Новгородская земля хозяйственная деятельность. Новгородское княжество: форма правления, религия, культура

Несмотря на то, что после 882 года центр русской земли отодвигался в Киев, Новгородской земле удается сохранить свою независимость.

В 980 году новгородский князь лишает власти киевского князя при помощи варяжской дружины;

Во второй половине 12 века Владимиром Мономахом были приняты различные меры для укрепления позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году, несмотря на недовольство новгородских бояр, на престол в Новгороде взошел Всеволод Мстиславович.

Новгородские и , располагавшиеся на северо-западе, в 12 веке были в составе Киевской земли. В 1348 году Псков, входящий в состав Новгородской земли, стал большим торговым и ремесленным центром и отделился от Новгорода, став самостоятельной республикой.

Государственный и политический строй Новгородской феодальной республики

Главной политической особенностью Новгородской земли в 12 веке, являлась республиканская форма правления в отличие от других русских княжеских земель.

Высшим государственным органом Новгородской республики считалось (парламент-митинг).

Вече выбирало (изгоняло) князей, решало вопросы, касаемо войны и мира, составляло законодательные акты и свершало суд над руководителям высших исполнительных органов государственной власти.

Князь (как правило, из ) призывался на управление вечем. Князь являлся символом государства. Вместе с посадником князь выполнял судебные функции, назначал судей и судебных приставов.

Архиепископ - глава церкви, обладал некоторыми привилегиями, в том числе в суде, также он являлся председателем Боярского совета, называемый в Новгороде «Оспода», а в Пскове - «Господа».

Посадник - выбирался вечем на определенный срок, имел определенные судебные полномочия, решал вопросы, касаемо жизни Новгородской республики.

Экономика Новгородской земли

Большая часть населения в Новгороде занималась сельским хозяйством. До 13 века сельское хозяйство в Новгородской земле развивалось крайне медленно. Этому поспособствовали внешние факторы: низкая урожайность, эпидемии, гибель скота, набеги грабителей. В 13 веке подсеку (система земледелия, основанная на вырубке и выжигании леса) заменила новая трехпольная система, которая являлась более эффективной. Самым добываемым из зерновых тут была рожь. Также выращивались и другие зерновые. Выращивались и некоторые виды овощей. В Новгородских водах водилась рыба, которую успешно продавали. Было развито бортничество (промысел меда). Благодаря изобилию в Новгородских лесах разных видов зверей, Новгород считался огромным экспортером мехов в Европу.

Культура Новгородской земли

Новгородцы пользовались берестяными грамотами для передачи письменной информации. Новгородские стили архитектуры и живописи тоже широко известны. Основной религией тут было православие. Новгородский язык отличался от языка других русских княжеств, называемый «новгородским диалектом».

Падение Новгородской республики

С 14 века , Московское, и Тверское княжества пытались подчинить Новгород себе. Новгородская верховная власть была против сбора дани Москвой и просила поддержку у Литвы.

Московский князь встревоженный назревавшим новгородско-литовским союзом обвинил Новгород в предательстве и после Шелонской битвы (1471 г.), а также последующего совершенного им похода на Новгород в 1478 году способствовал присоединению Новгородской республики к . Благодаря этому, Москва унаследовала прежние отношения Новгородской республики с соседями. Территория Новгородской земли в эпоху Московского царства (16 - 17 вв.) разделялась на 5 пятин: Водскую, Шелонскую, Обонежскую, Деревскую и Бежецкую. С помощью погостов (единица административного деления) определялось географическое местоположение селений, и производился подсчет населения с их имуществом для подати.

21 марта 1499 года Великим князем Новгородским и Псковским стал сын Ивана 3 - . В апреле 1502 года Василий стал соправителем Ивана 3, а после его кончины в 1505 году - единоличным монархом.

В период Средневековья на территории Руси находилось 15 княжеств, но их число в результате феодальной раздробленности увеличилось до 50. Однако особую роль играли 3 из них, самых крупных. Это были Галицко-Волынское, Владимирско-Суздальское и Новгородское. О последнем можно что-то более-менее достоверно узнать только с IХ века. Датой официального основания Новгорода считается 859 год, но историки отмечают, что сам город появился значительно раньше, просто установить точное время не представляется возможным.

Дело в том, что все здания в то время были полностью деревянными. Следовательно, они легко сгорали и сгнивали, от них мало что оставалось. А деятельность людей, живших на этой же земле в более поздние века, практически окончательно похоронила надежды археологов что-то достоверно установить о тех временах. Кроме того, многие письменные упоминания о княжестве Новгородском пропали в связи с татаро-монгольским нашествием. Огромное количество документов просто-напросто погибло в огне.

Однако из того, что удалось установить, становится понятно, что Новгородское княжество познакомилось с государственностью довольно рано. А местные краеведы и вовсе предполагают, что здесь был Рюрик. Но подтверждений пока не найдено, одни только предположения.

Самые ранние записи касаются сыновей Святослава, Олега и Ярополка. Между ними разгорелась борьба за власть. В результате ожесточённых битв Ярополк победил своего брата, стал Великим князем, захватив Киев. Для управления Новгородом он выбрал посадников. Которых убил младший брат, Владимир, бежавший к варягам, откуда вернулся с наёмным войском, получил власть сначала в Новгороде, а потом и в Киеве. И именно его сын, Ярослав Мудрый, отказался платить дань Киеву. Владимир, собиравший дружину, чтобы разобраться с этой проблемой, внезапно умер. Власть захватил Святополк Окаянный, который довольно жестоко сражался за власть, не выбирая методы. Но в итоге Ярослав победил, во многом при помощи поддержки народа, боявшегося более жестокого князя. Теперь уже Ярослав стал Великим Князем, а в Новгород он стал отправлять своих сыновей.

Даже краткий пересказ относительно небольшого временного отрезка, касающегося событий с IX по XI века, наглядно показывает, что Новгородское княжество успело привыкнуть и к частой смене князей, и к постоянной борьбе за власть между ними. Заметно, что большинство стремились захватить престол, в конечном счёте, в Киеве. Пребывание же в Новгороде рассматривался часто как промежуточный вариант. Что сказалось на определённом восприятии княжеской власти народом: во-первых, как временной, во-вторых, неразрывно связанной с войной, дружиной и походами.

В то же время Новгород был довольно крупным городом, где постепенно начала формироваться своеобразная демократия с элементами олигархии. Особенно сильно это стало заметно в период феодальной раздробленности, когда князь был вынужден подписывать грамоту (договор), на основании которого он мог законно находиться в городе. При этом его полномочия сильно ограничивались. В частности, князь не мог объявлять войну или заключать мир, самостоятельно торговать, раздавать земли, предоставлять кому-то привилегии. Он не имел права даже охотиться в неположенном месте или же держать дружину в самом городе: последнее было связано с опасением, что власть захватят силой.

Фактически, фигура князя сводилась к роли военачальника, полководца, который обязан был защищать город и получал в связи с этим определённые привилегии. Но его положение оставалось часто шатким. Чтобы собрать людей, кроме собственной дружины, например, для военного похода, князь мог обратиться к жителям на народном вече, оставшемся высшим органом власти. Но он не имел права приказывать.

В вече мог принимать участие любой свободный мужчина. Созывали собрание посадник или тысяцкий, которых вече и назначало, отобрав это право со временем у князя. Высшим судебным органом тоже считалось собрание. Посадник был высшим должностным лицом, принимавшим в отсутствие князя послов, возглавлявшим в таких же условиях вооруженные силы. Тысяцкий являлся его правой рукой и помощником. Точного срока действия их полномочий не оговаривалось, но каждый мог потерять своё положение, утратив доверие народа. Вече имело право снять любого, кого назначило, с соответствующей должности. Вообще широта полномочий ярко демонстрируется тем, что в Новгороде на народном собрании выбирали даже епископа.

Что же касается Боярского совета, то он, по факту, занимался торговыми вопросами. Ещё носил функцию совещательного органа. Объединял всех влиятельных людей, возглавлялся князем. Занимался подготовкой вопросов, которые стоило вынести на вече.

Времена феодальной раздробленности

Уникальность Новгородского княжества в полную меру проявилась и в период феодальной раздробленности. Исторически такое разделение принято оценивать негативно, и оно действительно крайне отрицательно сказалось на славянах, сделав их уязвимыми перед лицом татаро-монгольского ига. Но для отдельных земель в этом были свои преимущества. В частности, географическое расположение Новгородского княжества подарило ему определённую защиту: оно оказалось довольно далеко даже для кочевников, в итоге меньше всех остальных земель пострадало от действий монголов. Защищать западные границы у русских князей же получалось намного лучше. А благодаря раздробленности новгородцы не ввязывались в проблемы своих соседей.

Также не стоит забывать, что Новгородская земля сама по себе была довольно большой. Размерами она была сопоставима с европейскими государствами того же периода. А выгодное географическое положение позволило ей наладить торговлю с Ганзой и с некоторыми другими соседями. Кроме самого Новгорода, в княжество входил Псков, Юрьев, Ладога, Торжок и прочие территории, включая даже часть Урала. Через Новгород можно было получить доступ к Неве и Балтийскому морю. Но не только географическое положение сделало княжество таким уникальным, а сочетание различных факторов, политических, экономических и культурных. И религиозных, в том числе.

Быт, религия и культура

В отношении такого государственного явления как Новгородское княжество характеристика не будет полной, если не уделить внимание вопросам религии, культуры и быта. Крещение Новгорода произошло вскоре после Киева, откуда прислали для этих целей византийского священника Иоакима Корсунянина. Но, как и многие славяне, новгородцы далеко не сразу отказались от языческих верований. Дошло до того, что христианская религия, не желая постоянно сталкиваться с сопротивлением паствы, впитала в себя некоторые традиции, объединив их с Рождеством (гадания и прочие обряды).

Что же касается культуры, то внимательное изучение летописей показывает, что здесь вплоть до захвата Новгородского княжества в XV веке Иваном III сохранялся довольно неплохой уровень письменности и образованности. Сказалось и то, что эти земли меньше остальных пострадали от нашествия татаро-монгольского ига. Многие знания передавались от родителей к детям и сохранились. Что, в свою очередь, повлияло на быт. Так, новгородцы были ярыми приверженцами деревянного домостроения, чистоты, определённых обрядов, связанных с природой. Выявленный культурный пласт настолько мощный, что его до сих пор изучают.

Стать киевским князем. До начала усобиц Новгородом по обычаю владел князь, правивший в Киеве. В Новгород он посылал своего наместника. «Господин Великий Новгород» называли новгородцы, отличавшиеся гордостью и независимостью, свое княжество-государство, раскинувшееся на огромных пространствах и владевшее несметными богатствами.

Город Новгород, центр княжества, расположился на реке Волхов при истоке ее у озера Ильмень. Река делила город на две части. На правом берегу располагалась Торговая сторона, где находился главный рынок — торг. На левом, на Софийской стороне, — храм Святой Софии и детинец (новгородский Кремль). Торговая сторона делилась на две части (концы), Софийская — на три. Пять концов города были самостоятельными районами со своим самоуправлением. Обширная Новгородская земля от Ладожского и Онежского озера до верховьев Волги делилась на пять областей (пятин).

Кроме того, Новгороду подчинялись обширные земли за пределами самого княжества, так называемые земли Новгородские — по Северной Двине, на берегу Белого моря, по рекам Печоре, Каме до Перми и Уральских гор. Отряды новгородцев, так называемые ушкуйники (от названия лодки — ушкуй), переходили за Камень, за Уральские горы. В состав Новгородского княжества входили 14 крупных по тогдашним временам городов. Пригородами Новгорода были Псков (впоследствии отделившийся в самостоятельное княжество), Изборск, Ладога, Старая Русса, Новый Торг (Торжок).

Новгород был окружен сильными и агрессивно настроенными к нему соседями: на востоке — Ростово-Суздальское княжество, на западе — Литва и владения немецких рыцарских орденов в Прибалтике. На территории обширного Новгородского княжества находились несметные богатства: меха, мед, воск, лес, металл. Географическое положение превратило Новгород в крупнейший торговый центр Древней Руси . Торговые связи объединяли Новгород с Ганзой (союз балтийских торговых городов — Риги, Любека, Гамбурга) с другими немецкими городами. В Новгороде располагались Ганзейский и Готский (германский) торговые дворы. Новгородских купцов можно было встретить во всех городах Древней Руси. Но Новгородская земля была малоплодородная. Хлеб новгородцы ввозили из Ростово-Суздальского княжества.

Новгородское княжество часто называют в исторической литературе «республикой». Н.И. Костомаров определил политический строй Новгорода и Пскова как «народоправство».


Обособлению Новгорода и формированию его государственного устройства способствовали несколько объективных причин:

- Первая. Обособленность Новгородской земли, ее отдаленность от других русских княжеств. Даже татаро-монголы не смогли вступить в город, потому что весной дороги к городу были непроходимыми.

- Вторая. Обширный Новгородский край уходил на север и северо-восток, где жили малые народы и откуда Новгород черпал свои огромные богатства. Торговые связи с Западом превратили его в своеобразное «окно» в Европу для всей Руси.

- Третья. Благодаря огромным богатствам новгородские бояре и купцы были независимыми и имели возможность проводить свою политику.

- Четвертая. Распад Киевского государства, княжеские усобицы и неразбериха облегчали обособление Новгорода и установление его политической системы.

Переломным моментом в установлении новгородской вольницы стали события 1136 г., когда новгородцы изгнали князя Всеволода и посадили его в тюрьму со всей его семьей. Причем через два месяца князя выпустили, но именно с тех пор, по сообщению летописца, возможны стали изгнание приглашение князей. В 1140 г. новгородцы изгнали Святослава , брата великого князя киевского Всеволода Ольговича. Словом, если князь не нравился или нарушал договор, ему «указывали путь». Случалось, что князья уходили сами, когда убеждались, что им с новгородцами не сладить.

И все же княжеская власть в Новгороде сохранялась. Изгнав одного князя, население призывало другого. В летописи фигурируют термины «позваша», «признаша», «посадиша» князя. Зачем же новгородцам нужен был князь, в чем заключались его полномочия? Князь и его дружина нужны были как боевая сила. Новгороду всегда угрожали враги, и нужно было от них отбиваться. Известно, что даже князя Александра Невского, который одержал крупные победы над шведами и немецкими рыцарями и спас независимость Новгорода, также изгоняли. Князь вершил суд. Постоянные распри между жителями требовали авторитетного вмешательства и объективного суда, чтобы «любил добрых и казнил злых».

Новгородцы заключали с князем «ряд» (договор) с целованием креста, в котором оговаривались взаимные обязательства. Так, князь и его дружина не имели права приобретать в новгородских владениях земли и челядь, самостоятельно торговать с иноземными купцами. Князю полагалось жить не в городе, а в отведенном ему месте — Городище. Были и другие ограничения княжеской власти.

Главой новгородской администрации был посадник. Вначале его назначал князь, а в середине XII в. эта должность стала выборной. Место посадника занимали обычно самые богатые и знатные бояре. Избранный посадник должен был защищать интересы новгородцев. Посадник ведал местной администрацией. Другой выборной должностью был тысяцкий — предводитель новгородского ополчения (тысячи). Ему подчинялись командиры сотен и десятков (сотские и десятские). Ополчение участвовало в походах вместе с княжеской дружиной.

Со второй половины XII в. стал выбираться глава церкви — епископ (впоследствии архиепископ). Киевский митрополит только утверждал избранного кандидата. Новгородский владыка обладал широкими полномочиями. Он хранил в Софийском соборе городскую казну, образцы мер и весов, следил за порядком взвешивания и измерения товаров. Ему также подчинялись обширные государственные земельные владения Новгорода. В Софийском соборе хранился также городской архив, под руководством епископа составлялась летопись. Велика была роль епископа во внешней политике и внешней торговле. Сохранились соглашения с союзом балтийских торговых городов (Ганза), подписанные новгородским владыкой Долматом (третья четверть XIII в.). В случае нарушения договоров зарубежные купцы жаловались владыке.

Главным органом управления в Новгороде было вече — собрание граждан, имеющих свои дома, глав семей. Вече собиралось на так называемом Ярославовом дворе, близ торговой площади. Здесь стояла башня с вечевым колоколом, символом Новгородской вольности. По звону колокола люди устремлялись на вечевую площадь. Обсуждения проходили бурно, а решения принимались без голосования, при общем согласии улиц и концов. Часто возникали острые разногласия, которые заканчивались дракой на большом мосту через Волхов. В таких случаях князь мог выступать посредником. Археологические раскопки показали, что вечевая площадь была не очень велика и могла вмещать не более 300-400 человек.

Следовательно, в собраниях участвовали лишь наиболее влиятельные и знатные граждане. В 1471 г. новгородское вече приняло и утвердило Судебник (судная грамота). Вече решало вопросы войны и мира, призывало князя и заключало с ним договор, разбирало споры с князем, избирало посадника, тысяцкого, владыку. Вече было высшей судебной инстанцией по важнейшим преступлениям, требующим самого сурового наказания (смертная казнь и конфискация имущества). Вече ведало внешней политикой и всеми вопросами обороны (сбор войска, постройка крепостей и т.д.). В концах и улицах города было свое местное самоуправление, собирались свои веча, которые избирали «кончанских» и «уличанских» (объединявших жителей улиц) старост.

В управлении Новгородом большую роль играл совет господ. В его состав входили работающие и бывшие посадники и тысяцкие, «кончанские» и «уличанские» старосты. Совет господ предварительно обсуждал все вопросы, которые выносились на вече. По заключению В.О. Ключевского, это была «скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления».

Территория Новгородской земли складывалась постепенно. Центром ее была древняя область поселения славян, расположенная в бассейне озера Ильменя и рек - Волхова, Ловати, Меты и Мологи. Крайним северным пунктом был город Ладога - сильная крепость в устье Волхова. В дальнейшем эта древняя область обрастала новыми территориями, из которых одни органически слились с первоначальным ядром Новгородской земли, другие составили своего рода колонии Новгорода.

В XII - XIII вв. Новгород владел на севере землями по Онежскому озеру, бассейном ладожского озера и северными берегами Финского залива. На западе Новгород укрепился в Чудской земле, где опорным пунктом его стал основанный Ярославом Мудрым город Юрьев (Тарту). Но особенно быстро шел рост новгородских владений в северо-восточном направлении, где Новгороду принадлежала полоса земли, вытянувшаяся до Урала и за Урал.

Собственно новгородские земли делились на пять больших областей пятин, соответственно пяти концам (районам) Новгорода. На северо-запад от Новгорода, в сторону Финского залива шла Водская пятина, она охватывала земли финского племени водь; к юго-западу, по обе стороны реки Шелона - Шелонская пятина; к юго-востоку, между реками Достою и Ловатыо - Деревская пятина; на северо-восток (С Белому морю но обе стороны Онежского озера - Онежская пятина; за Деревскоп и Онежской пятинами, на юго-восток, лежала Бежецкая пятина.

Помимо пятин, огромное пространство занимали нов­городские волости - Заволочье, или Двинская земля - в районе Северной Двины. Пермская земля - по течению Вычегды и ее притокам, по обеим сторонам Печоры - область Печора, к востоку от Северного Урала - Югра, на север, в пределах Онежского и Ладожского озер, - Корела, наконец, на Кольском полуострове - так называемый Терский берег.

Население Новгородской земли занималось главным образом сельским хозяйством, в первую очередь, земледелием, которое составило основу новгородской экономики. Новгородские бояре и духовенство имели обширные вотчины. Здесь было развито также купеческое землевладение.

В земледелии новгородских пятен преобладала пашенная система, подсека сохранялась лишь в крайних северных районах. Ввиду неблагоприятных почвенно-климатических условий, урожаи были не высоки, поэтому, несмотря на широкое распространение земледелия, оно все же не покрывало потребностей новгородского населения в хлебе. Часть хлеба приходилось ввозить из других русских земель, главным образом, из Ростово-Суздальской и Рязанской. В неурожайные годы, которые были нередким явлением в жизни Новгородской земли, ввоз хлеба приобретал решающее значение.

Наряду с земледелием и скотоводством население Новгородской земли занималось различными промыслами: охотой за пушным и морским зверем, рыбной ловлей, бортничеством, разработкой соли в Старой Руссе и на Вычегде, Добычей железной руды в Вотской пятине. В центре Новгородской земли - Новгороде и его пригороде - Пскове Процветали ремесло и торговля. Новгород издавна славился своими ремесленниками, плотниками, гончарами, кузнецами, оружейниками, кроме того, в нем жили сапожники, кожевники, войлочники, мостовики и много других ремесленников разных специальностей. Новгородцы-плотники выписывались для работы в Киев и так прославились своим искусством, что термин «новгородец» часто обозначал - «плотник».

Большое значение в экономике Новгорода имела внутренняя и внешняя торговля. Через Новгород проходили важнейшие торговые пути того времени из Северной Европы в бассейн Черного моря и из стран Запада в страны Восточной Европы. Это издавна способствовало развитию в нем ремесла и торговли.

Предприимчивые новгородские купцы уже в X в. плавали в своих утлых суденышках по пути «из варяг в греки», достигая берегов Византии. Широкий обмен существовал между Новгородом и Европейскими государствами. Сначала Новгород был связан с островом Готландом - крупным торговым центром Северо-Западной Европы. В самом Новгороде существовал готский двор - торговая колония, обнесенная высокой стеной, с амбарами и домами для проживающих иноземных купцов. Во второй половине XII в. завязываются тесные торговые связи Новгорода с союзом северо-германских городов (Ганзой). В Новгороде был построен новый немецкий торговый двор, выросла новая торговая колония. На территории этих торговых колоний инозем­ные купцы были неприкосновенны. Особый устав «Скра» регулировал жизнь торговой колонии.

Из-за границы в Новгород шли сукна, металлы, оружие и другие товары. Из Новгорода в разные страны везли полотно, пеньку, лен, сало, воск и т.д. Значительной была роль Новгорода как посредника в обмене между Западом и Востоком. Восточные товары для Европы шли Волгой в Новгород, а затем уже в западные страны. Только татаро-монгольское иго и господство Золотой Орды подорвало это посредническое значение Новгорода.

Не менее важную роль для Новгорода играла торговля внутри самой Новгородской республики и с Северо-Восточной Русью, откуда он получал недостающий ему хлеб. Потребность в хлебе всегда заставляла Новгород дорожить своими отношениями с владимиро-суздальскими князьями.

Многочисленное и сильное новгородское купечество имело свои организации наподобие западноевропейских купеческих гильдий. Наиболее сильной из них было так называемое «Ивановское сто» обладавшее большими привилегиями. Оно избирало из своей среды пять старост, которые вместе с тысяцким ведали всеми торговыми делами и торговым судом в Новгороде, устанавливали меры веса, меры длины и наблюдали за правильностью самой торговли.

Структура новгородской экономики определяла собой его социальный и политический строй. Господствующим классом в Новгороде были светские и духовные феодалы, землевладельцы и богатое новгородское купечество. В руках новгородских бояр и церкви находились обширные земельные владения. Один из иностранных путешественников - Лалуа - свидетельствует, что в Новгороде были такие сеньоры, которые владели землями на сотни верст. Пример - боярская фамилия Борецких, которая владела огромными территориями по Белому морю и Северной Двине.

Помимо бояр и церкви, в Новгороде существовали также крупные землевладельцы, занимавшиеся разной торговлей. Это так называемые «житьи люди».

Владельцы вотчин эксплуатировали труд феодально-зависимых людей - «половников», «поручников», «давных людей». Основной формой эксплуатации феодально-зависимого населения в Новгородской земле было взимание оброка.

Крупные феодалы бы­ли хозяевами положения не только в своих вотчинах, но и в городе. Вместе с купеческой верхушкой они образовывали городской патрициат, в руках которого находилась хозяй­ственная и политическая жизнь Новгорода.

Особенности социально-экономического развития Новгорода обусловили установление в нем особого, отличного от других русских земель политического строя. Первоначально в Новгороде сидели князья-наместники, посылаемые великими киевскими князьями. Они назначали посадников и тысяцких. Но сильные новгородские бояре и богатые горожане все неохотнее подчинялись подручным киевского князя. В 1136 г. новгородцы восстали против князя Всеволода и, говорит летописец, «всадиша князя Всеволода в епископском дворе с женой и детьми с тещей и стражье Стрежаху дено и нощь. 30 муж на день с оружием». Затем Всеволод был выслан в Псков. С этого времени в Новгороде устанавливается новый политический порядок.

Верховным органом в Новгороде стало вече - народное собрание. Вече созывал обычно посадник или тысяцкий. Созывалось оно на торговой стороне па Ярославском дворе звоном вечевого колокола. В концы посылались бирючи и подвойские кликать народ на вечевую сходку. Участвовать в вече могли все свободные люди, мужчины. Вече обладало большими полномочиями. Оно избирало посадника, тысяцкого, раннее назначавшихся князем, новгородского епископа, объявляло войну, заключало мир, обсуждало и утверждало законодательные акты, судило за преступления посадников, тысяцких, сотских, заключало договоры с иностранными державами. Вече, наконец, приглашало князя, а иногда изгоняло его («показывало ему путь»), заменяя его новым.

Исполнительная власть в Новгороде сосредоточивалась в руках посадника и тысяцкого. Посадник избирался на неопределенный срок, он контролировал князя, следил за деятельностью новгородских властей, в его руках находился верховный суд республики, право смещения и назначения должностных лиц. В случае военной опасности посадник шел в поход в качестве помощника князя. По приказу посадника звоном в колокол собиралось вече, которое он возглавлял. Посадник принимал иностранных послов и, в случае отсутствия князя, командовал новгородским войском. Тысяцкий был первым помощником посадника, командовал отдельными отрядами во время войны, а в мирное время ведал торговыми делами, торговым судом.

В пользу посадника и тысяцкого шло так называемое поралье, т.е. известный доход с плуга; этот доход и служил посаднику и тысяцкому в качестве определенного жалования.

На политическую жизнь Новгорода оказывал огромное влияние новгородский епископ, а с 1165 г. - архиепископ. В его руках находился церковный суд, он ведал делами сношения Новгорода с иностранными государствами, а главное - он был самым крупным из новгородских феодалов.

С изгнанием в 1136 г. из Новгорода князя Всеволода новгородцы не устранили вовсе князя, но значение и роль князя в Новгороде резко изменилось. Новгородцы теперь сами избирали себе на вече (приглашали) того или другого князя, заключая с ним договор «ряд», который крайне ограничивал права и круг деятельности князя. Князь не мог без соглашения с вече пи объявить войну, ни заключить мир. Он не имел права приобретать земли в новгородских владениях. Он мог собирать дань, но только в определенных, назначенных ему волостей. Во всей своей деятельности князь был подконтролен посаднику. Короче, новгородский князь был «кормленым» князем. Он был только военным специалистом, который должен был стоять во главе новгородского войска во время военной опасности. Судебные и админи­стративные функции у него отнимались и передавались начальным людям - посадским и тысяцким.

Новгородскими князьями, как правило, были Владимиро-Суздальские князья, наиболее сильные из русских князей. Они настойчиво стремились подчинить своей власти Великий Новгород, но последний решительно боролся за свои вольности.

Поражение суздальских войск в 1216 г. на речке Липице завершило эту борьбу. Новгород окончательно превратился в феодальную боярскую республику.

Сложившийся в Новгороде и отделившемся от него в XIV в. Пскове вечевой строй просуществовал до самого присоединения их к Москве.

Следует отметить, что вечевой строй в Новгороде отнюдь не был народоправством. Фактически вся власть находилась в руках новгородской верхушки. Рядом с вече новгородские верхи создали свой аристократический орган - совет господ. В него входили степенные (т.е. действующие) посадник и тысяцкий, бывшие посадники и тысяцкие, старосты новгородских концов. Председателем совета господ был новгородский архиепископ. Совет господ собирался в покоях архиепископа и решал предварительно все дела, какие выносились на вечевую сходку. Постепенно совет господ стал подменять своими решениями вечевые постановления.

Народ протестовал против насилия господ. Вечевая жизнь Новгорода знает не один пример столкновения между фео­дальной знатью и широкими слоями населения.

Административное деление.

Новгород делился Волховом на две части, или стороны, - Торговую и Софийскую. Эти стороны соединялись мостом Великим. Торговая сторона получила название от находившегося там торга, то есть рынка. На торге находился Ярославов двор, у которого собирались веча, степень - помост, с которого обращались с речами на вече. Около степени находилась башня с вечевым колоколом, там же располагалась вечевая канцелярия. Софийская сторона получила название от находящегося там Софийского собора.

Новгород также подразделялся на 5 концов или райнов: Славенский и Плотницкий составляли Торговую сторону, а Неревский, Загородский и Гончарский - Софийскую. Деление на концы было историческим. Новгород составился из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными поселениями, а потом соединились, образовав город (1). Славенский конец раньше был отдельным городом - Словенском. В середине IX века резиденцией князей становится Рюриково городище, а напротив Словенска строится крепость Новая, вскоре ставшая Новгородом. Загородский конец, судя по названию, образовался последним, изначально он находился за городом, и только после постройки крепости смог войти в его состав. Концы Плотницкий и Гончарский, вероятно, раньше составляли рабочие пригороды Словенска, в которых жили соответственно плотники и гончары. Название пятого конца, Неревского, можно объяснить тем, что "на рву" обозначает “на окраине”. То есть, название конца говорило о том, что он находится на самой окраине города.

За каждым концом была закреплена определенная земля. Всего пятин было пять - по количеству концов: Вотьская, которая простиралась на северо-запад от Новгорода, между реками Волховом и Лугой по направлению к Финскому заливу, получившая свое название от обитавшего здесь племени Водь; Обонежская - на северо-востоке, справа от Волхова по направлению к Белому морю; Деревская к юго-востоку, между реками Мстою и Ловатью; Шелонская к юго-западу, между Ловатью и Лугой, по обе стороны реки Шелони; Бежецкая - далеко на восток и юго-восток, за пятинами Обонежской и Деревской.

Вероятнее всего, Новгородская земля была разделена на пятины между концами для того, чтобы более систематизировано взимать налоги с проживавшего там населения. Возможно, Новгород регулярно перераспределял пятины между разными концами, чтобы снизить вероятность коррупции.

Кроме пятин, в Новгородской республике существовало разделение на волости. Волости - это владения более отдаленные и позднее приобретенные (2). К волостям относились города, находившиеся в совместном владении с другими княжествами, такие как Волок-Ламский, Бежичи, Торжок, Ржев, Великие Луки с их округами. Волок-Ламский, Бежичи и Торжок находились в совместном владении с великими князьями Владимирскими, а потом - Московскими; а Ржев и Великие Луки - с князьями Смоленскими. К волостям относилась обширная часть Новгородской республики, находившаяся на северо-востоке от пятин Бежецкой и Обонежской - Двинская земля или Заволочье. На реке Вычегда с притоками находилась Пермская волость. Далее к северо-востоку находилась волость Печора по обеим сторонам одноименной реки, а за Уральскими горами - Югра. На северном берегу Белого моря находилась волость Тре, или Терский берег.

Все административно-территориальные единицы Новгородской республики пользовались широкими правами. Известно, например, что концы и пятины управлялись выборными должностями, а во Пскове и других городах был собственный князь (3).

Общественный строй.

Прежде всего, новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Причем меньшие не были меньшими по политическим правам, а только по экономическому положению и фактическому значению. Неравенство фактическое при полном равенстве юридическом стало причиной многочисленных новгородских бунтов.

Кроме общего разделения на лучших и меньших, новгородское общество делилось на три класса: высший класс - бояре, средний - житьи люди, своеземцы и купцы, низший - черные люди.

Новгородское боярство, в отличие от боярства других княжеств, являлось не дружиной князя, а крупными землевладельцами и капиталистами. Боярство стояло во главе всего новгородского общества. Оно сложилось из военной старшины, управлявшей Новгородом до появления Рюрика. По разным обстоятельствам эта знать не утратила своего привилегированного положения и при князьях. Уже в XI в. князья, правившие Новгородом, назначали на местные правительственные должности людей из местного же общества. Таким образом, новгородская администрация по личному составу своему сделалась туземной еще прежде, чем сделалась выборной (4). Боярство являлось основной политической силой Новгорода. Получая со своих земель колоссальные доходы, бояре имели возможность подкупать на вече "крикунов" и проводить решения, нужные им. Кроме того, обладая большими капиталами, бояре ссужали ими купцов и таким образом стояли во главе торговых оборотов.

Средний класс новгородского общества в основном представлялся житьими людьми. Житьи люди - это население среднего достатка. Они представляли собой род акционеров, вкладывающих деньги в развитие международной торговли. Получая со своих земель доходы, житьи люди вкладывали их в купеческие предприятия, с чего и получали прибыль. В политической жизни города этот класс исполнял судебные и дипломатические поручения Совета господ, являлся представителем концов, в которых проживал.

В отличие от других русских княжеств, в Новгороде сохранился класс мелких землевладельцев - своеземцев. Но землевладение своеземцев несколько отличалось от обычного боярского землевладения - своеземцы очень редко владели землями в одиночку. Обычно своеземцы обрабатывали и приобретали землю сообща - некоторое подобие крестьянской общины. Своеземцы либо сами обрабатывали свою землю, либо сдавали ее в аренду крестьянам. Своеземцы отличались от крестьян тем, что имели полное право на землю. Они в большинстве своем были городскими жителями, купившими земельные участки, вроде нынешних дачников, только земли своеземцев были больше и в основном сдавались в аренду. Своеземцы вместе складывались в земледельческие товарищества, носившие название сябров или складников.

Купечество было торговым классом, извлекающим прибыль из выгодного географического положения Новгорода. Купцы, в основном, работали с помощью капиталов бояр и житьих людей. Новгородское купечество вело крупную транзитную торговлю и имело собственные земельные владения. Постепенно купечество начало разделяться на "сотни". Каждая сотня имела свой устав, свои привилегии. Самое привилегированное купеческое общество носило название "Ивановского ста" и собиралось при церкви Иоанна Предтечи. По его уставу, чтобы стать полноправным и потомственным членом этого общества, необходимо было внести 50 гривен серебра. Совет общества, состоящий из двух купеческих старост под председательством тысяцкого, ведал все торговые дела и торговый суд в Новгороде (5).

Не принадлежавшее к первым двум классам население называлось “черными людьми”. Разумеется, черные люди составляли большинство населения Новгородской республики. К ним принадлежали жившие в городах ремесленники и мелкие торговцы, сельское население: смерды и земцы. Они несли повинности по строительству и ремонту мостов и дорог, сооружению церквей и городских укреплений, в военное время призывались в ополчение. Черные люди, как и все свободное население Новгорода, имели право принимать участие в вечах.

Основная масса сельского населения являлась смердами. Первоначально они имели свое собственное хозяйство и платили дань государству. С развитием боярского землевладения они все больше превращались в экономически зависимое население.

Постепенно смерды распались на две категории - общинников, плативших налоги Новгороду, и смердов, которые делились на закладников и половников. Закладниками являлись крестьяне, вышедшие из общины и поступившие в зависимость к боярам. Половники - это крестьяне, сидевшие на землях частных владельцев. Свое название они получили от типа арендной платы за землю - половины урожая. Но в Новгородской земле существовали и более льготные условия аренды - треть или четверть урожая все зависело от ценности земли в данном месте. Половники отправляли повинности только в пользу собственного господина. По роду работы половники делились на изорников (пахарей), огородников и кочетников (рыболовов). Половник имел право уйти от своего господина один раз в году в установленный законом срок - Филиппово заговенье. Перед уходом половник должен был полностью погасить свою задолженность перед господином.

Самой бесправной группой населения в Новгороде были земцы (холопы). Земцы постепенно с развитием боярского землевладения теряли свои права. Первоначально земца нельзя было судить без его господина. Договор новгородцев с князем Ярославом Ярославичем 1270 г. постановил не верить доносу холопов на своих господ.

Вече и Совет господ.

Высшими органами государственной власти в Новгороде являлись вече и Совет господ.

По своему происхождению Новгородское вече было городским собранием, похожим на остальные, существовавшие в других городах Руси в XII столетии (6). Вече не было постоянно действующим органом. Оно созывалось не периодически, а только тогда, когда в нем была действительная необходимость. Чаще всего это случалось во время войн, восстаний и призыва князей. Вече созывалось князем, посадником или тысяцким на Торговой стороне города, на Ярославовом дворе, или же собирали вече по воле народа, на Софийской или Торговой стороне. Состояло оно из жителей как Новгорода, так и его пригородов; ограничений в среде новгородских граждан не было: всякий свободный и самостоятельный человек мог идти на вече. Вече собиралось по звону вечевого колокола.

Фактически вече состояло из тех, кто мог прийти на него, то есть в основном жителей Новгорода, так как о созыве веча не сообщалось заранее. Но иногда на вече присутствовали делегаты от крупных пригородов Новгорода, таких как Псков, Ладога и другие. Например, на вече 1136 г. присутствовали ладожане и псковичи. Чаще, однако, жители пригородов приезжали на вече с жалобой на то или иное решение новгородцев. Так, в 1384 г. жители Орехова и Корелы послали в Новгород своих делегатов с жалобой на литовского князя Патрикия, посаженного у них новгородцами. Вопросы, подлежавшие обсуждению веча, предлагались ему со степени князем, посадником или тысяцким. Вече обладало законодательной инициативой, решало вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также судило по важнейшим преступлениям. Вече имело право принимать законы, приглашать и изгонять князя, выбирать, судить и снимать с должности посадника и тысяцкого, разбирать их споры с князьями, решать вопросы о войне и мире, раздавать волости на кормление князьям.

Решения веча постановлялись единогласно; в случае несогласия вече разделялось на партии, и сильнейшая силой заставляла согласиться слабейшую. Иногда, как результат распри, созывалось два веча; одно на Торговой, другое - на Софийской стороне. Конфликт кончался тем, что оба веча сходились на Великом мосту и дрались, если вмешательство духовенства не предупреждало кровопролития.

На вече не было понятия кворума, а отсюда один раз на вече могло быть все население города и не принять закона, а другой раз - сотая часть населения и принять такой закон, который был выгоден только этой части. Результат голосования определялся не по количеству голосов, а по мощи глотки кричащих: за что громче кричали, то и считалось принятым.

Так как вече собиралось не постоянно, а только тогда, когда его созывали, то необходим был постоянный орган власти, который бы занимался управлением Новгородской республикой. Таким органом власти стал Совет господ. Он состоял из старых и степенных посадников, тысяцких, сотских и архиепископа. Совет имел аристократический характер, число его членов в XV в. доходило до 50. Этот орган развился из древнего института власти - боярской думы князя с участием городских старейшин. В XII в. князь к себе на совет со своими боярами приглашал городских сотских и старост. По мере того как князь терял органические связи с местным новгородским обществом, он с боярами был постепенно вытеснен из совета. Его заменил местный владыка - архиепископ, который стал постоянным председателем Совета.

Частые смены высших чиновников Новгорода стали причиной быстрого разрастания состава Совета господ. Все члены Совета, кроме председателя, назывались боярами.

Совет господ подготовлял и вносил на вече законодательные вопросы, представлял готовые законопроекты, при этом он не имел собственного голоса в принятии законов. Также Совет осуществлял общее наблюдение за работой государственного аппарата и должностных лиц республики, контролировала деятельность исполнительной власти. Он же, совместно с князем, посадником и тысяцким решал вопросы о созыве веча и впоследствии направлял всю его деятельность.

Совет господ имел огромное значение в политической жизни Новгорода. Он состоял из представителей высшего новгородского класса, имевшего могущественное экономическое влияние на весь город, этот подготовительный совет часто и предрешал выносимые им на вече вопросы, проводя среди граждан подготовленные им самим ответы. Таким образом, вече очень часто становилось оружием для придания решениям Совета законности в глазах граждан.