2 праведный халиф. Умар аль-Фарук: жизненный путь и достоинства второго праведного халифа

На планете, она имеет очень интересную историю, наполненную яркими событиями и фактами. Многие специалисты считают, что некогда мощный и влиятельный Арабский халифат обязан своим появлением успешной деятельности Пророка, сумевшего объединить в единой вере большое количество разрозненных ранее племен. Лучшим периодом этого теократического государства можно считать десятилетия, когда во главе стояли праведные халифы. Все они были ближайшими соратниками и последователями Мухаммада, находившимися с ним в кровном родстве. Данный период становления и развития халифата историки считают наиболее интересным, часто его даже называют «золотой эпохой». Сегодня мы подробно расскажем обо всех четырех праведных халифах и их самых значимых достижениях во главе мусульманской общины.

Понятие "халифат": краткая характеристика

В начале седьмого века Пророк создал небольшую общину единоверцев, раскинувшуюся на территории Западной Аравии. Называлось умма. Изначально никто и не представлял, что благодаря военным походам и завоеваниям мусульман оно заметно расширит свои границы и станет одним из самых мощных объединений на протяжении нескольких столетий.

Слова «халифат» и «халиф» в переводе с арабского означают примерно одно и то же - «наследник». Все правители считались преемниками самого Пророка и были очень почитаемы среди рядовых мусульман.

Среди историков период существования Арабского халифата принято называть «золотым веком ислама», а первые тридцать лет после смерти Мухаммада являлись эпохой праведных халифов, о которых мы и расскажем сегодня читателям. Ведь именно эти люди сделали очень многое, чтобы укрепить позиции ислама и мусульманского государства.

Праведные халифы: имена и даты правления

Первые халифы приняли ислам еще при жизни Пророка. Они были хорошо осведомлены обо всех нюансах жизни в общине, ведь всегда помогали Мухаммаду в вопросах управления уммой и принимали непосредственное участие в военных походах.

Четыре праведных халифа были настолько уважаемы в народе при жизни и после смерти, что позже для них был придуман специальный титул, дословно обозначающий «идущие праведным путем». Эта фраза в полной степени отражает отношение мусульман к своим первым правителям. Дальнейшие халифы данного титула не были удостоены, так как приходили к власти не всегда честным путем и не являлись близкими родственниками Пророка.

По годам правления список халифов выглядит следующим образом:

  • Абу Бакр ас-Сиддик (632-634).
  • Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (634-644).
  • Усман ибн Аффан (644-656).
  • Али ибн Абу Талиб (656-661).

За время своего правления халифатом каждый из перечисленных выше мусульман сделал все возможное для процветания государства. Поэтому о них хочется рассказать подробнее.

Первый праведный халиф: путь к вершинам власти

Абу Бакр ас-Сиддик являлся одним из первых, кто всей душой поверил Пророку и пошел за ним. До встречи с Мухаммадом он жил в Мекке и был довольно богат. Его основной деятельностью была торговля, которой он продолжил заниматься после принятия ислама.

Еще в Мекке он начал активную деятельность по развитию мусульманской общины. Праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддик тратил на это огромные суммы денег и занимался выкупом рабов. Примечательно, что каждый из невольников получал свободу, но в обмен должен был стать правоверным. Думаем, не стоит говорить, что эта сделка была очень выгодной для рабов. Поэтому количество мусульман в Мекке быстро росло.

После того как Пророк принял решение переехать в Медину, будущий халиф поехал вслед за ним и даже сопровождал Мухаммада, когда тот прятался в пещере от подосланных убийц.

В дальнейшем Пророк женился на дочери Абу Бакр ас-Сиддика, что сделало их кровными родственниками. После этого он не единожды отправлялся с Мухаммадом в военные походы, совершал пятничный намаз и руководил паломниками.

В шестьсот тридцать втором году Пророк скончался, не оставив наследников и не назначив нового преемника, и мусульманская община встала перед выбором нового лидера.

Годы правления Абу Бакра

Сподвижники Мухаммада никак не могли договориться по поводу кандидатуры халифа и только после того, как они вспомнили многочисленные заслуги Абу Бакра перед мусульманской общиной, выбор был сделан.

Стоит отметить, что праведный халиф был очень добрым и абсолютно не тщеславным человеком, поэтому к управлению он привлек и других последователей Пророка, распределив между ними круг обязанностей.

Абу Бакр ас-Сиддик получил власть в очень непростое время. После кончины Мухаммада от ислама отвернулись многие люди и племена, которые посчитали, что теперь они могут вернуться к своей прежней жизни. Они разорвали свои договорные обязательства перед халифатом и прекратили выплату налогов.

В течение двенадцати лет Абу Бакр предпринимал действия для сохранения и расширения границ халифата. При нем была сформирована регулярная армия, которая сумела продвинуться до границ Ирана. При этом халиф всегда сам напутствовал своих солдат, запрещая им убивать женщин, младенцев и стариков, а также издеваться над врагами.

В тридцать четвертом году седьмого века армия халифата приступила к завоеванию Сирии, однако правитель государства в это время находился при смерти. Чтобы не допустить конфликтов в халифате, он сам выбрал преемника среди своих ближайших соратников.

Второй халиф

Умар ибн правил мусульманской страной на протяжении десяти лет. Изначально он был очень скептически настроен против ислама, но однажды ему довелось прочитать суру, и он заинтересовался личностью Пророка. После встречи с ним он проникся верой и готов был последовать за Мухаммадом в любую точку мира.

Современники второго праведного халифа писали, что он отличался невероятной храбростью, честностью и бескорыстием. Также он был очень скромным и благочестивым. Через его руки в качестве главного советника Пророка проходили очень большие суммы денег, однако он никогда не поддавался искушению, чтобы обогатиться.

Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук часто принимал участие в военных битвах и даже выдал свою любимую дочь за Мухаммада. Поэтому не удивительно, что на смертном одре первый халиф назвал своим преемником именно Умара.

Достижения Умара ибн аль-Хаттаба

Второй праведный халиф сделал очень многое для развития административной системы мусульманского государства. Он создал список лиц, которые получали ежегодное пособие от государства. В данный реестр входили сподвижники Пророка, воины и члены их семей.

Также Умар заложил основы налоговой системы. Интересно, что она касалась не только денежных выплат, но и регламентировала отношения между разными гражданами халифата. К примеру, христиане не имели права строить свои жилища выше мусульманских домов, иметь оружие и публично показывать свои символы веры. Естественно, что правоверные платили налоги в меньшем размере, чем завоеванные народы.

К заслугам второго халифа можно отнести введение новой системы исчисления, юридической системы и строительство на завоеванных территориях военных лагерей, чтобы не допустить восстаний.

Большое внимание Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук уделял строительству. Ему удалось на законодательном уровне закрепить правила градостроения. За основу был взят пример Византии, и большинство городов того времени отличались стройными и широкими улицами с красивыми домами.

За десять лет своего правления халиф заложил основы национального и религиозного единства. К своим врагам он был беспощаден, но одновременно запомнился справедливым и деятельным правителем. Многие историки считают, что именно в этот период времени ислам заявил о себе как о сильном и полностью сформировавшимся религиозном течении.

Третий правитель халифата

Еще при жизни Умар создал совет из шести своих ближайших сподвижников. Именно они должны были выбрать нового правителя государства, который продолжил бы победоносное шествие ислама.

Им стал Усман ибн Аффан, пробывший у власти около двенадцати лет. Третий праведный халиф был не столь деятельным, как его предшественник, однако он относился к очень древнему и знатному роду.

Семья Усмана приняла ислам еще до того, как Пророк переселился в Медину. Но отношения между аристократическим родом и Мухаммадом были довольно напряженными. Несмотря на это, Усман ибн Аффан бы женат на дочери Пророка, а после ее смерти получил предложение взять в жены другую его дочь.

Многие считают, что многочисленные связи Усмана позволили распространить и укрепить ислам еще при жизни Мухаммада. Будущий халиф знал множество знатных семей и благодаря его активной деятельности ислам приняло большое количество людей.

Это укрепило положение тогда еще немногочисленной общины и дало мощный толчок к созданию религиозного государства.

Период правления халифа Усмана

Если описывать эти годы кратко, то можно сказать, что третий халиф отступил от принципов, которых придерживались его предшественники. Он превыше всего ставил родственные узы, тем самым откинув халифат во времена протогосударства.

Родня и приближенные Усмана имели склонность к стяжательству и стремились обогатиться за счет других жителей халифата. Естественно, что это привело к усилению материального неравенства и волнениям.

Удивительно, но в этот непростой период границы халифата продолжали расширяться. Этому способствовали военные завоевания, однако держать покоренные народы в повиновении халифу было крайне тяжело.

В итоге это привело к восстанию, в результате которого халиф был убит. После его смерти в государстве начался кровопролитный период междоусобиц.

Четвертый халиф

Праведный халиф Али ибн Абу Талиб, ставший четвертым правителем «золотой эпохи», относился к очень необычным людям. Из всей плеяды халифов он был единственным кровным родственником Мухаммада. Он являлся его двоюродным братом и вторым человеком, принявшим ислам.

Так сложилось, что Али и Пророк воспитывались вместе. Поэтому неудивительно, что халиф женился на дочери Мухаммада. В дальнейшем от их союза родилось двое мальчиков, к которым Пророк был очень привязан. Он подолгу беседовал с внуками и был частым гостем в семье дочери.

Али часто принимал участие в военных походах и отличался просто легендарной храбростью. Однако вплоть до своего избрания халифом он не занимал важных государственных постов.

Али ибн Абу Талиб как халиф: оценка историков

Личность Али представляется специалистам крайне противоречивой. С одной стороны, он не обладал организаторскими способностями, талантами политика и гибким умом. Именно при нем наметились предпосылки к распаду халифата, а мусульмане разделился на шиитов и суннитов. Однако никто не может отрицать его фанатичной преданности делу Мухаммада и верности выбранному пути. К тому же безвременная смерть возвела его в ранг мученика. Ему приписывают множество подвигов и деяний, достойных святого.

Исходя из всего вышесказанного, историки делают вывод, что Али оказался истинным мусульманином, но так и не смог сдержать сепаратистский настрой в халифате.

  • Следующий Мудрые изречения ‘Усмана ибн ‘Аффана (р.а.)
  • В Священном Коране Всевышний говорит (смысл): "Среди мусульман есть мужи, верные завету (стойкости с Пророком), данному ими Аллаху. Среди них есть и такие, кто выполнил свой обет (сражаясь на пути Аллаха), есть и такие, для кого срок его исполнения еще не наступил, но они ни в коей мере не изменили (завету)". Этот аят касается и Умара ибн аль-Хаттаба, оставившего неизгладимый след в истории и становлении Ислама.

    Умар ибн аль-Хаттаб - второй праведный халиф, повелитель правоверных, за которого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молился, прося Всевышнего: " О, Аллах, укрепи Ислам Умаром ибн аль-Хаттабом ", и когда Умар принял Ислам, это придало мусульманам силу и могущество. Пророк назвал его аль-Фаруком, т. е. инструментом, посредством которого Аллах отделяет истину ото лжи. То, что Пророк назвал его так, было одним из чудес Посланника. Правление Умара ибн аль-Хаттаба явилось укреплением истины и справедливости, он покорил многие страны и распространил в них Ислам.

    В "Жизнеописании Пророка Мухаммада" Ибн Хишам приводит слова Ибн Масуда: "У нас не было возможности совершать молитву возле Каабы до тех пор, пока Умар не принял Ислам. А приняв Ислам, он противостоял курайшитам, чтобы можно было молиться возле Каабы, и мы совершали молитву вместе с ним". Умар был правдив по отношению к Аллаху так, что Он вложил истину в его уста и сердце, и пока Аллах не внушил ему это, он не был из числа тех, кому внушает Всевышний. Тирмизи приводит от Ибн Умара, Ибн Маджи и аль-Хакима, что Посланник Аллаха сказал: " Поистине, в уста и сердце Умара Аллах вложил истину ".

    Бухари привел от Абу Хурайры: " Посланник Аллаха сказал: "Среди тех, кто был до вас, были те, кому было внушение от Аллаха. Если в моей умме будет подобный, то это будет Умар ".

    По словам Бухари и Муслима, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: " О, Ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, когда бы ни встретил тебя шайтан, идущим по одному из ущелий, он пойдет по другому ущелью ".

    Мы также обнаруживаем, что в подтверждение слов и мнений Умара Всевышним ниспосылались аяты Корана. Так, были ниспосланы аяты относительно его мнения о пленных, взятых при Бадре, а также в связи с молитвой за стоянкой Ибрахима (макам Ибрахим) возле Каабы, о запрете опьяняющих напитков, о ношении хиджаба и по поводу других важных вопросов. Все они подтверждают его прозвище аль-Фарук, данное ему Пророком. Этот факт также подтверждает и то, что Аллах вложил истину в уста и сердце Умара.

    Когда Умар ибн аль-Хаттаб был халифом, он судил согласно истине и справедливости, и его приверженность к справедливости осталась известной на века. Умар укрепил Ислам и сделал могущественным исламское государство. Его деяния подтверждают слова Всевышнего о том, что (смысл) "тем из вас, кто уверовал и вершил благие деяния, Аллах обещал, что непременно сделает их преемниками на земле, подобно тому, как Он сделал преемниками тех, кто был до них; и обещал, что укрепит их веру, которую Он одобрил для них " .

    Жизнь Умара ибн аль-Хаттаба была похожа на жизнь пророков и посланников. Это подтверждается словами самого Посланника Аллаха, сказавшего: " Если бы после был пророк, то им был бы Умар ибн аль-Хаттаб ". Умар ибн аль-Хаттаб очень боялся гнева Всевышнего, часто плакал, трепеща перед Ним. Он заботился о следовании сунне Посланника Аллаха и пути первого праведного халифа Абу Бакра. Он твердо придерживался истины и справедливости, ревностно относился к религии Аллаха, стремился улучшить жизнь мусульман, был сведущ в Книге Аллаха, не боялся ради Аллаха упреков со стороны упрекающих его. В своем стремлении к истине и справедливости он дошел до того, что однажды, стоя на минбаре, произнес: " О, мусульмане, что вы скажете, если я склонюсь к этому миру настолько? " и наклонил голову. Один человек встал и сказал: "Мы исправим тебя саблей вот так" и провел рукой по горлу. Умар спросил его: "Ты меня имеешь в виду?" Тот ответил: "Да, я имел в виду тебя". Тогда Умар сказал: "Да смилуется над тобой Аллах! Хвала Аллаху, благодаря Которому в моей пастве есть тот, кто поправит меня, если я отклонюсь!"

    Однажды аль-Ахнаф ибн Кайс, правитель Ирака, прибыл к Умару с делегацией. Это было в жаркий летний день, и делегация застала его завернувшимся в абу и обмазывающим специальным маслом одного из верблюдов, предназначенных для милостыни. Умар сказал: "О, Ахнаф, сними свою одежду и помоги повелителю правоверных с этим верблюдом. Этот верблюд - милостыня, в нем есть доля сироты, вдовы и бедняка". Один из прибывших сказал: "Да простит тебя Аллах, почему бы тебе не повелеть это рабу, собирающему милостыню, чтобы он сделал это за тебя?" Умар спросил тогда: "А кто более раб, чем я и Ахнаф? Я - раб, отвечающий за милостыню так же, как и Ахнаф. Обязанностью того, кому поручено вести дела мусульман, является и то, что обязан делать раб для своего господина в наставлении мусульман и выполнении поручений".

    Однажды, находясь у себя дома и укрываясь от неимоверной жары, Усман ибн Аффан увидел человека, ведущего за собой двух верблюдов. День был настолько знойным, что Усман подумал: "Что это с ним? Почему бы ему не остаться в Медине до наступления вечерней прохлады, а затем выйти в путь?" Усман сказал своему вольноотпущеннику: "Посмотри, кто это". Тот ответил: "Я вижу мужчину, обвязавшего голову накидкой. Он ведет двух молодых верблюдов". Вскоре этот мужчина приблизился. Им оказался Умар ибн аль-Хаттаб - повелитель правоверных. Тут Усман спросил его: "Что привело тебя в такой час?" Умар ответил: "Два отставших молодых верблюда, предназначенные для милостыни. Я хочу привести их на пастбище. Я испугался, что они пропадут и Аллах спросит с меня за них". Усман сказал: "Зайди в тень и выпей воды. Мы избавим тебя от этой задачи и пошлем того, кто выполнит ее за тебя". Умар сказал: "Иди к себе". Но Усман продолжал: "У нас есть, кто сделает это вместо тебя". Однако Умар был непоколебим и тронулся в путь. Тогда Усман сказал: "Кто хочет посмотреть на сильного, заслуживающего доверия человека, пусть посмотрит на него!"

    Историй о самоотверженности Умара в служении своей пастве и установлении истины и справедливости очень много. История не знала такого халифа, который бы служил людям так искренне, честно и справедливо, как это делал Умар. Вместе с тем он был аскетичен и довольствовался самым малым. Он ел лепешки только из муки грубого помола, носил грубую одежду и часто говорил: "Мы лучше знаем нежность еды, чем многие из употребляющих ее, однако мы оставляем ее на тот день, когда всякая кормящая мать забудет своего младенца и всякая, носящая бремя, потеряет своего ребенка".

    Джабир ибн Абдулла аль-Ансари сообщил: "Однажды Умар ибн аль-Хаттаб увидел, как я нес мясо". "Что это, Джабир?" - спросил он. Я ответил: "Мне захотелось мяса, и я купил его". "Все, что ты ни пожелаешь, ты будешь покупать? Тебя не страшит аят, в котором говорится, что "для каждого будет ступень воздаяния в соответствии со своими делами, дабы Он полностью воздал им за их поступки, и не будет им никакой несправедливости?"

    Умар ибн аль-Хаттаб был также прекрасным военачальником. Он отправлял войска для взятия городов персов и византийцев, где впоследствии люди принимали Ислам. Во время его правления были взяты Ирак, Исфахан, были покорены города в Аш-Шаме и Египте. В его эпоху произошли самые великие сражения в истории Ислама: битва при Ярмуке, аль-Кадисийя, Нахаванд и другие. Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб, отправляя войска из Медины, назначал предводителей и определял военные планы. Великие достижения Умара затмили военные успехи других великих полководцев и героев истории.

    Против этого великого человека враги Ислама не могли сделать ничего, кроме трусливого нападения: они отправили раба-огнепоклонника по имени Абу Лулуа, и во время утренней молитвы, встав позади Умара, он несколько раз ударил его ножом в спину. Так смертью шахида пал второй праведный халиф. На этом завершился один из важнейших этапов исламской истории.

    Да смилуется Аллах над повелителем правоверных Умаром! Принятие им Ислама стало помощью для мусульман, а период его правления явился их победой, он укрепил основы исламского государства, сделал его могущественным, подавив его врагов. Да воздаст ему Всевышний и от всей мусульманской уммы наилучшим воздаянием!

    В числе наиболее почитаемых и авторитетных мусульман в истории ислама часто упоминается Умар аль-Фарук ибн аль-Хаттаб (р.а.). Он является вторым праведным халифом (после Абу Бакра), и вся его жизнь после принятия религии Аллаха была направлена на её укрепление.

    Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) появился на свет в Мекке в 585 году (по Милади). Он имел два прозвища. Первое - аль-Фарук, которое ему дал сам Пророк Мухаммад (с.г.в.), когда Умар (р.а.) принял ислам. Это прозвище можно перевести как «различающий верное от ложного». Второе имя - Абу Хафс - представляет собой традиционное для арабов использование имён своих старших детей. Имя Хафс носила дочь Умара, она впоследствии стала женой Мухаммада (с.г.в.).

    Биография Умара

    Умар (р.а.) не был из числа первых мусульман. Ещё до того, как стать праведным верующим, он обладал большим авторитетом среди жителей Мекки, который, в том числе, был основан на его весьма крутом и суровом нраве. Вместе с тем Милость миров Мухаммад (с.г.в.) часто произносил специальную молитву, в которой просил Всевышнего обогатить общину верующих столь сильным духом человеком, как Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.). В итоге тот на шестой год с начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.).

    К этому времени мусульманами стали около сорока мужчин и более десятка женщин. Но прежде Умар (р.а.) часто выступал против правоверных. Более того, он как-то задумался убить Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) из-за того, что тот своей деятельностью способствовал отречению мекканцев от религии предков. Собственно, именно тогда, когда Умар (р.а.) вознамерился совершить страшное преступление, ему на встречу попался человек по имени Нуайм ибн Абдулла, который сообщил ему, что его сестра Фатима и её супруг Зейд приняли ислам. Разозлившись не на шутку, он пошёл к ним в дом и застал их за заучиванием суры «Та Ха», после чего жестоко избил обоих. Как только гнев спал, Умар (р.а.) решил поинтересоваться, что именно изучают его родственники. Взяв свиток с текстом суры «Та Ха», он начал вчитываться в него, пока не дошёл до 14-го аята:

    «Воистину, Я - Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (20:14)

    Этот аят произвёл на Умара (р.а.) большое впечатление, он тут же пошёл в дом Пророка Мухаммада (с.г.в.). Увидев того, Умар (р.а.) упал на колени и произнёс слова шахады. Эта сцена поразила мусульман. Они начали произносить такбир настолько громко, что его было слышно у мечети аль-Харам, на территории которой тогда стояли истуканы, воспринимаемые мекканцами за божеств.

    Достоинства 2-го праведного халифа

    Приведём несколько примеров того, как высоко оценивается статус Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.) мусульманами.

    1. В сборниках хадисов Бухари и Муслима имеется изречение, принадлежащее сыну Али ибн Абу Талиба (р.а.) - Мухаммада ибн аль-Ханафийи. В нём приводится следующая история: «Как-то я спросил у отца - кто является лучшим из верующих после Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.)? Он ответил, что таким человеком является . Потом я спросил о том, кто вслед за ним занимает этот статус. Отец сказал, что это Умар (р.а.). Потом я спросил, идёт ли вслед за Умаром (р.а.) он сам - мой отец. Он же заявил, что просто является одним из верующих».

    2. В сборнике имама Ахмада имеется похожий по содержанию хадис. От Абу Джухайфы ас-Сави приводятся слова Али ибн Абу Талиба (р.а.). Он спросил у людей о том, кто является самым лучшим мусульманином после Пророка Мухаммада (с.г.в.). Когда никто не смог ответить на этот вопрос, Али (р.а.) назвал таковым Абу Бакра (р.а.). После этого он произнёс: «Не сказать ли вам, кто является лучшим представителем мусульманской уммы после Абу Бакра? Им является Умар».

    3. Факт того, что сам Заключительный Божий посланник (с.г.в.) совершал молитву с просьбой укрепить общину мусульман Умаром (р.а.) говорит об очень многом. Имеется, в частности, такой весьма примечательный хадис: «После того, как Умар стал мусульманином, исламская умма никогда не теряла своего величественного положения» (ат-Тирмизи).

    4. Благодаря тому, что членом мусульманской общины стал такой авторитетный мекканец, как Умар (р.а.), мусульмане вышли из подполья и стали более активно вести призыв (дагват).

    5. Сборщики хадисов Ахмад и ат-Тирмизи приводят такое изречение Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Если бы после меня в этот мир был направлен ещё один посланник, то им непременно оказался бы Умар».

    Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) умер в 23 году по Хиджре (644 год по Милади). Ему тогда было 63 года. Причиной смерти стали ножевые удары, нанесённые Абу Лулуой аль-Маджуси. Убийство второго праведного халифа связано, вероятно, с проводимой им политикой в отношении Персидской империи (государства Сасанидов). Его похоронили в Медине, неподалёку от могил самого Мухаммада (с.г.в.) и первого халифа Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.).

    Период правления Умара (р.а.) длился больше десяти лет и считается одним из самых результативных в плане реализации государственных и общественных интересов.

    Абу Бакр, Умар, Усман и Али, которые после кончины пророка Мухаммада в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину и еще при жизни пророка в той или иной мере принимали участие в деятельности общины, а также были связаны с пророком узами кровного родства или брака.

    В последующие столетия период правления праведных халифов называли «золотым веком» ислама, когда процветали изначальные мусульманские добродетели, а самим халифам присвоили титул «ар-рашидун » – идущие праведным путем, чтобы отличить их от тех, кто пришел к власти в разных провинциях некогда единого мусульманского государства.

    Абу Бакр ас-Сиддик

    (род. в 572, годы правления – 632–644) – преуспевающий мекканский купец, был одним из первых, кто сразу и безоговорочно поверил Мухаммаду и стал ему помогать. Он не жалел средств на нужды мусульманской общины. Одной из статей его расходов был выкуп рабов, освобождая которых он ставил единственное условие – принятие ими ислама. Именно он сопровождал Мухаммада, когда пророк решил перебраться в Медину (622), узнав о заговоре против него. Чтобы сбить с толку преследователей, Мухаммад и Абу Бакр провели три дня в пещере на горе Саур близ дороги, ведущей на Йемен, дожидаясь возвращения преследователей в Мекку.

    В Медине Абу Бакр выдал замуж за пророка свою дочь. Он всячески опекал Мухаммада, сопровождал его военных походах. На девятом году хиджры (630–631) Мухаммад доверил Абу Бакру руководство паломниками в Мекку. В конце жизни Мухаммада Абу Бакр иногда руководил пятничным намазом.

    Когда Мухаммад, не оставивший после себя наследника мужского пола, скончался (август 632) мухаджирун (мекканцы-мусульмане, переехавшие в Медину) и ансар (мединцы, принявшие ислам) никак не могли решить, кого же избрать в качестве преемника Мухаммада. Умар ибн аль-Хаттаб, один из сподвижников пророка, напомнил присутствующим о роли, которую играл Абу Бакр при жизни пророка и первым протянул ему руку для присяги. Его примеру последовали все остальные.

    Человек разумный и не тщеславный, Абу Бакр пригласил к управлению общиной ближайших сподвижников пророка – Умара ибн аль-Хаттаба, а также Абу Убейду, воина, лучше других разбиравшегося в военных вопросах.

    Время правления Абу Бакра совпало с периодом, получившим название ридда («отпадение» – араб.), ибо после кончины пророка Мухаммада некоторые племена сочли себя свободными от договорных обязательств и отказались платить налоги. Абу Бакру удалось подавить племенной сепаратизм и восстановить мусульманские владения в Аравии. При нем начала формироваться регулярную армию, и арабские войска продвинулись до границ Ирана. В 633 Абу Бакр отправил армию к византийским границам, считая присоединение византийских земель выполнением завещания пророка. Тогда же арабы появились в Южной Палестине и Месопотамии. Завоеванные города подписывали соглашение, по которому горожане обязывались платить подушную подать по динару с каждого взрослого мужчины. Арабский историк аль-Балазури (812–892) писал, что Абу Бакр, провожая воинов в поход, напутствовал их словами: «Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, не злобствуй и не уродуй тела врагов своих. Не будь вероломным, но и не трусь. Не убивай ни ребенка, ни старика, ни женщину. Не сжигай пальмы, не срубай плодовые деревья, не режь скота больше, чем требуется для пропитания… Будешь проходить мимо людей в кельях (т.е. монахов – автор), которые говорят, что они посвятили себя Богу, оставляй же их в покое…».

    Летом 634 мусульманские войска подошли к Дамаску. Но весть о начале завоевания Сирии застала Абу Бакра на смертном одре. Своего преемника он решил назначить сам, дабы избавить общину от раздоров. Он назвал достойнейшим Умара ибн Хаттаба.

    Умар (Омар I) ибн аль-Хаттаб аль-Фарук

    Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (род. в 585, время правления – 634–644) – второй из «праведных халифов». Он принял ислам в 661, за 4 года до хиджры. Согласно преданию, сначала он был настроен против мусульман, но после того как познакомился с текстом суры «Та ха» (сура 20, см . КОРАН), который дала ему его сестра, захотел встретиться с Мухаммадом. После этой встречи он стал одним из самых верных сторонников пророка.

    В мединский период Умар прославился своей храбростью, принимал участие в главных битвах мусульман (у колодца Бадр – в 624 и у Холмов (Ухуд ) – в 625). Тогда же он стал советником Мухаммада, а со временем и породнился с ним: его дочь Хавса вышла замуж за пророка после того, как ее первый муж погиб в бою.

    Все биографы Умара отмечали его бескорыстие и честность. Через его руки в то время проходили большие деньги, но он сам не стремился к обогащению. Мусульманское предание сохранило также многочисленные упоминания о скромности Умара и его благочестии.

    Халифу Умару принадлежит заслуга в создании административной системы, которая легла в основу управления будущего мусульманского государства. В 641 был создан регистр (диван аль-мукатила ), на основе которого члены семьи пророка, его сподвижники и участники мусульманских завоеваний (футух ) получали ежегодное пособие. Когда писцы во главе списка написали имя Умара, он сам поставил на первое место Айшу, любимую жену покойного Мухаммада, предложив ей пособие в 12 тысяч дирхем ежегодно.

    При Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, победителей и побежденных не только размерами налогов, но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры. Запрещалось прикасаться к мусульманской женщине, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т.д. Кроме того, немусульмане должны были «отличаться одеждой» от мусульман; им нельзя было строить жилища выше домов правоверных, пить публично вино, открыто носить кресты, иметь оружие, ездить верхом и т.п.

    В 637–638 была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа ) и после принятия ислама – с первого года хиджры (622).

    Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи – кади , которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и супружескую измену для женщин.

    На завоеванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар ). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле.

    По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть – 38–46 см), а второстепенных – 20–30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца легкой прибылью путем обмана покупателя».

    Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже 1 и 2 вв. н.э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море. Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.

    В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие. На следующий год халиф временно отменил закят (ежегодный налог в пользу бедных).

    Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нем был окончательно признан ритуал хаджа (см . ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА), который стал одним из пяти обязательных принципов веры. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был канонизирован уже после смерти Умара.

    Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р.Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощенная войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

    Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636–637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до столицы Армении и разграбили ее.

    Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана еще не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

    Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерт III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

    В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошел до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать ее, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда.

    При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. Халиф сам отправился в Палестину, чтобы определить размеры захваченных трофеев и назначить жалование воинам. Существует много легенд о пребывании Умара в Иерусалиме, однако все хроникеры рассказывают, что халиф был недоволен поведением военачальников, которые отказались от аскетического образа жизни и встретили халифа в византийских одеждах. По преданию, именно тогда халиф выбрал место для строительства знаменитого храма «Куббат ас-Сахра» (араб. купол скалы ).

    Умар пользовался непререкаемым авторитетом у асхабов (первоначально – сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммада воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий. Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил.

    За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли.

    Многие из соратников Умара предлагали разделить землю новых провинций между воинами, но он отказался это сделать, сославшись на то, что земля принадлежит и «тем, кто придет после нас». Он ввел выплату жалования ("ата" ) и продуктового пайка (ризк ) всем воинам. При нем стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную.

    Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса – на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

    В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Файруз, по прозвищу абу Лула, ударил Умара ножом в живот (до этого Файруз пожаловался халифу на своего хозяина, но Умар не внял его жалобе). Умар скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года.

    Десятилетнее правление Умара стало временем победоносного шествия ислама. Одновременно были заложены основы национального и религиозного единства. Историческая традиция не скупится на похвалы в адрес Умара, считая его идеальным правителем, непритязательным в быту, благочестивым мусульманином, справедливым и честным по отношению к подчиненным, беспощадным к врагам ислама.

    После смерти Умара назначенный им совет из шести высокопоставленных мусульман должен был решить вопрос о преемнике. Во время выборов нового халифа победили сторонники рода Бану Умайа, которые жаждали реванша. В ранний период деятельности Мухаммада именно представители этого рода, опасаясь утраты своих позиций в Мекке, преследовали Мухаммада, заставив его перебраться в Медину. Выдвинутый ими претендент на место халифа Усман не обладал созидательной энергией, которая была присуща его предшественнику. Однако избрание другого кандидата – Али – по мнению совета, сулило бурные времена, так как последний был известен своей прямолинейностью и напористостью.

    Усман ибн Аффан

    (годы жизни – 575–656, время правления – 644–656) – третий халиф из плеяды «праведных». Он принадлежал к тем мекканцам, которые приняли ислам за несколько лет до переселения Мухаммада из Мекки в Медину. Среди первых последователей Мухаммада он ничем не выделялся. Но он был выходцем из богатого рода Бану Умайа, занимавшего высокое положение среди торговой аристократии города. Несмотря на то, что Бану Умайа враждовали с Мухаммадом, пророк выдал за Усмана свою дочь Рукайу, а когда она скончалась, пророк предложил зятю жениться на другой его дочери – Умм Кальсум.

    Некоторые историки высказывают предположение, что в мединский период Мухаммад использовал родственные связи Усмана для того, чтобы знать о положении дел в покинутой им Мекке. Якобы, благодаря деятельности Усмана, число сочувствующих исламу в Мекке постоянно росло. А когда Мухаммад решил совершить паломничество в Мекку, и городские власти закрыли ворота перед ним и его жертвенными верблюдами, именно Усман отправился в город на переговоры. С его помощью между мекканцами и караваном Мухаммада было заключено соглашение, приемлемое для обеих сторон: мусульманам было предложено совершить хадж в Мекку в следующем году с предварительным уведомлением городских властей. Во избежание столкновений те даже обещали на время покинуть город.

    Вопреки совету своего предшественника халифа Умара, Усман не сохранил за наместниками и военачальниками их посты в течение года, а немедленно занялся назначением на эти посты своих родственников. Это вызвало недовольство многих высокопоставленных мусульман. Тем не менее, многие институты, введенные Умаром, сохранялись, завоевательные экспедиции продолжались. Мусульманам покорилась Северная Африка, осуществлялись набеги на территорию Малой Азии, на острова Эгейского моря.

    Усман и его родственники, получившие высокие посты в провинциях, почувствовали вкус к роскоши. Его родичи широко использовали свое положение для личного обогащения. Характерно, что при Усмане люди из ближайшего окружения пророка, но не связанные с ним кровным родством, были лишены привилегий, ибо Усман ставил кровные связи выше заслуг перед мусульманской общиной. Таким образом, он вернулся к старым, племенным традициям, отменив демократические принципы, заложенные еще самим Мухаммадом.

    На шестой год правления Усмана появились признаки неблагополучия, более заметной стала разница в уровне жизни метрополии и провинции. Захваченные арабами города, некогда принадлежавшие Византии, по-прежнему процветали, а центр халифата, Медина, превращалась в захолустье. Значительная часть налогов и трофеев оставалась в руках наместников. Власти третировали местное население, которое часто было вынуждено перебираться на необработанные земли, заново рыть каналы и новые колодцы.

    В конце 649 по приказу халифа была снесена мечеть в местечке Куба, построенная в память переезда Мухаммада в Медину. С этого момента началась активная критика действий Усмана. Все громче звучали голоса тех, кто считал, что место халифа (заместителя пророка) может занять только человек из рода Мухаммада, то есть Али, его двоюродный брат и муж Фатимы , дочери пророка.

    Мусульманские историки, описывая деяния Усмана, ставят ему в заслугу кодификацию Корана. Именно по его распоряжению был составлен единый свод откровений, записанных при жизни Мухаммада. Работа, начатая еще при халифе Умаре, вступила в новую стадию: собранные тексты необходимо было сопоставить, выбрать из них наиболее достоверные и скомпоновать в единый сборник. После этого лучшие каллиграфы переписали текст в четырех экземплярах, один хранился в Медине, второй – в Басре, третий – в Багдаде и четвертый – в Куфе. Все последующие списки делались на основе этих канонических сборников. Именно тогда мусульмане получили свое священное писание, на основе которого впоследствии были сформированы законы.

    Образ Усмана весьма противоречиво изображен в арабских хрониках. Его деятельность на посту светского и религиозного главы арабов вызвала разные оценки. И хотя государство продолжало расширяться за счет все новых завоевательных походов, сам Усман не обладал ни необходимой жесткостью и решительностью, чтобы держать под контролем все происходящее в халифате. Между тем напряжение росло. Резко обозначилось разделение мусульманского общества на очень богатых, живущих в роскоши (чего не было при Абу Бакре, Умаре, и уж тем более при Мухаммаде), и подавляющего большинства населения, прозябающего на грани нищеты. Это скрытое напряжение, которое сдерживал Умар, при Усмане вылилось в откровенный раскол в государстве.

    Попытки сподвижников пророка объяснить Усману пагубность опоры только на своих родичей и тем самым пресечь коррупцию в халифате, не имели успеха. В январе 656 группа египтян (около 500 человек) пришли в Медину, где они хотели встретиться с халифом, чтобы высказать недовольство поведением наместника халифа в Египте. К ним присоединились ходоки из Ирака. Усману пришлось вступить с ними в переговоры и даже подписать обязательство, в котором, как и в день провозглашения его халифом, он пообещал, что «будет верен Книге Аллаха и сунне пророка» (см . СУННА). Когда же ходатаи двинулись в обратный путь, их обогнал гонец от Усмана, который должен был передать наместнику Египта приказ о наказании недовольных. Те перехватили послание и вернулись в Медину. Здесь они стали лагерем вокруг дома халифа. Усман сначала попытался взвалить вину на своего брата Мервана, который якобы отправил гонца, но египтяне показали халифу его печать на послании. Они также потребовали выдать Мервана.

    Постепенно толпа недовольных вокруг дома Усмана росла, халиф оказался в осаде. Когда же пришла весть, что к городу подходят войска, вызванные Усманом из Сирии, осаждавшие пошли на штурм. В момент смерти в руках у Усмана был экземпляр Корана, на страницы которого пролилась его кровь.

    Убийство Усмана привело впоследствии к междоусобице, поэтому в позднейших источниках оно называлось аль-баб аль-мафтуха , то есть «дверь, открытая (в гражданскую войну)».

    Али ибн Абу Талиб –

    четвертый и последний праведный халиф (род. в 602, годы правления 656–661) является ключевой фигурой для понимания разделения мусульман на суннитов и шиитов. Он был не только соратником, но и близким родственником – двоюродным братом – пророка Мухаммада. Али вторым (после Хадиджи, первой жены пророка) принял ислам. Рано осиротевший Мухаммад воспитывался вместе с ним в доме своего дяди и отца Али Абу Талиба, бывшем до 619 торговым старшиной Мекки. После переселения в Медину Али женился на дочери Мухаммада Фатиме. Мухаммад был чрезвычайно привязан к семье дочери, особенно к своим внукам Хасану и Хусейну.

    В мединский период Али участвовал во всех походах и битвах мусульман и отличился храбростью. Позднее шиитская историография зафиксировала массу преданий о подвигах Али, которая изображала его в качестве героя иранского эпоса.

    После смерти пророка Мухаммада Али, поддерживаемый Фатимой, предполагал, что именно он, как ближайший кровный родственник, станет во главе мусульманской общины. Однако этого не произошло. Но позднее, на фоне всеобщего недовольства политикой Усмана, многие поддержали его кандидатуру. Его избрание произошло очень быстро, но в отсутствии части сподвижников пророка и членов его семьи, которые в этот момент находились вне Медины (в том числе и тех, кто мог бы претендовать на пост халифа). Это обстоятельство впоследствии послужило предлогом для того, чтобы некоторые из них – Талха и Зубейр (сподвижники пророка, кроме того, Зубейр приходился племянником Хадидже, первой жене Мухаммада), поддерживаемые вдовой пророка Айшей, выступили в качестве соперников Али и предъявили свои права на власть.

    Али был фанатично предан делу Мухаммада, однако до своего избрания не занимал никаких постов. Он был уважаем в среде ветеранов ислама, но наместники, назначенные Усманом, чувствовали в нем угрозу своей власти. Му"авийа ибн Суфьян, наместник сирийской провинции, двоюродный брат Усмана, объявил Али участником заговора против погибшего халифа и выступил против него под лозунгом «месть за Усмана».

    В декабре 656 под Басрой (Ирак) произошло сражение между войсками, возглавляемыми Талхой и Зубейром, и армией Али. В истории ислама эта битва известна под названием «верблюжья». За нею наблюдала вдова пророка Айша, восседавшая на верблюде в специальном паланкине. Согласно древней аравийской традиции это должно было принести удачу. Однако битву выиграл Али.

    В следующем году (657) на правом берегу реки Евфрат у города Сиффин произошла еще одна знаменательная битва. На этот раз Али разбил сирийское войско, однако не сумел воспользоваться победой. Когда стало ясно, что победу одержит Али, сирийцы предложили решить дело третейским судом. В знак примирения они подняли на своих копьях листы (или свитки) Корана. Али остановил битву, согласившись с сирийцами. Идея решить спор о власти с помощью Корана была безупречна с точки зрения благочестия, но невыполнима на практике.

    Решение Али вызвало разочарование как у его сторонников, так и у ветеранов ислама, которые хотели раз и навсегда покончить с сепаратизмом провинций. Характерно, что на встречу представителей враждующих сторон прибыло несколько возможных кандидатов на избрание халифом.

    Анализ состоявшихся переговоров свидетельствует о том, что в халифате назревали междоусобицы. Часть сторонников Али заявила, что не признает третейского суда, заявив Ла тахким илла лилахи – «судить вправе только Бог» (араб.). Они считали, что Али не имел права соглашаться на третейский суд, тем более что победа была на его стороне, что рассматривалось как благоволение Аллаха. В знак своего несогласия несколько военачальников покинули лагерь Али, уведя с собой 12 тысяч воинов. Их стали называть хариджитами (от араб хараджа – «уходить», «покидать», в данном случае – «вышедшие из повиновения»). Впоследствии движение хариджитов, первоначально политическое, приобрело религиозный характер. Тех, кто остался верен Али, стали называть шиа (араб. «сторонники», «партия») (см . ШИИТЫ). Однако искренних сторонников Али было явно недостаточно для успешной борьбы с Му"авийей. Чувствуя свое превосходство, Му"авийа отправил войска на завоевание Египта.

    Сожалея о случившемся, Али призвал своих воинов, в том числе и хариджитов, вернуться на поле боя. Однако те колебались и 17 июля 658 были разгромлены войсками Али.

    В это же время начался распад халифата. Вслед за потерей Египта арабы, жившие в Фарсе, отказались платить налоги, а часть арабов, исповедовавших первоначально христианство, вернулось к своей вере. Му"авийа, пристально следивший за ситуацией вокруг Али, стал совершать набеги на пограничные районы Ирака и Аравии. Али пытался ему противостоять, но ему с трудом удавалось собрать добровольцев и средства на содержание армии. В июле 659 Му"авийа, понимая, что Али теряет авторитет среди своих сторонников, объявил себя халифом в Иерусалиме, третьем по значению городе для мусульман. После этого его войска атаковали несколько иракских городов и разграбили их. В ответ на это Али призвал верных ему людей к джихаду против Му"авийи.

    Однако истребление хариджитов войсками Али изменило к нему отношение жителей Куфы, где находилась ставка Али. Он был убит хариджитом ибн Мулджем 22 января 661 на пороге мечети в Куфе.

    Историки расходятся во мнениях относительно роли Али в становлении мусульманского государства. Очевидно, что у него не было таланта администратора и проницательности политика, необходимых для управления мусульманской империей. Но образ «рыцаря без страха и упрека», который, несмотря на все невзгоды, оставался честным и верным исламу, сохранился в веках. Его трагическая гибель, а также гибель его потомков, создали ему ореол мученика.

    Возникшее после его смерти движение шиитов первое время находило опору в иракском патриотизме, а затем распространилось на территории Ирана. Здесь образ Али приобрел черты персидского богатыря, его почитают как святого мученика. Если у суннитов Али остается образцом набожности и благородства, то в среде шиитов существует культ Али. Его фигура порой заслоняет образ пророка Мухаммада, так как крайние шииты считают, что именно Али является носителем божьей благодати (араб. барака ), абсолютным и непогрешимым авторитетом в делах ислама, обладателем всех достоинств, которым Аллах может наделить человека. Сторонники Али называют его «вали Алла » (араб. «друг Аллаха»).

    Стараниями шиитов созданы сборники изречений Али, а также его «жития» – ахбар Али.

    Некоторые суры Корана шииты толкуют иначе, нежели сунниты. Шииты считают небезупречной последнюю редакцию Корана, так как, по их мнению, Зейд ибн Сабит, по наущению халифа Усмана и его родичей Омейадов, изъял из текста откровений все упоминания об Али.

    Али приписывают многочисленные воинские подвиги. Некоторые предания о подвигах и чудесах, совершенных Али, напоминают жития христианских святых. Например, предание о том, что он якобы вживил отрезанную руку рабу, раскаявшемуся в своем поступке. Рассказывают и об особом отношении Аллаха к Али: якобы сам Аллах задержал заход солнца, чтобы Али успел совершить вечернюю молитву…

    Ольга Бибикова

    Литература:

    Массэ А. Ислам . М., «Наука», 1982
    Tabari. La Chronique. Histoire des prophe"tes et des rois . (volume II). P., «Thesaurus»/«Actes sud»/« Sindbad », 1983
    Грюнебаум фон, Г.Э. Классический ислам. 600–1258 . М., «Наука», 1988
    Большаков О.Г. История халифата . т. II (Эпоха великих завоеваний), т. III (Между двух гражданских войн). М., Издательство «Наука», 1993, 1998
    Мюллер А. История ислама . М., «Астрель», 2004

    

    Абу Бакр ас-Сиддик (ум. в 13/634) – ближайший сподвижник и друг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выдающийся общественный и политический деятель, первый праведный халиф. Пророк (мир ему и благословение) называл его `Абдуллахом, аль-Атиком и ас-Сиддиком. Происходил из племени Тайм. Родился за 2 г. до года Слона (572 г.). Его отца звали Абу Кухафа Усман, мать – Умм аль-Хайр Сальма.

    Абу Бакр одним из первых принял Ислам и всю жизнь посвятил его идеалам. Был добропорядочным человеком, занимался торговлей одеждой и тканями. Нажил большое состояние в 40 000 дирхемов, которое полностью потратил на нужды мусульманской общины.

    Был близким другом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и не расставался с ним. При решении многих жизненно важных проблем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) часто советовался с Абу Бакром. Арабы даже прозвали его «визирем Пророка».

    С самого начала пророчества Мухаммада (мир ему и благословение) Абу Бакр верил каждому его слову. Например, когда Избранник Божий (мир ему и благословение) объявил о том, что он за одну ночь совершил путешествие из Мекки в аль-Кудс (Иерусалим), откуда состоялось его знаменитое вознесение Исра и Ми`радж, Абу Бакр первым объявил, что верит каждому слову Мухаммада (мир ему и благословение), за что тот назвал его ас-Сиддик («верным»).

    Еще в Мекке Абу Бакр приложил большие усилия для развития мусульманской общины, занимался благотворительностью, помогал нуждающимся, выкупал невольников, которых язычники подвергали мучениям. Когда начались гонения, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) решил отправить Абу Бакра в Эфиопию, куда эмигрировала значительная часть мусульман.

    Он выехал в путь, но по дороге встретил одного из влиятельных племенных вождей Ибн Дукунну, который взял его под свое покровительство, и они вместе вернулись в Мекку. Тогда Абу Бакр отказался исповедовать веру втайне и продолжил активную деятельность, лишившись из-за этого покровительства Ибн Дукунны.

    Спустя 13 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада (мир ему и благословение) началась хиджра (переселение) мусульман из Мекки в Медину. Одним из последних Мекку покинул сам Пророк (мир ему и благословение), выехавший в Медину с Абу Бакром. Они вместе укрывались от преследовавших их язычников в пещере Саур. Этот эпизод отражен в аяте Корана: «Вот они оба были в пещере, вот говорит он своему спутнику: «Не печалься, ведь Аллах с нами» (9:40).

    В Медине Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) породнился с Абу Бакром, женившись на его дочери Аише. Абу Бакр участвовал во всех важных делах общины, закладывая основы мусульманской государственности, принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне и других сражениях. В битве при Бадре сражался со своим сыном Абд ар-Рахманом, оставшимся язычником и выступившим против мусульман.

    Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) по состоянию здоровья уже не мог возглавлять коллективные молитвы, он поручил их проведение именно Абу Бакру, и это обстоятельство стало одним из решающих при избрании его первым халифом, т. к. руководство в божественном деле (молитве), переданное Пророком (мир ему и благословение), означало руководство и земными делами.

    После смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в 11/632 г. ансары (в основном хазраджиты), обеспокоенные дальнейшей судьбой молодого мусульманского государства, срочно собрались в сакифе (под навесом) мединской семьи Бану Са`ида и выступили за выдвижение халифом Са`да ибн Убады. Узнав о собрании ансаров, Абу Бакр, `Умар ибн аль-Хаттаб и Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах срочно прибыли туда и убедили ансаров, что мухаджиры также заинтересованы в дальнейшем укреплении государства и обеспечении безопасности его граждан.

    Ансары согласились выбрать халифа от представителей племени Курайш, как и было завещано Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Абу Бакр предложил кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба, но Умар и Абу `Убайда сказали, что сам Абу Бакр более всех достоин звания первопреемника Пророка (мир ему и благословение). 12 Раби (I) 11 г. х. Абу Бакр был избран первым халифом. На следующий день Абу Бакр принял присягу народа в мечети Медины.

    Одной из самых больших заслуг Абу Бакра в качестве халифа было сохранение и укрепление мусульманской государственности. Вожди многих племен Аравии были заинтересованы в доисламской племенной раздробленности, отказались подчиниться центральной власти и платить налоги, в т. ч. закят.

    Сепаратистские действия были расценены как вероотступничество (ридда). В различных областях Аравии активизировались лжепророки – Мусайлима, Тулайха, аль-Асвад, Саджах. Абу Бакр занял решительную позицию в борьбе с вероотступниками, отказался от любых компромиссов и начал войну, в результате которой все антигосударственные выступления были подавлены, а Халифат стал единым и сильным государством, способным отразить любую внешнюю агрессию.

    Успех в войнах с вероотступниками позволил мусульманам начать военные действия в Ираке и Сирии против персидских и византийских войск, которые не желали усиления мусульманского государства и активно поддерживали вероотступников.

    Мусульманская армия разгромила в Ираке персов. В Сирии войска Халифата подошли к реке Ярмук, где произошла битва с крупными силами Византийской империи.

    В самый разгар битвы при Ярмуке мусульманская армия получила известие о кончине Абу Бакра. Он был похоронен возле могилы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Перед смертью завещал пост главы государства Умару ибн аль-Хаттабу.

    Даже будучи халифом, Абу Бакр вел очень скромный образ жизни, имел лишь скудное жалование из государственной казны и земельный участок возле Медины. По его завещанию 1/5 часть этого участка была передана государству в качестве пожертвования, а оставшаяся часть поделена между его детьми. Все личное имущество и оставшиеся денежные средства Абу Бакр также завещал передать в государственную казну.

    Абу Бакру также принадлежит заслуга собрания Корана в единую книгу.

    Второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб

    Умар ибн аль-Хаттаб (ум. в 23/644) – ближайший сподвижник и друг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выдающийся общественный и политический деятель, 2-й праведный халиф. Родился ок. 585 г. в Мекке. Отец – Хаттаб ибн Нуфайль, мать – Хантама. Был пастухом, затем занялся торговлей, стал влиятельным человеком в Мекке. Его часто приглашали для разрешения различных конфликтов между племенами.

    Умар обладал суровым характером и первое время занимал непримиримую позицию по отношению к мусульманам. Он решил убить пророка Мухаммада (мир ему и благословение) за то, что тот призывал народ отойти от веры предков, но узнал, что его сестра и зять также приняли Ислам и застал их за чтением Корана. Он избил их, но заинтересовался аятами Корана, прочел их, уверовал и принял Ислам. При этом отказался исповедовать веру втайне, и сразу после принятия им Ислама мусульмане впервые совершили коллективную молитву около Каабы.

    Умар находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) и обеспечивал его защиту. Хиджру совершил открыто.

    В мединский период жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Умар активно участвовал во всех делах общины, участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре и в других сражениях, стал одним из лидеров мусульманского государства. В правление Абу Бакра был его главным помощником. Перед смертью Абу Бакр завещал Халифат Умару. В 13/634 г. Умар стал халифом; все мусульмане единогласно поддержали его.

    Умар был последовательным продолжателем дела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Абу Бакра. Его незаурядные личные качества, талант, умелое управление государством привели к великим успехам Халифата.

    Власть Халифата распространилась на Ближний Восток, Иран, Египет и часть Сев. Африки. Благодаря этим победам население всех этих регионов ознакомилось с Исламом. В распространении Ислама и превращении его в мировую религию Умар сыграл исключительную роль. Был знатоком хадисов и мусульманского права (фикха), толкователем Корана.

    Убит в результате заговора персидским рабом Фирузом (Абу Лулу) в месяце Зульхиджа 23/644 г. во время руководства утренней молитвой. Перед смертью успел отдать распоряжение о созыве Совета для выбора нового халифа.

    Третий праведный халиф Усман ибн Аффан

    Усман ибн Аффан (575–35/656) – выдающийся политический и общественный деятель, 3-й праведный халиф, родственник и сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Полное имя Усман ибн Аффан ибн Абу аль-Ас ибн Умейя ибн Абди аш-Шамс ибн Абд Манаф аль-Курайши аль-Умави. Мать – Арва бинт Курайз бинт Рабия бинт Хабиб бинт Абд Шамс.

    Усман был одним из первых принявших Ислам. Его дядя Хакам ибн Абу аль-Ас попытался заставить племянника вернуться к языческой вере предков, но безрезультатно. Усман женился на дочери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Рукаййе (возможно, еще до начала пророческой миссии Мухаммада, мир ему и благословение). От этого брака у Усмана родился сын Абдуллах, умерший во младенчестве.

    В период гонений на мусульман Усман с женой эмигрировали в Эфиопию, затем он попытался вернуться в Мекку, вместе с другими мусульманами совершил хиджру (переселение) в Медину. Там принимал активное участие в становлении мусульманского государства, во всех сражениях, кроме битвы при Бадре (из-за смерти жены; но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) счел Усмана принявшим участие в сражении и выделил ему часть трофеев). Затем Усман женился на другой дочери пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Умм Кульсум, из-за чего его стали называть Зу’н-Нурайн («обладатель 2-х светил»).

    В 6 г. х. при совершении малого паломничества Усман был парламентером к мекканцам; из-за его запоздалого возвращения распространился слух о его смерти, что привело к обострению ситуации и в конечном итоге к подписанию Худайбинского договора.

    Усман был состоятельным человеком, оказывал мусульманам материальную поддержку, покрыл большую часть затрат при походе мусульманской армии на Табук. Находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) во время Прощального хаджа.

    В период правления халифов Абу Бакра и Умара Усман активно поддерживал их и оказывал им помощь. После покушения на Умара в 23/644 г. по его распоряжению вошел в состав «Совета шести» и был избран халифом.

    Как правитель стал продолжателем дела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и первых халифов. Во время его правления была создана специальная комиссия по окончательной редакции Корана и размножены его экземпляры.

    В период правления Усмана продолжались войны с внешними врагами Халифата и расширение его границ: был разгромлен Сасанидский Иран, присоединены Кипр, территории Сирии и Сев. Африки.

    В конце правления Усмана в Халифате осложнилась внутриполитическая обстановка; возникли мятежные группировки, недовольные злоупотреблениями некоторых наместников провинций. Антигосударственная пропаганда привела к открытому мятежу. Усман отказался выполнить предъявленные требования мятежников. 18 Зульхиджа 35 г. х. заговорщики напали на Усмана и убили его. В момент смерти ему было 82 года.

    Четвёртый праведный халиф Али ибн Абу Талиб

    Али ибн Абу Талиб (погиб в 40/661) – выдающийся политический и общественный деятель, двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его ближайший сподвижник, 4-й праведный халиф. Его также называли Абу Хасаном, Абу Турабом и Хайдаром. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) назвал его Муртаза – «заслужившим довольство, избранным», и Маула (это слово имеет много значений, например, «хозяин», «любимый»). Во время халифата Али получил титул амир аль-муминин («повелитель правоверных»).

    Его отцом был Абу Талиб, матерью – Фатима бинт Асад, дедом – `Абд аль-Мутталиб. С малых лет Али находился возле Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), был одним из первых принявших Ислам (в 10 лет) и отдал всю жизнь служению идеалам Ислама.

    Не отлучался от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) на протяжении всего мекканского периода его жизни. Когда накануне хиджры мекканцы попытались убить Пророка (мир ему и благословение), Али, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков, дав Пророку (мир ему и благословение) возможность выехать в Медину.

    Уехав в Медину, Али был рядом с Пророком (мир ему и благословение) во всех его делах. В битве при Бадре (2 г. х.) был знаменосцем мусульман. Непосредственно перед битвой сразился с одним из лидеров мекканских язычников Валидом ибн Мугирой и убил его, затем поспешил на помощь Абу Убайде и убил его противника. За героизм его прозвали «Лев Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) подарил ему меч с раздвоенным лезвием – «Зульфикар». После победы при Бадре ему в качестве трофея были переданы меч, щит и верблюд.

    После битвы при Бадре женился на Фатиме – дочери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). От этого брака родились 3 сыновей – Хасан, Хусайн и Мухсин, и 2 дочери – Зайнаб и Умм Кульсум.

    В битве при Ухуде (3 г. х.) лично защищал Пророка (мир ему и благословение), получил ранения. Отличился в сражениях с иудеями в оазисе Хайбар (6 г. х.). При завоевании Мекки был знаменосцем мусульманской армии и вместе с Пророком (мир ему и благословение) сокрушил идолов Каабы, затем участвовал в битвах против племен Хавазин и Сакиф (8 г. х.).

    В момент избрания Абу Бакра первым халифом Али был занят подготовкой похорон Пророка (мир ему и благословение).

    Али отличался не только своими боевыми качествами, но и мудростью и ученостью. После смерти Пророка (мир ему и благословение) всеми силами способствовал укреплению Халифата и развитию мусульманского общества.

    В правление халифа Умара исполнял обязанности верховного кадия (судьи) Халифата. Умар часто советовался с ним по различным государственным вопросам и, выезжая из Медины, оставлял Али вместо себя.

    Непосредственно перед смертью Умар назвал Али одним из 6 кандидатов на должность главы государства.

    В период правления халифа Усмана продолжал деятельность в качестве верховного судьи. При осаде дома Усмана пытался отвести от него опасность и вел переговоры с мятежниками, отправил сыновей Хасана и Хусайна на защиту халифа.

    После убийства Усмана Али было предложено возглавить государство. Он долго отказывался от власти, но в 35/656 г. стал 4-м Праведным халифом.

    Али пришел к власти в период гражданской войны в Халифате: народ и сподвижники Пророка (мир ему и благословение) требовали немедленного наказания убийц Усмана, мятежники же обладали достаточными военными силами. Али попытался заручиться доверием всех сподвижников и правителей провинций.

    В 36 г. х. отправился в Басру, где сосредоточились мятежники, для переговоров с вдовой Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Аишей и влиятельными сподвижниками Тальхой и Зубайром. Мятежники спровоцировали между сторонами бытовой конфликт, который привел к крупной битве, названной «Верблюжьей» (Джамаль).

    Несмотря на победу войск Али, политическое положение еще более осложнилось. Против него выступили различные группировки в Египте и Ираке. Самое серьезное сопротивление халиф Али встретил в лице правителя Сирии Му`авии ибн Абу Суфьяна, отказавшегося признавать его в качестве халифа.

    В сражении при Сиффине (37 г. х.) теснимые воины Му`авии нанизали на копья листы Корана и призвали Али к Божьему суду. Али согласился подчиниться решению третейского суда, но суд окончился безрезультатно, а часть сторонников Али отошла от него и образовала секту хариджитов, которые выступили как против Али, так и против Му`авии.

    В битве при Нахраване (38 г. х.) Али разгромил основные силы хариджитов, но не смог полностью ликвидировать мятеж. Хариджиты увеличивали влияние, проникли во все сферы общественной и политической жизни Халифата, в т. ч. в армию Али, использовали тактику партизанской борьбы, заговоров, совершали террористические и диверсионные акции.

    Воспользовавшись расколом в лагере Али, Му`авия перешел к активным действиям. В 38 г. х. его полководец Амр ибн аль-Ас захватил Египет, в 39 г. х. сирийцы заняли Ирак, в 40 г. х. войска Му`авии вошли в Хиджаз и Йемен. Армия Али сумела остановить наступление, но сам халиф пал от руки хариджита Ибн Мулджама, отомстившего за поражение при Нахраване.

    Али - один из лучших знатоков Корана, тафсира, хадисов, фикха. Всем этим наукам он научился непосредственно у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который высоко ценил Али как способного и грамотного человека.

    Али знал наизусть весь Коран и был одним из секретарей Пророка (мир ему и благословение), запоминал и записывал полученные Мухаммадом (мир ему и благословение) Откровения (вахй). Даже став руководителем государства, не оставлял занятий наукой и поощрял ее развитие, основал школу в Медине, продолжал выдавать правовые предписания (фетвы).

    Али обладал многими положительными качествами, был храбр, бесстрашен, стойко переносил тяготы и лишения, никогда не падал духом и не терял надежды, добивался цели или боролся до последнего.