Нужна строевая подготовка. Памятка командиру отделения «Строевой смотр

Строевая подготовка.

План-конспект

проведения занятия по строевой подготовке

с __ взводом военных сборов.

Тема: Строевые приемы и движение без оружия.

Занятие: Строи и управление ими. Команды, порядок подачи. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка.

 ознакомить обучаемых с понятием строя, с элементами строя, с порядком подачи и выполнения команд;

 научить обучаемых занимать свое место в стою, строевой стойке, выполнению команд согласно Строевого Устава;

 воспитать у обучаемых любовь к ВС ФР, к строевой подготовке.

Место проведения: строевой плац.

Метод проведения занятия: практическое.

Время: 50 мин.

Учебные вопросы:

1. Понятие о строе.

2. Команды и порядок их подачи.

3. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

4. Строевая стойка. Выполнение команд.

Ход занятия:

І. Вводная часть.

 Проверка наличия личного состава;

 Проверка готовности к занятию;

 Объявление цели и темы занятия.

ІІ. Основная часть.

    Вопрос.

Понятие о строе.

Занятие по этой теме обычно проводятся в составеотделения (взвода) под руководством командира. По­строив взвод (роту) в одну шеренгу, командир выводит из строя отделение и, поставив его в одну шеренгу пе­ред строем, объявляет тему и содержание занятия, дает определение элементам строя. Строй - установленное Уставом размещение военно­служащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Командир предлагает одному-двум обучаемым повторить определение строя, затем приступает к определению его элементов.

Шеренга - строи, в котором военнослужащие (обу­чаемые) размещены один возле другого на одной ли­нии на установленных интервалах.

Указав на строй, командир говорит: «Строй, в ко­тором вы сейчас стоите, есть развернутый одно-шереножный строй», после чего рассказывает, показывает и дает определения: флангу и фронту строя, тыльной сто­роне строя, интервалу и ширине строя.

Фланг - правая и левая оконечность строя. При по­воротах строя названия флангов не изменяются.

Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие (обучаемые) обращены лицом.

Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Интервал - расстояние по фронту между военно­служащими (обучаемыми), подразделениями и частями.

Командиру необходимо подчеркнуть, что в сомкну­том строю, в котором сейчас находятся солдаты, ин­тервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони.

Ширина строя - расстояние между флангами.

После объяснения и показа элементов одношереножного строя командир перестраивает отделение в двух шереножный строй и дает его определение.

В двухшереножном строю военнослужащие одной ше­ренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки).

Командир предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытя­нув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего. В двухшереножном строю шеренги называ­ются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.

Ряд – два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужа­щим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд должен быть полным.

Командир поясняет, что при повороте двухшереножного строя кругом тот, кто находится в неполном ряду, переходит в стоящую впереди шеренгу. Следует под­черкнуть также, что если в строю менее четырех чело­век, то они строятся только в одну шеренгу.

Двух шереножный строй и его элементы.


Чтобы показать разомкнутый строй, командир раз­мыкает двух шереножный строй и поясняет, что в ра­зомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Затем командир ставит перед обучаемыми вопросы, проверяя, как они усвоили пройденный материал. Во­просы могут быть такие: «Что такое строй?», «Дайте определение флангу и фронту строя», «Что такое интер­вал и дистанция?», «Каким может быть одношереножный и двух шереножный строй?», «Меняются ли назва­ния флангов при поворотах строя?» и т. д.

Убедившись, что обучаемые усвоили положения раз­вернутого строя и его элементы, командир приступает к тренировке.

Во время тренировки командир может убедиться, что отработанные положения усвоены.

После этого он приступает к показу походного строя.

Походный строй – строй в котором подразделение построено в колон­ну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или при­казом командира.

Командир отделения, построив обучаемых в колонну по одному, объясняет, что колонна - это строй, в ко­тором военнослужащие расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построе­ния подразделений и частей в походный или развер­нутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два.

Называя элементы походного строя, командир дает их определение.

Направляющий - военнослужащий, двигающийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразу­ют свое движение остальные военнослужащие (обучае­мые).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение), двигающийся последним в колонне.
Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней ше­ренги (позади стоящего военнослужащего).

После показа походных строев и их элементов коман­дир проверяет усвоение, задавая примерно следующие вопросы: «Какой строй называется походным?», «Что называется глубиной строя?» и т. д. Удостоверившись, что солдаты усвоили данный раздел, командир перехо­дит к изучению очередного учебного вопроса.

    Вопрос.

Команды и порядок их подачи.

Прежде чем приступить к изучению команд, коман­дир должен рассказать обучаемым о их назначении и показать, как правильно выполнять команды. Он гово­рит, что команды служат для управления строями, по­даются, как правило, голосом, а также сигналами и личным примером.

Для ознакомления с командами командир практи­чески подает несколько команд голосом и сигналами, но пока не требует их выполнения.

Команда разделяется па предварительную и испол­нительную; могут быть и только исполнительные команды.

Предварительная команда подается отчетливо, гром­ко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По предварительной команде те, кто стоит в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а находящиеся в движении ставят ногу тверже.

Исполнительная команда подается после паузы, громко, от­рывисто и четко. Исполнительная команда немед­ленно и четко выполняется.

Чтобы привлечь внимание обучаемого, в предварительной команде называется наименование подразделения или фамилия обучаемого. Например, «Взвод – СТОЙ!», «Второе отделение, шагом – МАРШ», «Товарищ Иванов, кру-ГОМ» и так далее.

После объяснения командир подает несколько исполнительных команд, например: «ВСТАТЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬ­НО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ» и т. п., и тре­бует, чтобы обучаемые выполнили их.

В заключение командир поясняет, что для отмены приема (действия) или для прекращения его подается команда «ОТСТАВИТЬ»; рассказывает и показывает, что по команде « ОТСТАВИТЬ» принимается положение, в котором обучаемый находился до выполнения приема.

    Вопрос.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Рассказав о назначении команд и показав порядок их подачи и выполнения, следует перейти к изучению обязанностей военнослужащих перед построением и в строю. Но прежде необходимо разъяснить обучаемым требования Строевого устава, предъявляемые к солдатам перед по­строением и в строю.

«Ст. 26. Солдат (матрос) обязан:

Проверить исправность своего оружия, закреплен­ной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств противохимической защиты, шан­цевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

Аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устра­нить замеченные недостатки;

Знать свое место в строю, уметь быстро, без суе­ты занять его; в движении сохранять равнение, уста­новленный интервал и дистанцию; не выходить из строя (машины) без разрешения;

В строю без разрешения не разговаривать, не курить; быть внимательным к прика­зам и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

Передавать приказания, команды без искажений, громко, и четко».

Обучаемые должны знать 26-ю статью Строевого устава наизусть.

В ходе занятия командир должен проверить аккуратность и правильность подгонки обмундирования, приучить курсантов к взаимной помощи при устранении недостатков, обнаруженных по внешнем виде; следует проверить знание своего места в строю и соблюдение дисциплины в строю, а также умение передавать при­казания.

Аккуратность и правильность подгонки обмундиро­вания проверяются так: командир строит обучаемых в одну шеренгу, обходит строй с правого фланга и про­веряет каждого в отдельности: правильно ли заправле­но обмундирование, как надет головной убор и т. д. Не­достатки отмечаются и устраняются тут же.

На примерах аккуратно и неряшливо одетых обу­чаемых командир объясняет требования Строевого устава и показывает порядок устранения недостатков: на себе или на одном-двух обучаемых он демонстриру­ет, как правильно заправить обмундирование, надеть головной убор и т. д.

Заканчивая занятие, командир делает краткий раз­бор и дает задание к следующему занятию. Задание может быть таким: изучить ст. 26-28 Строевого устава. Одновременно командир рекомендует повторить прой­денный материал, для чего предлагает изучить ст. 1 - 23 и 25 Строевого устава.

4. Вопрос.
Строевая стойка. Выполнение команд

В соответствии с существующей программой на за­нятии предстоит изучить строевую стойку и совершен­ствоваться в выполнении команд: «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «Го­ловные уборы - СНЯТЬ», «Головные уборы - НА­ДЕТЬ», «ОТСТАВИТЬ».

Ст. 27. Строевая стойка принимается по команде «Становись» или «Смирно». По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Изучение строевой стойки начинается с образцового показа ее командиром; при этом обучаемые должны видеть его спереди сбоку. Затем командир рассказывает обучаемым, по каким командам и в ка­ких случаях принимается строевая стойка, и показы­вает порядок ее принятия по разделениям, кратко пояс­няя выполнение каждого ее элемента. После этого он приказывает курсантам принять строевую стойку само­стоятельно и проверяет каждого из них, отмечая недо­статки, а затем приступает к разучиванию строевой стойки по элементам. Начинать целесообразно с подго­товительных упражнений для выработки правильной постановки корпуса, ног, рук, плеч и головы.

Для выполнения этого упражнения подается коман­да «Носки свести вместе, делай-РАЗ», «Носки разве­сти, делай - ДВА», «Носки свести, делай- РАЗ» и т. д. Подавая команду, командир отделения следит за шири­ной разведения носков и попутно исправляет ошибки. Смотреть вниз при этом, обучаемым не разрешается. Когда обучаемые выполнят упражнение несколько раз под общую команду, командир отделения приказывает им приступить к самостоятельной тренировке. Коман­дир отделения и командир взвода в это время проверяют выполнение упражнения поочередно у каждого курсанта и дают указания по устранению допускаемых ими ошибок.

Строевая стойка.

Отработав первое упражнение, командир показывает второе подготовительное упражнение -«Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть – Делай – РАЗ, Делай – ДВА (принять положение «Вольно»).

Чтобы приподнять грудь, необходимо сделать глубо­кий вдох, в таком положении задержать грудную клет­ку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподня­той грудью. В момент приподнимания груди подбирается живот, плечи разворачиваются, руки опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями - внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра.

Чтобы подать все тело несколько вперед, необходимо приподняться на носках, а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню:

Рекомендуется показать положение корпуса при строевой стойке с помощью зеркала. Для этого необ­ходимо построить отделение перед зеркалом в одну шеренгу и приказать, предположим, первым номерам принять строевую стоику, а вторым номерам стоять в положении «вольно». В этом случае хорошо будет заметно отличие строевой стойки от положения «вольно».

После отработки подготовительных упражнений командир отделения приступает к тренировке в выпол­нении строевой стойки в целом.

Чтобы проверить, правильно ли военнослужащие принимают строевую стойку, необходимо подать команду «Смир­но», а после этого - команду «Поднять носки ног». Если у кого-либо из обучаемые строевая стойка была при­нята неправильно, корпус тела не был подан несколько вперед, то они это действие выполнят легко. Те, кто строевую стойку принял правильно, носки ног поднять не смогут, значит, строевая стойка принята правильно.

После того как обучаемые будут правильно принимать строевую стойку, командир учит их выполнять команды: «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ». Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» надо всегда подавать команду «ВОЛЬНО».

По команде «ВОЛЬНО» надо встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, и не ослаблять внимания и не разговаривать.

По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не ос­тавляя своего места в строю, попра­вить оружие, обмундирование и снаряжение.

При необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.

По команде «СТАНОВИСЬ» обучаемые занимают свое место в строю, принимают строевую стойку, а коман­дир проходит перед строем и проверяет обучаемых. Убедившись, что строевая стойка принята правильно, командир подает команду «ВОЛЬНО» и следит, как она выполняется. Поправив ошибки и * подав еще не­сколько раз эту команду для тренировки, командир приступает к отработке выполнения команды «ЗАПРА­ВИТЬСЯ».

Подавая по несколько раз команды «СТАНО­ВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», командир до­бивается правильного и четкого выполнения их. В даль­нейшем навыки в выполнении строевой стойки и дейст­вий по командам «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ» со­вершенствуются на всех занятиях.

Для тренировки следует производить различные построении, подавая команды, например: «Отделение, РАЗОЙДИСЬ»,«Отделение и одну шеренгу - СТАНО­ВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.

По команде «Головные уборы - СНЯТЬ» без ору­жия или с оружием в положении «за спину» правой рукой снять головной убор, передать его в левую руку, а правую руку опустить. Снятый головной убор держать в левой свободно опущенной руке звездой (кокардой) вперед.

По команде «Головные уборы _- НАДЕТЬ» передать головной убор в правую руку, надеть его и опустить руку.

Снятие и надевание головного убора с оружием в положении «на ремень» и «на грудь» производится ле­вой рукой.

23.02.2017 - 13:13

Строевая подготовка – неотъемлемая часть жизни любого военнослужащего. Все, кто когда-то служил в армии, еще долго после окончания службы вспоминают, как приходилось подолгу маршировать на плацу и оттачивать шаг.

Одни вспоминают строевую подготовку с улыбкой, другие – вздрагивают при одной лишь мысли о ней. Но как бы то ни было, именно эта дисциплина закладывает базу поведения солдата на службе. Строевая подготовка учит не просто красиво маршировать на плацу, она закаляет волю, поднимает командный дух и совершенствует умение владеть своим телом...

Многие думают, что строевая подготовка появилась относительно недавно. Однако, это не так. Примерно в восьмисотом году до нашей эры греки впервые стали использовать военное построение. Благодаря такому обучению, фаланга превращалась в грозную наступательную силу. Сегодня многое изменилось. Но необходимость в координации действий не отпала. Солдат, который не умеет выполнять команды, может и сам погибнуть, и погубить товарища. Вот почему строевая подготовка построена на строжайшей дисциплине.

В Роте почетного караула, без участия которой не обходится ни один значимый праздник в стране, строевой подготовке уделяется особое внимание. Каждый шаг, каждая команда оттачивается до идеального исполнения.

Существует множество приемов строевой ходьбы. Один из основных видов – строевой шаг. Обычно он совершается с темпом 100-120 шагов в минуту. Другой вид – церемониальный или «прусский» шаг, когда нога выносится вперёд практически на прямой угол с телом. Кроме того, он выполняется в более медленном темпе – 75 шагов в минуту. Такие движения требуют продолжительной тренировки и огромных физических усилий.

Строевая подготовка – «наука» не из легких. Эти бойцы только постигают столь филигранное искусство. Впереди у ребят с безукоризненной выправкой – еще сотни часов тренировок на плацу, после которых они превратятся в настоящих бойцов и защитников Родины.

На полигоне «Мулино» завершилось учение «Эшелон-2019»



Новости Беларуси. На полигоне «Мулино» завершилось совместное боевое учение Вооруженных сил государств-членов ОДКБ «Эшелон-2019», сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

В нем приняли участие около 900 военнослужащих, было задействовано свыше 250 единиц техники. Впервые военные Армении, Беларуси, Казахстана, России, Кыргызстана и Таджикистана отработали на практике подготовку и выполнение совместных операций. Это объясняется необходимостью совершенствования системы материально-технического обеспечения Коллективных сил ОДКБ.

Анатолий Сидоров, начальник Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности:
Действия войск в современных условиях требуют большого объема и своевременности поставки материально-технических средств для их обеспечения. И, конечно, эти вопросы в центре внимания в Организации Договора о коллективной безопасности, чтобы мы могли обеспечить успешные действия войск Коллективных сил ОДКБ.


Помимо выполненных задач военные обсудили актуальные вопросы организации материально-технического обеспечения и его дальнейшего совершенствования.

  • Читать еще

9. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Строевая подготовка является одним из основных предметов военного обучения и воспитания. Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость Действий при вооружении и на технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения. Она включает одиночное строевое обучение без оружия и с оружием, строевое слаживание подразделений в пешем порядке и на машинах, строевые смотры и выполнение требований Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации в повседневной жизни.

Занятия по многим предметам боевой подготовки непосредственно связаны с действиями личного состава в строю: построения, передвижения и различные перестроения. Качество занятий во многом зависит и от того, как командиры танков сами выполняют требования Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Устав обязывает командиров перед построением указать время, место, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение, боевую и другую технику. Это требование вносит, прежде всего четкость, ясность и организованность перед выходом личного состава на занятия. Кроме того, командир должен проверить наличие в строю подчиненных, вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и шанцевого инструмента. У подчиненных следует проверить внешний вид, наличие и правильность подгонки снаряжения.

Командир отделения обязан постоянно поддерживать дисциплину строя, требовать точного выполнения подразделением команд и сигналов и за выполнением военнослужащими своих обязанностей в строю. При подаче команд в строю на месте командир принимает положение «смирно».

При построении отделений с техникой командиры обязаны произвести ее осмотр, проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, а также правильность крепления перевозимой (буксируемой) материальной части и укладки имущества. В движении соблюдать установленные правила, дистанцию и скорость.

Главными задачами командира отделения в процессе обучения являются: своевременное выявление недостатков и ошибок при выполнении приемов и вскрытие их причин; устранение недостатков в ходе каждого занятия и повседневной жизни; постоянная высокая требовательность к себе и подчиненным.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Высокая строевая выучка командира имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приемы и методически правильно обучать подчиненных.

Каждому занятию должна предшествовать тщательная подготовка. В соответствии с требованиями программы боевой подготовки командиры отделений готовятся к проведению занятий на инструкторско-методических занятиях, инструктажах и в часы самостоятельной подготовки. В часы самостоятельной подготовки командир отделения изучает уставные положения, методические пособия по строевой подготовке и команды; составляет план-конспект, исходя из указаний командира взвода; совершенствует технику выполнения строевых приемов и действий, отрабатываемых на занятиях; готовит личный состав отделения.

Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью в деле совершенствования строевой выучки воинов и подразделений. Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, проводимых в ходе занятий.

В строевом обучении в основном используются следующие методы: устное изложение, показ, тренировка, самостоятельное изучение.

При изучении строевого приема или действия необходимо найти такой метод объяснения, показа и тренировки, который в данное время, на данном занятии даст наилучший результат в кратчайшее время.

Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием или действие. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.

Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должно обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых и своевременное устранение замеченных ошибок. Наиболее целесообразным удалением от строя подразделения надо считать: для командира отделения - 3-4 шага, для командира взвода - 5-6 шагов.

Команды необходимо подавать четко и громко. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная - приводит военнослужащих в замешательство или к невыполнению приема.

Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности: ознакомление; разучивание; тренировка.

Для ознакомления с приемом командир должен:

назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;

подать команду, по которой выполняется прием;

показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе - по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.

На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться:

в целом, если прием несложный;

по разделениям, если прием сложный;

с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.

Изучение каждого элемента приема (если он сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяснения. Приемы, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых большое впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано.

После ознакомления со строевым приемом приступают к формированию навыка как целостного действия, включающего два связанных между собой основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении сложного приема на элементы и в выполнении его по элементам.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем в единое целое.

В завершении обучения проводится тренировка, которая заключается в многократном выполнении изучаемого приема в целом. Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь с ним рядом, тренирует или обучает его, а остальные в это время продолжают тренировку самостоятельно. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько солдат, командир прекращает тренировку отделения и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается. При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.

ОДИНОЧНАЯ СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Одиночная подготовка военнослужащих является основой строевой подготовки подразделения. Только в процессе одиночной подготовки можно подметить все ошибки и своевременно исправить их. Одиночное обучение, как правило, непосредственно осуществляет командир отделения. Он лично проводит занятия с отделением и отвечает за индивидуальную подготовку своих подчиненных.

Занятия по одиночной строевой подготовке должны проводиться на специально оборудованной площадке или на строевом плацу.

Изучение строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении - на увеличенных дистанциях, с тем, чтобы командиру отделения отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого солдата.

Наиболее часто используются односторонний и двусторонний способы обучения. При одностороннем способе обучения все обучаемые находятся в разомкнутом строю, тренируются в выполнении приема или действия под руководством командира отделения. При двустороннем способе обучения военнослужащие тренируются попарно, поочередно выступая в роли командира, при этом, наиболее подготовленные солдаты тренируют менее подготовленных. Командир отделения контролирует действия солдат, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки.

В обоих способах обучения обычно применяются два методических приема.

Первый прием – «Делай, как я». При этом командир отделения, тренируя солдат, сам образцово выполняет прием. Второй прием – «Тренирую одного - выполняют все». Из разомкнутого одношереножного строя командир отделения вызывает одного из солдат на определенное количество шагов, тренирует его, а находящиеся в строю солдаты выполняют те же команды, что и обучаемый.

В конце занятия командир отделения указывает каждому солдату, что и к какому сроку ему необходимо доработать, проводит состязание на лучшее исполнение изученного приема, а также дает указания о подготовке к очередному занятию.

Обучение солдат строевым приемам с оружием проводится теми же методами, что и без оружия. При этом в начале каждого занятия командир отделения обязан осмотреть оружие, чтобы оно не было заряжено, и проверить исправность крепления ремня. Перед выполнением строевых приемов с оружием оно предварительно ставится на предохранитель.

СТРОЕВОЕ СЛАЖИВАНИЕ

Строевое слаживание отделения заключается в обучении личного состава четким и согласованным действиям в развернутых и походных строях.

Занятия по обучению солдат действиям в строях отделения проводят командиры отделений под руководством командира взвода. Изучение действий в строях отделения командир отделения проводит в такой последовательности: называет строй; подает команду; поясняет порядок выполнения (построения, перестроения), если необходимо, вызывает из строя двух солдат и показывает действия каждого из них при различных перестроениях. Затем учит личный состав отделения четкому выполнению команды, добиваясь при этом слаженных действий.

Все построения и перестроения проводятся в строгом соответствии с уставными требованиями. Так, например, для построения отделения в развернутый одношереножный строй подается команда «Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ». По предварительной команде «Отделение» все обучаемые должны немедленно повернуться лицом к командиру, принять положение «смирно» и ждать следующей команды в готовности быстро и четко ее выполнить. Команду командир отделения подает, находясь лицом к обучаемым. По окончании подачи команды на построение он становится лицом в сторону фронта построения, оставаясь в положении «смирно». С началом построения командир отделения выходит из строя и следит за выстраиванием отделения. Выравнивание отделения производится в случаях, когда интервалы между военнослужащими в строю оказались нарушенными, носки сапог - не на одной линии, а в двухшереножном строю, кроме того, нарушена дистанция между шеренгами.

Для более быстрого усвоения обучаемыми порядка перестроения и достижения согласованных действий тренировку в развернутом строю следует начинать с перестроения по разделениям, а в походном строю - в замедленном темпе и по мере усвоения его, доводя до нормального.

Тренировку отделения в выполнении воинского приветствия целесообразно проводить вначале в одношереножном строю (в колонне по одному), а затем в двухшереножном (в колонне по два). Во всех случаях следует добиваться, чтобы воинское приветствие выполнялось молодцевато, с точным соблюдением требований Строевого устава; поворот головы должен быть однообразным, выполняться четко и одновременно всеми обучаемыми.

При ответе на приветствие командира (начальника) в движении все военнослужащие должны начинать ответ с постановки левой ноги на землю, произнося каждое последующее слово с постановкой на землю следующей ноги.

Слаживание отделения при действиях на машине включает: построение личного состава впереди машины; осмотр оружия; посадку личного состава; размещение военнослужащих и имущества; выполнение воинского приветствия на машине на месте и в движении; высадку личного состава из машины. Посадка и высадка личного состава отрабатывается вначале по разделениям или в медленном темпе, затем и быстром и уставном темпе.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Командир должен знать, что любое построение и передвижение подразделения в строю способствует совершенствованию строевой слаженности, укреплению сознательной воинской дисциплины у военнослужащих.

Физическая зарядка, утренний осмотр, несение службы в суточном наряде и другие мероприятия по распорядку дня должны также использоваться сержантами для улучшения строевой выучки солдат. Поведение военнослужащих в повседневной жизни (вне строя на территории военных городков и за их пределами) имеет важное значение в поддержании высокой воинской дисциплины и строевой выправки воинов. Одним из проявлений воинской вежливости является взаимное воинское приветствие.

Помимо формирования строевых навыков командир отделения обязан вырабатывать у подчиненных умение правильно носить военную форму одежды. Она должна строго отвечать правилам ее ношения и быть всегда чистой и опрятной.

Постоянная забота командира отделения о своем внешнем виде и внешнем виде подчиненных - первый признак стремления к порядку, организованности, высокой воинской культуры в подразделении.

10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
И СПОРТИВНАЯ РАБОТА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общие положения

Целью физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение уровня физической подготовленности военнослужащих необходимого для выполнения боевых и других специальных задач в соответствии с профессиональным предназначением.

Общими задачами физической подготовки военнослужащих являются:

гармоничное духовное и физическое развитие личности;

пропаганда здорового образа жизни;

развитие и поддержание на достаточном уровне физических качеств;

формирование военно-прикладных двигательных навыков.

Физическая подготовка способствует:

воспитанию морально-волевых и психологических качеств;

повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов;

военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;

формированию готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий.

Физическая подготовка проводится в следующих формах:

учебные занятия;

утренняя физическая зарядка;

физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.

Каждый сержант должен:

постоянно совершенствовать свою физическую подготовленность и быть примером в этом для подчиненных;

знать уровень физической подготовленности каждого солдата по всем упражнениям программы обучения;

умело владеть методикой проведения утренней физической зарядки, попутной физической тренировки, отдельных частей учебных занятий и способами обучения отдельному упражнению, приему (действию);

на практике осуществлять взаимосвязь физической подготовки с требованиями к боевой деятельности;

рационально распределять физическую нагрузку в течение дня и недели;

обеспечивать готовность мест для занятий по всем разделам физической подготовки;

соблюдать требования безопасности и предупреждения травматизма в процессе занятий по физической подготовке;

обеспечивать высокую мотивацию личного состава к занятиям по физической подготовке, выработку устойчивой потребности военнослужащих в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Планирование физической подготовки для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву осуществляется из расчета:

на учебные занятия – 3 ч в неделю в учебное время;

на утреннюю физическую зарядку – 30 (50) мин. ежедневно, кроме выходных и праздничных дней;

на физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности – по решению командира подразделения.

Основным документом планирования в роте является расписание занятий на неделю, в котором указываются: варианты и содержание утренней физической зарядки; темы и содержание занятий по физической подготовке; содержание попутных физических тренировок; время и содержание спортивной работы; время проведения, темы и содержание инструкторско-методических и показных занятий с сержантами, проходящими военную службу по призыву и по контракту.

Каждый военнослужащий несет личную ответственность за уровень своей физической подготовленности, обязан систематически заниматься физическими упражнениями и быть постоянно физически готовым к выполнению воинского долга и служебных обязанностей.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку.

Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, правильно его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:

в целом - если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;

по частям - если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;

по разделениям - если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;

с помощью подготовительных физических упражнений - если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.

Тренировка - закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений путем их многократного повторения в различных условиях, а также поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств.

Ошибки, возникающие в процессе обучения физическим упражнениям, исправляются в такой последовательности: при групповом обучении - вначале - общие, затем - частные; при индивидуальном обучении - вначале - значительные, затем - второстепенные.

Предупреждение ошибок обеспечивается:

четким показом и объяснением техники выполнения физических упражнений;

правильным первоначальным разучиванием физических упражнений;

использованием подготовительных физических упражнений;

своевременной и качественной помощью и страховкой.

Предупреждение травматизма обеспечивается:

четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;

высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма;

своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;

систематическим контролем за соблюдением установленных норм и правил безопасности со стороны руководителей занятий.

Учебные занятия являются основной формой физической подготовки.

Продолжительность учебных занятий в воинских частях составляет - 1-2 учебных часа (50-100 мин). Учебное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

На подготовительную часть занятия отводится 7-10 мин (10-15 мин - при 2-часовом занятии), решаются задачи организации занимающихся и подготовки их организма к предстоящим физическим нагрузкам.

Содержание подготовительной части составляют строевые приемы, общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части занятия. Общеразвивающие упражнения включают потягивающие упражнения, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, всего тела, упражнения в парах и комплексы вольных упражнений, а также ранее изученные приемы и действия.

Передвижение и перестроение подразделения для выполнения общеразвивающих упражнений производится в соответствии со Строевым уставом.

Выполнение физических упражнений на месте и в движении начинается с исходного положения, которое принимается по команде «Исходное положение - ПРИНЯТЬ». Упражнение выполняется по команде «Упражнение начи-НАЙ». Для окончания выполнения физического упражнения на месте вместо последнего счета подается команда «СТОЙ», в движении подается команда «Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ». Показ общеразвивающих упражнений, выполняемых на месте, производится руководителем стоя лицом (зеркально) или боком к обучаемым, а выполняемых в движении - навстречу строю.

Сложные упражнения выполняются по разделениями. Например: « Наклониться, руки назад, делай - РАЗ; строевая стойка, делай - ДВА; присесть, руки вперед, ладонями вниз, делай - ТРИ; строевая стойка, делай - ЧЕТЫРЕ». После освоения физического упражнения по разделениям подается команда на его выполнение в целом «Упражнение - начи-НАЙ».

Для повышения интенсивности нагрузки в подготовительной части занятия ранее изученные физические упражнения выполняются одно за другим без пауз для отдыха по команде «Потоком, упражнение - начи-НАЙ».

Основная частьзанятия проводится в течение 35-40 мин (65-85 мин - при 2-часовом занятии). В ней военнослужащие овладевают военно-прикладными двигательными навыками, совершенствуют их, развивают физические и специальные качества, воспитывают моральные и психические качества, добиваются боевой слаженности воинских подразделений, формируют умения действовать в сложных условиях.

Основная часть занятия проводится, как правило, на трех учебных местах с последующей их сменой. Выполнение физических упражнений на учебных местах организуется групповым или фронтальным способом.

Для смены мест занятий руководитель подает команду: «Взвод, упражнение - ЗАКОНЧИТЬ». По этой команде занимающиеся прекращают выполнение упражнений и строятся в одну шеренгу. Смена мест занятий производится по командам: «Напра-ВО», «Для смены мест занятий шагом (бегом) - МАРШ». При первой смене указывается порядок перехода.

Одиночная строевая подготовка, строевые приёмы без оружия.

ОСНОВЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Строевая подготовка является самостоятельным предметом обучения военнослужащих в системе боевой подготовки и органически входит во многие другие предметы обучения, оказывая влияние на развитие знаний, умений, навыков и психологической устойчивости, необходимых личному составу в современномбою. Поэтому в основу строевого обучения положены руководящие принципы педагогики. Высокая строевая выучка офицеров, прапорщиков и сержантов имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приёмы и методически правильно обучать подчинённых. Командиру недостаточно владеть высоким методическим мастерством, хорошей теоретической подготовкой и практическими навыками, ему важно ещё уметь активизировать познавательную деятельность своих подчинённых, а этого можно достичь повышением качества строевого обучения, воспитанием у воинов творческого мышления и оказанием помощи в овладении наиболее рациональными приёмами в ходе обучения. Командир должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учёбы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается в привычку определённый порядок в изучении строевых приёмов, а также действий с оружием и на технике. Известно, что пределы человеческого пoзнания относительны, поэтому необходимо добиваться того, чтобы подчинённые не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения). Ведь порицания заслуживает не тот, кто, не зная, ищет ответы и знания, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает. Усвоение - это понимание плюс запоминание, а овладение знаниями - это усвоение плюс применение знаний на практике. В обучении очень важно увязать известное с неизвестным, теорию с практикой,устанавливать наиболее эффективные формы и методы строевого обучения.
Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости результатов с повышением духа состязательности. Это создаёт необходимые предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.
Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью в деле совершенствования строевой выучки подразделений. Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, проводимых в ходе занятий. Интенсивность, непрерывность действий с полным напряжением сил - вот требования, предъявляемые к строевым занятиям сегодня. Практика показывает, что высокий уровень строевой выучки военнослужащих может быть достигнут: целеустремлённым и правильным планированием строевой подготовки, чёткой организацией и методически правильным проведением всех занятий; сознательным изучением и последующим совершенствованием приёмов каждым военнослужащим в строгом соответствия с требованиями Строевого устава; регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и плановых занятий по строевой подготовке; совершенствованием навыков в строевом обучении на всех занятиях, при построениях и передвижениях в повседневной жизни; самостоятельными тренировками военнослужащими строевых приёмов; постоянным контролем и высокой требовательностью со стороны командиров всех степеней к выполнению положений Строевого устава всеми военнослужащими.

Строевой Устав ВС РФ
Настоящий Устав определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого знамени воинской части в строю, порядок совместного выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени воинской части; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника. Строевым уставом руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - воинские части).
Действие Устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на граждан, призванных на военные сборы.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. СТРОИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
1. Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
2. Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
3. Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
4. Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).
5. Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.
6. Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
7. Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
8. Ширина строя - расстояние между флангами.
9. Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
10. Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.
Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.
При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.
11. Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.
В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
12. Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.
Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в развернутый или походный строй.
13. Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.
Развернутый строй, как правило, применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.
14. Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.
15. Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).
Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.
16. Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.
Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.
Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.
В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром.
Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.
17. Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.
При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия.
Например: "Автоматы на - ГРУДЬ". "Пулеметы на ре-МЕНЬ" и т. д.
Исполнительная команда (в Уставе напечатана крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего.
Например: "Взвод (3-й взвод) - СТОЙ". "Рядовой Петров, кру-ГОМ".
Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произноситься четко, без резкого повышения голоса.
18. Сигналы для управления строем и сигналы для управления машиной указаны в приложениях 3 и 4 к настоящему Уставу.
При необходимости командир может назначать дополнительные сигналы для управления строем.
19. Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами (старшими) машин.
При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал "ВНИМАНИЕ", а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения.
Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом "ВНИМАНИЕ".
Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.
20. Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда "ОТСТАВИТЬ". По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
21. При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.
Например: "Автомат на грудь, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ". "Направо, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА".
22. При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения.
Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85 настоящего Устава. После этого в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений.
Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.
23. Построение подразделений производится по команде "СТАНОВИСЬ", перед которой указывается порядок построения.
Например: "Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ".
По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.
24. При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований "отделение", "взвод", "рота", "батальон" и "полк" указываются наименования подразделений и воинских частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.

Строевая стойка
27. Строевая стойка (рис.) принимается по команде "СТАНОВИСЬ" или "СМИРНО". По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
Строевая стойка на месте принимается и без команды: при отдании и получении приказа, при докладе, во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации, при выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.
28. По команде "ВОЛЬНО" стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде "ЗАПРАВИТЬСЯ", не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение. При необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.
Перед командой "ЗАПРАВИТЬСЯ" подается команда "ВОЛЬНО".
29. Для снятия головных уборов подается команда "Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ", а для надевания - "Головные уборы (головной убор) - НАДЕТЬ". При необходимости одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды.
Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке кокардой вперед (рис. 2).
Без оружия или с оружием в положении "за спину" головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях "на ремень", "на грудь" и "у ноги" - левой. При снятии головного убора с карабином в положении "на плечо" карабин предварительно берется к ноге.

Повороты на месте
30. Повороты на месте выполняются по командам: "Напра-ВО", "Пол-оборота напра-ВО", "Нале-ВО", "Пол-оборота нале-ВО", "Кру-ГОМ".
Повороты кругом (на 1/2 круга), налево (на 1/4 круга), пол-оборота налево (на 1/8 круга) производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; направо и пол-оборота направо - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке. Повороты выполняются в два приема: первый прием - повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу;
второй прием - кратчайшим путем приставить другую ногу.

Движение
31. Движение совершается шагом или бегом.
Движение шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту. Размер шага - 70-80 см.
Движение бегом осуществляется с темпом 165-180 шагов в минуту. Размер шага - 85-90 см.
Шаг бывает строевой и походный.
Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке.
Походный шаг применяется во всех остальных случаях.
32. Движение строевым шагом начинается по команде "Строевым шагом - МАРШ" (в движении "Строевым - МАРШ"), а движение походным шагом - по команде "Шагом - МАРШ".

По предварительной команде подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.
При движении строевым шагом (рис. 3) ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить ее твердо на всю ступню.
Руками, начиная от плеча, производить движения около тела: вперед - сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти; назад - до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой.
При движении походным шагом ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободные движения около тела.
При движении походным шагом по команде "СМИРНО" перейти на строевой шаг. При движении строевым шагом по команде "ВОЛЬНО" идти походным шагом.
33. Движение бегом начинается по команде "Бегом - МАРШ".
При движении с места по предварительной команде корпус слегка подать вперед, руки полусогнуть, отведя локти несколько назад; по исполнительной команде начать бег с левой ноги, руками производить свободные движения вперед и назад в такт бега.
Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки полусогнуть, отведя локти несколько назад. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой ноги на землю. По этой команде правой ногой сделать шаг и с левой ноги начать движение бегом.
Для перехода с бега на шаг подается команда "Шагом - МАРШ". Исполнительная команда подается одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде сделать еще два шага бегом и с левой ноги начать движение шагом.

34. Обозначение шага на месте производится по команде "На месте, шагом - МАРШ" (в движении - "НА МЕСТЕ").
По этой команде шаг обозначать подниманием и опусканием ног, при этом ногу поднимать на 15-20 см от земли и ставить ее на всю ступню, начиная с носка; руками производить движения в такт шага (рис. 4). По команде "ПРЯМО", подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом. При этом первые три шага должны быть строевыми.
35. Для прекращения движения подается команда.
Например: "Рядовой Петров - СТОЙ".
По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю правой или левой ноги, сделать еще один шаг и, приставив ногу, принять строевую стойку.
36. Для изменения скорости движения подаются команды: "ШИРЕ ШАГ", "КОРОЧЕ ШАГ", "ЧАЩЕ ШАГ", "РЕЖЕ ШАГ", "ПОЛШАГА", "ПОЛНЫЙ ШАГ".
37. Для перемещения одиночных военнослужащих на несколько шагов в сторону подается команда.
Например: "Рядовой Петров. Два шага вправо (влево), шагом - МАРШ".
По этой команде сделать два шага вправо (влево), приставляя ногу после каждого шага.
Для перемещения вперед или назад на несколько шагов подается команда.
Например: "Два шага вперед (назад), шагом - МАРШ".
По этой команде сделать два шага вперед (назад) и приставить ногу.
При перемещении вправо, влево и назад движение руками не производится.

Повороты в движении
38. Повороты в движении выполняются по командам: "Напра-ВО", "Пол-оборота напра-ВО", "Нале-ВО", "Пол-оборота нале-ВО", "Кругом - МАРШ".
Для поворота направо, пол-оборота направо (налево, пол-оборота налево) исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой (левой) ноги. По этой команде с левой (правой) ноги сделать шаг, повернуться на носке левой (правой) ноги, одновременно с поворотом вынести правую (левую) ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.
Для поворота кругом исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде сделать еще один шаг левой ногой (по счету раз), вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счету два), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (по счету три).
При поворотах движение руками производится в такт шага.
Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приёмов, выполнение которого требует от обучаемых особой собранности, подтянутости, чёткости, согласованного движения рук и ног.
Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем, при отдании ими чести в движении, при подходе военнослужащего к начальнику и отходе от него, при выходе из строя и возвращении в строй, а также на строевых занятиях.
Последовательность обучения движению строевым шагом рекомендуется такая:
- тренировка в движении руками;
- тренировка в обозначении шага на месте;
- тренировка в движении строевым шагом на четыре счёта;
- тренировка в движении строевым шагом на два счёта;
- тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (50-60 шагов в минуту);
- тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе (110-120 шагов в минуту) по разметке строевой площадки;
- общая тренировка в движении строевым шагом по плацу без разметки;
- приём зачётов.
Рассказав о применении строевого шага, командир приступает к его разучиванию с отделением. Обучение движению строевым шагом, как и каждый новый приём, следует начинать с образцового показа и пояснения. Разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя для этого подготовительные упражнения. Показав движение строевым шагом в целом, командир отделения показывает по разделениям первое подготовительное упражнение-движение руками, а затем подает команду "Движение руками, делай - РАЗ, делай - ДВА". По счёту "делай - РАЗ" солдаты должны согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят. По счёту "делай - ДВА" обучаемые должны произвести движение левой рукой вперёд, а правой, начиная от плеча, назад до отказа. После каждого счёта командир задерживает положение рук обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки. При неправильном выполнении приёма большинством солдат отделения он подает команду "ОТСТАВИТЬ", а если ошибки допускает лишь один солдат, подаёт команду, например, "Рядовой Иванов -ОТСТАВИТЬ". После разучивания подготовительного упражнения для рук по разделениям по командам командира можно переходить к обучению под счёт самих солдат или под барабан.
Для усложнения этого упражнения к нему в последующем добавляется обозначение шага на месте (рис. 7).

После усвоения правильного положения рук командир отделения приступает к изучению следующего подготовительного упражнения-движения строевым шагом по разделениям на четыре и на два счёта.
Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счёта, командир размыкает отделение на четыре шага и, повернув его направо, командует: "Строевым шагом, по разделениям на четыре счёта, шагом - МАРШ": "РАЗ, два, три, четыре: РАЗ, два, три, четыре" и т. д. Счёт "раз" произносится громко. По предварительной команде "Шагом" солдаты отделения подают корпус несколько вперёд, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивое положение (рис. 8, а). По исполнительной команде "Марш" и по счёту "раз" они начинают движение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперёд с оттянутым носком (при этом ступня должна быть параллельна земле) на высоту 15- 20 см от земли (рис. 8, б), и ставят её твёрдо на всю ступню, отрывая в тоже время от земли правую ногу с подтягиванием её на полшага вперёд к пятке левой ноги (рис. 8, в). Одновременно с шагом обучаемые делают движение правой рукой вперёд, а левой назад до отказа (как было указано в первом подготовительном упражнении) и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли. По счёту "два, три, четыре" делают выдержку.

По следующему счёту "раз" повторяется движение, но уже с правой ноги, а по счёту "два, три, четыре" снова выдержка и т. д. После отработки подготовительного упражнения на четыре счёта командир отделения повторяет то же движение на два счёта, для чего подает команду "Строевым шагом, по разделениям на два счёта, шагом - МАРШ" и считает: "Раз, два: раз, два" и т. д. Под счёт "раз" выполняется шаг вперёд, под счёт "два" - выдержка. Если солдаты отделения допускают ошибки, следует повторить ещё раз упражнение на четыре счёта. Затем командир отделения приступает к обучению движению строевым шагом с темпом 50-60 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110-120 шагов в минуту. Для исправления ошибок рекомендуется от полного темпа движения строевым шагом снова перейти к движению по разделениям на четыре или на два счёта. В ходе тренировки отделения в выполнении приёма в целом необходимо строго выдерживать темп движения 110-120 шагов в минуту. Командир отделения, находясь в центре строевой площадки, подаёт команды. Если он замечает общую ошибку, то останавливает отделение, поворачивает его лицом к себе и, показав, как надо делать, продолжает тренировку. Если допускает грубую ошибку лишь один солдат, командир отделения отводит его на шаг в сторону, становится с ним рядом и на ходу исправляет ошибку. Обучение по разделениям и в целом может проводиться по командам и под счёт командира, самостоятельно под счёт обучаемых, а также под барабан. При обучении движению строевым шагом необходимо добиться, чтобы солдаты при движении не раскачивались из стороны в сторону. Причина раскачивания -неправильная постановка ног при движении: вместо того чтобы ставить ноги внутренней частью стоп по оси движения, ставят их в стороны, при этом центр тяжести тела с каждым шагом смещается то вправо, то влево. Если солдат при движении строевым шагом как бы подпрыгивает, ему надо указать на его ошибку и потребовать, чтобы он переносил тяжесть тела с ноги на ногу равномерно, а не рывками. Нельзя допускать при движении заноса одной ноги за другую. После устранения всех недостатков переходят к тренировке движения строевым шагом в строю отделения (взвода).
По окончании обучения движению строевым шагом командир отделения принимает зачёт от каждого обучаемого.
Перед изучением поворотов в движении целесообразно отработать движение шагом и бегом, изменение скорости движения, прекращение движения. Нормальная скорость движения шагом 110-120 шагов в минуту, размер шага 70- 80 см. Нормальная скорость движения бегом - 165-180 шагов в минуту, размер шага 85- 90 см.
Для начала движения бегом подается команда "Бегом - МАРШ". При начале движения бегом с места обучаемый по предварительной команде должен слегка подать корпус вперёд, руки полусогнуть, отвести локти несколько назад, а по исполнительной команде начать бег с левой ноги, производя свободные движения руками вперёд и назад в такт бега. Обучение бегу начинается с показа и освоения его техники в медленном темпе. Показывая технику бега, командир обращает внимание на положение корпуса и движение рук, толчок ногой, вынос её вперёд и постановку на землю. После показа обучаемые по команде командира бегут в колонне по одному вокруг строевой площадки, соблюдая дистанцию четыре шага. Командир, находясь в центре, наблюдает за их бегом, следя за правильностью выполнения отдельных элементов, указывая на ошибки и добиваясь их устранения. Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки надо полусогнуть, отведя локти несколько назад. Исполнительная команда подаётся командиром одновременно с постановкой солдатом левой ноги на землю. По этой команде он делает правой ногой очередной шаг и с левой начинает движение бегом с нормальной скоростью. Для перехода с бега на шаг подается команда "Шагом - МАРШ". Исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде надо сделать ещё два шага бегом и с постановкой левой ноги на землю начать движение шагом. При необходимости перейти с движения шагом (бегом) к шагу (бегу) на месте подаётся отрывисто и чётко команда "НА МЕСТЕ". Командир перед строем показывает шаг на месте в целом и по разделениям с объяснением: шаг на месте обозначается подниманием и опусканием ног; ногу надо поднимать на 15-20 см от земли и ставить её на землю с передней части ступни на весь след; руками производить движение в такт шага. После этого он приступает к обучению. Обучение шагу на месте производится по разделениям на два счёта по команде: "Обозначение шага на месте, по разделениям, делай - РАЗ, делай - ДВА". По счёту "делай - РАЗ" поднять левую ногу, правой рукой при этом произвести движение так, чтобы кисть её поднялась выше пряжки поясного ремня на ширину ладони и на расстояние ширины ладони от корпуса, а левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. По счёту "делай - ДВА" левую ногу поставить на землю с передней части ступни на весь след. Руки опустить, кисти сбоку и посредине бёдер. Повторяя команду, отрабатываются попеременно описанные положения правой и левой ноги (руки). При этом особое внимание обращается на положение рук и соблюдение строевой стойки. Если обучаемый при выполнении приёмов допускает ошибки, то обучение следует продолжать до устранения отмеченных недостатков. Тренировка проводится по команде "На месте шагом - МАРШ". При переходе с шага на месте к движению шагом одновременно с постановкой левой ноги на землю подаётся команда "ПРЯМО". По этой команде обучаемый делает ещё один шаг на месте и с левой ноги начинает движение полным шагом. По команде "На месте бегом - МАРШ" обучаемый выполняет бег на месте, ставя ноги на переднюю часть ступни и производя движение руками в такт бега. По команде "Прямо", подаваемой одновременно с постановкой в беге левой ноги на землю, надо сделать правой ногой ещё один шаг в беге на месте и с левой ноги начать движение вперёд. Показав технику движения шагом и бегом, перехода с шага на бег и наоборот, рассказав о ней и пояснив требования Строевого устава по их выполнению, командир приступает к тренировке разученных приёмов и действий. Убедившись, что большинство обучаемых правильно усвоили технику движения шагом и бегом, командир, указывая на недостатки отдельным обучаемым, ставит задачу на устранение их во внеучебное время, а сам приступает к объяснению и показу выполнения приёмов изменения скорости движения. Для изменения скорости движения подаются команды: "ШИРЕ ШАГ", "КОРОЧЕ ШАГ", "ЧАЩЕ ШАГ", "Ре-ЖЕ". "ПОЛШАГА", ПОЛНЫЙ ШАГ". Чтобы принять в сторону на несколько шагов в строю на месте, подается команда, на пример: "Два шага вправо (влево), шагом - МАРШ"; при этом ногу приставляют после каждого шага. Для продвижения вперёд или назад на несколько шагов подается команда, например: "Два шага вперёд (назад), шагом -МАРШ". По этой команде делают два шага вперёд (назад) и приставляют ногу. При движении вправо, влево и назад движение руками не производится. Для прекращения движения подаются команды, например: "Отделение - СТОЙ", "Рядовой Петров - СТОЙ". По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю правой или левой ноги, надо сделать ещё один шаг и, приставив ногу, принять положение "Смирно".

Содержимое страницы

Строевая подготовка , являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она закаляет волю воинов, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность и исполнительность.

Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою. Сейчас, когда подразделения и части насыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою, уровень строевой выучки должен быть особенно высок.

Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.

Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на боевой технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений и частей. Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.

В практике работы командиров обучение и воспитание составляют единый процесс и всегда между собой взаимосвязаны. Следовательно, в процессе строевого обучения подчиненных командир должен постоянно вести воспитательную работу, направленную на привитие высокой дисциплины, исполнительности и преданности Родине.

В овладении методическим мастерством решающее значение имеют умение командира анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, его систематическая работа над повышением своих знаний.

СТРОЕВОЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В веден в действие

Приказом Министра обороны

Российской Федерации

Настоящий Устав определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием ; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого знамени воинской части в строю, порядок совместного выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени воинской части; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном ​​нападении противника.

Строевые приемы без оружия ​​

Строевым уставом руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - воинские части).

Действие Устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на граждан, призванных на военные сборы.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. СТРОИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

1. Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

2. Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

3. Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

4. Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).

5. Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

6. Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

7. Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

8. Ширина строя - расстояние между флангами.

9. Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

10. Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

11. Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

12. Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.

Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в развернутый или походный строй.

13. Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Развернутый строй, как правило, применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

14. Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

15. Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

16. Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.

Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.

В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром.

Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.

17. Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.

При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия.

Например: "Автоматы на - ГРУДЬ". "Пулеметы на ре-МЕНЬ" и т.д.

Исполнительная команда (в Уставе напечатана крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего.

Например: "Взвод (3-й взвод) - СТОЙ". "Рядовой Петров, кру-ГОМ".

18. Сигналы для управления строем и сигналы для управления машиной указаны в приложениях 3 и 4 к настоящему Уставу.

При необходимости командир может назначать дополнительные сигналы для управления строем.

19. Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами (старшими) машин.

При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал "ВНИМАНИЕ", а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения.

Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом "ВНИМАНИЕ".

Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

20. Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда "ОТСТАВИТЬ". По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

21. При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.

Например: "Автомат на грудь, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ". "Направо, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА".

22. При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85 настоящего Устава. После этого в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений.

Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.

23. Построение подразделений производится по команде "СТАНОВИСЬ", перед которой указывается порядок построения.

Например: "Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ".

По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.

24. При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований "отделение", "взвод", "рота", "батальон" и "полк" указываются наименования подразделений и воинских частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.

ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРЕД ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ

25. Командир обязан:

  • указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику; при необходимости назначить наблюдателя;
  • проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (воинской части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента;
  • проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения и правильность его подгонки;
  • поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю;
  • при подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку;
  • при построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правильность крепления перевозимых (буксируемых) вооружения и военной техники и укладки военного имущества; напомнить личному составу требования безопасности; в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.

26. Военнослужащий обязан:

  • проверить исправность закрепленных за ним оружия и боеприпасов, вооружения и военной техники, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
  • аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
  • знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;
  • в строю без разрешения не разговаривать и не курить;
  • быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
  • передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.​