием белого мрамора, его привезли из Челябинской области. На строительном материале высекли суры. Так называли специальные надписи из Корана.

Архитектура

Святыня получилась многоминаретной. Она состояла из четырех крупных минаретов и двух небольших. Также присутствовало 2 псевдоминарета. Самые высокие минареты в высоту достигали 57 метров. Само здание делилось на несколько частей. Нижний ярус был выделен под музей Исламской Культуры. Также тут же были предусмотрены помещения для омовения. На втором этаже был вход в обитель и раздевалка для посетителей. Третий ярус – зал для молитв. Четвертый этаж был предназначен для женского посещения. А пятый был отдан под смотровую площадку. Также тут находятся красивые балконы, которые пользуются у туристов повышенным спросом.

Внутреннее убранство

Попадая в вестибюль, вы сразу видите перед собой макет обители. Он изготовлен из серебра и драгоценных камней.

Это достаточно просторное помещение и светлое. Потолки имеют эффектный растительный и геометрический орнамент. Благодаря этому зал смотрится достаточно динамично. На стенах много интересных надписей на арабском языке. Много букв, которые выполнены в форме какого-то предмета.

Само здание стоит в направлении Мекки. В вестибюле много символичных мозаичных панно, отражающих данную тематику. На них изображается два города. На первой картине присутствует Мечеть Аль-Харам из Мекки. В ее центральной части есть Кааба. Так называли самую великую мусульманскую святыню. В переводе данное слово обозначает куб. Он накрыт покрывалом (кисва) темного цвета. На покрывале четко прослеживаются узоры из Карана. Каждый год кисва заменяется на новую. Части старого покрывала по частицам передаются верующим людям. Один из фрагментов кисвы находится у Шаймиева. Панно с двух сторон имеют символичные надписи — Аллах и Мухаммед.

Изображение города Мекка неслучайно. Именно в этом городе родился пророк Мухаммед. Из этого поселения еще в 7 веке пошло распространение Ислама. В 922 году религия дошла и до Волжской Булгарии. Изображение города представлено схематически. Святыня со всех сторон обнесена каменными постройками. На тот момент город считался развитым, инфраструктура необходимая для жизни была налажена. Была своя армия, народ занимался различными ремеслами. Экономика процветала. Сегодня в поисках достоверной исторической информации ученые проводят археологические раскопки. Находятся многие архитектурные памятники древних Булгар, которые по крупицам восстанавливаются. С 2014 годы все находки внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Отдельного внимания заслуживают своды ниши здания. Их отличает красивый небесно-голубой цвет. Выбор данной цветовой гаммы неслучаен. Он обозначает небо, место, куда обращаются молитвы мусульман. Одна из них выполнена в другой палитре. Она отличается наличием броского и яркого орнамента. Эту нишу называют Михраб. Она указывает верующим направление на Мекку. Примечательно, что мусульманами поклон совершается именно в данном направлении. Под стеклом у основания лежит небольшая часть кисвы. Она была подарена королем Саудовской Аравии в 2008 году. Если вы поднимите взор еще немного выше, то увидите надписи, выполненные в виде открытой книги. Так дизайнеры изобразили суры. Над текстом установлены медальоны.

С правой стороны от Михраба стоит кафедра со ступеньками. Отсюда зачитываются исповеди по пятницам и праздникам. Мусульмане отмечают два больших праздника — Курбан Байрам и Ураза-Байрам. Внутри минбара, прямо под куполом, вы заметите посох. Он выступает в роли символического напоминания о пророке Мухаммеде. При чтении исповеди пророк становился на определенную возвышенность. По традиции самой высокой точкой считается место Мухаммеда. Посох является своеобразным напоминанием этого. Имам произносит свою исповедь, становясь на один ярус ниже. Молитвы же произносятся на полу мужского молельного зала.

Пол в мечети имеет ковровое покрытие. Поэтому, как только вы заходите в зал молитв. Важно не забыть снять обувь. Напольное покрытие украшено дорогими персидскими коврами, которые сделаны вручную. Изделие было привезено в качестве подарка из Ирана для Республики.

Мужской молельный зал отличается богатым убранством. Стены украшены красивыми коричневыми медальонами, на которые написаны имена почитаемых Исламских пророков. А на стенах женского зала выбиты имена четырех праведных Халифов. В подкупольном пространстве красуется огромная люстра восхитительной красоты. Ее изготовили из высококачественного богемного стекла. Изделие создавалось по эскизам художников Казани. Светило укрепляется прямо под куполом. На нем есть надпись из Корана – Искренность.

В самом основании купола было сделано изображение сура из Корана. Данные слова по приданию произносили древние Булгары во время принятия ислама в 922 году. Так, в здании комбинируются корни духовного и мусульманского происхождения. Всего же в Исламе существует 99 имен Аллаха, которые раскрывают религию с разных сторон. Все имена золотыми буквами написаны на стенах. Они есть на витражах, куполе, окнах.

Музей исламской культуры открылся в 2006 году. Он является частью подразделения «Казанский Кремль». Для того чтобы попасть вовнутрь, необходимо воспользоваться цокольным этажом. Это единственный музей в России, который собрал в себя всю информацию об истории и культуре Ислама. Здесь вы сможете поближе познакомиться с тем, как жил тюрко-татарский народ Поволжья. Татары внесли большой вклад в ислам. Религия является источником культуры, образования, традиций. Экспозиция музея включает в себя три больших раздела. Они раскрывают особенности книжной культуры, эпоху реформаторства, цивилизацию всего Поволжья. Экспонаты дополняются различными мультимедийными вставками. Отдельного внимания заслуживает компьютерная инсталляция «Поющий шамаиль».

Экскурсия по выставочным залам будет интересна, как взрослым, так и детям. Все информация представлена в доступной и познавательной форме. Главным экспонатом выступает интерактивный «Листающийся Коран». Он рассказывает о «Казанском издании» Корана, которое прославилось тем, что стало первой публикацией, сделанной мусульманами. Здесь вы сможете услышать сур Корана, узнать много интересных современных книг, рассмотреть поближе уникальные рукописи. Складывается ощущение, что вы на мгновение попадаете в прошлое, пронизанное тайнами и загадками.

Расположение музея символично. Оно находится прямо на территории Кремля, в главной обители Татарстана. Сама мечеть также выступает в роли основного материала памяти людям, которые погибли, сражаясь за город. Кремль включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Место пользуется повышенным спросом у туристов. Каждый стремиться побывать тут, чтобы поближе познакомиться с культурой.

Мечеть 1996-2005 гг. возведения в плане выглядит как два квадрата, расположенных на пересечении под углом 45 градусов. Это известный во всем мире мусульманский знак, который обозначает благословение Аллаха. По углам монтированы четыре минарета.

Центральный вход осуществляется с главной молельной площади. Немного правее вы увидите цокольный этаж. Это и будет вход в музей. Возле двери будет висеть табличка.

Экспозиция музея поражает воображение. Общая площадь двух больших залов составляет 566 квадратных метров. Это единственный в мире крупный музей о тюрко-татарском народе. Основная цель работы музея заключается в распространении информации о религии, научно-исследовательской работе, в просвещении подрастающего поколения. Вся информация о культуре Поволжья и Исламе сгруппирована по темам. Процесс изучения покажется увлекательным. Раскрываются тонкости татарского восприятия религии. После экскурсии становится понятным, что татары внесли большой вклад в культуру и имеют богатую письменную традицию.

Музей работает каждый день, без выходных. Цена взрослого билета – 200 рублей. Дети, школьники и пенсионеры могут посетить выставку за 80 рублей. Для организованных групп стоимость ниже – 150 рублей для взрослых. Собираются группы по 15-20 человек.

Красотой культурного наследия хочется наслаждаться бесконечно долго. Мечеть стала главным украшением города. Здание уникально по своей архитектуре и имеет необычную архитектуру. Город хранит в себе многовековую историю — баталии, интернациональную дружбу, победы, потери, межконфессиональное единение. Все это соединяет в себе мечеть удивительным образом. Здание, действительно, является нечто особенным. Величие архитектуры трудно передать словами. Для того чтобы ее понять, необходимо все увидеть своими глазами.

Место поклонения и связи с Всевышним притягивает людей со всего мира. Народ до сих пор помнит героические подвиги хана и его вклад в историю. Архитекторам удалось воплотить всю полноту картины. Разрушенное когда-то здание вернули людям. Легендарное сооружение стало важнейшим для Татарстана, хранит память о защитниках Отечества. Символичная необычная форма сразу притягивает внимание. Мастерство татарских зодчих потрясло мир. Объект сумел объединить мусульманскую и православную общины. Внутреннее убранство полностью соответствует внешнему оформлению. Здесь есть мозаика, панно, росписи, ручная резьба, мрамор, дерево и т.д. Витражи и стекла создают ощущение тожественности. В концепцию украшения входит традиционный элемент — тюльпан.