Разработка урока:"Тема: Художественный образ – стиль – язык". Презентация на тему: "Художественный образ- стиль- язык


У каждого времени своё лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. У каждого времени своё лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Атмосфера прошедших времён. Атмосфера прошедших времён. В современном искусстве воплощается наш мир. По тому, что создано сейчас, потомки будут судить о нас В современном искусстве воплощается наш мир. По тому, что создано сейчас, потомки будут судить о нас Контакт творца со зрителем, слушателем, читателем, которые участвуют в творческом процессе, сопереживают ему. Контакт творца со зрителем, слушателем, читателем, которые участвуют в творческом процессе, сопереживают ему.


Художественный образ Это обобщённое представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Это обобщённое представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Часть произведения искусства (в музыке -тема, лейтмотив- образная характеристика) Часть произведения искусства (в музыке -тема, лейтмотив- образная характеристика)


Способ бытия произведения. Способ бытия произведения. Выразительность произведения, его воздействие на слушателя, зрителя, читателя. Выразительность произведения, его воздействие на слушателя, зрителя, читателя. Единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения. Единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения.






Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи 72 метра, высота 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.Нила Гизе Землемонументальнаяскульптураизвестковой


Статуя Сфинкса повёрнута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от Сфинкса. Древнеегипетское название Большого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известному мифу о загадке Сфинкса. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно. Средневековые арабы (в «Тысяче и одной ночи» и других текстах) именовали Большого Сфинкса «отцом ужаса»


Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадками. Принятое в современной литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафру), подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалёку от Сфинкса археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафру.Хефрен


Величественно и бесстрастно взирает хранитель вечности. Ему недоступны душевные смятения и тревоги. Величественно и бесстрастно взирает хранитель вечности. Ему недоступны душевные смятения и тревоги. Человек же испытывает разнообразные чувства. Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи, художественной манерой мастера. Человек же испытывает разнообразные чувства. Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи, художественной манерой мастера.





Неизвестный египетский художник, начало второго века. Неизвестный египетский художник, начало второго века. Притягательная сила образа. Сочетание юношеских мягких черт лица и волевого, решительного взгляда. Притягательная сила образа. Сочетание юношеских мягких черт лица и волевого, решительного взгляда.




Фаюмские портреты созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте IIII веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.




Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость мазка. Направление мазков обычно следует формам лица на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта. энкаустики Важная особенность фаюмских портретов использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.сусального золота посол очень Основа портретов древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).древесина




Бронзовая скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряжённости героев. Бронзовая скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряжённости героев. Беспокойный, дробный ритм композиции, резкий контраст фигур, напряжённость поз и жестов. Беспокойный, дробный ритм композиции, резкий контраст фигур, напряжённость поз и жестов.





Осада Кале (1346) После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным.Осада Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.


Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века. Этот монумент должен был выразить обуревавшие французов эмоции и горечь поражения, и упоение героической жертвенностью сограждан. Но муниципалитет не находил достаточно средств, чтобы заказать памятник именитому скульптору. В 1884 году, когда Франция пыталась свыкнуться с мыслью о поражении во Франко-прусской войне, мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник по подписке и заказал скульптуру Родену.Франко-прусской войне Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. Кроме того, до Родена памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста).постамента Впервые памятник был представлен публике в 1889 году и был встречен почти всеобщим восхищением. Ещё несколько лет прошло, прежде чем он был установлен в Кале: церемония открытия состоялась в 1895 году. Однако по настоянию городских властей он был установлен на традиционном пьедестале и с оградой. Воля скульптора, согласно которой «Граждане Кале» должны были быть размещены на земле, была исполнена только после его смерти, в 1924 году. В продолжение XX века копии роденовской скульптурной группы появились во многих городах мира, включая Париж и Лондон.


Драматическое звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряженности героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов.


Франсуа Огюст Рене Роден французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры. Роден в молодости зарабатывал на жизнь ремеслом декоратора, и большинство его авторских работ были созданы в зрелом возрасте. Уже после того, как Роден получил признание как новатор в скульптуре, его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками.скульптор Творчество Родена находится на стыке реализма, романтизма, импрессионизма и символизма. Роден достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Среди главных произведений Родена - скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй».реализмаромантизма импрессионизмасимволизма МыслительГраждане Кале Поцелуй




Крестьянки в ярких нарядах. Крестьянки в ярких нарядах. Буйный вихрь красок, полыхающий колорит. Буйный вихрь красок, полыхающий колорит. Красный цвет приобретает символическое значение, ассоциируется с огнём, пожаром, неуправляемой стихией русской души. Красный цвет приобретает символическое значение, ассоциируется с огнём, пожаром, неуправляемой стихией русской души.


Филипп Андреевич русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн».модерн


Стиль Стиль (от греч. stylos- палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества. Стиль (от греч. stylos- палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества.


В искусстве различают: Стиль эпохи (исторический) Стиль эпохи (исторический) Национальный стиль (принадлежность к тому или иному народу) Национальный стиль (принадлежность к тому или иному народу) Индивидуальный стиль конкретного художника Индивидуальный стиль конкретного художника




Язык любого искусства помогает услышать живой голос художника, многовековую мудрость народа. Язык любого искусства помогает услышать живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность обеспечивают композиция, форма, т. е. фактура, ритм, тон, интенсивность. Выразительность, эмоциональность, образность обеспечивают композиция, форма, т. е. фактура, ритм, тон, интенсивность.


Каждый вид искусства говорит своим языком: Каждый вид искусства говорит своим языком: Живопись- цветом Живопись- цветом Графика- линией и пятном Графика- линией и пятном Скульптура- объёмом Скульптура- объёмом Музыка- звуком, интонацией Музыка- звуком, интонацией Танец- пластикой жестов и движений Танец- пластикой жестов и движений Литература- словом Литература- словом


Чтобы научиться разбираться во всём многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определённому стилю, направлению. Чтобы научиться разбираться во всём многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определённому стилю, направлению.


Вопросы: Сравните картину Веласкеса (17 в.) и фантазию на её тему Пикассо (20 в.): образы, стиль, язык. Сравните картину Веласкеса (17 в.) и фантазию на её тему Пикассо (20 в.): образы, стиль, язык. К какому стилю- историческому, национальному, индивидуальному- можно отнести каждое из этих произведений искусств К какому стилю- историческому, национальному, индивидуальному- можно отнести каждое из этих произведений искусств




Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, так же как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.королевском дворце в Мадридеинфанта Маргарита Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.


Диего Родригес Веласкес Дие́го Родри́гес де Си́льва-и- Вела́скес 6 июня 1599, Севилья 6 августа 1660, Мадрид) испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. испанский художник золотого века испанской живописи
Год окончания – – Период творчества – –Поздний период () Размеры – –194 х 260 см Техника – –Холст, масло Жанр – –Жанровая живопись Жанровая живопись Сюжет – –А ля Веласкес, Менины, Черное и БелоеА ля Веласкес МениныЧерное и Белое Местонахождение – –Музей Пикассо в Барселоне


В последние годы жизни Пикассо пишет несколько картин по мотивам работ старых мастеров. Среди них 44 вариации «Менины» (около 1656) Диего Веласкеса. На картине Веласкеса сам художник стоит перед большим холстом. Маленькая принцесса (инфанта) Маргарита расположена в центре, в окружении фрейлин. Ее родители, король и королева, изображены отраженными в настенном зеркале. Пикассо сохранил композицию картины, но при этом трансформировал каждую деталь. Так, например, гигантский мастифф Веласкеса превратился в маленькую комнатную собачку, моделью для которой, возможно послужила одна из собачек самого Пикассо.


Пабло Пикассо Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо 25 октября 1881, Испания 8 апреля 1973, Франция) испанский художник, скульптор, график, театральный декоратор, керамист и дизайнер. Основоположник кубизма, в котором трёхмерное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т. д. Вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.кубизмаXX веке

Учитель Ольховая В.Э.

Слайд 2

Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.

  • Портрет юноши в золотом венке из Фаюма.
  • Египет. Искусство александрийской эпохи
  • Большой Сфинкс в Гиззе
  • О. Роден. Граждане Кале
  • Слайд 3

    Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.

    Слайд 4

    Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

    В искусстве различают:

    Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».

    Слайд 5

    Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

  • Слайд 6

    1. К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?
  • Слайд 7

    Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа.

    Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают:

    • композиция,
    • форма,
    • фактура,
    • ритм,
    • интенсивность.

    Это общее - в языке искусств.

    Слайд 8

    Каждый вид искусства говорит своим языком:

    • живопись - цветом,
    • графика - линией и пятном,
    • скульптура -объемом,
    • музыка - звуком, интонацией,
    • танец - пластикой жестов и движений,
    • литература - словом.
    1. А. Головин. Декорация к драме М. Лермонтова «Маскарад»
    2. Х. Миро. Карнавал Арлекина
    3. П. Пикассо. Менины
    4. Д. Веласкез. Менины
  • Слайд 9

    Цвет - язык живописи

    • Шишкин И.И.Зима.
    • Шишкин И.И. Рожь.
    • И.И. Шишкин. Пруд в роще
    • И.И.Шишкин Лес весной.
  • Слайд 10

    Линия и пятно – язык графики

    • Альбрехт Дюрер "Меланхолия"
    • Леонардо да Винчи "Набросок к картине"
    • Врубель "Автопортрет"
  • Слайд 11

    Язык скульптуры - объём

    • Микеланджело "Пьета"
    • Этьен-Морис Фальконе "Памятник Петру I"
    • Е. Вучетич "Памятник воину-освободителю в Берлине"
  • Слайд 12

    Звук и интонация – язык музыки

    Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение?

    Тема: Художественный образ – стиль – язык.(Искусство, 8 класс)
    Цели: Образовательная: формировать познавательную активность и интерес к изучению предмета «Искусство»; сформировать представления уч-ся о художественном образе, стиле и языке искусства совершенствовать навыки работы с различными историческими источниками (текстовыми, иллюстративными, аудиоматериалами);
    Развивающая: развитие способности анализировать музыкальные произведения искусства с целью определения образов, в них заложенных
    Воспитательная: воспитание толерантного отношения к культурологическим предпочтениям окружающих совершенствовать навыки работы в группе.
    Ожидаемые результаты:
    Личностные результаты:
    понимание культурного многообразия мира, сущности художественного образа, стиля и языка искусства
    уважение культуры различных исторических эпох
    формирование мотивации к дальнейшему изучению предмета «Искусство»
    Метапредметные результаты:
    развитие способности разрешать проблемные ситуации
    формулирование собственного мнения, позиции, аргументирование и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности
    развитие навыков работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации.
    Предметные результаты:
    умение систематизировать уже полученные знания
    умение и готовность применять полученные знания.
    Оборудование: интерактивная доска, учебник «Искусство», презентация к уроку.
    Ход урока
    1.Оргмомент.
    2.Актуализация знаний.1.Объяснить понятие искусство, назвать признаки искусства:- является результатом искусной и мастерской деятельности человека
    - существует в художественных образах
    - отражает и формирует определенные ценности и идеалы
    - выражает определенные эмоции
    - отражает связь исторических эпох
    - является носителем информации
    2 Назвать виды искусства:
    - пространственные или пластические виды искусств - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.
    - временные или динамические виды искусств - музыка и литература
    - пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - хореография, театральное искусство, киноискусство.
    3.Формирование новых знаний
    У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство - это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.
    Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются
    в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые участвуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, не обойтись без понимания таких категорий, как образ, стиль, язык.
    Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Художественный образ можно понимать как способ бытия произведения искусства, взятого в целом.
    Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения.. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
    - Большой сфинкс в Гизе. Египет
    Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс – хранитель вечности. Ему недоступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообразные чувства: печаль и радость, любовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение… Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера.
    - «Портрет юноши в золотом венке.» Фаюм. Египет
    Портрет юноши в золотом венке написанный неизвестным египетским художником еще в начале II века. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нем все прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, легкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет венок из золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, решительный взгляд, направленный прямо на зрителя.
    - «Граждане Кале.» О. Роден. Франция
    Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во времена осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей и города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристика каждого из них. Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во времена осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей и города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристика каждого из них.
    - Картина «Вихрь» , худож. Ф Малявин.
    Главные персонажи картины – крестьянки в ярких нарядах. Все полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица женщин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией русской души.
    Главные персонажи картины «Вихрь» русского художника Ф. Малявина – крестьянки в ярких нарядах. Все полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица женщин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией русской души.
    Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.
    В искусстве различают:- стиль эпохи (исторический),
    - национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),
    - индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.
    Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек». Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа.
    Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают:
    - композиция, - форма(фактура), - ритм,
    - тон, - интенсивность.
    Это общее в языке искусств.
    - Картина "На пороге вечности",1890. Винсент Ван Гог.
    При этом каждый вид искусства говорит своим языком:
    живопись - цветом, графика - линией и пятном,
    скульптура - объемом, танец - пластикой жестов и движений, литература - словом, музыка - звуком, интонацией.

    Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.
    Задание: Сравните образы, стиль, язык произведений XVII и XX веков
    Д.Веласкес. «Менины» ,1656 и П.Пикассо «Менины» , 1957 .
    4,Рефлексия.
    5.Итог урока.
    6.Домашнее задание:
    - Как вы понимаете выражение «стиль – это эпоха» и «стиль – это человек»? (Написать мини-сочинение в тетрадях)


    Художественный образ – это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Художественный образ можно понимать как способ бытия произведения искусства, взятого в целом. Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения.


    Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс – хранитель вечности. Ему недоступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообразные чувства: печаль и радость, любовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение… Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера. Большой сфинкс в Гизе. Египет


    Портрет юноши в золотом венке написанный неизвестным египетским художником еще в начале II века. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нем все прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, легкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет венок из золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, решительный взгляд, направленный прямо на зрителя. Портрет юноши в золотом венке. Фаюм. Египет


    Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во времена осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей и города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристика каждого из них. Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во времена осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей и города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристика каждого из них. О. Роден. Граждане Кале. Франция О. Роден. Граждане Кале. Франция


    Главные персонажи картины «Вихрь» русского художника Ф. Малявина – крестьянки в ярких нарядах. Все полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица женщин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией русской души. Ф Малявин. Вихрь


    Стиль (от греч. stylos – буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают: стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность к тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.


    Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают: композиция, форма, т.е. фактура, ритм, тон, интенсивность. Д.Веласкес. Менины


    Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объемом, музыка – звуком, интонацией, танец – пластикой жестов и движений, литература – словом. П.Пикассо. Менины Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объемом, музыка – звуком, интонацией, танец – пластикой жестов и движений, литература – словом. П.Пикассо. Менины



    Художественный образ-стиль-язык

    У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство - это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

    Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые участвуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.

    Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

    Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».

    Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, - фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в языке искусств.


    При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объемом, музыка - звуком, интонацией, танец - пластикой жестов и движений, литература - словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

    Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.


    Рассмотрите изображения на этих страницах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?

    Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Обсудите, какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение.

    К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?

    Какие из этих произведений созданы современными авторами?

    В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?

    Как вы понимаете выражения: «стиль - это эпоха» и «стиль - это человек»?