Творительный падеж отвечает на вопрос. Значение и употребление падежей в русском языке

Части речи изучают еще в начальной школе. Некоторые из них объединены в специальные группы по особым признакам. Местоимение, имя числительное, имя существительное и имя прилагательное входят в группу склоняемых частей речи, то есть изменяемым по числам и падежам. Нужно понять, что такое склонение, чтобы правильно писать окончания форм одного слова, изменяющегося по падежам.

Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение

Русский язык делит все существительные на 3 склонения:

  • 1 тип – слова м.р. и ж.р., оканчивающиеся на -а или -я. Например, радуга , дорога , змея , колея .
  • 2 тип – слова м.р. и ср.р., оканчивающиеся на -о или -е или имеющие нулевое окончание. Например, обучение , дом , толокно .
  • 3 тип – слова ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак. Имеют нулевое окончание. Например, лань, дань, ель, ночь .

Слова одного типа склонения имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Поэтому, когда возникают сомнения при правописании падежных окончаний, нужно посмотреть правила изменения для всей группы склонения, к которой относится слово.

Как определить падеж имени существительного – особенности падежей

  • Вопрос задаем к имени существительному от тех членов предложения, с которыми оно связано.
  • Именительный падеж – вопросы кто? что? Например, знахарь, лес . Можно использовать добавочное слово: (есть) кто? знахарь , (есть) что? – лес.
  • На вопросы кого? чего? отвечает родительный падеж при помощи добавочного слова нет . Например, (нет) кого? – знахаря , (нет) чего? – леса.
  • Дательный. К существительному задаются вопросы кому? чему? с добавочным словом дать . Например, (дать) кому? – знахарю, (дать) чему? – лесу .
  • Винительный падеж. Используем вопросы кого? что? с добавочным словом вижу . Например, (вижу) кого? – знахаря, (вижу) что? – лес .
  • Творительный. Задаем вопросы кем? чем? . Можно использовать добавочное слово восхищаться . Например, (восхищаться) кем? – знахарем, (восхищаться) чем? – лесом.
  • Последний, Предложный падеж, отвечает на вопросы о ком? о чем? с помощью слова думать . Например, думать о ком? – знахаре, думать о чем? – лесе.


Как определить падеж имени существительного – как отличать Именительный падеж от Винительного

Некоторые формы Именительного и Винительного падежей иногда совпадают, потому что они отвечают на один и тот же вопрос что?

Рассмотрим предложения:

  • Снег шел большими хлопьями.
  • Выйдя на улицу, мы увидели снег.

Слово снег отвечает на вопрос что? в обоих предложениях, имеет одну и ту же форму, однако разное синтаксическое значение.

В первом случае снег – это подлежащее, во втором – обстоятельство. То есть снег выполняет действие в первом предложении, а во втором действие совершается над ним.

Существительное снег в 1 предложении находится в Именительном падеже, во 2 – в Винительном.


Мы рассмотрели вопросы и вспомогательные слова каждого из падежей. Рассмотрели случай совпадения словоформ Именительного и Винительного падежей. Разобрали, как синтаксическая роль помогает определить падеж в случае возникновения трудностей.

В русском языке функционирует шесть падежей, которые используются для согласования слов в предложении. Если бы в языке не существовало данной морфологической категории, то мы бы не смогли понять ни одного предложения, поскольку оно не выражало бы никакой конкретной мысли.

Конечно, в некоторых языках падежей меньше (например, в немецком всего лишь четыре падежа), а есть такие, в которых категория падежа вообще отсутсвует (английский). Каждому падежу присваивается своя форма, и поскольку русский язык имеет очень много форм слов, выучить его иностранцу - очень сложная задача. Давайте рассмотрим творительный падеж: вопросы, окончания, предлоги. А начнем с того, что он выражает.

Что выражает творительный падеж?

В русском языке существует пять непрямых падежей (все, кроме именительного). Падеж, который мы рассматриваем, также относится к ним. Если сложно понять, для чего используется творительный падеж, то можно представить такую картину: определённый человек совершает конкретное действие над каким-нибудь объектом: "Я играю с собакой" .

В русском языке эти объекты логично будет поставить в форму творительного падежа. Таким образом, действие, которое совершает человек, переходит на объект. Бывают также ситуации, когда с помощью творительного падежа выражается и субъект (человек), который исполняет действие. Такое явление наблюдается в пассивных конструкциях. Например, "построенный нами дом".

Множество лингвистических явлений сложно определить без контекста. Чтобы выявить особенность какого-нибудь слова, нужно поставить его в конкретную речевую ситуацию - ввести в предложение. Чаще всего формы творительного падежа ярко представлены в виде дополнения.

Окончания, свойственные творительному падежу

В каждом языке есть отличительные черты, которые отделяют одно языковое явление от другого. И поскольку понятие "падеж" относится к морфологии, то основным способом его выражения является флексия, или более привычное для нас слово - окончание. С помощью окончаний мы с лёгкостью отделим один падеж от другого. Стоит отметить, что категория падежа присутствует только в именных частях речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение). Имя в творительном падеже выражается по-разному. Окончания творительного падежа зависят от типа склонения:

1-е склонение: -ой и -ою, -ей и -ею (ногой - ногою; ней - нею ).

2-е склонение: -ом, -ем (окном, морем).

3-е склонение: -ю (солью).

Зная, как распределять слова по типам склонения и какие окончания имеет творительный падеж, вы никогда не перепутаете его с каким-нибудь другим.

Предлоги падежа

Предлоги - это ещё один параметр, по которому можно вычислить тот или иной падеж. И они играют значительную роль в определении форм падежей. Употребление предлогов с именем существительным играет разъяснительную функцию о нахождении предмета в пространстве и о том, как он взаимодействует с окружающими его вещами или как взаимодействуют на него. Рассматриваемый нами падеж с использованием предлогов не уточняет местонахождение предметов, он, скорее всего, выражает отношения предмета с окружающей средой. Предлогов, которые употребляются с творительным падежом, не так уж и много, и выучить их не составит труда. С этим падежом употребляются такие предлоги, как: с, перед, под, за, над (жить с родителями, стоять перед выбором, прятаться под столом, зайди за мной, над героем нависла беда).

Вопросы творительного падежа

Творительный падеж, так же как и любой другой, имеет свои вопросы, с помощью которых мы можем определить его. Поскольку запомнить вопросы падежей не так уж и сложно, то именно с помощью них мы чаще всего определяем, в форме какого падежа выражено то или иное слово. Интересующий нас падеж отвечает на вопросы кем? чем? (Я работаю (кем?) плотником; Я увлекаюсь (чем?) литературой). Если вам сложно запомнить вопрос творительного падежа, то мыслено проговорите вопрос: "Я творю кем? чем?", так же можно сделать с каким угодно падежом. Тогда все ваши сомнения сразу же развеятся. Теперь давайте дальше рассматривать творительный падеж, вопросы мы уже знаем.

Когда употребляется вопрос "кем?", а когда - "чем?"

Ещё из курса природоведенья все мы прекрасно знаем, что окружающая нас среда делится на предметы живой и неживой природы. То же самое мы наблюдаем в естественном языке. Имена существительные также делятся на слова, которые выражают живые и неживые предметы. В любом падеже есть вопрос, на который отвечает "живой" предмет, а на какой - "неживой". Так, в творительном падеже есть два вопроса: "кем?" и "чем?" Вопрос "кем?" употребляется исключительно для слов, которые обозначают живые предметы, а вопрос "чем?" - только неживые. Обычно в каждом падеже вопрос, который идёт первым, предназначен для живого предмета, а второй - для неживого. И особых сложностей в употреблении вопроса не возникает даже у школьников.

Семантические значения

Под семантикой разумеется смысл, который может передавать отдельно взятое слово или любое другое языковое явление. Именные части речи могут выражать огромное количество семантических значений, а творительный падеж делает их более отчётливыми. В этом его главное назначение. Что может выражать творительный падеж? Числа, род и другие морфологические показатели. Давайте рассмотрим наиболее употребительные семантические значения творительного падежа:

  • Объект (еда была приготовлена поваром).
  • Субъект (дети пошли с нами).
  • Приспособление (работать руками, крутить отвёрткой).
  • Время (прекрасным днём).
  • Средство (рисовать карандашом).
  • Путь (пролетать над городом).
  • Эталон сравнения (волком выть).
  • Причина (болеть ангиной).
  • Характеристика (красив душой).

Творительный падеж – один из косвенных падежей. Наиболее характерным значением творительного является инструментальное, что в т.ч. получило отражение в его названии. Тем не менее, оно является далеко не единственным: разные значения творительного образуют разветвлённую и местами весьма нетривиальную сеть. Творительный падеж отвечает на вопросы Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Творительному падежу соответствуют следующие окончания: -ой (-ою) / -ёй (-ёю) /-ей (ею) (водой / водою, землёй / землёю, больной / больною, мной / мною, башней / башнею, верхней / верхнею), -ом / -ём / -ем (столом / конём / морем, санаторием), -ым / -им (больным / рабочим), -ыми / -ими (больными, позывными / вашими, синими), -ми (детьми, всеми), -ами / -ями (ножницами, двумястами / гуслями, стульями), - (рожью, пятью), -а (сорокá),-мя (двумя), -у (полутора), ∅ (кофе, хаки).

Окончания творительного падежа одновременно с собственно падежным значением выражают также:

у имён субстантивных типов склонения - значение числа;

у имён адъективного (красный), адъективно-возвратного (выдающийся), I (дядин) и II (весь) местоимённых типов склонения (то есть большинства прилагательных, всех причастий, некоторых местоимений и существительных) – значения числа и рода (в ед.ч.).

Как определить творительный падеж?

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?) , а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Склонение Ед. число Мн. число
1 склонение -ой (-ей),-ей (-ею) Улыбкой , улыбкою ,Статуей , статуею ,

Сладкоежкой , сладкоежкою ,

Дядей , дядею

-ами (-ями),-ми Улыбками ,Статуями ,

Сладкоежками ,

Дядями

2 склонение -ом (ем) Пряником ,Роялем ,
Кольцом ,

Хранилищем

Пряниками ,Роялями ,
Кольцами ,

Хранилищами

3 склонение Лошадью ,Печалью Лошадями , лошадьми ,Печалями
Разносклоняемые -ей, -ею, -ем Дитятей , дитятею ,Путем ,

Знаменем

Детьми ,Путями ,

Знаменами

Обратите внимание . В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

  • Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником) ;
  • Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками) ;
  • Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой) ;
  • Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом) .

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом) , так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем) . С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между .

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами : гулять под дождем , блюдце под чашкой , видно за облаками , нести за спиной , спор между учениками , смеяться над шуткой , выступать перед аудиторией , дача под Москвой , брат с сестрой , говорить с другом .

Т.п. без предлога

1. орудие действия : писать ручкой, резать ножом, махать рукой, толкнуть локтем;

2. в пассивных (страдательных) конструкциях : работа написана студентом, комната освещается солнцем; .

3.место передвижения : шли проспектом, парком, полем; ехали лесом, берегом реки, плыли морем;

4.способ передвижения (транспорт) : ехать поездом, автобусом, трамваем, электричкой, лететь самолётом, плыть пароходом. НО! Ехать на велосипеде, на мотоцикле, на машине, плыть на лодке, на корабле;

5. время : вернуться поздним вечером, работать вечерами, встречаться вечерами, целыми днями не видеться, ждать годами, месяцами;

6. способ действия : время летит птицей, говорить громким голосом, басом, развиваться быстрыми темпами, время летит птицей;

7. с прилагательными : довольный(доволен) работой, озеро богато рыбой, фрукты богаты витаминами;

8.с глаголами : быть, стать, являться, казаться, оказаться , называться : стать врачом, пароход казался точкой, точка на горизонте оказалась пароходом, Петербург являлся столицей России;

Т.п. с предлогами

Употребление предлога с

1.совместность: дружить с девочкой, гулять с собакой, разговаривал с коллегами;

2. определительное значение (какой?): дом с большими окнами, с балконом, старик с седой бородой, ваза с цветами;

3. образ действия (как?): слушать с интересом, ждать с нетерпением, смотреть с испугом;

4.=против : бороться с болезнью, с противником, сражаться с врагами, драться с мальчиками;

5.поздравлять с праздником, с Новым годом, с повышением по службе, с новосельем

Употребление предлога за

1.место: росли за домом, находился лесом, за углом, сидеть за столом, стоять за дверью, жить за городом, мальчик шёл за отцом;

2. время : разговаривать, беседовать за обедом, за ужином, за завтраком, за чаем, за работой;

3. цель движения : идти за хлебом, за покупками, за книгами, за детьми в детский сад, охотник гнался за зайцем;

4. в выражениях : следить за ребёнком, преступником, наблюдать за событиями, за детьми;

5. =из-за в выражениях: за отсутствием свободного времени я не выполнил поручения, за неимением материалов строительство задерживается;

Употребление предлога над

1.место : пролетел над лесом, над морем, нёс зонт над головой, лампа висит над столом;

2.работать (работа)над ошибками, над диссертацией, над проектом, над переводом;

3.смеяться над шуткой, над глупостью, над анекдотом, над клоуном;

4. думать, размышлять над вопросом, над смыслом жизни, над значением слова

Употребление предлога под

1.место : проплыть под водой, спрятаться от дождя под зонтом, под крышей, жил под Москвой, лежал под столом, спал под тёплым одеялом;

2. в сочетаниях: работал под руководством профессора, был под наблюдением врача;

Употребление предлога между

1.место : между домами был сад, между деревьями росла трава, шкаф стоял между окном и дверью;

2.время: перерыв между занятиями, между обедом и ужином, вернётся между пятью и шестью часами;

3.взаимность : отношения между мужем и женой, между родственниками, друзьями, дружба между народами, переговоры между странами;

4. в сочетаниях : разница (различие) между мужчиной и женщиной, сходство между сёстрами;

Употребление предлога перед

1. место : перед домом росли цветы, остановился перед дверью;

2. время : вернулся перед обедом, принял душ перед сном, родился перед войной, перед грозой небо потемнело;

3. в сочетаниях : выступать перед народом, перед студентами; обязанность перед обществом; ответственность перед людьми

Вопрос № 17.

Предложный падеж

Предложный падеж употребляется только с предлогами (о, в, на, по, при): думать о работе, лежит в сумке, лежит на столе, спросить при встрече, увидеться по приезде, по возвращении.

Употребление предлогов

Предлого употребляется для обозначения

предмета речи, мысли, заботы : рассказывать о войне, думать о детях, мечтать о любви, вспоминать о матери, просить об отпуске, знать о поездке, просить о помощи, помнить о долге, спрашивать о здоровье, заботиться о щенке, беспокоиться о ребёнке.

Предлог в употребляется

для обозначения

1)места (внутри): работал (где?) в саду, бельё лежало в шкафу, отдыхали в деревне, носил в кармане, участвовал в соревновании;

2) времени : родился (когда?) в июне, жил в середине ХХ века, приехал в 2007 году, вернулся в двенадцатом часу, болел в детстве;

3) душевного состояния : были (жили, находились) в восторге, в восхищении, в удивлении, в волнении, в горе, в печали, в гневе, в возмущении. Все были в восторге от картины. Он в волнении ходил по комнате. Она ушла в слезах;

4) в сочетании с существительными, называющими одежду : быть (прийти) в белом платье, в новом костюме, в тёплой шапке, в чёрной шляпе, в модных туфлях, в очках;

5) с глаголами (и однокоренными сущ.): нуждаться (нужда) в деньгах, сомневаться (сомнение) в правоте, помогать (помощь) в работе, обвинять (обвинение) во лжи, подозревать (подозрение) в преступлении, упрекать (упрёк) в равнодушии, ошибаться (ошибка) в оценке, отказывать (отказ) в помощи, убеждать (убеждение), уверять (уверение) в правоте, в необходимости, упражняться (упражнение) в произношении;

6) с прилагательным : уверенный (уверен) в победе, успехе, поддержке, друге

Предлог на употребляется

для обозначения

1)места действия (вопрос где?): на берегу, на собрании, на юге, на дереве;

2) средства передвижения : ехать (лететь, плыть) на поезде, на машине, на электричке, на велосипеде, на самолёте, на корабле, на пароходе, на лодке, на лошади;

3) времени: на днях, на этой неделе, на рассвете;

4) с глаголами : жениться на соседке, говорить, писать на русском языке, играть на скрипке, настаивать на своём мнении;

* Следует различать и запомнить употребление предлогов в и на для обозначения места.

а) в магазине, больнице, библиотеке, школе, классе, комнате, аудитории, театре, кино, цирке, городе, деревне, саду, парке, лесу, стране, тюрьме;

б) на заводе, почте, станции, вокзале, 1, 2, 3… курсе, спектакле, концерте, лекции, уроке, занятиях, собрании, площади, улице, севере, юге, западе, востоке, стадионе, рынке, родине, свободе, воле

Предлог при употребляется

Для обозначения

1)времени (когда?): при капитализме, при Петре 1, при встрече. Я узнал от друга новости при встрече. При жизни родителей она часто приезжала в родной город;

2)места (где?): При доме есть огород. При школе есть сад. При университете есть столовая и бассейн.

3) условия : при условии, при наличии, при отсутствии, при желании, при старании, при поддержке, при помощи, при содействии . При желании ты можешь многого добиться.

4) в значении «в присутствии »: Я это сказал при свидетелях. Они виделись только при родителях. При детях нельзя ссориться.

5)обстановки в сочетаниях: при луне, при свете лампы, при дневном свете . Она читала ночью при свечах.

Предлог по с предложным падежом употребляется для обозначения времени в значении ‘после’. По приезде в Москву мы отправились на Красную площадь. По возвращении на родину он женился.

Существительные в П.п. имеют окончания -е (1 и 2 склонения), -и (3 склонения): в песне, при встрече, в городе, на солнце, о счастье, в крепости, о радости.

Некоторые существительные мужского рода в П.п. имеют особое окончание –у(ю). Такие случае надо запомнить: в углу, в бою, в саду, в лесу, в боку, в (первом, последнем) ряду, в раю, в цвету, в бреду, в цеху, в шкафу, в снегу, на краю, на мосту, на посту, в строю, на берегу, на меху, на шкафу, на боку, на углу, на лугу и др.

Вопрос № 18.

Склонение существительных во множественном числе .

Существительные 1,2 и 3 склонения имеют во множественном числе одинаковые окончания в Д.п. (-ам, -ям), в Т.п. (-ами, -ями) и в П.п.(-ах, -ях). В Р.п. окончания существительных различаются в зависимости от склонения.

1 скл. И.п. земли, женщины, армии

Р.п. земель, женщин, армий (нулевое окончание)

2 скл. И.п. дома, герои, дела, поля, здания

Р.п. домов , героев , дел, полей , зданий

3 скл. И.п. ночь

Р.п. ночей

Р.п. мн.ч.

1 . Сущ.ж.р.1 склонения (страна, земля, армия) в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание : стран, земель, армий.

2. Сущ. 2 склонения в Р.п.мн.ч. имеют разные окончания в зависимости от рода и от звука, на который заканчивается основа.

А . 1) Большинство сущ.м.р. (дом, герой, бой) имеют окончания -ов, -ев, -ёв : дома -домов, герой – героев, бой – боёв.

2)Если сущ. во мн.ч. оканчивается на –ья (братья, стулья, листья), они имеют окончание -ев: стульев, братьев, листьев. Исключение : друзья – друзей , сыновья – сыновей .

3)Сущ. с основой на ц имеют под ударением окончание –ов , без ударения – ев : бойцов, японцев.

4)Окончание -ёв, -ев имеют сущ. на й : бой – боёв (под ударением), герой – героев (без ударения).

5)Окончание –ей имеют сущ. на мягкий согласный и на шипящий : дождь – дождей , огонь – огней, врач – врачей , товарищ – товарищей (+ друзей , сыновей ).

6) Некоторые сущ. м.р. в Р.п.мн.ч. имеют нулевое окончание: солдаты – солдат , партизаны – партизан , шесть человек, несколько раз.

Б. 1) Сущ.ср.р. на –о, -е, -ё в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание : окон, писем, ружей, полотенец, училищ, собраний. Исключение : облако – облаков .

2)Сущ. на –о, которые в И.п.мн.ч. оканчиваются на –ья (перо – перья, крыло – крылья, дерево – деревья) в Р.п.мн.ч. имеют окончание –ев: перьев , крыльев , деревьев .

3)Сущ. море, поле имеют окончание –ей : море – моря – морей , поле – поля – полей .

3 .Сущ.3 склонения в Р.п.мн.ч. имеют окончание –ей: дверь – двери - дверей, ночь – ночи – ночей, мышь – мыши – мышей.

Особое склонение существительных

Сущср.р. на –мя (имя, знамя, время и др.), м.р. путь, ж.р. мать, дочь склоняются по-особому.

Единственное числоМножественное число

И. имя, путь, мать, дочь имена, пути, матери, дочери

Р. имени, пути, матери, дочери имён, путей, матерей, дочерей

Д. имени, пути, матери, дочери именам, путям, матерям, дочерям

В. имя, путь, мать, дочь имена, пути, матерей, дочерей

Т. именем, путём, матерью, дочерью именами, путями, матерями, дочерьми

П.об имени, о пути, о матери, о дочери об именах, о путях, о матерях, о дочерях

Почему-то творительный падеж навеивает что-то волшебное и непритязательное, возможно потому, что он произошел от слова «творить», а значит творить что-то волшебное и нужное. Творительный падеж делает волшебной нашу речь, помогая правильно расставлять слова в предложении для наделения его смысловой нагрузкой.

Вопросы творительного падежа.

Творительный падеж отвечает на вопросы «Кем?», «Чем?» . В дополнение к этим вопросам зачастую используют слово «доволен».

«Доволен кем?» - человеком;

«Доволен чем» - работой.

У таких частей речи, как имена существительные есть деление на две формы – это множественное и единственное число . Творительный падеж существительного в единственном числе будет выглядеть вот так:

«За столом сидели два человека и разговаривали»;

Во множественном числе будет выглядеть так:

«За столами сидели приглашенные на свадьбу гости».

Окончания творительного падежа.

При склонении, то есть при изменении падежа, у имен существительных всегда меняется окончание. Рассмотрим окончания, свойственные существительным в творительном падеже:

  • Существительные первого склонения имеют окончание «Ой» (ногой , рукой );
  • Второго склонения «Ом» (столом , козлом );
  • Третьему склонению присуще окончание «Ю» (шалью , былью ).

Чаще всего творительный падеж характерен словам, которые сочетаются с глаголами. Такая форма падежа существительного может быть образом действия или обозначать время, пространство, так же может указывать на того, кто производит действие. Например, «Дорога вела (чем? ) лесом» или «Кормил кошку (чем? ) молоком», «Произведение «Капитанская дочка» было написано (кем? ) А.С.Пушкиным».