Экономика совместного потребления на производстве. Совместная экономика и города: что такое sharing economy и как она влияет на жизнь мегаполиса

Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами - приглашали в гости родственников и друзей, пускали переночевать и на время делились вещами, которыми сами не пользовались.

С развитием технологий общество вернулось к этой практике - но теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название sharing economy - совместное потребление - и вошло в составленный журналом Time список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем.

Концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг.

Прогноз Ботсман сбывается: миллионы людей по всему миру уже пользуются сервисом аренды жилья Airbnb, приложением для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервисом заказа такси Uber, онлайн-аукционом eBay и другими продуктами. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.

Экономика совместного потребления в мире: как это работает

В первую очередь идея совместного потребления прижилась в элитном сегменте. Состоятельные потребители быстро поняли, что единолично владеть самолетами, дорогими автомобилями и загородными резиденциями дороже, чем делить их с другими людьми. Так появился стартап , основанный россиянином Сергеем Петроссовым, который позволяет взять в аренду частные самолеты. Инвесторами выступили рэпер JayZ и королевская семья Саудовской Аравии, которые в общей сложности вложили в компанию $105 млн.

Пионерами в sharing economy для среднего класса стали основатели сервиса аренды отпускного жилья Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа. В 2008 году они начали сдавать надувные матрасы в съемной квартире в Сан-Франциско, чтобы накопить на арендную плату. Спустя полтора года компания привлекла $1 млн инвестиций и почти столько же пользователей.

В 2016 году число активных пользователей Airbnb выросло в десять тысяч раз - на тот момент сервисом ежедневно пользовались 500 тысяч путешественников, или 115 млн человек в год. Сейчас компания стоит дороже гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt вместе взятых и предлагает к сдаче больше комнат, чем Marriott после слияния со Starwood.

Идеи sharing economy быстро проникли и в другие сферы жизни. В стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплейс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods - инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко.

Уберизация в бизнесе - то же самое, что шеринговая экономика?

Интересный пример экономики совместного потребления - сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру. Вслед за ним появились сервисы каршеринга - поминутной аренды автомобилей, которые пропагандируют те же принципы.

Uber дал жизнь неологизму «уберизация», который обозначает компании, которые из поставщиков конкретных товаров превращаются в поставщиков сервисов. Как Uber предлагает не сам автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители медицинского оборудования продают не само оборудование, а саму возможность сделать УЗИ или МРТ.

Такая модель ведения бизнеса позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы в сравнении с традиционной. Поскольку «уберизация» возникла отчасти благодаря экономике совместного потребления, сервисы, относящиеся к этим моделям, тоже обычно можно отнести к sharing economy.

«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает основатель сервиса для шеринга парковочных мест Roost Джонатан Гиллон. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду. Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хочет делать добро».

Следуя этим принципам, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям, и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом.

По подсчетами PwC, в 2015 году (более поздние исследования не проводились) в Европе работало более 300 компаний, созданных в разных секторах экономики совместного потребления. Их совокупный доход за год составил более 4 млрд евро. В США на тот момент таких компаний было в четыре раза больше.

Sharing economy в России

В 2014 году, когда в Россию зашел сервис райдшеринга BlaBlaCar, участники рынка были настроены скептически - многие говорили , что россияне стараются отгородиться от других высоким забором. Однако спустя три года Россия стала основным рынком для компании: на сервис подписалось более миллиона водителей, его услугами во всему миру пользуется 50 миллионов пассажиров, большая часть из которых приходится на Россию.

Столь же быстро в России развивается каршеринг - с 2015 года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды автомобилей, парк которых в середине 2017 года Дептранс оценил в 10 000 - 15 000 машин. В феврале 2018 года запустить каршеринг намерен «Яндекс» - в компании обещают, что парк автомобилей по численности превысит количество автомобилей у компаний-конкурентов вместе взятых.

Другая «уберизированная» отрасль российской экономики - торговля. В ней работают сервисы Avito, «Юла» и Rentomania, который представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 года, число пользователей Avito составляло 65 млн человек; «Юлы» - 16,6 млн. Rentomania данные по числу пользователей не раскрывает.

Российский аналог сервиса заданий для пользователей SnapGoods - YouDo. Ежедневно на сайте компании, по информации YouDo, появляется около 4,5 тысяч объявлений с заданиями для пользователей, которые звучат как «повесить два карниза за 1000 рублей» или «отследить билеты на сайте Большого театра за 2500 рублей». За последние четыре года сервисом воспользовалось около 2,5 млн человек.

Как регулируется sharing economy

Пока правительство России не успевает за развитием экономики совместного потребления. Если в Италии действие в мобильном приложении, будь то заказ такси или бронирование жилья, считается юридически значимым, то у нас такие нормы пока только обсуждаются, говорит представитель BlaBlaCar в России Алексей Лазоренко.

Бизнес-модель большинства компаний, работающих по принципам экономики совместного потребления, сводится к тому, чтобы выявить спрос на определенный товар или услугу и сопоставлению его с уникальным предложением на этом рынке. Таким образом, компании часто выступают агрегаторами предложений, а продавцы, владельцы домов и автомобилей не являются их сотрудниками.

Отсутствие регулирования в этой области грозит серьезными рисками для бизнеса - например, в конце ноября Тимашевский суд Краснодарского края запретил BlaBlaCar размещать на своем сайте данные о совместных поездках. В «Региональном автотранспортном союзе (РАС)», который выступал в суде истцом, посчитали, что сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Представители BlaBlaCar тогда заявили , что ее пользователи не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин. В итоге решение суда удалось отменить, и сайт компании избежал блокировки на территории России.

Другой пример - разбирательство Роспотребнадзора и Uber. Претензии надзорного ведомства вызвала реклама сервиса, благодаря которой у потребителей складывалось впечатление, что услуги по перевозки оказывает сама Uber, а не сторонние подрядчики. В другом разбирательстве российский суд указал на посреднический характер действий приложения, но обязал Uber сообщать полную информацию потребителю, как если бы сама компания выступила исполнителем (таксистом или таксомоторным парком).

На мировом рынке сервис заказа такси испытывает более существенные проблемы. Так, в конце декабря Европейский суд признал Uber транспортной компанией, а не «информационным сервисом» - согласно решению, теперь компания предоставляет «услуги в сфере транспорта», которые должны регулироваться соответствующим образом. С октября 2017 года компания ведет разбирательство с властями Лондона - те угрожают лишить Uber лицензии за то, что сервис не отвечает требованиям, предъявляемым к оператору по вызову автомобиля, в том числе в сфере сотрудничества с правоохранительными органами и проверки водителей на предмет имевшихся ранее нарушений закона.

Другой юридический вопрос встает перед самими пользователями сервисов краткосрочной аренды квартир, автомобилей и других вещей - должны ли владельцы вещей платить налоги с дополнительного дохода. «Ответственность по уплате налога с аренды вещей лежит на владельце. Наша задача - соединить две стороны, владельца и арендатора. Мы рассчитываем на зрелых и ответственных пользователей, которые относятся уважительно и друг к другу, и к государству», - говорит директор по маркетингу сервиса Rentmania Людмила Булавкина.

Власти европейских стран стремятся к регулированию этого процесса - так, в Великобритании готовится законопроект, освобождающий от налогообложения доходы граждан, полученные ими на сервисах sharing economy от сдачи в аренду жилья (до 1000 фунтов) и автомобиля (до 1000 фунтов). В России граждане обязаны платить налог в размере 13% от суммы, которую они получают от аренды вещей - будь то автомобиль или спортивное снаряжение. Налоговые послабления от сдачи в аренду собственности через сервисы совместного использования вещей в России пока не предусмотрены.

Что такое sharing economy: история термина

Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами - приглашали в гости родственников и друзей, пускали переночевать и на время делились вещами, которыми сами не пользовались.

С развитием технологий общество вернулось к этой практике - но теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название sharing economy - совместное потребление - и вошло в составленный журналом Time список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем.

Концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в книге «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг.

Прогноз Ботсман сбывается: миллионы людей по всему миру уже пользуются сервисом аренды жилья Airbnb, приложением для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервисом заказа такси Uber, онлайн-аукционом eBay и другими продуктами. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.

Экономика совместного потребления в мире: как это работает

В первую очередь идея совместного потребления прижилась в элитном сегменте. Состоятельные потребители быстро поняли, что единолично владеть самолетами, дорогими автомобилями и загородными резиденциями дороже, чем делить их с другими людьми. Так появился стартап JetSmarter, основанный россиянином Сергеем Петроссовым, который позволяет взять в аренду частные самолеты. Инвесторами выступили рэпер JayZ и королевская семья Саудовской Аравии, которые в общей сложности вложили в компанию $105 млн Пионерами в sharing economy для среднего класса стали основатели сервиса аренды отпускного жилья Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа. В 2008 году они начали сдавать надувные матрасы в съемной квартире в Сан-Франциско, чтобы накопить на арендную плату. Спустя полтора года компания привлекла $1 млн инвестиций и почти столько же пользователей.

Жизнь Брайана Чески, сооснователя Airbnb

Uber и Airbnb могут спасти людей от взаимного недоверия

Каверзные вопросы на собеседовании в Airbnb

В 2016 году число активных пользователей Airbnb выросло в десять тысяч раз - на тот момент сервисом ежедневно пользовались 500 тысяч путешественников, или 115 млн человек в год. Сейчас компания стоит дороже гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt вместе взятых и предлагает к сдаче больше комнат, чем Marriott после слияния со Starwood.

Идеи sharing economy быстро проникли и в другие сферы жизни. В Китае стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплэйс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods - инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко.

Уберизация в бизнесе - то же самое, что шеринговая экономика?

Интересный пример экономики совместного потребления - сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру. Вслед за ним появились сервисы каршеринга - поминутной аренды автомобилей, которые пропагандируют те же принципы.

Uber дал жизнь неологизму «уберизация», который обозначает компании, которые из поставщиков конкретных товаров превращаются в поставщиков сервисов. Как Uber предлагает не сам автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители медицинского оборудования продают не само оборудование, а саму возможность сделать УЗИ или МРТ.

Такая модель ведения бизнеса позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы в сравнении с традиционной. Поскольку «уберизация» возникла отчасти благодаря экономике совместного потребления, сервисы, относящиеся к этим моделям, тоже обычно можно отнести к sharing economy.

Читайте по теме:

Что нужно, чтобы запустить следующий Uber?

Убер-компании: что это такое и на что они надеются?

Экономика уберизации, или как я заработала 1,2 млн за два месяца

Как изменились бизнес-модели с приходом Uber и Airbnb?

«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает основатель сервиса для шеринга парковочных мест Roost Джонатан Гиллон. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду. Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хочет делать добро».

Следуя этим принципам, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям, и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом.

По подсчетами PwC, в 2015 году (более поздние исследования не проводились) в Европе работало более 300 компаний, созданных в разных секторах экономики совместного потребления. Их совокупный доход за год составил более 4 млрд евро. В США на тот момент таких компаний было в четыре раза больше.

Sharing economy в России

В 2014 году, когда в Россию зашел сервис райдшеринга BlaBlaCar, участники рынка были настроены скептически - многие говорили, что россияне стараются отгородиться от других высоким забором. Однако спустя три года Россия стала основным рынком для компании: на сервис подписалось более миллиона водителей, его услугами во всему миру пользуется 50 миллионов пассажиров, большая часть из которых приходится на Россию.

Столь же быстро в России развивается каршеринг - с 2015 года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды автомобилей, парк которых в середине 2017 года Дептранс оценил в 10 000 - 15 000 машин. В феврале 2018 года запустить каршеринг намерен «Яндекс» - в компании обещают, что парк автомобилей по численности превысит количество автомобилей у компаний-конкурентов вместе взятых.

Другая «уберизированная» отрасль российской экономики - торговля. В ней работают сервисы Avito, «Юла» и Rentomania, который представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 года, число пользователей Avito составляло 65 млн человек; «Юлы» - 16,6 млн Rentomania данные по числу пользователей не раскрывает.

Российский аналог сервиса заданий для пользователей SnapGoods - YouDo. Ежедневно на сайте компании появляется около 2 тысяч объявлений с заданиями для пользователей, которые звучат как «повесить два карниза за 1000 рублей» или «отследить билеты на сайте Большого театра за 2500 рублей». Однако аудитория YouDo невелика - за последние четыре года им воспользовалось не более 1 млн человек.

Как регулируется sharing economy

Бизнес-модель большинства компаний, работающих по принципам экономики совместного потребления, сводится к тому, чтобы выявить спрос на определенный товар или услугу и сопоставлению его с уникальным предложением на этом рынке. Таким образом, компании часто выступают агрегаторами предложений, а продавцы, владельцы домов и автомобилей не являются их сотрудниками.

Отсутствие регулирования в этой области грозит серьезными рисками для бизнеса - например, в конце ноября Тимашевский суд Краснодарского края запретил BlaBlaCar размещать на своем сайте данные о совместных поездках. В «Региональном автотранспортном союзе (РАС)», который выступал в суде истцом, посчитали, что сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Представители BlaBlaCar тогда заявили, что ее пользователи не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин. В итоге решение суда удалось отменить, и сайт компании избежал блокировки на территории России.

На мировом рынке сервис заказа такси испытывает более существенные проблемы. Так, в конце декабря Европейский суд признал Uber транспортной компанией, а не «информационным сервисом» - согласно решению, теперь компания предоставляет «услуги в сфере транспорта», которые должны регулироваться соответствующим образом. С октября 2017 года компания ведет разбирательство с властями Лондона - те угрожают лишить Uber лицензии за то, что сервис не отвечает требованиям, предъявляемым к оператору по вызову автомобиля, в том числе в сфере сотрудничества с правоохранительными органами и проверки водителей на предмет имевшихся ранее нарушений закона.

Другой юридический вопрос встает перед самими пользователями сервисов краткосрочной аренды квартир, автомобилей и других вещей - должны ли владельцы вещей платить налоги с дополнительного дохода. «Ответственность по уплате налога с аренды вещей лежит на владельце. Наша задача - соединить две стороны, владельца и арендатора. Мы рассчитываем на зрелых и ответственных пользователей, которые относятся уважительно и друг к другу, и к государству», - говорит директор по маркетингу сервиса Rentmania Людмила Булавкина.

Власти европейских стран стремятся к регулированию этого процесса - так, в Великобритании готовится законопроект, освобождающий от налогообложения доходы граждан, полученные ими на сервисах sharing economy от сдачи в аренду жилья (до 1000 фунтов) и автомобиля (до 1000 фунтов). В России граждане обязаны платить налог в размере 4% от суммы, которую они получают от аренды вещей - будь то автомобиль или спортивное снаряжение. Налоговые послабления от сдачи в аренду собственности через сервисы совместного использования вещей в России пока не предусмотрены.

В России, вслед за Западом, растет число проектов, которые развиваются в модели sharing economy (шеринг экономика).

Рассказываем о возможностях такого подхода для начинающих предпринимателей и значении его для ответственных потребителей, которые «голосуют кошельком».

Что такое sharing economy

Термин sharing economy (от share – делиться) переводят на русский по-разному - экономика совместного пользования, «долевая» экономика, даже экономика сотрудничества и участия.

Один из основных принципов - это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, - инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время.

На почве этого вырастает большое число конкретных сервисов, которые соединяют тех, кто владеет ресурсом с теми, кто в нем нуждается.

Аргументы в пользу шеринг экономики - в наших городах и домах становится все меньше места, а в 21 веке люди стремятся к большой мобильности. Иметь доступ к какому-то благу становится удобнее и выгоднее, чем владеть им.

С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были весьма популярны в Советском Союзе.

С другой стороны - благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной нам экономической модели.

Немало споров ведется вокруг того, считать ли sharing economy такие коммерческие сервисы, как Uber и Airbnb (пожалуй, самые цитируемые примеры новой экономики) или они превратились в чистый капитализм и правильнее называть их экономикой доступа. А шеринг - это, прежде всего, про некоммерческий обмен.

В то же время, есть исследователи, считающие, что отличие sharing economy от традиционной, лежит не по линии «коммерческий-некоммерческий».

Они обращают внимание на другие аспекты - например, горизонтальные связи и отсутствие посредников: peer-to-peer (равный - равному), доверие между незнакомыми людьми и инструменты для его выстраивания (рейтинги, отзывы и т.д.). Не зря sharing economy также называют «экономикой доверия».

А как с шерингом обстоит в России?

Давайте познакомимся с некоторыми российскими проектами и сервисами, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.

Мы приведем лишь несколько сервисов из разных сфер в качестве примера.

Вторая жизнь вещей

Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, - и тем самым продлевать их жизненный цикл.

Один из давних некоммерческих проектов - это «Дарудар» . По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров.

Другой вид проектов, который развивается в России - это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге.

Кроме важной благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая - непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из нее делаются полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола.

Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта «Крок и Зябра» . Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимально возможной цене.

Еще один способ избавиться от ненужных вещей предлагает проект «Свалка» , который ряд действует уже во многих городах. К ним можно сдать самые разные вещи от книг, обуви, одежды до мебели, холодильников, светильников. И купить все это по низким ценам.

Организаторы сообщают на сайте, что часть вырученных денег организаторы проектаони перечисляют в благотворительные фонды, сотрудничающие с Добро.Mail.Ru.

Проект «Чумодан» кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.

Аренда вещей

Столь популярный в советское время прокат медленно реинкарнирует в онлайн-платформы аренды вещей - они пока не столь массовые, однако развиваются и появляются новые.

А два месяца назад в Петербурге стартовало сообщество Вконтакте

В России концепция совместного потребления стала приобретать популярность с 2012 года. Что это такое и как можно совместно пользоваться различными услугами и товарами, чтобы не только экономить, но и приносить пользу окружающей среде, - в нашем обзоре.
Совместное потребление – это экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. Совместное потребление основано на идее, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом. Например, у одного человека есть вещи, которыми он не пользуется и он предлагает их другим людям. Совместное потребление позволяет более эффективно использовать ресурсы, в том числе природные. Оно позволяет сократить производство лишних товаров и количество вредных отходов. С 2011 года увеличилось количество проектов и людей, включенных в экономику совместного потребления (sharing economy). В списке товаров и услуг, которыми люди охотнее всего делятся, лидируют жилье (снять, сдать), совместные путешествия, транспорт (совместные поездки), еда (совместные закупки еды – оптом получается дешевле), инструменты, товары для дома и отдыха (совместные покупки, аренда), совместный Wi-Fi, совместное обучение детей, общая няня. Концепция совместного потребления идеально подходит для крупных городов, таких как Москва, где вокруг много соседей, а места для хранения вещей ограничены. Так, жители одного многоэтажного дома в Москве создали собственную социальную сеть , через которую они обмениваются новостями, полезными контактами и различными вещами: саженцами растений, насосом для велосипеда, прикуривателем для автомобиля и так далее.

Жилье

Airbnb – самая популярная платформа в мире для сдачи и аренды частного жилья. Забронировать жилье можно у местных жителей в более чем 190 странах мира. Снять можно комнату, целый дом или уникальное жилье, например, замок. Основная причина того, почему люди готовы сдавать свое жилье в аренду незнакомцам, – дополнительный источник дохода. Людей, предпочитающих Airbnb отелям, также привлекает возможность увидеть новое место глазами местного жителя. На сайте можно почитать истории других людей и поделиться своим опытом аренды жилья. Пожить в другом городе и даже в другой стране можно бесплатно. Для этого можно воспользоваться одной из крупнейших гостевых сетей – CouchSurfing . Она объединяет более семи миллионов человек в 246 странах мира. Эта гостевая сеть была создана с целью содействия процессу глобализации. Члены сети бесплатно предоставляют друг другу ночлег во время путешествий и организуют совместные поездки (по взаимной договоренности гости платят за еду или другие расходы). Регистрация и поиск на сайте бесплатны, но существует так называемая верификация аккаунта, предоставляющая доступ к расширенным возможностям системы, она стоит более 1000 рублей и требует ввода данных платежной карты. Зарегистрироваться может только человек, достигший 18 лет. В разных городах проходят встречи «каучсерферов». В целях безопасности, прежде чем ехать или приглашать гостей к себе, стоит сходить на подобные мероприятия, познакомиться и пообщаться с единомышленниками. В России и Беларуси активно развивается новое направление – «обмен домами» . Это первый русскоязычный интернет-проект по временному и безвозмездному обмену жильем на время выходных, отпуска, каникул, командировок. Можно подружиться с семьями-участниками и обмениваться домами регулярно, отправлять друг к другу своих детей на все лето и так далее. Обмен домами предоставляет возможность путешествовать гораздо чаще, узнавать не только другие страны, но и свою Родину. Сейчас на сайте зарегистрировано больше пяти с половиной тысяч участников из разных городов.

Транспорт

Организовать совместные поездки и путешествия можно на портале Bla-bla-car . Там же можно найти водителей или пассажиров для поездки в другой город. Это крупнейшее сообщество для поиска попутчиков, площадка, объединяющая водителей и пассажиров, активно раскрученная в соцсетях. Сервисом уже воспользовались более 20 миллионов человек из 19 стран мира. Не так давно это направление начало развиваться и в нашей стране, в частности, в Москве. Благодаря этой услуге было сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов CO2, как сказано на сайте сообщества.

Обмен вещами

Приобрести что-то новое (одежду, обувь, технику, гаджеты, литературу и прочее) или продать/отдать ненужные вещи можно на регулярных фримаркетах, сайтах бесплатных объявлений, таких как Avito или «Из рук в руки» , в тематических группах в соцсетях. Для этих же целей активно используются ресурсы «Отдам-даром» и «Дару-дар» . Вещи можно передать при личной или общей встрече или отправить по почте.

Услуги

Услуги на безвозмездной основе можно получить на базе социальной программы взаимопомощи «Банк времени» . В основе проекта – учет рабочего времени, потраченного клиентом Банка на оказание услуги, и последующее использование заработанных часов в свою пользу. Оказав помощь одному участнику, клиент Банка может рассчитывать на помощь другого участника (при этом количество затраченных часов должно быть одинаковым). В «Банке времени» каждому участнику доступны различные услуги, от изучения языков до помощи по хозяйству.

Путешествия

Портал Vayable предлагает найти специализированного гида по городу: историка, фотографа, архитектора или знатока местной кухни, который покажет и расскажет о городе или районе, учитывая все предпочтения путешественника.

Интернет

Самая большая Wi-Fi-сеть в мире – Fon – предлагает приобрести специальный роутер, через который пользователь получает две интернет-линии: собственную сеть и отдельную точку Wi-Fi для других участников. В обмен на раздачу своего интернета пользователь получает доступ к 15 миллионам Wi-Fi-точек по всему миру, что удобно в путешествиях и передвижениях по городу. Сервис Fon доступен и в России благодаря компании МТС . Для подключения к сети нужно приобрести или взять в аренду в любом из салонов-магазинов МТС оборудование FON, зарегистрироваться в системе и получить персональную активную Wi-Fi-точку (хот-спот). Открыв другим участникам всемирной сети FON доступ к своему хот-споту, пользователь получает бесплатный доступ к Wi-Fi-точкам всех пользователей сети FON. В любой стране мира он находит беспроводную сеть, являющуюся частью глобальной сети FON, и подключается к ней, набрав логин и пароль клиента «МТС-FON».

Совместные покупки

Совершая совместные покупки в интернет-магазинах, покупатель получает товары с приличными скидками, а также существенно экономит на доставке. Приобрести можно все, что угодно – одежду, продукты питания, канцтовары, средства бытовой химии, косметику. Заказать можно как российские товары (в магазинах

Мировая тенденция sharing economy, что означает «совместное потребление», уже привела к тому, что простейший сервис по поиску частных водителей Uber практически подорвал рынок труда и привел к массовым забастовкам таксистов в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско и Лондоне. Великодушная идея делиться тем, что у тебя есть, противоречит правилам рынка и отрицательно сказывается на благополучии его традиционных участников, в то же время расточительным москвичам путь экономии предстоит совершенно точно. T&P подобрали 9 примеров сервисов, с помощью которых люди делятся всем: от туалетов до 3D-принтеров.

Идея общего использования товаров и услуг, разумеется, не нова: мы давно отдаем ненужные пианино с холодильниками через доски объявлений и покупаем европейскую одежду в секонд-хэндах. Но все же благоприятная экономическая ситуация не уберегла большинство жителей городов от личных велосипедов, бытовой техники, гаджетов и платьев «не на каждый день». В итоге к мировому кризису 2008–2009 мы подошли с огромным количеством вещей, которыми завалены наши балконы и гаражи. В 2011 году журнал Time включил новое понятие sharing economy в список десяти идей, которые изменят мир, произведя революцию в системе потребления. Теперь эта модель вошла в обыденную жизнь людей гораздо глубже, чем вполне очевидные Uber, Airbnb и BlaBlaCar, ставшие звездами «экономики доверия», о чем пишет финансовый обозреватель The Fiscal Times.

«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает Джонатан Гиллон, сооснователь и исполнительный директор сервиса Roost, с помощью которого пользователи делятся парковочными местами и помещениями для хранения вещей. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду». Кроме того, по мнению Гиллона, к такому разделению собственности привыкаешь: «Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хотят делать добро».

Неудивительно, что основная часть стартапов, основанных на этой модели, возникла вокруг Сан-Франциско и Кремниевой долины: оплоте свободомыслия 60-х и сосредоточении главных высокотехнологичных проектов. Даже когда эти инновации находятся на начальных стадиях развития или вовсе пытаются выживать, в них сохраняется большой потенциал как с точки зрения потребителей, так и владельцев бизнеса. В то время, как жизнь в больших городах дорожает, подобное распределение ресурсов позволяет предотвратить массу лишних трат. В конечном итоге нет предела тому, что мы можем разделить: будь то личный автомобиль или казан для жарки креветок. Электронные платежи делают этот процесс максимально удобным. «Оглянитесь вокруг себя. Ваши кухня, гараж, спальня - в них все еще полно возможностей», - заключает Гиллон.

Пока вы задумчиво оглядываете свое жилище на предмет инвестиционного потенциала, T&P составили список sharing economy проектов, которые уже существуют - в том числе в России.

Создатели этого приложения призывают использовать «чистую» электроэнергию, оптимизируя траты на электричество. Оно предупреждает, когда рядом работают дорогие и опасные с точки зрения экологии электростанции. Сокращая потребление «грязной» энергии в указанные программой часы, пользователи экономят деньги, которые затем идут на снижение расходов за свет и развитие энергетической инфраструктуры в районе их проживания. Интерактивная карта позволяет отследить, откуда энергия поступает в дом, добавить в профиль свои электрические приборы, проанализировать траты и рассчитать оптимальный расход для всех комнат квартиры или дома. Сохраненная подобным образом энергия становится вновь доступной, а значит, экологичной и недорогой. «Энергетический рынок покупает и продает все виды топлива - уголь, газ, солнечную и даже сохраненную энергию. Здесь в игру и вступаем мы», - говорят создатели. С помощью этой системы можно вернуть 10–15% от счета за свет, то есть около 20 долларов ежемесячно.

Глобальная сеть бесплатного вайфая, к которой можно подключиться во многих европейских странах, а также в Бразилии, Японии, Южной Корее и России. Для доступа необходимо просто купить роутер с поддержкой FON, который создает две беспроводные сети: одну лично для вас и вторую на раздачу другим участникам программы. Если вы не являетесь членом сообщества, можете оплатить доступ к сети. Эта возможность актуальна для тех, кто часто бывает в Европе: точки доступа к Fon есть почти во всех крупных городах, в отличие от обычного бесплатного вайфая, к которому мы привыкли.

Сайт и приложение, которые, в отличие от своего созвучного собрата, предоставляют пользователям официальный доступ не к целым квартирам, а к самой важной их части - туалетным комнатам. Макс Гаудин, Брайан Берлин и Трэвис Лорендин, коренные жители Нового Орлеана, придумали Airpnp, когда в очередной раз не нашли места пописать во время празднования католической Масленицы Марди Гра. Придуманная ими карта с доступными и проверенными туалетами - легальный способ решить проблему «rogue pee» (англ. - узник нужды), когда задержанные за справление нужды в неположенном месте просиживают народные гуляния в местной тюрьме. Воспользоваться чьм-либо унитазом с нынешним курсом стоит довольно дорого: так, один из пользователей предлагает свой «фарфоровый рай» за три доллара наличными или через платежную систему. Заведения же часто оставляют эту услугу бесплатной, анонсируя в профайлах на сайте свой вкусный тако или интересный дизайн. Airpnp ставит перед собой цель дать пользователям доступ к чистым и комфортным туалетным комнатам в городах по всему миру, чтобы «pee all you can pee with Airpnp».

Skillshare - база умельцев со всего света, которые с радостью научать вас рисовать логотипы, запускать стартапы, готовить вегетарианские котлеты и вязать. Сейчас в проекте участвуют около 750 тысяч студентов, что обеспечивает трехмиллионный бюджет для оплаты работы учителей. Преподавать на сайте может каждый: необходимо прислать свою программу и снять качественные видео-уроки, доступ к которым будет стоить студенту 9,95 долларов. Создатели считают образование двигателем мировых процессов и мечтают, чтобы все их ученики становились учителями и наоборот, и так до бесконечности.

Слоган компании Zopa, происходящего от английского zone of possible agreement (англ. - зона возможного соглашения): «Заставьте работать свои деньги, тогда вам самим не придется». Этот финансовый сервис был основан еще в 2005 году в Великобритании и за годы своего существования помог гражданам одолжить более 600 миллионов фунтов. Суть Zopa - в объединении тех, кому нужны деньги, с теми, у кого они есть. Вместо того, чтобы обращаться к традиционным банкам с традиционно высокими процентами и низкими ставками по вкладам, заемщики получают деньги по низким ставкам, а кредиторы - высокий процент прибыли. Сам сервис зарабатывает на комиссии от депозитов и выдачи кредитов. Российский фонд Runa Capital с 2013 года входит в проект Zopa, однако сложно представить себе его рекламу на местном рынке.

Возвращаясь к обзору собственной квартиры или гаража, место в котором тоже можно сдать. С помощью десятков сайтов и приложений за деньги или без вы можете дать попользоваться своим велосипедом, дрелью, соковыжималкой, мольбертом, коляской, сноубордом, палаткой и многим другим, что обычно скучает без дела. Знакомьтесь с людьми по всему миру и тратьте меньше. Осталось только верифицировать свой аккаунт и копить звездочки. На некоторых сайтах можно платить за каждую вещь по отдельности, другие продают общий доступ на разные временные периоды.

Парковочных мест в современных городах никогда не бывает много. Теперь это полноценный товар, как автомобиль или тостер, который к тому же иногда сложно достать. Подобные стартапы помогают сократить поиск места, где можно легально и недорого оставить машину. Вы регистрируете свое место, назначаете его стоимость и решаете, куда будут поступать вырученные деньги: на ваш счет или счет благотворительной организации. Это все, что нужно знать для участия в проектах, кроме того, что командой CARMAnation управляет лабрадор.

Вряд ли вам удастся познать все гастрономическое разнообразие Квинса, штат Нью-Йорк, или порыбачить с королем Фиджи на своем личном острове, купив стандартный пакет туристических услуг. Проект Vayable призывает нас помнить, что мы живем в удивительном мире с удивительными людьми, и путешествия - это не фотографии для галочки на фоне уже не падающей башни, а незабываемый опыт, который каждый из нас может получить. Прочувствовать жизнь города, в который вы приехали, в компании с местным жителем стоит в среднем 40 долларов с человека. Так, за 35 можно попасть в Белый дом в Вашингтоне, попробовать, что едят парижане на завтрак, обед и ужин, за 75 и познать ночную жизнь Стамбула за 25 долларов. Экскурсии можно выбрать с помощью рубрикатора: дневную или вечернюю, романтичную или для всей семьи, с ужином или шоппингом.

Платформа 3DHubs объединяет промышленных дизайнеров, таких как Джаспер Деккер из Амстердама, с обладателями заветных 3D-принтеров. Так художники получают возможность воплотить свою идею. Решив превратить несколько старых мисок в подвесной светильник, Деккер нашел неподалеку устройство, необходимое, чтобы осуществить задуманное, что значительно ускорило и облегчило процесс.

Иконки: 1) Modik, 2) Benjamin Brandt, 3) Gigi Muraro, 4) lauren gray, 5) Rohith M S, 6) John Caserta, 7) Ahmed Elzahra, 8) Hali Gali Harun, 9) Arthur Schmitt.