Ножи со славянской символикой. Нож в славянской традиции

Необычные национальные ножи характерны для небольших народов, живущих в каких-либо специфических природных условиях. Под это описание подходит как традиционный нож коренных народов севера улу, изготавливаемый из сланца, так и малайский паранг, идеальный при прорубании себе дороги в джунглях. Наши предки-славяне, населявшие средние широты, предпочитали иметь при себе многофункциональные ножи незамысловатой конструкции и средних размеров, которые можно было бы использовать и в качестве оружия и в качестве рабочего инструмента. Итак, какими же ножами располагали наши далекие (и не очень) предки и какими из них мы пользуемся сейчас?

Паренский нож

Название его соответствует месту происхождения – камчатскому поселку Парень. По конструкции паренский нож очень схож с изделиями, распространенными в Финляндии. В настоящее время под термином «паренский нож» подразумевают выкованный вручную нож с клинком из разнородного композитного материала – говорят, что паренскими ножами можно было даже снимать стружку с лезвий обычных столовых ножей. На сегодняшний день поселок Парень стал глухой деревней, а технология изготовления ножей считается утраченной – так что, те самые паренские ножи остались в людской памяти лишь в виде легенд. Изготавливаемые сейчас под этим названием ножи имеют мало общего с этими легендами.

«Вишня»

Он же нож разведчика образца 1943 года, он же НР-43. Нож «Вишня» пришел на замену армейскому ножу НР-40, продержавшемуся на вооружении в армиях СССР и стран Варшавского договора до 60-х годов. Почему же этот нож получил название «Вишня»? Дело в том, что на гарде ножа находится клеймо – буква «Р», довольно похожая на данную ягоду. «Вишня» до сих пор находится на вооружении российских силовых структур. Конечно, более поздних годов изготовления.

Нож разведчика

Хотя ко Второй мировой войне холодное оружие окончательно отошло на второй план, это не отменяло того факта, что солдату необходимо иметь в своем арсенале простой нож. Но как это ни странно звучит, до военных действий предпринятых Советским Союзом против Финляндии на вооружении Красной Армии не состояло какого-либо специального клинка. И лишь после окончания финской компании произошло знаменательное для советских солдат событие – появления ножа разведчика образца 1940 года.

Нож «засапожник»

Русский засапожный нож – как следует из названия, прятали за голенищем сапога. Удобный способ транспортировки, когда заняты руки и дополнительное средство защиты на случай опасной ситуации. Засапожник упоминается в печатной версии «Слова о полку Игореве», вышедшей в 19 веке.

Подсайдашный нож

Подсайдашным или подсаадачным ножом назывался боевой нож или кинжал с длинным и узким граненым клинком. Его название происходит от места ношения – под сайдаком (чехлом для лука), сбоку на поясе. Именно поэтому сложно точно сказать какой именно формы были эти ножи – у историков сложилось мнение, что подсайдашными называли все большие боевые ножи без разбора, если они носились на поясе под сайдаком.

Косарь

Косарь, иногда называемый еще «бабий топор» - большой хозяйственный нож с широким и толстым клинком. Его делали обычно из обломка косы (отсюда и название), а когда косы упорно не хотели ломаться – из любого подвернувшегося под руку металлолома. Косарь смело назвать русским аналогом мачете – этот огромный грубый нож успешно используется для обрубки ветвей со срубленных деревьев, расчистки покосов от поросли, рубки костей и даже для скобления пола в доме.

Богородский нож

Название этого инструмента для резьбы пришло от поселка Богородское – центра традиционной резьбы по дереву, чьим символом является всем известная игрушка – «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, которые по очереди колотят молотами по наковальне, стоит лишь потянуть за подвижную планку. Богородский нож имеет прямой короткий клинок. Успешно используется как для грубой, так и для тонкой резьбы. Часто изготавливается резчиками под себя, поэтому конструкция, форма рукояти и стоимость таких ножей может сильно разнится.

Охотничьи ножи Самсонова

Егор Самсонов был скромным тульским мастером – кустарем, однако изготовленными им ножи и кинжалы считались эталонными охотничьими ножами у русской аристократии и числились любимыми у императора Николая II. Над загадкой прочности так называемых «самсоновских ножей», выглядящих так лаконично и даже аскетично, после смерти мастера в 1930 году долго бились именитые металлурги, однако разгадку так и не нашли. Точное количество выпущенных мастерской ножей неизвестно, по некоторым данным – 3356 штук.

Финка

В России нож, пришедший к нам из Финляндии, долгое время считался исключительно оружием криминальных элементов и даже находился под запретом до 1996 года. Однако его истинное предназначение заключается совсем в другом. Финский нож – многофункционален, он прекрасно подходит для разделки мяса, чистки рыбы, незаменим в походе и для бытовых нужд. Для финки характерен короткий прямой клинок, скос обуха типа клип-пойнт или по-русски «щучка» и всадная рукоять.

Якутский нож

Без традиционного якутского ножа – быхаха, конструкция которого не менялась на протяжении многих веков, не обходится ни одна сфера хозяйственной деятельности народа саха. Его форма идеальна для долгой кропотливой работы, позволяя выполнять ее с минимальными затратами энергии. Профиль клинка асимметричен. Заточке подвергается чуть выпуклая левая (если держать рукоятью к себе) сторона клинка, в отличие от других ножей с несимметричным профилем, у которых, как правило, заточка производится на правой стороне. Этому есть логичное объяснение: выпуклость на клинке облегчает обработку древесины, упрощается резка мяса и рыбы (в том числе мороженой), снятие шкур с животных.

С глубокой древности нож являлся одновременно и оружием и бытовым предметом. Сложн о перечислить все сферы деятельности, где применялся и применяется нож: приготовление пищи, гончарное и сапожное ремесло, изготовление деревянных изделий, охота.

Кроме этого нож всегда считался достойным и дорогим подарком. Ведь ножу во все времена приписывали и сакральные свойство. А применение этого оружия часто сопровождалось особыми ритуалами и заговорами.

В древности мужчина получал нож практически сразу после рождения. Отец собственноручно выковывал новорожденному нож или заказывал у кузнеца. Нередко, нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, зубами животных, складывали в колыбель мальчика. Считалось, что это обеспечивало силу, выносливость, твердость характера. Убирали эти предметы из колыбели после появления у ребенка первых зубов. При первой стрижке волос у ребёнка, его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика. Нож участвовал в качестве оберега во многих обрядах, приворотах. Он защищал от нечистой силы, давал силу и уверенность. Нож нельзя давать чужому человеку. В представлении наших предков нож был мощным носителем энергии как хорошей, созидательной, так и агрессивной и разрушительной.


Нож в бою.

Византийский летописец Прокопий Кесарийский в 6 веке писал о вооружении славян: «Щиты у воинов из бычьей кожи, легкие, и все оружие легкое – копья из крепкого дерева…, мечи длинною в локоть и короткие ножи, а так же ножны для них делают успешно.» В приведенной цитате описана боевая экипировка славянского воина 6 века. Известен и тот факт, что несколькими веками позже нож не утратил статуса боевого оружия. Известно, что сильная и боеспособная дружина князя Святослава была вооружена, в том числе, и за сапожными ножами. Исследователь Мария Семенова пишет: « Каждый воин имел при себе нож, удобный хозяйственный и походный инструмент, который, конечно, мог сослужить службу и в бою. Летописи, однако, упоминают их применение лишь при богатырских единоборствах, при добивании поверженного врага, а также во время особо упорных и жестоких сражений».

При вызове противника на бой так же использовали нож. При этом оружие втыкали в землю или в «матицу», если дело происходило в помещении. В настоящее время «боевыми» ученые называют ножи более 20 см длиной.


Боевые ножи: 1 – скрамасаксы, 2 – подсайдашный нож, т. е. носившийся при саадаке, 3 – засапожный нож, 4 – нож походный, 5 – кинжалы.

Нож как атрибут мужского начала.

На Руси бывали случаи, когда запрет на ношение ножа воспринимался как прямое оскорбление мужского достоинства.

Обычно нож носили на поясе или в голенище сапога. Первый способ считается более древним. Во время праздников или обрядов, нож обычно демонстрировали, выставляли напоказ. Есть мнение, что большинство ритуалов, связанных с втыканием ножа в землю связано с плодородием. Земля матушка, Мать-Сыра-Земля олицетворяла женское начало и плодородие. А нож или кинжал, соответственно, мужское. Вошедший в землю нож символизировал оплодотворение земли. Недаром на некоторых древних фигурках у идолов очень четко изображался кинжал вместо мужского детородного органа.

Но восприятие земли как женщины, а ножа как символа мужского начала было скорее не сексуальным, а эпическим, глобальным, всеобще рождающим.

Нож за обеденным столом.

Не менее торжественным было отношение к ножу и за столом. Например, хлеб резал либо хозяин дома, либо старшая женщина. Когда семья собиралась за столом, хозяин чинно, с большим уважением резал хлеб, приложив его груди. Запрещалось в древности, и до сих пор считается дурной приметой, есть с ножа. На столе нож клали только лезвием к хлебу. На ночь все острые предметы убирались со стола, чтобы избежать ссор и конфликтов.

Нож,это символ и необходимость! Нож,был и остается одним из самых важных предметов,которые сопровождают человека на протяжении всей его истории.

Кузница Династия помнит и чтит традиции своих предков и старается выполнить славянский нож в лучших качествах того времени. В древней Руси нож считался оберегом и хранителем мужчины.

Нож был и остается одним из самых важных предметов, которые сопровождают человека на протяжении всей его истории. Сейчас мы иногда перестаем его замечать, потому что нож растворяется среди множества других, окружающих быт человека, вещей. Но в далеком прошлом нож часто был единственным предметом из металла, которым обладал человек. В Древней Руси нож являлся атрибутом любого свободного человека.

Ножичек висел на поясе у каждой женщины. Ребенок, в определенном возрасте, получал нож с которым никогда не расставался. Почему этому предмету предавалось такое значение?

Нож был не только повседневной функциональной вещью. У людей древности восприятие мира, происходило через призму магии. Поэтому магические функции ножа, в которые верили наши предки, были не менее важны. Он обладал многими волшебными свойствами, которыми делился со своим хозяином и его старались никогда не давать в чужие руки. На нем клялись. Им защищались от колдовства. Жених дарил его невесте при обручении. Когда человек умирал, нож уходил вместе с ним, его клали в могилу хозяина.
Это, конечно, несколько идеализированная картина. В реальной жизни ножи теряли и покупали новые, давали их взаймы, дарили, а отработавшие свое – сточенные почти до обуха ножи – просто выбрасывали. Нож был универсальным и самым распространенным инструментом. Подтверждением этому служит тот факт, что ножи часто являются самым массовыми находками при проведении раскопок. В Новгороде, на одном только Неревском раскопе, было найдено 1440 экземпляров ножей. При раскопках древнего Изъяслава, было найдено 1358 ножей. Цифры впечатляют, не правда ли?
Такое впечатление, что ножи просто пачками теряли. Но это конечно не так. Даже если принимать во внимание коррозию пролежавшего в земле сотни лет металла, все равно видно, что многие ножей выщерблены и обломаны, то есть утратили свои рабочие функции. Напрашивается вывод о не очень высоком качестве изделий древних кузнецов... На самом деле их качество было относительным – так же как и в наше время. Были качественные ножи, которые стоили дорого, а был копеечный ширпотреб. В первую категорию как раз и входили те ножи, которые на Руси носил на поясе любой свободный человек, независимо от его пола. Такие ножи были достаточно качественными и по современным меркам. Стоили они хороших денег. Вторую категорию составляли те ножи, чье качество было несравненно ниже китайской нержавейки на раскладках. Они действительно часто просто ломались. Когда такое случалось, их отдавали кузнецам на перековку. А чаще с досады швыряли “куда подальше, с глаз долой”.
Но мы не позволим себе неуважительных реплик в адрес древнерусских кузнецов. Их возможности и технический арсенал были весьма ограничены. Наш современник, даже очень высокого уровня кузнец, лишенный качественных сталей и инструментов для ее обработки, мало что сможет сделать в таких условиях. Поэтому отвесим древним кузнецам глубокий поклон – они лучшие, потому что были первыми!

Берестянник, дежник, карначик, квашенник, кинжал, кладенец, клепик, кляп, колодей, колотик, косарь, косичка, косник, косорь, косторезка, косяк, котач, кшенник, лопатка, мисарь, мусат, нож – бабий, нож-копейковый, нож-мужичий, нож-поварской, нож-тяпальньй, носатик, секреток, резак, чапель, чепелышка - 31 и это ещё не всё.
Нож использовали как во время приготовления пищи, так и для различных хозяйственных нужд: для щипания лучины, резки веников, в гончарном и сапожном ремесле, при изготовлении деревянных изделий...
Применение ножа за обеденным столом требовало соблюдения определённых правил. Нож для разрезания хлеба за обедом, в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились за столом; хозяин брал буханку хлеба и чертил над ней ножом крест, и лишь после этого разрезал ее и раздавал членам семьи.
Нож должен лежать лезвием к хлебу. Не разрешалось есть с ножа, чтобы не сделаться злым (здесь выражается связь с убийствами и кровопролитием, - режиссеры этот прием широко используют в кино).
Нельзя было оставлять нож на ночь на столе, - мог зарезать лукавый. Не следовало подавать кому-либо нож острием, - с этим человеком произойдёт ссора. Есть и другое объяснение, но это позже. Нож служил оберегом от нечистой силы, поэтому чужаку его не давали, особенно если знали, что человек плохой, т.к. нож наберёт его энергетику (вспомните о японцах и их трепетному отношению к своим мечам).
Нож широко использовали в обрядах, во время приворотов, в народной медицине и т.д. В родильной обрядности нож помещали под подушку роженицы, вместе с благовонными травами и тремя сплетёнными восковыми свечами, для зашиты от нечистой силы.
При появлении младенца, отец выковывал нож сам, либо заказывал кузнецу и этот нож сопровождал мальчика, юношу, мужчину всю жизнь.
Когда вносили ребёнка в дом, после имянаречения, нож наравне с углём, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить (наступить) родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге.
Нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, складывали в колыбель ребёнка сразу после его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твёрдость ребёнка» и не убирали до появления у него первых зубов.
Если ребенок долго не начинал ходить, к его голове привязывалась «куделя». Мать без веретена пряла длинную и толстую нитку, делала из неё «пута», которыми опутывала ноги стоящего ребёнка, брала нож и разрезала «пута» между стоп по полу. Обряд так и назывался: «разрезание пут» и должен был помочь ребёнку быстро научиться ходить.
При первой стрижке волос у ребёнка, его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика.
В мужских объединениях, партиях, артелях каждый был обязан носить с собой нож или кинжал, изготовляемый специально для боевого применения и более нигде не применяемый.


Применение и ношение ножа строго регламентировалось.
Известны три способа ношения :
1- на поясе,
2- в голенище сапога,
3- в кармане на груди.
Нас интересует положение «на поясе», т.к. считают его более древним.
Во время обряда нож зачастую демонстрировали, вывешивая на поясе, в то время как в будни его носили скрытно. Вывешивание ножа; (кинжала) на поясе было весьма функционально в военное время.

Повсеместно в Тверской области подчёркивают связь боевого ножа с понятием мужского достоинства, чести, мужества. Запрет на ношение ножа воспринимался как оскорбление мужского достоинства.
Атрибутом мужского начала нож (кинжал) предстаёт в малых фольклорных жанрах, причем образ конкретизируется сопоставлением с мужским органом: «Что у казака повыше колена, пониже пупка?» Ответ: «кинжал». По всей видимости, архаичному сознанию близка ассоциация поясного ножа - кинжала и мужского начала.
Весьма яркой иллюстрацией этого предположения являются скифские идолы 6-5 века до н.э.
У них у всех, при общей скупости обработки и минимальном наличии атрибутов (шейная гривна, рог-ритон), необычайно тщательно изображён нож (кинжал), расположенный на месте мужского детородного органа, как бы заменяя его качественно белее высоким образом мужского воинского начала, у некоторых из них не изображены даже черты лица, но нож обязателен, ибо он характеризует качество субъекта.
Весьма характерным обрядовым вызовом на бой, было втыкание ножа в землю (если обряд на улице и в матицу - если в избе). Было так: один из бойцов исполнял боевой танец под обрядовый наигрыш «на задор» с характерными припевками, приближался к тому, кого он желал видеть своим соперником и втыкал перед ним в землю свой нож, после чего тот выходил на обрядовый пляс, перерастающий в обрядовый бой.
Какое толкование предлагается этого ритуального действа? Со всей очевидностью встаёт перед нами оппозиция мужского и женского начала. Давно сложилось единодушное мнение учёных об обожествлении земли славянскими народами: мать - сыра земля, родная земля, родина, мать - земля русская.
Женское - рождающее начало земли воспринимается не столько в сексуальном плане, сколько в эпическом, глобальном, космическом, всеобщерождаюем.
Точно таким же - эпическим - мужским началом традиционно наделялся поясной нож (кинжал).
Обрядовое соитие этих двух эпических начал - это не ассоциация с половым актом или обрядом плодородия, мистерия переводит все обряды обычного плана в мир тонкий, возвышая оценочную характеристику любого действия, преломляя его в мир волшебный.
Поэтому сам боец, втыкающий нож, участвует в акте мистического соития начал лишь номинально, постольку - поскольку - это акт соития небесного мужского духа и земного - женского. «Небо - отец, земля - мать, а ты - трава, позволь себя рвать».
В результате этого соития, видим, должен родиться (преобразиться) сам боец или его соперник. Он входит в родство с Небесным Отцом и Земной Матерью и получает от них силу и поддержку для подвигов. Не случайно, попав в беду, богатыри просят у матушки сырой земли помощи и силы сразу «вдвое прибывает». Стоящий нож также сравнивают с эрегированным членом, т.к. в народной медицине эрекция является признаком выздоровления, мужской силы. Отсутствие - умиранием, утрачивание яри - жизненной энергии. Способность воткнуть нож и сохранить в воткнутом состоянии - значит сохранить статус волшебного воина, обеспечить право доступа к силе, исходящей от Земли - Матери и от Отца-Неба. (Обратите внимание на центр круга: обычай в общинах, артелях, у казаков, при обсуждении вопросов садились, образовывая крут, в центр которого втыкался нож: думаю сейчас понятно для чего?).
Наряду с отождествлением оружия со своим владельцем, традиция одухотворяет оружие и наделяет его, как бы собственной волей отстраненной от воли хозяина. Всем памятны с детства образы меча-саморуба, дубинки-самобоя, - чудесных помощников сказочных героев, которые по одному желанию хозяина начинают уничтожать врага и сами возвращаются, сделав дело. Постоянно подчеркивается отношение к оружию как к боевому товарищу: «Верный дружок - за сапожный ножок».


Нож - это не просто предмет быта или оружие, это целая философия, глубоко уходящая корнями в славянскую культуру, в традиции и обычаи наших Предков.

(текст является компиляцией ряда статей из научных работ и практик ряда современных язычников)
Мы до того привыкли к ножу, что пользуясь им каждый день, не задумываемся каким предметом владеем. Он как воздух, которым дышим, замечаем только когда он отсутствует. Само слово нож известно всем от младенца до старца, но как появилось оно знают немногие. Наши предки использовали в бою длинные мечи, сабли, копья когда дело доходило до боя, рукопашного в ход шли короткие, крепившиеся к ноге ножные мечи. Со временем слово меч отпало, а нож-ной сократили до короткого – нож. Этим словом до сих пор мы и обозначаем этот древнейший предмет. Где история, там традиции и обряды. А обрядов связанных с ножом, множество и это логично. Одних названий самого ножа более тридцати!
Берестянник, дежник, карначик, квашенник, кинжал, кладенец, клепик, кляп, колодей, колотик, косарь, косичка, косник, косорь, косторезка, косяк, котач, кшенник, лопатка, мисарь, мусат, нож – бабий, нож-копейковый, нож-мужичий, нож-поварской, нож-тяпальньй, носатик, секреток, резак, чапель, чепелышка – 31 и это ещё не всё.
Применение ножа за обеденным столом требовало соблюдения определённых правил. Нож для разрезания хлеба за обедом, в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились за столом; хозяин брал буханку хлеба и чертил над ней ножом крест, и лишь после этого разрезал ее и раздавал членам семьи.
Нож должен лежать лезвием к хлебу. Не разрешалось есть с ножа, чтобы не сделаться злым (здесь выражается связь с убийствами и кровопролитием, – режиссеры этот прием широко используют в кино).
Нельзя было оставлять нож на ночь на столе, – мог зарезать лукавый. Не
следовало подавать кому-либо нож острием, – с этим человеком произойдёт ссора. Есть и другое объяснение, но это позже.
Нож служил оберегом от нечистой силы, поэтому чужаку его не давали, особенно если знали, что человек плохой, т.к. нож может “заразиться” его пакостями
Нож широко использовали в обрядах, во время приворотов, в народной медицине и т.д. В родильной обрядности нож помещали под подушку роженицы, вместе с благовонными травами и тремя сплетёнными восковыми свечами, для зашиты от нечистой силы.
При появлении младенца, отец выковывал нож сам, либо заказывал кузнецу и этот нож сопровождал мальчика, юношу, мужчину всю жизнь.
Когда вносили ребёнка в дом, после имянаречения, нож наравне с углём, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить (наступить) родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге.
Нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, зубами животных, складывали в колыбель ребёнка сразу после его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твёрдость ребёнка» и не убирали до появления у него первых зубов.
Если ребенок долго не начинал ходить, к его голове привязывалась «куделя». Мать без веретена пряла длинную и толстую нитку, делала из неё «пута», которыми опутывала ноги стоящего ребёнка, брала нож и разрезала «пута» между стоп по полу. Обряд так и назывался: «разрезание пут» и должен был помочь ребёнку быстро научиться ходить.
При первой стрижке волос у ребёнка, его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика.
В мужских объединениях, партиях, артелях каждый был обязан носить с собой нож или кинжал, изготовляемый специально для боевого применения и более нигде не применяемый.
Применение и ношение ножа строго регламентировалось.
Известны три способа ношения:
1- на поясе,
2- в голенище сапога,
3- в кармане на груди.
Нас интересует положение «на поясе», т.к. считают его более древним.
Во время обряда нож зачастую демонстрировали, вывешивая на поясе, в то время как в будни его носили скрытно. Вывешивание ножа; (кинжала) на поясе было весьма функционально в военное время.
Повсеместно в Тверской области подчёркивают связь боевого ножа с понятием мужского достоинства, чести, мужеств. Запрет на ношение ножа воспринимался как оскорбление мужского достоинства.
Повсеместно у славян нож и ножницы использовали для защиты лиц, находящиеся в ситуации «перехода»: беременных, рожениц, новорожденных и особенно некрещеных детей и молодоженов. Беременная женщина от сглаза носила в кармане складной нож. Наряду с другими острыми предметами и колючими растениями нож помещали рядом с роженицой (втыкали в косяк двери, клали под подушку, под кровать), чтобы защитить её от порчи и нечистой силы. Выходя из дома в шестинедельный период после родов, роженица должна была брать с собой нож, обычно затыкая его за пояс, пряча в кармане или за пазухой, чтобы её не могли испортить и чтобы она не могла причинить никому вреда своей ритуальной нечистотой. Нож, наряду с иглой, солью, угольком, куском хлеба, кусочком кирпича от печи и другими оберегами клали под подушку или под колыбель ребёнку, втыкали снизу в колыбель, чтобы защитить его от сглаза, не допустить к нему нечистую силу, которая могла бы обменять его на своего детёныша. Когда молодые выходили из дома, направляясь к церковь, перед ними в землю затыкали нож, и все участники свадьбы переступали через него. При постройке дома нож клали под передний угол острием на запад, чтобы дому и домочадцам никто не смог причинить зло, чтобы оно «укололось» об нож. Перед тем как надеть на себя новую сорочку, через неё пропускали нож, чтобы обезвредить порчу. Когда совали, навивали или ткали, за пояс затыкали нож, чтобы предохранить работу от сглаза.
Нож повсеместно использовали для охраны от нечистой силы и борьбы с ней. Ножом, как и другим железным предметам, вычерчивали магический круг, чтобы обезопасить себя от нечистой силы во время святочных гаданий на перекрестке или при добывании цветка папоротника в купальскую ночь; человек, которого давит мора, должен три раза обвести ножом вокруг дома (босн. Герцеговин.). Нож, косу, топор, серп клали на порог, на окно, втыкали в косяки дверей и ворот, чтобы в дом не могла проникнуть нечистая сила: иногда считалось, что колдун вообще не может войти в дом, потому что там, наряду с иконой и крестом, есть нож. Нож клали на ночь в постель, чтобы обезопасить себя от зморы (серб., хорв., далмат.,), стриги (хорв), вампира (серб), домового (в-бел), ходячего покойника (с-рус). Нож клали в гроб «нечистого» покойника: колдуну (полес) или вампиру (ю-слав), чтобы они накололись на него, если захотят встать из могилы после смерти. Чтобы избавить покойника от участи вампира, на то время, пока он лежит в доме, втыкали перед его головой большой нож (Босния).
В скотоводческой магии нож использовали как оберег скота от порчи, болезней, хищных зверей, ведьм и колдунов. При первом выгоне скота нож, как и ножницы, серп, косу, топор и другие железные предметы-обереги подкладывали под порог хлева, клали в воротах при входе в загон, следя, чтобы скот переступил через них, а также втыкали в землю или над дверями, через которые проходил скот, волочили с собой при обходе стада, махали ими крест-накрест над скотом. В «опасные календарные даты, например, на Купалу, наряду с другими острыми предметами и колючими растениями нож втыкали в стену, крышу, дверные проёмы хлева, подкладывали под порог, веря, что в этом случае ведьма не сможет проникнуть в хлев и отобрать молоко (полес.).
При использовании ножа в охранительных целях особую семантику имели такие действия, как втыкание ножа и закрещиванием ножом. Помимо того, что втыкание было одним из способов помещения ножа в охраняемое пространство (при затыкание его в колыбель, стену, дверной косяк, за пояс и пр.), в ряде случаев оно могло приобретать останавливающую семантику. Чтобы гром не ударил в дерево, под которым остановился человек, в дерево втыкают нож (полес.). Если «снился» покойник, чтобы прекратить это, втыкали нож внутрь дежи (полес.).
Втыкание ножа, с одной стороны, преграждало путь опасности, а с другой-символически «пригрождало» носителя опасности к одному месту. Считалось, что вихрь можно остановить, воткнув нож в землю,–в этом случае вихрь будет крутиться на одном месте, пока не вынешь нож (полес.). При приближении градовой тучи втыкали в землю нож, чтобы отвернуть град от посевов(серб.). Чтобы в доме не было блох, во время грома втыкали в землю нож и произносили: «Гром, гром, от блох»(укр.). При отправлении невесты в дом молодого, во дворе ее дома втыкали в землю нож, чтобы оградить её от порчи (полес.). Заговорный нож, воткнутый в землю, ограждал человека или скотину от нападения волков (в.-бел.); в день св. Юрия, в первый выгон скота затыкали нож под порогом избы, чтобы волк не тронул скот (бел.). В случае, если корова не возвращалась на ночь домой, знахарь «засекал» потерявшуюся скотину, затыкая заговоренный нож в стену сеней.
Нож – символ и необходимость. Нож был и остается одним из самых важных предметов, которые сопровождают человека на протяжении всей его истории. Сейчас мы иногда перестаем его замечать, потому что нож растворяется среди множества других, окружающих быт человека, вещей. Но в далеком прошлом нож часто был единственным предметом из металла, которым обладал человек. В Древней Руси (IX-XII в. в.) нож являлся атрибутом любого свободного человека. Ножичек висел на поясе у каждой женщины. Ребенок, в определенном возрасте, получал нож с которым никогда не расставался. Почему этому предмету предавалось такое значение?
Нож был не только повседневной функциональной вещью. У людей древности восприятие мира, происходило через призму магии. Поэтому магические функции ножа, в которые верили наши предки, были не менее важны. Он обладал многими волшебными свойствами, которыми делился со своим хозяином и его старались никогда не давать в чужие руки. На нем клялись. Им защищались от колдовства. Жених дарил его невесте при обручении. Когда человек умирал, нож уходил вместе с ним, его клали в могилу хозяина.
Это, конечно, несколько идеализированная картина. В реальной жизни ножи теряли и покупали новые, давали их взаймы, дарили, а отработавшие свое – сточенные почти до обуха ножи – просто выбрасывали. Нож был универсальным и самым распространенным инструментом. Подтверждением этому служит тот факт, что ножи часто являются самым массовыми находками при проведении раскопок. В Новгороде, на одном только Неревском раскопе, было найдено 1440 экземпляров ножей. При раскопках древнего Изъяслава, уничтоженного татарами, было найдено 1358 ножей.

Из обширной теоретической части выше- у вас есть возможность выбрать десятки методов применения ножа современным язычником в своей жизни- в том числе и в обрядово- ритуальной практике.
Остается сделать маленькую рекомендацию к заклинанию обрядового ножа, которая базируется на НЛГ нескольких практиков и обработке старинных заговоров.
Для ритуальных религиозных практик нож является частым в использовании инструментом.
В обрядах, связанных с отсечением, ограничением, нож применяется, если в процесс обряда идёт “овеществления непроявленного”.
Для изготовления многих обережных и ритуальных предметов нож применяется для нанесения сакральной графики.
Помимо этого, ритуальный нож используется для принесения животных в требу, если по жребию выпало принести именно ножом.
Таким образом, обрядовых личных ножей может быть три. Резец, обрядовый нож, нож для принесения жертв. Можно совместить все функции в одном. Это на выбор.
Посвящение ножа мало чем отличается от посвящения любого другого ритуального предмета. Должно быть соблюдено несколько условий.
– Нож должен быть приобретен непосредственно для этой цели.
– При покупке нельзя торговаться и брать сдачу.
– Нож не должен использоваться ни для чего, кроме как по предназначению.
– Самокованный нож должен быть скован самостоятельно полностью – от руды до изделия никто не должен прикасаться к материалу. В противном случае лучше не хлопочите, собственно, кузнецам эти советы без надобности, а если вы не кузнец, подготовьте готовое изделие.
Непосредственно освящение.
(это не догма- а лишь советы)
Не забывайте о ОБРАЩЕНИЯХ ко всем тем Силам- к которым прибегаете за помощью, и требах этим силам!
Приобретенный нож должен пролежать полнолуние в проточной воде таким образом, чтобы луна “видела его”.
После очищения нож должен пролежать растущую луну на природном алтаре или капище определённого заранее Бога. Если “уйдёт” с алтаря – значит не годен.
Неплохо оставить нож повисеть на дереве, дабы Ветра его овевали- хотя бы на полную седьмицу.
Публикуется ЧАСТЬ обряда, касающаяся непосредственно заклинания ножа- в целом, советы по этапам проведения обрядов ищите в нашей группе!
После подготовки места, и всех этапов начала обряда начинается центральная часть:
1. дополнительная привязка к хозяину. Капнуть кровью на клинок чтобы растеклась и засохла сама. Специально не стирать и не смывать. ВНИМАНИЕ – НЕ ПОРЕЗАТЬСЯ НОЖОМ, А КАПНУТЬ НА НЕГО СВОЕЙ КРОВЬЮ.
Заклинание ритуального ножа:
В присутствии живого огня произносится заговор трижды.

Стоит столп железный, на том столпе муж железный, закаливает он железо крепко – накрепко, железо острое, железо сильное, что в земле лежало не перележало, что в огне горело, не перегорело, в воде бегучей не расточалось- Силой наполнялось, Ветрами на разносилось- силушкой полнилось, сила по силе, сила и вышла, и в высоте и в глубине, и все превозможет, и там и здесь и везде, будь остро как слово, будь быстро как молния, куда скажу туда пойдешь, то и посечешь, чтобы не было ничего лишнего, ничего иншего, все по моему слову, все в моей воле, все по добру да по здорову!
(замок на заговор поставьте по своему- кто действием, кто формулой словесной, уж как то сами думайте)))
После три дня на ночь нож под подушку днём с собой. Дальше хранить с ритуальными предметами, действовать по собственному усмотрению.
Еще, пример заговора на нож, заговор сильно переработан, и скорее это целиком творчество))):
На море Окияне, на острове Буяне Стоит столб железный На нем –муж железный, Закаливает он железо-булат, он на железо таковы слова говорит-приговаривает:
Заговариваю на всех Духов, Земных и Небесных, Подземных и Преисподних, На всех Лесовых, Луговых, Полевых, Водяных и Болотных, Ветряных и Горных, Бесов шалых и беспутных, И от злых человек на всякую злобу и лукавство, На зависть и ревность, всякое уядание, На лихой взгляд и иные уроки злые, пакостные, И злые примолвы Колдовские, И заклинания Ведовские, И на все недугования, И всякие пагубы на живота умаление!
Не бывати вам ни во дни, ни во ночи, Ни на Утренней Заре, ни на Вечерней, Ни при путях, ни при распутьи, Ни во селище, ни на росстани,
Ни при реках и берегах, Ни при горах и долах, Ни при лесах и болотах, Ни во дому, ни во всяком строении! Где это железо есть, там кривды несть! (Замок- на ваше усмотрение.)

В завершение ещё добавлю заговор, в небольшой обработке на очищение, с использованием ножа. (обработка выделена БОЛЬШИМИ БУКВАМИ-остальное-аутент)
В зла́том камне – БОЖИЙ ПРЕСТОЛ.
Стоит стол, на престоле сидит Матушка Пресвета МОКОШь, дёржит блюдо медно, нож укла́дной. Тог̇ды срежу у́рци и порци, и уроки, прикосы – и с костей и из ушей, и из ясных оцей, из белых рук, из резвых ног, из подпятных жил, из е́дной жилы, из е́дной кости, из е́дного сустава, от девки от простоволоски, от жонки-беловолоски, от мужика от цернека́. Как пришли церно́, так же и пойдите церно, как пришли бело, так же и пойдите бело́ – к старому хозяину, к старому атаману! На утренней зори, и на вецернёй, и на полуноцьней – и во всяк день, и во всяк час!ДА БУДЕТ ТАК! . (В воду – хоть скотине, и человеку, хошь ребенку, хошь1 кому – и обкатить. Воды в посудину налить, нож в руки возьми, в воду опустить и говорить.)

Славянские ножи ручной работы: дамасская сталь на официальном сайте. Лучший магазин в России.

Согласно археологическим раскопкам ножи у славян появились практически с самого начала становления социума. Со временем нож менялся и совершенствовался. На данный момент ножи обладают очень привлекательным видом и отличным качеством. Мы изготавливаем все ножи в ручную и когда вы получите свое изделие, то в руках она будет выглядеть еще лучше, чем на фотографии. Мы любим свою работу и гордимся ей.


Содержание:
  • Русские ножи
  • Ножи у славян
  • Дамасская сталь
  • Магазин (официальный сайт)
  • Ручная работа
  • Купить
  • Отзывы


Русские ножи

Славянским пращурам нож помогал решать многие вопросы. Такие как:

  • хозяйственные
  • добыча пищи (охота, рыбалка)
  • ритуальные


Хочется сказать больше, нож в славянской традиции играл огромную роль и считается частью русского (и многих других народов) костюма. Многовековая история нашего народа наполнена взлетами и падениями, но во все времена русские ножи отличались качеством и эстетикой. Продолжая славную традицию предков наши мастера делают шедевры, которые действительно радуют своего обладателя.

Ножи у славян

Традиционный славянский нож – это часть культуры и традиции наших предков. На Руси нож считался признаком свободного человека. Буквально недавно еще в Российской Империи продажа оружия была разрешена и не требовала каких-то особых разрешений. Ситуация поменялась только в 1900 - 2000 годах, когда начался резкий отказ с подачи государства. Раннее 1900 года ножи были распространены на территории всей России в огромных количествах.



Дамасская сталь

Создание Дамасской стали забирает много времени и сил, но это стоит того. Для того, чтобы сделать изделие из данного материала требуется глубокое понимание кузнечного дела и талант. Для многих людей дамасская сталь является сверхтехнологией и является наивысшей планкой в изготовлении ножей и топоров. Самое главное качество заключается в том, что слои чередуют для достижения идеальных параметров. Вся работу проводится в ручную и изделия у вас в руках будет смотреться намного лучше, чем на фото. Помимо того, что нож обладает самыми высокими техническими характеристиками, так же он чарует своей красотой и эстетикой. Наши мастера являются специалистами номер 1 в России и на протяжении почти 10 лет не было не одного плохого отзыва. Работы действительно очень достойные и подойдут в подарок самым дорогим людям вашего сердца и конечно же для себя.


Магазин (официальный сайт) ножи

Наш сайт является официальным магазином, который функционирует за счет работы сотни людей. Славянский сайт является огромной площадкой, которая занимается развитием и продвижением старых славянских ремесел. Мы объединили в одну команду лучших специалистов и руководствуемся в первую очередь качеством. К вашим услугам мы можем предложить огромный выбор ножей от лучших кузнецов России. Добрая работа в добрые руки. Слава Роду!



Ручная работа ножи

Самым главным преимуществом наших ножей является ручная работа и индивидуальный подход к каждому изделию. По истине ножи и топоры выполнены на очень высоком уровне. Огромный опыт работы в создании шедевров. Абсолютно все покупатели остаются довольны своими покупками у нас и возвращаются снова. Со многими мы подружились и стали хорошими друзьями.


Ножи купить

Для того, чтобы купить ножи прямо сейчас, вам надо просто позвонить нам:

  • +7-988-896-83-12
  • Viber +7-988-896-83-12
  • Whatsapp +7-988-896-83-12


Ножи отзывы

Для того, чтобы посмотреть отзывы, вам надо найти группу в социальной сети Вконтакте под названием: Славянская лавка Град. В обсуждениях вы найдете отзывы и если вам будет удобно оформить заказ через социальную сеть, то напишите Наталье Славиной. Заказ будет оформлен в самые короткие сроки. К каждому покупателю индивидуальный подход.