Цветовой тест люшера полный вариант методики. Профилактическая работа психолога в школе

Опытные медики для определения состояния организма могут использовать даже раннюю диагностику по ногтям на пальцах рук, ведь вогнутые, выпуклые или слишком плоские ногтевые пластины нельзя считать здоровыми. Такие отклонения указывают на определенные проблемы, причем иногда требующие серьезного лечения. Медицина подтверждает, что состояние ногтевых пластин напрямую зависит от здоровья человека. По ним проводят диагностику грибка, проблемы с легкими, анемию и прочие патологии. Существует несколько критериев, как определить болезнь по ногтям на руках.

Диагноз по ногтям на пальцах рук

Внешний вид ногтевых пластин еще древние люди связывали с состоянием определенного внутреннего органа. Сегодня это доказано медициной, поэтому часто используется для диагностики организма. Изучаются несколько характеристик: цвет, структура, форма, лунка и пятнышки на ногтевой пластине. Отклонения по каждому из указанных критериев говорят о ряде конкретных патологий.

Как выглядит ногтевая пластина здорового человека

Нормальной считается ногтевая пластина без каких-либо трещинок, бугорков, бороздок, пятнышек. Она обладает ровным розовым цветом, гладкой поверхностью, небольшим блеском. Сама пластина слегка прозрачная, а кончики – белые или оттенка слоновой кости. Ноготь здорового человека умеренно гибкий, твердый, плотный. У его основания располагается лунула, имеющая форму полумесяца. Ее цвет колеблется от белого до бледно-розового оттенка. Форма ногтевой пластины может быть разной, так как она зависит от наследственных факторов.

Структура ногтевой пластинки

При диагностике поверхность здоровой пластины не имеет ямок, вмятинок или бугристостей, ровная, равномерно окрашена. Она состоит из десятков слоев полупрозрачных гладких ороговевших клеток, которые располагаются вплотную друг к другу. Благодаря пористой структуре она впитывает все вещества, попадающие на ее поверхность. Это и помогает лечить грибковые заболевания посредством местных препаратов. При диагностике на пластине можно увидеть несколько ее частей:

  • эпонихий – это живая кожа у основания;
  • гипонихий, или подногтевая пластинка – состоит из шиповатых и базальных клеток;
  • свободный передний край – выступает за край пальца;
  • лунула, или лунка – белый участок у основания в форме полумесяца.

За какие органы отвечают ногти на руках

Одна из самых «говорящих» частей тела – это ногтевые пластинки. Каждая из них отражает состояние определенного органа. На этом принципе основывается диагностика по ногтям. Органы, за которые отвечает каждый палец:

  • легкие, бронхи, мозг – большой палец;
  • зубы, рот – указательный палец;
  • сердце, сосуды – средний;
  • нервы, почки – безымянный палец;
  • кишечник, женские репродуктивные органы – мизинец.

Как определить заболевание по ногтям рук

Чтобы определить здоровье по ногтям рук, необходимо внимательно рассмотреть пластины. Зная их нормальное состояние, можно заметить некие отклонения. На наличие проблем в организме при ногтевой диагностике указывают изменения следующих характеристик:

  • цвета пластины;
  • формы или рельефа ногтевой поверхности;
  • состояния лунулы;
  • структуры ногтевой пластинки.

Цвет ногтей и болезни

Здоровая ногтевая пластинка имеет розовый цвет. Если она вдруг стала менять свой оттенок, то это явный признак неполадок в организме. Болезни по ногтям на руках в этом случае выявляются по следующим признакам диагностики:

  1. Двухцветная пластинка. Верхняя ее часть намного темнее нижней, что сигнализирует о заболевании почек и почечной недостаточности.
  2. Темная полоса, делящая ноготь пополам. Говорит о развитии злокачественной опухоли кожи человека – меланомы.
  3. Коричневый оттенок. Является сигналом сахарного диабета, заболеваний эндокринной системы, почечной недостаточности, болезни Аддисона.
  4. Лейконихия – появление на пластинке мелких белых пятен. Развивается на фоне недостатка кальция, железа и цинка. Также организму не хватает витаминов С, Е и А. когда пятна разрастаются и приобретают форму полосок, это говорит о дефиците белка, нарушении кровообращения, почечной недостаточности, проблемах с толстой кишкой.
  5. Синева. Указывает человеку на патологии дыхательной системы, в том числе инфекционные заболевания легких. Если синий цвет появился у основания пластины, то диагнозом может быть сахарный диабет.
  6. Полностью белая ногтевая пластина. Появляется у больных циррозом печени или заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
  7. Желтая окраска ногтей. Такой оттенок они приобретают в случае заболевания печени и плохого пищеварения, патологий лимфатической системы или легких.
  8. Краснота ногтей. Возникает при повышении количества красных кровяных телец – эритроцитов.
  9. Мутный желтоватый цвет. Говорит о грибковом поражении, если на фоне изменения оттенка наблюдается утолщение пластины и отделение его от ложа.

Форма и рельеф ногтевой пластины

Помимо изменения цвета при некоторых заболеваниях могут наблюдаться деформации пластинки. Диагностика по ногтям рук позволяет определить следующие связанные с ними недуги, описанные в таблице:

Изменения

На какие патологии указывают

Выпуклый ноготь, похожий на часовое стекло

Является признаком хронического заболевания печени или сердечной слабости. Наблюдается и при болезнях крови, заболеваниях щитовидной железы, врожденном туберкулезе легких, гепатите, колите, нарушении всасывания в кишечнике. В редких случаях может указывать на начало онкологического заболевания.

Вогнутый ноготь, похожий на ложку

Является признаком недостатка железа в организме.

Плоская, расщепленная на конце ногтевая пластина

Указывает на глистную инвазию.

Треугольный ноготь

Является характерным признаком заболеваний позвоночника.

Дырчатый ноготь

Свидетельствует о патологиях селезенки.

Короткий плоский ноготь с возвышением

Указывает на органические заболевания сердца.

Продольные желобки

Появляются на фоне развития ревматизма или воспалении зубов и пазух носа.

Поперечные ломкие желобки

Сигнализируют о патологиях печени и желудочно-кишечного тракта, симптомах заболеваний селезенки. Нередко поперечные желобки появляются при нехватке в организме цинка.

Дугообразные линии

Развиваются на фоне недостатка белка.

Маленькие ямочки по всей пластине

Говорят о начале воспаления в суставах, сопровождают псориаз.

Лунка ногтя

В диагностике по ногтям учитывают и состояние лунулы. Отсутствие ее хоть на одном пальце и бледное ногтевое ложе являются признаком снижения гемоглобина и эритроцитов. Это такие заболевания, как анемия и малокровие. Если лунка утончилась или совсем исчезла на определенном пальце, то это тоже указывает на проблемы в организме:

  1. На большом пальце. Лунка здесь отражает состояние черепа и мозга. Если она исчезла, то у человека серьезные проблемы с головой.
  2. На указательном пальце. На нем лунка исчезает при заболеваниях печени, легких, толстого кишечника и гинекологических проблемах.
  3. На среднем. Исчезновение лунки здесь говорит о заболеваниях кровеносной системы, проблемах с сосудами и давлением.
  4. На безымянном. Лунка на этом пальце отражает состояние лимфатической системы и обмена веществ.
  5. На мизинце. Здесь лунула отражает проблемы с тонким кишечником и нарушения сердечного ритма и другие сердечные заболевания.

Бороздки и полосы

Выявленный диагностикой поперечные бороздки часто являются признаком неправильного ухода за руками. Кроме того, они могут появляться из-за перенесенного стресса, инфекционного или другого заболевания. Недостаток цинка в организме и неправильное питание тоже проявляется бороздками на ногтевых пластинах. Продольные линии появляются не так часто. Их причиной могут быть:

  • острое недоедание;
  • тяжелая артериальная болезнь;
  • артрит;
  • плоский лишай;
  • избыточное употребление углеводов;
  • заболевания кишечника;
  • недостаток железа.

Диагностика заболеваний по ногтям рук при появлении рисунка

О проблемах в организме говорит не только изменение цвета, но и появление различных рисунков в виде пятен, линий, кровоподтеков и пр. В нормальном состоянии такого не должно наблюдаться. Здоровая ногтевая пластина имеет равномерный розовый цвет. Появление на ней каких-либо рисунков указывает на следующие заболевания:

  1. Белые пятнышки. Говорят о низком гемоглобине, сниженном иммунитете, симптомах невроза, недостатке витаминов.
  2. Пятна черного цвета. Появляются на фоне эндокардита.
  3. Пары горизонтальных полосок. Наблюдаются при недостатке в питании белка. Он в большом количестве выводится из организма при заболеваниях почек.
  4. Деление поперек на 2 половины разных цветов – молочного и нормального. Указывает на патологию почек в запущенной стадии.
  5. Линия, появившаяся не от механического воздействия. Появляется в случае лихорадки и высокой температуры. Указывает на уже перенесенные заболевания.
  6. Коричневое или бежевое пятно. Является предупреждением о развитии онкологического заболевания.
  7. Коричневое или желтое пятно у края ногтевой пластины свидетельствует о псориазе.
  8. Крошащиеся бороздки или белые хлопьевидные пятна. Выступают признаком грибковых заболеваний.
  9. Кровоподтеки. Наблюдаются при механическом ударе ногтевой пластины. Причина – разрыв под ней кровеносных сосудов и кровоизлияние в мягкие ткани.

Проблемы с ногтями на руках и питание

Основной причиной проблем с ногтями является неправильно питание. По конкретным изменениям пластины можно легко провести диагностику недостатка некоторых микроэлементов или выявить несбалансированный рацион. Вследствие этого ногтевые пластинки становятся хрупкими, часто ломаются. Восстановить их красивый здоровый вид можно лишь после выявления причины ухудшения. В этом поможет диагностика по ногтям рук с признаками, которые указывают на недостаток микроэлементов или несбалансированность питания.

Нехватка витаминов и микроэлементов

Здоровые ногти растут без заусенец, кода вокруг них не имеет трещин. При нехватке витаминов определенной группы появляются некоторые отклонения от нормы:

  • растрескивание вдоль и поперек пластины, ногтевые пластинки гнутся и слоятся – при нехватке витамина С;
  • глубокие заусеницы – при дефиците витаминов А или Е;
  • онемение пальцев – при нехватке витаминов группы В;
  • белые пятна – при низком уровне цинка;
  • медленный рост – при недостатке кальция;
  • ломкость ногтей – при дефиците магния.

Несбалансированность рациона

Избыток или недостаток определенной пищи в рационе человека тоже сказывается на состоянии ногтей. В этом случае могут наблюдаться следующие изменения:

  • белые пятнышки на пластине – избыток сахара в крови;
  • горизонтальные вмятины – резкое изменение рациона;
  • вогнутые пластинки – признак анемии (недостатка железа);
  • вертикальные бороздки – плохое усвоение питательных веществ;
  • любые изменения формы и цвета – недостаточное количество белка.

Диагностика по ногтям пальцев ног

Подобно диагностике по ногтям на руках проводится изучение состояния здоровья и по ногам. В этом случае учитываются следующие признаки:

  • отсутствие лунулы – снижение количества эритроцитов в крови, анемия;
  • двухцветный ноготь (у основания светлый, у края – темный) – почечная недостаточность;
  • изменение окраски и темная продольная полоска – рак кожи (меланома);
  • желтый цвет на фоне расслаивания и отделения от ногтевого ложа – запущенная стадия грибкового заболевания.

Ухудшение внешнего вида ногтей

Внезапное ухудшение внешнего вида ногтей может проявляться по-разному. Чаще происходит замедление их роста. Кроме того, они становятся слишком ломкими и хрупкими. Нередко явление расслаивания и расщепления пластинки. Все это говорит о проблемах в организме. Если вовремя принять меры, то можно восстановить состояние ногтевых пластинок, вернув им здоровый вид с ровной гладкой структурой, матовым розовым цветом, бледно-розовой лунулой.

Почему происходит

Если ногтевые пластинки становятся ломкими и хрупкими, медленно растут, то главной причиной этого состояния является нарушение обмена веществ. Такие изменения могут быть следствием:

  • недостатка железа, витаминов группы В, А;
  • ухудшения работы щитовидной железы или почек;
  • плохого кровоснабжения.

Когда ноготь расслаивается или расщепляется, то причиной выступает энергетическое истощение пищеварительной системы. Такое наблюдается и при плохом кровообращении. Другие причины расслаивания:

  • сбой в работе нервной системы;
  • проблемы с половыми органами;
  • регулярное нанесение лака, удаление покрытия жидкостью, содержащей ацетон;
  • сухость воздуха, разрыв между температурой улицы и дома;
  • обрезание кусачками или ножницами;
  • пользование бытовыми чистящими средствами без перчаток.

На что обратить внимание

Первое, на что советует обратить внимание диагностика по ногтям рук – это рацион питания. При недостатке витаминов стоит включить в свое меню побольше свежих фруктов, овощей. Делая уборку дома или моя посуду, обязательно нужно надевать перчатки, а после контакта с агрессивными средствами протирать ноготь яблочным уксусом. Рукам необходимо давать отдыхать от лака хотя бы раз в 2 недели. Для подпиливания лучше не брать металлическую пластинку, ведь она сильно повреждает ногтевую пластину.

Ногти и болезни организма с фото

Видео

Ребёнок и цвет. Цветовая диагностика детей для определения типов личности. Методы колористики в качестве дополнительного инструмента диагностики детей (и взрослых), определения их типов личности. Взаимосвязи между определёнными цветами и соционическими функциями.

Согласно колористике, начало которой положил немецкий поэт (философ и ученый) И.В.Гёте, цветовая среда оказывает влияние на человеческий характер. Поэтому существует цветовая диагностика и даже цветовая терапия. Если внимательно понаблюдать, какими цветными карандашами, фломастерами, красками, цветной бумагой пользуется ребёнок в своих играх и рисунках " вы можете многое узнать о его характере. По мере взросления предпочтительные цвета могут меняться. На их выборе также сказывается текущее настроение ребёнка: радость, печаль, творческое вдохновение и агрессивность. И наоборот, рабочая цветовая среда может определять состояние, работоспособность, деловые и коммуникативные качества ребёнка и этим можно и нужно пользоваться в качестве положительных стимулов его развития " физического и интеллектуального.

Используя методы колористики в качестве дополнительного инструмента диагностики детей (и взрослых), определения их типов личности, мы заметили четкие взаимосвязи между определёнными цветами и соционическими функциями. Предпочтение, которое оказывает ребёнок какому-то определённому цвету, причем достаточно длительное время и независимо от своих текущих состояний, говорит о доминировании в структуре его личности функции, являющейся творческой. Сочетание нескольких цветов, выбираемых по преимуществу ребёнком, позволяет делать вывод о его типе личности либо соотносить его с группой типов (четвёркой), имеющих сходные усиленные функциональные качества.

"Желтые" дети более всего предрасположены к творчеству. На языке цветов желтый означает духовность (желтый нимб над головами святых на картинах и иконах, желто-золотые купола православных церквей, желто-оранжевые одежды буддийских монахов). Как правило, "желтые" люди " свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и поэтому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть и для которых основной моральный принцип " не выделяться и не умничать. С другой стороны, "желтый" человек " мечтатель, фантазер, сказочник. Он часто склонен в своих фантазиях отрываться от земли, выдавать желаемое за действительное, мистифицировать других. Такие дети могут быть как хорошими рассказчиками и выдумщиками, центром притяжения для сверстников и младших детей, так и объектом для насмешек.

В раннем детстве "желтый" ребёнок любит играть в одиночку, свои игрушки превращает силой своего воображения в любые персонажи. Будучи уже взрослым, такой человек предпочитает интересную разнообразную работу. Он всегда во что-то верит, на что-то надеется, живет больше будущим, чем настоящим, а в настоящем он неприспособленный, непрактичный, "не от мира сего".

Таким образом, желтый цвет более всего соответствует такой соционической функции, как интуиция возможностей, а сами "желтые" дети " интуитивные экстраверты, чаще всего, ИЛЭ " Новатор и ИЭЭ " Вдохновитель.

"Фиолетовые" дети живут богатым внутренним миром. В своем поведении часто отличаются артистизмом. Фиолетовый цвет означает ночь, тайну, мистику, маскировку, игру, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость (по отношению к себе и к другим), эстетичность и неэстетичность, скромность и желание шокировать других, воздержанность и тяготение ко всевозможным порокам, мученичество и мессианские тенденции. Таких детей (взрослые не исключение) почти постоянно раздирают противоречия в чувствах, желаниях, отношениях, занятиях и т.д.

"Фиолетовые" люди чувствительны, внушаемы, их легко загипнотизировать, они легко возбудимы, стремятся производить впечатление на окружающих и при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.

Наиболее близкая фиолетовому цвету функция " интуиция времени, самая загадочная и не совсем ещё понятная функция. Наиболее ярко она проявляется у социотипов ЭИЭ " Наставник и ЛИЭ " Экспериментатор.

"Красные" дети наиболее открыты и активны. Красный цвет " цвет крови, здоровья, жизни, экспансии, энергии, сексуальности, агрессивности, силы, власти, войны, революции. "Красные" " обычно лидеры в своем окружении " как формальные, так и неформальные. Подчиняться " не в их правилах. Такие дети скорее сделают что-то наоборот, "назло", когда их просят о чем-то или приказывают. Нужно разбудить и застимулировать собственное желание ребёнка или же идти от противного, тем самым провоцируя его выполнить то, что необходимо. Здесь родителям понадобятся большая гибкость, терпение и дипломатичность. Силовые методы только ожесточат "красного" ребёнка. Ведь именно из детей такого плана при неправильном воспитании формируются взрослые с антиобщественными тенденциями, со склонностью к криминалу.

С "красным" ребёнком " драчуном, живым, непоседливым, ломающим игрушки и не слушающим никого, очень трудно воспитателям. Когда он вырастет, его высокая работоспособность, предприимчивость будут стимулироваться желанием сделать карьеру, добиться благосостояния, власти над вещами и людьми. Отсюда " превалирование интересов сегодняшнего дня, напористость и эгоизм. Самые яркие политики и руководители, военные и преступники " "красные". Ведь даже традиционной одеждой королей, генералов, кардиналов, палачей была именно красная. Такой же цвет имел флаг революции.

Красному цвету соответствует функция волевой сенсорики. Наиболее выражена она у экстравертных сенсориков " СЛЭ " Лидера и СЭЭ " Политика.

"Зеленые" дети чрезвычайно динамичны и настроены на получение материальной отдачи. Зеленый цвет " индикатор интенсивности и работоспособности человека. Такие дети большие прагматики, но добиваются всего за счёт собственных физических усилий и этим отличаются от "красных", предпочитающих "проехаться за чужой счёт" либо путем физического принуждения, либо манипулируя чувствами и отношениями окружающих людей. "Зеленые" дети открыты в своих намерениях и поступках. Их уязвимое место " слабая нервная система. Таких детей легко вывести из равновесия, спровоцировать на агрессию. Они очень обидчивы и ранимы, но не злопамятны. Если вы признаете свою вину и демонстрируете по отношению к "зеленому" ребёнку расположение и уступчивость, он быстро "отходит". По мере взросления такие характерные признаки "зеленых" детей, как уверенность, настойчивость, даже упрямство способствуют выработке в них хороших исполнительских качеств. Они очень трудолюбивы и неустанно работают для блага своих близких. Зеленый цвет " это цвет живой природы, цвет листьев, травы, незрелых плодов. Поэтому "зеленые" дети и взрослые любят копаться в земле, что-то выращивать, они умеют пользоваться дарами природы, но не обкрадывая ее, а путем умелого с ней обращения и бережности.

Выражение "молодо-зелено" говорит о таких качествах "зеленых", как склонность к веселью, юмору, здоровой чувственности, задору, оптимизму " словом, всех признаков человека, стоящего на пороге жизни и радующегося ей.

Зеленый цвет " цвет сенсорики ощущений, наличие хорошо развитых от природы чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Эти качества наилучшим образом выражены у социотипов ЭСЭ " Коммуникатор и ЛСЭ " Управляющий, у которых указанная функция является целеполагающей.

Описывая "цветных" детей, мы говорили только об экстравертных представителях юной когорты, и прежде чем перейти к другой её половине " интровертной, заметим, что вышеприведенные цвета можно считать также экстравертированными цветами, вызывающими распространение энергии личности вне ее, расширение поля деятельности и контактов с людьми и вещами. Перечислим эти основные четыре цвета: желтый, фиолетовый, красный и зеленый.

"Коричневые" дети часто находятся в противоречии с собой. Оно вызвано, с одной стороны, желанием действовать, приносить пользу, вступать в контакты с окружающими, а с другой " замыкаться в себе, проявлять мелкий эгоизм и капризность, впадать в меланхолию и депрессивные состояния. Склонные к резким перепадам настроения, такие дети часто необщительны, в среде сверстников слывут гордецами и зазнайками. Обособленность "коричневых" часто вызывается их нежеланием растворяться в толпе, быть "шестерками" или исполнителями воли "красных" детей " лидеров и заводил в классе и на улице.

Другая причина обособления "коричневых" в среде сверстников -их интеллектуальность. Они очень эрудированны, испытывают постоянный информативный голод, удовлетворяемый за счёт проглатывания огромного количества газет, журналов, книг, даже просто справочников, энциклопедий и...объявлений на улицах. В школе и во дворе "шибко грамотных" не очень любят, а частенько элементарно бьют, "чтоб не зазнавался". По этой причине у "коричневых" детей может действительно развиться чувство превосходства над другими либо его противоположность " комплекс неполноценности.

При неблагоприятных условиях в семье и школе у "коричневых" подростков развиваются и довольно прочно закрепляются такие качества, как: негативизм, постоянное чувство неудовлетворённости собой и окружающими, неадекватное восприятие отношения к себе со стороны других, апатия, внутреннее беспокойство, уход от проблем, боязнь и избежание стрессов, мнительность, подавление сексуальности и т.д.

Наоборот, при благоприятных жизненных обстоятельствах из "коричневых" детей вырастают достаточно инициативные и предприимчивые личности. Они думают не только о своем, но и об общественном благе, являются надёжными партнёрами с развитым чувством взаимопомощи. Они " отличные консультанты и эксперты в широком спектре сфер деятельности " производственных и непроизводственных. Прагматизм, чувство здравого смысла подсказывают им наиболее оптимальные способы решения житейских проблем и вырабатывают философски-критическое мировоззрение.

Коричневый цвет как отражение стремления к целесообразности поступков, стабильности в делах и отношениях ближе всего расположен к функции деловой логики и характерен для социотипов ИЛИ " Критик и СЛИ " Мастер.

"Синие" дети " полная противоположность "красным". Психотерапевтам, невропатологам и педиатрам полезно знать, что "красных" детей и взрослых можно успокаивать синим цветом, а "синих" взбадривать красным. По характеру "синие": спокойные, уравновешенные; любят все делать не торопясь, обстоятельно, стараются все проанализировать, поразмышлять, обдумать. Их можно с полной уверенностью отнести к людям, живущим преимущественно рассудком, а не сердцем. Недаром синий цвет олицетворяет спокойное ночное небо или море. Это " порядок, закон, мысль, разум.

"Синие" дети редко бывают лидерами в кругу сверстников. Тем не менее у окружающих они часто пользуются уважением за твёрдость характера, отсутствие капризности, заносчивости. Они не эгоисты по натуре, но приходят на помощь только тогда, когда их об этом попросят. Сами же не склонны даже в трудных ситуациях обращаться за поддержкой, стойко переносят любые невзгоды и лишения.

Им редко присущ дух предприимчивости или авантюризма. В компаниях чаще всего держатся особняком. Их не тяготит одиночество. "Синие" всегда умеют занять себя каким-нибудь делом. Они не любят хвататься за несколько дел одновременно, а долго и тщательно занимаются одним и всегда стремятся доводить начатое до конца.

Родители и педагоги часто отмечают в характере "синих" детей изрядную долю холодности и суровости. Если среда способствует развитию этих качеств, у взрослых впоследствии они проявляются в жестком обращении с окружающими, в особенности с теми, кто находится у них в зависимости. Из них получаются неплохие администраторы, особенно там, где ценятся дисциплинированность, иерархия, умение "не высовываться", подчинение своей индивидуальности мнению руководства или всего коллектива. "Синие" " всегда хорошие специалисты и исполнители, но в одной узкой области или профессии.

Такие дети в мышлении больше "технари", чем гуманитарии, хотя могут успевать по всем предметам одинаково. Они очень усидчивы, терпеливы и могут часами сидеть за учебниками, читать полезные книжки, возиться с конструкторами, помогать родителям по дому. Они очень рано усваивают, что можно, а что нельзя и склонны пребывать в узких рамках своих представлений и убеждений. Если "синий" ребёнок во что-то поверил, разубедить словами его практически невозможно. Только очевидные факты заставляют его изменить свое мнение.

Лучше всего синий цвет отвечает качествам структурной логики, которая ярко проявляется у двух рациональных интровертов " ЛИИ " Аналитика и ЛСИ " Инспектора.

«Розовые» дети " самые мягкие. Розовый цвет в наибольшей степени соответствует младенческому периоду развития человека. Это " цвет инфантильности, наивности, нежности, слабости, сентиментальности, стыдливости, приятности. Если провести дифференциацию по половому признаку, розовый цвет считается "девчоночьим" цветом. Склонность же мальчиков к нему является признаком женственности их характера. Такие мальчики в детстве могут играть с куклами, любят наряжаться, вертеться перед зеркалом, кокетничать. Взрослея, они чаще всего занимают в различных ситуациях " бытовых или производственных " пассивную позицию. "Розовые" " ведомые, а не ведущие в семье и на работе, независимо от пола. В детстве это самые миловидные дети и мальчиков часто путают с девочками.

В кругу сверстников их любят за неизменное дружелюбие, незлобивость, уступчивость. "Розовые" дети уменьшают агрессивность "красных" и делают более податливыми "синих". Они большие конформисты по натуре и часто действуют по принципу "и нашим и вашим". Практически всегда соглашаясь с другими или обещая что-либо сделать " "розовые" могут тут же поменять свое мнение на противоположное и "забыть" выполнить чужую просьбу. Они довольно ленивы и созерцание предпочитают делу.

Внутренне они довольно ранимы и чувствительны, но свои обиды стараются скрывать. Такие дети очень хорошо чувствуют настроение окружающих и стараются изменить его в лучшую сторону. "Розовые" " хорошие гармонизаторы и дипломаты, гибки и умелы в отношениях, тонко и ненавязчиво снимают отрицательные эмоции и создают положительные, улучшая общий психологический комфорт. Они сами довольно легко впадают в меланхолию, но так же легко и быстро из неё выходят, если при этом чувствуют, что это негативно отражается на их отношениях с другими.

"Розовые" дети подсознательно тянутся к более сильным и интересным сверстникам. Часто можно заметить "розового" мальчика среди отчаянных, "крутых" ребят, драчливых и неуправляемых, которые несмотря на "чужеродный" цвет, принимают его в свою среду. При таком контрасте лучше выделяется мужественность "красных", а "розовые" смягчают климат в таких агрессивных группах.

Чаще всего к "розовым" детям относятся интровертные иррациональные этики " СЭИ " Посредник и ИЭИ " Лирик.

"Серые" дети " самые недемонстративные. Они предпочитают не выделяться среди сверстников, не претендуют на лидерство, не проявляют инициативу и энтузиазм.Серый цвет в колористике иногда трактуется как отсутствие цвета либо его нейтральность. По восьмицветовому ряду Люшера серому цвету приписываются следующие качества: обособленность, отгороженность, свобода от обязательств. Они, как правило, очень добросердечны, им очень свойственно чувство сопереживания. Они не могут отказать другим в просьбах. Помощь "серых" всегда носит альтруистический деятельный характер и этим часто злоупотребляют другие, перекладывая на них свои проблемы.

Взрослые "серые" " это самые честные и исполнительные работники, на которых всегда можно положиться. И в детстве и в зрелом возрасте они скромно трудятся, а плодами их трудов чаще пользуются другие, более выразительные цвета. Тихий, несмелый характер и замкнутость не позволяют им бороться за место под солнцем. Хотя, что касается их внутреннего мира и личного пространства, "серые" могут проявлять неуступчивость и бескомпромиссность. Они принципиальны в отстаивании своих взглядов, не любят кривить душой, обманывать.

Такие дети очень серьёзны, послушны, хорошие помощники в бытовых делах. Очень любят заниматься ручным трудом, тщательны и аккуратны в работе. Они менее других детей доставляют проблемы своим родителям и учителям. "Серые" могут не "хватать" звезд с неба", но и не ходят в отстающих. У них проявляются такие качества, как: постоянный самоконтроль, склонность к угнетенным состояниям, уход в себя, повышенная обидчивость и ранимость, подавление своих естественных потребностей.

В зрелом возрасте указанные тенденции часто проявляются в пассивной жизненной позиции, стереотипности мышления, самоизоляции. Будучи чувствительными по натуре, "серые" дети переживают по поводу различных конфликтов и неурядиц в своем окружении. Мир и благополучие в семье " главный их жизненный стимул. Ссоры и разводы родителей больше всего ранят "серых" детей и отражаются на их самочувствии и здоровье.

Наиболее характерно описанные качества проявляются у типов с доминирующей функцией этики отношений " ЭСИ " Хранителя и ЭИИ " Гуманиста.

Заканчивая тему колористики, повторим, что к интровертным цветам относятся следующие: синий, коричневый, розовый и серый.

Автор: А.А.Овчаров. Источник материала: ru.laser.ru , www.socionic.ru
Опубликовано: «Мир семьи», Киев, 2001, май;
Повторно: "Психология и соционика межличностных отношений", 2003, № 4.
Использована литература:

  1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1990.
  2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. СпБ. 1993.
  3. Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека (рукопись).
  4. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980.
  5. Аугустинавичюте А." Социон "; " Теория интертипных отношений". " Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982г.
  6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  7. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1990.
  8. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Основы социоанализа. К., 1991.
  9. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Введение в соционику. К., 1991.
  10. Darid Keirsey, Marilyn Bates. Please Understand Me. Gnosology Books Ltd. 1984
  11. Додонов Б.И. "В мире эмоций", Киев, изд. Политич.литературы Украины, 1987г.
  12. Леонгард К. Акцентуированные личности. К., 1989.
  13. Мегедь В.В., Овчаров А.А., "Концепция энергообмена в модели "А" и построение подтипов, // «Соционика, ментология и психология личности», 1994, № 1.
  14. Овчаров А.А. Соционика " путь к личности. К.-Новосибирск, 1993.
  15. Овчаров А.А. Экстраверсия-интроверсия программной функции // "Соционика, ментология и психология личности, 1995, № 3.
  16. Одаренные дети (сборник работ зарубежных авторов), М., 1991.
  17. Соколова В.И., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991.
  18. Юнг Г.К. Психологические типы. М., 1992.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием . Тест Люшера также основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Методика Люшера характерен тем, что может за короткое время (время проведения - меньше 10 мин) дать глубокую и обширную, причем свободную от сознательного контроля испытуемого, характеристику его психологического состояния.

Зарубежные психологи применяют тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных тестируемых.

Цветовой тест Люшера (Полный вариант методики):

Инструкция.

Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. Просьба к Вам при этом не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды или машины,отвлечься от них. Затем из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, затем пятью и так до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее. Через 2-3 мин опять вернитесь к 8 цветовым карточкам и проделайте то же самое. При этом не нужно ориентироваться на порядок раскладки в первом выборе, выбирайте цвета, как будто а впервые.

Стимульный материал.


Ключ к тесту Люшера

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая - явное предпочтение (обозначаются + +);

третья и четвертая - предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются = =);

седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются - -)

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

+ + X X = = - -
3 4 1 0 2 5 6 7

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =; - -) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта - субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) - потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) - потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) - потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й - 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й - 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком -, и все остальные, что находятся за ним (7-я - 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком -, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

! !! !!!
А А А
2 1 4

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7- и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:

Подобным же образом в тесте Люшера оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:

!!! !!! !
С С С
+ + +
6 0 7

Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком -). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

Интерпретация (расшифровка) цветных пар по Люшеру

Позиции «+ +». Первый цвет синий

1+2 (синий и зеленый) - чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.

1 +3 (синий и красный) - чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

1 +5 (синий и фиолетовый) - небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.

1 +6 (синий и коричневый) - чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.

1 +7 (синий и черный) - негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

1 +0 (синий и серый) - негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

2 +1 (зеленый и синий) - позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.

2 +3 (зеленый и красный) - активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.

2 +4 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.

2 +5 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

2 +6 (зеленый и коричневый) - чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

2 +7 (зеленый и черный) - чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.

2 +0 (зеленый и серый) - чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

3 +1 (красный и синий) - деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.

3 +2 (красный и зеленый) - деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

3 +4 (красный и желтый) - деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление контактам, расширение сферы деятельности.

3 +5 (красный и фиолетовый) - повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

3 +6 (красный и коричневый) - негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации.

3 +7 (красный и черный) - негативное настроение злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

3 +0 (красный и серый) - чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый

4 +1 (желтый и синий) - настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

4 +2 (желтый и зеленый) - настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.

4 +3 (желтый и красный) - несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активное

4 +5 (желтый и фиолетовый) - небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

4 +6 (желтый и коричневый) - негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе.

4 +7 (желтый и черный) - весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.

4 +0 (желтый и серый) - негативное угнетенное стояние, стремление выйти из неприятной ситуации, четкое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый

5 +1 (фиолетовый и синий) - неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

5 +2 (фиолетовый и зеленый) - настороженность, желание произвести впечатление.

5 +3 (фиолетовый и красный) - некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.

5 +4 (фиолетовый и желтый) - возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.

5 +6 (фиолетовый и коричневый) - возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

5 +7 (фиолетовый и черный) - негативное состояние.

5 +0 (фиолетовый и серый) - напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.

Первый цвет коричневый

6 +1 (коричневый и синий) - напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.

6 +2 (коричневый и зеленый) - чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.

6 +3 (коричневый и красный) - активное стремление к эмоциональной разрядке.

6 +4 (коричневый и желтый) - утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).

6 +5 (коричневый и фиолетовый) - чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.

6 +7 (коричневый и черный) - негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

6 +0 (коричневый и серый) - весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

Первый цвет черный

7 +1 (черный и синий) - весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое».

7 +2 (черный и зеленый) - возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

7 +3 (черный и красный) - сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.

7+4 (черный и желтый) - весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

7 +5 (черный и фиолетовый) - напряженность, мечты о гармонии.

7 +6 (черный и коричневый) - возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

7 +0 (черный и серый) - чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

0 +1 (серый и синий) - негативное состояние, желание спокойной ситуации.

0 +2 (серый и зеленый) - негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

0 +3 (серый и красный) - негативное состояние, возвышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.

0 +4 (серый и желтый) - негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.

0 +5 (серый и фиолетовый) - чувство беспокойства и настороженности, стремление скрыть это чувство.

0 +6 (серый и коричневый) - весьма негативное стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.

0 +7 (серый и черный) - весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.

Позиции «- -». Первый цвет серый

О -1 (серый и синий) - чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

О -2 (серый и зеленый) - эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

О -3 (серый и красный) - раздраженность, чувство беспомощности.

О -4 (серый и желтый) - тревожность, неуверенность в своих силах.

О -5 (серый и фиолетовый) - небольшое контролируемое возбуждение.

О -6 (серый и коричневый) - тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.

0 -7 (серый и черный) - отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

Первый цвет синий

1 -2 (синий и зеленый) - сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.

1 -3(синий и красный) - сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

1 -4 (синий и желтый) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

1 -5 (синий и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.

1 -6 (синий и коричневый) - эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

1 -7 (синий и черный) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.

1 -О (синий и серый) - несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.

Первый цвет зеленый

2 -1 (зеленый и синий) - угнетенное состояние неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуации.

2 -3 (зеленый и красный) - сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.

2 -4 (зеленый и красный) - состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительность.

2 -5 (зеленый и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.

2 -6 (зеленый и коричневый) - состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль необоснованное стремление к признанию.

2 -7 (зеленый и черный) - состояние фрустрации за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

2 -0 (зеленый и серый) - состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств:

Первый цвет красный

3 -1 (красный и синий) - подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми

3 -2 (красный и зеленый) - состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

3 -4 (красный и желтый) - мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.

3 -5 (красный и фиолетовый) - состояние стресса из-за за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

3 -6 (красный и коричневый) - сильное напряжение, вызванное иногда самоограничением либидо, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

3 -7 (красный и черный) - состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.

3 -0 (красный и серый) - сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.

Первый цвет желтый

4 -1 (желтый и синий) - чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.

4 -2 (желтый и зеленый) - состояние нерешительности, тревожности, разочарования.

4 -3 (желтый и красный) - состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.

4 -5 (желтый и фиолетовый) - эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.

4 -7 (желтый и черный) - напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.

4 -0 (желтый и серый) - напряженность, чувство боязни потерять что-то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

5 -1 (фиолетовый и синий) - чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, стремление к сотрудничеству.

5 -2 (фиолетовый и зеленый) - стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.

5 -3 (фиолетовый и красный) - стрессовое состоя из-за неудач в активных, иногда необдуманных действ!

5 -4 (фиолетовый и желтый) - настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

5 -6 (фиолетовый и коричневый) - стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.

5 -7 (фиолетовый и черный) - напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мыслей.

5 -0 (фиолетовый и серый) - проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.

Первый цвет коричневый

6 -1 (коричневый и синий) - негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.

6 -2 (коричневый и зеленый) - негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.

6 -3 (коричневый и красный) - стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.

6 -4 (коричневый и желтый) - напряженность стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

6 -5 (коричневый и фиолетовый) - негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления к чувствственной гармонии.

6 -7 (коричневый и черный) - стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.

6 -0 (коричневый и серый) - стрессовое состояние из-за подавления биологических, потребностей либидо.

Первый цвет черный

7 -1 (черный и синий) - состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, поддержку.

7 -2 (черный и зеленый) - состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.

7 -3 (черный и красный) - стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

7 -4 (черный и желтый) - стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.

7 -5 (черный и фиолетовый) - поиски идеализированной ситуации.

7 -6 (черный и коричневый) - стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

7 -0 (черный и серый) - стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

Первый цвет серый

0 -1 (серый и синий) - некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.

0 -2 (серый и зеленый) - негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

0 -3 (серый и красный) - подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

0 -4 (серый и желтый) - чувства тревожности, неуверенности.

0 -5 (серый и фиолетовый) - напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

0 -6 (серый и коричневый) - стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.

О -7 (серый и черный) - стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.

Макс Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов). Две первые и две последние позиции с набором цветов, отражающие серьезные конфликты:

Позиции 1,2 7,8
0 4 XX 0 1 XX
0 6 XX 0 2 XXX
0 7 XXX 0 3 XX
1 7 XX 0 4 XX
2 7 XX 1 2 XXX
3 7 XX 1 3 XXX
4 0 XX 1 4 XXX
4 6 XX 2 0 XX
4 7 XX 2 1 XXX
6 0 XX 2 3 XXX
6 4 XX 2 4 XXX
6 7 XXX 3 0 XX
7 0 XXX 3 1 XXX
7 1 XX 3 2 XXX
7 2 XX 3 4 XXX
7 3 XX 3 5 XX
7 4 XX 4 1 XXX
7 5 XX 4 2 XXX
7 6 XX 4 3 XXX
5 3 XX
6 3 XX
7 3 XX